ВЛИЯНИЕ ВОДНЫХ ПРОЦЕДУР НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
В современном мире каждый человек обладает своими собственными представлениями о счастье. Для кого – то счастье заключается в карьерном росте и материальном благополучии, для других – счастье в семье, для третьих – в собственной реализации, как интеллектуальной, так и творческой. Однако большинство людей схожи в одном – во все времена именно здоровье представляет собой основную общечеловеческую ценность.
Хотим отметить, что среди всего многообразия направлений по сохранению и повышению уровня здоровья, среди которых можно выделить: отсутствие вредных привычек, правильное питание, занятия физической культурой и гимнастикой, многие ученые на первое место ставят именно водные процедуры.
Обратимся к рассмотрению пользы влияния водных процедур на организм человека вне зависимости от возраста. Прежде всего, считаем важным сказать, что гидротерапия – лечение водой – представляет собой комплекс различных процедур, связанных с повышением качества здоровья путем использования воды – комплексные и систематические занятия необходимы людям для гармоничного развития на протяжении всей жизни. Занятия в воде всесторонне помогают: сохраняют здоровье, улучшают мыслительные процессы и эмоциональное состояние на разных этапах развития человека. К числу основных направлений относятся: закаливание, контрастный душ, игры в воде, комплексные занятия плаванием, лечебно – оздоровительное плавание.
Прививать любовь к плаванию и водным процедурам рекомендовано еще в раннем детстве. Именно в связи с этим, современная система образования в рамках дошкольного обучения предусматривает проведение мероприятий по закаливанию малышей, рассказам о пользе воды и влиянии ее на организм.
В частности, в разное время проводились исследования по изучению роли плавания и водных процедур в гармоничном развитии детского организма. В данном случае, особая роль принадлежит развитию гибкости, координированности движений, мелкой моторики, выносливости и мышечной силы. В данном контексте, хотим отметить, что в процессе занятия плаванием дети не только расширяют и совершенствуют свой двигательный опыт, но и совершенствуют межличностное взаимодействие, коммуникацию, эмоционально – волевые качества и уверенность в собственных силах.
Обращаясь к пользе систематического проведения закаливания можем отметить, что в данном случае повышается активность иммунной системы, организм становится более устойчивым к вирусным инфекциям. При этом улучшается кровообращение, активируется питание головного мозга, легких и сердца, улучшаются обменные процессы между тканями – таким образом отмечается положительная динамика в контексте интеллектуальной сферы: повышается концентрация внимания, совершенствуется запоминание информации, улучшаются вербальные навыки. Данные аспекты действенны не только в дошкольном возрасте, но и на последующих этапах взросления ребенка и формирования положительного отношения к своему здоровью.
Отдельное внимание считаем необходимым уделить в важности и пользе водных процедур в рамках студенческого периода. Так, по данным Л.А. Виноградова, В.И. Столярова, О.М. Мильштейна лишь около 10 % студентов постоянно включают целенаправленные физические упражнения в свою жизнедеятельность. Их двигательная активность в среднем за день составляет около 15 мин (зарядка, бег, танцы, физический труд на садовом участке и т.д.), хотя гигиеническая норма составляет более одного часа.
Более 90 % студентов, отмечает А.П. Душанин, имеют недостаточную физическую активность, 60 % студентов имеют выраженную гиподинамику; почти каждый пятый студент находится в состоянии глубокой гипокинезии. В итоге по многочисленным данным, около 85 % студентов имеют недостаточный уровень развития двигательных качеств.
Уделяя внимания тому аспекту, что студенческий период и последующая профессиональная деятельность сопряжены в значительной мере с гиподинамией — можем отметить, что использование водных процедур, к примеру контрастного душа, или посещения бассейна несколько раз в неделю – способствует компенсации низкой физической активности. При контрастном душе происходит расширение и сужение сосудов, мобилизируются энергетические ресурсы, улучшается функция сердечно – сосудистой, пищеварительной, нервной системы. В случае совместных студенческих посещений бассейна, появляется возможность проведения соревнований, повышается уровень внутригруппового взаимодействия.
Большая роль принадлежит водным процедурам в рамках восстановления организма женщин после родов, поскольку мама помимо собственной заботы о здоровье является образцом подражания для малыша. В качестве одного из эффективных средств выделяют оздоровительное плавание. Занятия оздоровительным плаванием характеризуются невысоким уровнем состязательности, отсутствием ярко выраженной конкуренции между занимающимися, направленностью на оздоровление, самосовершенствование личности, постепенностью и последовательностью увеличения нагрузки.
Иногда, про ряд причин, женщинам рекомендовано и лечебное плавание оно объединяет в единое целое два процесса: специфический тренировочный и педагогический. Характерной его особенностью как средства восстановления организма является сочетание в специфическом тренировочном процессе лечебных воздействий: общего (укрепление здоровья, развитие и закрепление навыков движения, волевых качеств) и специального (восстановление нарушенных функций организма).
Комплексные занятия плаванием положительно действуют на психо – эмоциональное состояние. Наблюдается положительная динамика в поддержании в тонусе сосудов, при варикозе плавание усиливает отток крови, при этом улучшая кровообращение. При наличии проблем с суставами и опорно — двигательной системы происходит снижение болевых ощущений и мышечное расслабление. Также при помощи водных процедур можно наладить обмен веществ и снизить вес организма.
Демонстрация и проработка подготовительных упражнений по освоению с водой, по мнению специалистов должна начинаться со следующих упражнений:
1.Ходьба по дну бассейна, держась за руки, без поддержки, с движениями рук. (упражнение направлено на улучшение координации).
2. Подскоки в воде с круговыми движениями руками. (упражнение на поддержание устойчивости и концентрацию).
3.Погружение с головой, держась за бортик бассейна. (ознакомление с ощущениями, которые испытывает организм под водой).
4. Всплывание «Поплавком», «Звездочкой» на груди и на спине. (ознакомление с физическими свойствами воды и влиянии ее на тело. Упражнение выполняется индивидуально, затем в парах и группе).
5.Выдох в воду «остудить чай», пускать пузыри в ладони с водой, опустив подбородок, лицо в воду. (Тренировка и подготовка дыхательной и сердечно – сосудистой системы к предстоящим нагрузкам. Тренировка выносливости).
6.Скольжение на груди после отталкивания одной ногой от бортика (Направлено на умение держать равновесие в воде, сохранять плавучесть, координировать движения, улучшать тонус мышц.)
7.Релаксирующие упражнения в воде (Расслабление мышц после напряжения, стабилизация эмоционального состояния).
Важным этапом использования водных процедур является зрелый и старческий возраст. По мнению геронтологов, процесс старения начинается в возрасте 40 – 45 лет. Начинаются комплексные функциональные изменения в организме: кожа постепенно теряет эластичность и становится все более сухой, собирается в морщины и складки; изменяется осанка — появляется сутулость, боль в пояснице, затруднение при ходьбе, приседание; наблюдаются изменения в обменных процессах, сердечно – сосудистой системе и т.д. Оптимальным решение в данном случае являются занятия плаванием, при отсутствии противопоказаний.
В пожилом и старческом возрасте водные процедуры оказывают свое неоценимое влияние: положительно действуют на память, оставляя ее ясной намного дольше. Наблюдается положительная динамика в поддержании тонуса сосудов, помогает замедлить старение организма. Тренировки на воде укрепляют сердечно-сосудистую систему, улучшают дыхательную функцию, сохраняют крепость мышц и упругость кожи. Водные занятия положительно влияют на память, позволяя человеку, посещающему бассейн оставаться с ясной памятью намного дольше тех, кто не занимается этим видом спорта. Артериальное давление при плавании снижается, как снижаются и боли в позвоночнике, вызванные остеохондрозом, а сосуды всегда поддерживаются в хорошем тонусе.
Таким образом, мы можем заключить, что систематическое проведение водных процедур в любом возрасте оказывает благотворное влияние на развитие и функционирование всех систем организма, повышают эффективность обменных процессов, способствуют долголетию и высокому качеству жизни.
Список литературы:
- Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н. Общая физиотерапия: Учебник. — М., 2015. – 183 с.
- Клячкин Л.М., Виноградова М.Н. Физиотерапия. — М., 2014 – 122 с.
- Пономаренко Г.Н. Физические методы лечения: Справочник. — СПб., 2016. – 142 с.
sibac.info
Положительное воздействие плавания на организм человека
Положительное воздействие плавания на организм человека
Плавание представляет собой замечательный, положительно воздействующий на человеческий организм вид физической активности. Какое именно воздействие оказывает плавание и в чём состоит его положительный эффект?
Плавание и водные виды спорта (или просто активность в вводе) содействует улучшению силовых характеристик дыхательной системы, приводит её в хороший тонус. Происходит улучшение процесса вентиляции, а также увеличение грудной клетки и объема дыхательных органов.
При правильном пребывании в воде дыхание должно быть сопряжено с телодвижениями. Например, одно действие руками может осуществляться при одном вдохе и выдохе. Поскольку при передвижении в водной среде расходуется большое количество энергии, это влечёт к увеличению необходимого кислорода. По этой причине важно извлекать максимальную пользу с каждого вдоха. Вода, оказывая давление на грудь, содействует сокращению при выдохе. Эта особенность развивает грудную клетку и её мышцы.
Плавание позволяет улучшить функционирование органов дыхательной системы. Альвеолы становятся эластичней, а их число возрастает. Появляется возможность больше потреблять кислород.
Систематические занятия плаванием хорошо влияют на сердечно-сосудистую систему (ССС). Деятельность сердца становится более продуктивной увеличивается объём выталкиваемой крови, а число сокращений снижается. У людей, профессионально занимающихся плаванием, частота сокращений в покое может быть от 40 до 45 раз в минуту, а у не тренированных людей — от 65 до 75 раз. Однако, будучи на пределе физических возможностей спортсмена этот показатель может достичь двухсот ударов в минуту. В таком случае объём крови приходящей в аорту может возрасти с пяти до 35 литров за минуту.
Всё это свидетельствует о повышении работоспособности ССС, которая ведётся в позитивной обстановке. Внешнее давление способствует вернуть кровь от периферии к главному органу кровообращения. По этой причине водные занятия рекомендуют даже людям в возрасте и тем, у кого слабое сердце.
При перемещении в водной среде происходит преобразование состава крови. Возрастает число лейкоцитов, эритроцитов и гемоглобина. Эти изменения можно заметить даже после разового занятия.
Независимо от стиля передвижения в воде активируются все мышцы, что плодотворно влияет на опорно-двигательный аппарат.
Равномерное распределение нагрузки способствует гармоническому развитию мышечных форм и в целом формирует красивую фигуру.
В процессе плавания происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что приводит к их усовершенствованию. Здесь необходимы координированные действия всего организма. Также вода создаёт дополнительное сопротивление, на преодоление которого человеку нужно высокое мышечное напряжение. По этой причине здесь можно сформировать эластичные и сильные мышцы. А ещё вода поддерживает тело, не допуская вредных перегрузок на суставы и мышцы.
В водной среде снижается нагрузка на позвоночный столб, благодаря чему он правильно развивается и получается правильная осанка. Аналитические данные свидетельствуют о том, что подвижность в суставах у пловцов гораздо лучше, чем во многих других видах спорта.
Водная среда замечательно воздействует на нервную систему, наделяет её уравновешенностью и силой. Занятия плаванием создают хороший эмоциональный фон, снимают усталость и нервное перенапряжение. Появляется хорошее настроение, улучшается память, внимательность и сон. Систематические занятия приучают к дисциплине и содействуют формированию волевых качеств. Это касается и спорта в целом!
А ещё передвижения в водной среде повышают иммунитет. Организм становится более адаптированным к воздействию низких температур и инфекциям.
mariashur.ru
Водная среда и ее влияние на организм. Соотношение давления и объема | Octopus.ru
Архивная статья из №1 за 1998 г.
Погружаясь в воду, человек, кроме атмосферного давления, которое действует на поверхности, дополнительно испытывает гидростатическое (избыточное) давление. Таким образом, общее (абсолютное) давление, действующее на подводного пловца, складывается из давления атмосферного воздуха и избыточного давления воды.
Под воздействием водной среды и избыточного (гидростатического) давления существенно изменяется работа, как отдельных систем, так и всего организма человека в целом.
Свои особенности в силу неравномерного гидростатического давления на различные участки тела имеет система кровообращения под водой. Например, при вертикальном положении человека среднего роста (170 см) в воде, независимо от глубины погружения, его стопы будут испытывать гидростатическое давление на 0,17 атм больше, чем голова. К верхним областям тела, где давление меньше, кровь приливает (полнокровие), от нижних областей, где давление больше, отливает (частичное обескровливание). Такое перераспределение крови несколько увеличивает нагрузку на сердце, которому приходится преодолевать сопротивление сосудов. При горизонтальном положении пловца разность гидростатического давления на грудь и спину не велика — всего 0,02-0,03 атм. Соответственно меньше и нагрузка на сердце.
В условиях пребывания под водой дыхание становится возможным, только если внешнее давление воды равно внутреннему давлению воздуха в системе «легкие-дыхательный аппарат». Несоблюдение этого условия затрудняет дыхание или делает его практически невозможным. Так, дыхание через трубку на глубине 1 м при разности между внешним и внутренним давлением в 0,1 атм требует значительного напряжения дыхательных мышц и долго продолжаться не может. А на глубине 2 м дыхательные мышцы уже не в состоянии преодолевать давление воды на грудную клетку. Если площадь грудной клетки составляет около 6000 см2, то на глубине 2 м гидростатическое давление — 0,2 атм. Усилие, которое необходимо преодолеть дыхательным мышцам, будет равно
0,2 атм * 6000 см2 = 1200 кгс (12 кН), что, как правило, не представляется возможным.
Человек в покое делает от 12 до 90 циклов дыхания в минуту, его легочная вентиляция составляет 6-12 л/мин. В нормальных условиях при каждом вдохе и выдохе в легких обменивается не более 1/6 всего находящегося в них воздуха. Остальной воздух остается в альвеолах легких и является той средой, где происходит газообмен. Часть воздуха остается в дыхательных путях и не участвует в газообмене. При выдохе он удаляется из дыхательных путей, не достигнув альвеол. При выдохе в альвеолы поступает воздух, который остался в дыхательных путях после выдоха, поэтому содержание кислорода в альвеолярном воздухе — 14%, т.е. меньше, чем в атмосферном, где его — 21 %, углекислого газа в альвеолах — 5,6%, в атмосфере — 0,03%, паров воды — 6,2%, что также выше, чем в атмосфере. Объем дыхательных путей, где воздух увлажняется, согревается, но не участвует в газообмене, составляет около 175 см3 ( т.н. «воздух мертвого пространства»). При плавании с аппаратом или шнорхелем объем «мертвого пространства» увеличивается. При этом ухудшается вентиляция альвеол и снижается работоспособность. Интенсивные мышечные движения требуют большего расхода кислорода, что увеличивает МОД, следовательно, увеличивается скорость потока воздуха в системе «легкие — дыхательные пути — аппарат». При этом пропорционально скорости потока воздуха возрастает сопротивление дыханию. С увеличением плотности сжатого воздуха — соответственно глубине погружения — возрастает также сопротивление дыханию. Если оно достигает 60-65 мм рт.ст. (8-9 кПа), то дышать становится трудно, дыхательные мышцы быстро утомляются. Расстягивая по времени фазу вдоха и выдоха, можно уменьшить скорость потока воздуха в дыхательных путях. Это приводит к некоторому снижению легочной вентиляции, но в то же время заметно уменьшает сопротивление дыханию.
Вследствие большой плотности воды человек, погружаясь в нее, находится в условиях близких к состоянию невесомости. При выдохе средний удельный вес человека повышается и наблюдается небольшая отрицательная плавучесть, примерно 1-2 кгс. При вдохе средний удельный вес понижается и появляется незначительная положительная плавучесть.
Для плавания под водой оптимальной является небольшая отрицательная плавучесть —
0,5-1,0 кгс (5-10 Н).
Ориентирование под водой затруднено, так как изменяются работа вестибулярного аппарата, мышечно-суставное чувство, проприорецепция в условиях отсутствия опоры и нулевой плавучести. Сопротивление воды оказывает заметное влияние на скорость передвижения подводного пловца.
В связи с тем что звук под водой воспринимается преимущественно путем костной проводимости, которая на 40% ниже воздушной, слышимость в воде ухудшается. Дальность восприятия зависит от тональности звука: чем выше тон, тем лучше слышен звук. Скорость распространения звука в 4,5 раза больше, чем в атмосфере, поэтому под водой сигнал от источника звука, расположенного сбоку, поступает в оба уха одновременно, что приводит к затруднению пространственного восприятия.
Видимость в воде зависит от количества и состава растворенных в ней веществ, взвешенных частиц, которые рассеивают солнечные лучи. В мутной воде даже при ясной, солнечной погоде видимость почти отсутствует. Глубина проникновения света зависит от угла падения лучей и состояния водной поверхности. Косые лучи отражаются сильнее, даже слабая рябь или волна ухудшают видимость.
На глубине 10 м освещенность в 4 раза меньше, чем на поверхности, на 20 м — в 8 раз, на 50 м — в несколько десятков раз меньше.
Вода обладает такой же преломляющей способностью, как оптическая система глаз. Если пловец погружается без маски, лучи света проходят через воду и попадают в глаз не преломляясь. При этом лучи сходятся не на сетчатке, а за ней, т.е. острота зрения ухудшается. Изображение получается неясное, расплывчатое, человек становится как бы близоруким. При погружениях в маске пловец видит изображение предмета несколько ближе и выше его действительного местоположения. Предметы кажутся значительно больше, чем есть на самом деле. Резко ухудшается цветоощущение. Лучше всего воспринимается белый и оранжевый цвета, хуже всего синий и зеленый, которые наиболее близки к естественной окраске воды.
Охлаждение организма в воде происходит быстрее, чем на воздухе. Теплопроводность воды в 25 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем у воздуха. Если на воздухе при 4!С человек может без опасности для своего здоровья находиться в течение 6 ч и при этом температура тела не понижается, то в воде такой температуры незакаленный человек без защитной одежды погибает от переохлаждения через 30-60 мин. В воздушной среде теплопотеря распределяется следующим образом: излучение 40-45 %, испарение 20-25 %, проведение 30-35 %. В воде без защитной одежды тепло теряется в основном за счет теплопроводности. Воздух, непосредственно соприкасающийся с кожей, быстро нагревается и фактически имеет большую температуру, чем окружающий. Даже ветер не может удалить с кожи этот слой теплого воздуха. В воде с ее большой удельной теплоемкостью и теплопроводностью слой, прилегающий к телу, не успевает нагреваться и легко вытесняется холодной водой. Поэтому температура поверхности тела в воде понижается интенсивнее, чем на воздухе.
Вследствие интенсивного охлаждения и обжатия гидростатическим давлением кожная чувствительность в воде понижается, болевые ощущения притупляются, поэтому небольшие порезы и раны могут остаться незамеченными и вызвать значительную кровопотерю.
Газы, входящие в состав атмосферного воздуха, с увеличением глубины погружения и увеличением их парциального давления начинают изменять свое действие на организм человека.
Азот воздуха начинает оказывать токсическое действие при парциальном давлении 5,5 атм. Так как в атмосферном воздухе содержится 78 % азота, указанному парциальному давлению соответствует абсолютное давление 7 атм (глубина погружения — 60 м. У пловца на этой отметке появляются возбуждение, снижается внимание и работоспособность, затрудняется ориентировка, появляется головокружение). Далее — на глубине 80-100 м — развиваются зрительные и слуховые галлюцинации. Кроме того, здесь человек практически нетрудоспособен из-за наркотического воздействия азота воздуха.
Кислород в больших концентрациях даже в условиях атмосферного давления действует токсически. Так, при парциальном давлении кислорода в одну атмосферу (дыхание человека чистым кислородом в атмосферных условиях) уже после 72 ч в легких развиваются воспалительные явления, переходящие в отек легких. При парциальном давлении кислорода более 3 атм через 15-30 мин возникают судороги, и человек теряет сознание. При малом парциальном давлении кислорода во вдыхаемом воздухе (ниже 0,16 атм) кровь, протекающая через легкие, насыщается кислородом не полностью, что приводит к снижению работоспособности, а в случаях острого кислородного голодания — к потере сознания. Факторы, предрасполагающие к кислородному отравлению: напряженная физическая работа, переохлаждение или перегревание, содержание во вдыхаемом воздухе значительной примеси углекислого газа.
Поддержание нормального содержания углекислого газа в организме регулируется центральной нервной системой, которая очень чувствительна к его концентрации. Повышенное содержание углекислоты в организме приводит к отравлению, пониженное — к снижению частоты дыхания и его остановке (апноэ). В нормальных условиях в атмосферном воздухе содержится 0-0,3 % углекислоты, т.е. парциальное давление = 0,0003 атм. Если парциальное давление углекислого газа во вдыхаемом воздухе повышается более 0,03 атм, организм уже не справляется с выведением этого газа путем усиления дыхания и кровообращения. Следует иметь в виду, что согласно парциальному давлению 0,03 атм на поверхности соответствует концентрация углекислого газа 0,3 %, а на глубине 40 м (абсолютное давление 5 атм) — 0,6 %.
Повышенное содержание углекислоты во вдыхаемом воздухе усиливает токсическое действие азота, которое может проявляться уже на глубине 45 м.
Пребывание под повышенным давлением влечет за собой насыщение организма газами, которые растворяются в тканях и органах. При атмосферном давлении в организме человека массой 70 кг растворено около одного литра азота. С повышением давления способность тканей поглощать газ увеличивается пропорционально абсолютному давлению воздуха. Степень насыщения организма газами зависит от их парциального давления, а также от скорости кровотока и легочной вентиляции, т.е. от степени нагрузки. Снижение давления (декомпрессия) вызывает освобождение индифферентного газа из тканей. Избыток растворенного газа попадает в кровь, далее в легкие, откуда путем диффузии выводится в окружающую среду.
Особенностью подводного плавания является необходимость интенсивной физической нагрузки на фоне задержки дыхания (произвольного апноэ), т.е. в условиях, когда в организм не поступает кислород. Охлаждающее действие воды увеличивает потребление кислорода, вызывая острую кислородную недостаточность. Предшествующая нырянию гипервентиляция, т.е. частое глубокое дыхание, способствующее повышению содержания кислорода в крови и снижению концентрации углекислоты, нередко становится причиной несчастных случаев. После гипервентиляции потребность сделать вдох некоторое время не ощущается в связи с тем, что концентрация углекислоты в крови недостаточна для возбуждения дыхательного центра. Если ныряльщик усилием воли тормозит желание сделать вдох, то концентрация углекислоты продолжает нарастать, а при длительном воздействии углекислоты возбудимость дыхательного центра снижается. Постепенно нестерпимое желание сделать вдох проходит. В то же время происходит интенсивное использование кислорода, концентрация его в крови снижается, но на глубине парциальное давление кислорода соответственно выше, что позволяет ныряльщику дольше находиться под водой без ощущения признаков кислородного голодания. Например, на глубине 30 м (абсолютное давление воздуха 4 атм) при снижении содержания кислорода в воздухе легких до 5 % ныряльщик чувствует себя хорошо, т.к. парциальное давление кислорода в легких (Р = 5,0*0,01*4=0,2 атм) такое же, как в атмосферном воздухе. Во время всплытия парциальное давление кислорода начинает быстро снижаться как за счет продолжающегося потребления кислорода, так, и, главным образом, за счет снижения абсолютного давления:
20 М=Р кислорода=0,15 атм.
10 М=Р кислорода=0,1 атм.
0 М=Р кислорода=0,05 атм.
Такое резкое снижение парциального давления кислорода приводит к потере сознания. Частота потери сознания во время ныряния в длину на 1000 занимающихся составляет 34 случая за 3 года, по данным А.Крэга (1961, 1963, 1976 гг.). Крэг и другие исследователи считают, что причиной этих и подобных трагических случаев могла явиться чрезмерная гипервентиляция перед погружением.
В целях предупреждения гипоксии используют метод, предложенный ведущим специалистом медико-профилактической комиссии CMAS доктором Чарли Р. Суть его в следующем: ныряльщику предлагают выполнить усиленную гипервентиляцию и засечь по секундомеру время от ее начала до появления признаков снижения концентрации углекислоты в крови (гипокапнии), т.е. до появления легкого головокружения, чувства «ползания мурашек по коже», «покалывания» в кончиках пальцев рук. Полученное время делят на три. Результат есть время продолжительности гипервентиляции перед стартом.
Необходимо помнить, что настойчивая потребность сделать вдох во всех случаях должна служить сигналом к немедленному всплытию.
Для измерения давления (ед.силы воздействияна ед. площади) применяются следующие единицы:
Н/м2 — 1 Па, 1 атм — 1 кг/см2,
1 м вод. ст., 1 мм рт.ст.
Соотношения между этими единицами следующие:
1 кгс/см2 = 9,80665 * 10000 Па = 100 кПа = 0,1 МПа
1 м вод.ст. = 9806,65 Па = 10 кПа
1 мм рт.ст. = 133,322 Па = 0,13 кПа
удельная масса морской воды = 1025 кгс/м3
атмосферное давление — 760 мм.рт.ст.
Текст: Илья Роффе,
инструктор московского PADI дайв-центра,
врач анастезиолог-реаниматолог
Рубрики: 1(01)1998, Архив
Метки: Эскулап…
Вам понравилась статья? Поделитесь с другими!
DiveBanner
www.octopus.ru
1.3 Влияние водной среды на организм ребенка
В настоящее время гидрореабилитация обладает хорошо разработанным научным аппаратом, который позволяет детально разъяснить механизм влияния водных процедур на организм. Благодаря высокой теплоемкости и теплопроводности, а также выраженной способности растворять газы и соли, вода оказывает следующие виды воздействия на организм: температурное, химическое и механическое.
Наиболее существенно интенсивность физического воздействия (компрессионного и массажного) ощущается при принятии душей и ванн с движением воды (джакузи, гидромассаж). Во время такой процедуры происходит расширение кожных сосудов, увеличивающееся при усилении давления струи воды. Гидростатическое давление воздействует на организм и при принятии ванн, купании в естественных или искусственных водоемах. Назвать определенные значения давления на тело человека трудно – оно зависит от степени погружения в воду. В ванне при полном погружении в среднем организм испытывает давление на конечности в 50 см водного столба, на грудную клетку – около 10 см водного столба.
Влияние водных процедур на организм человека с лечебной или профилактической целью изучается гидротерапией. Лечебные свойства пресной и минеральной воды были известны издревле и упоминаются еще в индийских Ведах. Пифагор, Гиппократ, Асклепиад, Авиценна, Антоний Муса использовали эти знания для лечения многих заболеваний. Однако, научное исследование данного вида лечения началось лишь в XIX веке благодаря русским и европейским ученым. Именно в этот период был описан закон антагонизма – о противоположном взаимодействии между сосудами кожи и брюшной полости: при принятии холодных ванн сосуды кожи сужаются, а брюшной полости расширяются, при лечении горячими ваннами сосуды кожи расширяются, а брюшной полости, наоборот, сужаются.
Плавание является лучшим средством повышения функциональных возможностей дыхательной системы. Известно, что одним из самых трудных моментов при овладении навыком плавания является регуляция дыхания. Плавание требует от детей полной перестройки обычного дыхания, которое связано с циклом движений и выполняется в строго определенный момент. В отличие от обычного двухфазного, в воде осуществляется дыхание трехфазное: вдох, задержка на вдохе, выдох в воду. При этом вдох гораздо короче, чем выдох. Выполнение вдоха затрудняется давлением воды на грудную клетку; выдох затруднен тем, что он выполняется в воду. Все это увеличивает нагрузку на дыхательную мускулатуру. Поэтому только хорошая техника дыхания обеспечивает необходимое ритмичное поступление кислорода. Вследствие этих процессов укрепляются все мышцы органов дыхания.
Длительная разгрузка позвоночника в воде позволяет без ущерба для зон роста выполнять самые различные упражнения в сочетании с освоенными навыками различных стилей плавания. При выполнении гребковых движений последовательно вовлекаются в работу почти все мышечные группы, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Одновременно укрепляются мышцы живота, спины и конечностей, совершенствуется координация движений.
В результате систематических занятий плаванием увеличиваются сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность его нервной системы, отчего ребенок становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке.
В процессе занятий плаванием дети обогащаются не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным, спортивным, укрепляют навыки общения, что формирует у них уверенность в своих силах.
Однако, кроме воздействия на организм непосредственно воды, влияние гидротерапии обусловлено еще и видом проводимой водной процедуры. Гидрореабилитация включат в себя методику: ЛФК в воде – гидрокинезиотерапия.
Все перечисленные процедуры обладают следующими лечебными эффектами:
улучшается кровообращение;
активируются обменные процессы;
происходит релаксация;
тренируются стенки сосудов;
улучшается репарация и регенерация тканей, тургор и эластичность кожи;
происходит обезболивание;
оказывается психологическое действие: улучшение сна, самочувствия, выработка стрессоустойчивости;
стимулируется иммунитет.
Особенно выраженное влияние на организм ребенка оказывает гидрореабилитация и, в частности, занятия плаванием по специальным методикам. Рассмотрим, как влияют занятия плаванием на некоторые жизненно важные системы детского организма.
Гидрореабилитация – это обучение и воспитание человека в условиях водной среды и средствами водной среды, с целью формирования качественно нового более высокого уровня его двигательной и общественной активности (Назаренко Ю.А., 2010). Одним из наиболее эффективных направлений гидрореабилитации считаются занятия плаванием. Тренировки в воде считаются одним из самых совершенных способов восстановления и укрепления организма. Кроме того, любые движения в воде выполняются легче — нет давления массы тела на позвоночник и суставы, сердечно-сосудистая система лучше справляется с нагрузками, не страдают вены. Поэтому круг противопоказаний к занятиям плаванием весьма узок.
Таким образом, гидрореабилитация известна человечеству на протяжении многих веков, однако научное обоснование эффекта водных процедур было сформулировано лишь в XIX-XX вв. Водные процедуры оказывают на организм человека комплексное воздействие. При этом значение имеют как эффекты непосредственно самой воды (химическое, температурное и физическое воздействие), так и методика гидротерапии. Одной из наиболее эффективных методик является кинезитерапия и, в частности, занятия плаванием. Благодаря комплексному воздействию на все органы и системы детского организма плавание считается весьма эффективным средством физического воспитания и оздоровления ребенка.
studfile.net
1.2 Влияние оздоровительного плавания на организм человека. Влияние занятий плаванием на функциональное состояние мальчиков 12-13 лет
Похожие главы из других работ:
Адаптивный туризм
Глава 1. Оздоровительное влияние адаптивного туризма на организм человека с ограниченными возможностями здоровья
Чистый природный воздух укрепляет здоровье человека, повышает работоспособность, снижает восприимчивость к различным заболеваниям. Благодаря своим физическим свойствам прохладный горный, лесной, речной воздух, воздействуя на кожу…
Велоспорт и здоровье
6. Влияние велоспорта на организм
Влияние занятием велоспортом на организм очень положительно и широко направлено. Во-первых, укрепляется опорно-двигательный аппарат, во-вторых, — сердечно-сосудистая система, в-третьих, способствует поправки фигуры и пополнение мышечной массы…
Влияние вредных привычек на отдельные системы и на организм в целом. Физическая культура как альтернатива вредным привычкам
Влияние табакокурения на организм человека
Курение — одна из вреднейших привычек. Исследованиями доказано — вред курения в дыме табака, содержащим более 30 ядовитых веществ: никотин, углекислый газ, окись углерода, синильную кислоту, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты, и т.д…
Влияние вредных привычек на отдельные системы и на организм в целом. Физическая культура как альтернатива вредным привычкам
Алкоголь и его влияние на организм человека
Алкоголизм — регулярное, компульсивное потребление большого количества алкоголя в течение долгого периода времени. Это наиболее серьезная форма наркомании в наше время, вовлекающая в себя от 1 до 5% населения большинства стран. Алкоголик пьет…
Влияние вредных привычек на отдельные системы и на организм в целом. Физическая культура как альтернатива вредным привычкам
Бег, плавание, велосипедные и лыжные прогулки и их влияние на организм человека
Одними из самых популярных упражнений, рекомендованных для профилактики, оздоровления являются бег, ходьба, плавание. Необходимо также добавить, что данные упражнения не будут эффективны, если они выполняются время от времени, по воле случая…
Влияние тренировочных занятий в группах здоровья по плаванию на изменения функциональных показателей у людей 25-60 лет
Раздел 1. Теоретико-методические основы оздоровительного плавания взрослого населения
…
Влияние тренировочных занятий в группах здоровья по плаванию на изменения функциональных показателей у людей 25-60 лет
1.3 Плавание и его влияния на организм человека
С глубокой древности известно, что плавание и физическая красота человека неразделима. Индийские философы были убеждены, что «десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту…
Влияние упражнений на организм женщины, а также методика занятия с ними
1. Механизмы оздоровительного действия физических упражнений на организм человека
Регулярные занятия физической культурой и спортом улучшают, как говорилось выше, естественную защиту организма от постоянных стрессов современной жизни. Данные наблюдений доказывают, что те…
Гигиенические особенности занятий туризмом
1.Влияние занятий туризмом на организм человека
Походы выходного дня играют важную роль в системе физической подготовки и закалки, особенно если они проводятся в любую погоду. Это способствует воспитанию морально-волевой установки туристов на «невозможность» болезни в путешествии…
Гимнастика как средство развития двигательных качеств подростков
1.1 Влияние физических упражнений на организм человека
В сложном, меняющемся и многообразном мире интересов и потребностей подростка совершенно особое место занимают физическая культура и спорт. Развитие человеческого организма, его приспособление к внешней среде…
Классическая аэробика
2. Влияние аэробики на организм человека
классическая аэробика упражнение танцевальный Аэробика — комплекс упражнений, в которых дыхательные движения сочетаются с движениями тела, опорно-двигательного аппарата. Главное в этих упражнениях — правильное дыхание…
Общебиологические основы адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам
2. Организм человека как функциональная система
Организм человека устроен чрезвычайно сложно и включает в себя множество структурных подразделений. Сложна и динамична архитектура актов жизнедеятельности, поскольку в них вовлекается огромное множество различных структур…
Роль физической культуры в условиях современной жизни
1. Влияние современных условий жизни на организм человека
…
Современные методы и формы оздоровительной физической культуры г. Горловка
Раздел 4. Влияние шейпинга и аэробики на организм человека
…
Физкультура для здоровья человека
1. Организм человека как единая биологическая система
Медицинская наука при рассмотрении организма человека и его систем исходит из принципа целостности человеческого организма, обладающего способностью к самопроизведению и саморазвитию…
sport.bobrodobro.ru
Статья по теме: «Влияние плавания на организм человека»
Характеристика влияния плавания на организм человека
В отличие от других видов физических упражнений плавание происходит в условиях водной среды, где на организм человека воздействуют как физические упражнения, так и пребывание в водной среде. В этом двустороннем воздействии заключаются специфические особенности плавания.
Лечебное воздействие плавания на организм отмечается многими специалистами. Оно благотворно влияет на основные показатели физического развития человека:
рост, вес;
является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия;
укрепления сердечно-сосудистой и нервной системы;
развития дыхательного аппарата и мышечной системы;
содействует росту и укреплению костной ткани.
Тело человека обладает плавучестью, так как его удельный вес близок к удельному весу воды, то есть в воде тело становится как бы невесомым. Это свойство имеет практическое значение: отпадает необходимость в каких-либо движениях для сохранения положения тела в воде , что создает условия для корригирования нарушений осанки, для восстановления двигательных функций после перенесенных травм и предупреждения их негативных последствий .
При любых способах плавания почти все суставы позвоночника действуют с высокой амплитудой и в самых различных плоскостях, при этом пределы возможностей несколько расширяются, так же суставы позвоночника уже не несут тяжелой статической опорной нагрузки . В то же время, активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия .
Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой — водная среда. Эти особенности также обусловлены и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой, теплоемкостью.
Воздействие воды на организм начинается с кожи. Омывая тело пловца, вода очищает кожу, улучшая тем самым ее питание и дыхание. Кроме того, кожа подвергается химическому воздействию содержащихся в воде микроэлементов. Плотность воды примерно в 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничение скорости и большие энергозатраты. При плавании основная мышечная работа затрачивается не на удержание человека на воде, а на преодоление силы лобового сопротивления. Давление воды препятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру. При плавании вырабатывается новый автоматизм дыхания, который характеризуется уменьшением длительности дыхательного цикла, увеличением частоты и минутного объема дыхания. При этом увеличивается легочная вентиляция и жизненная емкость легких .
Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат: для поддержания тела на поверхности воды при поднятой голове требуется усилие каждой руки 300-400 г, а при плавании это усилие возрастает несколько десятков раз, увеличивая силу мышц, действуя на все кожные покровы вода одновременно повышает электрическую активность биотоков, напряжения, заставляя все нервные клетки реагировать в полную силу .
Кроме плотности и давления воды существенное влияние на организм при занятиях плаванием оказывает ее теплоемкость. Теплоемкость воды в 4 раза больше и теплопроводность в 25 раз выше, чем воздуха. Поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80% больше тепла, чем на воздухе, всвязи с чем у него повышается обмен веществ для сохранения теплового баланса в организме .
Анализируя физиологические изменения при плавании и его влияние на организм нужно сказать о двигательной деятельности пловца. Она определяется горизонтальным положением тела, большим сопротивлением движению, выработкой специфических двигательных автоматизмов и новой координации движений, строгой последовательностью работы отдельных мышечных групп, включением в работу преимущественно мышц рук и плечевого пояса (до 70%) и ног при плавании брассом. Под влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц. Кроме того, горизонтальное положение тела при плавании, давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание способствуют притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчают его работу. Поэтому плавательные упражнения при соответствующей дозировке допустимы для лиц с ослабленным сердцем и могут использоваться как одно из средств укрепления и развития сердечно-сосудистой системы .
При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Это наблюдается даже после одноразового пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия состав крови фактически достигает нормального уровня. Однако уровень форменных элементов крови при регулярных занятиях повышается на более длительное время.
Характерной особенностью плавания является то, что тело воде не имеет твердой опоры. Такое положение значительно увеличивает его двигательные возможности и содействует их развитию. Действие мышц при отсутствии твердой опоры способствует более длительному сохранению эпифизарных хрящей в костях конечностей, а, следовательно, и продолжению роста тела пловца в целом. Занятия плаванием гармонически развивают основные качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость.
Еще одной особенностью плавания является относительная невесомость тела в условиях водной среды. Вес тела человека нейтрализуется выталкивающей силой воды. Взвешенное состояние тела в воде разгружает опорно-двигательный аппарат от статической нагрузки и способствует правильному процессу физического формирования человека. Создаются условия для корригирования нарушенной осанки, для восстановления двигательных функций, утраченных вследствие травм, и для предупреждения их последствий.
Таким образом, плавание способствует глубокой положительной морфологической и функциональной перестройке всех систем организма, что возможно при использовании плавания как вида спорта, имеющего также оздоровительно-гигиеническое и лечебное значение .
nsportal.ru
Исследовательская работа «Влияние плавания на организм детей младшего школьного возраста»
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа ж.д. станции Просница
Кирово-Чепецкого района Кировской области
Влияние плавания на организм детей младшего школьного возраста
Автор: Лановой Амир,
ученик 1 класса
Руководители:
Лановая Н.В., учитель физической культуры,
Буркалова С.Б., учитель начальных классов
Просница
2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА Ι. Обзор литературных источников 5
ГЛАВА ΙΙ. Методы исследования 10
ГЛАВА ΙΙΙ. Результаты исследования и их обсуждение 12
3.1. Организация исследования 12
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 13
ВЫВОДЫ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 19
ВВЕДЕНИЕ
«Здоровье – это драгоценность,
ради которой стоит не только не жалеть
времени, сил, трудов и всяких благ, но
и пожертвовать ради него частицей самой жизни,
поскольку жизнь без него становится
нестерпимой и унизительной».
Мишель де Монтень
Актуальность. Хорошее здоровье – один из главных источников счастья, радость человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять [8].
Проблемы укрепления здоровья и долголетия волновали выдающихся деятелей науки и культуры всех народов во все времена. Каждому хочется быть физически крепким, сильным, выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь. Использование физических упражнений для предупреждения болезней и продолжения жизни уходят своими корнями вглубь веков. Древние народы использовали гимнастику, плавание и обливание водой разной температурой. Не зря гласит восточная мудрость «У кого есть здоровье – у того есть надежда. У кого есть надежда – у того есть всё» [13].
В наше время остро встала проблема здоровья. Процент здоровых людей катастрофически уменьшается. Так, многие исследования последних лет показывают, что около 20–30 % детей приходящих в 1-е классы имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья [3, 7, 9, 14].
По данным ВОЗ за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1-го класса к выпускному с 3,9% до 12%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 15,4%, нарушение осанки – с 1,9% до 16,8% [9].
В.И. Лях (2000) указывает, что физическое развитие – это уникальный показатель здоровья человека. Обзор литературных источников показал, что физическое развитие ребенка, напрямую, зависит от развития его физических качеств [3].
Развитие основных физических качеств происходит во взаимосвязи с формированием двигательных навыков [9].
По данным Ю.П. Пузыря (2006) за последние годы у детей в возрасте 7 – 8 лет индекс их физической подготовленности увеличивается в среднем с 40,1% до 41,9%. Такая динамика развития физических качеств младших школьников является «критической».
Из сказанного выше следует отметить выявленное противоречие: несмотря на большой поток научных исследований, и эффективности различных средств физического воспитания, показатели физического развития и физической подготовленности современных младших школьников остаются низкими.
Обозначенное противоречие позволяет определить проблему исследования, которая заключается в необходимости дополнительных занятий физическими упражнениями и влиянии плавания на организм детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования – влияние плавания на организм детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – изучить влияние плавания на организм детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: предполагается, что плавание окажет положительный эффект на физическое развитие и физическую подготовленность детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
Изучить и обобщить научную и научно-популярную литературу по проблеме исследования.
Провести эксперимент и проанализировать полученные материалы исследования.
Для решения поставленных задач использовали следующие методы исследования:
Теоретический анализ и обобщение литературных источников;
Контрольные испытания;
Эксперимент;
Математическая обработка результатов.
ГЛАВА Ι. Обзор литературных источников
Особенности влияния плавания на организм детей младшего школьного возраста.
В течение многих лет человек использовал плавание с лечебно-профилактической и оздоровительной целью. Давно отмечено благотворное влияние занятий плаванием на здоровье и физическое развитие человека. Дети, в силу специфических особенностей растущего организма, особенно чувствительны к физическому воздействию окружающей среды, в частности к плаванию [1].
Плавание обладает незаменимым действием при лечении некоторых заболеваниях, связанных с обменом веществ, при начальных стадиях заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем, для улучшения и исправления осанки при сколиозах, лордозах и др., для лечения остеохондроза. Плавание является очень эффективным средством закаливания против резких температурных колебаний. Оно повышает устойчивость организма к простудным заболеваниям. Занятие плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности [12]. Так, доказательством оздоровительного эффекта плавания служат примеры, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатком в физическом развитии, ослабленные после перенесенных заболеваний и становятся известными спортсменами. Примером этого служат, Дон Фрезер – чемпионкой трех Олимпийских игр, которая пришла на занятия плаванием после перенесенного полиомиелита. А будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная ее плохой осанкой. Заслуженный мастер спорта В. Куслухин, рекордсменка мира М.Соколова в прошлом туберкулезные больные [7]. Майкл Фелпс – ему был поставлен диагноз дефицит внимания и гиперактивность, на данный момент он является обладателем 7 действующих рекордов мира [15].
Особенность воздействия водной среды на организм ребенка определяется физическими свойствами воды, такими как: физические и химические характеристики: объемный вес, плотность, вязкость. Организм ребенка при плавании (погружении в воду) функционирует в более облегченных условиях, по сравнению с сушей.
Особенно это отражается на работе сердечно-сосудистой системы [5].
Горизонтальное положение тела, а также циклические движение, связанные с работой мышц, давление воды на подкожное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела — все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работы. В результате занятий плаванием снижается давление, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца. У систематически занимающихся плаванием отмечается снижение пульса до 60 и менее ударов в минуту. При этом сердечная мышца работает мощно и экономно. Таким образом, в результате занятий плаванием в сердечно-сосудистой системе происходят положительные изменения (в виде усиления сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшение работы сердца), которые ведут к более быстрой доставке насыщенной кислородом крови, к дальним участкам тела и внутренним органам, что способствует улучшению общего обмена веществ. Но надо иметь в виду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. Эти особенности сердечно- сосудистой системы ребенка надо учитывать при выборе физических упражнений [5].
Пребывание в воде оказывает положительное воздействие на терморегуляцию организма ребенка. Проведение занятий по плаванию в воде с температурой 26–28° С ведет к увеличению обмена веществ, выработке адекватной реакции организма на повышенную теплоотдачу. Это особенно полезно для улучшения защитных сил организма к неблагоприятным внешним воздействиям. Органы выделения ребенка, пребывающего в воде, функционируют с большей нагрузкой, чем на суше, что ведет к увеличению и улучшению дренажной функции почек [4].
Систематические занятия плаванием положительно влияют на систему дыхания, заметно укрепляют и улучшают ее деятельность. Связано это прежде всего с тем, что пловец дышит в необычных условиях. Вдох и выдох он совершает, преодолевая сопротивление воды. Механическое воздействие, а также разность давления воды на верхнюю и нижнюю части тела приводит к значительному увеличению силы дыхательных мышц, подвижности грудной клетки, ЖЕЛ и совершенствованию дыхательного ритма т.д. Отмечается, что прирост ЖЕЛ у детей занимающихся плаванием 1 год, на 100–120% больше, чем у детей того же возраста, но плаванием не занимающихся.
В результате занятий плаванием вырабатывается совершенный тип дыхания: оно становится глубоким и полным и потому более редким. Обычно взрослый человек в покое выполняет в минуту 14–16 дыхательных циклов, а пловец –7–8, что позволяет органам дыхания хорошо отдохнуть, получить полноценное питание, их износ замедляется. При плавании повышается эластичность легких, тренируются бронхи, увеличиваются размеры грудной клетки, соответственно растут объем легких. Это позволит избежать многих заболеваний, а также будет способствовать хорошей вентиляции легких во время работы, оказывать положительное массирующее воздействие на внутренние органы [6].
Установлено, что правильно организованный процесс обучения и тренировки в плавании способствует формированию сильного типа нервной деятельности. Улучшается реакция, память, внимание, повышается эмоциональный фон.
Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают координацию движений. При плавании человек находится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела — это создает условия для исправления нарушений осанки, увеличивает двигательные возможности и содействует их развитию. Плавание формируют «мышечный корсет», предупреждая искривления позвоночника; снижают возбудимость и раздражительность. Показатель подвижности в суставах пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций. Выполнение плавательных движений руками и ногами вовлекают в работу почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры. Также необходимо отметить, что при занятиях плаванием практически отсутствует опасность травмирования опорно-двигательного аппарата. По своим динамическим характеристикам плавание является одним из доступных средств физической культуры занимающихся различного возраста и подготовленности [6].
В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство.
Однако плавание имеет и прикладное значение.
Основные цели прикладного плавания считаются:
1. Общее повышение работоспособности, безопасный отдых на воде;
2. Непосредственно закаливание.
3. Обеспечение гармоничного развития маленьких детей и взрослых людей.
4. Профилактика болезней и лечение уже имеющихся болезней [4].
В наше время умение плавать жизненно важный прикладной навык. Большое количество несчастных случаев на воде происходит из-за того, что люди не умеют плавать. Каждый не умеющий плавать, оказавшись на берегу водоема или в воде, подвергает опасности свою жизнь. Поэтому приоритетной прикладной функцией плавания является сохранение жизни людей. В этой ситуации, приоритетное значение приобретает овладение умениями и навыками прикладного плавания именно в условиях плавательного бассейна. Эти условия характеризуются прозрачностью воды, информацией о глубине, относительно небольшими размерами площади поверхности воды, а также присутствием специалиста по плаванию. Все это способствует эффективному овладению следующими умениями и навыками прикладного плавания: погружение и передвижения под водой, ныряние на глубину, поиск предмета на дне без специального снаряжения, передвижение по воде прикладными стилями плавания, транспортировка тонущих и оказание им доврачебной помощи. Умение плавать необходимо в профессиональной деятельности, связанной с водной средой: работникам флота, рыбакам, строителям и обслуживающему персоналу гидротехнических сооружений, работникам различных водных инспекций [12].
Таким образом, дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости и силы, меньше подвержены простудным заболеваниям. Подводя итог, следует сказать, что занятия плаванием в виду воздействия на организм, как двигательной деятельности, так и водной среды, приводят к физиологическим изменениям практически во всех органах и системах человека.
ГЛАВА ΙΙ. Методы исследования
Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы
Представляет собой изучение литературных источников, сопоставление научных факторов и теорий, анализ и обобщение материалов, уточнение теоретического и практического значения темы исследования, а так же её актуальность.
Контрольные испытания
Показатели уровня физического развития [11]:
Рост измеряется стоя с помощью ростомера в сантиметрах.
Масса тела определяется на медицинских весах с точностью до 50 граммов.
ЖЕЛ – Жизненная емкость легких— величина, равная объему воздуха, который ребенок может выдохнуть после максимально глубокого вдоха. ЖЕЛ характеризует состояние аппарата внешнего дыхания, позволяет оценивать физическое развитие детей, диагностировать различные заболевания.
Показатели физической подготовленности [11]:
Челночный бег 3х10 проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10 м прочерчиваются 2 параллельные линии – «Старт» и «Финиш». Участник, не наступая на стартовую линию, принимает положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомера) участник бежит до финишной линии, касается линии рукой, возвращается к линии старта, касается ее и преодолевает последний отрезок без касания линии финиша рукой. Секундомер останавливают в момент пересечения линии «Финиш». Участники стартуют по 2 человека.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в секторе для горизонтальных прыжков в спортзале. Участник принимает исходное положение: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией отталкивания. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Мах руками разрешен. Измерение производится по перпендикулярной прямой от места отталкивания до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника. Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат. Ошибки: заступ за линию отталкивания или касание ее; выполнение отталкивания с предварительного подскока; отталкивание ногами разноименно.
Поднимание туловища из положения «лежа на спине» выполняется из И.п. лежа на спине, руки за головой, локти вперед, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу. Участник выполняет максимальное количество подъемов туловища (за 30 сек.), касаясь локтями бедер, с последующим возвратом в И.п. Засчитывается количество правильно выполненных подъемов туловища. Для выполнения тестирования создаются пары, один из партнеров выполняет упражнение, другой удерживает его ноги за ступни и голени. Затем участники меняются местами. Ошибки: отсутствие касания локтями бедер; отсутствие касания лопатками мата; пальцы разомкнуты «из замка»; смещение таза.
Наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке, наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус», а если опускаются ниже нулевой отметки знаком «плюс». Измеренья ведутся в сантиметрах.
Подтягивание на высокой перекладине. Подтягивание выполняется из положения вис хватом сверху, руки на ширине плеч. Темп выполнения произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук подбородок находится выше перекладины. Засчитывали максимальное количество правильно выполненных подтягиваний. Разрешалась одна попытка. Тест для развития силы рук. Измерялось в количестве раз.
Эксперимент
Эксперимент включает в себя, получение сравнительных данных, их анализ и обобщение. Его целью является выявление влияния плавания на физическое развитие и физическую подготовленность детей младшего школьного возраста. Эффективность проведенного эксперимента определяется по полученным результатам контрольного тестирования проводимого до начала и в конце эксперимента у испытуемых.
Математическая обработка результатов
Показатели физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста неоднородны, поэтому при анализе результатов необходима математическая обработка. Для проверки гипотезы о достоверности разницы результатов тестирования используется метод выделения прироста в процентах по формуле:
((В–А)/А)*100 – где, А – показатели на начало эксперимента, а В – показатели на конец эксперимента.
ГЛАВА ΙΙΙ. Результаты исследования и их обсуждение
3.1.Организация исследования
Исследования проводилось на базе МКОУ НОШ ж.д. ст. Просница
Исследование проводится в несколько этапов.
1 этап – август 2016 года
Анализ научной литературы, подбор тестовых упражнений.
2 этап – сентябрь 2016 года – февраль 2017 года
Анализ показателей физического развития и физической подготовленности по результатам первичного тестирования у испытуемых на начало эксперимента, сам эксперимент, тестирование по окончанию эксперимента.
В исследовании приняло участие 4 мальчика, обучающихся в 1 классе:
Амир – дополнительно занимается плаванием.
Иван – дополнительно занимается каратэ.
Алексей – дополнительно занимается в танцевальном кружке.
Илья – посещает только уроки физической культуры.
У испытуемых в недельной учебной нагрузке в образовательном учреждении включены 3 урока физической культуры и 1 занятие внеурочной деятельности «Подвижные игры». Так же в школе проводится утренняя зарядка, физкультминутки, динамические паузы и спортивные мероприятия.
3 этап – март 2017 год
Обобщение результатов исследования, обработка полученных данных методом математической статистики. Представление исследовательской работы на районном конкурсе исследовательских и проектных работ среди учащихся начальных классов.
3.2. Результаты исследования и их обсуждение
Измерения показателей физического развития и физической подготовленности в ходе эксперимента проводились два раза: на начало и на конец эксперимента.
Немаловажное значение имеют показатели достоверности изменения результатов в ходе педагогического эксперимента. Для этого был рассчитан прирост результатов в процентах для рядов каждого показателя. Они рассмотрены далее, в таблице при графике, и соответствующим образом интерпретированы.
Из таблицы 1 видно, что практически все показатели у детей дали положительные результаты, но прирост результатов значительно выше у школьника, который дополнительно занимался плаванием.
Таблица 1
Показатели физического развития и физической подготовленности у детей младшего школьного возраста
прирнач
кон
прир
нач
кон
прир
нач
кон
прир
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Рост (см)
130
132
1,5%
128
131
2,3%
118
119
0,8%
130
131,5
1,1%
Вес (кг)
30
31
3,3%
27
28
3,7%
25
25
0%
28
28
0%
ЖЁЛ (литр)
0,98
1
2%
0,9
1,3
44%
0,8
0,9
12,5%
0,9
0,95
5,5%
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
Челночный бег 3х10 (сек)
9,36
9,32
0,4%
9,2
9,06
1,5%
9,18
9,13
0,5%
9,25
9,22
0,3%
Прыжок в длину с места (см)
118
120
1,7%
125
145
16%
115
120
4,3%
120
126
5%
Подъём и опускание туловища из положения лежа на спине за 30 сек (раз)
15
17
13%
26
31
19%
25
29
16%
16
17
6%
Наклон туловища вперед (см)
0
1
50%
1
3
200%
2
3
50%
-1
-1
0%
Подтягивание на высокой перекладине
0
0
0%
5
6
20%
5
7
40%
2
2
0%
Рисунок 1. Прирост показателей физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста за время эксперимента.
Из рисунка 1 видно, что только показатель подтягивания на высокой перекладине у пловца ниже, чем у каратиста, это можно связать со специализацией спортсменов и малой продолжительностью эксперимента.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что плавание положительно влияет на организм младшего школьника и способствует повышению показателей физического развития и физической подготовленности, а также оказывает закаливающий эффект.
ВЫВОДЫ
1. Анализ литературных источников показал, что занятия плаванием у младших школьников способствует укреплению здоровья, воспитанию морально-волевых качеств, прививает жизненно важные навыки. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое и лечебное значение [1, 5, 6, 12].
2. В ходе исследования был проведен эксперимент, в котором сравнивались показатели физического развития и физической подготовленности детей 1 класса. Так показатели физического развития в среднем выросли: у пловца – на 16,6%, у каратиста – на 4,4%, у танцора – на 2,26%, а у не занимающегося на 2,2%. Когда как, показатели физической подготовленности улучшились: у пловца – на 51,3%, у каратиста – на 22%, у танцора – на 13%, а у не занимающегося – 2,26%.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что плавание оказывает значительное влияние на организм детей младшего школьного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека. Плавание способствует улучшению работы всех систем организма и в первую очередь сердечно – сосудистой и дыхательной системы [6]. Даже простое погружение человека в воду вызывает повышение функций различных органов – ускоряется обмен веществ. Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка. Плавание закаливает организм детей и подростков. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям [7].
Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни. Занятия спортивным плаванием способствует развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость, являются эффективным средством воспитания, повышения работоспособности, удовлетворение двигательных потребностей и продления активного долголетия [12]. Помимо развития физических и двигательных способностей, занятия плаванием способствует созданию условий формирования личностных качеств интеллектуальной, волевой, нравственной и эмоциональной сферы занимающегося, то есть происходит целостное формирование личности человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аикина, Л.И. Использование плавания в системе лечебно-профилактических учреждений. Учебное пособие [Текст]. – Омск, 1999. С. 9.
Балахничева Л.Л., Денисова Н.И. Первые шаги в познании природы: методические рекомендации по педагогическому сопровождению исследовательской деятельности младших школьников [Текст]. – Киров, 2014.–40 с.
Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ М. М. Безруких, В.Д. Сонькbн, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. –416 с.
Булгакова, Н.Ж. Теория и практика физической культуры [Текст].// Актуальность проблемы научных исследований в спортивном плавании. 2006. № 7. С. 45–46
Вагапова А.М. Влияние способов плавания на показатели насосной функции сердца юных пловцов: 2009. С. 3–5.
Вахитов, И.Х., Минигалеева, А.З., Вахитов, Б.И. Влияние занятий плаванием на сердечно-сосудистую систему, дыхательную систкмы и опорно-двигательный аппарат [Текст:]// Теория и практика физической культуры. – 2008. №6. С. 87–90.
Жуков Р.С., Волков А.Н. Пути повышения эффективности современной системы учебных занятий по плаванию [Текст] // Плавание. Исследование, тренировка, гидрореабилитация. – СПб., 2003. С. 276.
Кадамонова, Н.Н. Плавание: лечение и спорт [Текст]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С. 10–13.
Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие [Текст]. / Б.Х. Ланда.–М.,2004.–192 с.
Лях, В. И. Двигательные способности школьников. Основы теории и методики развития [Текст]. / В.И. Лях,– М.: Терра– спорт, 2000.– 192 с.
Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя [Текст]/ В.И. Лях. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 272 с.
Петряев, А.В. Плавание: Исследование. Тренировка. Гидрореабилитация [Текст]. – СПб.: 2005. С. 140.
Пузырь Ю.П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М.,2006.–23с.
Прокопьев, Н.Я. Теория и практика физической культуры [Текст] // Дыхательная система состоянии покоя и после дозированной физической нагрузки, 2005.– №8. С. 15.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фелпс,_Майк
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Контрольные испытания
infourok.ru