Презентация к уроку по физкультуре на тему: Волейбол.
Слайд 1
Волейбол от английского «volleyball»: «volley» переводится как «ударять мяч с лёта» (так же могут переводить как «летающий» или «парящий») и ball — это «мяч»Слайд 2
Суворова В.М. преподаватель высшей категории ГБОУ СПО СО «ЕТЭТ»
Слайд 3
« Волейбол… Игра, от которой обмирает сердце. Игра, в которой пульсирует мысль, лихорадочная, жаркая, работающая в режиме постоянного цейтнота. Игра без ничьих. Игра без грубости, жестокости и насилия. Игра, заставляющая на время забыть о неуютном, несовершенном мире за прямоугольником разделённой сеткой площадки. » Вячеслав Платонов
Слайд 4
Волейбол, как командный вид спорта, воспитывает чувство ответственности перед коллективом, умение работать в команде и доверять окружающим. Регулярная игра в волейбол оказывает закаливающее действие на организм, повышает выносливость организма. Разнообразие движений и переменная интенсивность нагрузки при занятиях волейболом тренирует практически все группы мышц. Волейбол укрепляет опорно-двигательный аппарат, улучшает подвижность суставов. Тренирует мышцы глаз, расширяет поле зрения. Волейбол тренирует ловкость, точность движений, подвижность и гибкость
Слайд 5
Волейбол положительно влияет на нервную систему, улучшает настроение, помогает бороться со стрессами и депрессиями. Укрепляет сердечно-сосудистую систему и улучшает кровообращение. Положительно влияет на дыхательную систему. Занятия волейболом развивают у детей и взрослых такие качества как трудолюбие, смелость, упорство, настойчивость, дисциплинированность и умение быстро реагировать на изменение ситуации.
Слайд 6
Технические элементы волейбола: Верхняя и нижняя прямая подача. Передачи мяча сверху и снизу. Нападающий удар и др.
Слайд 7
Передача двумя руками сверху: ноги согнуты в коленях, туловище прямое, руки вынесены вперед-вверх, кисти находятся перед лицом и образуют ковш.
Слайд 8
Выполнение передачи сверху: При передаче игрок плавно разгибает ноги, подает руки немного вперед-вверх навстречу мячу. Такое движение продолжается и при соприкосновении рук с мячом, но в этот момент пальцы под воздействием массы мяча отводятся назад, осуществляя мягкую остановку его полета уступающим движением. Завершается передача пружинистым движением пальцев и кистей, за счет которого мяч выталкивается в новом направлении.
Слайд 9
Передача двумя руками снизу: ноги чуть согнуты в коленях; туловище слегка наклонено вперед; руки внизу, кисти вложены одна в другую.
Слайд 10
Выполнение передачи двумя руками снизу: При приеме мяча игрок, выпрямляя ноги и разгибая туловище, подает руки вперед навстречу мячу, прием мяча выполняется на манжеты. Как и при верхней передаче, необходимо соблюдать последовательность работы отдельных звеньев тела: ног, туловища, рук.
Слайд 11
Нижняя прямая подача мяча: Игрок располагается лицом к сетке, ноги чуть согнуты в коленях, тяжесть тела смещена к сзади стоящей ноге. Рука для замаха отведена назад-вниз, другая держит мяч перед собой на уровне пояса . Мяч подбрасывается вверх на 20–40 см, и маховым движением вперед ударяющей руки производится удар. Одновременно с этим сзади стоящая нога разгибается, и тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу. Удар по мячу производится напряженной ладонью или кулаком.
Слайд 12
Верхняя прямая подача: Игрок стоит лицом к сетке, ноги чуть согнуты в коленях, левая впереди, мяч в левой руке; правая, слегка согнутая в локтевом суставе, отведена назад-вверх для замаха. Вес тела сосредоточен в основном на правой ноге. Мяч подбрасывается вверх, правая рука отводится вверх, а вес тела переносится на обе ноги. В момент удара по мячу движение плеча замедляется, а предплечье и кисть производят быстрое и короткое движение вперед по направлению подачи. Удар по мячу производится напряженной ладонью.
Слайд 13
Нападающий удар состоит из разбега , прыжка и удара. Разбег обычно состоит из трех шагов: первый – небольшой и замедленный; второй – корректирует направление движения игрока; третий , всегда быстрый и широкий, выполняют скачком. В нем обязательно присутствуют не только фаза полета тела, но и стопорящее движение с приставлением одной ноги к другой. В этом шаге руки и туловище подаются назад, а ноги ставятся на опору с пяток.
Слайд 14
Прыжок выполняется с двух ног, при этом игрок одновременно разгибает ноги и туловище в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах и производит маховое движение вперед-вверх, затем бьющая рука отводится назад для замаха на удар. Удар по мячу выполняется кистью выпрямленной руки высоко и обязательно впереди игрока, но до этого туловище должно прогнуться назад, особенно сильно в грудной части, и принять положение натянутого лука.
Слайд 15
Волейбол – одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола как средства физического воспитания является его специфическое качество – возможность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов
Слайд 16
Источники: volley4all.net › literature.html BestReferat.ru › Волейбол libsid.ru › voleybol … voleybol istov … v … zavedeniy ach rutracker.org › forum / viewtopic.php … spek.keytown.com›rasMain/ volley.ru›globals/documents/download.php… def.kondopoga.ru› Волейбол strongsport.ru›Все о волейболе
теория и методика волейбола — КиберПедия
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль при занятиях волейболом.
2. История развития волейбола в России.
3. Нестандартное оборудование на занятиях волейболом.
4. Характеристика техники игры в волейбол.
5. Характеристика тактики игры в волейбол.
6. Краткая характеристика участия советских волейболистов в международных соревнованиях (с 2005 по 2016 г.г.).
7. Мини – волейбол. Организация и проведение.
Вопросы к зачету (3 курс, 6 семестр)
по дисциплине ТиМСИ: теория и методика волейбола
1. Игровая площадка. Характеристика. Размеры. Линии.
2. Игровое поле. Характеристика. Размеры.
3. Сетка и стойки.
4. Мячи.
5. Состав команды в волейболе.
6. Подача. Условия выполнения подачи.
7. Интервалы. Продолжительность интервалов.
8. Перерывы в игре (количество, продолжительность).
9. Касание сетки мячом.
10. Касание сетки игроком.
11. Блокирование подачи. Атака мяча, посланного подачей.
12. Нападающий удар. Нападающий удар, выполненный игроком задней линии.
13. Количество замен в одной партии.
14. Касание площадки соперника.
15. Касания мяча (количество, характеристика касаний, исключения).
16. Нижняя прямая подача в волейболе. Методика обучения и тренировки.
17. Нижняя боковая подача в волейболе. Методика обучения и тренировки.
18. Верхняя прямая подача в волейболе. Методика обучения и тренировки.
19. Верхняя боковая подача в волейболе. Методика обучения и тренировки.
20. Передача мяча сверху двумя руками в волейболе. Методика обучения и тренировки.
21. Передача мяча снизу двумя руками в волейболе. Методика обучения и тренировки.
22. Стойки в волейболе. Методика обучения и тренировки.
23. Перемещения в волейболе. Методика обучения и тренировки.
24. Прием мяча снизу двумя руками в волейболе. Методика обучения и тренировки.
25. Нападающий удар в волейболе. Методика обучения и тренировки.
26. Блокирование в волейболе. Методика обучения и тренировки.
27. Система защиты «углом вперед» в волейболе. Методика обучения и тренировки.
28. Система защиты «углом назад» в волейболе. Методика обучения и тренировки.
29. Система нападения со второй передачи игрока передней линии. Методика обучения и тренировки.
30. Система нападения со второй передачи выходящего игрока. Методика обучения и тренировки.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).
Основная:
- Волейбол [Текст] : учебно-методическое пособие для высшего профессионального образования / М.А. Соломченко; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. Бюджетное образовательное учреждение высш. Проф. Обр., Орел: Госуниверситет –УНПК, 2013.
- Железняк, Ю.Д. Теория и методика спортивных игр [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» / [Ю.Д. Железняк др.] ; под ред. Ю. Д. Железняка, М.: Академия, 2014.
- Логунов, В.И. Волейбол на занятиях физической культуры в высших учебных заведениях [Текст] : учебно-методическое пособие / В. И. Логунов, О. В. Шинкаренко, Н. В. Аврамова ; Самара: Самарский гос. Технический ун-т, 2013.
- Марков, К.К. Техника современного волейбола [Текст] : монография / К.К. Марков ; Красноярск: СФУ, 2013.
- Усольцева, О. Волейбол [Текст] / [отв. Ред. О. Усольцева], М.: Эксмо, 2014.
- Яковлев, В.П. Волейбол. Основы обучения техническим приемам [Текст] : учебное пособие для студентов бакалавриата по дисциплине «Физическая культура» для всех направлений подготовки / М-во образования и науки Российской Федерации, Ижевск: Изд-во ИжГТУ им. М. Т. Калашникова, 2013.
Дополнительная:
1. Ахмеров, Э. К. Приемы нападения и защиты в современном волейболе [Текст] : пособие для студ. БГУ / Э.К. Ахмеров, И.А. Ширяев. – Минск : БГУ, 2008. – 96 с.
2. Бакланов, Н. И. Критерии оценки на уроках волейбола: V-XI классы [Текст] : / Н.И. Бакланов // Физическая культура в школе. – 2011. — № 8. – С. 10-13.
- Беляев, А. В. Волейбол [Текст] : учебник для студ. Вузов, обуч. По спец. – 022300 – Физическая культура и спорт / ред. А.В. Беляев; под общ. Ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. – 3-е изд., перераб. И доп. – М. : Физкультура и спорт, 2006. – 360 с. : ил.
- Беляев, А. В. Волейбол на уроке физической культуры [Текст] : учеб.-метод. пособие / А.В. Беляев. – 2-е изд. – М. : Физкультура и спорт : СпортАкадемПресс, 2005. – 143 с. : ил.
- Беляев, А. В. Волейбол: теория и методика тренировки [Текст] : / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина. – М. : Физкультура и Спорт, 2007. – 178 с. : ил., табл.
- Виера, Б. Л. Волейбол. Шаги к успеху [Текст] : практ. Руководство для начинающих : пер. с англ. / Б.Л. Виера, Б.Д. Фергюсон. – М. : Астрель, 2004. – VI, 161, [9] с. : ил.
- Волейбол [Текст] : примерные прогр. Спорт. Подгот. Для детско-юношеских спорт. Шк., спец. Детско-юношеских шк. Олимп. Резерва / авт.-сост. Ю. Д. Железняк, А. В. Чачин, Ю. П. Сыромятников ; Федер. Агентство по физ. Культуре и спорту. – М. : Советский спорт, 2007. – 108, [2] с. : табл.
- Волейбол [Текст] : учебник для ин-тов физ. Культуры / под общ. Ред. Ю. Н. Клещева, А. Г. Айриянца. – 3-е изд., испр. И доп. – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 268 с. : табл.
- Гончарова, Е. Д. Урок волейбола по методу круговой тренировки. VII класс [Текст] : / Е.Д. Гончарова // Физическая культура в школе. – 2004. — № 6. – С. 23 – 26.
- Грибачева, М. А. Урок волейбола : метод. Рекомендации [Текст] : / М.А. Грибачева // Физическая культура в школе. – 2004. — № 8. – С. 14 – 16.
- Данилов, С. Мировой мужской волейбол [Текст] : / С. Данилов, Г. Шипулин. – Минск : Харвест, 2005. – 256 с. : цв. Ил., фот.
- Железняк, Ю. Д. 120 уроков по волейболу [Текст] : учеб. пособие для секций физ. Культуры : [для занятий с начинающими] / Ю.Д. Железняк. – М. : Физкультура и спорт, 1970. – 190 с. : ил.
- Железняк, Ю. Д. Волейбол [Текст] : учебник для студ. Ин-тов физ. Культуры / Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 238 с. : ил.
- Клещев, Ю. Н. Волейбол [Текст] : / Ю.Н. Клещев. – М. : Физкультура и спорт, 2005. – 400 с. : ил.
- Кунянский, В. А. Волейбол: практикум для судей [Текст] : / В.А. Кунянский. – М. : ТВТ Дивизион, 2004. – 177 с.
- Лепешкин, В. А. Оптимизация обучения волейболу [Текст] : / В.А. Лепешкин // Физическая культура в школе. – 2008. — № 2. – С. 17-24.
- Назаренко, Л. Д. На занятиях с волейболистами-старшеклассниками [Текст] : / Л.Д. Назаренко // Физическая культура в школе. – 2005. — №2. – С. 43 – 46.
- Официальные волейбольные правила 2007 [Текст] : [пер. с англ.] / Федер. Агентство по физ. Культуре и спорту, Всероссийская Федерация волейбола. – М. : Олимпия, 2007 ; Человек. – 94 с. : ил., табл.
- Подготовка волейболистов посредством подвижных игр [Текст] : / И.В. Карцева // Физическая культура в школе. – 2010. — № 6. – С. 12-17; № 7. – С. 12-15.
- Титова, Т.М. Волейбол: развитие физических качеств и двигательных навыков в игре [Текст] : / Т.М. Титова– М.: «Чистые пруды», 2006. – 312 с.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
- Мультимедийная презентация лекции по теме: «ТиМСИ: волейбол» (автор Чайников С.А.).
- Мультимедийная презентация лекции по теме: «Методика обучения технике и тактике волейбола» (автор Чайников С.А.).
3. Волейбол без компромиссов. Калининград, 2006. – 75 с. www.Volleyball 39.ru
4. Чуркин А.А. Основы тактической подготовки начинающих волейболистов. Учебное пособие. СПб, ГЭИ, 1997. www. Fivb.narod.ru
5. Шалманов А.А., Зафесов А.М., Доронин А.М. Биомеханические основы волейбола. – Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета, 1998. – 92 с. www. Fivb.narod.ru
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля):
Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Российская государственная библиотека — www.rsl.ru, www.leninka.ru
2. Библиотека МГУ.- www.msu.ru/libraries/
3. Мурманская государственная областная научная библиотекаwww.mgounb.ru
4. Библиотека МАГУ: http://www.mshu.edu.ru/index.phpoption=com_content&task=blogcategory&id=593&Itemid=2707
5. eLIBRARY.RU
6.http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, освоение технико-тактических умений теннисиста.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
— изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу;
— выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ.
Планы практических занятий
III курс, 6 семестр
Практическое занятие №1
Техника игры
План:
- Стойки и перемещения.
- Передачи мяча сверху и снизу двумя руками.
- Подачи мяча.
- Нападающий удар.
- Блокирование.
Литература: 1,2,3,4,5,6. Доп. литер.: 2,4,14.
Вопросы для самоконтроля:
- Из какой стойки выполняется:
а) атакующий удар;
б) прием подачи;
в) прием нападающего удара.
2. Чем характеризуются устойчивая и неустойчивая стойки?
3. Чем характеризуются перемещения бегом и шагом?
4. Назовите известные Вам упражнения для развития быстроты.
5.От чего зависит скорость и траектория полета мяча?
6. Чем характеризуется ударное движение при передаче?
Задания для самостоятельной работы
1. Подбор и выполнение упражнений для развития быстроты, ловкости.
2. Тестовое задание: бег 6 X 5 – определение быстроты передвижения.
3. Принятие И.П. для выполнения передачи сверху.
4. Имитация встречного движения рук к мячу (многократно)
Практическое занятие №2
Тактика игры
План:
- Тактика игры в нападении.
- Тактика игры в защите.
Литература: 1,2,3,4,5,6. Доп. литер.:14,15,19.
Вопросы для самоконтроля:
- Определите зону выполнения атакующего удара нападающим.
- В каком номере должен находиться пасующий при атаке с передачи игрока передней зоны?
- То же, с передачи игрока задней зоны?
- С какой целью выполняется выход пасующего из задней зоны?
- Назовите количество игроков, участвующих в комбинациях тактики нападения?
- Когда применяется система игры «углом назад»?
- Когда применяется система игры «углом вперед»?
- Чем определяется эффективность защитных действий команды?
Задания для самостоятельной работы
1) Просмотр к/ф «Тактика волейбола».
Практическое занятие №3
Презентация к уроку по физкультуре: Волейбол: основные правила, разновидности волейбола, основные технические приемы
Слайд 1
Волейбол игра такая, требуется в ней прыгучесть, Идут болельщики не зная, примет кто победы участь. Мяч с реакцией отменной, две команды отражают. И с удачей переменной, гол друг другу забивают. Сетка в самом центре дремлет, молча поле разделяет, Но ошибок не приемлет, хоть и полю не мешает. Сила, ловкость пригодятся, при атаке и подаче, И победой насладятся те, кто победили в матче.Слайд 2
Что такое волейбол? Волейбол (англ . volley — «ударять мяч с лёта »; « летающий», «парящий») и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке).
Слайд 3
История волейбола Изобретатель — Уильям Дж. Морган, преподаватель ФВ колледжа Ассоциации молодых христиан в городе Холиоке (штат Массачусетс, США) 1895 год. 1897 год – первые правила: — размер площадки: 7,6 м*15,1 м; — высота сетки: 198 см; — мяч:окружность 63,5-68,5 см, масса 340 г.; — количество игроков и касаний мяча не регламентировалось; — очко засчитывалось только при собственной подаче; если не подал, можно было переподать ; — партия до 21 очка.
Слайд 4
В процессе развития игры её правила, техника и тактика постоянно совершенствовались. Основные правила, часть из которых дошла до наших дней, сформировались в 1915—1925 годах: с 1917 года розыгрыш партии был ограничен 15 очками, а высота сетки составила 243 см; в 1918 году было определено количество игроков на площадке — шесть; с 1922 года разрешено не более трёх касаний мяча; в 1925 году утверждены современные размеры площадки, размеры и вес волейбольного мяча. Эти правила применялись в странах Америки, Африки и Европы, в то время как в Азии вплоть до начала 1960-х годов играли по собственным правилам: с девятью или двенадцатью игроками на площадке 11×22 м без смены позиций игроками во время матча.
Слайд 5
Разновидности волейбола Пионербол М яч в процессе игры берется в руки. Соответственно подача, пас партнеру и перевод мяча на сторону соперника осуществляется не ударом, а броском.
Слайд 6
Пляжный волейбол Олимпийский вид спорта, командная игра с мячом на песчаной площадке. Команда состоит из 2-х человек. Игра состоит из 2 партий до 21 очка или из 3 партий, третья – до 15 очков. Для победы в каждой из партий необходима разница в счёте не менее двух очков . Команды меняются сторонами чаще, чем это происходит в обычном волейболе. Смена сторон происходит после розыгрыша каждых семи очков в первых двух партиях, и каждых пяти очков — в третьей . Размер площадки – 16*8 м.
Слайд 7
Зимний волейбол — снежка Играют зимой на снегу. Игра состоит из 2 партий до 15 очков, в случае ничейного исхода – 3 партия до 11 очков.
Слайд 8
Классический волейбол Играют две команды по 6 человек в каждой. Высота сетки: мужчины – 243 см, женщины – 224 см. Игра состоит из 3 партий до 25 очков, в случае ничейного исхода 2:2 играется 5 партия до 15 очков – тай-брейк. Размер площадки – 9*18м.
Слайд 9
Правила игры в классический волейбол Цель игры — направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника. Для этого команда имеет 3 касания мяча (и еще одно возможное дополнительное касание мяча на блоке). Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч на сторону соперника. Розыгрыш каждого мяча продолжается до его приземления на площадку, выхода «за» или ошибки команды. В волейболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко (система «каждый розыгрыш — очко»). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.
Слайд 10
Основные технические приемы в волейбол
Слайд 11
ноги согнуты в коленях, туловище прямое, руки вынесены вперед-вверх, кисти находятся перед лицом и образуют ковш.
Слайд 12
Передача мяча снизу
Слайд 13
Состоит: из разбега; п рыжка; у дара.
Слайд 14
Подачи мяча
Слайд 15
Блокирование Элемент защиты в волейболе. Применяется для противодействия атакующим ударам. Блок может быть: — одиночным; — двойным; — тройным.
Слайд 16
Жаргонные выражения и термины в волейболе Зачехлить – выиграть очко блоком; Эйс – очко , выигранное непосредственно с подачи, когда мяч доведён до пола или произошло только одно касание игрока и мяч ушёл в аут. Сняться — выиграть очко в результате своей атаки после подачи соперника. Пайп — вариант атаки, когда связующий подключает к атаке игрока из 6-й зоны. При этом атакующий игрок бьёт, отталкиваясь из-за 3-х метровой линии. Метр (первый темп) — вариант атаки, при котором связующий передаёт мяч коротким пасом игроку из третьей зоны . Котёл — зона в середине площадки за 3-х метровой линией. Самое частое направление скидок при нападении. Взлёт — короткий быстрый пас нападающему в 3-ю зону, который в момент касания мяча связующим уже находится в воздухе с рукой, готовой для нанесения удара. Зона конфликта — зона ровно посередине между принимающими игроками. Подача в зону конфликта сильно затрудняет приём. Переходящий мяч — мяч, перелетающий на сторону противника невысоко над сеткой, позволяющий легко выиграть очко атакой с первого же удара. Обычно возникает при плохом приёме подачи.
Слайд 17
Финал Олимпийских игр в Лондоне, 2012 год. Бразилия – Россия 2:3. Россия выиграла золото игр, проигрывая по ходу матча 2:0
Методическая разработка занятия по теме «Волейбол»
ГБОУ СПО МО
Ногинское Медицинское училище ( техникум)
Методическая разработка занятия по теме:
«Волейбол»
Дисциплина: физическая культура
Специальность: «Сестринское дело»
2 курс
Преподаватель: Козловский Александр Владимирович.
2014г.
Пояснительная записка.
Волейбол как спортивная игра появилась в 1895-1896г.г., когда преподаватель физической культуры колледжа в городе Геолиок (США) Вильям Морган предложил новую игру: перебрасывать наполненную воздухом камеру через сетку. Игра пришлась по душе и получила название «волейбол» (летающий мяч). В нашей стране игра начала развиваться в 1921-1922г.г., а с 1938 года проводится ежегодное первенство среди клубных команд. В 1964 году волейбол впервые включен в программу Олимпиад. На тех, 17-ых Олимпийских Играх в Токио, наша мужская команда стала первой, женская — второй, уступив лишь хозяйкам.
Современный волейбол — атлетичная игра. Существуют различные ее версии (виды), чтобы показать ее многогранность, в т.ч. и пляжный волейбол. Волейболисты должны обладать очень многими физическими качествами — хорошей прыгучестью, силой, координацией, выносливостью, быстротой, а так же природными физическими данными. Игрокам в настоящее время присуща узкая специализация: пасующий, диагональный, нападающий первого темпа, доигровщик, либеро. Большое количество выполняемых прыжков, ударов, блоков, падений, красивые розыгрыши мяча определяют оздоровительное, воспитательное значение этой игры и поддерживают ее зрелищность.
Волейбол относится к базовым видам физкультурно-спортивной деятельности (далее БВФСД), которые оказывают всестороннее влияние на функциональное состояние человека, в большей степени способствуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Спортивные игры способствуют развитию различных двигательных качеств, вырабатывают прежде всего ловкость, гибкость, выносливость, в циклических видах упражнений хорошо развивается быстрота и сила; совершенствуется деятельность отдельных систем и способствуют укреплению здоровья. Заметное влияние регулярные занятия БВФСД оказывают на психику обучающихся, черты характера, развивают точность реакции на движущийся объект, устойчивость внимания, мышление. В спортивных дисциплинах формируются такие черты характера, как смелость, ответственность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, воля, чувство товарищества и многие другие личностные качества, которые необходимы будущим медицинским работникам.
Тип урока: урок закрепление пройденного материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая ( работа в малых группах).
Цели занятия:
Образовательная: развитие «чувства мяча» и координационные способности, совершенствование техники передачи и приеме волейбольного мяча.
Оздоровительная: развитие скоростно-силовых качеств, быстроты реакции, точности движений, меткости; развитие скоростной выносливости, прыгучести.
Воспитательная: развитие интереса к здоровому образу жизни; к данному виду спорта; пропаганда волейбола; воспитание личностных качеств: взаимопомощи, терпимости к товарищам, умение работать в коллективе и индивидуально.
Спортивный инвентарь: секундомер, свисток, волейбольные мячи, волейбольная сетка.
Компетенции, которые формируются у студентов в течение занятия:
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания.
ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Хронокарта занятия
№
п/п
Этапы занятия
Время, мин.
Методические указания
1
Организационный момент
2
Проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих.
2
Введение в тему урока. Целеполагание. Инструктаж по технике безопасности
5
Объявление темы занятия, создание мотивации.
3
Актуализация опорных знаний
8
Опрос по пройденному материалу.
4
Общеразвивающие упражнения
20
Специальная разминка.
5
Основная часть
45
Закрепление технико-тактических приемов игры в волейбол; учебная игра.
6
Подведение итогов. Рефлексия
5
Анализ работы преподавателем и студентами.
7
Домашнее задание
5
Сообщение преподавателя.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие. Построение. Проверка готовности обучающихся к занятию(оценка внешнего вида), отметка отсутствующих.
2. Введение в тему урока.
На прошлом занятии мы разучивали технико-тактические приемы игры в волейбол: стойки в волейболе, перемещение по площадке, подачи мяча. Сегодня мы продолжим отрабатывать подачи мяча, приемы мяча, нападающие удары и сыграем учебную игру. Перед нами стоят следующие задачи: развитие скоростно-силовых качеств, быстроты реакции, точности движений, меткости; развитие «чувства мяча» и координационных способностей; развитие интереса к здоровому образу жизни, работать в коллективе, команде, брать на себя ответственность за работу членов команды, а все выше сказанное формирует такие черты характера, как смелость, ответственность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, воля, чувство товарищества и многие другие личностные качества, которые необходимы будущим медицинским работникам. Уважаемые студенты, вы уже знакомы с инструкцией по ТБ при проведении занятий по волейболу. Еще раз хочу обратить ваше внимание на следующие моменты:
Занятия по волейболу должны проводиться в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой.
Запрещается носить украшения (булавки, браслеты и т. п.), которые в ходе игры могут стать причиной травмы.
Приступать к занятиям после проверки надежности установки и крепления стоек и волейбольной сетки, отсутствия посторонних предметов на полу или спортивной площадке.
Соблюдать дисциплину, начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде преподавателя.
Выполнять правила игры в волейбол.
Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.
При падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.
Внимательно слушать и выполнять все команды преподавателя.
При получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить об этом в известность преподавателя.
Под руководством преподавателя по окончании занятия собрать спортивный инвентарь в места его хранения.
Организованно покинуть место проведения занятий.
3. Актуализация опорных знаний:
Для начала давайте вспомним историю развития игры «Волейбол», об этом нам вкратце расскажет Чурсина Наташа ( технология дифференцированного обучения). А теперь проведем опрос по пройденному материалу «Волейбол».
(см.Приложение 1)
4. Общеразвивающие упражнения: (20 мин.)
Общеразвивающие упражнения
Методические указания
1. Ходьба и бег по площадке.
Следить за осанкой
Спина прямая, не отклоняться вперед, локти направлены в стороны.
Не торопиться, стараться пружинить с пятки на носок
Следить за дистанцией, осанкой и дыханием.
2. Специальные беговые упражнения.
Бег приставными шагами, чередование: 2 шага правым боком приставным шагом и 2 шага левым боком приставным шагом.
Бег спиной вперед.
3. Упражнения на растягивание
4. И.п. — о.с руки в замок волнообразные движения кистями.
5. И.п.-о.с руки в замок, 1-2 выпрямить руки вперед ладони наружу,3-4 руки вытянуть верх ладони наружу.
6. И.п.- ноги на ширине плеч –руки в замок над головой ладони наружу -наклоны в стороны 1-2 вправо;3-4 влево.
7. И.п. — ноги вместе, 1 шаг правой ногой в сторону сесть руки вперед. Левая нога прямая, вес тела переносится справа налево до носка правой ноги.
8. И.п. — ноги вместе выпад правой ногой вперед, левая прямая сзади 1-2-3-4.
9. И.п — о.с прыжки на месте с разворотом корпуса.
10. Перестроение в колонну по одному.
5.Основная часть
Сочетание перемещений и стоек-
1. Перемещения вдоль сетки приставным шагом в средней стойке.
2. Перемещения вдоль сетки скрестным шагом в средней стойке.
Закрепление упражнений верхней передачи
3. Передача мяча в пол.
Руки разгибаются только в локтях, проследить за большими пальцами, чтоб не торчали.
4. Верхняя передача над собой.
Большие пальцы смотрят в лицо , ни в коем случае не торчат на мяч развернуты, кисти образуют как бы ковш, руки выпрямляются вверх.
5. Верхняя передача партнеру
(в парах).
необходим постоянный зрительный контакт за мячом, встречать мяч у лица, отправляя партнеру разгибать ноги и руки максимально
6. Нижняя передача над собой.
мяч подбивается прямыми руками на уровне плеч, не выше, мяч должен отбиваться нижней частью предплечий(манжетами)
7. Нижняя передача партнеру с наброса ( в парах).
стараемся отбивать мяч по очереди, если не получается один из партнеров набрасывает, другой отбивает передачей снизу, руки вытянуты соединены в локтях, мяч подбиваем нижней частью предплечья.
8. Двусторонняя игра.
9. Заключительная часть.
Релаксация.
6. Подведение итогов:
Построение студентов в одну шеренгу. Подведение итогов занятия, что получилось, что нет, на что обратить внимание, выявление ошибок, анализ выполнения задач занятия; выставление оценок.
7. Домашнее задание:
Отработка техники игры в волейбол ( стойки в волейболе, перемещения на площадке).
Организованный выход со спортивной площадки в раздевалку.
Приложение 1.
Контроль усвоения учебного материала по разделу «Волейбол».
Что такое подача?
Какие виды подач вы знаете?
Какие способы передачи мяча вы знаете?
Какой способ приема мяча следует применить, если подача сильная и мяч немного не долетает до игрока?
а) Сверху двумя руками.
б)Снизу двумя руками.
в) Одной рукой снизу.
Какой подачи не существует?
а) Одной рукой снизу.
б) Двумя руками снизу.
в)Верхней прямой.
г)Верхней боковой.
Выпрыгивание на блок выполняется толчков вверх…
а) одной ногой,
б) обеими ногами.
Допускается ли команда волейболистов до участия в соревнованиях, если в ее составе 5 человек?
а) Допускается.
б) Не допускается.
в) Допускается с согласия команды соперника.
Сколько еще касаний мяча может сделать принимающая подачу команда, если прием мяча с подачи считать первым касанием?
а) Одно.
б) Два.
в) Три
Если после разрешения судьи на подачу, подающий игрок подбросил мяч и не произвел по нему удар, то…
а) подача считается проигранной;
б) подача повторяется этим же игроком;
в) подача повторяется другим игроком этой же команды.
10. Если при подаче мяч коснулся сетки и перелетел на сторону соперника, то…
а) подача повторяется;
б) игра продолжается;
в) подача считается проигранной.
11. Если при подаче мяча подающий игрок наступает на разметку задней линии площадки или переходит ее, то…
а) подача повторяется;
б) подача считается проигранной;
в) игра продолжается;
12. Сколько игроков-волейболистов могут одновременно находится на волейбольной площадке во время проведения соревнований?
а) шесть;
б) десять;
в) двенадцать.
Ответы к вопросам по разделу «Волейбол»
1. Подача — технический прием, с помощью которого мяч вводят в игру. В настоящее время он является одним из основных нападающих действий волейболиста. Различают несколько видов подач.
2. При нижней прямой подаче удар наносят ниже оси плечевого сустава, когда игрок стоит лицом к сетке.
Нижняя боковая подача: удар по мячу наносят ниже оси плечевого сустава, стоя боком к сетке.
Верхняя прямая подача: удар по мячу наносят выше оси плечевого сустава, стоя лицом к сетке. Существует несколько ее вариантов: в шаге, в прыжке, с вращением мяча и без вращения
Верхняя боковая подача: удар по мячу наносят выше оси плечевого сустава, стоя боком к сетке.
3. Передачи. Взаимодействие игрока с мячом при выполнении передач включает прием мяча (задача — в любом случае оставить его в игре) и передачу мяча (цель — направить в определенное место или определенному партнеру). В современной игре передача — важнейший элемент нападения, связывающий действия защиты непосредственно с атакой.
Передача (при тактической реализации как вторая передача) — это технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего удара. Существуют два способа передачи: а) двумя руками сверху ; б) одной рукой сверху, а также несколько ее разновидностей.
4. б) Снизу двумя руками.
5. б) Двумя руками снизу.
6. б) обеими ногами.
7. б) Не допускается.
8. б) Два.
9. а) подача считается проигранной;
10. б) игра продолжается;
11. б) подача считается проигранной;
12. в) двенадцать.
План-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему: «Волейбол»
Конспект урока
По физической культуре
г. Бийск МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»
Учитель: Червяков Александр Александрович
7 класс раздел «Волейбол»
Тема урока: «Учебная ига по упрощенным правилам волейбола»
Тип урока: Образовательно-тренировочный
Место проведения: спортзал
Материально-техническое обеспечение: волейбольная сетка, волейбольный мяч 1 шт.
Данный урок составлен на основе комплексной программы физического воспитания детей 1-11 классов под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и кандидата педагогических наук А.А.Зданевича.
Время проведения: 4 четверть
Цель: Совершенствование игры в волейбол.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1.Повторение технике нижней прямой подачи.
2.Совершенствование техники приема и передачи мяча двумя руками сверху и снизу.
3.Развитие координации, ловкости.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УРОКА: 40 МИНУТ.
Действия учителя | Действия учеников | Дозиров ка | Методические рекомендации | ||||
Подготовительная часть 7’-9’ | |||||||
Объявляет построе- ние, приветствие. | Строятся, сдают рапорт. | 30” | Обратить внимание на внешний вид. | ||||
Сообщает тему и задачи урока. | Слушают внимательно. | 30” | Краткость и четкость в изложении. | ||||
Проводит разминку. | Выполняют строе- вые упражнения в движении: | 20” | Четкость выполнения предварительной и исполнительной команды. | ||||
Контролирует правильность выполнения задания. | Ходьба и ее разновидности: | 1’ | Дистанция 2 шага, следить за осанкой, при ходьбе на носках ноги не сгибать. | ||||
а) ходьба на носках; б) ходьба на пятках; в) ходьба на внешней стороне стопы; | Дистанция 2 шага. Руки при ходьбе на поясе. | ||||||
Определяет про- должительность выполнения зада- ния. | Бег и его разновидности: а) бег в медленном темпе; | 2’ | Бег выполняется в равномерном темпе. | ||||
о | б) бег с захлестыванием голени; в) бег с высоким подниманием бедра; г) бег в шаге. | Смотреть перед собой. Следить за соблюдением дистанции. | |||||
Спортивная ходьба. | 10” | ||||||
Обычный шаг и восстановление дыхания. | 10” | Восстановительное дыхание: делая вдох, мышцы напрячь, а делая выдох расслабиться. | |||||
Следит за правильным и чётким выполнением упражнений. | О.Р.У. в движении: а) вращение в кистевом суставе; б) вращение в локтевом суставе; в) вращение в плечевом суставе; г) руки в замок, поворот туловища; и т.д. | 8-10 раз 8-10 раз 8-10 раз 8-10 раз | Постепенно переходя к max амплитуде Ноги в колене не сгибать. Сохранять положение рук в одной плоскости с плечами. | ||||
Основная часть 26’-29’ | |||||||
Задача: Повторение технике нижней прямой подачи. | |||||||
1 задание | Напоминает технику выполнения нижней прямой подачи. | Ученики следят за выполнением подачи и повторяют. | Ученики стоят лицом друг к другу на разных площадках. | ||||
2 задание | Контролирует выполнение задания, устранение ошибок. | Ученики следят за выполнением подачи и повторяют с 3-4 метров через сетку. | Мяч не терять. Точность подачи мяча. | ||||
3 задание | Индивидуальная работа с неуспевающими учащимися. | Ученики следят за замечанием и исправляются. | Точность. | ||||
Задачи: Совершенствование техники приема и передачи мяча сверху и снизу. | |||||||
4 задание | Напоминает технику приема и передачи мяча. | Выполнение верхней и нижней передачи. | Мяч не терять, прием мяча осуществлять на подушечки пальцев. | ||||
5 задание | Учебная ига по упрощенным правилам волейбола. | ||||||
Заключительная часть 4’-5’ | |||||||
Объявляет построе- ние в одну шеренгу. Подведение итогов урока. Анализ результатов урока. Фиксирует выставление оценок Домашнее задание: нет. | Равнение в строю. | Анализ наиболее встречающихся ошибок. Краткость и четкость в изложении. |
Конспект урока
По физической культуре
г. Бийск МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»
Учитель: Червяков Александр Александрович
9 класс раздел «Волейбол»
Тема урока: «Двусторонняя игра в волейбол»
Тип урока: Образовательно-тренировочный
Место проведения: спортзал
Материально-техническое обеспечение: волейбольная сетка, волейбольный мяч 1 шт.
Данный урок составлен на основе комплексной программы физического воспитания детей 1-11 классов под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и кандидата педагогических наук А.А.Зданевича.
Время проведения: 4 четверть
Цель: Совершенствование игры в волейбол.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1.Совершенствование техники верхней и нижней подачи.
2.Совершенствование техники приема и передачи мяча двумя руками сверху и снизу.
3.Развитие координации, ловкости.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УРОКА: 40 МИНУТ.
Действия учителя | Действия учеников | Дозиров ка | Методические рекомендации | |||
Подготовительная часть 7’-9’ | ||||||
Объявляет построе- ние, приветствие. | Строятся, сдают рапорт. | 30” | Обратить внимание на внешний вид. | |||
Сообщает тему и задачи урока. | Слушают внимательно. | 30” | Краткость и четкость в изложении. | |||
Проводит разминку. | Выполняют строе- вые упражнения в движении: | 20” | Четкость выполнения предварительной и исполнительной команды. | |||
Контролирует правильность выполнения задания. | Ходьба и ее разновидности: | 1’ | Дистанция 2 шага, следить за осанкой, при ходьбе на носках ноги не сгибать. | |||
а) ходьба на носках; б) ходьба на пятках; в) ходьба на внешней стороне стопы; | Дистанция 2 шага. Руки при ходьбе на поясе. | |||||
Определяет про- должительность выполнения зада- ния. | Бег и его разновидности: а) бег в медленном темпе; | 2’ | Бег выполняется в равномерном темпе. | |||
о | б) бег с захлестыванием голени; в) бег с высоким подниманием бедра; г) бег в шаге. | Смотреть перед собой. Следить за соблюдением дистанции. | ||||
Спортивная ходьба. | 10” | |||||
Обычный шаг и восстановление дыхания. | 10” | Восстановительное дыхание: делая вдох, мышцы напрячь, а делая выдох расслабиться. | ||||
Следит за правильным и чётким выполнением упражнений. | О.Р.У. в движении: а) вращение в кистевом суставе; б) вращение в локтевом суставе; в) вращение в плечевом суставе; г) руки в замок, поворот туловища; и т.д. | 8-10 раз 8-10 раз 8-10 раз 8-10 раз | Постепенно переходя к max амплитуде Ноги в колене не сгибать. Сохранять положение рук в одной плоскости с плечами. | |||
Основная часть 26’-29’ | ||||||
Двусторонняя игра в волейбол по правилам. | ||||||
Заключительная часть 4’-5’ | ||||||
Объявляет построение в одну шеренгу. Подведение итогов урока. Анализ результатов урока. Фиксирует выставление оценок Домашнее задание: нет. | Равнение в строю. | Анализ наиболее встречающихся ошибок. Краткость и четкость в изложении. |