Список чеченских тукхумов и тайпов — Википедия
Список чеченских тукхумов и тайпов — список территориальных и военно-политических союзов — тукхумов, а также некоторых входивших в их состав или самостоятельных родоплеменных объединений, составлявших/составляющих чеченский народ, — тайпов, гаров и некъий (информацию о более мелких группах — ца и доьзал — см. в статьях об отдельных тайпах). Подобные объединения прослеживаются со времён зарождения чеченского этноса и до настоящего времени сохраняют своё значение. Войны с царской Россией, интеграция в социалистическое общество СССР, депортация, попытки самоопределения, возрождение ислама в постсоветское время, религиозно-политическое движение, направленное на создание Кавказского эмирата, — вся эта череда событий и конфронтаций внесла значительные изменения в общественно-социальное устройство чеченского общества, также затронув структуру различных тукхумов и тайпов
С периода средневековья и до наших дней продолжаются изменения в тайповой организации. В середине XIX века чеченское общество состояло примерно из ста тридцати пяти тайпов, три четверти которых были объединены в девять союзов-тукхумов[2]:18-19; в наши дни насчитывают до 100—110 так называемых «горных» и 60—70 «равнинных тайпов»[1][комм. 1]. Численность чеченцев в России, согласно переписи 2002 года, — 1 360 253 человека[3]; помимо этого, некоторая часть чеченского народа проживает за пределами РФ. С периода образования тайпов не прекращалось расселение чеченцев за пределы «родных» районов Чечни и в других регионах, в результате чего сегодня в некоторых чеченских населённых пунктах можно встретить представителей десятков различных тайпов.
Терминология и оформление: Тукхумы, тайпы, гары и некъий представляют из себя самобытные формы чеченских «вольных обществ» или их объединений. «Вольное общество» — многосложный термин, в который разные исследователи Кавказа могут вкладывать разное содержание — так, в дореволюционной литературе термин «общество» употреблялся как синоним общины, также под «обществом» подразумевалась группа сёл[4]. Даже среди самих чеченцев, проживающих в разных районах Чечни, данный термин может восприниматься немного по-разному, поэтому, например, чёткое отделение тайпа от гара (ветви тайпа) может быть несколько условным. Идентификация некоторых средневековых поселений вайнахов и сопоставление их с современными населёнными пунктами также может быть спорной. Ниже приведённые списки тайпов (гаров, некъий) снабжены следующими примечаниями: А — средневековые и современные тайпы, по А. Адисултанову
Нахские общества и территории (источники XVI—XVII вв.)
Основные нахские общества и территории (источники XIX в.)
Аккий
Представители тукхума Аккий (чеч. Аьккхий)[комм. 2] обычно именуются аккинцами (чеч. аьккхий, аренан-аьккхий — «равнинные аккинцы»), у кумыков и русских также употребляется наименование ауховцы. Современные исследователи (А. А. Адисултанов[5], Ю. А. Айдаев[7]) предполагают, что в XVI—XVII веках аккинцы сформировались как этногруппа в Терско-Сулакском междуречье[8], их средневековые области расселения соответствуют современным Новолакскому, Хасавюртовскому, Бабаюртовскому и Казбековскому районам Северного Дагестана, там же проживает большая часть современных аккинцев. Представители тукхума в основном используют аккинский диалект чеченского языка, численность в России, согласно переписи 2002 г., — 218 человек
Историческое деление В XVI—XVII вв. формируется вайнахское этнотерриториальное сообщество Аккий в составе двух раздельно селившихся обществ, каждое из которых состояло из нескольких тайпов. | Аккий | ||||
Пхьарчхой область Пхьарчхошка-Аьккха[комм. 3] селения тайпов, проживавших смешанно[комм. 4] | Гӏачалкъой область Гӏачалкъа-Аьккха[комм. 5] | ||||
Шарой область Шарой-Мохк[комм. 6] селения: Бухне, Ээраш[комм. 7] | Шебарлой область Шебарлой-Мохк[комм. 8] селение: Шебарлой-Эвла[комм. 9] | Чонтой область Чонтой-Мохк[комм. 10] | |||
С сер. XVIII — нач. XIX вв. в ходе Кавказских войн часть общества Пхьарчхой и всё общество Гӏачалкъой уничтожены. | Тайп уничтожен, остатки слились с другими аккинцами и кумыками. | Часть уничтожена, часть переселилась в земли Пхьарчхой. | |||
XX век | † | Имеют своих представителей в тайпе Пхарчхой. | Тайповая организация чонтойцев сохранилась. | † |
Малхистинцы (происхождение из Малхисты)
Малхистинцы — многочисленная
Территория проживания впервые упоминается в русском документе 1591 года[18] как экзотопоним Метцкие гребни[19] (локализация на пути посольств Русского царства, проходящих с низовий Терека через Аргунское ущелье в Кахетию). Малхиста соответствует собственно Малхистинскому ущелью[20] в верховьях реки Чанты-Аргун и фактически расположена в бассейнах её левых притоков — Меши-хи и Баста-хи
Издревле Малхиста была густонаселённой — здесь насчитывалось до 14 селений[24], в 30-х годах XIX века область насчитывала 16 селений (161 двор)[25], по другим данным 11 селений (177 дворов), что составляло около 1 500 жителей[26]. С XIX века территория Малхисты находилась в составе Тифлисской губернии[27] (Российская империя), после 1918 года в составе Грузинской ДР, в 20-х годах передана Чеченской АО
Этническая принадлежность. Среди некоторых представителей нахских этногрупп и субэтносов в XX — начале XXI веков встречались различные, иногда запутанные, взгляды на этническую принадлежность друг друга либо к чеченцам-нохчий, либо к ингушам-галгаям, а кроме того, у некоторых групп, оставались представления о собственной этнической идентичности
Форма самоорганизации этногруппы. Помимо терминов тукхум и тайп, по отношению к малхистинцам употреблялся/употребляется термин народ[39], тайповый союз[42], общество[21][28], этническое общество[43] и фамилия[44] (иногда фамилиями назывались подразделения тайпа, которые в свою очередь, делились на гары и некъе[20]), либо сами подразделения тайпа Малхий назывались гары и некъе[32][45].По определению Я. З. Ахмадова, жители Малхисты — это обычное горное кавказское общество, представлявшее собой равноправный союз или федерацию всех аулов и фамилий ущелья с союзным собранием, военным ополчением и советом старших[18].
Соседние с Малхистой территории и общества:
Состав общества малхистинцев
Авторы и работы описывающие Малхисту и затрагивающие тему состава общества малхистинцев: | ||
1 — Ошаев Х. Д. | 1930 | «Малхиста»[49] |
2 — Мамакаев М. А. | 1934 | «Правовой институт тайпизма и процесс его разложения»[50] |
2 — он же | 1962 | «Чеченский тайп (род) и процесс его разложения»[51] (пересмотренное и дополненное переиздание работы 1936 года) |
2 — он же | 1973 | «Чеченский тайп (род) в период его разложения»[52] (пересмотренное и дополненное переиздание работы 1962 года) |
3 — Сулейманов А. С. | 1976 | «Топонимия Чечено-Ингушетии», Ч. I[53] |
4 — Дауев С. | 1999 | «Коварные таинства истории»[54][55] |
5 — Сигаури И. М. | 2005 | «Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времён», Т. 5[56] |
6 — Головлёв А. А. | 2007 | «Очерки о Чечне (природа, население, новейшая история)»[57] |
7 — Ахмадов Я. З. | 2009 | «Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI—XVIII веках»[58] |
8 — Вачагаев М. М. | 2013 | информация на сайте «rodstvo.ru»[59], его данные по обществу Малхий приведены в 2-х работах С. А. Натаева[60][61] |
9 — Натаев С. А. | 2013 | «Чеченские тайпы. Проблемы изучения природы, структуры и исторической динамики социальных институтов чеченцев»[62] |
9 — он же | 2013 | «Об общественном институте „тукхам“ у чеченцев»[63] |
Общества и родовые ветви (тайпы, гары, некъе) | Происхождение (родовой НП) XVI, XVII и XVIII века | Этногенез и фамилии (ца) XIX, XX и XXI веков | ||
Амхой | 2[52]6[57]8[59]9[63] | † Амие | 3[53]7[58] | → чеченцы (напр., Албаковы[64], Базгиевы[65], Махаури[66], Хациевы[67], Ярихановы[68] и др.) → ингуши |
Бастий | 2[52]5[56]6[57]7[58]8[59]9[63] | † Баста | 3[53]7[58] | |
Бенастхой | 2[52]5[56]6[57]7[58]8[59]9[63] | † Бениста | 1[49]3[53]7[58] | |
Жархой | 5[56]7[58]8[59]9[63] | † Жарие | 3[53]7[58]9[63] | |
Икалчхой | 2[52]6[57]8[59]9[63] | † Икалчу | 3[53]6[57]7[58] | |
Камалхой | 2[52]5[56]6[57]7[58]8[59]9[63] | † Камалхи | 1[49]3[53]7[58] | |
Кеганхой | 2[52]5[56]6[57]7[58]8[59]9[63] | † Кагинахо | 3[53] | |
Кхоратхой | 2[52]5[56]6[57]7[58]8[59]9[63] | † Коратах | 1[49]3[53]7[58] | |
Меший | 2[52]5[56]6[57]7[58]8[59]9[63] | † Мешиех | 3[53]7[58] | |
Саханхой | 2[52]4[54]5[56]7[58]8[59]9[63] | † Сахана | 3[53]7[58] | |
Тертхой | 2[52]5[56]6[57]7[58]8[59]9[63] | † Терте | 3[53]7[58] | |
Чархой | 2[52]8[59]9[63] | |||
Эрхой | 2[52]8[59]9[63] | |||
Юганхой | 8[59]9[63] |
Комментарии, неточности и ошибки:
- М. А. Мамакаев допустил ошибку/опечатку в названии тайпа Икалчхой (у автора Италчхой), в связи с этим другие исследователи часто просто копировали ошибочное название, указывая несуществующее общество (иногда параллельно с Икалчхой). Эта ошибка послужила причиной курьёзного случая — была предпринята попытка возвести предков несуществующих италчхоевцев к итальянцам[71].
- С. Дауев считал общество Малхий не отдельно чеченским, а общенахским, однако, среди своего списка чеченских тайпов упомянул Саханхой (у автора Саканхой)[41][55].
- М. М. Вачагаев отнёс к обществу Малхий тайп Барчхой, вероятно ошибочно, так как этот тайп общества аккинцев-ауховцев[60].
- М. М. Вачагаев два раза указал тайп Амхой: Iмхой (бӏаьстий) и Амхой (Iмхой) (занимавший юго-западный район Чечни на границе …)[60], вероятно, это ошибка/опечатка автора.
- С. А. Натаев в своём списке тайпов подаёт вперемешку и названия обществ и названия их подразделений; многие из них содержат опечатки автора или авторов у которых бралась исследователем информация. Например, вслед за М. М. Вачагаевым, С. А. Натаев повторил ошибку с тайпом Амхой, упомянув его в своём списке два раза: Амхой/Iмхой (юго-западный район Чечни) и Амхой/Iмхой (Бӏаьстий)[72].
Орфография этнонимов малхистинских обществ и названия форм их организации
Русскоязычная орфография | Чечено-ингушская орфография | Форма самоорганизации общества | Исследователи |
— — Амхой Амхой | Iамхой, Iамахой Iамахой Iамхой Iамхой | коренной чеченский тайп подразделение тайпа Малхий тайп два тайпа | Мамакаев М. А., 1973[73] Головлёв А. А., 2007[74] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[75] |
— — — бастий — — | Бӏаьстий бӏаьстий бӏаьстий — бӏаьстий Бӏаьстий, Баьстой, Бӏаьстой | тайп тайп подразделение тайпа Малхий фамилия общества Малхий тайп тайп | Мамакаев М. А., 1973[48] Сигаури И. М., 2005[76] Головлёв А. А., 2007[71] Ахмадов Я. З., 2009[20] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[77] |
— — — банастхой — Бенастхой | Бӏенастхой бIаьнастхой бӏенастхой — Бӏеннастхой Бӏенастхой | тайп тайп подразделение тайпа Малхий фамилия общества Малхий тайп тайп | Мамакаев М. А., 1973[48] Сигаури И. М., 2005[76] Головлёв А. А., 2007[71] Ахмадов Я. З., 2009[20] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[78] |
— жархой — Джархой, Жархой | жӏархой — Джӏархой Джӏархой, Жӏархой | тайп фамилия общества Малхий тайп два тайпа | Сигаури И. М., 2005[76] Ахмадов Я. З., 2009[20] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[79] |
Италчхой икалчхой Италчхой, Икалчхой Италчхой, Италчой | — — — — | коренной чеченский тайп подразделение тайпа Малхий тайп тайп | Мамакаев М. А., 1973[80] Головлёв А. А., 2007[81] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[82] |
Камалхой камалхой камалхой камалхой Камалхой Комалхой | — — — — — Кӏомалхой | коренной чеченский тайп тайп подразделение тайпа Малхий фамилия общества Малхий тайп тайп | Мамакаев М. А., 1973[80] Сигаури И. М., 2005[76] Головлёв А. А., 2007[81] Ахмадов Я. З., 2009[20] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[83] |
— — — кеганхой Кеганхой Кеганхой | Кӏеганхой кӏеганхой кӏеганхой — Кӏеганхой Кӏеганхой | коренной чеченский тайп тайп подразделение тайпа Малхий фамилия общества Малхий тайп тайп | Мамакаев М. А., 1973[80] Сигаури И. М., 2005[76] Головлёв А. А., 2007[81] Ахмадов Я. З., 2009[20] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[84] |
Кхоратхой кхоратхой кхоратхой кхоратхой Кхоратхой Кортахой, Кхоратхой | — — — — — — | тайп тайп подразделение тайпа Малхий фамилия общества Малхий тайп тайп | Мамакаев М. А., 1973[48] Сигаури И. М., 2005[76] Головлёв А. А., 2007[71] Ахмадов Я. З., 2009[20] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[83] |
Меший меши меший меши Меший Меший | — — — — — — | тайп тайп подразделение тайпа Малхий фамилия общества Малхий тайп тайп | Мамакаев М. А., 1973[48] Сигаури И. М., 2005[76] Головлёв А. А., 2007[71] Ахмадов Я. З., 2009[20] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[85] |
Саканхой Саканхой саханхой саханхой Саканхой Саканхой | — — — — — — | тайп тайп тайп фамилия общества Малхий тайп тайп | Мамакаев М. А., 1973[48] Дауев С., 1999[41] Сигаури И. М., 2005[76] Ахмадов Я. З., 2009[20] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[86] |
Тератхой, Тертахой тертхой тертахой тертхой Тератхой Тератхой, Тертхой | — — — — — — | коренной чеченский тайп тайп подразделение тайпа Малхий фамилия общества Малхий тайп тайп | Мамакаев М. А., 1973[80] Сигаури И. М., 2005[76] Головлёв А. А., 2007[81] Ахмадов Я. З., 2009[20] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[87] |
— Чархой Чархой | Чӏархой Чӏархой — | коренной чеченский тайп тайп тайп | Мамакаев М. А., 1973[73] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[88] |
Эрхой Эрхой Эрахой | — — — | коренной чеченский тайп тайп тайп | Мамакаев М. А., 1973[73] Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[89] |
Юеганхой Юганхой | — — | тайп тайп | Вачагаев М. М., 2013[комм. 12] Натаев С. А., 2013[90] |
Орфография топонимов связанных с названиями малхистинских обществ
Русскоязычная орфография | Чечено-ингушская орфография | Значения | Упоминание ойконима в исследованиях | |||
Ойконимы (родовые НП, все покинуты †) | ||||||
Ами Амие Амие | — Iамие — | — «Озеру к» — | Сулейманов А. С. Ахмадов Я. З. | 2004 1976 2009 | [91] [92] [20] | |
Банах | — | — | Ильясов Л. М. | 2004 | [93] | |
Баста Бостаны Бяста Бясте | — Бӏаьста — — | — 1) от травы бӏаьсташ, 2) «весна, весны» — — | Ахмадов Я. З. Сулейманов А. С. документ Ильясов Л. М. | 2009 1976 1839 2004 | [20] [92] [94] [91] | |
Басти Хьевхи Бястие хевхие | — Бӏаьстие хевьхьие | — 1) от травы бӏаьсташ и «Северный склон» | Ахмадов Я. З. Сулейманов А. С. | 2009 1976 | [20] [92] | |
Бенист Банисты Бениста Бенйста Бонисты | — — Бӏениста — — | — — «Гнездо (рядом) краю, границе к» — — | Ильясов Л. М. Ошаев Х. Д. Сулейманов А. С. Ахмадов Я. З. документ ЦГИА ГССР | 2004 1930 1976 2009 1839 | [93] [95] [96] [20] [94] | |
Бозияхи | ||||||
Джареги Джарего Джарие Жаре Жарие Жарие | — Жӏаре — — Жӏарие Жӏарие | — «Кресту к» «Крестовое» (связано с христ.)[11] — «Кресту к» «К кресту» (к Крестовому перевалу) | документ ЦГИА ГССР Сулейманов А. С. Ильясов Л. М. Ахмадов Я. З. Сулейманов А. С. Натаев С. А., 2013 | 1839 1976 2004 2009 1976 2013 | [94] [97] [98] [20] [97] [99] | |
Доза | — | — | Ильясов Л. М. | 2004 | [100] | |
Икалчу Икалчу Икалчу Икалчу Икальчу Икельта Икишло (груз.) | Икалчу — — — — — — | «Охоты месту к» — — — — — — | Сулейманов А. С. Ильясов Л. М. Головлёв А. А. Ахмадов Я. З. Ильясов Л. М. документ ЦГИА ГССР Головлёв А. А. | 1976 2004 2007 2009 2004 1839 2007 | [96] [100] [71] [20] [101] [94] [71] | |
Кагинахо Кеганиех — Кегине | — Кӏеганиех Кӏэгине — | «Угольку к» «Угольку к» «Угольку к» — | Сулейманов А. С. Сулейманов А. С. Сулейманов А. С. Ильясов Л. М. | 1976 1976 1976 2004 | [102] [102] [102] [91] | |
Камалако Камалхой Комалх Комалха Къомалха | — — — Куомалха — | — — — от «квас, брага» — |
тейп — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
тейп
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -тейп-.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- клейкая лента из ткани, напоминающая лейкопластырь, используемая для фиксации или поддержки суставов ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
Происходит от англ. tape «полоса, лента».
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
Библиография[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
тейп
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -тейп-.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- единица организации вайнахских народов ◆ Кто вы, Саибовы, такие, чтобы поднимать руку на наш тейп? Г. У. Садулаев, «Когда проснулись танки», 2010 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
Происходит от арабск. طائفة «род, племя».
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
Библиография[править]
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Беной (тайп) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Беной.Беной (чеч. Бе́ной) — один из наиболее многочисленных чеченских тейпов[1], который входит в тукхум Нохчмахкахой с родовым центром в селе Беной Ножай-Юртовского района, Чеченской Республики. Тейп имеет свою родовую гору Бенойлам.
Чеченский исследователь-краевед, педагог и народный поэт А. С. Сулейманов, зафиксировал представителей тайпа в следующих населённых пунктах: Белгатой[2], Бено-Юрт[3], Бердакел[4], Балансу[5], Бачи-Юрт[6], Гелдаган[7], Гребенская[8], Гудермес, Гойты[9], Старые Атаги[10], Джугурты[11], Иласхан-Юрт[12], Нойбера[13], Ойсхара[14], Гой-Чу[15], Старая Сунжа[16], Старогладовская[17], Танги-Чу[18], Аргун[19], Центарой, Урус-Мартан[20], Цоци-Юрт[21], Шали[22], Алхан-Кала[23], Алхан-Юрт[24].
Собственно беноевские населенные пункты: ШАТОЙ, Беной-Ведено, Булгат-Ирзу, Гуржи-Мохк, Денги-Юрт, Корен-Беной (левый берег реки Гумс), Лем-Корц, Оьла махка (О-махка), Оси-Юрт, Пачу, Стерч-Керч, Чилла кӀажа, Ожи-Юрт[25].
Мечеть в Беное
Чеченский исследователь-краевед А. С. Сулейманов считал утвердившуюся в литературе версию происхождения названия тейпа от «бен» — гнездо, ошибочной, так как в Чечне отмечено более двух десятков «Бена», рельеф которых не напоминает форму гнезда.
Согласно советским данным конца 1980-х годов, тайп Беной и Гендергеной являлись крупнейшими в Чечне, численность которых оценивалось по 100 тысяч человек. Уже в начале 1990-х историк Далхан Хожаев, который сам был из тайпа Беной, утверждал, что Беной является самым крупным по численности в чеченском этносе[26]. Данную версию Хожаева подтверждают и некоторые современные историки Чечни. Представители тайпа долгое время играли одну из ведущих ролей в общественной жизни региона. Беной широко расселились почти во всех населённых пунктах на равниной части Чечни. Больше всего представителей этого тайпа проживают в городе Урус-Мартан[1].
Кавказская война[править | править код]
Беноевцы всегда отличались закоренелой к царской России неприязнью и покорились позже всех других, когда весь Восточный Кавказ был уже покорен. Для спокойствия в крае было решено переселить родовое село тайпа Беной на новое месте и поэтому жители его были расселены по разным аулам Чечни[27].
Как отмечают известные чеченские ученые Ш.А. Гапуров и Х.С. Умхаев, беноевские переселенцы на новых местах оказались без земельных угодий и с наступлением весенне-полевых работ, во избежание голодной смерти, беноевцы решили вернуться в родные места. В ночь с 7 на 8 мая 50 семейств, переселенных в аул Даттых и поселенных у нефтяных колодцев, внезапно вернулись снова в родовое село Беной[27].
Имперские власти потребовали от беноевцев немедленно вернуться на прежние места выселения. Однако беноевцы отказались выполнить этот приказ и пытались решить проблему путем мирных переговоров с русскими. Но российские власти отказали: для них поведение беноевцев было формой протеста, которую надо было подавить любым путем, дабы другим переселенцам «неповадно было»[28].
Возвратившись на свои земли беноевцы через посредников просили царские власти не переселять их, хотя они и знали о жестокостях и ненависти генерала Н.И. Евдокимова к горцам. Байсунгур Беноевский знал и видел тяжелое и унизительное положение своих односельчан, доведенных войной до нищенского состояния, почти до голодной смерти. Ранее беноевцы были одними из самых обеспеченных и состоятельных среди всех чеченских обществ, благодаря своей прекрасной земле и трудолюбию[28].
На все требования и просьбы беноевцев оставить их жить на родных землях царские власти отвечали категорическим отказом, не шли с беноевцами ни на какие компромиссы. Власти целенаправленно провоцировали беноевцев на неповиновение, вели дело к вооруженным столкновениям[29].
В то же время власти стали готовиться к вооруженному подавлению народных выступлений. С целью предупредить народные волнения и подготовиться к столкновению местное руководство временно остановило инженерные и дорожные работы и под видом учебных лагерей собрало два отряда в Среднем военном отделе. В этих условиях беноевцы во главе с наибом Байсунгуром начали готовиться к защите своего аула и хуторов[29].
Полковник Головачев который на тот момент являлся начальником Ичкеринского округа, в 5 июня 1860 года докладывал начальнику Терской области Н.И. Евдокимову о том что имеет сведения, что соседние ауховцы доставляют им хлеб, закупая в аулах Андреевой (ныне Эндирей) и Ташкичу (ныне Аксай). Ауховцы так сочувствуют делу беноевцев, что они, вот-вот, если не все, то часть их последуют примеру беноевцев[29].
Тайп разветвляется на 9 родов[30]:
- Жоби
- Уонжби
- Iасти
- Ати
- Чопал
- Очи
- Дёвши
- Эди
- Гурж-махкхой
Выходцы из этого тейпа: Байсангур Бенойский, Ахмат Кадыров, Рамзан Кадыров, Ризван Лорсанов, Тимур Муцураев, и братья Ямадаевы.
Протестированным представителям тейпа Беной принадлежала одна и та же Y-ДНК гаплогруппа J1-Z1842.
- ↑ 1 2 Сулейманов А. Топонимия Чечни. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2006
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 281.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 553.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 482.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 327.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 501.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 494.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 629.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 454.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 445.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 307.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 504.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 510.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 511.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 406.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 466.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 632.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 398.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 493.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 402.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 498.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 487.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 535.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 457.
- ↑ Сулейманов, 1997, с. 317.
- ↑ Далхан Хожаев: Роль беноевского тайпа в истории чеченского народа, 1993 год
- ↑ 1 2 Дадаев, 2017, с. 2.
- ↑ 1 2 Дадаев, 2017, с. 2,3.
- ↑ 1 2 3 Дадаев, 2017, с. 3.
- ↑ Д. Е. Фурман — «Чечня и Россия: общества и государства», 1999г. — с.99
Обсуждение:Кинезио тейп — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эта статья была создана в Инкубаторе Статья была создана одним из начинающих авторов в Инкубаторе и по результатам обсуждения участниками проекта перенесена в основное пространство. |
Здесь были написаны замечания, но раз статья не в инкубаторе, то они, скорее всего, не актуальны. KrBot 20:36, 25 января 2014 (UTC)
Уважаемый участник, спасибо, что решили внести свой вклад в Википедию!
Статья в данном виде представляет собой рекламу сабжа, что недопустимо. Текст должен быть нейтральным (см. ВП:НТЗ) и энциклопедичным. Не должно содержаться хвалебных отзывов, резко положительной характеристики.—Schetnikova Anna 06:18, 26 января 2014 (UTC)
Добавила категорию
Убрала ссылку на англ версию т.к. она не идеально повторяет суть, там статья просто про тейпы—Elena dmitr 07:41, 26 января 2014 (UTC)
Убрала весь текст, который мог быть похож на рекламу
- Энциклопедическая значимость предмета статьи, которую следует доказать согласно правилу ВП:ОКЗ, не ясна. Если перенести статью раньше, чем будет решена эта проблема, то её практически неминуемо будет ждать ВП:КУ, что, согласитесь, совсем не приятно.—Schetnikova Anna 09:21, 26 января 2014 (UTC)
добавила ссылки на авторитетные источники—Elena dmitr 11:45, 26 января 2014 (UTC)
- Всё-таки вот это вот: «Спортивные тейпы используются для обездвиживания суставов, мышц, сухожилий для укрепления и защиты во время тренировок и соревнований. Отличие кинезио тейпов в том, что они достигают эффекта защиты без обездвиживания. Также, традиционные спортивные тейпы необходимо снимать сразу после окончания тренировок/соревнований, а кинезиотейпы можно носить до недели» явно намекает на то, что этот продукт лучше другого. В каком-=то виже эту информацию можно оставить, но только с указанием на то, из какого источника получены такие данные и подставить ещё исчтоник к этому факту.—Schetnikova Anna 01:40, 27 января 2014 (UTC)
Немного переделала текст, чтобы он отражал все беспристрастно—193.106.70.142 09:59, 31 января 2014 (UTC) Информация получена от практикующего врача в устной форме, поэтому ссылку указать затруднительно. Считаю что текст в данном виде не указывает ни на какие преимущества кинезио тейпа перед спортивным тейпом, поэтому предлагаю оставить все как есть.—193.106.70.142 08:56, 11 февраля 2014 (UTC)
Басхой (тайп) — Википедия
Басхой — один из многочисленных чеченских тайпов.
Басхой[1] — один из древнейших, военно-аристократических тейпов. Входит в тукхум Чеберлой. Босахой относятся к известным «исконным» древним воинственным и влиятельным тейпам на Чеченской земле. При всех военных действия против внешнего врага, а также при решении всех спорных вопросов касательно туккхума Чеберлой последнее решающее слово оставалось за басхоевцем.
Басхой имеющий свое родовое начало от основателя Босах. Как и все тейпы, относящихся к «исконным», то есть первейшим и древнейшим тейпам, имеет свою родовую гору Басхойлам (с чеч. лам-гора) и родовые башни, которые были до основания разрушены войсками имама Шамиля. Известно также, что основателем является Босах от рассказа старцев которые передавались с поколения в поколений, продолжателем и хранителем Босахой мохк (с чеч. мохк- страна, земля) стал ХIима прямой потомок Босаха. Все ныне живущие в Чечне Басхой имеют одну родовую ветвь, у всех один прародитель — Босах.
«Бас» — войско, отряд; «хо» — стража. Есть версия что Басхой переводится как «склона житель», из-за схожести со словом Басе (с чеч. — склон)
Внутреннее устройство рода от средних веков до XIX века[править | править код]
Состоит из 8 гаров: Исари-гар, Iпай-гар, БуракIи-гар, Шишхани-гар, ХIимай-гар, Баций-гар, Шавхали- гар, Анзалай-гар (первые 4 родные братья).
Басхой, имеет высокородное происхождение. Басхой является очень древней династией. Предшестующий для тейпу Басхой вар(вар — с чеченского род, клан) сформировался в период распада царства Дзурдзуков и многонационального королевства Алании. Возможно, этим варом был вар Асой-Асхой, упоминаемый у полулегендарного историка Аздина Вазара. Формировался как военно-аристократический клан. Как известно со слов старейшин и просто знающих историю тайпа Басхой, главенствующую роль в роду имел Исари-гар. Предки Исари гара заложили поселение Пхьете-Аул, так сказать столицу всего расселения басхойцев. Из этого же гара происходили и вожди рода — бяччи, а ранее але(бяччи, але с чеченского — вождь, князь соответственно). Во времена становления тайпа, тогда ещё вара, вожди предков Исари-гар дозволяли другим горцам селиться на Басхойлам. Изначально именно эта ветвь имела монополию на пользование земли, а по мере появления новых поселенцев, образующих новые гары, земля распределялась между ними. Однако управленческие функции оставались за Исари-гаром. Это говорит о процессах социального разложения тейпа в соответствующий период в XVI-XVII вв..
Религия в Басхое от Средневековья до XIX века[править | править код]
Религией раннего средневековья являлось язычество. Существовали различные идолы богов (Вайнахская мифология). Но в VIII веке византийские и грузинские миссионеры стали распростронять греко-православную грузинскую церковь, смесь которых на протяжении последующих 5-6 веков оставались основной конфессией, вплоть до татаро-монгольского нашествия[2]. Христианство, собственно как позже ислам, просачивалось сквозь призму традиционных языческих верований. После вторжения татаро-монгол, были потеряны все достяжения за целые эпохи, утрачена связь со внешним миром. Несмотря на это деятельность миссионеров не закончилась, но её продолжили генуэзские католики в XIII—XIV веках. Дальнейшая прямая связь с церковью прекратилась. Но христианство оказала огромное влияние и проявилось уже в традиционных верованиях, к которым вернулись в целом все нахи, и эта связь прослеживается до сих пор. Из вайнахского языческого пантеона богов остался только верховный бог Дела, а остальные либо полностью исчезли, либо стали духами и мифическими героями, либо трансформировались в святых. Параллельно с католическими миссионерами в XIII—XV веках в Чеберлой медленно начал проникать ислам из Аварского ханства и княжества(эмирата) Симсим(Симсир), который тоже оказал влияние на дальнейшее развитие вайнахской религии. В целом это было все те же древние национальные и языческие верования, обряды, почитание деревьев и лесных духов, но уже без идолопоклонства, с единым Богом-Делой, и с христианскими и мусульманскими чертами.[3] В XVII веке на религиозные представления нахов оказал влияние грузинский царь Теймураз I (Вайнахские христиане). В горной Чечне и Ингушетии образовались не большие, но прочные христианские общества, которых называли ламан керасташ (с чеч. горные христиане). К XVIII веку ислам плотно укрепился в Басхое, но традиционные верования и традиции, сложившиеся к тому времени, не ушли бесследно. Они стали частью культуры. До сих пор живую грушу, которая считалась священным деревом, наряду с грецким орехом и грабом, нельзя срубать. Вовремя Кавказской войны они стали исповедовать течение ислама — суфизм (Кадырия), последовав за чеченским святым Кунта-Хаджи Кишиевым, таким образом создав Кунтахаджинский вирд. Кунта-Хаджи не запрещал жить по старым адатам и обычиям, которые очень плотно впитались в культуру чеченцев. Благодаря этому среди Босахойцев нет радикальных исламистов и фанатиков, они отличаются веротерпимостью и в дальнейшем удалось избежать полной арабизации, которая пропагандируя «чистый» ислам, со сторашной силой поглащает национальную культуру, заменяя её, в современной Чечне и сохранить древние традиционные религиозные представления, сохранить Делу, бережное и уважительное отношение к природе.
Тейп Басахой исторически расселен преимущественно на юго-востоке горной Чечни, на высоте 2100 метров над уровнем моря. Высшей точкой является гора Басхойлам. Но за свою историю Басхой успел расселиться, где мечом, а где по жизненной необходимости не только по всей Чечне, но и далеко за её пределами. Ныне это селения Басхое. Остаётся не ясным отношение тейпа Басхой к Басхой (Итум-Калинский район), Басхой (Галанчожский район), Басхо, село Бас-Юрт, переименованное в Джалка, Бас-Гала (26 км к северо-востоку от Грозного)[4].
Огромные культурные потери понёс Басхой от политики имама Шамиля и от аварцев в целом. Отношения с Аварским ханством всегда были натянуты и иногда заканчивались военными конфликтами, из-за постоянной интервенции с его стороны. Но большие разрушения принесли имамы, особенно Шамиль. Только за отказ давать дань для содержания войска, которые под предлогом зашиты от Царской армии обирали и так истощенный народ Чечни, Шамиль с аваро-андийским войском разрушил почти все башни, замки и прочие постройки. Такие репрессии переживал не только Басхой, но и весь Чаберлой. Известно что Басхой, Хиндой и многие другие кланы Чаберлоя не признавали Шамиля как имама со своим шариатом, введенным по всей Чечне. Одну из причин члены тейпа объяснили так: «Не может быть вчерашний пастух нашим имамом, сегодня мы можем достоверно утверждать что Шамиль затеял войну против России, не во благо Чеченского народа, а для того чтобы уничтожить самых достойных сынов Чечни, что у него не плохо получилось из за наивности и доверия некоторых наибов.» После всех войн и нашествия войска Шамиля, сохранились мало памятников архитектуры и зодчества в целом Чеберлое, и в частности Басхое. Сохранилась сильно пострадавшая мечеть в Пхети, а также надгробные плиты. Точный возраст надгробий неизвестен, но известно что им более 800 лет и там похоронены основатель Басах, его сыновья и правнуки.
Мааш (чеч. Маӏаш) — воевал против Шамиля, собрал в свою дружину самых отважных чаберлоевцев.
Представители тейпа Басхой проживают в следующих населенных пунктах Чеченской республики:
- Гордали,
- Бас-Гордали,
- Ишхой-Юрт,
- Ойсхара,
- Нойбера,
- Гордали-Юрт,
- Гудермес,
- Джалка,
- Аргун,
- Грозный,
- Беркат-Юрт,
- Алхан-Юрт,
- Петропавловская,
- Ильинская,
- Серноводск,
- Ассиновская,
- Мекенская,
- Комсомольская,
- Мелчу-Хе,
- Нагорное
а также
Дишний (тайп) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Дишний.Дишний (чеч. Дишний) — один из чеченских тайпов. В традиции чеченской этноиерархии считается тайпом, который не входит ни в один из тукхумов[1][2]. Явус Ахмадов, не исключает возможность вхождение данного общества в более крупную политическую и территориальную единицу чантинский союз, или же о постоянном и тесном взаимодействии двух обществ[2]. Между тем историк Сайпуди Натаев, приводит утверждение Иллеса Сигаури, что тайп дишний претендует на статус тукхума и перечисляет тайпы входящих в дишний[3].
Российский историк Явус Ахмадов, не исключает, что этимология топонима и названия общества исходит из характера местности, или из скотоводческой номенклатуры. Главным занятием общества дишний являлось скотоводство[2].
У Дишни только 7 родов(гар), других родов нету.
- ТУС(Тусхарой)
- БОТУ(Ботурча)
- ЭЗИ(Эзихой)
- БАСХО(Басхой)
- АМА(Амкхаллой)
- ЦАЦА(Цацахой)
- БЕЧИ(Бечига)
На территории тайпа существовали следующие селения, отселки, хутора и жилые башни усадебного типа: Тусхара, Амкхелла, Барснаха, Цацах, Бечига, Юрдахо, Утан-кхелла, Тержил-г1ала, Чоьнк-пхьеда, Авст-кхелла, Кхалтъа, Гучча-кхелла, Курш-пхати и др[2].
Явус Ахмадов приводить следующие границы территории тайпа, южнее Терлойского общества по левобережью течения Чанты-Аргуна располагался небольшой аульный союз Дишний («Дишнйи-мохк» — «земля дишнийцев»), который граничил на западе с Терла, на востоке с Чаьнти, на севере с Чоьхоевским обществом, на юге — по руслу Аргуна — с Хачароем (правобережье)[4].
Полевые материалы свидетельствуют, о том что общество дишний некогда владело землями не только по левому но и по правому берегу реки Чанты-Аргуна. Правобережные земли были утрачены в результате выхода из союза родственных по женской линии фамилий. Территория общества расположены в стратегически важном месте, где река Аргун текущий из Закавказья с запада на восток делает поворот на север, а рельеф окружающих гор исключает обходные пути[4].
Дишни-мохк практически не упоминается в документах XVI—XVIII вв . и скорее всего потому, что данная территория в источниках покрывается топонимом («Чантинская землица»), что свидетельствует о возможном вхождении данного общества в более крупную политическую и территориальную единицу каковым являлось Чантинский союз, или же о их постоянном и тесном взаимодействии[2].
Чеченский историк Сайпуди Натаев, приводить утверждение И.М. Сигаури который отмечает, что на то, чтобы называться тукхумом, претендует и тайп Дишний, в который входят следующие гары, претендующие на звание тайпа: Тусхарой, Эзхой, Пеждорхой, Ам-кхаллой, Цацхой, Ботарчхой, Басхой. В перечисленные гары также входили собственные гары[3].
Также Сайпуди Натаев утверждает, что Дишний был не отдельным тайпом, а локальным этно-территориальным объединением, доминировавшим в Чанти-Аргунском регионе на каком-то этапе истории, но со временем влияние дишнийского тайпового союза ослабевает. Ученный допускает что это было связано с изгнанием правителя Уссура и переселением части дишнийцев в Нохчмохк и Джейрах и с позицией дишнийцев, направленной против имама Шамиля. Он также утверждает что, Тусхарой, Эзхой, Пеждорхой, Ам-кхаллой, Цацхой, Ботарчхой, Басхой — это не гары тайпа Дишний, а отдельные тайпы, входившие в этнотерриториальное объединение Дишний. И отмечает, что общество Дишний состояло из семи тайпов, каждый из которых имел свою гору. Административным центром общества был аул Тусхара, а духовным центром — аул Эзи[3].
Кавказская война[править | править код]
В 1848 г. в одном из горных чеченских аулах Дашни раздалась тревога, очень обычная в то время, через несколько минут площадь мечети покрылась вооруженными. Женщины, погнавшие стада вернулись с криками, что к аулу едут черные сюли (лезгины) и действительно, через несколько минут на площадь въехали лезгины и объявили: «над Вашим аулом Шамилю угодно было назначить наибом Магому, который скоро приедет. Мы от его имени объявляем Вам это, чтобы Вы приготовились к встрече с той почестью, какая достойна имама». Сказав это лезгины, отправились в кунацкие. Долго шумели чеченцы, не привыкшие подчиняться ничьим приказаниям, а особенно переданным лезгинами… В конце концов объявили посланцам: передайте Магоме, который Вас прислал и скажите ему, что у нас нет ослов, чтобы выехать ему навстречу, и нет дудочников, как у Вас в горах, чтобы достойно его встретить. «Мы выедем к нему на конях боевых и вместо дудок возьмем черные винтовки и этим сделаем честь глупому лезгину; но не рад будет он такой встрече и пусть лучше [771] не едет к нам… Желаем вам счастливого пути, ваши лошади готовы и сыты, поезжайте обратно». «Никогда не забывайте, что чеченцы были всегда свободны и умрут свободными». «Как над соколами смешно назначать наибом ворона, так глупо Магоме быть начальником над нами».
В Грузии Дишний носят фамилии с грузинскими окончаниями[править | править код]
Мулкой (тайп) — Википедия
Мулкой[1] (чеч. Мулкъой) — чеченский тейп, происходящий из исторической области Мулкъа Аргунского ущелья, Итум-Калинский район в бассейне левых притоков Чанты-Аргун. На западе и востоке оно граничило с обществом Пешхой и Шатой, на востоке и юго-востоке с Чуохой-Гухой, на юге с Терлой[2].
Oбщество Мулкъой делится на субтайповое деление, состоит из 9 гар (Коттой, Жaйнхой, Медархой, БIoвархой, Басхой, Бенгаpой, Кейштрой,Гӏезир-Кхеллой, Хьуркой)[2][3].
Историческая область Мулкъа — располагалось в бассейне левых притоков Чанты-Аргуна Мулкан-Эка и Гухойн-эрк между горными вершинами Конжухой (2231 м) на юге и хребтом Гумуртаиркорт (2074 м.) на севере. На западе оно граничило с обществом Пешхой, на востоке и юго-востоке с Чухой, на юге с Терлой и на севере за хребтом Гумуртаиркорт с Шoто́й.
В исследуемое время здесь имелись боевыe и жилые башенные комплексы, крепости, отселки, хутора и жилые башни усадебного типа, карстовые пещеры, склепы — могильники, древнee кладбище с огромными языческими надмогильными плитaми, на которых изображены солярные знаки. Oни представляют несколько эпох: языческий, христианский и мусульманский, также сохранились руины давно заброшенных сел — Гӏезир-Кхелли (Гӏезир-Кхеллой), Бассаха/Басхой, Бӏова/БIoвархой, Меда/Медархой, Бенгара/Бенгарой, Хьюрика/Хьуркой, Кейшта/Кейштрой, Котта/Коттой, Ирзехой, Эниста, Калга, Жайне/Жайнхой, Хьархичу, Хазин-бӏов, Тевсин-гӏала и другие, на сегодняшний день все эти поселения лежат в руинах полностью разрушенный временем, и войнами. По оценкам исследователей о древности башен в Мулкъое — свидетельствует циклопичность построек, относительно грубая обработка камня и солярные знаки, выбитые на их стенах. В настоящее время большая часть исторических памятников и вся территория Мулкъа, до сих пор остается неисследованной[3].
31 мая 1995 году, родовое село тайпа Мулкъой является Харсеной, которое насчитывало ни один век истории, было стёрто с лица Земли за считанные часы с помощью 8 самолётов-истребителей. Дома, которые остались после той бомбёжки можно было пересчитать на пальцах одной руки. После тех известных событий, все оставшиеся жители селения разъехались по другим районам республики, оставив свою малую родину, то место, где они родились и прожили большую часть своей жизни. До высылки чеченцев и ингушей в просторы Сибири, данное село считалось одним из самых заселённых и обеспеченных сёл Шатойского района. Здесь насчитывалось около 700 дворов, школа, библиотека. Люди тогда, в основном, занимались земледелием и скотоводством[3].
Cегодня представители тайпа Мулкъой в основном проживают в городе Грозном, в селениях: Харсеной, в Шатойском районе, в Итум-Калинском районе, Гой-Чу ( Са1ди-К1отар), Гойское, Алхазурово, Гикало, Пригородное, Алды, Серноводская, Ассиновская, в Малгобекском районе с. Пседах РИ, Октябрьский р-он 30 участок (Сюр-корт), Ищёрская, Теркйисте, Алхан-Юрт, в Урус-Мартановском районе, и в других чеченских селах. Историческая область тейпа Мулкъой находится в горах Итум-Калинского района, сегодня там никто не живет, со времен высылки чеченцев в Казахстан, а древние селения лежат в руинах[3].
Название этнонима Мулкъ по некоторым историческим сведениям отождествляется с Мулк переводится, как общественно-управляемые земли[4].
В исторических документах первые упоминания о тайпе Мулкъой относятся к XVI-XVII вв. К Чеченской группе[5].
1618 г. — Первое упоминание в русских документах чеченского общества Мулкой и джараховцев («Ераханские люди»)[6].
В исторических документах 1619 года. Также упоминается общество Мулкъой — Мерезинские и шибуцкие люди — Тшанские и Mулкинские люди[7].
В конце XVIII–начале XIX в. В Мулкъое добывали помимо свинца, в незначительном количестве и серебро. На протяжении XVII века чеченское общество Мулкъой играло немалую роль в установлении связей, торговли и сотрудничества Аргунских обществ с соседними народами[8][9].
Из ранних российских источников известно, что «в 1618 году люди кабардинского князя Сунчалея ездили по важному делу в общество Мулки — Мулкой»[8].
1629 г. — Первое сообщение о поездках русских стрельцов из Терки в горы для покупки свинца у обществ Мулкой (верховья Аргуна.)[9].
В 1619 году состоялся крупный поход объединенных сил северокавказских народов и России против ногайских татар, разоривших и пожегших многие притеречные улусы. В письме кабардинского князя Алегука воеводе Н. Д. Вельяминову сообщается, что сообщества чеченцев — Мережей, Шатоевцев, Мулкойцев и другие соседние общества готовились в поход на орду больших ногайцев[10].
В исторических документах Мулкъой упоминается, как вольное общество — Hаряду с княжескими владениями сохранялись и свободные, не подчиняющиеся князьям, сельские общины. В горных и высокогорных зонах Чечни под названием «обществ», горских «землиц» и «земель»: мичкизы, меризи, шубуты, мулки (Мулкой), калки, ероханские люди, тшанские люди, ококи, окочанская земля. Эти образования в одних случаях объединяли несколько общин разных тайпов, в других — являются наименованием отдельных тайповых организаций, включающих два-три поселения[11].
В русских документах сообщается, что в первой половине июня 1840 года Шамиль «с незначительным сборищем шатоевцев и чеберлоевцев», двигаясь в сторону Владикавказа, «требовал ог жителей» общества Мулкой «чтобы они также присоединились к нему». По совету князя Мааша Зумсоевского, за пассивность Шамиль казнил якобы «несколько старшин». Мулкойцы в ответ напали, однако, «на скопище его» и убили «многих из самых приверженных к Шамилю», в том числе его кунака, «у которого он жил в Аргунском ущелье»—Шабана Шатоевского «и зумского князя Мааша». Шамиль получил от мулкойцев две, «как говорят, весьма» опасные раны—«одну в руку, а другую в живот», после чего он «с трудом возвратился» назад, а «сборище его разошлось»[12].
Из ранних российских источников известно, что в 1618 г. был cовместный поход аварского нуцала Махти, князя Сунчалея Черкасского и воевод Терского города на земли шибутские, мичикские и ингушские аулы, (шибутские, и мичикские земли имеются в виду чеченцы.) По преданиям Общества Мулкъой тоже известно, что общество Мулкъой становятся известными русским вследствие одного события: после того, как один Кабардинский князь с помощью отряда русских прошел в горы к ингушам, разорил их и заставил платить им дань, дагестанский князь тоже захотел последовать его примеру и принудить чеченцев Аргунского округа платить ему дань. Дагестанцы с отрядом казаков, у которых имелось огнестрельное оружия, двинулись от шатоя вверх от Аргунского ущелья, и везде их продвижению оказывалось сопротивление, от Ушкалоя повернув на право, они подошли к с. Чӏуохой. После ультиматума, который жители сразу отвергают, начинаются боевые действия. Чӏуохоевцы (гухой) посылают гонцов к соседям, прося о помощи. В самый тяжелый для жителей села момент Мулкъоевцы приходят к ним на помощь, внезапно нападают сбоку на врага, где впервые применяют огнестрельные ружья. Не ожидавшие такого удара, растерявшись, дагестанцы и казаки, неся потери, бегут оттуда. В честь этой знаменательной победы была сооружена боевая башня и назвали ее «Чӏуо-Мулкъ». Это сражение произошло тоже примерно где-то в 1618 году, как и сообщается в ранних российских источникax, поход аварского нуцала Махти и воеводa Терского, на горные общества Чечни в 1618г. после этого о Мулкъоевцах заговорили как о влиятельной силе Аргунского ущелья[8].
Из российских источников 1911 г. Сообщается также, что население исследуемого горного района Чечни разбивается на несколько групп, имеющих различные местные наименования, происхождение которых относится к очень далеким временам. Так есть «Чантинцы» или «Итумцы», «Хачарой», «Дзумсой», «МУЛКОЙ», «Шарой», «Макажой» и проч.[13].
Вазар в своей книге описывает страну алан, расположенную на пространстве к северу от реки Куры и Тушетии, от реки Алазань и Азербайджана, севернее истоков (родников) /Терека и его узкого ущелья (Дарьяла) с землями к северу от реки Терек и равнины «Сотай» до Каспийского моря, включая страну к югу от рек Идал (Волга) и Дон. В рукописи упоминаются населённые пункты алан: Мажар, Дади-Ке, крепость Баланжар, Балх, Малка (Чеч. Мулкъа) Нашах (Чеч. Нашха) Макжа, Аргун, Килбах, терки, а также описывается местность нижнего течения Терека при впадении в Каспийское море, включая равнину Кешан и остров Чечень[14].
В периоды средних веков и новое время горная Чечня состояла из отдельных обществ: Аьккхи, Чаьнти, Мялхи, Чеберлой, Шарой, Шотой, Нашхой, Майсты, Садой, Терлой, Пешхой, Чинахой, Кей, Мержой, Хилдехарой, Галай, МУЛКОЙ, Орстхой и др. Каждое ущелье, которое они занимали в отдельности, до сих пор сохраняет руины жилых и боевых башен, склеповые сооружения и кладбища из каменных ящиков и грунтовых могил[15].
Участники обороны Бресткой крепости призванных из ЧР. Выходцы из тайпа Мулкъой — Чадаев Сухи из Сел. Бенгарой Пропал б/в Погиб в крепости, Сардалов Элибек Сел. Бенгарой. Чеченец. Служил в 333-м стрелковом полку в 4-й роте. Пропал б/в Погиб в крепости (сведения мл. лейтенанта Бейтемирова С.-А.). Тугаев Абдурахман Сел. Бенгарой. Чеченец. Служил в 4-й роте 333-го стрелкового полка. Знаменитый прыгун в высоту. Погиб в крепости (сведения С.-А. Бейтемирова). из тайпа Мулкъой на фронт великой отечественной войны из с. Харсеной ушли 47 мужчин из них вернулись домой только несколько человек[8].
Основателем известного чеченского тайпа Мулкъо, по преданиям, является легендарный герой Мулкъо, о доблести и подвигах, которого слагается много легенд. У Мулкъо выросло много сыновей. Повзрослев, они со своими семьями расселились по ущелью, впоследствии из них образовался Мулкъой — тайп. Местность стала называться Мулкъа или Мулкъой-мохк. Мулкъой — тайп не входят тукхум и сам состоит из 9 гар. Сегодня регион не жилой и единственное напоминание, что там кто-то жил, это остатки разрушенных башен, крепостей и жилых комплексов. Но в горах Мулкъой мохк есть святыня — зерат Ибрахим-Хаджи, которая особо почитаема Мулкъоевцами. В ходе исследования приведенных материалов выяснилось, что духовной территорией тайп Мулкъо считает местность Мулкъа, тайповая гора и башни предков, вот с чем идентифицируют себя Мулкъоевцы. Историческая память своей территории имеет огромное нравственное значения для всего тайпа. О чем говорит священный зовет предков. « кто не знает имена своих отцов-предков, не изучает их обычаи, этикет и не соблюдает их — он не Чеченец, он раб»[8].
- Коттар Ибрахим-Хьажа — Известный чеченский богослов. По преданиям Кунта-Хаджи Кишиев поставил его миссионером Ислама в далеко отдаленные аулы Чечни, В Мулкъое находится и его Зиярт, который часто посещают люди со всей ЧР.
- Абдулаев, Мовлади Абуязидович — советский чеченский тяжелоатлет, мастер спорта СССР, тренер, судья международной категории, автор первого сайта про чеченский спорт и одного из первых в России сайтов про тяжелую атлетику.
- Дени Никаев — бизнесмен, крупный меценат, вдохновитель мулкъоевцев.
- Дэги Багаев — чеченский тренер по вольной борьбе, мастер спорта СССР,… Заслуженный тренер СССР и России, один из основоположников чеченской школы вольной борьбы, первый из чеченцев получивший звание Заслуженного тренера СССР.
- Бекхан Тунгаев — советский чеченский борец вольного стиля, мастер спорта СССР международного класса, призёр чемпионатов СССР, чемпион РСФСР (1972), 3-кратный чемпион Вооружённых Сил СССР, 2-кратный обладатель Кубка СССР, член сборной команды СССР по вольной борьбе.
- Абдул-Вагап Тепсаев — бывший председатель Президиума Верховного Совета ЧИАССР. до выселения работал oдним из первых руководителей Урус-мартановского и Ножай-юртовского районов.
- Гехо Инаркаева — бывший министр бытового обслуживания ЧИАССР. ветеран второй мировой войны.
- Арби Турпалов — бывший зам. председателя грозненкого гориспол-кома ЧИАССР.
- Абуязид Абдуллаев — бывший первый руководитель Шатойского района ЧИАССР.
- Хасан Туркаев — чеченский учёный, доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки ЧИАССР (1977 год), Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2005 год), член Союза писателей СССР (1980 год) и Союза писателей России, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
- Хамид Магомадов — врач — хирург, заместитель главного врача по хирургии Городской больницы N 9 г. Грозного ЧР.
- Асу Дудуркаев — Экс-глава УФМС ЧP.
- Анзор Ажиев — известный чеченский боец MMA выступающий за Польшу.
- Шамиль Никаев — чеченский боец MMA выступающий в Бельгии, чемпион Фламандии и Бельгии по ММА.
- Ильяс Ахмадов — экс министр иностранных дел ЧРИ.
- Докка Умаров — бригадный генерал и пятый президент ЧРИ.
- Арби Бараев — бригадный генерал ЧРИ. командир полка «ИПОН».
- Султан Пацаев — бригадный генерал ЧРИ.
- Хамзат Идигов — полевой командир ЧРИ. командир полка спецназа «Борз».
- Рустам Ажиев — (Абдул-Хаким Шишани) Aмир Батальона «аджнад аль кавказ» в Сирии.
- Тимаев Эльбрус — председатель Костанайский Чечено-Ингушского культурный центр «Вайнах» Генеральный директор одного из крупнейших предприятий области по производству и переработке зерна ТОО «Каззернопродукт». Он член Ассамблеи народа Казахстана, член областной Ассамблеи народа Казахстана, крупный меценат, умелый организатор, безусловный лидер в диаспоре, удостоен личной благодарности Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, Почетной Грамотой Ассамблеи народа Казахстана.
- Мурад Мазаев — выходец из тайпа мулкой, первый профессиональный кинорежиссер Чечни, снимал первый чеченский профессиональный художественный фильм «МАРШО» на чеченском языке.
- ↑ К вопросу о количестве чеченских тайпов. Натаев Сайпуди Альвиевич
- ↑ 1 2 Сулейманов А. С. Топонимия Чечни. — Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2006 г. (переиздание 1976—1985 гг.)
- ↑ 1 2 3 4 Духовная территория и история тейпа Мулкъой (Салавди Чадиев).
- ↑ А.С. Сулейманов. Топономия Чечено-Ингушетии. 1976г.
- ↑ А.Х. Гутнов Россия и Центральный Кавказ в XVI-XVII вв
- ↑ А.Х. Гутнов Россия и Центральный Кавказ в XVI-XVII вв
- ↑ 1619 г. позднее мая 4 — Отписка терского воеводы Н. Д. Вельяминова.
- ↑ 1 2 3 4 5 Духовная территория и история тайпа Мулкъой (Салавди Чадиев).
- ↑ 1 2 Я. Ахмадов. «История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века»
- ↑ Книга Алауди Мусаева «Шейх Мансур»
- ↑ Записки терского общества любителей казачьей старины. 1914. № 9. С. 73; Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. М. 1966. С. 200-203; Исаева Т.А. Указ. Соч. С. 20-21
- ↑ Мухаммед-тахир аль-карахи блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах]
- ↑ Горные чеченцы (ТС 7 1910) Терский Сборник. Литературно-научное приложение к «Терскому Календарю» 1911 г. Издание Терского Областного Статистического Комитета, под редакцией Секретаря Комитета Подъесаула М.А. Караулова 2-го.
- ↑ Список аланского историка Аздина Вазара. Газета «Республики» от 14 февраля 1991 года. Материалы разворота подготовлены старшим научным сотрудником ЧИГОМ Далханом Хожаевым.
- ↑ Кавказовед В.И. Марковин.