Тайцзицюань — это… Что такое Тайцзицюань?
Тайцзицюа́нь (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь: tàijíquán) — буквально: «кулак Великого Предела»; китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу (происхождение Тайцзицюань — исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии). Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что Тайцзицюань — это боевое искусство.
История
История возникновения Тайцзицюань — спорная тема, так как в различные моменты времени были различные официальные точки зрения, что способствовало распространению различных, не слишком правильных, а порой и полностью ошибочных интерпретаций.
Существует две конкурирующие версии древней истории Тайцзицюань. Одна из них, которая сегодня является официальной версией китайского правительства, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чень, с XIV века проживавшей в деревне Ченьцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чень Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции.
Другая, более древняя версия, которой придерживаются представители стиля Ян, У, Хао и Сунь, говорит о том, что патриархом Тайцзицюань является легендарный даосский отшельник Чжан Саньфэн, что подтверждается большинством независимых современных научных исследований в этой области.
Согласно современным исследованиям первые упоминания о боевых техниках, подобных Тайцзицюань связываются с даосом Сюй Сюаньпином (618—907 гг. н. э., династия Тан), приёмы которого имели названия, абсолютно схожие с сегодняшними названиями некоторых форм («Хлыст», «Играть на Пи-па» и т. д.). Его искусство боя развивалось и передавалось устно среди даосов-отшельников. Называли эти техники по-разному, общими оставались принципы и требования к исполнению, которые впервые изложил в «Классическом тексте по Тайцзицюань» Чжан Саньфэн (960—1279 гг. н. э., династия Сун). Существует множество историй и легенд о том, как Чжан Саньфэн создал Тайцзицюань. По легенде патриарх родился в девятый день четвёртой луны 1247 года (этот день по всему миру отмечают как день рождения Тайцзицюань) и прожил по преданию более 200 лет.
Следующая замечательная личность в ряду Передающих Традицию — Ван Цзунъюэ, живший в династию Мин (1368—1644 гг. н. э.). Он был известным полководцем и оставил после себя тексты «Руководство по Тайцзицюань», «Разъяснение духовной сути 13 форм» и «Об Истинном свершении», которые вместе с трактатом Чжан Саньфэна составляют классическое наследие Тайцзицюань. Считается, что от Ван Цзунъюэ через
Стиль Чэнь
По версии китайского правительства и семьи Чень основателем Тайцзицюань является Чень Вантин. Он был воином императорской гвардии, но вскоре после прихода к власти маньчжурской династии Цин в 1644 г. ушёл из армии. Будучи великолепным мастером ушу, он решил систематизировать те сведения, которые получил в армии. За основу нового стиля Чень Вантин взял формы кулачного боя, известные ему из «Трактата о кулачном искусстве» Ци Цзигуана (1528—1587), служившего учебным пособием для императорской гвардии. Из 32 позиций Чень отобрал 29 и составил несколько комплексов, в том числе пять комплексов Тайцзицюань. Он представил новый стиль как момент соположения внешнего и внутреннего — боевых приёмов и их философского осмысления. Постепенно стиль семьи Ченей упорядочивался, усиливалось его философское звучание. Уже не требовалось столь много комплексов, чтобы открыть для себя метафизическую глубину реальности ушу. Для этого достаточно было и нескольких десятков движений, выполненных с полным соблюдением принципов Тайцзицюань. С течением времени из первоначального творения Чень Вантина сохраняются лишь первый комплекс Тайцзицюань и комплекс паочуй («взрывающиеся удары»), которые сейчас считаются первым и вторым комплексами стиля Чень.
Стиль Ян
Официальная версия китайского правительства и семьи Чень:
Долгое время Тайцзицюань не выходил за пределы семьи Ченей, им занимались вдали от любопытных взоров. Первым посторонним человеком, которому удалось приобщиться к новому стилю, стал Ян Лучань (1799—1872) — воистину человек-легенда. Он происходил из обедневшей семьи из уезда Юннянь провинции Хэбэй. Хотя Ян с детства испытывал тягу к ушу, заботы о близких не позволяли ему систематично заняться этим делом. И все же, узнав о необычном стиле Ченей, Ян Лучань отправился к ним в деревню и попросился в ученики. После долгих уговоров Яна взяли в дом, но не учеником, а в качестве слуги. Ян тайно наблюдал за занятиями и через три года рискнул показать то, чему научился украдкой. Чени были искренне поражены той тщательностью и упорством, с которыми Янь Лучань подошёл к тренировкам. Вместо того чтобы строго наказать его (а за подглядывание за занятиями тогда полагалась смерть), они позволили ему продолжать занятия вместе с ними.
После шести лет обучения Ян Лучань возвращается в родной уезд и начинает преподавание. В то же время он работает над развитием стиля. Так, постепенно меняя характер движений, он делает их более плавными и растянутыми. Стиль приобретает всё более возрастающее оздоровительное значение, что позволило одному из учеников Ян Лучаня написать: «Что является высшей целью Тайцзицюань? Сохранение здоровья и продление жизни».
Версия стиля Ян:
Семья Чень издавна практиковала Паочуй, не имеющий отношения к Тайцзицюань. Чень Чжансин (1771—1853), представитель четырнадцатого поколения семьи Чень, благодаря случайной встрече с самим Цзянь Фа, получил от него передачу Тайцзицюань и стал практиковать и передавать Тайцзицюань, за что был отлучён от рода Чень, с запретом преподавать это искусство внутри семьи.
Именно у него, Чень Чжансина, передачу традиции получил самый знаменитый в Тайцзицюань человек, не принадлежащий к роду Чень — Ян Лучань. Благодаря трем поколениям его семьи, семьи Ян, Тайцзицюань стал известен миру и приобрёл популярность как непревзойдённое воинское искусство и система духовного и физического самосовершенствования. Ян изучал медицину, даосские практики и боевое искусство у Ченя в общей сложности тридцать лет, и стал величайшим мастером своего времени.
Впоследствии Ян Лучань был приглашён в столицу и начал преподавать своё искусство в императорских казармах, а в последующем — во дворце принца. Естественно ему пришлось сдавать «экзамен» на личное мастерство, в результате которого, после многочисленных побед над ведущими мастерами Пекина, он получил прозвище Ян Уди — «Ян непобедимый». У Ян Лучаня было три сына, младший из которых умер в детстве и к традиции не был причастен, двое других — Ян Баньхоу(1837—1892) и
Младший сын — Ян Цзяньхоу — был нравом мягок и учеников любил. Поэтому многие из приходивших к нему в ученики смогли получить линию передачи и стать мастерами. Ян Лучань очень высоко оценивал умственные способности Ян Цзяньхоу, и чаще всего использовал его как партнёра в туй-шоу. Ян Цзяньхоу имел талант объяснять технику, смысл и боевое применение Тайцзицюань просто и доступно. Он великолепно владел оружием, в особенности копьём — фамильной гордостью и секретом семьи. Умер в 1917. Почувствовав приближающуюся смерть, умылся, переоделся, собрал семью и учеников, попрощался, и ушёл с улыбкой на лице.
Создание стиля Ян завершил его сын Ян Ченфу (1883—1936). Родившийся в обеспеченной семье, имевший все, что пожелает, он вырос огромным — под 2 метра и 130 кг — для Китая человеком. Однако это не помешало ему принять эстафету непобедимых мастеров семьи Ян. Ян Ченфу владел семейными секретами техники и применения внутренних усилий. В силу возросшего спроса на Тайцзицюань, очень много преподавал по всей Поднебесной, чем внес огромный вклад в популяризацию Тайцзицюань.
Учеников у Ян Ченфу было очень много, но настоящими мастерами стали немногие. Самые известные из учеников Ян Чэнфу — Цуй Иши, Фу Чжунвэнь, Дун Инцзе, Ван Юнцюань, Чжэн Маньцин и др.
Традиции-ветви стиля Ян
После смерти Ян Ченфу искусство стиля Ян распределилось на «традиции», «ветви» или «линии передачи», называемые по имени мастера, получившего передачу искусства в семье Ян. Так существуют: традиция Цуй Иши, традиция Фу Чжунвэня, традиция Ван Юнцюаня, традиция Чжэн Маньцина и пр. Хотя все традиции исходят из одного источника, каждая из них имеет своеобразные отличия, и зачастую, используя одинаковые названия, по-разному интерпретируют принципы Тацзицюань.
Традиция Цуй Иши
Цуй Иши (Личжи) (1890—1970). С раннего детства занимался боевыми искусствами. В 18 лет переехал в столицу и поступил в ученики к Ян Ченфу. Последние 8 лет жизни Ян Чэнфу в качестве лучшего ученика и напарника следовал за Учителем. Достиг совершенства в самых разных видах Тайцзицюань стиля Ян. В особенности в туй-шоу и боевом стиле. Передавал одиночную форму, тайцзи Чан-цюань, меч Дао, меч Цзянь, копьё и туй-шоу (парная работа).
В число учеников Цуй Иши входил Лю Гаомин (1931—2003). Благодаря упорной работе и глубокому проникновению в Тайцзицюань школы Ян, он был назван лучшим среди учеников Цуй Иши.
В России представителем традиции Цуй Иши является ученик Лю Гаомина, руководитель «Клуба Чайной Культуры» (Москва) — Баев Михаил Леонидович.
Традиция Фу Чжунвэня
Фу Чжунвэнь (1907—1992). Родственник Ян Ченфу. С 9 лет занимался боевыми искусствами в Юннани, потом учился у Ян Чэнфу до его смерти. Пролив немало горького пота, Фу Чжунвэнь достиг мастерства, прославившись в Китае и за его пределами. Всю свою жизнь посвятил практике и сохранению Тайцзицюань стиля Ян в том виде, как его преподавал его учитель.
Фу Чжунвэнь преподавал Тайцзицюань более 60 лет и имел очень много учеников из разных стран, в том числе П.и Т.Кобаяши. Его перу принадлежат книги: «Тайцзицюань стиля Ян» (переведена на рус. яз.) и «Тайцзи-дао семьи Ян». Традицию продолжают его сын Фу Шеньюань и внук Фу Цинцюань.
В России представителями традиции являются: ученик П.Кобаяши, руководитель Клуба «Dвижение» — Шигорин Виктор; ученик Фу Цицюаня, переводчик книги «Тайцзицюань стиля Ян» — Снисаренко Юрий.
Традиция Ван Юнцюаня
Ван Юнцюань (1904—1987). Начал заниматься Тайцзицюань с 7 лет. У Ван Юнцюаня была редкая для всех наследников ветви Ян возможность — учиться напрямую у двух поколений: Ян Цзяньхоу, и его сыновей — Ян Шаохоу и Ян Ченфу, хотя официальным его учителем считается лишь последний. С 7 до 14 лет он учился у Ян Цзяньхоу и его сына Ян Шаохоу. А в 1917 г. Ян Цзяньхоу назначил ему в учителя своего младшего сына Ян Ченфу. В результате продолжительного контакта с тремя мастерами семьи Ян искусство Ван Юнцюаня, по мнению современных исследователей, не уступало мастерству самого Ян Ченфу, а может и превосходило его. Но он никогда этого не признавал, оставаясь до конца верен традиции.
Его книга «Секретные техники Тайцзицюань стиля Ян» (переведена на рус. яз.), признана профессионалами-традиционщиками одной из важнейших за последние полвека, выражающих сущность стиля Ян.
Среди учеников Ван Юнцюаня наиболее известны в нашей стране Вэй Шужень и Ши Мин.
Ши Мин признается одним из наиболее полно овладевших искусством в ряду своего поколения.
Традицию унаследовал ученик Ши Мина на протяжении 12 лет, получивший прямую передачу — Виктор Сяо (Сяо Вэйцзя).
В России представителем традиции Ван Юнцюаня является сам Виктор Сяо и инструктора его Школы.
В статьях использованы материалы с ресурсов:
http://www.tjq.ru
http://www.dvigenye.ru
http://www.wushuliga.ru
http://www.taichi-chuan.ru
Стиль У Юйсяна
Впервые многочисленные труды по тайцзицюань были сведены в единый канон в лоне третьего крупного стиля тайцзицюань, созданного У Юйсяном (1812—1880). Стиль У, как его называли по фамильному иероглифу основателя, характеризовался быстрыми и короткими движениями.
Стиль Сунь
В 1912 г. ученик У Юйсяна Хао Хэ, приехав в Пекин, тяжело заболел. За ним ухаживал знаменитый мастер ушу Сунь Лутан (1861—1932). В благодарность за искреннюю помощь Хао Хэ показал ему полный комплекс своей школы У. Переработав старый комплекс, Сунь Лутан создаёт собственное направление — стиль Сунь, основанный на принципе «открытия-закрытия», то есть сочетания движений назад и вперёд, концентрации и выброса сил. За быстрые короткие передвижения стиль также получил название «подвижный тайцзицюань открытого и закрытого».
Стиль У Цзяньцюаня
Последний из крупнейших стилей тайцзицюань — стиль У — был основан У Цзяньцюанем (1870—1943). Его отец Цюань Ю, маньчжур по национальности, был уроженцем провинции Хэбэй и обучался у Ян Лучаня, когда тот преподавал в Пекине. Цюань Ю обучил этому направлению своего сына У Цзяньцюаня. Однако тот решает реформировать стиль Ян: делает движения более плавными, исключает прыжки, притоптывания, резкие движения; изменилась немного и форма стоек, движение как бы волной пробегало по телу. Стиль вскоре был признан самостоятельным направлением тайцзицюань.
Дальнейшее развитие
После буржуазной революции 1911 года в китайском обществе произошёл всплеск интереса к национальным воинским искусствам, и с 1916 года по всей стране начали открываться общества по изучению ушу. Благодаря этому Тайцзицюань начал постепенно распространяться по Китаю с севера на юг.
После Второй мировой войны и последовавшей за ней гражданской войны в 1949 году была основана Китайская Народная Республика. Во время «Культурной революции» было провозглашено пренебрежительное отношение к культурным ценностям, и многие мастера ушли из жизни, не передав своего искусства следующим поколениям. В замен исконного искусства Тайцзицюань, в качестве одной из мер оздоровления нации Коммунистическая Партия Китая поручила Госкомспорту разработать упрощённый комплекс оздоровительной гимнастики Тайцзицюань, доступный для массового преподавания. Был создан «Пекинский стиль», и в августе 1956 года Госкомспортом КНР была опубликована книжка, называвшаяся «Упрощённый Тайцзицюань», в которой описывался комплекс из 24 движений (24 форма), составленный на основе книги «Тайцзицюань стиля Ян». В 1957 году для тех, кто освоил комплекс из 24 движений и хотел совершенствоваться дальше, был опубликован комплекс из 88 движений. Традиционным же мастерам было запрещено обучать и демонстрировать своё искусство.
В тот же период некоторые мастера бежали из континентального Китая на Тайвань, в Австралию, в США, а потом это искусство распространилось в Европу и Россию.
В конце 70-х — начале 80-х гг. работа над созданием новых комплексов Тайцзицюань в КНР была продолжена. Новой правительственной задачей стало создание спортивного ушу, с целью включения этой дисциплины в Олимпийские виды спорта. Теперь в поле зрения Государственного комитета по физкультуре и спорту КНР оказался не только стиль Ян, но и ещё два стиля — У и Чень. На их основе был создан комплекс из 48 форм Тайцзицюань, вобравший в себя черты этих стилей.
В результате, несмотря на то, что существует множество школ, практикующих традиционный Тайцзицюань, многими это искусство воспринимается упрощённо — либо как спорт, либо как оздоровительная гимнастика, либо как разновидность рукопашного боя.
В последнее время, начиная с 90-х годов, благодаря огромному интересу к исконному Тайцзицюань, зародившемуся в России, Европе и США, многими специалистами и организациями, как в Китае, так и за его пределами предпринимаются активные действия по возрождению и исследованию этого уникального искусства целостного совершенствования человека и раскрытия его удивительного потенциала.
Особенности техники
Особенности Тайцзицюань стиля Чень: мягкий, перекатывающийся шаг с плавными и непрерывными движениями и «толкающие руки» (туй-шоу). Мягкий, перекатывающийся шаг позволяет сохранять равновесие при всех передвижениях, кроме прыжков, а «толкающие руки» (туй-шоу), известные также и как «липкие руки» (чи-сао на кантонском наречии) в винчун (юнчунь), способствуют наработке умения чувствовать и предугадывать движения противника по прикосновению и умения мгновенно переходить от защиты к атаке, одновременно сковывая движения нападающего. Это создаёт неудобства для противника, привыкшего только бить и не привыкшего к тому, что удары вязнут в защите. «Липкие/толкающие руки» (какиэ) известны также и в двух школах каратэ — в годзю-рю и уэти-рю. Плавность и непрерывность движений, обычно нарабатываемая медленным выполнением комплексов, позволяет тщательно отработать технику движений и добиться большей скорости в бою, за счёт правильности техники и рациональности движений (разумеется, чтобы скорость действительно была высокой, помимо оттачивания техники, требуется ещё и отработка скорости, чему специально посвящён упоминаемый ниже комплекс пао-чуй).
Являясь многогранным искусством, одним из проявлений которого является прикладное (боевое) применение, тайцзицюань совмещает в себе доходящие до своего предела мягкие и жёсткие техники. Существует ряд развитых тренировочных методик в стиле Чэнь, а также в даосских стилях тайцзицюань, не ведущих своего начала от Чэнь, направленных на акцентированное развитие качеств мягкости и жёсткости. Именно к методикам развития жёсткости относятся последовательности Пао Чуй (пушечных кулаков) и бьющие руки (продвинутая стадия туй шоу)
Особенности Тайцзицюань стиля Ян. Основное отличие Тайцзицюань (и др. внутренних стилей ушу) от большинства других направлений боевых искусств — это победа над физически более сильным и быстрым противником, без применения собственной грубой физической силы (Ли). В трактате Ян Ченфу «Десять принципов Тайцзицюань» сказано: «Не применять Ли, но использовать И и Ци». Понимание сути того, чем является И и Ци является предметом наибольшего интереса и исследования в Тайцзицюань. Применение на практике этого принципа даёт эффект, описанный в более древнем классическом трактате Ван Цзуньюэ «Сдвинуть 10 тонн усилием в 2 грамма», «Начинать вторым, но приходить первым», «Быть в движении, но пребывать в покое», «Противник не знает меня, но я знаю его». Наиболее распространённый перевод понятий И и Ци — это Намерение и Энергия. По сути же оба этих понятия являются сложными категориями-качествами, нарабатываемыми в процессе особой психофизической тренировки, которой по сути является любое упражнение Тайцзицюань. Для иллюстрации применения этих принципов на практике можно привести пример знаменитого поединка Ли Цзымина с Масутацу Оямой (каратист, основатель стиля Кёкусинкай). Это был один из очень немногих боев, проигранных Оямой. В конце боя Ояма упал на колени и расплакался, так как выбился из сил, но ни разу так и не смог коснулся старика Ли. После чего встал, сделал поклон и глубоко поблагодарил мастера, за то, что тот показал ему, что такое настоящее искусство. Старик в ответ поблагодарил Ояму, за то, что тот дал ему возможность размять свои старые кости.
В Тайцзицюань изначально существовала одна единственная универсальная форма (комплекс), состоящая из 37 оригинальных приёмов (существует мнение, что большего количества приёмов не содержится ни в одном боевом искусстве). При этом в форме некоторые приёмы повторялись по нескольку раз, за счёт чего количество движений и время их выполнения увеличивалось. Это давало возможность наработки тех самых уникальных принципов Тайцзицюань, благодаря которым это искусство овеяно легендами. В зависимости от того, как считались движения, и сколько в форме было повторений, её называли по разному: 108 форма, 86 форма, 43 форма, 37 форма и др. Наиболее древнее название этой формы — Лао Лю Лу (старые шесть дорог), так как форма делилась на шесть равных частей. Однако по сути и приёмам это была та же форма. В зависимости от уровня подготовки практикующего различия были также в манере и способе выполнения — приёмы могли быть более развёрнуты и менее развёрнуты, выполняться со всеми промежуточными элементами или более схематично. Если комплекс выполнялся с оздоровительными целями, то его выполнение было медленным и плавным (от 20 до 40 мин.), для наработки боевой техники существовал малоамплитудный и быстрый способ выполнения (до 2 мин.).
Занимаясь Тайцзицюань, практикующий избавлялся от многих проблем, очищал свою энергию и сознание, укреплял и балансировал свою эмоционально-чувственную сферу, обретал крепкое здоровье. Действие на принципах Тайцзи постепенно становилось качеством его обычной жизни, и лишь тогда практикующего называли Мастером.
В применении Тайцзицюань удивителен тем, что его действие приятно, а иногда даже целительно для противника. Когда действие гармонично, оно не встречает неприятия, в том числе и на физическом уровне. При этом существуют различные воздействия Тайцзицюань: учебное (оздоровительное), предупреждающее (не травмирующее), боевое.
Помимо одиночной формы в Тайцзицюань существует парная работа туй-шоу и работа с оружием: пика (впоследствии была заменена на шест), прямой меч Цзянь, Сабля Дао. Во всех дисциплинах непременно должны соблюдаться и нарабатываться особые принципы Тайцзицюань, иначе они становятся ни чем не отличающиеся от большинства других видов боевых искусств.
Каждый из приёмов Тайцзицюань является проявлением одного из сочетаний восьми базовых техник-усилий (цзинь). Каждое из этих усилий являет собой многоаспектовое понятие. К тому же интерпретации этих усилий могут различаться в некоторых стилях и традициях.
Восемь Ворот (Ба Мэнь) — Восемь Базовых усилий Тайцзи, в соответствии с Ба-гуа:
- Четыре Направления:
- 乾 Цянь — Юг — Небо — Пэн, Расширение
- 坤 Кунь — Север — Земля — Люй, Притягивание, пропускание
- 坎 Кань — Запад — Вода — Цзи, Внутреннее толкание
- 離 Ли — Восток — Огонь — Ань, Внешнее толкание
- Четыре Угла:
- 兌 Дуй — Юго-Восток — Металл — Чжоу, Локтевое усилие
- 震 Чжэнь — Северо-Восток — Гром — Ле, Вращение, разведение
- 巽 Сюнь — Юго-Запад — Ветер — Цай, Опускание
- 艮 Гэнь — Северо-Запад — Гора — Као, Усилие спины, плеча
Стили
Сегодня выделяют пять основных стилей Тайцзицюань.
- Тайцзицюань стиля Чэнь (кит. 陈式太极拳) — боевое искусство созданное семьей Чэнь. Впервые о его существовании было объявлено в 1949 году.
- Тайцзицюань стиля Ян (кит. 杨式太极拳) — происходит от Ян Лучаня. Семья Ян назвала свое искусство стилем Ян после того, как все остальные стили отделились и провозгласили свои названия. Изначально существовало просто Тайцзицюань.
- Тайцзицюань стиля У Юйсяна (кит. 武式太极拳) — происходит от У Юйсяна, который учился как у Чэнь Чжансина, так и у Ян Лучаня.
- Тайцзицюань стиля У Цзяньцюаня (кит. 吴式太极拳) — происходит от маньчжура Цюань Ю, учившегося у Ян Лучаня в императорском дворце; после буржуазной революции его семья взяла себе китайскую фамилию У.
- Тайцзицюань стиля Сунь (кит. 孙式太极拳) — происходит от Сунь Лутана, изучавшего внутренние стили ушу, и утверждавшего, что все они (Тайцзицюань, Багуачжан и Синицюань) когда-то были одним искусством.
Помимо них существуют и другие, менее известные направления — например «Тайцзицюань деревни Чжаобао», «Тайцзицюань уезда Хундун провинции Шаньси», семейный стиль Шэнь и т. д.
Также необходимо отметить существование даосских стилей Тайцзицюань, отличающихся от других стилей рисунком классических последовательностей и пониманием теоретической базы. Эти стили, в частности, Школа Ветер-Гром (Фэн Лэй Пай) претендуют на независимое от других стилей возникновение и развитие внутри даосских общин.
См. также
- Тайцзи
- 37 форм Сюй Сюаньпина — стиль, считающийся предшественником тайцзицюань (по мнению скептиков, стиль является разновидностью тайцзицюань)
- Сянь-тянь цюань — стиль, считающийся предшественником тайцзицюань (по мнению скептиков, стиль является разновидностью тайцзицюань)
- Хоу-тянь цюань — стиль, считающийся предшественником тайцзицюань (по мнению скептиков, стиль является разновидностью тайцзицюань)
- Чан-цюань — омоним комплекса тайцзи чанцюань семьи Чэнь
- Пао-чуй — омоним комплекса тайцзи паочуй семьи Чэнь
Ссылки
Беседы с Сенсеем — Тайцзицюань |
Беседы с Сенсеем
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА
Особенностью Тайцзицюань, также как и других внутренних стилей, является возможность одержать победу над более быстрым и сильным противником, без использования собственной грубой физической силы.
Прекрасной иллюстрацией Концепции Инь — Ян является так называемая методика развития «Ладони Тайцзи», когда ученик, выполняя плавные кругообразные движения, посредством контроля за дыханием, образного мышления и гармонизации двух начал (Инь и Ян), передает внутреннюю силу в ударную точку руки.
Тем самым, мягкий внутренний подход, дает возможность сконцентрировать необходимую энергию, которая трансформируется в жесткую внешнюю форму.
Бой, проигранный Оямой
Принципиальным моментом в Тайцзицюань является не применение силы (Ли), а использование Намерения (И) и Энергии (Ци).
Данный принцип описан в трактате Ян Чэнфу «Десять принципов Тайцзицюань».
Наглядной иллюстрацией применения данного принципа на практике является пример знаменитого поединка мастера Тайчи Ли Цзымина с каратистом, основателем стиля Кёкусинкай — Оямой Масутацу.
Этот бой был одним из немногих, проигранных Оямой. В конце боя Ояма расплакался, упав на колени, так как выбился из сил, но ни разу так и не смог коснуться старика Ли Цзымина.
После чего Ояма встал, сделал поклон и сердечно поблагодарил мастера, за то, что тот показал ему, что такое настоящее искусство.
Старик в ответ поблагодарил Ояму, за то, что тот дал ему возможность немного размяться.
История Тайцзицуань
Достоверных свидетельств о происхождении Тайцзицюань не сохранилось.
Одно из первых упоминаний о Тайцзицюань встречается в древнем китайском трактате «Способ достижения Просветления посредством чтения Священной Книги», созданном в последние годы правления династии Лиань в 907-923 г.г.
Создателем Тайцзицюань большинство исследователей называют даосского священника Чжан Санфэн (Зан Сань Фен), жившего в 13 веке в период правления династии Сон, который после изучения шаолиньского Кунг-фу, Цигун и Дзэн продолжал совершенствоваться в боевом искусстве и духовном развитии в Пурпурном храме, располагавшемся на вершине горы Удан, являющейся одной из самых почитаемых в даосизме.
По легенде на создание стиля Чжан Санфэна вдохновил поединок змеи и журавля, наблюдая за которым мастер испытал озарение, которое привело его к созданию принципиально нового подхода к боевому искусству, в котором воплотилась идея «мягкой силы».
На резкие и быстрые атакующие движения журавля — змея отвечала плавными округлыми движениями, так, что все выпады птицы попадали в пустоту.
Впечатленный таким поединком Чжан Санфэн сгладил жесткую динамику школы Кунг-фу, создав стиль, впоследствии названный «32 длинных кулака Удан».
Данный стиль основывался на так называемом внутреннем усилии и 13 движениях (принципах), развивающихся в форме 7 последовательностей, большая часть из которых в настоящее время утрачена, кроме 2-х, которые и легли в основу системы, эта система позднее стала именоваться Тайцзицюань.
Чжан Санфэн отдавал предпочтение «внутренним» методам тренировки, таким как медитация, контроль за дыханием и управлением энергией Ци, став первым мастером боевых искусств, отказавшимся признавать эффективность тренировок на мешках с песком, поднятия тяжестей и «набивания» ладоней и пальцев в емкостях с горохом, практикуемых в Шаолине.
Чжан Санфэн по праву считается родоначальником внутреннего Кунг-фу, создателем стиля из которого впоследствии были сформированы стили Тайчи (Тайцзицюань — «кулак Великого Предела»), Багуа (Багуачжан — «ладони восьми триграмм») и Синьи (Синъицюань — «кулак формы и намерения»).
Большинство школ Тайцзи почитают этого мастера как отца-основателя Тайцзицюань.
В дальнейшем, на протяжении нескольких веков Тайцзицюань практиковался в среде даосских монахов и священников и лишь в 17 веке доступ к искусству получили миряне.
Изначально в Тайцзицюань существовала одна единственная универсальная форма (комплекс), состоящая из 37 приёмов, однако из-за того, что некоторые приёмы повторялись, количество движений и время их выполнения увеличивалось.
В зависимости от последовательности и формы выполнений, а также количества повторений, возникло некоторое количество форм (108 форма, 86 форма, 43 форма, 37 форма и др), которые имели разные названия.
К наиболее древним относится форма Лао Лю Лу (старые шесть дорог), которая делилась на шесть равных частей, при этом оставаясь той же формой.
Манера и способ выполнения формы могли отличаться в зависимости от уровня подготовки практикующего, а также в зависимости от целей.
Так в оздоровительных целях комплекс выполнялся более плавно и медленно, а время его выполнения доходило до 40 минут, в целях наработки боевой техники комплекс выполнялся с меньшей амплитудой и на более высокой скорости, время выполнения в среднем составляло около 2-х минут.
Базовую комбинацию Тайцзицюань, на основе которой разработаны многие другие комплексы, иногда называют «13 техник Тайцзи».
Она состоит из восьми основных движений руками по отражению, отводу, сжиманию, толканию, разведению, хватанию, протягиванию‚ ударов локтями и пяти базовых движений ногами вперед, назад, вправо, влево и по центру, которые символически сопоставляются Восьмою Триграммами (Багуа) и Пятью Элементарными Процессами (У-син).
Занятия Тайцзицюань способствуют общему укреплению организма, очищению энергии и сознания, а также укреплению эмоционально-чувственной сферы.
Воздействие Тайцзицюань имеет следующие уровни: оздоровительное (учебное), предупреждающее (не наносящее травм) и боевое.
Кроме того, применение Тайцзицюань в поединке не просто не вызывает неприятия, но часто бывает целительно для противника. Так как гармоничное действие не может вызывать отторжения и способно уравновесить и возвратить в состояние покоя.
Стиль Чэнь
Стиль Чэнь является древнейшим стилем Тайцзи и основывается на физическом и энергетическом преобразовании силы.
Создание стиля, согласно легенде, относится к 14 веку, когда китайский отшельник по имени Чэнь Бу совершенствуясь в боевом искусстве, сформировал комплексы формальных упражнений, отличительной чертой которых была низкая боевая стойка, а также использование Дань Тянь.
В течение нескольких веков секреты стиля передавались исключительно по наследству и строго хранились в рамках семьи Чэнь.
Формирование стиля, известного в настоящее время, как стиль Чэнь, связано с именем воина императорской гвардии и мастера ушу Чэнь Вантин, потомка Чэнь Бу в 9 поколении.
В 1644 г Чэнь Вантин сформировал новый стиль, систематизировав многовековые знания своей семьи, а также знания, полученные во время службы, в том числе использовал формы кулачного боя из «Трактата о кулачном искусстве» Ци Цзигуана, служившего учебным пособием для императорской гвардии.
Чэнь Вантин составил несколько комплексов, в том числе пять комплексов Тайцзицюань, соединяющий внешние и внутренние боевые приёмы, а также их философское осмысление.
Характерными особенностями стиля Чэнь являются:
Соединение метода глубокого дыхания и внутреннего усилия (техники даоинь), что позволяет скоординировать сознание, дыхание и движения практикующего.
Плавные дугообразные и спиралеобразные движения, основанные на теории энергетических каналов китайской традиционной медицины, которые позволяют управлять движением энергии Ци при помощи мысли.
Практика парных упражнений — туйшоу («толкающие руки»), суть которого заключается в развитии чувствительности к действиям и намерениям партнера, посредством обвивающих (прилипающих) движений рук находящихся в постоянном контакте.
Практика упражнений с копьем («прилипшее копьё»), которым выполняются круговые, обвивающие движения, делаются выпады и отводы на высокой скорости.
Принцип «жесткого, скрывающегося в мягком». Данный принцип содержался в «Каноне о боевом искусстве» Ци Цзигуана, но в стиле Чэнь получил развитие, посредством использования в зависимости движений и тактики противника.
В Тайцзицюань расслабленность ведет к мягкости, мягкость к собранности‚ которая становится жесткостью, а затем жесткость вновь сменяется мягкостью.
Быстрые движения должны следовать за медленными, а затем вновь становиться быстрыми.
Медленные движения должны быть медленнее, чем у противника, а быстрые — быстрее.
При этом данный процесс контролируется разумом, а не физическим усилием.
Стиль Ян
Долгое время Тайцзицюань не выходил за пределы семьи Чэнь.
Первым человеком, не являющимся членом семьи и тайно изучавшим стиль в семье Чэнь, а затем принятый в ученики главой клана, был Ян Лучань (1799-1872).
Ян Лучань трансформировал стиль Чэнь, изменил характер некоторых движений, сделав их более плавными и растянутыми.
Со временем изменения привнесенные Ян Лучань сформировались в самостоятельный стиль, имеющий ощутимую оздоровительную направленность.
Ян Лучань считал, что высшей целью Тайцзицюань является сохранение здоровья и продление жизни.
При этом Ян Лучань был величайшим мастером боевых искусств своего времени и после многочисленных побед над ведущими китайскими мастерами боевых искусств получил прозвище Ян Уди — «Ян непобедимый».
Стиль У
Приблизительно в то же время, в которое был сформирован стиль Ян (во второй половине 19 века), возникли две школы Тайцзицюань стиля У.
Первая была создана Цюань Ю, учеником Ян Лучаня (основателя стиля Ян).
Стиль этой школы также именуется «малым стилем» (Сяоцзя).
Для данного стиля, как и стиля Ян, характерен медленный, ровный темп движений, в котором отсутствуют прыжки и резкие движения.
Вторая школа стиля У (другой иероглиф), была создана У Юйсяном на основе «старого стиля» школы Чэнь, которому У Юйсян обучался у Ян Лучаня и «нового стиля» школы Чэнь, который он освоил под руководством Чэнь Цинпина. Тайцзицюань этой школы делает упор на использование внутренней силы, точнее, «внутреннего усилия» (нэйцзинь).
Стиль Сунь
Данный стиль основан известным мастером Синьи (Синъицюань — «кулак формы и намерения») и Багуа (Багуачжан -«ладони восьми триграмм») Сунь Лутан в начале 20 века.
Основой стиля Сунь является принцип «открытия — закрытия», а именно сочетание движений назад и вперёд, концентрации и выброса сил.
Для стиля характерны быстрые короткие передвижения, из-за которых стиль также называют «подвижный Тайцзицюань открытого и закрытого».
Стиль Удан
Первые упоминания об уданских стилях относятся к 16 веку, когда в противоположность шаолиньскому стилю был основан стиль «нэйцзяцюань» (кулак внутренней семьи).
По некоторым данным основоположником стиля был даосский священник Чжан Санфэн и стиль является более древним, относится к 13 веку.
Для стиля характерны перемещения по извилистым траекториям, напоминающим передвижение змей, движения стиля подобны непрерывному течению водного потока, производятся по спирали, при этом упор делается на преобразование ментального усилия, а не на грубую силу, когда движения тела подчинены не сокращению мышц, а энергетическому потоку, который, в свою очередь, управляется силой разума.
Комплекс Тайцзицюань стиля Удан состоит из 108 приемов, распределенных по наборам из восьми комбинаций.
Конечной целью стиля Удан является достижение духовного просветления, вне зависимости от религиозной принадлежности практикующегося.
Дальнейшее развитие
Гражданская война 1949 г., основание Китайской Народной Республики, а также последовавшая далее «Культурная революция», провозгласившая пренебрежение к культурным ценностям, стала причиной потери части традиций, так как мастера уходили из жизни, не передав следующим поколениям секретов своего искусства.
Существенным вкладом в возрождение Тайцзицюань было внесение его государственную программу по оздоровлению нации.
Так в 1956 году Министерством спорта КНР был разработан упрощённый комплекс гимнастики Тайцзицюань, доступный для массового преподавания Тайцзицюань стиля Ян (24 формы).
В основе данного комплекса лежал упрощенный вариант классического Тайцзицюань стиля Ян, который включал наиболее простые и имеющие хороший тренировочный эффект движения.
Упрощенный стиль отличает большая равномерность, мягкость, стабильность, спокойствие и сбалансированность. Комплекс оказывает существенный развивающий и оздоравливающий эффект и требует небольшое количество времени для выполнения.
Практика Тайцзицюань
Практика Тайцзицюань не приветствует такие методы тренировок, как работа на мешках, прыгание через скакалку или бег, прежде всего из-за того, что такие методы тренировок сводят на нет бойцовские качества, необходимые практикующему Тайцзи и приводят к потере чувствительности.
Мастера Тайцзи говорят, что мешки с песком помогают сделать кулак твердым, но это не приводит к увеличению ударной мощи, а лишь ослабляет боль при разбивании кирпичей.
Повышение ударной мощи является результатом количества и качества осуществленных во время тренировок ударов, но никак не следствием многочисленных ударов по мешку.
Осознанные же удары по воображаемой цели, как считают мастера Тайчи, приносят намного больше пользы, в отличие от отработки ударов на мешке, так испытывая боль при контакте с жесткой поверхностью, неизбежно приводят к тому, что сила и скорость удара будут инстинктивно занижаться.
Намного эффективнее ударная техника с использованием внутренней силы, которая напоминает своего рода электричество.
В практике Тайцзы — контроль за дыханием, ясность мышления, спокойствие и раскрепощенность — увеличивают не только внутреннюю силу, воплощенную в ударе, но и все прочие качества, необходимые в боевых искусствах.
Суть тренировочного процесса Тайцзицюань заключается в достижении спокойствия, а также осознании того, что агрессивные и эгоистические мысли ученика будут работать против него самого, и таким образом провоцируют добровольный отказ ученика от любого вида агрессии.
Техника «толкающих рук»
Базовая стратегия боя Тайцзицюань состоит в том, чтобы следовать движениям противника, для чего участнику поединка необходимо спокойствие и ясность мысли, в противном случае применение боевого искусства будет не эффективно.
В Тайчи сила удара определяется не силой инерции, а потоком внутренней энергии Ци, которая освобождается в момент контакта.
Особый подход в Тайцзинюань установлен при выполнении парных упражнений (или спаррингконтактов), где вместо обмена ударами, ученики используют практику «толкаюших рук», вступая в «мягкий» контакт с партнером и выполняя последовательность ритмических движений, целью которых является определение слабых мест противника, например, момента потери равновесия или определения незащищенного участка тела противника.
Кроме того данная практика учит следовать не только движениям партнера, но и его чувствам и мыслям, определяя момент, когда партнер теряет душевное равновесие, испытывает неуверенность, либо взволнован, и именно в этот момент противник может быть повержен.
Для техники «толкающих рук» мастера Тайчи определили ряд принципов:
— Следует сконцентрировать энергию Ци в Дань Тяне, так как это способствует расслаблению тела и обретению равновесия.
— Сердцем (или разумом) необходимо следовать за движениями противника, управляя потоком Ци, при этом в движении, не использовать грубую физическую силу.
— Необходимо ощущать агрессивность намерений в движениях противника, используя инерцию его движений против него самого.
— Действия должны быть логическим продолжением движений противника, начинаясь позднее, чем движения противника — должны достигать цели, опережая атаку противника.
Мастера Тайчи говорят, что не следует атаковать первым, нужно ждать начала атаки противника, а затем нейтрализовать ее неожиданной контратакой.
— Нейтрализация атаки противника должна осуществляться в месте ее проведения и с использованием силы всего тела для контратаки.
— Во время атаки руками необходимо использовать силу, поступающую от ступней через бедра в область пояса, откуда она трансформируется на ударную точку. Таким образом, при ударе противника точка контакта является конечным пунктом приложения силы.
Цигун
Развитие внутренней силы осуществляется при помощи практики Цигун.
Термин «Цигун» можно перевести, как «Искусство Энергии».
Использование искусства Цигун характерно для многих школ боевых искусств, практикующих Цигун в целях повышения боевых качеств, а также для улучшения здоровья, духовного роста и расширения сознания.
Мастера Тайчи определяют три уровня применения Цигун: здоровье, бой и духовное развитие.
Причем духовное развитие является высшей целью и Цигун и Тайцзицюань.
Холодное оружие в Тайцзицюань
В Тайцзицюань обучение практике применения оружия направлено, прежде всего, на обучение методике передачи энергетического потока на боевые поверхности холдного оружия. Иными словами передача энергии вооруженным рукам.
Техника Тайцзицюань предполагает умение владеть холодным оружием, но не придает ему такого значения, как шаолиньская школа Кунг-фу.
Три уровня мастерства
Мастера Тайчи определяют три уровня совершенства, достижимых при помощи искусства Тайцзицюань.
На первом уровне постигается Дзинь (форма) и приобретается прекрасное здоровье.
На втором уровне происходит развитие и обретение навыков управления энергией Ци. Данный уровень является промежуточным и рассчитан на боевое применение искусства.
На третьем (высшем) уровне происходит развитие Шэнь (разум, дух). Цель данного уровня духовное совершенствование.
При этом необходимо учитывать, что практикующий Тайцзицюань становился Мастером не тогда, когда в совершенстве овладевал техникой и становился непобедимым воином, а только тогда, когда принципы Тайцзи становились основой его жизни.
Основополагающие принципы Тайцзицюань
Основополагающие принципы Тайцзицюань сводятся к 5 видам практики, взаимосвязанным и взаимодополняющим друг друга, которые включают в себя понятия безмятежного разума, подвижного тела, совершенной энергии, воплощенной силы и концентрированного духа.
Безмятежный разум
Ничто не должно создавать препятствий для работы разума, и каждое движение должно быть ему подконтрольно. Оружием должна быть воля, но не сила.
Подвижное тело
Любое перемещение должно осуществляться без колебаний. Обе руки должны объединять непрерывный поток Ци, который подобен круговороту, при этом каждая часть тела должна быть скоординирована в соответствии с ним.
Совершенная энергия
Целью является обретение потока энергии в позвоночном столбе, а также одновременная гармонизация дыхания, что способствует включению в единый энергетический поток всего тела. При этом вдох — удерживает и аккумулирует энергию, а выдох — способствует ее распространению и проявлению.
Направление энергии осуществляется посредством воли, а не грубой физической силы.
Воплощенная сила
Сила поднимается от пяток, преобразуется на уровне пояса, истекает из позвоночника и материализуется в ударной поверхности руки или ноги, трансформируясь в единое целое. Проявление силы осуществляется подобно стремительному потоку и проявляется в строго определенный момент, т.е. в момент нанесения удара.
Концентрированный дух
Все вышеуказанные принципы воплощаются в главном принципе — концентрации и целенаправленности духа.
Когда дух («шэнь») сконцентрирован, поток энергии Ци может быть многократно усилен. При этом усиление потока энергии питает дух, что способствует усилению энергетического потенциала, ясности ума, координации движений и способности различать, как говорят мастера Тайчи, «видимое» от «сущностного».
Мастера, практически всех восточных единоборств, считают, что развитию техники должно предшествовать развитие силы. Одним из основных способов достижения данной цели является отработка стоек.
Одним из основных упражнений для развития внутренней силы является «стойка трех кругов» («стойка Тайцзы»).
Задачей практики выполнения является не внешняя форма, а достижение состояния полного внутреннего умиротворения и расслабленности.
Результатом правильного выполнения стойки будет ощущение потока внутренней энергии циркулирующей внутри тела, а на продвинутых этапах практики — ощущение слияния внутренней энергии Ци человека с энергией Ци Вселенной.
Все права защищены 2018 (с) MartialArtsWorld.ru Тексты зарегистрированы на Яндекс.Вебмастер
история, правила, стили, экипировка, техника
Если вы считаете, что тайцзицюань – это один из видов ушу, вы будете правы, если же полагаете, что – боевое искусство, не ошибётесь. Оба умозаключения верны: сегодня тайцзицюань «работает» и в качестве оздоровляющей гимнастики, и в качестве боевого искусства. В переводе с китайского «тайцзицюань» – «кулак Великого Предела». А там, где кулак – там точно единоборство.
История
Главных версий о происхождении боевого искусства – две. Первая, которую считают официальной, повествует о том, что единоборство появилось в семье Чэнь, и основал искусство боя в ХVII веке Чэнь Вантин, передававший традицию из поколения в поколение.
Другая версия называет создателем единоборства некого Чжан Саньфэна. Правда, в его «работе» есть необъяснимые пробелы, не позволяющие объяснить историю передачи единоборства до 19 века.
И наконец, Ян Лучань, изучивший тайцзицюань и распространивший его в середине ХIХ века в Пекине. Легенда гласит, что именно этот человек стал преподавать боевое искусство во дворце Императора. Однако придворным навыки боевого боя были не особо интересны, поэтому тайцзицюань для них видоизменили в форму оздоровительных упражнений. Но боевой вариант стиля тоже использовался: ему обучались бойцы императорских войск.
А грандиозное распространение стиля началось вначале ХХ века. Тогда после революции 1911 года внутри китайского общества стал возрастать интерес к национальным единоборствам. Показательно, что в 1916 году во всех китайских провинциях открылись специальные общества для изучения боевых искусств.
Новый подъём тайцзицюань произошёл после Второй мировой войны, а именно в 1949 году, после основания КНР. Новой власти страны, дабы ускорить подъем нового государства и оздоровить народ, была нужна несложная система гимнастики для граждан. Этим упрощением стали 24 движений, взятых в 1956 году Госкомитетом по спорту Китая из данного боевого искусства. Буквально через год те, кто освоили первоначальный комплекс из 24 движений, могли участвовать в новом – из 88 движений. Параллельно шёл процесс ознакомления с тайцзицюань в США и Европе. Факт распространения единоборства объясняется тем, что многие мастера в годы войны и революции в Китае сбежали из страны и пытались выжить, преподавая уроки тайцзицюань, однако сберечь истинные традиции боевого искусства смогли лишь избранные школы.
Основные правила
Любая система упражнений, а тем более, боевое искусство, мертвы без правил. Тайцзицюань базируется на нескольких основных положениях.
Именно сознание должно руководить всеми движениями.
Расслабление не предполагает прилагать грубую силу.
Необходимо координировать верхнюю и нижнюю части тела, чтобы достигнуть гармонии.
Чётко разделяй «пустое» и «полное», достигни устойчивости центра тяжести тела.
Добейся естественности дыхания.
Школы, стили, направления
После реформ в 1950-е годы в тайцзицюань определилось пять базовых стилей, отпочковавшихся от коренного (Ян Лучань). На данный момент существуют уже несколько разработанных вариантов стиля Ян. Что касается двух противоборствующих стилей – «Ян» и «Чень», они очень похожи между собой, хотя первый – несколько упрощён, вследствие чего он компенсируется очень развитой «внутренней работой».
Кроме, пяти основных стилей тайцзицюань за несколько десятилетий появилось много мелких ответвлений, основанных на стиле Ян. Впрочем, необходимо отметить, что все они, если и различаются в характере и форме движений, имеют общие принципы и одинаковый порядок движений.
Инвентарь, экипировка, используемое оружие
Вряд ли найдётся стиль, в котором одежда может меняться в зависимости от сезона либо времени суток. Главное – целесообразность. Так обстоят дела в тайцзицюань. В экипировке для занятий нет практически никаких запретов, кроме того, что обычно используется лёгкая и свободная одежда, причём – из натуральных тканей. Объяснение тому простое: тело каждого человека – живой храм, где происходят дивные трансформации. Как естественный ум не должен мешать проявлениям энергии и тела, так и одежда не должна сковывать движения тела. Кстати, обувь также должна быть лёгкой и удобной, проводить занятия босиком не стоит.
В арсенале тайцзицюань имеются прикладные разделы. Один из них – владение оружием. У разных стилей здесь свои предпочтения. Отметим несколько распространённых для всех из них видов оружия. В основном – это дао (сабля или широкий меч), цзянь (прямой меч) и цян (копье). Владение оружием предполагает применение в самообороне с той же тактикой и стратегией, как и безоружные. В целом же практика с оружием рассматривается как усиленная физическая тренировка, а также гармоничное развитие интеллектуальных способностей и эффективной самозащиты.
Техника
Движения стиля необычны и завораживающи. Со стороны движения и шаги, а также «толкающие руки» тайцзицюань словно бы перекатываются из одного положения в другое. Мягкие шаги, предоставляющие постоянное равновесие в ходе движений, за исключением прыжков, позволяют обучать чувствовать и предугадывать то, что может предпринять соперник, моментально переходя от защиты к нападению. Подобная техника может запутать визави.
Постоянная плавность движений, отрабатываемая неспешными тренировками, позволяет возможность назубок выучить технику и быть максимально быстрым в ходе боя. Главное: правильно выполнять движения, но нельзя забывать и о специальном комплексе пао-чуй, дающим потенциал для повышения скорости техники, и отработки движений.
Внутренние стили ушу: Багуа, Тайцзи, Синьи.
Приветствуем Вас в этом разделе. Это значит что вы интересуетесь внутренними стилями кунг фу. А возможно, вас, как и многих людей просто интересуют вопросы о кунг фу, в частности – что такое внутреннее направление кунг фу? Что означает управление энергией? И какая разница в занятиях так называемыми «внутренними техниками».
Первое что объединяет внутренние стили это огромная польза для здоровья. Люди, практикующие внутренние стили кунг фу намного более устойчивы к стрессам, к заболеваниям и обладают сильным характером, высокой духовной составляющей.
Медитирующая девушка
Все внутренние стили кунг фу являются стилями одной семьи. Это означает то, что конечная цель у них одинакова. В тренировочном процессе развитие необходимых качеств в теле и сознании достигается путем похожих тренировок и методов. Поиск и развитие внутренней силы является одним из самых важных элементов в тренировочном процессе внутреннего кунг фу.
Однако, несмотря на схожесть, существуют и серьезные различия в стилях. Прежде всего, эти различия видны в технике и стиле выполнения.
Тайцзицюань: «Кулак великого предела».
Тайцзицюань, парная работа
Тайцзицюань, что в переводе означает «Кулак великого предела», отличает необычайная мягкость и плавность движений. Усилие как будто перетекают из одной точки в другую. Движения в комплексах тайцзицюань медленные и округлые. Именно благодаря такому исполнению стиль Тайцзицюань приобрел огромную популярность. К примеру людям, не способным по каким либо причинам делать быстрые и сильные движения, медленное выполнение тайцзи дает возможность выполнять длинные комплексы и тренировать тело и дух. Поэтому сегодня Тайцзи во многом утратило составляющую боевого искусства и превратилось в оздоровительную гимнастику, которой могут пользоваться люди любого возраста.
Пожилой мужчина в стойке пу-бу
Но не дайте себя обмануть. Если Вы хотите практиковать Тайцзи, то приготовьтесь увидеть за внешней мягкостью и легкостью движений Мастера очень серьезную работу, требующую предельного сосредоточения тела и разума. Обманчиво мягкие формы Тайцзицюань наполнены мощной взрывной силой. В то же время, плавно текущая энергия Ци позволяет организму сохранять здоровье долгие годы.
Монах демонстрирует элемент из тайцзицюань
Синьицюань: «Кулак формы и воли»
Мастер Ди Гоюн
Совершенно противоположный по внешнему облику Тайцзицюаню является стиль Синьицюань. В переводе означает «Кулак формы и воли». Выполнение комплексов Синьи выглядит агрессивно и прямолинейно. Все движения мощные и быстрые, наполнены не скрываемой силой, способной сокрушить все на своем пути. Неспроста Синьицюань является одним из самых мощных стилей кунг фу, в котором внутренняя сила совмещается с внешней и сливаясь воедино, создают невероятную мощь. Стиль Синьицюань создавался как боевой стиль и до сих пор остается верным традициям воинских искусств. Однако вместе с тем он, как и любой внутренний стиль, обладает высокой оздоровительной составляющей.
Мастер Ди Гоюн
Упорные тренировки позволяют добиться накопления Ци и ее свободного движения в теле по каналам. Множественные техники Нэй гун позволяют укрепить тело внутри, что очень благоприятно сказывается на внутренних органах. Практикующие Синьицюань имеют крепкое здоровье и сильное тело. Их разум спокоен и рассудителен. (Это позволяет развить Способность принимать качественные важные решения в кратчайшие сроки рассмотрев и проанализировав всю имеющуюся информацию, экстраполировав ее на многие возможные варианты событий. Изучение стиля очень подходит для людей, заинтересованных в укреплении здоровья и склонных к бизнесу.)
Багуачжан: «Ладонь восьми триграмм»
Максим Артишевский, руководитель школы Wudeschool
Одним из самых уникальных стилей не только среди внутреннего кунг фу, но и среди всех остальных видов является стиль Багуачжан. В переводе означает «Ладонь восьми триграмм».
Его часто называют самым эзотерическим или философским стилем. Багуа или 8 триграмм — это целая наука о мироздании. И связь между движениями в стиле Багуачжан также отражает эти знания.
Применение боевых приемов из багуачжан
Стиль Багуачжан совмещает в себе мощь и напористость Синьицюаня, а также мягкость и уступчивость Тацйзи. Но имеет и уникальные особенности. Одна из особенностей это уникальная методика шага и то, что движения выполняются непрерывно. Многие движения выполняются по кругу, использую специальный шаг «Тани бу». Выполнение многих специальных техник НэйГун также выполняется по кругу. Тренировки в Багуа быстро укрепляют тело и здоровье. Специальные круговые нэйгуны лучше всех других техник укрепляют и восстанавливают ноги. Эти техники Багуачжан применяются для лечения заболеваний суставов ног.
Татьяна Ивашко, демонстрация боевой техники с оленьими рогами
Боевой арсенал Багуачжан очень разнообразен. Широко применяются уходы с линии атаки, обманные движения. Выполнение таолу выглядит очень красиво и грациозно. Мастера двигаются по кругу вокруг воображаемого противника, выполняют различные уходы, атаки. Под необычными углами начинают многие техники, тело использует часто силу скручивания мышц и суставов. Но пусть Вас не вводит в заблуждение эта легкость, с которой Мастера двигаются. Любое атакующее и защитное движение наполнено колоссальной мощью, способной сломить любое сопротивление. За грацией и красотой скрывается огромная сила, наполненная объединением движения Ци, дыхания, работы мышц и формы.
Парная работа в багуачжан, отработка элементов циньна
Специфический шаг Танибу является прекрасной оздоровительной методикой. Непосредственно укрепляя коленные, голеностопные и тазобедренные суставы, тренируя мышцы и связки ног, эта техника благоприятным образом влияет на все тело. Специфические движения и скручивания в пояснице, правильная постановка рук и корпуса, хороший шаг регулируют движение Ци в теле, а медитативное состояние позволяет добиться спокойного и рассудительного сознания. Круговые техники в Багуачжан часто называют медитацией в движении. Эта техника позволяет в кратчайшие сроки открыть малый круг движения энергии.
Татьяна Ивашко, демонстрирует шаг тани бу
Но нужно четко представлять, что за результатами скрывается усердная и кропотливая работа, концентрация сознания и постоянство.
Как уже говорилось, все Эти стили — Тайцзицюань, Синьи и Багуа – стили одной семьи. Изучая любую технику мы неизменно придем к укреплению здоровья и повышению навыков в боевых искусствах. Но выбрав внутренний стиль следует помнить о том, что знания Мастеров скрыты в традициях. И лишь те, кто следует им, способны достигнуть самых лучших результатов.
Тайцзицюань У Цзяньцюаня — Википедия
Тайцзицюань У Цзяньцюаня (кит. 吴式太极拳) — одна из крупных разновидностей тайцзицюань (боевое искусство Китая).
Появление тайцзицюань в Пекине[править | править код]
В середине XIX века Ян Лучань обучился у Чэнь Чансина. После учёбы в Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань Ян Лучань вернулся к себе на родину в Юннянь провинции Чжили (нынешняя Хэбэй). Через некоторое время он отправился в Пекин и начал преподавать тайцзицюань там. Сначала он преподавал боевое искусство в доме богача Чжана, а потом стал преподавать в княжеской резиденции. О каком же князе идёт речь?
В большинстве современной литературы указывается, что это был князь Дуань. В некоторых статьях указан «князь Жуй», но так как титул «князь Жуй» среди князей династии Цин не встречается, то это, скорее всего, объясняется просто опиской: иероглифы «жуй» и «дуань» очень похожи по написанию, они лишь немного различаются левой частью. Однако У Тунань в своё время выдвинул версию, что в данной истории вообще имеет место ошибка устной передачи, и на самом деле Ян Лучань служил не у Айсиньгьоро Цзайи, носившего титул «князь Дуань», а у его отца — Айсиньгьоро Ицуна, 5-го сына императора, правившего под девизом «Даогуан». Ицун носил титул «великий князь Дунь», а слоги «дунь» и «дуань» действительно очень легко спутать на слух.
В 1996 году в журнале «Ухунь» была опубликована статья любителя истории ушу Мо Чаомая, в которой он подробно исследовал ряд спорных мест в истории некоторых стилей ушу. В частности, разобравшись с титулатурой всех князей времён династии Цин, он установил, что лишь Мяньсинь, четвёртый сын императора, правившего под девизом «Цзяцин», на 24-м году этого правления (1820) был удостоен титула «великий князь Дуань». Он скончался в седьмом месяце 8-го года правления под девизом «Даогуан» (1829), а его сын Июэ (впоследствии сменивший имя на «Ичжи») унаследовал титул «князь Цзюнь». Ичжи скончался в пятом месяце 30-го года правления под девизом «Даогуан» (1851), сыновей у него не было. Лишь на 10-м году правления под девизом «Сяньфэн» (1861) императорским указом Цзайи — второй сын Ицуна, великого князя Дуня — был назначен наследником Ичжи и унаследовал титул бэйлэ. На 15-й год правления под девизом «Гуансюй» был добавлен титул «князь Цзюнь». В 9-м месяце 19-го года правления под девизом «Гуансюй» (1893) он стал генерал-адъютантом двора. В 20-м году правления под девизом «Гуансюй» он был повышен до титула «удельный князь Дуань».
Таким образом Мяньсинь, князь Дуань, скончался в 1829 году, а в следующий раз этот титул возник лишь в 1894 году. Следовательно Ян Лучань, скончавшийся в 1870-х годах, никак не мог служить у князя Дуаня. Значит, он, скорее всего, действительно служил у Ицуна, князя Дуня, который был сыном императора и имел обширные связи при дворе. Именно в резиденции князя Дуня изучили тайцзицюань императорские гвардейцы Ваньчунь, Линшань и Цюанью.
Маньчжуры и революция[править | править код]
Во время правления маньчжурской династии Цин (1644—1911) в Китае главной нацией считались маньчжуры, за ними шли монголы, и уж потом — китайцы. Неудивительно, что при императорском и княжеском дворах многие ученики Ян Лучаня и его сыновей были именно маньчжурами и монголами. Когда в 1911 году грянула буржуазно-демократическая революция, то, естественно, первое, чего ожидали маньчжуры и монголы от захвативших власть китайцев — это массовой резни представителей нетитульных наций, поэтому 1911 год ознаменовался массовым бегством народа из чиновничьего Пекина в Маньчжурию (за год переехало порядка 250 тысяч человек). Те, кто по каким-то причинам не мог уехать, в большинстве своём заранее постарались замаскироваться под китайцев. Так, маньчжур Цюанью превратился в У Фуши, его сын Айшэнь — в У Цзяньцюаня, а обучавшийся у них монгол Улабу Улахань — в У Тунаня.
В 1916 году в Бэйпине (как стал после революции называться Пекин) открылось Пекинское общество по изучению физической культуры, куда был приглашён в качестве преподавателя и У Цзяньцюань. Преподавая тайцзицюань в качестве оздоровительной гимнастики, он убрал из комплекса прыжки и повторяющиеся движения, сделал его медленным и непрерывным, добавил мягкости.
В 1928 году закончилась гражданская война в Китае, он вновь стал единым, и столицей страны был объявлен город Нанкин. Мастера тайцзицюань, уже в течение многих десятилетий привыкшие кормиться при власть имущих (других способов зарабатывать на боевых искусствах в то время и не осталось), начали перебираться поближе к новой столице. Отправился на юг и У Цзяньцюань.
Образование нового направления тайцзицюань[править | править код]
Волна революционного движения вынесла на своём гребне и много пены. В частности, в 1920-30-х годах быструю карьеру сделал Чжу Миньи. Благодаря удачной женитьбе на дочери Ван Цзинвэя — одного из лидеров партии Гоминьдан — он занимал высокие посты: в 1932-35 годах, когда Ван возглавлял правительство, то Чжу был секретарём правительства, а когда в годы Второй мировой войны Ван Цзинвэй предал Чан Кайши, перешёл на сторону японцев и стал главой марионеточного прояпонского правительства, то Чжу Миньи был назначен послом в Японию. В 1927-28 годах он был одним из быстро приобретавших власть политических функционеров, который к тому же ещё и желал заниматься тайцзицюань.
Поначалу Чжу сделал ставку на Ян Чэнфу — внука Ян Лучаня. Однако во время публичных выступлений, когда Чжу встал в пару с самим Яном, рассчитывая, что тот проявит уважение к его общественному статусу, то оказался отброшенным прочь мощным толчком Яна. Обидевшись на такое публичное унижение, Чжу перешёл заниматься к У Цзяньцюаню, и начал пропагандировать идею о том, что, у У — совсем иное направление тайцзицюань, чем у Яна. В условиях тоталитарного режима с идеями руководителей такого ранга мало кто спорил, и У Цзяньцюань не стал протестовать. Так появилось новое направление тайцзицюань, активно пропагандируемое государством.
Однако близость к госструктурам сослужила для тайцзицюань У Цзяньцюаня плохую службу. Если в Пекине, где остался Ван Маочжай, тайцзицюань У Цзяньцюаня продолжало развиваться в духе прочих пекинских боевых искусств, взаимообмениваясь с другими стилями, и порождая могучих бойцов, то южной ветвью стиля стали заниматься в основном чиновники и партийные функционеры. Перспектива получения синяков и шишек, неизбежных при занятиях боевыми искусствами, их отнюдь не прельщала, и вся их работа в паре в итоге свелась лишь к практике упражнения «толкание руками». Несмотря на то, что в 1930-х годах в Накине, Шанхае и прочих крупных городах южного Китая один за другим проходили турниры по гошу самого разного уровня, представители тайцзицюань У Цзяньцюаня в поединках замечены не были.
Тем не менее, в современных условиях, когда массам нужно не боевое искусство, а средство поддержания здоровья, именно этот фактор привёл к широкому распространению тайцзицюань У Цзяньцюаня: по популярности данная ветвь находится на втором месте среди всех направлений тайцзицюань, уступая лишь ветви семьи Ян. Занимающихся этим направлением вне Китая можно найти во всех местах массового проживания китайской диаспоры — в Сингапуре, Малайзии и т. д.
Великий предел — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Схематическое изображение Великого РазделенияВеликий предел (разделение) (кит. трад.太極, упрощ. 太极, tàijí, «Тайцзи») — этап исходного космогенеза в представлении китайской философии, предельное состояние бытия, наибольшее разделение на прошлое и будущее, начало времени и всех начал, причина выделения двух сил: инь — женской и ян — мужской. Предыдущая категория — «беспредельное» или «отсутствие предела (разделения)» (англ.)русск. (кит. 無極, 无极, wújí, У Цзи). Термин впервые встречается в одном из канонических комментариев к «И цзин» — в «Си цы чжуани», чжане 11-м:
是故,易有太極,是生兩儀,兩儀生四象,四象生八卦,八卦定吉凶,吉凶生大業。
Таким образом, в Переменах есть Великий предел. Он рождает двоицу образов. Двоица образов рождает четыре символа. Четыре символа рождают восемь триграмм. Восемь триграмм определяют счастье и несчастье. Счастье и несчастье рождают великое деяние.
(Перевод В. Е. Еремеева[1])
Популярное ныне изображение Великого предела стало эмблемой китайской классической философии. Парадоксальным образом, это графическое решение возникло достаточно поздно. Его изобретателем считается даос Чэнь Туань (Chen Tuan, ок. 906—989), который, в свою очередь, использовал более раннюю диаграмму, приписываемую буддийскому монаху Цзунми (Zongmi, 780—841, дин. Тан). Таким образом, исторически эта эмблема точнее всего соотносится с идеями неоконфуцианства.
Предшественниками этого графического решения считаются так называемые диаграммы Хэ Ту и Ло Шу.
Ицюань — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июня 2014; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июня 2014; проверки требуют 6 правок. Ван Сянчжай (1885—1963) создатель Ицюань, иногда называемый ДачэнцюаньИцюань (意拳) — одна из китайских систем единоборств, известная также как «кулак разума (великого предела)»; её «брат близнец» есть Дачэнцюань (хотя по сути одно и то же).
Ицюань, иногда называемый Дачэнцюань, является сравнительно новым боевым искусством — оно было создано в 1920-х Ван Сянчжаем (1885—1963). Ван Сянчжай искал лучших мастеров боевых искусств своего времени, чтобы понять «сущность рукопашного боя». Позже он создал новое искусство, выбросив, со временем, несущественное и то, что могло быть заменено тем, что давало лучшие или более скорые результаты. Постепенно, в системе появились внутренние аспекты, которые стали доминировать над всеми остальными частями.
Чтобы подчеркивать важность сознания, и в обучении и боевом применении, он решил назвать своё искусство Ицюань: «И» означает в данном случае сознание или намерение, «цюань» — кулак. Название было, вероятно, получено за счёт исключения части «Синь» (форма) из названия боевого искусства Синъицюань, от которого, в основном отталкивался Ван Сянчжай при создании своей системы. При этом Тайцзицюань У-Хао с его нейтрализацией и толканием руками также, оказал мощное влияние на его систему. В конечном счёте, он пришёл к тому, чтобы рассматривать Ицюань не только как боевое искусство или систему оздоровительной гимнастики, продолжая скрыто преподавать боевой аспект только нескольким приближенным ученикам.
Он имел много возможностей проверить ценность Ицюань, как боевого искусства. Он полагал, что все школы воинских искусств ущербны и «уводят учеников дальше от цели». Он и не пытался держать свои взгляды при себе и когда он направлялся в Пекин, в конце 1930-х, Ван Сянчжай бросил открытый вызов всем своим коллегам по БИ, чтобы «обмениваться идеями и учиться друг из друга». Так как вызов был открытый, то не было нехватки в противниках. Любой претендент должен был сначала победить одного из четырёх лучших учеников Ван Сянчжая, но ни у одного это не получилось. Этими четырьмя студентами были Хань Синцяо, Хун Ляньшунь, Яо Цзунсюнь (возможный преемник Ван Сянчжая) и Чжоу Цзыянь. Ицюань быстро получил репутацию, как очень эффективный боевой стиль (а позже открылось и полезность Ицюань для здоровья). В это время, Ван Сянчжай изменил название Ицюань, поскольку он чувствовал, что названия ограничивает представление об искусстве.
Его ученики и публика, ввиду успехов, начала называть стиль Дачэнцюань (Кулак Большого Достижения) и Ван Сянчжай, после небольшого сопротивления, принял новое название. Однако, позже он вернулся к названию Ицюань снова, поскольку он вновь стал полагать, что оно лучше соответствует его искусству.
Методы тренировок Ицюань, позволяет развить мощнейшее внутреннее усилие, обрести здоровье и сверхспособности, на высших этапах мастерства обретается «бесформенная сила».
Древнее знание, дошедшее до нас в виде Ицюань позволяет включить глубинные механизмы нашей психики, направленные как на самооздоровление, так и на повышение энергетического уровня занимающихся.
Это мудрость которая способна на разрушение, но созданная для созидания.
Полное обучение состоит из семи шагов:
- Чжаньчжуан (столбовая работа)(站樁).
- Ши Ли (Проба Силы)(試力) — простые упражнения для того, чтобы узнавать, как контролировать связь целого тела и силу целого тела в движении — другими словами, научиться использовать внутреннее усилие.
- Мо Ца Бу (Шаг Трения)(摩擦步) — изучение того, как удерживать связь целого тела и силу целого тела, перемещаясь.
- Фа Ли (Выброс Силы)(發力) — изучение того, как «выбрасывать» силу, используя внутренние усилие, а не физическую силу. Как выбрасывать её в любом направлении и любой частью тела.
- Туйшоу (Толкающиеся Руки)(推手) — эта часть подобна Толкающимся Рукам в Тайцзицюань (было взято из стиля У-Хао), но со своими особенностями.
- Ши Шэн (Проба Голоса)(試声) — методы увеличение силы выброса внутренней силы, с помощью выкрика.
- Саньшоу (Чжи Чжи Фа)(散手) (Боевая Практика) — свободный спарринг. На всех стадиях обучения, студенты должны следовать самому важному принципу — Используй сознание, а не силу («yong yi bu yong li»).