Чеченские тайпы: как это устроено
Все слышали про чеченские тейпы (сами чеченцы называют их тайпами), но мало кто знает, что это такое. Многие путают их с такими понятиями, как семья или род. Между тем представители одного тайпа далеко не всегда родственники. Они могут проживать в разных уголках республики и даже не знать друг друга. И все же нет родства более обязательного и требовательного, чем братство по тайпу. Потому что тайп для чеченца важнее паспорта. Его не выбирают, но им нужно гордиться. И где-то обязательно найдется книга, в которой указано, что именно твой род — самый древний и почитаемый.
Фото: Елена Афонина/ТАСС
Село Беной, Ножай-Юртовский район
Что такое тайп?
Сайпуди Натаева смело можно назвать тайповедом. Он написал десятки работ, посвященных социальной сущности чеченского тайпа. Как и всякий ученый, Сайпуди очень придирчив к словам — не любит, когда тайп называют родом. Он убежден, что слово «братство» куда лучше характеризирует взаимоотношения внутри этой структуры.
— Чеченский тайп отличается от первобытного рода, — подчеркивает историк. — Во-первых, в нем отсутствует кровное родство. Во-вторых, нет коллективного труда. Тайп — это ассоциация родственных и неродственных социальных групп, объединенных едиными интересами и территориальной общностью.
Историк уверен, что своими корнями тайп уходит в глубину тысячелетий, и ссылается на то, что еще в урартских клинописях IX—VI веков до н. э. встречались топонимы, близкие по названию чеченским тайпам. А окончательно тайпы сформировались в XIV веке, и связано это с нашествием Тимура:
— Население равнины должно было уйти в горы, и в условиях малоземелья, суровой горной природы люди нуждались в объединении для защиты своих интересов. Самой лучшей формой самоорганизации была организация на основе родства.
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению насчет количества тайпов. В советское время этот список содержал от 115 до 135 наименований. Сайпуди Натаев говорит, что в его перечень, составленный на основе научных исследований, генеалогических преданий и фольклорного материала, входит 366 тайпов. Причем многие из них, по мнению историка, уже исчезли, как, например,
Свое название тайп мог взять от местности, реки или села, где проживали его представители. Часто род назывался в честь основателя — допустим, энгеной происходят от предка Энгана. В семантике некоторых тайпов можно углядеть названия профессий. Так, представители тайпа белгатой в исторические времена были земледельцами. Это слово образовано от чеченских «бел» (лопата) и «гота» (пашня). Была среди чеченских тайпов и военная каста: хой — это стражники (в Веденском районе до сих пор есть одноименное селение), чеченхой — воины, носившие «чачан» — чешуйчатые кольчуги. Название тайпа
В языческие времена тайпы поклонялись собственным божествам, причем у каждого были свои обряды. Есть целая группа тайпов, которая в домусульманской Чечне составляла касту жрецов: терлой, пхамтой, цонтарой, эрсаной. Цикарой — тоже название чеченского тайпа — переводится как «нашедшие огонь».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Мертвый город Цой-Педе: путешествие в самое загадочное место Чечни
В средние века здесь была Страна солнца. Сейчас — лишь склепы, башни и орлы. Эта достопримечательность входит в список самых труднодоступных в России. Но наших корреспондентов это не остановило
Около сорока тайпов названы в честь народностей. Это свидетельствует об их нечеченском происхождении: например, гумкий — кумыки, чергази — черкесы, ногий — ногайцы. Натаев объясняет это тем, что, несмотря на расхожее мнение, вайнахское общество никогда не было закрытым. У чеченцев даже существовал обычай «сту бийна ваша» — «брат, зарезавший быка». Это торжественный обряд жертвоприношения и пиршество в честь принятия в тайп представителя другого рода или нации. С тех пор человек становился полноправным членом этого братства и получал его защиту. Из тайпа могли и изгнать за совершение какого-либо проступка, причем наказанию и осуждению подвергался не только сам преступник, но и его семья.
У чеченского тайпа был ряд отличительных признаков. Это наличие особой территории, собственной тайповой горы, башни и родового кладбища. Жену, кстати, хоронили на кладбище тайпа мужа. Кроме того, во всех тайпах женщины не имели права голоса при обсуждении важных вопросов — все решения принимались исключительно мужчинами. Внутри каждого тайпа был свой свод правил и законов. Всем тайпом помогали семьям или людям, пострадавшим от бедствий и несчастий, а в случае смерти человека траур объявлял весь род. В современных чеченских тайпах, которые насчитывают до десятков тысяч человек, многие из этих правил уже забыты.
Связанные одной ветвью
Со временем тайпы разрастались, и структурное деление внутри них увеличилось. С XV века, с тех пор, как чеченцы начали переселяться на равнину, тайп стал распадаться на гары — ветви, каждая из которых после могла образовать свой собственный тайп. Гары, в свою очередь, распадались на некъий — это слово переводится как «путь» или «потомство».
Каждый чеченец должен был знать своих предков до седьмого колена. На чеченском языке это звучит как ворхи да — седьмой отец. Тот, кто не знал своей родословной до семи поколений, не мог доказать свою принадлежность к народу. Именно этот седьмой предок и становился основателем
Чем малочисленней тайп, тем строже в нем придерживаются экзогамии. Считается, что лучше вступать в брак с представителем другого тайпа. Кроме того, у чеченцев не приняты браки между родственниками в пределах одного некъий, хотя ислам позволяет жениться уже на двоюродной сестре.
Фото: Елена Афонина/ТАСС
Самой малой ячейкой тайпа является семья — дозал. Семьи объединяются в «цхана цийна нах», то есть «люди одного дома», — это группа кровных родственников в пределах 3−4 поколений. По своей сути это клан, как те самые дома Тиреллов или Ланнистеров в «Игре престолов». Некоторые считают, что в случае убийства невинного человека весь тайп объявлял кровную месть роду обидчика. Но на деле возмездие таких масштабов могло привести к кровопролитной войне. Кровная месть как раз и распространялась на уровне «цхана цийна нах». Об этом, в частности, говорит и тот обычай, что сразу после убийства близкие родственники виновного по мужской линии покидали свои дома и скрывались.
Тайпы объединяются в тукхумы. В Чечне девять тукхумов, самый крупный из них — нохчмахкойский. В него входят беноевцы, цонтароевцы, белгатойцы, билтойцы, гендаргеной, гордалоевцы, гуной, зандакой, куршлой, чермой, эгашбатой и эрсаной. Высший орган управления страной у чеченцев Мехкхел — аналог современного парламента — состоял из глав тукхумов. Он перестал действовать в начале XX века.
Предложение, от которого невозможно отказаться
Один из первых вопросов, который задают чеченцы при знакомстве: «Хо тайпан мила ву?» («Какого ты роду-племени?»). Зачастую это спрашивают даже раньше имени. И если вдруг окажется, что вы с собеседником принадлежите к одному роду, нужно его уважить, решить его вопрос, помочь — в общем, соблюсти все правила хорошего тона, чтобы тот не посчитал тебя малодушным.
Кто-то даже научился извлекать выгоду из этого принципа вайнахского единства. По палатам одной из больниц расхаживал пожилой человек, который, заприметив более-менее состоятельного пациента, подходил к нему, здоровался, а в ответ на недоумение пытался пристыдить, мол, как это человек мог не узнать дальнего родственника. Сконфуженный собеседник начинал оправдываться, новоиспеченный «дядя» великодушно принимал его извинения и говорил, что ему нужна помощь. «Племянник», получивший возможность реабилитироваться, спешно выполнял просьбу одолжить немного денег. Мужчина с полученной суммой удалялся, навсегда разрывая внезапно возникшие родственные узы. Аналогичным приемом пользовалась и женщина в магазинах средств мобильной связи. Ей давали в рассрочку телефон (без документов, конечно: кто же решится нагло требовать паспорт у родственницы?) — и мошенница тут же исчезала с гаджетом.
Важнее паспорта
Тайп для чеченца — это как паспорт для таможенника в стихотворении Маяковского про «серпастый-молоткастый»: «к одним — улыбка у рта, к другим — отношение плевое». Человеку простят и отсутствие работы, и не самую приятную внешность, главное — чтобы происхождение было хорошее. Но у этой медали есть и другая сторона: проступок одного человека может бросить тень на репутацию всего рода. Особенно это важно при создании семьи: прежде чем молодые вступят в брак, родственники с обеих сторон оценивают семьи будущих супругов.
Есть случаи, когда отец и даже вся семья отказывались от дочери, вышедшей замуж за представителя неугодного тайпа. Правда, позже отношения налаживались, но первые полгода девушка, как правило, и не рассчитывала на радушный прием дома.
Тайпы есть и у ингушей, причем у них тайповые отношения остались даже более крепкими, чем у чеченцев.
О тайпах не спорят
Происхождение и чистота тайпа в чеченском обществе — очень щепетильный вопрос. Представители многих тайпов любят называть себя аристократическими и чистокровными. Одним из доказательств древности рода является наличие собственной башни — она есть только у 84 тайпов. В этом плане нет равных тайпу дишни: согласно преданиям, у них было целых семь гор.
По словам историка и этнографа Вахи Гарсаева, некоторые ученые заявляют, что у каждого тайпа была своя символика, герб и тептар — своего рода летопись братства с описанием важных событий, поступков выдающихся представителей. Но среди полевых материалов доказательств этому найдено не было.
Самый простой способ нажить множество врагов в Чечне — отозваться нелестно о каком-либо тайпе, ведь это все равно что оскорбить всех его представителей. Однако в устном народном творчестве много шутливых прозвищ, данных целым тайпам. Так, мужчина, проживший в браке с женщиной из тайпа цонтарой, считается чуть ли не мучеником, потому что он терпел ее несносный характер. Над представителями тайпа беной раньше часто посмеивались за их простоватость, но теперь такого не услышишь — это тайп самого Рамзана Кадырова. Представителей тайпа чинхой считаются хитрыми, чеченцы говорят, что они могут провести самого шайтана.
Если человек со сложным характером родился в ноябре, все легко объяснят это тем, что он Скорпион. В Чечне в гороскопы не верят, там своя трактовка. Крутость нрава чаще всего списывают на горское происхождение. Чеченцы обижаются на слово «ламаро» (от слова «лам» — гора), но если их назвать горцами, что, по сути, буквальный перевод этого слова на русский, посчитают это за комплимент.
Понятие «ламарой» в современной Чечне вообще очень сложное. Это не отдельный тайп, а целая их категория, чаще всего это жители высокогорных районов — Шатойского и Итум-Калинского. Их называют так, указывая, что они спустились с гор, хотя в принципе оттуда на равнину спустились все чеченцы, просто кто-то сделал это раньше, кто-то — позже.
Аза Исаева
Список чеченских тукхумов и тайпов — Википедия
Список чеченских тукхумов и тайпов — список территориальных и военно-политических союзов — тукхумов, а также некоторых входивших в их состав или самостоятельных родоплеменных объединений, составлявших/составляющих чеченский народ, — тайпов, гаров и некъий (информацию о более мелких группах — ца и доьзал — см. в статьях об отдельных тайпах). Подобные объединения прослеживаются со времён зарождения чеченского этноса и до настоящего времени сохраняют своё значение. Войны с царской Россией, интеграция в социалистическое общество СССР, депортация, попытки самоопределения, возрождение ислама в постсоветское время, религиозно-политическое движение, направленное на создание Кавказского эмирата, — вся эта череда событий и конфронтаций внесла значительные изменения в общественно-социальное устройство чеченского общества, также затронув структуру различных тукхумов и тайпов[1].
С периода средневековья и до наших дней продолжаются изменения в тайповой организации. В середине XIX века чеченское общество состояло примерно из ста тридцати пяти тайпов, три четверти которых были объединены в девять союзов-тукхумов[2]:18-19; в наши дни насчитывают до 100—110 так называемых «горных» и 60—70 «равнинных тайпов»[1][комм. 1]. Численность чеченцев в России, согласно переписи 2002 года, — 1 360 253 человека[3]; помимо этого, некоторая часть чеченского народа проживает за пределами РФ. С периода образования тайпов не прекращалось расселение чеченцев за пределы «родных» районов Чечни и в других регионах, в результате чего сегодня в некоторых чеченских населённых пунктах можно встретить представителей десятков различных тайпов.
Терминология и оформление: Тукхумы, тайпы, гары и некъий представляют из себя самобытные формы чеченских «вольных обществ» или их объединений. «Вольное общество» — многосложный термин, в который разные исследователи Кавказа могут вкладывать разное содержание — так, в дореволюционной литературе термин «общество» употреблялся как синоним общины, также под «обществом» подразумевалась группа сёл[4]. Даже среди самих чеченцев, проживающих в разных районах Чечни, данный термин может восприниматься немного по-разному, поэтому, например, чёткое отделение тайпа от гара (ветви тайпа) может быть несколько условным. Идентификация некоторых средневековых поселений вайнахов и сопоставление их с современными населёнными пунктами также может быть спорной. Ниже приведённые списки тайпов (гаров, некъий) снабжены следующими примечаниями: А — средневековые и современные тайпы, по А. Адисултанову[5]. М — основные тайпы, по М. Мамакаеву[2]. С — исконные тайпы (гары или некъий), а также тайпы, представители которых переселились на территории других тукхумов, по А. С. Сулейманову[6]:397.
Нахские общества и территории (источники XVI—XVII вв.)
Основные нахские общества и территории (источники XIX в.)
Аккий
Представители тукхума Аккий (чеч. Аьккхий)[комм. 2] обычно именуются аккинцами (чеч. аьккхий, аренан-аьккхий — «равнинные аккинцы»), у кумыков и русских также употребляется наименование ауховцы. Современные исследователи (А. А. Адисултанов[5], Ю. А. Айдаев[7]) предполагают, что в XVI—XVII веках аккинцы сформировались как этногруппа в Терско-Сулакском междуречье[8], их средневековые области расселения соответствуют современным Новолакскому, Хасавюртовскому, Бабаюртовскому и Казбековскому районам Северного Дагестана, там же проживает большая часть современных аккинцев. Представители тукхума в основном используют аккинский диалект чеченского языка, численность в России, согласно переписи 2002 г., — 218 человек[3] (из них в Дагестане 116 человек[9]). В 1963 году аккинцами назвали себя около 28 тыс. человек; по всей видимости, уменьшение численности этой этногруппы к 2002 году связано с тем, что многие аккинцы не выделяют своей этнической самостоятельности и просто называют себя чеченцами.
Историческое деление В XVI—XVII вв. формируется вайнахское этнотерриториальное сообщество Аккий в составе двух раздельно селившихся обществ, каждое из которых состояло из нескольких тайпов. | Аккий Терско-Сулакское междуречье | ||||
Пхьарчхой область Пхьарчхошка-Аьккха[комм. 3] селения тайпов, проживавших смешанно[комм. 4] | Гӏачалкъой область Гӏачалкъа-Аьккха[комм. 5] | ||||
Шарой область Шарой-Мохк[комм. 6] селения: Бухне, Ээраш[комм. 7] | Шебарлой область Шебарлой-Мохк[комм. 8] селение: Шебарлой-Эвла[комм. 9] | Чонтой область Чонтой-Мохк[комм. 10] селение: Чонтой-Эвла[комм. 11] | |||
С сер. XVIII — нач. XIX вв. в ходе Кавказских войн часть общества Пхьарчхой и всё общество Гӏачалкъой уничтожены. | Тайп уничтожен, остатки слились с другими аккинцами и кумыками. | Часть уничтожена, часть переселилась в земли Пхьарчхой. | |||
XX век | † | Имеют своих представителей в тайпе Пхарчхой. | Тайповая организация чонтойцев сохранилась. | † |
Малхистинцы (происхождение из Малхисты)
Малхистинцы — многочисленная[10]нахская этногруппа (т. н. общество), представители которой вплоть до начала XXI века самоидентифицируют себя в составе чеченцев (многоуровневое национальное самосознание) и, иногда, в составе ингушей, а некоторые до сих пор подчёркивают собственную этническую идентичность. Сформировались в исторической области Малхиста (Страна солнца[11]), вероятно, к XVI—XVII веку[12] (возможна связь с этнонимом мелки в грузинском источнике XIII века[13]). Ещё одно название как общества — Митхо, бацбийский[14] или хевсурский[15]экзоэтноним попавший в грузинские документы, а оттуда, в свою очередь, в русскоязычные документы XIX — начала XX веков. Являются носителями мелхинского диалекта[16]аккиннско-орстхойского наречия. В раннем средневековье поклонялись солнцу[11], позднее исповедовали христианство[17], с XVIII века — приняли ислам суннитского толка.
Территория проживания впервые упоминается в русском документе 1591 года[18] как экзотопоним Метцкие гребни[19] (локализация на пути посольств Русского царства, проходящих с низовий Терека через Аргунское ущелье в Кахетию). Малхиста соответствует собственно Малхистинскому ущелью[20] в верховьях реки Чанты-Аргун и фактически расположена в бассейнах её левых притоков — Меши-хи и Баста-хи[21][11][20] (совр. Итум-Калинский район ЧР[22]). Ущелье протянулось с запада на восток на 18—20 км[21], по другим данным до 30 км[23]. Согласно преданиям, в прошлом здесь ежегодно собиралось общечеченское войско[24].
Издревле Малхиста была густонаселённой — здесь насчитывалось до 14 селений[24], в 30-х годах XIX века область насчитывала 16 селений (161 двор)[25], по другим данным 11 селений (177 дворов), что составляло около 1 500 жителей[26]. С XIX века территория Малхисты находилась в составе Тифлисской губернии[27] (Российская империя), после 1918 года в составе Грузинской ДР, в 20-х годах передана Чеченской АО[28] (РСФСР). В XX веке область насчитывала 14 селений[21][23] (122 двора[23]) по другим данным более 20 селений[20]. В 1944 году малхистинцы, разделив трагическую участь с другими вайнахами, были принудительно выселены в Среднюю Азию. В конце 60-х годов власти разрешили им вернутся в ЧИ АССР, но не в Малхисту, поэтому область с тех пор необитаема[29].
Этническая принадлежность. Среди некоторых представителей нахских этногрупп и субэтносов в XX — начале XXI веков встречались различные, иногда запутанные, взгляды на этническую принадлежность друг друга либо к чеченцам-нохчий, либо к ингушам-галгаям, а кроме того, у некоторых групп, оставались представления о собственной этнической идентичности[30]. Общество малхистинцев часто называют чеченским тукхумом Малхий (чеч. Маьлхий)[31], или чеченским тайпом[32][33], или даже «коренным» чеченским тайпом[34]. Также встречается утверждение, что малхистинцы это ингушская этногруппа[35]. Интересные сведения об идетнтификации малхистинцев собрала во 2-й половине XX века Н. Г. Волкова. Согласно её полевым исследованиям, с точки зрения жителей областей Нохчи-мохк, Чебирла и чеченцев живших по рекам Аргун, Мартан и Гехи, малхистинцы — это нохчий; по мнению жителей селения Рошни-Чу, малхистинцы потомки хевсуров и ныне считают себя чеченцами; орстхойцы относят малхистинцев к особому нахскому тайпу, не причисляемому ими ни к чеченцам, ни к ингушам, ни к орстхойцам[36]. Следует понимать, что малхистинцы во 2-й половине XX века инкорпорировались и в чеченскую, и в ингушскую[37][38] среду. Ряд исследователей, высказывая наиболее объективное мнение, считает это общество отдельной нахской этногруппой в прошлом[39][40][41], ставшей важным компонентом в этногенезе чеченского и ингушского народов сегодня.
Форма самоорганизации этногруппы. Помимо терминов тукхум и тайп, по отношению к малхистинцам употреблялся/употребляется термин народ[39], тайповый союз[42], общество[21][28], этническое общество[43] и фамилия[44] (иногда фамилиями назывались подразделения тайпа, которые в свою очередь, делились на гары и некъе[20]), либо сами подразделения тайпа Малхий назывались гары и некъе[32][45].По определению Я. З. Ахмадова, жители Малхисты — это обычное горное кавказское общество, представлявшее собой равноправный союз или федерацию всех аулов и фамилий ущелья с союзным собранием, военным ополчением и советом старших[18].
Соседние с Малхистой территории и общества:
Состав общества малхистинцев
Авторы и работы описывающие Малхисту и затрагивающие тему состава общества малхистинцев: | ||
1 — Ошаев Х. Д. | 1930 | «Малхиста»[49] |
2 — Мамакаев М. А. | 1934 | «Правовой институт тайпизма и процесс его разложения»[50] |
2 — он же | 1962 | «Чеченский тайп (род) и процесс его разложения»[51] (пересмотренное и дополненное переиздание работы 1936 года) |
2 — он же | 1973 | «Чеченский тайп (род) в период его разложения»[52] (пересмотренное и дополненное переиздание работы 1962 года) |
3 — Сулейманов А. С. | 1976 | «Топонимия Чечено-Ингушетии», Ч. I[53] |
4 — Дауев С. | 1999 | «Коварные таинства истории»[54][55] |
5 — Сигаури И. М. | 2005 | «Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времён», Т. 5[56] |
6 — Головлёв А. А. | 2007 | «Очерки о Чечне (природа, население, новейшая история)»[57] |
7 — Ахмадов Я. З. | 2009 | «Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI—XVIII веках»[58] |
8 — Вачагаев М. М. | 2013 | информация на сайте «rodstvo.ru»[59], его данные по обществу Малхий приведены в 2-х работах С. А. Натаева[60][61] |
9 — Натаев С. А. | 2013 | «Чеченские тайпы. Проблемы изучения природы, структуры и исторической динамики социальных институтов чеченцев»[62] |
9 — он же | 2013 | «Об общественном институте „тукхам“ у чеченцев»[63] |
Общества и родовые ветви (тайпы, гары, некъе) | Происхождение (родовой НП) XVI, XVII и XVIII века | Этногенез и фамилии (ца) XIX, XX и XXI веков | ||
Амхой | 2[52]6[57]8[59]9[63] | † Амие | 3[53]7[58] | → чеченцы (напр., Албаковы[64], Базгиевы[65], Махаури[66], Хациевы[67], Ярихановы[68] и др.) → ингуши |
Бастий | 2[52]5[56]6[57]7[58]8[59]9[63] | † Баста | 3[53]7[58] | |
Бенастхой | 2[52]5[56]6[57]7[58]8[59]9[63] | † Бениста | 1[49]3[53]7[58] | |
Жархой | 5[56]7[58]8[59]9[63] | † Жарие | 3[53]7[58]9[63] | |
Икалчхой | 2[52]6[57]8[59]9[63] | † Икалчу | 3[53]6[57]7[58] | |
Камалхой | 2[52]5[56]6[57]7[58]8[59]9[63] | † Камалхи | 1[49]3[53]7[58] | |
Кеганхой | 2[52]5[56]6[57]7[58]8[59]9[63] | † Кагинахо | 3[53] | |
Кхоратхой | 2[52]5[56]6[57]7[58]8[59]9[63] | † Коратах | 1[49]3[53]7[58] | |
Меший | 2[52]5[56]6[57]7[58]8[59]9[63] | † Мешиех | 3[53]7[58] | |
Саханхой | 2[52]4[54]5[56]7[58]8[59]9[63] | † Сахана | 3[53]7[58] | |
Тертхой | 2[52]5[56]6[57]7[58]8[59]9[63] | † Терте | 3[53]7[58] | |
Чархой | 2[52]8[59]9[63] | |||
Эрхой | 2[52]8[59]9[63] | |||
Юганхой | 8[59]9[63] |
Комментарии, неточности и ошибки:
- М. А. Мамакаев допустил ошибку/опечатку в названии тайпа Икалчхой (у автора Италчхой), в связи с этим другие исследователи часто просто копировали ошибочное название, указывая несуществующее общество (иногда параллельно с Икалчхой). Эта ошибка послужила причиной курьёзного случая — была предпринята попытка возвести предков несуществующих италчхоевцев к итальянцам[71].
- С. Дауев считал общество Малхий не отдельно чеченским, а общенахским, однако, среди своего списка чеченских тайпов упомянул Саханхой (у автора Саканхой)[41][55].
- М. М. Вачагаев отнёс к обществу Малхий тайп Барчхой, вероятно ошибочно, так как этот тайп общества аккинцев-ауховцев[60].
- М. М. Вачагаев два раза указал тайп Амхой: Iмхой (бӏаьстий) и Амхой (Iмхой) (занимавший юго-западный район Чечни на границе …)[60], вероятно, это ошибка/опечатка автора.
- С. А. Натаев в своём списке тайпов подаёт вперемешку и названия обществ и названия их подразделений; многие из них содержат опечатки автора или авторов у которых бралась исследователем информация. Например, вслед за М. М. Вачагаевым, С. А. Натаев повторил ошибку с тайпом Амхой, упомянув его в своём списке два раза: Амхой/Iмхой (юго-западный район Чечни) и Амхой/Iмхой (Бӏаьстий)[72].
Орфография этнонимов малхистинских обществ и названия форм их организации
Русскоязычная орфография | Чечено-ингушская орфография | Форма самоорганизации общества | Исследователи |
— — Амхой Амхой | Iамхой, Iамахой Iамахой Iамхой Iамхой | коренной чеченский тайп подразделение тайпа Малхий тайп два тайпа | Мамакаев М. А., 1973[73] Головлёв А. А., 2007[74] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[75] |
— — — бастий — — | Бӏаьстий бӏаьстий бӏаьстий — бӏаьстий Бӏаьстий, Баьстой, Бӏаьстой | тайп тайп подразделение тайпа Малхий фамилия общества Малхий тайп тайп | Мамакаев М. А., 1973[48] Сигаури И. М., 2005[76] Головлёв А. А., 2007[71] Ахмадов Я. З., 2009[20] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[77] |
— — — банастхой — Бенастхой | Бӏенастхой бIаьнастхой бӏенастхой — Бӏеннастхой Бӏенастхой | тайп тайп подразделение тайпа Малхий фамилия общества Малхий тайп тайп | Мамакаев М. А., 1973[48] Сигаури И. М., 2005[76] Головлёв А. А., 2007[71] Ахмадов Я. З., 2009[20] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[78] |
— жархой — Джархой, Жархой | жӏархой — Джӏархой Джӏархой, Жӏархой | тайп фамилия общества Малхий тайп два тайпа | Сигаури И. М., 2005[76] Ахмадов Я. З., 2009[20] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[79] |
Италчхой икалчхой Италчхой, Икалчхой Италчхой, Италчой | — — — — | коренной чеченский тайп подразделение тайпа Малхий тайп тайп | Мамакаев М. А., 1973[80] Головлёв А. А., 2007[81] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[82] |
Камалхой камалхой камалхой камалхой Камалхой Комалхой | — — — — — Кӏомалхой | коренной чеченский тайп тайп подразделение тайпа Малхий фамилия общества Малхий тайп тайп | Мамакаев М. А., 1973[80] Сигаури И. М., 2005[76] Головлёв А. А., 2007[81] Ахмадов Я. З., 2009[20] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[83] |
— — — кеганхой Кеганхой Кеганхой | Кӏеганхой кӏеганхой кӏеганхой — Кӏеганхой Кӏеганхой | коренной чеченский тайп тайп подразделение тайпа Малхий фамилия общества Малхий тайп тайп | Мамакаев М. А., 1973[80] Сигаури И. М., 2005[76] Головлёв А. А., 2007[81] Ахмадов Я. З., 2009[20] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[84] |
Кхоратхой кхоратхой кхоратхой кхоратхой Кхоратхой Кортахой, Кхоратхой | — — — — — — | тайп тайп подразделение тайпа Малхий фамилия общества Малхий тайп тайп | Мамакаев М. А., 1973[48] Сигаури И. М., 2005[76] Головлёв А. А., 2007[71] Ахмадов Я. З., 2009[20] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[83] |
Меший меши меший меши Меший Меший | — — — — — — | тайп тайп подразделение тайпа Малхий фамилия общества Малхий тайп тайп | Мамакаев М. А., 1973[48] Сигаури И. М., 2005[76] Головлёв А. А., 2007[71] Ахмадов Я. З., 2009[20] Вачагаев |
Тейпы
Тейпы – разноцветные полоски, которые перестали быть прерогативой спортсменов. Сейчас тейп – приспособление, которое используется в спорте, медицине и косметологии.
Что такое кинезио тейп?
Это метод лечения, который был разработан японским мануалом Кензо Касе в середине 70-х годов. Первые масштабные испытания тейпов были произведены на Сеульской Олимпиаде 1988 года. Тогда же они начали набирать популярность, которая быстро увеличивается в наше время.
Если на Западе тейпы давно стали нормой, то на постсоветском пространстве новинка еще не прижилась, и только адаптируется к потребностям и желаниям людей.
Зачем нужны тейпы?
Тейпы позволяют добиться следующих результатов:
- Уменьшить болевой синдром. «Пластырь» восстанавливает крово и лимфоток в поврежденных тканях. Тейп приподнимает кожу в месте наложения, благодаря чему достигаются данные результаты. За счет этого эффекта ускоряется восстановление тканей, заживлшение происходит с максимальной скоростью.
- Избавиться от ушибов, ссадин, убрать синяки, улучшить состояние кожи. Благодаря улучшению лимфотока и кровотока восстановление тканей происходит быстрее. Тейп – это возможность выжать из восстановительной системы организма чуть больше, чем возможно сделать без него. Пример: на месте глубокого пореза спустя несколько дней после инцидента остается след, окончательное исчезновение которого вызывает сомнения. Накладываем тейп, улучшаем кровоток и лимфоток, в результате чего либо избавляемся от шрама полностью, либо уменьшаем его в размере до минимума. Без тейпирования шрам мог не зажить и доставлять неприятности до конца жизни.
- Формирование корректных движений. Травмы, слишком интенсивные тренировки, неправильная техника выполнения упражнений, нарушения в нервной системе – все это не позволяет тренироваться и жить в полную силу, но часто остается незамеченным. Некорректные движения приводят к травмам, которые провоцируют неправильные движения. Замкнутый круг, выход из которого – тейпирование. Тейп становится «протезом», который позволяет научиться выполнять движение в правильном направлении. Со временем кинезио тейп закрепляет нужную технику движения, после чего правильный вариант выполняется «на автомате».
- Улучшение мышечной работы. Почти у каждого из нас есть мышечные зажимы, которые можно не замечать десятилетиями, но из-за которых появляется дискомфорт. Человек может 5 лет мучиться от переутомления и упадка сил, а потом узнать о зажиме в спине, убрать его за неделю, и узнать, что его мнимое «переутомление» было следствием маленькой детали, некорректной работы мускулов, связок или суставов. Тейпы улучшают состояние мускулов, связок, суставов, костной ткани, а также создают баланс между всеми системами опорно-двигательного аппарата. Это повышает качество жизни и увеличивает длительность тренировок.
Тейпы не работают. Почему?
Тейпирование – новое слово в спортивной и массовой медицине, вследствие чего неизученность, непонимание того, как работают тейпы, приводят к отсутствию результата.
Тейпы не работают по следующим причинам:
- Неправильное наложение. Представьте, что вы приложили ватку со спиртом не к месту кровотечения, а чуть левее него. Вы думали, что спирт магическим образом дотянется до раны и остановит кровотечение. Но он так не работает. Вату нужно было приложить точно к месту кровотечения. И оно остановится спустя несколько минут. С тейпом – аналогично. Необходимо уметь закрепить тейп, иначе работать он не будет.
- Распространенность подделок. Тейп – простой инструмент, который дает непростой результат. Но и эту простоту можно подделать. Подделку легко определить по ощущениям на теле. Качественный тейп – это почти как вторая кожа, которая не вызывает дискомфорта и не отклеивается при малейшей активности. Если вы уверены в том, что правильно наложили тейп, соблюли все необходимые процедуры для его крепления, а он отклеился ранее, чем через 3-5 дней или доставляет неудобства, – высока вероятность подделки.
Тейпы – это не «волшебная пилюля», которая вмиг лечит все болезни. Это средство, которое дает существенный результат, если его применять с умом.
Дишний (тайп) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Дишний.Дишний (чеч. Дишний) — один из чеченских тайпов. В традиции чеченской этноиерархии считается тайпом, который не входит ни в один из тукхумов[1][2]. Явус Ахмадов, не исключает возможность вхождение данного общества в более крупную политическую и территориальную единицу чантинский союз, или же о постоянном и тесном взаимодействии двух обществ[2]. Между тем историк Сайпуди Натаев, приводит утверждение Иллеса Сигаури, что тайп дишний претендует на статус тукхума и перечисляет тайпы входящих в дишний[3].
Российский историк Явус Ахмадов, не исключает, что этимология топонима и названия общества исходит из характера местности, или из скотоводческой номенклатуры. Главным занятием общества дишний являлось скотоводство[2].
У Дишни только 7 родов(гар), других родов нету.
- ТУС(Тусхарой)
- БОТУ(Ботурча)
- ЭЗИ(Эзихой)
- БАСХО(Басхой)
- АМА(Амкхаллой)
- ЦАЦА(Цацахой)
- БЕЧИ(Бечига)
На территории тайпа существовали следующие селения, отселки, хутора и жилые башни усадебного типа: Тусхара, Амкхелла, Барснаха, Цацах, Бечига, Юрдахо, Утан-кхелла, Тержил-г1ала, Чоьнк-пхьеда, Авст-кхелла, Кхалтъа, Гучча-кхелла, Курш-пхати и др[2].
Явус Ахмадов приводить следующие границы территории тайпа, южнее Терлойского общества по левобережью течения Чанты-Аргуна располагался небольшой аульный союз Дишний («Дишнйи-мохк» — «земля дишнийцев»), который граничил на западе с Терла, на востоке с Чаьнти, на севере с Чоьхоевским обществом, на юге — по руслу Аргуна — с Хачароем (правобережье)[4].
Полевые материалы свидетельствуют, о том что общество дишний некогда владело землями не только по левому но и по правому берегу реки Чанты-Аргуна. Правобережные земли были утрачены в результате выхода из союза родственных по женской линии фамилий. Территория общества расположены в стратегически важном месте, где река Аргун текущий из Закавказья с запада на восток делает поворот на север, а рельеф окружающих гор исключает обходные пути[4].
Дишни-мохк практически не упоминается в документах XVI—XVIII вв . и скорее всего потому, что данная территория в источниках покрывается топонимом («Чантинская землица»), что свидетельствует о возможном вхождении данного общества в более крупную политическую и территориальную единицу каковым являлось Чантинский союз, или же о их постоянном и тесном взаимодействии[2].
Чеченский историк Сайпуди Натаев, приводить утверждение И.М. Сигаури который отмечает, что на то, чтобы называться тукхумом, претендует и тайп Дишний, в который входят следующие гары, претендующие на звание тайпа: Тусхарой, Эзхой, Пеждорхой, Ам-кхаллой, Цацхой, Ботарчхой, Басхой. В перечисленные гары также входили собственные гары[3].
Также Сайпуди Натаев утверждает, что Дишний был не отдельным тайпом, а локальным этно-территориальным объединением, доминировавшим в Чанти-Аргунском регионе на каком-то этапе истории, но со временем влияние дишнийского тайпового союза ослабевает. Ученный допускает что это было связано с изгнанием правителя Уссура и переселением части дишнийцев в Нохчмохк и Джейрах и с позицией дишнийцев, направленной против имама Шамиля. Он также утверждает что, Тусхарой, Эзхой, Пеждорхой, Ам-кхаллой, Цацхой, Ботарчхой, Басхой — это не гары тайпа Дишний, а отдельные тайпы, входившие в этнотерриториальное объединение Дишний. И отмечает, что общество Дишний состояло из семи тайпов, каждый из которых имел свою гору. Административным центром общества был аул Тусхара, а духовным центром — аул Эзи[3].
Кавказская война[править | править код]
В 1848 г. в одном из горных чеченских аулах Дашни раздалась тревога, очень обычная в то время, через несколько минут площадь мечети покрылась вооруженными. Женщины, погнавшие стада вернулись с криками, что к аулу едут черные сюли (лезгины) и действительно, через несколько минут на площадь въехали лезгины и объявили: «над Вашим аулом Шамилю угодно было назначить наибом Магому, который скоро приедет. Мы от его имени объявляем Вам это, чтобы Вы приготовились к встрече с той почестью, какая достойна имама». Сказав это лезгины, отправились в кунацкие. Долго шумели чеченцы, не привыкшие подчиняться ничьим приказаниям, а особенно переданным лезгинами… В конце концов объявили посланцам: передайте Магоме, который Вас прислал и скажите ему, что у нас нет ослов, чтобы выехать ему навстречу, и нет дудочников, как у Вас в горах, чтобы достойно его встретить. «Мы выедем к нему на конях боевых и вместо дудок возьмем черные винтовки и этим сделаем честь глупому лезгину; но не рад будет он такой встрече и пусть лучше [771] не едет к нам… Желаем вам счастливого пути, ваши лошади готовы и сыты, поезжайте обратно». «Никогда не забывайте, что чеченцы были всегда свободны и умрут свободными». «Как над соколами смешно назначать наибом ворона, так глупо Магоме быть начальником над нами».
В Грузии Дишний носят фамилии с грузинскими окончаниями[править | править код]
Эрсеной (тайп) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эрсеной — чеченский тейп (тайп), один из крупных тейпов Чечни, относящийся к Нохчмахкахойскому тукхуму[1]. Эрсеной (Эрсаной[2]) входят в гаплогруппу J2[источник не указан 637 дней]. Родовое селение Эрсеной находится в Веденском районе Чечни. Ведено располагается в 7 километрах юго-западнее, Агишбатойн 4 километрах северо-западнее, между реками Хулхулау и Гумс[3].
По мнению чеченских старейшин название появилось от «аьрса» (Эрса) – почитаемый в древности кустарник. От него происходят несколько чеченских имен: Аьрса, Аьрса-Али, Аьрсанби, Аьрсагири и.др.
Эрсенойцы считают себя правнуками легендарного Сайд Али, потомками Фахрутдина[4]. Их около 25000 человек[источник не указан 637 дней]. Результаты ДНК тестов показали, что Эрсеной, Курчалой, Цонтарой происходят от одного общего предка[источник не указан 637 дней].
Эрсеной проживают в населенных пунктах: Гелдагана[5], Толстой-Юрт, Верхний Наур, Мескер-Юрт[5], Сержень-Юрт[6], Аргун (город)[7], Знаменское (Чечня), Шали (гӀала)[8], Эникали[9].
Эрсеной делятся на неке (ветви):
- ОГИ неке,
- Борзаган неке,
- Гойлин неке,
- Жунгуттойн неке,
- Зауран неке,
- Ибайн неке,
- Идарз неке,
- Илесан неке,
- Карлойн неке,
- Картойн неке (По-видимому картлийского происхождения (Грузия)),
- Майлийн неке,
- Мицалган неке,
- Мачин неке,
- Тодакх неке (J2),
- Окаш неке,
- Чалайн неке,
- Элийн неке[3].
- Джамалд неке
Родовая гора — «Эрсеной корт» (вершина Эрсеноя) расположен рядом с Кхеташ-Корта, между ними протекает река Гумс.
Аул «Эрсеной» находился до 1849 года на реке Джалка (река). Переселены царской администрацией.
Аул «Эрсеной» находился на реке Хулхулау в XIX веке.
«Эрсенойн кешнаш»[2] (эрсенойцев кладбище) распложены в южной части города Шали.
«Эрсана боьду некъ» (дорога ведущая в Эрсеной) – к востоку от Агишбатой.
Соип-Мулла – в 1842 г. помощник наиба Большой Чечни Джаватхана. После смерти Джаватхана стал наибом Большой Чечни. В марте 1844 г. назначен мудиром (руководитель округа) Восточной Чечни. Летом 1845 г. погиб героической смертью преследуя отступающего генерала М. С. Воронцова (Даргинская экспедиция).
Магомед Патиевич Арсеноев – защитник Брестской крепости, расстрелян недалеко от деревни Ореховка Смоленской области.
1877 году в Чеченский полк царской армии добровольцами записаны жители селения Эрсеной.
Ахмадов, Мохмад Исаевич — министр труда, занятости и социального развития Чеченской Республики с 2009 по 2017 год.[10]
Ахмадов Мохмад-Эми Исаевич – Управляющий Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Чеченской Республике[11]
- ↑ Мамакаев М.А. «Чеченский тайп (род) в период его разложения» Грозный, ГУП «Книжное издательство», 1973
- ↑ 1 2 Сулейманов, 1997, с. 489.
- ↑ 1 2 Сулейманов, 1997, с. 279.
- ↑ Семенов Н. «Туземцы Северо-Восточного Кавказа», Санкт-Петербург, 1895
- ↑ 1 2 Сулейманов, 1997, с. 494.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 486.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 493.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 487.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 306.
- ↑ Ахмадов Мохмад Исаевич | Информационное агентство «Грозный-Информ»
- ↑ Руководство