Боевая йога (Дхарма Марга): упражнения для начинающих, видео
Знания обывателя о занятиях йогой зачастую ограничиваются тем, что йоги лежат на гвоздях или медитируют в позе «лотоса».
Однако это вовсе не так: практика бывает и подвижной — силовой и боевой. Именно о последней, боевой практике, которая называется Дхарма Марга, расскажет представленный ниже обзор.
История создания
Различные асаны, использующиеся тысячелетиями, входили в начальную программу подготовки древних ариев, которые жили около 6000 лет назад на территории, приблизительно ограниченной Чёрным, Средиземным и Каспийским морями. Археологи определили, что тогдашняя цивилизация ариев была достаточно развита для разработки системы подготовки воинов.
Знаете ли вы? Адепты данной теории считают, что все боевые искусства произошли от воинских умений древних ариев, а современные виды спорта являются производными от них.
Несмотря на то что сохранились лишь скудные сведения о культуре ариев, доказан факт, что военные действия проводились не только кулаками, но и при помощи оружия. Сейчас это оружие применяется в упражнениях и действиях боевой йоги.
Комплект современного практика состоит из четырёх предметов:
- щита;
- копья;
- меча;
- палицы.
Видео: что такое боевая йога Первые шаги в обучении будущий воин производил без оружия, развивая только своё тело. Наука заключалась в ударах из любых положений, под разными углами с необходимой концентрацией усилий.
Изучение базовых положений тела включало в себя висячие асаны. Освоение такой методики выражалось в умении перемещаться по разным поверхностям при любом положении — вверх ногами, по вертикальным подъёмам и переходам между различными предметами: веревочными лестницами, канатами, перекладинами.
Боевая йога в древние времена применялась для подготовки мощных бойцов, которые овладевали наукой о стихиях. Этот вид мастерства развивался издревле, а готовые мастера показывали свою сноровку в боях.
Чем полезна
Польза от Дхарма Марга для духа и тела человека очевидна, но познать её дано не каждому, так как йог должен быть физически готовым для выполнения достаточно сложных упражнений. Польза от боевой йоги очевидна.
Сюда относятся:
- развитие и закрепление физической силы организма;
- увеличение выносливости;
- повышение глубины самопознания через выполнение сложных упражнений;
- приобретение навыков обращения с древним оружием;
- возможность защитить себя при физической опасности;
- совмещение контроля за дыханием с двигательной активностью.
Важно! Достичь мастерства в этом учении достаточно сложно, так как упражнения энергоёмкие, и не все могут выполнить предлагаемые комплексы в этой практике.
Комплекс упражнений для начинающих
Боевая йога в значительной степени пересекается с философией и методикой многих восточных единоборств — у них общие корни. Как уже говорилось выше, занятия в Дхарма Марга рассчитаны на людей с хорошей физической подготовкой, поэтому понятие «начинающий» в данном случае несколько смазано. Человек, приступающий к этому виду практики, уже точно не начинающий, просто он еще не изучил необходимые упражнения. В боевой йоге применяются так называемые подвешенные позы, которые чем-то похожи на перевёрнутые из классического учения, но требуют намного большего усилия для их выполнения.
Важно! Слаженная работа всех конечностей человека во время тренировок — такова основа правильного выполнения упражнений. Руки и ноги должны дополнять друг друга при движениях.
Занятия боевой йогой представляют собой:
- Обучение движениям, имитирующим бой, и их последовательностям. На данном этапе важно добиваться чёткости движений, отработки ударов и концентрации энергии в этот момент — правильное выполнение удара зависит от точного приложения силы. Урон сопернику должен быть максимален из любого положения. Для этого будущие мастера во время тренировок выполняют зависания на горизонтальных лестницах, держась на них подмышечной областью, согнув локти и колени и скрестив ступни.
- Изучение и оттачивание техники ближнего боя с ударами конечностями и точечным воздействием на жизненно важные узлы организма. Необходимо уметь нанести удар из разных положений, что и оттачивается на данном этапе. Применяются различные горизонтальные лестницы (верёвочные и стационарные), брусья, перекладины, закреплённые под потолком. Во время передвижения по ним спортсмены пытаются нанести сопернику качественный удар.
- Обучение навыкам владения оружием, которое начинается с палок из тростника (длинных, коротких, изогнутых). Они имитируют различные виды оружия, но не могут нанести существенного вреда спарринг-партнёру — он также оттачивает свою технику. Такая практика длится несколько лет, так как полное овладение ею предполагает переход к следующему этапу — использованию уже реального оружия.
- Применение боевого оружия. И это последний этап подготовки боевого йога.
Знаете ли вы? Понятие Дхарма Марга при переводе с санскрита имеет вовсе не агрессивное значение. «Дхарма» — это «нравственные устои»; а
В современном мире такой практикой занимаются лишь для поддержания организма в хорошей физической форме, крепости духа и чистоты сознания. Простая йога подходит не всем, а развивать себя с помощью древних занятий хочется многим. За тысячелетия развилось множество видов учения, каждое из которых уходит корнями в классическое.
Видео: поединок с боевой йоги
Силовая йога: техника и упражнения
Всем людям хочется быть здоровыми и сильными, иметь крепкое тренированное тело, выпуклые мускулы и гармоничный вес и пропорции. Кто-то считает, что достичь такого можно только при помощи упорных силовых упражнений со значительными отягощениями, некоторые используют стероиды, а другие предпочитают подвижные виды спорта. Но тяжести плохо влияют на состояние костного скелета и изнашивают сердечно-сосудистую систему, химические препараты медленно, но верно убивают человека, их употребляющего, а излишняя активность не доступна для пожилых людей. На помощь во всех этих ситуациях приходит одно из направлений йоги — силовая, или пауэр йога. В интернете есть множество видео, где подтянутые и энергичные люди выполняют просто немыслимые вещи своими невероятно гибкими и сильными телами, удерживая себя в воздухе буквально одним пальцем.
Сила йоги поможет не только стать сильнее и мощнее, нарастить крепкие мышцы, но и укрепить костно связочный аппарат, не даст закрепоститься суставам и поможет позвоночнику максимально долго сохранять красивую и здоровую осанку. Силовая йога полезна не только для мужчин, но и для женщин. Посильные упражнения способны сформировать в меру атлетичную, но по-прежнему женственную фигуру, ведь пауэр йога не использует никаких дополнительных снарядов, кроме веса собственного тела. С помощью видео достаточно подготовленный человек сможет практиковать этот вид йоги в домашних условиях.
История создания этого вида йоги
Силовая йога была создана в 1995 году американкой Берил Бендер Берч. Многие специалисты считают, что этот вид йоги очень напоминает Аштанга Виньясу. Как бы там ни было, пауэр йога с каждым годом становится все популярнее, набирая поклонников как в США, так и по всему земному шару. Массовое распространение видео по методике Берч способствует привлечение к этому виду практики еще большего числа сторонников и почитателей.
Ее отличительной чертой является непрерывное исполнение нескольких упражнений подряд, соединенных динамической связкой. Все это сопровождается негромкой мелодичной музыкой, помогающей сосредоточенной работе всех групп мышц. Между группами упражнений выполняется динамическая пранаяма, позволяющая быстро восстанавливать силы и регулировать дыхание.
Сила йоги полезна как для мужчин, так и для женщин. Мужчины приобретают мощный мышечный каркас, силу и выносливость, сохраняя при этом пластичность и подвижность суставов. Этим пауэр йога радикально отличается от других способов физических упражнений. При обычном «качании мышц» можно добиться впечатляющих результатов, но человек начинает напоминать малоподвижную гору мышц, а силовая йога сохраняет легкость движений и отличную грациозность вместе с приобретением значительной мускульной силы.
На женщин эти упражнения действуют иначе, чем на мужчин. Для них разработана силовая йога для похудения. Силовые упражнения в связке в сочетании с активным движением быстро сжигают лишние калории, формируя атлетичную, крепкую, но по-прежнему женственную фигуру.
Данный вид занятий потребует неплохой физической подготовки для правильного выполнения всех упражнений, неподготовленному физически человеку и новичку с этой системой сразу не справиться. Для мужчин, привыкшим к физическим нагрузкам, эти занятия будут значительно легче, чем для тех, кто пришел, что называется, «с улицы». Но, если судить по видео, к процессу занятий люди быстро приспосабливаются и после нескольких занятий активно втягиваются в новый курс.
Практика Берил Берч включает в себя несколько этапов для разного уровня подготовки. Существуют записи курсов на видео, позволяющие достаточно опытным и тренированным людям выполнять их самостоятельно.
Боевая йога — идеальна для мужчин
Боевая йога возникла как вид единоборства в среде древних индийских воинов — касте кшатриев. Как и в большинстве других стран, воины были отдельной элитной группировкой, много времени посвящавших тренировкам и подготовке к военным действиям. Мужчин, предназначенных стать воинами, готовили к этому с детства.
Боевая йога была рассчитана на стремительную атаку и жесткое, бескомпромиссное нападение. Если воинам в течение считанных минут не удавалось ошеломить и сломить волю к сопротивлению мужчин из вражеского войска, битву можно было считать проигранной.
К настоящему времени в чистом виде этот вид единоборств не сохранился, но стал частью многочисленных практик. На его принципах основана и сила йоги, предлагающая выполнять все асаны активно и очень динамично, в быстром энергичном темпе, как при атаке врага. Если же рассматривать движения в замедленном режиме на видео, можно заметить, что тело двигается очень гармонично, как в танце.
Римма Корионова и ее книга «Сила йоги»
Римма смогла наглядно продемонстрировать, что йога — это занятие не только для мужчин. Она пришла к практике йоги в зрелом и сознательном возрасте и стала заниматься ей не благодаря моде или из-за любопытства, а по велению души. Отталкиваясь от своего опыта и видео упражнений других мастеров, Римма Корионова сформировала собственную систему для занятий йогой, на основании которой и написала свою книгу.
В ней излагается подробное описание упражнений так, как их понимает сама Римма, с поэтапными фотографиями, позволяющими разобраться в порядке выполнения асан даже совсем неопытным людям. Каждая из асан имеет несколько вариантов выполнения, что поможет подобрать для себя подходящие людям с разными физическими возможностями и опытом.
Но этим не ограничивается весь подаваемый материал. Это не только практическое руководство для занятий йогой, но и бесценный источник сведений об истории практик и религиозных течений Индии, поданных легко и доходчиво. Эта книга — гармоничное сочетание теории и практики, написанная человеком, знающим все это изнутри, много лет практикующим и любящим йогу. Единственное, чего не хватает этой книге — сопровождения авторским видео. Но этот мизерный недостаток с лихвой заменяет изобилие видео, снятых благодарными учениками Корионовой, практикующих по ее книге.
Саму книгу вы можете найти, кликнув по картинке.
yogarossia.ru
Боевая Йога – МИР БОЕВЫХ ИСКУССТВ
Боевая Йога – считается древнейшей из всех боевых искусств.
Существует мнение, что Боевая Йога изначально практиковалась исключительно древними Ариями, цивилизация которых, по мнению археологов, достигала своего пика около 6000 лет назад, и по уровню развития не уступала современной, а возможно и превосходила ее.
Система подготовки воинов у древних Ариев также была развита очень хорошо.
Исследователи древней йоги выдвигают теории, что все боевые искусства известные в наше время произошли от воинских искусств древних Ариев, а все современные виды спорта являются производными от них.
Говоря о Боевой Йоге древних Ариев, несмотря на всю скудность сохранившихся на сегодняшний день сведений, нельзя игнорировать тот факт, что Боевая Йога представляла собой идеально построенную систему, включающую помимо практик, направленных на гармонизацию души, тела и разума, присущую современной йоге, также и боевую практику, включающую техники рукопашного боя и техники боя при помощи оружия.
Однако большинство боевых техник древних Ариев, к сожалению утеряны, либо тщательно скрываются.
То, что сохранилось до наших дней – это разрозненные данные о движениях и упражнениях Боевой Йоги, а также сведения об использовании 4 видов оружия:
- меча;
- палицы;
- копья;
- щита.
- Боевая Йога
Изучение Боевой Йоги, по мнению исследователей, заключалось в развитии тела воина, которое происходило за счет освоения определенных асан.
Изучив базовые асаны, воин переходил к освоению ударной техники, техник защиты и нападения, которые должны были выполняться из любых положений тела, в том числе из позиции висячих асан, перемещении в любом положении, в том числе вверх ногами, с вертикальным подъемом, а также перемещаясь между различными предметами.
Важнейшим элементом изучения и практики Боевой Йоги было освоение и применения знаний Первостихий и Первоэлементов.
Кроме того, Боевая Йога в значительной степени пересекалась с философией Ариев, которая впоследствии была воспринята многими восточными единоборствами.
Следует отметить, что древние методы подготовки воинов изучались создателями системы Самбо.
Харлампиев считал, что сходство и общие элементы всех видов единоборств – не случайны. Слишком велико их родство.
Однажды, на вопрос правда ли что именно японские боевые искусства были положены в основу Самбо, Харлампиев заметил: «Вовсе нет. Если вы действительно хотите чему-то научиться, следует искать первоисточник. Японские боевые искусства таковым не являются. Более того, если вы будите на них ориентироваться, ты сможете лишь приближаться к их уровню и никогда не достигнете его. Учитесь у всех, но ищите корни…»
Многие считают таким первоисточником именно Боевую Йогу — искусство боевой мощи и воинской практики, заключающей в себе Путь Чести и Добродетели, Искусство Познания себя и обретения Гармонии с окружающим миром.
worldmartialarts.ru
Боевая йога — тело в качестве оружия.
Содержание страницы
История
В нашем привычном понимании йога – это выполнение различных статичных поз (асан) и упражнения на дыхание.
Если мы посетим тренировки по боевой йоге (дхарма марга), то откроем для себя нечто новое и удивительное, что не входит в стандарты общепринятой йоги.
Боевое искусство йогов, считают одним из самых древних боевых искусств.
Некоторые специалисты даже утверждают, что все современные виды единоборств, берут свое начало именно от нее.
Мнение.
Также бытует мнение, что основы техник боя шаолиньских монахов были переняты у арийского боевого искусства, которое завезли в Китай.
Создателями данного вида боевого искусства считаются арии.
Это племена индоевропейцев, которые жили около 6 тысяч лет назад.
Практика.
У них была очень мощная система подготовки профессиональных воинов, которых готовили, в том числе, и для личной охраны правителей.
На первом этапе подготовки бойцов учили искусству рукопашного боя, на кулаках.
Так они в совершенстве отрабатывали удары, учась бить по цели из разных положений.
Важным моментом было правильно сконцентрировать усилие, чтобы удар получился точным и сильным.
Арии разработали специальный комплекс упражнений, благодаря которым максимально повышалась выносливость физического тела.
Также боевая йога была направлена на то, чтобы привести в гармоничное состояние тело, ум и душу.
На втором этапе, в боевой йоге ариев, обучали, как правильно владеть оружием.
Правда на протяжении нескольких лет оружием им служили палки разных форм и длин.
Оружие.
И только после того, как они доказывали, что искусно могут вести бой на палках, лишь только тогда им давали настоящее оружие.
Это могли быть копья, мечи, ножи или палицы.
В настоящее время в боевой йоге, мы можем встретить знакомые асаны:
- йога-мудра,
- поза кузнечика,
- стойка на голове.
Есть здесь и аналоги перевернутых поз, только выполняются они не на полу, а в подвешенном состоянии.
С ног на голову.
Для отработки силы ударов, йоги должны вначале освоить базовые положения тела, а для этого они выполняют статичные упражнения под потолком, например, вися в воздухе и держась на горизонтально подвешенной лестнице только с помощью предплечий.
Также йогу необходимо уметь правильно и быстро двигаться, чтобы в идеале он мог легко перемещаться практически по любой поверхности.
Для этого бойцы быстро перемещаются по горизонтальной веревочной лестнице, которая висит в воздухе, сопровождая все это резкими ударами по вымышленному противнику.
Также в боевой йоге отрабатываются не только удары, но и броски.
На тренировках йоги отжимаются на одной руке с весом 28 кг за спиной и поднимают емкости весом до 700 кг!
Тренировки по боевой йоге в настоящее время, конечно, сильно отличаются от того, как тренировались арии в древности.
Благодаря этому виду борьбы, можно отлично развить свое физическое тело, его выносливость, отточить координацию движений и отработать множество различных видов ударов и бросков.
( 21 оценка, среднее 4.1 из 5 )
gorodokboxing.com
Йога для бойца. Почти окончательный анализ
Настоящий бум йоги, случившийся в России с началом нынешнего века, в последнее время как-то поутих. В течении последних десяти с небольшим лет возникали различные проекты и тренировочные системы, объединяющие практику йоги и боевых искусств, многие известные мастера (В. Фадеев, М. Дедик, С. Бадюк, Л. Гатовский, В. Миньков и другие) в различных интервью рассказывали о своем опыте в йоге и своем понимании того, что такое йога для бойца. Накоплен большой практический опыт, многие из этих материалов можно найти в сети. Несмотря на это, на мой скромный взгляд, осталась незамеченной взаимосвязь между одним очень известным в кекушинкай упражнением и одним не менее известным упражнением из йоги. Возможно, анализ и понимание этих упражнений помогут нам ответить на вопрос о том, что же такое йога для бойца.
Перед тем как непосредственно перейти к анализу этих упражнений, наверняка будет не лишним немного углубиться в историю и теорию, сделав несколько отступлений.
Отступление первое. Что же такое йога?
В современном мире йога изменилась достаточно сильно. Чтобы не писать слишком много, сравнивая ЙОГУ и йогу, достаточно взглянуть на эти фотографии…
Поэтому, прежде чем говорить о йоге для бойца, необходимо определить само понятие ЙОГА. На мой взгляд, наиболее исчерпывающее определение дано в книге Е.А. Торчинова «Религии мира. Опыт запредельного» (привожу цитату с некоторыми сокращениями):
В индийских текстах термин «йога» употребляется в двух основных значениях и одном второстепенном, хотя, быть может и первичном. Во-первых, йога означает психотехнику вообще, то есть тщательно разработанный и выверенный традицией набор средств и приемов для достижения строго определенных трансперсональных состояний сознания, оценивающихся традицией как состояния реализации религиозной прагматики учения – «освобождение» (мокша, мукти, кайвалья, нирвана и т.п.). В этом смысле йога характерна для всех религий традиционной Индии, почему и можно говорить об индуистской йоге, буддистской йоге, джайнской йоге и т.п.
Во втором, более узком смысле, это слово употребляется для обозначения одной из даршан ортодоксальной индуистской философии. Эта система, согласно преданию, была создана мудрецом Патанджали и зафиксирована им в «Йога сутрах».
И наконец, в третьем, второстепенном значении слово «йога» означает колдовство, волшебство, магию и магические силы и способности.
Исходя, из приведенной выше цитаты, понятно, что так или иначе, практики йоги должны вести к определнным изменениям в состоянии сознания практикующего. Одно из определений йоги, данное в Йога сутрах гласит: «Йога есть успокоение неконтролируемых колебаний сознания».
Как же все это связано с разнообразными физическими упражнениями, практикуемыми в йоге?!
На мой взгляд, простой ответ может быть таким: если в результате выполнения какого-либо комплекса упражнений, занимающийся выравнивает, успокаивает, упорядочивает состояние своего сознания, то такое занятие можно считать занятием йогой, или хотя бы первым шагом на этом пути.
Именно на этом уровне йога доступна для большинства занимающихся, небольшое количество практикующих идет дальше.
Боец тоже учится контролировать свое сознание, именно поэтому многие бойцы видят в йоге родственный вид искусства. Но часто, углубляясь в практику йоги, бойцы сталкиваются с тем, что сочетать бойцовские тренировки и йоговские практики непросто. Сложности возникают и на уровне тела, и на уровне сознания или, говоря проще, на уровне эмоционального состояния. Таким образом, сразу возникает вопрос методики.
Но, раз все так сложно, может быть вообще не нужно смешивать столь разные, на первый взгляд, вещи?! Этот вопрос каждый решает сам для себя, и ответ будет зависеть в первую очередь от того, зачем вы практикуете боевые искусства и йогу, на каком этапе этого пути вы находитесь и чего в итоге хотите достичь.
И тут, наверное, к месту будет небольшое отступление о месте йоги (или упражненеий, пришедших из йоги) в… бразильском джиу-джитсу и индо-иранской борьбе Кушти.
Отступление второе – для сомневающихся. Йога и борьба
Просматривая различные материалы о современных борцах бразильского джиу-джитсу (BJJ), нередко можно встретить информацию о том, что они используют в своих тренировках какие-то упражнения (практики) из йоги. Интересно, что это скорее всего не просто веяние времени, а такое же наследие клана Грейси, как и само BJJ. В документальном фильме, посвященном истории BJJ, есть очень интересный фрагмент, когда Карлос Грейси (1902-1994, основатель BJJ в семье) демонстрирует упражнения, очень напоминающие йогу.
К сожалению, этот фрагмент никак не прокомментирован в фильме. Что можно предположить? Карлос Грейси был учеником знаменитого японского бойца, мастера дзю-дзюцу и дзю-до Мицуе Маэда (1878-1941).
Для физической подготовки в дзю-дзюцу и дзю-до используется большое количество различных гимнастических и акробатических упражнений. Возможно, такая система подготовки была передана Маэдой Карлосу Грейси. Очень уж то, что делает основатель BJJ напоминает упражнения уличных акробатов (Борцов? Гимнастов? Ниндзя?) с известной гравюры Хокусая.
Вероятно, что это были личные наработки Карлоса Грейси, ему уж точно нельзя отказать в новаторстве и способности использовать все лучшее и работающее. Возможно, он был знаком и с йогой.
Конечно, внешнее сходство гимнастических и йоговских упражнений – это еще не повод называть первые йогой, но… Есть вот такая фотография кого-то из мастеров из клана Грейси (боюсь наврать кто именно на этой фотографии, может быть читатели сайта подскажут?), а это уже без сомнения йога.
Интересно, что в индо-иранской борьбе Кушти молодые борцы исполняют все те же гимнастические и акробатические элементы (плюс, конечно, много других), что и на знаменитой гравюре Хокусая, в том числе с использованием веревок, канатов и столбов.
Я умышленно не называю эти упражнения йогой, так как внешнее сходство явно недостаточный критерий для того, чтобы делать такие выводы. Но все же.
Отступление третье. Загадочная йога Шри Кришнамачарьи
Шри Кришнамачарья (1888-1989 гг) стал ключевой фигурой, сыгравшей огромную роль в росте популярности йоги в самой Индии и за ее пределами.
Его знаменитые ученики: Б.К.С. Айенгар, П. Джойс, И. Дэви, Т.К.В. Дешикачар, А.Г. Мохан стали основателями всемирноизвестных школ йоги, внешне часто непохожих друг на друга. В разные периоды своей деятельности Шри Кришнамачарья учил йоге по-разному.
Видимо, в майсорский период его деятельности (20-30 годы XX века), в его практике и методике преподавания появился принцип виньяс (динамических связок между асанами). Ученик Кришнамачарьи махараджа Майсора Водеяр старался всячески поддерживать развитие и возрождение национальной физической культуры Индии. Махараджа поддерживал не только деятельность Шри Кришнамачарьи, но и одного из героев того времени профессора физической культуры, возможно первого индийского бодибилдера К.В. Айера.
Махарадж даже финансировал строительство зала для атлетических занятий в своем дворце. И этот зал находился рядом со школой йоги Шри Кришнамачарьи.
Также есть сведения о том, что при дворце находилась школа маллов — индийских борцов, в арсенале подготовки которых важную роль играли упражнения, очень напоминающие динамические связки между асанами из йоги Кришнамачарьи.
Современные историки йоги спорят о том, откуда все-таки взялись виньсы в йоге Шри Кришнамачарьи. Было ли влияние идей Кришнамачарьи на методику подготовки борцов и культуристов или наоборот? Заинтересованный читатель легко найдет массу литературы по этому вопросу. Для нас важно, что принцип виньяс сохранился в Аштанга Виньяса Йоге (школе ученика Ш. Кришнамачарьи П. Джойса), эти виньясы очень сильно напоминают данда (индийские отжимания, применяемые в борьбе Кушти).
Вот так выглядят данда, применяемые в Кушти.
А вот так, некоторые динамические связки между асанами, встречающиеся уже в йоговской «разминке» Сурья Намаскар.
Вот базовые прыжки – пробросы ног в Аштанга Виньяса Йоге и один очень остроумный вариант подготовительного упражнения, который равно может быть подготовкой и к йоговским пробросам и к такому базовому гимнастическому упражнению, как спичаг.
Тут необходимо сделать одно замечание, мы не должны забывать о том, что упражнения йоги от упражнений гимнастики отличает в первую очередь не форма, а содержание, не само движение, а его внутреннее наполнение и цель, с которой это упражнение практикуется.
На мой взгляд, попытка такого сравнения – это примерно то же самое, что сравнивать ката спортивное и традиционное, и грань здесь весьма тонкая. В целом, помним, что если упражнение способствует остановке колебаний сознания (концетрация внимания на технике выполняемого здесь первый ключ), то его можно считать йоговским упражнением.
То самое упражнение из системы подготовки в кекушинкай карате.
На мой взгляд, прыжки через палку, являющиеся экзаменационным тестом в кекушинкай, можно считать каратистским аналогом пробросов ног в Аштанга Виньяса Йоге.
Да, я вижу разницу, но я вижу и общее… Эти упражнения требуют схожей комбинации качеств. Чтобы их выполнять правильно требуется гибкость, сила и координация. Да, каратисткий вариант гораздо более взрывной и «агрессивный», чем йоговский, но именно поэтому он может стать проблемой для возрастных бойцов и даже явиться причиной травм. Йоговский вариант более мягкий, но также требующий силы, гибкости, координации и развития в первую очередь «центра», кора или «хара», если вам так больше нравится.
Интересно, что похожее упражнение в упрощенном варианте можно увидеть в системах подготовки самых разных представителей единоборств. Вот вариант подобного прыжка в исполнении одного из героев «Боевых ботаников» Николая Алексеева (4 дан Сетокан) и фрагмент моего собственного архивного видео (думаю это 1995 год), такие гимнастические связки давал нам в тот период Д.Ю. Котвицкий.
Виньясы очень важны в Аштанга Виньяса Йоге, фактически они являются компенсацией к экстремальному развитию гибкости, свойственному этой системе. Виньясы собирают все тело воедино, уберите виньясы, уберите пробросы, оставьте только гибкость и резко возрастет опасность травм, да и вся система развалится.
Йога для бойцов
Таким образом ответ на вопрос, что же такое йога для бойцов, оказался достаточно простым. Это такая йога, где наряду с освоением статических асан, наряду с растяжкой и расслаблением присутствуют силовые элементы, возможно пришедшие в йогу из практики боевых искусств (а возможно и наоборот).
Занятие только статическими асанами с акцентом на развитие гибкости и расслабление очень сложно вписать в плотный тренировочный бойцовский график. Грамотное сочетание статики и динамики снимает подобные проблемы.
Кроме того, сама по себе работа над виньясами и пробросами, может оказаться серьезным вызовом для возрастных поклонников боевых искусств, поможет постепенно развить необходимые гибкость, силу и координацию, что в свою очередь является фундаментом для дальнейшего совершенствования. А концентрация внимания, необходимая для качественного выполнения этих техник является ключом к более серьезной работе.
Конечно, йога для бойца (как и йога вообще) должна быть сугубо индивидуальной практикой. Но, в целом, можно сказать, что бойцам не требуется такого экстремального развития гибкости, как в Аштанга Виньяса Йоге, а вот сами виньясы могут оказаться очень даже полезным упражнением.
Вариант практики, разработанный в системе Будокон К. Шейна, в этом контексте, выглядит вполне понятным и логичным, хотя и далеко непростым…
P.S. В данной статье мы коснулись в основном физического аспекта практики йоги, за рамками статьи осталось огромное количество вопросов (например, пранаяма и диета в боевых искусствах), именно поэтому это «почти окончательный анализ». Кроме того, йога поистине неисчерпаемая система развития и по мере углубления в нее, понимание может и должно меняться.
Прошло почти 10 лет с момента первой экспедиции Макса Дедика «Кшатра». Моя личная практика за это время сильно изменилась, сейчас я стараюсь заниматься в рамках методики, описанной в этой статье.
Чтобы не быть голословным рискну привести здесь следующее видео.
yoga-warrior.ru
Боевая Йога — Дхарма Марга (Система Вязьмина) |
Представьте, вы идете по улице и видите, как взрослый бьет ребенка. Как в этом случае практиковать ахимсу?
Вадим Вязьмин
История этой школы началась с того, что ее основатель Вадим Вязьмин нашел намек там, где остальные видели лишь сказку. И, что самое главное, смог воспользоваться им.
Многие помнят фильм «Непобедимый» Павла Лунгина, вышедший в 1984 году. Главный герой, Андрей Храмов, путешествуя по Кавказу и Средней Азии, собирает разные боевые приемы и строит на их основе уникальную систему самообороны без оружия. Степень ее эффективности подчеркивает финальная сцена, заставившая быстро биться сердца советских мальчишек, не одаренных от природы ни ростом, ни весом. Щуплый Храмов без труда раскидал здоровенных красноармейцев, продемонстрировав их командирам, что сила — это еще не все.
Сюжет построен на реальной истории, прототипом главного героя был создатель самбо Анатолий Харлампиев. С 1968-го по 1979-й, до самой смерти мастера, Вадим Вязьмин был его учеником, причем, как он сам подчеркивает, учеником не в западном, а в восточном смысле.
Как-то Харлампиев поделился своим ощущением, что у всех систем боя есть один-единственный прародитель, и Вязьмин принялся за поиски. Японцы учились у китайцев, те, в свою очередь, преклонялись перед Индией. Боевые искусства находились в советское время под строгим партийным контролем, и в библиотеках книги даже с намеками на эту тему не выдавались. Исключением являлись только тексты на санскрите — во всей стране им владели лишь несколько человек, и власти не видели в них опасности. Причем коллекция была очень обширна, и значительная ее часть была трофейной, с клеймами Третьего рейха: не секрет, что Адольф Гитлер проявлял недюжинный интерес ко всему арийскому и не жалел денег на древние индийские свитки. В общем, с дрянной овцы достался шерсти клок. Годы ушли у Вадима Вязьмина на его распутывание — так и появилась школа боевой йоги Дхарма Марга.
«У йоги есть самые разные аспекты, в том числе и боевые», — объясняет Вадим Вязьмин. В древней Индии ею занимались не только брахманы — каста жрецов, но и каста воинов — кшатрии, уделявшие особое внимание всему, что укрепляет тело. Называлось это Юддха йога (йога битвы), или Дхарма йога (йога чести). «Согласно представлениям ариев, человеческое тело может принять 312 основных позиций. Остальные являются их вариациями. Первым шагом в тренировке как раз и являлось практическое изучение особенностей каждой из позиций и их взаимоотношений друг с другом». Этим же путем идут и в школе Дхарма Марга. Освоив позиции, приступают к движениям. Причем подход сильно отличается от того, что дается в большинстве школ боевых искусств. Там в основном царит минимализм в японском духе: лучше знать на «пятерку» один прием, чем три, но каждый на «тройку». Здесь изучают принципы правильного движения, после чего человек, по идее, может одинаково быстро проводить почти любые удары. Эти же позиции влияют и на физиологию человека — причем, как и асаны в мирной хатха-йоге, весьма благотворно.
Тренировка обычно длится три часа: первые два — занятия в зале с жестким покрытием, в течение последнего часа отрабатываются броски в борцовском зале. Заглядеться можно на все этапы тренировки — спарринги по изяществу можно сравнить с танцем, но особенно эффектно выглядит работа в партере и практика перевернутых поз, на которой учат одинаково комфортно чувствовать себя в любом положении — и лежа спиной на земле, и, скажем, свисая с ветки дерева. Акробатичность многих учеников оценил бы Джеки Чан. Передвигаясь на четвереньках или перекати-полем, зависнув в позе летучей мыши на турнике — из самых невероятных положений они наносят быстрые и отнюдь не декоративные удары. Хотя контакт и кажется полным, травм здесь практически не бывает: контролировать силу удара — еще один из азов практики.
Получилось ли в Дхарме Марге воспроизвести боевое искусство древних ариев, судить сложно, вернее, некому: свидетелей не осталось. Но то, что стиль получился эффективным, — это точно. Как один из аргументов: занимающиеся в школе работники силовых структур не раз применяли Дхарма Марга в бою — и пока все живы. Для большинства школ йоги словосочетание «боевая йога» звучит в лучшем случае как парадокс, в худшем — становится красной тряпкой. На основной аргумент оппонентов, что боевая направленность противоречит ахимсе — принципу непринесения вреда, самому первому в йоге, Вадим Вязьмин отвечает очень достойно: «Представьте, вы идете по улице и видите, как взрослый бьет ребенка. Как в этом случае практиковать ахимсу?»
Статья — Все виды боевых искусств
Рубрика — Видео всех видов боевых искусств
Похожие статьи
srrb.ru
Йога и боевые искусства
Тема взаимосвязи йоги и боевых искусств очень объёмна и многообразна. Данную статью можно считать первой попыткой обозначить вопросы для дальнейшего рассмотрения.
История
По наиболее распространённой версии возникновения боевых искусств (БИ), примерно в VI веке первый патриарх Дзен (санскр. Дхьяна, кит. Чань) Бодхидхарма пришёл из Индии в Китай и, остановившись в монастыре Шаолинь, создал систему упражнений, которая и послужила основой для дальнейшего развития шаолиньского ушу. Принято считать, что Бодхидхарма был йогом (некоторые востоковеды приравнивают ранний буддизм к йоге), да ещё и кшатрием по варне, а следовательно, владел каким-то боевым искусством. На этом основании, очень упрощая, историки БИ связывают их возникновение с индийскими боевыми системами, в частности «основой всего» принято считать калари пайатту. Конечно, подлинная история БИ во многом сложнее и многообразнее, но, к сожалению, достоверно восстановить её практически невозможно.
Общеизвестна связь аюрведы и йоги. Индийская, китайская и тибетская медицины имеют много общего, что, видимо, связано с их параллельным развитием в течение длительного исторического периода. Аюрведа является частью обучения, которое постигают воспитанники в залах калари пайатту.
Теоретические основы и практические приёмы китайской медицины являются органичной частью традиционных китайских БИ. Китайский цигун (работа с энергией, дыханием) часто сравнивают с пранаямой, называя эти китайские практики даосской йогой. Любопытно, что различные методики цигун в современной литературе принято разделять на:
- цигун для духовного развития,
- цигун для оздоровления,
- боевой цигун.
Понятно, что такое разделение во многом условно. Но для современного человека данная классификация довольно удобна. Не случайно и йогу часто разделяют на:
- йогу, как систему самосовершенствования,
- йогатерапию,
- йога-спорт.
Продолжая короткий обзор об исторических связях йоги и БИ, нельзя не сказать о йоге традиции Кришнамачарьи. Наиболее массовые школы современной хатха йоги появились благодаря деятельности этого великого гуру. О происхождении йоги Кришнамачарьи до сих пор ведётся полемика. Одно из мнений говорит о том, что динамические связки между асанами (виньясы) Кришнамачарья взял из системы подготовки индийский борцов (М. Сьёман «Динамические практики в классической йоге»).
Небольшая цитата из учебника Бхарадваджа «Въяяма дипика» (автор называет ее «попыткой возрождения индийской системы упражнений») «Первая глава… посвящена ходьбе, бегу, прыжкам в длину и высоту. Во второй главе говорится об упражнениях данда. Данда во многом походят на отжимания. Это очень древний вид упражнений, известный в йоге, как Сурья Намаскара. В них могут быть включены отдельные асаны, такие как Тадасана, Падахастасана, Чатуранга Дандасана и Бхуджангасана. Судя по всему, они послужили основой для виньяс Кришнамачарьи. В Индии их используют борцы…».
Философия
По теме философии йоги написано большое количество объёмных трудов. В данном кратком обзоре мы можем лишь изложить основные моменты, которые на наш взгляд объясняют связь йоги и БИ. Говоря о философии йоги необходимо понимать, что эта система, насчитывающая более чем 2 тыс. лет истории претерпевала различные изменения и трактовки школами, учителями, сектами и т.д. Например, общеизвестно, что йога Патанджали и йога Бхагаватгиты имеют определённые отличия. Не смотря на это, многие исследователи сходятся на том, что «Во всех индийских религиозно-философских системах конечным средством спасения является йога» (Избранные труды по буддизму).
В Бхагаватгите Господь Кришна, наставляя Арджуну перед битвой, говорит:
«Относясь равно к потере и приобретению,
К победе и поражению,
Сражайся ради сражения.
Так ты избегнешь греха».
Можно сказать, что данная идея непривязанности к результатам своей деятельности получила дальнейшее развитие во многих религиозных системах, в частности в буддизме, и во многом явилась основой воспитания воина на дальнем востоке. Сравним, например, с небольшой цитатой из трактата Хагакурэ («Сокрытое в листве» — средневековый трактат – кодекс самурая):
«Очень расчетливый ум недостоин уважения. Рассчитывать – это значит взвешивать и помнить, что можно потерять и что можно выиграть. Расчетливый ум никогда не сможет подняться над мыслью о корысти и убытках, а что есть смерть, как не убыток».
Самадхи, освобождение, осознание единства – так определяется конечная цель практики йоги. Идеалом БИ является мастер, осознавший своё единство с Целым Вселенной. Для даосско-буддистской картины мира характерна идея Небытия, Пустоты. Отсюда следует идея равенства – единства Человека и Вселенной. Осознавший, это единство обретает мощь всей Вселенной, становится воистину непобедимым. Помня об этом идеале просветлённого мастера, практикующий не должен забывать, что «путь воина означает смерть» (Хагакурэ), а смерть совсем необязательно является синонимом поражения.
На наш взгляд из вышеизложенного следует, что мастером, говоря упрощенно, следует считать не того, кто стал непобедимым, а того, кто действительно готов проиграть – умереть. Именно поэтому такой человек максимально опасен…
Сознание
Одно из определений йоги гласит: «Йога – есть остановка колебаний сознания».
«Дух человека должен быть подобен незамутненному зеркалу, с которого упражнениями следует стирать мельчайшие частицы мирской пыли»,- говорил основатель Айкидо Морихей Уэсиба.
Именно такое «остановленное» сознание, сознание-зеркало, точно и без искажений отражающее происходящее, даже перед лицом смертельной опасности, является целью практики в боевых искусствах.
В современной психологии существует понятие «потоковое сознание» (М.Чиксентмихайи «Поток. Психология оптимального переживания»). Говоря о потоковом сознании, имеют в виду способность не останавливаться вниманием на объектах, событиях, переживаниях и т.д., то есть на том, что обычно вызывает неконтролируемые колебания сознания. Таким образом, на наш взгляд, состояние потокового сознания не противоречит основной цели йоги. Позволим себе вставить цитату из книги «Поток»: «Поток и йога имеют много общего. В некотором смысле йогу можно считать тщательно построенной потоковой деятельностью. И поток, и йога нацелены на обретение состояния радости и полной самоотрешённости на основе концентрации, которая, в свою очередь, становится доступна через дисциплину тела. Некоторые критики, тем не менее, предпочитают подчёркивать различия между ними. Главное расхождение в том, что если поток преследует цель укрепление личности, то целью йоги, как и многих других восточных техник является избавление от Я. Самадхи, последняя стадия йоги, является лишь преддверием нирваны, состояния, в котором индивидуальное Я сливается со вселенской силой подобно тому, как река растворяется в океане. Таким образом, можно сказать, что конечные цели потока и йога диаметрально противоположны.
Но возможно, это противопоставление поверхностно. Ведь семь из восьми рассмотренных нами ступеней йоги представляют собой все более высокие уровни навыков управления собственным сознанием. Сама же стадия самадхи и, предположительно, следующее за ней освобождение, возможно, не так уж важны сами по себе. Ее можно считать лишь конечной целью, «оправданием» той работы, которой посвящены предыдущие семь стадий, подобно тому, как вершина горы важна лишь постольку, поскольку она направляет сам процесс восхождения – подлинную цель пути. Другой аргумент в пользу сходства этих двух процессов – необходимость контроля йогина над сознанием вплоть до последней стадии освобождения. Он не может освободиться от своего Я, не имея над ним полного контроля даже в сам момент освобождения. Избавление от Я, с его инстинктами, желаниями и привычками настолько неестественно, что достичь этого может только человек с предельной способностью контроля.
Таким образом, мы можем считать йогу одним из древнейших систематических методов достижения состояния потока. Конкретные детали того, как именно достигаются потоковые переживания, уникальны для йоги, как уникальны они для любого другого потокового занятия – от управления дельтапланом до автогонок…
… Ещё одна группа восточных практик, приобретших большую популярность на западе, — это так называемые боевые искусства… БИ сформировались под влиянием даосизма и дзен-буддизма, и все они основаны на мастерстве управления сознанием… те, кто хорошо владеет техникой боя, говорят, что бой становится подобен искусству, в котором свойственный повседневному опыту дуализм духа и тела сменяется их гармоничным единством и общей направленностью. И здесь мы вновь видим, что уместно рассматривать БИ как специфическую форму потока».
Теперь понятно, почему в традиционных японских (окинавских) школах практику единоборств считают разновидностью Дзен. Вспомним знаменитое изречение Оямы — «Каратэ это Дзен, Дзен это каратэ». Часто говорят: «Йога – путь воина», а БИ часто называют йогой борьбы.
«Если нет мира в душе, откуда взяться счастью?», — читаем в Бхагаватгите.
«Не имеющий гармонии в душе, проигрывает с самого начала», — учил Морихей Уесиба.
Метод
Есть в практике йоги и БИ ещё один очень важный аспект, связанный с даосско-буддистской идеей недеяния – у-вэй и современными представлениями о потоке. Грамотная практика асан йоги это не насилие над телом и сознанием, а регулярное создание необходимых условий для проявления желаемых результатов. Так, постепенное возрастание гибкости (как, кстати, и укрепление ударных поверхностей) связано с регулярной практикой, основанной на расслаблении, концентрации и совершенствовании умения управлять телом, а не на волевом форсировании тренировочного процесса, что характерно для спорта. В этом одно из проявлений принципа недеяния, как исключения лишних действий, не соответствующих возможностям человека. В спорте волевое усиление нагрузок часто приводит к перетренированности, болезням и травмам. Если оно и возможно, то только в случае уникальной физической одаренности спортсмена, при правильном построении тренировочного процесса, фармакологической поддержке и т.д.
Еще одно проявление принципа у-вэй – характерная для многих боевых искусств идея о необходимости «поддаться, чтобы победить», то есть создать такие условия в поединке, при которых агрессия и сила противника будут направлены против него самого.
«Дайте противнику атаковать так, как он хочет, разрешите ему двигаться туда, куда он движется, и позвольте ему упасть там, куда он стремиться» — наставлял Морихей Уэсиба. Обобщая вышеизложенное в разделе «Метод», можно привести следующую цитату: «Того, кто силой стремиться к успеху, ждут несчастья». (Го Юй. «Речи Царств»).
Тело
Для большинства занимающихся практика йоги ассоциируется в первую очередь с развитием гибкости. Гибкость не является самоцелью, но в хатха йоге её развитие всё-таки можно считать показателем определённого прогресса.
В процессе многовекового развития различные направления БИ приобрели свои характерные черты и особенности. Обобщая, можно сказать, что для подавляющего большинства видов китайского ушу характерен акцент на развитие подвижности, гибкости. Наличие этих качеств в ушу считается залогом здоровья и долголетия бойца и необходимым условием для правильного выполнения различных техник. Интересно, что развитие этих качеств, выходящее далеко за рамки возможностей не практикующего человека, характерно как для «внешних», так и для «внутренних» стилей ушу. Известно изречение Лао Цзы: «Все существа, и растения и животные, начинают жизнь гибкими и податливыми, а умирают жёсткими и закостеневшими.
Твёрдое и крепкое – то, что погибает, а нежное и слабое и то, что начинает жить». Идея преимущественного развития гибкости легла в основу таких современных спортивных дисциплин, как тайквондо и спортивное ушу. Не смотря на техническую и смысловую трансформацию современных спортивных дисциплин довольно легко установить внешнюю связь между ними и традиционными единоборствами. Также достаточно легко проследить взаимосвязь между отдельными упражнениями ушу цзибеньгун (базовая работа) и базовыми формами калари пайатту.
Говоря о работе с телом в йоге и БИ необходимо понимать, что существуют принципиальные отличия между подготовкой тела в этих системах и современных спортивных дисциплинах, например, в различных видах гимнастики и спортивных единоборствах. В йоге и БИ работа с телом, прежде всего, подразумевала сохранение и укрепление здоровья. В современных видах спорта эта цель отходит на задний план, уступая место достижению конкретных целей (кубки, медали, звания). Корректная работа с телом достигается в йоге прежде всего благодаря соблюдения всего двух требований к асанам: стхира и сукха. «Стхира» означает постоянство и бдительность. Под «сукхой» понимается способность чувствовать себя в той или иной позе комфортно. «Прекращением усилия асана достигается». (Йога-сутра Патанджали). В БИ существует подобное требование к освоению базовых позиций (стоек). Стойка или позиция должна стать устойчивой и удобной, только после этого можно переходить к изучению движений. Освоение этих принципов доведено до совершенства в даосских стилях ушу, которые часто называют даосской йогой.
Максимально обобщая, можно сказать, что в различных БИ используются более глубокие знания о человеческом организме, чем в современных видах спорта. Например, в большинстве традиционных школ используются специальные методы тренировки для развития «хара» (яп. «хара» — живот, силовой пояс, образованный мышцами брюшного пресса, тазового дна, поясницы и диафрагмы), что тесно связано с формированием естественной правильной осанки. Осанка в БИ в целом отличается от различных типов осанки, часто приобретаемых в результате специализации в тех или иных спортивных дисциплинах. В наиболее совершенных БИ правильная осанка является залогом успешного проведения приёмов, то есть создания условий для необходимого выброса силы и своевременности действий. С целью формирования этих навыков разработан целый ряд упражнений и методов тренировки, от столбового стояния в различных видах ушу до кихон (выполнение базовой техники) в каратэ. Развитие гибкости и подвижности, характерное для китайских стилей, говорит об их более тесной связи с индийскими боевыми системами и йогой.
Гибкость, подвижность, расслабленность и в то же время возможность моментально реагировать быстрым сильным точным движением является условием для реализации большого разнообразия технических действий, характерных для китайских стилей. Для японских (окинавских) видов единоборств характерны больший лаконизм и некоторое упрощение техник, но и при их исполнении отстройка тела не менее важна, чем отстройка в асанах. Результатом такой работы становится соединение тела и сознания. В каждом действии должна присутствовать гармония, триединство «тело-техника-дух» (яп. Син ги тай).
Йога и БИ искусства сегодня
В современном мире начинающий заниматься йогой чаще всего попадает в группу развития гибкости, а желающий изучать БИ – в секцию спортивного единоборства. С этих позиция взаимосвязь йоги и БИ проследить практически невозможно.
Судя по всему, в наиболее традиционных системах БИ (шаолиньское ушу, внутренние стили ушу, калари пайатту и др.) связь между ними и йогой боле очевидна. Многие мастера различных современных видов единоборств обращаются к практике йоги или традиционных систем БИ. Одним из первых, кто серьёзно интересовался йогой, был Г. Ямагучи (основатель японской ветви каратэ-до годзю-рю). В современном мире возникают новые направления, соединяющие единоборства и йогу. Например:
- каратэ Хаджимэ Кадзуми включает в себя технику кекусинкай, практику ицюань и элементы кундалини йоги;
- Будокон Кэмерона Шейна, в систему которого особым образом включена практика асан;
- йога, тайдзицюань и цигун Дункана Вонга;
- Шэдоу-йога Шандора Рэмэтэ;
- йога и тайдзицюань Саймона Борг Оливера;
- система Апнэа-Йога Александра Дудова, совмещающая практики йоги с методами тренировки фридайвера в её прикладном применении для развития возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем и методов контроля внимания – качеств, необходимых в боевых искусствах.
- многочисленные индивидуальные варианты сочетания практики единоборств и йоги, используемые разными мастерами «для себя». Например, см. книгу мастера Сео Йон-Нам «Смеясь покорять вершину».
P.S. В заключении приводим два любопытных изображения, соответствующих теме данной статьи:
Первоначальный вариант данной статьи напечатан в журнале «Йога» № 1 2008 г.
yoga-warrior.ru