Разработка. Зарядка для детей-школьников
Укрепление здоровья школьников во время учебного процесса.
Можно проводить зарядку и во время учебного процесса. Вот несложные упражнения, которые не помешают работе в классе.
Такой комплекс упражнений можно делать где угодно, например, дома, делая уроки.
Такие упражнения подходят не только младшим школьникам, но и старшеклассникам.
Комплекс упражнений утренней зарядки для школьников.
Ходьба на месте. Зарядка выполняется 60 секунд. Ноги не должны быть далеко друг от друга, руки можно опустить или положить на пояс.
Наклоны вперед. Упражнение выполняется 6-8 раз. Ноги раздвинуть пошире, руки касаются плеч. 1) на вдохе нагнуться вперед и потянуть руки в стороны.2) выдохнув, поставить руки и ноги в исходное положение.
Ноги разводятся в стороны. На упражнение отводится 8-9 подходов. В начале упражнения встать нужно прямо и опустить руки по швам. 1) на вдохе руки развести в стороны, одну ногу отодвинуть влево, на втором подходе нога отводится вправо.
Касание пола. Выполняется 9-10 раз. Ноги на ширине плеч руки вытянуты вдоль туловища. 1) на вдохе делается наклон вперед и руки касаются пола 2) на выдохе тело поднимается и принимает изначальное положение.
Касание ног. Упражнение выполняется до 8-15 раз. Начальное положение ноги поставить на ширину плеч, руки по швам.1) делаются наклоны, касаясь правой рукой левой ноги и, наоборот, при этом вторая рука отводится в сторону. 2) возвращение в исходное положение.
Подъем рук вверх рывком. Повторять упражнение до 15 раз. В начале упражнения ноги вместе, рука поднята вверх и сжата в кулак вторая рука вдоль туловища.1) Делается шаг вперед, руки сменяют положение, производится рывок назад. 2) возврат в исходное положение.
Ходьба с резкими поворотами. Упражнение делается 8-10 раз. Встать прямо, руки положить на пояс. 1) Выпад правой ногой корпус поворачивается вправо, при выпаде левой ногой корпус поворачивается влево 2) После каждого выпада вернуться в начальную позу.
Повороты туловища. Повторять упражнение до 15 раз. Начальное положение предусматривает ноги сомкнуты вместе, а руги поставлены на пояс. 1) Производятся развороты в разные стороны. 2) при поворотах ноги остаются в исходном положении.
Еще один вариант поворотов. Упражнение выполняется как один из вариантов поворота туловища. Исходное положение ноги вместе, руки за голову. 1) выполняются повороты туловища в разные стороны. 2) возврат в исходное положение.
Прыжки на месте. Выполнять до 15 раз. Руки ставятся на талию, ноги вместе. 1) делаются три прыжка на месте , затем на счет четыре прыжок с поворотом на 180 или 360 градусов. 2) после чего все повторяется в другую сторону.
Бег с разворотами на 180 градусов. Упражнение делается 6-9 раз. Исходное положение — стойка как перед бегом. 1) начиная от старта пробежать 5-10 метров затем развернуться и добежать до исходной точки. 2) Проделывается то же самое до 10 раз.
Расслабление. Делается 5 раз. Ноги расставлены в стороны, руки по швам. 1) на вдохе руки тянутся вверх, носочки вытягиваются 2) на выдохе резко туловище с руками опускается вперед.
Другими рекомендациями могут стать общее закаливание организма. Неплохо если ребенок будет получать помимо зарядки курсы массажа. Закаляться нужно начинать летом с обливания прохладной водой. Чаще гуляйте с ребенком. Если вы живете в городе, постарайтесь хотя бы раз в год выезжать на море или в горы. У школьника должен быть полноценный сон и отдых. Не нагружайте чрезмерно ребенка учебой, он должен еще много отдыхать. Часто младшие дети ориентируются на взрослых, в особенности на родителей, поэтому займитесь сами спортом и здоровым образом жизни.
infourok.ru
Комплекс упражнений утренней зарядки для школьников
Комплекс упражнений утренней зарядки для школьников
1. Выполняется 9-10 раз. Ноги на ширине плеч руки вытянуты вдоль туловища. 1) на вдохе делается наклон вперед и руки касаются пола 2) на выдохе тело поднимается и принимает изначальное положение. наклоны вперед — непременное упражнение утренней зарядки
2. Повторять упражнение до 15 раз. Начальное положение предусматривает ноги сомкнуты вместе, а руги поставлены на пояс. 1) Производятся развороты в разные стороны. 2) при поворотах ноги остаются в исходном положении. повороты туловища входят в комплекс упражнений зарядки.
3. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук приведены к плечам.
1. На вдохе вытянуть руки в стороны и прогнуться.
2. На выдохе вернуться в исходное положение.
Примечание: повторить упражнение медленно 6—8 раз.
4. а) Вращательные движения плечевыми суставами, сначала правым плечом, потом левым, затем обеими одновременно.
б) Вращения выпрямленными руками от плечевого сустава сверху вниз — нарисуйте как можно больший воображаемый круг.
5. Руки согните в локтях, держа на уровне груди, и повращайте ими в разные стороны — разогрейте локтевые суставы.
6. Повращайте кистями обеих рук то в одну, то в другую сторону.
7. Поставив руки на пояс, вращайте тазом то в одну, то в другую сторону.
8. Держась руками за спинку стула выполняйте махи ногами: вперед — нога согнута, назад — выпрямлена.
9.Выполняйте наклоны взад и вперед, осуществляйте повороты вправо и влево. Неспешно вращайте голову по часовой стрелке и обратно.
10. Осуществляйте вращения плечами. Сначала левое плечо, затем правое, после одновременно.
11. Руки на поясе, отвести локти назад – вдох, наклоны вперед – выдох.
12. Поочередное сгибание и подтягивание ноги к животу.
13. Ходьба с высоким подниманием колена. Ходьба с поочередным выпрямлением ног вперед-вверх.
14. Стоя у опоры, маховые движения ногами вперед, назад, в стороны.
15. Повороты туловища в стороны с отведением руки в ту же сторону.
16. И.п. – руки в стороны. На выдохе выполнить наклон корпуса вперед, отводя правую руку назад, а левой, стараясь достать носок правой ноги; на вдохе вернуться в и.п. Затем выполнить наклон, поменяв положение рук. Темп средний.
17. И.п. – руки перед грудью. На выдохе развести руки в стороны и повернуть корпус влево, на вдохе вернуться в и.п. Это же движение выполнить повернув корпус вправо. Темп средний.
18. И.п. – стоя, ноги на ширине стопы, руки на поясе. На вдохе наклониться вперед, на выдохе вернуться в и.п. Темп средний.
19. Ноги немного уже ширины плеч. Сгибаем туловище вперед в пояснице, доставая пальцами рук ноги ниже коленей – вдох. Разгибаемся, затем вновь сгибаем туловище вперед, доставая пальцами рук ноги ниже коленей – выдох. Опять разгибаемся, затем вновь сгибаем туловище и достаем пальцами рук ноги ниже коленей – пауза в дыхании. Следующее разгибание и сгибание – продолжаем паузу в дыхании. Разгибаемся. Цикл движений окончен. В начале занятий таких циклов необходимо делать не менее 8, а затем довести их количество до 24.
20.Наклоны верхней части туловища вперед. Выполняем в положении стоя, ноги на ширине плеч. Наклоняем верхнюю часть туловища вперед, касаясь руками ног ниже коленей, – вдох. Выпрямляем туловище и при этом делаем перекрестное обхватывание руками противоположных плеч. Вновь наклоняем верхнюю часть туловища вперед, касаясь руками ног ниже коленей – выдох. Выпрямляемся и опять делаем перекрестное обхватывание руками противоположных плеч. Снова наклон туловища и касание ног руками – пауза в дыхании. Выпрямляемся, делаем перекрестное обхватывание плеч руками и вновь наклон туловища и касание ног руками при продолжении паузы в дыхании. Выпрямляемся и обхватываем руками противоположные плечи. Цикл движений окончен. В начале занятий таких циклов необходимо делать подряд не менее 8, а по мере освоения упражнения довести их количество до 24.
21.Наклоны туловища в стороны. Ноги на ширине плеч. Руки опущены вдоль туловища. Наклоняем туловище вправо, правая рука скользит вдоль туловища вниз и переходит на правую ногу. Левая рука при этом поднимается вверх и касается пальцами левой подмышки – вдох. Выпрямляемся и наклоняем туловище влево. При этом левая рука скользит вниз вдоль туловища и левой ноги, а правая рука поднимается вверх и касается пальцами правой подмышки – выдох. Затем вновь наклон туловища вправо с аналогичными движениями рук – делаем паузу в дыхании. Следующий наклон туловища влево – продолжаем паузу в дыхании. Цикл движений завершен. Аналогичный цикл движений делаем, выполняя вдох при наклоне туловища влево. Таких циклов, в каждую сторону, по мере освоения упражнения, необходимо делать не менее 24.
22. Руки на затылке соединены вместе. Ноги на ширине плеч. Поворачиваем верхнюю часть туловища вправо и тянем локоть правой руки вверх и вправо – вдох. Поворачиваем верхнюю часть туловища влево и тянем локоть левой руки вверх и влево – выдох. Вновь поворачиваем верхнюю часть туловища вправо и тянемся вверх и вправо – пауза в дыхании. Поворачиваем верхнюю часть туловища влево и тянемся вверх и влево – пауза в дыхании продолжается. Цикл движений окончен. Таких циклов, выполненных в правую и в левую стороны, должно быть сделано не менее 24 подряд.
infourok.ru
Классный час о пользе зарядки
Классный час в 1Б классе (учитель Г.Н.Паневина)
«Здоровье в порядке — спасибо зарядке!»
Цели: закрепление знаний детей о факторах, способствующих укреплению здоровья;
развитие умения выбирать разумную модель поведения;
воспитание стремления следить за своим здоровьем.
Задачи: формирование у детей к внутренней мотивации здорового образа жизни;
раскрытие способов поддержки физического здоровья.
(Данная разработка учит детей заботиться о своем здоровье с детства, учит воспитывать в себе чувство воли, дисциплинирует).
1.Вводная беседа.
Как говаривал гуру, просветитель он в миру.
Жизнь в движенье, чтобы тело двигаться всегда умело.
И для этого порядка необходима нам зарядка:
Сжали пальцы в кулачки и вращаем постепенно,
А затем и в локте нашем двигаем сустав почаще,
Не печалясь, не рыча добрались и до плеча,
Шея тут же закрутилась, а потом и грудь пустилась,
Бёдра, ноги и подошвы мы взбодрились не нарочно.
Тянемся в изнеможенье, потому, что жизнь в движенье!!!
— Ребята, а как вы понимаете такое выражение «Жизнь в движенье»?
— С чего должен начинаться день человека?
Ученик:
Мы сегодня рано встали
И зарядку делать стали.
Руки вверх, руки вниз,
Влево — вправо повернись.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
А теперь прямо встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз — и постоять.
2.— А что такое зарядка?
— Сейчас я вас познакомлю с материалом из Википедии — свободной энциклопедии:
Заря́дка — комплекс физических упражнений, выполняемых, как правило, утром, с целью разминки мышц исуставов. Зарядка является обязательной процедурой в армии и спортивных лагерях. В комплекс обычно входят упражнения для мышц шеи, спины, живота, ног и рук. Типичные упражнения: потягивания, наклоны,приседания, отжимания. Зарядку обычно проводит квалифицированный тренер, показывающий упражнения группе, которая затем их повторяет, иногда под музыку. Зарядка может сочетаться с бегом, закаливанием или моржеванием.
-А кто из вас делает зарядку? Всегда ли вам хочется ее делать? Как вы считаете, нужно ли зарядку делать каждый день или можно делать ее от случая к случаю?
Оказывается, делать ежедневно утреннюю зарядку необходимо каждому человеку, не смотря на возраст или физическое развитие. Детям утреннюю зарядку нужно начинать делать с самого рождения, ведь зарядка улучшает работу сердца и легких, развивает костно-мышечную ткань, укрепляет общее здоровье организма. А если вы приучите себя делать зарядку каждое утро, то она научит вас еще и дисциплине, выработает волю. Человек должен знать, что после обычный утренней зарядки он получает колоссальный заряд энергии на весь день, она улучшает самочувствие, зарядка словно «встряхивает» организм и дает просто отличное настроение.
Некоторые люди сильно ошибаются, считая, что если они посещают какие-либо спортивные секции, то этого вполне достаточно для его организма и утренняя зарядка вовсе не нужна.
Выполнение утренней зарядки лучше всего проводить при открытых форточках, под бодрящую музыку. А летом лучше проводить занятия на свежем воздухе.
Упражнения, включаемые, в утреннюю зарядку могут быть разными, но главное, чтобы они развивали весь организм и выполнялись в определенной последовательности. Еще одним из важных пунктов при выполнении зарядки является то, что нужно не просто выполнить все упражнения, а важно следить за дыханием. Вдох должен быть глубоким через нос, а выдох – медленным и продолжительным через рот.
Начинать зарядку следует с ходьбы (можно на месте) или легкой пробежки «трусцой» — это упражнение подготавливает организм к предстоящей физической нагрузке.
— А сейчас я научу вас, какие упражнения нужно делать утром, и так, повторяйте за мной!
Первое упражнение – поднимание рук вверх или в стороны. Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук.
Второе упражнение – приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног и улучшения кровообращения.
Третье упражнение – различные наклоны вперед назад, вверх вниз. Это упражнение укрепляет
мышцы туловища, спины и живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника,
улучшает деятельность органов брюшной полости.
Четвертое упражнение – отжимание: мальчики от пола, а девочки от стола или скамейки. Это упражнение развивает мышцы рук и плечевого пояса.
Пятое упражнение – наклоны в стороны. Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости.
^ Шестое упражнение – маховые движения ногами и руками. Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.
Седьмое упражнение – прыжки и бег (можно на месте). Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения.
Восьмое упражнение – последнее, медленные шаги на месте и взмахи руками вверх и вниз. Это упражнение для успокоения дыхания.
Это так называемый «скелет» или схема упражнений для любой зарядки, естественно вы можете дополнить ее своими упражнениями. Делать её нужно КАЖДЫЙ день по 10-15 минут. Она даёт заряд бодрости на весь день. Если же её делать ЧЕРЕЗ день, то организм утрачивает свою силу и быстро устаёт. Делайте каждое утро зарядку и будете ощущать силу и мощь всего организма!!!
1 ученик:
Чтоб здоровым быть сполна
Физкультура всем нужна.
Для начала по порядку —
Утром сделаем зарядку!
2 ученик:
И без всякого сомненья
Есть хорошее решенье —
Бег полезен и игра
Занимайся детвора!
3 ученик:
Чтоб успешно развиваться
Нужно спортом заниматься
От занятий физкультурой
Будет стройная фигура.
4 ученик:
Нам полезно без сомненья
Все, что связано с движеньем.
Вот, поэтому ребятки
Будем делать мы зарядку.
5 ученик:
Будем вместе мы играть
Бегать, прыгать и скакать
Чтобы было веселее
Мяч возьмем мы поскорее.
6 ученик:
Станем прямо, ноги шире
Мяч поднимем – три-четыре,
Поднимаясь на носки.
Все движения легки.
7 ученик:
В руки мы возьмём скакалку
Обруч, кубик или палку.
Все движения разучим
Станем крепче мы и лучше.
8 ученик:
Чтобы прыгать научиться
Нам скакалка пригодится
Будем прыгать высоко
Как кузнечики – легко.
9 ученик:
Обруч, кубики помогут
Гибкость нам развить немного
Будем чаще наклоняться
Приседать и нагибаться.
10 ученик:
Вот отличная картинка
Мы как гибкая пружинка
Пусть не сразу все дается
Поработать нам придется!
11 ученик:
Чтоб проворным стать атлетом
Проведем мы эстафету.
Будем бегать быстро, дружно
Победить нам очень нужно!
— А как вы считаете, когда человек болеет, должен ли он делать зарядку? Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы сделайте вывод:
Если вы больной лежите,
Грипп с простудой мучит вас-
От зарядки не бегите,
Вам зарядка в самый раз.
Тайну полностью открою,
Как возможно не болеть
Ничего от вас не скрою:
Нужно только захотеть
Сделать пару упражнений
И холодный душ принять-
Вам не будет затруднений
Ваше тело закалять
Если ваше настроенье
Ниже среднего всегда,
То с гантелей упражненье
Нужно сделать, и тогда
Силы вы в себе найдёте
Все проблемы разрешить
Навсегда в тот день поймёте
Как вам дух свой укрепит.
-Ребята, а зарядку нужно делать только утром? А когда еще необходимо ее выполнять?
Можно ли назвать физкультминутку на уроке зарядкой? Как вы считаете, для чего мы ее делаем по несколько раз за урок?
— А какую мы делаем зарядку на уроках?
-Все упражнения, которые мы с вами выполняем на уроке, разработал учёный, врач, музыкант и педагог-новатор Владимир Филиппович Базарный. Прекрасный врач, за годы работы он подарил зрение более чем шести тысячам юных пациентов.
— Давайте вспомним, что мы применяем из методики этого ученого:
Схемы зрительно-двигательных траекторий (гимнастика для глаз)
Сенсорно-координаторные упражнения «Четыре угла» (бабочки по классу)
Дыхательная гимнастика ( упражнения с ластиком)
Массажный коврик для предупреждения плоскостопия.
Прикрывание глаз ладонями.
«Медвежьи покачивания».
Пальчиковая гимнастика.
Утренняя зарядка.
Подвижные игры на свежем воздухе перед уроками.
Режим меняющихся поз.
Физминутка: Зарядка для хвоста.wmv
— А как вы считаете, животные делают зарядку?
(Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx)
3. Учитель: Дети, сейчас мы посмотрим инсценировку сказки «Репка». Давайте внимательно посмотрим и послушаем, чему учит нас эта сказка.
(Декорация к сказке: домик, дворик, и т.д.)
Ведущий:
Возле дома огород, бабка с внучкой у ворот.
Жучка – хвост колечком, дремлет под крылечком.
На крыльцо выходит дед, он в большой тулуп одет.
Из открытого окна деду музыка слышна.
(Слышна песенка «На зарядку».)
Дед:
У меня здоровье крепкое!
Посажу-ка лучше репку я!
Ведущий:
Лопату берёт, идёт в огород.
Бабка : И у бабки без зарядки, слава богу всё в порядке!
Ведущий: Рот разевает, сладко зевает.
Внучка (о бабке):
Клонит бедную ко сну. С понедельника начну делать я зарядку!
Ведущий: На лавку садится, плетёт косицу.
(Около дома сидят Жучка и кошка.)
Ведущий:
Ну, а вы, почему зарядку не делаете?
Жучка:
Поиграем лучше в прятки!
Кошка:
Обойдёмся без зарядки.
(Играют в прятки).
Ведущий:
Жучка за кошкой, кошка в окошко,
Входит мышка в коротких штанишках!
Майка на теле, в руках гантели!
Мышка:
Раз и два! И три – четыре!
Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать, бегемота поднимать! (Проводится игра «Кошки и мышки»).
Ведущий:
Пока мы с вами играли,
Дед с бабой репу сажали.
Дед: Ох, умаялся с утра!
Бабка: Да и мне на печь пора!
(Уходят в дом).
Ведущий:
Занимается рассвет. На крылечке снова дед.
Видит репку в огороде и себе не верит вроде.
Встал он возле репки – репка выше кепки!
Дед: Эх, бульдозер бы сюда, без него совсем беда!
Ведущий: Тянет – потянет, вытянуть не может!
Дед: Где, ты, бабка?
Бабка: Я сейчас! Ай – да репка удалась!
Ведущий: Бабка за дедку – дедка – за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!
Дед:
Как тянуть? С какого боку?
Выйди, внучка, на подмогу!
(Ведущий перечисляет кто за кем).
Внучка:
Ноет спина! Ломит ручки!
Нам не справится без Жучки!
Ведущий: (Перечисляет кто за кем) Жучка бежит, лает.
Жучка:
Разбудить придётся кошку,
Пусть потрудиться немножко!
Ведущий: (Перечисляет кто за кем).
Бабка: Мышку кликнуть бы на двор.
Кошка:
Мышку звать – какой позор!
Мы и сами, кажется, с усами!
Ведущий:
Тут из норки мышка – прыг,
Ухватилась за турник!
Мышка:
Чем топтать без толку грядку –
Становитесь на зарядку!
Чтоб за дело браться –
Нужно сил набраться!
Ведущий:
Все выходят на зарядку,
Дружно делают зарядку.
Мышка:
Влево! Вправо! Получается на славу!
Встали! Выдохнуть, вдохнуть!
А теперь, пора тянуть!
Дед: (обращается к детям)
Становитесь дружно в ряд.
Вы, ребята, помогайте,
Дружно, вместе повторяйте: «Ещё разик, ещё раз, репку вытянем сейчас!»
(Дети повторяют).
Дед: Репку вытянули дружно.
Все хором:
Утром долго не валяться,
Физкультурой заниматься.
Прыгать, бегать и скакать,
Душ прохладный принимать.
Рядом с нами дружно встать,
Всё за нами повторять.
— И так какой же можно сделать вывод , ребята, а кому особенно необходима зарядка и кто должен ее делать?
— Учащимся, нужно проводить физкультурные минутки на уроках для снятия напряжения мышц.
— Спортсменам для поддержания физической формы.
— Больным. Они занимаются особой лечебной физкультурой.
— Людям, ведущим малоподвижный образ жизни.
— И всем, всем, всем для улучшения жизненного тонуса.
И в завершении давайте, все сообща исполним песню «На зарядку становись!».
infourok.ru
Школьный проект «Утренняя зарядка»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18»
Руководитель: Солдатенкова С.В.
5. Заключение ……………………… …………………………………………10
Список используемой литературы ……………………………………………11
Приложение 1 …………………………………………………………………..12
Приложение 2……………………………………………………………………13
Приложение 3…………………………………………………………………….14
1.Пояснительная записка
1.1 Участники проекта
Участники
В проекте принимают участие учащиеся 5 го класса.
В реализации проекта также участвуют:
— классные руководители
-учитель физической культуры.
1.2 Актуальность проекта
Виды типы проекта
В наше современное время, когда все бегут, куда-то спешат , не задумываясь о своем здоровье, очень важно с детства прививать основы здорового образа жизни. Проблемы со здоровьем школьников их физическое воспитание становиться актуальным как никогда. Физическое воспитание школьников должно способствовать гармоничному развитию всех систем организма, закалять и повышать иммунитет. Если ребенок получает физические нагрузкитолько на одних уроках в школе, то этих нагрузок может оказаться недостаточно.
Каждое утро многие из нас выполняют утреннюю зарядку, но некоторые без желания выполняют упражнения, а кто-то даже находит причины, чтобы ее не делать вообще. Мы редко задумываемся над тем, зачем мы делаем зарядку и практически не знаем ничего о том, какую пользу для нашего организма она приносит.
Актуальность проекта состоит в том, чтобы привлечь наибольшее количество обучающихся школы и их родителей к выполнению утренней зарядки не только на уроке физической культуры и во время проекта, но и после него самостоятельно дома.
1.2 Объект исследования — утренняя зарядка.Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье. Я считаю, что ценить свое здоровье и заботиться о нем нужно с самого раннего детства. Одним из мероприятий, оказывающим благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя зарядка, которую выполняют каждое утро и взрослые и дети.
Утренняя зарядка нацелена на то, чтобы дети проснулись. Приучить себя выполнять утреннюю зарядка ежедневно очень важно не только для укрепления здоровья, но и для поддержания бодрого настроения, высокой работоспособности детей во время всего учебного процесса.
2.Используемые методы в проекте.
Гипотеза.
У меня возникло предположение, что если школьники регулярно будут заниматься утренней гимнастикой, то их работоспособность в процессе учебного дня будет повышаться.
Цель исследования:определение степени влияния утренней зарядки на работоспособность школьников, организованное начало учебного дня, улучшение самочувствия и настроения.
Задачи исследования:
-Составить комплексы утренней зарядки
-научиться правильно, выполнять утреннюю зарядку
-изучить влияние утренней зарядки на школьников
-пропаганда здорового образа жизни через систематическое выполнение утренней зарядки.
3. Содержание
3.1 Сроки и этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап – сентябрь- октябрь- 2017г.
Основной этап – ноябрь- 2017г.
Заключительный этап – декабрь- 2017г
Заключительный этап – декабрь- 2017г.
План мероприятий для реализации проекта.
Используемые методы
Исследуя данную проблему, были использованы методы:
-Теоретический анализ источников.
-Опрос «Зачем нужна утренняя зарядка?».
-Анкетирование:
анкета для учащихся.
-Эксперимент: Работоспособность школьников.
-Конкурс «Лучшая веселая зарядка».
-Анкета для школьников
3.2 История появления утренней зарядки
В первый раз в нашей стране радиопередача «Утренняя зарядка» вышла 2 января 1929 года. Её ведущей была Ольга Сергеевна Высоцкая (11 июня 1906 – 26 сентября 2000), диктор Всесоюзного радио, народная артистка СССР, до этого работавшая преподавателем физкультуры в школе. Первая радиопередача «Утренняя зарядка» 1931 год. О.С.Высоцкая проводит первые уроки утренней гимнастики на телевидении.
После Ольги Высоцкой долгие годы вёл передачи, длившиеся около 15 минут, Николай Гордеев. Его голос узнавала вся страна, ведь многие начинали свой день, включив утром радиоприёмник, слышали слова: «Начинаем урок утренней зарядки». Затем в 1970-х годах появились ещё две радиопередачи: в 7 часов 10 минут ежедневно начиналась «Утренняя зарядка для детей», а в 11 часов утра для взрослых «Производственная гимнастика». В годы СССР популярной была производственная гимнастика, выполняемая во всех предприятиях и учебных заведениях. В определенное время из фактически постоянно включенного радиоприемника доносилась веселая музыка, и жизнерадостный диктор начинал проводить упражнения. Работа на заводах и фабриках прекращалась и все сотрудники начинали энергично разминаться.
3.3 «Зачем нужна утренняя зарядка?»
«Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой». Самое драгоценное, что есть у человека – это его здоровье. Я считаю, что ценить свое здоровье и заботиться о нем нужно с детства. Одним из мероприятий, оказывающим благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя зарядка.
Утренняя зарядка нацелена на то, чтобы дети проснулись. Приучить себя выполнять утреннюю зарядку ежедневно очень важно не только для укрепления здоровья, но и для поддержания бодрого настроения, высокой работоспособности детей во время всего учебного процесса. У нас в школе каждый день проводится утренняя зарядка. Но я обратил внимание на то, что не все ребята с удовольствием делают зарядку. И я решил выяснить, почему? Утренняя зарядка — это комплекс физических упражнений, выполняемых после пробуждения. Целью утренней зарядки является ускорение пробуждения полного организма. Когда мы спим, кровь в организме циркулирует медленнее и становится более густой, сердце бьется реже. Нервная система тоже отдыхает, все процессы в ней замедлены. Сразу после пробуждения у человека снижены умственная и физическая работоспособность, чувствительность, скорость реакций. Такое состояние может сохраняться достаточно долго – до 2 часов. Но большинство из нас не могут позволить себе так долго «раскачиваться» по утрам. И вот, борясь с вялостью и желанием снова упасть в кровать, мы собираемся на учебу, а когда приходит время браться за дела, никак не можем сконцентрироваться. Я считаю, что утренняя зарядка нужна в школе для того, чтобы не болеть, чтобы не быть усталым, чтобы на уроках быть бодрым, чтобы проснуться, для бодрости, для укрепления костей, ума, рук, чтобы быть здоровым, Утренняя зарядка делает нас сильными, чтобы у школьников была утренняя энергия, чтобы не засыпать на уроке. Почти все дети нашего класса выполняют зарядку и делают её с удовольствием, большая часть детей узнала о значении зарядки от учителя, на большинство учащихся зарядка влияет положительно, зарядка способствует физическому развитию, стимулирует учебную деятельность, даёт возможность чувствовать себя бодрее.
3.4 Правила составления комплекса утренней зарядки
Упражнения, включаемые, в утреннюю зарядку для школьников могут быть разными, но главное, чтобы они развивали весь организм и выполнялись в определенной последовательности.
Основные правила выполнения зарядки:
Утреннюю зарядку лучше всего делать в хорошо проветренном помещении;
В удобной одежде, которая не будет стеснять движения;
Включать в зарядку 8-9 упражнений и повторять каждое упражнение 6-7 раз. Меньшее число повторений не принесет пользы;
Правильное дыхание. Дышать свободно, через нос;
После зарядки полезно принять душ, облиться теплой водой или обтереться влажным полотенцем, а затем растереться сухим.
4.Эксперимент: работоспособность школьников
Чтобы узнать, влияет ли зарядка на работоспособность учеников был проведен эксперимент:
Ежедневно в течение одного месяца проводилась утренняя зарядка для учащихся 5х классов. В классе за 10 минут до начала первого урока, ребята выполняли зарядку.
По результатам проведённого эксперимента был сделан вывод, что у детей, которые выполняли утреннюю зарядку, работоспособность повысилась или осталась без изменений (хорошая). У тех, кто не выполнял комплексы утренней зарядки работоспособность понизилась (с хорошей на среднюю).
Сделав утреннюю зарядку в начале учебного дня, дети не устают, а продолжают активно работать на уроках в течение всего дня.
В нашей школе было проведено анкетирование среди учащихся 5-го класса для того, чтобы выявить тех, кто регулярно занимается зарядкой дома и в школе.
Результаты получились следующие:
Вопросы анкеты и результат
По результатам анкетирования можно сделать вывод, дети понимают ,что утренняя зарядка полезна, малый процент детей и их родителей выполняют утреннюю зарядку. Согласны, что зарядка в школе необходима. И самый большой процент детей отметили, что будут с удовольствием ее выполнять.
5. Заключение
По результатам всей проделанной работы был сделан вывод, что через утреннюю зарядку можно не только физически развиваться и прививать интерес к занятиям спортом, но повышать работоспособность детей во время всего учебного дня. Дети с удовольствием выполняют интересные упражнения все вместе и под звуки веселой музыки, что, кроме того, дает особую сплоченность в коллективе. В результате проведенного исследования гипотеза подтвердилась. Таким образом, я подтвердила свою гипотезу, что занимаясь утренней зарядкой каждый день, здоровье учеников окрепнет и дети будут меньше болеть. Поэтому, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в отдельных случаях — лечения заболеваний, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня. Зарядка полезна, для растущего организма. И мы сами себе можем помочь сохранить своё здоровье.
Список литературы
1.Популярная медицинская энциклопедия, Гл. ред. Покровский В. И., 1991г.
2.Микулич П. В., Орлов Л. П., “Гимнастика”, М.: Физкультура и спорт, 1959г.
3. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. — Москва, 1990.
4. Копылов Ю.А. Учить правильно дышать // Физическая культура в школе. — 2002. — №4. — С. 16-18.
5. Интернет-источники.
Приложение 1
Комплекс утренней зарядки
Упражнения, включаемые, в утреннюю зарядку для ребенка могут быть разными, но главное, чтобы они развивали весь организм и выполнялись в определенной последовательности. Начинать зарядку следует с ходьбы (можно на месте) — это упражнение подготавливает организм к предстоящей физической нагрузке.
— Первое упражнение – поднимание рук вверх или в стороны. Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук.
— Второе упражнение – приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног и улучшения кровообращения.
— Третье упражнение – различные наклоны вперед назад, вверх вниз. Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины и живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости.
— Четвертое упражнение – отжимание: мальчики от пола, а девочки от стола или скамейки. Это упражнение развивает мышцы рук и плечевого пояса.
— Пятое упражнение – наклоны в стороны. Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости.
— Шестое упражнение – маховые движения ногами и руками. Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.
— Седьмое упражнение – прыжки и бег (можно на месте). Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения.
— Восьмое упражнение – медленные шаги на месте и взмахи руками вверх и вниз. Это упражнение для успокоения дыхания.
Приложение 2
Анкета для школьников
Полезна ли утренняя зарядка?
Делают ли утреннюю зарядку твои родители, братья, сестры?
Нужна ли зарядка в школе?
С удовольствием ли ты будешь делаешь зарядку в школе?
Приложение 3
infourok.ru
Материал по теме: Физкультминутки на уроке
«Физкультминутки на уроке».
Физкультминутки подобраны с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Их могут использовать студенты при прохождении практики в школе, а также учителя начальных классов и воспитатели групп продленного дня.
Физкультминутки на уроке.
Благотворное влияние активного отдыха в виде физкультминуток между занятиями отмечали в своих исследованиях многие ученые. В соответствии с особенностями детей младшего школьного возраста время, в течение которого ученик способен удерживать статическую позу, очень невелико. Отсюда — важное педагогическое условие организации процесса обучения младших школьников: избегать длительного, непрерывающегося сидения. Характер физических упражнений, выполняющих роль активного отдыха, должен обеспечить отдых тем уставшим мышцам, которые на занятиях подвержены значительной нагрузке. Очень важно, чтобы физкультминутки, помогающие снять усталость и напряжение у детей на уроке, были простыми, интересными, хорошо знакомыми. Физкультминутки могут быть тематическими, т. е. представлять собой набор физических упражнений, объединенных единым сюжетом, а также могут представлять собой последовательность 4-5 несложных общеразвивающих упражнений. Тематические физкультминутки, включающие в себя игровой компонент, способствуют не только двигательному, но и эмоциональному отдыху ребенка.
«Ветер»
(Исходное положение — стоя, руки опущены вдоль туловища.)
Ветер дует нам в лицо, (Машем ладонями перед лицом)
Закачалось деревцо. ( Покачивание туловищем с вытянутыми
вверх руками)
Ветерок все тише, тише. (Плавные движения рук вниз с
одновременным приседанием)
Деревцо все выше, выше. (Плавные движения рук вверх,
выпрямляемся)
«Гопачок»
(Исходное положение — стоя, руки на поясе).
Топ, топ, каблучок (Правая нога вперед на пятку, три притопа).
Мы танцуем гопачок! (Левая нога на пятку, три притопа).
Ленты развеваются, (Руки вверх, плавные движения из стороны в сторону).
Танец наш кончается! ( Руки приподняты, слегка разведены в стороны
опустить вниз, одновременно поклониться).
«Петух»
(Исходное положение — стоя, руки перед грудью).
Чтоб быть похожим на орла, (Три толчка согнутыми руками, затем
руки в стороны).
Петух расправил два крыла. (Повторить движения).
И был он горд, и был он смел, (Руки на поясе, голова приподнята с поворотом сначала в одну,
затем в другую сторону).
Пока с забора не слетел. (Руки резко бросить вниз).
«Инструменты» (И.Лопухина)
(Рассказывать, сопровождая движениями.)
Балалайка, балалайка,
Побренчи-ка, поиграй-ка!
Барабань-ка, барабан!
Разверни бока, баян!
К небу поднимаем трубы,
Громко, громко дуем в трубы, —
В бубен бьем, бренчим, дудим,
Барабаним и трубим!
«Топотушки»
Ножками затопали (Дробный шаг на месте)
Ножкою притопнули (Притоп одной ногой)
Вот какой сапожок! (Выставить ногу на пятку, то правую, толевую)
Попляши со мной, дружок. (Кружатся).
«Повороты»
(Исходное положение — ноги врозь, руки опущены вниз)
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз
И учитель учит нас:
Руки в стороны поставим, (Руки в стороны)
Правой левую достанем. (Поворот влево, хлопок ладонями)
А потом наоборот
Будет вправо поворот (Поворот вправо, хлопок ладонями)
Раз — хлопок, (Поворот влево, хлопок ладонями)
Два — хлопок, (Поворот вправо, хлопок ладонями)
Повернись еще разок!
Раз, два, три, четыре! (Повороты с хлопками поочередно
в каждую сторону).
Плечи выше, руки шире! (Приподнимаем плечи, руки в стороны
Опускаем руки вниз (Опускаем руки, садимся)
И за парты вновь садись!
«Зарядка»
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш — метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Раз-два, раз-два!
Раз-два, раз-два,
Раз-два, раз!
Хватит, хватит! Прибежали!
Потянулись, подышали.
Вот мы руки развели, словно удивились.
И друг другу до земли в пояс поклонились.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.
И направо! И еще через левое плечо.
Хватит!
Выдохнуть, вдохнуть,
Можно здесь и отдохнуть!
Поклонитесь, улыбнитесь
И на место все садитесь.
«Разминка».
Мы сейчас все вместе встанем
И руками поболтаем!
А потом согнемся вниз
И исполним свой каприз:
Захотелось сразу нам
Пробежать по облакам,
Вниз на землю поглядеть
Тихо сесть и песню спеть.
Разминка
на мелодию песни Г.Гладкова «Мистер Жук»
Если вы сидеть устали
Попрошу, чтоб все вы встали.
Проведем сейчас игру
Интересную одну.
Повторяйте вы за мной
Все фигуры до одной (2 раза)
Вы налево наклонитесь,
Вы направо повернитесь,
Сделайте круг головой
И обратно круг другой.
Чуть согнитесь, распрямитесь,
Покачайте головой.
Разминка
на мелодию песни Г.Гладкова «Вот я вижу»
Вот я вижу вы слегка устали,
Может быть, пора вам отдохнуть.
Попрошу, чтоб тихо все вы встали,
Чтобы грусть и лень с себя стряхнуть.
Для начала выпрямим мы спины,
Разведем руками шире плеч,
Изогнемся, как в воде дельфины.
Можете на парты приналечь.
Сделайте круги руками,
Поднимите их над головой,
Опустите, а теперь кистями
Начертите круг один, другой.
Встаньте прямо, чуть нагнитесь,
Три шага на месте: раз, два, три.
Три прыжка, теперь прошу, садитесь,
Думаю, что лень прогнать смогли.
«Танцуйте сидя!» Музыка Б.Савельева.
Вот вы устали, готовя уроки,
И непонятны в учебнике строки,
Значит, пускай отдохнет авторучка,
Значит отодвиньте в сторонку тетрадь.
И, не вставая, а сидя на стуле,
Если еще вы совсем не заснули,
Вместо зарядки и для настроенья
Нужно этот танец, друзья танцевать!
Припев: Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели, все в полном порядке.
А напоследок мы все улыбнемся,
Хлопнем в ладоши и рассмеемся!
«Буратино»
Буратино потянулся, руки в стороны развел,
Раз — нагнулся, два — нагнулся,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
«Разминка»
Мы сейчас все дружно встанем, отдохнем.
Вправо, влево — повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх, руки в бок
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы мы, ребятишки!
Замедляем дружно шаг.
И на месте стой, вот так!
А теперь мы сядем дружно
Нам еще работать нужно.
«Разминка»
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели — встали, сели – встали,
Ванькой- Встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились вряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
«Разминка».
Поднимает руки класс — это «раз».
Повернулась голова — это «два».
Руки вниз, вперед смотри — это «три».
Руки в стороны пошире, развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать — это «пять».
Всем ребятам тихо сесть — это «шесть».
«Разминка».
Только в лес мы вошли, появились комары.
Руки вверх, хлопок над головой,
Руки вниз, хлопок другой.
Снова дальше мы идем, перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два, позади уже вода.
Мы шагаем и шагаем, руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим — на носочках пробежим.
Серый заяц скачет в поле — очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, непоседе-шалунишке,
И закончилась игра, за работу нам пора.
«Физкультминутки».
С физминуткой я дружу. Свою спину разогну.
Руки кверху подниму, а потом их опущу,
А потом попрыгаю: раз, два, три.
А потом подрыгаю: раз, два, три.
Ручками похлопаю: раз, два, три.
Ножками потопаю: раз, два, три.
Сяду я за партой стройно, чтоб вести себя достойно.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди!
Да, смотри, не упади!
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый!
«Бабочка».
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела.
На четыре — улетела.
«Большой олень»
Французская народная песня
(Исполнять с движениями в соответствии с текстом)
У оленя дом большой.
Он глядит в свое окошко.
Заяц по лесу бежит,
В дверь к нему стучит.
— Стук, стук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
— Заяц, заяц, забегай,
Лапу мне давай.
Физкультминутки (О.В.Узорова, Е.А.Нефедова)
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
И еще раз повторили.
Приседаем мы по счету,
Раз-два-три-четыре-пять.
Это нужная работа —
Мышцы ног тренировать.
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами.
Раз — рывок и два рывок.
Продолжаем наш урок.
«Леший»
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
По тропинке леший шел,
На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания — руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся на место.)
«Зимняя»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. (Руки над головой и словно «ловить»
снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимать.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идем, идем (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Сесть на место.)
Задания для самостоятельной работы:
1. Подобрать текст из поэзии для детей, подходящий для разминки на уроке
2. Выбрать физкультминутку и подобрать к ней подходящую музыку
3. Сочинить по возможности собственную музыкальную физкультминутку.
Рекомендуемая литература:
1. Литература и фантазия. Сост. Л.Е.Стрельцова // — М.: Просвещение, — 1992.
2 Физкультминутки. Авт.-сост. С.А.Лёвина, С.И.Тукачева. —
Волгоград: Учитель,- 2005.
3 Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. // -М.: Астрель.АСТ. Транзиткнига, — 2006.
4. Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе. Практическое пособие. Изд. 2-е. — М. «Айрис Пресс», 2004.
nsportal.ru
Комплекс упражнений «Зарядка школьника»
Комплекс упражнений утренней зарядки для детей — школьников
Ходьба на месте.
Зарядка выполняется 60 секунд. Ноги не должны быть далеко друг от друга, руки можно опустить или положить на пояс.
Наклоны вперед.
Упражнение выполняется 6-8 раз. Ноги раздвинуть пошире, руки касаются плеч. 1) на вдохе нагнуться вперед и потянуть руки в стороны.2) выдохнув, поставить руки и ноги в исходное положение.
Ноги разводятся в стороны.
На упражнение отводится 8-9 подходов. В начале упражнения встать нужно прямо и опустить руки по швам. 1) на вдохе руки развести в стороны, одну ногу отодвинуть влево, на втором подходе нога отводится вправо.
Касание пола.
Выполняется 9-10 раз. Ноги на ширине плеч руки вытянуты вдоль туловища. 1) на вдохе делается наклон вперед и руки касаются пола 2) на выдохе тело поднимается и принимает изначальное положение.
Касание ног.
Упражнение выполняется до 8-15 раз. Начальное положение ноги поставить на ширину плеч, руки по швам.1) делаются наклоны, касаясь правой рукой левой ноги и, наоборот, при этом вторая рука отводится в сторону. 2) возвращение в исходное положение.
Подъем рук вверх рывком.
Повторять упражнение до 15 раз. В начале упражнения ноги вместе, рука поднята вверх и сжата в кулак вторая рука вдоль туловища.1) Делается шаг вперед, руки сменяют положение, производится рывок назад. 2) возврат в исходное положение.
Ходьба с резкими поворотами.
Упражнение делается 8-10 раз. Встать прямо, руки положить на пояс. 1) Выпад правой ногой корпус поворачивается вправо, при выпаде левой ногой корпус поворачивается влево 2) После каждого выпада вернуться в начальную позу.
Повороты туловища.
Повторять упражнение до 15 раз. Начальное положение предусматривает ноги сомкнуты вместе, а руги поставлены на пояс. 1) Производятся развороты в разные стороны. 2) при поворотах ноги остаются в исходном положении.
Еще один вариант поворотов.
Упражнение выполняется как один из вариантов поворота туловища. Исходное положение ноги вместе, руки за голову. 1) выполняются повороты туловища в разные стороны. 2) возврат в исходное положение.
Прыжки на месте.
Выполнять до 15 раз. Руки ставятся на талию, ноги вместе. 1) делаются три прыжка на месте , затем на счет четыре прыжок с поворотом на 180 или 360 градусов. 2) после чего все повторяется в другую сторону.
Бег с разворотами на 180 градусов.
Упражнение делается 6-9 раз. Исходное положение — стойка как перед бегом. 1) начиная от старта пробежать 5-10 метров затем развернуться и добежать до исходной точки. 2) Проделывается то же самое до 10 раз.
Расслабление.
Делается 5 раз. Ноги расставлены в стороны, руки по швам. 1) на вдохе руки тянутся вверх, носочки вытягиваются 2) на выдохе резко туловище с руками опускается вперед.
Такая зарядка выполняется в утренние часы, но если по каким-то причинам это сделать не удается, то следует ее перенести на другое время.
infourok.ru
Физкультминутки «Гимнастика для глаз» на уроках в начальной школе
Гимнастика для глаз
1. Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
2. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.
3. Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
4. Рисование носом.
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.
Ах, как долго мы писали.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
{Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево — вправо.)
Ах, как солнце высоко.
{Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,
{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх — влево.)
Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
{Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)
ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
1. «Солнышко». Мягкие движения носом по кругу с движением глаз.
2. «Морковка». Повороты головы вправо-влево, носом нарисовать морковку (сопровождается движением глаз).
3. «Буратино». Буратино рисует своим длинным любопытным носом (сопровождается движением глаз).
4. «Ах, как долго мы писали».
Ах, как долго мы писали, глазки у ребят устали(поморгать глазами).
Посмотрите все в окно, (вправо-влево)
Ах, как солнце высоко(посмотреть вверх),
Мы глаза сейчас закроем(закрыть глаза ладошками),
В классе радугу построим, вверх по радуге пойдём, Вправо, влево повернём,а потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись.
Упражнения для тренировки наружных мышц глаз
1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 — 12 раз (голова неподвижна) .
2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 — 10 раз.
3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 — 6 раз.
4. Частые моргания в течение 15— 30 с.
Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу, называемому «метка на стекле» (Э. С. Аветисов).
Упражнения «метка на стекле»
Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 — 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3— 5 мм.
Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 — 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 — 15 дней.
Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня— 5 мин, а в остальные дни — 7 мин.
Какие же ориентиры я использую на уроках?
Разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см. ( Рис. 1 )
Рис. 1
2.Офтальмотренажёр. Это специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы (серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников). Одним из наиболее эффективных средств снятия таких следовых впечатлений являются импульсивные цветовые вспышки.
3. «Весёлые человечки». На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.
4. Специальный тренаж, расположенный на потолке класса.( см: журнал «Начальная школа», 1990.-№6.-с. 91).
5.Бумажные офтальмотренажёры. Например, на доске расставлены:
1) Пирамидки (рис.2). Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?
Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.
Рис. 2
2) Тарелки с разноцветными кружками (рис.3). Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
Рис.3
3) Коврик (рис.4 ). Задания: составь узор по своему замыслу ( каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д.
4) Подушки ( задания те же, что и с « тарелками» ).
5) Витражи в домике ( задания аналогичные, что и с
« ковриком».
6) Цветовые карточки, цветовое табло на магнитном моделеграфе (рис.5).
Рис. 4
Рис. 5
С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:
белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;
чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;
красный – возбуждает, раздражает;
голубой — ухудшает настроение;
зелёный – улучшает настроение, успокаивает;
жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.
коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.
Изучив данные о физиологической возможности каждого ребёнка и составив диаграмму заболеваемости класса, провожу дифференцированные физкультминутки. Каждый ребёнок по имеющейся у него памятке в течении 1,5 – 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений:
infourok.ru