Череповецкий молодёжный центр

Menu
  • Упражнения
  • Витамины
  • Питание
  • Здоровье
  • Зож
  • Советы специалистов
Меню

Рукопашный бой это вид спорта – Каким видом спортом является рукопашный бой? Например самбо или айкидо ну скажите где изучают трюки уличной драки? спс

Posted on 18.09.202027.01.2020 by alexxlab

Содержание

  • Универсальный бой — Википедия
      • Чемпионаты Европы[править | править код]
      • Чемпионаты мира[править | править код]
  • Ножевой бой — Википедия
        • Филиппинские боевые искусства[править | править код]
        • Восточные единоборства[править | править код]
      • Современные школы[править | править код]
        • Армейская система[править | править код]
        • Спортивный ножевой бой[править | править код]
        • Прикладной ножевой бой[править | править код]
  • РУКОПАШНЫЙ БОЙ спортивно-оздоровительного этапа
  • Славянский стиль самозащиты — Википедия
  • История рукопашного боя в России
      • Немного истории
      • Современное время
  • Кулачный бой на Руси — Википедия
      • Правила и виды кулачного боя[править | править код]
      • Сроки проведения кулачных боёв[править | править код]
      • Борьба с кулачным боем[править | править код]

Универсальный бой — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июня 2017; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июня 2017; проверки требуют 9 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Бой.
Универсальный бой
Категория Комбинированные виды спорта
Инвентарь Спортивная куртка с поясом, штаны специального покроя, специальная обувь, защитные приспособления (перчатки, футы, шлем, капа, щитки, раковина)
Год 1997
Чемпионат мира 2000 год
Название Международная любительская Федерация «Универсальный бой» (ФИАУ)
Год основания 2000 год
Глава федерации Новиков, Сергей Петрович
Веб-сайт unifight.ru
Портал:Боевые искусства

Универсальный бой (Русский бой) (англ. Unifight) — комплексный вид спорта, включающий в себя преодоление полосы препятствий, метание ножей, стрельбу и рукопашный бой.

Был создан в 1996 году. Первоначально назывался «Русский бой». У истоков этого вида спорта стоял олимпийский чемпион по борьбе дзюдо, кандидат педагогических наук Сергей Петрович Новиков. Концепцию и правила нового вида спорта подготовил полковник ФСБ Валерий Иванович Харитонов. Поддержку новому виду спорта оказал главнокомандующий Внутренних Войск МВД России Анатолий Афанасьевич Шкирко

[1].

В 1997 году российское телевидение начало пропагандировать этот вид спорта в программе «Русский бой». Соревнования вызвали большой интерес в России и за её пределами[1]. Особо заинтересовались этим видом спорта представители силовых структур и спецподразделений.

На международной арене этот вид спорта получил название «Универсальный бой». В 2000 году в Виннице состоялся учредительный конгресс Международной любительской Федерации «Универсальный бой» (ФИАУ). Федерация была зарегистрирована 12 декабря того же года в Париже. Президентом федерации был избран Сергей Новиков.

Впоследствии была создана Международная любительская федерация «Зимний Унифайт»(FIAWU), президентом которой также является Сергей Новиков

[2].

Национальные Федерации универсального боя созданы в целом ряде стран СНГ, бывшей Югославии, Чехии, Румынии, Болгарии, Франции и других[1]. Членами Международной любительской федерации являются 32 страны, проведено 13 чемпионатов мира[2].

В 2000 году в Оренбурге был проведён первый чемпионат мира среди мужчин. В 2007 году в Баку был проведён первый чемпионат мира по универсальному бою среди женщин.

Первый этап представляет собой прохождение полосы препятствий. Она может состоять из 7—10 этапов в зависимости от возраста участников и ранга соревнований. В неё могут входить лабиринты, бумы, заборы, сетки, лестницы, барьеры и другие препятствия

[3].

После прохождения полосы участники стреляют в цель из пневматического пистолета или пейнтбольного ружья. Затем следует метание в цель ножей. Участники моложе 13 лет вместо стрельбы и метания ножей мечут в цель теннисные мячи[3]. Спортсмен, первым преодолевший полосу препятствий, получает 1 очко.

Через одну минуту после первого этапа следует второй, включающий в себя поединок на ринге или татами. В ходе поединка разрешаются удары, броски, удушения и болевые приёмы. Для участников до 13 лет ударная техника запрещена. Число раундов и их продолжительность зависят от возраста и квалификации участников, этапа соревнований и их ранга. За каждый выигранный раунд спортсмен получает 1 очко. В случае чистой победы встреча заканчивается досрочно. Победа в двоеборье присуждается бойцу, одержавшему досрочную победу на полосе препятствий или в поединке. В противном случае победителем становится спортсмен, набравший в сумме двух видов двоеборья большее число очков

[3].

Чемпионаты Европы[править | править код]

???

Чемпионаты мира[править | править код]

  • 2000 — Оренбург, 16 стран;
  • 2001 — Самара, 20 стран;
  • 2002 — Санкт-Петербург, 21 страна;
  • 2003 — Киев, Украина, 25 стран;
  • 2004 — Подгорица, Сербия, 31 страна;
  • 2005 — Санкт-Петербург, 34 страны;
  • 2006 — Калининград, 36 стран;
  • 2007 — Ташкент, Узбекистан, 32 страны;
  • 2008 — Калининград, 36 стран;
  • 2009 — Прага, Чехия, 40 стран;
  • 2011 — Москва, 35 стран;
  • 2012 — Медынь, 30 стран.

???

  • Амагов, Адлан Майрбекович (1986) — боец смешанных единоборств, чемпион России по боевому самбо, чемпион мира и Европы по универсальному бою, победитель многих турниров, мастер спорта по рукопашному бою, самбо и комплексному единоборству;
  • Дамковский, Артём Геннадьевич (1983) — профессиональный боец смешанного стиля из Белоруссии, чемпион M-1 Global в лёгком весе, многократный чемпион республики по рукопашному бою и панкратиону, призёр чемпионатов мира по универсальному бою;
  • Ибрагимов, Тамерлан (1986) — боец смешанных единоборств, призёр чемпионата России по рукопашному бою, чемпион России и Европы по универсальному бою, мастер спорта России, инспектор штаба Управления внутренних дел по городу Грозный.

Ножевой бой — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июля 2018; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июля 2018; проверки требуют 15 правок.

Ножевой бой, или короткоклинковое фехтование, или ножевое фехтование

— одно из разновидностей фехтования, характеризующаяся работой с короткоклинковыми типами холодного оружия (чаще всего ножом), или макетами имитирующих короткоклинковое холодное оружие. Как и большинство видов фехтования, имеет военно-прикладное и спортивное направление.

Картина «Аргумент в карточной игре» голландского живописца Яна Стена(XVII век)

На протяжении истории развития ножевого боя, различные школы обучающие работе с ножом развивались по всему миру. Каждая из них имеет свои отличия в зависимости от территориальной расположенности и культуры их происхождения. Эти отличия проявляются в форме клинка, его хвате и соответственно в технических элемента

Филиппинские боевые искусства[править | править код]

Филиппинские боевые искусства основаны на комбинировании различных боевых искусств. Работа с ножом — частный случай филиппинских боевых искусств. На их формирование оказали существенное влияние средневековые войны[1]. Примерами филиппинских боевых искусств являются арнис, кали и другие.

Восточные единоборства[править | править код]

В восточных единоборствах существует несколько национальных школ ножевого боя. Известны филиппинская школа ножевого боя, Индонезийская, Малайская, Бирманская, Тайская, Вьетнамская и многие другие. Примером японской школы ножевого боя является искусство танто-дзюцу.

Современные школы[править | править код]

Армейская система[править | править код]

Армейская система ножевого боя является частью армейского рукопашного боя. Как правило это атакующая система, которая позволяет обучиться работе с холодным оружием в сжатые сроки. Основополагающими факторами при обучении этой системе являются армейские уставы и практический опыт инструкторов

[2].

Спортивный ножевой бой[править | править код]

Спортивный ножевой бой существует достаточно давно и берет своё начало от учебных поединков. Инструктор по ножевому бою Быков Роман Юрьевич (г. Новосибирск) даёт такое определение: «Спортивный ножевой бой — это система, использующая макеты короткого холодного оружия для моделирования действий оппонентов при боевом столкновении. Служит для стимулирования изучения работы холодным оружием и уменьшения травматизма на учебных занятиях». [3][источник не указан 2532 дня

]

Прикладной ножевой бой[править | править код]

Прикладной ножевой бой (изучается защита при помощи ножа от безоружного противника или вооруженного другим оружием, превосходящего физически или технически, защита от группового нападения, защита от противника вооруженного не ножом, а каким-либо другим оружием или предметом, моделируются ситуации уличного нападения и защита от него с помощью ножа). Известные школы ножевого боя, МАКО, Сокол, Blade Brothers, Fratria Fortis, Толпар, Спас. и система ножевого боя СКОПА

Как и много лет назад, нож (или заточка) является непременным атрибутом криминального мира. В случае убийства приемы ножевого боя, как правило, рассчитаны на отвлекающий манёвр и внезапное поражение противника. Однако, кроме убийства, нож часто используется как средство наказания или унижения; есть свидетельства, что во время поножовщины было возможно преднамеренное ослепление противника горизонтальным порезом по глазам

[источник не указан 565 дней].

  • Симкин Н. Н. «Ближний бой», Физкультура и спорт, 1944
  • Травников А. И. Школа ножевого боя. Хваты, боевые стойки, движения, удары, техники защиты и метания боевого ножа. По системе спецназа КГБ. «ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК», Спб., 2009 г. ISBN 978-5-938-78850-3
  • Травников А.И. Школа армейскиго ножевого боя. Академия оперативного карате и рукопашного боя. ИП Вольная Н.Н. Краснодар. 2011.ISBN 978-5-903879-22-9
  • Быков Р. Ю. Программа работы по курсу «Спортивный ножевой бой». Наука-НСО, Новосибирск, 2006 г.
  • Воюшин К. В. «Ножевой бой „С. П. А. С.“ или Выживает подготовленный», Москва, 2012 г.
  • Дон Пентакост «Техника ножевого боя тюрьмы Фолсом»

РУКОПАШНЫЙ БОЙ спортивно-оздоровительного этапа

Программа направлена на отбор одаренных детей, создание условий для их физического образования, воспитания и развития, формирование знаний, умений, навыков в области физкультуры и спорта, организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

На тренировках дети знакомятся не только с изучением того или иного приема, но и изучают теоретическую базу. Практические занятия по программе связаны с использованием необходимого спортивного инвентаря и оборудования, что также помогает завлечь ребенка к занятиям рукопашным боем, и повышает его интерес. В теоретических занятиях также используется различная видеотехника (просмотр соревнований и последующий их анализ).

В структуру образовательной программы входят 6 образовательных блоков, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

1. Практические занятия (общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, технико-тактическая подготовка)

2. Теоретические занятия

3. Контрольно-переводные испытания (промежуточная аттестация)

4. Соревновательная практика

5. Медицинское обследование

6. Воспитательная работа.

На учебно-тренировочных занятиях обучающиеся знакомятся не только с основами российского рукопашного боя, как вида спорта, но и с культурами единоборств других народов и стран. Анализируются и сравниваются основные принципы обучения, как западных, так и восточных школ. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Так, в работе над освоением базовой техники рукопашного боя, обучающиеся должны добиваться четкого исполнения движений. В процессе обучения опытные тренеры-преподаватели обучат юных спортсменов применять полученные знания в практической деятельности (соревновательной практике).

При систематических занятиях рукопашным боем создаются благоприятные условия, для развития обучающегося, развивается мотивация к познанию, улучшается эмоциональное состояние ребенка. Идет приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Ребенок получает не только физическое, но и духовное и интеллектуальное развитие. И что особенно важно, – происходит создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур. Ведется профилактика асоциального поведения обучающегося. 

Социальная значимость рукопашного боя проявляется и в воздействии на качество трудовой деятельности, общественные отношения, сферу потребления, организацию досуга, содержание образования.

Имея высокое прикладное значение, рукопашный бой позволяет тем, кто им занимается, легко и быстро овладевать сложными профессиями, добиваться высокой производительности труда. Навыки рукопашного боя и высокий уровень физической подготовки помогает и в боевой обстановке (служба в горячих точках, спецподразделениях и т.д.)

Таким образом, рукопашный бой можно рассматривать как средство формирования физической и духовной гармонии и удовлетворения запросов, как отдельных людей, так и общества в целом.

 

Славянский стиль самозащиты — Википедия

Славянский стиль самозащиты (СлавСтС) — русский стиль рукопашного боя, отличительной чертой которого является установка на защиту от нападения нескольких противников, максимальное расслабление во время боя, отсутствие захватов за одежду (конечности) и своеобразная ударная техника.

Основателем и руководителем школы славянского стиля самозащиты является доцент кафедры ФН-9 МГТУ им. Н. Э. Баумана Романычев Александр Иванович. Первые наработки были сделаны ещё в 90-х годах прошлого века, официально же школа СлавСтС при МГТУ им. Н. Э. Баумана функционирует с 2003 года. Целью занятий является возрождение у занимающихся интереса к славянской истории и культуре, а также обучение их адекватно реагировать на реальные жизненные ситуации.

Славянский стиль самозащиты представляет собой комплекс методик, направленных на выживание в экстремальных ситуациях. Рукопашный бой является важной, но не единственной составляющей стиля. Тренировки проходят на разных типах покрытия и в разных условиях (в спортивном зале, на земле, на лестничной площадке). Интересной чертой СлавСтС является полное отсутствие «приемов» в традиционном их понимании. Боец не заучивает какие-то конкретные приемы, вместо этого, его обучают думать и принимать верные решения непосредственно во время боя. Благодаря этому, например, боец может быстро адаптироваться для работы с человеком, вооруженным чем угодно (ножом, дубинкой и т. п.). Причем работа против вооруженного человека будет построена точно так же, как и против невооруженного.

В основе стиля лежат народные плясовые движения[источник не указан 2342 дня]восточных славян, а также биомеханика различных направлений русского рукопашного боя. Особенности стиля заключаются в максимальном расслаблении во время боя, отсутствие захватов за одежду (конечности) и своеобразной ударной технике. В отличие от других стилей и систем самообороны в славянском стиле руками и ногами не бьют, а хлещут противника. При ударе получается волна, или, по старой русской терминологии «подхлест». При этом (в отличие, например, от каратэ) отсутствует какая-либо концентрация в конце любого ударного движения. Как и во всех русский стилях рукопашного боя, основополагающая идея заключается в том, чтобы не противопоставлять силе силу. Не пытаться «пересилить» противника, который может оказаться гораздо сильнее физически. Поэтому все усилия, создаваемые нападающим, направляются на него самого или разрушаются в зародыше.[источник не указан 2342 дня]

Славянский стиль самозащиты отличает симметрия движений.[источник не указан 2342 дня] Каждый удар состоит из симметричных во времени и пространстве движений. Каждый удар строится так: вторая его часть выглядит как первая, выполненная в обратном порядке. То же можно сказать и о защите. Траектории движения крайних точек максимально расслабленных конечностей при максимально быстром возврате («потяге») образуют эллипсы.

В последние 20 лет возник большой интерес к различным системам рукопашного боя и спортивным единоборствам. В основном это так называемые «восточные» боевые искусства и единоборства. Однако у славян так же существовала эффективная система рукопашного боя, в силу объективных обстоятельств основательно забытая. Общее, что объединяет все русские системы, — их высокая эффективность, направленность на победу в реальном бою одного со многими противниками, а не в условном спортивном поединке, отсутствие «показательных» ударов и движений.[источник не указан 2342 дня]

Принципы, на которых основана СлавСтС определяют действия во время боя и формат тренировок, основные из них:

  • Принцип ощущения противника как единого целого, как массы.

Данный принцип говорит о том, что при работе с партнером или партнерами Ваша задача состоит в том, чтобы не мешать и не препятствовать нападающему, пропуская, скручиваясь, обкатывая, при этом находясь к нему на максимально близком расстоянии. В противном случае оказанное сопротивление приведет к тому, что Ваши действия станут не только жесткими, с применением физической силы, которой у противника может оказаться больше, а у двух, трех человек и подавно, но и раздельными. То есть тем самым будет нарушена непрерывная цепочка движений и ритм их выполнения.

  • Принцип выхода на противника

Не важно, сколько противников нападает в настоящий момент, важно, сколько ещё может к ним присоединиться. Поэтому, даже работая с одним человеком, необходимо всегда выходить на второго и чувствовать окружающих. Аналогично можно рассуждать и о конкретных действиях противника: главное — не отреагировать на первое движение, остановить его, главное, уйдя от него, защититься от второго, третьего и так далее.

  • Принцип медленной работы

Именно в медленной работе заключается сверхскорость движений, выполняемых на тренировке и в жизненных ситуациях, соответственно. Смысл выполнять движения медленно, а точнее в одном ритме с партнером или партнерами, заключается в том, что само тело начинает искать возможные варианты спасения от нападающего, начинает думать. Кроме того, только медленная работа поможет разобраться и понять те движения, которые на скорости не только не понятны, но порой совершенно не заметны. ещё одним моментом такой работы на занятиях является сведение травматизма к минимуму. А его вероятность действительно очень высока, поскольку большинство ударов направлены в места, поражающие противника, выводящие его из равновесия. Большинство этих ударов запрещено на всевозможных соревнованиях.

  • Принцип непрерывности движений

Все движения в славянском стиле основаны на близком контакте с противником. При этом возникает вероятность попасть под удар. Но такое может произойти только в случае остановки. В этот момент защищающийся полностью открывается перед противником. Чтобы избежать этого, необходимо продолжать движение, не останавливаясь, пока нападающий (нападающие) не окажется на земле, и только тогда Вы можете прерваться, чтобы оценить обстановку.

История рукопашного боя в России

Рукопашный бой является очень эффективным средством защиты. И самое интересное, что известен он еще со времен глубокой древности. Вся история человечества так или иначе связана с войнами, завоеваниями стран и боями. И древние правители завоевывали города и страны при помощи известного сегодня рукопашного боя тоже, так как многие воины древности обязательно обучались этому бойцовскому искусству. Не остался в стороне рукопашный бой и у славян. При этом наши предки не просто использовали приемы чужого искусства рукопашного боя, они внесли в него совершенно новые, эффективные элементы. А также рукопашный бой на Руси всегда отличался благодаря мужеству и упорству воинов, благодаря которым противник если не уничтожался, то спасался бегством.

Немного истории

Если говорить об истории становления рукопашного боя в России, одно из первых упоминаний о его эффективности относиться к 1240 году, когда шведы были полностью разбиты нашими войсками возле Невы. После этого, спустя два года русские войска одерживают победу над немцами, и происходит это тоже только при помощи рукопашного боя. Невозможно не отметить и Куликовскую битву, произошедшую в 1380 году. Тогда благодаря искусному рукопашному бою войска Мамая были полностью поражены. Правда, определенных правил боя на тот момент не существовало, и воины основывались на умениях, которые передавались из поколения в поколение.

Определенные правила рукопашного боя в России появляются в 1647 году. Тогда это были даже не отдельные правила, а специальный воинский устав, в котором отводилось место для описания основных приемов рукопашного боя. С того времени обязательно обучение приемам рукопашного боя было во времена Петра Первого и Александра Суворова. Кстати, Суворов даже издал несколько трудов по данной теме. Впоследствии эти материалы были взяты за основу строевой и тактической подготовки.

Кардинально меняется тактика рукопашного боя уже в 20 веке. Его используют обычно только мелкие воинские подразделения, которые сталкиваются с противниками лицом к лицу на поле боя. Рукопашный бой с этого времени также становиться основой для других направлений борьбы, таких как бокс, борьбы или фехтование. Но все же, рукопашный бой не теряет свои позиции наряду с другими видами спорта. В стране открываются специальные секции, в которые принимают молодых людей для обучения приемам рукопашного боя.

Современное время

Во времена СССР, поклонникам различного вида борьбы выбрать было почти не из чего. Вариантов боевых искусств было мало – выделяли бокс, и несколько видов борьбы. В секции принимали детей до 13 лет, иногда до 15, но это редкость. Во время тренировки ребят готовили к соревнованиям, поэтому и оставались в таких секциях только талантливые ребята, которые могли принимать участие и одержать победу. А вот если определенного таланта не было – попасть на тренировки было сложно, если не сказать, что практически невозможно.

Что касается рукопашного боя – в СССР ему обучали только тех людей, которые шли работать в КГБ, в милицию или служить в армию. Естественно для простых граждан такие занятия были не доступны. Такая ситуация продолжалась примерно до середины 60 годов. А вот в середине 60 годов граждане стране впервые узнали о таком искусстве, как каратэ. Точнее слышать об этом искусстве многие могли и раньше, а вот заниматься – о таком никто и не помышлял. С этого момента все изменилось – любой желающий мог посещать при желании платные группы и обучаться восточному боевому искусству. Восточные единоборства очень быстро распространились и уже к середине 70 годов в стране работали группы, в которых обучали каратэ, ушу, айкидо. Несмотря на то, что посещение секций было платным, желающих было много – настолько много, что некоторые тренера для своих занятий арендовали целые стадионы.

Сегодня разнообразных боевых искусств очень много – желающие могут заниматься любым видом борьбы на свое усмотрение. И для этого не нужны особые навыки или определенный талант – желание и напористость вот что необходимо, а уж умения приходят со временем.

Кулачный бой на Руси — Википедия

Кулачный бой существует на Руси с глубокой древности. Бои проводились обычно с Масленицы до Троицы, реже с Коляды до Петрова дня.

В России существует собственная воинская состязательно-игровая традиция. Славяне были известны всей Европе как доблестные воины[1]. Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками[2]. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания, постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».

Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:

«Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела[3].»

Кулачные бои часто проходили в Новгороде на Великом мосту, соединявшем новгородский Детинец с Торговой стороной.

Правила и виды кулачного боя[править | править код]

Кулачные бои обычно проводились по праздникам[4] с Рождества до Троицы[5], местами до Петрова дня[6], а разгул боёв начинался во время Масленицы[7]. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу»[8]. Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах[8]. В боях участвовал и простой народ[8] и торговцы[9].

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка» в действительности — самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил[10].

Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием»[7].

«Стенка на стенку»

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду[7]. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой[7]. У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника[7]. Воины, встречавшие «надежу», были опытными мастерами боя «сам на сам».

«Сам на сам», или «один на один», был самым почитаемым видом боя[7]. Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году[10]. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле[3]. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле»[3]. «Поле» просуществовало до смерти Ивана Грозного[3].

Русские бойцы использовали только удары кулаками — что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой. Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом). Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»)[7]. Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьба в партере). Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

Сроки проведения кулачных боёв[править | править код]

На землях восточных славян кулачные бои начинались с наступлением зимы и продолжались обычно до середины лета. Устраивались в воскресные и, главным образом, в праздничные дни и имели большой (по числу участников и зрителей) масштаб на:

  • ·       Николу зимнего (19 декабря),
  • ·       Рождественские святки (7-18 января),
  • ·       Крещение (19 января),
  • ·       Масленицу (конец февраля),
  • ·       Пасхальную неделю (март-апрель),
  • ·       Фомину недели (первое воскресенье после Пасхи),
  • ·       Русальскую неделю (конец мая – начало июня),
  • ·       Ивана Купалу (6-7 июля),
  • ·       Петров день (8 июля).

При этом особенно крупные бои приходились, как правило, на дни Рождественских святок и Масленицы. В целом примерно две трети кулачных боёв приходится на зимний период и около одной трети — на весенне-летний. Кулачные бои во второй половине лета и осенью немногочисленны из-за большого объёма сельскохозяйственных работ по сбор урожая и подготовке домашнего хозяйства к зиме. Бои были приурочены в это время, как правило, к местным престольным праздникам.[11]

Борьба с кулачным боем[править | править код]

»

Славяне считали покровителем боевых искусств Перуна[1]. После Крещения Руси началась борьба с языческими обрядами, под которые попадали и ратные состязания в честь Перуна[1].

В 1274 году митрополит Кирилл, собрав во Владимире собор, среди других правил постановил: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Духовенство считало кулачные бои богомерзким делом и наказывало участников по церковным законам[3]. Это осуждение привело к тому, что во время правления Фёдора Иоанновича (1584—1598) не было зафиксировано ни одного поединка на кулаках[3]. Само правительство обычно не поощряло, но и не преследовало кулачных боев[3].

Настоящее ограничение кулачных поединков началось в XVII веке. 9 декабря 1641 года Михаил Фёдорович указал: «которыя всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе и в Земляномъ городе и тех людей имать и приводить в земский приказъ и чинить наказанье»[3]. 20 (30) октября 1684 года вышел указ О запрещеніи стрѣлять въ домахъ изъ ружей, заводить кулачные бои и ѣздить извощикамъ на возжахъ[12], запрещающий кулачные бои и назначающий наказания участникам: «Которые люди изыманы на кулачныхъ бояхъ; и темъ людямъ за те ихъ вины чинить за первый приводъ бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой приводъ бить кнутомъ, да имать приводныя деньги вдвое, а въ третий темъ чинить потомужъ жестокое наказанье, бить кнутомъ и ссылать въ ссылку въ Украйные городы на вечное житье»[3]. 19 (29) марта 1686 года в Высочайше утверждённых статьях объезжим головам [13], для наблюдения за благочинием, включена статья под № 5, относящаяся к кулачным боям и категорически воспрещающая их повсеместно; она говорит: Которые люди изыманы на кулачныхъ бояхъ; и темъ людямъ за те ихъ вины чинить за первый приводъ бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой приводъ бить кнутомъ, да имать приводныя деньги вдвое, а въ третий темъ чинить потомужъ жестокое наказанье, бить кнутомъ и ссылать въ ссылку въ Украйные городы на вечное житье

Однако, несмотря на все указы, кулачные бои продолжали существовать, а участники теперь стали выбирать из своей среды сотского, десятского, которым доверялось следить за исполнением всех правил боя.

Существуют сведения, что Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа»[14].

21 июля 1727 г. император Пётр II издал указ о кулачных боях: «кто упадёт, лежащих никого не били бы»[15].

В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице, и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве[3].

При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью[14]. Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников помериться с ним силой[14].

Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя»[3].

После 1917 года кулачный бой был отнесён к пережиткам царского режима и, не став спортивным видом борьбы, уходил из жизни. Кулачные бои продолжались до 1950 годов. Тогда же уголовники стали, вопреки установке, использовать в бою ножи (устраивать поножовщины) и бои «в накулачки» запретили.

В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.

» В.Васнецов «Кулачный бой»

«Повесть временных лет» рассказывает историю Яна Усмошвеца (Кожемяки), убившего перед поединком с печенегом голыми руками быка, а после этого победившего и печенега.

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова описывается кулачный поединок между опричником царя Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Степан Парамонович Калашников победил, отстояв честь жены, оскорблённую Кирибеевичем, и «постояв за правду до последнева», но был казнён царём Иваном Васильевичем.

Художник Михаил Иванович Песков отразил популярность кулачного боя во времена Ивана Грозного в своей картине «Кулачный бой при Иване IV».

  • Сергей Тимофеевич Аксаков описал увиденные им кулачные бои в Казани, на льду озера Кабан в своём «Рассказе о студенческой жизни».
  • Мария Семёнова в книге «Бусый волк» описывает кулачный бой между двумя племенами веннов.
  • У Виктора Михайловича Васнецова, в числе других иллюстраций к лермонтовской «Песне про купца Калашникова» (1891 г.), есть рисунок углем на бумаге «Кулачный бой», находящийся в настоящее время в Русском музее.
  • Б. М. Кустодиев. «Кулачный бой на Москве-реке».
  • Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описал кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей „стенки“ против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»
  • Василий Иванович Иголкин (1886-1944) в историко-бытовой повести «Ржевитянка» (М., 2015) так описывал кулачный бой: «На льду реки Волги происходили «кулачки», или стенки, где ржевитяне упражнялись в особом спорте, развивая силу удара кулака. Начиналось по обыкновению с малого возраста. Кучка сопливых мальчишек одной стороны доходила до середины реки и орала в воздух, окликая таких же мальчишек, живущих по ту стороны Волги: «Давай, наша пошел! Давай, пошел!» Это был условный вызов. Оттуда кубарем с горы летела с таким же воплем орава сорванцов…»
  • Кулачный бой — душе разгул!
  • Не силой бьются, а сноровкой.
  • Лежачего не бьют.
  • На добром морозце друг другу бока погреть, да носы подрумянить (на Масленицу)[16].
  1. ↑ 1 2 3 Севостьянов В. М., Бурцев Г. А., Пшеницын А. В. Рукопашный бой. — М.: Дата Стром, 1991. — 190 с. — ISBN 5-7130-0003-6.
  2. ↑ Рукопашный бой (неопр.) (недоступная ссылка). Кулачный бой. Дата обращения 27 августа 2008. Архивировано 9 февраля 2012 года.
  3. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Русская цивилизация (неопр.) (недоступная ссылка). К истории кулачных боёв. Дата обращения 28 августа 2008. Архивировано 19 мая 2007 года.
  4. ↑ Энциклопедия Санкт-Петербурга (неопр.). Кулачные бои. Дата обращения 28 августа 2008.
  5. ↑ Пухова, Христова, 2005, с. 70.
  6. ↑ Агапкина, 2002, с. 145.
  7. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Шатунов М. В. Русская профессиональная драка. — М.: Рипол Классик, 2002. — 558 с. — 7000 экз. — ISBN 5-7905-1363-8.
  8. ↑ 1 2 3 Rin.ru — проект боевые искусства (неопр.). Кулачные бои на Руси. Дата обращения 28 августа 2008. Архивировано 9 февраля 2012 года.
  9. ↑ Русская земля-журнал о русской истории и культуре (неопр.). Кулачные бои в Воронежской губернии. Дата обращения 28 августа 2008. Архивировано 9 февраля 2012 года.
  10. ↑ 1 2 Кулачный бой на Руси // Спортивная жизнь России : ж. — 1998. — № 7.
  11. ↑ Когда силой мериться пойдём? (неопр.). Когда силой мериться пойдём?. Дата обращения 27 февраля 2018.
  12. ↑ Указ царя Именный съ боярскимъ приговоромъ. О запрещеніи стрѣлять въ домахъ изъ ружей, заводить кулачные бои и ѣздить извощикамъ на возжахъ. (неопр.).20 (30) октября 1684 года
  13. ↑ Великіе Государи, Цари и Великіе Князи Iоаннъ Алексѣевичъ, Петръ Алексѣевичъ и Великая Государыня, Благовѣрная Царевна и Великая Княжна Софія Алексѣевна всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи Самодержцы, слушавъ сей выписки въ комнатѣ, указали и Бояре приговорили чинить по сему Своему Государскому указу (неопр.).19 (29) марта 1686 года
  14. ↑ 1 2 3 Интернет-портал «Легендарный Физтех», «Физтех-центр» (неопр.). Краткий исторический обзор развития бокса как вида спорта. Дата обращения 30 августа 2008. Архивировано 9 февраля 2012 года.
  15. ↑ Ермаков Н. Я. Пословицы русского народа. СПб: 1894. С. 34.
  16. ↑ Ровнинский, 1881, с. 223.
  • Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
  • Бои кулачные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост.: Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 249 с.
  • Ровнинский Д. Русские народные картинки. Книга V. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1881. — 567 с.
  • Ville, Antoine de. Pyctomachia Veneta seu pugnorum certamen Venetum ab Antonio de Ville equite Gallo: Venetiis, 1634.
  • Куц В. А. Русский кулачный бой. Традиционная и современная культура самозащиты //Связки. Защита. Оружие. СПб.: Астер-Пресс. – 2011.
  • Грунтовский А. В. Русский кулачный бой: История, этнография, техника. – ТОО» Технология автоматизированных систем, 1998.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Витамины
  • Здоровье
  • Зож
  • Питание
  • Упражнения
  • Разное
2025 © Все права защищены.