Современная семья: какая она?
Зазубренное определение из курса школьного обществознания «семья — это социальный институт…», кажется, теряет актуальность: мир вокруг меняется, традиции, на которых веками базировалась семья, разрушаются. Если раньше она зависела от обычаев, общественных нравов и во многом была обусловлена экономической необходимостью, то теперь она переживает стадию своеобразной романтизации: любовь, взаимопонимание, «сходство характеров» становятся её основой, люди не спешат обзаводиться детьми, а для многих официально оформленный брак и вовсе неприемлем.
Какие факторы влияют на создание «новой ячейки общества» сегодня и что ждёт институт семьи в дальнейшем, постараются рассказать (а в некоторых случаях — и предсказать) российские психологи.
Светлана Комарова
кандидат психологических наук, социальный психолог
Есть ли определённый возрастной период, перешагнув который человек начинает задумываться о семье? Едва ли. Тем не менее, тенденция к более позднему вступлению в брак очевидна, и во многом на это повлияло увеличение продолжения жизни: так, вполне возможно, что через пару десятилетий и 40 лет будет считаться крайне молодым возрастом для брака.
Но рано или поздно, либо осознанно, либо на инстинктивном уровне, человек стремится к созданию семьи. Слово «инстинкт» здесь означает биологическую обусловленность потребности — сохранение и увеличение популяции. Но на данный момент такая потребность больше связана не столько с деторождением, сколько с сохранением жизни как таковой: такая переориентация произошла в ХХ веке в связи с появлением оружия массового поражения и других техногенных угроз, обнажив хрупкость человеческого существования.
На принятие решения о создании семьи в первую очередь влияют индивидуально-психологические особенности, которые и воздействуют на наш выбор — и они во многом обуславливаются культуральным уровнем: проще говоря, культурой, в которой человек вырос. И в то время как европейская культура тяготеет к индивидуализации, восточные страны больше нацелены на соблюдение традиций, коллективизм. Россия же вполне органично совмещает в себе и западные, и восточные тенденции.
Пабло Пикассо «Семья Солер»
(источник: izrodavrod.com)Рассматривая современную семью как партнёрство, любовь, совместное бытие, мы можем отметить, что количество параметров, по которым люди принимают решение о создании семьи, увеличилось. Человек, с одной стороны, стремится достигнуть личных целей, но в то же время не может избежать и тех, что накладывает на него общество, особенно если цели общественные напрямую связаны с сохранением жизни. Последние сейчас реализуются в том числе через развитие и усложнение информационных технологий, отнимая множество времени, внимания и интеллектуальных ресурсов людей.
Помимо соперничества между «личным» и «общественным», нередко возникают внутриличностные конфликты, когда потребность иметь близкого человека в качестве партнёра, создать пару натыкается на другие потребности — потребность в саморазвитии и самореализации, достижении профессиональных результатов и прочих. Кроме того, мало кого из молодых людей учат формировать отношения и строить семью, и, когда приходит время для создания своей семьи, они часто воссоздают родительскую модель. Если она была хорошей, её дублируют с учётом своих особенностей и качеств партнёра. Если же родительская семья не была счастливой, то создание своей семьи для человека не является приоритетом, и он обращает своё внимание на другие, более важные, на его взгляд, сферы жизни. Переживания родом из детства могут оттолкнуть от отношений гораздо больше, чем какие-либо рациональные мотивы.
Ольга Макушина
преподаватель факультета психологии Высшей школы «Среда обучения», кандидат психологических наук, доцент факультета философии и психологии ВГУ, член Российского психологического общества
Раньше человек не мыслил своего существования без семьи, однако с развитием общества необходимость в ней как в таковой, в первую очередь в экономическом плане, отпала.
Сейчас семьи создаются намного позже. Это связано с тем, что, чтобы стать взрослым, человеку требуется больше времени для подготовки: современный восемнадцатилетний по определённым параметрам не готов к включению во взрослую жизнь, поэтому ему требуются промежуточные стадии «адаптации» к ней. И это нормально, хотя для человека средневекового это был бы нонсенс: тогда 5-летний ребёнок вполне мог работать наравне с родителями.
Виктор Иванов «Семья. 1945 год»
(источник: pencioner.ru)Когда в мире всё предопределено, у нас меньше причин для морально-нравственных мучений и бесконечных раздумий, правильно ли мы поступаем или нет. Наш же, современный мир лишён статики: в нём больше спонтанности и меньше заранее заданных позиций. Выбор совершает человек — не его семья, не его положение, — но в этом и кроется сложность, поскольку ситуации становятся всё более вариативными, а ответственность за своё решение никто не отменял.
Наталья Искра
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики СПБГУ
Исторически семья — основное место для жизни, рождения, воспитания и умирания человека, именно здесь происходила и происходит социализация. Любые известные попытки заменить семью общественным воспитанием заканчивались провалом: без индивидуальной любви и заботы ребёнку очень сложно вырасти и стать полноценным членом общества.
Мотивация для формирования семьи всегда многогранна. Можно говорить об идеальной платформе для её создания — любви, экономической возможности, желании родить и воспитать детей. Но часто могут быть и психологически неадекватные поводы: стремление уйти из родительского дома, желание обрести независимость, социальная привлекательность жениха или невесты и прочие.
С другой стороны, некоторые психологические проблемы, напротив, заставляют предпочесть отношениям одиночество. Среди самых распространённых — психологический инфантилизм, выражающийся в неготовности нести ответственность за создаваемые отношения, негативный опыт родительской семьи, завышенные требования к избраннику.
Любопытно, но экономический фактор тоже может быть причиной отказа от отношений: американские исследования показали, что рост сознательно выбранного одиночества связан именно с возможностью экономически комфортного проживания вне пары.
Современные технологии намного упрощают знакомство и общение, и это также подтачивает фундамент семьи: молодые люди менее ответственно подходят к отношениям, меньше сил вкладывают в них, воспринимая каждое новое взаимодействие лишь как один вариант из множества возможных.
При этом нельзя сказать, что сегодня во всём мире люди предпочитают позже заводить семью: в России возраст вступления в брак — около 30 лет, в Европе и Америке — чуть позже, ближе к 35-37 годам, но в странах, где сексуальные отношения до брака табуированы (например, в восточных), люди женятся намного раньше — в 18-20 лет.
Петр Кончаловский «Семейный портрет (на фоне китайского панно)»
(источник: artchive.ru)В традиционных представлениях брак неминуемо соотносится с рождением ребёнка. Более того, психологические теории развития семьи как системы подразумевают, что появление третьего члена позволяет ей развиваться и переходить на следующие стадии. Именно поэтому бездетные семьи часто заводят собаку или кошку как того самого «третьего», о котором можно заботиться и за счёт которого можно реализовывать родительскую функцию.
Многие семьи в принципе исключают возможность рождения ребёнка. Из своего опыта работы могу отметить, что у них обычно есть что-то, что требует много внимания и сил — совместный бизнес, хобби и т. д.
Скопировать ссылку
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Современная российская семья как продукт, отражающий сложности и проблемы развития общественных отношений
Development of modern Russian society significantly depends on durability of a matrimony, stability of the family relations which, in turn, are under the influence of social policy of the state, political, economic, cultural, educational and other conditions which give the chance to a family to develop as a social community and the engine of norms of morals and right.
Keywords: state; family; social policy; needy family; marriage.
Семья — это зеркало общества, она изменяется по мере изменения общества, отражая сложности и проблемы определенного этапа развития общественных отношений.
Современная российская семья — продукт длительного исторического развития общественных отношений. Действующее законодательство не содержит единого для всех отраслей права понятия семьи, хотя сам термин «семья» употребляется более чем в ста действующих федеральных законах.
Более того, многозначное понятие семьи имеет свое собственное содержание в различных областях жизни, науки, в том числе и в правовой науке. Например, в гражданском, жилищном, трудовом, в понятие «семья» вкладывается разное содержание. Анализ современного российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что законодатель пытается определить круг членов семьи путем их перечисления, но не путем установления признаков, характеризующих семейную жизнь. В качестве отношений, образующих семью, они выделяют различные стороны семейной жизнедеятельности (совместное проживание, раздельное проживание, трудоспособность, нетрудоспособность и т. д.), что приводит к противоречивым признакам семьи и членов семьи в различных отраслях права.
Отсутствие в Семейном кодексе Российской Федерации общего определения семьи не случайность. Многие специалисты в области семейного права задаются вопросом: а нужно ли оно, это определение? В частности, профессор Б. М. Гонгало.Ведь понятие «семья» имеет социологический, а не правовой характер.
Экономические проблемы, которые сегодня являются насущными и каждодневными для большинства населения нашей страны, привели к резкому росту алкоголизма, наркомании, а это в свою очередь, привело к падению авторитета института семьи, увеличению численности социального сиротства. Резкое имущественное расслоение российских семей, отбросившее подавляющее большинство населения не за черту бедности, а за её грань, привело к крайне отрицательным морально-психологическим последствиям. [1, с.39]
Согласно международным и государственным стандартам, одним из главных показателей качества жизни человека, является обеспечение достойного уровня жизни каждого [2, ст. 22, 23, 25]. Универсальные международные стандарты конкретизируются в региональных международно-правовых актах. В частности, в Европейской социальной хартии закреплено право на защиту от нищеты и социального отторжения. Для его реализации предусматривается: государства принимают меры для облегчения лицам и их семьям, живущим в условиях социального отторжения или нищеты (либо на грани таких условий), доступа к занятости, жилью, профессиональной подготовке, образованию, культуре, а также к социальной и медицинской помощи [3]. А что у нас? А у нас как всегда свои «особенности».
«Особенность» первая. На протяжении последних десятилетий источники материального неблагополучия малообеспеченной семьи, основу которой составляет супружеская пара в трудоспособном возрасте с одним или двумя детьми, остаются все те же — отсутствие заработка у взрослых вообще или мизерные ее размеры, которые не обеспечивают удовлетворение элементарных потребностей членов такой семьи, особенно детей. Постоянный страх потерять работу или, наоборот, чрезвычайная загруженность родителей на работе, наличие в семье больных детей, детей-инвалидов — все это лишает даже самых добросовестных родителей возможности защитить своего ребенка, обеспечить ему достойное существование. [4, с.30]
«Особенность» вторая. Минимальные пособия по уходу за ребенком и в то же время большие затраты на содержание ребенка в детском садике и прочие неблагоприятные факторы не вызывают у подавляющего большинства семей особого желания обзаводиться потомством. Единовременные финансовые выплаты являются скорее мерой улучшения благосостояния семей, но не стимулом к увеличению числа рождений. С рождением второго ребенка риск бедности для семьи возрастает. У полной семьи с двумя детьми в России он в два раза выше, чем среди всего населения, и это соотношение не меняется за весь период после распада СССР [5].
Далее, оплата труда в современной России вчетверо ниже, чем в развитых странах. Соответственно, среднедушевые доходы 80 % российских семей с двумя и более детьми не достигают прожиточного минимума. В стране возникла уникальная категория «новые бедные». Это работающее население, квалифицированные работники, выполняющие сложную работу, которые по своему образовательному уровню и профессионализму нигде в мире бедными не были, а у нас получая «достойную» заработную плату, таковыми становятся. Вот вам и «особенность» № 3.
После рождения первого ребенка большинство российских семей переходит в разряд малообеспеченных, после появления второго — оказывается за чертой бедности, а семьи с тремя и более детьми вообще живут в нищете. И как поётся в одной известной песне: «И что из этого следует? А следует…» Россияне жестко ограничивают число детей в семье. И опять следствие — демографическая проблема. Эту проблему усугубляют и так называемые «семьи свободные от детей», которые утверждают, что дети — помеха всей жизни, карьере, хобби, самосовершенствованию и даже любви. Последнее идет вразрез с многовековой русской мудростью, гласящей: дети — цемент семьи. [6, с.174] «Особенность» № 4.
Конституция РФ гарантирует право малообеспеченным гражданам на социальную поддержку со стороны государства в виде выплат ежемесячных пособий. Нет нужды говорить о важности ежемесячного пособия, например на ребенка, в качестве оказания материальной помощи для воспитания и содержания детей. Размер пособий, выплачиваемых ежемесячно малообеспеченным семьям, имеющим детей, определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Таким образом, государство сняло с себя обязанность определять условия возникновения права на данное пособие. Вряд ли оправданно решение таких важных вопросов, как обеспечение семей с детьми ежемесячными пособиями на ребенка, возлагать только на субъекты РФ. Здесь важны не только условия, определяющие право на данное пособие, но и размер пособия. Семья, имеющая ребенка, получает пособие, которого едва хватает на оплату школьных обедов или оплату пребывания ребенка в дошкольном учреждении. При этом начисление коммунальных платежей идет независимо от возраста проживающих, в результате чего получается, что ставки платежей одинаковы как за новорожденного ребенка, так и за взрослого работающего человека. Действующие тарифы оплаты коммунальных услуг значительно превышают величину детского пособия. Современная российская «особенность» № 5.
О неблагополучии российской семьи свидетельствуют и данные о соотношении зарегистрированных и расторгнутых браков. Современные показатели соотношения браков и разводов в России демонстрируют нестабильность брачных отношений: разводами заканчиваются 40 % первых браков, 60 % — вторых браков, 74 % — третьих браков [7]. Расторжение брака супругами, как правило, прекращает семейные отношения и порождает имущественные, прежде всего жилищные проблемы, проблемы осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, ограничивает право ребенка жить и воспитываться в семье своих родителей и многие другие, свидетельствующие о кризисе, переживаемом современной российской семьей [6. с.175].
И еще об одном. Специалисты в области семейного права негативно оценивают фактические брачные отношения, имеющие тенденцию к увеличению, отмечают неустойчивый характер данного социального образования и указывают на необходимость стимулирования заключения зарегистрированного брака. Несоответствие научных рекомендаций реальным потребностям приводит к тому, что огромный ресурс фактических браков, в которых могут рождаться так необходимые нашей стране дети, оказывается неиспользованным. Вместе с тем в фактических брачных отношениях состоит огромное число женщин репродуктивного возраста, физиологические возможности которых для рождения детей должны быть востребованы и использованы.
В современной России сложилась тенденция все более позднего заключения брака в органах загса, вызванная увеличением социальных ожиданий от статуса, образования, профессии, дохода, имущественного положения будущих супругов, в связи, с чем снижается общий период состояния в браке лиц репродуктивного возраста. Данное обстоятельство негативно сказывается на двух показателях: на демографической проблеме нашего государства, и на потере авторитета семьи в нашем государстве.
Наличие потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к устройству брака и семьи — очень важные обстоятельства, показывающие, что существование семьи и общества основано на том, что миллионы людей испытывают потребности в семейном образе жизни и в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения.
Поддержка института семьи — одна из важных задач, решаемых нашим обществом и государством. Без существенной государственной помощи в решении проблем, с которыми сталкиваются современные российские семьи, институт семьи теряет свой авторитет и значимость у наших современников. Необходимость укрепления семьи выступает основополагающим принципом семейного законодательства России. Необходима четкая государственная идеология по реалиям современной жизни, чтобы граждане России почувствовали реальные результаты государственной политики по сохранению семьи как основы общества. [1, с.41]
Литература:
- Лебединская В. П. Положение и проблемы семьи в современной России //Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования. Учебный центр «Магистр». — № 4(7). — 2012. — С. 39–41.
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998. 10 декабря.
- Умнова И. А. Современные концепции прав человека в международно-правовом и конституционном измерениях // Омбудсмен. — 2012. № 2.
- Лебединская В. П. Неблагополучная семья и её ребенок. // Вестник социально-педагогического института. 2013. — №. 1 (6). — С.29–32.
- Чапурко Т. М., Яровая С. В. Влияние институционального кризиса семьи на трансформацию политического дискурса в ювенальной сфере // Общество и право. — 2010. — № 4.
- Лебединская В. П. О кризисе института семьи в современной России //Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования. Учебный центр «Магистр». — №. Спецвыпуск– 2014. — С. 174–177.
- URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1137674209312.
Статья «Семья – основа профессиональной успешности ребёнка».
Семья – основа профессиональной успешности ребёнка.
«Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит».
Саади
Успешность ребёнка – показатель « правильности» семьи. На первый взгляд спорное утверждение. Есть огромное количество семей, где растут воспитанные, интеллектуально развитые дети: они отлично учатся, посещают музеи, театры, в их распоряжении библиотеки, интернет, они владеют разными компьютерными знаниями, но в будущем, к сожалению, их это не делает успешными. В чём причина? Видимо в том, что брать за основу понятия «правильная» семья. Считается, что семья должна быть гармоничной, тогда она комфортна для ребёнка. Ребенку хорошо в семье, если соблюдаются условия:
· Единство требований отца и матери.
· Уважение и понимание родителей по отношению к детям.
· Поддержка и одобрение ребенка.
· Разделение в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Почему же тогда эти дети, становясь взрослыми, не реализуют свой огромный потенциал?
Долгое время считалось, что интеллекта и немного упорства достаточно для успешного восхождения по служебной лестнице, будь то бизнес, искусство или наука, Считалось, что этого также достаточно и для приобретения социального статуса, но исследования социологов и психологов показывают совсем другое. Учитывая историю вопроса, западные социологи и психологи занимаются проблемой около 100 лет, интересен результат исследования: ещё в 1921 году группа американских психологов под руководством профессора Макмаона начала наблюдать за тысячью мужчин и женщин, их УИ в детстве превышал 140 баллов (так называемая «черта гениальности»). Когда протестированным исполнилось 50 лет (это был 1956 год), подвели итог. Около 700 человек с полным правом можно было отнести к «среднеуспешным», примерно 100 человек добились больших успехов, остальных 200 испытуемых можно было с полным правом считать неудачниками. Равные по интеллекту, они не добились равного в жизни. Исследования Макмаона показали, что главным фактором, способствующим продвижению по жизни, оказался не интеллект, а мотивация со стороны родителей. 85 человек из 100, добившихся успеха (ставших руководителями крупных предприятий, владельцами собственного крупного дела, видными учёными и политиками), на первое место поставили влияние родителей. Еще 10 «счастливчиков» отметили покровительство со стороны ближайших родственников. Сменивший Макмаона в этом исследовании психолог Бреннан пришел к выводу: главное – правильное образование и соответствующая семья. Именно правильное образование, а не просто хорошее. Важно предугадать спрос рынка на определенных специалистов в ближайшем будущем. Так, в США в первой трети века такой профессией был юрист, позднее – психолог, экономист, в наше время – специалист по компьютерным технологиям.
Опрос же «неудачников» показал, что главными препятствиями на их пути к удачной карьере стали отсутствие помощи со стороны родителей или каких-либо покровителей, необходимость зарабатывать деньги в раннем возрасте, а также быстрые (до 23 лет) женитьба или замужество.
Что же это за соответствующая семья, которая делает ребёнка успешным? Семья, которая имеет деньги, связи, или та, где учат делать выбор, брать на себя ответственность, где ребёнок ощущает «плечо» помощи Тебе, а не «костыль» решения всех проблем За тебя?
Современные исследования психологов в вопросе успешности детей в профессиональной сфере также выделяют главный фактор – это мотивация семьи и добавляют социальную компетенцию, т.е. коммуникабельность. По мнению немецкого социопсихолога Шмидта: «Знания и интеллект сегодня позволяют сделать только первый шаг к успеху, а продвигать индивидуума на иерархических ступеньках выше среднего помогает именно наличие социальной компетентности». Таким образом, выделяются составляющие успешности ребёнка:
мотивация семьи;
правильное образование;
социальная компетентность.
Всё было бы очень просто, если бы этими знаниями владели все родители. Поэтому, на мой взгляд, задача школьного психолога, который занимается вопросами профориентации, работать в первую очередь с родителями. Необходимо помочь преодолеть трудности в понимании проблемы выбора не профессии для ребёнка, а выбора желаний и цели в жизни. Родителей нужно обучать :
видеть ошибки семейного воспитания;
находить мотивацию;
уметь ставить цели и задачи;
составлять план решений;
учиться действовать;
учиться принимать победу и переживать поражения.
В семье, где это считается составляющей в воспитании, проблем неуспешности, как правило, не возникает. Ребёнок приучен к самостоятельным решениям, действиям, не боится неудач, так как знает, что рядом те, кто поддержат и не осудят в провале, но оценят и будут гордиться в случае победы. В «правильной» семье ребёнка учат не бояться поражений и ошибок, а двигаться вперёд, используя полученный опыт, особенно негативный. Современный мир стремителен, изменчив, требователен, и если не успевать выполнять эти требования, то результат плачевен: несостоявшиеся судьбы, рухнувшие мечты, безразличие или ненависть и агрессия к себе и окружающему миру. Психолог должен суметь подвести родителей к пониманию того, что они, став взрослыми, во всех своих неудачах, чаще всего, винят свою семью. Обладая определённым жизненным опытом им легче увидеть ошибки своих родителей, а значит нужно постараться их не совершать. Ребёнок ждёт от взрослых правды и искренности по отношению к себе, помните об этом и учите его самостоятельно выбирать путь, только перед этим научите любить жизнь и не бояться ошибок. Эту притчу Владимира Шебзухова стоит предложить детям за одно из правил в жизни:
Шёл снег. Зимой это обычное дело.
Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.
Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:
— Как хорошо лететь, наслаждаться полётом!
— Мы не летим, мы просто падаем, — грустно отвечала вторая.
— Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое покрывало!
— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.
— Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! — сказала первая.
— Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала ей вторая.
Наконец им надоело спорить. Они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама.
Статья на тему: Ребенок и семья
Ребенок и семья
Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья — это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения… «Семья для маленького ребенка, — говорится в книге «Воспитание дошкольника в семье» под редакцией Т.А.Марковой, — почти единственный социальный институт, формирующий его личность.
Дошкольник отличается такими психофизиологическими особенностями, в силу которых ближайшее окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие».
Семья — это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает азы общественного поведения. И здесь важно разумное равенство всех членов семьи. Это непременное условие в усвоении ребенком очень важного понятия: я не один на свете (именно с этого начинается ощущение своей равнозначности с другими членами семьи!), рядом со мною отец, мать, бабушка, брат, сестра — у них также есть свои желания, с которыми приходится считаться. У брата и сестры — одинаковые права на любовь и внимание родителей, на лакомства и удовольствия. Ребенок как участник всех внутрисемейных событий проникается всем, чем живут взрослые, впитывает их идеологию, судит их оценками.
Подготовка ребенка к жизни, его гармоничное развитие и воспитание — главная социальная задача, которая решается обществом и семьей. По каким признакам можно судить о семье как о коллективе, который способен осуществлять эту задачу?
Социальная ценность семьи. Она определяется прочностью, нравственными устоями, душевным здоровьем, общностью дел и интересов, значимостью трудовых и общественных обязанностей. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, и праздники, общественные и семейные, культурные и спортивные увлечения, совместный досуг и отдых и т.д.
Сколько, например, впечатлений приносят детям совместный семейный отпуск или экскурсия по родному городу, подготовка и проведение маминого праздника или дня рождения ребенка или старшего члена семьи! Сколько прелести таят в себе вечерний досуг, чтение книги в кругу близких!.. Это и многое другое не только цементирует семью и рождает новые интересы, но и дает заряд положительных эмоций. И тогда семья при всех свойственных ей заботах и хлопотах, а подчас огорчениях и неудачах способна легче противостоять возможным семейным сложностям. Семья должна быть проникнута оптимизмом, приносить растущему человеку радость.
Единство требований к ребенку со стороны всех воспитывающих лиц. Известно, что воспитание требует от всех взрослых членов семьи высокого чувства ответственности, проявляющегося в единстве их воззрений в семейной педагогике и их требований к ребенку.
Правильные внутрисемейные отношения, в системе которых участвует и ребенок. Всегда ли, например, первоначальный опыт общения в системе отношений «взрослые — ребенок» формирует у растущего человека коллективистические навыки? Об этом не должны забывать родители, ведь многое зависит в воспитании от того, какое положение занимает малыш в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое его желание, любой каприз, то создаются условия для процветания эгоцентризма. В этом случае семья не может решать одну из важных социальных задач — воспитание будущего коллективиста. Зато там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к делам её, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей!) определенные трудовые обязанности, создаются боле благоприятные условия для формирования у него коллективистических черт, активной жизненной позиции.
Нельзя не подчеркнуть особую роль матери и отца в жизни и воспитании ребенка. Матери, как воспитательницы собственных детей, хранительницы и созидательницы семейного очага. От неё во многом зависит создание в доме атмосферы уюта, теплоты, заботливости, взаимопонимания, культурного содержания жизни семьи. И отца, как семьянина, гражданина, воспитателя собственных детей. Отношения «мать — отец» — величайший пример для ребенка в постижении им нравственных критериев.
Семейные традиции. О нравственном здоровье семьи, её духовных ценностях и, следовательно, её потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние детей. Прежде всего потому, что они скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью как коллектив.
…Семья, где растет Виталик, небольшая: отец, мать, сестра. Характерное для отношений в этой семье — дух доброжелательности, трудовая слаженность, взаимоуважение, заботливость. И главное — все равны: и большие и маленькие, все причастны к делам семьи. Отец и мать сумели так наладить быт, что каждый участвует в домашних делах по мере своих сил и возможностей. При необходимости мать подсказывает, кто где нужнее. Отец с сыном занимаются тем, что требует физической силы, заготавливают овощи, ходят в магазины, прачечную, возятся с полотером, пылесосом. Обязанность сестры-
старшеклассницы — ежемесячно платить за квартиру, каждое утро отводить брата в детский сад, наводить порядок в доме. Виталик следит за своим игровым хозяйством, гуляет с собакой во дворе, кормит её, поливает цветы. Когда мама приходит после работы позже обычного, то её уже ждет на столе разогретый ужин, а заботливое «Давай сделаем вместе» или «Давай поможем» то и дело слышит от сына и дочери. И это понятно: ведь в этом тон задает отец.
В этой семье все внимательны друг к другу, умеют считаться с желаниями каждого. В доме, например, не включат радио, если старшеклассница готовит уроки или взрослые отдыхают.
Здесь, по выражению самих родителей, «дети растут удачными». И когда их спрашивают, как они добились таких результатов, коротко отвечают: «Так уж само собой выходит».
Трудовая атмосфера семьи. Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, дошкольник осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок в доме; в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все — старшие и дети — делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других. Таким образом, совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого пере семейным коллективом.
Эмоциональная атмосфера семьи. В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято покрикивать.
Тональность отношений складывается из мелочей. Стоит прислушаться, как разговаривают члены семьи. Как строится диалог? Что преобладает — спокойствие или раздражение, вежливость или дерзость, юмор, шутка или ворчание?
Велико влияние эмоционально-нравственного микроклимата семьи на становление личности растущего человека. Семья — школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей и подражая им, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Если эмоциональный строй семьи свидетельствует о душевном её здоровье, то воспитание не является делом трудным. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственны чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.
Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко «впитывает» все, что видит и слышит вокруг, «заражается» настроением взрослых. Каких эмоциональных впечатлений он получает больше —
положительных или отрицательных? Какие проявления взрослых он наблюдает — сердечность, заботливость, нежность, приветливость, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, зависть, мелочность, хмурые лица? Все это своеобразная азбука чувств — первый кирпичик в будущем здании личности.
Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятия о добре и зле, объясняем, требуем… Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью. В воспитании участвует все — наши дела, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности — в общем, вся атмосфера семьи, которой «дышит» ребенок. И если малыш видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и он приобретает положительный жизненный опыт. Но если ребенок наблюдает в отношениях взрослых фальшь, равнодушие, невмешательства вместо принципиального, активного противоборства, стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитание неизбежно ставится под угрозу.
Итак, мы напомнили некоторые положения, которые позволяют судить о семье как о первом коллективе в жизни ребенка. Исходя из сказанного, давайте попытаемся вместе ответить на второй вопрос: всякая ли семья — коллектив?
Никто, наверное, не станет спорить, что семья может воспитать полноценного полезного члена нашего общества с прогрессивными убеждениями при условии, что все взрослые ведут здоровый образ жизни.
Слова В.А.Сухомлинского: «Коллектива нет, если нет многогранного, духовно богатого мира составляющих его людей», полностью отвечают на поставленный вопрос.
Игонина Т.А., воспитатель детского сада №78
Дружная семья — крепкая семья
В большинстве случаев семья становится самым ценным подарком судьбы. Для каждого из нас это слово означает что-то свое. Одни представляют родных, другие – свою вторую половинку, большой дом и много детей. Членами нашего семейного круга мы, как правило, дорожим и прислушиваемся к их советам, как это делается в молодой семье Шумовых из Новичихи.
В октябре нынешнего года будет десять лет как Ольга и Алексей вместе. И пусть отсчет идет с неофициальной даты регистрации, для них именно этот месяц 2004 года считается самым важным, когда молодые люди поняли, что теперь они одно целое.
Будущие супруги познакомились в Барнауле. Алексей родом из Веселой Дубравы, в город приехал получить специальность. Ольга была горожанкой, в то время заканчивала школу. Девушка жила в соседней квартире, где снимал комнату Алексей, так на площадке и познакомились, стали встречаться.
Ольгу на тот момент воспитывала бабушка. Она в тринадцать лет осталась без матери, а когда ей исполнилось семнадцать, умер отец. Девочке-подростку было тяжело без мамы, в переходном возрасте особенно нужно, чтобы самый родной человек был рядом. Поэтому когда они с Алексеем решили жить вместе, мечты Ольги о дружной семье и об уютном, светлом доме стали постепенно сбываться.
Первое время, пока Алексей получал образование, молодые люди жили в Барнауле. О. Шумова вспоминает, что когда появился первенец, возникли новые проблемы, но все же это были приятные хлопоты. Ольга и Алексей мечтали о сыне, и судьба им преподнесла подарок – родился Юра. Ребенка назвали в честь дедушки, отца Алексея.
Через два года на свет появился Тимофей, забот прибавилось. Несмотря на то, что на руках были маленькие дети, Ольга приняла решение получить образование. Поступила в Бийский медицинский колледж, обучение проходила по очной форме с применением дистанционных технологий. Ольге было непросто совмещать учебу и воспитание детей, помогала ее бабушка, Анна Семеновна, из деревни приезжала свекровь, Надежда Алексеевна – так совместными усилиями справились с трудностями.
Когда Ольга получила специальность фармацевта, а Алексей – высшее экономическое образование, они переехали жить в Веселую Дубраву. Молодая женщина занималась домашним хозяйством, на папу легли обязанности содержать семью, быть добытчиком. Глава семьи занялся предпринимательской деятельностью.
Дела шли в гору, Шумовы перебрались в Новичиху, купили жилье. Здесь у них родилась дочь Ира. В прошлом году Ольга устроилась по специальности в аптеку. Молодая женщина рассказывает, что с тремя детьми ей приходится нелегко. Разница в возрасте у всех небольшая, Юра и Тимофей уже ходят в школу. С мальчиками нужно заниматься, выполнять домашнее задание, в то же время Иришке тоже необходимо уделить внимание – то нарядить куколку, то расспросить как дела в детском саду. Но, тем не менее, О. Шумова очень рада, что у нее большая семья, на первый план она ставит интересы своих домочадцев, при этом в чем-то себя ограничивая, но все это ради любимых людей, ради их улыбки и благополучия.
Ее супруг много времени проводит на работе, старается, чтобы его жена и дети себе ни в чем не отказывали, ведь когда он видит их счастливые лица, ему хочется делать для них только приятное. Но, несмотря на занятость, всегда готов помочь жене.
Много времени Шумовы проводят всей семьей. Ольга говорит, что она росла с бабушкой и знает, что это такое, когда рядом нет матери, поэтому для своих ребят она хочет сделать все возможное, чтобы у них было счастливое детство. Например, на День защиты детей Шумовы выезжали на природу, на выходных выбираются в город, где посещают парки с аттракционами, ходят в зоопарк.
Если главе семейства времени на хобби пока не хватает, то у Ольги оно появилось. Ей нравится выращивать комнатные цветы. А началось все с обычной распродажи, где молодая женщина приобрела пару недорогих, но красивых растений, затем ей подарили еще несколько горшочков. Начинающий цветовод так увлеклась уходом за «зелеными друзьями», что стала покупать понравившиеся экземпляры сама. Особенно ей по душе розы, у нее их несколько разных сортов.
Любо посмотреть на такие большие и дружные семьи, они вызывают восхищение. Ведь главное предназначение каждого из нас – воспитывать детей и делать их жизнь счастливой, чтобы потом, когда они станут взрослыми, создали свое уютное гнездышко, на примере родителей.
Просмотров: 3 248