«Значение разминки на уроках физической культуры»
Статья: «Разминка на уроках физической культуры.»
Одним из важных условий обеспечения эффективности выполнения физических упражнений (учебных, соревновательных, тренировочных) является учёт динамики функционального состояния организма учащихся в процессе занятий. Учителю и тренеру важно хорошо представлять себе, какие изменения происходят при этом в различных органах и системах организма детей, что нужно, чтобы повысить их работоспособность и эффективность занятий.
Структурно-учебные и тренировочные занятия разделяют на три части: вводную (подготовительную), основную и заключительную. Особенно важны правильная организация и методически грамотное проведение вводной части, поскольку основные задачи, решаемые там,- постепенное подведение организма к мышечной нагрузке, психическая и физическая подготовка к ней, ускоряющий процесс врабатывания в основную работу,- во многом предопределяют эффективность всего последующего занятия. Высокие требования, внезапно предъявляемые к организму (сложные физические упражнения, большая физическая нагрузка), могут привести к ухудшению функционального состояния и даже к психическим и физическим травмам.
Какие же задачи решаются водной части занятия? Это, прежде всего, педагогическая подготовка- создание благоприятной ситуации для решения педагогических задач. Следующая задача – психологическая настройка, обеспечение психической готовности к занятиям. Не менее важна и функциональная настройка- усиление деятельности систем дыхания и кровообращения, повышения температуры тела и т.п. Большое значение имеет двигательная настройка- вхождение в темп и режим двигательных актов, достижение оптимума двигательных реакций.
Весь комплекс физических упражнений проводимых в вводной (подготовительной) части занятий с целью всесторонней мобилизации функций организма, их подготовки к выполнению предстоящих упражнений, принято называть разминкой.
Не следует путать разминку с врабатыванием- функциональными изменениями, возникающими в организме в начальном периоде работы (например, при выполнении комплекса физических упражнений для развития основных физических качеств). Чем менее подготовлен организм, тем длительный и напряжённый период врабатывания. Правильно организованная разминка облегчает процесс врабатывания и обеспечивает более высокую готовность к выполнению основной группы физических упражнений.
Различают обычную и спортивную разминку. Обычная разминка состоит из общей и специальной частей. Упражнения общей разминки должны оказывать разностороннее воздействие, в том числе создание положительного эмоционального настроя. Цель этих упражнений – повышение функции ЦНС, усиления обмена веществ, активизации систем дыхания и кровообращения. В программу такой разминки обычно включают упражнения умеренной интенсивности с постепенно возрастающей мощностью: общеразвивающие и беговые, сочетающиеся с гимнастическими, играми.
Вводная часть уроков физической культуры в школе может быть ограничена общей разминкой с использованием упражнений, которые приближены к предстоящей основной деятельности.
Каковы же особенности спортивной разминки? Главное её отличие от общей разминки, что она слагается из трёх частей.
В первой части спортивной разминки уделяют подготовке к предстоящей работе суставов, связочного аппарата, сухожилий и мышц. С этой целью в комплекс включают упражнения умеренной интенсивности. Вначале используют упражнения динамического характера с возрастающей амплитудой, причём каждое упражнение повторяют 8-12 раз. Затем выполняют несколько упражнений статического характера, продолжительностью 5-8 сек. В целом на первую часть разминки отводят около 5 мин.
Во второй части спортивной разминки в течение 5-10 мин хорошо использовать бег умеренной интенсивности.
Третья, специальная, часть включает упражнения, близкие по своей биомеханической структуре к упражнениям, выполняемым в основном разделе спортивной тренировки. Продолжительной этой разминки 15-20мин.
Как уже отмечалось, разминка оказывает существенное влияние на состояние ЦНС ученика. Увеличивается подвижность нервных процессов, улучшается восприятие и переработка информации.
Под влиянием разминки происходит подготовка к предстоящей работе суставов, связок, сухожилий и мышц. В результате повышается эластичность связок, сухожилий и мышц, улучшается гибкость суставов. Всё это предотвращает травмы, разрывы, трещины.
Одним из важных эффектов разминки является усиление работы сердца. Для повышения эффективности работы сердца необходимо увеличение не только частоты сердечных сокращений, но и его ударного объёма, что приводит к увеличению минутного объёма крови. Однако достигается это не сразу. Определённой интенсивностью обладают и функции кровообращения: достичь больших, по сравнению с состоянием покоя, величин кровообращения организм может лишь через 3-5 мин разминки.
При разминке, как правило, повышается температура тела, особенно рабочих мышц, и потому разминку называют разогреванием. Повышение температуры способствует снижению вязкости мышц, что облегчает выполнение движений с большей амплитудой и более высокой скоростью сокращения и расслабления.
Разминка мобилизирует все звенья систем дыхания и кровообращения. Раскрываются капилляры мышц, увеличивается их просвет, кровоснабжение мышцы увеличивается в десятки раз.
При разминке происходит сжатие сосудов «депо крови» селезёнки, печени, подкожной клетчатки. В результате этого увеличивается общий объём циркулирующей крови, что также улучшает кровоснабжение работающих органов, и в первую очередь мышц.
Значительно интенсифицируются при разминке и функции дыхания: возрастает частота и объём дыхания, увеличивается сеть работающих и лёгких капилляров, тем самым обеспечивается большее потребление кислорода и улучшение выведение из организма продуктов обмена.
Следует подчеркнуть, что роль разминки состоит не только в усилении готовности физиологических систем к работе, но и в повышении их взаимосвязи. Это необходимо для более эффективного выполнения двигательных действий различной сложности и интенсивности.
В заключении ещё раз подчеркнём, что значение физиологических закономерностей разминки необходимо учителю для более эффективного построения учебного процесса, повышая результативности занятий, укрепления здоровья школьников, повышения их работоспособности. Неправильно организованная разминка может дать противоположенный результат.
Список литературы:
1. Дубровский, В. И. Спортивная физиология: учеб. для сред. и высш. учеб. завед. по физ. культуре / В. И. Дубровский. – М. : Гуман. ИЦ ВЛАДОС, 2005. 462 с.
2.Ниши К. Оздоровление сосудов и крови.-СПб.: Невский проспект,2004.-124с. (Сер.: Классика естественной медицины) 3. Солодков, А. С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная : учеб. / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. 520 с.
infourok.ru
Упражнения на больших мячах. Разминка на уроке физической культуры.
Упражнения на больших мячах.
Количество,время
выполнения
Методические
указания
Примечание
1.
И.п. — сидя на мяче, руки на поясе.
1. Наклон головы право.
2.И.п.
3. Наклон головы влево.
4. И.п.
3-4 раза в
каждую сторону
Держать равновесие, плечи не поднимать
Упражнение
Укрепляет и растягивает мышцы шеи.
2.
И.п. – сидя на мяче, руки внизу.
1. Поднимаем руки вверх — вдох.
2. Опускаем руки вниз — выдох.
6 раз
Тянемся вверх,
натягиваем мышцы спины.
Растягиваем мышцы спины,
Тренируем мышцы рук.
3.
И.п. – сидя на мяче, руки в сторону.
1. Тянемся в правую сторону за прямой рукой.
И.п.
3. Тянемся в левую сторону за прямой рукой.
4. И.п.
4 раза в каждую сторону.
Дыхание
произвольное.
4.
И.п. – сидя на мяче. Упражнение на дыхание:
Дыхание животом.
4-5 раз.
Положить руки на живот. Контролируем
дыхание.
Представляем образ желтого или оранжевого теплого шарика,
«расположившегося»
в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания.
5. «Часики»
И.п. – сидя на мяче.
1,3 –наклон вправо (влево) коснуться рукой пола.
2,4 – И.п.
4 раза в каждую сторону
Таз не отрывать от мяча.
Упражнение укрепляет боковые мышцы туловища.
6. «Перекаты»
И.п. – сидя на мяче.
Перекаты стопами с пятки на носок.
Контролируем
осанку
Упражнение укрепляет свод стопы.
7. «Мост»
И.п. лежа (на спине) на полу, руки вдоль туловища, мяч чуть под приподнятыми коленями.
1-2.- Приподнять таз, опираясь на мяч ногами, а руками и плечами о пол.
3. И.п.
5 раз
Упражнение выполняем медленно. Перед выполнением проверить И.п.
Упражнение укрепляет мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и бедер.
8.
И.п. – лежа животом на мяче, опираясь на ладони и стопы.
1. Поднять правую (левую) руку прогнуться.
2. И.п.
4 раза каждой рукой.
Не отрывать ноги и опорную руку от пола.
9.
И.п. лежа животом на мяче опираясь на ладони и стопы.
1. « Переступая» руками, шагаем вперед, перекат корпусом в положение « ноги на месте»
2.И.п.
5 раз
В положении « ноги на мяче» держать их вместе, напрягая ягодицы и бедра.
10.
Упражнение на дыхание:
« Подуем на живот, как трубка станет рот»
infourok.ru
Применение сюжетных разминок на уроке физической культуры (в 1-4 классах)
Сюжетные разминки в начальной школе.
В начальной школе в вводно-подготовительной части занятия целесообразно применять сюжетные разминки. Это положительно влияет на эмоциональное состояние учеников, раскрепощает их для свободного выполнения различных движений.
Для активизации двигательной активности ребенка вовсе не безразлично, захвачен ли школьник процессом обучения или он оставляет его безразличным. Поэтому важно делать урок занимательным. Говоря о занимательности, имеется в виду не развлечение детей пустыми забавами, а занимательность форм, в которые облекаются физические упражнения. В этом смысле сюжет делает начало урока эмоционально-насыщенным.
Увлекает младших школьников выполнение движений под дидактический рассказ. Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученик сопровождают рассказ соответствующими действиями, стараясь творчески воспроизвести всю ситуацию в действии. Желательно чтобы рассказы носили тематический характер и имели стихотворную форму.
Решается, прежде всего, задача педагогической подготовки — создания благоприятной ситуации для решения педагогических задач.
Психологическая и функциональная настройка, обеспечение психической готовности и готовности организма детей к занятиям, решается, если сюжетная разминка приближена по своей теме или по двигательным действиям к тому, что предстоит сделать в основной части урока.
Сюжетно-ролевые уроки способствуют не только физическому, но и нравственному совершенствованию детей, развивают их творчество. С одной стороны, сюжетно-ролевые разминки дарят детям сиюминутную радость, с другой стороны, эти разминки должны быть направлены в будущее, должны моделировать какие-либо сказочные или жизненные ситуации. Например, беговая разминка, в которой дети имитируют движения машин по дороге. Здесь дети стараются соблюдать элементарные правила движения: уступать дорогу, быть аккуратным с окружающими, смотря на учителя, который является регулировщиком движения на «перекрестке» в центре площадки, ребята учатся быть внимательными, выполнять указания жестами, планировать свои действия.
Например, разминка «Прогулка лыжника», которая может выполняться осенью, подготавливает детей к предстоящим выходам на лыжах, так как здесь имитируются основные действия, выполняемые на уроках лыжной подготовки: одевание лыжного костюма, ботинок, переноска лыжного инвентаря, движение по лыжне.
Применение сюжетных разминок помогает сделать начало урока необычным, интересным и насыщенным в условиях ограниченного пространства. Способ проведения заключается в том, что дети повторяют действия учителя, сопровождаемые красочным, эмоциональным рассказом. Упражнения можно использовать как в движении, так и на месте.
Основную роль в проведении подобных упражнений играет артистизм и творчество преподавателя – необходимо описывать окружающую среду, настроение, сопровождающее детей и самого учителя при таких «прогулках», важно ярко представить, прочувствовать происходящую картину самому и после этого будет много проще окунуть в нее детей – «заставить» принять ее правила. Качественный и корректный юмор при комментировании окружающей среды и действий приветствуется детьми.
Примерные сюжетные разминки.
1.Беговая разминка «Паровозики».
Класс делится на «паровозики» по 3-4 человека. Первые – паровозики, остальные – вагончики, они ставят руки на плечи или на пояс впереди стоящему (можно не ставить руки, но не отрываться от впереди стоящего). По команде учителя «паровозики» начинают движение. Первая скорость – движение шагом, вторая медленный бег, третья – чуть быстрее. В конце каждый «паровозик» заезжает в своё депо – обозначенное конусами место.
2.Беговая разминка «Движение машин по перекрестку».
Класс делится по 2-3 человека – это машины. Можно положить руки на плечи или на пояс, можно просто не удаляться от водителя – первого стоящего. Учитель в роли регулировщика стоит на перекрестке. Сама дорога и в центре перекресток можно обозначить гимнастическими палками и конусами. По команде учителя машины начинают движение. Необходимо соблюдать элементарные правила движения по дороге: уступать дорогу, не разгоняться сильно, чтобы не случилось ДТП, смотреть на сигналы регулировщика и строить свой маршрут, сообразуясь с действиями окружающих. За нарушение правил можно выписывать (придумать) штрафы: машина стоит на штраф-стоянке и т.п.
3.Разминка на месте «Прогулка лыжника».
«Сначала лыжник одевает… носочки»: ножку на пятку, тянемся надеваем носочки поочередно на правую и левую ногу.
«Затем одевает… спортивный костюм»: штаны – ноги вместе, наклон, движения руками вдоль ног, и кофту: движения сверху вниз руками вдоль туловища, затем куртку: из положения руки в стороны, руки сгибаем в локтевых суставах к груди.
«Одевает… лыжные ботинки»: так же, как носочки.
«Одевает шапку»: из положения руки вверх, руки опускаются на голову.
«Одевает… перчатки»
«Берет лыжи под руку, палки в другой руке, идет на лыжню»: ходьба на месте.
«Кладет лыжи на снег, вставляет ботинки в крепления»: наклон поочередно к правой и левой ноге.
«Берет палки, начинает движение»: имитация лыжных ходов.
Заканчивается лыжная прогулка. Те же действия в обратном порядке.
Подобные разминки можно подбирать относительно конкретных условий: интересов детей, самого учителя, предстоящей темы основной части урока и т.д.
infourok.ru
Сообщение по физической культуре на тему «Для чего нужна разминка»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Топкинский технический техникум»
Учебно-методическое пособие
по физической культуре
Для чего нужна
разминка
Разработал:
Семиболомут Н.Ю.
Преподаватель ф.к.
Топки, 2017
Введение
Крайне важным этапом любого вида спорта является разминка или подготовка организма к физической нагрузке. Чаще всего разминка представляет собой комплекс различных упражнений, направленный на все группы мышц.
В профессиональном спорте разминку часто называют разогревом перед тренировкой.
Почему разминка так необходима и какое влияние она оказывает на организм?
помогает избежать травм и растяжений во время занятий спортом
мышцы и связки разогреваются, и становятся более эластичными и прочными
повышается температура тела, в результате чего улучшается кровообращение и создается оптимальный сердечный ритм
увеличивается выносливость и работоспособность организма
резкий переход к спортивным тренировкам без разминки может спровоцировать нарушение ритма сердечной деятельности, головокружение, одышку.
усиливается работа дыхательных органов, в результате организм лучше оснащается кислородом.
Виды разминки
Спортивную разминку условно можно разделить на 2 вида: общую и специальную.
Общая обычно включает 3 компонента:
слабые потягивания, чтобы почувствовать свое тело;
простая аэробная нагрузка для подготовки сердца к более серьезным упражнениям;
комплекс интенсивных статистических растяжек, который выполняется до возникновения легкого дискомфорта в мышцах
Специальная разминка зависит от выбранного вида спорта, которым человек собрался заниматься. Если это бег, то специальной разминкой будет небольшая пробежка, скорость бега постепенно должна нарастать. При силовых видах спорта можно в качестве разминки отжиматься от пола до чувства тепла в мышцах.
Основные правила эффективной разминки
Оптимальным временем для эффективной разминки является около 20 минут. Именно это время позволяет организму полностью настроиться на «рабочий» режим и избежать не нужного стресса. После разминки рекомендуют немного передохнуть (не более 10-15 минут), и только потом приступать к основной тренировке. Это правило касается и профессионального спорта.
Переход от разминки к тренировке, а от тренировки к повседневной деятельности должен быть плавным. При этом можно осуществлять контроль за частотой сердечных сокращений.
Важным является не только сам объем физической работы перед спортивными занятиями, но также интенсивность выполняемых движений и ритм их выполнения. В зависимости от этих категорий, разминка может влиять также на эмоциональное состояние спортсмена. Ритм и темп разминки может вызвать как состояние боевой готовности, так и состояние усталости и предстартовой апатии.
В тренажерном зале разминку рекомендуется начать с кардиотренажеров (велотренажеры, степперы, беговые дорожки).
Следует помнить, что комплекс разминочных упражнений подбирается индивидуально. Зависит он от уровня подготовленности и натренированности организма, поставленных перед собой результатах (любительский или профессиональный спорт), состояния здоровья.
infourok.ru