С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, информация для новичков — Тай чи
Если вы новичок в тайцзицюань, то вас наверняка волнует вопрос — с чего начинается тайцзи?
Какие упражнения необходимо делать в самом начале освоения этого боевого искусства?
Если вы посмотрите на движения комплекса тайцзицюань, то может возникнуть страх и неуверенность в том, что вы не сможете это освоить. Не сможете делать столь сложные на первый взгляд движения.
Сможете вы понять тайцзи и освоить его, зависит прежде всего от того, какой у вас будет учитель.
Конечно, если вы читаете мои заметки о тайцзи, то начнете хорошо его понимать, чисто теоретически, даже не имея правильного учителя.
Хороший и знающий учитель тайцзи должен вам прямо на первых тренировках дать ориентиры к которым вы должны стремиться. Так же он должен дать вам простые упражнения, которые вам помогут достигнуть указанных ориентиров.
Чтобы изучить это боевое искусство надо идти не вширь, а в глубь каждого движения.
То есть совершенно бессмысленно осваивать все новые и новые движения. Можно вообще делать только одно движение и при этом изучить тайцзи.
Основа тайцзи — это расслабление и работа с вниманием.
Если на тренировках вы делаете что то другое, то могу точно сказать, что вы тренируете не тайцзицюань, а что то еще.
В комплекс тайцзи вы должны тренировать расслабление и работать с вниманием. Если вы думаете, что движения комплекса созданы для того, чтобы кого то с помощью их завалить в драке, то вы ошибаетесь.
Тренировка комплекса тайцзи служит совсем для других целей.
Хотя в бою вы можете использовать разные движения, в том числе и движения тайцзицюань. Важно чтобы любое, используемое вами движение, вы делали внутренне правильно.
Я вам дам в конце этой статьи описание самого первоначального базового упражнения тайцзицюань. Это очень простое упражнение. Его могут освоить больные, пенсионеры… и вообще совершенно неподготовленные люди.
Если вы потом начнете изучать комплекс тайцзицюань, то все что вы натренируете в этом первом упражнении, надо перенести в комплекс.
Наверняка вы уже хотите задать вопрос — для чего вообще нужно тренировать расслабление и тренировать внимание. Как это вообще связано с боевыми искусствами? Не лучше ли тренировать какие-нибудь удары, перемещения, захваты, блоки…? Зачем терять время на ерунду?
Мы ведем речь не о мордобое, а именно о боевом искусстве. Искусство — это не маляр кистью стену красит, а художник пишет тонкими кисточками картину.
Человек в результате тренировок может научится хорошо наносить удары по груше, иметь мускулистый и грозный вид, но нервишки у него будут как у обычного человека, который вообще нечем не занимается.
Если вы тренируете только свое тело, то все эти внутренние возможности вообще никак не тренируются и не развиваются. А именно они отличают хорошего бойца от обычного человека.
Ходил я как то на детский праздник. Чтобы привлечь детей в свои секции там проводили показательный выступления школы муай тай и капоэйру.
Выступали и ученики и сами тренера этих школ. Тренер капоэйры очень сильно красовался. Делал он, конечно все красиво, но я заметил, что он очень сильно зависел от зрителей, хотел им понравиться, хотел чтобы все оценили как он владеет телом.
Если рассматривать капоэйра, как боевое искусство, то получается, что тренер очень сильно зависит от внешнего. Чем он тогда отличается от фигуриста или танцора, который тоже танцует для публики?
Более интересно было наблюдать за тренером муай тай, когда он вышел демонстрировать технику. Он бил быстрые и сильные удары, но как он был при этом напряжен! Вены на его шее вздулись, он был весь закрепощен. Мне даже показалось, что еще чуть чуть и его хватит кондрашка. После выступления, он очень тяжело дышал, прямо не мог продышаться, как будто под водой плыл без воздуха. На тренировке, этот человек возможно меньше напрягается, но публика вызвала дополнительное напряжение.
Если вы действительно движетесь по правильному пути, то у вас должна быть не просто физическая подготовка, а психо-физическая. То есть ваше тело, ваши мысли, ваши эмоции, ваши нервы, ваши желания, ваши страхи…. все должно быть под полным вашим контролем.
Но в тоже время если вы все это будете пытаться контролировать мозгом, то просто не сможете одновременно следить за столькими параметрами. Если все же будете стараться контролировать все эти параметры, то это приведет к очень сильному напряжению тела и мозга.
Тайцзицюань идет по очень простому пути — по началу, конечно, контроль осуществляется, но постепенно контроль отбрасывается — то один параметр перестаем контролировать, то другой… Постепенно это приводит к тому, что вообще отбрасывается контроль за чем-либо. То есть в идеале, это и есть достижение пустоты.
Вы все контролируете своим сознанием. Если сознание все отбросит, то для него все это перестанет существовать.
Например перестанет существовать публика в парке, перестанет существовать страх сделать движение плохо и опозорится перед зрителями… В этом случае, в теле не возникнут напряжения из-за ваших стараний не ударить в грязь лицом.
Когда вы тренируетесь традиционным путем, то тело работает не эффективно, с низким КПД.
Вы бьете удар, но так как тело напряжено, ваши мышцы-сгибатели, его тормозят. Отключить эти не нужные при ударе мышцы, не позволяет ваш напряженный, размышляющий мозг.
В процессе тренировки необходимо привести мозг из режима размышления в режим наблюдения.
Вот над всем этим и работает тайцзи.
Если делать просто движения тайцзи, без внутреннего наполнения, то это будет просто плохая зарядка. Лучше тогда просто делать утреннюю гимнастику под пионерскую зорьку.
Итак даю простое начальное упражнение для овладения тайцзи. Сначала опишу словами, а в конце будет видео.
Упражнение подходит для всех — вы должны просто поднимать руки и просто опускать их.
Сначала в стороны поднимаем руки до уровня плеч, потом опускаем. Делаем раз 20-ть.
Потом в стороны поднимаем руки над головой, потом опускаем, тоже 20 раз. Но можно и больше.
Потом так же делаем вперед — сначала до уровня груди, потом над головой.
Важно все это делать очень медленно.
Если бы это было все, то это была бы утренняя зарядка. Но это далеко не все.
Самое важное в этом упражнение — это расслабление и работа с вниманием.
По мере поднятия-опускания рук, внимание необходимо переносить на различные части тела.
Когда поднимаем руки, то внимание на кончиках указательных пальцев. Когда руки дойдут до крайней точки подъема, то внимание переносим на плечи и руки начинают опускаться.
Не мы опускаем руки — они опускаются сами.
Когда руки опускаются ваше внимание плавно стекает по верхней части рук до локтей, потом перемещается на запястья. Потом по натужней стороне кисти внимание стекает на кончик мизинца, потом плавно перетекает по кончикам всех пальце и останавливается на кончике указательного пальца. На большой палец внимание не направляем. Это все происходит, когда руки опускаются.
В момент естественной остановки рук — внимание оказывается снова на кончике указательного пальца.
Затем снова поднимаем руки и всю работу с вниманием, повторяем. Все делается одинаково для подъема рук в стороны, вперед, до среднего уровня и над головой.
Посмотрите видео. Оно, хотя и старое, но там я все подробно объяснил.
Для тех, кто более подробно хочет познакомится с начальными тренировками по тайцзи, привожу небольшой список материалов на эту тему:
=186 =206
tajczi.ru
Тайцзицюань — это… Что такое Тайцзицюань?
Тайцзицюа́нь (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь: tàijíquán) — буквально: «кулак Великого Предела»; китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу (происхождение Тайцзицюань — исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии). Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что Тайцзицюань — это боевое искусство.
История
История возникновения Тайцзицюань — спорная тема, так как в различные моменты времени были различные официальные точки зрения, что способствовало распространению различных, не слишком правильных, а порой и полностью ошибочных интерпретаций.
Существует две конкурирующие версии древней истории Тайцзицюань. Одна из них, которая сегодня является официальной версией китайского правительства, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чень, с XIV века проживавшей в деревне Ченьцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чень Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции.
Другая, более древняя версия, которой придерживаются представители стиля Ян, У, Хао и Сунь, говорит о том, что патриархом Тайцзицюань является легендарный даосский отшельник Чжан Саньфэн, что подтверждается большинством независимых современных научных исследований в этой области.
Согласно современным исследованиям первые упоминания о боевых техниках, подобных Тайцзицюань связываются с даосом Сюй Сюаньпином (618—907 гг. н. э., династия Тан), приёмы которого имели названия, абсолютно схожие с сегодняшними названиями некоторых форм («Хлыст», «Играть на Пи-па» и т. д.). Его искусство боя развивалось и передавалось устно среди даосов-отшельников. Называли эти техники по-разному, общими оставались принципы и требования к исполнению, которые впервые изложил в «Классическом тексте по Тайцзицюань» Чжан Саньфэн (960—1279 гг. н. э., династия Сун). Существует множество историй и легенд о том, как Чжан Саньфэн создал Тайцзицюань. По легенде патриарх родился в девятый день четвёртой луны 1247 года (этот день по всему миру отмечают как день рождения Тайцзицюань) и прожил по преданию более 200 лет.
Следующая замечательная личность в ряду Передающих Традицию — Ван Цзунъюэ, живший в династию Мин (1368—1644 гг. н. э.). Он был известным полководцем и оставил после себя тексты «Руководство по Тайцзицюань», «Разъяснение духовной сути 13 форм» и «Об Истинном свершении», которые вместе с трактатом Чжан Саньфэна составляют классическое наследие Тайцзицюань. Считается, что от Ван Цзунъюэ через Цзян Фа традиция была передана Чень Чжансину из рода Чень, представители которого с 1949 года стали продвигать другую версию истории этого искусства. Чень Чжансин передал искусство Ян Лучаню, а через Яна искусство унаследовали его сыновья и внуки, а также многие другие впоследствии известные мастера.
Стиль Чэнь
По версии китайского правительства и семьи Чень основателем Тайцзицюань является Чень Вантин. Он был воином императорской гвардии, но вскоре после прихода к власти маньчжурской династии Цин в 1644 г. ушёл из армии. Будучи великолепным мастером ушу, он решил систематизировать те сведения, которые получил в армии. За основу нового стиля Чень Вантин взял формы кулачного боя, известные ему из «Трактата о кулачном искусстве» Ци Цзигуана (1528—1587), служившего учебным пособием для императорской гвардии. Из 32 позиций Чень отобрал 29 и составил несколько комплексов, в том числе пять комплексов Тайцзицюань. Он представил новый стиль как момент соположения внешнего и внутреннего — боевых приёмов и их философского осмысления. Постепенно стиль семьи Ченей упорядочивался, усиливалось его философское звучание. Уже не требовалось столь много комплексов, чтобы открыть для себя метафизическую глубину реальности ушу. Для этого достаточно было и нескольких десятков движений, выполненных с полным соблюдением принципов Тайцзицюань. С течением времени из первоначального творения Чень Вантина сохраняются лишь первый комплекс Тайцзицюань и комплекс паочуй («взрывающиеся удары»), которые сейчас считаются первым и вторым комплексами стиля Чень.
Стиль Ян
Официальная версия китайского правительства и семьи Чень:
Долгое время Тайцзицюань не выходил за пределы семьи Ченей, им занимались вдали от любопытных взоров. Первым посторонним человеком, которому удалось приобщиться к новому стилю, стал Ян Лучань (1799—1872) — воистину человек-легенда. Он происходил из обедневшей семьи из уезда Юннянь провинции Хэбэй. Хотя Ян с детства испытывал тягу к ушу, заботы о близких не позволяли ему систематично заняться этим делом. И все же, узнав о необычном стиле Ченей, Ян Лучань отправился к ним в деревню и попросился в ученики. После долгих уговоров Яна взяли в дом, но не учеником, а в качестве слуги. Ян тайно наблюдал за занятиями и через три года рискнул показать то, чему научился украдкой. Чени были искренне поражены той тщательностью и упорством, с которыми Янь Лучань подошёл к тренировкам. Вместо того чтобы строго наказать его (а за подглядывание за занятиями тогда полагалась смерть), они позволили ему продолжать занятия вместе с ними.
После шести лет обучения Ян Лучань возвращается в родной уезд и начинает преподавание. В то же время он работает над развитием стиля. Так, постепенно меняя характер движений, он делает их более плавными и растянутыми. Стиль приобретает всё более возрастающее оздоровительное значение, что позволило одному из учеников Ян Лучаня написать: «Что является высшей целью Тайцзицюань? Сохранение здоровья и продление жизни».
Версия стиля Ян:
Семья Чень издавна практиковала Паочуй, не имеющий отношения к Тайцзицюань. Чень Чжансин (1771—1853), представитель четырнадцатого поколения семьи Чень, благодаря случайной встрече с самим Цзянь Фа, получил от него передачу Тайцзицюань и стал практиковать и передавать Тайцзицюань, за что был отлучён от рода Чень, с запретом преподавать это искусство внутри семьи.
Именно у него, Чень Чжансина, передачу традиции получил самый знаменитый в Тайцзицюань человек, не принадлежащий к роду Чень — Ян Лучань. Благодаря трем поколениям его семьи, семьи Ян, Тайцзицюань стал известен миру и приобрёл популярность как непревзойдённое воинское искусство и система духовного и физического самосовершенствования. Ян изучал медицину, даосские практики и боевое искусство у Ченя в общей сложности тридцать лет, и стал величайшим мастером своего времени.
Впоследствии Ян Лучань был приглашён в столицу и начал преподавать своё искусство в императорских казармах, а в последующем — во дворце принца. Естественно ему пришлось сдавать «экзамен» на личное мастерство, в результате которого, после многочисленных побед над ведущими мастерами Пекина, он получил прозвище Ян Уди — «Ян непобедимый». У Ян Лучаня было три сына, младший из которых умер в детстве и к традиции не был причастен, двое других — Ян Баньхоу(1837—1892) и Ян Цзяньхоу (1839—1917) были известны в Поднебесной, как непревзойденные мастера.
Младший сын — Ян Цзяньхоу — был нравом мягок и учеников любил. Поэтому многие из приходивших к нему в ученики смогли получить линию передачи и стать мастерами. Ян Лучань очень высоко оценивал умственные способности Ян Цзяньхоу, и чаще всего использовал его как партнёра в туй-шоу. Ян Цзяньхоу имел талант объяснять технику, смысл и боевое применение Тайцзицюань просто и доступно. Он великолепно владел оружием, в особенности копьём — фамильной гордостью и секретом семьи. Умер в 1917. Почувствовав приближающуюся смерть, умылся, переоделся, собрал семью и учеников, попрощался, и ушёл с улыбкой на лице.
Создание стиля Ян завершил его сын Ян Ченфу (1883—1936). Родившийся в обеспеченной семье, имевший все, что пожелает, он вырос огромным — под 2 метра и 130 кг — для Китая человеком. Однако это не помешало ему принять эстафету непобедимых мастеров семьи Ян. Ян Ченфу владел семейными секретами техники и применения внутренних усилий. В силу возросшего спроса на Тайцзицюань, очень много преподавал по всей Поднебесной, чем внес огромный вклад в популяризацию Тайцзицюань.
Учеников у Ян Ченфу было очень много, но настоящими мастерами стали немногие. Самые известные из учеников Ян Чэнфу — Цуй Иши, Фу Чжунвэнь, Дун Инцзе, Ван Юнцюань, Чжэн Маньцин и др.
Традиции-ветви стиля Ян
После смерти Ян Ченфу искусство стиля Ян распределилось на «традиции», «ветви» или «линии передачи», называемые по имени мастера, получившего передачу искусства в семье Ян. Так существуют: традиция Цуй Иши, традиция Фу Чжунвэня, традиция Ван Юнцюаня, традиция Чжэн Маньцина и пр. Хотя все традиции исходят из одного источника, каждая из них имеет своеобразные отличия, и зачастую, используя одинаковые названия, по-разному интерпретируют принципы Тацзицюань.
Традиция Цуй Иши
Цуй Иши (Личжи) (1890—1970). С раннего детства занимался боевыми искусствами. В 18 лет переехал в столицу и поступил в ученики к Ян Ченфу. Последние 8 лет жизни Ян Чэнфу в качестве лучшего ученика и напарника следовал за Учителем. Достиг совершенства в самых разных видах Тайцзицюань стиля Ян. В особенности в туй-шоу и боевом стиле. Передавал одиночную форму, тайцзи Чан-цюань, меч Дао, меч Цзянь, копьё и туй-шоу (парная работа).
В число учеников Цуй Иши входил Лю Гаомин (1931—2003). Благодаря упорной работе и глубокому проникновению в Тайцзицюань школы Ян, он был назван лучшим среди учеников Цуй Иши.
В России представителем традиции Цуй Иши является ученик Лю Гаомина, руководитель «Клуба Чайной Культуры» (Москва) — Баев Михаил Леонидович.
Традиция Фу Чжунвэня
Фу Чжунвэнь (1907—1992). Родственник Ян Ченфу. С 9 лет занимался боевыми искусствами в Юннани, потом учился у Ян Чэнфу до его смерти. Пролив немало горького пота, Фу Чжунвэнь достиг мастерства, прославившись в Китае и за его пределами. Всю свою жизнь посвятил практике и сохранению Тайцзицюань стиля Ян в том виде, как его преподавал его учитель.
Фу Чжунвэнь преподавал Тайцзицюань более 60 лет и имел очень много учеников из разных стран, в том числе П.и Т.Кобаяши. Его перу принадлежат книги: «Тайцзицюань стиля Ян» (переведена на рус. яз.) и «Тайцзи-дао семьи Ян». Традицию продолжают его сын Фу Шеньюань и внук Фу Цинцюань.
В России представителями традиции являются: ученик П.Кобаяши, руководитель Клуба «Dвижение» — Шигорин Виктор; ученик Фу Цицюаня, переводчик книги «Тайцзицюань стиля Ян» — Снисаренко Юрий.
Традиция Ван Юнцюаня
Ван Юнцюань (1904—1987). Начал заниматься Тайцзицюань с 7 лет. У Ван Юнцюаня была редкая для всех наследников ветви Ян возможность — учиться напрямую у двух поколений: Ян Цзяньхоу, и его сыновей — Ян Шаохоу и Ян Ченфу, хотя официальным его учителем считается лишь последний. С 7 до 14 лет он учился у Ян Цзяньхоу и его сына Ян Шаохоу. А в 1917 г. Ян Цзяньхоу назначил ему в учителя своего младшего сына Ян Ченфу. В результате продолжительного контакта с тремя мастерами семьи Ян искусство Ван Юнцюаня, по мнению современных исследователей, не уступало мастерству самого Ян Ченфу, а может и превосходило его. Но он никогда этого не признавал, оставаясь до конца верен традиции.
Его книга «Секретные техники Тайцзицюань стиля Ян» (переведена на рус. яз.), признана профессионалами-традиционщиками одной из важнейших за последние полвека, выражающих сущность стиля Ян.
Среди учеников Ван Юнцюаня наиболее известны в нашей стране Вэй Шужень и Ши Мин.
Ши Мин признается одним из наиболее полно овладевших искусством в ряду своего поколения.
Традицию унаследовал ученик Ши Мина на протяжении 12 лет, получивший прямую передачу — Виктор Сяо (Сяо Вэйцзя).
В России представителем традиции Ван Юнцюаня является сам Виктор Сяо и инструктора его Школы.
В статьях использованы материалы с ресурсов:
http://www.tjq.ru
http://www.dvigenye.ru
http://www.wushuliga.ru
http://www.taichi-chuan.ru
Стиль У Юйсяна
Впервые многочисленные труды по тайцзицюань были сведены в единый канон в лоне третьего крупного стиля тайцзицюань, созданного У Юйсяном (1812—1880). Стиль У, как его называли по фамильному иероглифу основателя, характеризовался быстрыми и короткими движениями.
Стиль Сунь
В 1912 г. ученик У Юйсяна Хао Хэ, приехав в Пекин, тяжело заболел. За ним ухаживал знаменитый мастер ушу Сунь Лутан (1861—1932). В благодарность за искреннюю помощь Хао Хэ показал ему полный комплекс своей школы У. Переработав старый комплекс, Сунь Лутан создаёт собственное направление — стиль Сунь, основанный на принципе «открытия-закрытия», то есть сочетания движений назад и вперёд, концентрации и выброса сил. За быстрые короткие передвижения стиль также получил название «подвижный тайцзицюань открытого и закрытого».
Стиль У Цзяньцюаня
Последний из крупнейших стилей тайцзицюань — стиль У — был основан У Цзяньцюанем (1870—1943). Его отец Цюань Ю, маньчжур по национальности, был уроженцем провинции Хэбэй и обучался у Ян Лучаня, когда тот преподавал в Пекине. Цюань Ю обучил этому направлению своего сына У Цзяньцюаня. Однако тот решает реформировать стиль Ян: делает движения более плавными, исключает прыжки, притоптывания, резкие движения; изменилась немного и форма стоек, движение как бы волной пробегало по телу. Стиль вскоре был признан самостоятельным направлением тайцзицюань.
Дальнейшее развитие
После буржуазной революции 1911 года в китайском обществе произошёл всплеск интереса к национальным воинским искусствам, и с 1916 года по всей стране начали открываться общества по изучению ушу. Благодаря этому Тайцзицюань начал постепенно распространяться по Китаю с севера на юг.
После Второй мировой войны и последовавшей за ней гражданской войны в 1949 году была основана Китайская Народная Республика. Во время «Культурной революции» было провозглашено пренебрежительное отношение к культурным ценностям, и многие мастера ушли из жизни, не передав своего искусства следующим поколениям. В замен исконного искусства Тайцзицюань, в качестве одной из мер оздоровления нации Коммунистическая Партия Китая поручила Госкомспорту разработать упрощённый комплекс оздоровительной гимнастики Тайцзицюань, доступный для массового преподавания. Был создан «Пекинский стиль», и в августе 1956 года Госкомспортом КНР была опубликована книжка, называвшаяся «Упрощённый Тайцзицюань», в которой описывался комплекс из 24 движений (24 форма), составленный на основе книги «Тайцзицюань стиля Ян». В 1957 году для тех, кто освоил комплекс из 24 движений и хотел совершенствоваться дальше, был опубликован комплекс из 88 движений. Традиционным же мастерам было запрещено обучать и демонстрировать своё искусство.
В тот же период некоторые мастера бежали из континентального Китая на Тайвань, в Австралию, в США, а потом это искусство распространилось в Европу и Россию.
В конце 70-х — начале 80-х гг. работа над созданием новых комплексов Тайцзицюань в КНР была продолжена. Новой правительственной задачей стало создание спортивного ушу, с целью включения этой дисциплины в Олимпийские виды спорта. Теперь в поле зрения Государственного комитета по физкультуре и спорту КНР оказался не только стиль Ян, но и ещё два стиля — У и Чень. На их основе был создан комплекс из 48 форм Тайцзицюань, вобравший в себя черты этих стилей.
В результате, несмотря на то, что существует множество школ, практикующих традиционный Тайцзицюань, многими это искусство воспринимается упрощённо — либо как спорт, либо как оздоровительная гимнастика, либо как разновидность рукопашного боя.
В последнее время, начиная с 90-х годов, благодаря огромному интересу к исконному Тайцзицюань, зародившемуся в России, Европе и США, многими специалистами и организациями, как в Китае, так и за его пределами предпринимаются активные действия по возрождению и исследованию этого уникального искусства целостного совершенствования человека и раскрытия его удивительного потенциала.
Особенности техники
Особенности Тайцзицюань стиля Чень: мягкий, перекатывающийся шаг с плавными и непрерывными движениями и «толкающие руки» (туй-шоу). Мягкий, перекатывающийся шаг позволяет сохранять равновесие при всех передвижениях, кроме прыжков, а «толкающие руки» (туй-шоу), известные также и как «липкие руки» (чи-сао на кантонском наречии) в винчун (юнчунь), способствуют наработке умения чувствовать и предугадывать движения противника по прикосновению и умения мгновенно переходить от защиты к атаке, одновременно сковывая движения нападающего. Это создаёт неудобства для противника, привыкшего только бить и не привыкшего к тому, что удары вязнут в защите. «Липкие/толкающие руки» (какиэ) известны также и в двух школах каратэ — в годзю-рю и уэти-рю. Плавность и непрерывность движений, обычно нарабатываемая медленным выполнением комплексов, позволяет тщательно отработать технику движений и добиться большей скорости в бою, за счёт правильности техники и рациональности движений (разумеется, чтобы скорость действительно была высокой, помимо оттачивания техники, требуется ещё и отработка скорости, чему специально посвящён упоминаемый ниже комплекс пао-чуй).
Являясь многогранным искусством, одним из проявлений которого является прикладное (боевое) применение, тайцзицюань совмещает в себе доходящие до своего предела мягкие и жёсткие техники. Существует ряд развитых тренировочных методик в стиле Чэнь, а также в даосских стилях тайцзицюань, не ведущих своего начала от Чэнь, направленных на акцентированное развитие качеств мягкости и жёсткости. Именно к методикам развития жёсткости относятся последовательности Пао Чуй (пушечных кулаков) и бьющие руки (продвинутая стадия туй шоу)
Особенности Тайцзицюань стиля Ян. Основное отличие Тайцзицюань (и др. внутренних стилей ушу) от большинства других направлений боевых искусств — это победа над физически более сильным и быстрым противником, без применения собственной грубой физической силы (Ли). В трактате Ян Ченфу «Десять принципов Тайцзицюань» сказано: «Не применять Ли, но использовать И и Ци». Понимание сути того, чем является И и Ци является предметом наибольшего интереса и исследования в Тайцзицюань. Применение на практике этого принципа даёт эффект, описанный в более древнем классическом трактате Ван Цзуньюэ «Сдвинуть 10 тонн усилием в 2 грамма», «Начинать вторым, но приходить первым», «Быть в движении, но пребывать в покое», «Противник не знает меня, но я знаю его». Наиболее распространённый перевод понятий И и Ци — это Намерение и Энергия. По сути же оба этих понятия являются сложными категориями-качествами, нарабатываемыми в процессе особой психофизической тренировки, которой по сути является любое упражнение Тайцзицюань. Для иллюстрации применения этих принципов на практике можно привести пример знаменитого поединка Ли Цзымина с Масутацу Оямой (каратист, основатель стиля Кёкусинкай). Это был один из очень немногих боев, проигранных Оямой. В конце боя Ояма упал на колени и расплакался, так как выбился из сил, но ни разу так и не смог коснулся старика Ли. После чего встал, сделал поклон и глубоко поблагодарил мастера, за то, что тот показал ему, что такое настоящее искусство. Старик в ответ поблагодарил Ояму, за то, что тот дал ему возможность размять свои старые кости.
В Тайцзицюань изначально существовала одна единственная универсальная форма (комплекс), состоящая из 37 оригинальных приёмов (существует мнение, что большего количества приёмов не содержится ни в одном боевом искусстве). При этом в форме некоторые приёмы повторялись по нескольку раз, за счёт чего количество движений и время их выполнения увеличивалось. Это давало возможность наработки тех самых уникальных принципов Тайцзицюань, благодаря которым это искусство овеяно легендами. В зависимости от того, как считались движения, и сколько в форме было повторений, её называли по разному: 108 форма, 86 форма, 43 форма, 37 форма и др. Наиболее древнее название этой формы — Лао Лю Лу (старые шесть дорог), так как форма делилась на шесть равных частей. Однако по сути и приёмам это была та же форма. В зависимости от уровня подготовки практикующего различия были также в манере и способе выполнения — приёмы могли быть более развёрнуты и менее развёрнуты, выполняться со всеми промежуточными элементами или более схематично. Если комплекс выполнялся с оздоровительными целями, то его выполнение было медленным и плавным (от 20 до 40 мин.), для наработки боевой техники существовал малоамплитудный и быстрый способ выполнения (до 2 мин.).
Занимаясь Тайцзицюань, практикующий избавлялся от многих проблем, очищал свою энергию и сознание, укреплял и балансировал свою эмоционально-чувственную сферу, обретал крепкое здоровье. Действие на принципах Тайцзи постепенно становилось качеством его обычной жизни, и лишь тогда практикующего называли Мастером.
В применении Тайцзицюань удивителен тем, что его действие приятно, а иногда даже целительно для противника. Когда действие гармонично, оно не встречает неприятия, в том числе и на физическом уровне. При этом существуют различные воздействия Тайцзицюань: учебное (оздоровительное), предупреждающее (не травмирующее), боевое.
Помимо одиночной формы в Тайцзицюань существует парная работа туй-шоу и работа с оружием: пика (впоследствии была заменена на шест), прямой меч Цзянь, Сабля Дао. Во всех дисциплинах непременно должны соблюдаться и нарабатываться особые принципы Тайцзицюань, иначе они становятся ни чем не отличающиеся от большинства других видов боевых искусств.
Каждый из приёмов Тайцзицюань является проявлением одного из сочетаний восьми базовых техник-усилий (цзинь). Каждое из этих усилий являет собой многоаспектовое понятие. К тому же интерпретации этих усилий могут различаться в некоторых стилях и традициях.
Восемь Ворот (Ба Мэнь) — Восемь Базовых усилий Тайцзи, в соответствии с Ба-гуа:
- Четыре Направления:
- 乾 Цянь — Юг — Небо — Пэн, Расширение
- 坤 Кунь — Север — Земля — Люй, Притягивание, пропускание
- 坎 Кань — Запад — Вода — Цзи, Внутреннее толкание
- 離 Ли — Восток — Огонь — Ань, Внешнее толкание
- Четыре Угла:
- 兌 Дуй — Юго-Восток — Металл — Чжоу, Локтевое усилие
- 震 Чжэнь — Северо-Восток — Гром — Ле, Вращение, разведение
- 巽 Сюнь — Юго-Запад — Ветер — Цай, Опускание
- 艮 Гэнь — Северо-Запад — Гора — Као, Усилие спины, плеча
Стили
Сегодня выделяют пять основных стилей Тайцзицюань.
- Тайцзицюань стиля Чэнь (кит. 陈式太极拳) — боевое искусство созданное семьей Чэнь. Впервые о его существовании было объявлено в 1949 году.
- Тайцзицюань стиля Ян (кит. 杨式太极拳) — происходит от Ян Лучаня. Семья Ян назвала свое искусство стилем Ян после того, как все остальные стили отделились и провозгласили свои названия. Изначально существовало просто Тайцзицюань.
- Тайцзицюань стиля У Юйсяна (кит. 武式太极拳) — происходит от У Юйсяна, который учился как у Чэнь Чжансина, так и у Ян Лучаня.
- Тайцзицюань стиля У Цзяньцюаня (кит. 吴式太极拳) — происходит от маньчжура Цюань Ю, учившегося у Ян Лучаня в императорском дворце; после буржуазной революции его семья взяла себе китайскую фамилию У.
- Тайцзицюань стиля Сунь (кит. 孙式太极拳) — происходит от Сунь Лутана, изучавшего внутренние стили ушу, и утверждавшего, что все они (Тайцзицюань, Багуачжан и Синицюань) когда-то были одним искусством.
Помимо них существуют и другие, менее известные направления — например «Тайцзицюань деревни Чжаобао», «Тайцзицюань уезда Хундун провинции Шаньси», семейный стиль Шэнь и т. д.
Также необходимо отметить существование даосских стилей Тайцзицюань, отличающихся от других стилей рисунком классических последовательностей и пониманием теоретической базы. Эти стили, в частности, Школа Ветер-Гром (Фэн Лэй Пай) претендуют на независимое от других стилей возникновение и развитие внутри даосских общин.
См. также
- Тайцзи
- 37 форм Сюй Сюаньпина — стиль, считающийся предшественником тайцзицюань (по мнению скептиков, стиль является разновидностью тайцзицюань)
- Сянь-тянь цюань — стиль, считающийся предшественником тайцзицюань (по мнению скептиков, стиль является разновидностью тайцзицюань)
- Хоу-тянь цюань — стиль, считающийся предшественником тайцзицюань (по мнению скептиков, стиль является разновидностью тайцзицюань)
- Чан-цюань — омоним комплекса тайцзи чанцюань семьи Чэнь
- Пао-чуй — омоним комплекса тайцзи паочуй семьи Чэнь
Ссылки
dal.academic.ru
ТАЙ ЦЗИ — это… Что такое ТАЙ ЦЗИ?
ТАЙ ЦЗИ (кит. — Великий предел) — категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бы тия, антонимичная категории “у цзи” — “Отсутствие предела”, “Беспредельное” или “Предел отсутствия/небытия”. Общий для обоих антонимов иероглиф “цзи” несет понятие предела (высшей и главной позиции или степени), охватывающее два смысла: “край” (“оконечность”, “полюс”, “конец крыши”) и “центр”. Термин “тай цзи” впервые встречается в “Чжоу и” (“Си цы чжуань”), где сказано, что изначальные и универсальные “перемены имеют тай цзи”, из которого путем последовательного удвоения рождаются сначала “два образца” — иньян, а затем все сущее. Древнейшая комментаторская традиция трактует тай цзи как синоним тай чу (“Великого начала”), тай и (“Великого единого”) и дао, т. е. обозначение исходно-целостного, хаотически-недифференцированного состояния мирообразующей “пневмы” (ци), и в то же время как Конец пракосмического единства, начало космогенеза и его Причину. Ян Сюн (1 в. до н. э. — 1 в. н. э.), чтобы подчеркнуть безмерность и непостижимость истоков бытия, заменил тай цзи альтернативным понятием “тай сюань” (“Великая тайна”), которому посвятил специальное сочинение — “Тай сюань цзин” (“Канон Великой тайны”). Мыслителями философского течения сюань сюэ, в т. ч. Ван Би, тай цзи отождествлялся с “отсутствием/небытием” (см. Ю—у). Кун Инда (8 в.) в противоположность Ван Би и его единомышленникам объяснил суть тай цзи с помощью понятия “юань ци” — “изначальная пневма”. В основополагающем для неоконфуцианства лапидарном трактате “Тай цзи ту шо” (“Изъяснение плана Великого предела”) ЧжоуДуньи сопряг тай цзи с понятием “у цзи”, восходящим к “Дао дэ цзину”, где оно означает неисчерпаемую первозданность или “Предел отсутствия/небытия”. Описав космогенез как следствие движения самого тай цзи, Чжоу Дуньи фактически положил начало трактовке последнего китайской традиционной наукой как некой программы мировых трансформаций. Лу Цзююань истолковал сопряжение у цзи и тай цзи как отношение соответственно первичного и вторичного, а Чжу Си — как сущностное тождество. По Чжу Си, тай цзи есть совокупность всех “принципов” (ли), единая и одновременно присутствующая в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению луны на всякой водной поверхности. В 20 в. Сунь Ятсен использовал термин “тай цзи” для передачи западного понятия “эфир” (итай). Существует предположение, что известное ныне графическое изображение тай цзи в виде т. н. монады, т. е. темного и светлого зародышей (или “рыбок”), соединенных в круге и символизирующих силы инь ян, получило распространение в 7—8 вв. под влиянием буддийских мандал. Схемология тай цзи обрела развернутое оформление у Чжоу Дуньи и впоследствии играла важную роль в традиционной науке.Лит.: КобзевЛ И Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994, Чжан Даинянь. Чжунго чжэсюэ даган (Основоположения китайской философии). Пекин, 1982, с. 25, 38; Ли Дэюн. Ван Фучжи лунь тай цзи (Ван Фучжи о тай цзи).— “Ухань дасюэ сюэбао (Шэхуэй кэсюэ бань)”, 1982, № 6; Чжзч Ваньгэн. Тай цзи.— “Чжунго чжэсюэ яньцзю”, 1986, № 3; ß Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий китайской философии). Харбин, 1987, с. 39-57.
А. И. Кобзев
dic.academic.ru
Тайцзицюань | Система SABI Алексея Жгутова
Тайцзицюань – это боевое искусство «внутренней семьи». Изначальная цель которого заключалась в максимально эффективном выведении из строя противника.
Слово «внутренней» в данном случае подразумевает развитие определенных психо-энергетических аспектов, которые дают преимущество в реальном бою. А понятие семья появилось только в 1894 году, когда Чень Тиньхуа (представитель Ба-гуа), Лю Декуан (мастер Тайцзицюань) и Ли Цуньи вместе с Цзи Цюань (представитель Син-и) объединились для усовершенствования своих методик и пришли к заключению, что эти 3 искусства несмотря на свои особенности, являются одной семьей, дав название этому объединению – Ней Цзя Цюань (кулачное искусство внутренней семьи).
В настоящее время Тайцзицюань, в большей степени, позиционируется, как оздоровительная гимнастика или спортивное направление, где основное внимание уделяется «правильной форме», а не работе с внутренней силой, в связи с этим, и внешние движения претерпели изменения став эффектными позами, мало применимыми в реальной ситуации боя.
ТАЙЦЗИЦЮАНЬ: ОЗДОРОВЛЕНИЕ
ТАЙЦЗИЦЮАНЬ: БОЕВОЕ ИСКУССТВО
Система САБИ предлагает Вашему изучению боевой аспект Тайцзицюань, который помимо своего прикладного значения несет глубокое философское понимание принципов взаимодействия с окружающим миром. Эти упражнения благотворно влияют на укрепление внутренних органов и поддерживают жизнедеятельность организма на высоком уровне. Знаменитый мастер Сунь Лутан говорил, что это искусство дает возможность поддерживать здоровье и когда тело износится – умереть легко и без болезни.
Это удивительная техника, которая объединила в себе развитие таких составляющих человеческого существа, как физическое тело, энергетическая структура, ментальный аспект и волю, проявляющую себя через способность концентрации и управления своими действиями (См. статью «Великий предел. Тайцзицюань»). Методика преподавания разработана таким образом, что ученик ясно понимает какую цель преследует отработка тех или иных движений. С первых занятий он учится осознанному управлению энергий, развиваемых в Тайцзицюань. Целью сертифицированных преподавателей системы САБИ является полноценная передача базовых понятий и техник, на основе которых каждый сможет самостоятельно развиваться. Люди, занимающиеся боевыми искусствами и имеющие большую практику, несомненно найдут в предоставленных техниках информацию дополняющую их собственные наработки. Начинающие ученики откроют новый мир в познании себя и своих возможностей.
Программа «Основы Тайцзицюань».
Программа «Основы Тайцзицюань», преподаваемая в центре САБИ, включает в себя 12 уровней: 8 базовых ступеней и 4 ступени Мастера. Изучаемые темы выстроены по мере возрастания сложности их восприятия, как для физического тела и энергетической структуры, так и для осознания. На курсовых и регулярных занятиях детально изучаются следующие аспекты:
Повышение вибрационности
Повышение вибрационности посредством развития таких качеств души, как, ЛЮБОВЬ и МУДРОСТЬ — важнейшая составляющая программы САБИ, и непосредственно такого направления, как Тайцзицюань. Кропотливая работа в отработке техники, энергетики и трансформации негативных черт характера в положительные вибрации, развивает целеустремленность и ВОЛЮ. Спортивный раздел Тайцзицюань не включен в курсовую программу и регулярные занятия системы САБИ. Однако, как филиалы центра, так и любой занимающийся, могут самостоятельно, или под руководством опытного инструктора, изучать спортивные направления, выступать на соревнованиях, используя знания полученные в центре САБИ Курсовая программа «Основы Тайцзицюань. 12 уровней» построена таким образом, что пройдя один уровень, у Вас есть возможность закрепить в течение нескольких месяцев пройденный материал, а затем посетить следующий уровень. Так, в течение учебного года, Вы можете пройти 3-4 уровня. Вся базовая программа регулярных и курсовых занятий рассчитана на 3 года (12 уровней). Это дает возможность, благодаря полученным знаниям, развиваться самостоятельно, делиться своими навыками, встречаясь с мастерами внутренних систем других школ нарабатывать опыт, с радостью и интересом, неустанно двигаться в познании и развитии себя.
На курсовых и регулярных занятиях даются практические расшифровки классических текстов мастеров Тайцзицюань:
«Канон Тайцзицюань» (Чжань Саньфен). «В любом действии все тело должно быть легким и подвижным, или цин и лин. Вы должны чувствовать, что все суставы тела связаны, как звенья цепи. Ци должна двигаться. Жизненный дух шень должен сосредотачиваться вовнутрь…» (См. «Чжань Саньфен — «Канон Тайцзицюань») «Рассуждения о Тайцзицюань» (Ван Цзуньюэ). «Тайцзи рождено из Уцзи. Оно — источник динамических и статических состояний и мать Инь и Ян. Если они движутся, то разделяются. Если неподвижны, то смешиваются. Не вытягивайся чрезмерно, не вытягивайся недостаточно. Кривое сделай прямым…» (См. «Рассуждения о Тайцзицюань» — Ван Цзуньюэ) «Внутреннее объяснение практики 13 поз» (У Юйсян). «Разум направляет движение ци, которая должна опускаться глубоко. Затем ци может быть собрана в костях. Когда ци циркулирует по телу свободно, беспрепятственно, она может легко следовать за разумом…» (См. «Внутреннее объяснение практики 13 поз» — У Юйсян)
Темы курсовых и регулярных занятий «Основы Тайцзицюань. 12 ступеней»:
xn--b1abi7atf.xn--p1ai
описание, упражнения для начинающих, целительная польза
Тай чи (иногда произносится как тайцзы) – метод самообороны и художественной боевой гимнастики, возникший в Китае несколько веков назад как сочетание нескольких подобных друг другу, но все-таки различных упражнений. Более официальное название этой техники — тайцзи-цюань (или тайцзицюань), что свободно переводится как «высший предельный бокс».
По словам Питера Уэйна, доцента медицины Гарвардской медицинской школы и директора по исследованиям в Ошеровском центре интегративной медицины в Гарварде, тай чи часто называют «формой нежных упражнений».
«Tai chi — это комплекс упражнений, который объединяет медленные, «мягкие» движения тела, дыхание и различные когнитивные компоненты, включая сосредоточенное внимание, образы и многозадачность», — сказал Уэйн в интервью «Живой науке».
Грация и красота тай чи
Хотя его точное происхождение неизвестно, тайцзицюань, вероятно, эволюционировал от древних форм восточных боевых искусств, исцеляющих, философских и духовных практик, пишет Уэйн в своей книге «Руководство Гарвардской медицинской школы по Тай-Чи» (Шамбала, 2013 г.).
Тай-чи остается популярной практикой в Китае, где она практикуется ежедневно в массовом порядке, чаще — рано утром в парках и других свободных пространствах. За последние 50 лет, тай-чи стала популярной методикой и за пределами Китая, в том числе, активно набирает обороты в России. Тренировка тай чи практикуется в больницах, общинных центрах, колледжах, спортивных клубах во многих странах.
Китайские и иностранные доктора и исследователи зафиксировали и сделали описание множества преимуществ гимнастики тай чи для здоровья:
- Улучшение баланса, скоординированности движений.
- Развитие гибкости, выносливости.
- Стабилизация давления, работы сердца, психического здоровья.
- Снижение факторов риска инсульта, фибромиалгии, болезни Паркинсона и Альцгеймера.
Искусство китайской боевой гимнастики тай чи
Тай чи — безопасная методика упражнений для людей всех возрастов. Данную методику часто сравнивают с йогой. И подобно йоге, тай чи имеет множество форм. Согласно наиболее распространенным формам, это стиль Ян; другие популярные формы включают в себя стили Чэнь, Ву, Хао и Сан, согласно международной ассоциации Ян Чжуань.
Танцевальные движения характерны для тай чи
Каждый стиль индивидуален, однако есть то, что их объединяет — медленные, размеренные и тщательно организованные движения. Одно движение плавно перетекает в следующее – это напоминает танец. В тай чи такой хореографический комплекс упражнений называется формой или множеством, и каждый набор упражнений содержит определенное количество движений или поз. Например, в тай чи стиля Ян, может быть целых 150 движений. Практикующие тай чи иногда выполняют комплекс упражнений с оружием в руках — например, мечом или посохом.
На самом базовом уровне для начинающих китайская гимнастика тай чи может представлять собой несложные упражнения, такие как легкое приседание, скручивание, перемещение рук вперед и вверх, и над головой или перемещение ног из стороны в сторону. Несмотря на простоту, правильно выполненные движения увеличивают мышечную силу и концентрацию.
Типичный набор тай цзы включает в себя движения, разработанные как упражнения разминки, которые обеспечивают умеренную аэробную активность, помогают подготовить костно-мышечную систему к дальнейшим упражнениям и способствуют глубокому дыханию и расслаблению. За этими прогрессивными движениями следуют позы, в которых задействованы различные части тела, от груди и туловища до бедер и ног. Названия этих поз предназначены для информирования о том, как следует перемещать тело. Отсюда такие имена, как «выталкивание и толчок», «развести облака руками», «схватить хвост воробья» и т.д.
Типичный набор тай цзы также может включать упражнения на расслабление, которые должны обеспечивать равномерное распределение энергии по всему телу. Красной нитью проходит через комплексы упражнений духовные компоненты: китайские концепции равновесия, инь-янь, ци (внутренняя энергия), потоки энергии.
Польза для здоровья от тай чи
Неспешная природа тай-чи делает его идеальной формой упражнений для пожилых людей, больных или инвалидов. Тем не менее, тай чи широко практикуется людьми всех возрастов, которые находятся в добром здравии. Исследования показывают, что преимущества метода тай чи применимы к людям, живущим в любой точке земного шара, от здоровых студентов институтов до пациентов, страдающих сердечными заболеваниями.
Духовные практики не менее важны, чем физическая составляющая
В большинстве западных научных исследований основное внимание уделяется физическим элементам упражнений тай-чи-цюань, а не духовным аспектам практики. И польза для здоровья многочисленна — настолько велика, что многие больницы в развитых странах проводят занятия тай чи для своих пациентов. Исследование 2012 года, опубликованное в журнале «Инвалидность и здоровье», показало, что тай-чи была более эффективной практикой, чем традиционная физиотерапия при восстановлении среди пожилых пациентов больниц, которые ранее получали травмы в результате падения.
Преимущества тайцзи включают укрепление когнитивных функций и памяти, улучшение баланса и мышечной силы, улучшение качества жизни и сна и укрепление иммунного здоровья; тай чи оказывает благоприятное влияние на позвоночник и позволяет похудеть.
Обучение тай чи для начинающих
Разминка с правильным дыханием и концентрацией. Как и в любом боевом искусстве – вы не сможете просто разбить доску, применив силу. Тут требуется огромная сосредоточенность. Сперва нужно очиститься от негатива. Для этого потребуется сосредоточить свое внимание и использовать свой потенциал. Начинать стоит с упражнений для тренировки правильного дыхания.
Дыхательная гимнастика тай чи – краеугольный камень физических упражнений
Первый способ:
- Поставьте ноги на ширину плеч, не шире.
- Положите руку на нижнюю часть живота примерно на 5 см ниже вашего пупка. Нажмите слегка.
- Делайте вдох и выдох через нос медленно (губы держите свободно сомкнутыми), чувствуя как поднимается воздух из области вашего живота, в которой вы прикасаетесь. Если вы не чувствуете, что эта область движется, положите руку немного выше.
- Сосредоточьтесь поочередно на всех частях тела. После того, как овладеете своим дыханием, начните расслабление каждой части тела поочередно. Начните с ног и постепенно прокладывайте себе путь к коже головы. Обратите внимание на каждую частичку тела – вплоть до ногтей. Вы осознаете, что все тело напряжено, даже если раньше вы этого не замечали!
- Если вы начнете качаться – это хорошо. Это означает, что вы расслабляетесь, и ваше тело не напряжено, чтобы держать баланс. Если это произошло, подумайте о том, чтобы перенести концентрацию на свои ноги и слегла скоординировать их до тех пор, пока вы не обретете устойчивость.
Второй способ:
Нащупайте свои внутренние весы
Укорени себя
Одна из концепций тайцзицюань — «укоренение». Это легко вообразить: прямо на уроке тай чи представьте, что корни растут из-под ваших ног. Вы — часть земли, никогда не теряете равновесие, фокус или центрирование. Ваши конечности качаются как ветви на ветру, не колеблясь ни от страха, ни от предчувствия. Вы укоренены.
Это не означает, что вы или ваши ноги жесткие и твердые. Наоборот. Представьте себе корни под вами, они часть вас. Они позволяют вам обладать свободой передвижения, потому что вы не можете упасть, вы не можете потерпеть неудачу, и вы всегда будете частью природного мира.
Укорени себя — гимнастика тай чи
Разновидности тай чи
В Tai Chi есть несколько форм. Как правило, каждый стиль поддерживает определенную форму.
Основы:
Малая форма. В этом стиле (как правило, версии Ву или Хао) менее подвижны. Эта форма не слишком интенсивные тренировки, упор на концентрацию и медитацию.
Краеугольный камень тай чи — концентрация и сосредоточенность
Большая форма. Этот стиль формы включает в себя низкие и высокие позиции, более драматические позы и размахивание руками. Он подчеркивает правильное позиционирование тела и выравнивание его энергии.
Существует еще средняя форма. Логично, что она вобрала в себя немного с каждого стиля.
Экспериментируйте с разными стилями
Поскольку все стили Tai Chi хороши, более важно, что вы делаете что-то, а не зацикливаетесь на том, какой стиль подходит вам. Но как только вы погрузитесь в мир китайской гимнастики, обязательно поэкспериментируйте.
Стиль Чена смешивает темп, упражнения выполняются сначала очень медленно, а затем взрываются мощным темпом. Это может быть трудно для новичков.
Стиль Ян является самым популярным. Он имеет устойчивый темп. Вероятно, именно с этим стилем у вас скорее всего ассоциируется гимнастика.
Делайте это упражнение каждый день
У Ву движения почти микроскопические. Их легко сделать, но трудно управлять и владеть ими на 100%. Большое внимание уделено мощным потокам энергии и внутренним давлениям. Движения очень медленные и размеренные. Занимаясь тай чи, можно похудеть, т.к. организм расходует запасы энергии, а вместе с ними сжигаются калории.
Существует еще стиль Хао, который не слишком распространен.
Практика тай чи
Начните с простых упражнений тай чи, описание которых вы увидите ниже на картинках:
Попробуйте передвинуть кнут
Самая популярная поза – одиночный хлыст. Каждая точка на кончиках пальцев является частью хлыста — руки могут энергично воплотить движение, напоминающее удар хлыстом. Не думайте, что это так просто!
Во время выполнения упражнения, одна рука остается в положении «клюва».
Вы, наверное, догадываетесь, почему — это похоже на клюв птицы. Ваши четыре пальца должны слегка касаться большого пальца, а ладонь должна быть обращена вниз. Что касается ваших рук, не смотря на то, что каждый стиль тай-чи несколько отличается, как правило, они находятся на уровне плеч и раскинуты как свободные крылья – это присуще любому стилю.
Белый аист расправляет крылья
Для этого ваш вес должен всегда быть перемещен на одну ногу — но сперва обе ноги должны находиться на земле. Вы будете перемещаться вперед и назад, балансируя. Ваши руки будут двигаться противоположно друг другу, но в разных плоскостях. Нужно двигаться медленно и размеренно, но не держать тело вялым или слабым.
Название этого движется тай чи звучит покорно, но у него есть боевое применение. Подумайте об этом: ваш вес и положение рук всегда меняется. И 100% вашего веса находится на одной ноге, это освобождает другую для нанесения удара противнику (не забывайте, что вы практикуете именно боевое искусство). Это ваша цель!
Практика «перелива»
Возможно, вы несознательно уже применяли эту практику в своей жизни, например, стоя в очереди к врачу. Вы просто стоите ногами на полу. Затем вы «переливаете» свой вес на одну ногу и удерживаетесь. После нескольких вдохов и выдохов, вы начинаете медленно переливать свой вес на другую ногу. Делайте это в течение нескольких минут, очищая свой ум и осознавая свой баланс и возможности.
Сделайте круги локтями
Локти находится перед вами, а запястья расслаблены. Начните делать круги руками. Начинайте описывать круги сначала пальцами затем запястьями, затем предплечьями, а затем плечами. Старайтесь всегда сохранять идеальный баланс движения.
Попробуйте «велосипед». Сядьте и поработайте ногами и бедрами, словно вы едете на велосипеде. Выполните упражнение по часовой стрелке и против.
«Змей ползет»
Это движение немного отличается в каждом стиле Tai Chi, но общая суть одна и та же: нужно переместиться из положения стоя в глубокий присед, как можно изящнее сделав выпад ногой. Когда вы переместились, попробуйте поработать с руками: они должны двигаться в разных плоскостях и на разной скорости.
Переходите от более коротких по времени упражнений к более длительным. Большинство начинают с 15-20 упражнений, на выполнение которых отводиться не более 20 минут. В дальнейшем занятие можно будет увеличить до 30 минут или более. За это время выполняется до 80 упражнений. Тут речь уже идет о расслаблении и снятии стресса.
Как часто нужно тренироваться
Основной способ улучшить умения — это практиковаться. Легенда гласит, что знаменитый мастер Чэнь Фэйке практиковал целительную гимнастику около 30 раз на день. Конечно, не стоит впадать в такую крайность, но все же практика – наше все. 2 раза в неделю — если речь идет о минимальном объеме практики, чтобы учиться наиболее эффективно и получать ощутимую пользу.
Практикуя, сосредоточьтесь на том, что вы помните. Не корите себя за то, что не помните, а улучшайте то, над чем вы можете работать. Даже если вы помните только одну позу, стойте и удерживайте только эту одну позу. Набросайте план занятия, продумайте разминку перед занятиями тай чи и вы увидите ассоциацию с тем, как вы планируете в целом свой день и свою жизнь.
То, что вы получаете от практики Tai Chi, во многом определяется тем, как и насколько часто вы практикуете. Чтобы получить максимальную отдачу, рекомендуется уделять занятиям не менее 15 минут ежедневно.
Каждый день найдите немного времени, чтобы позаботиться о своем теле и очистить свой ум. Награда обязательно найдет вас. Вам потребуется, как минимум, три месяца практики тай-чи, прежде чем вы заметите преимущества. И как только вы достигнете этой отметки, продолжайте увеличивать навык.
<h3″ style=»text-align: center;»>Тай чи как форма медитации
Как только вы овладеете тай-чи, переместите его в свою повседневную жизнь, чтобы уменьшить стресс. Практикуйте концепции целительной гимнастики тай-чи в ситуациях с высокой стрессовой ситуацией, таких как пробки или высокоинтенсивное рабочее совещание, чтобы уменьшить напряжение и восстановить внутреннее спокойствие и равновесие.
Немного терпения и вы будете выполнять это упражнение правильно
Инь-янь
Как форма медитации, тай-чи может помочь вам научиться лучше понимать себя и тем самым более эффективно общаться с другими. Таким образом, когда возникают стрессовые ситуации, обучение тайцзи поможет вам быть напористыми и уважительными к другим, а также оставаться в настоящем и справляться с ситуацией, находящейся перед вами со спокойствием.
Тай-чи помогает вам научиться объединять противоположные силы инь и янь, себя и мир для достижения естественного равновесия для физического и духовного благополучия. Этот баланс представлен символом тай-чи.
Советы новичкам
Во время тай чи-сессии вы не должны отвлекаться. Практика дыхания поможет вам в этом:
- Расслабьтесь. Однако не настолько, чтобы напоминать собой мокрую лапшу. Классическая литература тайцзы часто описывает это состояние как: «как быть подвешенным на веревке, привязанной к верхушке головы».
- Вдох. Краеугольной частью практики является дыхание. Правильное дыхание поможет не только верно выполнять движения, но и концентрироваться на своем Я.
- Живи в данный момент. Развивайте умственную дисциплину тай-чи, чтобы жить в данный момент, а не сосредотачиваться на тревогах.
Видео уроки гимнастики тай чи
fitonyashka.net
Тайцзи — это… Что такое Тайцзи?
ТАЙЦЗИ — одно из осн. понятий др. кит. философии. Многозначность иероглифа «цзи» («в высшей степени», «крайний», «конёк крыши», «крайняя оконечность», «полюс», «доводить до предела») ведёт к разным его переводам. Наиболее распространённый из них… … Философская энциклопедия
ТАЙЦЗИ — ТАЙЦЗИ, в китайской мифологии и философии космическое начало, порождающее инь и ян (см. ИНЬ ЯН) … Энциклопедический словарь
ТАЙЦЗИ — в китайской мифологии и философии космическое начало, порождающее инь и ян … Большой Энциклопедический словарь
ТАЙЦЗИ — («высшее начало», «великий предел»), в китайской космологии, мифологии и натурфилософии одно из основополагающих понятий. В космологических представлениях 2 й половины 1 го тыс. до н. э. Т. выступает в качестве исходной точки возникновения тьмы… … Энциклопедия мифологии
Тайцзи — Великий Предел, единая субстанция в понятиях неоконфуцианства. Источник: Религиозный словарь … Религиозные термины
Тайцзи — … Википедия
Тайцзи — «высшее начало», «великий предел»; в кит. космологии, миф. и натурфилософии одно из основополаг. понятий. В космологич. представл. 2 й пол. 1 го тыс. до н.э. Т. выступает в кач ве исходной точки возникновения тьмы, всей вселенной … Древний мир. Энциклопедический словарь
Тайцзи — (кит.) – «высшее начало», «великий предел» – исходная первоначальная жизненная энергия, из которой появилась Вселенная. Т. рождает две первичные формы (инь и ян), которые порождают четыре вторичные формы (сильное и слабое инь, сильное и слабое… … Мифологический словарь
Тайцзи жоули цю — Связать? … Википедия
ТАЙЦЗИ-ГУНЬ — однаиз китайских школ работы с боевым шестом, отличающаяся плавностьюдвижений. Тычковые удары практически отсутствуют … Энциклопедия вооружений
dic.academic.ru
Китай: философия Тайцзи » Перуница
Философия Тайцзи – одна из старейших в мире. Значение, вложенное в символ инь (Yin) и ян (Yang), который китайцы называют Тайцзи, оказывает влияние на их мышление с незапаметных времён. Упоминания о взаимосвязи между частью целого (инь) и его противоположностью (ян) мы находим ещё в древнейших, дошедших до нашего времени устных и письменных источниках. Во всех классических книгах Китая — «И-цзин», «Дао Дэ Цзин», в трудах Чжуан Цзы и Конфуция – приведено изложение теории инь и ян. Обобщая можно сказать, что эта философская система насчитывает уже тысячи лет. Возможно, именно поэтому организаторы курсов Тайцзи с такой самоуверенностью говорят в своих рекламных проспектах об «искусстве движения возрастом в тысячи лет», которому они собираются обучить Вас за пару недель.
Философия Тайцзи и сегодня насквозь пронизывает все мировоззрение жителей Китая. Подобно тому, как христианство влияет на поведение западного человека, осознаёт он это или нет, также и китаец часто действует в соответствии с понятием инь и ян. При этом он вовсе не считает себя приверженцем даосизма.
Что же представляет собой принцип Тайцзи, который так много людей на Западе хотели бы научиться использовать?
Кто был в Китае, тот наверняка замечал, что ответ «да» на наш вопрос часто на самом деле означает «нет». Почему западный предприниматель, достигнув соглашения со своим восточным партнёром, гордо подписывает договор, а затем напрасно ждёт его исполнения?
Как-то раз я со своим наставником Шэнь Сицзином отправился в небольшое местечко близ города Сион (Xian), чтобы закупить там так называемые «пояса здоровья». В них зашита специальная травяная смесь, и ношение такого пояса, как утверждают, благоприятно сказывается на продолжительности жизни. Мы хотели продавать их в Германии. После утомительной поездки в проржавевшем автобусе мы добрались до фирмы-изготовителя, заключили договор на сумму в пять тысяч долларов и отправились назад с ящиком пробных образцов.
По дороге я заметил, что в описании на китайском языке упоминаются некоторые добавки, которых нет в английском описании, и из-за чего продажа в Германии становилась невозможной. «Неважно, — сказал мой наставник, — завтра мы позвоним им и скажем, что договор придётся расторгнуть». На следующий день никто не стал спорить. Изготовитель сразу же согласился с нами, и когда я спросил мастера, не расстроился ли он, всё-таки мы потеряли целый день, он с удивлением ответил: «А почему? Разве мы не увидели много нового?»
Мне довелось побывать в очень многих таких вроде бы безсмысленных поездках. С каждым разом моего терпения оставалось все меньше и меньше. А он вёл себя так, как будто всё происходило в первый раз.
Представьте себе, вы путешествуете с группой китайцев и хотите купить себе мороженое. Из вежливости Вы спрашиваете спутников, не хотят ли мороженого и они, но все говорят «нет». Однако Вам, как знатоку Китая, известно, что скромность считается там проявлением хорошего тона. Вы спрашиваете ещё раз, затем ещё раз, но каждый раз слышите: «нет, спасибо». Тем не менее, в соответствии с принятыми в Китае правилам вежливости, Вы покупаете мороженое на всех, и все его съедают. И Вы так и никогда не узнаете, кто из них действительно хотел мороженого, а кто просто давился им, не желая обидеть Вас. Особенно любопытно наблюдать за такой манерой поведения, когда речь идёт об алкоголе.
Ни один из китайцев в обоих случаях, о которых я рассказал, не стал бы называть себя приверженцем теории Тайцзи. Но именно в ней таятся корни такого поведения, которое можно наблюдать в Китае повсеместно. Когда жена моего наставника была в Германии, ко мне как-то раз зашёл мой приятель, взял банан и спросил, не хочет ли его кто-нибудь из присутствующих. Никто не ответил «да». Тогда приятель подсел к нам и, съев банан, захотел поговорить с гостьей. Но она захотела немедленно уехать, поскольку, по её объяснению, с ней ещё никогда не обращались столь невежливо. Когда я спросил её, что же произошло, она ответила: «Твой друг спросил, хочу ли я банан, но взял только себе и съел у меня перед глазами». «А что ты ответила ему, когда он предложил тебе банан?» — спросил я. — «Разумеется, я отказалась!»
Что же произошло? Мой друг вовсе не был невежлив. Сначала он задал вопрос, а затем поступил в соответствии с ответом. Его действия соответствовали нашей (западно-европейской) религиозно-этической основе, в которой и таятся корни нашего социального сосуществования. В нашей культуре также имеется своего рода дуализм, и мы очень точно определяем различие между чем-то и его противоположностью. Нам свойственно делать выбор между этими двумя полюсами. Или-или, «да» или «нет». В китайском образе мышления такие ограничения отсутствуют. В их словарном запасе даже нет чётких обозначений для «да» или «нет». В их мышлении тоже присутствует часть целого и его противоположность, но есть и поиск связующего звена между ними, единства в рамках противоположностей. Это мышление не прямолинейно, оно, скорее, округло.
И здесь мы ближе подходим к сути дела. Тайцзи учит нас знанию о том, что всему есть своя противоположность и поиску гармонии в этом. Откуда же происходят эти противоположности? Нам необходимо вернуться к сотворению мира. К Изначальному, к Неделимому, к Пустоте. К состоянию, которое нельзя описать, потому что его не с чем сравнить. К моменту Большого взрыва. В даосизме, а тайцзи-цюань в конечном счёте из него и выросло, это прасостояние называется у-цзи (Wuji). Его символизирует пустой круг. И в этой пустоте возникает нечто. Итак, у нас есть Пустота и Нечто, которое находится внутри неё.
Теперь у нас есть две вещи. Даже три, я имею в виду ещё и связь между обеими. И из этого, как говорит Лао Цзы (китайский философ, мудрец), возникает десятки тысяч предметов. У нас есть Материя, и есть Нематериальное. И отсюда возникают иь и ян, часть целого и её противоположность во всех своих возможных проявлениях.
Всё пронизано Дао, которое удерживает соединение разнообразного. Всё является существующим, в то же время, не существует. Всё вездесущее, но, при этом, непостижимо. Оно расширяет свои пределы и создаёт всё, что мы знаем, и всё, чего не знаем. Это состояние, симбиоз всего, называется Тайцзи. Его символ круг, состоящий из чёрной белой половинок, находящийся, в процессе изменения. Но не стоит делать ошибку, думая, что у-цзи это одно, а Тайцзи – совсем другое. Оба этих символа тесно связаны друг с другом.
У-цзи обозначает пустоту. И в ней в какой-то момент возникает мысль. Мысль приходит в движение и распадается на себя и свою противоположность. Отсюда и возникает всё то, что известно, и всё, что неизвестно. Из у-цзи возникает Тайцзи.
Теперь осталось сопоставить это с движением. Является ли тайцзи-цюань просто учением о движении согласно описанному выше принципу? Или же всё обстоит сложнее? В этом-то и кроется причина того, что начинающие почти ничего не понимают в начале занятий тайцзи-цюань, даже если думают иначе. Когда я спрашиваю новичков в конце урока: «Вы всё не поняли?» — они кивают, и я знаю, что они хотя и не врут, но они не поняли ничего. Да и я не лучше их. Я стою перед учениками, вижу их нетерпеливые лица и начинаю описывать то, что описать невозможно. «Тот, кто говорит – не знает, тот, кто знает – не говорит», — так писал Лао Цзы.
«Почему же, — писал китайский поэт Пай Чуи, живший в девятом веке, — тот, кто знал, написал 5000 слов?» Мы пытаемся сделать понятным неописуемое. Цель – это дорога. Чтобы продвинуться дальше, я должен отказаться от своих обычных принципов мышления и постичь всё как единое целое. Моё сознание должно стать трансцендентальным. Тело, дух и душа – всё, что есть должно слиться в единое целое. Из этого единства возникает чувство, чувство малого. Отсюда вырастает познание. Поняв это, мы становимся чуть ближе к концепции тайцзи-цюань. Без дня нет ночи. Без болезни нет здоровья. Без добра нет зла. Часть целого может быть определена лишь исходя из её противоположности.
Концепция тайцзи-цюань строится на признании этих внешне противоположных полюсов. Здесь делается попытка понять противоположности, проникнув внутрь их и примирить друг с другом. В каждом человеке есть не только доброе, но и дурное. Но речь идёт не о том, чтобы подавить в себе то или другое начало или ограничить его проявление. Вместо этого необходимо добиться понимания того, что лучше научиться обращаться с данным началом. Гармонизировать два разных начала – это вовсе не значит добиться равного соотношения между ними, это значит превратить их в единое целое и следить за тем, чтобы ни то, ни другое не брало верх. Всё как в Природе.
Люди любят солнечный свет. Но если бы он сиял круглые сутки, то всё бы иссохло, и земля стала бы безплодной. Если мы любим самих себя больше, чем солнечный свет, мы должны принимать и дождь. В то же время, если дождь будет лить безпрерывно, то землю затопит, и она также станет безплодной. Нам нужна сбалансированная середина. Но не точная статическая середина, скажем, до обеда солнце, а после обеда дождь. Должен быть сезон дождей, и должно быть солнечное время года. Кстати, я выбрал такой пример ещё и потому, что пишу эту главу в Голубых горах, гигантском заповеднике к западу от Сиднея, в Австралии. Сидя за своим письменным столом, я мог бы увидеть километры ущелий, гор, девственных лесов и долин. Это был бы уникальный вид, если бы только он не был скрыт завесой нескончаемого дождя, из-за которого нельзя увидеть и в двадцати метрах.
Но поскольку я знаю, как в жизни всё связано друг с другом, я не теряю присутствия духа. Я знаю, что за дождём придёт солнце, и что в этом изменении одно обуславливает другое. Я, правда, надеюсь, что и природа тоже это знает, потому что времени у меня осталось только до завтра. И даже можно увидеть различие между Востоком и Западом. Есть план, и есть то, что запланировать нельзя.
Я вспоминаю один случай, который произошёл, когда я был у моего наставника в Чэньцзягоу. Однажды мы собирались отправиться в город Сионы. В день отъезда полил дождь. Я натянул плащ. Но мой наставник сказал, что не стоит безпокоиться, мы подождём, пока дождь не кончится. Именно этого я и опасался. Мы прождали целую неделю. Тогда я понял, насколько подходят друг другу такая философия и социалистическая система организации труда. Мне казалось, что в Китае приход на работу с опозданием никогда не играл никакой роли. Мой первый учитель, Суй Цинбо (Sui Qingbo) из провинции Шаньдун ( Shandong), годами не появлялся на работе, так как жил в это время в Германии. По возвращении его рабочее место всё ещё числилось за ним.
Но вернёмся к нашей главной теме. Чем лучше мы поймём принцип, тем глубже мы сможем погрузиться в исследуемую тему. Символ Тайцзи с его двумя сливающимися частями, как символ возникновения, распространения, но в то же время и распада, с двумя маленькими точками, которые означают, что одно всегда несёт в себе частицу противоположного, описывает именно такие состояния. Для более точного обозначения фаз изменений китайцы используют сплошные (ян) или пунктирные (инь) штрихи. Как правило, их представляют в виде триграмм или гексаграмм, чтобы можно было точнее рассмотреть каждую отдельную фазу превращения. На этом построении базируется «И-цзин», одна из старейших книг Китая.
Чем лучше мы понимаем что-то, тем точнее можем его описать и глубже раскрыть его контекст. В тайцзи-цюань это означает, что мы все больше сжимаем тело, всё точнее регулируем его работу и все плотнее направляем поток энергии через наши тело и дух. Философия у-цзи составляет вместе с системой инь и ян основу не только тайцзи-цюань, но и вообще всех искусств Китая – геомантии, гаданий, астрологии, каллиграфии, музыка и даже медицины и науки.
Следование естественному течению событий, ни во что не вмешиваясь, но действуя спонтанно, называется у-вэй. Этот термин обычно переводят как «недеяние». Но следовать у-вэй вовсе не значит, что нужно сесть в кресло, откинуться на его спинку и со стороны наблюдать за происходящим. Нахождение в подобном состоянии также не имеет отношения к надменности и попустительству. Мягкое побеждает Твёрдое – все знают это, но никто не следует этому принципу, как говорит Лао Цзы. А так происходит из-за неверных представлений. Если бы принцип у-вэй, недеяния, означал в даосском представлении полную пассивность, тайцзи-цюань не соответствовало бы своей репутации. Как защититься от нападения или от болезни, если не реагировать на них? В этом и есть ответ. Один из принципов тайци-цюань – уступать, но уступать, не теряя собственную устойчивость. Уступать ни как кусок ваты, который просто отлетает в сторону, но подобно дереву с крепким корнем, мощным стволом и гибкими ветвями, прочно стоя посередине. Быть как железо, завёрнутое в ткань. Уступать как сильная структура, не теряя опору. Свою основу я обретаю в единстве, у-цзи. Отсюда возникает Тайцзи, трансформация, и, таким образом, способность уметь уступать. Уступать же, не имея под собой основы, означает сбиться с пути.
Вместе с у-вэй появляется и ещё один важный принцип. Недеяние означает и способность реагировать спонтанно. Действовать в соответствии с обстоятельствами, основываясь на всём своём опыте, но здесь и сейчас. Действия не должны быть неизменными и следовать раз и навсегда установленным догмам, они должны выходить из самой ситуации, которая порождает необходимость в них. У-вэй – не идеология, но мудрые, не предопределённые заранее, спонтанные действия, которые являются частью целого и определяются происходящим вокруг. Или, лучше сказать так: спонтанные действия означают действия согласно природе вещей. И согласно своей собственной натуре. Если я хорошо знаю самого себя, если я четко и ясно понимаю свой внутренний голос, мне больше не требуется принимать решения, мне просто нужно следовать за самим собой. Решения нужно принимать лишь в том случае, если нет связи со своей натурой, если нет доверия к себе. Тогда нужно всё взвесить и, сравнив аргументы за и против, определить дальнейшие действия. Интуиция сама по себе может помочь лишь в отдельных случаях. Но благодаря у-вэй она становится исключительно надёжным инструментом.
Каждая причина оказывает своё воздействие. Каждое действие тоже. Всё находится в постоянном изменении. Нет ничего такого, что оставалось бы таким же, как секунду назад. Поэтому наши действия должны соответствовать ситуации и быть не только рациональными, но и спонтанными и естественными, недеяние в данном случае означает, что они не были намечены заранее. Мудрый действует так, как диктует ситуация. Являясь единым целым с Природой и с самим собой, так он развивает гармонию и согласие и самим собой, и со всеми другими существами, предметами и обстоятельствами.Есть две разновидности спонтанности, правильная и неправильная. Действовать правильным образом спонтанно означает уметь доверять своей интуиции и своему чувству и следовать им. Для этого нужно уметь стоять в середине и обладать богатым опытом и знаниями о связи вещей в Природе.
Ян Сильберсторф. Тайци-цюань. Стиль Чэнь
Ян Сильберсторф ученик грандмастера Тайци-цюань стиля Чэнь в 19-м поколении Чэнь Сяована. Ян является основателем Германского отделения Всемирной ассоциации Тайци-цюань (WCTAG).
Тайци-цюань – это система знаний, сформировавшаяся несколько веков назад в Китае в семье Чэнь. Она использует философские категории инь и ян, фазы их преобразования, а также идею привeдения к гармонии энергии, тела и духа человека.
www.perunica.ru