Всестороннее развитие личности и физическая культура.
Всестороннее развитие личности и физическая культура.
План
Введение
1. Понятие «культура личности», «физическая культура личности» и «всестороннего развития личности». Их характеристика
2. Виды формирования физической культуры личности.
3. Роль и пути формирование физической культуры личности во всестороннем развитии человека.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Физическая культура-это сложное и многофункциональное явление, которое имеет свою структуру, отражающую ее формы, и содержание, а также собственное специфическое функционирование. Ее компоненты полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке людей к их жизнедеятельности (в труде, быту, военном деле, в активном отдыхе). (Ю.Ф. Курамшин., 2010. – 6с.)
Исходя из этого определения, становится очевидным, что физическая культура необходима человеку, как неотъемлемая часть его жизнедеятельности. Возникает вопрос: пользуются ли, люди средствами физической культуры? К сожалению, в нынешнем мире, человечество больше интересует интернет, телевидение, и всевозможные способы заработать деньги с наименьшими затратами сил.
Современное общество катастрофически нуждается в физической активности, люди все меньше и меньше отдают предпочтение пешим прогулкам, утренним зарядкам, вечерним пробежкам.
В своей работе я хотел бы напомнить людям, давно изученную тему: влияния физической культуры на организм человека, на развитие его духовных, морально-волевых качеств, воспитание и любовь к труду.
1. Понятие «культура личности», «физическая культура личности» и «всестороннего развития личности». Их характеристика
Культура — это пространство воспитания, которое присущими ему методами способствует формированию не только эстетического, но и правового идеала. Через экран, книги, залы музеев человеком познается творческая деятельность народа, его культура, его будущее. Каждый человек, находясь в том или ином обществе, приобщается к культуре. В результате этой деятельности у человека формируется культура личности (Э.В.Соколов — Л., 1972 — с.51)
В соответствие с пониманием культуры личности как результата творческой, внутренней, духовной ее деятельности по преобразованию внешних образов и ценностей в неповторимый мир человека (Мачеев С.С. 1991) можно согласиться в рамках развиваемой нами концепции, с рассмотрением физической культуры личности на базе приоритета ее духовной стороны как триединства ее компонентов (Николаеев Ю.М. 2007 ).
Физическая культура личности — это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно — спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье. Виленский, М.Я. Направленное использование физических нагрузок как фактор управления профессиональной работоспособности студентов / М.Я. Виленский, В.П. Русанов // Теория и практика физической культуры. — 1977. — № 6. — С. 44-46.
Таким образом, именно сочетание формирование духовных и физических способностей в процессе физического совершенствования человека характеризует физическую культуру личности (Николаеев Ю.М. 2007)
Всестороннее развитие личности включает в себя два компонента. Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Ими обладает каждый здоровый человек, первый социально-важный объект-школа — выявляет и развивает их, формирует у учащихся индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела.
Второй компонент относится к производительному труду и его большой роли в формировании личности. Только он позволяет преодолевать односторонность личностного развития человека, создавать предпосылки для его полноценного физического формирования, стимулировать умственное и нравственно-эстетическое совершенствование.
Таким образом, в качестве составных частей всестороннего развития личности выступают: умственное воспитание, техническое (политехническое) образование, физическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, которые необходимо сочетать с развитием творческих способностей и задатков человека и вовлечением последнего в посильную трудовую деятельность.
Но всестороннее развитие должно носить гармонический, (согласованный) характер. Это значит, что полноценное воспитание должно основываться на одновременном и взаимосвязанном развитии всех указанных выше сторон личности. Если та или иная сторона, например физическое или нравственное развитие, осуществляется с определенными издержками, это неизбежно будет негативно сказываться на формировании личности в целом.
В последнее время понятие всестороннее и гармоническое развитие личности иной раз трактуется как разностороннее развитие, поскольку, всестороннее развитие осуществляется не в полной мере. Вряд ли подобная подмена устоявшихся понятий является обоснованной. Дело в том, что необходимость всестороннего развития личности выступает как воспитательный идеал общества с высокоразвитым техническим базисом, как его педагогическая тенденция. Мера же и глубина этого развития зависят от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому формированию личности, что отвечает объективным потребностям общества и интересам самой личности. Понятие же разностороннее развитие такого выразительного терминологического смысла не имеет и может трактоваться как угодно, чего наука обычно должна избегать.
2. Виды формирования физической культуры личности
Совокупность всех видов физической культуры создает основу для раскрытия всего многообразия двигательных возможностей человека. Относительно самостоятельной формой функционирование физической культуры, удовлетворяющей потребности людей в активном отдыхе, в удовольствии от двигательной деятельности, в общении, является физическая реакция. Это особенно важно в настоящие время, в неблагоприятных экономических условиях жизни людей, потере или смешении ценностей ориентиров (Курамшина Ю.Ф. М. 2010).
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что данное понятие многогранно, многоаспектно. Оно должно затрагивать и включать в себя все взаимосвязанные уровни организации человека (генетический и биологический, метаболический, морфофизиологический, сенсорно-психологический.
Все три основные составляющие схематизированной модели физической культуры личности, в свою очередь, включают в себя под структурные компоненты: мотивационно-ценностные ориентации — знания, мотивы, интересы, установки, убеждения, потребности; физическое совершенство — двигательные умения, двигательные навыки, физическое развитие, физическая подготовленность; физкультурно-спортивную деятельность — познавательную, пропагандистскую, инструктивно-педагогическую, судейскую, организаторскую, самосовершенствование. Все содержательные составляющие и их компоненты, или элементы физической культуры личности, замыкаются на профессионально-педагогической деятельности. И именно физкультурная деятельность, как было показано ранее (в силу ее структурно-компонентного состава и содержательных аспектов, имеющих две основополагающие стороны: внутреннюю (идеальную, духовную) и внешнюю (наглядно-воспринимаемую, двигательную)), является основой формирование физической культуры человека (личности).
Формирование физической культуры личности тесно взаимосвязано с процессами онтогенеза (индивидуального развития) человека, где имеет место как нам уже отмечалось, сменяемость четкого отграниченных фаз: эмбриогенеза, созревание взрослого состояния, старение (Философский энциклопедический словарь. М., 1989), что напрямую связано с возрастной периодизацией человека.
Другим видом физической культуры, удовлетворяющей потребности личности, является спортивная деятельность, в процессе которой раскрываются способности человека на предельных и околопредельных уровнях. Люди находят в спорте один из способов самоутверждение, возможность победы над временем, соперником, а главное – над самим собой (Холодов Ж.К., 2010)
1. Роль и пути формирования физической культуры личности во всестороннем развитие человека
Первостепенную роль в приобщении людей к систематическим занятиям физическими упражнениями, использовании, усвоении, передаче и умножении многообразных ценностей в сфере физического совершенствования человека играет система физической культуры. (Ю.Ф. Курамшин., 2010. – 6с.)
Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.
Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального положения, профессии.
Роль физической культуры состоит также, в общем укреплении, оздоровлении человека, поддержании всех функций организма. В современном мире люди менее подвижны и им как никогда необходимы занятия физическими упражнениями. Возросла вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, самое частое заболевание-инфаркт или инсульт. С возрастом интерес к физической культуре безвозвратно исчезает, люди ошибочно полагают, что двигательная активность нужна лишь детям и подросткам, «для общего развития». Казалось бы, в мир информационных технологий, люди не получают нужную информацию, касающуюся их здоровья, такую важную для их жизнедеятельности.
В основу структуризации системы физической культуры целесообразно положить функциональную роль различных выполняемых ею задач с точки зрения общих целей системы (А.В. Оболонский, 1988). В этом случае стоящие перед физической культурой, как отраслью сферы услуг, задачи распадаются на три группы: задачи, непосредственно направленные на реализацию целей системы; задачи подготовительного, вспомогательного, обеспечивающего характера; задачи по координации деятельности всех элементов системы.
У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.
Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают нервно-психические напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе.
Идеал всестороннего гармонического развития личности на протяжении многих тысячелетий существовал в представлениях и чаяниях многих поколений людей. В жизни современного общества он приобрел значение конкретной цели всей социальной практики воспитания.
В соответствии с ней, ц е л ь ю физического воспитания, как составной части комплексной системы воспитательных воздействий является содействие всестороннему и гармоническому развитию личности на основе использования средств физической культуры. Направленность на достижение этой цели находит свое отражение в одном из ведущих принципов отечественной системы физического воспитания –принципе всестороннего гармонического развития личности.
Как уже было показано, физическое воспитание представляет собой одну их самых древних форм целенаправленного воздействия на подрастающие поколения. В той или иной степени, она находила свое воплощение во всех общественно-экономических формациях. В этом нет ничего удивительного, т. к. каждое общество всегда нуждалось в здоровых, физически сильных и умелых гражданах, готовых к выполнению самых различных обязанностей, и поэтому проявляло заботу о физическом воспитании подрастающих поколений.
Вместе с тем, всестороннее развитие человека необходимо прежде всего ему самому. Чем шире и разностороннее интересы человека, чем больше он знает и умеет, тем легче ему претворить в реальность свои жизненные планы, тем более насыщенной и интересной является его жизнь. В этом ярко проявляется единство и тесная взаимосвязь интересов общества и каждого отдельного человека в деле успешного решения задач по формированию гармонической и разносторонней личности.
Естественно то, что основным предназначением физического воспитания является целесообразное воздействие прежде всего на физическую природу человека, развитие его двигательных способностей. Недостаточный уровень их развития отрицательно сказывается на работоспособности, ограничивает возможности активной разносторонней деятельности. У таких людей медленнее вырабатываются необходимые трудовые навыки.
Однако, в отличие от прежних времен, в современном обществе совершенствование физических кондиций человека, активное и эффективное использование средств физической культуры для нормализации функций организма, оптимизации его состояния, рассматриваются не только как узко утилитарная цель повышения дееспособности работника в сфере производства, но и как важнейшее условие повышения уровня общей культуры человека.
Всестороннее развитие человека в современном обществе представляет собой не просто потребность, но и необходимое условие общественного прогресса. Решая специфические задачи физического воспитания, тренируя свой организм с целью достижения спортивного или оздоровительного результата, необходимо постоянно помнить о единстве всех сторон воспитания. Естественной предпосылкой неразрывной взаимосвязи всех сторон воспитательных воздействий является объективно существующее единство физического и духовного развития человека, неотъемлемость духовной сферы от ее материальной основы – тела человека. При этом физическое воспитание выступает как базовое, интегрирующее звено, содержащее громадный потенциал формирующего, воспитательного воздействия на личность. Такая его базовая роль обусловлена тем, что в отличие от других видов воспитательных влияний, воздействие средствами физического воспитания реализуется, прежде всего, в материализованном виде. Результаты такого воздействия находят отражение в совершенствовании многих физиологических функций, в том числе и тех, которые обеспечивают функционирование психических процессов, эффективную интеллектуальную деятельность, нормальное душевное состояние человека, обеспечивая его физическое и духовное здоровье. Благодаря этому совершенствуется своеобразная материальная основа для всего многообразия форм воспитательных воздействий.
Наряду с этим, целенаправленное использование средств физической культуры оказывает и прямое воспитательное воздействие на личность. Широко известно их благотворное влияние на формирование морально–волевых качеств: смелости, решительности, настойчивости в достижении цели, дисциплинированности, коммуникабельности, общественной активности, формирование активной жизненной позиции и др. Все это обусловливает важную роль физического воспитания в реализации задач всех других форм воспитательной работы.
Важнейшая роль физического воспитания проявляется и в решении задач трудового воспитания, формировании деятельной, общественно полезной личности.
Физическое воспитание неразрывно связано с эстетическим. Красота здорового человеческого тела, грациозность и ловкость движений всегда служили источником для вдохновения художников и артистов, всех, кто соприкасается с ними.
В той или иной мере занятия физическими упражнениями связаны со всеми другими сторонами воспитательного воздействия на человека и тем самым вносят свой весьма существенный вклад в формирование социально активной личности, сочетающей в себе и физическое, и социальное, и духовное здоровье, всемерно способствуя достижению главной цели всей системы воспитательной работы – формированию всесторонне развитой личности.
Физическая культура имеют в первую очередь важнейшую роль не воспитать и научить новое поколение, а «вернуть к жизни» старое, научить людей снова двигаться, получать удовольствие от жизни. Самое сложное это начать, поверить в значимость и важность физической культуры.
Если говорить о России, то за последние десятки лет, уровень здоровья значительно снизился, и все это напрямую связанно с низкой активностью и с нежеланием заняться своим здоровьем. Ведь проще предотвратить болезнь, чем тратить потом огромные средства на лечение и восстановление организма. Сейчас не говорится о изнуряющих тренировках и профессиональном спорте, 15-20 минут в день утром помогут оставаться бодрым и активным на протяжении всего дня. Физическая культура необходима всем, в независимости от возраста или физического состояния человека, всегда можно найти индивидуальный подход.
Ширяева Е., Слепова Л.Н., Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10 . – С. 193-194;
Следовательно, роль физической культуры во всестороннем развитии личности тесно связана со всеми ее структурными компонентами. Это далеко не просто физическое совершенствование человека как результат его занятий физическими упражнениями, но и творческое отношение к своей личности, где духовная сторона играет определенную роль.
Заключение.
Целью контрольной работы было изучить влияние физкультуры и спорта на всесторонне развитие личности. В работе я доказываю, что физкультура и спорт не только являются средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, рациональной формой проведения досуга, средством повышения социальной активности людей, но и существенно влияют на другие стороны человеческой жизни, в первую очередь на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества.
Я рассмотрел, как физкультура и спорт влияют на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли, нравственно – этическое воспитание. Я изучил влияние спорта на вырабатывание уверенности в себе и своих силах.
Разумеется, не все стороны влияния физкультуры и спорта на развитие личности были упомянуты в моей работе.
Год от года физическая культура становиться сложнее, умнее, интереснее, а активность к систематическим занятием физической культуре и спортом все меньше интересует людей. А значит – доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно снижается.
Следовательно, эту столь важную проблему в современном обществе можно решить только если люди будут целесообразно понимать всю сущность и значимость систематических занятиях физической культурой и спортом, и стремиться совершенствовать свой уровень физической подготовленности, а направлять в этой не легкой деятельности будет стремиться мы специалисты в области физической культуры и спорта.
“Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
Доклад на тему: “Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
В развитии и формировании личности большое значение имеет, прежде всего, физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка двигательных функций, физической закалки и санитарно-гигиенической культуры. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, что, безусловно, может мешать ему в его личностном развитии. К тому же современное производство зачастую культивирует гиподинамию (малую подвижность) и однообразные движения, что иногда может приводить к физическому уродованию личности.
Актуальность темы определяется тем, что в соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества, его дальнейшим развитием и исходя из сущности общего среднего образования цель физического воспитания подрастающего поколения состоит в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности. Основное средство достижения этой цели — овладение подростками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. При этом, наряду с решением традиционных задач по формированию собственно знаний, двигательных умений и навыков, развитием кондиций и координационных способностей, укреплением здоровья несравненно целенаправленнее следует вести работу по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и мотивов (интересов) к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, формирование гуманизма, радости и опыта общения, развитие волевых и нравственных качеств. Ключевой проблемой всестороннего и гармонического развития личности является умственное воспитание. Только благодаря интеллектуальной деятельности человек создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный прогресс в области науки, техники и социально-экономических отношений. Обычно умственное воспитание связывают с овладением научными знаниями, с развитием творческих способностей и задатков. Не менее важное значение в этом отношении имеет развитие мышления личности, сообразительности, памяти, умения самостоятельно добывать и пополнять свои знания. Расширение интеллектуального кругозора, овладение новейшими достижениями науки и техники и другими общечеловеческими ценностями особенно важно в настоящее время, когда в мире все большее значение приобретают процессы глобализации, рыночной конкуренции и интеграции межгосударственных отношений.
Не менее существенную роль во всестороннем развитии личности играет приобщение ее к современным техническим достижениям, к передовым технологиям и информационно-компьютерным средствам. Это требует содержательного и методически эффективного политехнического образования, знакомящего учащихся в теории и на практике с научными основами современного производства и способствующего овладению умениями и навыками труда на наиболее распространенных машинах, а также умелого обращения с различными инструментами и техническими приспособлениями.
Только таким путем можно создать предпосылки для подготовки учащейся молодежи к работе на современном производстве и для свободного профессионального самоопределения.
Весьма велика роль в формировании личности морального развития. Жизнь в современном обществе требует высокой культуры поведения и общения между людьми, умения поддерживать благожелательные отношения и тем самым создавать комфортную обстановку для себя, утверждать свое достоинство и личностную самоценность. В то же время наш техногенный и экологически неустойчивый век чреват различными опасностями, и каждому человеку, как на производстве, так и в обыденной жизни необходимо проявлять высокую требовательность к себе. Уметь пользоваться свободой, строго соблюдать дисциплину труда, отвечать за свои поступки, укреплять устойчивость социальных отношений в обществе.
Вместе с тем огромное значение имеет духовный рост членов общества, приобщение их к сокровищам отечественной и мировой литературы и искусства, формирование высоких эстетических чувств и вкусов, т.е. эстетическое формирование человека.
Всестороннее развитие личности включает в себя еще два компонента. Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Ими обладает каждый здоровый человек, и обязанность школы — выявлять и развивать их, формировать у учащихся индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела.
Второй компонент относится к производительному труду и его большой роли в формировании личности. Только он позволяет преодолевать односторонность личностного развития человека, создавать предпосылки для его полноценного физического формирования, стимулировать умственное и нравственно-эстетическое совершенствование.
Таким образом, в качестве составных частей всестороннего развития личности выступают: умственное воспитание, техническое (политехническое) образование, физическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, которые необходимо сочетать с развитием творческих способностей и задатков учащихся и вовлечением последних в посильную трудовую деятельность.
Но всестороннее развитие должно носить гармонический, (согласованный) характер. Это значит, что полноценное воспитание должно основываться на одновременном и взаимосвязанном развитии всех указанных выше сторон личности. Если та или иная сторона, например физическое или нравственное развитие, осуществляется с определенными издержками, это неизбежно будет негативно сказываться на формировании личности в целом.
Как составная, органическая часть общей системы воспитания физическое воспитание направлено на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, укрепление здоровья, расширение границ творческого долголетия как важнейших условий формирования всесторонне, гармонически развитой личности, способной и готовой к высокопроизводительному труду.
Реформа современной школы ставит задачу воспитать поколение, способное выполнить грандиозные планы развития нашей страны, переводу экономики на рельсы интенсивного развития. Владение физкультурными навыками — это не только признак общей культуры человека. Умелое использование средств физического воспитания благоприятствует интеллектуальному развитию и повышению культуры умственного труда. Переход школы на новое содержание образования, рост интенсивности учебно-познавательной деятельности обусловливают все более высокие требования, предъявляемые к организму детей. Занятия физической культурой в режиме учебного дня повышают функциональные возможности организма, умственную и физическую работоспособность детей.
Обеспечивая нормальный рост и всестороннее развитие важнейших систем и функций организма, формирование жизненно необходимых двигательных навыков и качеств, физическое воспитание связано со всеми другими сторонами воспитания.
Физическое воспитание активно содействует формированию таких социально ценных моральных качеств личности, как патриотизм, коллективизм, целеустремленность, стойкость, смелость, решительность.
Расширяя диапазон творческих возможностей человека, физическая культура играет важную роль в трудовом воспитании, в подготовке к труду. Накопление детьми двигательных навыков, совершенствование физических качеств и укрепление здоровья помогают им успешнее овладевать трудовыми действиями. Высокая трудоспособность может быть обеспечена сочетанием напряжения с расслаблением. Этому можно научить еще в школе благодаря правильно организованному процессу физического воспитания.
Выполнение физических упражнений, четкость и гармоничность коллективных действий, красота и выразительность движений, свободное владение телом, хорошая осанка удовлетворяют и развивают эстетические, потребности детей. Недостаток движений ведет к излишней полноте. Ребенок становится малообщительным, замкнутым. Режим дня, рациональное питание, физические упражнения предупреждают многие болезни детей.
Одна из важных задач физического воспитания — содействовать формированию у учащихся подтянутости, опрятности и навыков культуры поведения. Таким образом, физическое воспитание вносит существенный вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Игнорирование физической культуры ради учебных занятий, так же как и увлечение только спортом, приводит к дисгармонии в развитии человека. Поэтому физическое воспитание рассматривается в обществе как непременная часть воспитания, важная сфера культуры личности.
В школе проводятся регулярные всесторонние медицинские осмотры учащихся. Школьный врач дает рекомендации и направления, если это требуется, для лечения ребенка специалистами или на лечебные процедуры в районной поликлинике, определяет, к занятиям в какой медицинской группе допустить ученика — в основной, подготовительной или специальной (для детей с ослабленным здоровьем). Физическое воспитание рассматривается при этом как одно из средств предупреждения заболеваний, охраны и укрепления здоровья.
Одной из важнейших сторон физического воспитания в начальных классах является обучение движениям. В младшем школьном возрасте дети отличаются высокой пластичностью и большой возбудимостью нервной системы, легким образованием двигательных условных рефлексов. Успешному овладению движениями способствует интенсивное развитие двигательного анализатора. Обучение движениям будет полноценным, если удастся построить его с учетом определенных педагогических и методических требований.
В процессе физического воспитания необходимо стремиться на конкретных примерах показать образовательное, воспитательное и гигиеническое значение отдельных упражнений. Удовлетворение двигательной потребности детей, интерес и занимательность — существенные факторы повышения сознательности и активности детей на уроках физической культуры. Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста требуют создания у них ясного представления об изучаемых движениях, поэтому нужно шире использовать средства наглядности. Чем меньше возраст детей, тем больше они склонны к подражанию и повторению. Например, имитация ходьбы охотников по глубокому снегу, накачивание автомобильных камер с помощью ручного насоса с шипящим выдохом, сидя на полу, гребля одним веслом или двумя.
Воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость) у детей осуществляется в процессе обучения и совершенствования разнообразных двигательных действий при соответствующих возрасту и физической подготовленности детей дозировках нагрузки и отдыха. Воспитание двигательных качеств обеспечивается подбором необходимых упражнений и рациональной методикой занятий.
На развитие физических качеств оказывают существенное влияние повседневные занятия физическими упражнениями (зарядка, гимнастика до занятий, физкультминутки, уроки физкультуры, игры на переменах).
Особого внимание заслуживает проблема освоения дошкольными, школьными и вузовскими педагогами новейших достижений науки и передового опыта. В этой связи создание системы информационного обеспечения процесса физического воспитания детей и молодежи становится важнейшей предпосылкой развития инновационных процессов в этой сфере образования и культуры. Создание специального журнала, освещающего проблемы физического воспитания детей и молодежи, можно, по-видимому, считать первым серьезным шагом в направлении построения такой системы.
Принцип всестороннего гармонического развития личности. Требования к его реализации в системе физического воспитания.
Принцип всестороннего гармонического развития личности. Требования к его реализации в системе физического воспитания.
Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени.
В теории и практике физического воспитания существуют различные группы и виды принципов: общие принципы системы физического воспитания, методические принципы, принципы, выражающие специфику отдельных видов физического воспитания (например, спортивной тренировки). Они связаны между собой и составляют единую систему принципов. В моем реферате будут рассматриваться только общие принципы физического воспитания. К ним относятся:
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
Принцип связи физического воспитания с практикой жизни;
3.Принцип оздоровительной направленности физического воспитания.
Принцип всестороннего гармонического развития личности. Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми со всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Но такими они могут стать исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит физическому воспитанию.
Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность, потребность в гармоническом развитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, так и в своих биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность. Все это обуславливает многосторонний характер воздействий на человека в процессе физического воспитания и предопределяет органическую связь между различными видами воспитания, которые должны учитываться и целеустремленно использоваться во всех случаях физического воспитания.
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в двух основных положениях:
1). Обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры, необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания. Только в этом случае высокоразвитые физические качества и навыки человека, его рекордные достижения в спорте общественную ценность и глубокое содержание;
2). Обеспечение широкой общей физической подготовленности. Комплексное использование факторов физической культуры необходимо для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств (и основанных на них двигательных способностях), наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки. Духовный мир человека складывается под влиянием внешней и, в первую очередь, социальной среды, а также благодаря активным действиям человека, направленным на изменение окружающей среды и самого себя. В процессе физического воспитания — в силу физического и духовного развития человека — существуют огромные возможности для реализации задач умственного нравственного и эстетического воспитания.
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности включает следующие основные требования:
строго соблюдать единство различных сторон воспитания
обеспечивать широкую общую физическую подготовленность
Требования общей физической подготовленности опираются на одну из главных закономерностей развития человека — неразрывную взаимосвязь систем и органов. Всесторонняя физическая подготовка составляет непреложную основу любого вида деятельности, служит неиссякаемым источником моральных и физических сил человека.
Шесть советов, которые помогут воспитать всесторонне развитого ребенка
Главным, для всестороннего развития ребенка является поддержка дома, в семье. Это позволяет ребенку вырасти удовлетворенным своими достижениями и амбициями. Наша цель, как родителей, помочь ребенку чувствовать себя компетентным и уверенно идти к своей цели. Это имеет решающее значение для дошкольников, так как является ключевым моментом становлении личности маленького человека. Если вы хотите улучшить способности к обучению своего ребенка, чтобы повысить его успеваемость, вам нужно запастись терпением и быть последовательным.
Шесть советов, которые помогут вам воспитать здорового, счастливого и уверенного в себе ребенка.
1. Поощряйте специальные навыки
Каждый ребенок имеет уникальные дары и таланты. Эти способности могут появляться в традиционной обстановке школы, но могут стать очевидными в совсем неожиданном месте или ситуации. Вы можете танцевать с малышом дома, или показать ему несколько знакомых вам приемов карате самостоятельно, не обязательно сразу записывать малыша на дорогостоящие кружки и факультативы. Не стоит недооценивать силу неструктурированных занятий. Догонялки во дворе, танцы в гостиной, создают возможности для интеллектуального, физического и личностного развития. Еще лучше будет, если вы найдете хобби, которое будет нравиться и вам и ребенку. Осознание того, что вы тоже стараетесь научиться чему-то новому, вдохновит вашего сына/дочь сделать то же самое.
2. Не недооценивайте силу похвалы
Хвалите ребенка за конкретную усердно проделанную работу, избегая формулировок “умный” или “талантливый”. Люди с фиксированным мышлением, как правило, неохотно принимают вызовы, потому что они считают, что они могут чего-то достичь только благодаря врожденным способностям, и часто используют отговорки “ну не дано мне, не дано!” Те, у кого наблюдается рост мышления, как правило, более благосклонно реагируют на новые задачи и проблемы, потому что они всегда в преодолении трудностей видят возможность обучения новым навыкам.
Просто потому, что вам нужна тишина, когда вы что-то сосредоточено делаете, не означает, что ваш ребенок нуждается в такой же тишине, когда выполняет свою домашнюю работу. Гарвардский исследователь Говард Гарднер вывел восемь видов интеллектов. Некоторые из которых включают музыкальные, логико-математические, лингвистические, и межличностных особенности. Фокус в том, чтобы обратить внимание на то, когда и как ваш ребенок учится лучше всего, чтобы вы могли определить его стиль обучения. Например, если ваш ребенок школьного возраста является визуалом, подумайте над использованием карточек при изучении таблицы умножения. Если ваш ребенок попадает в категорию сильного межличностного интеллекта, помогите ему увеличить его словарный запас, употребляя много описаний, больше читайте.
3. Чтение, чтение, чтение
Когда дело доходит до выбора в книги, которую вы хотите почитать вместе с ребенком, не останавливайтесь на пол пути, из-за того, что кто-то считает, что читать вашему малышу еще рано. Чтение с дошкольником стимулирует развитие речи, прививает навыки чтения и становиться залогом будущих успехов в школе. Даже если ваш ребенок еще слишком мал, чтобы понять все, что вы говорите, он будет учиться замечать ритмы речи, которые помогут ему в увеличении словарного запаса. Также было доказано, что чтение с ребенком с дошкольного возраста, помогают ребенку в эмоциональном плане. У таких деток намного меньше проблем с поведением в школе.
4. Ужинайте всей семьей
Не беспокойтесь, если ваши кулинарные навыки не отточены до уровня профессионализма. Во время совместного ужина ребенок должен чему-то научиться и получить эмоциональное насыщение от разговора, а не от изысканного блюда. Вы можете обсуждать все, что случилось у вас за день. Это позволит вашему ребенку осознать семейные ценности, в частности тех, которые касаются обучения. Исследования, проведенные Колумбийским университетом показали, что дети, которые едят по крайней мере пять раз в кругу семьи, более успешны в обучении и менее склонны к расстройствам пищеварения. Если все члены семьи не могут собраться за ужином, выберите другое время, для совместного времяпровождения – завтрак или обед, когда ваша семья может собраться вся вместе.
5. Соблюдайте режим сна
Соблюдение режима сна каждую ночь, предполагает исключение просмотра телепередач и пользования компьютером за пол часа до сна. Если у вашего ребенка есть мобильный телефон, забирайте его перед сном, потому что 62 процента детей, признают, что используют его после того, как родители выключают свет. В 2005 году исследователи из Тель-Авивского университета обнаружили, что уменьшение продолжительности сна всего на один час, может быть достаточно, чтобы уменьшить умственные способности ребенка почти в два раза на следующий день.
6. Больше обнимайтесь
Объятия ребенка снижают стресс и уменьшают напряженность. Этот контакт позволяет ребенку почувствовать себя в безопасности. Исследования детей, которые оказались без родительского тепла и поддержки, показали, что дети, которым никто не выражает свою привязанность, могут страдать от хронического стресса, который может нарушить части мозга, участвующих в фокусировке, обучении и памяти. Нежное прикосновение другого человека может, облегчить симптомы – эмоциональные, поведенческие и физические – связанные со стрессом. Мало того, что обнимая, ваш малыш улучшит свои способности к концентрации внимания, он также поможет вам почувствовать себя на миллион долларов.
Источник: vitamarg.com