Article
Польза плавания для дыхательной системыПочему и как плавание влияет на состояние дыхательной системы:
Пловец совершает вдох и выдох, преодолевая сопротивление воды, при этом тренируется дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки. Давление воды препятствует выполнению вдоха, что приводит к развитию мышц, расширяющих грудную клетку. Давление воды на грудную клетку способствует и более полному выдоху, улучшая газообмен. В то же время, при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, а это также приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру и ее развитию.
При плавании тратится много энергии, а значит, возрастает потребность в кислороде. Поэтому организм стремится максимально полно использовать каждый вдох. В результате систематических плавательных тренировок растут показатели дыхательной системы (совершенствуется дыхательный ритм, повышается эластичность легких, растет количество альвеол легких, объем и вентиляция легких, максимальное потребление кислорода).
При регулярных занятиях плаванием вырабатывается совершенный типа дыхания. Дыхание пловца более глубокое и редкое. Взрослый человек, не занимающийся плаванием, в покое выполняет 14-16 дыхательных циклов в минуту, в то время как пловец – 7-8 циклов в минуту. Преимущество такого редкого дыхания в том, что легкие и другие органы дыхания успевают хорошо отдохнуть, получить полноценное питание, а их износ замедляется (схожая ситуация с замедлением пульса).
В результате тренировки органов дыхания, повышения эластичности легких, увеличения числа альвеол возрастает объем легких.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) является одним из основных показателей состояния дыхательной системы. ЖЕЛ — это максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха. Вместе с остаточным объемом, то есть объемом воздуха, остающимся в легких после самого глубокого выдоха, ЖЕЛ образует общую емкость легких (ОЕЛ). В норме ЖЕЛ составляет около трех четвертей общей емкости легких и характеризует максимальный объем, в пределах которого человек может изменять глубину своего дыхания.
У людей, занимающихся, плаванием, резервные возможности системы дыхания вдвое — втрое выше, чем у людей, не занимающихся спортом. Лица, не получающие регулярной физической нагрузки с трудом могут набрать в легкие 2-3 литра воздуха, в то время как пловцы – 5-7 литров.
Альвеолы пловца работают эффективно, поэтому организм хорошо обеспечивается кислородом при вдохе, и легко освобождается от углекислого газа при выдохе.
Максимальное потребление кислорода (МПК) — один из наиболее надежных показателей физической работоспособности человека. МПК является показателем аэробной производительности организма, то есть способности выполнять длительную работу невысокой интенсивности (плавание и бег на длинные дистанции, занятие на велотренажере и т.п.). МПК — это то наибольшее количество миллилитров кислорода, которое человек способен потреблять в течение 1 минуты. У человека, не занимающегося спортом, МПК 3200-3500 мл/мин, у пловцов МПК достигает 6000 мл/мин. МПК зависит от массы тела (особенно массы работающей мускулатуры), возраста, пола, генетических факторов, состояния системы транспорта кислорода, уровня физической подготовленности человека. У нетренированных людей МПК на 1 кг массы тела равно в среднем 40 мл, а у пловцов доходит до 70-80 мл.
При плавании в дыхании участвуют самые отдаленные участки легких, в результате исключаются застойные явления в них. Включение в процесс дыхания обычно малозадействованных частей легочной ткани позволяет избежать их преждевременной старческой атрофии и многих заболеваний дыхательной системы.
Систематическое ныряние и плавание с задержкой дыхания повышают устойчивость организма к гипоксии.
В этой статье не лишним будет упомянуть о работе диафрагмы во время плавания. Плывущий человек глубоко дышит, его диафрагма опускается в крайнее нижнее положение. Каждый раз, опускаясь в такое положение, диафрагма надавливает на печень, а через нее на другие органы, массируя их и способствуя полноценной деятельности. Благодаря этому улучшается кровоток и лимфоток от органов к сердцу, в таких условиях ему проще работать, исключаются застойные явления. Передаваясь через печень на кишки, давление диафрагмы улучшает их работу. Давление на желчный пузырь облегчая выход желчи в протоки, что служит профилактикой образования камней. Также благодаря глубокому дыханию во время плавания осуществляется хороший массаж сердца (при дыхании легкие то мягко надавливают на сердце, то отпускают его).
Итак, подытожим, чем плавание полезно для дыхательной системы:
- тренируется дыхательная мускулатура: повышается сила дыхательных мышц, увеличивается их тонус;
- совершенствуется дыхательный ритм, вырабатывается более глубокое и редкое дыхание;
- усиливается вентиляция легких, увеличивается ЖЕЛ, возрастает МПК;
- увеличивается количество альвеол и их эластичность;
- в работу включаются малозадействованные ткани легких;
- увеличивается устойчивость организма к гипоксии.
Плавание способствует изменению состава крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови (эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина). Это наблюдается даже после однократного пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия плаванием состав крови фактически достигает нормального уровня.
swimsever.ru
Влияние плавания на организм человека
Дыхательная система
Плавание способствует повышению силы дыхательных мышц и увеличению их тонуса, усиливает вентиляцию легких, способствует увеличению жизненного объема легких.Дыхание пловца согласовано с движениями его конечностей. Один цикл движений руками как правило выполняется за один вдох и выдох. Так как при плавании тратится много энергии, потребность в кислороде растет. Именно поэтому пловец стремится максимально полно использовать каждый вдох. Более полному выдоху способствует давление воды на грудную клетку, оно же способствует развитию мышц, расширяющих грудную клетку.
В итоге занятий плаванием увеличивается жизненная емкость легких и повышаются функциональные возможности дыхательной системы, увеличивается количество и эластичность альвеол.
В результате систематических занятий плаванием также увеличивается показатель максимального потребления кислорода Пловцы установили своеобразный рекорд потребления кислорода в минуту – 5 литров.
Сердечно-сосудистая система
У регулярно плавающих людей возрастает сила сердечных мышц, увеличивается мощность сердца (объем крови, выталкиваемый сердцем за один цикл его деятельности), количество сердечных сокращений в минуту уменьшается. У тренированных пловцов ЧСС в состоянии покоя 50-60 или даже 40-45 сокращений в минуту, тогда как у обычных здоровых людей ЧСС от 65 до 75. При этом, работая с предельной интенсивностью, сердце пловца способно развить темп до 200 сокращений в минуту, а объем крови, нагнетаемый в аорту, увеличивается с 4-6 литров до 35-40 литров в минуту.Как мы видим, плавание способствует усилению деятельности сердечно-сосудистой системы, но при этом работа сердца протекает в благоприятных условиях. Давление воды облегчает отток крови от периферии к сердцу. Поэтому занятия плаванием показаны пожилым и даже людям с ослабленным сердцем.
Плавание способствует изменению состава крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови (эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина). Это наблюдается даже после однократного пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия плаванием состав крови фактически достигает нормального уровня.
Костно-мышечная система
В воде происходит полная проработка всех мышц, независимо от выбранного стиля плавания. Равномерная работа мышц всего тела способствует формированию гармоничной фигуры, плавных обтекаемых форм без резких выпячиваний и углов.В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, он правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.
Плаванье помогает суставам оставаться гибкими, особенно в шее, плечах и бедрах. Показатель суммарной подвижности в суставах пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций.
Нервная система
Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности.Плавание тонизирует нервную систему, уравновешивает процессы возбуждения и торможения, улучшает кровоснабжение мозга.
Приятные ассоциации, связанные с плаванием, поддержкой равновесия тела в воде, благотворно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона. Плавание помогает побороть водобоязнь, снимает утомление, помогает при нервном перенапряжении и депрессии, поднимает настроение. улучшает сон, внимание и память.
Регулярные занятия плаванием дисциплинируют и повышают волевые качества.
Иммунная система
Всем известно, что плавание — эффективное средство закаливания, оно повышает устойчивость к воздействию низких температур, и следовательно делает организм менее восприимчивым к простудным заболеваниям. В результате изменения состава крови при занятиях плаванием повышаются защитные свойства иммунной системы, что увеличивает сопротивляемость инфекциям.Влияние плавания на организм человека
Плавание – вид спорта, польза от которого распространяется практически на все системы организма, повышая общий тонус тела и помогая ему расслабиться.
Упражнения в воде настолько же эффективны, как и упражнения на суше. Дополнительный плюс – ощущение меньшей нагрузки во время водных тренировок. Вместе с тем, вода создает поддерживающий эффект, позволяя более осторожно работать с конкретно выбранными группами мышц.
Стоит заметить сразу, что влияние плавания на организм человека оценивается более чем позитивно – и это не безосновательно.
Занятия плаванием имеют огромный ряд преимуществ:
- Способствуют сжиганию калорий и жира;
- Помогают сформировать мускулистую и стройную фигуру;
- Являются отличным средством от стресса, успокаивают, наполняя при этом организм человека энергией;
- Плаванье – спорт для всех, так как заниматься им можно практически с самого рождения;
- Это профилактика заболеваний сердца. Если заниматься регулярно, то можно укрепить мышцы, повысить выносливость организма и предупредить заболевания сердечно-сосудистой системы;
- Упражнения в воде способствуют улучшению процессов кровообращения в организме, приводя давление в норму;
- Этот вид спорта не вызывает «побочных эффектов», вроде головной боли, разрыва мышц, болезненных ощущений в мышцах и т.д.;
- Благодаря отсутствию лишней нагрузки на сердце происходит улучшение работы дыхательной системы и повышение кислородной обеспеченности организма;
- Вода помогает расслабиться, немного охлаждая тело, потому оно не перегревается и липкость пота вообще не чувствуется;
- Это занятие должно доставлять удовольствие. Большинство людей принимают такое времяпрепровождения за довольствие, стараясь чаще выбираться в бассейн или на пляж.
Польза и вред плавания
Плавание производит комплексный оздоровительный эффект на организм человека и позитивное влияние на его фигуру. Водные процедуры в этом смысле намного эффективнее простой аэробики. Так как, выполняя упражнения в воде, человек задействует практически все группы мышц, в результате чего происходит пропорциональное сложение фигуры.
Плавание в бассейне помогает исправить проблемы связанные с позвоночником.
Купание эффективно при сжигании лишних калорий, происходит укрепление мышц живота, рук, ягодиц, бедер, плечевого пояса. Вместе с тем, суставы приобретают дополнительную гибкость.
Плаванье благоприятно влияет на кровеносную систему, снижая артериальное давление, чем провоцирует снижение риска возникновения сердечно-сосудистых болезней. Приводит в норму сердечные ритмы и кровообращение, улучшая эластичность сердечной мышцы и сосудов.
Также производит эффект на нервную систему, так как при плаваньи осуществляется воздействие воды на тело по всей поверхности. Кстати не секрет, что частые занятия в воде – лучшее лекарство против бессонницы.
Вода — природный тренажер, который помогает равномерно распределить нагрузку на человеческое тело.
Польза и вред плавания – противоборство надуманное. Но некоторые минусы присутствуют и здесь. Искусственные водоемы могут содержать огромное количество вредных бактерий.
Большой вред здоровью приносит и переизбыток хлора в воде.
Плавание признают одним из наиболее эффективных видов спорта, который воздействует на тело релаксирующе, а также помогает сжечь калории. Вместе с тем, оно считается один из самых безопасных видов – несмотря на риск захлеба водой, судорог и прочего. Занятия в воде с легкостью обеспечивают полноценный отдых, при этом эффективно воздействуя на мышцы.
- Аэробные нагрузки гарантируют обеспечение хорошей аэробной работы сердечно-сосудистой системы;
- Мышцы становятся накаченными и пребывают в тонусе;
- Плаванье — это отличные упражнение для тела. Все группы мышц в этом процессе направлены на пропорциональное формирование тела человека;
- Оно эффективно сжигает калории, хотя и меньше, чем бег , но зато нет никакого потения;
- Большой объем легких;
- Подвижность суставов повышается. В воде тело человека на 90 % легче, чем на суше;
- Плаванье способствует отдыху, позволяя человеку полностью расслабиться и отдохнуть;
- Улучшение иммунной системы. Температура в бассейне примерно составляет около 25ºC, а температура человеческого тела – в среднем 37ºC. Такой контраст увеличивает функциональность иммунной системы;
- Поддержка гибкости. Плаванье способст
narubalke.ru
Плавание. Способы плавания. Воздействие плавания на системы организма.
1. Оздоровительное значение плавания
Плавание является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. Вода обладает высокой теплопроводностью, чем и объясняется её сильное закаливающее воздействие.
Пребывание в воде отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма, повышая его устойчивость к изменению температур.
Как уже говорилось, плавание является уникальным физическим упражнением, содействующим физическому развитию, закаливанию и укреплению здоровья. Занятия плаванием особенно полезны для детей и подростков, поскольку содействуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребёнка.
Плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц. Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для форматирования правильной осанки у детей и подростков.
Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз.
Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды, выполняемая в безопорном положении, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы. У классных пловцов подвижность в голеностопных суставах очень высока и они могут оттянуть носки почти как балерина.
Плавание — аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста — соматотропина — в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и лёгких.
Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, увеличивают жизненную ёмкость лёгких и объём грудной клетки, поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха и дыхательные мышцы, со временем, укрепляются и развиваются.
Занятия плаванием, изучение техники спортивных способов как никакой другой вид физических упражнений тренирует правильный вид дыхания. Невозможно плыть кролем и брасом, не делая короткого глубокого вздоха и длинного интенсивного выдоха, из-за тесной связи дыхания с циклом движения рук. Плавание на задержке дыхания, ныряния, погружения под воду тренирует устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.
Не менее благоприятно плавание влияет на сердечно-сосудистую систему организма. Горизонтальное положение тела при плавании создаёт облегчённые условия для работы сердца. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление крови, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объём сердца. Это, в первую очередь, можно заметить по изменению частоты пульса. У людей, регулярно занимающихся плаванием, пульс на 10-15 ударов в минуту меньше. Оптимизируется ритм работы сердца. Гипертоников среди пловцов в 2 раза меньше, чем среди представителей других видов спорта.
Занятия плаванием повышают защитные свойства иммунной системы крови — увеличивая сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям.
Плавание повышает интенсивность обмена веществ в организме. За 15 минут пребывания в воде при температуре 24° С человек теряет около 100 ккал тепла.
Занятия плаванием совершенствуют работу вестибулярного аппарата, повышают статокинетическую устойчивость, улучшают чувство равновесия и широко применяются в подготовке космонавтов.
Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребёнка, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий, спокойный сон. Занятия плаванием повышают умственную работоспособность человека. Плавание полностью исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы и другие.
К удивительным особенностям плавания нужно отнести его необычайную доступность для всех детей — девочек и мальчиков, детей с искривлениями позвоночника, некоторыми нарушениями сердечной деятельности, последствиями полиомиелита, церебрального паралича, ампутантов, ослабленных и так далее. Бывают случаи, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатками в физическом развитии в чисто лечебных целях, — а становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер, которая пришла плавать, чтобы восстановиться после перенесённого полиомиелита, а стала победительницей трёх Олимпиад. Будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная её плохой осанкой. Важно начать заниматься плаванием и полюбить его. И помнить, что в принципе хорошим пловцом может стать каждый.
1.1 Прикладное значение плавания
Умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.
Огромное количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит из-за того, что люди не умели плавать. Большей частью это дети школьного возраста. К сожалению, как показывает статистика, например, 60% учеников 4-5-х классов московских школ не умеют держаться на поверхности воды. По данным ЮНЕСКО, ежегодно из каждого миллиона людей, населяющих нашу планету, тонет около 120 человек. Как правило, это дети и подростки, не обученные плаванию. А каждый, не умеющий плавать или хотя бы держаться на поверхности воды, оказавшийся на берегу любого, даже самого, казалось бы, безобидного водоёма и добравшийся до воды, подвергает свою жизнь опасности. Умеющий плавать человек, оказавшись в воде, никогда не рискует жизнью. Он знает, что, либо доплывёт до берега или какого-то плавсредства, либо сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Несчастные случаи на воде происходят также в результате не знания элементарных правил поведения на воде во время купания, катания на лодке, яхте и других плавсредствах. Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь придти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.
Вода – целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для неумеющих держаться на воде. Чтобы плавать, не нужно обладать особыми способностями. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная от дошколят. Однако технику спортивных способов плавания быстрее осваивают дети младшего и среднего школьного возраста.
2. Плавание – раздел базовой части программы физического воспитания.
Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольного, однако быстрее осваивают технику спортивных способов плавания дети младшего и среднего школьного возраста. Быстрота обучения объясняется высокими темпами прироста всех физических качеств в этом возрасте, высокой двигательной активностью, большой восприимчивостью к новым движениям, интересом к занятиям физическими упражнениями, в частности, плаванием. Учиться плаванию никогда не поздно. Если научить ребёнка плавать в дошкольном или младшем школьном возрасте не удалось, это нужно сделать при первой же возможности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.
Согласно “Комплексной программе физического воспитания”, начинать освоение плавания рекомендуется с 4-го класса. Однако в школах, имеющих соответствующие условия, желательно приступить к обучению плаванию с 1-го класса (или с 0-го класса). В школах, где есть возможность заниматься плаванием круглый год, занятия по плаванию могут чередоваться с уроками физической культуры по другим разделам программы.
За время обучения в начальной школе дети должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с открытыми глазами, правильно дышать, проплывать, соблюдая правильную координацию движений рук и ног, дистанцию 50 м, играть в подвижные игры, прыгать в воду.
Учитывая большие индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста в освоении техники плавания, различия в исходном уровне плавательной подготовленности в занятиях с хорошо успевающими учениками, учитель может использовать материал более старших классов за счёт освоения других способов плавания, увеличения дистанции, использования игр на воде и других упражнений.
Если занятия проводятся регулярно в течение года, то даже, несмотря на различный исходный уровень и темпы освоения, учащиеся к окончанию начальной школы могут проплывать за занятие дистанцию 300-400 м, освоить технику 4-х спортивных способов плавания, стартов, уметь играть в подвижные игры на воде и участвовать в соревнованиях (уже начиная с 1-2 класса – 25 м кролем на спине).
В средней и старшей школе обязательно есть учащиеся, которые в силу ряда причин (освобождение по состоянию здоровья, приход из других школ и т.п.) не освоили или только приступили к занятиям плаванием, необходимо использовать программный материал начальной школы. С учащимися, успешно осваивающими плавательные навыки, можно использовать более сложный материал.
В средней школе продолжается закрепление и совершенствование техники спортивного плавания, стартов, ныряния в длину и глубину. Изучается техника прикладных способов плавания, поворотов, эстафетное плавание. Учащиеся знакомятся с правилами проведения соревнований и основными приёмами техники водных видов спорта (водное поло, синхронное плавание, прыжки в воду).
В старших классах проходит совершенствование техники изученного материала, углубляется изучение технических и тактических приёмов водного поло, синхронного плавания. Изучение техники прикладного плавания включает такие умения и навыки, как ныряние в глубину и длину, поиск под водой, освобождение от “захватов” тонущего и транспортировка уставшего или “пострадавшего” к борту. Учащиеся участвуют в организации и проведении соревнований по плаванию младших классов.
На всех этапах обучения в школе учащиеся изучают теоретические основы. В начальной школе учащиеся изучают название плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения; влияние плавания на состояние здоровья; правила гигиены и техники безопасности; поведение в экстремальной ситуации. В средней школе – название упражнения и основных признаков техники, влияние занятий плаванием на развитие выносливости, координационных способностей, правила соревнований и определение победителя, участвуют в организации и проведении соревнований. В старших классах – биомеханические особенности техники плавания, правила плавания в открытом водоеме, доврачебную помощь пострадавшему. Учатся выполнять обязанности судьи. Постигают основы методики и организации занятий с младшими школьниками, формируется умение осуществлять закаливающие процедуры с дошкольниками и младшими школьниками.
3. Индивидуальный поход к обучению плаванию учащихся разного уровня подготовленности
Приступать к обучению плаванию необходимо после того, когда будет определено, насколько занимающийся владеет навыком плавания. Подготовленность определяется непосредственно в воде.
В группу наименее подготовленных, включаются те дети, которые не умеют передвигаться по поверхности воды и боятся воды. По внешним признакам чувство водобоязни проявляется в неспособности занимающихся погружаться с головой под воду, открывать под водой глаза, в постоянном желании держаться за твердую опору.
Во вторую группу можно отнести таких занимающихся, которые могут погружаться с головой под воду, не боятся открывать в воде глаза и способны плыть по поверхности хотя бы несколько метров или делать попытку к передвижению.
Третью группу рекомендуется комплектовать из тех, кто может передвигаться по поверхности воды на расстоянии 10 – 15м.
В четвертую группу включаются учащиеся, которые проплывают неспортивными способами расстояние больше 25м.
В пятую – умеющие плавать спортивными способами.
Комплектование групп по полу необязательно. Замечено, что занятия проходят более успешно, если в одной группе занимаются девочки и мальчики, девушки и юноши. А вот подбор занимающихся в группы по возрасту (если есть такая необходимость) существенно влияет на качество обучения. Примерно одинаково осваивают движения в воде дети 6 –7 лет, 8 – 10 лет, 16 лет и старше. С детьми младше 6 лет лучше проводить индивидуальные занятия.
Чаще всего у учителя нет возможности комплектовать отдельные группы и ему приходится на одном занятии заниматься с детьми разного уровня подготовленности. Это требует от преподавателя хорошей подготовки к организации и проведению урока.
4. Основные правила проведения занятий
Для успешного проведения занятий необходимо соблюдать следующие правила:
Не заставлять детей насильно входить в воду, погружаться под воду с головой, запугивать: “наглотаешься воды, и утонешь”.
Все объяснения методического и организационного характера проводит с занимающимися только на суше, когда вся группа находится в воде. Применяются краткие команды, методические указания, оценки, которые должны быть предельно лаконичны, чтобы не снижать плотность и эмоциональность занятия и чтобы дети не мерзли.
Особое внимание следует уделить проведению первых уроков, подбору упражнений, доступных для освоения, поскольку успехи на первых занятиях имеют большое психологическое воздействие на новичка, укрепляют уверенность в своих силах и доверии к преподавателю
Каждый даже незначительный успех в обучении, должен быть отмечен, вся .группа или отдельные занимающиеся должны получить одобрение и поддержку.
Если новички не могут выполнить задание, учитель обязан проявить максимум выдержки, терпения и предложить другое посильное задание, чаще всего причиной подобных неудач являются непродуманные действия учителя.
При объяснении нового упражнения необходимо остановиться на следующих основных элементах: исходное положение, форма и характер движения, наиболее трудно выполняемые части.
Объясняя и показывая упражнение, подчеркивать, что надо делать для того, чтобы его правильно выполнить, не акцентируя внимание детей на ошибках и недостатках.
Шире использовать показ упражнений самими детьми, поскольку это убеждает в посильности задания, стимулирует соревнование и активность класса.
Чаще и больше показывать занимающимся конечную цель обучения – технику плавания кролем на груди и на спине, брассом, дельфином в исполнении лучших пловцов.
Каждое занятие начинать с выполнения серии хорошо знакомых упражнений, что позволяет освоиться с местом плавания, привыкнуть к температуре воды, ощутить уверенность в своих силах.
Для увеличения динамичности и плотности урока необходимо чередовать упражнения, выполняемые на месте с упражнениями в движении, упражнения по задержке дыхания – с выдохами в воду, плавание коротких отрезков и серий отрезков с плаванием максимально возможных для детей данной подготовленности дистанций.
После освоения скольжений и первых гребковых движений надо как можно больше плавать, постепенно увеличивая преодолеваемые расстояния.
Поощрять попытки самостоятельного плавания любым спортивным или прикладным способом или их сочетанием.
При изучении новых упражнений уделять особое внимание методическим указаниям по предупреждению типичных ошибок.
Исправлять ошибки, не делая одновременно много замечаний – это снижает интерес к занятиям и уверенность в своих силах.
В каждом уроке надо изучать не более одного — двух упражнений
5. Заключение
Человек – единственное живое существо, которое от рождения не умеет плавать. В настоящее время на Земле ежегодно тонет немало людей. Среди гибнущих 20% детей. Одной из главных причин трагедий на воде является неумение людей плавать.
Сотни тысяч людей посещают плавательные бассейны, проводят свой отпуск на бесчиленных водоемах. Большое число детей вовлекается в занятия водными видами спорта. Обучение плаванию введено в школьную программу физического воспитания. Однако успешное изучение спортивных способов плавания зависит от умения преподавателя подобрать необходимые упражнения, дать точное и образное объяснение движениям, вовремя исправить неправильные действия. Но если ребята не станут классными кролистами или брассистами, не нужно расстраиваться. Даже не став большим спортсменом, ребенок научится основам техники спортивного плавания, правильному выполнению упражнений в скольжении, дыхании, движения рук и ног, заинтересуется этим видом спорта, захочет заниматься им дальше и научится плавать кролем, брассом, дельфином или просто научится плавать — это ему не раз пригодится в жизни.
studfile.net
3. Плавание как метод реабилитации при заболеваниях ода
Оздоровительно-гигиеническое значение лечебного плавания состоит не только в воздействии физических упражнений на организм занимающихся, но и в благоприятном воздействии воды на человека. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершенствует теплорегуляцию, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность дыхательной мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной ёмкости лёгких.
В результате дозированного плавания урежается частота сердечных сокращений, улучшается состав крови, всё это экономит резервы сердца, повышает защитные силы организма. Плавание положительно влияет на мышцы и суставы. Вода действует обезболивающе и оказывает массирующее влияние, что улучшает питание кожи, повышает её эластичность, а если плавание происходит в морской воде, то оказывает выраженное химическое воздействие . Лечебное значение плавания особенно наглядно прослеживается в комплексном лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметрия в работе межпозвоночных мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Само вытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста, одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки .
3.1 Характеристика влияния плавания на организм человека.
Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат: для поддержания тела на поверхности воды при поднятой голове требуется усилие каждой руки 300-400 г, а при плавании это усилие возрастает в несколько десятков раз, увеличивая силу мышц. Действуя на все кожные покровы, вода одновременно повышает электрическую активность биотоков, напряжения, заставляя все нервные клетки реагировать в полную силу. Кроме плотности и давления воды существенное влияние на организм при занятиях плаванием оказывает ее теплоемкость. Теплоемкость воды в 4 раза больше и теплопроводность в 25 раз выше, чем воздуха. Поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80% больше тепла, чем на воздухе, в связи с чем у него повышается обмен веществ для сохранения теплового баланса в организме .
Анализируя физиологические изменения при плавании и его влияние на организм, нужно сказать о двигательной деятельности пловца. Она определяется горизонтальным положением тела, большим сопротивлением движению, выработкой специфических двигательных автоматизмов и новой координации движений, строгой последовательностью работы отдельных мышечных групп, включением в работу преимущественно мышц рук и плечевого пояса (до 70%) и ног при плавании брассом. Под влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц. Кроме того, горизонтальное положение тела при плавании, давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание способствуют притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчают его работу. Поэтому плавательные упражнения при соответствующей дозировке допустимы для лиц с ослабленным сердцем и могут использоваться как одно из средств укрепления и развития сердечно-сосудистой системы .
При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Это наблюдается даже после одноразового пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия состав крови фактически достигает нормального уровня. Однако уровень форменных элементов крови при регулярных занятиях повышается на более длительное время . Характерной особенностью плавания является то, что тело воде не имеет твердой опоры. Такое положение значительно увеличивает его двигательные возможности и содействует их развитию. Действие мышц при отсутствии твердой опоры способствует более длительному сохранению эпифизарных хрящей в костях конечностей, а, следовательно, и продолжению роста тела пловца в целом. Занятия плаванием гармонически развивают основные качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. Еще одной особенностью плавания является относительная невесомость тела в условиях водной среды. Вес тела человека нейтрализуется выталкивающей силой воды. Взвешенное состояние тела в воде разгружает опорно-двигательный аппарат от статической нагрузки и способствует правильному процессу физического формирования человека. Создаются условия для корригирования нарушенной осанки, для восстановления двигательных функций, утраченных вследствие травм, и для предупреждения их последствий. Таким образом, плавание способствует глубокой положительной морфологической и функциональной перестройке всех систем организма, что возможно при использовании плавания как вида спорта, имеющего также оздоровительно-гигиеническое и лечебное значение .
studfile.net
Статья на тему «Плавание и его влияние на организм человека»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 8
Научно – практическая конференция младших школьников «Я- исследователь»
«Плавание и его влияние на организм человека»
Джумабаев Андрей
обучающийся 4-А класса
МАОУ СШ № 8 с.п. Новосмолинский
с.п. Новосмолинский 2017- 2018 гг
Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде. Он знает, что всегда доплывет до берега или сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь.
В знойные летние дни сотни тысяч людей заполняют пляжи, берега рек, озер, прудов и морей. Солнце, чистый и прохладный воздух у воды создают все условия для полноценного отдыха. Трудно найти человека, который бы не испытывал летом наслаждения от освежающего, бодрящего купания. И конечно, особое удовольствие получает тот, кто плавает уверенно.
Я поставил себе цель увлекательно рассказать о таком виде спорта, как плавание, возможно, кто-то из учащихся заинтересуется плаванием и станет постоянным посетителем бассейна.
Вода — целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для не умеющих держаться на воде.
Проблема: В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Здоровый образ жизни – это прежде всего занятие спортом.
Гипотеза: мы предположили, что на основе изучения теории и регулярным занятием плаванием можно укрепить здоровье и повысить иммунитет, т.е. плавание является одним из лучших средств закаливания и укрепления организма.
Цель: я поставил себе цель увлекательно рассказать о таком виде спорта как плавание и узнать, как же плавание влияет на организм человека.
Исходя из поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по данному вопросу.
2. Сравнить и проанализировать полученные результаты тестирования одноклассников.
3. Собственный опыт. Личные наблюдения.
4. Разработать памятки для одноклассников «Занимайся плаванием правильно» и «Правильное дыхание при плавании: простые рекомендации «
Методы исследования:
1. Изучение теории по данному вопросу.
2.Тестирование среди одноклассников.
3. Личные наблюдения.
Плавание — это умение человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений.
На сегодняшний день состояние здоровья детей и подростков вызывает тревогу. Их численность в общей массе населения уменьшилась на 4,2 млн. и составляет в настоящее время 35 млн. человек. Около 75% детей младшего школьного возраста имеют серьезные отклонения в здоровье. Здоровых детей среди младших школьников — 10-12%, а среди старших — всего 5%. Более чем у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания. Общая заболеваемость среди 7-10-летних детей за последние 3 года увеличилась на 14,7%
Занятия плаванием способствуют развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.
У человека, находящегося в воде, учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов. Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, поэтому при плавании расходуется больше энергии .
Человеческий организм состоит из воды на 80%, вода играет значительную роль в жизни людей. Жизненно важные процессы организма происходят в водной среде организма, с самого зарождения жизни наш организм развивается в водной среде. Плавание является уникальным видом физической деятельности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. Человек подвергается двойному воздействию: с одной стороны — физических упражнений, с другой — уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения.
Особенности воздействия плавания на организм человека
Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50—80% больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух). Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы — солнце и воздух. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц — особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.
Плавание отлично тренирует деятельность сердечно—сосудистой и дыхательной систем. У людей, систематически занимающихся плаванием, возрастает величина ударного объема сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается от 60 до 55 (50) уд/мин. Для сравнения: у не занимающихся спортом частота сердечных сокращений обычно колеблется в пределах от 65 до 57 уд/мин.
Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха — из-за давления воды на грудную клетку, выдоха — из-за сопротивления воды.
Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, коррекции суставно-мышечного аппарата и др.
2.1 Оздоровительный эффект плавания
Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до старости.
В бассейн ФОКа «Триумф» меня привели родители, когда мне исполнилось 7 лет. А сначала был осмотр у врача –ортопеда перед поступлением в 1 класс. «Неправильная осанка!», — вот, что я услышал. А что это такое? Осанка — правильная поза во время стояния, сидения, ходьбы и работы . К сожалению, сколько бы нам ни твердили о том, что «спина должна быть прямой», мало кто обращает внимание на свою осанку. И совершенно напрасно! Ведь причиной многих заболеваний становится именно нарушение осанки или искривления позвоночника.
Правильная осанка формируется с первых дней жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. У здорового ребенка к 7 годам позвоночник приобретает нормальную форму . Нарушение осанки – понятие, означающее различные искривления позвоночника. Наиболее частой деформацией позвоночника у детей является сколиоз. На ранних стадиях с искривлением можно справиться разными методами лечения и одно из них – плавание.
Также доказательством оздоровительного эффекта плавания, служат примеры, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатком в физическом развитии, ослабленные после перенесенных заболеваний и становятся известными спортсменами.
Дон Фрезер – чемпионка трех Олимпийских игр, пришла на занятия плаванием после перенесенного полиомиелита. А будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная ее плохой осанкой.
Многие известные люди считают плавание своим главным видом спорта. Глава государства не исключение:
— Проплываю каждый день тысячу метров, — признался сам Путин, — Это оптимальная дистанция! Отличный вид спорта, бережет позвоночник, растягивает мышцы, дает серьезную нагрузку, тренирует дыхательную систему и сердце.
Ведущая программы «Время» на Первом канале Центрального телевидения Екатерина Андреева всегда в прекрасной форме! И это тоже благодаря плаванию. Телеведущая считает плавание в бассейне лучшим началом дня, а плавает она каждый день по 30 минут.
Заслуженный мастер спорта В.Куслухин, рекордсменка мира М.Соколова в прошлом туберкулезные больные.
Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют “мышечный корсет”, способствуя выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.
Регулярные занятия плаванием поддерживают уровень физического состояния и у взрослых людей, повышают жизненный тонус. Это подтверждают наблюдения за физическим состоянием занимающихся в группах здоровья, где среди других видов физических упражнений применяется плавание.
Плавание полезно и пожилым людям. Как уже говорилось, вода является хорошим проводником тепла, поэтому только за 15 мин пребывания в воде (при температуре 24°С) человек теряет около 100 ккал тепла. Иными словами, для людей пожилого возраста, которым трудно выполнять интенсивную физическую работу, плавание является средством повышения интенсивности процессов обмена веществ в организме.
Движения в воде стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают деятельность желудка и кишечника, совершенствуют терморегуляцию, организм становится менее восприимчивым к простудным заболеваниям, нормализуется психоэмоциональное состояние
Влияние занятий плаванием на сердечно-сосудистую, дыхательную систему и опорно-двигательный аппарат
Плавание благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему. Горизонтальное положение тела, а также циклические движение, связанные с работой мышц, давление воды на подкожное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела – все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.
У систематически занимающихся плаванием отмечается физиологическое урежение пульса до 60 и менее ударов в минуту. При этом сердечная мышца работает мощно и экономно.
Таким образом, в результате занятий плаванием в сердечно-сосудистой системе происходят положительные изменения (в виде усиления сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшение работы сердца), которые ведут к более быстрому транспортированию крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ. Механизм положительного воздействия плавания на органы дыхания заключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры, увеличении подвижности грудной клетки, легочной вентиляции, жизненной емкости легких, потребления кислорода кровью. При плавании в дыхании участвуют самые отдаленные участки легких, и в результате исключаются застойные явления в них.
Кроме того, плавание с задержкой дыхания, ныряние, погружение под воду тренируют устойчивость к гипоксии.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что плавание является эффективным средством укрепления и развития дыхательной системы.
При плавании человек находится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела — это создает условия для нормирования нарушений осанки, увеличивает двигательные возможности и содействует их развитию. Показатель суммарной подвижности в суставах пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций. Выполнение плавательных движений руками и ногами вовлекают в работу почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры.
Также необходимо отметить, что при занятиях плаванием практически отсутствует опасность травмирования опорно-двигательного аппарата.
По своим динамическим характеристикам плавание является одним из доступных средств физической культуры занимающихся различного возраста и подготовленности.
2.3 Влияние занятий плаванием на нервную и иммунную систему
Регулярные занятия плаванием являются мощным фактором воздействия на нервную высшую деятельность человека.
Действие температуры воды уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга.
Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания человек легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память.
Следует отметить, что приятные ассоциации, связанные с плаванием, положительно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни.
Рассмотрев оздоровительное воздействие занятий, плавание на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы, опорно-двигательный аппарат, безусловно, необходимо отметить, что кроме этого плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур. К тому же, происходящие изменения в крови повышают защитные свойства ее иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям.
Итак, в результате занятий плаванием на организм человека оказывается разностороннее положительное воздействие. В оздоровительных целях плавание доступно и полезно практически всем возрастным категориям.
3.1 Брасс
Брасс характеризуется одновременными и симметричными движениями руками и ногами. В отличие от дельфина весь цикл движений руками осуществляется в воде.
По скоростным показателям брасс занимает последнее место среди спортивных способов плавания, зато он имеет самое большое значение в прикладном плавании, поскольку позволяет спортсмену плыть бесшумно, хорошо просматривать пространство над водой, преодолевать огромные расстояния. Брасс применяется также при плавании под водой.
В соревнованиях по плаванию брасс применяется на дистанциях 100 и 200 м, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м (третий отрезок 50 или 100 м) и на втором этапе комбинированной эстафеты 4х100 м. Каждый цикл движений в этом способе состоит из одного движения руками, одного движения ногами, одного вдоха и одного выдоха в воду.
3.2 Кроль на груди
При плавании кролем на груди пловец продвигается вперед при помощи поочередных гребков руками и движений ногами вверх-вниз. После гребка пловец вынимает руку из воды и проносит ее вперед по воздуху. Движения руками обеспечивают основную тягу, движения ногами помогают поддерживать более высокое положение тела в воде, а также способствуют продвижению вперед. Вдох делается при повороте головы в сторону.
Кроль на груди — наиболее быстрый способ плавания. Он всегда используется на соревнованиях, когда правила разрешают плавать вольным стилем. В олимпийской программе вольному стилю отводится 13 номеров: дистанции 50, 100, 200, 400 м и эстафета 4 х 100 м для женщин и мужчин, дистанция 800 м для женщин, дистанция 1500 м и эстафета 4 х 200 м для мужчин. Кроль применяется на последних этапах комбинированных эстафет и дистанций комплексного плавания.
3.3 Кроль на спине
В период начального обучения плаванию детей и взрослых кроль на спине, как правило, изучают одновременно с кролем на груди. Причем большинство не умеющих плавать скорее осваивает кроль на спине. Это происходит потому, что при плавании на спине не надо делать выдох в воду — наиболее сложный для начинающих элемент техники плавания.
При плавании кролем на спине пловец лежит на поверхности воды почти горизонтально, затылок погружен в воду. Вперед он продвигается при помощи поочередных гребков правой и левой рукой и попеременных движений ногами сверху вниз и снизу-вверх. Закончив гребок, рука выходит из воды и проносится вперед по воздуху. На выполнение одного цикла движений приходится 2 гребка руками, 6 движений ногами, вдох и выдох.
В олимпийской программе данному способу плавания на спине отводится 4 номера: дистанции 100 и 200 м для женщин и мужчин. Кроме того, способ плавания на спине применяется на первом этапе эстафеты 4 х 100 м комбинированной и на вторых этапах комплексного плавания на дистанциях 200 и 400 м. Квалифицированные спортсмены используют в этих заплывах кроль на спине как наиболее рациональную разновидность техники плавания данным способом.
3.4 Баттерфляй
Способу плавания баттерфляй в олимпийской программе отводятся 6 номеров: дистанции 50, 100 и 200 м для женщин и мужчин. Кроме того, этот способ плавания применяется на первом этапе комплексного плавания на дистанциях 200 и 400 м и на третьем этапе эстафеты 4 х 100 м комбинированная. Пловцы применяют в этих заплывах наиболее скоростную разновидность плавания баттерфляем — дельфин.
Характерной особенностью техники плавания способом дельфин являются движения ногами в вертикальной плоскости вверх и вниз (наподобие движений дельфиньего хвоста). Движения ногами, как того требуют правила соревнований, должны быть одновременными и симметричными. Это же требование относится к движениям руками.
В практической части моего исследования я провел опрос-анкетирование среди 45 обучающихся 4-х классов. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
Умеете ли вы плавать?
Посещаете ли вы бассейн?
Уверено вы чувствуете себя на воде?
Плаваете ли вы в открытых водоемах (озеро, пруд, река, море)?
Часто ли вы болеете?
Обработав собранные мною анкеты, я получил следующий результат:
Вывод: исходя из моих исследований выявилось что большинство опрошенных мной одноклассников любят заниматься плаванием и реже болеют.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Плавание известно человеку с древнейших времен: найденные при раскопках изображения людей, плывущих способами, похожими на кроль и брасс, относятся к 4-му тысячелетию до н.э. Плавание развивает мышечную систему, подвижность в суставах, совершенствует координацию движений, укрепляет нервную систему, улучшает обмен веществ, расширяет функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Различают оздоровительное, спортивное и прикладное плавание.
Оздоровительное плавание — одна из форм массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением. Систематические занятия плаванием оказывают закаливающее действие, способствуют профилактике респираторных заболеваний, совершенствованию физического развития. Оздоровительным плаванием можно заниматься в группах здоровья, создаваемых на спортивных базах, в учебных заведениях, в индивидуальном порядке.
Спортивное плавание — один их самых массовых видов спорта. Обучение спортивному плаванию следует начинать с 5 лет, с 9 лет разрешается участвовать в соревнованиях.
В прикладных целях плавание используется при преодолении водных преград, в усложненных условиях (холодная вода, волны, сильное течение, плавание в одежде, с
предметами и др), спасение тонущих и др.
Плавание является одним из важнейших звеньев в системе закаливания и физического воспитания любого человека. Постоянный контакт с водой закаливает, является лучшим средством профилактики простудных заболеваний, способствует воспитанию силы воли и физической выносливости. Во время плавания создаются прекрасные условия для улучшения работы системы органов кровообращения: увеличивается количество кислорода, поглощаемого всеми органами и тканями организма, усиливается венозный отток от ног, сокращаются почти все мышцы тела. Плавание развивает дыхательную и сердечно-сосудистую системы и в значительной степени укрепляет весь организм.
Плавание полезно как здоровым, так и больным людям. Здоровые получают прекрасную закалку, улучшают свои физические возможности, а те, кто страдает различными заболеваниями, находят в плавании и водных процедурах прекрасное дозированное лечебное средство. Плавание помогает излечить такие болезни, как неврозы, неврастении, повреждения позвоночника, последствия травм и болезни опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие). При болезнях обмена веществ, бронхиальной астме и хронических воспалительных заболеваниях системы органов дыхания плавание является незаменимым средством оздоровления.
Плавание увеличивает общую выносливость организма, повышает иммунитет и общий тонус организма. Плавание способствует закаливанию организма, человек становится меньше подвержен простудным заболеваниям. Во время плавания совершенствуется механизм терморегуляции, улучшаются иммунологические свойства, повышается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.
Я занимаюсь этим видом спорта уже 3 года, имею 3 юношеский разряд. За этот небольшой промежуток времени, я оценил влияние плавания на своём организме. Редко болею, стал сильным, выносливым, у меня ярко выражена мускулатура рук и предплечья, появилась правильная осанка, я стал более ответственным, повысилась успеваемость в школе. Всем советую заниматься плаванием!
ЛИТЕРАТУРА
Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. — М.: Просвящение, 1987.
Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. — М.: Физкультура и спорт, 1984.
Коновалов Е. Ты — сильнее воды. — М.: Молодая гвардия, 1983.
Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3.
Фирсов З.П. Плавание для всех. М., 1983.
Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь – плавание. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 160с.
Викулов А.Д. Плавание: Учебное пособие для студентов высших учебшых заведений. – М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 368с.
Иванченко Е.И. Наука о спортивном плавании. — Мн.: МПП Госэкономплана РБ, 1993. — 168 с.
Каптелин А.Ф. Плавание в лечебных целях //Здоровье. — 1980. — № 7. — С. 26-27.
Никитский Б.Н. Плавание: Учебник для вузов. – М.: Просвещение, 1981. – 304 с.
Вопрос опроса
«ДА»
«НЕТ»
1.
Умеете ли вы плавать?
33
12
2.
Плаваете ли вы в открытых водоёмах? (озеро, пруд, река, море)
10
6
3.
Уверенно ли вы чувствуете себя на воде?
33
12
4.
Посещаете ли вы бассейн?
25
12
5.
Часто ли вы болеете?
7
38
infourok.ru
Как дайвинг и подводное плавание влияют на здоровье человека
Человек первые девять месяцев своей жизни, но только внутриутробной, проводит в воде. Поэтому не удивительно, что эта стихия настолько благоприятно действует на его организм. Ее влияние широко используется для развития физических возможностей у детей и взрослых, для закаливания, для укрепления иммунитета, а также для лечения — плавание и другие подобные процедуры назначают в качестве лечебных мероприятий при многих заболеваниях.
Особенное место среди водных видов спорта занимает подводное плавание (дайвинг). Его можно назвать достаточно тяжелым, но очень интересным, захватывающим и полезным для здоровья занятием (но только при правильном подходе). Что же происходит в теле человека, когда он с аквалангом опускается под воду?
Системы кровообращения
Первое, что ощущает на себе влияние новых условий, — это система кровообращения. Под водой сердцу приходится работать с большей нагрузкой, так как сосуды на периферии суживаются из-за действия давления воды. Кроме этого, свой эффект на кровеносную систему оказывает и адреналин, который выделяется от страха, возникающего при погружении, особенно у новичков. Но если человек здоров, такие тренировки его сердцу и сосудам даже полезны.
Влияние на органы дыхания
Органы дыхания также выдерживают серьезную нагрузку под водой. Для вдоха в таких условиях человеку необходимо приложить большие усилия, поэтому регулярные занятия дайвингом хорошо тренируют дыхательные мышцы. Ну, а выдох, наоборот, получается более легким и глубоким. Таким образом хорошо разрабатывается подвижность грудной клетки, дайвер и на суше начинает дышать на полную грудь. У него значительно увеличивается жизненная емкость легких.
Общие изменения
Под водой человек ощущает себя невесомым, все мышцы расслабляются, исчезает статическая нагрузка на позвоночник, которая возникает на суше при фиксации тела в определенном положении. Это положительно влияет на весь скелетно-мышечный аппарат человека. Погружение под воду — это резкое изменение температурных условий, заставляющее организм активно задействовать все механизмы терморегуляции. Такие занятия являются хорошей закаливающей процедурой. Водная среда тренирует также и нервную систему. После погружения у человека появляется расслабление и эйфория, но в то же время пловец должен уметь быстро концентрировать свое внимание и принимать решения.
Противопоказания к занятиям дайвингом
Следует учитывать, что дайвинг полезен только здоровому организму. У людей с заболеваниями органов кровообращения и дыхания, а также у лиц пожилого возраста занятия плаванием под водой могут вызвать серьезные проблемы со здоровьем. Кроме этого, человек, желающий стать дайвером, должен строго следовать инструкциям, которые ему дает тренер преподаватель по плаванию. Самодисциплина, отказ от вредных привычек — это также обязательные условия удачного обучения данному виду водного спорта.
Если вы приняли правильное решение — позвоните нам по телефону +7 (812) 939-66-00 и запишитесь на пробное занятие.
baltikadiving.ru