«Весёлая зарядка для начальной школы»
Весёлая зарядка
1
Мы ручками похлопаем — Хлоп-хлоп-хлоп,
Мы ножками потопаем — Топ-топ-топ,
Мы руки все подняли
И дружно опустили.
И сели все в волшебный самолёт. (руки, согнутые в локтях, перед грудью)
Завели мотор — Ж- ж- ж,ж-ж-ж-ж-ж-ж (крутим медленно руками перед грудью, увеличивая темп)
Самолёт летит, а мотор гудит- У-у-у, у-у-у (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
Полетели…(обычно сделав пару кругов по комнате, мы летим кушать или мыться, а иногда и к карте, висящей на стене, «подлетаем» для игры в географию)
2
Хлоп! Раз,еще раз
Мы похлопаем сейчас.
А потом скорей-скорей
Хлопай-хлопай веселей!
Пальчик о пальчик тук да тук,
Хлопай, хлопай, хлопай!
Пальчик о пальчик тук да тук,
Топай, топай, топай!
3
По дорожке мы шагаем
Топ-топ, ножки, топ!
И в ладоши ударяем.
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
Ай да крепыши!
4
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)
Сделаем большой круг. («нарисовали» руками круг)
5
Мы топаем ногами, Топ-топ-топ!
Мы хлопаем руками, Хлоп-хлоп-хлоп!
Качаем головой,
И вертим головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И бегаем кругом.
6
Эй! Попрыгали на месте.(прыжки)
Эх! Руками машем вместе.(движение «ножницы» руками)
Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)
Посмотрели на картинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)
Наклонились к полу ближе.(дотронуться руками до пола)
Э-э-э! Какой же ты лентяй!(выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)
Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)
Повертись на месте ловко. (покружиться)
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?(остановились, руки в стороны, приподняли плечи)
Завтра будет вновь урок!(руки на пояс, повернули туловище вправо, правую
руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)
7
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками)
И отправились в дорожку. (шаги на месте или по кругу)
8
Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями, «фонарики»)
И похлопайте немножко
Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.
На меня теперь смотрите (делаем любое движение)
Точновсё вы повторите.
Раз-два-три, раз-два-три.
А теперь покажем ножки
И потопаем немножко.
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Покажи мне ручки, ножки,
Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)
Раз-два-три, раз-два-три.
9
На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (пытаются разъединить руки)
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.
10
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну а если надоест.
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
11
Мы на карусели сели. ( мама с малышом встают друг напротив друга, держась за руки, и ходят кругами)
Завертелись карусели,
Завертелись карусели.
Пересели на качели,
Вверх летели, (встали и потянулись вверх)
Вниз летели, (присели на корточки)
Вверх летели,
Вниз летели,
А теперь с тобой вдвоем (изображаем, как плывём на лодке)
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет, (машем вытянутыми вверх руками)
Нашу лодочку качает. (руки на пояс, покачаться всем телом)
12
Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели. (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо)
На полянку тихо сели, (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели. (руки в стороны, «летим» по кругу)
У-у-у-у-у-у…
13
Тики – так, тики-так, (стучим вытянутыми руками по бокам)
Так часики стучат.
Туки – так, туки -так, (руки перед собой, кулаки сжаты, «велосипед»)
Так колеса стучат.
Токи – ток, токи -ток, (руки сжаты в кулаки, стучим одним об другой)
Так стучит молоток.
Туки – ток, туки- ток, (топаем по полу)
Так стучит каблучок.
14
Ритм постепенно ускоряется.
Мельница, мельница мелет муку. (крутим руками «мельница»)
Дует – дует ветер сильней. (плавно помахать руками над головой из стороны в сторону)
Быстрее мельница мелет муку.
Дует – дует ветер сильней.
Еще быстрей мельница мелет муку.
Дует – дует ветер сильней.
Намололи мы муки (стучим кулаком об кулак)
Огромные мешки. (изображаем «большие мешки»)
Из муки, из муки (хлопаем ладошками с переворотом, изображая пирожки)
Напекли мы пирожки,
Ладушки-ладушки, (хлопаем)
Напекли оладушки.
15
Стучим кулачками по полу, изображая капли, или ходим и топаем в такт каплям.
Тихий-тихий дождик Кап-кап-кап.
Сильней, сильней дождик Кап-кап-кап,
Сильный, сильный ливень Кап-кап-кап!
Гром! Гром! (хлопаем)
В небе молния блестит! (руки вверх)
16
Вот полянка, а вокруг (широким жестом развести руки в стороны)
Липы выстроились в круг. (округленные руки сцепить над головой)
Липы кронами шумят, ( руки вверху, покачать ими из стороны в сторону)
Ветры в их листве гудят (наклониться вперед)
Вниз верхушки пригибают,
И качают их, качают.
После дождика и гроз (выпрямиться, руки поднять)
Липы льют потоки слёз. (плавно опустить руки, перебирая пальцами)
Каждый листик по слезинке (руки вниз, энергично потряхивать кистями)
Должен сбросить на тропинки.
Кап и кап, кап и кап — (хлопать в ладоши)
Капли, капли, капли, — кап!
До чего же листик слаб! («уронить» руки)
Он умоется дождём, (погладить сначала одну, потом другую руку)
Будет крепнуть с каждым днём. (сжать кулаки)
17
Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей. (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше. (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу. (сцепить руки кончиками пальцев над головой)
Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)
В дождевую тучу. (присесть)
18
Закружились, завертелись (покружиться на месте)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)
Легкие пушинки. (покружиться на носках)
Чуть затихла злая вьюга — (опустить руки, встать прямо)
Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу)
Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)
Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)
Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы»)
Белые подружки.
Заспешили на прогулку (шаги на месте)
Дети и старушки.
19
Изображаем руками размер капусты, потом показываем, как мы режем, солим, трем и мнем капусту.
Есть у нас капуста,
Больша-ая капуста.
Мы капусту режем, режем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту мнем, мнем.
20
Чок- чок, каблучок! (потопать ногами)
В танце кружится сверчок. (покружиться)
А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)
Исполняет вальс на скрипке.
Крылья бабочки мелькают. (машем руками как крыльями)
С муравьём она порхает. (покружиться на подскоках)
Приседает в реверансе (делаем реверанс)
И опять кружится в танце. (покружиться)
Под весёлый гопачок (танцевальные движения, как в гопаке)
Лихо пляшет паучок.
Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)
Всё! Устали наши ножки! (сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз)
21
По ровненькой дорожке, (ходьба на месте)
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам…
В яму — бух! (приседаем на корточки)
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом —
Здесь мы живем.
По окончании текста бежим в дом (заранее договариваемся, где будет дом — на диване, стуле и т.д.).
22
Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три — (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
23
Жил-был маленький гном (присели, встали)
С большим колпаком (вытянули руки вверх,соединили ладони)
Он был путешественник-гном. (руки на пояс, шаги на месте)
На лягушке он скакал: (прыгаем)
Прыг-скок,ква-ква!
И на стрекозе летал: (машем руками)
Ух,высоко! (встали на носочки)
По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем)
Буль-буль-буль!
Ездил он на черепашке: (руки на пояс, потопать на месте)
Топ-топ-топ!
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону)
Баю-бай! Баю-бай!
Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз)
Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)
24
Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)
Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)
Красят стены, крышу, пол, (руками «красим» сбоку, вверху, внизу)
Прибирают всё кругом. («метём» метлой)
Мы к ним в гости придём (шаги на месте)
И подарки принесём. (руки вперёд, ладонями вверх)
На пол- мягкую дорожку, (наклон вперёд, руками «стелем» дорожку)
Расстелив её к порожку. (попятиться назад)
Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, затем под другую)
Мёду липового жбан. (руки округлить и вятянуть перед собой)
25
Ох, ох что за гром? (руки к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом. (движения руками, имитирующие работу с молотком)
Молоток: стук-стук
Помогать идёт петух. (шаги с наклонами в стороны)
26
Громко цокают копытца. (шаги на месте)
По мосту лошадка мчится. (скакать, как «лошадки», высоко поднимая колени)
Цок, цок, цок!
За ней в припрыжку (бег на месте с подскоками)
Жеребёнок и мальчишка.
Цок- копытце жеребёнка. (топнуть правой ногой)
Цок- каблук о доски звонко. (топнуть левой ногой)
Понеслись, лишь пыль клубится. («моталочка» руками)
Всем пришлось посторониться. (пятиться на пятках назад)
27
Маленький бычок, (присели,встали)
Желтенький бочок, (наклоны в сторону)
Ножками ступает, (топаем)
Головой мотает. (мотаем головой)
-Где же стадо? Му-у-у (поворот туловища направо, правую, прямую руку в сторону, затем налево и левую руку в сторону)
Скучно одному-у-у-! (наклонились вниз и помахали вытянутыми руками)
28
Рано утром на полянке (хлопаем)
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех? (встаем на носочки и тянемся вверх)
29
Ходит по двору индюк (шаги на месте, руки на поясе)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача. (остановиться, руки развести в стороны удивлённо посмотреть вниз)
Рассердился. (потрясти пальцем, поднятым вверх)
Сгоряча затопал, (потопать ногами)
Крыльями захлопал. (руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)
Или медный самовар. (сцепить округлённые руки перед грудью)
Затряс бородою, (помотать головой, «поболтать» как индюк)
Понёсся стрелою (бег на месте)
30
Журевлёнок встал на ножки, (встать, выпрямить спинки, плечи расправить)
Пошагать решил немножко. (шаги с высоко поднятыми коленями)
Смотрит вдаль из-под ладошки. (движения в соответствии с текстом)
Кто там скачет по дорожке? (прыгать на месте, руки на поясе)
Жабы вышли на лужок. (шаги на месте)
Жабы встали все в кружок. (образовать круг)
Важно подняли головки. (поднять голову)
Посмотрите, как мы ловки! («гордые» повороты головы вправо – влево)
Вот похлопали в ладошки. (похлопать в ладоши)
Посмотрите, как мы ловки!
Вот попрыгали немножко. (прыгать на обеих ногах)
Поскакали, поскакали. (прыгать то на правой, то на левой ноге)
Покружились,покружились. (кружиться на месте)
А потом остановились. (остановиться,наклониться вперёд, покачать прямыми руками)
31
Совушка-сова, (машем руками «крылья)
Большая голова («нарисовали» руками круг)
На пеньке сидит, (присели)
Головой вертит,
Крыльями хлоп-хлоп! (прямыми руками хлопаем по бокам)
Ножками топ-топ!
32
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! (поиграть на «дудочке»)
Сидит ворон на дубу, (руки на пояс, присесть и встать, руки вверх)
Он играет во трубу (поиграть на «дудочке»)
Во серебряную.
33
Воробей живёт (машем руками «крылья»)
под крышей. (соединили руки над головой — «домик»)
В тёплой норке (сложили ладони «гнёздышком»)
домик мыши. («домик»и изображаем «ушки» мыши)
У лягушки (присели, колени раздвинули, ладони врозь)
дом в пруду, ( «домик» и круг руками перед собой — «пруд»)
Домик пеночки («домик» и помахать «крыльями»)
в саду. (руки вверх — «деревья»)
-Эй, цыплёнок, (правую руку вперёд — «эй» и пальцы в «яичко» — «цыплёнок»)
где твой дом? (руки развести , плечи поднять и «домик»)
— Он у мамы под крылом. (помахать «крыльями»)
34
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так топни ножкой!
Вот так топни ножкой!
Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши,
Вот так бей в ладоши! (2 раза)
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так повернись! (2 раза)
Заинька, попляши
Серенький, попляши,
Вот так попляши! (2 раза) (подпрыгиваем на двух ногах).
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так поклонись! (2 раза) (наклоняемся, разводя руки в стороны.)
35
Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте, руки перед грудью, кисти опущены)
На лесной опушке, (прямые руки вверх, пальцы врозь — «дерево» и качаемся)
Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте)
В беленькой избушке. (соединили руки над головой «домик»)
Мыли свои ушки, (изображаем как моем уши)
Мыли свои лапочки, (потираем правой рукой левую и наоборот)
Наряжались зайчики, (приседаем с поворотами в сторону,руки на пояс)
Надевали тапочки. (поочерёдно вытягиваем вперёд и ставим на пятку то левую,то правую ногу)
36
Скачут, скачут во лесочке (прыжки на месте)
Зайцы- серые клубочки. (руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки)
Прыг- скок, прыг- скок- (прыжки вперёд-назад, вперёд-назад)
Стал зайчонок на пенёк. (встать прямо, руки на пояс)
Всех построил по порядку, (повернули туловище вправо, правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте. (шаги на месте)
Два! Руками машут вместе, (руки перед собой, выполняем движение «ножницы»)
Три! Присели, дружно встали. (присесть, встать)
Все за ушком почесали. (почесать за ухом)
На «четыре» потянулись. (руки вверх, затем на пояс)
Пять! Прогнулись и нагнулись. (прогнуться, наклониться вперёд)
Шесть! Все встали снова в ряд, (встать прямо, руки опустить)
Зашагали как отряд. (шаги на месте)
37
Ходит кот по лавочке, (ходьба на месте)
Водит кошку за лапочки: (взялись за руки)
Топы, топы по лавочке! (топаем)
Цапы, цапы за лапочки! (стучим друг друга по пальчикам)
38
Кот Тимоша жил на крыше. (руки поднять вверх)
Ниже, в доме, жили мыши (наклон вперёд, руками дотронуться до пола)
По стене взбирались мыши, (руками «шагать» от щиколотки — вверх по голени — к коленям — по бедру)
Не боясь кота на крыше.
Караулил кот мышей, (повороты головы в сторону, руки к ушам)
Вынув пробки из ушей.
Он готовил мышеловки, (ладони захлопнуть «мышеловка»)
Но мышата были ловки. (попрыгать на месте, руки на поясе)
Спрятавшись за спину Тишки, (ладони перед лицом, выглядывать из-за них то с одной, то с другой стороны)
В прятки с ним играли мышки.
39
Вот окошко распахнулось. (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз. (присесть)
40
У нашего котища (показать, какие глазищи у кота)
Желтые глазищи.
У нашего котища (показать, какие длинные усы у кота)
Длинные усищи.
У нашего котища (показать, острые цапки-царапки)
Острые когтищи.
У нашего котища (движения от головы вверх)
Умные мыслищи.
Моется котище (показать, как кот умывается- трём кисти рук, а затем щёки)
С каждым днём всё чище,
Отмывая мордочку
От остатков пищи.
Вечером охотиться (крадущиеся шаги на носках)
В чулане за мышами.
И играет в ладушки (разбиться на пары и играть в ладошки)
С пушистыми котами.
41
-Непоседа-ветер (взмахи руками над головой)
Знает всё на свете.
Знает, как поёт лягушка: (приседаем и прыгаем имитируя движения лягушек)
«Ква-ква-ква».
Знает, как шумит ракушка: (встаём, складываем ладони лодочкой и подносим к правому, а затем левому уху)
«Шу-шу-шу».
Знает,как кричит ворона: (машем руками, как крыльями)
«Кар-кар-кар».
Знает, как мычит корова: (хлопаем в ладоши)
«Му-му-му».
42
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в
локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь. (пальчик к губам, шепотом)
43
Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)
Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся)
Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)
Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)
44
Весь засыпан снегом лес. (повернулись вправо,правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка. ( прыгаем)
Там синичек села стайка. (машем руками,как крыльями)
Здесь лисичка за кустом. (приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом. (встаём, поднимаем руки вверх)
45
В синем небе облака. (встаём на носочки, поднимаем руки вверх)
Под горой бежит река. (приседаем,руки вперёд)
Рано утром из реки (встали)
Тянут сети рыбаки. ( имитируем движение, как бы перебирая руками сеть)
Много рыбы наловили, (разводим руки в стороны)
Вкусную уху сварили. (выполняем круговые движения рукой,как бы помешивая уху в котелке)
Ах!
46
Светит солнышко в окошко, ( подняв руки над головой, вращаем кистями, «фонарики»)
Потанцуем мы немножко
Прыг-скок, прыг-скок, (прыгаем)
Так танцует мой дружок.
Светит солнышко в окошко, («фонарики»)
Потанцуем мы немножко
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем)
Так танцует мой дружок.
Светит солнышко в окошко, («фонарики»)
Потанцуем мы немножко
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (топаем)
Так танцует мой дружок.
infourok.ru
Комплекс утренней гимнастики для начальной школы «Чтобы утро было добрым»
Комплекс утренней гимнастики для начальной школы «Чтобы утро было добрым»
Утренняя гимнастика выполняется непосредственно после сна. Это не только ценное средство оздоровления и воспитания детей, но и способ вывести детей из сонного состояния, придать чувство бодрости, эмоционального подъема, повысить работоспособность.
Перед утренней гимнастикой стоят особенные задачи: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, умеренно влиять на мышечную систему и активизацию сердечной деятельности детей.
К моменту утренней гимнастики многие дети бывают вялыми, малоактивными, капризными, проявляют нежелание выполнять физические упражнения. Как сделать, чтобы физические упражнения стали действительно развивающими, интересными и увлекательными?
Результатом наших поисков, размышлений и попыток с помощью игрового и занимательного материала сделать утреннюю гимнастику радостной, стала разработка утренней гимнастики.
Наша занимательная гимнастика основана на повышении интереса детей к упражнениям за счет введения увлекательных сюжетных упражнений в стихах.
Рифмованные фразы, произносимые педагогом во время выполнения детьми упражнений, повышают интерес детей и помогают правильно выполнять упражнения, а кроме того развивают речевую активность детей.
Основными целями и задачами занимательной гимнастики являются создание благоприятных условий для обеспечения физического и психического развития детей, эмоционального благополучия, развитие координации движений в игровой форме.
Подготовкой к введению целого комплекса занимательных упражнений стали: инсценирование стихов, потешек, песенок; применение «подражательных» упражнений «Попыхтим как паровоз», «Полетаем как бабочки» и т.д.
Замена обязательных утренних упражнений на занимательные дала возможность сделать утреннюю зарядку интереснее для всех. Каждый может войти в игровой образ, поиграть, подвигаться, порадоваться. Утренняя зарядка по-настоящему бодрит детей, увлекает. Дети благодарно воспринимают игровой материал в стихах, стали по утрам спокойнее, старательнее. Зарядка стала не обязательной физической нагрузкой, а возможность включиться в игровой сюжет. Она привлекает детей своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей.
Комплекс № 1
«Медвежата»
Медвежата в лесу жили,
Часто в лесу ходили, (ходьба в кругу обычная)
Вот так, вот так
Часто в лесу ходили.
Вместе с мамой,
Вместе с папой,
Стали на четыре лапы, (ходьба на четвереньках)
Вот так, вот так
Стали на четыре лапы.
Очень быстро, ровным кругом
Побежали друг за другом, (бег по кругу)
Вот так, вот так
Побежали друг за другом.
И опять они шагали
Вот так, вот так
Ножку выше поднимали, (ходьба с построением в круг)
Вот так, вот так.
Мишки в лесу мед искали (поднимаем руки вверх)
Вот так, вот так.
Мишки дерево качали (наклоны туловища в стороны)
Вот так, вот так.
В перевалочку ходили (повороты вокруг себя)
Вот так, вот так
И из речки воду пили (наклоны вперед)
Вот так, вот так.
Мишки часто приседали (приседание)
Вот так, вот так.
Мишки прыгали, скакали (подскоки на месте)
Вот так, вот так.
Мишки солнцу улыбнулись (руки через стороны вверх)
Вот так, вот так.
На носочках потянулись (потягивание на носочках)
Вот так, вот так.
Поиграли все, устали,
Снова к дому зашагали (ходьба по кругу)
Вот так, вот так.
Комплекс № 2
«Зайчата»
На лесной лужайке
Жили-были зайки (ходьба по кругу)
Маленькие зайки
Зайки-побегайки.
Зайки по лесу гуляли
Дружно весело шагали.
Шли по лесу ровным кругом
Друг за другом,
Друг за другом.
На носочки зайки встали (ходьба на носочках)
И до веточек достали.
Зайки птичку увидали (бег)
И за нею побежали.
Прибежали на лужок
Стали в ровненький кружок. (помахивание прямыми руками)
Лапки в стороны подняли
И тихонько помахали.
Стили зайки играть (круговые движения туловищем)
Стали хвостиком вилять.
Дружно вместе приседали (приседания)
Корешочки все искали.
Лапками задвигали (прыжки на месте)
Весело запрыгали
Зайки на носочки встали (руки через стороны вверх, дышим носом).
Шумно носиком дышали.
Пошагали, поиграли
И домой все зашагали. (ходьба)
Комплекс № 3
«Лошадки»
Мы сегодня не ребятки
Мы веселые лошадки, (ходьба по кругу)
Ножки выше поднимаем,
Как лошадки мы шагаем.
Вот лошадки побежали
«Иго-го», заржали. (бег по кругу)
Быстро, весело бежали
И нисколько не устали.
Врассыпную поскакали
Скок-скок, скок-скок (подскоки врассыпную)
И копытцами стучали
Цок-цок, цок-цок.
Тпру, лошадки, подтянитесь,
На зарядку становитесь. (встали в круг)
Все головкой покачали
Длинной шейкой закивали. (наклоны головы)
Мы свою расчешем гриву
Сделаем ее красивой. (наклоны в стороны)
А потом пригладим хвостик
И верхом поедем в гости. (повороты)
Подковали свои ножки
И отправились в дорожку. (присели, погладили ножки)
Ровно, четко зашагали
Носом хорошо дышали. (ходьба)
Комплекс № 4
«Курочки и цыплята»
Пошла курочка гулять
Свежей травки пощипать, (ходьба)
А за ней цыплятки
Желтые ребятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Ох, шагать нам нелегко. (ходьба с приседанием)
Вот вприсядку мы пойдем
Много зернышек найдем.
Вы, цыплятки, все шагайте,
Да смотрите, не зевайте – (ходьба обычная)
На скамейке у дорожки
Прилегла и дремлет кошка.
Вы за мамой все, цыплятки
Убегайте без оглядки (бег)
Побежали, побежали
Крылышками замахали (машут руками)
Раз, два, не зевать
И на месте всем стоять.
Крыльями похлопали, (хлопки)
Ножками затопали, (притопы)
Крыльями помашем, (помахивания)
Ножками попляшем. (приседание)
Наклонились, дружно встали (наклоны вперед)
Клювом червячка достали.
Сели, травку пощипали (подскоки на месте)
На лужайке поскакали.
К солнцу подтянулись (потягивание на носочках)
Друг другу улыбнулись.
И веселою гурьбой за мамой двинулись домой. (ходьба)
Комплекс № 5
«Мышки – шалунишки»
Мы малюсенькие мышки
Озорные шалунишки, (ходьба)
Тра-та-та, тра-та-та
Не боимся мы кота,
Будем тихо мы ходить (ходьба на носочках)
Чтоб кота не разбудить.
Тихо побежали мыши,
Чтобы кот нас не услышал (бег)
Не шумите, не шумите
Кота Ваську не будите.
И пока не слышит кот (построение в круг)
Становитесь в хоровод.
Ручки в стороны подняли, (руки в стороны)
Крепко все себя обняли, (обхват руками)
На колени опустились,
Вправо-влево наклонились. (наклоны)
Будем вместе приседать (приседание)
Дружно сесть и дружно встать.
Мы попрыгаем немножко (пряжки)
Чтоб не слышно было кошке.
Мышки прыгают, резвятся,
Мышки кошку не боятся.
А теперь в ладоши хлопнем (хлопки)
Хлоп-хлоп,
И ногою звонко топнем (притопы)
Топ-топ.
Вот как кошку напугали
И домой все зашагали – (ходьба)
Топаем, резвимся
Кота не боимся!
infourok.ru
Утренняя зарядка для школьников 1-5 классов»Бодрое утро»
ПРОЕКТ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
«БОДРОЕ УТРО»
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
Программу подготовил:
воспитатель-педагог
дополнительного образования,
Терентьев Дмитрий Сергеевич
2019 – 2020 учебный год
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………..……………….…………..3
1.1.Актуальность……………………………………….…………3
1.2.Объект исследования…………………………….……………3
1.3. Гипотеза…………………………………………….………….4
1.4.Цель исследования………………………………….………….4
1.5.Задачи исследования…………………………………..………4
2. Основная часть…………………………………………………….5
2.1.Участники проекта……………………………………………5
2.2.Сроки и этапы реализации проекта………………….………5
2.3.Используемые методы в проекте…………………………….6
2.4.Анкета для школьников………………………………………..6-7
2.5.Правила составления комплекса утренней зарядки…..…….7-8
2.6.Комплекс утренней зарядки ….………………………………8-10
2.7.Эксперимент……………………………………….…….……10
Заключение ………………………… ………………………..…..……..11
Список использованных источников………………………………..…..12
Актуальность проекта
В связи с проблемами со здоровьем школьников и их физическое воспитание становиться актуальным как никогда. Физическое воспитание школьников должно способствовать гармоничному развитию всех систем организма, закалять и повышать иммунитет школьников. Если ребенок получает физические нагрузки только на уроках в школе, то этих нагрузок может оказаться недостаточно.
Каждое утро многие из нас выполняют зарядку, но некоторые без желания выполняют упражнения, а кто-то даже находит причины, чтобы ее не делать вообще. Мы редко задумываемся над тем, зачем мы делаем зарядку и практически не знаем ничего о том, какую пользу для нашего организма она приносит.
Актуальность проекта состоит в том, чтобы привлечь наибольшее количество обучающихся школы и их родителей к выполнению утренней зарядки не только на уроке физической культуры и во время проекта, но и после него самостоятельно дома.
Объект исследования
Объектом исследования является утренняя зарядка.
Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье. Ценить свое здоровье и заботиться о нем нужно с самого раннего детства. Одним из мероприятий, оказывающим благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя зарядка.
Утренняя зарядка нацелена на то, чтобы дети проснулись. Приучить себя выполнять утреннюю зарядка ежедневно очень важно не только для укрепления здоровья, но и для поддержания бодрого настроения, высокой работоспособности детей во время всего учебного процесса.
Гипотеза
Возникло предположение, если школьники регулярно будут заниматься утренней гимнастикой, то их работоспособность в процессе учебного дня будет повышаться.
Цель
Создать представление о здоровом образе жизни учащихся с 1 по 5 класс.
Определить, способствует ли утренняя зарядка организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения.
Задачи
Обучение самостоятельным занятиям утренней зарядкой.
Формирование двигательных умений при применении упражнений из комплекса.
Укрепление здоровья, повышение иммунитета, содействие развитию физических качеств (координация, ловкость, быстроты).
Формирование интереса к занятиям физической культурой, воспитание чувства взаимовыручки, товарищества.
Ожидаемые результаты:
1) Создание эмоционального настроя, подъёма, чувства бодрости, повышения работоспособности, самостоятельности дисциплинированности.
2) Утренняя гимнастика должна способствовать чёткому выполнению режима дня, чтобы гимнастика стала неотъемлемым организующим моментом в режиме дня и благоприятно воздействовала на физическое и эмоциональное.
В проекте принимают участие учащиеся 1-5 классов.
В реализации проекта также участвуют:
— классные руководители
-учитель физической культуры.
Сроки и этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап – сентябрь- ноябрь- 2019г.
Основной этап –декабрь- 2019 г..
Заключительный этап – май- 2020 г.
План мероприятий для реализации проекта:
Подготовительный этап:
1. Опрос школьников «Зачем нужны утренняя зарядка?»
2. Подготовка 5-классников к проведению утренней гимнастики в 1-5 классах
3. Подготовить комплексы утренней зарядки для1-5 классов
4 .Провести эксперимент в каждом классе, до начала первого урока выполнять зарядку от 5- 10мин.
5.Подготовить комплекс упражнений для глаз
6. Разработать гимнастику для «ума»
Основной этап:
Реализация программы «Бодрое утро» в ЧОУ «Школа Экономики и Права»
Заключительный этап:
Оценить физическое и умственное состояние школьников, подвести итоги по результатам работы.
Используемые методы
Исследуя данную проблему, были использованы методы:
Теоретический анализ источников.
Опрос «Зачем нужна утренняя зарядка?».
Анкетирование для учащихся.
Эксперимент: Работоспособность школьников.
«Дневник самоконтроля».
Конкурс «Лучшая веселая зарядка».
Анкета для школьников
В нашей школе было проведено анкетирование среди учащихся 1х-4х классов для того, чтобы выявить тех, кто регулярно занимается зарядкой дома и в школе.
Анкета включала в себя следующие вопросы:
Полезна ли утренняя зарядка?
Делаешь ли ты зарядку дома?
Делают ли утреннюю зарядку твои родители, братья, сестры?
Нужна ли зарядка в школе?
С удовольствием ли ты делаешь зарядку в школе?
Результаты получились следующие:
Вопрос анкеты1 классы
2 классы
3 классы
4 классы
да
нет
да
нет
да
нет
да
нет
Полезна ли утренняя зарядка?
75,00%
25%
72%
28%
80%
20%
85%
15%
2.Делаешь ли ты зарядку дома?
18%
82%
15%
85%
11%
89%
9%
91%
3. Делают ли утреннюю зарядку твои родители, братья, сестры?
4%
96%
3%
97%
4%
96%
2%
98%
4. Нужна ли зарядка в школе?
65%
35%
74%
26%
50%
50%
57%
43%
5. С удовольствием ли ты делаешь зарядку в школе?
70%
30%
72%
28%
51%
49%
60%
40%
Таблица 1 «Результаты анкетирования»
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что малый процент детей и их родителей выполняют утреннюю зарядку.
2.5. Правила выполнения зарядки
Упражнения, включаемые, в утреннюю зарядку для школьников могут быть разными, но главное, чтобы они развивали весь организм и выполнялись в определенной последовательности.
Утреннюю зарядку лучше всего делать в хорошо проветренном помещении;
В удобной одежде, которая не будет стеснять движения;
Включать в зарядку 8-9 упражнений и повторять каждое упражнение 6-7 раз. Меньшее число повторений не принесет пользы;
Правильное дыхание. Дышать свободно, через нос;
После зарядки полезно принять душ, облиться теплой водой или обтереться влажным полотенцем, а затем растереться сухим.
Комплекс утренней зарядки
Начинать зарядку следует с ходьбы (можно на месте) – это упражнение подготавливает организм к предстоящей физической нагрузке.
Зарядка для глаз
Быстрое, «очередями», моргание в течение 1 минуты
С закрытыми глазами чередовать сильное зажмуривание и просто расслабленно-закрытые глаза. Периоды зажмуривания и расслабления – 5-6 секунд. Общая продолжительность упражнения – 2 минуты.
Встать прямо, поднять перед собой согнутые в локтях руки. Начинать плавно распрямлять правую руку, следя глазами за кончиком вытянутого указательного пальца. Вернуть руку в исходное положение, начать то же проделывать с другой рукой. Повторить 5-6 раз.
Стоя прямо, не двигая головой и шеей, бросить быстрый взгляд вверх, на потолок. Потом вниз, на пол, как можно ближе к своим ногам. Упражнение повторяется до 10-12 раз.
Комплекс упражнений ОФП
Ходьба на месте. Зарядка выполняется 30 секунд. Ноги не должны быть далеко друг от друга, руки можно опустить или положить на пояс.
Наклоны вперед. Упражнение выполняется 6 раз. Ноги раздвинуть пошире, руки касаются плеч. На вдохе нагнуться вперед и потянуть руки в стороны. Выдохнув, поставить руки и ноги в исходное положение.
Ноги разводятся в стороны. На упражнение отводится 6 подходов. В начале упражнения встать нужно прямо и опустить руки по швам. На вдохе руки развести в стороны, одну ногу отодвинуть влево, на втором подходе нога отводится вправо.
Касание ног. Упражнение выполняется до 6 раз. Начальное положение ноги поставить на ширину плеч, руки по швам. Делаются наклоны, касаясь правой рукой левой ноги и, наоборот, при этом вторая рука отводится в сторону, затем возвращение в исходное положение.
Подъем рук вверх рывком. Повторять упражнение до 10 раз. В начале упражнения ноги вместе, рука поднята вверх и сжата в кулак вторая рука вдоль туловища. Делается шаг вперед, руки сменяют положение, производится рывок назад, после возврат в исходное положение.
Ходьба с резкими поворотами. Упражнение делается 8 раз. Встать прямо, руки положить на пояс. Выпад правой ногой корпус поворачивается вправо, при выпаде левой ногой корпус поворачивается влево. После каждого выпада вернуться в начальную позу.
Повороты туловища. Повторять упражнение до 10 раз. Начальное положение предусматривает: ноги сомкнуты вместе, а руги поставлены на пояс. Производятся развороты в разные стороны, при поворотах ноги остаются в исходном положении.
Прыжки на месте. Выполнять до 8 раз. Руки ставятся на талию, ноги вместе. Делаются три прыжка на месте, затем на счет четыре прыжок с поворотом на 180 или 360 градусов, после чего все повторяется в другую сторону.
Расслабление. Делается 5 раз. Ноги расставлены в стороны, руки по швам. На вдохе руки тянутся вверх, носочки вытягиваются, на выдохе резко туловище с руками опускается вперед.
Комплекс “Умная зарядка”
На одной руке пальцы собраны в кулак, другая ладонь параллельна полу. И мы меняем руки. Вначале можно делать медленно, на той скорости, которая комфортная.
Следующее упражнение на асинхронные движения. Расположите руки в такой позиции: ладони параллельны полу, левая ладонь над правой. Левая рука движется вертикально мягко без пауз. Правая рука движется горизонтально , резко выпрямляется в локте.
2.7. Эксперимент
Чтобы узнать, влияет ли зарядка на работоспособность учеников, был проведен эксперимент:
Ежедневно в течение одного месяца проводилась утренняя зарядка для учащихся 1-х-5-х классов. В классе за 10 минут до начала первого урока, ребята выполняли зарядку.
По результатам проведённого эксперимента был сделан вывод, что у детей, которые выполняли утреннюю зарядку, работоспособность повысилась или осталась без изменений (хорошая). У тех, кто не выполнял комплексы утренней зарядки работоспособность понизилась (с хорошей на среднюю).
Сделав утреннюю зарядку в начале учебного дня, дети не устают, а продолжают активно работать на уроках в течение всего дня.
По результатам всей проделанной работы был сделан вывод, что через утреннюю зарядку можно не только физически развиваться и прививать интерес к занятиям спортом, но повышать работоспособность детей во время всего учебного дня. Дети с удовольствием выполняют интересные упражнения все вместе и под звуки веселой музыки, что, кроме того, дает особую сплоченность в коллективе.
В результате проведенного исследования гипотеза подтвердилась.
1.Популярная медицинская энциклопедия, Гл. ред. Покровский В. И., 1991г.
2.Микулич П. В., Орлов Л. П., “Гимнастика”, М.: Физкультура и спорт, 1959г.
Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. — Москва, 1990.
Копылов Ю.А. Учить правильно дышать // Физическая культура в школе. — 2002. — №4. — С. 16-18.
Интернет-источники
infourok.ru
Исследовательский проект «Утренняя зарядка»
МБОУ Тацинская СОШ № 2
Автор проекта:
Кубрикова Ирина
ученица 3 «Б» класса
Руководитель
проекта:
Кудашева Ю.В.
учитель
начальных классов
2015 г.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку,
Очень нравится нам
Делать по порядку.
Чтобы нам не болеть
И не простужаться,
Мы зарядкой всегда
Будем заниматься.
Пусть не всё хорошо
Может получиться,
Не печалься, дружок,
Надо научиться.
Тема исследования посвящена утренней зарядке.
Здоровый человек — это человек с высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом.
Известно, что «подвижные» дети легче и лучше учатся, меньше конфликтуют со сверстниками и взрослыми.
Как может человек помочь себе сам при условии, что не всегда имеется возможность заниматься физическими упражнениями?
Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя физическая зарядка.
Утренняя зарядка направлена на то, чтобы дети проснулись.
Приучить себя выполнять утреннюю зарядку ежедневно очень важно не только для укрепления здоровья, но и для поддержания бодрого настроения, высокой работоспособности детей во время всего учебного процесса.
Цель исследования:
Узнать, как влияет утренняя зарядка на работоспособность младших школьников.
Проследить, способствует ли утренняя зарядка организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения.
Приступая к исследованию, мною была выдвинута гипотезу:
если младшие школьники будут регулярно заниматься утренней зарядкой, то их работоспособность будет повышаться.
Задачи исследования:
Исследуя данную проблему, были использованы методы:
Теоретический анализ источников.
Анкетирование для учащихся «Утренняя зарядка»
Эксперимент: «Работоспособность младших
школьников»
Конкурс «Лучшая веселая зарядка».
Актуальность темы исследования
Утренняя гимнастика, зарядка — это комплекс физических упражнений, выполняемых после пробуждения. Она должна состоять из упражнений на гибкость, подвижность, дыхание.
Утренняя зарядка повышает тонус всего тела, заставляет сердце начать работать, пробуждает нервную систему, улучшает обмен веществ.
Упражнения, включаемые, в утреннюю зарядку для ребенка могут быть разными, но главное, чтобы они развивали весь организм и выполнялись в определенной последовательности.
Упражнения выполняют медленно и без резких движений. Нагрузка и интенсивность зарядки должны быть меньше, чем в дневных тренировках. Занятия не должны вызывать утомления. Длительность утренней зарядки может быть от 7-15 минут до нескольких десятков минут.
Примерный комплекс утренней зарядки:
Начинать зарядку следует с ходьбы (можно на месте) — это упражнение подготавливает организм к предстоящей физической нагрузке.
Первое упражнение – поднимание рук вверх или в стороны. Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук.
Второе упражнение – круговые движения согнутыми руками вперед, назад. Это упражнение увеличивает эластичность и подвижность суставов рук. кровообращения.
Третье упражнение – различные наклоны вперед назад, вправо, влево. Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины и живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости.
Четвертое упражнение – приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног и улучшения
Пятое упражнение – наклоны в стороны. Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости.
Шестое упражнение – маховые движения ногами и руками. Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.
Седьмое упражнение – прыжки и бег (можно на месте). Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения.
Восьмое упражнение –медленные шаги на месте и взмахи руками вверх и вниз. Это упражнение для успокоения дыхания.
История появления утренней зарядки
Работая над проектом, интересно было узнать об истории появления утренней зарядки в нашей стране. Я узнала, что привить любовь к зарядке наших бабушек и дедушек помогла радиопередача «Утренняя зарядка», которая в первый раз в нашей стране вышла 2 января 1929 года. Её ведущей была Ольга Высоцкая, до этого работавшая преподавателем физкультуры в школе.
1931 год. О. С. Высоцкая проводит первые уроки гимнастики на телевидении
После Ольги Высоцкой долгие годы вёл передачи, длившиеся около 15 минут, Николай Гордеев. Его голос узнавала вся страна, ведь многие начинали свой день, включив утром радиоприёмник, слышали слова: «Начинаем урок утренней зарядки».
Николай Лаврентьевич Гордеев
Диктор Всесоюзного радио, методист физической культуры,
ведущий радиопередачи «Утренняя зарядка».
Затем в 1970-х годах появились ещё две радиопередачи: в 7 часов 10 минут ежедневно начиналась «Утренняя зарядка для детей», а в 11 часов утра для взрослых «Производственная гимнастика».
3. Наши исследования
В нашей школе было проведо анкетирование среди учащихся 2-х-3-х классов для того, чтобы выявить тех, кто регулярно занимается зарядкой дома и в школе.
Анкета включала в себя следующие вопросы:
Полезна ли утренняя зарядка?
Делаешь ли ты зарядку дома?
Делают ли утреннюю зарядку твои родители, братья, сестры?
Нужна ли зарядка в школе?
С удовольствием ли ты делаешь зарядку в школе?
Результаты получились следующие:
С младшего школьного возраста необходимо заинтересовать и показать пример, в первую очередь родителей, а далее каждый день в школе перед началом уроков. Только так можно привить любовь к спорту и своему здоровью
Эксперимент 1.
Чтобы узнать, влияет ли зарядка на работоспособность учеников был проведен эксперимент:
Ежедневно в течение одной рабочей недели проводилась утренняя зарядка для учащихся 2-х-3-х классов. В классе за 10 минут до начала первого урока, ребята выполняли зарядку.
По результатам проведённого эксперимента был сделан вывод, что у детей, которые выполняли утреннюю зарядку, работоспособность повысилась или осталась без изменений (хорошая).
У тех, кто не выполнял комплексы утренней зарядки работоспособность понизилась (с хорошей на среднюю).
Сделав утреннюю зарядку в начале учебного дня, дети не устают, а продолжают активно работать на уроках в течение всего дня.
Эксперимент 2.
Ещё один эксперимент проводился с ребятами 3 «б» класса. Учащиеся были поделены на 2 группы. Им предлагалось записать числа в последовательном порядке по убыванию на время.
В первой группе была проведена утренняя зарядка, а во второй не проведена.
Результатам этого эксперимента помог сделать вывод: учащиеся, которые делали утреннюю зарядку, с заданием справились быстрее, а учащиеся, которые не делали утреннюю зарядку медленнее.
Конкурс «Весёлая зарядка»
В нашем классе был проведен конкурс на лучшую веселую зарядку. Ребята активно приняли участие. Было предоставлено много комплексов зарядки.
Каждый комплекс мы взяли себе на заметку для дальнейшего выполнения утренней зарядки дома и в школе.
Ребята демонстрируют свои варианты утренней зарядки
Казалось бы, мелочь, утренняя зарядка – но сколько радости она принесёт, сколько новых приятных ощущений.
Утром делаешь зарядку?
Научи всех по порядку
Руки, ноги разминать
И здоровье поправлять!
Выводы
По результатам всей проделанной работы был сделан вывод, что через утреннюю зарядку можно не только физически развиваться и прививать интерес к занятиям спортом, но повышать работоспособность детей во время всего учебного дня. Дети с удовольствием выполняют интересные упражнения все вместе и под звуки веселой музыки, что, кроме того, дает особую сплоченность в коллективе.
В результате проведенного исследования гипотеза подтвердилась.
Используемая литература:
1. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. — Москва, 1990.
2. Копылов Ю.А. Учить правильно дышать // Физическая культура в школе. — 2002. — №4. — С. 16-18.
3. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физкультурно-оздоровительное занятие в общеобразовательной школе. — Москва «Чистые пруды», 2005.
4. Интернет-источники
infourok.ru
Упражнения для глаз для учащихся начальной школы
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Задачи:
— способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;
— предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у школьников.
Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Ах, как долго мы писали
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
Бабочка
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Волшебный сон
Реснички опускаются… Глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем… Дышится легко… ровно… глубоко… Наши руки отдыхают… Отдыхают… Засыпают… Шея не напряжена И рас-сла-бле-на… Губы чуть приоткрываются… Все чудесно расслабляется… Дышится легко… ровно… глубоко…
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем… (Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!
Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко
1. Пальминг.
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.
Основание мизинца (И правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
2. Верх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
3. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
4. Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
5. Покорчим рожи.
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед — влево — вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)
6. Рисование носом.
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)
7. Раскрашивание.
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.
Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
8. Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым — левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их… и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.
9. Буратино.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.
10. Часики.
Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик — по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.
И глаза вам скажут: «Спасибо!»
Если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и заходят отдохнуть. А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза?
Часто дети близко садятся к телевизору или весь день не отходят от компьютера. Читают при слабом свете или лежа на диване.
Лучше всего заниматься с книгой при дневном свете. А вечером — при настольной лампе, когда она стоит слева от глаз. Не читайте при плохом освещении или в городском транспорте. Это очень вредно!
Берегите глаза! И они вам скажут: «Спасибо!»
Игра «Буратино»
Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.
«Солнышко» — мягкие движения носом по кругу.
«Морковка» — повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.
«Дерево» — наклоны вперед-назад, носом «рисуем» дерево.
Игра «Дрессированная муха»
Наша дрессированная муха Зеленуха умеет выполнять команды. Посмотрим?
X
1. Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, влево, вниз… Где, в каком домике наша муха?
2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой.
3. Управляем мухой молча. (Направление задает учитель движениями рук.)
Комплекс специальных упражнений для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.
6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх — налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
Комплекс упражнений «На море»
(Под медленную спокойную музыку.) /. «Горизонт»
1—4— чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.
2. «Лодочка»
1-4 — чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.
3. «Радуга»
1 —4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.
4. «Солнышко»
1-8. «На море солнышко» — чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.
Затем можно повторить упражнение в другую сторону.
5. «Пловец плывет к берегу»
1—4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца. 5-8 — медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.
6. «Яркое солнышко»
1-8 — зажмуриться — «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз
1. И. п.— основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться — вдох, опустить руки — выдох. Смотреть на руки. Повторить 4-6 раз.
2. И. п.- стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении — 10-15 с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5 с в левую сторону, затем 5 с в правую.
3. И. п.— то же. Одну руку поднимать, другую — опускать, затем наоборот — 20—15 с. Сопровождать движение рук взглядом.
4. И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10—15 с.
5. И. п.— стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10 с, затем в правую — смотреть на правую кисть 10 с.
6. И. п.— основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6—8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.
7. И. п.- то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6—8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.
Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.
Профилактика зрительного утомления и близорукости
(Памятка для учащихся начальных классов)
Долго тянется урок-
Много вы читали.
Не поможет тут звонок,
Раз глаза устали.
Глазкам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый.
Упражнений ровно пять,
Все запомнить важно.
Упражнение один —
На край парты книги сдвинь. (Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.)
Упражнение такое
Повтори пять раз за мною.
Упражнение два
Тренируй свои глаза. (Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза.)
Занимаемся все сразу,
Повтори четыре раза.
Упражнение три.
Делай с нами, не спеши. (Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)
Повторите пять раз,
Расслабляя мышцы глаз.
На упражнение четыре
Потратить нужно много силы. (Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.)
Повторите 5-6 раз,
Все получится у вас.
Упражнение пять
Нужно четко выполнять. (Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх — вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).)
Профилактические упражнения для глаз
— 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-направо.
— 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.
— 15 вращательных движений глазами слева-направо.
— 15 вращательных движений глазами справа-налево.
— 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны — «восьмерка».
Руки за спинку, головки назад
Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим — на парту гляди.
(Вниз.)
И снова наверх — где там муха летит?
(Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.
Упражнения для глаз (комплекс 1)
И. п. — сидя за партой.
1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.
2. Движения глазными яблоками.
— глаза вправо-вверх.
— глаза влево-вверх.
— глаза вправо-вниз.
— глаза влево-вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10— 15 с.
3. Самомассаж.
Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.
Упражнения для глаз (комплекс 2)
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.
2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить 3—4 раза.
3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20—30 с. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза.
Упражнения для глаз (комплекс 3)
1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.
2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2—3 раза в каждую сторону.
3. Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз.
Упражнения для глаз (комплекс 4)
1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.
Закрыть глаза, расслабить веки, 10—15 с.
3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10—15 с. Открыть глаза.
Упражнения для снятия усталости глаз
1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой — полевой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
Часовщик
Часовщик прищурил глаз, (Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.)
Чинит часики для нас. (Открыть глаза.)
(С. Маршак)
Литература:
Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. — М.: ВАКО, 2007. -208 с. — (Мастерская учителя).
infourok.ru
Презентация к классному часу в начальной школе «Польза зарядки» (1-2 классы)
МОУ ИРМО «Никольская СОШ»
Классный час в 1 классе.
Учитель начальных классов: Маркова А.Ю.
Тема: Польза зарядки.
Цель: прививать здоровый образ жизни.
Задачи:
— воспитание умения вести здоровый образ жизни и следить за своим здоровьем,
— формирование мотивации к физическим упражнениям,
— развитие способов поддержки физического здоровья .
Ход занятия.
Вступительная беседа
Учитель: — Доброе утро! Попрошу вас внимательно послушать мою загадку. Отвечайте хором, громко. Ваш ответ и будет темой нашего классного часа.
Как только утром я проснусь,
Присяду, встану и нагнусь –
Все упражнения по порядку!
Поможет сделать мне ……………………..(зарядка)
(слайд 1)
— Молодцы! Всё правильно. Поговорим о пользе зарядки Нужно ли её делать? Как вы считаете? (ответы детей)
2. Знакомство с новым материалом.
(учитель рассказывает о пользе зарядки, с элементами диалога, дети вступают в беседу).
Учитель:- Делать по утрам зарядку полезно в любом возрасте. И взрослые, и дети при помощи таких занятий спортом могут приобрести крепкое здоровье, ежедневную бодрость и прилив сил, если, конечно, не будут лениться при выполнении упражнений. Зарядка для детей важна чрезвычайно, так как укрепляет здоровье, помогает сопротивляться против ежедневной атаки всевозможных вирусов и инфекций, закалиться и укрепить силы, правильно сформировать опорно-двигательный аппарат. Кроме того, ежедневные занятия спортом помогают воспитать у малышей некоторые качества, важные для дальнейшей жизни — упорство, желание четко и уверенно идти к намеченной цели и не бросать важные дела на половине пути.
-Хорошо, если утренние тренировки сочетаются с водными процедурами — контрастным душем, обтиранием или обливанием водой. Если все это применяется по правилам и в соответствии с развитием и здоровьем малыша большинство болезней минует ваш дом стороной.
— Зарядка имеет благоприятное влияние на обмен веществ в организме, а также на поддержание мышц в тонусе. Кроме того, это создаст отличное настроение на весь день. После щадящей “пробуждающей” тренировки и контрастного душа вы будете себя чувствовать бодрым и веселым.
— Даже простой комплекс упражнений утром поможет за несколько недель добиться заметных результатов.
3.Актуализация знаний.
Учитель:- давайте вместе попробуем отгадать упражнения и предметы-помощники, с которыми можно проводить зарядку.
(слайд 2)
Он бывает баскетбольный,
Волейбольный и футбольный.
С ним играют во дворе,
Интересно с ним в игре.
Скачет, скачет, скачет, скачет!
Ну конечно, это… (мячик)
Воздух режет ловко-ловко,
Палка справа, слева палка,
Ну а между них веревка.
Это длинная… (скакалка)
(слайд 3)
Мы, как будто акробаты,
Делаем прыжки на мате,
Через голову вперед,
Можем и наоборот.
Нашему здоровью впрок
Будет каждый… (кувырок)
(слайд4)
Ноги в них быстры и ловки.
То спортивные… (кроссовки)
Подтянуться мне непросто,
Я же небольшого роста.
Знает каждый ученик,
Что подтянет нас… (турник)
(слайд 5)
На уроке с ним можно играть,
Катать его и вращать.
Он будто бы буква «О»:
Круг, а внутри — ничего. (обруч)
Кувыркаемся на нем,
Не беда, коль упадем.
Здесь валяться я так рад,
Потому что это… (мат)
(слайд 6)
Ноги и мышцы все время в движении —
Это не просто идет человек.
Такие вот быстрые передвижения
Мы называем коротко — … (бег)
(слайд 7)
Ноги, руки — все в движении,
Я ползу под потолок,
Мышцы — просто напряжение —
Сам себя поднять я смог.
Подо мной постелен мат,
Вверх я влез. Помог… (канат)
(слайд 8)
Руки врозь, а ноги вместе.
Бег, потом прыжки на месте.
Рассчитались по порядку,
Начинается — зарядка
4. Практические упражнения
(зарядка проводится самим учителем, или при помощи мультгероев , например: зарядка с Дино.
Ссылка для скачивания:
https://yandex.ru/video/search?text=зарядка%20с%20диной%20видео&path=wizard&parent-reqid=1481036945771354-1316247566255088314838934-man1-4031&noreask=1&filmId=6160539424487967604)
5.Закрепление знаний.
(слайд 9)
Учитель:- Давайте посмотрим на памятку для нашего классного уголка, в которой перечислен комплекс упражнений для зарядки дома каждым утром. Не забывайте делать зарядку каждое утро, и вы будете сильными и здоровыми. (приложение 1)
6. Творческая работа.
(слайд 10)
Учитель:- посмотрите какие рисунки выполнили дети про зарядку. Я вам предлагаю сделать то же самое. Достаньте карандаши, возьмите листок и поработайте в парах. Изобразите, как нужно делать зарядку.
7. Подведение итогов.
(выставка работ)
(слайд 11)
Учитель: — скажите, дети, есть ли польза от зарядки? Какая?
-Давайте скажем вместе, разом,
Пользу от зарядки видим сразу.
Ресурсно-методическое обеспечение.
yandex.ru/images›
templated.ru›
http://www.vashevse.ru/component/idoblog/viewpost/5806
http://vashechudo.ru/raznoe/zagadki/sportivnye-zagadki-dlja-detei-s-otvetami.html
sportykid.ru›zagadki.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
infourok.ru