Правильный режим дня первоклассника
Панков Дмитрий Дмитриевич, главный специалист Департамента здравоохранения города Москвы по гигиене детей и подростков, профессор, заведующий кафедрой педиатрии и школьной медицины Факультета дополнительного профессионального образования РНИМУ им. Н.И.Пирогова.
Почему так важен режим дня?Сколько должен спать первоклассник?
Питание и рацион
Интеллектуальные нагрузки
Дополнительные занятия для первоклассника
Физическая активность
Как распознать, что ребенок переутомлен?
Примерный распорядок дня первоклассника
Почему так важен режим дня?
Это та самая база, которая позволяет ребенку адаптироваться к школе без ущерба для здоровья. Четкий распорядок дисциплинирует, помогает легче привыкнуть к новым условиям и избежать нервных перегрузок.
Как правило, семилетний ребенок пока не может самостоятельно управлять своим временем, но приучать его можно уже сейчас: совсем скоро этот навык ему пригодится. Доказано на практике, что соблюдение режима дня помогает школьнику стать самостоятельным и организованным, а специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали, что отличники имеют твердо установленное время для приготовления уроков и постоянно его придерживаются. Так что, хорошие оценки — это результат не только способностей и усидчивости, но и упорного труда и привычки к систематической работе в определенное время.
Понятие «режим дня» включает в себя:
-
полноценный сон;
-
чередование нагрузок и отдыха;
-
рациональное питание;
-
двигательная активность;
-
время на соблюдение личной гигиены;
-
психоэмоциональный комфорт
Сколько должен спать первоклассник?
Начинаем со сна, потому что сон – это основной фактор, который влияет на физическую и умственную активность ребенка. Детишкам 6-8 лет рекомендуется спать не менее 10 часов. Как показывает опыт, первоклассники, которые спят по графику, засыпают быстрее и легче.
Как подготовиться к вечернему сну?
-
Приложите все усилия, чтобы за час до сна у ребенка не оставалось никаких срочных дел, уроков, обязанностей. Все это возбудит его перед сном и не даст расслабиться, спокойно соблюсти все ритуалы отхождения ко сну.
-
Перед сном не разрешайте ребенку играть в подвижные игры или подолгу смотреть в компьютер.
-
Примерно за час до сна сходите с ребенком на короткую прогулку или просто хорошо проветрите комнату, где ребенок будет спать.
-
Перед сном ребенку хорошо принять теплый душ, выпить стакан молока (можно с печеньем или с ложечкой меда). Можно почитать ребенку вслух, рассказать ему сказку.
-
Отход ко сну должен быть очень спокойным: не заводите перед сном разговоров о проблемах и сложностях прошедшего дня, не напоминайте о неудачах и ошибках ребенка. Все это должно остаться в уходящем дне и не потревожить его сна.
Часто бывает, что днем из школы ребенок приходит вялый и усталый, а к вечеру у него как будто открывается второе дыхание. Он бодр и весел, готов заниматься чем угодно, лишь бы не ложиться в постель. Только не думайте, что он не устал — на самом деле это просто перевозбуждение. Для такого ребенка есть один полезный «рецепт»: предложите ему прилечь после обеда, а сразу после ужина обязательно устройте небольшую прогулку: она поможет снять напряжение, накопленное за день.
Надо ли первокласснику спать днем? Потребность в дневном сне индивидуальна, но вот после обеденный отдых показан каждому ребенку. Дети приходят из школы на спаде работоспособности, поэтому ни в коем случае не следует сразу же усаживать их за уроки. Даже тот ребенок, который давно уже перестал спать днем, придя домой из школы, может лечь и заснуть – и лучше дать ему такую возможность, иначе он «выдохнется» к вечеру.
Питание и рацион
Это грустно, но первое место среди всех хронических заболеваний у детей младшей школы занимают заболевания желудочно-кишечного тракта. Поэтому питание школьника, а первоклассника в особенности, должно быть своевременным и регулярным, лучше всего – пятиразовым.
Помните, что ваш ученик не только испытывает в школе запредельные для своего возраста умственные нагрузки – он еще продолжает развиваться и расти. Его пищевой рацион должен удовлетворять всем потребностям в белках, жирах, углеводах, микроэлементах.
-
Не отправляйте ребенка в школу без завтрака
. Можно дать ребенку творог со сметаной, горячую кашу, йогурт или омлет, бутерброд с сыром, кукурузные хлопья с молоком. Если у малыша утром совершенно нет аппетита, не заставляйте его есть через силу: дайте ему чай с молоком, какао, фрукты – то-что удастся съесть без проблем. -
Не отказывайтесь от горячего питания в школе: первоклашек на большой перемене около 10 часов утра обязательно кормят. Даже если ребенок утром что-то поел дома, к десяти часам он имеет полное право проголодаться.
-
Ни в коем случае нельзя принимать пищу в спешке, под постоянные окрики «Быстрее!», «Опоздаешь!». Если утром ребенок долго завтракает, лучше разбудите его на полчаса раньше, но не пытайтесь накормить его по секундомеру. Нет ничего хуже для физического и психического здоровья ребенка, чем стресс, который создается ограничением времени.
-
Обед. Если ребенок обедает дома, на первое лучше всего предложить ему легкий суп (крепкие мясные бульоны детям не полезны). Готовя второе, помните, что не только малышам, но и младшим школьникам, да и вообще всем членам вашей семьи не рекомендуется острое, жареное, специи, майонез, кетчуп.
-
Полдник — это время, когда можно дать ребенку продукты, богатые углеводами: оладьи, блинчики, злаки.
-
Ужин должен быть сытным, но легким — не пытайтесь дать ребенку наесться вечером за весь день. Если вы рассчитываете, что ваш первоклассник должен лечь спать в 21.00, то ужинать следует не позже 19.00, за 2 часа до сна.
-
Питание должно быть разнообразным, причем не только по составу продуктов, но и по тому, в каком виде эти продукты дают ребенку. Позаботьтесь о красивой сервировке, старайтесь садиться с ним за стол: есть в кругу семьи приятнее. В организации питания позитивный эмоциональный настрой важен не меньше, чем во всех остальных сферах жизни первоклассника.
-
Обязательно включите в ежедневное меню свежие фрукты и овощи. На обед, к примеру, хорошо дать ребенку овощной салат, а на завтрак и полдник – целый свежий фрукт.
Интеллектуальные нагрузки
Как делать уроки. Основной расход интеллектуальной и нервной энергии у ребенка происходит в школе, во время уроков. Важно пронаблюдать, в каком состоянии ребенок возвращается домой. Здесь перед родителями стоит задача – честно, трезво соизмерять выраженность его «остаточной энергии» с внеклассной интеллектуальной нагрузкой, в том числе с объемом домашних заданий.
Оптимальное время для приготовления уроков – с 15 до 16 часов у малышей (на это время суток приходится очередной всплеск работоспособности) и с 15 до 18 часов у остальных школьников.
Письменные задания детям шести-восьми лет даются сложно. У них еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация. Во время работы у ребенка может повышаться давление, учащается сердцебиение. Поначалу первоклассник должен непрерывно заниматься письмом не дольше 3 минут. Позже, когда ребенок «втянется» в учебу, можно продлить занятие до 8-10 минут.
При непрерывном чтении дети утомляются еще быстрее. Во время занятий чтением и письмом делайте маленькие перерывы на двигательную активность: можно сделать зарядку, встать из-за стола и размяться, пройтись по комнате.
После выполнения одного урока сделайте десятиминутный перерыв и затем приступайте к следующему предмету.
Почему нет никакого смысла учить уроки до ночи? Дело в том, что после 19.00 работоспособность первоклассника резко снижается. Все, что он прочитает или напишет, не отложится в его голове.
Для того, чтобы сделать все уроки за пару часов, примените игровые техники. Например, если малыш плохо понимает математику, разберите пример на его любимых игрушках. Вместо чтения устройте маленький моноспектакль – так ребенок лучше запомнит образы, и текст ему дастся легко.
Дополнительные занятия для первоклассника
Стоит ли включать в режим первоклассника дополнительные нагрузки? Физиологи не рекомендуют сочетать начало учебы в школе и начало обучения в музыкальной, художественной школе. Если есть желание развивать ребенка всесторонне, лучше начинать за год до школы, или же со второго класса, когда ребенок освоится в школе. В первом классе дополнительные нагрузки должны быть минимальными.
Бывает и так: до школы ребенок занимается и музыкой, и спортом, а в первом классе чем-то приходится жертвовать, потому что сил ребенка не хватает. Можно отложить какие-то из занятий на год, но обязательно прислушаться к выбору ребенка: те дополнительные занятия, которые останутся, обязательно должны нравиться ребенку, эмоционально подпитывать его. Дополнительных занятий должно быть не больше 1 часа в день. А в самом начале учебного года лучше совсем исключить занятия в кружках.
Сколько и каких кружков выбрать? Во-первых, давайте договоримся: кружки это не главное. Гораздо важнее, чтобы ребенок с наименьшими потерями пережил период адаптации к новым жизненным условиям. Выбирая дополнительные занятия для ребенка, обратите внимание на то, каким он приходит из школы:
-
Если, придя домой, школьник выглядит утомленным, значит, школьной нагрузки ему вполне хватает. Позаботьтесь о том, чтобы он хорошо отдохнул. Лучше всего выбрать активный отдых – подойдет спортивная секция или занятия танцами, где школьник сможет отвлечься от уроков.
-
Если ребенок возвращается из школы слишком возбужденным, значит, нужно выбрать дополнительные занятия, которые помогут ему успокоиться и отвлечься. Кружок рисования или шахматная секция подойдут слишком возбудимому школьнику.
-
Если ребенок не выглядит уставшим – вероятно, он вполне осилит еще одно занятие во второй половине дня. Его можно отдать в языковую или музыкальную школу – в зависимости от способностей и интересов.
Пожалуйста, учтите: утомляемость или возбудимость – это не приговор и не диагноз. К таким проявлениям детской психики просто нужно приспособиться: выбирать оптимальное время для занятий, правильно мотивировать, не давить и не стараться «выжать» из ребенка все силы.
Физическая активность
Прогулки. Ребенку необходимо проводить на воздухе не менее 3 часов – в любую погоду и каждый день, при этом желательно активно двигаться: это улучшает самочувствие и повышает работоспособность. Лучше всего ребенку гулять вместе со сверстниками, восполняя потребность в свободном общении.
Как организовать день ребенка, чтобы обеспечить его прогулками?
-
В школу и из школы – пешком. Если есть возможность пройтись перед уроками по улице, используйте ее. Это гораздо полезнее, чем ездить в школу и домой на машине.
-
Прогулка после уроков. Постарайтесь выстроить график так, чтобы ребенок мог не спешить из школы домой. Хотя бы полчаса побегать после школы на свежем воздухе – отличная возможность сбросить напряжение. постарайтесь совместить с прогулкой поход в кружок или студию.
-
Перед сном – на улицу. Это отличная традиция, которая способствует укреплению сна. Достаточно сорока минут, чтобы напитаться кислородом перед сном.
Физическая активность. Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться за рабочим столом. Время от времени напоминайте о том, что пора переключиться, подвигаться, сделать зарядку, подтянуться на шведской стенке.
Первокласснику очень полезно в свободное время заниматься умеренным спортом, ходить в бассеин. Этим видам деятельности отдавайте предпочтение, если встает выбор между «сидячими» и «активными» занятиями.
Если выбирать между активной прогулкой и просмотром телепередачи, смело выбирайте прогулку. Это не значит, что ребенку нужно совсем запретить телевизор и компьютерные игры. Следите за тем, чтобы ребенок занимался этими видами активности не более 30-40 минут в день. Расстояние до экрана телевизора должно быть более 3 метров, а экран монитора компьютера — не ближе расстояния вытянутой руки ребенка.
Как распознать, что ребенок переутомлен?
Переутомление — состояние, возникающее при долгом отсутствии отдыха у ребенка. Обычно возникает на фоне утомления, продолжающегося долгое время. Оно может привести к снижению иммунитета и возникновению психосоматических расстройств.
Каковы симптомы переутомления?
Субъективные:
-
Общий дискомфорт, головные боли, замедление речи, мимики и движений;
-
Апатия, вялость, рассеянность, раздражительность;
-
Плохой аппетит, снижение веса, сонливость.
Объективные (их вы сможете выявить на приеме у врача):
-
Повышение частоты сердечных сокращений;
-
Понижение артериального давления;
-
Шумы в сердце;
-
Учащенная дыхательная активность;
-
Ребенок начинает легко заболевать вирусными инфекциями.
К какому врачу обратиться? Главным доктором наших детей является педиатр. Но подход к решению проблем, связанных с нарушением режима дня и переутомлением может потребовать комплексной оценки состояния с привлечением специалистов разного профиля: невролога, гастроэнтеролога, офтальмолога.
Самое главное, что может помочь переутомленному ребенку – это забота родителей. Окружите малыша вниманием, заботой и добротой, не ждите от него высоких достижений, не требуйте слишком многого.
Придется ли лечить переутомление медикаментозно? Такая необходимость может возникнуть при декомпенсации состояния ребенка или других медицинских осложнений. Обратите внимание: даже если кому-то из ваших знакомых с похожими симптомами прописывали те или иные препараты, ни в коем случае не начинайте давать их ребенку самовольно.
Потребность в лекарственном лечении может определить только врач после проведения необходимых диагностических мероприятий. Часто оказывается, что можно обойтись лечебной физкультурой, физиотерапией, правильной диетой и коррекцией образа жизни ребенка.
Примерный распорядок дня первоклассника
7.00 – подъём.
7.30-8.00 – утренняя зарядка, гигиенические процедуры, завтрак.
8.00 — 8.30 – дорога в школу.
8.30-12.30 – занятия в школе.
12.30-13.30 – дорога из школы (совмещаем с прогулкой)
13.30 – обед.
14.00-15.00 – дневной сон.
15.00-17.00 – выполнение домашнего задания.
17.00-18.00 – активная прогулка на свежем воздухе
18.00-19.30 – свободные занятия.
19.30-20.00 – ужин.
20.00-20.30 – приготовление ко сну, ночной сон до 7.00 утра.
Концентрируем внимание и избавляемся от напряжения
Несколько простых упражнений для школьников, которые помогут адаптироваться к учебе. Упражнения нам подсказывал реабилитолог, инструктор по лечебной физкультуре Центра образования № 1130 г. Москвы Сергей Литвинов, а показывала первоклассница София Косс.
— К сожалению, именно в первые годы учебы, то есть с 7 до 9 лет, у детей появляются профессиональные заболевания — сколиоз, синдром дефицита внимания, головные боли, снижение иммунитета, — говорит к. м. н., врач-невролог Виктор Косс. — Поэтому очень важно с самого начала школьных занятий проводить небольшую зарядку, помогающую избавиться от напряжения, успокоиться, научиться концентрировать внимание.
Сбрасываем напряжение
Это упражнение поможет успокоить даже самых активных шалунов, потому что требует концентрации внимания и одновременно успокаивает.
И. п. Ноги вместе, руки опущены по бокам.
На вдохе начинаем поднимать их вверх через грудь, подняв вверх, медленно опускаем через стороны, делая выдох.
Во второй фазе этого упражнения как бы зачерпываем руками воздух снизу и опять поднимаем руки вверх, одновременно отставляя ногу в сторону. На выдохе опускаем руки через стороны и приставляем ногу.
Повторить 2 — 3 раза.
Наполняем мозг кислородом
Расправляя позвоночник — грудной и шейный отдел, — мы наполняем кислородом и легкие, и мозг. Одновременно профилактика сколиоза.
И. п. — ноги вместе, руки скрещены перед собой, ладонями обхватить локти.
На вдохе медленно поднимаем руки над головой (не расцепляя ладони!). На выдохе принимаем исходное положение.
Второй вариант этого упражнения — когда руки над головой, медленно, на выдохе наклонять голову влево, на вдохе смотреть прямо, на выдохе — вправо. Это упражнение снижает нагрузку на шею и позвоночник, уставшие и затекшие от долгого сидения.
Разгружаем шею и позвоночник
Из-за того, что голова ребенка склонена почти по 40 минут, сильно устает шея. Это упражнение не самое простое. Но оно помогает не только снизить нагрузку на шейный отдел позвоночника, но и прекрасно наполняет мозг кровью и кислородом.
Примите позу спящего на парте, то есть прижмитесь правой щекой к столу, правую руку положите на затылок. А теперь, стараясь не отрывать торс от стола, поднимайте голову, но рукой прижимайте ее обратно. То есть приподнимайте голову как бы в борьбе, чувствуйте небольшое напряжение. Теперь лягте левой щекой и прижмите голову левой рукой. И последнее напряжение — лягте лбом на парту, а руки положите на затылок и начинайте отрывать голову, удерживая себя руками. Повторите цикл несколько раз.
P. S. Когда корреспондент попробовала это упражнение, стало понятно, почему наша модель была так сосредоточена и напряжена. Зато голова после этих трудов стала заметно яснее! Так что эти упражнения подойдут не только школьникам, но и взрослым.
Заботимся о спинке
Это упражнение — прекрасная профилактика сколиоза. Одновременно позволяет сконцентрировать внимание.
Сядьте на край стула, крепко взявшись за сиденье. Поставьте ноги перед собой. На выдохе поднимите пяточки максимально высоко от пола, не отрывая носочки, на вдохе — прижмите.
Можно делать, соединив коленки, расставив пятки, можно — прижав ноги друг к другу.
Для справки. Признаки гиперактивности
По различным данным, гиперактивность и синдром дефицита внимания наблюдается примерно у 10 процентов дошкольников и школьников. Как понять, что ребенку трудно?
— ребенок раздражителен, часто плаксив;
— непоседлив;
— часто ссорится с другими детьми;
— капризничает за столом;
— долго не засыпает;
— не может одеваться самостоятельно;
— не может слушать других, постоянно перебивает;
— не доводит начатое до конца;
— частые перепады настроения, вспышки гнева;
— поспешные решения;
— проблемы с успеваемостью;
— эгоистичен, можно услышать: «а мне наплевать, я так (не) хочу!»;
— выкрикивает с места на уроках;
— нестрессоустойчив, склонен делать из мухи слона;
— чтобы выполнить домашку, требуется много часов — пытка и для ребенка, и для родителей.
Как правило, эти симптомы часто относятся к мальчикам. У девочек проявляется обратная сторона медали синдрома дефицита внимания: вялость, апатия, ничего не успевают, малообщительны.
Источник: http://www.medikforum.ru/
Школьная зарядка
Значение зарядки для школьников
Нагрузка по утрам очень нужна как взрослым, так и детям. Утром школьные упражнения помогут вам настроиться на рабочий день, быстрее проснуться, разогреть мышцы и взбодрить ребенка. Вы также можете заниматься непосредственно в школе между классами. Мы предлагаем несколько вариантов комплексов упражнений в зависимости от возраста малыша.
Важно понимать важность утренней гимнастики для школьников. Дети до 14 лет имеют хороший рост костей, психологическое и физическое развитие. Поэтому очень важно, чтобы школьники уделяли какое-то время физическим упражнениям. В 14 лет начинается половое созревание, у мальчиков увеличивается мышечная масса и они начинают развиваться быстрее, чем у девочек.
Но стоит учитывать, что сердечно-сосудистая система у школьников еще не полностью развита. Часто бывают обмороки, скачки артериального давления, слабость при физических нагрузках. Но, несмотря на это, не отменяйте физические упражнения, вы можете уменьшить их интенсивность.
Гимнастические упражнения, с другой стороны, помогают организму ребенка адаптироваться к изменениям и укреплять иммунную систему. В то время как у ученика преобладает интеллектуальная нагрузка, тело начинает утомляться, в первую очередь страдает иммунитет.
Поэтому очень важно тренироваться в перерывах между учебой. Кроме того, неизменный аспект жизни школьника может повредить его позвоночник.
Когда дети занимаются спортом, все мышцы тела ребенка становятся сильнее. В первую очередь очень важно выполнять утреннюю зарядку, а также нагружать ребенка физической активностью в перерывах между учебой.
Когда и сколько заниматься
Все люди должны двигаться. Это присуще ему с рождения. Чем меньше ребенок двигается в свои 10 лет, тем большие проблем у него будут в будущем. В этом возрасте детям нравится смотреть телевизор или путешествовать в интернете, но не занятия спортом. Гимнастические упражнения для 10-летних могут заинтриговать даже самых ленивых личностей, потому что их можно выполнять с друзьями или взрослыми.
Школьный возраст — идеальное время для упражнений. Организм ребенка должен находиться в активной фазе более 10 часов в неделю. Специалисты рекомендуют, чтобы родители занимались со своими детьми по 20 минут днем и вечером. На самом деле, в этом нет никаких трудностей, но ребенок непременно получит позитивный заряд.
Как подготовить малыша к утренней зарядке
Для успешного старта нужен правильный настрой. Прежде всего, ребенку нужна правильная мотивация. Она может появиться в виде конфет, игрушек, разрешения увидеть любимого фильма или мультфильма, погулять и т.д. При выборе мотивации следует обращать внимание на предпочтения и увлечения детей.
Можно подать любую вещь с любопытством и радостью, даже зарядку, создавая из них интересную игру. Ученые рекомендуют, чтобы взрослые делали утреннюю зарядку вместе с детьми, будет весело и полезно всем. Кроме того, это хороший способ поговорить с детьми, если в течение дня это невозможно.
Желательно кормить ребенка после нагрузки, чтобы во время упражнений он не чувствовал себя плохо. В частности, после зарядки рекомендуется пить свежий сок, вы также можете предложить своему ребенку йогурт или стакан молока. Это доставит ребенку радость. Более обильный завтрак можно начать через 20 минут после окончания физической активности.
Комплекс увлекательных утренних упражнений для детей от 5-7 лет
В детском саду утренняя гимнастика всегда выполняется в игровой форме. Дети прыгают, как кролики, стоят на одной ноге, как аист, приседают, как утята …
Для учеников игровая часть не так важна, но, тем не менее, с ней еще веселее.
Придумайте название для любого упражнения. Это поможет ребенку быстро понять весь комплекс упражнений. А при необходимости напомните ребенка: «А вы, похоже, еще не сделали рыбака?» И ребенок сразу делает потерянное упражнение. При желании вы можете посмотреть программу детского класса на специализированных сайтах.
«Потягушки»
Ребенок стоит прямо, поднимает ручки по бокам и протягивает вверх, подтягивается, кладет руки за голову, разводит их в стороны и затем тянется вверх.
«Марш зверей»
Ходьба на месте. Сначала ходите как обычно, затем поднимите колени выше, потом с прямой ногой, как цапля.
«Маятник»
Ребенок кладет руки на пояс и наклоняет тело справа налево, имитируя движение маятника.
«Рыбак и рыба»
Ребенок сгибает руки в локтях, удерживая их параллельно полу. Поворочиваясь направо и налево, широко разводив руки повторяя: «Вот такую рыбу я поймал!»
«Наклоны вперед»
Наиболее интересный вариант — разбросать небольшие предметы на полу и поставить коробку на полке или столе выше, где ребенок может положить эти предметы только поднявшись вверх. Собирать нужные предметы нужно по очереди, левой и правой рукой.
«Приседания»
Обычные приседания, руки вперед или в сторону. Можно ускоряться, держа руки на краю стола. Можно на одной ноге с «пистолетом».
«Ножницы»
Упражнение лежа. Ребенок по очереди поднимает прямые ноги вверх под ровным углом. Сначала левую, потом правую.
“Подтягивание коленок к груди”
Лежа на спине, ребенок поднимает ноги, сгибая их в колене и подтягивая их к груди.
Упражнения завершаем серией глубоких вдохов и выдохов.
Комплекс утренних упражнений для детей — школьников
- Начать серию упражнений с ходьбы на месте – 60 секунд. Ноги ближе друг к другу, руки на пояс.
- Наклоны вперед. Разведите ноги в стороны, руки коснитесь плеч. 1) На вдохе наклонитесь вперед и вытяните руки в стороны. 2) выдохните, поставьте руки и ноги в исходное положение. Повторяем 6-8 раз.
- Ноги разводятся в стороны. В упражнении назначено 8-9 подходов. ИП — стоять прямо и опускать руки по швам. 1) При вдохе разведите руки в стороны, переместите одну ногу влево, при втором подходе нога сгибается вправо.
- Касание пола. Это делается от 9 до 10 раз. Ноги на ширине плеч, руки вытянуты. 1) На вдохе руки касаются пола. 2) На выдохе возвращаемся в исходное положение.
- Касание ног. Ноги на ширине плеч. 1. При наклоне левая рука касается правой ноги и наоборот. 2. Возвращаемся в исходное положение.
- Подьем рук вверх. Повторите упражнение до 15 раз. В начале упражнения ноги вместе, рука поднята и сжата в кулак. Вторая рука находится вдоль тела. 1) Сделать шаг вперед, руки меняют положение, делается рывок назад. 2) вернуться в исходное положение.
- Ходьба с резкими изгибами. Упражнение выполняется 8-10 раз. Встаньте прямо, положите руки на пояс. 1) При выпаде правой ногой, тело поворачивается вправо, при выпаде левой ногой тело поворачивается влево 2) После каждого выпада вернитесь в исходное положение.
- Повороты туловища. Повторите упражнение до 15 раз. Исходное положение — ноги вместе, руки на пояс. 1) Делаем развороты в нескольких направлениях. 2) при повороте ноги остаются в исходном положении.
- Еще один вариант поворотов. Упражнение выполняется как один из вариаций вращения тела. Исходное положение ноги вместе, руки за головой. 1) Повороты туловища в разные стороны. 2) вернуться в исходное положение.
- Прыжки на месте. Выполните до 15 раз. Руки размещены на талии, ноги вместе. 1) Делаем три прыжка на месте, затем прыжок с поворотом на 180 или 360 градусов. 2) после все повторяется в другом направлении.
- Бег с поворотами на 180 градусов. Упражнение выполняется 6-9 раз. Исходное положение – стойка. 1) Начиная со старта бежите 5-10 метров, затем развернитесь и бегите к начальной точке. 2) То же самое делается до 10 раз.
- Расслабление. Это делается 5 раз. Ноги в стороны, руки по швам. 1) при вдохе руки подняты, носки вытянуты; 2) при выдохе тело с руками резко падает вперед. Такое упражнение проводится утром, но если невозможно выполнить его каким-либо предварительным условием, то оно должно быть перенесено в другое время.
Комплекс гимнастических упражнений для детей от 10 до 13 лет
Упражнение 1
- Исходное положение: стойка, ноги слегка разведены, руки вдоль туловища.
- Ходить на месте (рис. 1).
- Ходить с движением.
Примечание: упражнение выполняется 1 мин.
Упражнение 2
- Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки вдоль тела.
- Встаньте на носки, немедленно поднимите руки вверх и изогните спину.
- Вернитесь в исходную позицию.
Примечание: повторите упражнение 5-6 раз.
Упражнение 3
Исходное положение: стоя, ноги слегка разведены, ладони рук скручены в локтях, перед грудью.
- Рывки локтями в стороны и назад — 2 раза (рис. 2).
- Вытяните руки в стороны и сделайте 2 прыжка назад прямыми руками.
- Держите плечи, левая рука лежит на правом плече, а правая — на левой.
- Примите исходную позицию.
Примечание: повторите упражнение 5-8 раз.
Упражнение 4
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
- Поднимите одну руку и посмотрите на нее. Вернитесь в стартовую позицию. Резко поднимите вторую руку и посмотрите на нее. Повторите 8-10 раз.
- Сделайте то же самое с закрытыми глазами 5-6 раз.
- Наклоните голову вперед, наклоните назад 5-8 раз.
- Поворот головы влево и вправо в умеренном темпе 5-6 раз.
Примечание: выполнять движения головы без прыжков и в умеренном темпе.
Упражнение 5
Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки на плечах.
- Поверните локти вперед.
- Вращайте локтями.
Примечание: выполняйте упражнение в течение 20-30 с.
Упражнение 6
Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки вдоль тела.
- Махи левой ногой вперед и назад (рис. 3).
- Примите исходную позицию.
- махи правой ногой вперед и назад.
Примечание: повторите упражнение 8-10 раз.
Упражнение 7
Исходное положение: стоя, ноги слегка разведены, руки вдоль туловища.
- При вдохе поднимите руки вверх.
- На выдохе наклонитесь вперед и коснитесь пола.
Примечание: повторите упражнение 8-12 раз.
Упражнение 8
Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки вдоль тела.
- Отодвинуть одну ногу назад и наклониться вперед — «ласточка».
- Примите исходную позицию.
- Сядьте, склоните голову и закройте ее руками.
Примечание: повторите упражнение 6-8 раз.
Упражнение 9
Исходное положение: стоя, ноги слегка разведены, одной рукой придерживая спинку стула.
- Приседания — 10-12 раз.
- Приседания на одной ноге — 3-5 раз.
Примечание: освоив упражнение, вы можете выполнять его без стула.
Комплекс легких утренних упражнений для подростков
Утренняя зарядка — это не упражнение. Вам просто нужно хорошо согреться по утрам, чтобы чувствовать себя бодрым, активным и подвижным.
И для этого мы предлагаем следующие упражнения:
- Ходьба на месте со спокойным дыханием (1 минута).
- Разведите ноги в ширину плеч, встаньте на цыпочки и поднимите руки вверх и вниз с помощью вдохов и выдохов (2-5 раз).
- Ступни на ширине плеч, поверните голову, наклонив ее вправо и влево, вперед и назад (2-5 раз).
- Разводите ноги в ширине плеч, поднимите правую руку и вытяните влево. Держите левую руку за спиной. (2-5 раз).
- Разведите ноги в ширину плеч, вытяните руки параллельно полу. Поверните верхнюю часть тела вправо и влево (2-5 раз в любом направлении).
- Разведите ноги в ширину плеч и наклонитесь вперед и назад (2-5 раз в любом направлении).
- Размахивайте ногами вперед, назад и вбок (2-5 раз ногой).
- Сядьте на пол, раздвиньте ноги и пальцы ног (2-5 раз).
- Встаньте на четвереньки, а затем выгибайте и прогибайте спину (2-5 раз).
- Сядьте на пол, широко расставив ноги потянитесь вперед к одной, затем к другой ноге (1 минута).
- Встаньте и расставьте ноги на ширине плеч. Выполните радиальные движения плечами, а затем прямыми руками (2-5 раз).
- Лягте на спину, согните колени и поверните так, чтобы колени касались пола (2-5 раз ногой).
- Делайте «ножницы» руками перед собой параллельно к полу (2-5 раз).
- Сложите ноги вместе, согните руки перед грудью, делайте резкие движения кривыми руками и даже двумя бусинками (2-5 раз). • Делайте приседания в умеренном темпе (2-5 раз).
- Сделайте умеренные прыжки в одну ногу, затем в другую, затем в две вместе (1 минута).
- Бег на месте с переходом к ходьбе (1 минута).
- Разделите ноги на ширину плеч. Встаньте на носки и поднимите руки вверх по бокам, а затем опустите при вдохах и выдохах (2-5 раз).
Если вы хотите, чтобы утренняя гимнастика имела больший эффект, завершите их водными функциями, такими как очистка или, что еще лучше, душ.
Зарядка в классе
Отличный способ разнообразить обучение. Вы также можете заниматься в процессе обучения. Вот несколько простых упражнений, которые не будут мешать работе в классе.
- Вращение головой по часовой стрелке и наоборот. До 5 оборотов в обе стороны.
- Голова наклоняется вперед потом назад -5 упражнений. Затем голова наклоняется влево и вправо в одинаковом количестве.
- Пальцы касаются плеч, и вращение происходит по кругу, сначала в одном направлении, а во — в другом. Упражнения выполняются до 10 раз.
- Стоя возле парты, положите руки на пояс, наклонитесь вправо и влево. 10-15 подходов.
- Прыжки на месте 10-15 раз.
Такой комплекс упражнений можно выполнять где угодно, например, дома, делать домашнее задание.
Советы родителям:
- Эти упражнения подходят не только для младших школьников, но и для старшеклассников.
- Выполнение упражнений может вызвать неприятные ощущения и травмы, если мышцы и суставы не очень горячие;
- Все упражнения для удовольствие ребенку, не настаивают на продолжении действия, если оно неприятное или болезненное;
- Старайтесь сильно варьировать упражнения, чтобы крошкам не было скучно с упражнениями;
- Используйте сравнения при объяснении упражнений. Отлично использовать дополнительное спортивное снаряжение;
- Заряжать через 10-20 минут после пробуждения, до завтрака;
- Если у вас есть возможность, то можно заниматься на улице. В городских условиях попробуйте утренний гимнастический комплекс в хорошо проветриваемом помещении без сквозняков;
- Внимательно следите за правильностью выполнения упражнения ребенком;
- Утренняя гимнастика до 2 лет содержит для себя только обычные упражнения для развития базовых движений. До этого возраста не вводите упражнения на растяжку.
Статья «Утренняя зарядка в школе»
Утренняя зарядка в школе.
Быть здоровым сегодня модно, а забота о здоровье нашем и наших детей – это не просто простые слова, а ежедневный труд, требующий от нас определённых усилий. Причём не столько даже физических, ведь утренняя зарядка – это совсем не профессиональный спорт, сколько волевых, так как заставить себя махать руками и ногами и напрягать пресс нужно уметь.
Гимнастика полезна для школьников ещё тем, что ежедневное выполнение физических упражнений позволит все детские суставчики и мышцы «оттренировать» так, чтобы никакая сидячая поза на протяжении школьных уроков не заставила бы ребёнка к концу учебного дня сгорбиться подобно столетнему старику.
Любители утренней зарядки – обладатели развитого опорно-двигательного аппарата и отличной координации.
Тренируя пресс по утрам, дети делают массаж пищеварительной системе, увеличивая приток крови и улучшая процесс усвоения пищи.
Дыхательные техники, применяемые во время выполнения утренних упражнений, позволяют не только правильно насыщать кислородом весь организм, но и отлично избавляют детвору от хронических бронхитов.
И вообще, зарядка по утрам – это отличный повод для детского организма порадоваться за своего маленького хозяина всеми клетками его тела.
Комплекс упражнений для утренней зарядки №2. https://www.uchportal.ru/zdorovesberegayushchie-tekhnologii/utrennyaya-zaryadka-kompleksy-uprazhnenij-6589
1. Ходьба на месте. «Раз-два».
Зарядка выполняется 60 секунд. Ноги не должны быть далеко друг от друга, руки можно опустить или положить на пояс.
2. Наклоны вперед.
Упражнение выполняется 6-8 раз. Ноги раздвинуть пошире, руки касаются плеч.
на вдохе нагнуться вперед и потянуть руки в стороны.
выдохнув, поставить руки и ноги в исходное положение.
На упражнение отводится 8-9 подходов.
3. Касание ног. «Мельница».
Упражнение выполняется до 8-10 раз. Начальное положение — ноги поставить на ширину плеч, руки по швам.
делаются наклоны, касаясь правой рукой левой ноги и, наоборот, при этом вторая рука отводится в сторону.
возвращение в исходное положение.
4. Подъем рук вверх рывком. «Буратино».
Повторять упражнение до 10 раз. В начале упражнения ноги вместе, рука поднята вверх и сжата в кулак вторая рука вдоль туловища.
Делается шаг вперед, руки сменяют положение, производится рывок назад.
возврат в исходное положение.
5. Ходьба с резкими поворотами. «Робот».
Упражнение делается 8-10 раз. Встать прямо, руки положить на пояс.
Выпад правой ногой корпус поворачивается вправо, при выпаде левой ногой корпус поворачивается влево
После каждого выпада вернуться в начальную позу.
6. Повороты туловища. «Флюгер».
Повторять упражнение до 10 раз. И.п.- ноги сомкнуты вместе, а руги поставлены на пояс.
Производятся развороты в разные стороны.
при поворотах ноги остаются в исходном положении.
Еще один вариант поворотов. Упражнение выполняется как один из вариантов поворота туловища. Исходное положение ноги вместе, руки за голову.
выполняются повороты туловища в разные стороны.
возврат в исходное положение.
7. Прыжки на месте «Кузнечик».
Выполнять до 10 раз. Руки ставятся на талию, ноги вместе.
делаются три прыжка на месте , затем на счет четыре прыжок с поворотом на 180 или 360 градусов.
после чего все повторяется в другую сторону.
Бег с разворотами на 180 градусов. Упражнение делается 6-9 раз. Исходное положение — стойка как перед бегом.
начиная от старта пробежать 5-10 метров затем развернуться и добежать до исходной точки.
Проделывается то же самое до 10 раз.
8. Расслабление.
Делается 5 раз. Ноги расставлены в стороны, руки по швам.
на вдохе руки тянутся вверх, носочки вытягиваются
на выдохе резко туловище с руками опускается вперед.
Ежедневная утренняя гимнастика принесёт немало пользы для здоровья, если она будет выполняться на свежем воздухе либо в хорошо проветриваемой комнате. Если погода не позволяет, и на голову капает дождь либо мороз щиплет нос, то исправить это можно при помощи открытого окошка. Свежий воздух – хорошая закалка для детского организма, повышающая иммунитет.