Тайцзи цюань в Москве, Киеве, Минске, Казане, Владимире
Что такое Тайцзицюань — Великий предел, которому нет предела?
Тайцзицюа́нь (тайчи) (по-китайски: традиция — 太極拳, упражнения — 太极拳, пиньинь: tàijíquán) означает буквально «кулак Великого Предела». Это в Китае внутреннее боевое искусство, разновидность ушу. Вопрос о происхождении тайцзицюань cчитается исторически спорным: разные источники отражают разные версии. Направление популярно в качестве оздоровительной гимнастики, однако приставка «цюань» (что значит «кулак») подразумевает, что тай цзи цюань — боевое искусство.
Тайцзицюань – это то изначальное знание, которое до наших дней донесли и сохранили наши китайские братья. В основе многих современных школ как боевых, так и гимнастических лежат отголоски этих знаний. Истинные знания Тайцзицюань хранят и передают закрытые кланы, так называемые семьи (школы), и делиться ими с вами никто не планирует. В данном случае даже деньги не всегда могут помочь обрести истинное знание. Основные направления Тай цзи цюань – это Стиль Чэнь и Стиль Ян. Люди, которые посвящают свою жизнь Тайцзицюань, обычно собирают знания по крупицам и по всему миру.
Тайцзицюань включает в себя семь аспектов, которые затрагивают все возможные направления развития человеческого существа:
- Классическое Тайцзицюань — это изучение Форм тайцзи, проще говоря, комплексов упражнений (движений), плавно перетекающих из одного в другое.
Комплексы упражнений различны: 18 Форм, 24 Формы, 32 Формы, 42 Формы, 83 Формы, 108 форм и. т.д. Проводятся соревнования, в которых оценивается качество исполнения этих форм. Данное направление – это вид СПОРТА, который в народе называется гимнастикой УШУ. Безспорно, в результате занятий Тай цзи цюань происходит ОЗДОРОВЛЕНИЕ физического тела, и заниматься этой гимнастикой можно и нужно до глубокой старости. Это позволяет сохранить здоровье, подвижность и гибкость физического тела.
2. Философия Тайцзицюань — изучение текстов и философии, оставленных великими учителями и сохранившихся до наших дней.
3. Энергетика в Тайцзицюан
4. Утончение восприятия в Тайцзицюань — развитие экстрасенсорных способностей через Тайцзи. Чувствование движения энергий без утончения восприятия просто невозможно.
5. Туйшоу
6. Боевой аспект Тайцзицюань— расшифровка форм и применения их в реальном бою. Если говорить прямо, то в Тайцзицюань нет понятие «бой», все направлено на максимально быстрое уничтожение противника. С первого взгляда простые, медленные и, казалось бы, безобидные движения превращаются в смертельное оружие.
7. Тайцзицюань как способ познания себя и развития духа — ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ.
Как следует из сказанного выше, Тайцзицюань является многоплановой, цельной системой знаний и навыков, в которой каждый может найти себе то, что ему нужно.
В представленных на этой странице видео о тайцзи тему Тайцзицюань освещает Алексей Жгутов — человек, посвятивший себя этому направлению и большую часть жизни искавший ответы на вопросы о истинном, боевом, энергетическом Тайцзицюань по всему миру и не у одного наставника. И как не странно искал знания, а нашел Себя. Так обычно и бывает с теми, кто доходит до конца !!!
Восемь усилий в Тайцзицюань
Пояснения переводчика
8 усилий (ба цзинь) являются основополагающей частью теории тайцзицюань.
Вместе с 5 шагами, они образуют 13 форм (позиций, сил) — фундамент любого стиля тайцзицюань.
Исполнение комплексов тайцзи без понимания 13 усилий лишено всякого смысла, поскольку сами формы (ши) образующие комплексы (таолу) — всего лишь различные реализации 13 форм. Таким образом, таолу, на котором часто делается акцент в обучении, вторично по отношению к 13 формам.
Первая часть 13 форм — 5 шагов: наступление, отступление, взгляд влево, взгляд вправо, стабильная позиция. Смысл их достаточно очевиден — все они имеют отношение к работе ног и корпуса. Комментария требуют, пожалуй, только «взгляд влево» и «взгляд вправо», которые обозначают скручивания корпуса влево и вправо при выполнении техники. Причём «взгляд» упоминается здесь не зря — взглядом направляем волю (и), за ней следует усилие (цзинь), а движение уже само собой происходит в этом направлении (и наоборот, если не смотреть в нужном направлении, движение тормозится, несмотря на прилагаемые физические усилия). «Наступление» и «отступление» относится не только непосредственно к шагам, но также обозначает соответствующие перемещения корпуса без отрыва ног от земли.
Вторая часть 13 форм — 8 усилий более сложны для понимания. Ниже даётся перевод посвящённых данной теме разделов из классических книг Сюй Чжии (направление У Цзянцюаня) и Чэнь Гу’аня (направление У Юйсяна). Чтобы данный материал был воспринят адекватно даже начинающими изучать тайцзицюань и туйшоу, необходимо дать некоторые комментарии.
1. Восемь цзинь — это не позиции и не формы, не «приёмы», а именно усилия. Т.е. имеет значение вектор силы, а не вектор скорости, или положение тела. Правильная позиция — только необходимое условие для создания правильного усилия. Движение (траектория) — результат сложения усилий двух противников (партнёров по туйшоу). Поэтому никакое конкретное положение руки, тела, траектория движения не могут быть однозначно связаны с каждым типом усилия. В этом, в частности, проявляется «бесформенность» тайцзицюань.
2. Пэн — наиболее важное из 8 видов усилий, которое включает в себя все остальные. Все виды усилий — модификации пэнцзинь в различных ситуациях. Некоторым образом, «пэнцзинь» синоним «тайцзи». Можно сказать, усилие «пэн» — «усилие тайцзи».
Технически пэнцзинь является усилием расширения, усилием направленным наружу. Довольно удачный пример — воздушный шарик или мяч, на который нажимают пальцем или бросают камешек.
Пэнцзинь (тайцзицзинь) обладает своеобразной «двунаправленностью». От себя направляю силу, ко мне — идёт информация о противнике, это возможно только при упругости усилия, которое и создаёт вязкость. Типичными ошибками являются или чрезмерно сильное, не упругое, безоглядное давление на партнёра по туйшоу, и слишком слабое, прерывистое давление, не позволяющее прилипнуть и почувстовать его изменения.
Пэнцзинь не является чем-то, искусственно ежесекундно генерируемым под контролем сознания, оно скорее является свойством мышц и нервов, не требующем для работы сознательного вмешательства, как мячику не требуется думать, чтобы отбросить камешек.
Пример того, как пэнцзинь образует другие виды усилий можно рассмотреть на примере усилия люй, которое в определённом смысле является прямой противоположностью пэн, поскольку возникает при сжатии структуры, отступлении, втягивании руки обратно. Однако внутри люй обязательно есть мощное усилие пэн (тем сильнее, чем рука ближе к корпусу и короче рычаги), которое воздействует на руку противника поперёк его усилия. В результате действия результирующего усилия рука противника уходит по вогнутой дуге мимо моего корпуса. Т.е. можно сказать, что люйцзинь — модификация пэнцзинь для случая, когда выгодно сжиматься.
Если попытаться выполнить люй без пэн то структура будет смята и противник сможет добраться до моего корпуса и воздействовать на мой центр тяжести.
То же касается и других видов усилия, которые можно рассматривать как превращения пэнцзинь в различных условиях.
Кстати, иероглиф «пэн» используется только в тайцзи, и не употребляется в бытовом языке, поэтому в китайской литературе часто даются пояснения по чтению и значению данного иероглифа. То же самое касается «ле».
3. Каждое из восьми цзинь не является чем-то жёстко фиксированным, а скорее перекрывает некий свой специфический диапазон усилий (впрочем, довольной размытый). В процессе спирального движения усилия переходят друг в друга, сочетаются друг с другом и образуют комбинированные варианты. Одна рука может создавать один тип усилия, одновременно другая — другой (например цай и ле).
4. Понимание 8 цзинь вряд ли возможно без понимания других элементов теории тайцзицюань: «прикосновение-присоединение-прилипание-следование (чжань лянь нянь суй)», «спиральное усилие наматывание нити (чаньсыцзинь)», «провалив в пустоту, четырьмя лянами одолеть тысячу цзиней» и т.д., которые изложены в классическом трактате Ван Цзунъюэ и развиты представителями семейных школ (особенно Чэнь и У-Хао).
5. Трактовки разными мастерами 8 усилий не являются вполне одинаковыми, наибольшие разночтения можно увидеть по отношению к лецзинь.
6. 8 цзинь обычно отрабатывается в практике туйшоу, однако классические упражнения туйшоу («четыре прямых», «большое проведение», «обматывание рук» и т.д.) являются формализованными, строго регламентированными упражнениями, в них используются только некоторые, характерные для данного упражнения, варианты 8 усилий. Не стоит всё сводить именно к этим вариантам (не всегда самым типичным).
7. Работа над 8 цзинь — прежде всего парная работа, в одиночном исполнении (например, в таолу) движения могут сильно отличаться от движений в паре, поскольку должно сохраняться соответствие в смысле усилий, а не форм.
8. Данные в переводном материале примеры — именно примеры, а не фиксированные формы. Любое действие, выполненное в соответствии с нормами тайцзицюань, может быть представлено в виде комбинации 8 цзинь.
Восемь базовых движений
(Из книги Сюй Чжии)
Восемь базовых движений, обычно называемых «Восемь способов туйшоу» — это пэн, люй, цзи, ань, сай, ле, чжоу, као. Далее они, одно за другим, объяснены и проиллюстрированы.
(А — слева, Б — справа)
Пэн
Это способ движения, использующий силу по косой вперёд и вверх. Как показано на рис.1, два партнёра первоначально находятся в позиции шуньбу (выставлены одноимённая ноги и рука), правые руки соединёны. Так как А правой рукой толкает вперёд, Б, использует эту ситуацию, и получает выгодную позицию всего лишь сгибая локоть, и прилипая предплечьем к предплечью А. Если А продолжает использовать силу, то Б, для контратаки, должен использовать направленную вперёд и вверх пэнцзинь (конечно, можно использовать и другие виды преобразования цзинь, здесь они не обсуждаются), её диагональная траектория похожа на
. Если контратака Б будет иметь только лишь прямую цзинь вперёд (как
), то хотя он и может контратаковать противника, однако ему потребуется больше силы. Используя пэнцзинь, которая ведёт противника по направлению вверх, можно приподнять тело противника, заставить его потерять устойчивость, т.е. малой силой получить эффект большой силы.
Люй
Это движение по косой линии, использующее силу вовлечения к своему телу и влево или вправо, следующую наступающей вперёд главной силе противника. Как показано на рис.2, Б применяет пэнцзинь для контратаки, А используя ситуацию, вращает оба предплечья вперёд и назад и прилипает к правой руке Б (где и находится главная сила), использует люйцзинь внутрь и вправо, и заставляет пэнцзинь Б изменить направление. Люй — это один из часто используемых видов преобразования цзинь (хуацзинь), цель его — провалить в пустоту контратаку противника, и заставить противника наклониться влево или вправо от своего тела. Затем, когда противник потеряет равновесие, нужно добавить лишь немного силы, чтобы его контролировать.
Цзи
Это вид движения по косой линии, использующего силу давления вперёд и вниз. Как показано на рис.3, левое запястье А прилипает к правой руке Б и его левой кисти сверху. Правую кисть А накладывает на своё левое запястье. В это время А, конечно, может выпустить цзинь (фацзинь) вперёд, однако он использует силу давления вниз и вперёд, приводя к сдавливанию (цзи) и отклонению тела Б назад, если Б не найдёт способ освободиться, А достаточно приложить совсем небольшую силу, чтобы вытолкнуть Б. Если Б изо всех сил будет сопротивляться по направлению вверх, стремясь выпрямить тело, А сразу снимает давление вниз и выпускает силу вперёд, тело Б будет отброшено ещё дальше. Направление цзицзинь можно показать так
(для А). Если же Б будет применять цзицзинь, то это можно показать так
. Цзицзинь и пэнцзинь противопоставлены по принципу вверх-вниз.
Ань
Это вид косого движения, при котором используется сила погружения вниз и ведения по направлению вниз и к своему телу. Как показано на рис.4, обе руки Б нажимают (ань) на предплечье А. В соответствии с обычным смыслом иероглифа «ань», необходимо применять силу давления вниз. Если исходить из положения на рисунке, Б также может использовать прямую цзинь толчка вперёд, или использовать толчок по направлению цзицзинь. Однако же аньцзинь тайцзицюаня — это когда с одной стороны, кисти обеих рук Б имеют цзинь погружения вниз, а с другой стороны, прилипнув к правому предплечью А ведут (иньдай) к своему телу (то есть
). Обе руки Б выпрямлены, но это делается не для толчка вперёд, а подготовка к сгибанию локтей с аньцзинь, и ведению от тела противника к своему телу. Применяя аньцзинь нужно обратить внимание на следующие два момента: 1) Если в правой руке А вовсе нет силы, и нет восходящей (дин-макушечной цзинь) вверх, то у Б нет способа повести (вовлечь) к свему телу 2) Б применяет аньцзинь с ведением к своему телу, защищаясь готовится к атаке вперёд. Поэтому во время ведения с погружением, нужно отклонять влево или вправо по отношению к своему телу. Аньцзинь — это движение, заставляющее противника наклониться вперёд, если противник, не желая наклоняться, сопротивляется по направлению назад, то после аньцзинь сразу выпускают цзинь вперёд выталкивая противника.
Цай
Это движение, которое использует цзинь погружения вниз и следом сразу же силу подъёма влево или вправо от своего тела. Как показано на рис.5, обе руки Б лежат на обеих руках А, иначе говоря, А обеими руками поддерживает руки Б. В это время , Б использует цзинь погружения против направленной вверх поддерживающей цзинь А, и, сразу же ослабляет погружающую цзинь, используя руки для ведения с подъёмом вправо от своего тела. Это заставляет противника наклониться вперёд или влево-вперёд и потерять устойчивость. Способ применения цзинь таков, что сначала погружаю, затем поднимаю, это похоже на движение срывание чего-либо, сначала опускаешь, затем поднимаешь, поэтому и называется «цайцзинь». Используя цайцзинь, нужно обратить внимание на использование позиции для атаки, т.е. усилие ведения с подъёмом должно соответствовать поддерживающему усилию противника.
Ле
Это движение использует силу по дугообразной траектории вдоль главной силы противника, которая заставляет тело противника скрутиться. В соответствии с рис.6, правая рука А толкает левый локоть Б (это и есть место приложения главной силы А), в соответствии с позицией, левая рука Б, находясь на правой руке А, прикладывает цзинь проведения (люй) вниз по дуге (вроде
). Одновременно, как раз когда правая рука А прикладывает силу к правой руке Б, используя позицию, Б накладывает руку на левую сторону груди А и толкает вправо-вниз по дуге
. Оба вида цзинь, которые использует Б, одновременно прикладываются к руке и телу А, таким образом, можно заставить тело А скрутиться и наклониться вправо. Направление взгляда Б на рисунке указывает направление, в котором тело А будет скручено и наклонено после применения ле.
Чжоу
Это движение в котором, используется локоть для удара противника или для ведения с погружением кисти или руки противника. Как показано на рис.7, первоначально левая рука А вытянута перед грудью Б, и, когда Б выполняя проведение (люй), толкает левой рукой левую руку А, тот пользуется позицией сгибая руку в локте и преследует Б ударом верхушкой локтя в грудь. Это один из способов удара локтём, когда не успеваешь изменить положение руки (конечно, использование локтя для ударов этим не ограничивается). Если Б не будет толкать левой рукой левую руку А, а будет продолжать люй влево, А не будет иметь случай согнуть локоть и нанести удар. Можно видеть, что для удара локтем нужно прежде иметь случай согнуть руку, если же такого случая вообще не было или он уже упущен, то не нужно пытаться нанести удар локтем. На рис.8 показана форма использования локтя для ведения с погружением, вариантов её применения больше нежели предыдущей. Как показано на рисунке, А поддерживает правой рукой левый локоть Б, если в это время Б толкнёт левой рукой в грудь А, то А выполнит горизонтальную поддержку против левой руки Б, эта позиция крайне невыгодна Б. Поэтому Б должен использовать локоть, чтобы погружать (чэнь) вниз и одновременно вести (дай) назад (левая кисть по-прежнему прилипает к груди А, нельзя отделяться), тем самым можно заставить тело противника наклониться вправо-вперёд и потерять устойчивость. Так как левая кисть не отделяется от груди противника, Б может вытянуть левую руку с ударом или использовать обходную силу влево, так можно отбросить или опрокинуть противника.
Као
Это использование плеча для удара противника, одновременно также и атака противника вдогонку, когда неуспеваешь изменить позицию руки. Как показано на рис.9, левая рука А первоначально вытянута перед грудью Б, который проводит (люй) её своими обеими руками. Однако, из-за того, что люй выполнен слишком поспешно, и поясница повёрнута мало, он не может успеть провести А влево. В это время А, пользуясь ситуацией, самостоятельно вращает тело, и наносит удар левым плечом вдогонку. Хотя Б спрятал грудь и осадил корпус, его грудь не повёрнута влево (как на рис.2), и легко может быть атакована ударом плеча А. Описанный удар плечом не встречается в других видах ушу. Однако применяя плечо в туйшоу, важнее упражняться в применении као (прислонения), а не в применении ударов. Поэтому, когда А атакован люй назад, он должен тотчас использовать плечо, чтобы прислониться (као) к корпусу Б, это и значит упражняться в искусстве «не терять». Если он сразу использует плечо для сбивания (чжуан), то не только совершит ошибку «подпирания», но и подвергнется опасности быть опрокинутым Б, который может преобразовать цзинь. Применение као имеет то достоинство, что его используют и в наступлении и в отступлении. Допустим Б атакован као, он не может сохранять устойчивость, в этом случае А может безопасно сбить его плечом. Если же Б, после атаки као, смог сохранить устойчивость и преобразовать усилие плеча и руки А, то А также может использовать ситуацию возвратным движением плеча. Если же атаковать безрассудно, то удар не достигает цели, да к тому же не будет безопасного способа вернуться. Кроме того, при использовании као сила направлена вперёд и вниз (также как и цзи). При использовании плеча для сбивающего удара, направление силы — только вперёд и не ведётся вниз. Независимо от того, достигает ли успеха сбивающий удар или нет, собственный корпус не может избежать опасности наклона вперёд и в сторону. Отсюда можно видеть, что применение као плечом, перед применением сбивающего удара плечом имеет преимущества. Ещё, применяя као изначально нужно приобретать выгодную позицию через наступление, рис.9 — это объяснение формы као в туйшоу на месте, поэтому местоположение партнёров немножко не такое как в предыдущих формах.
Объяснения восьми позиций туйшоу на месте
(Из книги Чэнь Гу’аня)
Пэнши
А (с белыми волосами) и Б (с чёрными волосами) выставляют вперёд правые ноги на один уровень так, чтобы можно было соединив запястья вытянутых рук стоять прямо, центрировано, комфортно и расслабленно. Нужно погрузиться в покой и расслабление, быть лёгким, расслабленным, округлым и подвижным, нельзя использовать грубую силу. Выполняя подпирание в форме пэн, необходимо, чтобы мысль пронизывала цзинь, плечи и локти должны быть расслабленно отпущены (фансун). Б соединяет обе ладони с рукой А, которая выполняет пэн, и нажимает (ань) на неё. А расслабляет поясницу и бёдра, сгибает левую ногу и на неё оседает, правой рукой подпирает, направляя по косой перед лицом Б, ладонь обращена к своему лицу, пальцы скручены вверх, левой ладонью блокирует среднее сочленение правой рукой Б.
Основные моменты: Приклеиваясь в форме пэн, дух должен быть сосредоточен, погруженное расслабление и покой, движение пребывает в покое, снаружи мягкое, внутри твёрдое, подобно накоплению цзинь при натягивании лука, позиция ожидания момента отпускания.
Люйши
Когда А ведёт свою руку с отражением по косой перед лицом Б, Б правой [а не левой?] рукой смягчает-поддерживает-преобразует (жоу то хуа) движение правого локтя А. А быстро оттягивает поясницу и бёдра складывает локоть, левой кистью принимает и осаживает (цзе та) левое запястье Б, правая ладонь в соответствии с ситуацией делает движение «втыкать цветок», выныривая из-под левой подмышки Б и скручивая руку и запястье внутрь, заворачивает (гуо) и сопровождает (люй) плечо Б. Левая ладонь осаживает верхушечный сустав, правое запястье сопровождает корневой сустав, локтем выполняется замок плеча и локтя Б, это приводит к тому, что корпус Б наклоняется вперёд и он теряет равновесие [абзац содержит много опечаток, перевод сделан в соответствии со следующим разделом, где его содержание повторяется].
Основные моменты: Движения люйши лёгкие, расслабленные и естественные, стойка (шаг) подвижная и живая, приклеивание и соединение (нен лянь) непрерывны, живая подвижность и прочность цзинь.
Цзиши
А выполняет люйши как описано выше [не повторяю перевод], Б, не получив сильной позиции, намерен оттянуть тело и руку назад. Тогда А, пользуясь случаем занять силу, погружает правый локоть вниз, поворачивая правую ладонь к выполнению цзи в грудь Б, центр ладони направлен к лицу, левой ладонью помогает нажимая (ань) на выполняющую цзи правую ладонь около запястья. Тогда тело Б будет изломано назад и он потеряет равновесие.
Основные моменты: Цзиши жёсткая и яростная, выпуск силы (фали) подобен отпусканию стрелы, преобразование (хуа) и выпуск (фа) свободные, дух (шэнь) быстр, подвижен и искусен.
Аньши
Когда А пытается согнуть назад тело Б посредством цзиши, тот использует правую ладонь, чтобы блокировать выполняющую цзи ладонь А. Вместе с тем, Б быстро оттягивает бёдра влево, обводит левую ладонь снизу вверх складывая её, намереваясь преобразовать (хуа) цзиши со стороны А. А, пользуясь случаем, двумя ладонями нажимает (ань) на обе руки Б, одна из них нажимает на правое плечо Б, другая — опускает с нажиманием его предплечье, образуется скрещенная позиция. Аньшицзинь имеет цельную опускающуюся цзинь, противнику не легко избегнуть.
Основные моменты: пэн, люй, цзи, ань прилипают-следуют (нянь лянь) так, что не освободиться, соединены плотно, центр тяжести стоит прочно, в обе стороны складываются, циркуляция без перерыва. Выпуская силу (фали) в аньши атакуют поясницей, втягивание и выплёвывание (туна) превращаются, всё пронизано единым ци.
Цайши
Метод цай является одним из угловых приёмов. А и Б стоят друг против друга прилипнув обеими скрещенными руками, в соответствии с приёмами пэн, люй, цзи, ань, выполняют три круга взаимного обматывания. Затем, А отступает правой ногой назад-вправо на полшага, левая нога следом отводится, оттягивает поясницу влево и сгибает бёдра в приседе. Левая рука выполняет подъём, ввинчивание, опускание , опрокидывание (ци, цзуань, ло, фань) и захватывает левое запястье Б, правая ладонь, следуя ситуации, сопровождает и срывает (люй цай) правую руку приседая вниз. В цайши цзинь погружается, сила цельна. Б, атакованный цай, оказывается в позиции спиной и теряет равновесие, наклоняясь вперёд.
Основные моменты: Цай — в десяти пальцах, ци и поза связаны, твёрдость и прочность, имеется сила. В первую очередь, должны быть быстрыми ввинчивание-опрокидывание и подъём-опускание, погружение решительное, изменений множество.
Лецзинь
Когда Б теряет позицию под действием цай, он подтягивает левую ногу и вставляет её к паху А, намереваясь войти с као и ударить правой ладонью в лицо А. А быстро прячет грудь, использует люй против правой руки Б из-под подмышки скручивая вверх, правая ладонь выполняет ле против правого плеча Б, а левая ладонь нажимает (ань) на бедро Б. Б под действием ле оказывается в положении [снопа] хвороста.
Основные моменты: Метод ле очень смел, двигаешь предплечьем, вращаешь ладонь, входишь с ле. Цзинь и ли полностью упорядочены, живая подвижность приводит к ловкости.
Чжоуши
Когда Б теряет позицию под действием ле, он пользуется моментом когда А находится на грани выпуска-отпускания (фа-фан), быстро расслабляет плечо, правую руку скручивает вверх, поясницу и бёдра оттягивает вправо, следуя возвращению цзинь блокирует средний сустав [руки] А. А, следуя ситуации, складывает руку, сжимает запястье обрушиванием движением вниз, наносит удар локтём в грудь Б.
Основные моменты: Локоть в согнутом положении, движения решительные, быстрые, смелые, мощно теснишь противника, изменяешься живо.
Каоши
Когда Б подвергается атаке локтем со стороны А, он прячет грудь, и вращательным перекатывающимся движением левой ладони вправо преобразует атаку А. А следуя ситуации вставляет правую ногу в средние ворота Б, одновременно складывает правую руку и выполняет пронизывание (чуан) вверх, нанося прислоняющийся (као) удар в грудь и плечо Б. Вместе с тем, левая ладонь А наносит нажимающий (ань) удар в область живота Б. Б, атакованный методом као, будет изломан назад, и потеряет равновесие.
Основные моменты: Као заключается в ударе плечом, грудью, бедром и коленом, правая [левая?] рука бьёт в живот — действие не впустую. Смелая, решительная, быстрая атака — трудно защититься, живость и подвижность доходит до тонкой иллюзорной изменчивости.
Внутренняя структура тайцзицюань
Приступая к занятиям тайцзицюань, Вы сразу сталкнетесь с новой, не свойственной обычному человеку, культурой движения. Такая культура движения (ее еще можно назвать двигательным стереотипом) предполагает формирование правильной осанки, расслабленность, плавность и естественность передвижений. Умение правильно двигаться и оставаться при этом расслабленным крайне важно для тайцзицюань. Ведь неправильное положение тела и мышечные блоки создают заторы на пути энергии ци, ухудшают кровообращение, приводят к перегрузкам и травмам опорно-двигательного аппарата. Для занимающихся боевым искусством, правильная культура движения еще более важна – без нее невозможно приобрести устойчивость и скоординированность движений, так необходимые в бою.
Формирование новой культуры движения называется в тайцзицюань построением внутренней структуры тайцзицюань. Структуры — потому что движения приобретают цельность и взаимосвязанность как будто все части тела объединены невидимой структурой. Внутренней — потому что изменения происходят за счет правильной концентрации сознания.
Внутренняя структура тайцзицюань – это краеугольный камень внутренней практики. Собственно с внутренней структуры тайцзицюань начинается и без нее невозможен.
Принципы постановки тела
Описанные ниже принципы позволяют построить внутреннюю структуру тайцзицюань. Необходимо четко освоить выполнение данных принципов, доведя их выполнение до полного автоматизма. В тайцзицюань есть такое правило: «сначала внешнее направляет внутреннее, затем внутреннее управляет внешним». Это значит, что на первых порах практики соблюдение внешних принципов постановки тела и выполнения формы является крайне важным для успешной внутренней работы в дальнейшем.
По сути, принципы построения внутренней структуры – это своеобразные кирпичики в фундаменте тайцзицюань. Если вынуть один кирпич здание треснет.
Методические рекомендации. Каждый принцип поставки тела нужно четко освоить и научиться применять. Для этого на каждом занятии отводиться дополнительное время. Принципы изучаются последовательно, один за другим.Исходят из тезиса «один принцип за раз», то есть на каждый принцип отводиться не менее одного занятия, а лучше серию занятий.Преподавателю необходимо разъяснять каждый принцип и добиваться их четкого понимания и выполнения во всех упражнениях тайцзицюань.
- 1. Три гвоздя
- 2. Колени согнуты и стремятся наружу.
- 3. Поджатие копчика.
- 4. Выпрямление спины.
- 5. Макушка тянет в небо.
- 6. Расслабление плеч.
- 7. Опускание локтей.
- 8. Руки подобны черепице
- 9. Язык прижат к верхнему небу.
- 10. Опустошение грудной клетки.
- 11. Укрытие желудка.
- 12. Дыхание внизу живота.
От внешнего к внутреннему: пробуждение цзинь
Принципы постановки тела обеспечивают необходимые условия для пробуждения внутренней силы – цзинь. Этот процесс мы проходим в четыре ступени.
Арка в ногах
Принципы: «три гвоздя», «колени согнуты и стремятся наружу», «поджатие копчика», «выпрямление спины» позволяют реализовать арку в ногах. Арка- это когда «сила зарождается в ногах» и «сила легко перетекает из ноги в ногу».
Струна в позвоночнике
Принципы: «поджатие копчика», «выпрямление спины», «макушка тянет в небо», «расслабление плеч» позволяют реализовать струну в позвоночнике. Струна – это когда «тело вращается подобно жернову» и «позвоночник является осью вращения».
Рамка в руках
Принципы: «макушка тянет в небо», «расслабление плеч», «опускание локтей», «руки подобны черепице» позволяют реализовать рамку в руках.Рамка – это когда «сила проявляется в руках» и «руки подобны стали завернутой в вату»
Центр внизу живота
Принципы: «язык прижат к верхнему небу», «опустошение грудной клетки», «укрытие желудка», «дыхание внизу живота» позволяют опустить центр вниз живота.Центр в нижней части живота позволяет «действовать от центра».
Изучение внутренней структуры
Практика постановки внутренней структуры изучается в рамках Базовой программы обучения тайцзицюань «Старого стиля Ян». Процесс разбит на четыре условных модуля. Каждый модуль изучается в рамках регулярных занятий в зале или в рамках проводимых горных семинаров.
- Первый модуль: «три гвоздя», «колени согнуты и стремятся наружу», «поджатие копчика», «выпрямление спины», «арка в ногах».
- Второй модуль: «поджатие копчика», «выпрямление спины», «макушка тянет в небо», «расслабление плеч», «струна в позвоночнике».
- Третий модуль: «макушка тянет в небо», «расслабление плеч», «опускание локтей», «руки подобны черепице», «рамка в руках».
- Четвертый модуль: «язык прижат к верхнему небу», «опустошение грудной клетки», «укрытие желудка», «дыхание внизу живота», «центр внизу живота».
Тайцзицюань в Москве. Расписание и цены.
Скорее всего вы встречали в фильмах о Китае людей в традиционных костюмах, делающих плавные и красивые движения, чем-то похожие на танец. Это есть тайцзицюань.
Начнем с того, что это не танец и не гимнастика. Тайцзи является наиболее простым и одновременно сложным из китайских боевых искусств. Начать заниматься которым можно в любом возрасте и имея любой уровень подготовки. Обладая неудовлетворительными физическими данными и приступив к тренировкам, вы сможете довольно быстро набрать приличную форму, но для того, чтобы овладеть тайцзицюань как боевым искусством вам потребуются годы.
Если вы не ставите себе краткосрочных целей, если для вас занятия — это на всю жизнь, если вы стремитесь к гармоничной и упорядоченной жизни, то тайцзи вам точно подойдет.
Техника тайцзицюань
Наиболее близким к тайцзи боевым искусством является айкидо. Основной принцип заключается в исключении прямого противостояния с противником. Однако, в отличии от айкидо, арсенал тайцзи технически более богатый.
Техника тайцзи основана на восьми базовых усилиях:
- Пэн — Отражение.
- Люй — Протягивание.
- Цзи — Сдавливание.
- Ань — Толкание.
- Чжоу — Локтевое усилие.
- Ле — Разрывание.
- Цай — Захват.
- Као — Усилие спины, плеча.
Чтобы освоить применение этих усилий и научится выражать их в виде удара или отражения атаки противника требуется много времени.
Освоив усилия и научившись применять принцип вы получите преимущество над более сильным противником. Сила теряет смысл, если не встречает сопротивления. В тайцзицюань, вы используете усилие противника в своих целях и не оказывая прямого сопротивления достигаете победы.
Здоровье
Являясь боевым искусством, тайцзи приобрело мировую популярность благодаря оказываемому влиянию на здоровье
Техника тайцзи соответствует естественной координации человека, поэтому практически не вызывает стресс по сравнению с другими видами физической активности. Занимаясь тайцзи, развивается координация, вы учитесь двигаться эффективно с минимальными затратами, учитесь управлять центром тяжести и учитесь чувствовать равновесие. Обретя равновесие на тренировках вы станете более уравновешенным в жизни в бытовых ситуациях, вы сможете разумнее себя вести в стрессовых ситуациях и взвешенно принимать решения.
В тайцзицюань движение непрерывно, отработка элементов требует вашего внимания и сосредоточения, это называется «вести движение». Здесь нет скоростных серий ударов и выбросов адреналина. Тайцзи культивирует внутреннее спокойствие и гармонию.
Оттачивая технику вы учитесь концентрации, контролю эмоций и становитесь уравновешенней. Методы физического развития являются неотъемлемой частью тренировочного процесса так как качество выполнения технических элементов связано с возможностями вашего тела. Методы подготовки включают в себя упражнения на увеличение силовой выносливости, гибкости и кординации.
Также, неотъемлемой частью подготовки является цигун. О преимуществах цигун вы можете прочитать в соответствующем разделе нашего сайта.
Совокупность всего вышеперечисленного обуславливает популярность тайцзицюань как оздоровительной системы, но мы убеждены, что это в первую очередь боевая система, а влияние на здоровье — хотя и немаловажный, но все же дополнительный фактор. Но ваше право расставить приоритеты в нужном вам порядке.
Тайцзицюань или кунг фу?
Это два разных подхода, которые едины в конечной точке. Изучая кунг фу, вы начинаете с формы, практикуя удары и блоки в разных вариациях рано или поздно вы придете к пониманию принципа работы этих элементов и тогда вам станет доступна любая техника. В тайцзи, вы изначально изучаете принципы действия, и изучив их, практикуете форму — оттачивая применение принципов в действии. Иначе говоря, вы можете водить автомобиль и в процессе вождения узнавать его устройство, чем вы больше пользуетесь автомобилем в разных условиях тем больше узнаете его возможности. Но вы можете изначально изучить принципы работы автомобиля и, основываясь на знаниях применять их на практике.
И тот и другой способ познания имеют право на жизнь, какой из них ваш можно понять, посетив бесплатное занятие в Kungfu Project.
Zenstudio — Тайцзицюань
Оплата занятий
Абонемент на месяц дает возможность посещать следующие занятия:
— занятия Цигун по субботам (или по вторникам в летний период)
— тренировки Тайцзицюань по четвергам
— занятия по медитации и Тибетскому дыханию по вторникам
— каллиграфия Ханьцзы — рисование и изучение иероглифов
— Меч Тайцзи — искусство контакта
Всего до 13-ти занятий в месяц по цене 5-ти занятий! Абонемент действует в течение месяца. В связи с Вашими пропусками занятий, дата окончания оплаты не переносится. Праздничные дни, когда занятия не проводятся, продляют действие абонемента на такое же количество дней.
Цена абонемента на месяц 40 евро.
Тайцзицюань в основной группе 25 евро в месяц или 8 евро за занятие
Цигун — дыхательная гимнастика в основной группе 25 евро в месяц или 8 евро за занятие
Тайцзицюань + Цигун — 30 евро в месяц
Занятия по вторникам (Медитация Дзен, Медитативная каллиграфия, Меч Тайцзи — искусство контакта) — 8 евро за занятие,
Тибетское дыхание — 15 евро одно занятие.
Индивидуальные занятия с инструктором — 20 евро за одно занятие (1 час)
Структура тренировок
Основная группа Тайцзи
Тренировка состоит из разминки для суставов, мышц, сухожилий. Есть несколько несложных силовых упражнений для укрепления тела.
Следующая часть — это тренировка внутренней энергии и мышечно-сухожильного усилия Цзин. Основное упражнение здесь — это Чан Сы (Шелковая нить).
Далее идет изучение форм и комплексов движений, являющихся важной составляющей практики Тайцзи. Мы разучиваем и корректируем последовательность движений, в том числе с мечом цзянь, длинным копьем и веером. Исполнение форм — это красивые медленные движения с короткими ускорениями и выбросами внутренней силы. Изучение комплексов дает основное понимание Тайцзи, благодаря чему мы обретаем важные навыки, усваиваем базовые принципы.
Занятия Тайцзицюань улучшают деятельность абсолютно всех систем организма, повышают эластичность суставов, укрепляют тело. Улучшается обмен веществ, исправляется позвоночник и спина в целом, активизируется деятельность внутренних органов, снимается напряжение, улучшается кровообращение, нормализуется давление. Увеличивается жизненная сила организма, происходит омоложение клеток тела, ум становится ясным, улучшается зрение и слух, активируются скрытые способности, поднимается жизненный тонус.
Для участия в тренировках Тайцзи не требуется предварительной подготовки, Вы выполняете то, что делаю все во время занятия. Следует учесть, что занятия Тайцзицюань немного сложнее упражнений Цигун и требуют более внимательного подхода и терпения. При должном постоянстве, через некоторое время, Вы сможете выучить несколько движений и выполнять их красиво и грациозно. Эффект от занятий Тайцзицюань для организма очень силен, но тренировки требуют постоянства и самостоятельной практики дома. В помощь Вам, мы сделали Видеопособия, которые Вы найдете на нашей странице в разделе Видео. К тренировке Тайцзи Вы можете присоединиться в любое время.
Основная группа Цигун
Занятия Цигун включают дыхательные упражнения, техники визуализации, укрепление мышц и суставов, практические приемы из китайской медицины и массажа. Во время тренировки используются несколько упражнений с партнером. Основные упражнения — это Хуаншаньский Цигун, Бадуаньцзин (Восемь отрезов парчи), Шиэрдуанцзин (12 упражнений Цигун), Лю Цзи Цзе (6 целительных звуков), Шаолиньсы Цигун, Тайцзибан Цигун, Комплекс Басянь — Восемь Бессмертных, упражнения Шэнци — увеличение жизненной энергии. Для участия в занятиях Цигун не требуется никакой предварительной подготовки, Вы просто приходите и выполняете упражнения за инструктором. Любые из проделанных упражнений, вы можете использовать дома самостоятельно. После занятия Вы можете задать интересующие Вас вопросы, поделиться вашими собсвенными эффектами от практики Цигун.
Индивидуальные занятия
Благодаря индивидуальному подходу, для Вас подбираются упражнения, которые наиболее эффективны именно для Вас. Прогресс идет быстро и последовательно. Разъясняется теория многих практик. Начиная от отработки правильных позиций и дыхания, мы переходим к более интересным практикам, где каждое движение может быть отточено в мельчайших деталях.
Даже одно тестовое занятие с инструктором позволит выявить ваши способности к занятиям, степень напряженности мышц и эластичности суставов, основные свойства течения жизненной энергии и блоков в организме. Пройдя тестовое занятие, мы сможем составить наилучший план занятий, с учетом именно Ваших особенностей.
Большая часть учеников, которые добились серьезных результатов, кроме основных тренировок, занимается на индивидуальных занятиях до 3-4 раз в неделю. Но даже одно занятие в неделю даст результат, если тренироваться постоянно.
Одно индивидуальное занятие длится 1 час и его цена 18 евро. Если желаете записаться, пишите по адресу: [email protected]
Или звоните 53492911 Павел
Тайцзицюань Стиля Ян (24 формы) || БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА
Беседы с Сенсеем
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА МИРА
Тайцзицюань Стиля Ян (24 формы) — представляет собой комплекс формальных упражнений (таолу), состоящих из 24-х движений.
В Китае данная форма называется «Упрощенный Тайцзицюань».
Данный вариант был разработан Министерством спорта КНР в 1956 году и был рекомендован для проведения между уроками в учебных учреждениях, в также на предприятиях, в качестве производственной гимнастики.
В основе упрощенного варианта Тайцзицюань лежит классический Тайцзицюань стиля Ян, однако кроме продолжительности и количества выполняемых движений, данный вариант отличает большая равномерность, мягкость, стабильность и спокойствие.
Тайцзицюань Стиля Ян (24 формы)
Тайцзнцюань стиля Ян (24 формы) подходит практически всем, вне зависимости от пола и возраста, в связи с чем данный комплекс является наиболее распространенным среди всего китайского Ушу.
Общие рекомендации по выполнению комплекса:
Голову следует держать прямо, чуть поджав подбородок. Должно такое ощущение, будто голова, словно мячик подвешена к верху.
Плечи необходимо опустить и расслабить. Руки округлить, локти немного согнуть и как бы подвесить.
Пальцы рук естественно распрямить. Не должно быть ни малейшего напряжения.
Тело следует максимально вытянуть и расслабить.
Поясница и талия также максимально расслаблена. Все движения формы как бы «выходят» из талии. Ноги следует округлить. Допускается естественное напряжение в бедрах. При смене позиций — колено не должно выходить за вертикальную линию носка.
Динамика перемещений:
Движения формы выполняются легко, без напряжения, при этом следует сохранять устойчивость тела (центр тяжести не должен выходить за пределы площади опоры). Мышцы необходимо максимально расслабить. Выполнение движений должно быть подобно плывущим облакам, спокойно, с плавным переходом одного в другое.
Мастера Тайчи говорят: «Когда выносишь вперед силу, напряжение так слабо, что его можно сравнить с разматыванием необработанного шелка с кокона».
Обязательным условием занятий Тайцзы является естественность и гибкость. Передвижения должны быть мягкими и легкими.
Учителя Тайцзы описывая перемещения формы говорят: «Когда делаете шаг, это должно быть так тихо, словно ходит кошка».
Все движения направляются поясницей и проявляются в конечностях.
Выполнение формы представляет собой, в том числе практику концентрации мысли, чему в Тайцзицюань придается особое значение. Концентрации мысли представляет возможность регулирования физиологических процессов организма, из-за чего специалисты часто сравнивают Тайцзицюань с «физическими упражнениями сознания» или «терапевтическими упражнениями пустой головы».
Изучать комплекс «Тайцзнцюань Стиля Ян (24 формы)» необходимо постепенно, последовательно осваивая всю серию форм.
Тайцзицюань Стиля Ян (24 формы) выполняется около 4 6 минут.
Количество упражнений для каждого занятия устанавливается по состоянию здоровья количеству располагаемого времени.
Допускается выполнение одной или нескольких частей и непрерывной последовательности.
Время выполнения формы — значение не имеет.
Комплекс «Тайцзицюань Стиля Ян (24 формы)» состоит из следующих движений:
1. Открывающее движение (пробуждение сил , восход солнца )
2. Дикая лошадь встряхивает гривой (влево и вправо)
3. Белый журавль раскрывает крылья
4. Почистить колено и «упрямый» шаг (направо и налево)
5. Игра на китайской лютне (пипа)
6. Шаг назад и отведение плеча (направо и налево)
7. Поймать воробья за хвост слева
8. Поймать воробья за хвост вправо
9. Одиночный хлыст
10. Руки плывут как облака
11. Одиночный хлыст
12. Погладить спину лошади (Высокий всадник)
13. Удар правой ногой
14. Удар двумя кулаками по ушам
15. Поворот туловища и удар левой пяткой
16. Выпад влево и стойка на одной ноге (Опускание сил влево, змея в траве)
17. Выпад влево и стойка на одной ноге (Опускание сил вправо, змея в траве)
18. Прокалывающий челнок справа и слева (продевать челнок, ткачиха)
19. Искать иглу на дне моря (Вонзать иглу в морское дно)
20. Проходящая мимо рука (Сверкнувшая спина)
21. Повернуть тело, переместить, преградить и ударить
22. Отгораживание (Запечатать плотно как конверт)
23. Скрещивание руки (Руки — крест)
24. Возвращение в исходное положение (Собирание сил)
При выполнении формы дыхание должно быть ритмичным, ровным и глубоким и выполняться диафрагмой. Также необходимо координировать дыхание с «открытыми и «закрытыми» движениями.
Выдох выполняется на «открытом», выдох на «закрытом» движении.
«Открытые» движения обычно связаны с перемещениями вперед или разведением конечностей в стороны. «Закрытые» движения основываются на отходах или сведениях конечностей.
В начале, при изучении формы, темп выполнения упражнений следует сочетать с естественным дыханием.
По мере совершенствования в практике, когда дыхание станет глубоким и продолжительным, темп выполнения упражнений должен замедляться.
Следует комбинировать «полноту» и «пустоту» и правильно чередовать их.
«Полнота» и «пустота» связаны с сознательной концентрацией мысли и контролем того или иного действия.
При этом необходимо соблюдать полное сосредоточение и спокойствие, учитывая, что мысль «определяет движение».
При выполнении формы взгляд должен следовать за руками или быть направлен вперед.
Все права защищены 2018 (с) MartialArtsWorld.ru Тексты зарегистрированы на Яндекс.Вебмастер
О школе | «Врата Дракона»
О школе «ВРАТА ДРАКОНА (龙门Lóngmén)»
Даосские Принципы «Пяти элементов Великого начала»:
- больше мысли, а не силы;
- дорого изменение, а не сопротивление;
- необходимо соответствие души и мысли;
- движения тихие и равномерные, как у змеи;
- мягкая вязкая сила подобна созданию кокона шелкопрядом;
Мягкость усмиряет движение, преодолевает твердость человека.
Школа китайских боевых и оздоровительных практик «Врата Дракона (Лунмень)» создана при поддержке Уданской международной ассоциации Ушу и Уданской даосской школы тайцзи «Лунмень» (Врата Дракона). Руководителем Московского филиала школы «Лунмень» является мастер Ху Лицин.
Уданский внутренний стиль – один из древнейших и легендарных направлений китайского Ушу. По сути он является отражением мировоззрения одной из трех основных духовно-философских систем Китая. Дао – есть естественное следование природе в самом человеке и вокруг человека. Древние даосы почитались в Китае лучшими врачами, воинами, святыми, и даже волшебниками. Даосские боевые практики, относящиеся к мягким внутренним стилям УШУ, бережно сохраняются в даосских монастырях, известнейшим из которых – является Уданский. Уданское Ушу с его древними истоками, долгой историей, множеством направлений и своеобразием приемов является драгоценным культурным наследием Китая.
Одной из Школ уданского стиля является школа «Лунмень». Общие принципы всех даосских школ гласят:
- Единство боевых приемов и жизненной энергии ци; мысль притягивает ци; тело и душа равным образом получают пользу;
- Твердость и мягкость помогают друг другу; твердость внутри, мягкость снаружи; в центре твердости есть мягкость, в центре мягкости есть твердость; мягкая вязкая сила соединяет в одно целое средоточие движений;
- В центре движения есть покой, в центре покоя необходимо движение; покой усмиряет движение.
Основные стили и направления, изучаемые в Школе «Лунмень»:
- Удан Тайцзи – один из самых красивых и мягких стилей ТайцзиЦюань, основанный на философии взаимодействия двух начал Инь-Ян;
- Тай-у-син* – боевой стиль на основе учения о пяти элементах У-Син;
- Багуачжан – боевой стиль на основе знаменитой книги «Перемен», или И-Цзин;
- Даосский Цигун – на основе древней оздоровительной системы Яншен-Шу (пестование жизни). Для пробуждения энергетических центров тела и наполнения их жизненной энергией.
- Уданский меч цзянь – меч справедливости.
*Тай-и у-син Цюань («пять элементов Великого начала») – это одно из больших направлений уданского внутреннего стиля, той же группы, что и с Удан тайцзи. Это направление было создано наставником уданской даосской школы Лунмэнь («Врата Дракона») Чжаном Шоусином в период Великодушнго Правление (1487 – 1505) эпохи Мин на основе «13 форм тайцзи» Чжана Саньфэна в соединении с «Игрой пяти зверей» Хуа То — известного врача конца династии Хань. Также использованы дыхательные упражнения и боевые приемы даосских школ, соединенных воедино.
Во всех перечисленных стилях взращивание жизни и боевые приемы соединяются в единое целое; дух становится целостным и приносит радость. Достигается не только крепость тела, оздоровление, долголетие, но и соединение боевого искусства с сутью искусства Цигун, что порождает тот самый «Живой цигун» — достижение гармонии между внутренней и внешней природой, состояние удовлетворенности и самодостаточности, естественности жизненных процессов и доброжелательных помыслов.
Таковы основные философские принципы, которыми руководствуются в Школе «Врата дракона». Тесное сотрудничество и патронаж официальных организаций китайского УШУ гарантирует профессиональное мастерство и высокий духовный уровень мастеров, приезжающих в нашу школу для обмена опытом в преподавании. У воспитанников школы есть уникальная возможность дважды в год выезжать в Китай для обучения:
- МАЙ — двухнедельное обучение и аттестация непосредственно в Школе «Лунмень».
- ОКТЯБРЬ — аттестация и участие в международных соревнованиях, проходящих ежегодно в Удане.
В школе также проводятся семинарные занятия:
— Основные теоретические и прикладные принципы Цигун и боевых практик;
— Основы китайской традиционной медицины – У-Син, моксотерапия, меридианный китайский массаж.
Если Вы чувствуете упадок сил, быстро утомляетесь, то снять усталость, улучшить кровообращение, насытить организм животворной энергией и сбалансировать все физиологические процессы, помогут несколько занятий, которые при самостоятельном применении в дальнейшем станут хорошим подспорьем в повседневной жизни.
Звоните, пишите и приходите!
Телефон школы «Врата Дракона»: +7 (903) 741-5-741
Почта: [email protected]
Адрес:
Москва, Бумажный проезд, 19
м. Савеловская (10 мин. пешком)
м. Белорусская (20 мин.)