Цигун — Уникальная Система Оздоровительных Упражнений
Уникальные системы оздоровительных упражнений и дыхательно-медитативного тренинга, зародившиеся в Китае в глубокой древности, сменили много названий почти за тысячелетнюю историю своего существования. Самые древние из них — «даоинь» (вводить ци и проводить его по каналам), «туна» (вдох и выдох), «шици» (питание ци), «фуци» (самодополнение через ци).
Одно из последних названий, широко распространенное сегодня, — «цигун» (достижение мастерства в управлении ци).
В самом общем значении цигун — это система комплексной психофизической саморегуляции, основная цель которой — наладить правильную циркуляцию ци внутри организма.
Однако конкретное содержание понятия цигун меняется в зависимости от контекста.
В одном случае под цигун могут пониматься простейшие дыхательные упражнения, в другом — сложнейшие комплексы медитативных практик и особый тип духовного самовоспитания.
К основным методам цигун-тренинга можно отнести следующие:
- Методы релаксации (фансун цзин гун). Целью этих методов является сознательное расслабление всего тела и обретение состояния покоя.
- Внутреннее вскармливание (нэйян гун). Статические упражнения, сочетающие «погружение» в состояние покоя с определенными дыхательными упражнениями.
- Укрепляющие упражнения (цян чжуан гун). Сочетают методы релаксации с дыхательными упражнениями.
- Методы цигун-транспортировки (цигун баньюнь фа). В основе этих методов продвижение ци по каналам тела.
- Упражнения в стойке «трех округлостей» (саньюаньши чжаньгун). Статические упражнения, в которых основной акцент ставится на «регулирование тела» в сочетании с отработкой техники дыхания при «погружении в состояние покоя».
- Упражнения цигун с «палочкой Великого предела» (тайцзи бан цигун). Упражнения с круглой палочкой около 30 см длиной, каменными или медными шарами. В этих упражнениях предмет выполняет роль массажера, помогающего «открывать» аккупунктурные точки на ладонях рук.
- Динамические упражнения (дун гун). Комплексы упражнений, основанные на соблюдении принципов расслабления, покоя и естественности. Имеют много различных вариантов.
- Мысленные упражнения (и гун). В основе этих методов цигун находятся способности при помощи мысленных приказов управлять потоками ци и направлять их к определенным органам тела.
- «Выплевывание и набирание» (туна гун). Различные комбинации дыхательных упражнений.
- Укрепляющий массаж (баоцзянь аньмо). Различные виды самомассажа по ходу меридианов и по аккупунктурным точкам в сочетании с определенными методами психоконцентрации.
- Традиционные комплексы цигун: «восемь отрезов парчи» (ба дуань цзинь), «игры пяти зверей» (у цинь си), «канон преобразования мышц» (и цзинь цзин), «шесть оздоровительных звуков» (лю цзи цзье) канон омовения мозга (сисуйцзин) и др. Классические комплексы цигун, практика которых не претерпела существенных изменений с течением времени.
Основополагающих принципов, которым подчиняются практически все из известных сегодня систем цигун:
1. Расслабление, покой и естественность (сун цзин цзы-жань).
Расслабление тела должно способствовать расслаблению психики и «погружению» в состояние покоя. В свою очередь, психическое расслабление должно способствовать более полному расслаблению тела. Физические и психические усилия занимающегося должны синхронизироваться — выполняться одновременно и быть взаимообусловленными.
2. Сочетание движения и покоя (дун цзин сянцзин).
Этот принцип определяет «внутреннее» движение при внешней неподвижности тела и «внутренний» покой при внешнем движении.
3. Движения мысли и ци согласованы (и ци сянсуй).
Под мыслью понимается любое психическое усилие или действие. «Куда приходит мысль, туда приходит и ци». Сознательная концентрация внимания на какой-либо части тела позволяет направить в эту часть тела поток ци.
4. «Опустошение верха и наполнение низа» (шансюйся ши).
Психологическое усилие, связанное с сосредоточением на какой-либо точке или области, расположенной выше пупка, должно быть легким и кратковременным. В нижней же части тела должно формироваться ощущение силы и «энергетической наполненности».
5. Непрерывность (тренинга) и постепенность (прогресса) (синь сюй цзянь цзинь).
Занятия цигун дают эффект только при регулярности и постепенном наращивании усилий.
Как перерывы в занятиях, так и форсирование результатов пагубно отражаются на прогрессе занимающихся.
Упражнения цигун настраивают тонкие энергетические механизмы функционирования организма человека, поэтому выполнять все предписания необходимо тщательно и осторожно.
Кроме того, для всех систем цигун характерно использование понятия «энергетических резервуаров», которые играют важную роль в регуляции энергетического баланса в организме. Их называют «области даньтянь».
В цигун различают следующие области даньтянь:
- Верхняя область даньтянь расположена в голове и входит в контакт с внешней средой через аккупунктурную точку иньтан между бровями.
- Передняя область даньтянь расположена в области груди с центром в аккупунктурной точке шаньгун. Средняя область даньтянь имеет центром аккупунктурную точку цихай, расположенную на 4–5 см ниже пупка.
- Задняя область даньтянь с центром в аккупунктурной точке мин-мэнь (между 2-м и 3-м поясничными позвонками). Нижняя область даньтянь расположена в области малого таза, с внешней средой она контактирует через аккупунктурную точку хуэйинь в промежности и ее проекцией на лобковой кости — точку цюйгу. В практике цигун в большей степени используются нижняя, средняя и верхняя области.
Очень часто начинающих ориентируют только на одну область даньтянь — среднюю, именуя ее нижней, что методически оправдано, к тому же в традиционных даоских системах цигун эта область даньтянь не отделялась от нижней и рассматривалась как нижняя.
Конкретные методы использования областей даньтянь в практических занятиях зависят непосредственно от системы цигун и методов обучения, сложившихся в этой системе.
Оставляйте свои комментарии прямо под этой статьей. Для нас очень важен ваш отклик.
Для людей, которые хотят пойти глубже, для тех, кто серьезно хочет в углубиться в Цигун, для тех, кто хочет реально улучшить свое здоровье и энергетику с помощью этих практик, наше издательство совместно с китайскими специалистами подготовило замечательный видеотренинг для домашнего обучения
Узнать Подробнее >>
Сделать заказ
Цигун — общие принципы оздоровительной системы
В наше время всё больше и больше людей начинает интересоваться нетрадиционной медициной, в большей степени — китайские оздоровительные системы для улучшения здоровья.
Одной из них является цигун. Она отлично подходит для начинающих, из-за простоты в освоении. Пожалуй, начнем с самого начала.
Данная дисциплина пришла к нам из далеких времен. Китайские монахи разработали цигун как метод, который позволяет поддерживать состояние организма в отличной форме.
Ранее, древнекитайскую практику использовали с целью духовного развития, и более того, для понимания законов и тайн Вселенной. В наши же дни цигун начинают практиковать с той же целью, что и наши предшественники, как на востоке, так и в остальном мире.
Очень много людей прибегают к данной методике, с целью достичь умиротворения, справиться с неумолимо нарастающим ритмом обстановки вокруг, нейтрализовать отрицательную энергию.
Все мы знаем о том, что отрицательная энергия, которая накапливается в нашем теле, является одной из причин многих недугов.
Жители востока считают, что постоянные напряжения и стрессовые ситуации, очень сильно подрывают здоровье, душевное равновесие. Чтобы избежать высокого содержания в теле, такой негативной энергии и правильно избавляться от нее, они изо дня в день практикуют цигун.
Эта оздоровительная система оказывает общее влияние на весь организм, позволяет научиться медитировать. Цигун строится на определенных способах дыхания и на первых этапах будет немного трудновато соблюдать правильное исполнение упражнений, и следить за ним, но базовые упражнения, позволяют нам избежать данного дискомфорта и правильно настроиться.
Если начать изучать и практиковать цигун, то это поможет обрести уверенность в себе, значительно улучшить самочувствие.
Для тех, кто живёт в больших городах, находится в постоянном психологическом напряжении, эта методика станет незаменимой, так как она положительно влияет на состояние организма.
Но нужно учесть еще одну немаловажную вещь, что лучше всего приступать к упражнениям, только лишь после того, как Вы осознаете истинное предназначение методики цигун.
Ни в коем случае не надо приписывать данное творение человека к религии
Цигун — это наука, которая помогает в жизни и позволяет человеку быть в отличном состоянии.
Благодаря этой системе, человек учится находиться в гармонии с природой и самим собой.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Базовые элементы системы цигун
1. В соответствии с древними китайскими представлениями все в человеке, природе и во всей Вселенной состоит из двух противоположных, но не антагонистических начал Инь и Ян. Они существуют неразрывно и взаимосвязаны таким образом, что в Инь всегда присутствует Ян, а в Ян — Инь. Это знакомое многим изображение является сечением шара. В каждый момент времени в нем происходят определенные изменения, перетекания: уменьшение Инь, увеличение Ян; уменьшение Ян, увеличение Инь. На рисунке изображен как бы один из множества моментов при условном сечении этого шара плоскостью. И такое сечение, когда обе части Инь и Ян находятся в равновесии, называют Инь-Ян рыбой.
Характеристики Инь: мягкое, холодное, темное, отрицательное, инертное, пассивное, покойное.
Характеристики Ян: твердое, горячее, светлое, положительное, активное, движущееся.
Инь принято называть женским началом, а Ян — мужским.
Инь- это ночь, зима, Луна.
Ян — это день, лето, Солнце.
Инь и Ян можно сравнить с полюсами магнита — северным и южным. На какие бы малые частички ни делить магнит, все равно в каждой из них будут и северный, и южный полюса. Подобно этому, на какие бы дробные части ни делить Вселенную, в каждой обязательно будет присутствовать Инь и Ян.
Мы являемся частью этой Вселенной, поэтому в каждом из нас также находятся Инь и Ян. Это касается человека в целом и каждого органа в отдельности: в каждом из них также существуют Инь и Ян. При этом «плотные» органы нашего тела (печень, сердце, перикард, селезенка, легкие, почки) относятся к Инь, а полые органы (желчный пузырь, мочевой пузырь, тонкий и толстый кишечник, желудок, «три обогревателя» или «три части туловища») — к Ян. Это вовсе не значит, что эти органы состоят только из Инь или Ян. Просто в них намного больше ци указанного вида, чем противоположного.
Кроме того, внутренняя поверхность тела принадлежит к Инь, а наружная — к Ян. У женщин правая половина тела янская, а левая иньская, у мужчин — наоборот.
Инь и Ян должны быть уравновешены и в природе, и в обществе, и в человеческом организме, в противном случае возникают катаклизмы, а в организме человека — заболевания. На нашей планете на участках с избыточным Ян возникают пожары, а с избытком Инь — наводнения.
В человеческом обществе материальная часть мира относится к Ян, а духовная — к Инь. Если развитие материальной части значительно опережает духовную, общество нестабильно, подвержено антагонизму, приводящему к войнам. В нашем обществе (на планете в целом) сейчас перепроизводство материальных благ, а желания людей все возрастают. Уровень благосостояния оценивают жилищными условиями, количеством вещей, наличием дачи, машины, ее маркой. Такое общество не может быть счастливым, его население обречено на страдания — оно живет, чтобы работать не только ради необходимого, но ради удовлетворения своих все возрастающих желаний.
А так как материальная часть относится к Ян, и Ян сейчас слишком много, то естественным образом начинают возникать всевозможные духовные течения и практики, охватывающие многие страны и прорастающие в различные слои общества. Книги, газетные статьи, брошюры с большей или меньшей степенью приближения к истине начинают внедряться в наши дома, наш быт и наше сознание. На планете начинает увеличиваться Инь.
Поэтому мы говорим, что одна из целей цигун — регулирование Инь-Ян, приведение их в равновесие.
2. В соответствии с теорией У-син существует классификационная система пяти первоэлементов или пяти стихий: это вода, дерево, огонь, земля (почва), металл. Каждая стихия характеризуется определенным качеством и цветом энергии ци, и по такой схеме систематизируются все процессы в природе, органы в теле человека, эмоции, звуки, запахи и пр. Подробнее с системой У-син мы знакомимся и работаем на второй ступени.
3. Представление об энергетических каналах также уходит в глубокую древность Китая и является базовым понятием традиционной китайской медицины. В соответствии с ними, тело человека имеет три системы маршрутов: кровеносную, систему вод и энергетическую. Энергетическая система каналов связывает поверхность тела с внутренними органами. На каждом из каналов существует большое количество БАТ, которые и являются входами (выходами) в эти каналы, и через которые происходит обмен и взаимодействие ци человека и ци окружающего его мира, всего Космоса.
Различают 12 основных каналов — жень и 8 чудесных — май.
12 основных каналов связаны с 12 основными органами, которые, с точки зрения китайской медицины, являются не столько отдельными органами, сколько функциональными системами. У каналов есть ветви — коллатерали, образующие сеть и связывающие в единую систему все части тела. Чудесные каналы можно сравнить с озерами. Они соединены с основными каналами, но при этом имеют свои маршруты. Главная их функция — управление основными каналами и перераспределение в них ци. Если в основных каналах образуется избыток ци, то она начинает заполнять чудесные каналы, а если ее не достает, то дефицит восполняется поступлением ци из запасов чудесных каналов. Основными среди каналов май являются переднесрединный Жень-май (канал действия) и заднесрединный Ду-май (канал управления). Жень-май управляет иньскими основными каналами, а Ду-май — янскими.
Если по каналам ци перемещается свободно, то человек здоров, и все его системы функционируют нормально. Если на каком-либо из участков происходит «затор», «закупорка» канала, создающая препятствия для свободного циркулирования ци, то на этом участке возникает болезнь. В одних случаях она может носить локальный характер, в других — вызвать нарушения в функционировании близлежащих зон или участков и органов, связанных с данным каналом.
Поэтому, с точки зрения китайской медицины, на участках спазмирования («закупорки») каналов всегда возникает заболевание или, иначе, в области функциональных нарушений и заболеваний всегда наблюдается частичное или полное «блокирование» каналов и нарушения в них циркуляции ци.
В связи с этим, одна из целей 1-й ступени цигун — нормализовать циркуляцию энергии ци по каналам и снять все блоки.
В энергетическую систему организма входят также «энергетические резервуары» или «котлы» — области даньтянь (в литературе их иногда называют «киноварные поля»). Это участки, в которых можно накапливать энергию ци, получаемую из внешней среды, преобразовывать ее и улучшать качество (иногда в переводе встречается термин «воспитание ци»). Дань — это концентрированная, сгущенная энергия.
Вообще энергия ци бывает в двух состояниях — концентрированном (тогда она подобна веществу, которое мы можем видеть и осязать) и в разряженном (тогда она подобна газу). При определенной тренировке мы можем управлять состоянием ци. Для пояснения приведем следующую аналогию: лед можно сравнить с накопленной и удерживаемой энергией в даньтянь, а пар — другое агрегатное состояние льда — с обычным состоянием ци. В таком состоянии она присутствует везде в Космосе.
В системе Чжун Юань цигун различают три резервуара ( котла):
- Ся даньтянь — нижний котел.
- Чжун даньтянь — средний котел.
- Шан даньтянь — верхний котел.
Ся даньтянь находится в области пупка и малого таза с центром несколько ниже пупка.
Чжун даньтянь расположен в области груди с центром на уровне линии, соединяющей соски.
Шан даньтянь располагается внутри головы в области гипоталамуса, на уровне линии, соединяющей брови, примерно там, где индийцы ставят красную точку.
На рисунке изображена схема «Малого небесного круга», образующегося каналами Жень-май и Ду-май с указанными областями даньтянь, «заставами» и основными точками: Иньтан, верхняя область даньтянь (Шан даньтянь), Шаньчжун, средняя область даньтянь (Чжун даньтянь), точка Цихай, нижняя область даньтянь (Ся даньтянь), конец Инь и начало Ян, точка Хуэйинь, «застава» Вэйлюй, «застава» Цзяцзи, «застава» Юйчжень, конец Ян, начало Инь, точка Байхуэй.
На первой ступени основное внимание уделяется работе с Ся даньтянь, т.к. от количества и качества ци в нем зависит физическое здоровье человека, его сексуальные возможности, длительность жизни. Здесь же находится область почек, нормальному функционированию которых в китайской народной меедицине уделяют большое внимание. Считается, что от их состояния зависят другие системы организма (по кругу У-син).
Цели первой ступени — активизировать нашу Цзин в Ся дантянь, улучшить ее качество и преобразовать так, чтобы увеличить нашу внутреннюю энергию. Это будет способствовать открытию энергетических каналов, усилению нашего тела, улучшению его функционирования.
Поэтому упражнения, изучаемые на первой ступени Чжун Юань цигун, направлены на то, чтобы привести в равновесие Инь-Ян в нашем теле, открыть и прочистить энергетические каналы, открыть биоактивные точки, научиться получать ци из окружающей среды, накапливать ее в Ся даньтянь и улучшать ее качество. Побочный эффект от выполнения этих упражнений — оздоровление организма, улучшение психофизического состояния, приобретение повышенной чувствительности и умения управлять энергией ци, а это, в свою очередь, позволит диагностировать и лечить многие заболевания.
Часто можно встретить физически крепких людей, желающих практиковать и нарабатывать определенные навыки и умение. Но их интеллектуальный уровень невысок, и они не понимают, для чего это им может понадобиться, не могут сформулировать свои цели, просто хотят научиться чему-нибудь конкретному. Можно также встретить людей, обладающих высоким интеллектом и понимающих, что можно приобрести такого рода практикой. Однако желаемой цели и они не могут достигнуть, т. к. их физическое тело не готово. Это можно сравнить с хорошей программой, которую невозможно освоить на компьютере низкого класса: нельзя запустить систему в целом и получить желаемый результат, если недостаточно хороша материальная часть (например, малое быстродействие). Поэтому эти две части единого целого надо привести в равновесие. Мы являемся как бы совокупностью материальной части и математической программы. Вот почему в системе Чжун Юань цигун мы тренируем одновременно дух и тело, чтобы они находились в равновесии.
Сейчас мы живем в обществе рыночных отношений. Это значит, что для того, чтобы что-то получить, надо что-то дать взамен. Поэтому методики в Чжун Юань цигун позволяют каждому практикующему приобрести определенные возможности и способности, благодаря которым человек может существовать в этом мире. Например, нормализовать состояние своего здоровья, если вы больны, и тем самым получить возможность эффективно работать и зарабатывать на жизнь или диагностировать и лечить болезни, тем самым помогая другим людям. Но основным является не только приобретение различных знаний, но и способностей с одновременным повышением интеллекта и творческой активности. А это существенно помогает при выполнении любой работы, при любом роде деятельности. И это также цели первой ступени. Поэтому в системе Чжун Юань цигун Мастера позволяют человеку практиковать и обучают его высшим ступеням только в том случае, если и он дает нечто другим взамен приобретенных навыков, знаний и понимания мира.
Необходимо отметить, что занятия любым видом цигун позволяют накапливать и увеличивать ци, но не любая методика позволяет повысить ваш уровень. Это связано с тем, что некоторые методики используются только для улучшения здоровья или только для наработки боевых навыков и пр., т. е. они являются частью какой-либо системы, а не системой в целом.
Поэтому каждый из занимающихся должен сам определить для себя цели и задачи. Если нужно только повысить уровень здоровья, то достаточно изучить и освоить частные методики Чжун Юань цигун или любой другой школы. Для высоких же целей нужны соответствующие методики, когда от освоения базовых элементов-кирпичиков возможно перейти к пониманию целостной картины мира и своего места в нем. Именно такой и является данная система.
Базовые элементы системы цигун | Чжун Юань Цигун Клуб «Здесь и Сейчас»
1. В соответствии с древними китайскими представлениями все в человеке, природе и во всей Вселенной состоит из двух противоположных, но не антагонистических начал Инь и Ян. Они существуют неразрывно и взаимосвязаны таким образом, что в Инь всегда присутствует Ян, а в Ян – Инь. Это знакомое многим изображение является сечением шара. В каждый момент времени в нем происходят определенные изменения, перетекания: уменьшение Инь, увеличение Ян; уменьшение Ян, увеличение Инь. На рисунке изображен как бы один из множества моментов при условном сечении этого шара плоскостью. И такое сечение, когда обе части Инь и Ян находятся в равновесии, называют Инь-Ян рыбой.
Характеристики Инь: мягкое, холодное, темное, отрицательное, инертное, пассивное, покойное.
Характеристики Ян: твердое, горячее, светлое, положительное, активное, движущееся.
Инь принято называть женским началом, а Ян – мужским.
Инь- это ночь, зима, Луна.
Ян – это день, лето, Солнце.
Инь и Ян можно сравнить с полюсами магнита – северным и южным. На какие бы малые частички ни делить магнит, все равно в каждой из них будут и северный, и южный полюса. Подобно этому, на какие бы дробные части ни делить Вселенную, в каждой обязательно будет присутствовать Инь и Ян.
Мы являемся частью этой Вселенной, поэтому в каждом из нас также находятся Инь и Ян. Это касается человека в целом и каждого органа в отдельности: в каждом из них также существуют Инь и Ян. При этом «плотные» органы нашего тела (печень, сердце, перикард, селезенка, легкие, почки) относятся к Инь, а полые органы (желчный пузырь, мочевой пузырь, тонкий и толстый кишечник, желудок, «три обогревателя» или «три части туловища») – к Ян. Это вовсе не значит, что эти органы состоят только из Инь или Ян. Просто в них намного больше ци указанного вида, чем противоположного.Кроме того, внутренняя поверхность тела принадлежит к Инь, а наружная – к Ян. У женщин правая половина тела янская, а левая иньская, у мужчин – наоборот.
Инь и Ян должны быть уравновешены и в природе, и в обществе, и в человеческом организме, в противном случае возникают катаклизмы, а в организме человека – заболевания. На нашей планете на участках с избыточным Ян возникают пожары, а с избытком Инь – наводнения.
В человеческом обществе материальная часть мира относится к Ян, а духовная – к Инь. Если развитие материальной части значительно опережает духовную, общество нестабильно, подвержено антагонизму, приводящему к войнам. В нашем обществе (на планете в целом) сейчас перепроизводство материальных благ, а желания людей все возрастают. Уровень благосостояния оценивают жилищными условиями, количеством вещей, наличием дачи, машины, ее маркой. Такое общество не может быть счастливым, его население обречено на страдания – оно живет, чтобы работать не только ради необходимого, но ради удовлетворения своих все возрастающих желаний.
А так как материальная часть относится к Ян, и Ян сейчас слишком много, то естественным образом начинают возникать всевозможные духовные течения и практики, охватывающие многие страны и прорастающие в различные слои общества. Книги, газетные статьи, брошюры с большей или меньшей степенью приближения к истине начинают внедряться в наши дома, наш быт и наше сознание. На планете начинает увеличиваться Инь.
Поэтому мы говорим, что одна из целей цигун – регулирование Инь-Ян, приведение их в равновесие.
2. В соответствии с теорией У-син существует классификационная система пяти первоэлементов или пяти стихий: это вода, дерево, огонь, земля (почва), металл. Каждая стихия характеризуется определенным качеством и цветом энергии ци, и по такой схеме систематизируются все процессы в природе, органы в теле человека, эмоции, звуки, запахи и пр. Подробнее с системой У-син мы знакомимся и работаем на второй ступени.
3. Представление об энергетических каналах также уходит в глубокую древность Китая и является базовым понятием традиционной китайской медицины. В соответствии с ними, тело человека имеет три системы маршрутов: кровеносную, систему вод и энергетическую. Энергетическая система каналов связывает поверхность тела с внутренними органами. На каждом из каналов существует большое количество БАТ, которые и являются входами (выходами) в эти каналы, и через которые происходит обмен и взаимодействие ци человека и ци окружающего его мира, всего Космоса.
Различают 12 основных каналов – жень и 8 чудесных – май.
12 основных каналов связаны с 12 основными органами, которые, с точки зрения китайской медицины, являются не столько отдельными органами, сколько функциональными системами. У каналов есть ветви – коллатерали, образующие сеть и связывающие в единую систему все части тела. Чудесные каналы можно сравнить с озерами. Они соединены с основными каналами, но при этом имеют свои маршруты. Главная их функция – управление основными каналами и перераспределение в них ци. Если в основных каналах образуется избыток ци, то она начинает заполнять чудесные каналы, а если ее не достает, то дефицит восполняется поступлением ци из запасов чудесных каналов. Основными среди каналов май являются переднесрединный Жень-май (канал действия) и заднесрединный Ду-май (канал управления). Жень-май управляет иньскими основными каналами, а Ду-май – янскими.
Если по каналам ци перемещается свободно, то человек здоров, и все его системы функционируют нормально. Если на каком-либо из участков происходит «затор», «закупорка» канала, создающая препятствия для свободного циркулирования ци, то на этом участке возникает болезнь. В одних случаях она может носить локальный характер, в других – вызвать нарушения в функционировании близлежащих зон или участков и органов, связанных с данным каналом.
Поэтому, с точки зрения китайской медицины, на участках спазмирования («закупорки») каналов всегда возникает заболевание или, иначе, в области функциональных нарушений и заболеваний всегда наблюдается частичное или полное «блокирование» каналов и нарушения в них циркуляции ци.
В связи с этим, одна из целей 1-й ступени цигун – нормализовать циркуляцию энергии ци по каналам и снять все блоки.
В энергетическую систему организма входят также «энергетические резервуары» или «котлы» – области даньтянь (в литературе их иногда называют «киноварные поля»). Это участки, в которых можно накапливать энергию ци, получаемую из внешней среды, преобразовывать ее и улучшать качество (иногда в переводе встречается термин «воспитание ци»). Дань – это концентрированная, сгущенная энергия.
Вообще энергия ци бывает в двух состояниях – концентрированном (тогда она подобна веществу, которое мы можем видеть и осязать) и в разряженном (тогда она подобна газу). При определенной тренировке мы можем управлять состоянием ци. Для пояснения приведем следующую аналогию: лед можно сравнить с накопленной и удерживаемой энергией в даньтянь, а пар – другое агрегатное состояние льда – с обычным состоянием ци. В таком состоянии она присутствует везде в Космосе.
- Ся даньтянь – нижний котел.
- Чжун даньтянь – средний котел.
- Шан даньтянь – верхний котел.
Ся даньтянь находится в области пупка и малого таза с центром несколько ниже пупка.
Чжун даньтянь расположен в области груди с центром на уровне линии, соединяющей соски.
Шан даньтянь располагается внутри головы в области гипоталамуса, на уровне линии, соединяющей брови, примерно там, где индийцы ставят красную точку.
На рисунке изображена схема «Малого небесного круга», образующегося каналами Жень-май и Ду-май с указанными областями даньтянь, «заставами» и основными точками: Иньтан, верхняя область даньтянь (Шан даньтянь), Шаньчжун, средняя область даньтянь (Чжун даньтянь), точка Цихай, нижняя область даньтянь (Ся даньтянь), конец Инь и начало Ян, точка Хуэйинь, «застава» Вэйлюй, «застава» Цзяцзи, «застава» Юйчжень, конец Ян, начало Инь, точка Байхуэй.На первой ступени основное внимание уделяется работе с Ся даньтянь, т.к. от количества и качества ци в нем зависит физическое здоровье человека, его сексуальные возможности, длительность жизни. Здесь же находится область почек, нормальному функционированию которых в китайской народной меедицине уделяют большое внимание. Считается, что от их состояния зависят другие системы организма (по кругу У-син).
Цели первой ступени – активизировать нашу Цзин в Ся дантянь, улучшить ее качество и преобразовать так, чтобы увеличить нашу внутреннюю энергию. Это будет способствовать открытию энергетических каналов, усилению нашего тела, улучшению его функционирования.
Поэтому упражнения, изучаемые на первой ступени Чжун Юань цигун, направлены на то, чтобы привести в равновесие Инь-Ян в нашем теле, открыть и прочистить энергетические каналы, открыть биоактивные точки, научиться получать ци из окружающей среды, накапливать ее в Ся даньтянь и улучшать ее качество. Побочный эффект от выполнения этих упражнений – оздоровление организма, улучшение психофизического состояния, приобретение повышенной чувствительности и умения управлять энергией ци, а это, в свою очередь, позволит диагностировать и лечить многие заболевания.
Часто можно встретить физически крепких людей, желающих практиковать и нарабатывать определенные навыки и умение. Но их интеллектуальный уровень невысок, и они не понимают, для чего это им может понадобиться, не могут сформулировать свои цели, просто хотят научиться чему-нибудь конкретному. Можно также встретить людей, обладающих высоким интеллектом и понимающих, что можно приобрести такого рода практикой. Однако желаемой цели и они не могут достигнуть, т. к. их физическое тело не готово. Это можно сравнить с хорошей программой, которую невозможно освоить на компьютере низкого класса: нельзя запустить систему в целом и получить желаемый результат, если недостаточно хороша материальная часть (например, малое быстродействие). Поэтому эти две части единого целого надо привести в равновесие. Мы являемся как бы совокупностью материальной части и математической программы. Вот почему в системе Чжун Юань цигун мы тренируем одновременно дух и тело, чтобы они находились в равновесии.
Сейчас мы живем в обществе рыночных отношений. Это значит, что для того, чтобы что-то получить, надо что-то дать взамен. Поэтому методики в Чжун Юань цигун позволяют каждому практикующему приобрести определенные возможности и способности, благодаря которым человек может существовать в этом мире. Например, нормализовать состояние своего здоровья, если вы больны, и тем самым получить возможность эффективно работать и зарабатывать на жизнь или диагностировать и лечить болезни, тем самым помогая другим людям. Но основным является не только приобретение различных знаний, но и способностей с одновременным повышением интеллекта и творческой активности. А это существенно помогает при выполнении любой работы, при любом роде деятельности. И это также цели первой ступени. Поэтому в системе Чжун Юань цигун Мастера позволяют человеку практиковать и обучают его высшим ступеням только в том случае, если и он дает нечто другим взамен приобретенных навыков, знаний и понимания мира.
Необходимо отметить, что занятия любым видом цигун позволяют накапливать и увеличивать ци, но не любая методика позволяет повысить ваш уровень. Это связано с тем, что некоторые методики используются только для улучшения здоровья или только для наработки боевых навыков и пр., т. е. они являются частью какой-либо системы, а не системой в целом.
Поэтому каждый из занимающихся должен сам определить для себя цели и задачи. Если нужно только повысить уровень здоровья, то достаточно изучить и освоить частные методики Чжун Юань цигун или любой другой школы. Для высоких же целей нужны соответствующие методики, когда от освоения базовых элементов-кирпичиков возможно перейти к пониманию целостной картины мира и своего места в нем. Именно такой и является данная система.