Подростковый конформизм: эффект стаи
Конформист – это человек, боящийся отличаться от большинства. Он очень хочет во всем походить на других, перенимает идеи, моду, походку, манеры, словом, все, что популярно в его среде.
Переходный возраст – время конформизма. Наши подростки — беззаботные малыши в прошлом и независимые взрослые в будущем — в 12—16 лет становятся особенно зависимы от мнения большинства.
Наш автор педагог, тренер Александр КОРМАН, президент молодежной организации «АГАПЕ», руководитель городской специализированной социальной службы «Школа отцовства»
Общество оказывает огромное давление на всех нас, вынуждая приспосабливаться к групповым стандартам, но его давление на тинэйджера особенно сильно.
Удивительно, насколько взрослые дети боятся друг друга. Боятся, что кто-то будет смеяться над ними, или что совершат ошибку у всех на глазах. Даже такой пустяк, как налить себе чашку чая, может стать для них проблемой, если им кажется, что остальные этого не хотят.
Это желание подстроиться бывает иногда настолько сильным, что тинэйджеры чувствуют себя неловко, если хоть чем-нибудь отличаются от других. Если мальчишки считают «стильными» широкие штаны, горе тому парню, который не поймет этого, и будет носить узкие брюки. Если у девочки странная походка, или она шепелявит, то над ней могут смеяться каждый день. Любое отклонение, любые изменения в том, что группа считает правильным и модным, расцениваются как нарушение этикета. Они показывают пальцем на обидчика и неуважительно относятся к нему, заставляя его чувствовать себя крайне неловко.
Стадный инстинкт
Стремление приспособиться становится наиболее сильным в период взросления. Вот почему подростки часто сбиваются в «стада», как овцы.
Группа врачей решила провести эксперимент, чтобы узнать, как чувство стадности влияет на молодых людей. Для этого они пригласили подростков в комнату и сказали им, что будут проверять зрение, чтобы узнать, насколько хорошо каждый видит часть комнаты, где все они сидят.
Врачи сказали: «Мы повесим перед вами несколько карточек. На каждой карточке три линии – линия А, линия В и линия С. Когда мы будем показывать на самую длинную линию, пожалуйста, поднимите руку, и мы увидим, что вы определили это правильно». Они повторили указания, чтобы все поняли, что нужно делать, а потом повесили первую карточку и указали на верхнюю линию.
Однако один из учеников не знал, что остальные девять были заранее предупреждены не поднимать руки, когда показывают самую длинную линию. То есть их попросили отвечать неправильно.
Потом исследователи снова повторили задание: «Поднимайте руку, только тогда, когда мы показываем самую длинную линию».
В поведении этого молодого человека нет ничего необычного: более 75 % молодых людей, проходивших через этот тест, поступали именно так. Они раз за разом повторяли, что короткая линия длиннее самой длинной! У них просто не хватало мужества сказать: «Группа ошибается. Я не могу объяснить почему, но все эти ребята запутались». Лишь небольшой процент – 25 из 100 – нашли в себе мужество выступить против группы.
Вот что давление сверстников делает с неуверенными людьми, какими в большинстве своем и являются подростки.
Этот эксперимент позволил выявить еще одно интересное качество. Если хотя бы один из других учеников называл правильно линию, вероятность того, что и изучаемый ученик сделает то, что считает правильным, заметно возрастала. Это значит, что если у ребенка есть хотя бы один друг, который будет стоять на его стороне наперекор коллективу, у него самого тоже добавится мужества. Но когда подросток совсем один, ему очень трудно отстоять свое мнение.
Отсюда возникает множество вопросов. И у родителей, и у самих «взрослых» детей.
Почему давление мнения большинства оказывает такое сильное влияние в период взросления? Почему подростки так боятся быть отверженными коллективом? Почему они делают то, что им говорят ровесники? Почему им трудно быть независимыми?
Найти ответы на эти вопросы очень важно в первую очередь самим детям. Но у родителей не всегда получается выбрать правильный тон и подобрать нужные слова. К счастью подростки уже достаточно взрослые, чтобы суметь самостоятельно прочитать эту статью, а затем обсудить ее с вами, родителями.
Итак, с этого момента автор статьи обращается непосредственно к вам, ребята.
Боязнь отверженности
Когда вы чувствуете себя глупо и неуверенно, когда вы сами себе не нравитесь, тогда вы очень боитесь насмешек и того, что друзья вас отвергнут. Ваши проблемы кажутся вам из без того слишком серьезными, чтобы осложнять их несогласием с большинством. И вы одеваетесь как все, говорите как все, и все ваши идеи становятся такими, как у всех. Вы боитесь поднять руку, когда знаете правильный ответ, или выразить свое собственное мнение. Вы стараетесь вести себя как можно «безопаснее».
Теперь давайте задумаемся, почему проблема конформизма столь важна в период взросления? Каковы причины того, что давление со стороны сверстников может быть опасным? Может ли оно доставить неприятности в будущем? Как конформизм вредит уже сейчас?
Да, это происходит всякий раз, когда вам не хватает мужества сделать что-то такое, что отличало бы вас от ваших друзей.
Представьте себя в машине с пятью молодыми людьми, каждому из которых около шестнадцати—восемнадцати лет. Вы катаетесь, ищете развлечения, и тут один из них достает из кармана пузырек с какими-то таблетками. Парень достает одну таблетку, глотает ее и передает пузырек молодому человеку, который сидит у двери. Перед тем как передать пузырек вам троим на заднем сиденье, он со смехом глотает таблетку. Вам пузырек достается в последнюю очередь, а все ваши друзья уже приняли таблетки.
У вас немного дрожат руки, и вы чувствуете, что ваши ладони стали влажными. Остальные ребята тоже начинают поддразнивать вас, потому что хотят, чтобы вы сделали то же, что они. Давление становится огромным. Сердце у вас учащенно бьется. Вы не знаете, что сказать. Вы чувствуете себя очень глупо. «Может, стоит попробовать разок, чтобы узнать, что это такое. Может, от одного раза вреда не будет», — думаете вы. Вы сдаетесь и глотаете таблетку. Какое облегчение снова почувствовать себя одним из них!
Вы обнаружите, что в следующий раз, когда вам будут предлагать наркотики, согласиться будет легче, потому что это уже сделано однажды. Потом это войдет в привычку, и вскоре вы крепко втянетесь, — и все из-за стремления быть как все. Именно по этой причине подростки по всей стране принимают наркотики ежедневно. Тысячи молодых людей наносят непоправимый вред своему организму и всей жизни. Человеческий организм очень хрупок. Очень легко нанести ему вред, и остаток жизни человек проводит в страданиях. А если чуть-чуть превысить дозу, можно вообще расстаться с жизнью, всего лишь пытаясь немного развлечься и быть таким, как все.
Другие виды губительного для тела и души поведения тоже могут быть связаны с давлением конформизма.
Как вы думаете, почему алкоголизм среди подростков становится такой серьезной проблемой? По какой причине молодежь курит, зная, что эта вредная привычка укорачивает жизнь, загрязняет легкие, увеличивает опасность заболеть раком и разрушает кровеносные сосуды? Почему подростки берут эту первую сигарету и втягивают вредный дым в свои молодые легкие?
Чаще всего это начинается с того, что «друг» предлагает сигарету тому, кто раньше не курил. Он говорит: «Хочешь подымить?» И, к сожалению, некурящему не хватает сил сказать: «Ни за что!»
Полезно подумать о таких вопросах до того, как вы столкнетесь с кризисом в отношениях с друзьями. Признайте, что они тоже находятся под давлением «сверстников», как и вы. Они подвергаются такому же искушению выпить, попробовать наркотики или закурить, как и вы – просто потому, что они боятся отличаться от других. Они боятся, что в следующий раз их обожаемый друг (тот, кому принадлежит машина) пригласит кого-нибудь другого покататься, что он больше не будет звать их, потому что с ними не весело. Поэтому они и ведут себя так безвольно, и делают нечто бессмысленное.
Насколько лучше будет, если вы покажете, что уверены в себе, когда давление становится слишком сильным. Вы можете сказать: «Если вы, ребята, собираетесь сходить с ума – вперед. Но, по-моему, это глупо».
Это не значит быть как маленький. Это значит, что у вас достаточно мужества отстоять свое мнение, если все делают что-то нехорошее.
Уверенность в себе
Большинство подростков уважают парня или девушку, у которых хватает мужества оставаться собой, даже если над ними смеются. Уверенный в себе человек часто становится лидером, ведь он доказал свою независимость. Он сделан не из мягкого теста, а напротив, достаточно смел, чтобы отстаивать то, что считает правильным.
И еще он сумеет помочь тем, кому нужен друг. Его дружба поддержит в них уверенность в себе. (Помните эксперимент с линиями?) Он может помочь другим стать независимыми от мнения сверстников. Ведь пить, курить, принимать наркотики могут все, а вот не пить, не курить, не принимать наркотики могут только сильные личности, которые уверены в себе.
Если вы один из тех молодых людей, кто недоволен жизнью и собой, вам хочется исчезнуть, просто убежать от всего этого, или если вам больно, когда кто-то сказал вам что-то неприятное, позвольте мне предложить вам несколько советов.
1. Осознайте, что вы не одиноки.
Для начала начните наблюдать за людьми, окружающими вас, чтобы обнаружить скрытое чувство неуверенности. Они проявляют свои переживания через застенчивость, или злобу и глупость, или через глупое поведение, или отказываясь участвовать в игре, или краснея по каждому поводу, или через гордыню и заносчивость. Вам будет полезно узнать, что все боятся смущения и насмешек – мы все сидим в лодке, давшей течь, пытаясь заткнуть дыры. Как только вы поймете, что у других те же проблемы, вы никогда не будете чувствовать себя одиноко.
2. Найдите настоящего друга.
Теперь вы собираетесь предпринять какие-то шаги, чтобы изменить ситуацию. Хорошо бы выбрать того, кому вы доверяете, человека, в котором вы уверены. Это может быть ваш сверстник. Это может быть взрослый человек, понимающий проблемы молодежи. Может быть, это будут ваши родители. Говорите ему о своих чувствах прямо и попросите подсказать вам, как избавиться от того, что вас беспокоит.
Скорее всего, подобные проблемы были и у других, и вам будет полезен их опыт. Другими словами, у проблемы может быть простое готовое решение.
Как завести новых друзей быстро и легко? Вы должны помнить, что люди, с которыми вы сталкиваетесь каждый день, переживают те же самые проблемы. Понимание этого поможет вам общаться с ними и завоевать их уважение. Дайте им понять, что принимаете и уважаете их и что они важны для вас.
3. Компенсируйте свою слабость.
Значение этого слова совсем простое: «восполнять свои слабости, сосредотачиваясь на своих преимуществах». Концентрируйте свои усилия на том, что поможет вам быть довольным собой.
«Я буду лучше всех играть на трубе или научусь играть в баскетбол или футбол, и стану хорошим спортсменом, буду рисовать, чтобы выразить себя в искусстве».
Когда-то и я оказался в подобной ситуации, и мне помогли именно занятия баскетболом. Вам нужно извлекать как можно больше пользы из того, чем вы владеете, это первый шаг к обретению уверенности в себе. Пренебрежение со стороны других ранит не так больно, если вы знаете, что преуспеваете в чем-нибудь. Развивайте в себе умение, которым вы могли бы гордиться, и постепенно вы станете лучше относиться к себе. Если вы будете нравиться себе, вы начнете нравиться другим.
В заключение хочу оставить вам на память несколько высказываний, которые помогут в период давления коллектива.
«Люди будут относиться к вам так, как вы сами к себе относитесь».
«Никто не может вас унизижить, кроме вас самих».
Для справки:
«Школа отцовства»
456-85-54; 8 097 354-91-91
Журнал «Мир семьи» март 2006 года
Загрузка…
Стадное чувство | Россия | ACMODASI RU
Блоги -> Мысли вслух -> Стадное чувство
Стадное чувство– понятие всем известное, но, как и почему рожденное, знает мало кто.
«В 1961 году американский профессор Аш собрал в одной комнате семь человек. Им объявили о том, что они подвергнутся опыту по восприятию действительности. На самом деле испытуемый был один. Остальные шесть человек были помощниками профессора, чьей целью было введение в заблуждение истинного участника эксперимента.
На стене были нарисованы линии длиной в двадцать пять и тридцать сантиметров. Линии были параллельными, то, что линия в тридцать сантиметров длиннее другой, было очевидно. Профессор Аш задавал вопрос каждому из присутствующих, и шесть его ассистентов в едином порыве отвечали, что линия в двадцать пять сантиметров длиннее второй линии. В 60% случаев истинный испытуемый также говорил, что линия в двадцать пять сантиметров самая длинная. Если он находил, что линия в тридцать сантиметров длиннее, шесть помощников профессора начинали издеваться над ним, и под их дружным давлением в 30% случаев испытуемый в конце концов присоединялся к мнению большинства. Опыт проводился над студентами и преподавателями (люди не самые легковерные), и выяснилось, что девять человек из десяти удалось убедить в том, что линия в двадцать пять сантиметров длиннее линии в тридцать сантиметров.
Удивительная вещь, даже после того, как испытуемым объясняли смысл опыта и роль в нем шести ассистентов, 10% из них продолжали утверждать, что линия в двадцать пять сантиметров самая длинная.
Те же, кто признавал свою ошибку, находили себе массу извинений вроде проблемы со зрением или неудачно выбранного угла наблюдения.»
Общаясь с людьми, можно заметить, что они – ВЕРЯТ, НЕ РАССУЖДАЯ, устоявшемуся общественному мнению и любому утверждению, даже самому нелогичному и нелепому!Это не очень хороший инстинкт,который присутствует практически у каждого человека.Суть этого чувства такова-если в каком-либо обществе,к примеру,5% людей совершают одинаковые действия,то остальные 95% людей начинают его повторять.Иногда люди до такой степени не задумываются, что даже страшно!!!Их сознание не анализирует, оно ВЕРИТ — без какой-либо критики, сомнения, размышления. Даже если утверждение нелепо.Это – не тупость. Это — бездумность.Одно из явления стадного чувства: «Все побежали и я побежал».Представьте себе светофор, на котором стоит толпа людей. Все они стоят и ждут зеленого сигнала, но а если из этой толпы 2 -3 человека пойдет на красный (если нет движения, конечно), то за ними потянутся еще несколько человек,а затем и вся толпа.Никогда не замечали этого?Стадное чувство присутствует обязательно в каждом человеке,просто у кого-то в большей части у кого-то меньшей.
Выделяйтесь из толпы и занимайтесь тем,чем вам хочется и нравится заниматься,а не то,что положено всем людям)
Стадное чувство | Россия | ACMODASI RU
Блоги -> Мысли вслух -> Стадное чувство
Стадное чувство– понятие всем известное, но, как и почему рожденное, знает мало кто.
«В 1961 году американский профессор Аш собрал в одной комнате семь человек. Им объявили о том, что они подвергнутся опыту по восприятию действительности. На самом деле испытуемый был один. Остальные шесть человек были помощниками профессора, чьей целью было введение в заблуждение истинного участника эксперимента.
На стене были нарисованы линии длиной в двадцать пять и тридцать сантиметров. Линии были параллельными, то, что линия в тридцать сантиметров длиннее другой, было очевидно. Профессор Аш задавал вопрос каждому из присутствующих, и шесть его ассистентов в едином порыве отвечали, что линия в двадцать пять сантиметров длиннее второй линии. В 60% случаев истинный испытуемый также говорил, что линия в двадцать пять сантиметров самая длинная. Если он находил, что линия в тридцать сантиметров длиннее, шесть помощников профессора начинали издеваться над ним, и под их дружным давлением в 30% случаев испытуемый в конце концов присоединялся к мнению большинства. Опыт проводился над студентами и преподавателями (люди не самые легковерные), и выяснилось, что девять человек из десяти удалось убедить в том, что линия в двадцать пять сантиметров длиннее линии в тридцать сантиметров.
Удивительная вещь, даже после того, как испытуемым объясняли смысл опыта и роль в нем шести ассистентов, 10% из них продолжали утверждать, что линия в двадцать пять сантиметров самая длинная.
Те же, кто признавал свою ошибку, находили себе массу извинений вроде проблемы со зрением или неудачно выбранного угла наблюдения.»
Общаясь с людьми, можно заметить, что они – ВЕРЯТ, НЕ РАССУЖДАЯ, устоявшемуся общественному мнению и любому утверждению, даже самому нелогичному и нелепому!Это не очень хороший инстинкт,который присутствует практически у каждого человека.Суть этого чувства такова-если в каком-либо обществе,к примеру,5% людей совершают одинаковые действия,то остальные 95% людей начинают его повторять.Иногда люди до такой степени не задумываются, что даже страшно!!!Их сознание не анализирует, оно ВЕРИТ — без какой-либо критики, сомнения, размышления. Даже если утверждение нелепо.Это – не тупость. Это — бездумность.Одно из явления стадного чувства: «Все побежали и я побежал».Представьте себе светофор, на котором стоит толпа людей. Все они стоят и ждут зеленого сигнала, но а если из этой толпы 2 -3 человека пойдет на красный (если нет движения, конечно), то за ними потянутся еще несколько человек,а затем и вся толпа.Никогда не замечали этого?Стадное чувство присутствует обязательно в каждом человеке,просто у кого-то в большей части у кого-то меньшей.
Выделяйтесь из толпы и занимайтесь тем,чем вам хочется и нравится заниматься,а не то,что положено всем людям)
Стадный инстинкт — Википедия
Стадный инстинкт — это механизм, лежащий в основе инстинкта самосохранения, применимый в равной степени, как к людям, так и к животным.
Стадный инстинкт показывает, как люди или животные в группе могут действовать коллективно, без централизованного руководства. Как отметил В. Троттер, в своей работе «The Instincts of the Herd in Peace and War», искать причины и производные стадного инстинкта бессмысленно, так как он первичен и не разрешим.
В природе зверям свойственен стадный образ жизни. В природе такое образование — это иерархическая структура, где своей персональной ролью обладает каждая особь [1] За функционирование данной структуры и отвечает стадный инстинкт, поддерживая указанную иерархию. Данный инстинкт является, по своей сути, генетическим фактором. Роли и ранги в стаде определяются, первоочередно, показателем физической силы, также значительную роль играет «наглость» особи. Именно «наглость», а не уверенность в себе или собственных силах, так как при столкновении с представителем иного, более высокого ранга, «наглость» исчезает, уступая заискиванию, раболепию и беспрекословному следованию указаниям. Подобное положение вещей нужно при осуществлении естественного отбора на основании одних лишь физических параметров (в подавляющем большинстве случаев – силы).
Отличия стадного поведения животного и человека[править | править код]
Суть стадного инстинкта для людей и животных общая, но между самим инстинктами стадности людей и зверей имеются существенные отличия[2]
- Стадные структуры людей имеют многоуровневую систему. «Сверхстадо» делится на стада порядком ниже, те на стада еще меньше, затем на локальные, подстада и так далее. Такая структурная иерархия имеет официальный и неофициальный характер.
- К официальной иерархии мы отнесем государственные союзы и альянсы, сами государства, области, города и т.д.
- Под ярлык неофициальной иерархии подпадает приверженность определенной религией, увлеченность конкретным «проповедником», поклонение конкретным поп-идолам, причисление себя к конкретным субкультурам.
- Расовые признаки (у животных априори заменены на причисление к иному стаду) «универсальны»: в зависимости от ситуации, по ним может происходить разделение как в рамках официальной, так и неофициальной иерархии.
- Стадные структуры людей могут не только противостоять друг другу (в животном мире не редки подобные случаи), но и мирно сосуществовать, а также, заключать союзы и соглашения, идти на временное или постоянное перемирие, разрывать эти союзы и начинать всё по новой.
- Количество особей, обладающих низким рангом среди людей, многократно превышает данный показатель по соотношению к показателю животного мира. В результате чего человеческие особи низкого ранга привыкли достаточно «лояльно» относиться к чужим, которые внушают им опасение или же открытый страх. Данное явление сейчас называют политкорректностью.
Сексуальные предрассудки и стадная фразеология. Сферы осмысления[править | править код]
Стадный инстинкт напрямую влияет и на механизмы полового отбора. В связи с этим, нет ничего странного, что множество сексуальных предрассудков и стереотипов у людей имеет корни, проросшие под влиянием стадного инстинкта.
Апофеоз стадного инстинкта заключается в том, чтобы особи с наиболее высоким рангом произвели на свет как можно большее потомство, разнеся по популяции полезные гены. Как результат, стадный человек просто не в состоянии принять факт, что можно не иметь стремления произвести собственное потомство.
Именно по этой причине сексуальность, изначально не имеющая целью воспроизведение потомства (гомосексуальность, педофилия, мастурбация и пр.), как и простое нежелание обзаводиться детьми, будет воспринято стадным человеком как неспособность к деторождению или зачатию по ряду медицинских причин: сюда можно отнести импотенцию, бесплодие, отсутствие спроса на особь.[3] Как результат – отсутствие стремления к продолжению рода, воспринимается стадным человеком как показатель низкого ранга.
На основании вышесказанного можно сделать следующий вывод: в стадном обществе сексуальная свобода нереальна.
Лебон Гюстав (Lebon Gustave) считал, что при сборе живых существ в определенном месте в множественном числе, без разницы, будет это животное стадо или толпа людей, непроизвольно они начнут ставить себя под авторитет главы. Толпа/группа/масса/скопление – послушная «субстанция», что без «господина» погибнет.[4] Он объяснял это жаждой подчинения тому, кто скажет, что он «хозяин».
В. Троттер (Wilfred Trotter) отметил у масс психические феномены от стадного инстинкта, которые присущи человеку так же, как и другим видам животных. Данная стадность является аналогией биологической многоклеточности, отображая желание всех существ стать частью одного мощного сверх организма. Особь несовершенна, когда она одна. Стадный инстинкт согласно Троттеру — нечто первичное, даже неразложимое[5]
Данное высказывание Троттера, о том, что человек является «стадным животным»[6] было позже изменено Фрейдом, который назвал человека «животным орды»[7] Но с большим правом, с еще большим, чем у других, можно высказаться против идей Троттера ,так как он ничтожно мало внимания отводил роли вождя в массах и группах. Суть и сущность толпы (стада) не может быть исследована, проанализирована и понята, если пренебречь данным аспектом (вождем). Стадный инстинкт по Троттеру вообще не оставляет места феномену руководителя, вождь только случайно привходит в стадо, и в связи с этим стоит тот факт, что из этого инстинкта нет пути к потребности в божестве; стаду недостает пастуха. Но, кроме того, изложение Троттера можно психологически опровергнуть, так как можно по меньшей мере сделать вероятным, что стадное влечение поддается разложению, что оно не является первичным в том смысле, как инстинкт самосохранения и половой инстинкт.
Высказывание Троттера, что человек — животное стадное, Фрейд исправляет в том смысле, что человек, скорее, «животное орды». По Фрейду, многие равные между собою, могущие идентифицироваться друг с другом, и один единственный, превосходящий их всех — такова ситуация, существующая в жизнеспособной массе. Отсюда и вытекает что человек — является скорее животным орды, участником орды, предводительствуемой своим повелителем/вождем.
- ↑ Мак-Дугалл «Введение в социальную психологию» (An Introduction to Social Psychology, 1908).
- ↑ Максименко В.А. Отличия животных и разумных. Анализ стадного поведения. М., 2015.
- ↑ Зигмунд Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. — 1920.
- ↑ Гюстав Лебон. Психология народов и масс. — Академический проект. — 2011.
- ↑ В.Троттер. Инстинкты стада во время войны и мира» (The Instincts of the Herd in Peace and War). — 1914; основан на статьях 1908–1909 гг..
- ↑ В.Троттер (Wilfred Trotter). «Инстинкты стада во время войны и мира» (The Instincts of the Herd in Peace and War). — 1914; основан на статьях 1908–1909 гг..
- ↑ Зигмунд фрейд. Психология масс и анализ человеческого «Я». — 1921.
- Гюстав Лебон. Психология народов и масс. — М.: Академический проект, 2011. — 238 с.
- Мак-Дугалл «Введение в социальную психологию» (An Introduction to Social Psychology, 1908)
- Максименко В.А. Отличия животных и разумных. Анализ стадного поведения. М., 2015.
- Уилфред Троттер (Wilfred Trotter, 1872–1939) «Инстинкты стада во время войны и мира» (The Instincts of the Herd in Peace and War, 1914; основан на статьях 1908–1909 гг.).
- Фрейд. З. По ту сторону принципа удовольствия. 1920.
- Фрейд. З. Психология масс и анализ человеческого «Я». 1921.
В настоящее время к подросткам принято относить детей 12-15 лет, причем период 11-12 лет определяется как препубертатный период, а 13-15 лет — как пубертатный. Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости всегда считался критическим, однако кризис этого возраста (пубертатный)значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он является самым острым и длительным. Связано это с сочетанным воздействием на подростка целого ряда соматических, психологических и социальных факторов. В основе бурных и подчас болезненно переживаемых соматических изменений организма подростка лежит интенсивная перестройка эндокринной системы, заканчивающаяся достижением половой зрелости. Помимо формирования вторичных половых признаков у подростков отмечается изменение взаимоотношений частей тела; туловище — еще детское при быстром развитии конечностей. Движения при этом становятся угловатыми и неуклюжими. Часто за бурным ростом тела (резкое увеличение мышечной массы и роста) не успевают внутренние органы, что приводит к развитию целого ряда функциональных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы. По принципу бинарности действия гормонов перестройка эндокринной системы не может протекать без соответствующих изменений в психике. В связи с этим в момент особенно резких эндокринных сдвигов у подростков отмечается выраженное психическое беспокойство, повышенный уровень тревожности. Пытаясь избавиться от этой тревожности, выплеснуть ее во вне, они часто вступают в конфликты, нередко отмечаются коллективные драки. Этим же объясняется повышенная склонность подростков к посещению массовых шумных рок-концертов, употребление наркотиков и алкоголя. Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, не связанные напрямую с перестройкой эндокринной системы. К таким изменениям следует отнести формирование нового самосознания с повышенным чувством собственного достоинства, собственных возможностей и способностей. Развиваются и более полно осознаются высокие чувства дружбы и любви, причем любовь отнюдь не обусловлена сексуальными потребностями, но напротив носит исключительно платонический, духовный характер. -429- В течение подросткового периода ломаются и перестраиваются многие прежние отношения ребенка к окружающему и самому себе, формируется та жизненная позиция, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь. Вступление во взрослую жизнь — не одномоментное событие, а длительный процесс, биологические и социальные стороны которого имеют свои силы, свой ритм и темпы развития. В связи с высокими, но не синхронными темпами физического и психического развития подростков у них возникает много таких потребностей, удовлетворить которые в условиях еще недостаточной социальной зрелости не всегда возможно. Поэтому депривация потребностей в подростковом возрасте наблюдается чаще и выражена значительно сильнее, чем в более младшем возрасте, и преодолеть ее из-за отсутствия синхронности в психическом и социальном развитии подростка очень трудно. Основным новообразованием подросткового возраста является формирование чувства взрослости, т.е. состояние, когда основная масса потребностей подростка ничем не отличается от таковых у взрослых. Однако при объективно наступающем взрослении социальная ситуация для него, как правило, не меняется — он остается учащимся и находится на иждивении у родителей, лишен ряда гражданских прав. Поэтому многие притязания приводят к неразрешимым трудностям, входят в конфликт с реальной действительностью. В этом и кроется основная психосоциальная причина кризиса подросткового возраста. Одним из самых заметных и важных проявлений психологической перестройки подростка является резкое изменение отношения со взрослыми, в частности с родителями. Происходит смена значимых лиц, и подростки во многих жизненных областях ориентируются исключительно на мнение сверстников, почти полностью игнорируя мнение родителей и окружающих взрослых. Как ни велико влияние родителей на формирование личности детей, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни ребенка. В период подросткового возраста претерпевают существенные изменения семейные отношения. Если в детские годы родитель воспринимался ребенком как источник эмоционального тепла и поддержки, как носитель власти и распределитель благ и наказаний, как старший друг и советчик, то в подростковом возрасте явно ослабевают эмоциональные связи родителей и ребенка. Подросток стремится освободиться от опеки. Расширение прав приводит к тому, что он не пассивно ожидает от родителей каких-либо благ, но наоборот активно предъявляет к родителям завышенные материаль- — 430 — ные требования. Если в детстве родитель часто выступает в качестве примера для подражания, то в подростковом периоде его достоинства критикуются, а недостатки выпячиваются. Однако, несмотря на заметное падение авторитета семьи в глазах подростка, она все же остается тем местом, где он чувствует себя уверенно и спокойно. И, если подростки предпочитают проводить досуг, развлекаться, делиться интимными переживаниями исключительно со сверстниками, то за советом в трудную минуту они обращаются к родителям. Психологический барьер между родителем и подростком объясняется не только возрастным эгоцентризмом и максимализмом подростка, но и абсолютной уверенностью в непогрешимости собственного опыта, невозможностью взглянуть на мир глазами подростка со стороны родителей. Известно, что подростки более объективно оценивают своих родителей, чем те своих детей. Следует отметить, что потребность в неформальном общении с родителями очень велика у подростков, но удовлетворяется она меньше чем наполовину. Так, только треть подростков удовлетворена общением с матерью и лишь каждый десятый — с отцом. Среди школьников, имеющих доверительные отношения с родителями, устойчивую самооценку дают подавляющее большинство из них, а среди тех, у кого общение жестко регламентировано, — только четверть. Помимо родителей, другими значимыми взрослыми в жизни подростка являются учителя. Следует признать, что в последнее время работа учителя заметно усложнилась, причем особенно трудно иметь дело со старшеклассниками. Объясняется это тем, что предъявляемые требования и к учителям, и к подросткам носят довольно противоречивый характер. Статус современного подростка-школьника неоднозначен. С одной стороны, положение старшего накладывает на подростка дополнительную ответственность, перед ним ставят более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Внутренняя позиция ученика по отношению к школе складывается из его отношения к ней как учреждению, к процессу обучения и знаниям, к учителям, к соученикам, и вот здесь следует отметить, что в отличие от старшеклассников установка подростков менее дифференцирована и сводится к тому, что они просто «любят» или «не любят» школу. Ведущей деятельностью подростка остается учение. По сравнению с младшими школьниками мотивы этой деятельности преоб- -431- разовываются. Если в 1-2 классах ребенок еще не осознает самого содержания учебы и ориентируется главным образом на отметку, за которой для него стоит определенное отношение учителя, то для подростка учение становится прежде всего средством завоевать престиж у сверстников, заслужить репутацию хорошего ученика, хотя можно заметить, что репутация хорошего ученика далеко не всегда способствует завоеванию авторитета, если не наоборот. К подростковому возрасту значительно более сложными и дифференцированными становятся отношения с учителями, что и составляет одну из причин школьной дезадаптации подростков. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд функций: замена родителей, власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями; авторитетный источник знаний в определенной области, старший товарищ и друг. Младший школьник не различает этих функций, воспринимая учителя в целом и оценивая по тем же критериям, что и родителей. С возрастом положение меняется. Подросток уже не видит в учителе воплощение отца и матери. Учительская власть так же невелика — он даже не может отстранить нерадивого ученика от посещения занятий. Подросток начинает предъявлять с соответствующим ему максимализмом ряд требований к учителю. Так в образе «идеального учителя» на, первый план выходят его индивидуальные качества — способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность. На втором месте стоит профессиональная компетентность, уровень знаний и качество преподавания, на третьем — умение справедливо распоряжаться властью. Естественно, далеко не все учителя обладают гармоничной совокупностью этих качеств, отсюда дифференциация учителей и самих отношений с ними, возникновение всевозможных конфликтов, зачастую приводящих подростков к упорному нежеланию посещать школу. С другой стороны, нередки случаи привязанности к любимому учителю в форме страстного увлечения и безоглядной преданности. Но таких привязанностей не может быть много, у большинства подростков тесная эмоциональная связь существует с одним-двумя учителями, причем с возрастом эти отношения становятся все более избирательными. Главным препятствием, мешающим взаимопониманию ученика и учителя, является абсолютизация ролевых отношений, наивно-бюрократическая «школа» и «учебоцентризм», за которыми кроется низкий уровень подготовки педагогов, нежелание, а порой и страх увидеть в своих учениках личности. И здесь следует напомнить, что личностный подход — не просто учет индивидуальных особеннос- -432- тей учащихся. Это последовательное, искреннее всегда и во всем отношение к ученику как к личности, как к ответственному и самостоятельному человеку. И, вероятно, уместно будет вспомнить древнее изречение Ксенофонта, который в своих «Воспоминаниях о Сократе» сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». Одна из главных тенденций переходного возраста — переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей довольно рано, а с возрастом усиливается. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым. Общение со сверстниками представляет очень важный специфический канал информации, по которому подростки узнают многие необходимые вещи, не сообщаемые им взрослыми. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников. К тому же, общение подростков — это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые предпосылки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. И, наконец, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Психология общения в подростковом периоде и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и потребности в принадлежности, включенности в какую-нибудь группу или общность. Чувство одиночества, неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности. Некоторые психологи склонны даже считать общение ведущей деятельностью подросткового и юношеского возраста. Напряженная потребность в общении превращается у многих ребят в непреодолимое «стадное чувство»: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если своей нет — какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков. -433- Типичная черта подростковых групп — чрезвычайно высокая конформность. С яростью отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно не критически относятся к мнению собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее диффузное «Я» нуждается в сильном «МЫ», которое в свою очередь утверждается в противоположность каким-то «ОНИ». Страстное желание быть как все (а «все» — это исключительно «свои») распространяется и на одежду, и на вкусы, и на стиль поведения. Такое противоречие, когда индивидуальность утверждается через единообразие, часто становится источником юношеской тревожности. Тем не менее это единообразие тщательно поддерживается, и тому, кто рискует бросить вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести. Врачам, в особенности педиатрам важно знать особенности подросткового возраста не только в плане психологических и социальных подходов, но и в плане подростковой психиатрии. Здесь необходимо обратить внимание на определенные формы типичных поведенческих реакций подростков на ту или иную социальную ситуацию, еще не являющихся патологическими, но иногда таящими в себе опасность перерастания в «краевые психопатии». К вышеупомянутым реакциям принято относить реакции оппозиции, имитации, компенсации, гиперкомпенсации, эмансипации, группирования и некоторые другие реакции, обусловленные формирующимся половым влечением. Реакция «оппозиции»— это активный протест, ее причиной могут быть слишком высокие требования, предъявляемые к подростку, непосильные нагрузки, утраты, недостаток внимания со стороны взрослых. Возникая в детстве, оппозиция усиливается в подростковом возрасте. Реакция «имитации»проявляется в стремлении подражать определенному образцу, модель которого диктуется, как правило, компанией сверстников. Реакция может быть причиной нарушения поведения, если образец для подражания — асоциальный. Реакция «гиперкомпенсации»выражается в настойчивом стремлении подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб; неудачи в некоторых случаях заканчиваются нервным срывом. Реакция «эмансипации»проявляется в стремлении освободиться от опеки, контроля и покровительства старших. Она распространяется и на порядки, законы и «стандарты» взрослых. Потребность в -434- эмансипации связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение себя как личности. В повседневном поведении это — стремление сделать все «по-своему», в крайних вариантах — уходы и побеги из дома. Реакция «группирования» — филогенетический стадный инстинкт. Группы в среде подростков возникают и функционируют по своим, еще недостаточно изученным социально-психологическим законам, среди которых наибольшую опасность представляет так называемая «автономная мораль», не совпадающая с требованиями родителей, школы, законов. Особенна сильна она у несовершеннолетних правонарушителей и преступников. Именно группа становится регулятором поведения для педагогически запущенных подростков. Особенно легко объединяются в группы наркоманы, социально распущенные, неустойчивые подростки, имеющие опыт асоциального поведения. Юношеские группы и их соперничество — всеобщий факт человеческой истории. В первобытном обществе существовали специальные мужские союзы, в феодальном — так называемые «королевства шутов», в деревнях «левобережные» враждовали, когда условно, когда всерьез с «правобережными». В городе возникали «клики», «шайки», «ганги». В послевоенном Ленинграде одно время происходили суровые стычки между ребятами с Петроградской и Выборгской стороны.. Явление это многоуровневое. Самый глубинный, универсальный его пласт — противопоставление «МЫ» и «ОНИ» по территориальному принципу — существует практически везде. Однако ослабление влияния семьи, особенно отцовского начала, повышает степень идентификации мальчика-подростка с группой, создавая так называемый «эффект стаи». Существующие периферийные группы и течения чрезвычайно разнообразны. Это футбольные болельщики — «фанаты», поклонники «тяжелого рока» — «металлисты», «рокеры» — любители ли- хой езды на мотоциклах, различные «фэны» — поклонники эстрадных кумиров, экзотические панки, «митьки», всевозможные «фу-фаечники», «ватники», «системщики» и т.д. За последние годы существенно расширилась мотивация таких групп: если раньше это преимущественно были группы общения, то теперь в них представлены разные мотивы участия. Увеличилась доля групп, имеющих общепризнанных лидеров. Что же касается идеологической направленности, то здесь тенденции явно противоречивы. С одной стороны, увеличилось число явно или потенциаль- -435- но антиобщественных групп, с другой стороны, все больше групп хотят или готовы получить официальный статус и сотрудничать с властями. Юношеская субкультура не является чем-то независимым, цельным и законченным. Ее содержание всегда производно от культуры взрослых и большею частью вторично по отношению к ней. Она весьма неоднородна, включая в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Она текуча и изменчива, но в то же время реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей, норм поведения, определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида, чувство групповой общности и солидарности, характерную манеру поведения, жаргон, ритуалы. В юношеских увлечениях проявляется и реализуется очень важное для формирования личности чувство принадлежности: чтобы быть вполне «своим», нужно и выглядеть «как все» и разделять общие увлечения. Мода для подростка — это средство самовыражения, где он всячески подчеркивает свое отличие от «взрослого», даже мода становится средством коммуникации и идентификации. Наконец, это способ приобретения статуса в своей среде: поскольку нормы и ценности юношеской субкультуры являются групповыми, овладение ими (например, умение разбираться в хоккее или поп-музыке) становится обязательным и служит способом самоутверждения. Наряду с мощным потенциалом обновления, юношеская субкультура имеет и свои опасности. Обособление мира подростков от взрослых порождает культурный и социальный провинциализм, психологию гетто, обитатели которого живут исключительно частными, локальными интересами. При отсутствии высоких социально-нравственных стимулов групповая солидарность может цементироваться только образом общего врага, каковыми являются все «ОНИ». Таким образом, чрезвычайная сложность и противоречивость отношений подростков в коллективе объясняется, с одной стороны, сложным, неустойчивым, постоянно меняющимся характером самих подростков, с другой стороны, влиянием крайне многообразной и богатой жизни взрослых, которую и пытаются копировать, моделировать подростки в своих коллективах. Развитие самосознания является одним из центральных психических процессов переходного возраста. Противоречивость положе- -436- ния, изменение структуры социальных ролей и уровня притязаний подростка приводят к тому, что он впервые начинает обращать внимание на свой внутренний мир, пытаясь ответить на вопросы: «Кто Я?!, «Кем Я стану?», «Каким Я хочу и должен быть?». Именно с появлением новых вопросов к себе и о себе связана перестройка самосознания. Несмотря на то, что для подростка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, он все больше начинает задумываться о своих собственных чувствах и мыслях, анализировать внутреннее состояние других людей. Впервые осознается своя непохожесть на других, и именно в этом возрасте человек впервые сталкивается с таким важным и таинственным психологическим состоянием, как одиночество. Не менее важным и сложным является осознание своей преемственности, устойчивости своей личности во времени. Если для ребенка из всех измерений времени самым важным, а подчас и единственным, является настоящее, «сейчас», то у подростка положение меняется: ускоряется субъективное течение времени, появляется ощущение важности ближайшей перспективы, хотя в целом восприятие времени остается еще дискретным и ограничено во многом непосредственным прошлым и настоящим. Следует отметить, что переходный возраст, особенно 12-14 лет, сопровождается значительными изменениями в содержании и структуре Я-концепции. У подростков заметно усиливаются склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», несколько снижается общее самоуважение и существенно меняется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, чем детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и они чаще испытывают депрессивные состояния. Сами юноши и девушки прежде всего воспринимают период «трудного возраста» как период физических перемен, становления психосексуальной идентификации. В переходном возрасте люди чаще, чем когда бы то ни было, становятся жертвами синдрома дисморфомании (бред физического недостатка), уделяя большое внимание своей внешности. Таким образом, в подростковом возрасте у человека начинает активно формироваться самосознание, начинается становление образа «Я», который уже окончательно утверждается в раннем юношестве. -437- Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: |
Почему у людей появляется стадное чувство?: 2academy — LiveJournal
(источник)faq
Социолог Александр Филиппов о законе 5 процентов, закате массы и боязни соприкосновения с чужим
31.12.2013
Совместно с сайтом «LookAtMe» мы запустили спецпроект, в котором просим наших ученых ответить на довольно простые, на первый взгляд, но спорные вопросы читателей. Для вас мы выбрали самые интересные ответы экспертов ПостНауки.
Выражение «стадное чувство» — образное, а не научное. Оно, строго говоря, само по себе носит исчерпывающий характер. Если мы хотим сказать, что люди ведут себя подобно животным в стаде, мы говорим, что у них — стадное чувство. Это надо понимать так, что если бы у них не было стадного чувства, они вели бы себя иначе и меньше походили на животных в стаде. Всякий, кто потрудится набрать словосочетание «стадное чувство» в поисковой машине интернета, мигом найдёт один и тот же текст про «закон 5 процентов», размещённый на десятках сайтов и во множестве блогов. Это свидетельствует о том, что эмпирически закон действует: сетевое стадо ведёт себя, как стадо, повторяя рассказы о стаде. На этом, собственно, можно было бы и закончить, однако некоторые неясности остаются.
Прежде всего, мы недостаточно хорошо знаем, во всяком случае в терминах социальной науки, подчиняются ли животные в стадах тому же самому стадному чувству, которое мы предполагаем у людей. Конечно, удивительных случаев синхронизации можно найти немало. Несколько лет назад один мой коллега по ЦФС задумал целое исследование по ритмической синхронизации аплодисментов. Но речь не шла о стадном чувстве: животные не устраивают оваций. Однако не это самое трудное. Скверно то, что «стадное чувство» может оказаться и квалифицирующим признаком, и объяснительным принципом.
Представим себе некоторое количество находящихся вместе и совместно действующих людей. Я говорю «действующих», потому что наблюдать мы можем лишь действия, а о переживаниях и чувствах, им сопутствующих, лишь догадываться. Итак, мы видим людей вместе, но всякий ли раз это «стадо»? Сто человек, сидящих в кинозале или зале ожидания на вокзале, — это стадо? А те же сто человек, разместившихся в салоне самолета? — Нет? — А если самолет трясёт и они охвачены ужасом? А если они благополучно приземлились, но толпятся у выхода, не слушая увещеваний персонала? А как быть с митингами, которые в наше время привлекли такое внимание? Бывает ли у тех, кто принимает в них участие, стадное чувство? — Боюсь, ответ на этот последний вопрос зависит от политической позиции наблюдателя, готового отрицать за теми, кто ему неприятен, способность рефлексии, интеллект и гражданское сознание.
Именно применительно к массе было соблазнительно говорить о стадном чувстве, но схема не складывалась. Дело в том, что «стадный» по отношению к интеллекту — это не просто «животный» по отношению к человеческому, но и эволюционно более низкий по отношению к более высокому. А раз так, то требовался отказ от эволюционизма, то есть от представления о том, что историческое развитие идёт по восходящей, ко все большей рациональности индивидов. Но если такое представление о линейной эволюции не годится, тогда и понимание «стадного», как более низкого и осуждаемого, тоже трудно удержать как оценочное суждение. А если стать на точку зрения «перехода к массовому обществу», тогда в ряде случаев будет уместно говорить (как Эрнс Юнгер в начале 1930-х годов) о закате массы.
Можно ли усмотреть тем не менее какой-то смысл в рассуждениях о стаде? — Видимо, да. Например, Элиас Канетти в знаменитой книге «Масса и власть» сделал по этому поводу много важных замечаний. Я процитирую несколько из них. Вот первое: «Стремление людей умножаться всегда было сильным. Не стоит, однако, понимать под этим словом простое желание плодиться. Люди хотели, чтоб их было больше теперь, в данном конкретном месте, в этот самый момент. Многочисленность стад, на которых они охотились, и желание множить собственное число своеобразно переплетались в их душе. Своё чувство они выражали в определённом состоянии общего возбуждения, которое я называю ритмической или конвульсивной массой». Дальше Канетти поясняет это на примере движений в общем танце: «Но каким образом они компенсируют недостаток численности? Тут особенно важно, что каждый из них делает то же, что и другие, каждый топает так же, как и другой, каждый машет руками, каждый совершает одни и те же движения головой. Эта равноценность участников как бы разветвляется на равноценность членов каждого. Всё, что только в человеке подвижно, обретает особую жизнь — каждая нога, каждая рука живет сама по себе. Отдельные члены сводятся к общему знаменателю».
Время начала и само наличие зрителей на местах. Опоздавших встречают с лёгкой враждебностью. Как упорядоченное стадо, люди сидят тихо и бесконечно терпеливо. Но каждый хорошо сознаёт своё отдельное существование; он сосчитал и отметил, кто сидит рядом. Перед началом представления он спокойно наблюдает ряды собравшихся голов: они вызывают у него приятное, но ненавязчивое чувство плотности. Равенство зрителей состоит, собственно, лишь в том, что все получают со сцены одно и то же». (Цитаты даны в переводе Л. Г. Ионина: Канетти Э. Масса и власть. М.: Ad Marginem, 1997, по сетевой версии). Описательная точность не должна скрыть от нас объяснительную сложность. Соприсутствие множества принципиально одинаковых, в данном случае тел, переход от боязни соприкосновения с чужим к некоторому телесному самоотождествлению с другими, ритмика движения и покой совместности позволяют говорить о текущих и предсказуемых характеристиках этого собрания как о стаде. Именно так и устроена логическая конструкция происходящих здесь событий для наблюдателя. Но вопрос о чувстве при этом остаётся по-прежнему открытым. Что касается меня, я бы и само слово «стадо» употреблял с осторожностью, а уж сочетание «стадное чувство» не использовал совсем.
Александр Филиппов
доктор социологических наук, руководитель Центра фундаментальной социологии ВШЭ, главный редактор журнала «Социологическое обозрение», специалист по истории социологии
.
[Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:]________________________________________Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:
2 Академия, Марсианский трактор, Мир Полдня, Школа Полдня, ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ. 3geo +оЗадачник:
субъект «умный» очень легко поддаётся «магии толпы»
Экранизация проекта по использованию лунного ракетного топлива для вывода грузов с Земли и Марса
Картинка из будущего трансгуманизма от трансгуманиста
Оптическая иллюзия с восемью тираннозаврами
Основные положения теории четырёхмерного строения атома
«Точка G» мировой экономики
Шифрование в условиях древности
воспитание и психология подростка. Проблемы подросткового возраста.
Еще недавно вы ощущали себя одним целым с ребенком, а сегодня осознаете полное непонимание, и все только потому, что ваш ребенок достиг подросткового возраста. Большинство родителей пытается переделать подростков, достучаться, воспитать, другая часть смиряется с отчужденностью и занимает выжидательную позицию. Но давайте постараемся понять собственных детей.
Что происходит с подростками
Отношения родителей и детей напоминают революцию. Известная всем революционная формула, что «верхи не хотят, а низы не могут» имеет прямое отношение. Низы (подростки) не могут жить как раньше, в их жизни все меняется, а верхи (взрослые) не хотят жить по-новому, так как не готовы принять собственного ребенка как равного себе. Одни по-прежнему хотят руководить, но другие уже не поддаются руководству.
Причины конфликтов не в конкретных ситуациях, а в целом ряде изменений в физиологии и психике ребенка. Подростки – не дети и не взрослые. Они отличаются от родителей и самих себя, какими они были всего год назад.
Физиологические изменения
Тинейджеры даже не догадываются, что происходит с их организмом:
1. Резкое неравномерное развитие костно-мышечной системы. Костная система начинает активно развиваться, а мышечная отстает от этого темпа. Подростки резко «вытягиваются», становятся угловатыми, меняются внешне.
Следствие: дисгармония в координации движений. Подростки не успевают привыкать к собственным мышечным ощущениям. Привычные движения дают другие результаты. Дети становятся неуклюжими, постоянно роняют предметы, ударяются о косяки дверей и углы мебели. При этом они часто даже не успевают запоминать причины шишек и синяков на собственном теле.
2. Несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы. Тело растет быстро, с такой же скоростью растет сердце, а внутренние органы и кровеносные сосуды не успевают за темпом.
Следствие: скачки кровяного давления, головокружение, неприятные ощущения в области сердца, тошнота.
3. Половое созревание. Процесс сопровождается внешними изменениями (рост и болезненность молочных желез, изменение фигуры) и внутренними (перестройка нервной системы, гормональные взрывы).
Следствие: повышенная возбудимость, ранимость, раздражительность, резкость, нарушение сна, изменение вкусовых предпочтений, влечение к противоположному полу.
Неуклюжие непропорциональные подростки не виноваты в том, что постоянно все роняют, набивают синяки и шишки, плачут и смеются без причины, остро реагируют на любые слова, переживают из-за своей внешности, часто болеют. У них может резко меняться давление, они испытывают тревогу по поводу учащенного сердцебиения и тошноты, но переживают все в себе.
Быть родителем подростка — довольно экстремальный опыт. Подростковый возраст не зря считается трудным: ребенок чудит и конфликтует, родители нервничают и тревожатся, сложно всем. Как сохранить мир и хорошие отношения с сыном или дочкой в это непростое время? Узнать подробнее |
Психологические особенности
Физиология и психология неразрывны. И вслед за физиологическими изменениями непременно появляются психологические новообразования:
1. Стремление к взрослости. Подросток испытывает потребность к переходу в мир взрослых, однако в качестве ориентиров берутся внешние признаки взрослости: курение, употребление спиртных напитков, самостоятельный выбор одежды, деятельности, жизненных целей.
2. Потребность в самоутверждении. Тинейджеры ищут себя: меняют стиль одежды, увлечения, круг общения. Им трудно определить истинные ценности, так как приоритет сдвинут в сторону признания сверстников, дети часто совершают ошибки, считая свои поступки правильными. Самоутверждение приводит к формированию самооценки, которая не всегда бывает адекватной, так как основана не на реальности, а на оценке сверстников.
3. Потребность в общении. Ведущим видом деятельности для подростка является общение. У современных подростков поменялась его форма: мессенджеры, онлайн-игры, соцсети. Он не может оторваться от телефона, так как там целый мир интересов, оценок, комментариев.
А надо ли вообще отвлекать, — спросите вы? Справедливо! Ведь это «современный мир – современные дети», говорит мне одна мама. «Им нужно уметь пользоваться всеми этими технологиями, не нужно им запрещать!», — говорит другая. Совершенно верно. Не стоит изолировать их от смартфонов и планшетов. Однако необходимо грамотно регулировать этот процесс. Узнать подробнее |
4. Готовность к любым видам деятельности. Подростки бесстрашны и готовы к любым поступкам. Они действительно не осознают последствий, так как не способны дальновидно мыслить. Их двигатель – эмоции; девиз – здесь и сейчас. Дети стремятся освоить автомобиль, гитару, поднимают тяжелые штанги – и все это одновременно. Взрослые не понимают подобных действий, их пугает легкость смены увлечений и отсутствие страха. Подростки ищут эмоций и то, что может им это дать. К сожалению, поиск себя ставит учебу на второй план, а то и на третий.
5. Потребность в идеале. Долгое время дети хотели быть похожими на маму или папу. Подростки начинают оценивать своих родителей не с позиции любви и старания, а с позиции успешности. Поиск идеала смещается в сторону звезд кино и эстрады, культовых предводителей, известных людей. В пубертатный период легко убедить в неправильности мыслей и действий, если таковые не приносят успеха. Поэтому подростки легко попадают под влияние сект, группировок, неформальных объединений.
6. Потребность в любви. Речь идет о влюбленности. Взрыв гормонов, половое созревание – все это приводит к готовности подростка к любви. Правда, предмет любви не всегда стоящий. Иногда подростки откликаются на чью-то симпатию, принимая за высокое чувство банальное влечение.
Есть контакт?
Противоречия между взрослыми и детьми накапливаются как снежный ком, и однажды все может развалиться.
Подростки совершенно другие. Они отличаются от взрослых полностью. Представьте, что перед вами инопланетяне: существа с тонкой психикой, нестабильной физиологией и больной самооценкой, готовые к любым видам деятельности и любви. Их давление скачет, сердце стучит с неистовой силой, голова кружится. А еще они признают мнение только себе подобных – сверстников.
Согласитесь, что вступить в контакт с такими существами очень сложно. Но возможно, если понимать всю сложность существования наших детей, когда внутри них самих бушуют бури и страсти.
Научитесь понимать подростков, рассматривайте их поступки через призму физиологии и психологии, принимайте своих детей такими, какие они есть.
Фото: www.pexels.com