Правильный пас в волейболе
Игровой прием заключается в переадресации мяча другому игроку своей команды. Маневр выполняется с целью создания удачной комбинации для нападения. Правильный пас в волейболе — залог успешной атаки. Проблемы новичков при его осуществлении — они не успевают подготовиться, чтобы принять мяч и отправить его дальше.
Виды волейбольных пасов
Различают следующие приемы:
- Верхний — проводится из позиции стоя или назад через голову, отправляется в прыжке от себя, в сторону. При неудачной доводке может осуществляться одной рукой в прыжке из положения спиной к сетке, с низкой позиции.
- Нижний — игровой прием выполняется если мячик летит низко.
- Пас бывает мягкий или жесткий. В первом случае игрок охватывает мяч подушечками трех фаланг пальцев. При реализации второго варианта пасующий выполняет короткое касание первыми фалангами. При этом они согнуты и напряжены.
Выбор способа переадресации в каждом случае определяется индивидуально.
Как правильно пасовать
При отправке мяча из позиции стоя сверху его встречают с открытыми ладонями, полусогнутыми в локтях руками и в коленях ногами. Пальцы складывают таким образом, чтобы большой и указательный образовали треугольник. При осуществлении переадресации центр тяжести туловища переносится на носки, колени и локти разгибаются, а корпус выпрямляется. Если пас сверху подается за спину через голову волейболист прогибается назад руками и туловищем.
Когда мяч принимают нижней частью предплечий руки вытягивают вперед. Ноги сгибают в коленном суставе. Кисть одной руки свернута в кулак, а другой охватывает первую. Большие пальцы расположены параллельно и смыкаются друг с другом. Одна ступня расположена немного впереди другой. После принятия мяча нижней частью предплечий его перенаправляют дальше. При этом центр тяжести тела переносится вперед к передней стопе. Туда же наклоняется волейболист.
Тактика и техника паса в волейболе
При выполнении задачи используют отработанные схемы:
- Доводка в зону № 1 — переадресация правому защитнику на заднем фронте.
- Пас 2 в волейболе — связующий отправляет мяч нападающему. Пас два называют комбинационным или игровым.
- Пас 3 в волейболе — доводка выполняется в третью зону к центральному нападающему.
Аналогично осуществляется доводка на участки 4 и 5.
Таблица зон спортивной площадки
Правая сторона поля | Центр | Левая сторона поля |
1 | 6 | 5 |
Задняя линия | ||
2 | 3 | 4 |
Передняя линия | ||
Сетка волейбольная | ||
Передний фронт | ||
4 | 3 | 2 |
Задний фронт | ||
5 | 6 | 1 |
Левая сторона | Центр | Правая сторона |
Обучение пасу
Чтобы научиться правильно делать прием необходима сноровка и знания. Тренировка паса в волейболе и взаимодействие игроков — ключевые условия для успеха новичка и профессионала. Индивидуально отработать технику на скорости можно самостоятельно с помощью стены или баскетбольного щита. Хорошо проводить тренировку вдвоем с партнером или втроем. Для отработки навыков понадобится помощь специалистов. Как правильно делать передачу расскажут и покажут опытные тренеры нашего клуба SUNNY WIND.
Пас в волейболе – техника передачи сверху
Тренировку передачи сверху в волейболе можно разделить на несколько этапов.
Их же можно назвать необходимыми условиями для выполнения качественной верхней передачи.
Начальная стойка игрока и расположение на площадке при второй передаче.
Если мы рассматриваем ситуацию когда игрок знает, что его касание будет вторым (передачей): ноги должны быть немного согнуты.
Расположение игрока при схеме игры 4-2 и 5-1: в соответствующих выходам зонах см. материал Система 5-1
Упражнение: Запомнить расположение, перед подачей соперника напоминать себе о начальной стойке и последующих действиях.
Выход в точку обработки мяча при выполнении «волейбольного паса».
Цель: выйти так, чтобы мяч после приема партнеров падал на лоб.
Можно разделить на макроперемещения и микроперемещения.
Сначала большими шагами (прямыми, скрестными) перемещаемся в ориентировочную точку обработки мяча, дальше короткими (прямыми, приставными) подвигаемся точнее под мяч.
Руки при перемещении не нужно собирать вместе, вынос рук осуществляется непосредственно перед передачей и после перемещения.
Корпус при перемещении слегка наклонен вперед.
Упражнение: Возможны как парные, так и индивидуальные упражнения. Подброс мяча с отскоком от пола: наброс в пол-выход-фиксация* или наброс вверх-отскок от пола- выход- пас.
*фиксация- ловим мяч на лбу, анализируем стойку. См. ниже.
Стойка в момент обработки мяча, момент непосредственно перед передачей сверху.
Ступни должны быть параллельно или почти параллельно. Это обеспечит одинаковую высоту рук при разгибании и исключит ошибки (двойное касание).
Ноги должны быть немного согнуты в коленях, а руки в локтях. Это позволит рассчитывать на достаточную силу при разгибании, а значит вы сможете послать мяч на достаточное расстояние.
Линия плечей должна быть немного ближе к мячу, чем линия таза. Это позволит использовать силу разгибания ног при передаче. В противном случае, вы скованы в перемещениях и пасуете только руками.
Упражнение: См. выше. Больше обращать внимание на фиксацию, замирая в неподвижной позе с мячом, как бы останавливаясь перед передачей.
Действие. Выполнение передачи
Если вы выполнили верно пункты с 1 по 3 вам остается только выпрямить руки и ноги, задав направление руками (пас: вперед, за голову, над собой).
Вы переместились, мяч падает вам на лоб, выносите руки с формой (треугольник из больших и указательных пальцев, остальные пальцы обхватывают мяч), разгибаете руки и ноги.
Вышеперечисленные упражения практикуются на тренировках в нашей секции волейбола.
Шесть основных приёмов хорошего связующего – Волейбол в Сертолово
Вконтакте
Google+
В качестве связующего, вы занимаете позицию, оказывающую наибольшее влияние на игру обеих команд, что одновременно является и серьезным бременем. Связующий контролирует темп, создает возможность выиграть очко и является движущей силой игры. Но плохой прием и слабое нападение могут заставить чувствовать связующего безрезультатность своих усилий и неспособность изменить игру.
Даже когда вы чувствуете свою зависимость от своих партнеров, необходимо помнить, что и у связующего имеется свое оружие в достижении победы команды. Далее в статье шесть основных принципов связующего.
Хорошая техника паса
Зачастую связующий забывает следить за своей техникой верхней передачи. Легко переложить вину на плохой прием или ошибки других игроков при нападении. Но если вы постоянно совершенствуете технику верхней передачи, вы сможете спасти множество тех плохих приемов и выдать нападающему пас, который будет для него наиболее удобен.
Давайте рассмотрим пас с места. Прежде всего, нужно работать над скоростными перемещениями – это означает, что перед тем как сделать пас необходимо подбежать к мячу в месте его возможного падения. Как только вы достигли этого места и приготовились необходимо поставить ноги на ширине плеч или чуть шире. Согните немного ноги в коленях и убедитесь, что вес тела распределен равномерно между ногами и тело не перевешивается ни назад, ни вперед, в противном случае будет трудно переместиться в другое место.
Поднимите руки к своему лбу и расправьте кисти рук в сторону предполагаемого паса. Держите ваши руки и пальцы достаточно жестко, а руки в локтях должны быть согнуты под углом в 45-90 градусов.
При пасе используйте все пальцы. Мизинцы и безымянные пальцы помогут стабилизировать мяч. Чем большую поверхность мяча вы обхватываете, тем лучше контроль мяча.
Сброс
Этот прием используется связующими довольно часто, когда мяч доводится слишком близко к сетке. Но использование этого приема только в качестве меры спасения мяча, лишает его наступательного потенциала.
Наилучшее время для сброса – это хорошая доводка, когда защита соперника не ожидает сброса. Вы должны выполнять сброс довольно быстро, но обманчивость ваших действий важнее скорости. Хороший связующий сочетает оба варианта.
Сбрасывать можно одной из рук или отдать пас вперед или назад. Сброс может быть коротким или в глубину площадки. Вариативность сброса не вызывает привыкания к нему защиты соперника и не дает ей приспособиться к вашей технике.
Пас в прыжке
Пас в прыжке отличный инструмент, который имеет множество преимуществ. Во первых, он увеличивает вашу наступательность, так как вы быстрее приближаетесь к мячу. Во-вторых, зачастую легче с такой позиции выдавать взлеты и прострелы, потому что вы находитесь ближе к высоте, с которой осуществляется нападение. В-третьих, для защиты соперника становится менее понятен алгоритм ваших действий, и отвлекает часть внимания, на случай если вы будете нападать или сбрасывать, вместо того, чтобы пасовать.
Очень важно, чтобы связующий мог давать пас как с места, так и в прыжке. Перед пасом вы должны убедиться, что находитесь в позиции, которая при прыжке позволит вашим рукам встретиться с мячом и сделать пас. Техника паса не отличается от техники паса с места. Делайте пас на максимально высокой позиции. А дальше практика, практика, практика, потому как у большинства людей пас в прыжке сразу не получится.
Спасение плохой доводки
Иногда, при приеме мяч перелетает цель куда он был направлен, т. е. вас и уходит через сетку. Вместо того, чтобы дожидаться, когда нападающий соперника вколотит его вам в площадку, необходимо предпринять некоторые действия, чтобы спасти положение.
На плохой доводке ваша основная задача сделать пас. Естественно пас будет в прыжке. Но для этого необходим высокий прыжок и крепкие руки. Прыгните как можно ближе спиной к сетке (но не задев ее) вверх и прикоснитесь к мячу двумя руками. Скиньте руки на свою сторону своей площадки, чтобы вытащить мяч от сетки.
Второй вариант, более сложный, можно сделать пас одной рукой (на картинке). Вытяните в прыжке руку, расположенную ближе к сетке, держите руку, кисть и пальцы жестко. Вы должны сделать толчок мяча. Это наиболее безопасный способ сделать пас без ошибки. Чем мягче будет кисть, тем больше вероятность, что судья остановит игру за вашу ошибку.
Если же все таки не можете дотянуться до мяча и вы игрок передней линии, можно его скинуть, ударить или поставить блок на возможную атаку со стороны соперника.
Если вы игрок задней линии, ваши возможности ограничены. Если мяч уходит на сторону соперника и вы не можете его достать сымитируйте, что вы делаете пас. Это может ввести соперника в заблуждение и разрушить атаку.
Спасение доводки в сетку
Доводка мяча в сетку является также распространенным явлением. В ваших силах его спасти. Для этого нужно определить место, где мяч ударится в сетку подбежать туда и присесть под сетку в этом месте, чем ниже, тем лучше. Наблюдайте за мячом, так как его отскок от сетки часто непредсказуем. Чем ниже вы сидите, тем у вас больше времени среагировать на отскок мяча. Когда станет ясно, куда летит мяч поставьте туда руки для совершения передачи снизу.
Лучше всего направить мяч вглубь площадки от сетки, чтобы избежать повторного попадания мяча в сетку и совершения ошибки.
Пас с низкой доводки
Иногда доводка довольно низка и мяч летит достаточно быстро. Не ждите пока тот полетит в сетку, попытайтесь сделать пас с низкой позиции. Для этого потребуется использовать всю силу ваших рук и ног, так как пасовать практически с корточек довольно тяжело. Но если вы с этим справитесь, то будете вознаграждены очередной возможностью атаковать.
Определите куда летит мяч, переместитесь туда как можно быстрее, присядьте и приготовитесь к пасу. Необходимо оказаться под мячом, чтобы сделать хороший пас. Техника паса такая же как и при пасе с места, только мяч необходимо выталкивать с большей силой в зависимости от выбранного направления
Вконтакте
Google+
Что такое Пас в волейболе — как понять
Пас выполняется для того, чтобы отдать мяч партнеру по команде. Это действие выполняется при каждой игровой комбинации. При этом даже когда мяч летит от либеро пасующему это называется пасом. Также второе касание, при котором мяч направляется нападающему, называется пасом.
Пас может быть удачным, либо неудачным. Также могут говорить о точном и неточном пасе. Если мяч доводится до партнера с отклонением от точки, где находится игрок, то пас является неудачным/неточным. Этот элемент игроки отрабатывают на протяжении всей карьеры, так как он является неотъемлемой частью игры.
Связующий в волейболе – 29 полезных упражнений
Можно с уверенностью сказать, что связующий в волейболе – это ключевой игрок команды. И чем выше уровень команды, тем это утверждение более верно. Для подготовки опытного связующего требуются многие годы упорных тренировок, десятки и сотни разнообразных упражнений.
Представленные в статье упражнения – лишь малая часть необходимого арсенала. Выполнять их могут не только связующие, но и остальные игроки, для которых навыки различных передач в волейболе, приобретенные в процессе выполнения упражнений, будут очень полезны.
Упражнение 1.
Занимающиеся расположены в тройках. Игрок зоны 1 выполняет передачу в зону 2, тот выполняет передачу в зону 3, а 3 передает в зону 1.
То же, но все трое выполняют передачу в прыжке.
То же, но изменить направление передачи.
То же, но с перемещением игрока зоны 1 в зоны 6 и 5.
Упражнение 2.
Занимающиеся расположены в колоннах по 2-3 человека, в зонах 1, 2, 4, 5. Передача мяча в последовательности: 1, 4, 2, 5, 1 или 5, 2, 4, 1, 5. Основное внимание обращать на качество передачи из глубины площадки и вдоль сетки. Смена мест занимающихся — в своих колоннах, или по ходу движения мяча.
Упражнение 3.
Вариант выполнения 1. Занимающиеся расположены, как показано на рисунке. У игроков 1 и 4 по волейбольному мячу. По сигналу, выполняется передача одновременно двух мячей в следующей последовательности: 1-3-5-4-6-2-1 и 4-6-2-1-3-5-4.
Вариант выполнения 2. Расположение занимающихся то же самое. Мячи находятся у игроков 1 и 4. По сигналу, игрок 1 делает передачу игроку 2, или 3, а игрок 4 пасует игроку 5, или 6. Далее, передачи выполняются произвольно, в направлении свободного от мяча игрока. Передачи между игроками зоны защиты (1, 6, 5) и игроками зоны нападения (2, 3, 4) исключаются.
Вариант выполнения 3. Занимающиеся расположены так же, как и в предыдущем упражнении. Упражнение выполняется одновременно тремя мячами. Мячи находятся у игроков 2, 3, 4. По сигналу, игроки выполняют передачи соответствующим игрокам зоны защиты, т. е. 2-1, 3-6, 4-5. Игроки зоны защиты выполняют передачу для нападающего удара в следующем порядке: 5-3, 6-2, 1-4; и т. д. По ходу выполнения упражнения, занимающиеся, изменяя высоту траектории передач, следят за тем, чтобы мячи не догоняли друг друга. Смена мест игроков происходит по часовой стрелке, по истечении определенного времени.
Упражнение 4.
Трое занимающихся расположены на одной линии, на расстоянии 2-5 метров. Верхняя передача мяча в следующей последовательности: игрок зоны 2 передает игроку зоны 3, тот передает мяч за голову игроку зоны 4 и поворачивается на 180 градусов. Игрок зоны 4 выполняет передачу игроку зоны 3, а тот — за голову игроку зоны 2 и т. д.
Упражнение 5.
Трое занимающихся расположены на одной линии, на расстоянии 2-4 м друг от друга. Верхняя передача мяча в следующей последовательности: игрок 1 передает мяч игроку 2, тот — за голову игроку 3, а 3 — вновь передает мяч игроку 1. Данное упражнение можно выполнять двумя мячами (передачу одновременно начинают игроки 1 и 3).
Упражнение 6.
Группа занимающихся (2-5 человек) расположена на расстоянии 1 м друг от друга спиной к баскетбольному щиту, на расстоянии 5 м от щита. Тренер (или один из занимающихся) стоит под кольцом и бросает мяч на одного из занимающихся, назвав его по имени, или предварительно закрепив за каждым номер. По сигналу, игрок, обернувшись, должен выполнить или навесную передачу в кольцо, или же прострельную в квадрат, в зависимости от того, какой сигнал подает тренер. Например, тренер поднял руки вверх — навесная передача и т. д.
Упражнение 7.
Трое занимающихся расположены на одной линии. Крайние передают мяч между собой способом верхней, или нижней передачи, но могут в любой момент провести нападающий, или обманный удар в среднего игрока. Средний игрок принимает мяч и направляет его тому игроку, от которого его получил.
Упражнение 8.
Занимающиеся расположены так, как показано на рисунке, причем игрок зоны 3 располагается правым боком к сетке. Упражнение начинается передачей из зоны 5 в зону 3, откуда мяч направляется в зону 4. Затем, передача следует в зону 1, отсюда в зону 3, затем в зону 2 и в зону 5. Занимающиеся могут оставаться на месте, или же менять место по ходу движения мяча, т. е.: 5, 3, 4, 1, 3, 2, 5. В данном упражнении совершенствуется как передача мяча из глубины площадки, так и передача вдоль сетки. Другой вариант последовательности передач: 5, 3, 2, 1, 3, 4, 5 и т. д.
Упражнение 9.
Расположение занимающихся показано на рисунке. Упражнение начинает первый в колонне зоны 6. Он выполняет передачу к сетке, в район зоны 3. Выходящий игрок 1 перемещается к мячу и выполняет передачу для нападающего удара в зону 2, или 4 (произвольно, или же по определенному заданию тренера), откуда производится нападающий удар в зону 6. Игрок зоны 6 направляет мяч на выходящего игрока и т. д. Нападающие игроки меняются по истечении определенного времени. Остальные игроки меняются в своих колоннах, или же, после выполнения передачи, игрок уходит в «хвост» колонны зоны 6, а игрок, играющий в защите, — в «хвост» колонны передающих игроков.
Упражнение 10.
Занимающиеся расположены в колонну по одному в зонах 4 и 2, за 3-х метровой линией (см. рисунок). Первый в колонне зоны 4 выполняет передачу для нападающего удара в зону 2. Игрок 2, переместившись к сетке, выполняет передачу вдоль сетки, в зону 4, куда переместился игрок зоны 4. Тот пасует в зону 2, за 3-х метровую линию, где следующий игрок колонны выполняет передачу для нападающего удара в зону 4, тот — вдоль сетки, в зону 2 и т. д.
Упражнение выполняется непрерывно, после выполнения двух передач игрок уходит в «хвост» своей колонны, а по истечении определенного времени колонны меняются местами.
Упражнение 11.
Расположение занимающихся показано на рисунке. Из зоны 4 выполняется передача в зону 3, затем следует передача в зону 4, куда перемещается игрок 4, затем передача в зону 3, затем передача за голову в зону 2 и игрок 2 выполняет передачу в зону 4, за линию нападения, двумя руками, или выполняет нападающий удар. Игрок 4 направляет мяч в зону 3 и т. д. Упражнение можно проводить на обеих сторонах площадки. При большом количестве игроков в зоне 4 можно организовать колонну.
Упражнение 12.
Занимающиеся расположены как показано на рисунке. Передача из зоны 2 в зону 6, затем в зону 4, в зону 3, в зону 2 и т. д. Занимающиеся меняются местами по ходу движения мяча: игрок 2 после передачи переходит на место игрока 6 и т. д.
Упражнение 13.
Два-три занимающихся расположены в зоне 6, по одному в зонах 3, 4, 2, на обеих сторонах площадки (см. рисунок).
Игрок зоны 6 направляет мяч в зону 3, игрок которой чередует передачи в зоны 4 и 2. Нападающие 4 и 2 направляют мяч на противоположную сторону способом верхней передачи, или же несильным и точным нападающим ударом. Игрок зоны 6 принимает мяч и доводит его до игрока зоны 3 и т. д.
Упражнение 14.
Занимающиеся построены в колонну по одному в зоне 1 и по одному игроку в зонах 3 и 4, на обеих сторонах площадки (см. рисунок).
Передача мяча из зоны 1 в зону 3, далее — в зону 4, для несильного и точного нападающего удара, или верхней передачи, через сетку, в зону 1 и т. д. Смена мест — по истечении определенного времени.
То же, но игроки расположены в зонах: 6, 3, 4; 5, 3, 4; 1, 3, 2; 6, 3, 2; 5, 3, 2.
Упражнение 15.
Занимающиеся расположены как показано на рисунке. Из зоны 4 мяч направляется в зону 3, откуда следует высокая передача для нападающего удара в зону 4, игрок которой после разбега имитирует нападающий удар и выполняет откидку в зону 3. Игрок зоны 3, предварительно отошедший от сетки на 2-3 шага, после разбега, имитируя нападающий удар, выполняет откидку в зону 2. Из зоны 2, в прыжке, передача в зону 4 и т. д. Смена мест игроков — по истечении определенного времени, или по выполнении определенного количества передач.
То же, но поменять направление передачи.
Упражнение 16.
Занимающиеся расположены как показано на рисунке. Первый в колонне зоны 2 выполняет передачу для нападающего удара в зону 3. Переместившийся игрок зоны 3, после имитации нападающего удара, выполняет передачу в прыжке в зону 2. Переместившийся игрок зоны 2, имитируя нападающий удар, выполняет передачу в прыжке в зону 3 и т. д. После выполнения передачи в прыжке игроки уходят в «хвост» своей, или же соседней колонны.
Упражнение 17.
Расположение занимающихся показано на рисунке. Верхняя передача из зоны 6 для нападающего удара в зону 2. Игрок зоны 2 выполняет имитацию нападающего удара и откидку в зону 3. Игрок зоны 3 имитирует нападающий удар и выполняет откидку в зону 4. Из зоны 4 следует передача в зону 6. Это упражнение можно проводить и сменив направление передач, а именно: 6, 4, 3, 2, 6. После выполнения откидки игрок уходит в «хвост» своей, или другой колонны. Необходимо обратить внимание на то, чтобы игроки зон 2 и 3 не входили раньше времени в зону нападения, т. е., чтобы перед откидкой была имитация нападающего удара с разбега.
Упражнение 18.
Расположение занимающихся показано на рисунке. Из зоны 3 выполняется передача в зону 4, оттуда следует нападающий удар в зону 1. Игрок 1 направляет мяч в зону 3, из зоны 3 следует передача в зону 4 и вновь нападающий удар в зону 6, где играет в защите переместившийся игрок зоны 1. Игрок 1 направляет мяч в зону 3, откуда следует передача в зону 2. Игрок зоны 2 производит нападающий удар в зону 5, где играет в защите переместившийся игрок зоны 1, который вновь направляет мяч в зону 3 и уходит в «хвост» колонны. Из зоны 3 выполняется передача в зону 4, откуда выполняется нападающий удар в направлении зоны 1 и в игру вступает следующий игрок колонны.
Используя предложенный принцип ударов и перемещений, можно применять различные схемы данного упражнения, в зависимости от конкретных задач тренировочного занятия.
Упражнение 19.
Расположение занимающихся показано на рисунке. Из зоны 4 выполняется передача в зону 3, оттуда — за голову, в зону 2. Из зоны 2 — следует нападающий удар между 4-м и 5-м номерами, где играет в защите переместившийся игрок зоны 4 и направляет мяч в зону 3. Из зоны 3 следует передача в зону 4. Сюда возвращается игрок 4 и выполняет передачу в зону 3. Оттуда выполняется передача за голову и т. д. Упражнение выполняется на время, или количество раз.
Упражнение 20.
Занимающиеся расположены в колонне в зоне 6, за лицевой линией, и один игрок расположен в зоне 3. Из зоны 3 следует передача с различной траекторией в зону 5, или 1. Занимающиеся, по очереди переместившись в зону приземления мяча, направляют мяч, способом верхней передачи, для нападающего удара в зону 3.
Упражнение 21.
Занимающиеся расположены в колонне в зоне 2 и один игрок — в зоне 4. Передача мяча из зоны 4 в зону 6. Сюда перемещается игрок из зоны 2 и выполняет передачу для нападающего удара в зону 4, затем вновь следует передача в зону 6 и очередной игрок в колонне, переместившись, выполняет передачу в зону 4 и т. д. Необходимо следить за тем, чтобы игрок зоны 2 начинал перемещение только после выполнения передачи из зоны 4.
То же упражнение, но поменять направление передачи, расположив колонну в зоне 4.
Упражнение 22.
Занимающиеся расположены: один — в зоне 3, другой — в зоне 4. Игрок зоны 3 поочередно выполняет передачи в зоны 4, 6, 2, 6, 4 и т. д. Игрок зоны 4, перемещаясь в указанные зоны, выполняет передачи в зону 3.
Упражнение 23.
Занимающиеся расположены в колонне, в зоне 5 (см. рисунок). В зоне 4 расположен тренер (или любой игрок). Тренер поочередно направляет мяч: в зону 5, затем — в зону 6, затем — в зону 3. Первый в колонне поочередно выполняет передачу на тренера из зон 5, 6, 3. Упражнение выполняется поточно.
То же, но занимающиеся расположены в зоне 1, а тренер — во втором номере. Перемещение занимающихся: из зоны 1 — в зону 6, из зоны 6 — в зону 3.
Упражнение 24.
Занимающиеся расположены как показано на рисунке. Упражнение проводится с тремя волейбольными мячами, которые находятся у игроков 2, 3, 4. Игрок зоны 1, переместившись вперед, принимает мяч в падении, от игрока зоны 2. Затем, переместившись влево, выполняет передачу в прыжке, от игрока зоны 3. Далее — перемещается влево и от игрока зоны 4 выполняет обычную передачу для нападающего удара. После этого — возвращается в конец колонны.
В зависимости от задач тренировки, на базе данного упражнения возможны различные варианты, как, например: игрок в зоне 1 принимает нападающий удар от игрока зоны 2, затем — передача в прыжке от игрока зоны 3 и, наконец, прием в падении от игрока зоны 4.
Упражнение 25.
Занимающиеся расположены по 2-4 человека, в зонах 2 и 4. Первые в колоннах выполняют передачу вглубь площадки и, переместившись к месту падения мяча, способом нижней (верхней) передачи, спиной вперед, возвращают мяч к сетке, в свои колонны. Затем упражнение продолжает очередной в колонне, а выполнивший уходит в конец колонны.
Упражнение 26.
Занимающиеся расположены по 2-4 человека, в зонах 2 и 4. Первые в колоннах выполняют нападающий удар в пол перед собой, со своего набрасывания, и, переместившись к месту приземления мяча, подбивают мяч над собой, снизу двумя руками, и, повернувшись, выполняют верхнюю передачу очередному в колонне.
Упражнение 27.
Занимающиеся расположены, как показано на рисунке, во вторых и четвертых номерах. Из зоны 2 занимающиеся со своего подбрасывания выполняют передачу в глубину площадки, затем, перемещаясь за мячом и, не давая ему коснуться площадки, выполняют передачу для нападающего удара в зону 4. Игрок зоны 4 выполняет передачу в глубину площадки и, перемещаясь за мячом, выполняет передачу для нападающего удара в зону 2. Смена мест занимающихся — в своих колоннах.
Упражнение 28.
Расположение занимающихся то же, что и в предыдущем упражнении. Из зоны 2 занимающийся выполняет высокую передачу в глубину площадки (в район зоны 1). Затем, перемещаясь за мячом и не давая ему коснуться площадки, выполняет передачу для нападающего удара в зону 2, а сам становится в «хвост» колонны. Аналогично действует и игрок зоны 4, выполняя высокую передачу в район зоны 5, а затем — передачу для нападающего удара в зону 4.
Упражнение 29.
Занимающиеся расположены по 2-4 человека в зонах 2, 4, 5 (см. рисунок). Передача мяча из зоны 4 в зону 6. Сюда перемещается игрок зоны 2 и способом нижней передачи подбивает мяч над собой. К месту приземления мяча перемещается игрок зоны 5 и выполняет передачу для нападающего удара в зону 2. Игрок зоны 2 выполняет передачу в зону 6. Сюда перемещается игрок зоны 4 и способом нижней передачи подбивает мяч над собой. К месту приземления мяча перемещается игрок зоны 5 и выполняет передачу для нападающего удара в зону 4 и т. д. Смена мест занимающихся — в своих колоннах.
Представленные в статье упражнения для связующего в волейболе будут способствовать не только совершенствованию различных передач, но и развитию внимания, периферического зрения и быстроты перемещений, так необходимых в волейболе.
Вы можете оценить статью по пятибалльной системе. Спасибо!
Какой пас лучше — «мягкий» или «жесткий»?
Когда заходит речь о неудачных выступлениях советских волейболистов на международной спортивной арене, зачастую можно услышать утверждения, что раньше (имеются ввиду первые послевоенные годы) наши игроки обладали более высокой техникой и, в частности, несравненно лучше принимали и передавали мяч своим партнерам.
Так ли это? По-моему, такие утверждения не отражают действительности.
До прошлого года мы видели на игровых площадках прославленных ветеранов волейбола, таких, как К. Рева, Г. Ахвледиани и А. Чудина. Это представители того самого «старого» волейбола, который ставится в пример как образец. Но едва ли кто-либо из специалистов станет утверждать, что те же Рева, Ахвледиани и Чудина обладают более совершенной техникой приема и передачи мяча, нежели волейболисты более молодого поколения.
Правда, кое-кто может возразить, сказать, что приведенный пример не совсем удачен, что перечисленные в нем игроки прославились как блестящие мастера нападающего удара, а не искусными передачами. Быть может при этом вспомнят о знаменитом «щагинском пасе» и не преминут сказать: вот, дескать, тот эталон, на который следовало бы держать равнение! Да, действительно, Владимир Щагин обладал изумительным для своего времени пасом.
Я намеренно подчеркнул для своего времени, ибо волейбол во времена Щагина по своему качественному содержанию был иным, чем сейчас. В те времена даже в сильнейших командах страны игроки подразделялись на так называемых «чистых защитников» и «чистых нападающих». И, разумеется, волейболисту легче было специализироваться в чем-нибудь одном (в наступательных или в оборонительных действиях), нежели овладевать разнообразным игровым искусством, без которого мало чего добьешься в современном волейболе.
Сильной боковой подачей в то время владели в команде один-два игрока (например, Щагин и Якушев в московском «Динамо», Рева и Гранатуров в команде ЦДКА). Такой, например, эффективнейший прием, как групповое блокирование, применялся лишь эпизодически и, как правило, только против сильнейших нападающих. Когда же так называемые «чистые защитники» при очередном переходе оказывались у сетки, тр соперники получали возможность посылать мяч, что называется, «в пустые ворота». Ударом поверх блока в то время почти никто не пользовался.
Если бы современный зритель волейбольных соревнований мысленно перенесся в это сравнительно недалекое волейбольное прошлое, то его поразили бы резкие контрасты между вчерашним и сегодняшним днем. Ведь то, что ныне стало достоянием всех волейбольных команд классов «А» и «Б» (например, сильная боковая подача, умение любого игрока действовать эффективно и в защите и в нападении), прежде было редким исключением.
Волейбольная техника, особенно такой ее решающий элемент, как прием и передача мяча, требуют ныне более квалифицированных исполнителей. И мы нередко являемся свидетелями того, что даже игроки классных команд владеют не в полной мере тем усовершенствованным техническим оружием, которое появилось на площадках в наше время.
Нападающие действия представляют сейчас весьма грозную силу. Но действие вызывает противодействие. Начались настойчивые поиски противоядия — такого защитного оружия, которое могло бы противостоять бурному натиску. Эти творческие поиски идут и поныне, особенно в таком основном элементе оборонительной техники, как прием и передача мяча.
В волейболе имеются две разновидности приема мяча. Это так называемые «мягкий» и «жесткий» пас. «Мягкий» пас связывался в свое время с именем его наиболее квалифицированного исполнителя — В. Щетина; жесткий— с именем А. Якушева.
«Мягкий» пас получил большее распространение. Не будет ошибки, если сказать, что многие тренеры в своей педагогической работе отдают явное предпочтение «мягкому» пасу. В силу этого их ученики чаще применяют этот прием на игровых площадках. Характерная особенность такого паса состоит в том, что пальцы волейболиста в момент приема слегка согнуты и касаются мяча подушечками всех трех фаланг. Это обеспечивает больший охват мяча и, стало быть, точность передачи. При «жестком» пасе мяч соприкасается вначале только с подушечками первых фаланг. Пальцы при этом более согнуты и напряжены. Касание мяча получается коротким,что следует расценивать, как благоприятный фактор. Однако при этом способе приема из-за меньшего охвата мяча уже нет той точности последующей передачи, которая достигается при «мягком» пасе.
И все же в современном волейболе, в связи с возросшей силой подач и нападающих ударов, все чаще и чаще стал применяться «жесткий» пас. Дело в том, что при таком приеме сильных ударов мяч, попадая даже на напряженные пальцы (их первые фаланги), несколько вдавливается и касается вторых, а иногда и третьих фаланг, но не ладоней, как это часто бывает при «мягком» пасе и фиксируется (по звуку) судьями как двойное касание. К сожалению, многие волейболисты, даже в классных командах, не владеют еще в совершенстве этим ценным техническим приемом. Не все умеют, например, регулировать при «жестком» пасе свои усилия. Все знают, что степень напряжения пальцев должна изменяться в зависимости от силы, с которой послан мяч игроком команды противника, но не каждый умеет проделать это на практике.
Какой же пас все-таки лучше — «мягкий» или «жесткий»?
Когда мне задают такой вопрос, я невольно вспоминаю игру мужской команды СССР на чемпионате мира 1956 года в Париже. В финальном турнире наши волейболисты встретились с румынскими спортсменами. Это была, как говорится, «принципиальная» встреча. Дело в том, что годом раньше на чемпионате Европы наши спортсмены получили от румын весьма суровый урок. Тогда советские волейболисты, выиграв первую партию, проиграли остальные три. Чем объяснялось это поражение? Прежде всего тем, что румыны (все, как один) применяли сильные боковые подачи, а наши игроки недостаточно хорошо владели «жестким» пасом.
Что же произошло в Париже? Наша команда, помня об уроке 1955 года, специально готовилась, тренируя игроков в приеме сильных боковых подач. Но не тут-то было. На этот раз румыны пустили в ход совсем другого «конька». Полной неожиданностью для нас явились примененные ими тихие нацеленные подачи, точные плассированные удары и, особенно, отвлекающие действия. В результате — новое поражение, и с тем же счетом 1:3.
О чем напоминают эти «злополучные проигрыши. Да прежде всего о том, что необходимы дифференцированные усилия при приеме мяча. Надо уметь правильно определять силу ударов (по замаху соперника, по звуку при ударе, скорости полета мяча) и в соответствии с этим строить свои защитные действия, используя тот или иной способ приема и передачи мяча.
А вывод следует сделать такой: обе разновидности приема мяча («мягкий» и «жесткий» пас) должны занять достойное место в техническом арсенале наших волейболистов.
Зачастую и «жесткий» пас (в случаях приема сильных ударов или подач) не дает полной гарантии от двойного касания или так называемого прилипания мяча. Поэтому кое-кто из игроков (например, В. Куринной и Г. Гайковой) несколько видоизменяет положение кистей во время приема. Видимо, эти волейболисты пришли к выводу, что фронтальное расположение кистей рук на мяче, которое рекомендуется в методической Литературе, не всегда обеспечивает надежный технически грамотный прием.
Не случайно Куринной и Гайковой (они играют в различных командах) стали во время приема поворачивать ладони несколько внутрь, одна к другой. Для чего это делается? Для того, чтобы «скрыть» ладони — на случай, если мяч будет послан с большей силой, чем ему будет оказано сопротивление. В результате предплечья и особенно кисти рук при приеме и обратной (по направлению) передаче мяча выполняют несколько иную работу, чем при фронтальном расположении. Такое новшество гарантирует от технических ошибок при выполнении второй передачи и, в еще большей степени, при приеме сильных подач.
Как видим, некоторые волейболисты идут путем творческих поисков. А вот методическая литература по волейболу, к сожалению, не содержит всесторонних логичных обоснований рациональной техники выполнения приема и передачи мяча, в том числе и «жесткого» паса. В лучшем случае в учебных пособиях даются стандартные стереотипы, на которых, как говорится, далеко не уедешь. Следуя этим стандартам, тренер сможет лишь «натас-
кать» своих учеников, но отнюдь не приучить их к творческой манере игры. А ведь как это важно, когда игрок действует не по заученному шаблону, а творчески, сообразуясь со своими индивидуальными качествами и возникшей игровой ситуацией.
Несколько лет назад кое-кто из тренеров, растерявшись после первых поражений наших волейболистов на международных состязаниях, выступил с предложением радикально изменить технику приема и передачи мяча. Эти товарищи ратовали, например, за то, чтобы скопировать у волейболистов Чехословакии их технический арсенал.
Хочется откровенно сказать, что, хотя спортсмены Чехословакии и добились почетного звания чемпионов мира, технику и тактику их игры нельзя считать безупречной. До сей поры чешские волейболисты не овладели, например, таким прогрессивным тактическим приемом, как нападение с первой передачи. А это безусловно ограничивает их возможности.
В современном волейболе прием мяча после сильных подач и ударов зачастую осуществляется в прыжке или падении, то есть в так называемом безопорном положении. Что же происходит, когда сильная подача принимается на несколько выпрямленные руки? Руки в этом случае как бы уподобляются амортизаторам — смягчают силу удара. Казалось бы, это очень хорошо. Такой способ особенно выгоден тем игрокам, у которых недостаточно развиты кисти и пальцы. Но тут следует оговориться, что прием на несколько выпрямленные руки возможен лишь тогда, когда нападающий удар или подача направлены точно на игрока. Такое идеальное положение в игровой практике бывает довольно редко, особенно во встречах классных команд. Чаще волейболистам приходится принимать мячи, идущие несколько в стороне (слева или справа). Пригодна ли в этих случаях такая модернизированная техника? Конечно, нет. Посмотрите на снимок справа. На нем запечатлен игрок, которому, чтобы принять мяч, пришлось сместить выпрямленные руки в стороны. Одна из рук оказалась короче другой (по отношению к мячу), а это таит в себе опасность неодновременного (двойного) касания мяча. Более же согнутые руки (снимок слева) позволяют сохранить ковшеобразное положение кистей, что гарантирует игрока от технической ошибки.
Любители волейбола хорошо знают игроков сборной СССР Л. Болдыреву и А. Моисееву. Первая из них принимает мяч на несколько выпрямленные руки, вторая — на более согнутые. Что же получается? В результате такого положения рук Болдырева вынуждена страховать себя от возможной технической ошибки (двойное касание) и гораздо чаще, чем Моисеева, принимать сильную подачу не способом сверху, а предплечьями. Это, разумеется, ограничивает в дальнейшем тактические возможности команды. При таком приеме исключается эффективность нападения с первой передачи или с выходом к сетке игрока задней линии.
Преимущество же Моисеевой в техническом отношении несомненно, и на соревнованиях она легко и непринужденно противодействует сильной подаче. Правда, и Моисеева иногда прибегает к приему мяча предплечьями, но делает это лишь в исключительных случаях, когда невозможен прием сверху. Это чаще всего бывает при игре в защите, когда приходится доставать трудный мяч, пролетающий в стороне на большом расстоянии.
Пора подвести итоги сказанному.
У китайского народа есть мудрая поговорка: «Хорошо руководить — это, прежде всего, учиться у того, кем руководишь». Думается, что это подходит и нам, волейбольным тренерам. Нам следует глубже анализировать технику и тактику, применяемую нашими спортсменами. Спорт — дело творческое, и он все время рождает те или иные новшества. Надо зорче наблюдать за всеми большими и малыми изменениями, которые происходят в нашем волейболе, поддерживать все рациональное, отметать все наносное, неоправданное. И особенно следует избегать шарахания из стороны в сторону, от одной крайности в другую, как это имело место у тех волейбольных специалистов, которые необоснованно пытались противопоставить друг другу «мягкий» и «жесткий» пас.
Валентин ФИЛИППОВ, мастер спорта
Тренировка паса – Волейбол в Сертолово
Вконтакте
Google+
«Убей» связующего
Цели:
Тренировка переходов от защиты к пасу и обратно.
Упражнение предполагается скоростным, а броски мяча должны заставлять связующего постоянно двигаться.
- Тренер бросает мяч в определенное место на площадке.
- Связующий бежит с задней линии и делает пас любому из нападающих
- Нападающий атакует
- Связующий возвращается на исходную позицию
- Повторять до тех пор, пока нападающий не выполнит 10 атакующих ударов без ошибок
Пара вариантов
6. Можно подключить блокирующего
7. Можно расположить исходную позицию связующего дальше от передней линии
Обозначения на рисунке:
С – связующий
Т – тренер
И – игрок
Х – места бросков мяча
Чтение блока (контроль глазами)
Цели:
Упражнение, заставляющее связующего видеть, что происходит на другой стороне площадки.
- Игрок бросает мяч на связующего
- В процессе броска тренер поднимает камень, лист бумаги или ножницы
- Связующий должен перед тем как сделать пас сказать, что именно держит тренер
- Связующий делает пас игроку возле сетки
- Повторить необходимое количество раз
Вариации
Можно усложнить задачу тем, чтоб связующий выходил с задней линии, но доводка мяча должна быть выше.
Тренер может варьировать высоту показа и руку
Обозначения на рисунке:
С – связующий
Т – тренер
И – игрок
Чтение блока (контроль глазами)
Цели:
Упражнение, заставляющее связующего видеть, что происходит на другой стороне площадки.
Пас в сторону противоположную от движения блокирующего
1. Игрок набрасывает мяч на связующего
2. Центральный блокирующий в это же время начинает движение вправо или влево
3. Связующий делает пас в сторону противоположную от движения блокирующего.
Как вариант, связующий выходит с задней линии.
Обозначения на рисунке:
С – связующий
Б – блокирующий
И – игрок
Н – нападающий
Пас-пас-удар
Цель:
Отработка перемещения связующего с задней линии к передней насколько это возможно быстро.
1. Все игроки лежат на задней линии площадки лицом вниз
2. Тренер шлепнув по мячу, кидает его в сторону центрального игрока на площадке (доводящего)
3. Связующий вскакивает с места и бежит на свое место к сетке
4. Нападающий готовится к атаке
5. Доводящий направляет мяч к месту, где должен быть связующий
6. Связующий делает пас нападающему
7. Нападающий атакует
Как вариант можно использовать блокирующего
Можно установить минимум очков, которые должен набрать нападающий.
Обозначения на рисунке:
С – связующий
Д – доводящий
Н – нападающий
Т – тренер
Немного обучающего видео
Вконтакте
Google+