1.4. Спортивные единоборства в системе боевой подготовки. Дзюдо [Система и борьба: учебник]
1.4. Спортивные единоборства в системе боевой подготовки
Использование единоборств, как видов спорта, в целях подготовки к службе в РККА началось в СССР путем включения борьбы в состав Всесоюзного комплекса ГТО.
На службу правоохранительных силовых структур была принята система САМБО, в которую входила борьба самбо.
С 1980-х годов даже в Советской Армии и МВД унификация подготовки была нарушена, и «ассортимент» видов боевых искусств, предлагаемых к использованию в государственных силовых ведомствах, неоправданно расширился.
В их числе силовыми структурами стали использоваться такие ударные единоборства, как каратэ – шотокан, каратэ – кёкусинкай, кикбокс, таэквондо и тхэквондо.
В целях осуществления прикладной физической подготовки в России стали использовать и борьбу дзюдо.
С 90-х годов в силовых структурах мира стали бурно развиваться комплексные единоборства. Однако с их появлением возникло больше вопросов, чем решенных проблем.
Учитывая тот факт, что дзюдо как система включает в себя специальный раздел, которым предусматривается самозащита, включая действия против ударов руками, ногами и различным оружием, оно наиболее приемлемо для подготовки к участию в соревнованиях по видам комплексных единоборств и не требует особой переподготовки.
Кроме того, изначальные занятия различными видами комплексных единоборств не стимулируют к овладению техникой борьбы как искусством, что в значительной мере ограничивает образовательный компонент дзюдо как системы.
Социальный фактор мотивации детей и юношей к занятиям дзюдо как системой и дзюдо как спортом позволяет организовать массовую физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу путем развития этого вида спорта.
Естественно, что содержание и методика дзюдо в России должны соответствовать национально-психическому укладу народов нашей страны и учитывать новейшие достижения в области биомеханики спортивных упражнений, теории и методики физической культуры и спорта.
Поделитесь на страничкеТрадиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада.
(Универсальная боевая система)
Эту систему с начала 90-х годов усиленно пропагандирует Александр Медведев из Москвы. По его утверждению, Унибос состоит из специализированных комплексов, предназначенных для различных категорий людей. Например, имеются комплексы «Рукопашный бой на уничтожение», «Противодействие обезоруживанию и борьба за оружие», «Действия группой в рукопашном бою», «Противодействие противнику, прошедшему спецподготовку», «Комплекс для телохранителей» и другие, общим числом в несколько десятков.
Комплексы разделены между собой по 9 уровням, начиная с «открытых», для широких слоев населения, и кончая «секретными», предназначенными профессионалам. В УНИБОС входят также многочисленные серии специальных приемов для достижения каких-либо конкретных целей, например, разоблачения симуляции обморока подследственным в момент обыска или допроса. Таким образом, содержание системы настолько широко, что выявить ее специфику не представляется возможным. Судя по всему, А.Н. Медведев не только этого не понимает, но напротив, считает достоинством. Он с гордостью заявляет, что «для разработки многих разделов и подготовки учебных пособий сформировались и формируются творческие группы с привлечением ряда консультантов со стороны».
Медведев также утверждает, что он является хранителем традиции тайной клановой школы Шоу-дао, существовавшей когда-то где-то там, на Востоке (время и регион не конкретизируются). Эту традицию ему якобы передал некий кореец, случайно встреченный в Крыму (имя не называется). Видимо, подобные заявления нужны для рекламы. В действительности А.Н. Медведев был одним из молодых преподавателей Симферопольской разведывательно-диверсионной школы. Его прежняя подготовка – это советское самбо (боевой раздел) и боевое дзю-до X. Вольфа (а в действительности Кавайси, у которого Вольф «содрал» все, что мог). В течение последних 5 лет он публикует одну книгу за другой, в которых излагает то ли систему Шоу-дао, то ли УНИБОС. Понять трудно, так как, повторим еще раз, невозможно ухватить главное, нет стержня системы. Может быть, он и присутствует в голове создателя, но только не на страницах его учебных пособий.
Следующая глава >
Боевые искусства России. Как победить любого противника в экстренных ситуациях. Секреты спецназа
То, как проходили эти бои, можно только предполагать, основываясь на описаниях новгородских и других былин. В этих источниках единоборства названы кулачными боями, т. е. их участники, согласно названию, боролись друг с другом на кулаках. Однако в тех же былинах сказано, что нередко в кулачных боях применялись кистени, дубинки, изредка – ножи. Кроме того, в боях использовали посохи, представлявшие собой крепкие шесты длиной более 1 м.
В 1478 году Новгород был присоединен к Московской Руси. Вскоре после этого патриарх Никон приказал сжечь все дубинки для кулачных боев, применяемые в Новгороде.
Кистенем в Древней Руси называли оружие, состоящее из короткой палки, на одном конце которой на цепи или ремне был подвешен металлический шар, а на другом – петля, которая надевалась на руку.
О том, как развивались единоборства в период Средневековья, также известно очень мало. Некоторые сведения сохранились, но они настолько скудны, что по ним сложно воссоздать четкую картину того, как проходили бои и существовали ли мастера, обучающие других искусству сражаться. Русские летописцы не давали себе труда описывать данную сторону жизни. В связи с этим наиболее четкие представления можно получить из описаний европейцев, путешествовавших по России.
Одно из самых подробных описаний было оставлено в первой трети XVI столетия Сигизмундом Герберштейном. Среди прочего он упоминал и о боевых искусствах, в которых сам превосходно разбирался. Вот строки из его записок: «Юноши, равно как и подростки, сходятся обычно по праздничным дням в городе на всем известном просторном месте, так что видеть и слышать их там может множество народу. Они созываются свистом, который служит здесь условным знаком. Услышав свист, они немедленно сбегаются и вступают в рукопашный бой: начинается он на кулаках, но вскоре бьют без разбору и с великой яростью и ногами по лицу, шее, груди, животу и паху, и вообще всевозможными способами одни поражают других, добиваясь победы, так что зачастую их уносят оттуда бездыханными. Всякий, кто побьет больше народу, дольше других останется на месте сражения и храбрее вынесет удары, получает в сравнении с прочими особую похвалу и считается славным победителем. Этот род состязаний установлен для того, чтобы юноши привыкли переносить побои и терпеть какие угодно удары».
Сигизмунд Герберштейн (1486–1566) был послом германского императора Максимилиана в России и путешественником. Он оставил для потомков книгу «Записки о Московии», замечательный план города Москвы и т. д.
В ходе драки допускались удары в грудь и лицо, причем их нельзя было назвать высокими, так как они наносились уже после того, как противник падал с ног. Никаких особых правил и запретов еще не существовало. Сражалось, как правило, большое количество бойцов. Однако бой велся не по принципу «стенка на стенку», а был «толпным», т. е. каждый боец сражался сам за себя и против всех. Участие в таком сражении требовало от бойцов мужества, умения терпеть боль, огромной физической выносливости. Но искусством такой бой назвать было нельзя. Ведь и победителем в нем становился не самый ловкий и хорошо владеющий какими-либо особыми приемами, а самый выносливый.
В книге Герберштейна упоминается и о различных дуэлях, происходивших в тот период в России. Нередко такие дуэли представляли собой обычный рукопашный бой без правил, длившийся до тех пор, пока один из противников не будет убит. Реже участники дуэли проводили фехтовальную схватку. В России, правда, дуэль называлась Божьим судом, несмотря на то что в ней принимали участие только наемные бойцы. Однако, по свидетельству Герберштейна, хотя они и обладали храбростью, силой, выносливостью, но им все же не хватало профессионализма.
Герберштейн оставил свою рекомендацию европейским бойцам – фехтовальщикам и «рукопашникам», советуя им при сражении с московитами не пытаться победить их силой, а некоторое время обороняться, определить слабое место противника, а затем наступать, пользуясь его слабой техникой и не очень хорошим владением защитными приемами.
В первой половине XVII века в России вошли в моду показательные поединки. На них присутствовали дворяне и даже царь. В поединках принимали участие не только русские, но и немецкие бойцы. Сохранившиеся описания этих поединков свидетельствуют о том, что немцы производили на царя значительное впечатление и уезжали из России с высокими наградами.
В XVIII столетии появились первые подробные описания «стеночных» кулачных боев, сделанные русскими специалистами. Из этих источников следовало, что правила проведения поединков по-прежнему оставались очень жестокими, а профессионализм находился на очень низком уровне. Однако были предприняты попытки изменить такое положение вещей. Например, в 1726 году вышел полицейский указ, в котором говорилось: «…чтобы увечного в бою не было б и кто упадет, лежащих никого не били б». Однако бойцы резко протестовали против этого указа, заявляя, что он ущемляет их права. Только по прошествии нескольких десятилетий удалось заставить их хотя бы иногда соблюдать вышеупомянутые требования, а еще спустя некоторое время появилась поговорка «Лежачего не бьют».
Во время боя, даже так называемого кулачного, продолжали использовать кистень, короткую дубинку или нож. Противник мог дать достойный отпор только в том случае, если заранее также запасался оружием. Как правило, у каждого вступающего в бой имелись «заначки», или «вкладыши», – тяжелые железные стержни, медные монеты или свинцовые пули, спрятанные под одеждой.
Одиночные бои нередко происходили перед началом «стеночного» сражения или как отдельные поединки, в которых принимали участие представители всех сословий, в том числе и дворянского. К тому времени сформировались и некоторые правила проведения боя. Вообще, поединок в этот период все больше начинал походить на борьбу.
В XVIII веке во время поединка удар можно было наносить костяшками сжатых в кулак пальцев, при движении руки сбоку – внутренней частью кулака, при размахе сверху – нижней частью. Допускались и такие приемы, как подбивы и зацепы ног.
В 1890-х годах в России появился бокс. Он развивался как самостоятельное единоборство, а не как элемент рукопашного боя. При этом он возник не на основе «стеночного боя», и русские боксеры, как правило, не принимали участия в таких кулачных схватках. Исключение составлял Нур Алимов, выступавший под псевдонимом Кара-Малай, что в переводе с татарского означает «черный парень».
Верхом мастерства считалось проведение подсечки. Особое внимание стали уделять меткости удара. Однако главными качествами бойцов по-прежнему продолжали считаться сила, храбрость, выносливость, способность выдержать удар.
В XIX и начале XX века в России стали известны различные виды единоборств – такие, как международные системы фехтования, английского и французского бокса, дзюдзюцу. Некоторые сохранялись в чистом виде, правила других изменялись. Однако школ практически не существовало; солдат Российской армии, даже тех, кто входил в состав спецподразделений, основам рукопашного боя еще не обучали.
В России развитие боевых искусств началось только после Октябрьской революции, в 1920-х годах. К тому времени были уже образованы школы раннего самбо и появился вид единоборства с простым названием «рукопашный бой». Ему обучали солдат некоторых подразделений Красной армии. Кроме того, эти предшественники современных спецназовцев обучались ведению боя с применением короткого оружия, изучали навыки оказания сопротивления штыковому противнику без оружия и т. д.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Боевые искусства Европы. Как победить любого противника в экстренных ситуациях. Секреты спецназа
В Средние века в Европе сложились свои традиции и особенности проведения поединков. Их суть заключалась в том, что бой проводился воинами, одетыми в доспехи или латы. В связи с этим кулачный удар не был распространен. Чаще всего противника били ладонью или тыльной стороной руки, защищенной железной перчаткой.
Даже несмотря на большую физическую силу, боец, разумеется, не мог проломить кулаком крепкую сталь, которая во многих случаях выдерживала даже удар меча. В связи с этим, для того чтобы одержать победу над противником, требовалось повалить его на землю и провести болевой прием – залом, который оказывал воздействие, как правило, в месте соединения суставных мышц. После этого следовало обезоружить противника и довести его до физического изнеможения. На завершающем этапе поединка противнику наносился удар оружием по стыку латных пластин.
В Европе причина популярности рукопашного поединка заключалась именно в том, что его участники были защищены латами и противника не так-то просто было поразить с помощью оружия – меча или копья. Популярными были и некоторые бойцовские приемы, например бросок с разворотом. Главными в ходе боя все же оставались удары. Обычно разрешалось наносить их не только руками, но и ногами. Допускались удары в живот и грудь, но преобладающими являлись удары в голову.
Для ведения подобного боя в средневековой Европе существовало около сотни различных приемов. Если участники поединка начинали сражение верхом на лошадях, следовало сорвать с ноги противника стремя, а затем выбить его из седла.
Существовала особая техника сражения без доспехов, с оружием или без него. Например, в ходе боя на мечах участник, оказавшись вплотную к своему противнику, мог первым бросить свой меч на землю и затем стремительным движением выбить оружие из рук противника.
В Средние века в Европе были широко распространены поединки. Среди представителей городской буржуазии наиболее популярной являлась борьба. С 1200 года регулярно проводились турниры, в которых лучшие из лучших демонстрировали свое мастерство.
В европейских странах существовало множество всевозможных систем ведения боя.
Для представителей разных сословий – крестьянского, городского, рыцарского – существовали свои системы. Причем нередко нанесение ударов имело второстепенное значение, а на первое место выходили бойцовские приемы. Исключение составляла лишь Британия, где, напротив, бойцовские приемы служили в качестве дополнения к ударам.
Во всех европейских странах в Средние века нередко происходили дуэли. Они представляли собой ссоры, перераставшие в вооруженные схватки, при этом о соблюдении каких-либо правил не могло быть и речи. Дуэль обычно продолжалась до тех пор, пока один из участников не погибал или не получал серьезных ранений.
Первой страной, в которой удалось искоренить такое явление, как дуэль, стала Англия. Здесь были приняты строгие законы против выяснения отношений подобным образом, и спустя некоторое время дуэли прекратились. Однако вскоре в стране широкую популярность стал приобретать кулачный бой, в дальнейшем названный английским боксом.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
управление жизненной энергией в практике боевых искусств
Глава 5. Эзотерические методы высшего боевого искусства Шаолиня
Предыдущие упражнения преследовали одну цель — научиться постоянно аккумулировать в организме Ци, контролировать и направлять ее движение для активизации всех физиологических и психических процессов. При этом Ци трактовалась как формообразующая энергия макро- и микрокосма, влияющая на все энергетические процессы в природе.
На высших ступенях боевых искусств, используя эзотерические методы, занимающиеся приступают к практическому использованию различных видов Ци применительно к боевому искусству. К этому времени обыкновенно весь технический арсенал изучен и ученик представляет собой как бы необработанный драгоценный камень. Превратится камень в бриллиант или нет — теперь полностью зависит от самого ученика.
Использование всего арсенала работы с Ци в боевом аспекте целиком зависит от того, насколько хорошо ученик овладел предыдущими ступенями мастерства, т. е. насколько весь его предшествующий опыт и мастерства способствуют инстинктивному мгновенному выбросу Ци в виде удара, блока, защиты и т. д.
Искусство выдергивания гвоздей. Подготовьте толстую доску из древесины. Вбейте в нее молотком 108 железных гвоздей размером около 10 см. Выдергивайте их тремя пальцами — большим, средним и указательным. Первой ступенью к достижению мастерства будет выдергивание всех гвоздей из доски. Затем снова вбейте гвозди в доску, облейте ее водой, так чтобы гвозди заржавели. Снова выдергивайте гвозди. Когда сможете справиться с этой задачей, вы овладеете мастерством.
Комментарий. Это одно из жестких специальных искусств Шаолиня, управляемых силой Ян. В каноне «Секреты искусств Шаолиня» сказано: «Каждый день выдергивайте гвозди, пока не выдерните самый глубоко вбитый гвоздь».
Что же касается боевых искусств, то при помощи этого мастерства легко разодрать кожу противника. После тренировки полощите руки в подогретом в воде растворе озерной соли и кожицы корня березы. Это делается для стерилизации и предотвращения опухолей.
Прыжки сколопендры. Упритесь в землю руками и ногами, удерживая туловище — живот, грудь и т. д. — на расстоянии около 10 см от земли. Это исходная позиция для начинающих, называемая «вытянуть тело, обратившись к земле». Затем согнитесь в виде дуги, поднимая туловище кверху и удерживая его над землей, сильно упираясь в землю ладонями и ступнями. После этого подпрыгните вперед, снова упираясь в землю руками и ногами, а туловище удерживая на расстоянии около 10 см от земли. Хорошо освойте это упражнение, при прыжке передвигая ладони и стопы.
Затем тренируйтесь, сжав кисти рук в кулаки и касаясь земли кулаками и стопами. Научившись прыгать на кулаках, перейдите к прыжкам на пальцах — сначала на пяти, затем на трех, на двух, на одном пальце. Отлично выполняя форму на двух стопах, перейдите к прыжкам на одной стопе. Вы овладеете этим искусством, когда сможете перепрыгивать вперед и назад в таком положении.
Комментарии. Это одно из жестких специальных искусств Шаолиня, управляемых силой Ян, тренирующее пальцы рук и ног. Также оно называется «прыжки лицом к земле». Прыжки сколопендры могут быть вертикальными (несколько слитных движений, затем возвращение в исходное место и стойка на ноги), горизонтальными (несколько слитных прыжков в сторону, затем по той же линии прыжки обратно), по кругу (после прыжка ладони опускаются на землю влево, а стопы вправо, происходит движение по кругу относительно первоначального положения тела), балансирующими (при прыжке сначала поднимаются в воздух руки, в то время как они опускаются, от земли отрываются ноги. Когда же стопы приземляются, руки начинают подниматься в воздух) и т. д. Эта форма способствует развитию гибкости, координации движений. Мастера Шаолиня говорят, что это искусство часто используется в ночных поединках. У овладевших прыжками сколопендры пальцы рук и ног очень выносливы. Этот метод помогает при отступлении. Такие прыжки могут сбить противника с толку.
Искусство левитации. Набейте узкие полотняные мешочки свинцовой дробью или речным песком и обверните их вокруг голеней. Каждый день быстро бегайте и прыгайте по широкой площадке, пока не устанут мышцы и не иссякнут силы. Сначала положите в мешочки немного речного песка, затем через несколько дней добавьте еще немного песка. Так постепенно наполняйте мешочки песком, доведя их массу до 22,5 кг. Начинающие обычно чувствуют себя плохо, и только после долгого времени тренировок перестают замечать нагрузки. Например, с нагрузкой по 2–2.5 кг на каждой ноге ежедневно проходите быстрым шагом большие расстояния. После нескольких лет тренировок, удалив с ног свинец, передвигайтесь целый день по широкой площадке. Если Вы не будете ощущать под собой ног, можете переходить к тренировкам на обрывистых высоких местах, не имеющих шероховатую поверхность стенах — поднимайтесь и спускайтесь по ним с ловкостью обезьяны. Сняв с ног груз, Вы будете ощущать себя легким, как ласточка, сможете быстро пересекать многочисленные равнины, взбираться на высокие неприступные склоны.
Комментарий. Искусство полета, также называемое «искусством перемещения в ночи» или искусством перемещения за «тысячу ли», — одно из традиционных искусств Шаолиня, обучающих облегчению веса тела. Овладев им, Вы сможете ходить по стенам, запрыгивать на карнизы.
Искусство облегчения тела. Перед занятиями подготовьте семь больших сосудов, наполните их водой. Научитесь ходить по их горлышкам, затем быстро пробегать по ним.
После этого повесьте за спину мешок с железным или свинцовым песком массой около 1 кг, предварительно вымочив песок в свиной крови. По-прежнему проходите по горлышкам сосудов. Через месяц или 21 день начинайте постепенно убавлять воду из сосудов и прибавлять песка за спиной.
Выполняйте это до тех пор, пока воды в сосудах совсем не останется, а за спиной будет около 2,5 кг железного или свинцового песка. Научитесь ходить по краю горлышка сосудов. Затем замените сосуды на широкое решето (грохот).
Наполните его железным песком и ходите по его краю. Постепенно уменьшайте количество железного песка в решете.
Когда сможете ходить по краю пустого решета, это будет важным этапом в овладении искусством облегчения тела.
Затем посыпьте на мощеную дорожку мелкого песка толщиной около 3 см, сверху покройте его тонкой бумагой из коры тутовника и ходите по ней. Сначала на бумаге будут оставаться отчетливые следы. Занимайтесь долгое время до тех пор, пока следы на бумаге будут еле видны.
Тогда уберите бумагу и ходите по песку, не оставляя следов, так чтобы ни одна песчинка не сдвинулась. Тогда это будет совершенным искусством.
Комментарий. Искусство облегчения тела — одно из известнейших мягких внутренних искусств Шаолиня. Овладевший им гибок и легок. В канонах отмечается, что по-настоящему владеющих этим искусством очень мало. Существуют поговорки о трудностях обучения этому мастерству, так как человек весит очень много и не может порхать, как бабочка, и стремительно перелетать с места на место, как ласточка. Говорят, что можно ходить по воде и по снегу, не проваливаясь и не оставляя следов. Самый короткий срок обучения — 12 лет, но и за это время трудно достичь высшего мастерства.
Искусство управления Инь при вдохе. Для начала научитесь тренироваться с внутренней Ци. Освободитесь от мыслей, ни о чем не думайте, отрегулируйте дыхание. В первые дни занятий не задерживайте мысли ни на каком предмете. Затем начинайте сосредотачиваться на даньтяне, собирая там силы и энергию всего тела. Научитесь проводить Ци вверх и вниз, чтобы Ци циркулировала по всему телу (см. выше «искусство малого и большого небесного круговорота»). Тренируйтесь несколько раз в день, но не переутомляйтесь, иначе принесете вред и телу, и духу.
Мысленно сосредоточиваясь на даньтяне, следите, чтобы при этом мошонка увеличивалась в виде шара. Вслед за подъемом вверх силы и энергии подбирайте яички. При занятиях внутренним Цигуном на вдохе поднимайте Ци вверх, при этом подбирая яички вверх к животу, оставляя снаружи лишь мошонку. Когда Вы сможете тренироваться таким образом, Вы овладеете искусством управления Инь на вдохе.
Комментарий. Это искусство также называется искусством «накапливания Инь», это одно из «мягких» внутренних искусств Шаолиня.
Область паха является чрезвычайно важным органом тела мужчины, в то же время это одно из самых уязвимых мест. Ведь даже от слабого удара в область паха человек чувствует нестерпимую боль, а сильный удар может привести к тяжелым последствиям вплоть до импотенции и бесплодия. Нельзя допускать, чтобы противник при атаке поранил мошонку. Сознательно подбирая яички, также вберите анус, так чтобы мошонка приняла округлую форму. После долгих тренировок при прыжках, ударах, других перемещениях тела мошонка не будет свисать вниз или мотаться в разные стороны. Все занимающиеся боевыми искусствами должны в какой-либо мере освоить это искусство.
Искусство железного колена. Сядьте прямо и, сжав кисти рук в кулаки, наносите удары по коленным чашечкам.
Нанеся 72 удара, разожмите кисти рук, положите их центрами ладоней на колени. Выполните ладонями 36 круговых массирующих движений снаружи вовнутрь, затем 36 аналогичных движений в противоположную сторону — изнутри кнаружи. Затем снова нанесите 72 удара кулаками по коленям, после нанесения ударов массируя их. Таким образом, выполняя весь цикл «удары — массаж», тренируйтесь 9 раз. Занимайтесь ранним утром каждый день в течение года, чтобы окрепли колени. Затем приготовьте два деревянных молотка размером с кулак округлой или квадратной формы, приделайте к ним ручки, ручка каждого молотка должна быть переплетена толстой лозой, лианой или веревкой. Это вносит элемент мягкости в твердую форму. Бейте молотком одновременно по обеим коленам 72 раза, затем выполните массаж колен, как описано выше. Проделав все упражнение 9 раз, закончите тренировку. Занимайтесь так, укрепляя колени, в течение года. Затем возьмите два молотка из металла, по размеру схожие с деревянными, но весом каждый 0,5–0,75 кг. Тренируйтесь так же, как с деревянными молотками, в течение года, когда Ваши колени станут железными.
Комментарий. Это одно из жестких внешних искусств Шаолиня, управляемых силой Ян и укрепляющих область коленных чашек.
Комментаторы канонов говорят, что при тренировке следует направить колени несколько внутрь, ни в коем случае не раздвигая их в стороны. Не сгибайтесь в пояснице, держите стопы полностью на земле. Расположите колени на центральной оси между голенью и бедром, коленные чашки не должны заходить за уровень носков по вертикали. Силу и энергию ног направляйте в стопы. Сидите устойчиво, не раскачивайтесь, чтобы центр тяжести тела не сместился вперед.
Что же касается применения этого искусства, то при нападении можно бить коленом в пах (удар вверх) или в лодыжку (удар вниз) противника, защищаться от ударов, выставив колено влево или вправо. Без специальных тренировок трудно использовать колени в боевом искусстве.
В стойке на одной ноге все силы направлены в колени, и если выполнять ее правильно, можно стоять так целый день. Среди мастеров ушу существует несколько поговорок, связанных с коленями: «при близком рукопашном бое наноси быстрые удары коленями», «поднимая руки, направляй вверх Инь», «колени поднимай к груди, «работай локтями, защищая сердце». «Ноги поднимай вслед за руками, руки опускай вслед за ногами. Нанеся точный удар, отступай». Колени часто используются при обороне. Наиболее распространенным способом защиты является удар коленом в грудь, в пах и т. д. При таком ударе задействованы не только коленные мышцы, сила передается также от бедер. Поэтому удар коленом быстр и силен. В шаолиньском трактате говорится: «Удар коленом сокрушителен, он подобен свирепому тигру, прыгающему в стадо овец. Руки как тучи закрывают солнце, ноги поднимаются вслед за ними».
Искусство железного колена помогает укрепить и закалить очень важную для боя часть тела — ведь в ушу на коленные суставы ложится большая нагрузка, они должны быть подвижными, гибкими и выносливыми. Применять же это искусство можно в любом виде боя — удар кулаком можно дополнить ударом коленом и т. д.
Обучаются этому искусству обычно чуть более двух лет.
Искусство гибких костей. На первом этапе начните занятия с тренировки ног, так как пословица гласит: «бить кулаками, не упражняя ноги, — это безрассудно». Тренировка ног — это прежде всего техника нанесения ударов ногами. Выполняя удар ногой вперед, вытяните ее, верхнюю часть стопы натяните, сделайте мах ногой как можно выше — лучше всего, если носок ноги при махе будет выше головы. Тренируйтесь в ударах ногами 2 раза в день, утром и вечером, нанося удары и правой, и левой ногой, по сто и более раз, в течение полугода. Затем тренируйтесь в упражнении стопами «упираться в небо». При выполнении этого упражнения встаньте прямо, левой ногой упритесь в землю, не сгибая ее в колене. Сделав мах правой ногой вверх к лицу, поддержите ее правой рукой, так чтобы передней стороной бедро прижалось к ребрам. Держите правую ногу вертикально стопой вверх («к небу»), приближая ее к уху. Затем вернитесь в исходную позицию и сделайте такой же мах левой ногой. Занимайтесь так в течение нескольких месяцев.
Затем тренируйтесь, садясь в шпагат. Существует две позиции шпагата: продольная и поперечная. В продольной позиции держите туловище прямо, таз опустите на землю, положите ноги на землю — левую ногу вытяните вперед, правую — назад, или наоборот. В поперечной позиции держите туловище также в вертикальном положении, таз опустите на землю, вытягивая ноги в сторону. Все это способствует растяжке мышц ног.
Что же касается увеличения гибкости поясницы, то сначала тренируйтесь, вытягиваясь в пояснице, как кошка.
Затем выполняйте упражнение «лован поднимает треножник» (лован — предводитель князей). После этого осваивайте упражнение «небожитель складывает руки в знак приветствия». Встав прямо, держите стопы параллельно друг другу. Скрестив кисти рук пальцами друг против друга, поднимите их выше головы центрами ладоней кверху.
Затем, наклонив туловище лицом вниз, вытяните кисти рук, вниз, центрами ладоней касаясь пола. При этом не сгибаете ноги в коленях, держите ровно голову, плечи и спину.
Выдохните воздух и расслабьте тело. Успешно овладев этим упражнением тренируйтесь в кувырках и сальто. Выполнив сальто назад, приземлитесь на купаки, выгнув тело в виде моста. Так же выполняйте сальто влево и вправо. После таких тренировок тело будет гибким. Затем сгибайтесь в виде круга, лежа навзничь (отжать воду из поясницы).
Координируя движения с дыханием, сгибайтесь и разгибайтесь. Разработанные суставы, связки, сухожилия придают телу дополнительные силы. Натренировавшись в растяжке поясницы и ног, переходите к занятиям с кулаками или оружием.
Комментарий. Это одно из «мягких» внутренних искусств Шаолиня, нацеленных на тренировку гибкости поясницы и ног.
Мастера ушу говорят: «Когда плечи широки, талия узка — это результат долгих тренировок». Учитесь изворачиваться и свиваться кольцами, как гусеница, при этом опуская Ци в даньтянь. Во время тренировок поясница гибка и мягка, как вата. Поясница — это ось тела, она должна быть гибкой, подвижной, должна изгибаться как плетка.
«Вся сила тела исходит от поясницы», «если учишься ударам, а поясница неподвижна — не добьешься высокого мастерства», «ноги — колеса, поясница — ось» и т. д.
Даже на начальном этапе изучения любого вида ушу сразу проявляется особая роль поясницы. В «левосторонней позиции лучника с прямым ударом вправо» необходимо повернуть по оси талии влево все мышцы поясницы, чтобы произвести удар кулаком. Скручивание, а также вытягивание плеча придают удару мощность и размах. Если в поединке на кулаках противник наносит Вам прямой удар кулаком, достаточно только несколько повернуться по оси талии в сторону, чтобы туловище отклонилось и удар противника не попал в цель. В свою очередь атакуя и нанося ответный удар, не обязательно делать шаг вперед, повернитесь в талии в обратном направлении и делайте прямой удар кулаком по груди противника. На этом примере наглядно показана важная роль поясницы, недаром говорят: «При любом передвижении, а также в состоянии покоя талия является основной осью (тела)».
Среди традиционных «восьми методов» шаолиньского гунфу к пояснице относится способ «движения змеи» — она гибка, подвижна, то сгибается, то выпрямляется, подобно передвижению змеи. Также следует обратить внимание на другой важный аспект — тренировать на гибкость позвонки спины и поясницы, так чтобы они были не только пластичными, но и выносливыми. В боевых искусствах тело, как мы говорили раньше, традиционно рассматривают состоящим из трех сочленений — руки и локти как верхнее сочленение (верхушка), поясница и живот как среднее сочленение, ноги и стопы как нижнее сочленение (корень).
Таким образом, поясница является центром тела как по вертикали (сгибы — разгибы), так и по горизонтали (повороты влево — вправо), связкой между руками и ногами.
Так что в ушу требования к пояснице особенно велики — гибкость, подвижность, выносливость, координация движений, скорость.
Перед тренировкой наполните деревянную бочку водой, накройте ее сверху белой материей, так чтобы она слегка промочилась в воде. Лягте на бочку лицом вверх, так чтобы «раскаленная Ци» испарялась с области поясницы, тогда упражнение будет эффективней.
Искусство алоханей. Овладение этим искусством делится на несколько этапов. Каждое утро, только проснувшись и еще не открыв глаза, разотрите большими пальцами кисти рук до теплоты, затем выполните круговой массаж глаз 14 раз (слева влево — вверх, затем прямо вверх — вправо — вниз, вправо — вверх, вправо, вправо — вниз, справа — снизу прямо вниз, затем влево — вниз и влево), по-прежнему не раскрывая глаз. Сделайте сначала 7 оборотов в вышеописанном направлении, затем 7 в противоположную сторону. Закончив массаж, подержите еще некоторое время глаза в закрытом состоянии, затем широко раскройте их.
Большими пальцами сделайте нажимающие движения на точку шао-сяо бровей 72 раза. Затем руками выполните массаж скул, после этого сделайте круговые надавливающие движения в точке эргэнь (основание уха) 36 раз. Затем массируйте лоб, начиная с точки, находящейся посередине между двумя бровями, и доходя до края волос на затылке.
Выполните эти движения 72 раза. При этом сглатывайте слюну, накопившуюся во рту, — она пригодится для утренних тренировок.
Склейте из светло-зеленой бумаги фонарь, зажгите его, так чтобы пламя было небольшим. Поставьте лампу посередине темной комнаты. Встаньте на расстоянии около двух сажен от лампы, затем сядьте на табуретку или же сядьте на пол, подогнув ноги. Успокойтесь, начните регулировать дыхание, сосредоточившись и направив пристальный взгляд на лампу. Просидев там некоторое время, закройте глаза, зрачками выполните 36 круговых движений вышеописанным методом (слева направо), затем в противоположном направлении также 36 раз. После этого снова пристально смотрите на лампу. Как только пламя заколеблется, опять закройте глаза и вращайте зрачками. Занимайтесь так каждую ночь (утро) около двух часов. После трех месяцев тренировок цвет бумаги на лампе несколько посветлеет, тогда отодвиньтесь от нее на 30–60 см. Время от времени меняйте бумагу на лампе на более темную, так чтобы в конце концов лампа была из темно-зеленой бумаги и отстояла от вас на расстоянии 1 м, а размер пламени от размеров конского боба уменьшился до размеров соевого боба.
Время занятий постепенно увеличьте до 4 часов. Таким образом, не делая перерывов в тренировках, учитесь разглядывать вещи в кромешной тьме, безошибочно различать лицо и глаза человека в темноте на расстоянии до 3 м. Тогда искусство «алоханей» будет достигнуто.
Комментарий. Это одно из «внутренних» искусств Шаолиня, нацеленных на тренировку глаз.
Каждый мастер ушу тренирует свои глаза, так как они помогают сосредоточиваться, концентрировать мысли на каком-нибудь объекте, без них осложнена ориентация в бою. Нужно следить за всеми передвижениями противника.
Глаза называют «разведчиком тела». С ними в ушу связано много поговорок: «кулаки подобны кометам, глаза подобны молниям», «глаза — это отростки сердца», «взглядом следи за руками, перемещай туловище вслед за ногами», «сначала бей в глаза, затем в желчный пузырь, а уж потом по рукам и ногам». В шаолнньском трактате говорится: «Глаза — важнейшие из семи отверстий, если они светятся, то можно увидеть десять тысяч вещей».
«Наблюдай за плечами и руками противника — и узнаешь об его атаке и защите» — так можно понять замыслы противника. Если видишь, что соперник отклонил левое плечо, значит, наступать он будет правой ногой, если отклонил правое плечо, то атаковать будет левой ногой. «В сражении уши слушают в восьми направлениях, глаза смотрят в четыре стороны», — взгляд должен быть проницательным, видеть не только движения противника, но и его мысли. Если противник поднимает правую руку — это для поддержки и усиления удара правым кулаком.
Кроме «искусства алоханей» существуют также и другие способы тренировки глаз, такие как «пересчитывание листьев на деревьях», «созерцание солнца и луны», «взгляд на голубой родник» и т. п. Несмотря на кажущуюся легкость овладеть этим искусством в совершенстве очень сложно. Натренировав же глаза, легче освоить другие изотерические шаолиньские методы, такие как перемещение в ночи, искусство плавания (при этом нужно хорошо видеть в воде) и т. д..
Каждый день перед едой съедайте немного барссучей печени, отваренной в воде без приправ. Это способствует эффективности внутренних тренировок.
Метод уклонения от ножа. На первом этапе занимайтесь растяжкой ног, поясницы, например, как описано в «искусстве гибких костей». Также необходимо тренировать глаза, так как если Вы не видите направления удара и самого клинка, Вы не сможете отразить удар. Сначала выполняйте «внутренние» тренировки глаз, как описано, в «искусстве алоханей». Научившись сосредоточиваться и улучшив зрение, займитесь подсчетом различных предметов. Сначала пересчитайте неподвижные предметы. Например, в свободное время считайте кирпичи в стене комнаты или куски черепицы на крыше. Пытайтесь охватить взглядом как можно больше пространства, затем пробуйте с одного взгляда просчитать все предметы. Постепенно увеличивайте количество считаемых предметов — кусков черепицы и т. п. Задача заключается в том, чтобы за минимальный период времени четко пересчитать требуемое количество предметов. После этого переходите к счёту движущихся объектов. Например, считайте уток в реке, даже когда в стае их более ста. В пересчете черепицы и других неподвижных предметов трудно ошибиться, так как они постоянно на своем месте, с движущимися объектами дело обстоит значительно сложнее. Поэтому следует успокоиться, сосредоточиться, иметь достаточную практику «внутренних тренировок» и пересчета неподвижных предметов. Через полгода кропотливых тренировок можно овладеть искусством счета движущихся объектов. Научившись считать уток, переходите к пересчету меньших по размеру и больших по количеству воробьев. Затем считайте, например, стрекоз, потом саранчу. В конце концов Вы должны легко пересчитывать муравьев и комаров. Когда на расстоянии 5 шагов и более Вы сможете четко пересчитать 2–3 тысячи муравьев, то Вы достигните предела мастерства.
Кроме глаз следует тренировать ноги и тело. Поэтому выполняйте стойку «Мэйхуа», «стойку девяти звезд» или подобные им, способствующие развитию туловища, ног и других частей тела, нaтренировавшись таким образом, подыщите широкую площадку, вбейте в нее бамбуковые шесты, деревянные столбики различной высоты и другие препятствия. Разложите также по площадке комки извести, но не по одной линии, а хаотично. Шесты расставляйте по площадке на расстоянии самое большое 33 сантиметра друг от друга, так чтобы боком можно было пройти, между ними.
Научитесь быстро ходить между шестами, не задевая их, а ногами не наступая на известь. Ходите не в каком-либо определенном направлении, а в разные стороны, подобно порханию бабочки от цветка к цветку или же подобно молодой змее, ползающей в траве. Новички должны ходить медленно, со временем увеличивая скорость. Хорошо овладев умением проводить между различными препятствиями, прикрепите к шестам острие лезвия, связки крючков и колючек.
Снизу между шестами разложите дрок, проволоку и другие мешающие передвижению предметы. По-прежнему ходите между препятствиями. Когда сможете перемещаться между ними свободно, тогда достигните своей цели.
Комментарий. Это одно из внутренних «мягких» искусств Шаолиня, управляемых Инь, но и берущих энергию Ян. Основной задачей его считается умение спрятаться — ускользнуть от препятствий, быть для них недосягаемыми. Овладевший этим искусством обладает в бою важным преимуществом — умением уклоняться любой частью тела от удара. Каким бы сильным ни был противник, атака будет отражена, даже если нападающие вооружены. Согласно пословице «нападать в отступлении, нападать при защите» данное искусство является и средством атаки.
Раньше этому искусству обучались в стенах Шаолиньского монастыря, сегодня владеющих этим искусством крайне мало.
Ладонь небожителя. Соедините в щепоть четыре пальца и ударяйте ими по твердому предмету, например по стене, дереву, деревянному столу, табурету и т. п. Постепенно переходите к более сильным ударам, непрерывно тренируйтесь долгое время, так чтобы на месте ударов на дереве образовалось углубление. Тренируйтесь до тех пор, пока не сможете выдалбливать глубокое отверстие в камне. Удар такой ладонью силен и неотразим.
Комментарий. Ладонь небожителя является одним из жестких внешних искусств Шаолиня, управляемых Ян, оно способствует развитию ладоней. Методика тренировок проста, мастерство обрести не так сложно, поэтому существует множество обучающихся ему. Тренируйтесь и левой, и правой рукой. Кроме того, рекомендуется обучаться какому-нибудь «внутреннему» методу Цигуна, чтобы Инь и Ян гармонировали.
Ладонь пяти ядов. В весенний праздник (5-го числа 5-го месяца) наберите 5 кг речной глины желтого или белого цвета. Положите ее в сосуд (обычно глиняный), чтобы она высохла. Возьмите пять приправ (уксус, вино, мед, имбирь, соль), размешайте их с глиной: 2,5 светлого уксуса, 1,76 л подогретого вина, также примешайте 2,5 кг железного песка и 0,5 кг бронзового песка. Образовавшуюся смесь установите на деревянной табуретке или подставке. Каждое утро наносите ладонью удары плашмя по глине. Не делайте пропусков в тренировках, не ленитесь. Занимайтесь так в течение трех лет. (Более подробно процесс тренировок описан в упражнении «сверхпрочная ладонь великой силы»).
Комментарий. Ладонь пяти ядов также называется «ладонью Инь» или «ладонью пяти громов» — это одно из жестких внешних искусств Шаолиня, управляемых Ян, но и заимствующих энергию Инь, один из способов закалки ладоней и придания им силы и прочности. Упражняйте параллельно обе руки.
Искусство кулака Инь. На начальном этапе каждый день ранним утром или после полуночи встаньте перед колодцем и примите позицию наездника. Наносите удары кулаком в колодец (за одну тренировку более ста ударов). Занимайтесь так 1–2 года, и тогда после каждого удара кулаком в глубине колодца будет раздаваться небольшой всплеск воды. Со временем шум воды будет возрастать. В конце концов в колодце будет раздаваться сильный шум воды подобно морскому прибою.
Комментарий. Искусство кулака Инь — одно из внутренних (мягких) искусств Шаолиня, управляемых Инь, имеющих своей целью тренировку кулаков. Таким образом занимался в юности одни иэ известнейших буддийских мастеров ушу Хай Дэнфа.
Для изучения этого искусства и ему подобных нужно более десяти лет. Практикуясь в кулаке Инь, параллельно с занятиями у колодца также можно тренироваться рано утром, ударяя кулаком по направлению к солнцу, или же ночью, обращая кулаки к луне…
Искусство железной рубахи. На первом этапе возьмите мягкую ткань и несколькими слоями обмотайте ее вокруг туловища. Что касается внутренних тренировок, то сгибайте кисти рук в локтях и соедините ладони перед грудью, занимаясь в этой стойке, предварительно растерев руки. Ночью спите на деревянной доске, чтобы кости и все тело привыкли к жесткому, постоянно соприкасаясь с твердыми предметами. В первое время это тяжело, после нескольких месяцев тренировки суставы станут упругими. Тогда установите перед домом железный шест, под ним снизу выройте небольшое углубление и засыпьте его мелким песком слоем около 3 см. Каждый день ранним утром занимайтесь на железном шесте, выполняя на нем различные упражнения. Падая с перекладины в песок, подставляйте под удар различные части тела — плечи, спину, грудь, живот, руки и т. д., так чтобы каждая часть тела ударилась и песск 2 раза, — после этого можно кончать тренировку. Таким образом занимайтесь в течение трех лет, затем снимите обернутую вокруг тела ткань. После этого тренируйтесь с деревянным молотком, ударяя им по всем частям тела. Через некоторое время смените деревянный молоток на железный, занимаясь по-прежнему. При этом сосредоточивайтесь, регулируйте дыхание, проводите Ци в нужную часть тела (по которой ударяет молоток), таким образом усиливая эффективность тренировок. Через три года все части тела должны быть мягкими, как вата, лишь тогда Вы овладеете искусством железной рубахи.
Комментарий. Искусство железной рубахи является внешним жестким искусством Шаолиня, способствующим укреплению и закалке всех частей тела, заключающим в себе также элементы Цигуна. «Используя Ци, станешь твердым, как железный камень, рукам для удара не нужно оружия, врагам невозможно тебя поранить». При этом мускулы не затвердевают, удар погружается в тело, как в мягкую вату. Глубоко овладевших этим искусством мало.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Сравнительная характеристика боевых единоборств, распространённых на территории России и других постсоветских государств | ||||
---|---|---|---|---|
Кудо | Армейский рукопашный бой | Боевое самбо | Косики карате | |
Исходный стиль | кёкусинкай, дзюдо, тайский бокс | самбо, различные боевые искусства азиатского происхождения, бокс | дзюдо, бокс, куреш, джиу-джитсу | карате сёрейдзи-рю, сёрин-рю, сёриндзи-кэмпо и сёриндзи-рю |
Год создания | 1981 | 1979 | 1938 | 1970 |
начала свою работу первая школа кудо | состоялся первый чемпионат Воздушно-десантных войск по АРБ | самбо внесено в официальный перечень видов спорта | начала свою работу первая школа косики карате | |
Страна | Япония | СССР | СССР | Япония |
Изначальное предназначение | спорт | выживание бойца в условиях боевых действий при рукопашной схватке (для военнослужащих) | задержание и нейтрализация преступников, диверсантов и террористов (для сотрудников органов внутренних дел) | спорт |
Создатели | Адзума Такаси | энтузиасты боевых искусств и спортивные инструкторы ВДВ ВС СССР при содействии Василия Маргелова | Анатолий Харлампиев и Василий Ощепков | Эйити Эригути и Масаёси Кори Хисатака |
Доступность гражданским лицам | с момента создания[1] | с 1995 года | с 1994 года | с момента создания |
Организации, развивающие в России | Федерация КУДО России | Федерация армейского рукопашного боя России и Спортивная федерация армейского рукопашного боя | Всероссийская федерация самбо и Федерация боевого самбо России | Федерация косики карате России, Всероссийский союз контактного карате |
Соревновательная форма | кудоги белого и синего цвета (сертифицированные KIF) | кимоно белого цвета с длинными рукавами | самбовки красного и синего цвета (сертифицированные ВФСР) | карате-ги с синими и красными полосами (сертифицированные ВСКК) |
Удары руками и ногами в полный контакт | разрешены | разрешены с ограничениями[2] | разрешены | разрешены с ограничениями[3] |
Бросковая и борцовская техника | разрешена с ограничениями[4] | разрешена | разрешена | разрешена с ограничениями[5] |
Болевые приёмы на ноги | разрешены | разрешены | разрешены | запрещены |
Болевые приёмы на кисти рук | запрещены | запрещены | запрещены | запрещены |
Болевые в стойке | запрещены | запрещены | разрешены | запрещены |
Удушающие приёмы | разрешены | запрещены | разрешены | запрещены |
Добивание в партере | разрешено с ограничениями[6] | разрешено, в том числе ногами в голову из стойки | разрешено | разрешено с ограничениями[7] |
Удары головой | разрешены | разрешены | разрешены[8] | запрещены |
Использование шлема | закрытый, с пластиковым забралом только марки «Neo head Guard») | закрытый, с решетчатым забралом | открытый, без забрала | закрытый, с пластиковым забралом (только марки «Super Safe») |
Использование протектора (кирасы) | обязательно женщинам и детям сертифицированный KIF) | обязательно для всех бойцов | обязательно женщинам | обязательно для всех бойцов (сертифицированный ВСКК) |
Использование щитков на голени | обязательно женщинам и детям | обязательно для всех бойцов | обязательно для всех бойцов | женщинам по желанию |
Используемые перчатки, накладки | тонкие войлочные сапоты без наполнителя | перчатки или краги не менее 8 унций с открытыми пальцами | перчатки не менее 8 унций с открытыми пальцами | тонкие войлочные сапоты без наполнителя |
Оценки за ударную технику | оценивается техника, причинившая ущерб | оценивается любое точное действие | оценивается только нокдаун/нокаут | оценивается техника по зачётным зонам |
Оценки за бросковую технику | оцениваются амплитудные броски, после проведения которых атакующий остался в стойке[9] | оцениваются все сваливания и броски независимо от амплитуды | оцениваются правильно проведенные броски с последующим контролем атакуемого | оцениваются правильно проведенные броски с последующем контролем и обозначением добивания (киме) |
Оценки за действия в партере | оценивается обозначение добивания (кимэ) | не оценивается | оцениваются борцовские действия | оценивается обозначение добивания (кимэ) |
Нокауты/нокдауны | оцениваются последовательным присвоением оценки юко (нокдаун)->ваза-ари (нокдаун)->иппон (нокаут)[10] | судья «пускает счет». Не более 2-х нокдаунов за бой | судья «пускает счет». Не более 2-х нокдаунов за бой | оцениваются последовательным присвоением оценок ваза-ари (нокдаун)->иппон (нокаут) |
При отсутствии/равенстве очков победа отдается | бойцу, преобладавшему в ударной технике | бойцу, преобладавшему в бросковой технике | бойцу, преобладавшему в бросково-борцовской технике | бойцу, преобладавшему в ударной технике |
Технические действия оцениваются | боковыми судьями открыто, путём выбрасывания флажков | боковыми судьями тайно, путём ведения судейских записок | боковыми судьями тайно, путём ведения судейских записок | боковыми судьями открыто, путём выбрасывания флажков |
Система оценок | японская система (кока, юко, ваза-ари, иппон)[11] | балльная система (точное техническое действие — балл) | балльная система (точное техническое действие — балл) | японская система (ваза-ари, иппон) |
Профессиональная разновидность | есть | нет | есть | нет |
Чемпионаты мира | проводятся | нет | проводятся | проводятся |
Категории бойцов | коэффициент: рост+вес | вес | вес | вес |