Веселая физкультминутка для детей
Веселая физминутка предназначена для организации минутки здоровья на уроке у детей. В процессе такой незатейливой веселой зарядки малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова.
Цель физкультминутки: снятие утомляемости и сонливости детей средней и старшей группы, восстановление физических сил дошкольников.
Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой веселой зарядки малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова.
Веселые физкультминутки
Веселые физкультминутки — прекрасная возможность для детей с пользой размяться между занятиями, требующими усидчивости и внимания. В этом сборнике представлены физминутки как для самых маленьких, так и для учащихся 1 класса.
Смотреть видео весёлой физминутки с анимированными героями:
Физкультминутка Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Физкультминутка Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Физкультминутка Гриша шел
Гриша шел — шел — шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два — грибок, (Наклоны вперед.)
Три — грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок.
(Шагаем на месте. Читая текст, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
Две птички
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
(Воспитатель предлагает детям изобразить этих птичек, как они летели, садились, опять летели. Дети повторяют слова вместе за педагогом.)
Дождь!
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам! (Шагаем на месте.)
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)
Град! Град! Сыплет град,
Все под крышами сидят. (Присели, хлопки в ладоши.)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.)
Долго, долго
Долго, долго мы лепили, (Руки сцеплены в замок; круговые вращения руками.)
Наши пальцы утомились. (Встряхивание кистями рук.)
Пусть немножко отдохнут (Поглаживание каждого пальчика по очереди.)
И опять лепить начнут.
Дружно руки разведем (Развели руки в стороны.)
И опять лепить начнем. (Хлопаем в ладоши.)
Дует ветер с высоты
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся.)
Физкультминутка Еле, еле
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели, (Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.)
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом, (Бег на месте.)
Тише, тише, не спешите! (Прыжки на месте.)
Карусель остановите, (Шагаем на месте.)
Раз, два, раз, два! (Хлопаем в ладоши.)
Вот и кончилась игра!
34. Физкультминутка Есть в лесу
Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши.)
Ели — елки — елочки. (Руки вверх — в стороны — вниз.)
Лежат на елях небеса, (Руки вверх.)
На елках — птичьи голоса, (Руки в стороны.)
Внизу на елочках — роса. (Руки — вниз, присели.)
За дровами мы идём
За дровами мы идём
И пилу с собой несём. (Ходьба.)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колют дрова.)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)
Лебеди
Лебеди летят, крыльями машут, (Бег с плавными движениями руками.)
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся. (Присели.)
Белые лебеди,
Лебеди летели
И на воду сели.
Сели, посидели,
Снова полетели.
Физкультминутка Лепестки
Выросли в саду цветки, (Руки плавно поднять верх, потянуться.)
Распустили лепестки.
Вдруг повеял ветерок — (Легкий бег.)
Закружился лепесток.
Ветерок их оторвет
И на землю вновь вернет. (Присели.)
Мы ногами топ-топ
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели — встали, сели — встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз — два, раз — два
Заниматься нам пора!
Мы танцуем
Мы танцуем Хлопай-топай (Шагаем на месте.)
Утром, днем и вечером!
Лучший танец — (Хлопаем в ладоши.)
Хлопай-топай, (Топаем ногами.)
Когда делать нечего… (Шагаем на месте.)
Кем бы ни был ты — отличник, (Приседаем.)
Иль совсем наоборот, (Повороты влево-вправо.)
Разучите танец этот (Хлопаем в ладоши.)
И танцуйте целый год! (Топаем ногами,)
На дворе у нас мороз
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Мы по лугу прогулялись
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Встали.)
Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)
Мишка ищет мёд
По лесу медведь идёт,
Этот мишка ищет мёд.
Он голодный, невесёлый.
Где живут лесные пчёлы? (Ходьба на месте.)
То направо повернётся,
То налево поглядит.
Где здесь рой пчелиный вьётся?
Кто среди кустов жужжит? (Повороты направо и налево.)
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два кота, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Лесная лужайка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал —
Не споткнулся, не упал. (Ходьба с высоким подниманием коленей.)
Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
Физкультминутка Ёжик
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
Физкультминутка Дети утром рано встали
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)
Для начала мы с тобой
Для начала мы с тобой
Повращаем головой. (Вращение головой в стороны.)
Поднимаем руки вверх,
Плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх.
Ну, дружочек, не ленись!
(Дети поднимают прямые руки над головой, потом опускают их вниз и отводят назад, потом снова вверх, потом снова вниз и т. д.)
Для начала мы с тобой
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем —
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Едем, едем
Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез. (Ходьба на полусогнутых ногах.)
Зайка
Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.)
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Зайцу холодно сидеть, (Присели.)
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок. (Прыжки.)
А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.
Физкультминутка Игра
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты — Ромашка, я — вьюнок,
Становитесь в наш венок. (Дети становятся в круг.)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы — ручейки,
Побежим вперегонки. (Бег по кругу.)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Становитесь в круг опять,
Будем в Солнышко играть.
Мы — весёлые лучи.
Мы — резвы и горячи.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире!
Кот Антипка
Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.)
Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх — вдох.)
В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.)
В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.)
В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)
В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.)
В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)
В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)
В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.)
В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.)
Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.)
Мы разминку начинаем
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)
Начинаем приседанья —
Раз, два, три, четыре, пять.
А теперь три раза нужно,
Как лягушки, проскакать. (Приседания — 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)
Мы шагаем друг за другом
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
(При передвижении выполняются различные виды ходьбы. Дети передвигаются легко, бегом на носках (или на месте), делая руками взмахи, повороты, имитируя движения крыльев бабочек, кружатся.)
Мы весёлые матрёшки
Мы весёлые матрёшки —
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки. (Руки согнуты в локтях, указательным палец правой руки упирается в правую щёку. При произнесении слов ладушки, ладушки дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счёт раз-два-три кружатся, руки на поясе.)
Физкультминутка Головой качает слон
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
Головою три кивка
Раз — подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два — согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три — в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре — руки шире, (Руки в стороны.)
Пять — руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
Физкультминутка Белки
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Будем в классики играть
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)
Две веселые лягушки
Видим, скачут по опушке
Две веселые лягушки,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
(Дети изображают в движении лягушек.)
Физкультминутка Дети едут на машине
Дети едут на машине, (Ходьба в парах, держась за плечи впередистоящего.)
Смотрят на дорогу —
Слева — постовой стоит, (Повороты туловища влево-вправо.)
Справа — светофор горит.
Заинька
(Музыкальная физкультминутка. Эта физкультминутка может быть проведена под музыку в обработке Н. Римского-Корсакова Заинька.)
(Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.)
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, эдак повернись.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, эдак топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, эдак попляши.
Зайки
Зайки серые сидят, (Присели.)
Ушки длинные торчат. (Показываем руками ушки.)
Вот наши ушки,
Вот наши ушки;
Ушки на макушке.
Вот бежит лисичка, (Бег на месте.)
Хитрая сестричка.
Прячьтесь, прячьтесь, (Присели.)
Зайки — попрыгайки.
По лесной полянке
Разбежались зайки. (Прыжки на месте.)
Вот такие зайки,
Зайки-попрыгайки.
Физкультминутка Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу (аист отвечает)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй (Дети делают плавательные движения руками.)
(Выполняйте вместе с ребенком движения, читая стихотворение)
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Физкультминутка А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать (приседания)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу (ходьба на месте)
(Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д.)
Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками — язык
С соской он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница —
Мама не налюбуется.
(Исходное положение – ноги на ширине плеч.)
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
(Выполняйте зарядку вместе с ребёнком, читая стихотворение)
Качи
(Поочередно касаемся головы, рук, ног)
Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах тише, тише — присесть. На словах выше, выше — встать и вытянуть руки вверх)
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте, (Бег на месте)
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали. (потянуться, руки вверх и опустить их через стороны)
Физминутка А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Дружно встали
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)
Через левое плечо. (Поворот влево.)
Дружно встали на разминку
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)
Как приятно в речке плавать!
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Клён
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клён. (Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)
Физкультминутка Листочки
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Мороз
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне Мороз,
Тронет руку, тронет нос. (Надо показать руку, нос.)
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть. (Движения.)
Загудел паровоз
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Далеко их укачу. (Дети встают и читают первую строчку. После слов Загудел паровоз говорят: Ту-ту, кладут руки на плечи впереди стоящему ученику. Так образовались паровозы, которые могут проехать по залу и вернуться на свои места. Воспитатель показывает поезда, принесенные детьми из дома.)
Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.)
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Бегут, бегут со двора
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-таки-таки, (Хлопаем в ладоши.)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)
Гусь-водомусь-гаги-гаги, (Приседаем.)
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
Свинка-толстоспинка-чахи-хряхи, (Топаем ногами.)
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)
Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)
Корова-комола-труки-муки, (Топаем ногами.)
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)
Совушка-сова
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит, (крутим головой в разные стороны)
Во все стороны глядит,
Да, ка-а-ак
Полетит! (поднимаем руки вверх)
(Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
А сейчас мы с вами, дети
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, (стойка на носках, руки вверх)
А потом руки вниз. (ладони образуют купол ракеты)
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь!
Веселые физминутки для пробуждения
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!
Просыпалка
(с самого рождения)
— Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
— Сладко, сладко потянулись.
(Тянем ручки вверх)
— Маме с папой улыбнулись.
Просыпушки
Солнышко, солнышко,
загляни в окошко.
Загляни в окошко,
разбуди Сережку.
Чтоб денек чуть- чуть был дольше,
чтобы мы узнали больше,
чтоб игрушки не скучали,
а с Сереженькой играли.
Утренняя гимнастика
Ручки-ручки — потягушки
И ладошки — похлопушки.
Ножки-ножки – топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
Ладошки и ножки,
Щёчки-цветочки –
Чмок!
(Здесь нужно просто следовать тексту, причем каждую строчку повторять столько раз, сколько нужно)
Полезные материалы
Физминутки для начальных классов в стихотворной форме
Учащиеся младших классов быстро утомляются на уроках. Для повышения работоспособности учеников, снятия мышечного напряжения, снижения усталости глаз и формирования здоровой осанки проводятся короткие физминутки. Для начальных классов используют комплексы в игровой форме, способствующие повышению настроения и работоспособности младших школьников.
Фото: YouTube
Предлагаем разминки для детей под стихотворные тексты:
«Ракета»
Физминутка «Ракета» направлена на снятие усталости и напряжения от длительного сидения за партой. Исходное положение — стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены.
Учитель читает такое стихотворение:
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете (руки поднимают вверх, ладони смыкают в виде купола ракеты).
На носки поднимись (приподняться на носках, потянуться),
А потом руки вниз (руки опускают вниз, наклоняются).
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь! .
На последних словах дети выпрямляются, руки поднимают, встают на носки, тянутся вверх.
Фото: 1skidka.com
Повторяют 2‒3 раза. Такая физминутка для детей младших классов формирует осанку, способствует снятию напряжения с плечевого пояса, расслаблению мышц рук и туловища. Комплекс целесообразно проводить на 8‒14 минутах урока в зависимости от возраста учеников и сложности учебного материала.
«Аист»
Длительное сидение за партой утомительно для ребенка. Снять напряжение в области таза поможет упражнение «Аист», которое рекомендуется выполнять во второй половине урока.
Комплекс разработан в виде игры, где дети задают вопрос аисту, а учитель, играющий роль птицы, отвечает. Хоровое произношение вопроса способствует развитию органов дыхания учеников, усилению кровотока в организме, улучшает подачу кислорода к мозгу.
Комплекс выполняется под такой речитатив:
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
Фото: YouTube
При выполнении упражнения руки держат на поясе, корпус прямой. Подъем и опускание ног выполняют медленно, плавно, без рывков. Колени поднимают как можно выше, носочки вытягивают вниз. Повторяют 3‒4 раза.
Комплекс с прыжками
К последним урокам утомляемость ребенка повышается, снижается внимание и работоспособность. На третьем уроке выполняется активная разминка для детей, включающая прыжки, потягивания, энергичные рывки руками. Учитель декламирует такое стихотворение:
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся)
Фото: uCoz
Комплекс выполняется один раз. Скорость и продолжительность каждого упражнения регулируется учителем.Время активной физминутки для детей младшей школы занимает от 1,5 до 3 минут.
Читайте также: «Билимал» для родителей: вход и авторизация
«Пингвины»
Среди комплексов, предложенных детям учителем, должны присутствовать физминутки, направленные на расслабление органов зрения. Хорошо влияет на весь организм и помогает расслабить уставшие глаза комплекс упражнений «Пингвины»:
Быстро все ребята встали (встать, руки на поясе),
Руки быстро вверх подняли (поднять руки вверх),
Быстро хлопнули 5 раз (5 хлопков руками),
А теперь морганье глаз.
Быстро-быстро поморгали (моргание 3‒4 секунды),
И ногами постучали (потопать ногами 3‒4 секунды),
Быстро влево наклонились (глубокий наклон влево),
И сейчас же распрямились (встать прямо),
Вправо-влево 10 раз (по пять наклонов в обе стороны),
Отдохнул уставший класс (бег на месте, махая руками).
Как пингвины полетели,
И за парты тихо сели.
Фото: detsad72.yaguo.ru
Комплекс выполняется один раз. Эти упражнения рекомендуют делать на уроках математики при изучении чисел первого десятка.
«Художники»
Для младших школьников целесообразно проводить дополнительные физминутки на уроках чтения, письма, математики, направленные на расслабления органов зрения. При выполнении таких упражнений дети выполняют движения глазами.
Упражнения выполняются под такое стихотворение:
Мы глазами поколдуем
Круг огромный нарисуем (дети «рисуют» глазами круг),
Нарисуем мы окно («рисуют» окно),
И большущее бревно («рисуют» бревно).
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх! (опустить глаза вниз, поднять глаза вверх).
Все зажмурились: раз-два! (крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд),
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали (поморгать глазами 3–5 секунд),
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперед –
Это мчится самолет. (смотреть прямо перед собой).
Раз моргнули, два моргнули (поморгать глазами 3–5 секунд) —
Наши глазки отдохнули!
Фото: 7я.ру
При выполнении необходимо следить, чтобы ученики делали движения исключительно глазами и веками. Повороты головы не допускаются.
«Крошечка-Хаврошечка»
Физкультминутка на уроке обладает двойной эффективностью, если перекликается с темой урока. Разминка для детей под названием «Крошечка-Хаврошечка» используется на уроках развития речи, математики, природоведения.
Учитель зачитывает такой текст и выполняет с детьми упражнения:
Столько раз, друзья, присели,
Сколько дней у нас в неделе (присесть 7 раз),
Мы подпрыгнем столько раз
Сколько у Трехглазки глаз (прыжки на двух ногах 3 раза).
Столько сделаем наклонов,
Сколько елочек зеленых (наклоны вправо-влево 4 раза).
А притопнем столько раз,
Сколько девочек у нас (топать ногами столько раз, сколько в классе девочек);
А прихлопнем столько раз,
Сколько мальчиков у нас (хлопать в ладоши столько раз, сколько в классе мальчиков).
Фото: veselajashkola.ru
После выполнения учитель задает вопросы по нумерации в пределах 20 на уроках математики, уточняет количество дней в неделе на уроках природоведения, просит у детей назвать главных героев сказки на уроках развития речи.
Выполняя с детьми занимательные развивающие физминутки, учитель помогает детскому организму получить заряд бодрости и энергии, снимает напряжение, повышает способность воспринимать учебный материал.
Читайте также: Образование в Японии: интересные факты
www.nur.kz
Гимнастические упражнения для школьников
Гимнастика для школьников вовсе не предполагает сложные упражнения на подобии спортивной гимнастика. Это комплекс упражнений, похожий на производственную гимнастику. Ведь ученики сидят за школьной партой, потом сидят дома, делая уроки, после уроков сидят за компьютером. Если ученик не занимается спортом, и ведет сидячий образ жизни, который сопряжен с умственным и психологическим напряжением, его здоровье может серьезно ослабеть. Психологическое и физическое развитие предполагает гармоническое сочетание физической нагрузки и умственной деятельности. На уроках физкультуры можно делать упражнения на брусьях, перекладине, акробатические движения на матах, но для этого нужны снаряды, за безопасностью должен следить квалифицированный инструктор.
Польза физической нагрузки
Гимнастика для школьников способствует развитию костной структуры и внутренних органов, укрепляет иммунитет. Уроков физкультуры недостаточно для ведения здорового способа жизни, поэтому ребенка нужно приобщать к физическим упражнениям в домашних условиях.
Можно сделать гимнастическую стенку, купить боксерскую грушу, заставить играть футбол во дворе. Но занятия нужно проводить регулярно, и лучшее время для несложных физических упражнений — утро, когда можно проделать несложный комплекс утренней гимнастики. Гигиена школьного образования часто требует делать перерывы между уроками для физических упражнений, поэтому комплекс подойдет и для школьных физкультурных минуток.
Школьникам также полезно закалять организм с помощью утренних пробежек, обливания холодной водой. Но нагрузки нужно делать постепенно, чтобы организм усиливал свою защиту, привыкая к неблагоприятным факторам.
Простой комплекс физической нагрузки
Делать упражнения лучше на свежем воздухе или в проветриваемом помещении, лучше под музыкальное сопровождение. Исходное положение — ноги на ширине плеч.
- Руки вдоль туловища, вдыхая воздух, поднимаем руки, выдыхая, опускаем.
- Медленно вращаем головой в одну и другую сторону. Также делаем наклоны головы, стараясь коснуться ухом плеча.
- Ладони на плечах, совершаем круговые движения локтями.
- Руки на поясе, наклоняемся вправо и влево.
- Ноги расставляем пошире и наклоняемся вперед, касаясь пальцами рук пола.
- Приседаем с полностью прижатыми к полу стопами.
- Прыгаем на месте.
Конечно, можно делать более сложные упражнения, заниматься на турнике или делать акробатические упражнения, но минимальный комплекс упражнений поможет сделать физическую нагрузку доступной всем, с минимальными усилиями поддерживать организм в тонусе.
На уроках физкультуры
На уроках физкультуры учатся делать упражнения посложнее, ведь там есть специальные условия — мягкое покрытие, спортивные снаряды. Хорошо, если в программу физкультуры включена гимнастика, тогда школьник может получить заряд здоровья и физического развития, ведь гимнастика развивает всесторонне.
Фактически в школе можно изучать элементы спортивной гимнастики, делать упражнения на бревне, разновысоких и параллельных брусьях, изучать элементы акробатики. Но в обычных школах пока недостаточно наработок по изучению этого спецкурса, также недостаточно оборудования и инструкторов для изучения этого вида спорта обычными школьниками. Но если позволяет материально-техническая база, нужно обязательно применять разные гимнастические приемы, которые будут позитивно влиять на физическое и психологическое развитие детей.
Особенно нужно позаботиться о безопасности — должны быть мягкие маты при выполнении акробатических упражнений, на опорных прыжках учитель должен страховать, удерживая ученика за кисть и спину во время приземления. Гимнастика сопряжена с травмами в профессиональном спорте. В школьных условиях возможно их избежать, если проводить инструктаж по безопасному исполнению гимнастических трюков.
Приводим примерные упражнения для школьников, которые можно делать в случае, если гимнастическая дисциплина включена в программу обучения. Список упражнений может приблизительно ориентировать учителя, который составляет собственную программу, исходя из собственных навыков и технической базы спортивного зала. Но если получится внедрить хотя бы часть упражнений, школьники и родители будут благодарны за творческий подход к работе, ведь такие уроки физкультуры больше напоминают занятия в спортивной школе.
gimnastikasport.ru
Методическая разработка по физкультуре на тему: РАЗМИНКА В ДВИЖЕНИИ
РАЗМИНКА В ДВЖЕНИИ
Стандартное начало подготовительной части урока физической культуры предполагает ходьбу и бег в колонне по одному с последующим перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений. Но для большей плотности, разнообразия и эмоциональности урока полезно использовать также разминку в движении. Такая форма занятий требует значительной выносливости школьников, но учитель всегда может регулировать длительность и темп выполнения упражнений.
Разминка в движении, не исключающая в дальнейшем упражнения на месте, опробовалась нами при занятиях с детьми разных возрастов: в детском саду, в школе, на спортивных секциях и тренировочных сборов. Контроль за состоянием занимающихся осуществляется визуально, а также измерениями пульса и давления.
Каждый учитель легко определит уровень допустимой нагрузки для учеников разного возраста, проведя несколько раз разминку в движении. По нашим наблюдениям, частота пульса учащихся:
— 1-2 классов не должна превышать 114-120 уд / мин
— 3-4 классов не должна превышать 120-126 уд / мин
— 5-6 классов не должна превышать 132 уд / мин
— 7-8 классов не должна превышать 138 уд / мин
Ученикам 9-11 классов частоту пульса желательно держать в границах 138-156 уд / мин.
На занятиях в спортивных секциях с подготовленными учениками старших классов следует иметь в виду, что частота пульса у них может подниматься до 164 уд / мин. Проводить замеры удобнее всего за 10 сек, умножив потом результат на 6.
Все предлагаемые упражнения хорошо известны, мы только разбили их на группы, из которых каждый учитель может составить комплекс для конкретного урока.
Разминка в движении начинается с маршировки в колонне по одному или по два, с ходьбы на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Использовать ли на одном уроке все эти упражнения или же выбрать некоторые из них, решает учитель. Комплекс составляют таким образом, чтобы беговые упражнения чередовались со спокойной ходьбой, и чтобы после отдыха в 10-15 сек, выполнить упражнения для развития мышц рук, как более простые и позволяющие восстановить дыхание.
- УПРАЖНЕНИЯ В ХОДЬБЕ.
А. Для развития мышц плечевого пояса
1. Хлопки над головой, руки вниз.
2. Три пружинистых рывка руками вверх-назад, руки вниз.
3. Одна рука вверх. Рывок руками назад с последующей сменой позиции рук.
4. то же. Четыре рывка руками назад с последующей сменой позиции рук.
5. Три пружинящих рывка прямыми руками в стороны (кисти рук чуть выше плеч), руки вниз.
6. Руки в стороны. Скрестным движением рук перед грудью обнять себя за плечи (локти чуть выше плеч), руки в стороны.
7. Руки к плечам. Четыре вращения руками вперед, четыре-назад.
8. Четыре вращения вперед и назад прямыми руками.
9. Руки вперед. Четыре вращения предплечьями вперед, четыре назад.
10. Руки в стороны. Четыре вращения сжатыми в кулаки кистями вперед, четыре-назад.
11. руки перед грудью. Одноименные пальцы правой и левой руки упираются друг в друга («ШАЛАШИК»). Три пружинящих приближения ладоней друг к другу. На счет «4» — встряхнуть кистями.
Б. Для мышц туловища
1. Два шага, два пружинящих наклона вперед.
2. Руки перед грудью, хватом за пальцы. Повороты в сторону впереди поставленной ноги (локти чуть выше плеч).
3. То же, но руки за головой.
4 То же, но руки над головой, хватом за пальцы.
5. Одна рука вверх. Наклон в сторону впереди стоящей ноги ( рука помогает выполнить более глубокий наклон).
В. Для мышц ног
1. два шага, два приседа, руки на колени.
2. Ходьба «гусиным шагом».
3. Прыжки на обеих ногах с продвижением вперед.
4. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.
5. Прыжки в приседе с продвижением вперед.
6. Прыжки в приседе влево-право с продвижением вперед.
7. Прыжки влево-вправо, два вперед.
8. Прыжки в приседе: три вперед, один назад.
9. Ходьба с выпадами.
10. Многоскоки с движением рук снизу-вверх и продвижением вперед.
11. Прыжки с танцевальными движениями «Польки».
12. Прыжки с танцевальными движениями «Летки-енки».
13. Прыжки ноги в стороны вместе с продвижением вперед.
Г. Для смешанных групп мышц
1. Ходьба на четвереньках.
2. Упор сидя сзади. Продвижение ногами вперед(«каракатица).
3. Из упора присев поставить руки вперед и толчком обеих ног прийти в упор присев («лягушка»).
4. Хождение на руках (партнер держит за ноги, затем смена ролей).
5. Шаг, второй шаг с поворотом на лево (направо) – упор присев, упор лежа – упор присев, встать с поворотом по направлению движения (количество повторений определяет учитель).
6. То же, но после упора лежа отжаться заданное для мальчиков и девочек количество раз.
7. То же, но после упора лежа – ноги в стороны вместе, заданное количество раз (выполняется под счет учителя).
2. УПРАЖНЕНИЯ В БЕГЕ.
1. Бег приставными шагами левым, правым боком по направлению движения.
2. То же. Два шага левым боком, два шага правым боком по направлению движения.
3. То же. Один шаг левым боком, один шаг правым боком по направлению движения.
4. Бег скрестным шагом левым и правым боком.
5. Бег спиной вперед.
6. Бег с поворотами по сигналу на 360 градусов, продолжение бега в прежнем направлении.
7. Бег с поворотами по сигналу на 180 градусов и продолжение бега в обратном направлении.
8. Бег, руки в стороны, сжимая и разжимая пальцы в кулаках.
9. Бег, руки в стороны. Скрещение прямых рук перед грудью.
10. Кисти рук в «замке». Бег, выпрямляя руки, ладонями наружу, и сгибая руки, ладонями к груди.
11. Бег, поднимая прямые ноги вперед.
12. Бег, высоко поднимая бедро.
13. Бег, забрасывая голень назад.
14. Бег. С ударами ладонью по пятке, забрасываемой назад. Согнутой в колене ноги.
15. Ритмический бег с хлопками. Счет: «шаг, шаг, два хлопка!».
16. фигурный бег по диагонали, противоходом, «змейкой».
17. Игра «Стань направляющим!» Ученики бегут в колонне по одному с дистанцией между каждым 1,5 метра. По сигналу учителя замыкающий начинает ускорение, пробегая «змейкой» между впереди бегущими; и становится направляющим. Новый занимающийся начинает ускорение по сигналу учителя через 5 сек. Для экономии времени можно бежать двумя колоннами.
ПОВТОРИМ: сколько и каких упражнений должно войти в каждый комплекс, решает учитель. Например, комплексы для 1 и 9 классов могут выглядеть так (приводим индексы и номера упражнений).
1 класс. 1 – А – 1, равномерный бег, 2 – 1, 1 – А – 2, 1 – Б – 2, равномерный бег, 2 – 5, равномерный бег, 2 – 6, 1 – Г – 1, 1 – Г – 2, равномерный бег, 2 – 16, 2 – 8, 2 – 17, равномерный бег, 1 -А – 7, 1 – А – 8, 1 – Б – 1, 1 – В – 5, равномерный бег, 2 – А – 6, равномерный бег, 2 – 9, равномерный бег. 2 -А – 6, равномерный бег с переходом на ходьбу.
9 класс. 1 – А – 4, 1 – Б – 1,2,3; 1 – В – 1,2; равномерный бег, 1 – В – 4, равномерный бег, 1 – В – 6, равномерный бег, 2 – 1, равномерный бег, 2 – 4, равномерный бег, 1 – А – 7,8,9; 1 – В – 8, равномерный бег. 1 – А – 10, 2 – 14, 2 – 5,6; равномерный бег с переходом на ходьбу.
Время, отводимое на проведение комплекса упражнений, также определяет учитель. В зависимости от задач урока, подготовленности и возраста учащихся оно может варьироваться в пределах 5 – 15 мин.
Разумеется, в предлагаемый комплекс учитель может добавлять свои упражнения. Надо только проследить, чтобы их было удобно выполнять под счет или команды учителя в ритме счета.
Для старших школьников комплекс можно усложнить, включив в него преодоление препятствий. Например, это могут быть прыжки на одной или обеих ногах через поставленные поперек спортивного зала гимнастические скамейки, бег по скамейкам, бег между поставленными поперек зала гимнастическими скамейками.
Препятствия не должны нарушать равномерность движения занимающихся. Разрабатывая комплекс упражнений разминки в движении, мы попробовали включить в него проползание по гимнастическим скамейкам на груди, подтягивая себя руками. И ритм движения сразу нарушился из – за неодинаковые скорости проползания по скамейкам учеников. Аналогичная картина возникла при передвижении учеников по рейкам гимнастической стенки: у препятствия стала собираться очередь, ожидающим, получившим дополнительный отдых, нечем было заняться. И вместо фронтальной разминки в движении получился поточно – групповой метод работы по станциям. Смысл же предлагаемого комплекса упражнений – в непрерывном и постепенном увеличении нагрузки, развитии выносливости и проработки основных групп мышц, что необходимо для более эффективного проведения дальнейших занятий.
Разминка в движении очень удобна при проведении уроков на школьных площадках, в парках и на стадионах, так как она не требует времени на различные перестроения. Выход учеников на улицу и возвращение в школу занимают не менее 5 минут, и с этим приходиться считаться. Разминку же в движении можно начинать при подходе к месту занятий (если это место находится вне школы), оставляя тем самым больше времени для основной части урока.
nsportal.ru
Физминутки( разминки для детей на уроках)
Физминутки
ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ
Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!
ФИЗМИНУТКИ ОБЫКНОВЕННЫЕ
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И опять за парту — плюх!
В огороде рос подсолнух
Вот такой, вот такой!
В огороде рос подсолнух
С ярко-жёлтой головой.
Головою он вертел,
Всё увидеть сам хотел.
Что подсолнух видел там
Он сейчас расскажет нам.
— А теперь все тихо встали…
— А сейчас мы в лес пойдём…
— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо. (качаются)
Ветер, тише, тише, тише. (приседают)
Деревцо все выше, выше. (выпрямляются)
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
infourok.ru
Читать книгу Физкультминутки. 50 упражнений для начальной школы Ирины Андржеевской : онлайн чтение
Ирина Юрьевна Андржеевская
Физкультминутки: 50 упражнений для начальной школы: пособие для учителя
2-е издание
© Андржеевская И. Ю., 2012
© Художественное оформление ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2012
Введение
О пользе физических упражнений для детей говорить не будем, она очевидна. А вот на необходимости разнообразия в этих упражнениях, особенно если они проводятся в игровой форме, остановимся подробнее. Она вызвана двумя причинами:
1. Детям быстро надоедают одни и те же упражнения.
2. Разнообразные физкультминутки обогащают двигательный и физкультурный опыт детей.
Не нужно требовать от детей точного выполнения упражнений. Главное – хорошо расслабиться и активно подышать. Иногда нужно использовать и более интенсивные упражнения: прыжки, приседания, бег на месте (30–40 секунд). Физкультминутка должна быть радостной и интересной для детей.
Дыхательная гимнастика способствует углублению и учащению дыхания, усиливает газообмен, повышает возбудимость коры головного мозга, активизирует детей на уроке, повышает их внимание. Гимнастика для глаз снимает утомление глазных мышц. Гимнастика для ушей улучшает общее самочувствие, активизирует слух и косвенно влияет на зрение. Гимнастика для мышц шеи стабилизирует мозговое кровообращение, снимает напряжение с мышц шеи.
Все упражнения проводите в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Если на уроке провести проветривание проблематично, не забывайте проветривать класс на перемене.
Предложите детям продолжать делать игровые физкультминутки на переменах, во дворе с друзьями или дома с родными. Вы убедитесь, что дети с радостью будут повторять их не только в школьных стенах.
Физкультминутки, которые выполняются под короткие стишки, можно повторять несколько раз подряд.
Условное обозначение:
ИП: исходное положение.
1. Любознашки
Гимнастика для мышц шеи
ИП: сидя за партой. Упражнения выполняются медленно, на каждый слог одно движение.
Как мне нравится учиться, (наклоны головы вверх-вниз)
Изучать весь мир вокруг! (повороты головы направо-налево)
С каждой новою страницей (наклоны головы вправо-влево)
Все понятней стало вдруг. (круговые движения головой по одному разу в одну и в другую сторону)
2. С удовольствием учись!
Общеукрепляющая гимнастика
Общеукрепляющие упражнения для снятия напряжения с мышц туловища. С помощью этой физкультминутки можно повторить некоторые правила поведения на уроке. Она поможет позитивно относиться к учебной деятельности, даст возможность лишний раз улыбнуться.
ИП: стоя возле парты, руки сложены перед грудью.
Упражнения выполняются медленно, на каждый слог одно движение.
На уроке не зевай, (руки разводят в стороны и опять складывают перед грудью)
Размышляй, запоминай, (руки разводят одну вверх, другую вниз и опять складывают перед грудью)
Слушай все внимательно (одна рука с поднятым вверх указательным пальцем делает «грозящие» покачивания, потом другая)
И учись старательно. (поднимают над головой сложенные руки)
Если хочешь ты сказать, (повороты в стороны со сложенными перед грудью руками)
Нужно руку поднимать! (поднимается по очереди правая и левая рука, как на уроке)
Отвечая, поднимись, (подъем на носочках)
Не сутулься, улыбнись! (расправили плечи, улыбнулись)
А потом опять садись. (приседания, руки по-прежнему перед грудью)
С удовольствием учись! (похлопали в ладоши)
3. Я иду-иду-иду…
Разминка
ИП: стоя возле парты.
Можно повторить несколько раз. Упражнения выполняются в умеренном темпе.
Я иду-иду-иду (ходьба на месте)
И знакомлюсь на ходу! (ходьба на месте, покачивание руками, вытянутыми перед собой в замке)
Все знакомства, как монетки,
Я в копилочку кладу! (присели на корточки)
4. Дорога в школу
Общеукрепляющая гимнастика
Общеукрепляющие упражнения для снятия напряжения с мышц туловища. Ходьба на месте с разными движениями руками: вверх-вниз, в стороны, вперед-назад, одновременно и поочередно. Далее под стихотворение повороты, наклоны, приседания, прыжки на месте и опять спокойная ходьба на месте.
ИП: стоя возле парты.
Упражнения выполняются в умеренном темпе.
Мы шагаем, ноги выше,
Руки вверх до самой крыши,
Потянулись-потянулись!
Влево-вправо оглянулись,
Наклонились, еще ниже.
Голову к коленкам ближе.
И присели осторожно,
Наклонить головку можно,Встали, дышим глубоко,
И попрыгали легко,
И опять шаги на месте,
Улыбаемся все вместе!
5. Чтоб расти-расти-расти!
Успокаивающая разминка в коридоре
Если урок проводится в форме экскурсии по школе, можно провести успокаивающую физкультминутку.
ИП: стоя у стены.
Предложите детям встать в школьном коридоре у стены, выпрямиться, прижаться лопатками к стене, закрыть глаза и так постоять, считая про себя до 10. Затем потянуться вверх руками и всем телом и еще сосчитать до 5 в таком положении. Затем глубоко вдохнуть и выдохнуть несколько раз. Все эти упражнения мы предлагаем вам выполнять под стихотворение, которое вы негромко проговариваете, проходя мимо детей. Можно несколько раз повторить каждое четверостишие. После физкультминутки спокойно продолжайте экскурсию.
Мы прижали к стенке пятки,
Руки, голову, лопатки,
Глазки в пол перевести
И считать до десяти.
Руки вверх потянем дружно,
Нам расти большими нужно.
И считаем до пяти,
Чтоб расти-расти-расти!
Руки вниз, встряхнуть легко,
И подышим глубоко.
Постояли, отдохнули
И, конечно, улыбнулись.
6. Потянулись, улыбнулись…
Общеукрепляющая гимнастика
Общеукрепляющие упражнения для снятия напряжения с мышц туловища. Этот комплекс упражнений можно выполнять в течение двух недель подряд и использовать его многократно в течение учебного года.
ИП: стоя возле парты.
Темп медленный, на каждый слог одно повторяющееся движение.
Потянулись, улыбнулись,
Покрутили головой,
Руки за спину, прогнулись,
Изогнулись тетивой.
Руки в боки, повороты,
Что там сзади – поглядим!
А теперь мы – самолеты!
Машем крыльями родным!
Сели-встали, сели-встали
И попрыгали легко.
Мы нисколько не устали,
Дышим ровно, глубоко.
7. Ветерок
Дыхательная гимнастика
ИП: сидя за партой.
Поднять голову вверх – глубокий вдох. Опустить голову на грудь – выдох (подул тихий ветерок). Повторить 8 раз.
В чистом поле теремок,
Дует тихий ветерок.
Он не низок, не высок,
Дует тихий ветерок.
Из трубы идет дымок,
Дует тихий ветерок.
Высоко растет вьюнок,
Дует тихий ветерок.
Посмотри за бугорок,
Дует тихий ветерок.
Уплывает вдаль челнок,
Дует тихий ветерок.
Резво скачет скакунок,
Дует тихий ветерок.
Улетает соколок,
Дует тихий ветерок.
8. Испорченный телефон
Игра-разминка
Эту игру можно использовать в качестве физкультминутки. При этом легче закрепляются новые понятия, запоминаются правила.
ИП: сидя за партой.
Шепотом скажите каждому ребенку, сидящему за первой партой, необходимую фразу. По вашей команде все дети, сидящие за первыми партами, поворачиваются к сидящим за ними и также шепотом повторяют фразу. По цепочке фраза доходит до последних учеников в ряду. Они встают и вслух произносят ее. Можно каждому ряду говорить новую фразу. Ряд-победитель получает право на еще одну дополнительную фразу. Например:
Человек – часть природы и часть общества.
Природа и общество – это окружающий мир.
Природные объекты созданы природой.
Искусственные предметы создал человек.
Растения – это живая природа.
Растениям для жизни нужны воздух, вода, тепло и свет.
Корень, стебель и лист – это части растения.
9. Съедобное – несъедобное
Игра-разминка
ИП: стоя возле парты.
Игра обычно проводится с мячом. Но в классе мы рекомендуем вам использовать маленькие бумажные мячики-комки. Заготовьте заранее несколько десятков мячиков, чтобы не гоняться за каждым убежавшим, их можно собрать в конце игры. Игра хорошо развивает как реакцию, так и скорость мышления. Дети становятся рядом с партой, вы (а позже и водящий ребенок) кидаете мяч. В момент броска водящий называет имя ребенка, которому бросает мяч, и произносит слово, являющееся названием предмета. Например: Виталию – лампа, Люде – иголка, Алле – котлета… Если слово означает съедобный предмет, то игрок должен поймать мяч, если нет – оттолкнуть.
10. Дворники машинные…
Гимнастика для глаз
ИП: сидя за партой. Руки на ширине плеч лежат на парте.
Темп медленный, одно движение на каждый слог.
Дворники машинные стекла очищают.
В дождь любой работают, устали не знают.
(водят глазами по горизонтали справа-налево и слева-направо)
Сядут утки на воду и опять взлетают,
Меткие охотники вверх и вниз стреляют.
(колебательные движения глазами по вертикали вверх-вниз и вниз-вверх)
Стрелочка на часиках бегает, летает,
Девочки и мальчики о космосе мечтают.
(круговые вращательные движения глазами слева-направо и справа– налево)
iknigi.net
Будь здоров: упражнения для детей
Упражнения для детей
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос здоровым, но одного желания для этого явно мало.
Чтобы организм ребенка был крепким и мог противостоять инфекциям, необходимо всеми возможными методами повышать его иммунитет– следить за питанием, вместе с малышом вести активный образ жизни и регулярно выполнять физические упражнения.
К сожалению, маленькие дети не осознают пользу физической активности и необходимость выполнения тех или иных упражнений, поэтому необходимо побуждать их к занятиям фитнесом. Но не нужно принуждать ребенка делать что-то через «не хочу». Самое главное – заинтересовать его, превратив фитнес в игру и развлечение.
Прежде всего избегай монотонных занятий, которые могут быстро надоесть ребенку. Больше всего дети любят активные упражнения, в ходе которых им нужно совершать множество движений, сопровождая их различными звуками – песенками, кричалками и забавными стишками. Именно поэтому упражнения для детей должны быть разнообразными и веселыми.
Если у ребенка что-то не получается, попробуй делать упражнения вместе с ним, а в случае положительного результата всегда хвали и поощряй – таким образом ты дашь малышу стимул для дальнейших занятий.
Так же, как и занятия фитнесомдля взрослых, детские тренировки делятся на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. Или, другими словами, на разминку, активную часть и растяжку.
Тренироваться следует начинать с одного подхода из нескольких повторений для каждого упражнения. Когда ты поймешь, что ребенок с легкостью выполняет данные упражнения, можно постепенно увеличивать нагрузку. Между подходами нужно отдыхать примерно 20–30 секунд.
Упражнения для детей: разминка
Ходьба, бег и прыжки – лучшие упражнения для разминки! Подготовительная часть чаще всего длится 10–15 минут.
Сначала можно медленно походить в течение 1–3 минут. Можно чередовать обычную ходьбу с ходьбой на носочках и на пяточках.
Затем следует бег на месте в течение 1–3 минут. Можно также чередовать сначала бег с высоким поднятием коленей и, наоборот, с захлестом голени.
Затем следуют прыжкина месте на обеих ногах, прыжки на одной ноге по очереди. Во время этого упражнения руки должны быть на поясе.
Упражнения для детей: основная часть
Основная часть занятий длится 20 минут и более и включает в себя активные упражнения.
Упражнение «Потягушки»
Исходное положение – стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вверх на ширину плеч, пальцы развести, встать на носки, потянуться – вдох. Расслабив мышцы, возвратиться в исходное положение – выдох. Повторить 4–5 раз. Чтобы ребенкубыло интересней, можно повторять: «Потягушки-потягушки, потянулись-потянулись, до солнышка дотянулись».
Упражнение «Рубим дрова»
Исходное положение – стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки подняты вверх, а ладони сцеплены в «замочек». На выдохе нужно опустить руки вниз так, как будто рубите дрова, приговаривая «ух». Повторить 10 раз.
Упражнение «Повороты»
Исходное положение – стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Сначала поворот верхней частью туловища в одну сторону и возвращение в исходное положение, а затем – в другую. Повторить 8–10 раз.
Упражнение «Приседания»
Исходное положение – стоя прямо, ноги вместе. Необходимо медленно присесть, вытянув руки перед собой – выдох, а затем быстро выпрямиться, вернуться в исходное положение – вдох. Выполнить 5–6 раз.
Упражнение «Взмахи руками»
Исходное положение – стоя прямо, ногивместе, руки прямые и разведены в разные стороны. Нужно крутить руками в плечах в течение 1–2 минут вперед и назад, а затем повторить эти же движения, согнув руки в локтях.
Упражнение «Крутим головой»
Исходное положение – стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Ребенок должен вращать головой по кругу в одну сторону 3 раза, сделав 3 полных круга, и столько же в другую.
Упражнения для детей: растяжка
Детям, как и взрослым, рекомендуется заканчивать занятия фитнесомупражнениями на растяжку.
Упражнение «Наклоны»
Исходное положение – стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Не сгибая колен, нужно попытаться коснуться пальчиками пола, а затем вернуться в исходное положение. Повторить упражнение5–10 раз.
Упражнение «Растяжка»
Исходное положение – сидя на полу, ноги врозь, выпрямлены, руки сзади упираются в пол. Нужно не сгибая колен дотянуться до пальчиков ног и вернуться в исходное положение, выпрямив спину.
Автор: Катерина Капустина, специально для WomanJournal.ru
www.wmj.ru