Серпантин идей — Подвижные и командные игры для летнего отдыха детей. // Подборка веселых и азартных эстафет для организованного летнего отдыха детей и подростков
4. Веселые жмурки «Яша»
Это всем известные жмурки с элементами хоровода. «Голящий», здесь его зовут Яша, сидит в центре с завязанными глазами, остальные дети кружат вокруг него, взявшись за руки, и хором кричат:
«Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Ты грызешь орешки
Для своей потешки».
«Яша» при этом делает вид, что действительно грызет орешки, на последнем слове четверостишия хоровод останавливается, все хлопают в ладоши, а «Яша» подходит к любому из ребят, кладет руку на плечо и называет имя (т.е. должен угадать, не глядя).
Ребята хором приговаривают:
«Свои руки положи,
Имя правильно скажи»
Кого угадал — тот становится Яшей, если не угадал – снова «голит» сам. Веселая игра для детей младшего возраста универсальна — подойдет для любого праздника и детского коллектива.
Это веселая командная игра. В двух соревнующихся командах 8 участников, у каждого в руках одна из букв, составляющих слово «каникулы». Суть игры в том, что нужно быстро угадать загадку и выстроить из букв «отгадку», какая команда быстрее «пишет» слово – получает балл, затем подсчитывается общее количество и объявляется победитель
У птиц порядок есть один:
В небе виден четкий… (Клин)
Зверь, издав зловещий рык,
Вонзает в жертву острый… (Клык)
Среди звезд она одна
Ночью — круглая…
На болотах слышен крик,
Птица там живет… (Кулик)
Да, боксер в бою мастак.
В перчатках спрятал он… (Кулак)
Сделать ярче ногти как?
Выбрать самый яркий… (Лак)
К Интернету кто привык,
Между делом ставит… (Клик)
Лучший фильм мне подскажи-ка!
Премия зовется… («Ника»)
Где живет злой крокодил?
В Африке есть речка… (Нил)
Любой художник тем велик,
Что пишет вдохновенно… (Лик)
Сумки собрали, пакуем баулы,
В Азию едем на отдых в… (Аулы)
Забыты тетради, учебники, циркули.
(gostika.ru)
6 «Птичий двор»
Это игра для детей среднего и старшего школьного возраста.
Ведущий выстраивает ребят кружком и говорит, что сейчас каждому на ушко он скажет, какой домашней птицей он будет. Потом подходит к каждому игроку и шепчет то «гусь», то «утка». Причем, «гусей» должно быть в разы больше и в некоторых местах даже по два подряд.
Потом продолжает объяснения: «Когда я скажу «гусь», все «гуси» поджимают обе ноги и виснут своих «пернатых» товарищах. Когда скажу «утка» — поджимаем левую ногу, «петух» — правую, а «курица» — начинаем кудахтать». Само собой, что подряд два «гуся» просто напросто повалят всю «конструкцию», и веселое оживление в массах вам обеспечено.
Кстати, пока народ не понял в чем подвох, можно еще разок другой провести эту игру-обманку.
7. «Веселенькая ферма»
Лучше всего собрать две команды по шесть человек: один из них будет «фермером», другие – «телятами». «Фермеру» выдают полуторалитровую бутылку молока, к которой в качестве соски приделана чистая резиновая перчатка. В каждом ее «пальчике» заранее проделывается дырка.
Будет логично, если в качестве призов им преподнесут что-нибудь из кисломолочной продукции.
8. Подвижная игра для малышей «Грибники-затейники».
Для этой игры поделите детей на «грибников» и «грибы». Затем грибники делятся по парам – в процессе игры они будут «ловить» участников, изображающих грибы, захватывая их в кольцо свои рук, как в корзину.
Но сначала «грибы» словно бы прячутся от «грибников»: они садятся на корточки в разных укромных местах и повторяют за ведущим следующие слова и действия:
Меж еловых мягких лап,
Дождик кап, кап, кап (дети хлопают в ладоши).
Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох (дети потирают ладоши).
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб (дети поднимаются).
Кто нашел его, друзья?
Дети кричат: «Это я, я, я!»
В этот момент грибники по парам подбегают к грибам и «захватывают их в свои объятия». Какая пара грибников наберет больше грибов, та и побеждает.
9. Игра на активизацию детей «Мы автобус ожидали».
Мы автобус ожидали (Сделав руку козырьком, смотрят вдаль).
Увидали, побежали (Бегут на месте).
Заскочили, покачались (Раскачиваются в стороны, одна рука вверх, будто на поручне).
И в салоне потолкались (Раскачиваются, касаются плечами).
У окошка место есть? (Подносят руку козырьком к глазам).
Кто устал, тот может сесть (Приседают).
И про слабых не забыли (Отрицательно качают головой).
Быстро место уступили (Встают).
Мы к соседям повернулись (Поворачиваются в одну, потом в другую сторону).
И друг другу улыбнулись (Улыбаются соседям слева справа поочередно).
По плечу похлопали (Дружески хлопают соседа).
И к выходу потопали (Шагают).
Вежливо извиняемся (Наклоняют голову).
Местами мы меняемся (Меняются местами с соседями).
До поручней дотянулись (Тянутся).
Вышли все и обернулись
Всем ладошкой помахали (Машут рукой).
И вприпрыжку поскакали (Подскакивают).
(Костина А.И.)
10. «Ловкий ловец»
Здесь предполагается участие любого количества детей, из числа которых выбираем одного ведущего. На первый раз лучше подобрать кого-то очень расторопного и сообразительного. От него потребуется следующее: на расстоянии 15 метров от ведущего в линейку выстраиваются все остальные игроки. Их задача – дойти до ведущего, но они могут совершать передвижения лишь тогда, когда он на них не смотрит. Как только ведущий поворачивается в сторону игроков, те должны замереть. То есть ведущий должен вести себя достаточно «коварно» — то отворачиваясь от участников, то неожиданно смотреть в их сторону. Кого ведущий застает своим взглядом в движении, тот отправляется обратно на старт. Побеждает участник, первым поравнявшийся с ведущим. Он-то и становится следующим «ловким ловцом».
11. «Супердогонялки»
Любую старую игру можно «оживить» каким-нибудь оригинальным условием, например, предложите детям поиграть в такие догонялки: первый голящий, как водится, догоняет свою «жертву» и задевает ее рукой, что означает «ты голишь!». И он действительно голит, только во время догонялок держится одной рукой за то место, куда прикоснулся первый ведущий.
Предложите детям-голящим прикасаться к остальным участникам в каком-нибудь неожиданном месте: к коленям, к носу, к пятке. Тогда следующий голящий будет представлять собой довольно смешную фигуру, а в игре добавиться смеха и азарта.
12. Командная игра «Сообщение по «факсу».
Это современная версия известной игры в испорченный телефон. Для нее ведущий должен набрать две команды не менее чем по восемь человек. Они выстраиваются в ряд, глядя друг другу в затылок. Все игроки получают по простому карандашу. К каждому из стоящих с краю членов команды подходят ассистенты ведущего и показывают им незамысловатую картинку. Это может быть схематически изображенный дом, дерево. Вполне возможно нарисовать зайчика или собачку.
Тот, кому картинка была показана, поворачивается к своему товарищу по команде, вернее, к его спине, и тупой стороной выданного ранее простого карандаша рисует увиденное. Задача участника игры, на чьей спине рисуют, суметь угадать картинку и как можно достоверней отправить угаданное послание спине впередистоящего товарища.
Самый последний берет листок бумаги и наносит на него тот предмет, который, по его мнению, только что пытались изобразить с тыльной стороны его тела.
Выигрывает та команда, чей финальный шедевр будет больше похож на свой прототип.
13. Игра для детей «Два близких друга»
В этом случае можно использовать взаимные симпатии детей и предложить им разбиться по парам самостоятельно. Условия игры: участники обхватывают и крепко держат друг друга за талии таким образом, чтобы свободными от объятий у них оставалось только по одной руке: левой у одного игрока и правой – у другого.
Этими свободными руками детям придется сначала расшнуровать, а потом зашнуровать предоставленные ведущим ботинки или кроссовки. Игру можно проводить в несколько туров, например, сначала соревнуются четыре пары, а потом две, победившие в первом конкурсе.
14. Командная игра «Хитрый мячик»
Детей разбивают на несколько групп по семь – десять человек и каждой группе выдают по мячу. Они будут его кидать между собой. Главное правило – это не отрывать ноги от пола. Кто хоть на чуточку приподнял пятку или сдвинул стопу вбок, тот безжалостно «изгоняется» из игры. В каждой команде побеждает пара детей, которая сумеет продержаться дольше всех.
15. «Мы пришиты друг к другу»
Игра с воображаемой иголкой – это игра на ловкость, которую в нашем случае заменит обычная деревянная ложка и привязанная к ней длинная предлинная тонкая тесьма.
Набираем команду девочек и команду мальчиков человек по десять. Выдаем им такие вот ложки, и по сигналу ведущего дети начинают пришиваться друг к другу, то есть продевать ложку через бретельки и лямочки своих сарафанов, через петельки для ремешков и пуговиц. Та команда, чьи участники справятся с шитьем быстрее, и будет победительницей соревнования.
16. «Тест для будущих пожарных»
Для этой веселой эстафеты вызываются по два участника. Для них уже должны быть приготовлены два стула, развернутых друг к другу спинками. На спинках стульев висят куртки с вывернутыми внутрь рукавами, а под стульями лежит кусок веревки длиной около метра. Веревку укладываем так, чтобы оба ее конца лишь высовывались из мотка по направлению к каждому стулу.
По команде ведущего игроки вскакивают с мест, надевают куртки, прежде вывернув рукава в нормальную сторону. Затем обегают оба стула вокруг в любом направлении, садятся на свое место и начинают тянуть из-под стула веревку на себя. Кто успеет сделать все эти телодвижения быстрее, а значит, перетянет в свою сторону большее количество веревки, тот и сдает тест пожарного.
Такую игру можно сделать частью тематической игровой программы о противопожарной безопасности или о будущих профессиях.
17. «Межгалактические путешественники»
Эта игра предназначена для улицы или тех помещений, где будет не жалко чертить мелом на полу. Этим самым мелом нужно нарисовать от трех до пяти больших треугольников, которые будут изображать собой ракеты. Внутри «ракет» изображаем по несколько кругов такого размера, чтобы в него мог встать ребенок. Таких вот «посадочных мест» должно быть на одно меньше, чем маленьких игроков.
Сначала детей выстаивают в кружок
и под строчки стихотворения они идут по кругу:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим, на такую полетим!
Но в игре один секрет: опоздавшим места нет
После этих слов детям предлагается разбежаться и занять посадочные места в ракетах. Естественно, кому-то одному места не хватит. Этот ребенок выбывает.
Для проведения второго тура игры мелом перечеркиваем один из кружков, чтобы при следующей посадке снова остался опоздавший. В том же духе игра продолжается до тех пор, пока останется один ребенок, сумевший занять последнее свободное место в убывающей к дальним планетам ракете.
18. «Бильбоке»
На детском празднике с успехом можно использовать старинную игру родом из Франции, когда привязанный к ложке деревянный шарик подбрасывался вверх и ловился этой же самой ложкой.
Только мы немного изменим правила и вместо ложки попробуем приспособить одноразовые стаканчики или чашечки под горячие напитки.
Еще нам пригодятся теннисные шарики и шнурки по сорок сантиметров в длину. Их мы клеем с помощью липкой ленты к донышку стаканчика и к теннисному шарику.
Игроки соревнуются в парах, подбрасывая каждый свой шарик по очереди. Чтобы придать игре соревновательный оттенок, стоит назначить количество очков, которое должен набрать победитель. Если во время своей очереди игрок промахнулся, то он пропускает следующий ход.
Победители первого тура встречаются между собой во втором, и так далее. Только каждый тур должен отличаться от предыдущего количеством очков, приводящих участника к победе: в первом – десять, во втором – тринадцать, в третьем – пятнадцать.
Чемпион определится в итоговом соревновании. Ему и положен главный приз, также можно по общему количеству набранных очков определить тех, кто занял 2-ое и 3-ье места.
19. Веселая эстафета «Выпивай-ка! Заедай-ка!»
Этот веселый конкурс адаптирован под детей, поэтому к нему стоит запастись большим количеством газводы и пирожных (детям такие конкурсы, конечно, нравятся, но необходимо предупредить об осторожности, чтобы не подавились и прочее)
Набирается две команды по пять человек. На двух столах располагают по нескольку бутылочек газировки объемом 0, 5 литра и блюдо с большими пирожными (чтобы было труднее съесть за один раз). Газированную воду, кроме того, нужно еще иметь в запасе, чтобы в случае необходимости поставить на стол. И самое главное – каждую бутылку нужно как следует взболтать, и, когда игрок будет открывать крышку, его ждет «пенная» неожиданность.
Первого игрока вполне возможно назвать «открывай-ка», так как его задача – открыть бутылку с напитком, который очень разбрызгается на потеху всем. Второй – «выпивай-ка» — должен опустошить сосуд. Третий «заедай-ка» должен быстро скушать пирожное, четвертый «закрывай-ка» бежит к столику, чтобы закрутить крышку пустой бутылки.
Вся эстафета продолжается пять – семь минут. Выигрывает та команда, которая больше всего съест и выпьет.
20. «Перейди болото»
Игра на тот же сюжет, что и предыдущая, но с небольшим реквизитом – листы бумаги (или газеты). Участвовать одновременно могут два-четыре человека.
Каждый получает по два листа бумаги. Бумага будет служить «кочками», по которым можно перейти через «болото» — обозначенную полосу в помещении. Продвигаться можно, только вставая обеими ногами, и только на свои листы — «кочки». Кто быстрее всех переберётся через «болото», тот и победил!\
21. «Чей подарок?»
Специально набирать участников для этой игры не понадобится: процесс развивается постепенно, но с условием, что на этом празднике для детей устроены танцы. Ведущий наобум выбирает, например, мальчика и вручает ему интригующую коробку с призом. Далее объясняет, что подарок будет передаваться из рук в руки по такому принципу: выбранного мальчика подходят пригласить на танец две девочки. Он делает свой выбор, а та, которую танцевать не берут, получает заветную коробку.
Уже к этой девочке подходит пара мальчиков, и сценарий повторяется. В конце концов, подарок достается тому, кто будет его держать во время прекращения музыки. А остановить танцы ведущий имеет право в любой момент.
Таким образом, коробка с призом проходит через несколько рук. Иногда бывает, что «держатель» подарка повторяется, поскольку дети подходят с приглашениями на танец не по одному разу.
Следует пояснить детям, что отказываться танцевать нельзя по правилам игры.
Повторимся, что получает приз тот, кто держит его в руках в момент остановки музыки. Эту игру вполне возможно повторить не раз, поскольку каждому ребенку интересно завладеть подарком.
22. Конкурс «Солнечный круг»
Такой конкурс — для больших групп участников в солнечный день на ровном открытом участке достаточного для беготни размера.
Реквизит — два хулахупа, гимнастические палки или другие продолговатые предметы по числу участников.
Обручи укладываются в дальней стороне площадки. Участники делятся поровну на две команды. Задача каждой команды — пробежать по очереди через площадку и выложить палочки-лучики вокруг своего обруча. Кто быстрее — тот и победил!
Вариант игры для малышей в комнате — выложить вокруг кругов на столах лучики из фломастеров (неострых карандашей, счетных палочек, картонных полосок).
23. Игра-розыгрыш «Мозги фараона»
Безусловно, это игра — розыгрыш для ребят постарше, примерно лет с десяти. Для нее в соседней комнате нужно организовать «гробницу фараона»: зашторить окна, включить какую-нибудь жутковатую тихую музыку, зажечь ароматические свечи, уложить на кровать человека, который будет изображать мумию, и поставить у него в головах кастрюльку с теплыми макаронами, густо политыми подсолнечным маслом. Запаситесь еще и полотенцем или влажным салфетками для игроков.
Ведущий заранее предупреждает, что это – очень страшная игра, и он просит нервных или «бояк» сразу отказаться от участия в ней. Конечно, такие оговорки призваны заинтриговать ребят.
В комнату, замаскированную под усыпальницу фараона, вводим по одному человеку, но на пороге плотно завязываем ему глаза. Сначала просто молчим секунд тридцать, отпустив руку игрока, чтобы он подумал, что он совершенно один. Когда ребенок начнет подавать признаки беспокойства, то говорим ему загадочным голосом, что сейчас он прикоснется к ногам фараона, рукам и голове. Конечно, подводим его к лежащему «фараону» и прикладываем руку игрока по очереди к перечисленным местам тела. Потом добавляем: «А это – мозги фараона» и суем руку ребенка в кастрюльку с макаронами. Он, конечно же, кричит не своим голосом, а все остальные – ведущий и сам «фараон» — смеются. Смеется и юный участник «страшилки», но только после того, как ему развязывают глаза.
Лучше всего прошедшему испытание мозгами фараона в комнату не возвращаться, а посмотреть, как тот же самый трюк произведут с другими участниками игры. При этом такой ход еще больше заинтригует ребят, ведь крик из соседней комнаты они услышат, но, в чем дело, не поймут. Так что возвращение ведущего в единственном числе и его приглашение следовать за ним следующему добровольцу покажется детям настоящим приключением.
24. «Наступательные» соревнования»
Этот конкурс особенно подойдет мальчишкам, и поскольку он проходит в паре, то лучше всего выбрать от каждой команды по одному представителю. Участникам нужно привязать по одному воздушному шарику к ноге или по шарику к каждой ноге. Задача игроков – наступить и лопнуть шарик противника.
Сразу стоит оговорить обязательные для всех правила: нельзя толкаться, хватать и удерживать противника за руки, пинаться. За нарушения пригрозите полной дисквалификацией, зато за победу каждый участник получает 5 баллов.
Вполне реально устроить целый турнир, в котором победители из каждой пары встречаются в следующем поединке. И так несколько раз, пока не выяснится один-единственный чемпион.
25. «Льдинка, растай»
Хорошее развлечение для жаркой погоды. Для него пригодится несколько кусков льда – по числу предполагаемых команд. Задача: используя только руки и свое дыхание, члены команды должны как можно быстрее растопить свой кусок льда. Лучше всего надоумить детей согревать лед по очереди, поскольку так можно будет сменять игрока с замерзшими ладошками на игрока с еще теплыми руками.
После конкурса предоставьте детям сухие полотенца.
Автор Надежда Худяшова
Специально для сайта https://serpantinidey.ru/
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
Веселые игры и конкурсы для малышей.
Как развлечь детей летом?! Игры на природе.
Игры на знакомство и активизацию детей. Игры за столом.
Сценарий игровой программы для детей «Веселая метла»
Творческие игры и конкурсы для летнего отдыха детей.
Сценарий игровой программы для первоклассников «ПЕРВОКЛАССное Первое Сентября с Розой Барбоскиной»,
Командные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Громова О.Е.)
Громова О. Е. Спортивные игры для детей. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
В книгу включены разнообразные игры с детьми: подвижные групповые и командные игры, соревнования-поединки, спокойные игры и игры народов нашей страны. Разработаны методические рекомендации к проведению игр, критерии выбора и организационные требования. Книга предназначена учителям начальных классов, воспитателям и методистам ДОУ, организаторам детского досуга и отдыха.
Командные игры
Успей взять кеглю
Играющие выстраиваются в две шеренги и становятся лицом друг к другу. Расстояние между ними 10 м. Игроки каждой из шеренг рассчитываются по порядку номеров. Между шеренгами (на равном расстоянии от них) ставят кеглю. Руководитель называет какой-либо номер. Игроки, имеющие этот номер, выбегают. Каждый стремится первым схватить кеглю. Тот, кто сумеет это сделать, убегает в свою шеренгу, а противник старается его запятнать. Если игрок с кеглей вернется в шеренгу, не будучи запятнанным, его команда получает два очка, а если его запятнают — одно очко. Затем руководитель называет другой номер и бегут другие игроки. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Сбей мяч
Играющие выстраиваются в две шеренги и становятся лицом друг к другу на расстоянии 10—15 м. Обе команды рассчитываются по порядку номеров. Перед носками играющих каждой шеренги проводят линию. Между шеренгами на равном расстоянии от них ставят стул и кладут на него мяч. Руководитель называет какой-нибудь номер. Игроки, имеющие этот номер, выбегают. Они должны добежать до противоположной шеренги, наступить ногой на линию и на обратном пути сбить со стула мяч. Команде, представитель которой это выполнит, опередив соперника, засчитывается очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Бег за флажками
Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются друг против друга на противоположных концах площадки. Параллельно этим линиям посередине площадки обозначается полоса шириной 1,5—2 м, на которой раскладываются флажки. По сигналу руководителя игроки обеих команд быстро выбегают к поперечной полосе и стараются собрать возможно большее количество флажков, а затем с флажками возвращаются за свои линии и строятся в шеренгу. Капитаны команд собирают и подсчитывают принесенные своими игроками флажки. За каждый флажок команде дается одно очко. Команда, получившая большее количество очков, выигрывает. Каждый игрок может собирать любое количество флажков. Отнимать флажки нельзя: за каждое нарушение этого правила команда получает штрафное очко. На полосу с флажками забегать нельзя.
Перетягивание по кругу
Играющие делятся на две равные команды и располагаются одна снаружи, а другая внутри линии круга лицом друг к другу. Задача игроков, находящихся в круге, — втащить в круг своих соперников, а игроков, стоящих вне круга, — вытянуть противника за пределы круга. Игра проводится в виде коротких схваток, продолжительностью в 1—2 минуты. Втянутые в круг и вытянутые из круга выходят из игры. Тянуть можно, только захватив партнера за руки или за пояс. Побеждает команда, в которой после 4—6 схваток останется больше игроков.
Перестрелка
В середине площадки проводят линию, разделяющую ее на неравные части. В 20—30 шагах от этой линии с каждой стороны чертят еще по одной линии — плен.
Играющие делятся на две команды. Каждая команда свободно размещается на своем поле. Руководитель, стоя в середине площадки, подбрасывает мяч. Первой вступает в игру та команда, на стороне которой упадет мяч. Начинается перестрелка. Каждая команда стремится осалить мячом игроков команды. Осаленные идут за линию плена (на стороне противника).
Играющие не имеют права переходить за среднюю линию поле противника. Игрок не считается осаленным, если он поймает мяч на лету, а также если мяч попадет в него, отскочив от земли. Бегать с мячом и задерживать его в руках не разрешается. При нарушении правил мяч передается другой команде. Пленных можно выручать. Для этого надо перебросить мяч пленному (через поле противника) так, чтобы он поймал его, не переходя линию плена. Тот, кому это удастся, считается освобожденным и возвращается на свое место. Если мяч попал за линию плена, его выбрасывают оттуда пленные и сторону своей команды (а если их нет — любой участник игры, оказавшийся поблизости).
Можно играть и на время. В этом случае к концу игры (через 10—15 минут) подсчитывают число игроков в каждой команде. Побеждает команда, у которой их окажется больше.
Гонка с мячом по кругу
Играют 10—12 человек. Они становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук один от другого, а потом рассчитываются на первые и вторые номера. Так составляются две команды: одна с четными, другая с нечетными номерами.
Руководитель дает волейбольные мячи двум игрокам, стоящим рядом, т. е. первому и второму номерам. По сигналу они бегут в противоположных направлениях, огибая круг с внешней стороны. Каждый из этой пары, вернувшись на свое место, немедленно бросает мяч ближайшему товарищу по команде. Этот игрок, поймав мяч, сейчас же обегает круг, становится на свое место и отсюда перекидывает мяч дальше через одного человека и т. д.
Побеждает та команда, в которой все игроки пробегут с мячом по кругу раньше.
Передача, мяча по кругу
Две команды выстраиваются в затылок друг другу в два отдельных круга. Каждая команда выбирает капитана. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан поднимает мяч над головой, передает его стоящему позади, и дальше мяч переходит по кругу из рук в руки. Когда, обойдя крут, мяч возвращается к капитану, он направляет его впереди стоящим (т.е. в обратном направлении). После этого все по команде капитана поворачиваются спиной к центру круга и передают мяч из рук в руки направо, затем все поворачиваются лицом к центру и передают мяч в обратном направления. Когда мяч возвращается к капитану, он поднимает его над головой. Выигрывает команда, у которой мяч быстрее вернется к капитану.
Руководитель сначала проводит игру, построив всех в один общий круг. Когда играющие усвоят правила игры (как передавать мяч, когда и куда поворачиваться), он делит играющих на две команды и проводит соревнование между ними.
Мяч среднему
Играющие образуют 3—4 круга. В них должно быть равное количество ребят. Внутри каждого круга водящий. Он получает мяч и должен бросить его по очереди каждому из игроков, стоящему в кругу, никого не пропуская, и поймать обратно. Игра ведется в быстром темпе. Если мяч не будет пойман, тот, кто промахнулся, бежит за ним и бросает мяч вторично. Побеждает команда, раньше завершившая игру (т.е. та, у которой было меньше промахов).
Забытые игры
Лапта
Лапта — одна из самых распространенных и любимых русских народных игр. В приведенном здесь упрощенном варианте в нее могут играть и младшие школьники.
Для игры нужны небольшой резиновый мяч (лучше улитой, как для игры в теннис) и лапта — круглая палка длиной 60—70 см и толщиной 3—3,2 см. Играть могут от 5 до 12 человек.
На двух противоположных концах площадки проводят две черты, из которых одна называется коновой, а другая — игральной. Расстояние между ними (поле) должно быть не менее 40 шагов. Играющие выбирают метальщика и подавальщика, которые встают на игральную черту; остальные играющие располагаются в разных местах поля. Подавальщик подбрасывает мяч метальщику, тот отбивает его лаптой в поле. Если мяч подан плохо, можно воздержаться от удара. При удачном ударе, когда мяч отлетит далеко, метальщик бежит к коновой черте, чтобы оттуда снова вернуться на игральную линию и не дать осалить себя во время перебежки. Благополучное возвращение дает ему право вновь бить по мячу лаптой. Если игрок поля поймает свечку, т.е. поймает мяч на лету, то он идет на место метальщика, а тот присоединяется к игрокам поля. Если же во время перебежки осалят метальщика, то он становится подавальщиком, а прежний подавальщик — метальщиком. Салить разрешается только с того места, где поднят мяч. Метальщик, промахнувшийся три раза, а также подавальщик, три раза плохо подбросивший мяч, переходят в ряды игроков поля, и на их место назначаются другие. Во время перебежки метальщик не имеет права брать с собой лапту или бросать ее за игральную черту. За нарушение этих правил его переводят в игроки поля.
Громова О. Е. Спортивные игры для детей. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
(Серия «Вместе с детьми»). С. 24-27, 43.
Игры на командную работу — Летний лагерь
Командные игры — это веселые, азартные, динамичные командные соревнования, которые быстро и эффективно включают детей в игру, а также позволяют почувствовать преимущества командной работы и дают возможность раскрыть творческий потенциал каждого из участников. Командные Игры проводятся в форме командных эстафет, с использованием заданий в которых задействована вся команда.
Командные приключения – эта программа представляет собой командную игру-
приключение и не содержит в себе элемента состязательности. «Командные
приключения» – это активная, объединяющая игра, направленная
на командообразование и сплочение коллектива. Это уже по своей сути «низкий»
веревочный курс в игровой форме. Командные приключения проводятся в
форме командной игры-испытания, где необходимо вместе выполнить
поставленную игровую задачу (в задании задействована вся команда).
Победителем в этой игре является вся команда целиком.
Ориентирование – эта программа может проводиться в виде соревнований
либо в виде командообразования. За определённое время, с помощью карты,
компаса, раций, и своих товарищей по команде необходимо раскрыть некую
тайну. Здесь участников ждут весьма необычные испытания разных уровней
сложности, которые необходимо преодолевать, так как в каждом из них будут
скрыты подсказки, которые помогут команде раскрыть тайну.
- Веревочный курс
- Дополнительные задания для ВК
- Игры тренинговые (набор 10)
- Набор командных игр 1
- Набор командных игр 2
- Набор командных игр 3
- Набор командных игр 4
- Набор командных игр 5
- Набор командных игр 6
- Набор командных игр 7
- Набор командных игр 8
- Набор командных игр 9
- Набор командных игр 10
- Набор командных игр 11
- Набор командных игр 12
- Олимпийский путь доверия
- Енотовы круги
- Выйти по числу пальцев
- Выкинуть на пальцах
- Посчитать до 18
- Узел
- Тарелочки
- Puzzle
- Муравьиная тропа
- Упражнения на взаимодействие
- Веревочка за руки
- Тарелочки по кругу
- Осьминожка
- Орехи
- Кельтское колесо
- Стартворд
- 12 злобных слушателей
- Суд
- Семь чудес света
- Чеширский кот
- Надуваловка
- Треугольник
- Найди своих
- Вырезание командами
- Часы
- Счетная машина
- Угадай по рисунку
- Найди монету
- Звериное семейство
- Делаем оценку
- Художники
- Дом-дерево-собака
- Головомяч
- Бип
- Чертова дюжина
- Ромбы
- Крокодил
- Растопи лед
- Подарок
- Артистический
- Близнецы
- Займи домик
- Воробей чирикни
- Эстафета в автобусе
- Веревочка
- Клоун
- Сандалию
- Тукан
- Статуя любви
- Бег по ленте
- Эстафета
- Два кольца
- Бежать в связке
- Бег со свечкой
- Зоопарк
- Писатель
- Взломщик
- Баба-яга
- Золотой ключик
- Первооткрыватель
- Цепь
- Банкир
- С табличками
- Игра-шутка
- Водохлебы
- Ох реклама
- Пятнашки на веревочке
- Невидимка
- Статуи
- Щиплем перья
- Догони мяч
- Дуем на шарики
- Обувной салат
- Руки вверх
- Газета
- Вожатый-вожатый подай пионера
- Команда корабля
- Контрразведка
- Бокс
- Fireball
- Морской бой
- Бюрократ
- Крестики-нолики
- Кроссворд
- Самые быстрые
- Часовые и разведчики
- Запятнай последнего
- Сбей городок
- Переправа
- Бег командами (поезда)
- Круговые салки
- Вороны и воробьи
- День и ночь
- Сумей догнать
- Наступление
- Скакуны и бегуны
- Выйти по названому числу
- Вперёд
- Вместе
- По росту
- Дни рождения
- Найти обувь
- Коврик
- Веселые старты
- Упражнения на сопротивление
- Путешествие к золотым воротам
- Приключения на затерянном острове
- Куликовская битва
- Кто съел Кука
- Тренинг «Слепой и поводырь»
- Командные игры
- Красный и черный
- Тренинг на командообразование
- Тренинг на командообразование 2
- Тренинг на командообразование 3
- Тренинг на командообразование 4
- Тренинг на командообразование 5
- Игры и упражнения на командообразование
- Спортивные соревнования
- Игры для тренинга «Корпоративная культура»
- Спортивные состязания «Весёлая спартакиада»
- Набор командных игр и эстафет
- Командные игры и конкурсы
- Командные игры и конкурсы 2
- Командные игры и конкурсы 3
- Командные игры и конкурсы 4
- Спортивные соревнования
- Экономическая игра «Ипподром»
- Банановый бизнес
- Командные игры 2
- Игры с парашютом
- Игры с гигантским мячом
- Трудовой десант «X – files»
- Игры на сотрудничество для младших
- Командообразующие игры
- Командные игры на сообразительность
- «Кругосветное путешествие» или «Затерянный мир»
- Командные приключения «Высотный город»
- Игровая программа «Большие приключения»
- Игровая программа «Большие гонки»
- Плачущий джинн и забывчивая старушка
- Школа начинающего разведчика
- Упражнение «Групповая мозаика»
- Командообразующая программа
- Игровая программа «Кругосветка»
- Командная игра «РЕЛИС»
- Туристская игра «Зовут костры походные»
- Командная игра «Вампиры»
- Игры на формирование микрогрупп
- Игры для одной или двух групп
- Игровая программа «На рубеже веков»
- Игры на командообразование 2
- Игры на командообразование 3
- Командные эстафеты 2
- Командные эстафеты 3
- Обезьяний город
- Командные игры 3
- Командная игра «Тропа испытаний»
- Методы и приемы создания эффективно взаимодействующих детских групп
- Упражнения на командообразование (природа)
- Игра «Красное и чёрное»
- Необычные соревнования
- Коллекция сценариев для тимбилдинга
- Упражнения на командообразование
Статья по физкультуре на тему: Спортивные и подвижные игры
Спортивные и подвижные игры
Введение
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья студентов колледжей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые молодые люди и девушки. А о здоровье говорить можно не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем, результаты научных исследований свидетельствуют: уже на начальных этапах обучения здоровых студентов колледжей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до50%) заболеваний. Более 20% студентов колледжей имеют дефицит массы тела, столько же — избыточный вес. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий — болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания.
Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов. Важное значение имеют занятия физической культурой.
Целью настоящей работы является изучение возможностей подвижных и спортивных игр в процессе формирования здорового образа жизни студентов колледжей.
Для реализации указанной цели решим следующие задачи работы:
1)изучим сущность подвижных и спортивных игр;
2)рассмотрим подробно отдельные подвижные и спортивные игры, рекомендуемые для студентов колледжей.
1. Спортивные и подвижные игры как средство физического воспитания студентов колледжа
Игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные.
Видовым понятием, отличающим спортивные игры от других видов спорта, следует взять «игровая деятельность». В научных публикациях мы встречаем такое определение спортивным играм: «Спортивная игра — это добровольная деятельность, проходящая по определенным правилам и характеризующаяся азартом, в которой эмоциональная сторона доминирует над утилитарно-практической и, которая приносит удовлетворение и радость не только от результата, но и от самого процесса как непосредственным участникам игры, так ее наблюдателям». В учебнике под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова под спортивными играми понимается: «Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании». Обобщая, можно дать определение понятию «спортивные игры». Спортивные игры — это виды спорта, в основе которых находится игровая деятельность со своим предметом состязания, игровыми приемами и правилами.
Спортивные игры — самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, и проводящиеся по определенным правилам. Спортивные игры, в которых соревнуются две (или более) команды называются командными спортивными играми.
Физическая нагрузка при разных спортивных играх неодинакова. Так, например, она очень высока при футболе, баскетболе, хоккее, водном поло; все эти игры требуют большой активности, это игры для молодых людей. Теннис, волейбол и особенно старинная русская игра городки, а также крокет требуют меньшего напряжения, поэтому их можно рекомендовать не только молодежи, но и людям пожилого и даже преклонного возраста.
Спортивные игры — высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.
Схематично основные специфические понятия теории и методики спортивных игр и связи между ними представлены на рис. 1 (см. приложение).
Подвижная игра с правилами — это «сознательная, активная деятельность, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие играющего, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры играющим приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают студентов, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Занятие спортивными и подвижными играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В спортивных и подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: на базах отдыха, в походах и экскурсиях.
Каждая игра имеет свои характерные особенности. Вместе с тем у различных спортивных и подвижных игр имеются исходные признаки позволяющие разделить их на определенные группы: командные и некомандные, с непосредственным соприкосновением с противником и без соприкосновения, с дополнительным снарядом (клюшка, ракета, бита) и без него. При определении влияния игр на организм занимающихся, а так же их значения в системе физического воспитания необходимо исходить из общей характеристики игровых действий. В спортивных и подвижных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, внезапные остановки, повороты, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие, целесообразно применяя игровые приемы, стремятся совместно со своими партнерами добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Подвижные и спортивные игры являются одним из эффективных средств, помогающих снять нервное напряжение и вызывать положительные эмоции. С этой целью игры применяются не только в занятиях с начинающими спортсменами, но и квалифицированными спортсменами.
Подвижные и спортивные игры, как средство и метод физического воспитания, широко применяется в учебных заведениях. На уроках физической культуры они используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В играх на уроках физкультуры в отличие от других форм занятий главное внимание надо обращать на образовательную и оздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств. Сложное движение, включённое в игру, предварительно осваивается с занимающимися с помощью специальных упражнений. Подвижные игры применяются в подготовительном, соревновательном и переходном периодах тренировки, но объём их, характер и методика их использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапа тренировки.
Игра является потребностью для восстановления как физических, так и духовных сил. Подвижные и спортивные игры помогают не только в решении ряда специальных задач, но и (имея в виду природу игровой деятельности) всегда встречает хороший приём у занимающихся, новый интерес к занятиям. Игра является толчком к спорту.
Нужно подбирать игры, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Велико также значение подвижных и спортивных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению взять себя в руки после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.
Разнообразные движения и действия, обычно выполняемые на свежем воздухе, т.е. в благоприятных гигиенических условиях, оказывают на играющих оздоровительное воздействие. Они способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека и служит полезным средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для тех из них, которые заняты напряженной умственной деятельностью. Известно, что чем разнообразнее и интенсивнее движения, тем значительнее и активнее изменения, вызываемые ими в функциях органов и систем организма. Это многостороннее влияние спортивных игр на организм человека весьма существенно. У занимающихся в зависимости от интенсивности игровой деятельности потребление тканями кислорода увеличивается примерно в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя. При этом у тренированных игроков работа сердечно сосудистой системы и органов дыхания становится более экономной, лучше обеспечивается запрос организма в кислороде и питательных веществах. Занятия подвижными и спортивными играми положительно сказываются на развитии зрительного, вестибулярного, мышечного и других анализаторов. Под влиянием систематических занятий играми увеличивается поле зрения играющих, их организм лучше переносит быстрые перемены в положении тела, у них развивается точность движений.
Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (лёгкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др.). Такие игры направлены на закрепление и совершенствование разученных предварительно технических и тактических приёмов и навыков того или другого вида спорта. Образовательная сторона игры будет стоять на должной высоте, если педагог, воспитатель будут обращать на это должное внимание.
Итак, подвижные и спортивные игры имеют воспитательное, оздоровительное и образовательное значение.
2. Порядок проведения подвижных и спортивных игр
1 Спортивные игры
Волейбол
Волейбол является спортивной игрой с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой.
Цель игры — направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника. Для этого команда имеет 3 касания мяча (и еще одно возможное дополнительное касание мяча на блоке).
Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч на сторону соперника. Розыгрыш каждого мяча продолжается до его приземления на площадку, выхода «за» или ошибки команды.
В волейболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко (система «каждый розыгрыш — очко»). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.
Игровое поле включает игровую площадку и свободную зону. Оно должно быть прямоугольным и симметричным.
Размеры свободной зоны: расстояние от боковых линий 3 — 5 м и от лицевых — 5 — 8 м. Высота свободного пространства над игровым полем — 12, 5 м. Минимальные размеры свободной зоны и высоты свободного пространства над игровым полем могут быть указаны в положении о соревнованиях.
На каждой площадке передняя зона ограничена осью средней линии и краем линии нападения, проведенной на расстоянии трех метров от этой оси (ширина линии входит в зону).
Передняя зона простирается за боковыми линиями до конца свободной зоны.
Зона подачи — это участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии.
Она ограничена по бокам двумя короткими линиями длиной 15 см. каждая, нанесенными на расстоянии 20 см. от лицевой линии, позади ее, как продолжение боковых линий. Обе короткие линии включены в ширину зоны подачи.
Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии. Верхний край сетки устанавливается на высоте 2, 43 м для мужчин и 2, 24 м для женщин.
Команда может состоять максимум из 12 игроков, одного тренера, одного помощника тренера, одного массажиста и одного врача.
Команда набирает очко: при успешном приземлении мяча на игровой площадке соперника; когда команда соперника совершает ошибку; когда команда соперника получает замечание.
Если две (или более) ошибки совершены последовательно, то принимается во внимание только первая ошибка. Если две (или более) ошибки совершены соперниками одновременно, то это считается обоюдной ошибкой и мяч переигрывается.
Розыгрышем мяча является игровые действия с момента удара при подаче до того, как мяч выйдет из игры.
Если подающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и продолжает подавать.
Если принимающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и получает право подавать.
Партия (кроме решающей — 5-ой) выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. В случае равного счета 24-24, игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26-24, 27-25 и т. д.).
Победителем матча является команда, которая выигрывает три партии.
В случае равного счета 2-2, решающая (пятая) партия играется до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка.
Ошибки при игре мячом: 4 удара: команда касается мяча 4 раза, чтобы вернуть его на сторону соперника; удар при поддержке: игрок пользуется поддержкой партнера по команде или любого устройства/предмета в пределах игрового поля для того, чтобы дотянуться до мяча; захват: игрок не ударяет мяч, и мяч оказывается захваченным и/или брошенным; двойное касание: игрок ударяет мяч дважды подряд или мяч касается различных частей его тела последовательно.
Характеристики удара (касания): мяч может касаться любой части тела; мяч должен быть ударен, а не схвачен и/или брошен. Он может отскочить в любом направлении; мяч может касаться различных частей тела, только если соприкосновения происходят одновременно.
Кегли
Спортивная игра, в которой участники, катая по специальному желобу или дорожке деревянный шар, стараются сбить как можно больше деревянных фигур — кеглей, расставленных на определенном расстоянии в определенном порядке.
Игра, похожая на кегли, была распространена в Древнем Египте. Египтяне сбивали шарами деревянные фигуры. В одной из египетских гробниц, построенной, по определению археологов, 5200 лет назад, был найден набор для игры, похожий на то, чем пользуются современные игроки в кегли.
В Европе игра в кегли впервые появилась на территории нынешней Северной Италии. В Центральной Европе игра в кегли возникла на основе распространенной у древних германцев игры на попадание камней в цель. Камни бросались по установленным 3, 7 и 9 клиньям (кеглям), которые изготавливались из дерева или лошадиных костей. Изданная в Лейпциге энциклопедия «Физкультура и спорт» приводит данные о том, что, согласно Ротенбургской хронике, впервые игра в кегли в Германии упоминается в 1157 г. Хроника сообщает, что уже в то время игра в кегли находилась в полном расцвете, и существовали определенные правила игры.
Кегли пользовались большой популярностью и в средние века, в них играли на ярмарках и во время церковных праздников. Первая в мире спортивная организация игры в кегли — Немецкий Союз игры в кегли — был создан в 1885 г. Международная федерация игры в кегли (ФНК) создана в 1952 г. на базе Международной ассоциации боулинга.
Цель игры — после разбега из 3 шагов направить рукой шар по болебану (дорожке высотой 10 см и шириной качения 35 см, с желобками — 4 мм), чтобы одним посылом сбить максимальное количество кеглей (из 9) на противоположной стороне кегельбана. Высота кегли 381 мм, вес шара — 2800-2900 г.
Крокет
Спортивная игра, в которой участники ударами деревянного молотка стараются провести свой шар через ряд проволочных ворот, расположенных на площадке в определенном порядке.
Игра в крокет (от французского crochet — крючок) известна во Франции с XVII в. В конце XIX в. возникла разновидность крокета — рокки. Крокет получил распространение в XIX в. во многих европейских странах, в первую очередь как средство развлечения и отдыха. Крокет входил в программу Олимпийских игр 1900 г. Олимпийскими чемпионами стали французы. В одиночном разряде победили Эмуа и Вайделик; в парном разряде — Жоэн и Эмуа.
В крокет играют на ровных земляных или подстриженных травяных площадках размерами — в длину 24-90 м, в ширину — 13, 5-45 м. Размер ворот — 25х25 см. Играть можно вдвоем или командами по 2, 3 или 4 участника. Игроки ударами деревянного молотка длиной 80-100 см с цилиндрической головкой из твердых пород дерева (диаметр цилиндра 7-8 см, длина 15-25 см) стремятся насколько можно скорее провести свои шары (по 2 шара у каждого участника, размер шара — 8, 28 см в диаметре) через ряд расположенных в определенном порядке проволочных или пластмассовых ворот к цели — колышку соперника и вернуть его обратно. При этом правила игры допускают помощь партнерам и создание помех соперникам. При попадании в шар соперника игрок получает право на два свободных удара, один из которых предназначается для крокирования.
Крокирование происходит в случае, если игрок направляет свой шар в нужном направлении таким образом, чтобы он лег с шаром соперника, затем ставит носок стопы на свой шар и с силой ударяет по нему так, чтобы придать шару соперника неблагоприятное местоположение. При этом шар игрока, произведшего удар, должен оставаться на месте.
2 Подвижные игры
палочек
Для этой игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих качелей. На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к качелям и вновь разбить палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.
7 камней
Очень живая и подвижная игра.
Для игры нужен мяч, например футбольный или чуть меньшего размера, 7 плоских камешков (можно заменить их сплющенными крышками от лимонадных бутылок) и ровная площадка, асфальтированная или земляная — не важно. Рисуются два круга — один внутри другого. Кольцо, получившееся между большим и маленьким кругом делят на шесть равных частей. На расстоянии 10 шагов рисуется линия, от которой совершается бросок (или катание, кому как удобно) мяча. 7 камней ставятся в стопку друг на друга в центре маленького круга.
Все играющие делятся на две команды — водящие и играющие. Играющие отходят к линии и по очереди бросают/катают мяч по одному разу. Задача — сбить стопку камней. Если им не удается сбить камни — играющие меняются ролями. Если же кому-нибудь удается разбить стопку камней, то играющие разбегаются в разные стороны, а мяч остается у водящих. Разбитая стопка камней собирается в кучку в маленьком кругу. Теперь задача играющих — расставить все семь камней по одному в каждый из шести секторов кольца, и один в маленький круг. Задача водящих — не дать играющим выполнить свою задачу. Водящие могут выбивать играющих, кидая в них мяч. Если мяч попал в играющего — он выходит из игры. Если играющие расставляют все семь камней, то победа присуждается играющим, а игра начинается сначала, водящие остаются еще на одну игру водящими. Если же водящим удалось вывести из игры всех игроков играющей команды, то команды меняются местами.
Американский треугольник
Разновидность пятнашек, начинается игра с того, что трое из четырех играющих встают в круг, держась за руки, и раздвигают руки как можно шире. Один — оставшийся вне круга — водящий. Его задача — запятнать одного из трех в кругу, стоящего напротив (оббегая, подпрыгивая, подлезая). Задача тех, кто в кругу — не допустить этого. Если водящий запятнал, то происходить смена водящего или игрока напротив.
Антилопы и львы
Разновидность пятнашек, участники делятся на 2 команды: одни — львы, другие — антилопы. Львы — это водящие, они прячутся на местности и ждут, когда антилопы подойдут близко. А дольше как в простых салках.
Белки на дереве
Все играющие — белки, они должны стоять на дереве (на деревянных предметах) или держаться за дерево. Между деревьями бегает собака — водящий. Белки прыгают, перебегают с дерева на дерево, а собака должна поймать (осалить) бегающих белок. Если ей это удалось, собака и белка меняются ролями. В игре есть условие: собака не должна трогать белок, которые находятся на дереве. В эту игру лучше всего играть в роще, где много деревьев, но растут они не плотно.
Заколдованный замок
Играющие делятся на две команды. Первые должны расколдовать замок, а вторая команда — помешать им в этом. Замком может служить дерево или стена. Около замка находятся главные ворота — двое студентов из второй команды с завязанными глазами. Вообще у всех игроков этой команды глаза должны быть завязаны. Они произвольно, так, как им хочется, располагаются на игровой площадке. Игроки, которые должны расколдовать замок по команде ведущего начинают бесшумно двигаться к главным воротам. Их задача — незаметно дойти до ворот, пройти сквозь них и дотронуться до замка. При этом игра считается оконченной. Но задача второй команды с завязанными глазами осалить тех, кто движется к замку. Те, кого осалят, выбывают из игры. По окончанию игры студенты меняются ролями. Перед началом игры надо оговорить одно условие: будут ли студенты из второй команды стоять на месте или они могут передвигаться по площадке.
Волки во рву
На площадке чертится коридор (ров) шириной до 1 метра. Ров можно начертить зигзагообразный, где уже, где шире. Во рву располагаются водящие — волки. Их немного — всего 2 или 3. Все остальные играющие — зайцы — стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться осаленными. Если до зайца дотронулись, он выбывает из игры или становится волком. Волки могут осалить зайцев только находясь во рву. Зайцы ров не перебегают, а перепрыгивают. Если нога зайца коснулась территории рва, это значит, что он провалился в ров и в этом случае также выбывает из игры.
Золотые ворота
Играющие делятся на равные команды. Одна команда образует круг, ее игроки берутся за руки и поднимают их вверх. Между игроками должна быть достаточная дистанция, чтобы между ними мог пройти человек, хотя бы согнувшись. Другая команда начинает движение, обходя по очереди каждого игрока первой команды и каждый раз проходя через ворота, образованные руками игроков первой команды. Игроки второй команды держатся за руки, расцеплять которые нельзя! Итак, вторая команда оказывается то в круге, то за его пределами. Первая команда в течение игры говорит:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый — разрешается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последнем слове команда резко опускает руки. Если кто-то из второй команды оказался внутри, он уходит из цепочки и встает в центре круга. Естественно, вторые играющие стараются на последнем слове быть вне круга, но не всегда удается. Усложнить игру можно тем, что игроки первой команды говорят свои слова одними губами, внимательно глядя друг на друга, и неожиданно опускают руки. Когда во второй команде остается один человек, он признается победителем, а команды меняются ролями.
Кошки-мышки
Для игры выбираются два человека: один — кошка, другой — мышка. В некоторых случаях количество кошек и мышек может быть больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки — ворота. Задача кошки догнать (дотронуться рукой) мышку. При этом мышка и кошка могут бегать внутри круга и снаружи. Играющие стоящие в кругу сочувствуют мышке и чем могут помогают ей. Например, пропустив через ворота мышку в круг, они могут закрыть их для кошки. Или если мышка выбегает из дома, то кошку можно там запереть, т.е. опустить, закрыть все ворота. Игра эта не проста, особенно для кошки. Пусть кошка проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. Когда кошка поймает мышку, из числа играющих выбирается новая пара.
Лабиринт
Лабиринт — разновидность пятнашек. Играют не менее 11 человек. Два из них водящие — кошка и мышка. Участники стоят упорядоченно, расставив руки в стороны, лицом в одну сторону (образуя коридоры). По команде ведущего (либо хлопок, либо свисток) все участники поворачиваются обратно. Кошке и мышке разрешается бегать только по коридорам. Если кошка поймала мышку, то они меняются ролями, либо с кем-то из стоящих в лабиринте.
Поймай хвост дракона
Студенты выстраиваются в колонну, каждый держит впередистоящего за пояс. Они изображают дракона. Первый в колонне — это голова дракона, последний — хвост. По команде ведущего дракон начинает двигаться. Задача головы — поймать хвост. А задача хвоста — убежать от головы. Туловище дракона не должно разрываться, т.е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки хвоста можно выбрать новую голову и новый хвост.
Невод
Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя невод. Их задача — поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб — не попасться в невод. Если рыбка не смогла увильнуть и оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода. Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой.
Заключение
В настоящее время ведется интенсивный поиск новых направлений, форм и методов физкультурно-спортивной работы в колледжах, отвечающих современным требованиям и способных решить комплекс важных задач, стоящих перед системой образования и физкультурно-спортивным движением России. В первую очередь речь идет о таких формах и методах, которые позволяют существенно повысить для студентов привлекательность физкультурно-спортивной деятельности и обеспечить более полную и эффективную социокультурную значимость занятий физкультурой и спортом. К таким формам и методам относятся подвижные и спортивные игры.
Сложны и разнообразны движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата. Условия игрового соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений. Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях.
Подвижные и спортивные игры оказывают благоприятное действие на организм не только потому, что во время игры напрягаются различные группы мышц, развивается ловкость, умение сохранять равновесие, быстро бегать, прыгать, ловить мяч и т.п. Большое значение имеет и то, что игра всегда сопровождается эмоциональным подъемом, а он вызывает возбуждение симпатического отдела нервной системы; в результате увеличивается количество находящейся в движении крови, повышается содержание гемоглобина и сахара в крови, учащается ритм сокращений сердца и дыхания, выделяется много пота и т.д. В подвижных и спортивных играх совершенствуется зрение и умение ориентироваться в пространстве, укрепляется воля. Эти игры отлично помогают переключаться с умственной деятельности на разнообразные и, в целом, не утомляющие организм физические упражнения; удовольствие, получаемое от занимательного и веселого процесса игры, способствует лучшему отдыху. Поэтому особенно полезны подвижные и спортивные игры студентам.
Несмотря на всё богатство содержания, одними играми невозможно решить весь круг воспитательных и образовательных задач. Поэтому необходимо применять игры в сочетании с другими видами физических упражнений.