С волейболом по жизни
С волейболом по жизни
Волейбол в нашем районе — один из любимых видов спорта. Им с удовольствием занимаются многие жители. Соревнования по волейболу самых разных уровней всегда собирают у нас не только много участников, но и зрителей. А о популярности Первенства на кубок Главы района и говорить не приходится. Оно проходит уже несколько лет подряд, с каждым годом собирая все больше поклонников этой игры.
Настоящим фанатом волейбола можно назвать Владимира Михайловича Будкова — тренера по волейболу команды Солдат-ской средней школы. Вся его жизнь связана с этим видом спорта. Еще обучаясь в Горшеченской средней школе, он был активным волейболистом, выступавшим за школу и район. После ее окончания, поступив в медицинский институт, продолжил заниматься любимым видом спорта. Несмотря на сложную учебу, время для волейбола всегда находилось. И не зря Владимир Михайлович долго и упорно тренировался — уже на 1 курсе он попал в основной состав команды института. А к 4 курсу, активно участвуя в соревнованиях, стал одним из лучших игроков. На 5 курсе его уже привлекали играть в волейбол за сборную области. Он ездил на соревнования в разные города СССР. Окончив институт, Владимир Михайлович работал в Старом Осколе.
Владимир Михайлович тренирует школьную команду в селе Солдатское, где он работает. Он смог заинтересовать ребят волейболом: уже 4 года они с интересом и азартом занимаются под его руководством.
Как говорит сам Владимир Михайлович, волейбол должен быть захватывающим, поэтому своим ученикам он стремится привить темповую игру, чтобы смотреть было интересно. А для того, чтобы победить, у участников команды всегда должна стоять определенная цель.
Впрочем, Владимир Михайлович увлек волейболом не только школьников, но и коллег, односельчан. Например, не так давно в Горшеченскую ЦРБ пришел работать молодой специалист А.С. Пилюгин. Узнав, что он увлекается волейболом, тренер пригласил и его на тренировки. Сейчас он тоже активно занимается.
У Владимира Михайловича есть мечта — он хочет создать женскую школьную команду по волейболу.
Думаем, у такого искренне увлеченного спортом человека это непременно получится. И еще не раз мы услышим о победах волейбольных команд Солдатской СОШ.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВОЛЕЙБОЛЕ | РЕКОРДЫ В ВОЛЕЙБОЛЕ
Интересные факты о волейболеСуществует множество разновидностей волейбола, ответвляющихся от основного вида спорта. Это – мини-волейбол, пляжный волейбол, парковый волейбол, кертнбол, пионербол. В кертболе, в отличие от обычного волейбола, сетка заменяется сплошной тканью, что понижает видимость соперника.
Международная федерация волейбола является самой многочисленной спортивной организацией. В ее состав входит 218 стран.
По многочисленным проведенным опросам на бытовой уровне волейболом увлекается порядка 1 миллиарда жителей земли.
Рекордное число болельщиков пришло на матч между сборными Бразилии и СССР. За товарищеской игрой наблюдало 100 000 зрителей.
Волейбольный стадионВ классическом волейболе правила запрещают проведение игры при температуре выше 25 градусов, а вот в пляжном таких ограничений нет.
Организатором одного из первых турниров по волейболу в Лос-Анжелесе являлась компания Pepsi, которая в качестве главного приза дарила ящик своей продукции.
Волейбольный мяч, в который играл герой фильма Изгой на аукционе продали за 18 400 долларов.
На Олимпийских играх 1894 года бразильские волейболисты весьма эффективно использовали подачу мяча в прыжке. Благодаря этому приему мужская сборная Бразилии заняла тогда призовое второе место. С этих пор подача в прыжке стала пользоваться большой популярностью и основательно прижилась в волейболе.
Волейбол — единственная спортивная игра в мире, где играют не на время, а на результат.
Скорость мяча, который бросил профессиональный волейболист, может достигать 130 километров в час.
РЕКОРДЫ В ВОЛЕЙБОЛЕ
Самый крупный счёт в волейбольной партии по новой системе подсчёта очков — 25:1 — был зафиксирован 13 июня 2009 года в первом и втором сетах матча отборочного турнира женского чемпионата мира в Накхонпатхоме между сборными Таиланда и Бангладеш — 25:1, 25:1, 25:3. Счёт 25:0 в партии впервые был зафиксирован на клубном уровне 13 октября 2009 года в Улан-Удэ в матче чемпионата России среди команд высшей лиги «А» между «Хара Морином» и читинской «Забайкалкой». Результат игры — 3:0 (25:12, 25:0, 25:16).
Рекорд по наибольшей продолжительности партии по новым правилам установили в 2013 году в рамках мужского чемпионата Южной Кореи «Кореан Айр Джамбос» (Инчхон) и «Раш энд Кэш» (Ансан) — третий сет этого матча длился 48 минут и завершился со счётом 56:54 в пользу «Джамбос».
Мировым рекордом по результативности обладает кубинский диагональный Леонардо Лейва, который в матче между южнокорейским клубом «Самсунг Файр Блюфэнгс» и японским «Сакаи Блэйзерс» набрал 59 очков (57 в атаке при реализации 64 %, 1 на блоке и 1 эйс). У женщин последний рекорд также был установлен в Южной Корее болгаркой Елицей Василевой, набравшей в матче национального чемпионата 57 очков.
Самым титулованным волейболистом в олимпийском спорте является Карч Кирай. Американец является обладателем двух золотых медалей в классическом волейболе и одной в пляжном.
Рекомендуем для просмотра видео «Самая сильная подача в волейболе».
САМАЯ СИЛЬНАЯ ПОДАЧА В ВОЛЕЙБОЛЕ
Статьи по теме:
ИСТОРИЯ ВОЛЕЙБОЛА. ВОЛЕЙБОЛ — ЭТО КРАСИВО. ВИДЕО
ПРАВИЛА ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ВОЛЕЙБОЛА 2016 г.
ЭКИПИРОВКА ДЛЯ ВОЛЕЙБОЛА. КАК ТЕЙПИРОВАТЬ ПАЛЬЦЫ. ВИДЕО
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Мой мир
О тактике игры пасующего в волейболе — Волейбол — Каталог статей
Поначалу я хотел написать о связующих лишь для тех, кто в этом уже хоть немного разбирается. Поделиться, так сказать, собственным опытом. Однако потом меня посетила простая, но здравая мысль: что, если эти материалы будут читать те, кто еще ничего не знает о волейболе или только начинает в него играть? Поэтому я решил добавить о связующих кое-что еще, чтобы это было понятно совсем непросвещенным.
Кто такой связующий?
Их называют по-разному: связующие, пасующие, разводящие, плеймейкеры… До сих пор считается, что адекватного названия для четкого определения амплуа этого игрока не найдено. Разбирая роль связок в разных командах можно предположить, что это во многом происходит из-за того, что роль таких игроков зависит еще и от стиля игры команды, в которой они играют.
В дальнейшем я буду называть игрока этого амплуа связующим, или связкой, поскольку такое название более полно отражает роль этого игрока. По крайней мере — в моем понимании. Впрочем, это не исключает иных толкований функций связующего: как я уже говорил, это во многом определяется стилем и манерой игры команды.
Чем это название отличается от других?
Название «пасующий» — это всего лишь тот, кто пасует. Его задача — отдать удобный пас под нападающий удар. Это название как бы подчеркивает техническую сторону данного амплуа. Название «разводящий» — несет тактический оттенок: предполагает «разведение» нападающего своей команды и блока противника в процессе игры. Названия «плеймейкер» или «диспетчер» более приняты футболе или баскетболе. Я уж не говорю о таких экзотических специализациях как «квортербек» или «питчер». Значение связки в волейболе неизмеримо выше, чем, к примеру, плеймейкера в футболе. Связующий — это и то, и другое, и третье. Команда не может играть без связующего также как суставное сочленение не может работать без связок. Эта аналогия, конечно же, не более чем иллюстрация (в стиле комикса), но все-таки она кое-что уже проясняет. В каком-то смысле связующего можно назвать и «серым кардиналом» волейбола, который делает игру, чаще всего, оставаясь при этом в тени.
Так в чем же дело?
Все дело в том, что классический волейбол — игра в некотором смысле исключительная, не имеющая более аналогов в мире спорта. В волейболе необычайно высоко значение психологической и духовной составляющей личности. В особенности это касается личности связующего, который должен соединять в себе не только виртуозную технику и незаурядное тактическое мышление (высокий игровой интеллект), но и также сниженную чувствительность к внешним воздействиям отрицательного характера.
Последнее обстоятельство делает его полной противоположностью нападающим, чувствительность которых очень высока и все время требует, если так можно выразиться, положительной психологической подкачки.
Я мог бы значительно более детально разобрать личные качества связующего — а это само по себе необычайно интересно (впрочем, то же можно сказать и о личности нападающих и защитников), однако это не входит в задачи данной статьи.
Задачи связки
Если вернуться непосредственно к игре в волейбол, то формально связка — это тот, кто обычно отдает второй пас, после которого и следует атака. В этом смысле он как бы связывает защиту и нападение. В командах с сильным нападением связующий чаще всего просто подносчик снарядов. Однако я считаю такое отношение к роли связующего неправильным по своей сути.
На мой взгляд у связки три основные задачи:
тактическая — проводить тактические задачи команды «в жизнь», менять тактику команды в зависимости от противодействия соперника;
психологическая — поддерживать благоприятную обстановку в команде, предупреждать и ликвидировать критические моменты в процессе игры.
Связка и команда
Игровое лицо команды во многом определяется манерой игры связки. Манера же игры связки — это, как правило, неповторимое сочетание индивидуальных свойств игровой и человеческой личности связующего. И чем более оригинально это сочетание, тем более непохожей на другие может сложиться, в конечном итоге, команда.
Как стать связующим?
Если у команды, в которой вы играете, есть большое желание играть, но нет сколько-нибудь опытного связующего, то у вас есть все шансы стать игроком, которому команда «доверит» пасовать. Особенно если вы играете хуже других. Или неумело бьете по мячу.
В начинающих командах чаще всего связующих так и выбирают. Все хотят бить по мячу, но никто не хочет защищаться, блокировать или пасовать. Поэтому связкой назначают, как правило, того, кто плохо бьет.
Это в корне неправильно. Правильнее будет, если функции пасующего возьмет на себя наиболее опытный и техничный игрок. Поскольку с удобного паса легче ударить неумелому нападающему, чем с неудобного паса — умелому (конечно, если только он — не мастер экстракласса, который может хорошо ударить практически по любому мячу, поднявшемуся над сеткой). Правильно «подвешенный» мяч сам притягивает руку. Если верно организовать игру, то команда даже с относительно слабым нападением сможет успешно сражаться с более сильными командами. Разумеется, при условии, что те не имеют хорошей связки.
Если в футболе и хоккее вратарь это полкоманды, то связка в волейболе — это три четверти команды. А иногда и больше.
Как разглядеть будущего связующего?
Настоящую связку всегда можно распознать по особому «кружавчатому» пасу. Когда пасует прирожденный пасующий, создается впечатление, что мяч немного светится и летит как-то по-особому. Можно даже предположить, что связующий, подержав мяч в руках это короткое мгновение, «заряжает» мяч, как экстрасенс — воду. Ударить по такому мячу — подлинное удовольствие. И зрителю это также хорошо заметно.
Расположение связки
Большинство связующих располагается во 2-м номере или между 2-м и 3-м номерами. Это место удобно как для самой связки (он находится практически в углу площадки и видит всех своих партнеров), так и для нападающих, поскольку наиболее сильный нападающий играет, как правило, в 4-м номере. Связующему не следует слишком прижиматься к боковой линии: это будет препятствовать атаке из-за его спины из 2-го или 1-го номеров.
Теперь о том же, но более подробно
Чтобы лучше постичь смысл амплуа связующего, разобьем игру на отдельные составляющие и проанализируем их с точки зрения связующего.
В принципе, волейбол — игра простая. Если не сказать: очень простая. По крайней мере — если взглянуть на нее формально. Она включает в себя минимум четыре хода: 1) подача, 2) прием, 3) пас на атаку, 4) атака.
Такова эта игра в идеале. Если следовать подобной логике, то принимающая сторона всегда должна выигрывать. К счастью, идеального волейбола не существует. Иначе в него было бы не интересно играть.
В волейбол играют обычные люди. Причем, с обеих сторон от сетки. Эти люди имеют свойство ошибаться. Причем гораздо чаще, чем этого хочется, если они играют с «этой» стороны площадки и гораздо реже, если — с «той». Об этом связующему никогда не следует забывать.
Поэтому к вышеупомянутым 4-м элементам необходимо добавить также еще и пятый: доигровку. Думаю, не слишком ошибусь, если скажу, что этот элемент не только наиболее трудный, но и наиболее интересный.
Действия связки при «доводке»
Связующий может выбрать одно из трех продолжений: пасовать, скидывать или атаковать самому. Чаще выбирается первое продолжение. Реже — второе и третье. Обычно в том случае, если защита не ждет подвоха. Если внимание защиты полностью сосредоточено на нападающих, то не грех и скинуть. Скинуть можно либо в прыжке в середину площадки (это надежнее), либо из опорного положения за спину в зону 4-го номера соперника впритирку с сеткой (этот трюк куда как более впечатляющий, хотя и более рискованный).
Атака связки, как правило, осуществляется при высоком, удобном для нападения пасе. Такое продолжение окажется тем более неожиданным, если связующий имеет обыкновение пасовать в прыжке. Поэтому очередной «выпрыг» связки не вызовет подозрения у защиты и позволит прицельно и беспрепятственно ударить по мячу. Преимущество при исполнении этого технико-тактического действия имеют леворукие связующие. Как показывает практика, атаки связующего проходят без блока и заставляют соперника нервничать. Атаку связки часто применял в своей практике легендарный связующий сборной СССР Вячеслав Зайцев.
Впрочем, этим продолжением не следует слишком увлекаться, поскольку защита соперника сумеет быстро приспособиться. К тому же от однообразия действия может пострадать игра собственной команды, что противоречит задачам связующего.
Действия связки при проведении наигранных комбинаций
Основные комбинации расписаны в различных учебниках и пособиях, поэтому действия связующего на этой стадии игры более или менее понятны. Существенное расширение арсенала нападения может быть достигнуто через подключение к атаке 1-го, 5-го и даже 6-го номеров, которые играют роль своеобразных полусредних (как таких игроков называют в футболе при игре по т.н. системе «дубль-вэ»).
Если связка играет в передней линии, то это несколько снижает атакующий потенциал команды. В этом случае роль основного нападающего из второй зоны может исполнить игрок, находящийся в первой зоне. Такую атаку часто демонстрирует Нский «Спутник», когда Света Крылова (связующая) играет в передней линии, а Ольга Коломейцева нападает из 1-й зоны. Эта «сладкая парочка» исключительно сыграна и выдает необычайно высокую эффективность при проведении такого рода атак.
Направление и темп атаки
Если по каким-то причинам эффективность атаки вашей команды невысока и мяч подолгу держится в игре, то связка должен пасовать таким образом, чтобы защита соперника постоянно оказывалась в условиях дефицита времени и позиционного дискомфорта, что вынуждало бы ее (защиту) постоянно перестраиваться. Другими словами: связующий должен пасовать так, чтобы «растащить» защитные порядки соперничающей команды. В таких экстремальных условиях вероятность промаха защитников существенно возрастает.
В доигровке важен не только неожиданный или скрытый пас (направление атаки), но и скорость, с которой проводится доигровочная фаза (темп атаки). Скорость доигровки можно в значительной степени увеличить, если пользоваться короткими и низкими пасами («стрелками» и «квейками»). Ускорение атаки произойдет и в том случае, если связующий будет выходить на «доводку» и, встречая мяч в воздухе, пасовать в прыжке. Последнее действие может вдвое сократить время на атаку по сравнению с таким же пасом связующего, который отдает его, находясь в опорном (стоячем) положении.
Скоростные атаки оказываются грозным оружием, даже если нападающие вашей команды не слишком умелы, поскольку блок не поспевает за стремительным развитием событий и его можно элементарно «загонять». Блокирующие, в конце концов, либо опоздают с прыжком, либо не синхронно выпрыгнут, либо зацепят сетку, либо ошибутся как-нибудь еще. Паника в задней защитной линии соперника при проведении скоростных маневров обязательно также будет возрастать, что рано или поздно приведет защиту к позиционным или техническим промахам.
Оценка состояния партнеров и варьирование ритма игры
Однако торопиться следует не всегда. Чтобы скорость атак не пошла во вред вашей собственной команде, связующий периодически должен смотреть в глаза «своим» нападающим с тем, чтобы оценить: на что они способны в данную минуту. Это необходимо, чтобы не завязывать комбинации, к которым нападающие не готовы физически или тем более — морально. Такое случается, скажем, после продолжительных розыгрышей или в момент расконцентрации внимания при сомнительных обстоятельствах — например, из-за решения судьи, которое покажется вам неправильным, — или в период непроизвольной релаксации.
Правильную ритмику тактических действий в доигровке можно также достигнуть путем чередования длинных и высоких розыгрышей с короткими и низкими. Ритм игры — это как биение сердца: нельзя допустить, чтобы оно было неестественным.
Навязывайте сопернику такой ритм розыгрышей, какой удобен вам и вашей команде. Вам это на руку, а сопернику будет дискомфортно.
Игра на «чужой» половине площадки
Самой распространенной ошибкой в игре связующего является его сосредоточенность лишь на происходящем только на «своей» половине площадки. Игнорирование происходящего на половине поля соперника, приводит к быстрому проигрышу команды. Такое случается даже в практике команд мастеров. Это связано: во-первых, с внутренним состоянием связующего, а во-вторых, с тем, насколько напряженно протекает партия. Связующие — тоже обычные люди и иногда их не хватает сразу на все.
Бывает, что связующий заиграется и начинает раз за разом выводить своих нападающих на двойной или даже тройной блок. Для команды это очень плохо, поскольку 2-3 неудачные атаки могут привести команду в состояние ступора. Это означает, что связка либо плохо маскирует свои намерения, либо совершенно не следит за перемещением блокирующих соперника.
В идеале связующий должен, что называется, «боковым осязанием» чувствовать не только своих, но и чужих игроков. Хотя вполне достаточно хорошо развитого бокового зрения. Обычным же приемом, помогающим избегать мощного блока соперника, является постоянное наблюдение связующим позиции игроков противоположной команды. А если есть такая возможность — то и тщательное «домашнее» изучение их манеры игры, чтобы легче было предвидеть их действия на площадке. Наверное каждый замечал, что легче всего играть с хорошо знакомыми соперниками.
Умение маскировать свои действия
Одно из важнейших умений связки — умение маскировать свои намерения. (Разумеется — от соперника!)
Связка может хорошо и удобно пасовать, но команда — проигрывать свои матчи один за другим. Если соперник без особых усилий читает вашу игру, то вы никогда не добьетесь высокой эффективности атак. Даже при умелых нападающих. Поэтому связующий должен пасовать так, чтобы направление атак, им задаваемое, всегда было неожиданным для соперника. Пусть — самую малость. Это поможет выиграть несколько мгновений, а с ним и розыгрыш мяча (может быть, решающего).
Можно, конечно, пасовать повыше, в глубину и полностью положиться на умение нападающих. Это иногда приносит успех, поскольку в волейболе любительском (а я рассуждаю именно о нем) умение выстраивать «железобетонный» блок значительно отстает от умения атаковать. Поэтому пасующему достаточно хорошо и удобно «накидывать» для «убойных выстрелов» нападающих. Однако такая игра, скорее всего, будет статичной и скучной, как всякая однообразная игра вторым-третьим темпом. И еще — неинтересной из-за отсутствия в ней мысли и риска.
Финты и другие трюки
Чтобы обманывать защиту соперника существует масса способов, финтов или трюков (можно называть их как угодно — сущность от этого не изменится). Каждый сколько-нибудь интересный связующий имеет на вооружении один-два или несколько уникальных финтов, которые являются органическим проявлением его индивидуальности.
Чем более ярко выражены личностные качества связки, тем более оригинальными приемами он пользуется для обмана защиты соперника. Тут уж, поистине, кто во что горазд. Кто-то пасует с каменным лицом и от головы; кто-то прикидывается более простым, чем он есть; кто-то артистически изображает то, что не собирается делать; а кто-то вообще играет из 4-го номера. Манера игры — это игровое лицо связки, его визитная карточка.
Начинающим связкам тут может быть только один совет: посмотрите, как играют другие связующие, примерьте на себя их манеру игры и те трюки, что они исполняют. Те, что для вас окажутся неудобными — потом отсеются сами собой.
И, пожалуй, вот еще один совет: изобретайте финты сами. Конечно, желательно этого не делать в самые напряженные и ответственные моменты решающих игр. Это занятие более подходит для тренировочных игр. На всякий случай постарайтесь приучить своих партнеров, что трюк может быть продемонстрирован в любой момент, неожиданно не только для соперников или партнеров, но и даже для вас. Чтобы потом не было недоразумений. А еще лучше — обсудите свой будущий шедевр с тем нападающим, которому предстоит завершить вашу титаническую интеллектуальную работу. Вообще старайтесь чаще обсуждать ситуации на площадке и варианты их развития. Когда вы поймете, как движется мысль нападающего, а он поймет вас, ваша сыгранность возрастет многократно, а ваше взаимопонимание будет осуществляться без всяких усилий — «само по себе». И у стороннего зрителя вызовет восхищение.
Связка и защита
Игра связующего во многом зависит от игры в защите. Если защита принимает и «доводит» мяч до связующего хорошо, то он, обладая достаточной квалификацией, также пасует хорошо и в нужном направлении. Случаи низкой квалификации связки здесь не рассматриваются, поскольку если связующий пасует плохо, то это совсем не связующий и надо гнать его из команды поганой метлой. (Можно, конечно, не гнать, а переквалифицировать — но это уже детали.) Поэтому если в защите и у связующего все в порядке, то результат атаки останется целиком на совести нападающего. На этой фазе игры роль связующего не так велика, хотя и здесь результат будет во многом определяться тем, насколько верно связующий игрок оценил положение и готовность своих нападающих и «чужих» блокирующих, провел комбинацию и «разорвал» блок.
Роль связки усиливается, если…
Роль связки усиливается, если прием недостаточно хорош. С хорошего приема любой чайник паснет. А если прием не совсем получился? Или совсем не получился? А это случается не столь уж и редко. В этом случае мне вспоминается, как такую ситуацию в своей книге (увы — но название я почему-то запамятовал) прокомментировал Григорий Мондзолевский (был такой легендарный связующий в сборной СССР еще до Зайцева). Он отрабатывал пас кончиками пальцев в стену из самых различных положений, стараясь не уронить мяч на пол, по 600 раз за тренировку! Поэтому в игре мог выдать удобный пас практически из любого положения, даже доставая мяч в падении!
Конечно, если демонстрировать такие «фокусы», то настроение «своей» команды непременно будет улучшаться. А это означает, что шансы на победу возрастут.
В любительском волейболе, конечно, такое вряд ли увидишь. Но ведь здесь никто этого и не требует!
Истинная стихия связующего
Полностью определяющей роль связки становится в фазе доигровки. Я бы даже сказал: доигровка — вот истинная стихия связующего. Именно здесь он может осуществить свое высшее предназначение — связать плохо или совсем не связываемое. Именно от связки, от синхронности его взаимодействия с защитой и нападением зависит эффективность последующей игры команды. Именно в доигровке связующий должен выполнять все свои ролевые функции одновременно.
Я намеренно не останавливаюсь на игровом взаимопонимании, поскольку без этого компонента команды как бы и не существует. Поэтому примем для простоты, что взаимопонимание в команде, как минимум, — достаточное. Если таковое имеется, можно рассчитывать и на слаженность последующих действий.
Действие связки в доигровке
Доигровочная фаза сама может состоять из нескольких ходов (или действий), развитие которых разворачивается иногда самым непостижимым образом. И предугадать их последовательность невозможно. Поэтому на площадке всегда надо быть готовым к самым различным неожиданностям. К любым — вплоть до «атомной войны».
Когда мяч подолгу держится в игре, то азарт — и зрителей и самих игроков — многократно возрастает. Всем становится интересно: кто на этот раз ошибется первым?
В доигровке резко возрастает роль случая, что делает волейбол игрой исключительно интересной. Поскольку случай — это ничто иное, как основа любой игры, ее непостижимая сущность. Иначе игра была бы не игрой, а строго предопределенной последовательностью событий. Что, разумеется, убило бы в зародыше любую игру.
В доигровке некогда подать знак партнерам, розыгрыш какой комбинации сейчас последует. Как поступать в таких случаях? Тут однозначных рецептов не имеется.
Можно заранее договориться с партнерами, где соломки постелить: как доигрывать те или иные ситуации. А если возникнут совсем непредвиденные продолжения, что бывает не так уж и редко? Поэтому договариваться в некотором смысле — даже вредно, это создает ненужные установки и мешает принятию правильных решений во время игры.
Можно целиком положиться на взаимопонимание с партнерами и доигрывать молча — не совсем, конечно, а в том смысле, что — не сообщая, куда будешь пасовать.
Можно голосом или взглядом дать понять: кому пойдет передача на следующую атаку.
Можно откликнуться на чей-то призыв (паснуть «на голос»). В этом случае важно, чтобы у каждого нападающего был свой собственный «позывной», чтобы легче было его опознать среди царящего на площадке в такие моменты хаоса. (А хаос хотя бы немного всегда присутствует на площадке: волейбол без эмоций — это не волейбол; если играть молча и размеренно, то эта игра потеряет слишком много в своей привлекательности.)
Можно также присвоить каждой комбинации какое-нибудь условное название. Конечно же — совсем не то, под каким она обозначена в руководствах по игре в волейбол. Причем лучше будет, чтобы условное название никак не ассоциировалось с общепринятым.
Например, у одной команды, с которой как-то довелось встречаться моей команде, связующий во время доигровки выкрикивал всякие непонятные словечки типа: «Утюг», «Блюз». Как казалось — совершенно не к месту. Однако пока мы хихикали и думали: «Прикалывается», — они нас разделали как Бог черепаху. А нам и противопоставить-то им ничего не нашлось. Позже выяснилось, что каждая комбинация у них имела не одно, а несколько названий, чтобы соперники в пылу игры не могли запомнить эти названия слишком быстро. Команда вообще была умная, подвижная и по-хорошему агрессивная. Кроме того — в репертуаре их связки было еще несколько отвлекающих слов, дабы окончательно сбить соперников с толку.
Чаще же всего во время доигровки команды действуют по ситуации. Нападающие должны при этом следить за мячом, а связующий пасовать так, чтобы не возникало сомнений: кому пойдет пас и как необходимо сыграть в данной ситуации.
Каждая из приведенных возможностей имеет свои плюсы и минусы. Я не останавливаюсь на них подробно, поскольку, на мой взгляд, они и так очевидны. Команда и связующий должны сами выбрать наиболее подходящую им возможность, сообразно своему характеру и стилю игры.
Действия связки в критические моменты игры
Эти моменты, как правило, — завершение сета, равный счет, а также ситуации, когда соперник «на ровном месте» вдруг начал набирать — одно за другим — очки, «а мы никак не можем». Если в начале партии еще можно позволить себе немного пофантазировать и поизобретать, то концовку и критическую фазу сета необходимо отыграть предельно собранно и строго. Хороший связующий должен предугадывать критические моменты игры и своевременно их ликвидировать.
В такие минуты рекомендуется:
1) играть на сильнейшего или наиболее стабильного нападающего;
2) собраться и не играть авантюрно — разыгрывать лишь наиболее хорошо отрепетированные комбинации, выдавать максимально удобный пас лишь под наиболее привычные или надежно получающиеся у нападающих удары;
3) слить воедино энергию всей команды;
4) подбадривать и активизировать (заводить) нападающих, не опускать рук, не раскисать и не утрачивать веры в окончательную победу;
5) взять минуту и успокоиться.
Другими словами — в критические моменты и, особенно, к концовке партии необходимо незаметно, но существенно усиливать свою игру.
Ситуация тупика
Если, играя связующего, вы вдруг почувствовали, что исчерпали все возможности для атаки, никогда не заявляйте об этом во всеуслышание. Отдайте мяч под удар сильнейшему нападающему или сделайте нестандартный ход — сыграйте так, как обычно не принято. Например, немотивированно сбросьте в заднюю линию. Иногда такие «фокусы» вполне успешно проходят из-за того, что соперник ждет шаблонного продолжения. От неожиданности хода защитные порядки соперника рассыплются. Если такой ход не принесет выигрыша, то, по крайней мере, хотя бы разрядит обстановку. Такое действие оправдано еще и потому, что связующему невозможно играть с ощущением тупика исчерпанных возможностей. В этом случае нужно либо выйти из игры, либо придумать нечто такое, чтобы творческий потенциал к вам снова вернулся.
Что не должен делать связующий
В некотором смысле связующий — это духовный лидер команды. Он никогда не должен терять уверенности в себе, партнерах и окончательной победе. Если связующий сникнет, то команда непременно проиграет. Кроме того, он не должен слишком увлекаться упреками в адрес партнеров за их подлинные или мнимые ошибки. Даже если вас всецело захватил азарт, и проигрывать не хочется ни за какие коврижки.
Волейбол — игра, которая невозможна без оплошностей. Как, впрочем, и любая другая. Хотя в волейболе цена ошибки неизмеримо выше. Необходимо спокойно принять для себя, что ошибаются все — даже самые маститые монстры. Но право на ошибку имеют не только они, но и любой начинающий дилетант. Очень важно не раздувать эту ошибку до небес, чтобы у «накосячившего» игрока не исчезло чувство уверенности в себе, и не повисли руки плетьми.
Как показывает практика, несправедливые замечания — а замечания в пылу игры воспринимаются исключительно как несправедливые — приводят к потере боевой концентрации. Они ввергают игрока в состояние подавленности. Что значительно более неприятно для команды, чем проигрыш одного мяча, поскольку вероятность конечного выигрыша существенно уменьшается, а играть с временно «мертвым» игроком на площадке — тяжелее, чем вообще без него. Он как камень тянет на дно не столько тем, что бездействует, сколько тем, что нервирует партнеров своим подавленным состоянием.
Помните: любая ваша слабость делает сильнее соперника. И чтобы «разубедить» его в этом потребуется приложить очень много дополнительных усилий.
В таких случаях в команде могут начаться раздоры или выяснения отношений, что скажется на игре команды отнюдь не положительно, поскольку для хорошей игры необходима максимальная сосредоточенность и концентрация на игре. Поэтому разборок на площадке следует, по возможности, избегать. В командах мастеров это понимают и, как правило, ошибающихся подбадривают. Лучше потерять мяч, чем товарища.
Что связующий может себе позволить
Роль связки на площадке необычайно велика еще и в профилактическом смысле. Связка, как правило, самый сильный духом и устойчивый к внешним воздействиям физического и психологического характера человек (тип темперамента — сангвиник, если пользоваться вышедшей из обихода психологов терминологией Векслера). Но в тоже время — с гибким и острым умом.
Помимо того, что связка своими пасами проводит тактику игры команды, он еще должен всеми силами укреплять общекомандный дух и уверенность в себе членов команды. Проще говоря — он должен найти слова или другие средства, чтобы убедить партнеров в том, что они способны на значительно большее, чем могут о себе предполагать.
Поэтому в обязанности связки входит внушение уверенности в себе отдельным игрокам, выведение их из состояния заторможенности и прострации, если они туда попали, подготовка состояния куража для всей команды (может быть, это несколько необычно звучит, но это вполне возможно).
Эта задача связки носит не столько тактический, сколько психологический подтекст. Она даже более значима, чем умение искусно пасовать и тонко играть тактически. Хотя любое удачное действие на площадке кроме выгоды (сиюминутного результата) имеет еще и благотворное психологическое воздействие. Оно способно поднять боевой дух команды без всяких слов. Так же — как неудачное — снизить.
Таким образом, хорошо бы, чтобы связка оказался еще и «немножко волшебником», совершая или подготавливая время от времени какие-нибудь маленькие чудеса.
Помощь команды
Замечу также, что лишь очень немногие личности способны удерживать команду в нужном тонусе и расположении духа в одиночку. Например, в случае большой разницы в классе. Если класс игроков не очень различается, то одному человеку такое чаще всего не под силу. В этом случае команда должна помогать связке. Иначе о победах можно навсегда забыть.
Заключение
Игру связующего можно (и нужно!) обсуждать чаще, поскольку это одна из самых сложных и творческих специализаций в волейболе.
Но на этот раз я остановился лишь на некоторых — довольно общих — моментах. На самых элементарных прописных истинах.
Можно, конечно, также разбирать те или иные нюансы в тактических схемах и комбинациях, но, как мне кажется, в данном случае важнее всего — дух, индивидуальность, личные качества, способность раскрываться таким образом, чтобы от этого выигрывала вся команда.
Играйте в волейбол!
|
|
РАЗНОВИДНОСТИ ИГРЫ «ВОЛЕЙБОЛ» — Мои статьи — Статьи о спорте
Волейбол в воде
Кертнбол
Кертнбол отличается от обычного волейбола только тем, что вместо сетки натягивается достаточно плотная ткань, так что соперники почти не видят друг друга и не могут заранее знать, в какую сторону летит мяч и с какой скоростью. Это значит, что им нужно очень внимательно следить за тем, когда и где он появится в воздухе. Игроки в кертнбол должны обладать моментальной реакцией, чтобы успевать без подготовки отбивать разные мячи. Кертнбол культивируется как отдельный вид спорта и входит в программу подготовки команд классического волейбола.
Воллибол
Воллибол (англ. «wallyball», от «wall» – стена) изобрел в 1979 американец Джо Гарсиа. Играют две команды по два, три или четыре человека. Допускается использование боковых стен спортзала. Игра ведется до 15, 18 или 21 очка (но разница в счете должна быть не менее 2 очков).
Сейчас во всем мире воллиболом занимаются несколько миллионов человек.
Фаустбол
Фаустбол (от немецкого «Faust» — кулак).
В англоязычных странах принято название «фистбол» (англ. «fist» — кулак) — кулачный воллейбол. Фистбол, или «итальянская лапта», является традиционной дисциплиной Всемирных Игр. Это один из старейших видов спорта.
Первые упоминания об этой забаве встречаются еще в сочинении древних римлян! Один из первых отзывов о нем принадлежит римскому императору Гордиану III — он упомянул об этой игре в 240 году нашей эры. Первые правила были приняты в 1555 в Италии. В конце 19 в. игра попала в Германию, ставшую со временем центром мирового фаустбола. В настоящее время игра чрезвычайно распространена в ряде европейских странах, а также в Северной и Южной Америке, в Японии и некоторых африканских государствах.
В фаустбол играют две команды по пять игроков в каждой (плюс трое запасных) на площадке 50х20 метров — как в помещении, так и на открытом воздухе.
Игра состоит из 2 таймов по 15 минут. Если правилами турнира ничья в матче исключается, то в случае ничейного результата назначаются две дополнительные 5-минутки, при необходимости еще две и т. д. — до победы одной из команд с перевесом как минимум в два очка.
Мяч чуть тяжелее волейбольного (320-380 граммов). Вместо сетки используется веревка, натягиваемая на высоте двух метров. Подача производится с линии в 3 метрах от веревки. Принимать мяч можно и с воздуха, и после отскока от земли (правилами допускается только один отскок), пасовать его партнеру и переводить на сторону соперника надо ударом кулака или предплечья. При этом действует волейбольное «правило трех касаний», запрещается бить по мячу двумя кулаками одновременно, а при переводе на чужую сторону мяч не должен задевать веревку или пролетать под ней. По мячу можно бить любой стороной кулака, но удар, нанесенный со стороны мизинца, получается самым мощным, и отразить такой апперкот всегда тяжело. Принимать подачу можно любой частью руки до локтя.
Игра ведется по системе «лучший из 3 сетов», каждый сет играется до 20 очков.
Хотя родился этот спорт на Апеннинах, но сейчас он наиболее популярен в Австрии. В некоторых регионах этой страны фистбол уступает по популярности только футболу. К фаворитами соревнований причисляют, кроме вышеупомянутой сборной Австрии, еще и сборную Бразилии.
Парковый волейбол
В 1998 году, в Токи ФИВБ объявил популяризацию и распространение такого вида спорта, как парковый волейбол. Он стал считаться новой дисциплиной волейбола во всем мире. Парковый волейбол делает ставку на игроков, без ограничений в возрасте и пола, для которых участие является важнее, чем победа (хотя набор очков все же остается основной целью). Считая, что правила очень простые и к игрокам ставится меньше требований, парк-волей является замечательным для начинающих играть в волейбол.
В парковом волейболе участвуют две командами по 4 игрока в каждой на площадке, которая разделена сеткой. Существуют определенные версии для определенных обстоятельств, дабы адаптировать игру к игровым условиям и характеристикам игроков. Как предлагает само название игры, парк-волейбол, — это игра на открытом воздухе, но также она может проводиться в помещении. Для младших категорий может использоваться специальный мяч — более легкий и большего размера. На площадке устанавливается простая, легкая и мобильная система, которая может использоваться как на открытом воздухе, так и в зале. Хотя правила игры в волейбол сохраняются, в парковом волейболе предъявляется меньше требований и используются более простые правила. Одним из основных принципов является «автосудейство”, посему от игроков в данной игре ждут честности и соответствующего поведения. Парк-волей играется по такой же системе, как и волейбол, где каждый розыгрыш мяча заканчивается очком.
Футбэг нет-гейм
Футбэг (от англ. foot — нога и bag — мешок) — небольшой мяч, также называемый коротко — бэг, различные вариации которого используются в ряде игр. Футбэг также является объединенным названием различных видов спорта, где используется этот мяч. Если не брать во внимание различные вариации, где необходимо ударять мяч ногами, передавая его другим игрокам, существует две самых распространенных дисциплины в футбэге: футбэг фристайл и футбэг нет-гейм или Volley Sock.
В России более распространена другая игра, в которой используется похожий мяч. Она носит название сокс и представляет собой упрощенный вариант одной из разновидностей футбэга. На западе, для обозначения как игры, так и мяча, используют также название Hacky Sack, несмотря на то, что это торговая марка корпорации Wham-O Inc и наименование соответствующей продукции. Соксы стали делают из носков, и набивают рисом, горохом и.т.д. что было под руками.
Футбэг Нет-гейм или Volley Sock (сокс) комбинирует элементы тенниса, бадминтона и волейбола. Нет-гейм играют поодиночке или парами. Игроки перекидывают мяч через 5-футовую (~150 см) сетку, причем касания производятся только ногой ниже колена. Расположение и размеры корта похожи на таковой в бадминтоне. Корт имеет ширину 6м 24см и общую длину 13м 72 см, разделен сеткой на 2 равные площадки длиной 6м 86 см каждая. Корт также разделен по ширине центральной линией, создающей 4 равных игровых площадки.
Подсчет очков схож со старой системой, использовавшейся в волейболе (очко засчитывается только при подаче). Как и в теннисе, подавать можно только по диагонали (каждая половина корта делится на 2 равные части перпендикулярно сетке). Игра идет до 11 или 15 очков, при этом разница должна составлять минимум 2 очка. В одиночной игре участник имеет право сделать подряд 2 касания футбэга, причем только на своей стороне площадки. В парной игре разрешено 3 касания на команду, причем касания игроков должны чередоваться.
Профессиональные игроки имеют в своем арсенале множество сложных, непредсказуемых ударов, зачастую выполняющихся в воздухе.
ОДА ВОЛЕЙБОЛУ — Волейбол — Каталог статей
Продолжим тему саморазвития в неожиданном направлении. Мы уже говорили о том, что можно научиться быстрому чтению и слепой печати на клавиатуре, можно играючи освоить географию, можно с удовольствием понимать речь на иностранном языке (кстати, я недавно посмотрел фильм «Twelve Monkeys» на английском — очень рекомендую освоить, так как фильм сам по себе очень хороший!). А теперь предлагаю взглянуть в сторону любительского спорта.
Но сперва, пока не забыли, хочется порекомендовать статью Сделай свой интернет безопасным, которую я бы назвал «Мозг важнее антивируса». Обычно в статьях о защите компьютеров от всяческой заразы присутствует простая мысль спонсора издания — «купите наш антивирус». Здесь же автор приводит список распространённых уловок вирусов, 1) от которых антивирус не может гарантированно избавить, 2) которые можно надёжно обойти подключением мозга. Статья эта ориентирована на не самых продвинутых пользователей Windows, остальным не будет шибко интересно. Но в вопросах остановки эпидемии ориентироваться надо на большинство (как и в случае с защитой компьютера от вирусов на флэшках).
Итак, возвращаемся к спорту. Слыша это слово, многие сразу думают, что это трудно, травматично, скучно и отнимает много времени. Мы же сейчас рассмотрим любительские аспекты одного потрясающего спорта — волейбола.
Почему любительские? Потому что мы не хотим уничтожать свои суставы, связки и кости чрезмерными нагрузками, мы не готовы тратить половину каждых суток на тренировки, не хотим к сорока годам быть инвалидами и так далее. Кроме того, чтобы идти в профессиональный спорт, необходимо иметь изначально очень высокие характеристики. Ну а поскольку в этой жизни я не достигну двух метров роста, то надо концентрироваться на другом. На чём же?
Правильный любительский спорт — это удовольствие, крепкое здоровье, хорошая компания и самосовершенствование. Этой заметкой я хочу открыть короткий цикл «Ода волейболу», в котором отвечу на вопрос «почему именно волейбол?» Если вы хотите заняться чем-то спортивным, но ещё не определились с направлением, если вы планируете предложить своему ребёнку заняться спортом, но не можете решить, с чего начать, то данный цикл должен быть вам интересен.
Я планирую коротко осветить следующие моменты:
1. Волейбол — это командная игра.
Даже если у всех игроков команды очень высокий уровень, без хорошего
взаимодействия они будут уверенно проигрывать средненькой, но сыгранной
команде. Командность — это то, что мне больше всего нравится в
волейболе. Удовольствие от игры определяется именно качеством
взаимодействия. Кроме того, волейбол подразумевает удивительные
тактические аспекты, что тоже очень интересно. Когда шесть отдельных
игроков надёжно проводят сложную комбинацию, как будто являясь единым
организмом, это и со стороны выглядит очень красиво, а изнутри — вообще
песня.
2. Волейбол — это здоровая игра. Регулярные тренировки обеспечат хорошую гибкость тела, прочность суставов и связок, выносливость и скорость мышц, улучшат реакцию и координацию. Кроме того, регулярное наблюдение за приближающимся и удаляющимся объектом — это полезная нагрузка на глаза, что способствует сохранению зрения. А постоянные перемещения по площадке приводят к нагрузке на лёгкие и сердце, что тоже добавляет устойчивости всей кровеносной системе.
3. Волейбол — это безопасная игра. Если не ударяться в профессиональный спорт, то нагрузки на суставы будут вполне допустимыми. Главное — выяснить основные рекомендации специалистов, чтобы не нанести себе нелепых травм. И если их соблюдать, то всё будет хорошо. Игроки разных команд расположены на отдельных площадках, разделенных сеткой, поэтому столкновений почти не бывает (чего нельзя сказать про футбол, баскетбол, хоккей и т. п.). С некоторого уровня мастерства игроков начинается борьба на сетке, но к этому моменту обычно у всех хватает координации, чтобы избежать глупых травм. Естественно, я не буду утверждать, что нет никаких рисков получить травму. Но согласитесь, упасть можно и спускаясь по лестнице. А правильное занятие волейболом даёт больше пользы, хотя и не очень увеличивает риски.
4. Волейбол — это психологическая игра. В самом деле, если игроки вокруг засомневались в своих силах, то надо найти возможность их взбодрить (своими эффективными действиями по игре или словами в перерыве), чтобы они смогли взяться с новыми силами. Если соперник почувствовал близкую победу, то надо найти его слабое место, надо заставить его нервничать и переживать, тогда он будет ошибаться, даря столь ценные очки. Фактически, игра складывается из психологических состояний всех игроков обеих команд. И победа достаётся той команде, которая не даёт развиваться своим негативным эмоциям, давя на соперника надёжностью и уверенностью своих действий. Эти же навыки нужны в жизни — при взаимодействии с любым коллективом.
5. Волейбол — это удивительная возможность самосовершенствоваться.
Хорошая игра подразумевает концентрацию и самодисциплину. В каждый
момент времени надо занимать оптимальнейшую позицию, добиваясь своей
максимальной результативности в приёме, а выполняя атакующие действия,
надо всегда искать баланс между риском попасть в сетку или аут и между
риском нанести недостаточно опасный удар, который соперник легко
возьмёт, что позволит ему легко организовать контратаку. Хочется
постоянно работать над точностью своего глазомера, чёткостью и
скоростью тела. Всё можно посчитать, поэтому легко отследить прогресс:
— забил четыре раза из десяти возможных — мало, надо работать над надёжностью,
— подал все пять раз из пяти — великолепно, можно добавлять силы.
Надёжность
своих действий в волейболе — это и грелка для собственного самолюбия, и
замечательный клей для сплочения команды. Работа над своей техникой,
повышение своей эффективности — это постоянный прогресс, который
приносит массу удовольствия.
О волейболе можно говорить бесконечно 🙂 Ода вообще-то должна быть в стихах, но в данном случае это не обязательно, потому что волейбол сам по себе очень поэтичен. В ближайшее время будут более узкие заметки по перечисленным темам.
Интересные факты о волейболе
Немного на планете людей, которые не знают такой вид спорта, как волейбол. Более века с хвостиком прошло с того момента, как стали играть в эту игру.
Представляем интересные факты о волейболе.
Волейбол зародился в соединенных штатах. Так в 1895 году в одном из колледжей преподаватель физической культуры предложил своим ученикам поиграть в «летающий мяч». С тех пор прошло много лет, «летающий мяч» сменился на «волейбол» и принял мировые масштабы игры.
Около одного миллиарда всех людей на планете играют именно в волейбол. И это не считая профессионалов.
Подача мяча профессионалом, позволяет развить скорость последнего до 130 км/час.
Все мы знакомы с фильмом «Изгой», где главный герой был волейболистом. Так, после выхода картины в свет, мяч, которым играл главный актер, был выставлен на аукцион.
Это вызвало безумный ажиотаж фанатов игры, и они не поскупились — более чем 18000$ было отдано за такую «круглую игрушку».
В 1983 году был поставлен рекорд посещаемости турнира по волейболу. Посмотреть на «бой» между СССР и Бразилией пришло почти 100000 человек.
Международная федерация волейбола является одной из крупнейших в мире. В нее входят 218 стран всей планеты, а существует таковая с 1947 года.
Интересно что пляжный волейбол — это единственная игра, в которую играют не на время, а на результат. Кстати говоря, основная цель игры — сделать все, чтобы мяч не упал на землю.
Подача мяча в прыжке обосновалась в волейболе после матча, состоявшегося в 1894 году. Именно тогда, на Олимпийских играх, бразильская команда постоянно использовала этот метод в игре. Такая отдача позволила занять им второе место и была принята в основные комбинации с мячом в волейболе.
На сегодняшний день самый большой рекорд был установлен корейской сборной по волейболу. Клуб «Самсунг Файр Блюфэнгс» набрал 58 очков в ходе игры в 2002 году. Этот корейский клуб является одним из самых сильных сборных по волейболу.
Другие интересные факты о волейболе Вы можете найти в сети Интернет.