Традиционный ли ваш вид боевых искусств? Мнения экспертов
Многие представители традиционных видов боевых искусств недолюбливают современные виды единоборств, такие как мма, кикбокс и прочие. Представители “молодых” видов недолюбливают “традиционщиков” за то, что те застряли где-то в глубине веков.
Тема стара как мир, и обсуждению, похоже, не будет конца. А что если отбросить приставку «традиционное»? Может тогда и споры пропадут сами собой? И традиционно ли ваше боевое искусство? Когда вы в последний раз задумывались над этим?
У меня нет цели критиковать кого-либо или что-либо, я просто хочу разобраться! А то получается, что любой шарлатан прикрывшись словом “традиционное” может впихивать в неокрепшие головы адептов любую чепуху.
Традиционное или не традиционное? — Вот в чём вопрос. А разобраться в нём помогут наши эксперты.
Профессор востоковед Александр Арапов:
Понятие «традиционного стиля», действительно весьма расплывчато. Вернее всего будет сказать, что традиционные стили – это стили, которые сформировались в эпоху традиционного общества, т.е. в эпоху предшествующую модернизации. В эту эпоху мировоззрение и культура носили средневековый характер. Вся жизнь человека традиционного общества была проникнута религией и мифологией. Это касалось и боевых искусств. Поэтому в традиционных БИ как правило присутствует мифологическая и религиозная составляющая.
Потом на смену традиционному (или аграрному) обществу пришло индустриальное общество (условно говоря – «современная эпоха»). Для Японии ключевым моментом переход к модернизированному обществу была «революция Мэйдзи» (1868—1889), а для Китая – Боксёрское восстание (1899-1891 гг.).
Читайте также: Вениамин Гармаев о каратэ, детях и не только. Экспертное мнение »
Если говорить о военном деле, то эпоха традиционного общества в Азии – это эпоха когда на поле боя господствовало холодное оружие. В Европе огнестрельное оружие несколько раньше завоевало ключевые позиции в военном деле (около 16 века). Соответственно боевые искусства в Азии были ориентированы именно на доиндустриальную войну. Это способствовало сохранению в Азиатских странах вплоть до конца 19 столетия прикладного значения рукопашного боя, так или иначе связанного с разными видами холодного оружия и противодействия ему. Это наложило отпечаток на традиционные стили.
Одним из последствий перехода к модернизированному обществу в Азии было и проникновение в культуру Китая, Японии и других стран западной идеи спорта и соответственно переориентация БИ на спортивные состязания и подготовку к ним. С этой точки зрения «традиционные» БИ – это БИ, которые не испытали или в меньшей степени испытали перестройку под западные представления о спорте и спортивных достижениях. Отсюда и большая роль формальных упражнений, зачастую в ущерб спаррингу.
На Западе и в СССР статус спортсмена определялся его успехами на соревнованиях (чемпионские титулы и спортивные разряды). А в традиционных БИ путь к мАстерскому статусу лежит не через соревнования, а через аттестацию, в которой формальные упражнения играют ключевую роль.
Конечно, здесь надо иметь в виду, что традиционное происхождение для целого ряда БИ, имеет условный характер. Несмотря на свои «доиндустриальные» истоки в современном виде они сформировались уже в эпоху модернизации. Это относится, например, к Шотокану, который был создан уже в эпоху Мэйдзи.
Переводчик-японист, практик каратэ-до и кобудо Сергей Саркисянц:
Природа бесконечных споров на тему традиционного или нетрадиционного каратэ для меня довольно прозрачна — корень её лежит прежде всего в вечном конфликте поколений, нового и старого.
Как характерный представителя «старшего» поколения практикующих попробую предложить свой вариант решения этого по сути бесполезного ломания копий. Если классифицировать современное каратэ как форму двигательной активности с несколькими явно выраженными разделами, принципиально отличающимися задачами, многое становится понятнее.
Читайте также: Современные проблемы традиционных воинских искусств Окинавы »
На сегодняшний день это: спортивное каратэ, любительское и профессиональное физкультурно-оздоровительное каратэ реабилитационное и рекреационное каратэ прикладное каратэ. Все эти разделы объединяет единая система кодов — технических и формальных, формировавшихся во времени в рамках целей, задач и потребностей, и продолжающих развиваться и по сей день, отвечая запросам постоянно меняющегося общества.
Технические коды, или набор базовых элементов каратэ, как то блоки, удары руками и ногами, стойки, перемещения, вне зависимости от стилистических различий, вполне себе уже сформированы, легко читаемы и идентифицируемы как каратэ, и корректируются незначительно в рамках вышеперечисленных задач.
Формальные коды также легко идентифицируемы и представлены системой взаимоотношений учитель-ученик, старший-младший, этикетом и философией, специфической униформой и атрибутикой, связью поколений от отцов-основателей на портретах до белых поясов, только перешагнувших порог додзё.
При соблюдении баланса этих кодов любой из разделов каратэ можно считать традиционным, как и само явление каратэ, состоящее из этих разделов. Не стоит противопоставлять многолетнюю монотонную работу на макиваре в старом додзё, затерянном в далеком японском переулке, современным методикам подготовки профессиональных спортсменов, призванным дать максимальный результат на спортивных татами в минимальное время. И то, и другое — традиционное каратэ, пока сохраняется баланс кодов.
Попытка наклеить на некоторые формы каратэ ярлык «нетрадиционности» со стороны особо фанатичных борцов за чистоту рядов — не более, чем неуверенность в собственных силах перед требованиями современности и отсутствие самодостаточности. Пренебрежительное отношение к традиции и непонимание ее ценности, чаще всего, есть следствие молодости и отсутствия опыта. Всему свое время. Каратэ умет ждать, а вы?
Александр Матюшевский, 7-й дан каратэ:
Современное каратэ имеет не осособо давнюю историю, лет 150 от силы. Молодо ли оно? Скорее да, чем нет. Но, корни этого БИ уходят как в китайские единоборства, так непосредственно и в окинавские. И тогда, каратэ уже искусство можно сказать достаточно древнее.
То каратэ, что мы знаем сегодня, является производным от старых БИ и современных спортивных единоборств. И чем ближе к «Западу», тем больше будет спортивная составляющая. Мастера недавнего прошлого , в целях распространить (или заработать), продвигали его всё далее на Запад. Там, сталкиваясь с тем же боксом и вообще спортивно-соревновательной тенденцией в спорте вообще, меняли стиль, и методы тренировок. И в конце концов, мы получили современное каратэ, спортивное. Что всё ещё продолжает «развиваться», и изменяться, под запросы потребителей (занимающихся).
Каратэ на Западе (да и на Востоке), как и всё в принципе, продаётся. Товару нужен некий рекламный ход, некие трюки заманивания. Так появляются всякие разные стили и организации «боевого», «традиционного», «контактного» и другого каратэ. Суть дела в том, чтобы товар продавался лучше — учеников приходило больше.
Читайте также: Каратэ спортивное и традиционное »
Сравнивать каратэ и другие западные единоборства, думаю, в корне не верно. История появления их различна, да и цели и задачи у них разные. Каратэ появлялось как некий метод самообороны, и учитывалась как работа с оружием, так и без (единая база). Западные современные единоборства (как и спортивное каратэ любого толка — контактного или нет), это в большинстве своём спортивно-соревновательные виды с очень узкими правилами.
Александр Чичварин, 6-й дан каратэ. Президент федерации каратэномичи России.
Пока мне не подарили капсульную кофемашину, я молол кофе и варил его в «турке». Устраивало все, кроме убегающего на плиту напитка, а также времени, затраченного на его приготовление.
Похожие истории были с моей простой и надежной Nokia, механическими часами, пока не появились iPhone и Apple Watch. Как только выйдет что-то лучшее и с большей емкостью аккумулятора, я их сдам в музей.
Стадии развития
В детстве мы принимаем все то, что нам говорят старшие — родители, родственники, учителя. Попадая в общество, мы пробуем себя вести так, как нас воспитали. Наше поведение меняется, мы адаптируемся и социализируемся. Обретая опыт, мы задаём себе вопросы, что-то принимаем из того, что дали нам семья и общество, а что-то переосмысливаем.
Те же этапы мы проходим в любом деле.
Начав изучать каратэ, мы принимаем на веру все, что говорит Сэнсэй, стараемся копировать его. Это уровень базовой подготовки.
На следующем этапе мы адаптируем технику и тактику под наши способности и возможности, выбираем те технические и тактические приёмы, которые подходят нам, получаются лучше.
Далее мы начинаем исследовать, подвергать сомнению каждую деталь и даже основополагающие принципы, формируя свою технику и тактику.
Поколения Сётокан
Если посмотреть даже на японский Сётокан, то легко найти как минимум 6 генераций:
- Гичин Фунакоси;
- Хиронори Оцука, Йоситака Фунакоси;
- Масатоси Накаяма, Хидэтака Нисияма, Тайдзи Касэ, Сигэру Эгами;
- Хирокадзу Канадзава, Хироси Сираи, Тэцухико Асаи, Кэйносукэ Эноэда, Кэйго Абэ;
- Йосихару Осака, Микио Яхара, Масао Кагава, Хитоси Касуя;
- Манабу Мураками, Тацуя Нака, Такаси Ямагути, Норио Кавасаки.
Занимается ли Масао Кагава традиционным каратэ? Если да, то почему его каратэ так отличается от каратэ Гичина Фунакоси?
Даже если сравнить мастеров Касэ, Асаи и Нишияму, можно подумать, они занимались тремя разными стилями каратэ.
Искусство или традиция?
Каждое поколение творчески подходило к тренировкам, адаптируя технику и тактику, что приводило к эволюции.
Каратэ — боевое искусство, оно не может существовать без творчества. А творчество как процесс созидания уникального всегда вступает в конфликт с традицией.
Каждый раз, когда традиция перестаёт «дружить» со здоровьем, эффективностью и практичностью, должен побеждать здравый смысл. То же самое касается творчества. Главный принцип, которым мы должны руководствоваться, — работает «плод» нашего творчества или нет?
Все, что помогает нам, нужно использовать, а то, что мешает, подобно балласту, — в музей!
Центр Вадо / Статьи / Каратэ: традиционное и спортивное
Каратэ: традиционное и спортивное
Со времени возникновения каратэ как и все в мире меняется и развивается. На заре своего существования на Окинаве оно зарождалось как искусство боя без оружия иногда против одного или нескольких вооруженных противников. Могли использоваться подручные средства из крестьянского обихода (кама — серп, тунфа — жернов, нунчаки — цеп и т. д.). Впоследствии эти предметы стали называть традиционным оружием каратэ. Однако в те времена не было термина традиционное каратэ. О каратэ как виде спорта и вообще никто не думал. Все мастера, практикующие каратэ в то время занимались им именно как боевым искусством, для саморазвития и выживания. Техника передавалась от отца к сыну. Гораздо позже стали возникать крупные школы, не ограниченные рамками клана. Так со временем сформировались те стили каратэ, которые сейчас считаются традиционными или классическими (Сётокан, Вадо-рю, Сито-рю, Годзю-рю).
Гораздо позже стали проводится турниры по каратэ (национальные и мировые чемпионаты, кубки и пр.), возникли различные спортивные федерации (WUKO, WKF, WKC и др.), были введены правила проведения соревнований (первые правила были введены в 1952 г. Хиронори Оцукой — основателем стиля Вадо-рю). Сейчас каратэ является видом спорта, официально признанным Международным Олимпийским комитетом (МОК) и Спортаккордом. Проводится множество национальных, континентальных и мировых соревнований. Под эгидой WKF (World Karate Federation — крупнейшая на сегодняшний день организация каратэ в мире) ведется большая работа по популяризации и развитию каратэ для включения его в программу Олимпийских игр.
Однако в то же время существует множество мастеров, считающих, что каратэ это не спорт, а именно боевое искусство, слишком опасное, чтобы проводить по нему соревнования (именно большой травматизм бойцов в период первых турниров в 30-х гг. прошлого века стал одной из причин разработки правил и ограничений на применение некоторых технических элементов). Мастера, придерживающиеся традиционных взглядов на каратэ не выступают на соревнованиях, не входят в федерации и ассоциации. Они практикуют кихон, ката и кумитэ не для получения медалей и кубков. Для них каратэ это образ жизни. Они регулярно приходят в додзё для работы над собой. Делают базовую технику и комплексы, работают с макиварой и другими традиционными снарядами, чтобы постоянно совершенствовать тело и дух.
Спортивное каратэ отличается наличием соревнований и официальной атрибутики (награды, федерации и пр.). Однако и в нем надо очень хорошо потрудиться, чтобы достичь определенных вершин. Разница в приоритетах и задачах. В старые времена, когда каратэ применялось в реальных схватках и от него зависела жизнь бойца все удары наносились в полную силу. Иногда бой заканчивался одним ударом. Поэтому бойцам было необходимо развивать силу и выносливость. Много внимания уделялось работе на макиварах и мешках для постановки техники, подготовки и закалки ударных поверхностей (сейкен, коши, пальцы рук и ног, локти, колени). Широко практиковалось тамэсивари (разбивание досок, черепицы и пр.) опять же для постановки правильного удара и закалки рук и ног. Требовалась и подготовка всего тела, чтобы при необходимости выдержать удар противника (набивка и пр.).
При проведении спортивных соревнований поединок по правилам продолжается определенное время или до набора количества очков, оговоренных правилами. Такие условия поединков диктуют и специфику тренировок. Больше внимания нужно уделять скорости и точности движений, оцениваемых в соответствии с правилами (например по правилам WKF удар рукой оценивается в один балл, удар ногой в корпус — два балла, ногой в голову — три балла; все удары должны наносится в касание, без сильного контакта; удары коленями, локтями, удары ниже пояса запрещены). Спортивные соревнования проводятся в защитном снаряжении (накладки на руки и ноги, жилет, капа, по некоторым правилам шлем). Тамэсивари выделено в отдельный вид соревнований.
Споры между «традиционщиками» и «спортивщиками» о том какое каратэ лучше и какое называть настоящим не утихают и вряд ли утихнут. Пусть каждый, занимающийся каратэ сам для себя решает что ему ближе и чем заниматься.
←назад
Традиционное и Спортивное Каратэ сегодня
«..с приходом Каратэ в Японию, многие учителя стали практиковать свободный поединок, вводя защитную экипировку, убирая из арсенала самые эффективные и опасные приемы..» #gojuryu #kobudo
© Павел Демьянов 2013. При копировании указывайте источник.
В двадцатом веке Каратэ стало активно распространяться сначала на территорию Японии, а потом и всего мира. С боевым искусством так же происходили и коренные изменения.
Изначально Каратэ создавалосьдля здоровья и самообороны, ради того, чтобы привить людям любовь к здоровому образу жизни, воспитать морально-волевые качества, научить защищать себя. С приходом в Японию Каратэ утратило индивидуальный подход к ученикам, стали создаваться многочисленные группы, а следовательно внимания учителя на всех уже не хватало, от штучного качественного продукта произошел переход к массовому производству.
В Традиционном Каратэ практикуется воздействие на жизненно-важные органы и точки, но отсутствует свободный спарринг, потому, что два этих понятия взаимоисключающие в рамках тренировочного процесса и укрепления здоровья. Вместо свободного спарринга изучается обусловленный поединок, Якусоку Кумитэ.
Однако с приходом Каратэ в Японию, многие учителя стали практиковать свободный поединок, вводя защитную экипировку, убирая из арсенала самые эффективные и опасные приемы, такие, как удары в горло, по глазам, в пах.
Влияние Европы и Америки, склонных к турнирам, соревнованиям, к необходимости выделения чемпиона, еще больше усугубило процесс ухода каратэ от боевого искусства к спорту.
Коммерциализация Каратэ вынуждает учителей ради набора большей группы и получения дохода, изменять принципам традиционного Каратэ, потакать нетерпеливости и непониманию сути каратэ у новых учеников, вводить изменения, которые все больше оттесняют Каратэ в сторону спорта.
В настоящее время существуют организации и школы, исповедующие старые принципы Традиционного Каратэ, но, к сожалению, и среди них многие начинают проводить турниры по Кумитэ, изменять и подменять техники.
Человеку, который хочет заниматься истинным Традиционным Каратэ в современном мире все сложнее найти настоящего учителя.
© Павел Демьянов 2013. При копировании указывайте источник.
zp8497586rq
Олимпизм в каратэ, или Синтез спорта и традиций
Вниманию читателей предлагается статья, основанная на размышлениях Хесуса дель Мораля — известного испанского тренера, который прославился работой с лучшей катисткой Европы Сандрой Санчез.
Каратэ — полноправный член олимпийской семьи. Этот тезис воплощает мечты одних каратистов и кошмары других. Сэнсэй дель Мораль решил рассмотреть противоречивые мнения, выразить собственную точку зрения и порассуждать о влиянии Олимпизма на традиционное и спортивное направления каратэ.
Испанский специалист уверен, что каратэ в популярном смысле слова — это нечто уникальное, состоящее из многих частей. Вместе эти части образуют единое целое, каратэ-до, которое будет сверкать еще ярче в лучах Олимпиады.
Панкратион и Олимпийские игры, Бушидо и спортивное каратэ
В начале рассуждений дель Мораль предлагает сравнить античный греческий панкаратион с нынешними Олимпийскими играми, а средневековый кодекс Бушидо с нынешним спортивным каратэ.
В панкратионе поединок продолжался до тех пор, пока один из бойцов не сдавался, поднимая большой палец руки вверх или похлопывая по телу соперника. Со временем принципы панкратиона были усвоены в различных боевых системах и единоборствах — безопасность спортсменов стала во главе угла.
Бушидо — это кодекс поведения, которому следовали воины-самураи. Бушидо привел к Бу-до — набору этических норм, которым следуют последователи боевых искусств в стремлении найти связь между разумом и техникой. В какой-то момент, пишет дель Мораль, Будо соприкасается с видами спорта — именно в этой точке и начинаются проблемы, конфликты и противоречия.
Сандра Санчез и Хесус дель Мораль
Испанец считает, что конфликты не должны возникать вообще — достаточно понять, что каратэ многогранно, оно должно использовать различные инструменты, чтобы развиваться и среди 20-летних, и среди 60-летних людей. Главный инструмент — спортивные соревнования высшего уровня.
Хесус дель Мораль: Соревнования — это игра, тест, способ проверить и проявить себя! Мы соревнуемся, чтобы понять, что мы не лучше других; мы соревнуемся, чтобы получить ориентир и стать лучше, чем мы есть. Это заставляет работать и выходить из зоны комфорта.
Кто-нибудь сомневается в полезности игры для развития ребенка?
Все знают, что игра — важный элемент для развития и созревания человека. Спорт хорош во всех его аспектах — не стремясь побеждать на соревнованиях человек отказывается от важного инструмента для прогресса.
В этом контексте испанец справедливо задается рядом вопросов.
Хесус дель Мораль: Почему я не могу использовать соревнования для своего развития? Неужели это как-то сломает традиции и наследие моих учителей? В каратэ принято проверять себя — для этого есть какедамеши, тамешивари. Так почему отказываться от спортивной составляющей каратэ?
Принципы Олимпизма и кодекс Бушидо
Далее титулованный тренер доказывает, что спорт и традиции каратэ берут начало от общих мотивов. Давайте посмотрим на основные принципы Международного олимпийского движения, созданного Пьером де Кубертеном:
- Поощрение развитияе физических и моральных качеств, которые составляют основу спорта.
- Воспитание молодежи с помощью спорта, основываясь на ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим этическим принципам.
- Олимпизм, который символизируют пять переплетенных колец, носит постоянный и универсальный характер. Он охватывает пять континентов и достигает своей кульминации, объединяя спортсменов всего мира на великом спортивном празднике — Олимпийских играх.
- Заниматься спортом — одно из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом в соответствии с его или ее потребностями.
Теперь рассмотрим принципы кодекса Бушидо:
- 義 Gi — Прямота, справедливость (принятие правильных решений).
- 勇 Yuu — Мужество, отвага.
- 仁 Jin — Доброта, сострадание.
- 礼 Rei — Уважение, вежливость.
- 誠 Makoto — Честность, абсолютная искренность.
- 名誉 Meiyo — Честь и слава.
- 忠 Chugo — Долг и верность.
Есть ли в принципах кодекса Бушидо хоть что-то, совершенно отличающееся от принципов Олимпизма? Мы должны признать, что спортивная составляющая несет в себе положительные мотивы!
Сандра Санчез тренируется под руководством Хесуса дель Мораля
Каратэ живет, пока развивается
Хесус дель Мораль: Противники спортивного каратэ говорят, что спорт «портит» комплексы ката, что они перестают быть аутентичными, традиционными.
Я задаюсь вопросом: что такое «традиционные ката»? Кто знает оригинальные ката? Кто владеет абсолютной истиной?
Когда мастер Итосу создал ката Пинан в 1905 году на основе других старых комплексов, он святотатствовал? А когда мастер Кенва Мабуни в 1928 году облачился в защиту Кэндо, чтобы проводить бои кумитэ в полный контакт, разве его заклеймили как психа?
Каратэ живет, пока развивается вместе с обществом и с течением времени.
Спортивное и традиционное каратэ — части общего Пути
Еще один актуальный вопрос от дель Мораля: почему представители традиционного каратэ яростно критикуют соревнования под эгидой WKF, хотя проводят внутренние чемпионаты по своим правилам (которые, кстати, достаточно похожи на правила WKF)?
Конечно, спорт не идеален. К примеру, спортсмены в разделе ката часто не правильно дышат. Дель Мораль полностью согласен с этим утверждением и считает, что нужно вводить наказание за «искусственное» дыхание, чтобы катисты развивались и становились лучше как каратисты, а не как актеры.
Спортивное каратэ развивается, отображая развитие каратэ в целом.
Хесус дель Мораль: Спортивный этап — один из шагов моего обучения, отрезок длинного Пути. Положительные стороны спорта очень важны, они вносят большой вклад в формирование современного каратэ.
Участие каратэ в Олимпиаде даст больше возможностей показать миру богатство, традиции, историю и ценности каратэ-до…
Ход мыслей испанца понятен: спортивное и традиционное каратэ будут противопоставляться всегда, но приверженцы обоих направлений должны держаться вместе, как нас учат принципы Будо и Олимпизма.
Материал основан на статье Хесуса дель Мораля «OLIMPISMO EN EL KARATE: ¿TRADICIONAL VS DEPORTIVO?»
Что такое традиционное каратэ? – Karate.ru
«Что такое традиционное каратэ?» — казалось бы, вопрос простой. Но однозначного ответа на него просто нет. А ведь должен быть, верно?
Может быть начать искать ответ в слове «Традиционное»…
Что такое Традиция? Это практический навык, передающийся из поколения в поколения. Это что-то незыблемое и неизменяемое со временем. То есть, если отталкиваться от значения этого слово, то получается что Традиционное Каратэ — это то каратэ, приемы и методы тренировки которого дошли до наших времён неизменными.
А так ли это?
И возможно ли это?
Вот что на этот счет думает Александр Чичварин, руководитель федерации Каратэномичи России (6 Дан).
Традиционное каратэ — дэнто каратэ. В Японии слово «дэнто» указывает на верность традициям, аутентичность. Корень «дэн» присутствует, например, в слове «дэнсэцу» (фольклор).
Что такое дэнто каратэ? Это каратэ, которое не меняется со временем. Когда задаешь вопрос мастеру какого-либо традиционного стиля каратэ в Японии, почему надо делать именно так, часто можно услышать ответ: потому что так учил такой-то мастер. В этом и состоит основное отличие традиционного японского от современного западного подхода: на западе методика обучения основана на результатах научных исследований.
Является ли каратэ Накаямы (JKA) или Нисиямы (ITKF) традиционным? Сравните с каратэ Фунакоси и сами дайте ответ на этот вопрос. То, что не развивается, рано или поздно умирает.
Не возможно оспорить слова Александра. Уверен, что у всех, кто читает эти строки, будет аналогичное мнение. То, что не развивается, рано или поздно умрет. Это аксиома. А может, под словосочетанием «Традиционное Каратэ» имеется ввиду какой то особый тренировочный подход, взгляд? Или какая то особая техника, присущая всем школам, всем федерациям, что имеют это слово в своем названии?
Ответ — нет. Мастер является носителем уникальной техники. Федерация — это управляющий орган. В случае, если федерация большая, например, такая как WTKF (ITKF), объединяющая в себе практически все континенты нашей планеты, никак нельзя обойтись одним техническим экспертом. Тут уже речь идет о коллегии экспертов. И каждый является носителем определенных уникальных навыков. Более того, состав технического комитета может меняться со временем.
Рассуждая про особенности мастеров и о том, что такое Традиционное Каратэ, не могу не вспомнить рассказ Черноусова П.В. Объединенная Федерация Традиционного каратэ России (5 дан):
Помню хорошо семинары мастера Ширай и его демонстрацию. Тогда, в то время, это была новинка, прорыв. Ура-хеяны. Выполнение стандартных ученический Ката в другую сторону. Обычно начинают влево, а тут начинают вправо. Делали также и Коно-хияны. Это назад вместо вперед. И Ура-коно, обратное по отношению к коно. По сути это развитие полушарий. Отлично подходит для развития человека.
Если это не традиция и не особенная техника, то что тогда? Остается последнее. Будо. Слово Будо, как известно, состоит из двух частей. «Бу» — воин и «До» — путь. Так что же это за путь воина и почему именно он отличает Традиционное каратэ от Спортивного?
Чтобы понять, что такое Будо, нам нужно посетить Японию… скажем 15-17 века. Более 5и столетий страной руководили военные. Вся власть у Сёгуна — главнокомандующего. Все воюют со всеми. Самурай — профессиональный воин. Его жизнь — это бой.
Традиционное каратэ, это отношение к происходящему. Ни гимнастика, ни очки, ни «быстрей, дальше, выше», а «здесь и сейчас». Все на карту. Вызов, вспышка. Традиция, в данном случае, — это и есть передача в неизменном виде отношения к своему делу, к делу — как к бою. Именно это в Традиционном каратэ передается, в этом и есть традиция.
Вот выходит на татами мастер. Ему на встречу двигается другой. И первый и второй друг в друге видят не соперника, а своего сподвижника. «Это — мой учитель!» — говорят они друг другу!
Я уважаю себя, ибо только действительно сильный человек может ежедневно проходить подобные испытания. Я уважаю своего оппонента. Он, также как и я, преодолевает такие же трудности. Я говорю ему спасибо, за то, что он, в предстающем поединке, покажет мне мое слабое место, и я буду знать, как мне дальше развиваться, в каком направлении.
Давайте поменяем теперь эту картину.
Я вышел соревноваться. Я быстрей его или он меня? Я дальше прыгнул или он? Я больше раз его «запятнал» или он меня? Спорт — отличная вещь. Ее изобретение и внедрение в методы тренировок в каратэ позволили действительно сделать его зрелищным. Позволили сделать его массовым. Спорт — это прекрасная мотивация. Мотивация рости. Но я хочу большего!
Я хочу БуДо!
Воловиков Владмир, Клуб Традиционного Карате в Санкт-Петербурге
Другие ролики автора
Признанные специалисты рассказывают о смысле Бункай в спортивном каратэ
Недавно на портале Кarate.ru была опубликована статья Богдана Курилко «О бункаях и заблуждениях».
Мы решили развить тему, начатую мастером Курилко, и выяснить, в чем разница в подходах к Бункай (как известно, бункай есть в традиционном понимании ката, и бункай в демонстрации на соревнованиях), и как эта разница влияет на восприятие каратэ в целом: как вида боевого искусства и как вида спорта. Экспертами выступили Сергей Зотов, Александр Мудрецов, Алексей Нуркенов и Юрий Усенок. Рассуждения и выводы названных каратэистов мы и предлагаем вашему вниманию.
Сергей Зотов: «Фантазия — двигатель прогресса«
Сергей Зотов — главный тренер сборной России, мастер с авторитетом и именем; разумеется, мнение Сергея Александровича было нам очень интересно.
Современное каратэ, как известно, делится на традиционное и спортивное. Традиционное каратэ живёт своими канонами, стандартами и ценностями. Спортивное каратэ руководствуется и подчиняется законам спорта. Говоря о бункае, можно сказать примерно то же самое.
Традиционные формы бункая, основываясь на базовых принципах и практическом применении, при всем своем разнообразии, отличаются устойчивостью и, в некоторой степени, лаконичностью.
Что касается каратэ спортивного, то оно просто поражает многообразием различных форм исполнения бункая. К сожалению, некоторые из них иногда не соответствуют выполняемому на соревнованиях ката, хотя и производят должный эффект на зрителей и даже на некоторых судей. При этом зачастую теряется связь с реальностью.
С точки зрения практического применения традиционное каратэ бескомпромиссно. Годами оттачиваемая техника доводится до совершенства. На первый взгляд все просто, понятно и эффективно.
В спортивном каратэ в критерии «техническое исполнение» версии правил 9.0 WKF есть пункт «сложность выполняемой техники». Этот пункт как раз и будоражит сознание спортсменов и тренеров, практикующих спортивное каратэ. Многие из них не всегда придерживаются существующих канонов и принципов традиционного каратэ при выполнении бункая. Вместе с тем, первый критерий оценки правил 9.0 каратэ WKF — «соответствие выполненному КАТА» — является, в некотором смысле, сдерживающим фактором. Команды-победители умело балансируют между двумя этими критериями. Соблюдение этого баланса даёт лидерам явное преимущество. Насколько традиционное исполнение бункая является строгим и в какой-то мере консервативным, настолько же спортивное открыто для полёта фантазии: правда, в рамках действующих правил соревнований. Ну, а фантазия — двигатель прогресса!
Александр Мудрецов: «Выполнение бункая, отличного от традиционного, не всегда является ошибкой«
Опытный белорусский тренер Александр Мудрецов согласился, что некоторые команды увлекаются интерпретацией ката. Но, уверяет Александр Петрович, это не всегда ошибочно.
Бункай подопечных Александра Мудрецова. Финал Open de Paris 2014
В современном каратэ есть команды, которые увлекаются интерпретацией и добавляют некоторые довольно зрелищные приёмы, которые, мягко скажем, не совсем уместны в этих ката.
Но стоит учитывать, что выполнение бункая, отличного от традиционного, не всегда является ошибкой. Дело в том, что есть довольно много направлений в самих стилях: школы или что-то вроде… Там есть различные техники в ката и их трактовки.
Алексей Нуркенов: «Я против «навороченных» бункаев«
Один из лучших судей по ката в России Алексей Халилевич Нуркенов уверен, что должный уровень динамики, техники и тайминга в ката позволяет обойтись без излишней артистичности в исполнении.
Конечно, бункай, который сейчас выполняют на соревнованиях, во многом рассчитан, в первую очередь, на зрителей, чтобы привлечь как можно большую аудиторию в качестве болельщиков, сделать их любителями каратэ!
Конечно же, если говорить про принцип каратэ, то бункай будет максимально сведён к эффективности и поэтому зрелищным назвать вряд ли получится: так как будет или опережение, или блок-удар! И весь бункай и поединок на этом тоже будет закончен! Многим зрителям будет это непонятно!
Алексей Нуркенов
Я против «навороченных» бункаев: порой, смотришь выступление и забываешь, какое ката делали спортсмены, так как связь между ката и бункаем потеряна — сплошная акробатика и трюки. Лично я — сторонник строгого соответствия приемов в бункае и ката. Конечно, можно добавить пару красивых вещей, чтобы разбавить сухость демонстрации, но, поверьте, если выполнять бункай с хорошей динамикой, добиваниями влет, хорошей техникой и таймингом, то особо и приукрашивать ничего не потребуется!
Юрий Усенок: «Изменения необходимы, и бояться этого не стоит«
Юрий Усенок — известный российский судья. Правда, судит Юрий Иванович поединки в кумитэ… Но нам был интересен взгляд человека, специализирующегося именно на кумитэ.
Юрий Усенок
Я не могу назвать себя специалистом в области ката, но как человек, получивший возможность быть причастным к данному направлению в качестве спортсмена на раннем этапе тренировочного процесса, а также в качестве спортсмена и судьи часто сталкивавшегося с ката на международной арене, имею определённое мнение по этому вопросу.
На данный момент большинство людей, так или иначе связанных с каратэ, разделяют каратэ на два направления: спортивное и традиционное. И сейчас подобное разделение распространяется не только на раздел кумитэ, но и на ката. На мой взгляд, не стоит сравнивать эти два направления и выяснять, какое из них лучше или хуже. Так или иначе, каждое из них имеет свои определённые цели и движется в этом направлении. При этом я бы не стал разделять в данном ракурсе и разделы: ката и кумитэ. Оба раздела имеют отличия от своей основы в равной мере. Ведь, если традиционное каратэ в качестве своей цели преследует воспитание духа, тела и имеет прикладную значимость, то спортивное каратэ направлено всё-таки в большой мере на увеличение зрелищности, привлечение внимания зрителей, не имеющих тесную связь с каратэ, а также на выявление лучших в рамках спортивных соревнований. Но, при этом, я являюсь сторонником того, чтобы каратэ оставалось особым видом спорта, который кроме соревновательных моментов, всегда включал в себя и аспекты нравственного воспитания. Если говорить о бункае, то, на мой взгляд, это направление наиболее ярко отражает спортивное направление в ката. И ничего нет страшного в том, что оно становится артистичнее и всё дальше удаляется от традиционного исполнения. Мы должны понимать, что наша задача — привлечь внимание и заинтересовать стороннего зрителя, который никогда не занимался каратэ. А для этого необходимо сделать его максимально зрелищным. Конечно, существует множество противников того, чтобы делать из бункая «акробатику» (я тоже не поддерживаю этого). Но нужно понимать, что изменения нужны, ведь бункай в традиционном исполнении не будет так интересен простым зрителям, не знатокам каратэ, и поэтому мы не сможем добиться той цели, которая стоит перед спортивным направлением каратэ.
Я за то, чтобы найти ту «золотую середину», которая позволит сделать исполнение бункая наиболее зрелищным (даже если это будет идти вразрез с реальной интерпретацией ката), но при этом сохранить наиболее важную составляющую: эффективное использование навыков, получаемых при изучении каратэ, использование своего тела как инструмента. А те люди, которые критикуют подобные изменения и говорят о том, чтобы вернуться к классическому исполнению, должны понять, что цели подобных изменений немного отличны от тех, которые имеет традиционное каратэ. И, хотя я тоже не сторонник всех изменений в правилах и вариантов исполнения (я за то, чтобы традиционный стержень был незыблем, чтобы, кроме формы, в спортивном бункае мы имели и наполнение), но сами по себе изменения необходимы, и бояться этого не стоит.
Редакция портала Karate.ru благодарит наших собеседников за отзывчивость!
Традиционное каратэ и спорт. Как относятся к соревнования классические школы боевых искусств
Сегодня гостем нашей редакции будет руководитель Клуба Традиционного Карате в Санкт-Петербурге, Воловиков Владимир. И поговорим с ним о том, что такое традиционное карате. Поговорим о соревнованиях. Поговорим о том, как относятся к соревнования классические школы боевых искусствВладимир. Вот такой вопрос. Мы знаем что в Санкт-Петербурге проводятся ряд очень крупных соревнований: Невский факел, Восток-запад. Скажите, а школы традиционного карате в них участвуют?
И да и нет. Участвуют в составе других федераций, а вот самостоятельно не участвуют. К сожалению.
А как вы думаете почему?
Причин несколько. Первая это отсутствие какой то внятной совместной политики и одного лидера у школ традиционного карате. Получается как в басни про “Лебедь, рак и щуку”.
Вторая, как следствие первой, нет достаточных финансов. Большая раздробленность не дает возможность консолидировать достаточно большие финансы в одном месте и в одно время.
И третье, это конечно отсутствие возможности тренировать в государственных учреждениях. Ведь традиционное карате это не вид спорта.
Ну хорошо. Мы сейчас говорим про Школу карате Сетокан. Но ведь есть и другие стили: Годзю-рю, Сито-рю и т.д. Стили которые не являются спортивными, у них, на ваш вгляд, схожие сложности?
Безусловно. Причем, подобный перекос организационный создают и клубы мутанты. Не бойтесь этого слово оно очень образное. Вот смотрите. Цель традиционного карате — это самозащита. Самозащита — это ответ на вопрос, как победить в схватке одному, маленькому физически человеку, с несколькими, парой значительно более сильными противниками. Очевидный ответ на этот вопрос — это воздействовать на самые уязвимые места противника, самыми твердыми участками своего тела. Коленом в пах, самый яркий пример такого приема. Но.. это тогда уже не спорт. Верно? Как подобные приемом учить детей? Или как соревноваться? Кто быстрей или сильней выполнит такой прием? Ответ — ни как.
Из всех известных мне стилей карате, Годзю-рю в меньшей степени подвержена спортивным тенденции. Это по прежнему прекрасная школа самообороны. И как следствие, адепты школы это конечно в большей степени взрослые люди. Это надо понимать.
Простите, а кто такие секции-мутанты?
Это конечно очень образное выражение. Просто даже не знаю как их назвать точнее. Секции мутанты это секции которые пытаются соединить все. Секция Традиционного Годзю-рю карате выступающая по спортивным правилам Шотокан карате WKF. Максимально яркий представитель подобных коллизий. WKF — это спортивное карате. Как это можно совместить? Ответ — ни как.