Как работают тейпы? — Физио Тейп Россия
Разноцветные полоски кинезиологических тейпов на телах спортсменов давно перестали быть экзотикой. Но профессиональный спорт – это лишь один из способов применения кинезиотейпирования: сейчас эту методику активно используют даже в педиатрии и косметологии. Почему? Попробуем разобраться – как работают тейпы и почему этот метод столь эффективен.
Что такое тейп?
Кинезиологический тейп – это эластичная лента из натурального хлопка, одна сторона которого покрыта слоем гипоаллергенного клея. Звучит просто?! Но тейп принципиально отличается от фиксирующего пластыря. Во-первых, эластичность тейпа составляет 140%, что соответствует эластичности кожи человека. Во-вторых, уникальный клеевой слой обеспечивает плотное прилегание к коже – после аппликации ленту можно носить 5-7 суток.
Таким образом, кинезиологический тейп представляет собой уникальный инструмент физиотерапии. Не причиняя дискомфорта и не ограничивая двигательную активность, тейпы работают 24 часа в сутки все 5-7 дней аппликации.
Кинезио тейп: как работает и основные физиологические эффекты
При наложении тейп приподнимает кожу над мышцами и связками, как бы оттягивая ее на себя. В результате можно добиться следующих физиологических эффектов:
- восстановление кровотока и лимфотока;
- уменьшение болевого синдрома;
- восстановление правильного движения;
- нормализация работы мышц.
Рассмотрим каждый из этих эффектов.
1. Обезболивающее действие
Исчезновение боли под влиянием цветной наклейки больше похоже на чудо, но с точки зрения физиологии все объяснимо. Приподнимая кожу в месте наложения, тейп восстанавливает микроциркуляцию. Сдавленные отеком ткани расправляются, а медиаторы воспаления, принимающие прямое участие в создании боли, вместе с током лимфы удаляются из области повреждения. Раздражение болевых рецепторов снижается – в результате уменьшается болезненность. По-сути, идет процесс интенсивного заживления, что и приводит к исчезновению боли.
2. Улучшение микроциркуляции
Один из первых эффектов, возникающих при любом повреждении, – это нарушение микроциркуляции. Ток крови и лимфы затрудняется, а продукты распада остаются в поврежденном участке тела, усугубляя ситуацию. После аппликации кожа под тейпом сокращается, в результате расширяется межклеточное пространство, что приводит к восстановлению кровотока и лимфооттока. Тейп как бы «массирует» кожу и прилегающие к ней ткани, способствуя быстрому заживлению травмы.
3. Формирование правильного мышечного движения
В идеале, сустав или мышца должны двигаться физиологически правильно. Но травмы или слишком интенсивные тренировки приводят к нарушению этого стереотипа. В результате, получается порочный круг – уже травмированная мышца (или сустав), продолжая свое неправильное движение, еще больше повреждается. Наклеивая тейп по вектору правильного движения, можно разорвать этот круг. По сути, тейп становится протезом, который «мягко» поддерживая мышцы и суставы, направляет их движение.
4. Разгрузка или приведение мышцы в тонус
Причина любой боли в мышцах – это дисбаланс. В состоянии покоя мышцы должны находиться в расслабленном, а не напряженном состоянии. Поэтому перегрузки, холод, неправильная осанка приводят к появлению боли, которая рано или поздно переходит в хроническую форму. Тейп благодаря своей уникальной эластичности нормализует работу мышцы. В результате, кинезиологические тейпы активно применяют профилактики и терапии различных травм (мы подготовили целый раздел с подробными инструкциями, как работает кинезиологический тейп).
Выбирая тейп стоит обратить внимание на качество продукта и фирму-производителя, ведь не все тейпы работают одинаково хорошо – это очень важный момент! Тейп-ленты могут быть похожи друг на друга внешним видом и при этом сильно отличаться по своим терапевтическим свойствам. Тейпы плохого качества дают неправильный эффект – недостаточное натяжение, слишком сильный или, наоборот, слишком слабый клей, аллергия на него. Все это сильно влияет на работу тейпа и на результат, разумеется!
Качественный тейп – эластичен, хорошо держится до 5 дней, но при этом совершенно незаметен при использовании, также он гипоаллергенный. Он – как Ваша вторая кожа. Такого эффекта добиваются единицы, и CureTape в их числе, не случайно это единственная в Европе компания, которая проводит сторонний, независимый аудит качества всех своих тейпов!
Кинеозиологический тейп – это не волшебная таблетка от всех болезней, а реально действующий метод физиотерапии. Разобравшись
Возможно Вас также заинтересует…
Кинезиологическое тейпирование — Википедия
КинезиотейпированиеСпециальные хлопковые ленты, не содержащие латекс, с акриловым термоактивным покрытием, аналогичные по эластичности человеческой коже, которые накладываются по методу Кинезиологического Тейпирования. Тейпы призваны обеспечивать адекватную работу мышц, протекание саногенетических процессов, уменьшение болевого эффекта, при этом не ограничивая движений, улучшая крово- и лимфоток. Обладая гипоаллергенными свойствами и полной воздухо- и влагопроницаемостью могут использоваться на протяжении 5 дней, 24 часа в сутки, даже в воде.
Термин образован из двух слов «kinesio»(движение) и «tape»(лента) известен так же как «кинезиологическое тейпирование» и «кинезиотейпинг». Методика кинезиотейпирования охватывает применение кинезиотейпов не только при нарушениях функции опорно-двигательного аппарата, она применяется при висцеральных, неврологических и микроциркуляторных изменениях. Главной особенностью кинезиотейпирования является терапия, направленная не на ограничение движения, а на его увеличение, правильно наложенная аппликация кинезиотейпа не сковывает движения, а в некоторых случаях, по утверждениям разработчика, даже увеличивает их показатели. Структура пластыря позволяет использовать его на протяжении нескольких дней не только в сухих условиях, но и в воде.
Метод был разработан в 1973 году американским доктором японского происхождения Kenzo Kase (Кензо Касе), который поставил перед собой задачу разработать новый метод тейпирования, который бы не ограничивал свободу движения, как классические тейпы. Впервые метод был явлен миру на олимпиаде в Сеуле в 1988 году. После этого он завоевал не только страны Азии, но и всю Европу, где начал широко использоваться врачами различных специальностей. На территории СНГ метод начал распространяться в начале 2000-х годов, и набрал высокую популярность не только среди спортсменов, но и среди обычных граждан.
Мировыми лидерами в области обучения кинезиотейпированию являются RockTape FMT, школа Medical Taping Concept (Physiotape, Нидерланды), Международная Академия K-Taping® (Германия), KINESIO (Eaglesports). Обучающие курсы по использованию кинезиотейпинга в самых разных медицинских областях (спортивная медицина, неврология, травматология-ортопедия, педиатрия, логопедия, лимфология, акушерство и гинекология, гериатрия и др.) можно пройти более, чем в 80-ти странах мира.
В России с 2016 года проводит обучение кинезиотейпированию первое специализированное образовательное учреждение — Академия терапевтического тейпирования (Образовательная лицензия №037958 выданная Департаментом Образования города Москвы). Обучение проводится по 3 уровням, общий курс обучения составляет 160 часов (10 семинаров в различных областях медицины).
Разработчик метода заявляет о следующих основных механизмах воздействия тейпа на организм человека:
- Увеличение внутритканевого пространства под тейпом, за счет натяжения тейпа
- Изменение тонуса мышц, за счет воздействия на проприо- и интерорецепторы
- Моделирование паттерна движения, за счет векторного наложения тейпа
- Регуляция висцеральных нарушений, за счет воздействия на орган ассоциированных мышц
- Уменьшение болевого синдрома, по теории «входных ворот» Мелзака и Уолла, а также за счет уменьшения компрессии
- Уменьшение отечного синдрома и лимфостаза, за счет обеспечения адекватного протекания саногенетических процессов
- Ускорение заживления ран и рассасывания гематом, за счет улучшения микроциркуляции
- Улучшение стабилизации и функции суставов, за счет воздействия на мышечно-связочный аппарат сустава
В современной литературе существуют утверждения, что кинезиологический тейп имеет обезболивающий, противоотечный эффект и эффект увеличения свободного объема движений, хотя точные механизмы и природа эффектов кинезиотейпа остаются неизвестными. В настоящее время имеются три основные гипотезы эффективности тейпа: сенсорная (основана на ноцицептивной теории Мелзака-Уолла), сосудистая (предполагает формирование тканевой «помпы» за счет участков с различным внутритканевым давлением) и мышечная (активация мышц за счет механического влияния на тонический рефлекс).
Однако опубликованные результаты качественных исследований не подтверждают ни одну из этих гипотез и указывают на клиническую неэффективность метода.[1][2]
Методы и техники кинезиотейпирования[править | править код]
Основные техники кинезиотейпирования: мышечная, связочная, коррекционные техники, функциональные и фасциальной коррекции, лимфатическая и невральная. Существует огромное количество методов кинезиотейпирования, но первый и самый главный — это приподнимание кожи и подлежащих под тейпом тканей, так называемый метод «лифтинга», как следствие увеличение межтканевого пространства, что обеспечивает уменьшение компрессии в месте аппликации и создает благоприятные условия для протекания всех саногенетических процессов. Механизм коррекции мышечной работы заключается в воздействии тейпа на проприорецепторы и итерорецепторы посредством их стимуляции. Методы лимфодренажа позволяют улучшить не только движение лимфы, но и улучшить микроциркуляцию, движение внутри- и межтканевых жидкостей, что обеспечивает адекватный обмен веществ на микроциркуляторном уровне, что позволяет его использовать при лимфостазах, нарушениях микроциркуляции, гематомах, отеках, а также других различных нарушениях функций обмена и транспорта жидкостей.
Заявляют и о других механизмах и комбинациях этих механизмов, что позволяет охватить огромное количество нарушений, выше приведены лишь часть основных методов. Однако качественных исследований, доказывающих существование какого-либо из указанных механизмов, пока нет.
- Индивидуальная непереносимость
- Заболевания кожи
- Тяжелые заболевания сердечно-сосудистой системы
- Тяжелые заболевания почек
- Тяжелые формы сахарного диабета
- Тромбоз глубоких вен нижних конечностей
- ↑ Patrícia do Carmo Silva Parreira, Lucíola da Cunha Menezes Costa, Luiz Carlos Hespanhol, Alexandre Dias Lopes, Leonardo Oliveira Pena Costa. Current evidence does not support the use of Kinesio Taping in clinical practice: a systematic review // Journal of Physiotherapy. — 2014-03-01. — Т. 60, вып. 1. — С. 31–39. — ISSN 1836-9561. — DOI:10.1016/j.jphys.2013.12.008.
- ↑ Sean Williams, Chris Whatman, Patria A. Hume, Kelly Sheerin. Kinesio taping in treatment and prevention of sports injuries: a meta-analysis of the evidence for its effectiveness // Sports Medicine (Auckland, N.Z.). — 2012-02-01. — Т. 42, вып. 2. — С. 153–164. — ISSN 1179-2035. — DOI:10.2165/11594960-000000000-00000.
- Kenzo Kase, Clinical Therapeutic Applications of the Kinesio Taping Method
- Kenzo Kase, Illustrated Kinesio Taping — Kin’I-Kai, Tokyo 2005 — ISBN 1-880047-24-1
- Harry Pijnappel, Medical Taping Concept — Netherlands, 2012 — ISBN/EAN- 978-90-813978-4-1
- K-Taping: An Illustrated Guide — Basics — Techniques — Indications — ISBN 978-3662435724.
Тейп — это… Что такое Тейп?
Тейп (вайнах. тайпа — «род, племя»[1]) — средневековая территориальная община, единица родоплеменной организации вайнахских народов (чеченцев и ингушей), состоящая из нескольких родовых общин (союзов общин) и самоидентифицирующаяся общим происхождением от конкретного лица (рода) либо лиц одного рода занятий (например, чеч. БІовлой — «башня»). Однако чеченский тейп не является ни родом ни патронимией.[2] Для обозначения членов одного рода у чеченцев есть понятие «вар», все члены которого действительно происходят от единого предка.[2]
В настоящее время насчитывается 100—110 горных тейпов и 60—70 равнинных (численность чеченцев в России по минимальным оценкам свыше 1 млн 60 тыс. человек[3]).
Этимология
Само слово «тейп» происходит от арабского слова «тейфа» и означает «вид, род» (араб. طائفة /т̣а̄́‘ифа/ [ˈt̪ˁɑːʔifa], множ. طوائف /т̣ауа̄́‘иф/ [t̪ˁɑˈwaːʔif], от طاف /т̣а̄́фа/ [ˈt̪ˁɑːfa] — «путешествовать»), оно стало употребляться в Чечне не ранее XVII века.[2]
Функционирование тейпа
Принципы организации тейпа[4]:
- Единство и незыблемость тейповых отношений для каждого сородича тейпа.
- Право на общинное землевладение.
- Объявление всем тейпом кровной мести другому тейпу за убийство и общественную дискредитацию члена данного тейпа.
- Безусловное запрещение брака между членами одного тейпа.
- Оказание отдельным членам тейпа помощи в случае бедствий или несчастий.
- В случае смерти члена тейпа — объявление траура всем тейпом. Строгое воздержание от участия в увеселениях.
- Тейпом руководил тайпанан хьалханча — предводитель тейпа, возглавлявший Совет старейшин.
- Выбор предводителя, производившийся Советом старейшин, не носил наследственного характера.
- Каждый тейп имел свой Совет старейшин.
- Совет старейшин избирался из числа мудрых и уважаемых людей пожилого возраста, но независимо от имущественного ценза.
- Совет старейшин заседал открыто и каждый чеченец мог прийти по своему желанию и присутствовать сам, получить слово и высказать своё мнение.
- Все члены Совета старейшин имели равные права.
- Тейп имел право смещать и назначать своего предводителя и военачальника.
- Бесправное положение женщины при решении правовых вопросов.
- Право на усыновление посторонних людей — принятие в состав данного тейпа.
- Переход имущества умершего к членам тейпа.
- Каждый тейп имел свое определённое имя, полученное им от своего предполагаемого родоначальника и принадлежавшее исключительно ему одному.
- Тейп занимал особую территорию и имел свою тейповую гору.
- Тейпу принадлежала и тейповая башня, возведенная его родоначальником.
- Тейп имел свое божество с определённым образом религиозного культа.
- Тейп открывал праздники, связанные с культом своего божества.
- Тейп имел свое отдельное тейповое кладбище.
- Тейповое гостеприимство.
Структура тейпа в средневековье
- Род (тейп) возглавлял предводитель рода (чеч. тайпана хъальмчха(?)). Род мог возглавить только член рода и всегда по крови. Род возглавлял не обязательно старейшина, налицо были только заслуги перед родом. Предводитель рода избирался Советом старейшин на неопределённый срок. Выбор предводителя рода не носил наследственного характера. Предводитель рода возглавлял, только если можно так сказать, гражданскую организацию рода.
- Совет старейшин (чеч. тайпан кхел) руководил всей жизнедеятельностью рода. При выборе в Совет старейшин в принципе отсутствовал элемент наследования. Совет старейшин формировался по представительному принципу на неопределённый срок, обычно до смерти старейшины или его немощи, препятствующей участию в работе совета. Совет старейшин выбирал предводителя рода и военного предводителя рода. Реально Совет старейшин выбирался по принципу представительства от селения или внутри его на общем собрании членов рода, но постоянным органом был именно Совет старейшин, а не собрание рода. Реально это была единственная функция собрания рода.
- Военный предводитель рода (чеч. б1аьччи) мог быть и не член рода по крови, он возглавлял всю военную организацию рода. Военный предводитель рода выбирался Советом старейшин и в расчёт принимались военные навыки и доблести. Военный предводитель рода не подчинялся предводителю рода по военным вопросам.
Список тейпов
Ниже — список с названием туккхума, к которому принадлежит тейп, краткое описание.
- Аларой — туккхум Нохчмахкахой — один из исконных чеченских тейпов, а также один из самых многочисленных, расселён по всей ЧР.
- Аргно — тэйп название которого произошло от горной реки Орга, представителей этого тэйпа можно встретить в Надтеречном районе.
- чеч. БелгІатой — туккхум Нохчмахкахой — когда-то был подразделением Белтой.
- Беной — туккхум Нохчмахкахой —
- чеч. БІовлой — горный, расселён на юго-востоке. Обладает своей горой — БІавлой Лам. Входит в туккхум Терлой . Чеченское кровное происхождение.
- Билтой — туккхум Нохчмахкахой — из ножай-юртовского района.
- чеч. Зандкъхой туккхум Нохчмахкахой- Большая часть из аула Зандак. Есть ещё зандкъхой которые давно уехали из Зандака.
- Ваштарой — один из самых известных горных тейпов в Шатое
- Гендаргеной — туккхум Нохчмахкахой — из исторического центра Чечни Нохчиймохка.
- ГІордалой — туккхум Нохчмахкахой. В переводе с чеченского — меченосцы
- Гуной — туккхум Нохчмахкахой — расселён на северо-востоке;
- Дишни — горный чеченский тейп, который исторически был расселен преимущественно на юго-востоке Чечни. Дишни наиболее древний тейп и не входит ни в один тукхум. Он также относится к известным и так сказать к «исконным тейпам», обладающим своей горой. У тейпа Дишни — это Дишни-лам. Известно также, что многие равнинные села Чечни были основаны выходцами с тейпа Дишни. По заявлению самих дишнинцев, Дишни сами являются выходцами из Ингушетии. Они всегда заявляли и заявляют, что по происхождению являются жайрахой (джайраховцы). Льяновы, Ахриевы, Боровы и Дишни имеют общее происхождение, но предки Ахриевых, Ляновых и Боровых никогда не жили в Чечне и соответственно они никак никак не могли оттуда прийти в Ингушетию. Вот генеалогия Дишни: Темарг, Тарга, Джерахмет, Лорс, Дишни. У Лорса был также сын Джайрхо, у которого было три сына: Охр (Ахриевы), Бор (Боровы) и Льян (Льяновы).[5]
- Зумсой — горный.
- Зурзакъой — считается одним из самых исконных (дзурдзуки).
- Кей — горный воинственный тейп, считается одним из древнейших родов у вайнахов обладает своей горой Кей-лам, которая находится на территории горного Галанчожского района Чеченской Республики (на границе с горной Ингушетией), Кей-Мохк (село Кий).
- Келой — горный.
- Мелхий — древний и наиболее воинственный чеченский туккхум.
- Маршалой
- Курчалой — туккхум Нохчмахкахой
- Мулкой — небольшой, расселён в горах (Шатоевский район). Являются выходцами из Ингушетии. Из Таргима.
- Нашхой — этногенетический центр средневековых нохчиматиенов (наксаматов).
- чеч. ПхІамтой Памятой — исконно горный тейп чеченского народа
- Пешхой
- Ригахой — туккхум Чебарлой, Шаройцы
- Саттой — туккхум Шуотой
- Тумсо — [Родом из Шатойского района Чечни] — Вообще, Тумсо, Зумсо и Чанти считаются родственными тейпами. Избранные представители проживают в райцентре Ачхой-Мартан. Здесь проживают потомки Тети (отсюда и название Тети некъ)
- Туркой — живут в Урус-Мартане, Шали, Гойтах, Рошни-чу, Хамби-Ирзи, Шаами-Юрте, Гехах, Элистанжи, в ряде других населенных пунктов Чечни. Самый известный топоним в ЧР, связанный с Турко — Туркой кешнаш в Урус-Мартане.
- чеч. ХІачарой
- Хьачарой — туккхум Нохчмахкахой — рано попал на страницы письменных русских документов.
- Хилдехьарой — кровно-родственный союз в него входят тейпы Саканхой, Люнкхьой, Целахой, Пэрой и Корхой, Корестхой,Пож-Порой,Грозтхой,Тюлахой.
- Хиндхой — небольшой, расселён в горах в районе Галанчожа. Входит в тукхум Шарой
- Цадархой
- Цонтарой (чеч. ЦІонтарой) — туккхум Нохчмахкахой — один из исконных чеченских тейпов, а также один из самых многочисленных, расселён в основном на востоке.
- чеч. ЦІеси — проживают по всей ЧР, происходят из одноимённой высокогорной местности, основной топоним чеч. ЦІеси-лам. Входят в тукхум Шарой
- Чебарлой Туккхум,Один из древнейших на чеченской земле. Первое упоминание о Чебарлое в 1456 году.
- Чантий (чеч. ЧІаьнтий). Туккхум и тейп вышедший из горно башенного село Тазбичи (чеч. ЧІаьнтий-Мохк). Есть родовая гора ЧІаьнтий-Борз-лам, перевал ЧІаьнтий-Барз и река ЧІаьнтий-Орг и река ЧІаьнтий-Эрк.
- Чартой — туккхум Нохчмахкахой — миротворцы и посредники в делах. Существуют несколько версий происхождения названия и происхождения этого тейпа. 1. Название горы и когда-то села в Шатойском районе. 2. Существует версия что они выходцы из Грузии и название тейпа произошло от местности Чартали на севере Грузии, так как в свое время чеченцы заселяли северные районы Грузии. Чартой живут на равнине. Они основали города Гудермес и составляют его основное население также их можно встретить в Шали, Мескер-юрт, Аргун, Автуры и селах Надтеречного района.
- Чермой — туккхум Нохчмахкахой — расселён в основном в селе Мехкеты. Есть родовая гора Чермой-лам.
- Чиннахой
- Чинхой — туккхум Терлой. По заявлению самих Чинхой являются выходцами из Ингушетии. Генеалогия Чинхой: Маго, Бийбот, Яндар, Андар, Ч1инхо. У Андра было пять сыновей: Чопик (грузинские фамилии Чопикашвили и Казбеги), Чинхо, Циккам (основатель ингушского тейпа Оздой), Пхьош (основатель ингушского тейпа Салгхой) и Гий (основатель ингушского тейпа Тумхой). Братья жили на территории Хамхинского общества. После ссоры между братьями Чопик был вынужден переселиться в Грузию, а Чинхо в Чечню. Циккам переселился в Цхорой шахьар (Цоринское общество), а Пхьош в Фяппинское.[5]
- Чунгарой — довольно многочисленный тейп, проживают в Урус-Мартане, Гойтах, где есть одноимённые юкъ. В других населенных пунктах ЧР.
- чеч. ЭгІашбатой — туккхум Нохчмахкахой — расселён по всей Чечне. Но большинство находится в Нохчимох (равнинная часть Чечни).
- Элистанжо — туккхум Нохчмахкахой — из села Хаттуни Веденского района. Переселился в Алды около Грозного.
- Энганой — туккхум Нохчмахкахой — расселён по всей Чечне. Считается, что из него происходят мусульманские проповедники.
- Ширди Ширди-юрт, Мескер-юрт, Гелгадан, Герменчук. (Шалинский район) Ширди-означает Инженеры войны.
- шуоной — туккхум Нохчмахкахой с.шуани ножай-юртовский район,с.шуани гудермеский район, иордания, сирия, турция.
- Эрсеной — туккхум Нохчмахкахой — на востоке в области Нохчимокх (Веденский район, Шалинский район, г. Грозный, г. Аргун, Гудермесский район, Наурский район).
- Ялхой — туккхум Нохчмахкахой
- Ялхорой — есть село, названное по имени тейпа.
- Басхой- чеченский тайп, который исторически расселен преимущественно на юго-востоке Чечни. Басхой наиболее древний тайп входит в тукхум Чебарлой, имеет родовые башни. Он также относится к известным «исконным тайпам», обладающим своей горой — это Басхой-лам, хребет Басхой
Примечания
- ↑ Нохчийн-Оьрсийн словарь. Чеченско-русский словарь, А. Г. Мациев, Москва, 1961; Чеченско-русский словарь: «схьаІенадала-такхадала»; Ингушско-русский словарь
- ↑ 1 2 3 Л. Ильясов Чеченский тейп Чеченская республика и чеченцы: История и современность Матер. Всерос. науч. конф. Москва, 19—20 апреля 2005. М.: Наука, 2006, с. 176—185
- ↑ Майрбек Вачагаев, Современное чеченское общество: мифы и реальность. Central Asia & Central Caucasus Press AB, Швеция, № 2(26), 2003.
- ↑ Я. В. Чеснов. Чеченцем быть трудно. Тейпы, их прошлое и роль в настоящем Независимая газета, 22 сентября 1994. № 181.
- ↑ 1 2 Материал из книги Идриса Абадиева «Эздел-формула земной и вечной жизни»
Ссылки
Тейп — это… Что такое Тейп?
Тейп (вайнах. тайпа — «род, племя»[1]) — средневековая территориальная община, единица родоплеменной организации вайнахских народов (чеченцев и ингушей), состоящая из нескольких родовых общин (союзов общин) и самоидентифицирующаяся общим происхождением от конкретного лица (рода) либо лиц одного рода занятий (например, чеч. БІовлой — «башня»). Однако чеченский тейп не является ни родом ни патронимией.[2] Для обозначения членов одного рода у чеченцев есть понятие «вар», все члены которого действительно происходят от единого предка.[2]
В настоящее время насчитывается 100—110 горных тейпов и 60—70 равнинных (численность чеченцев в России по минимальным оценкам свыше 1 млн 60 тыс. человек[3]).
Этимология
Само слово «тейп» происходит от арабского слова «тейфа» и означает «вид, род» (араб. طائفة /т̣а̄́‘ифа/ [ˈt̪ˁɑːʔifa], множ. طوائف /т̣ауа̄́‘иф/ [t̪ˁɑˈwaːʔif], от طاف /т̣а̄́фа/ [ˈt̪ˁɑːfa] — «путешествовать»), оно стало употребляться в Чечне не ранее XVII века.[2]
Функционирование тейпа
Принципы организации тейпа[4]:
- Единство и незыблемость тейповых отношений для каждого сородича тейпа.
- Право на общинное землевладение.
- Объявление всем тейпом кровной мести другому тейпу за убийство и общественную дискредитацию члена данного тейпа.
- Безусловное запрещение брака между членами одного тейпа.
- Оказание отдельным членам тейпа помощи в случае бедствий или несчастий.
- В случае смерти члена тейпа — объявление траура всем тейпом. Строгое воздержание от участия в увеселениях.
- Тейпом руководил тайпанан хьалханча — предводитель тейпа, возглавлявший Совет старейшин.
- Выбор предводителя, производившийся Советом старейшин, не носил наследственного характера.
- Каждый тейп имел свой Совет старейшин.
- Совет старейшин избирался из числа мудрых и уважаемых людей пожилого возраста, но независимо от имущественного ценза.
- Совет старейшин заседал открыто и каждый чеченец мог прийти по своему желанию и присутствовать сам, получить слово и высказать своё мнение.
- Все члены Совета старейшин имели равные права.
- Тейп имел право смещать и назначать своего предводителя и военачальника.
- Бесправное положение женщины при решении правовых вопросов.
- Право на усыновление посторонних людей — принятие в состав данного тейпа.
- Переход имущества умершего к членам тейпа.
- Каждый тейп имел свое определённое имя, полученное им от своего предполагаемого родоначальника и принадлежавшее исключительно ему одному.
- Тейп занимал особую территорию и имел свою тейповую гору.
- Тейпу принадлежала и тейповая башня, возведенная его родоначальником.
- Тейп имел свое божество с определённым образом религиозного культа.
- Тейп открывал праздники, связанные с культом своего божества.
- Тейп имел свое отдельное тейповое кладбище.
- Тейповое гостеприимство.
Структура тейпа в средневековье
- Род (тейп) возглавлял предводитель рода (чеч. тайпана хъальмчха(?)). Род мог возглавить только член рода и всегда по крови. Род возглавлял не обязательно старейшина, налицо были только заслуги перед родом. Предводитель рода избирался Советом старейшин на неопределённый срок. Выбор предводителя рода не носил наследственного характера. Предводитель рода возглавлял, только если можно так сказать, гражданскую организацию рода.
- Совет старейшин (чеч. тайпан кхел) руководил всей жизнедеятельностью рода. При выборе в Совет старейшин в принципе отсутствовал элемент наследования. Совет старейшин формировался по представительному принципу на неопределённый срок, обычно до смерти старейшины или его немощи, препятствующей участию в работе совета. Совет старейшин выбирал предводителя рода и военного предводителя рода. Реально Совет старейшин выбирался по принципу представительства от селения или внутри его на общем собрании членов рода, но постоянным органом был именно Совет старейшин, а не собрание рода. Реально это была единственная функция собрания рода.
- Военный предводитель рода (чеч. б1аьччи) мог быть и не член рода по крови, он возглавлял всю военную организацию рода. Военный предводитель рода выбирался Советом старейшин и в расчёт принимались военные навыки и доблести. Военный предводитель рода не подчинялся предводителю рода по военным вопросам.
Список тейпов
Ниже — список с названием туккхума, к которому принадлежит тейп, краткое описание.
- Аларой — туккхум Нохчмахкахой — один из исконных чеченских тейпов, а также один из самых многочисленных, расселён по всей ЧР.
- Аргно — тэйп название которого произошло от горной реки Орга, представителей этого тэйпа можно встретить в Надтеречном районе.
- чеч. БелгІатой — туккхум Нохчмахкахой — когда-то был подразделением Белтой.
- Беной — туккхум Нохчмахкахой —
- чеч. БІовлой — горный, расселён на юго-востоке. Обладает своей горой — БІавлой Лам. Входит в туккхум Терлой . Чеченское кровное происхождение.
- Билтой — туккхум Нохчмахкахой — из ножай-юртовского района.
- чеч. Зандкъхой туккхум Нохчмахкахой- Большая часть из аула Зандак. Есть ещё зандкъхой которые давно уехали из Зандака.
- Ваштарой — один из самых известных горных тейпов в Шатое
- Гендаргеной — туккхум Нохчмахкахой — из исторического центра Чечни Нохчиймохка.
- ГІордалой — туккхум Нохчмахкахой. В переводе с чеченского — меченосцы
- Гуной — туккхум Нохчмахкахой — расселён на северо-востоке;
- Дишни — горный чеченский тейп, который исторически был расселен преимущественно на юго-востоке Чечни. Дишни наиболее древний тейп и не входит ни в один тукхум. Он также относится к известным и так сказать к «исконным тейпам», обладающим своей горой. У тейпа Дишни — это Дишни-лам. Известно также, что многие равнинные села Чечни были основаны выходцами с тейпа Дишни. По заявлению самих дишнинцев, Дишни сами являются выходцами из Ингушетии. Они всегда заявляли и заявляют, что по происхождению являются жайрахой (джайраховцы). Льяновы, Ахриевы, Боровы и Дишни имеют общее происхождение, но предки Ахриевых, Ляновых и Боровых никогда не жили в Чечне и соответственно они никак никак не могли оттуда прийти в Ингушетию. Вот генеалогия Дишни: Темарг, Тарга, Джерахмет, Лорс, Дишни. У Лорса был также сын Джайрхо, у которого было три сына: Охр (Ахриевы), Бор (Боровы) и Льян (Льяновы).[5]
- Зумсой — горный.
- Зурзакъой — считается одним из самых исконных (дзурдзуки).
- Кей — горный воинственный тейп, считается одним из древнейших родов у вайнахов обладает своей горой Кей-лам, которая находится на территории горного Галанчожского района Чеченской Республики (на границе с горной Ингушетией), Кей-Мохк (село Кий).
- Келой — горный.
- Мелхий — древний и наиболее воинственный чеченский туккхум.
- Маршалой
- Курчалой — туккхум Нохчмахкахой
- Мулкой — небольшой, расселён в горах (Шатоевский район). Являются выходцами из Ингушетии. Из Таргима.
- Нашхой — этногенетический центр средневековых нохчиматиенов (наксаматов).
- чеч. ПхІамтой Памятой — исконно горный тейп чеченского народа
- Пешхой
- Ригахой — туккхум Чебарлой, Шаройцы
- Саттой — туккхум Шуотой
- Тумсо — [Родом из Шатойского района Чечни] — Вообще, Тумсо, Зумсо и Чанти считаются родственными тейпами. Избранные представители проживают в райцентре Ачхой-Мартан. Здесь проживают потомки Тети (отсюда и название Тети некъ)
- Туркой — живут в Урус-Мартане, Шали, Гойтах, Рошни-чу, Хамби-Ирзи, Шаами-Юрте, Гехах, Элистанжи, в ряде других населенных пунктов Чечни. Самый известный топоним в ЧР, связанный с Турко — Туркой кешнаш в Урус-Мартане.
- чеч. ХІачарой
- Хьачарой — туккхум Нохчмахкахой — рано попал на страницы письменных русских документов.
- Хилдехьарой — кровно-родственный союз в него входят тейпы Саканхой, Люнкхьой, Целахой, Пэрой и Корхой, Корестхой,Пож-Порой,Грозтхой,Тюлахой.
- Хиндхой — небольшой, расселён в горах в районе Галанчожа. Входит в тукхум Шарой
- Цадархой
- Цонтарой (чеч. ЦІонтарой) — туккхум Нохчмахкахой — один из исконных чеченских тейпов, а также один из самых многочисленных, расселён в основном на востоке.
- чеч. ЦІеси — проживают по всей ЧР, происходят из одноимённой высокогорной местности, основной топоним чеч. ЦІеси-лам. Входят в тукхум Шарой
- Чебарлой Туккхум,Один из древнейших на чеченской земле. Первое упоминание о Чебарлое в 1456 году.
- Чантий (чеч. ЧІаьнтий). Туккхум и тейп вышедший из горно башенного село Тазбичи (чеч. ЧІаьнтий-Мохк). Есть родовая гора ЧІаьнтий-Борз-лам, перевал ЧІаьнтий-Барз и река ЧІаьнтий-Орг и река ЧІаьнтий-Эрк.
- Чартой — туккхум Нохчмахкахой — миротворцы и посредники в делах. Существуют несколько версий происхождения названия и происхождения этого тейпа. 1. Название горы и когда-то села в Шатойском районе. 2. Существует версия что они выходцы из Грузии и название тейпа произошло от местности Чартали на севере Грузии, так как в свое время чеченцы заселяли северные районы Грузии. Чартой живут на равнине. Они основали города Гудермес и составляют его основное население также их можно встретить в Шали, Мескер-юрт, Аргун, Автуры и селах Надтеречного района.
- Чермой — туккхум Нохчмахкахой — расселён в основном в селе Мехкеты. Есть родовая гора Чермой-лам.
- Чиннахой
- Чинхой — туккхум Терлой. По заявлению самих Чинхой являются выходцами из Ингушетии. Генеалогия Чинхой: Маго, Бийбот, Яндар, Андар, Ч1инхо. У Андра было пять сыновей: Чопик (грузинские фамилии Чопикашвили и Казбеги), Чинхо, Циккам (основатель ингушского тейпа Оздой), Пхьош (основатель ингушского тейпа Салгхой) и Гий (основатель ингушского тейпа Тумхой). Братья жили на территории Хамхинского общества. После ссоры между братьями Чопик был вынужден переселиться в Грузию, а Чинхо в Чечню. Циккам переселился в Цхорой шахьар (Цоринское общество), а Пхьош в Фяппинское.[5]
- Чунгарой — довольно многочисленный тейп, проживают в Урус-Мартане, Гойтах, где есть одноимённые юкъ. В других населенных пунктах ЧР.
- чеч. ЭгІашбатой — туккхум Нохчмахкахой — расселён по всей Чечне. Но большинство находится в Нохчимох (равнинная часть Чечни).
- Элистанжо — туккхум Нохчмахкахой — из села Хаттуни Веденского района. Переселился в Алды около Грозного.
- Энганой — туккхум Нохчмахкахой — расселён по всей Чечне. Считается, что из него происходят мусульманские проповедники.
- Ширди Ширди-юрт, Мескер-юрт, Гелгадан, Герменчук. (Шалинский район) Ширди-означает Инженеры войны.
- шуоной — туккхум Нохчмахкахой с.шуани ножай-юртовский район,с.шуани гудермеский район, иордания, сирия, турция.
- Эрсеной — туккхум Нохчмахкахой — на востоке в области Нохчимокх (Веденский район, Шалинский район, г. Грозный, г. Аргун, Гудермесский район, Наурский район).
- Ялхой — туккхум Нохчмахкахой
- Ялхорой — есть село, названное по имени тейпа.
- Басхой- чеченский тайп, который исторически расселен преимущественно на юго-востоке Чечни. Басхой наиболее древний тайп входит в тукхум Чебарлой, имеет родовые башни. Он также относится к известным «исконным тайпам», обладающим своей горой — это Басхой-лам, хребет Басхой
Примечания
- ↑ Нохчийн-Оьрсийн словарь. Чеченско-русский словарь, А. Г. Мациев, Москва, 1961; Чеченско-русский словарь: «схьаІенадала-такхадала»; Ингушско-русский словарь
- ↑ 1 2 3 Л. Ильясов Чеченский тейп Чеченская республика и чеченцы: История и современность Матер. Всерос. науч. конф. Москва, 19—20 апреля 2005. М.: Наука, 2006, с. 176—185
- ↑ Майрбек Вачагаев, Современное чеченское общество: мифы и реальность. Central Asia & Central Caucasus Press AB, Швеция, № 2(26), 2003.
- ↑ Я. В. Чеснов. Чеченцем быть трудно. Тейпы, их прошлое и роль в настоящем Независимая газета, 22 сентября 1994. № 181.
- ↑ 1 2 Материал из книги Идриса Абадиева «Эздел-формула земной и вечной жизни»
Ссылки
Тейп — это… Что такое Тейп?
Тейп (вайнах. тайпа — «род, племя»[1]) — средневековая территориальная община, единица родоплеменной организации вайнахских народов (чеченцев и ингушей), состоящая из нескольких родовых общин (союзов общин) и самоидентифицирующаяся общим происхождением от конкретного лица (рода) либо лиц одного рода занятий (например, чеч. БІовлой — «башня»). Однако чеченский тейп не является ни родом ни патронимией.[2] Для обозначения членов одного рода у чеченцев есть понятие «вар», все члены которого действительно происходят от единого предка.[2]
В настоящее время насчитывается 100—110 горных тейпов и 60—70 равнинных (численность чеченцев в России по минимальным оценкам свыше 1 млн 60 тыс. человек[3]).
Этимология
Само слово «тейп» происходит от арабского слова «тейфа» и означает «вид, род» (араб. طائفة /т̣а̄́‘ифа/ [ˈt̪ˁɑːʔifa], множ. طوائف /т̣ауа̄́‘иф/ [t̪ˁɑˈwaːʔif], от طاف /т̣а̄́фа/ [ˈt̪ˁɑːfa] — «путешествовать»), оно стало употребляться в Чечне не ранее XVII века.[2]
Функционирование тейпа
Принципы организации тейпа[4]:
- Единство и незыблемость тейповых отношений для каждого сородича тейпа.
- Право на общинное землевладение.
- Объявление всем тейпом кровной мести другому тейпу за убийство и общественную дискредитацию члена данного тейпа.
- Безусловное запрещение брака между членами одного тейпа.
- Оказание отдельным членам тейпа помощи в случае бедствий или несчастий.
- В случае смерти члена тейпа — объявление траура всем тейпом. Строгое воздержание от участия в увеселениях.
- Тейпом руководил тайпанан хьалханча — предводитель тейпа, возглавлявший Совет старейшин.
- Выбор предводителя, производившийся Советом старейшин, не носил наследственного характера.
- Каждый тейп имел свой Совет старейшин.
- Совет старейшин избирался из числа мудрых и уважаемых людей пожилого возраста, но независимо от имущественного ценза.
- Совет старейшин заседал открыто и каждый чеченец мог прийти по своему желанию и присутствовать сам, получить слово и высказать своё мнение.
- Все члены Совета старейшин имели равные права.
- Тейп имел право смещать и назначать своего предводителя и военачальника.
- Бесправное положение женщины при решении правовых вопросов.
- Право на усыновление посторонних людей — принятие в состав данного тейпа.
- Переход имущества умершего к членам тейпа.
- Каждый тейп имел свое определённое имя, полученное им от своего предполагаемого родоначальника и принадлежавшее исключительно ему одному.
- Тейп занимал особую территорию и имел свою тейповую гору.
- Тейпу принадлежала и тейповая башня, возведенная его родоначальником.
- Тейп имел свое божество с определённым образом религиозного культа.
- Тейп открывал праздники, связанные с культом своего божества.
- Тейп имел свое отдельное тейповое кладбище.
- Тейповое гостеприимство.
Структура тейпа в средневековье
- Род (тейп) возглавлял предводитель рода (чеч. тайпана хъальмчха(?)). Род мог возглавить только член рода и всегда по крови. Род возглавлял не обязательно старейшина, налицо были только заслуги перед родом. Предводитель рода избирался Советом старейшин на неопределённый срок. Выбор предводителя рода не носил наследственного характера. Предводитель рода возглавлял, только если можно так сказать, гражданскую организацию рода.
- Совет старейшин (чеч. тайпан кхел) руководил всей жизнедеятельностью рода. При выборе в Совет старейшин в принципе отсутствовал элемент наследования. Совет старейшин формировался по представительному принципу на неопределённый срок, обычно до смерти старейшины или его немощи, препятствующей участию в работе совета. Совет старейшин выбирал предводителя рода и военного предводителя рода. Реально Совет старейшин выбирался по принципу представительства от селения или внутри его на общем собрании членов рода, но постоянным органом был именно Совет старейшин, а не собрание рода. Реально это была единственная функция собрания рода.
- Военный предводитель рода (чеч. б1аьччи) мог быть и не член рода по крови, он возглавлял всю военную организацию рода. Военный предводитель рода выбирался Советом старейшин и в расчёт принимались военные навыки и доблести. Военный предводитель рода не подчинялся предводителю рода по военным вопросам.
Список тейпов
Ниже — список с названием туккхума, к которому принадлежит тейп, краткое описание.
- Аларой — туккхум Нохчмахкахой — один из исконных чеченских тейпов, а также один из самых многочисленных, расселён по всей ЧР.
- Аргно — тэйп название которого произошло от горной реки Орга, представителей этого тэйпа можно встретить в Надтеречном районе.
- чеч. БелгІатой — туккхум Нохчмахкахой — когда-то был подразделением Белтой.
- Беной — туккхум Нохчмахкахой —
- чеч. БІовлой — горный, расселён на юго-востоке. Обладает своей горой — БІавлой Лам. Входит в туккхум Терлой . Чеченское кровное происхождение.
- Билтой — туккхум Нохчмахкахой — из ножай-юртовского района.
- чеч. Зандкъхой туккхум Нохчмахкахой- Большая часть из аула Зандак. Есть ещё зандкъхой которые давно уехали из Зандака.
- Ваштарой — один из самых известных горных тейпов в Шатое
- Гендаргеной — туккхум Нохчмахкахой — из исторического центра Чечни Нохчиймохка.
- ГІордалой — туккхум Нохчмахкахой. В переводе с чеченского — меченосцы
- Гуной — туккхум Нохчмахкахой — расселён на северо-востоке;
- Дишни — горный чеченский тейп, который исторически был расселен преимущественно на юго-востоке Чечни. Дишни наиболее древний тейп и не входит ни в один тукхум. Он также относится к известным и так сказать к «исконным тейпам», обладающим своей горой. У тейпа Дишни — это Дишни-лам. Известно также, что многие равнинные села Чечни были основаны выходцами с тейпа Дишни. По заявлению самих дишнинцев, Дишни сами являются выходцами из Ингушетии. Они всегда заявляли и заявляют, что по происхождению являются жайрахой (джайраховцы). Льяновы, Ахриевы, Боровы и Дишни имеют общее происхождение, но предки Ахриевых, Ляновых и Боровых никогда не жили в Чечне и соответственно они никак никак не могли оттуда прийти в Ингушетию. Вот генеалогия Дишни: Темарг, Тарга, Джерахмет, Лорс, Дишни. У Лорса был также сын Джайрхо, у которого было три сына: Охр (Ахриевы), Бор (Боровы) и Льян (Льяновы).[5]
- Зумсой — горный.
- Зурзакъой — считается одним из самых исконных (дзурдзуки).
- Кей — горный воинственный тейп, считается одним из древнейших родов у вайнахов обладает своей горой Кей-лам, которая находится на территории горного Галанчожского района Чеченской Республики (на границе с горной Ингушетией), Кей-Мохк (село Кий).
- Келой — горный.
- Мелхий — древний и наиболее воинственный чеченский туккхум.
- Маршалой
- Курчалой — туккхум Нохчмахкахой
- Мулкой — небольшой, расселён в горах (Шатоевский район). Являются выходцами из Ингушетии. Из Таргима.
- Нашхой — этногенетический центр средневековых нохчиматиенов (наксаматов).
- чеч. ПхІамтой Памятой — исконно горный тейп чеченского народа
- Пешхой
- Ригахой — туккхум Чебарлой, Шаройцы
- Саттой — туккхум Шуотой
- Тумсо — [Родом из Шатойского района Чечни] — Вообще, Тумсо, Зумсо и Чанти считаются родственными тейпами. Избранные представители проживают в райцентре Ачхой-Мартан. Здесь проживают потомки Тети (отсюда и название Тети некъ)
- Туркой — живут в Урус-Мартане, Шали, Гойтах, Рошни-чу, Хамби-Ирзи, Шаами-Юрте, Гехах, Элистанжи, в ряде других населенных пунктов Чечни. Самый известный топоним в ЧР, связанный с Турко — Туркой кешнаш в Урус-Мартане.
- чеч. ХІачарой
- Хьачарой — туккхум Нохчмахкахой — рано попал на страницы письменных русских документов.
- Хилдехьарой — кровно-родственный союз в него входят тейпы Саканхой, Люнкхьой, Целахой, Пэрой и Корхой, Корестхой,Пож-Порой,Грозтхой,Тюлахой.
- Хиндхой — небольшой, расселён в горах в районе Галанчожа. Входит в тукхум Шарой
- Цадархой
- Цонтарой (чеч. ЦІонтарой) — туккхум Нохчмахкахой — один из исконных чеченских тейпов, а также один из самых многочисленных, расселён в основном на востоке.
- чеч. ЦІеси — проживают по всей ЧР, происходят из одноимённой высокогорной местности, основной топоним чеч. ЦІеси-лам. Входят в тукхум Шарой
- Чебарлой Туккхум,Один из древнейших на чеченской земле. Первое упоминание о Чебарлое в 1456 году.
- Чантий (чеч. ЧІаьнтий). Туккхум и тейп вышедший из горно башенного село Тазбичи (чеч. ЧІаьнтий-Мохк). Есть родовая гора ЧІаьнтий-Борз-лам, перевал ЧІаьнтий-Барз и река ЧІаьнтий-Орг и река ЧІаьнтий-Эрк.
- Чартой — туккхум Нохчмахкахой — миротворцы и посредники в делах. Существуют несколько версий происхождения названия и происхождения этого тейпа. 1. Название горы и когда-то села в Шатойском районе. 2. Существует версия что они выходцы из Грузии и название тейпа произошло от местности Чартали на севере Грузии, так как в свое время чеченцы заселяли северные районы Грузии. Чартой живут на равнине. Они основали города Гудермес и составляют его основное население также их можно встретить в Шали, Мескер-юрт, Аргун, Автуры и селах Надтеречного района.
- Чермой — туккхум Нохчмахкахой — расселён в основном в селе Мехкеты. Есть родовая гора Чермой-лам.
- Чиннахой
- Чинхой — туккхум Терлой. По заявлению самих Чинхой являются выходцами из Ингушетии. Генеалогия Чинхой: Маго, Бийбот, Яндар, Андар, Ч1инхо. У Андра было пять сыновей: Чопик (грузинские фамилии Чопикашвили и Казбеги), Чинхо, Циккам (основатель ингушского тейпа Оздой), Пхьош (основатель ингушского тейпа Салгхой) и Гий (основатель ингушского тейпа Тумхой). Братья жили на территории Хамхинского общества. После ссоры между братьями Чопик был вынужден переселиться в Грузию, а Чинхо в Чечню. Циккам переселился в Цхорой шахьар (Цоринское общество), а Пхьош в Фяппинское.[5]
- Чунгарой — довольно многочисленный тейп, проживают в Урус-Мартане, Гойтах, где есть одноимённые юкъ. В других населенных пунктах ЧР.
- чеч. ЭгІашбатой — туккхум Нохчмахкахой — расселён по всей Чечне. Но большинство находится в Нохчимох (равнинная часть Чечни).
- Элистанжо — туккхум Нохчмахкахой — из села Хаттуни Веденского района. Переселился в Алды около Грозного.
- Энганой — туккхум Нохчмахкахой — расселён по всей Чечне. Считается, что из него происходят мусульманские проповедники.
- Ширди Ширди-юрт, Мескер-юрт, Гелгадан, Герменчук. (Шалинский район) Ширди-означает Инженеры войны.
- шуоной — туккхум Нохчмахкахой с.шуани ножай-юртовский район,с.шуани гудермеский район, иордания, сирия, турция.
- Эрсеной — туккхум Нохчмахкахой — на востоке в области Нохчимокх (Веденский район, Шалинский район, г. Грозный, г. Аргун, Гудермесский район, Наурский район).
- Ялхой — туккхум Нохчмахкахой
- Ялхорой — есть село, названное по имени тейпа.
- Басхой- чеченский тайп, который исторически расселен преимущественно на юго-востоке Чечни. Басхой наиболее древний тайп входит в тукхум Чебарлой, имеет родовые башни. Он также относится к известным «исконным тайпам», обладающим своей горой — это Басхой-лам, хребет Басхой
Примечания
- ↑ Нохчийн-Оьрсийн словарь. Чеченско-русский словарь, А. Г. Мациев, Москва, 1961; Чеченско-русский словарь: «схьаІенадала-такхадала»; Ингушско-русский словарь
- ↑ 1 2 3 Л. Ильясов Чеченский тейп Чеченская республика и чеченцы: История и современность Матер. Всерос. науч. конф. Москва, 19—20 апреля 2005. М.: Наука, 2006, с. 176—185
- ↑ Майрбек Вачагаев, Современное чеченское общество: мифы и реальность. Central Asia & Central Caucasus Press AB, Швеция, № 2(26), 2003.
- ↑ Я. В. Чеснов. Чеченцем быть трудно. Тейпы, их прошлое и роль в настоящем Независимая газета, 22 сентября 1994. № 181.
- ↑ 1 2 Материал из книги Идриса Абадиева «Эздел-формула земной и вечной жизни»
Ссылки
Тейп — это… Что такое Тейп?
Тейп (вайнах. тайпа — «род, племя»[1]) — средневековая территориальная община, единица родоплеменной организации вайнахских народов (чеченцев и ингушей), состоящая из нескольких родовых общин (союзов общин) и самоидентифицирующаяся общим происхождением от конкретного лица (рода) либо лиц одного рода занятий (например, чеч. БІовлой — «башня»). Однако чеченский тейп не является ни родом ни патронимией.[2] Для обозначения членов одного рода у чеченцев есть понятие «вар», все члены которого действительно происходят от единого предка.[2]
В настоящее время насчитывается 100—110 горных тейпов и 60—70 равнинных (численность чеченцев в России по минимальным оценкам свыше 1 млн 60 тыс. человек[3]).
Этимология
Само слово «тейп» происходит от арабского слова «тейфа» и означает «вид, род» (араб. طائفة /т̣а̄́‘ифа/ [ˈt̪ˁɑːʔifa], множ. طوائف /т̣ауа̄́‘иф/ [t̪ˁɑˈwaːʔif], от طاف /т̣а̄́фа/ [ˈt̪ˁɑːfa] — «путешествовать»), оно стало употребляться в Чечне не ранее XVII века.[2]
Функционирование тейпа
Принципы организации тейпа[4]:
- Единство и незыблемость тейповых отношений для каждого сородича тейпа.
- Право на общинное землевладение.
- Объявление всем тейпом кровной мести другому тейпу за убийство и общественную дискредитацию члена данного тейпа.
- Безусловное запрещение брака между членами одного тейпа.
- Оказание отдельным членам тейпа помощи в случае бедствий или несчастий.
- В случае смерти члена тейпа — объявление траура всем тейпом. Строгое воздержание от участия в увеселениях.
- Тейпом руководил тайпанан хьалханча — предводитель тейпа, возглавлявший Совет старейшин.
- Выбор предводителя, производившийся Советом старейшин, не носил наследственного характера.
- Каждый тейп имел свой Совет старейшин.
- Совет старейшин избирался из числа мудрых и уважаемых людей пожилого возраста, но независимо от имущественного ценза.
- Совет старейшин заседал открыто и каждый чеченец мог прийти по своему желанию и присутствовать сам, получить слово и высказать своё мнение.
- Все члены Совета старейшин имели равные права.
- Тейп имел право смещать и назначать своего предводителя и военачальника.
- Бесправное положение женщины при решении правовых вопросов.
- Право на усыновление посторонних людей — принятие в состав данного тейпа.
- Переход имущества умершего к членам тейпа.
- Каждый тейп имел свое определённое имя, полученное им от своего предполагаемого родоначальника и принадлежавшее исключительно ему одному.
- Тейп занимал особую территорию и имел свою тейповую гору.
- Тейпу принадлежала и тейповая башня, возведенная его родоначальником.
- Тейп имел свое божество с определённым образом религиозного культа.
- Тейп открывал праздники, связанные с культом своего божества.
- Тейп имел свое отдельное тейповое кладбище.
- Тейповое гостеприимство.
Структура тейпа в средневековье
- Род (тейп) возглавлял предводитель рода (чеч. тайпана хъальмчха(?)). Род мог возглавить только член рода и всегда по крови. Род возглавлял не обязательно старейшина, налицо были только заслуги перед родом. Предводитель рода избирался Советом старейшин на неопределённый срок. Выбор предводителя рода не носил наследственного характера. Предводитель рода возглавлял, только если можно так сказать, гражданскую организацию рода.
- Совет старейшин (чеч. тайпан кхел) руководил всей жизнедеятельностью рода. При выборе в Совет старейшин в принципе отсутствовал элемент наследования. Совет старейшин формировался по представительному принципу на неопределённый срок, обычно до смерти старейшины или его немощи, препятствующей участию в работе совета. Совет старейшин выбирал предводителя рода и военного предводителя рода. Реально Совет старейшин выбирался по принципу представительства от селения или внутри его на общем собрании членов рода, но постоянным органом был именно Совет старейшин, а не собрание рода. Реально это была единственная функция собрания рода.
- Военный предводитель рода (чеч. б1аьччи) мог быть и не член рода по крови, он возглавлял всю военную организацию рода. Военный предводитель рода выбирался Советом старейшин и в расчёт принимались военные навыки и доблести. Военный предводитель рода не подчинялся предводителю рода по военным вопросам.
Список тейпов
Ниже — список с названием туккхума, к которому принадлежит тейп, краткое описание.
- Аларой — туккхум Нохчмахкахой — один из исконных чеченских тейпов, а также один из самых многочисленных, расселён по всей ЧР.
- Аргно — тэйп название которого произошло от горной реки Орга, представителей этого тэйпа можно встретить в Надтеречном районе.
- чеч. БелгІатой — туккхум Нохчмахкахой — когда-то был подразделением Белтой.
- Беной — туккхум Нохчмахкахой —
- чеч. БІовлой — горный, расселён на юго-востоке. Обладает своей горой — БІавлой Лам. Входит в туккхум Терлой . Чеченское кровное происхождение.
- Билтой — туккхум Нохчмахкахой — из ножай-юртовского района.
- чеч. Зандкъхой туккхум Нохчмахкахой- Большая часть из аула Зандак. Есть ещё зандкъхой которые давно уехали из Зандака.
- Ваштарой — один из самых известных горных тейпов в Шатое
- Гендаргеной — туккхум Нохчмахкахой — из исторического центра Чечни Нохчиймохка.
- ГІордалой — туккхум Нохчмахкахой. В переводе с чеченского — меченосцы
- Гуной — туккхум Нохчмахкахой — расселён на северо-востоке;
- Дишни — горный чеченский тейп, который исторически был расселен преимущественно на юго-востоке Чечни. Дишни наиболее древний тейп и не входит ни в один тукхум. Он также относится к известным и так сказать к «исконным тейпам», обладающим своей горой. У тейпа Дишни — это Дишни-лам. Известно также, что многие равнинные села Чечни были основаны выходцами с тейпа Дишни. По заявлению самих дишнинцев, Дишни сами являются выходцами из Ингушетии. Они всегда заявляли и заявляют, что по происхождению являются жайрахой (джайраховцы). Льяновы, Ахриевы, Боровы и Дишни имеют общее происхождение, но предки Ахриевых, Ляновых и Боровых никогда не жили в Чечне и соответственно они никак никак не могли оттуда прийти в Ингушетию. Вот генеалогия Дишни: Темарг, Тарга, Джерахмет, Лорс, Дишни. У Лорса был также сын Джайрхо, у которого было три сына: Охр (Ахриевы), Бор (Боровы) и Льян (Льяновы).[5]
- Зумсой — горный.
- Зурзакъой — считается одним из самых исконных (дзурдзуки).
- Кей — горный воинственный тейп, считается одним из древнейших родов у вайнахов обладает своей горой Кей-лам, которая находится на территории горного Галанчожского района Чеченской Республики (на границе с горной Ингушетией), Кей-Мохк (село Кий).
- Келой — горный.
- Мелхий — древний и наиболее воинственный чеченский туккхум.
- Маршалой
- Курчалой — туккхум Нохчмахкахой
- Мулкой — небольшой, расселён в горах (Шатоевский район). Являются выходцами из Ингушетии. Из Таргима.
- Нашхой — этногенетический центр средневековых нохчиматиенов (наксаматов).
- чеч. ПхІамтой Памятой — исконно горный тейп чеченского народа
- Пешхой
- Ригахой — туккхум Чебарлой, Шаройцы
- Саттой — туккхум Шуотой
- Тумсо — [Родом из Шатойского района Чечни] — Вообще, Тумсо, Зумсо и Чанти считаются родственными тейпами. Избранные представители проживают в райцентре Ачхой-Мартан. Здесь проживают потомки Тети (отсюда и название Тети некъ)
- Туркой — живут в Урус-Мартане, Шали, Гойтах, Рошни-чу, Хамби-Ирзи, Шаами-Юрте, Гехах, Элистанжи, в ряде других населенных пунктов Чечни. Самый известный топоним в ЧР, связанный с Турко — Туркой кешнаш в Урус-Мартане.
- чеч. ХІачарой
- Хьачарой — туккхум Нохчмахкахой — рано попал на страницы письменных русских документов.
- Хилдехьарой — кровно-родственный союз в него входят тейпы Саканхой, Люнкхьой, Целахой, Пэрой и Корхой, Корестхой,Пож-Порой,Грозтхой,Тюлахой.
- Хиндхой — небольшой, расселён в горах в районе Галанчожа. Входит в тукхум Шарой
- Цадархой
- Цонтарой (чеч. ЦІонтарой) — туккхум Нохчмахкахой — один из исконных чеченских тейпов, а также один из самых многочисленных, расселён в основном на востоке.
- чеч. ЦІеси — проживают по всей ЧР, происходят из одноимённой высокогорной местности, основной топоним чеч. ЦІеси-лам. Входят в тукхум Шарой
- Чебарлой Туккхум,Один из древнейших на чеченской земле. Первое упоминание о Чебарлое в 1456 году.
- Чантий (чеч. ЧІаьнтий). Туккхум и тейп вышедший из горно башенного село Тазбичи (чеч. ЧІаьнтий-Мохк). Есть родовая гора ЧІаьнтий-Борз-лам, перевал ЧІаьнтий-Барз и река ЧІаьнтий-Орг и река ЧІаьнтий-Эрк.
- Чартой — туккхум Нохчмахкахой — миротворцы и посредники в делах. Существуют несколько версий происхождения названия и происхождения этого тейпа. 1. Название горы и когда-то села в Шатойском районе. 2. Существует версия что они выходцы из Грузии и название тейпа произошло от местности Чартали на севере Грузии, так как в свое время чеченцы заселяли северные районы Грузии. Чартой живут на равнине. Они основали города Гудермес и составляют его основное население также их можно встретить в Шали, Мескер-юрт, Аргун, Автуры и селах Надтеречного района.
- Чермой — туккхум Нохчмахкахой — расселён в основном в селе Мехкеты. Есть родовая гора Чермой-лам.
- Чиннахой
- Чинхой — туккхум Терлой. По заявлению самих Чинхой являются выходцами из Ингушетии. Генеалогия Чинхой: Маго, Бийбот, Яндар, Андар, Ч1инхо. У Андра было пять сыновей: Чопик (грузинские фамилии Чопикашвили и Казбеги), Чинхо, Циккам (основатель ингушского тейпа Оздой), Пхьош (основатель ингушского тейпа Салгхой) и Гий (основатель ингушского тейпа Тумхой). Братья жили на территории Хамхинского общества. После ссоры между братьями Чопик был вынужден переселиться в Грузию, а Чинхо в Чечню. Циккам переселился в Цхорой шахьар (Цоринское общество), а Пхьош в Фяппинское.[5]
- Чунгарой — довольно многочисленный тейп, проживают в Урус-Мартане, Гойтах, где есть одноимённые юкъ. В других населенных пунктах ЧР.
- чеч. ЭгІашбатой — туккхум Нохчмахкахой — расселён по всей Чечне. Но большинство находится в Нохчимох (равнинная часть Чечни).
- Элистанжо — туккхум Нохчмахкахой — из села Хаттуни Веденского района. Переселился в Алды около Грозного.
- Энганой — туккхум Нохчмахкахой — расселён по всей Чечне. Считается, что из него происходят мусульманские проповедники.
- Ширди Ширди-юрт, Мескер-юрт, Гелгадан, Герменчук. (Шалинский район) Ширди-означает Инженеры войны.
- шуоной — туккхум Нохчмахкахой с.шуани ножай-юртовский район,с.шуани гудермеский район, иордания, сирия, турция.
- Эрсеной — туккхум Нохчмахкахой — на востоке в области Нохчимокх (Веденский район, Шалинский район, г. Грозный, г. Аргун, Гудермесский район, Наурский район).
- Ялхой — туккхум Нохчмахкахой
- Ялхорой — есть село, названное по имени тейпа.
- Басхой- чеченский тайп, который исторически расселен преимущественно на юго-востоке Чечни. Басхой наиболее древний тайп входит в тукхум Чебарлой, имеет родовые башни. Он также относится к известным «исконным тайпам», обладающим своей горой — это Басхой-лам, хребет Басхой
Примечания
- ↑ Нохчийн-Оьрсийн словарь. Чеченско-русский словарь, А. Г. Мациев, Москва, 1961; Чеченско-русский словарь: «схьаІенадала-такхадала»; Ингушско-русский словарь
- ↑ 1 2 3 Л. Ильясов Чеченский тейп Чеченская республика и чеченцы: История и современность Матер. Всерос. науч. конф. Москва, 19—20 апреля 2005. М.: Наука, 2006, с. 176—185
- ↑ Майрбек Вачагаев, Современное чеченское общество: мифы и реальность. Central Asia & Central Caucasus Press AB, Швеция, № 2(26), 2003.
- ↑ Я. В. Чеснов. Чеченцем быть трудно. Тейпы, их прошлое и роль в настоящем Независимая газета, 22 сентября 1994. № 181.
- ↑ 1 2 Материал из книги Идриса Абадиева «Эздел-формула земной и вечной жизни»
Ссылки
Тейп — это… Что такое Тейп?
Тейп (вайнах. тайпа — «род, племя»[1]) — средневековая территориальная община, единица родоплеменной организации вайнахских народов (чеченцев и ингушей), состоящая из нескольких родовых общин (союзов общин) и самоидентифицирующаяся общим происхождением от конкретного лица (рода) либо лиц одного рода занятий (например, чеч. БІовлой — «башня»). Однако чеченский тейп не является ни родом ни патронимией.[2] Для обозначения членов одного рода у чеченцев есть понятие «вар», все члены которого действительно происходят от единого предка.[2]
В настоящее время насчитывается 100—110 горных тейпов и 60—70 равнинных (численность чеченцев в России по минимальным оценкам свыше 1 млн 60 тыс. человек[3]).
Этимология
Само слово «тейп» происходит от арабского слова «тейфа» и означает «вид, род» (араб. طائفة /т̣а̄́‘ифа/ [ˈt̪ˁɑːʔifa], множ. طوائف /т̣ауа̄́‘иф/ [t̪ˁɑˈwaːʔif], от طاف /т̣а̄́фа/ [ˈt̪ˁɑːfa] — «путешествовать»), оно стало употребляться в Чечне не ранее XVII века.[2]
Функционирование тейпа
Принципы организации тейпа[4]:
- Единство и незыблемость тейповых отношений для каждого сородича тейпа.
- Право на общинное землевладение.
- Объявление всем тейпом кровной мести другому тейпу за убийство и общественную дискредитацию члена данного тейпа.
- Безусловное запрещение брака между членами одного тейпа.
- Оказание отдельным членам тейпа помощи в случае бедствий или несчастий.
- В случае смерти члена тейпа — объявление траура всем тейпом. Строгое воздержание от участия в увеселениях.
- Тейпом руководил тайпанан хьалханча — предводитель тейпа, возглавлявший Совет старейшин.
- Выбор предводителя, производившийся Советом старейшин, не носил наследственного характера.
- Каждый тейп имел свой Совет старейшин.
- Совет старейшин избирался из числа мудрых и уважаемых людей пожилого возраста, но независимо от имущественного ценза.
- Совет старейшин заседал открыто и каждый чеченец мог прийти по своему желанию и присутствовать сам, получить слово и высказать своё мнение.
- Все члены Совета старейшин имели равные права.
- Тейп имел право смещать и назначать своего предводителя и военачальника.
- Бесправное положение женщины при решении правовых вопросов.
- Право на усыновление посторонних людей — принятие в состав данного тейпа.
- Переход имущества умершего к членам тейпа.
- Каждый тейп имел свое определённое имя, полученное им от своего предполагаемого родоначальника и принадлежавшее исключительно ему одному.
- Тейп занимал особую территорию и имел свою тейповую гору.
- Тейпу принадлежала и тейповая башня, возведенная его родоначальником.
- Тейп имел свое божество с определённым образом религиозного культа.
- Тейп открывал праздники, связанные с культом своего божества.
- Тейп имел свое отдельное тейповое кладбище.
- Тейповое гостеприимство.
Структура тейпа в средневековье
- Род (тейп) возглавлял предводитель рода (чеч. тайпана хъальмчха(?)). Род мог возглавить только член рода и всегда по крови. Род возглавлял не обязательно старейшина, налицо были только заслуги перед родом. Предводитель рода избирался Советом старейшин на неопределённый срок. Выбор предводителя рода не носил наследственного характера. Предводитель рода возглавлял, только если можно так сказать, гражданскую организацию рода.
- Совет старейшин (чеч. тайпан кхел) руководил всей жизнедеятельностью рода. При выборе в Совет старейшин в принципе отсутствовал элемент наследования. Совет старейшин формировался по представительному принципу на неопределённый срок, обычно до смерти старейшины или его немощи, препятствующей участию в работе совета. Совет старейшин выбирал предводителя рода и военного предводителя рода. Реально Совет старейшин выбирался по принципу представительства от селения или внутри его на общем собрании членов рода, но постоянным органом был именно Совет старейшин, а не собрание рода. Реально это была единственная функция собрания рода.
- Военный предводитель рода (чеч. б1аьччи) мог быть и не член рода по крови, он возглавлял всю военную организацию рода. Военный предводитель рода выбирался Советом старейшин и в расчёт принимались военные навыки и доблести. Военный предводитель рода не подчинялся предводителю рода по военным вопросам.
Список тейпов
Ниже — список с названием туккхума, к которому принадлежит тейп, краткое описание.
- Аларой — туккхум Нохчмахкахой — один из исконных чеченских тейпов, а также один из самых многочисленных, расселён по всей ЧР.
- Аргно — тэйп название которого произошло от горной реки Орга, представителей этого тэйпа можно встретить в Надтеречном районе.
- чеч. БелгІатой — туккхум Нохчмахкахой — когда-то был подразделением Белтой.
- Беной — туккхум Нохчмахкахой —
- чеч. БІовлой — горный, расселён на юго-востоке. Обладает своей горой — БІавлой Лам. Входит в туккхум Терлой . Чеченское кровное происхождение.
- Билтой — туккхум Нохчмахкахой — из ножай-юртовского района.
- чеч. Зандкъхой туккхум Нохчмахкахой- Большая часть из аула Зандак. Есть ещё зандкъхой которые давно уехали из Зандака.
- Ваштарой — один из самых известных горных тейпов в Шатое
- Гендаргеной — туккхум Нохчмахкахой — из исторического центра Чечни Нохчиймохка.
- ГІордалой — туккхум Нохчмахкахой. В переводе с чеченского — меченосцы
- Гуной — туккхум Нохчмахкахой — расселён на северо-востоке;
- Дишни — горный чеченский тейп, который исторически был расселен преимущественно на юго-востоке Чечни. Дишни наиболее древний тейп и не входит ни в один тукхум. Он также относится к известным и так сказать к «исконным тейпам», обладающим своей горой. У тейпа Дишни — это Дишни-лам. Известно также, что многие равнинные села Чечни были основаны выходцами с тейпа Дишни. По заявлению самих дишнинцев, Дишни сами являются выходцами из Ингушетии. Они всегда заявляли и заявляют, что по происхождению являются жайрахой (джайраховцы). Льяновы, Ахриевы, Боровы и Дишни имеют общее происхождение, но предки Ахриевых, Ляновых и Боровых никогда не жили в Чечне и соответственно они никак никак не могли оттуда прийти в Ингушетию. Вот генеалогия Дишни: Темарг, Тарга, Джерахмет, Лорс, Дишни. У Лорса был также сын Джайрхо, у которого было три сына: Охр (Ахриевы), Бор (Боровы) и Льян (Льяновы).[5]
- Зумсой — горный.
- Зурзакъой — считается одним из самых исконных (дзурдзуки).
- Кей — горный воинственный тейп, считается одним из древнейших родов у вайнахов обладает своей горой Кей-лам, которая находится на территории горного Галанчожского района Чеченской Республики (на границе с горной Ингушетией), Кей-Мохк (село Кий).
- Келой — горный.
- Мелхий — древний и наиболее воинственный чеченский туккхум.
- Маршалой
- Курчалой — туккхум Нохчмахкахой
- Мулкой — небольшой, расселён в горах (Шатоевский район). Являются выходцами из Ингушетии. Из Таргима.
- Нашхой — этногенетический центр средневековых нохчиматиенов (наксаматов).
- чеч. ПхІамтой Памятой — исконно горный тейп чеченского народа
- Пешхой
- Ригахой — туккхум Чебарлой, Шаройцы
- Саттой — туккхум Шуотой
- Тумсо — [Родом из Шатойского района Чечни] — Вообще, Тумсо, Зумсо и Чанти считаются родственными тейпами. Избранные представители проживают в райцентре Ачхой-Мартан. Здесь проживают потомки Тети (отсюда и название Тети некъ)
- Туркой — живут в Урус-Мартане, Шали, Гойтах, Рошни-чу, Хамби-Ирзи, Шаами-Юрте, Гехах, Элистанжи, в ряде других населенных пунктов Чечни. Самый известный топоним в ЧР, связанный с Турко — Туркой кешнаш в Урус-Мартане.
- чеч. ХІачарой
- Хьачарой — туккхум Нохчмахкахой — рано попал на страницы письменных русских документов.
- Хилдехьарой — кровно-родственный союз в него входят тейпы Саканхой, Люнкхьой, Целахой, Пэрой и Корхой, Корестхой,Пож-Порой,Грозтхой,Тюлахой.
- Хиндхой — небольшой, расселён в горах в районе Галанчожа. Входит в тукхум Шарой
- Цадархой
- Цонтарой (чеч. ЦІонтарой) — туккхум Нохчмахкахой — один из исконных чеченских тейпов, а также один из самых многочисленных, расселён в основном на востоке.
- чеч. ЦІеси — проживают по всей ЧР, происходят из одноимённой высокогорной местности, основной топоним чеч. ЦІеси-лам. Входят в тукхум Шарой
- Чебарлой Туккхум,Один из древнейших на чеченской земле. Первое упоминание о Чебарлое в 1456 году.
- Чантий (чеч. ЧІаьнтий). Туккхум и тейп вышедший из горно башенного село Тазбичи (чеч. ЧІаьнтий-Мохк). Есть родовая гора ЧІаьнтий-Борз-лам, перевал ЧІаьнтий-Барз и река ЧІаьнтий-Орг и река ЧІаьнтий-Эрк.
- Чартой — туккхум Нохчмахкахой — миротворцы и посредники в делах. Существуют несколько версий происхождения названия и происхождения этого тейпа. 1. Название горы и когда-то села в Шатойском районе. 2. Существует версия что они выходцы из Грузии и название тейпа произошло от местности Чартали на севере Грузии, так как в свое время чеченцы заселяли северные районы Грузии. Чартой живут на равнине. Они основали города Гудермес и составляют его основное население также их можно встретить в Шали, Мескер-юрт, Аргун, Автуры и селах Надтеречного района.
- Чермой — туккхум Нохчмахкахой — расселён в основном в селе Мехкеты. Есть родовая гора Чермой-лам.
- Чиннахой
- Чинхой — туккхум Терлой. По заявлению самих Чинхой являются выходцами из Ингушетии. Генеалогия Чинхой: Маго, Бийбот, Яндар, Андар, Ч1инхо. У Андра было пять сыновей: Чопик (грузинские фамилии Чопикашвили и Казбеги), Чинхо, Циккам (основатель ингушского тейпа Оздой), Пхьош (основатель ингушского тейпа Салгхой) и Гий (основатель ингушского тейпа Тумхой). Братья жили на территории Хамхинского общества. После ссоры между братьями Чопик был вынужден переселиться в Грузию, а Чинхо в Чечню. Циккам переселился в Цхорой шахьар (Цоринское общество), а Пхьош в Фяппинское.[5]
- Чунгарой — довольно многочисленный тейп, проживают в Урус-Мартане, Гойтах, где есть одноимённые юкъ. В других населенных пунктах ЧР.
- чеч. ЭгІашбатой — туккхум Нохчмахкахой — расселён по всей Чечне. Но большинство находится в Нохчимох (равнинная часть Чечни).
- Элистанжо — туккхум Нохчмахкахой — из села Хаттуни Веденского района. Переселился в Алды около Грозного.
- Энганой — туккхум Нохчмахкахой — расселён по всей Чечне. Считается, что из него происходят мусульманские проповедники.
- Ширди Ширди-юрт, Мескер-юрт, Гелгадан, Герменчук. (Шалинский район) Ширди-означает Инженеры войны.
- шуоной — туккхум Нохчмахкахой с.шуани ножай-юртовский район,с.шуани гудермеский район, иордания, сирия, турция.
- Эрсеной — туккхум Нохчмахкахой — на востоке в области Нохчимокх (Веденский район, Шалинский район, г. Грозный, г. Аргун, Гудермесский район, Наурский район).
- Ялхой — туккхум Нохчмахкахой
- Ялхорой — есть село, названное по имени тейпа.
- Басхой- чеченский тайп, который исторически расселен преимущественно на юго-востоке Чечни. Басхой наиболее древний тайп входит в тукхум Чебарлой, имеет родовые башни. Он также относится к известным «исконным тайпам», обладающим своей горой — это Басхой-лам, хребет Басхой
Примечания
- ↑ Нохчийн-Оьрсийн словарь. Чеченско-русский словарь, А. Г. Мациев, Москва, 1961; Чеченско-русский словарь: «схьаІенадала-такхадала»; Ингушско-русский словарь
- ↑ 1 2 3 Л. Ильясов Чеченский тейп Чеченская республика и чеченцы: История и современность Матер. Всерос. науч. конф. Москва, 19—20 апреля 2005. М.: Наука, 2006, с. 176—185
- ↑ Майрбек Вачагаев, Современное чеченское общество: мифы и реальность. Central Asia & Central Caucasus Press AB, Швеция, № 2(26), 2003.
- ↑ Я. В. Чеснов. Чеченцем быть трудно. Тейпы, их прошлое и роль в настоящем Независимая газета, 22 сентября 1994. № 181.
- ↑ 1 2 Материал из книги Идриса Абадиева «Эздел-формула земной и вечной жизни»