Стадное чувство у людей — причины возникновения, примеры
Стадное чувство – это понятие, использующееся в психологии и других социальных дисциплинах, однако не являющееся научным термином, а скорее образным аналогом для краткой характеристики довольно объемного понятия. Кратко его можно описать, как мотивация собственных поступков исключительно тем, что так поступает большинство из социальной группы индивидов (все прогуляли урок или обижают слабого, кричат на матче или женятся в этом году, устраивают бойкот определенному человеку или отстаивают позицию партии).Стадное чувство у людей имеет отличия от такого же механизма в животном мире, где поведение большой массы представителей одного вида регулируется не личными предпочтениями и необходимостью, а биологическими законами. Это полезное эволюционное приобретение животного мира, позволяющее сохранить популяцию. Например, когда одна особь начинает убегать, значительно эффективнее, чтобы убегали все остальные, чем ждали непосредственной опасности, чтобы лично убедиться. В контексте поведения людей, скорее подразумевается неспособность реагировать индивидуально, подчиняясь законам толпы и массовому поведению.
Стадное чувство или стадный инстинкт подчинены определенным биологическим характеристикам человеческой психике, например, установлению определенных ритмов и циклов – так синхронизируются аплодисменты в толпе, менструальные периоды женщин на одной территории и даже время бодрствования и чувства голода. Соответственно, используя данное выражение, подразумевается изначальное отношение к проявлениям человеческого поведения, как к низшим, животным, биологически обусловленным формам.
Не все люди, собравшиеся в одном месте, ведут себя, как стадо – только наличие интеллектуального контроля над собственным поведением является определяющим фактором. Следовательно, чем меньше интеллектуально обоснованных решений, учитывающих индивидуальные потребности, тем выше вероятность возникновения инстинктивного поведения на уровне животного.
Что это такое
Эффект стадного чувства по своей распространенности можно сравнить с гипнабельностью, то есть существуют люди подверженные такому воздействию, а есть те, кто успешно может управлять данными особенностями. Проведенные исследования показали, что в человеческом контексте стадное чувство возникает в зависимости от того, кто является мотиватором действий.
Если в животном мире вся популяция может подчиниться одному, то в человеческой среде важно, чтобы влияющий был лидером, обладал харизмой или выражал исполнение желаний большинства собравшихся. Далее все обстоит значительно проще – на огромную толпу достаточно от двух до пяти процентов таких лидеров, способных со временем заставить всю массу действовать так, как они. Особых технологий для этого не требуется – главное, чтобы эти несколько процентов вели себя одинаково, слаженно, тогда остальные, обладающие меньшей выраженностью лидерства начнут копировать их поведение.Особое внимание данный эффект заслуживает из-за своей проблемности относительно последствий, ведь при возникновении стадного чувства окончательно падают моральные и ценностные устои, человек чувствует полнейшую безнаказанность за любые действия. Это достигается за счет того, что уровень ответственности за одно совершаемое действие одинаков, только если поступок совершает один человек, то он полностью ответственен за результаты, если двое, то этот уровень делится между ними, а вот если это делают сотни людей, то уровень личной ответственности не ощутим.
Такая безнаказанность открывает доступ к совершению тех поступков, являющихся недопустимыми для индивидуального уровня сознания, в итоге именно толпа может совершить, что угодно. Отсутствие внутренних моральных рамок опускает человека до состояния психики животного и если потом поговорить с человеком, совершившим преступление, поддавшись эффекту толпы, часто можно встретить раскаяние и непонимание мотивации собственных действий.
Причины возникновения
Примеры стадного чувства
Примеры стадного чувства проявляются в любом многочисленном обществе, специально упорядоченном. Например, если это очередь, то негативное отношение к проходящим без ее ожидания является запрограммированным чувством. Точно также можно говорить о стадной реакции на опоздавших на любой сеанс, установленный временем, будь то конференция, операция, фильм или встреча друзей. Это не относится к нормам морали, этикету и внутреннему ощущению нарушения собственных границ, ведь, по сути, на личное участие человека никак не влияет данное поведение другого. Только в контексте личной встречи, индивидуального экзамена можно говорить об ином – если есть незнакомое друг с другом большинство, то это эффект толпы.
Еще одним примером является чувство юмора, разное у всех людей, но при этом, если собрать довольно большую аудиторию, можно заметить, что эмоционально реагировать все будут примерно одинаково. Стоит нескольким людям засмеяться и весь зал начинает смеяться вместе с ними. Что характерно, даже если один находит происходящее смешным, то он скорее сдержится от яркого проявления этого, если стоит тишина, и все слушают с серьезными лицами. В совершенно крайних вариантах люди могут даже не замечать комичности или серьезности ситуации, поддаваясь на воздействие окружающих выражений лиц.
Относительно собранных аудиторий студентов работает то же самое стадное чувство, повергающее преподавателей в бессилие. Когда заинтересованные личности начинают прогуливать пары, потому что ушла вся группа или негативно отзываться об интересном предмете. Момент сложности управления заключается в том, что не все решают уйти с пары, а только несколько человек, но когда этот выбор совершают эмоциональные лидеры, при том, что половина аудитории не определена в своей учебной мотивации – исход остается один.
Яркие примеры – это поведение болельщиков и фанатов, религиозных деятелей и людей на митингах. По сути, если с ними поговорить в диалоге, то большинство будет вести себя более сдержанно. Но стадное чувство касается не только активных действий, но также игнорирования. Вспомните, как прохожие делают вид, что не замечают упавшего или пассажиры метро имитируют сон. Тут мотивация не столько в достижении, сколько в стремлении не выделяться из толпы, не помогать упавшему, и значит не брать на себя ответственность (а может он и не встанет, потому что умер), не уступать место, ожидая, что это сделают другие.
psihomed.com
«СТАДНОЕ ЧУВСТВО» — ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ: v_inhelo — LiveJournal
Почему у людей появляется стадное чувство?
Выражение «стадное чувство» — образное, а не научное. Оно, строго говоря, само по себе носит исчерпывающий характер. Если мы хотим сказать, что люди ведут себя подобно животным в стаде, мы говорим, что у них — стадное чувство. Это надо понимать так, что если бы у них не было стадного чувства, они вели бы себя иначе и меньше походили на животных в стаде.
Всякий, кто потрудится набрать словосочетание «стадное чувство» в поисковой машине интернета, мигом найдёт один и тот же текст про «закон 5 процентов», размещённый на десятках сайтов и во множестве блогов. Это свидетельствует о том, что эмпирически закон действует: сетевое стадо ведёт себя, как стадо, повторяя рассказы о стаде. На этом, собственно, можно было бы и закончить, однако некоторые неясности остаются.
Прежде всего, мы недостаточно хорошо знаем, во всяком случае в терминах социальной науки, подчиняются ли животные в стадах тому же самому стадному чувству, которое мы предполагаем у людей. Конечно, удивительных случаев синхронизации можно найти немало.
Есть такое понятие как автосинхронизация.
Суть такова – если в какой-то общности 5% процентов совершают одновременно определенное действие – остальное большинство начинает повторять. Теория так же может называться ДОТУ — Достаточно общая теория управления.
Если в мирно пасущемся табуне лошадей испугать 5% особей и «пустить их в бегство», то весь остальной табун сорвется с места; если даже 5% светлячков случайно синхронно вспыхнут, то тут же будет вспышка целого луга.
Данная особенность проявляется и у людей. Недавно английские ученые поставили эксперимент: в большую, просторную залу пригласили людей и дали им задание «перемещайтесь как вам угодно». А некоторым давали четко определенное задание как именно двигаться и когда. Таким образом было экспериментально подтверждено, что 5% человек перемещающихся с определенной целью могут заставить всё множество двигаться в том же направлении.
Как понять — стадное общество или нет?
Представим себе некоторое количество находящихся вместе и совместно действующих людей. Я говорю «действующих», потому что наблюдать мы можем лишь действия, а о переживаниях и чувствах, им сопутствующих, лишь догадываться.
Итак, мы видим людей вместе, но всякий ли раз это «стадо»? Сто человек, сидящих в кинозале или зале ожидания на вокзале, — это стадо? А те же сто человек, разместившихся в салоне самолета? — Нет? — А если самолет трясёт и они охвачены ужасом? А если они благополучно приземлились, но толпятся у выхода, не слушая увещеваний персонала? А как быть с митингами, которые в наше время привлекли такое внимание? Бывает ли у тех, кто принимает в них участие, стадное чувство? — Боюсь, ответ на этот последний вопрос зависит от политической позиции наблюдателя, готового отрицать за теми, кто ему неприятен, способность рефлексии, интеллект и гражданское сознание.
Можно ли усмотреть тем не менее какой-то смысл в рассуждениях о стаде? — Видимо, да. Например, Элиас Канетти в знаменитой книге «Масса и власть» сделал по этому поводу много важных замечаний. Я процитирую несколько из них. Вот первое:
«Стремление людей умножаться всегда было сильным. Не стоит, однако, понимать под этим словом простое желание плодиться. Люди хотели, чтоб их было больше теперь, в данном конкретном месте, в этот самый момент. Многочисленность стад, на которых они охотились, и желание множить собственное число своеобразно переплетались в их душе. Своё чувство они выражали в определённом состоянии общего возбуждения, которое я называю ритмической или конвульсивной массой».
Дальше Канетти поясняет это на примере движений в общем танце:
«Но каким образом они компенсируют недостаток численности? Тут особенно важно, что каждый из них делает то же, что и другие, каждый топает так же, как и другой, каждый машет руками, каждый совершает одни и те же движения головой. Эта равноценность участников как бы разветвляется на равноценность членов каждого. Всё, что только в человеке подвижно, обретает особую жизнь — каждая нога, каждая рука живет сама по себе. Отдельные члены сводятся к общему знаменателю».
К примеру, начался спектакль в театре или просмотр фильма в кинотеатре — опоздавших встречают с лёгкой враждебностью. Как упорядоченное стадо, люди сидят тихо и бесконечно терпеливо, и никто не сделает замечание опоздавшему, потому как это как минимум «неблагодарное занятие». Но каждый хорошо осознаёт своё отдельное отношение к тому, кто помешал своим опозданием и своею непунктуальностью. Но проходит время, все тихо лицезреют действие картины со сцены или на экране. И в какой-то момент, от увиденной смешной сцены актеров создается комическая ситуация, люди начинают улыбаться и смеяться.Важно понимать, что юмор у каждого человека разный, точнее восприятие юмора.
Но большинство людей, находящихся в зале, так или иначе начнут смеяться и улыбаться вместе со всеми. О стадном чувстве и стадном обществе в этом случае можно употребить «с осторожностью».
Приведенный выше пример — тому подтверждение. Особенно, если Вы находитесь в компании друзей, и один из Ваших знакомых рассказал «не очень смешной» анекдот или историю, сам он смеется и вы улыбаетесь — не от стадного чувства, а потому, что Вам не хочется обидеть или поставить в неловкое положение своего товарища.
Вспомним школу и университеты. Не стоит делать коллективы больше 20 человек. 20 человек / 100% * 5% = 1 – эта единица и есть лидер, увеличение же количества человек влечет за собой потерю управления. В аудитории, где человек 30-40, преподавателю будет очень трудно задавать тон занятия и постоянно держать внимание группы. Этот закон можно применять и к другим ситуациям, пробуйте, но не стоит полностью полагаться на него. Нет ничего абсолютного.
Зачастую, очень много кто пользуется данным явлением и в корыстных целях, запуская слухи, например, что через пару дней исчезнут какие-то товары и 5% испугавшихся и побежавших покупать эти товары хватит для того, чтобы всколыхнуть остальных и через некоторое время полки действительно станут пустыми. 5% процентов провокаторов хватит, чтобы мирный митинг превратился в массовое побоище.
Каждый из Вас может нащупать эту тонкую грань, и найти массы примеров стадного поведения людей в обществе. И очень важно не перепутать.
v-inhelo.livejournal.com
как нами управляет стадное чувство?
ФОТО Getty ImagesЕсть ли у вас фобии?
Мы убеждены, что другие думают так же, как и мы, но это не так
В 1977 году Ли Росс (Lee Ross), Дэвид Грин (David Greene) и Памела Хауз (Pamela House) предложили студентам университета ходить вокруг кампуса с большой рекламной табличкой. Кто-то отказался, кто-то согласился. Затем всех участников попросили оценить вероятность того, что другие студенты тоже согласятся носить табличку. Исследователи обнаружили, что независимо от того, какой из вариантов выбирали участники, они, как правило, считали, что большинство людей тоже выберет именно его.
Мы действительно склонны думать, что наши мысли и чувства идентичны мыслям и чувствам других людей. Исследователи назвали этот феномен «эффектом ложного согласия». Вспомните, как необоснованно убеждены политики в своей победе во время предвыборной гонки, и вы получите наглядное подтверждение этого эффекта на практике. А если в своей правоте убежден не политик, а лидер исламистов? Вот тогда ситуация становится намного хуже1.
читайте такжеПочему нас раздражают мигранты?В экстренных ситуациях мы берем пример с других, что часто приводит к фатальному бездействию
Студентов пригласили в комнату и попросили заполнить опросник. Кто-то оказался в комнате один, кто-то – с двумя другими студентами или с двумя людьми, которых исследователи проинструктировали ни на что не реагировать. Внезапно в комнату начал поступать дым. Большинство из тех, кто находились в комнате одни, сообщили о чрезвычайной ситуации. Из тех, кто находились в комнате с другими студентами, только треть решили поднять тревогу. Те же, кто сидели с двумя подставными людьми, волновались, но игнорировали дым.
Это исследование, проведенное в 1968 году Бибом Латане (Bibb Latané) и Джоном Дарли (John M. Darley), более чем наглядно доказывает, что, как только мы сталкиваемся с непонятной и неожиданной ситуацией, мы смотрим на то, как поведут себя другие. В первые минуты пожара, взрыва, вооруженного нападения если остальные ничего не предпринимают, то и мы бездействуем. А ведь многие происшествия удалось бы предотвратить, если бы мы знали, что ответственность за себя и за жизнь окружающих лежит и на нас тоже2.
читайте такжеПочему мы едем отдыхать туда, где опасно?
Мы чаще слушаем тех, кто похож на нас, и оставляем без внимания доводы «чужаков»
В 1990 году Доминик Абрамс (Dominic Abrams) провел следующий эксперимент. Шестерым участникам эксперимента, которые находились в темной комнате, предложили на глаз определить расстояние, на котором от них находится источник света. Трое из них специально прибавляли по 5 см к каждому ответу других. Более того, подговоренные участники были подобраны так, чтобы была более или менее очевидна их принадлежность к той же социальной группе, что и остальные. И что же в итоге? Участники эксперимента действительно изменили свои оценки, прислушавшись к мнению подставных участников, принадлежавших к той же социальной группе, что и они.
Когда мы не уверены, что делать, то мы полагаемся на мнение членов группы, к которой себя причисляем. Если речь идет об обществе любителей классической музыки, то, конечно, ничем страшным это не грозит. Однако как только какая-то группа людей изолируется от всего общества, слепое подражание друг другу может обернуться трагическими последствиями. Предотвращать такую изоляцию – задача политиков, нам же стоит чаще прислушиваться к мнениям других, чтобы самим не попасть под чрезмерное влияние коллективных убеждений3.
читайте такжеСвой среди своих: как нас меняет группа?
Мы легко вешаем ярлыки, и на себя, и на других
Автор теории социальной идентичности Генри Тэджфел (Henri Tajfel) и его коллеги провели эксперимент. Они случайным образом разделили студентов на две группы (сообщив участникам, что в основе деления – любовь к творчеству Кандинского или Клее). Как внутри этих групп, так и между их представителями в течение эксперимента не происходило каких-либо взаимодействий. Затем студентов попросили оценить всех участников эксперимента. Выяснилось, что студенты демонстрировали более благожелательное поведение по отношению к представителям именно своей группы.
Такой результат не является чем-то из ряда вон выходящим. Все мы видели футбольные матчи, где каждый болеет за свою команду. Но в этом случае люди готовы были оценить других ниже, основываясь лишь на том, что сказали им исследователи. Они не общались с этими людьми, не видели их, а уже противопоставляют им себя. Вот она – абсурдная природа зарождающихся предрассудков. Если их не удается вовремя пресечь, они вполне могут вылиться в дискриминацию одних другими. Нужно стремиться видеть каждого как уникальную личность, а не только как члена определенного сообщества, к которому мы враждебно или дружественно настроены. Иначе мы рискуем сами стать источником дискриминации и в этом уподобиться террористам, которые делят людей на своих и чужих4.
читайте такжеКак жить в мире, где постоянна угроза теракта?Мы часто начинаем ставить благо коллектива выше собственного
Психологи провели исследование, предложив участникам-испанцам ответить, как бы они повели себя в ситуации, когда вагонетка вот-вот собьет насмерть пять человек. Эти пять человек могли бы быть испанцами, или европейцами, или американцами. Те из опрошенных, которые придавали очень большое значение своей национальности испанца, были готовы пожертвовать собой, спасая своих соотечественников, и даже европейцев, но не американцев.
Этот эксперимент доказал, что люди, придающие очень большое значение группе, в которой они состоят, часто готовы даже пожертвовать собой ради ее интересов. Этот факт объясняет поведение террористов-смертников. Оказывается, они просто верны интересам своей группы! Они перестают осознавать себя как личность, и все, чем они руководствуются – интересы организации, в которой они состоят5.
читайте такжеЛиния отрыва. После парижского кровопролития мы стали еще дальше от ПарижаСамокритика располагает к вам людей
Исследователи предоставили израильтянам сфальсифицированные документы, касающиеся израильско-палестинского конфликта. В некоторых из этих документов имелась критика палестинской политики по отношению к Израилю, исходившая из уст самих палестинцев. Израильтяне, прочитавшие такие документы, в итоге лучше отозвались о палестинцах и их политике в целом. Но самое главное, что они больше других были готовы идти на компромисс и искать мирное решение конфликта.
Конечно, палестинцев, критикующих собственную политику, могут назвать предателями. Но часто только таким способом и можно достичь взаимопонимания и достучаться до других через стену предрассудков. Если бы лидеры исламских государств открыто осудили радикальных исламистов, то и отношение общества к исламу как к религии значительно улучшилось. Нам всем необходимо признавать не только свои ошибки, но и ошибки тех, с кем мы связаны5.
читайте также«Шок сильнее, когда мы себя отождествляем с жертвой»Доводя свои убеждения до крайностей, мы можем понять, насколько они правильны
Участникам израильско-палестинского конфликта показывали видео, отражающее их собственную точку зрения, но доведенную до крайности. К примеру, в видео пропагандировалась следующая мысль: «Нам нужно, чтобы война продолжалась, чтобы у нас была самая сильная в мире армия».
Такой прием действительно повлиял на мнение посмотревших видео: они увидели себя и последствия своих действий со стороны. Так же отрезвляюще может подействовать на радикальных приверженцев ислама побуждение к запрету женщинам выходить из домов. Они не только посчитают эту идею абсурдной, но также переоценят и другие свои убеждения6.
Подробнее см. на сайте издания Scientific American.
1 L. Ross et al. «The False Consensus Effect: An Egocentric Bias in Social Perception and Attribution Processes», 1977.
2 B. Latané, J. Darley «Group Inhibition of Bystander Intervention in Emergencies», 1968.
3 D. Abrams et al. «Knowing What to Think by Knowing Who You Are: Self-Categorization and the Nature of Norm Formation, Conformity and Group Polarization», 1990.
4 H. Tajfel et al. «Social Categorization and Intergroup Behaviour», 1971.
5 W. Swann et al. «Dying and Killing for One’s Group: Identity Fusion Moderates Responses to Intergroup Versions of the Trolley Problem», 2010.
6 T. Saguy, E. Halperin «Exposure to Out-Group Members Criticizing Their Own Group Facilitates Intergroup Openness», 2014.
Читайте также
www.psychologies.ru
Стадное чувство у людей: психология поведения
Внешний вид человека может сказать о многом
Если одежда человека отличается своей необычностью и вычурностью, броскостью, то это говорит о художественном типе личности, об артистической натуре. Есть люди, которые пренебрегают внешним видом. Пообщавшись с ними, вы легко поймете, это его творческое отношение к жизни или банальная неряшливость.
Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию…
Если человек одет с иголочки, будто только сошел с подиума, это зачастую говорит о том, что он хочет утвердиться с помощью одежды. Это знак внутренней неуверенности и беспомощности.
Внешность человека должна гармонировать с одеждой, дополнять образ. Шизоидные типы личности этого принципа не придерживаются.
Яркие цвета в одежде любят эмоциональные и любвеобильные люди, а полутона – люди спокойные и уравновешенные. Часто люди, которые тяжело привыкают и адаптируются к новым обстоятельствам, носят одежду не по сезону.
Рукопожатие
Рукопожатие – общепринятая форма знакомства мужчин. Если человек издалека идет к вам с протянутой рукой, то можно сказать, что он жизнерадостный и общительный, ничего не скрывает за душой. Если он еще активно трясет вашу руку и быстро говорит – это личность активная, энергичная.
Скрытные люди обычно пожимают руку ладонью вниз и с большим сгибом руки в локтевом суставе. Такое движение будто говорит «ничего не отдам». Часто такие люди оказываются двуличными, безжалостными. Если вашу ладонь будто прижимают вниз, то перед вами личность властная, подавляющая и черствая.
Вялое рукопожатие говорит о лени и безынициативности. Застенчивые и скромные люди пожимают руку неуклюже.
Зона общения
Психология человека по поведению помогает распознать людей неприятных и назойливых.
Агрессивные и бесцеремонные люди неприятны в общении. Они часто нарушают допустимую дистанцию. Это вы чувствуете подсознательно. Они могут хлопать вас по плечу. Долго держать руку или заглядывать в глаза. Если малознакомый человек приближается к вам очень близко, менее 50 см, то это вызывает желание отодвинуться, а также гнев и негодование.
Стеснительные, неуверенные в себе люди держатся на большом расстоянии.
Чем дольше люди общаются и становятся ближе друг другу, тем расстояние между ними сокращается.
Поза, походка, жесты и мимика
Психология человека по поведению и жестам не всегда так проста и однозначна, как может показаться на первый взгляд.
Так как человека с детства воспитывают придерживаться определенных правил и норм поведения, то иногда очень трудно определить характер человека. Например, по улыбке трудно судить, что происходит в душе человека, ведь она может быть настоящей или «сквозь слезы».
Двойственность натуры человека также мешает понять его. Если человек мягкий и безотказный, но не хочет таким казаться, то он соответственно будет вести себя по-другому и контролировать свои действия.
Для понимания языка тела важную роль играют именно непроизвольные, неосознанные движения.
Если у человека асимметричное лицо, то можно сказать. Что рациональное и эмоциональное не в ладу друг с другом. Когда происходит постоянная внутренняя борьба, угрызения совести, это очень отражается на лице.
Если у человека неестественная, зажатая походка (то есть ноги, таз и поясница будто туго связаны между собой), это говорит о проблемах в сексуальной сфере.
Важную роль играют напряженность или расслабленность движений. Когда человек расслаблен он отдыхает душой и открыт для восприятия окружающих.
Психология поведения человека помогает определить черты характера по основным признакам:
- Беззаботность и недисциплинированность проявляются расхлябанной походкой, непринужденными позами;
- Неуверенность и боязливость выражаются в закрытых позах рук и ног, руки в карманах или закрывающие часть лица. Также покраснение, прерывистый голос выдают человека неуверенного в себе. Эти люди склонны себя постоянно накручивать и делать из мухи слона;
- Нервозность, беспокойство выдают ритмичные движения пальцев рук. Перебирание предметов, ерзание на стуле.
- Широкая и медленная походка говорит о человеке, желающем выставить себя на показ. А театральность жестов говорит о завышенной самооценке;
- Прямолинейные и сдержанные движения говорят о холодности, расчетливости натуры;
- Резкие и неупорядоченные движения говорят о раздражительности, нервозности;
- Если движения тела закругленные и плавные, это характеризует человека эмоционального и беззаботно относящегося к миру.
Глаза и взгляд
Глаза отражают внутренний мир человека. Они первыми реагируют на внутренне состояние. Когда мы грустим, то и в глазах появляется грусть. Если веселимся, то и глаза сияют счастьем.
Взгляд также бывает разным. К примеру, жесткий, колючий, холодный, злой, беспардонный, ласковый, нежный, хмурый, хитрый, упрямый, уверенный, свирепый, возбужденный…
Любое общение сопровождается взглядом. Если происходит нормальное, спокойное общение, то и взгляд будет таким же. Если взгляд уходит вдаль, значит человек отвлекся или задумался. Взгляд искоса выражает недоверие, скрытность. Прищуренные глаза выражают недоверие, злость и мстительность натуры.
У политиков часто наблюдается такая картина, когда одна бровь приподнята. Но складки на лбу остаются горизонтальными. Это говорит о сильной воле, пренебрежении и враждебности к окружающему миру.
Взгляд сверху вниз говорит о высокомерии и презрении. И наоборот, взгляд снизу вверх о подчиненности и услужливости.
Продолжительный, прямой и твердый взгляд говорит о том, что человек хочет подчинить вас своей воли. Так смотрят следователи и работники прокуратуры при допросах.
«Бегающий» взгляд характеризует людей, которые испытывают страх или угрозу. Такие глаза часто бывают у уголовников, которые долгое время провели в тюрьме, а также мошенников.
Психология человека по поведению и жестам иногда помогает определить, какую профессию имеет человек, какую должность занимает и к какому социальному классу относится.
Лицо
При общении, лицо – это первое, на что вы обращаете внимание. Здесь важно рассмотреть нос, губы и складки возле них. Они вам расскажут многое.
Есть так называемая «страдальческая складка», которая придает человеку страдальческое выражение лица. Это люди со слабым характером. Слабой волей, беспомощные и терпеливые. Всегда отступающие перед трудностями.
О силе характера судят по крыльям носа. Если они сильно раздуваются при дыхании, то перед вами человек темпераментный и энергичный.
Уголки рта показывают общее состояние человека. Опущенные уголки выдают пессимиста, вечно недовольного жизнью.
Степень напряжения человека показывает замкнутый рот. Это говорит о решимости и твердости характера. Приоткрытый рот говорит о расслабленности, пассивности.
Улыбка и смех
Все люди улыбаются и смеются по-разному. Смех бывает заразительный, тихий, насмешливый, злой, искренний, лающий, наглый, искусственный и т.д.
Чистый беззаботный смех показывает легкую, свободную, непринужденную натуру.
Если же в человеке есть агрессивность, зависть, злость или презрение, то эти чувства мешают смеяться легко и свободно. Получается что-то типа «хе-хе-хе». Молодые люди, которые хотят обратить на себя внимание, обычно «хихикают». Смех типа «хо-хо-хо» как бы говорит: «Ну скажите тоже…». Он отражает высокомерие, хвастовство, желание унизить, усомниться в сказанном.
Об истинности улыбки каждый человек может судить, полагаясь на свою интуицию. Она подскажет, приятен человек или нет, нравится-не нравится, » скользкий тип» или «как-то он не так улыбается». Интуиция обманывает редко. Психология человека по мимике дает возможность определить, в первую очередь, искренность человека.
Осанка
- Опущенные или поднятые плечи вместе со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком говорят о покорности, слабости, чувстве неполноценности человека;
- Слишком высоко поднятая голова и выпяченная грудь признак гордости, тщеславия и высокомерия;
- Напряженная и неподвижная осанка отгораживает чувствительных и стеснительных людей от внешнего мира;
- Иногда чувствительные люди пытаются это скрыть, внешне показывая жесткость, холодность, как бы ощетиниваясь на окружающих. Тогда появляется некая угловатость осанки;
- Человек, обладающий чувством собственного достоинства, имеет свободную непринужденную осанку с гордо посаженной головой. Это демонстрирует доверие, открытость и уважение к людям.
Психология человека по поведению и жестам изучается на протяжении многих лет. Эта наука называется язык тела. Достижения современной психологии в этой области дали толчок этому направлению, а спрос на эти знания с практической точки зрения подтолкнул психологов на дальнейшее исследования связи души и тела. Так как любое наше внутреннее переживание, движение души вызывают ответную реакцию в теле, мимике, жестах, движениях.
Зачастую мы видим все эти внешние проявления и наш мозг обрабатывает их мгновенно на уровне «приятно — неприятно», «вызывает доверие – не вызывает доверие» и т.д. Ведь часто бывают в жизни такие ситуации, когда мы говорим «что-то мне не нравится в этом человеке» или «какой он скользкий тип». То есть, мы не знаем, чем вызвана такая наша реакция, но подсознательно чувствуем это. Доверяя своей интуиции и подучив немного язык тела, в повседневной жизни вы сможете определять характер человека с первого взгляда.
Так же вам может быть интересно:
Источник: https://zazama.ru/samorazvitie/psixologiya-cheloveka-po-povedeniyu-i-zhestam.html
ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ
(П.Жане)
П. п. — общепсихол. концепция личн. начала XX в., разработанная Жане. П. п. примыкает к теориям социальной обусловленности психики vi развития личности, а также к франц. социолог, школе, представители которой рассматривали личн. прежде всего как продукт социального развития. Стремясь преодолеть разрыв психики и поведения, П. п. была направлена против ассоциативной психологии и бихевиоризма. Основана на категориях — «активность», «деятельность», «действие», «психическая энергия», «психическое напряжение», «психологические уровни», «психологический автоматизм», «психическая сила» и др. В этих понятиях П. п. объясняет неврозы, психастении, истерии, травматич. реминисценции и др., которые трактует, исходя из единства эволюции психических функций в фило- и онтогенезе.
В основу понимания и развития личн. в П. п. положено учение о поведении. Психика чел. развивается в сотрудничестве с др. людьми прежде всего благодаря общению. Для доказательства социальной обусловленности психики П. п. рассматривает процесс памяти. Если на ранних этапах развития ребенка наиболее представлена ассоциативная память, то у зрелого чел. более развит опосредствованный характер мнестической деятельности.
В П. п. различаются извне наблюдаемая активность организма и образ действия как осмысленная, наполненная психол. содержанием деятельность чел. Поведение чел. включает не только видимую активность, но и внутр. психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном. Осн. клеточкой социальной жизни явл. социальное действие, понимаемое как отношение сотрудничества, при котором один индивид выполняет первую часть действия, а другой — вторую. Психическое рассматривается как составная часть поведения, действия. Разл. психические процессы представляют собой явления, подготавливающие и регулирующие действия. Так, психическое может выступать «подготавливающей» частью действия (желание), регулятором действия (чувства), «неполным» действием (мышление).
Выделяются семь уровней поведения чел. К первому, самому низкому, уровню поведения относятся рефлекторные акты. Ко второму, на котором поведение приобретает опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза завершения действия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень включает в себя элементарные социальные акты (напр., акты подражания). К четвертому уровню Жане относит элементарные интеллект, акты. На пятом манипуляция с реальными объектами приводит к формированию т. н. интеллект. объектов. Шестой уровень поведения — это умственная деятельность, мышление, которое Жане считал производным от практич. действия. В качестве высшего, седьмого, уровня поведения наз. созидательная, трудовая деятельность чел. Именно она формирует произвольность внимания и волевое усилие.
Способность к саморегуляции, к опосредованию своего поведения в П. п. считается наивысшим критерием развития личн. В регуляции поведения большая роль отводится речи, в частности процессу перехода от низшего уровня к высшему, совершаемому при помощи речи. Действия, проговариваясь человеком, начинают функционировать в речевой форме, а затем, по мере того, как речь становится все более неслышной, они превращаются в умственные процессы, в идеи.
Развитие субъекта Жане понимает как последовательное формирование сложных личност. образований — персонажа, «Я», субъективности, индивидуальности, которые формируются в ответ на необходимость совершенствовать социальные отношения чел. с обществом, с др. людьми. В противоположность термину «роль» выдвигается термин «персонаж», предполагающий преходящую стадию развития личн. Личность возникает только тогда, когда внеш. требования, предъявляемые персонажу, становятся внутр. требованиями самого субъекта — основой его инициативного поведения, осуществляющегося без идущего извне вызова. Высшую степень развития личн. Жане наз. стадией «индивидуальности», которая характеризуется появлением у чел. чувства личной ответственности, оригинальности и прогрессивных тенденций, понимаемых как стремление чел. содействовать прогрессу и совершенствованию общества.
Личность — это интегрированная психол. система, отвечающая всегда как единое целое на воздействия ситуаций. Поддержание этой системы в состоянии динамич. расновесия требует, согласно П. п., значит, силы и напряжения. В П. п. выдвинуто положение о психическом напряжении и психической силе как доминантах действия. Состояние напряжения, обозначаемое как сознательная психическая активность личн., предоставляет личн. возможность регулировать свое поведение и определяется как активация высших потребностей. Предполагается, что способность к усилию явл. осн. критерием оценки личн., а ценность личн. измеряется ее способностью выполнять работу, требующую усилия. Психол. сила означает определ. свойство, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий, а напряжение предполагает способность к концентрации и распределению силы. Если напряжение падает, происходят разл. нарушения в функционировании личност. системы, образующие основу неврозов. Значит, снижение напряжения явл. следствием тяжелых соматич. заболеваний, врожденной слабости нервной системы, неожиданных и тяжелых фрустраций и стрессов. Низкий уровень психол. напряжения обусловливает диссоциацию личност. системы. Личн. оказывается неспособной включить в свою систему аффективные ситуации, а мнемический след их входит в область бессознательного.
Периодич. резкие колебания психологич. напряжения могут приводить к образованию двух и более личност. систем, каждая из которых функционирует на своем уровне напряжения, с чем связано раздвоение личн. Падение психол. силы и напряжения в П. п. вызывает также симптом «потери чувства реальности», выражающейся в том, что свою неспособность реагировать на окружающую действительность человек переживает как схематизм, обеднение окружающих предметов и людей, как их нереальность.
Ряд новых и перспективных идей П. п. оказал влияние на исследования Ж. Пиаже, А. Баллона, на исследования в области психологии личн. и патопсихологии Б. С. Братуся, Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и др.
Источник: https://vocabulary.ru/termin/psihologija-povedenija.html
Стадное чувство – это понятие, использующееся в психологии и других социальных дисциплинах, однако не являющееся научным термином, а скорее образным аналогом для краткой характеристики довольно объемного понятия. Кратко его можно описать, как мотивация собственных поступков исключительно тем, что так поступает большинство из социальной группы индивидов (все прогуляли урок или обижают слабого, кричат на матче или женятся в этом году, устраивают бойкот определенному человеку или отстаивают позицию партии).
Стадное чувство у людей имеет отличия от такого же механизма в животном мире, где поведение большой массы представителей одного вида регулируется не личными предпочтениями и необходимостью, а биологическими законами. Это полезное эволюционное приобретение животного мира, позволяющее сохранить популяцию. Например, когда одна особь начинает убегать, значительно эффективнее, чтобы убегали все остальные, чем ждали непосредственной опасности, чтобы лично убедиться. В контексте поведения людей, скорее подразумевается неспособность реагировать индивидуально, подчиняясь законам толпы и массовому поведению.
Стадное чувство или стадный инстинкт подчинены определенным биологическим характеристикам человеческой психике, например, установлению определенных ритмов и циклов – так синхронизируются аплодисменты в толпе, менструальные периоды женщин на одной территории и даже время бодрствования и чувства голода. Соответственно, используя данное выражение, подразумевается изначальное отношение к проявлениям человеческого поведения, как к низшим, животным, биологически обусловленным формам.
Не все люди, собравшиеся в одном месте, ведут себя, как стадо – только наличие интеллектуального контроля над собственным поведением является определяющим фактором. Следовательно, чем меньше интеллектуально обоснованных решений, учитывающих индивидуальные потребности, тем выше вероятность возникновения инстинктивного поведения на уровне животного.
Что это такое
Эффект стадного чувства по своей распространенности можно сравнить с гипнабельностью, то есть существуют люди подверженные такому воздействию, а есть те, кто успешно может управлять данными особенностями. Проведенные исследования показали, что в человеческом контексте стадное чувство возникает в зависимости от того, кто является мотиватором действий.
Если в животном мире вся популяция может подчиниться одному, то в человеческой среде важно, чтобы влияющий был лидером, обладал харизмой или выражал исполнение желаний большинства собравшихся. Далее все обстоит значительно проще – на огромную толпу достаточно от двух до пяти процентов таких лидеров, способных со временем заставить всю массу действовать так, как они. Особых технологий для этого не требуется – главное, чтобы эти несколько процентов вели себя одинаково, слаженно, тогда остальные, обладающие меньшей выраженностью лидерства начнут копировать их поведение.
Скорость достижения эффекта напрямую зависит от количества людей – чем больше, тем быстрее результат. Это обусловлено тем, что при взаимодействии тет-а-тет очень сильно чувствуется физическое различие и отдельность, а вот находясь в толпе на первый план выходит ощущение общности и схожести, индивидуальность стирается. В итоге, чем сильнее будет физическое ощущение своей причастности к группе и чувство продолжения ее в своей психике, тем более выраженным будет эффект толпы или стада за счет того, что собственная индивидуальность, как и когнитивно-интеллектуальная оценка ситуации отойдет на второй план.
Особое внимание данный эффект заслуживает из-за своей проблемности относительно последствий, ведь при возникновении стадного чувства окончательно падают моральные и ценностные устои, человек чувствует полнейшую безнаказанность за любые действия. Это достигается за счет того, что уровень ответственности за одно совершаемое действие одинаков, только если поступок совершает один человек, то он полностью ответственен за результаты, если двое, то этот уровень делится между ними, а вот если это делают сотни людей, то уровень личной ответственности не ощутим.
Такая безнаказанность открывает доступ к совершению тех поступков, являющихся недопустимыми для индивидуального уровня сознания, в итоге именно толпа может совершить, что угодно. Отсутствие внутренних моральных рамок опускает человека до состояния психики животного и если потом поговорить с человеком, совершившим преступление, поддавшись эффекту толпы, часто можно встретить раскаяние и непонимание мотивации собственных действий.
Причины возникновения
Причины подобного эффекта существуют на нескольких уровнях. Первый наименее контролируемый – это биологический и врожденная синхронизация. Человеческие тела, как и все живое, подвержены определенным ритмам и именно их подчинение общим законам обеспечивает выживание. Эволюционно синхронизация поведения обеспечивала благоприятные отношения, слаженную работу и обеспечение необходимой безопасности для всего человеческого сообщества. Данные механизмы сохранились в некоторой степени, хотя и поддаются коррекции со стороны сознания и интеллекта, выработки собственных стратегий поведения.
Существует механизм влияния меньшинства на поведение общей массы. Так если дать толпе из ста человек задание ходить произвольными путями, а только пять из них будут двигаться в определенной траектории, то через несколько минут вся система синхронизируется, и толпа будет ходить по алгоритму, заданному пятью людьми. Сложнее будет сделать такое же, если каждый мотивирован на свою стратегию движения, соответственно эффект стада возникает, когда у человека отсутствует собственная концепция. Те, кто сидит без дела, не понимает чего хочет, не уверен в своих целях – поддается влиянию легче на том основании, что пустое место легко заполнить.
Есть и более контролируемые проявления данного чувства, например, потребность быть принятым или боязнь быть исключенным из определенной группы. Соблюдение ритуалов дает знак всем окружающим о том, что это свой, его нужно защищать и делиться благами – так входят в субкультуры и круги по интересам, так люди распознают близких по духу. Когда потребность во взаимодействии становится выше собственных принципов, тогда возникает подчиненность требованиям толпы, ради сохранения места в ней.
Примеры стадного чувства
Примеры стадного чувства проявляются в любом многочисленном обществе, специально упорядоченном. Например, если это очередь, то негативное отношение к проходящим без ее ожидания является запрограммированным чувством. Точно также можно говорить о стадной реакции на опоздавших на любой сеанс, установленный временем, будь то конференция, операция, фильм или встреча друзей. Это не относится к нормам морали, этикету и внутреннему ощущению нарушения собственных границ, ведь, по сути, на личное участие человека никак не влияет данное поведение другого. Только в контексте личной встречи, индивидуального экзамена можно говорить об ином – если есть незнакомое друг с другом большинство, то это эффект толпы.
Еще одним примером является чувство юмора, разное у всех людей, но при этом, если собрать довольно большую аудиторию, можно заметить, что эмоционально реагировать все будут примерно одинаково. Стоит нескольким людям засмеяться и весь зал начинает смеяться вместе с ними. Что характерно, даже если один находит происходящее смешным, то он скорее сдержится от яркого проявления этого, если стоит тишина, и все слушают с серьезными лицами. В совершенно крайних вариантах люди могут даже не замечать комичности или серьезности ситуации, поддаваясь на воздействие окружающих выражений лиц.
Относительно собранных аудиторий студентов работает то же самое стадное чувство, повергающее преподавателей в бессилие. Когда заинтересованные личности начинают прогуливать пары, потому что ушла вся группа или негативно отзываться об интересном предмете. Момент сложности управления заключается в том, что не все решают уйти с пары, а только несколько человек, но когда этот выбор совершают эмоциональные лидеры, при том, что половина аудитории не определена в своей учебной мотивации – исход остается один.
Яркие примеры – это поведение болельщиков и фанатов, религиозных деятелей и людей на митингах. По сути, если с ними поговорить в диалоге, то большинство будет вести себя более сдержанно. Но стадное чувство касается не только активных действий, но также игнорирования. Вспомните, как прохожие делают вид, что не замечают упавшего или пассажиры метро имитируют сон. Тут мотивация не столько в достижении, сколько в стремлении не выделяться из толпы, не помогать упавшему, и значит не брать на себя ответственность (а может он и не встанет, потому что умер), не уступать место, ожидая, что это сделают другие.
Источник: https://psihomed.com/stadnoe-chuvstvo/
Читайте также:
- Звуки эмоций человека
Помогите пожалуйста заранее огромное спасибо многообразие светлых и радостных музыкальных образов Содержание:Воплощение эмоционального мира человека…
- Вес человека
Знаете ли вы свой идеальный вес? Беспокоитесь о здоровье? Хотите поддерживать оптимальные пропорции тела? Для…
12kisses.ru
«Стадное чувство» или «закон 5-ти процентов» – Психология человека
Автор invaxi На чтение 2 мин. Просмотров 1.1k. Опубликовано
Есть такое понятие как автосинхронизация. Суть такова – если в какой-то общности 5% процентов совершают одновременно определенное действие – остальное большинство начинает повторять. Если в мирно пасущемся табуне лошадей испугать 5% особей и «пустить их в бегство», то весь остальной табун сорвется с места; если даже 5% светлячков случайно синхронно вспыхнут, то тут же будет вспышка целого луга.
Данная особенность проявляется и у людей. Недавно английские ученые поставили эксперимент: в большую, просторную залу пригласили людей и дали им задание «перемещайтесь как вам угодно». А некоторым давали четко определенное задание как именно двигаться и когда. Таким образом было экспериментально подтверждено, что 5% человек перемещающихся с определенной целью могут заставить всё множество двигаться в том же направлении.
Для автосинхронизации необходимо, чтобы множество неких объектов обладали хотя бы отчасти идентичным информационно-алгоритмическим состоянием и находились в условиях, допускающих информационный обмен между ними — хотя бы безадресный, циркулярный. При этом быстродействие их по реакции на прохождение информации, идентичной для всех них, должно быть достаточно высоким.
Кстати, подобный эксперимент может провести каждый. Достаточно прийти на концерт с компанией друзей и начать синхронно хлопать в те моменты, когда вам это хочется и весь зал будет за вами повторять.
Некоторые практические выводы из этого: не стоит делать коллективы больше 20 человек. 20 человек / 100% * 5% = 1 – эта единица и есть лидер, увеличение же количества человек влечет за собой потерю управления. В аудитории, где человек 30-40, преподавателю будет очень трудно задавать тон занятия и постоянно держать внимание группы. Этот закон можно применять и к другим ситуациям, пробуйте, но не стоит полностью полагаться на него. Нет ничего абсолютного.
Запуск таких процессов возможен только тогда, когда люди находятся в состоянии не осознания своих действий, целей и причины. Когда уровень личной дисциплины, осознанности, контроля очень низок. А это уже бесструктурное управление, когда не надо каждому говорить, что он должен делать и как: хватит 5% процентов, которые запустят процесс автосинхронизации.
Данным явлением очень много кто пользуется в корыстных целях, запуская слухи, например, что через пару дней исчезнут какие-то товары и 5% испугавшихся и побежавших покупать эти товары хватит для того, чтобы всколыхнуть остальных и через некоторое время полки действительно станут пустыми. 5% процентов провокаторов хватит, чтобы мирный митинг превратился в массовое побоище. Дальше можете продолжать сами.
manpsychologi.ru
«СТАДНОЕ ЧУВСТВО» — ПРОСТОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Почему у людей появляется стадное чувство?
Выражение «стадное чувство» — образное, а не научное. Оно, строго говоря, само по себе носит исчерпывающий характер. Если мы хотим сказать, что люди ведут себя подобно животным в стаде, мы говорим, что у них — стадное чувство. Это надо понимать так, что если бы у них не было стадного чувства, они вели бы себя иначе и меньше походили на животных в стаде.
Всякий, кто потрудится набрать словосочетание «стадное чувство» в поисковой машине интернета, мигом найдёт один и тот же текст про «закон 5 процентов», размещённый на десятках сайтов и во множестве блогов. Это свидетельствует о том, что эмпирически закон действует: сетевое стадо ведёт себя, как стадо, повторяя рассказы о стаде. На этом, собственно, можно было бы и закончить, однако некоторые неясности остаются.
Прежде всего, мы недостаточно хорошо знаем, во всяком случае в терминах социальной науки, подчиняются ли животные в стадах тому же самому стадному чувству, которое мы предполагаем у людей. Конечно, удивительных случаев синхронизации можно найти немало.
Есть такое понятие как автосинхронизация.
Суть такова – если в какой-то общности 5% процентов совершают одновременно определенное действие – остальное большинство начинает повторять. Теория так же может называться ДОТУ — Достаточно общая теория управления.
Если в мирно пасущемся табуне лошадей испугать 5% особей и «пустить их в бегство», то весь остальной табун сорвется с места; если даже 5% светлячков случайно синхронно вспыхнут, то тут же будет вспышка целого луга.
Данная особенность проявляется и у людей. Недавно английские ученые поставили эксперимент: в большую, просторную залу пригласили людей и дали им задание «перемещайтесь как вам угодно». А некоторым давали четко определенное задание как именно двигаться и когда. Таким образом было экспериментально подтверждено, что 5% человек перемещающихся с определенной целью могут заставить всё множество двигаться в том же направлении.
нажми на картинку)Несколько лет назад один мой коллега по ЦФС задумал целое исследование по ритмической синхронизации аплодисментов. Но речь не шла о стадном чувстве: животные не устраивают оваций. Однако не это самое трудное. Скверно то, что «стадное чувство» может оказаться и квалифицирующим признаком, и объяснительным принципом.
как понять — стадное общество или нет?
Представим себе некоторое количество находящихся вместе и совместно действующих людей. Я говорю «действующих», потому что наблюдать мы можем лишь действия, а о переживаниях и чувствах, им сопутствующих, лишь догадываться.
Итак, мы видим людей вместе, но всякий ли раз это «стадо»? Сто человек, сидящих в кинозале или зале ожидания на вокзале, — это стадо? А те же сто человек, разместившихся в салоне самолета? — Нет? — А если самолет трясёт и они охвачены ужасом? А если они благополучно приземлились, но толпятся у выхода, не слушая увещеваний персонала? А как быть с митингами, которые в наше время привлекли такое внимание? Бывает ли у тех, кто принимает в них участие, стадное чувство? — Боюсь, ответ на этот последний вопрос зависит от политической позиции наблюдателя, готового отрицать за теми, кто ему неприятен, способность рефлексии, интеллект и гражданское сознание.
Элиас КанеттиМожно ли усмотреть тем не менее какой-то смысл в рассуждениях о стаде? — Видимо, да. Например, Элиас Канетти в знаменитой книге «Масса и власть» сделал по этому поводу много важных замечаний. Я процитирую несколько из них. Вот первое:
«Стремление людей умножаться всегда было сильным. Не стоит, однако, понимать под этим словом простое желание плодиться. Люди хотели, чтоб их было больше теперь, в данном конкретном месте, в этот самый момент. Многочисленность стад, на которых они охотились, и желание множить собственное число своеобразно переплетались в их душе. Своё чувство они выражали в определённом состоянии общего возбуждения, которое я называю ритмической или конвульсивной массой».
Дальше Канетти поясняет это на примере движений в общем танце:
«Но каким образом они компенсируют недостаток численности? Тут особенно важно, что каждый из них делает то же, что и другие, каждый топает так же, как и другой, каждый машет руками, каждый совершает одни и те же движения головой. Эта равноценность участников как бы разветвляется на равноценность членов каждого. Всё, что только в человеке подвижно, обретает особую жизнь — каждая нога, каждая рука живет сама по себе. Отдельные члены сводятся к общему знаменателю».
еще примеры из жизни
К примеру, начался спектакль в театре или просмотр фильма в кинотеатре — опоздавших встречают с лёгкой враждебностью. Как упорядоченное стадо, люди сидят тихо и бесконечно терпеливо, и никто не сделает замечание опоздавшему, потому как это как минимум «неблагодарное занятие». Но каждый хорошо осознаёт своё отдельное отношение к тому, кто помешал своим опозданием и своею непунктуальностью. Но проходит время, все тихо лицезреют действие картины со сцены или на экране. И в какой-то момент, от увиденной смешной сцены актеров создается комическая ситуация, люди начинают улыбаться и смеяться.
Важно понимать, что юмор у каждого человека разный, точнее восприятие юмора.
Но большинство людей, находящихся в зале, так или иначе начнут смеяться и улыбаться вместе со всеми. О стадном чувстве и стадном обществе в этом случае можно употребить «с осторожностью». Что касается меня, я бы и само слово «стадо» употреблял с осторожностью, а уж сочетание «стадное чувство» не использовал совсем.
Приведенный выше пример — тому подтверждение. Особенно, если Вы находитесь в компании друзей, и один из Ваших знакомых рассказал «не очень смешной» анекдот или историю, сам он смеется и вы улыбаетесь — не от стадного чувства, а потому, что Вам не хочется обидеть или поставить в неловкое положение своего товарища.
Вспомним школу и университеты. Не стоит делать коллективы больше 20 человек. 20 человек / 100% * 5% = 1 – эта единица и есть лидер, увеличение же количества человек влечет за собой потерю управления. В аудитории, где человек 30-40, преподавателю будет очень трудно задавать тон занятия и постоянно держать внимание группы. Этот закон можно применять и к другим ситуациям, пробуйте, но не стоит полностью полагаться на него. Нет ничего абсолютного.
Зачастую, очень много кто пользуется данным явлением и в корыстных целях, запуская слухи, например, что через пару дней исчезнут какие-то товары и 5% испугавшихся и побежавших покупать эти товары хватит для того, чтобы всколыхнуть остальных и через некоторое время полки действительно станут пустыми. 5% процентов провокаторов хватит, чтобы мирный митинг превратился в массовое побоище.
Каждый из Вас может нащупать эту тонкую грань, и найти массы примеров стадного поведения людей в обществе. И очень важно не перепутать.
Читайте также:
ЛОХОВЕДЕНИЕ: НАУКА МАНИПУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ
КАК НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ВЫРАЖАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ
ПРИВЫЧКА И ПОТРЕБНОСТЬ — В ЧЕМ РАЗНИЦА?
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
moiarussia.ru
Стадное чувство — это… Что такое Стадное чувство?
- Стадное чувство
Cта́дное чу́вство (англ. Bandwagon effect) описывается как склонность индивида делать что-то (или верить во что-то) только потому что множество других людей этому привержены[1].
Проведённое в Лидском университете исследование показало, что в группе около (или более) 200 человек для формирования т. н. «информированного меньшинства» требуется 5 %; прочие 95 % за ними следуют[2].
В политике
Cтадное чувство описывается политтехнологами как «эффект победившей стороны», так сказывается влияние опросов общественного мнения на избирателей: известно, что электорат имеет тенденцию корректировать своё мнение после обнародования результатов опросов в пользу победителя[3].
Дмитрий Быков писал в газете «Новый взгляд»[4]:
Таков наш русский парадокс — двойственная евразийская страна сочетает восточный аскетизм в быту с европейскими разнузданными фантазиями. Собственно, это отражение генеральной двойственности всего нашего быта: живем мы как азиаты, но мыслим и мечтаем как европейцы. Стадное чувство срабатывает в обоих ипостасях.
См. также
Примечания
Ссылки
- Goidel, Robert K., and Todd G. Shields. «The Vanishing Marginals, the Bandwagon, and the Mass Media.» The Journal of Politics 56 (1994): 802-810. 11 Apr. 2007 http://www.jstor.org/view/00223816/di976651/97p03825/0
- McAllister, Ian, and Donley T. Studlar. «Bandwagon, Underdog, or Projection? Opinion Polls and Electoral Choice in Britain, 1979-1987.» The Journal of Politics 53 (1991): 720-740. 9 Apr. 2007.
- Mehrabian, Albert. «Effects of Poll Reports on Voter Preferences.» Journal of Applied Social Psychology 28 (1998): 2119-2130. 11 Apr. 2007 http://vnweb.hwwilsonweb.com/hww/results/results_common.jhtml?nn=4
- Morwitz, Vicki G., and Carol Pluzinski. «Do Polls Reflect Opinions or Do Opinions Reflect Polls?» Journal of Consumer Research os 23 (1996): 53-65. 8 Apr. 2007.
- Социология
- Политические метафоры
- Злоупотребление
- Социальная психология
- Журналистский жаргон
Wikimedia Foundation. 2010.
- Стадничук, Иван Яковлевич
- Стадня
Смотреть что такое «Стадное чувство» в других словарях:
Стадное чувство — – своеобразное психическое состояние индивидов, находящихся в толпе, характеризующееся возбужденностью, моноидеизмом (см.), нетерпимостью, часто – жестокостью и другими отрицательными эмоциями. В толпе индивид легко подвержен эмоциональному… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
чувство — сущ., с., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? чувства, чему? чувству, (вижу) что? чувство, чем? чувством, о чём? о чувстве; мн. что? чувства, (нет) чего? чувств, чему? чувствам, (вижу) что? чувства, чем? чувствами, о чём? о чувствах 1.… … Толковый словарь Дмитриева
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИНКТ — Стадное чувство, тенденция искать и формировать социальные контакты. Этот термин противоречит здравому смыслу; слово инстинкт несет груз специфических видовых, генетических коннотаций, которые далеки от общей картины, представленной этим термином … Толковый словарь по психологии
СТАДНЫЙ — СТАДНЫЙ, стадная, стадное. 1. Живущий стадом; свойственный стаду, порождаемый пребыванием в стаде. Стадные животные. Стадная жизнь. Стадный инстинкт. 2. перен. Определяемый поведением неорганизованной толпы (неод.). Стадное чувство. Действовать… … Толковый словарь Ушакова
СТАДНЫЙ — СТАДНЫЙ, ая, ое; ден, дна. 1. см. стадо. 2. полн. Живущий стадом, свойственный стаду. Стадное животное. С. инстинкт. С. образ жизни. 3. перен. Основанный на бессознательном подчинении толпе, большинству. Стадное чувство. | сущ. стадность, и, жен … Толковый словарь Ожегова
стадо — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? стада, чему? стаду, (вижу) что? стадо, чем? стадом, о чём? о стаде; мн. что? стада, (нет) чего? стад, чему? стадам, (вижу) что? стада, чем? стадами, о чём? о стадах 1. Стадом называется группа … Толковый словарь Дмитриева
Голдинг — (golding) Уильям Джералд (1911, Корнуолл – 1993, графство Уилтшир), английский поэт, драматург и прозаик. Изучал английскую литературу в Оксфордском ун те. Во время 2 й мировой войны служил в британском флоте. В начале литературной карьеры писал… … Литературная энциклопедия
КОЛЛЕКТИВ, КОЛЛЕКТИВИЗМ — Коллектив это группа, к которой мы принадлежим. Клика это группа, к которой мы не принадлежим. Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидов. Томас Карлейлъ Собрать стадо из баранов легко, трудно собрать стадо из кошек. Сергей Капица … Сводная энциклопедия афоризмов
Александр Кумор — афорист Ангельское терпение требует дьявольской силы. Ах, как мучительна ненависть без взаимности! Ах, как хочется вернуться к природе! с сигарой и рюмкой коньяку. Ахиллесова пята нередко укрыта в голове. Безобразный не потому безобразен, что у… … Сводная энциклопедия афоризмов
Национал-социалистический блэк-метал — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
dic.academic.ru