Методический сборник » Развитие физических качеств младших школьников»
Методический сборник « Развитие физических качеств младших школьников»
Воспитание жизненно важных двигательных качеств.
Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. Направленное воздействие на развитие тех или иных физических качеств обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия. Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма – всесторонность воздействия, соразмерность нагрузок функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.
Двигательные качества -это показатели различных двигательных способностей или возможностей человека. Развитие двигательных функций происходит непрерывно, но неравномерно . С помощью физических упражнений и игр можно активно воздействовать на процесс возрастного развития двигательных качеств, сглаживать неравномерности и исправлять отклонения от нормального хода этого развития.
В каждом возрасте следует уделять одинаковое внимание воспитанию всех важнейших двигательных качеств, учитывая, конечно, что соотношения уровней развития каждого из них- ловкости, силы, быстроты, выносливости, а также способности произвольно расслаблять мышцы- гибкости- у детей различны.
Упражнения на развитие координации:
1. Столб с веревками
Упражнение расслабляет руки, плечевой пояс, убирает зажимы в шее и в плечевом поясе. Помогает в целом расслабиться всему организму, причем очень эффективно. Оказывает благоприятное воздействие на весь организм.
Представьте, что ваше тело — это столб. Деревянный, железный — не важно. А ваши руки — это веревки, привязанные к столбу. Если столб резко повернуть — веревки будут захлестывать столб.
Ноги на ширине плеч. Полностью расслабьте руки и начинайте повороты тела вокруг оси с полным переносом веса, понемногу увеличивая интенсивность.
2. Цапля
В этом упражнении мы стоим на одной ноге.
Это упражнение укрепляет иммунитет организма. Поскольку по подошвам стоп проходят каналы шести важнейших внутренних органов, когда вы стоите на одной ноге, они получают максимальную терапию. Упражнение улучшает кровоток в нижних конечностях. Упражнение лучше делать без обуви.
Кстати это упражнение используется в комплексе упражнений для определения реального биологического возраста.
Если вы можете выполнять его 30 сек и более — ваш биологический возраст 20 лет,
20 сек – биологический возраст 40 лет,
15 сек – биологический возраст 50 лет,
Менее 10 сек – биологический возраст 60 лет и старше.
Вы встаете на одну ногу, другую поднимаете так, чтобы бедро было параллельно земле или даже выше. Если не получается, просто поднимите на максимально возможную высоту. Носок натяните на себя. Рука одноименная поднятой ноге вытягивается вперед, но не разгибается до конца. Ладонь округлена. Вторая рука опущена вниз. Ладонь округлена и смотрит в землю. Как будто вы опираетесь на два шарика или мячика.
Как только приняли позу, закрывайте глаза и старайтесь сохранять равновесие. По окончанию — поднимитесь 3-5 раз на носок.
3. Ролик
От здорового позвоночника зависит все наше здоровья. Поэтому в этом комплексе много упражнений на проработку позвоночника.
Упражнение «Ролик» тонизирует и укрепляет позвоночник, улучшает в нем кровообращение, что благотворно влияет на все тело. Великолепно снимает напряжение и усталость с позвоночника, делает его более гибким, улучшает память и скорость мышления. Это очень ценное упражнение — надо практиковать его ежедневно.
Выполнять упражнение лучше на твердой поверхности. Сначала оно может вызывать болезненные ощущения. Если они есть, делаете упражнение на коврике. Постепенно вы сможете перейти на более твердые поверхности.
Сядьте на пол. Подтяните ноги к себе и обхватите их руками. Округлите максимально спину. Резко откиньтесь назад, прокатитесь на спине и вернитесь в исходное положение.
4. Молоток
Еще одно очень полезное упражнение для позвоночника. С его помощью можно больше и лучше проработать верхний раздел позвоночника, а именно область между лопатками.
Эффекты от упражнения в целом идентичны «Ролику». И вообще эти упражнения рекомендую выполнять в паре. Сначала «Ролик», потом сразу «Молоток».
Ложитесь на спину. Обхватываете себя за плечи руками крест накрест. Максимально округляете спину. Приподнимаете верхнюю часть туловища и несильно начинаете «постукивать» спиной об пол.
5. Потягивание
Потягивание — очень простое, естественное и полезное упражнение. Когда мы потягиваемся, мы делаем разгрузку, расслабление и раскрепощение всего тела. А это оказывает благоприятное состояние на организм в целом. Кроме этого, упражнение является компенсирующим после «Ролика» и «Молотка».
Лежим на спине. Скрещиваем пальцы и вытягиваем руки максимально вверх. Носки тянем.
Еще его называют «Березка».
Позы головой вниз обеспечивают клетки головного мозга кислородом и глюкозой, улучшают кровоснабжение мозга, благоприятно сказывается на здоровье всего организма. При регулярном выполнении упражнения улучшается мышление, память, работоспособность.
После «Свечи» можно еще сразу сделать «Плуг». Ноги опустить назад и вытянуть руки.
7. Сфинкс + Кобра
Упражнение очень хорошо укрепляет спину, делают позвоночник более гибким и подвижным. Оздоравливает весь организм. При регулярном выполнении упражнения увеличивается скорость реакции.
Лежа на животе. Поднимаете верхнюю часть туловища и опираетесь на предплечья. Предплечья параллельно друг другу. Плечи опущены, взгляд вперед, носки вытянуты. Это «Сфинкс». Теперь встаем на руках. Позвоночник еще более выгибается. Смотрим вперед или вверх. Это «Кобра». Затем опять возвращаемся в «Сфинкс».
8. Зародыш
Зародыш — это упражнение для компенсации прогиба позвоночника. После сильного прогиба назад нужно обязательно максимально округлить спину. Это, кстати, касается и наклонов, если наклоняетесь вперед, потом надо прогнуться назад и наоборот.
Выполнение:
Ноги под собой, колени вместе. Опускаемся вперед, и максимально округляем спину. Руки обхватывают колени или вытянуты вперед.
9. Скручивания
Это упражнение также ориентировано на позвоночник.
Практика этого упражнения увеличивает подвижность и гибкость позвоночника, растягивает мышцы, укрепляет нервную систему, вырабатывает уверенность в себе.
10. Наклоны
Ноги — двойная ширина плеч. Руки вытянуты в стороны. Не меняя положение рук, делаем наклон влево. Зафиксировали позицию сделали 3 цикла вдоха и выдоха. Вернулись в исходную позицию. Наклоняемся вправо и делаем в другую сторону на те же 3 цикла вдоха, выдоха.
Теперь наклоняемся вниз, рукой касаемся щиколотки противоположной ноги. Другая рука вытянута вверх, смотрим на эту руку. Также три цикла дыхания и возвращаемся в исходное положение. Затем наклон к другой ноге.
По окончанию упражнения нужно сделать компенсационный прогиб назад.
Комплекс аэробных упражнений для младших школьников
Упражнение 1. «Гуси-гуси, га-га-га!».
И. п. — руки за спиной. Ходьба на полусогнутых ногах, вытягивая шею вперед. Повторить 16-32 раза.
Упражнение 2. «Мишка косолапый».
И. п. — стойка ноги врозь, согнутые руки в стороны. 1-2 шаг на левую с небольшим наклоном в сторону, согнутую правую в сторону; 3-4 — то же с другой ноги. Повторить 16-32 раза.
Упражнение 3. «Угадай, в какой руке».
Поочередно сжимаем и разжимаем кулачки, руки вытянуты вперед. Повторить 8-16 раз.
Упражнение 4. «Бокс».
Имитировать руками движения боксера. Повторить 8-16 раз.
Упражнение 5. «Лягушка».
И. п. — глубокий присед ноги врозь, руки касаются пола. Прыжки не выпрямляясь. Повторить 8-16 раз.
Упражнение 6. «Неваляшка».
И. п. — сед с согнутыми ногами, колени наружу, стопы прикасаются, руками держатся за пальцы ног. 1-2 перекат вправо; 3-4 — то же влево. Повторить 8-16 раз.
Упражнение 7. «Тик-так».
И. п. — полуприсед, руки за спиной. 1 — наклон головы вправо; 2 — то же влево. Повторить 8 раз.
Упражнение 8. «Петрушка».
И. п. — сед ноги врозь. 1 — правую ногу над полом; 2-й. п.; 3—4 — то же левой. Повторить 8-12 раз.
Упражнение 9. «Крутые повороты».
И. п. — сед, согнутые руки перед телом, «держаться за руль». 1-2 — поворачивая «руль» влево, наклон туловища влево; 3-4 — и. п.; 5-6 — то же в другую сторону. Повторить 8-16 раз.
Упражнение 10. «Кошечка».
Упражнение 11. «Кошка лезет на забор».
И. п. — то же. 1—4 — сгибая руки, поочередно касаясь грудью, животом, бедрами, проползти вперед в положении лежа; 5-8 — прогибаясь в пояснице, затем, постепенно округляя спину, вернуться в и. п. Повторить 8-12 раз.
Упражнение 12. «Ванька-встанька».
И. п. — основная стойка. 1-2 — лечь на спину; 3-4- встать (и. п.). Повторить 4—8 раз.
Упражнение 13. «Пила».
И. п. — сидя на полу, соединив стопы. Поочередно сгибание и разгибание ног. Повторить 8-16 раз.
Упражнение 14. «Жук упал».
И. п. — лежа на спине, ноги вперед. Поочередное сгибание и разгибание ног. Повторить 18-32 раза.
Упражнение 15. «Похлопаем в ладоши».
И. п. — стоя лицом друг к другу на расстоянии небольшого шага, основная стойка. 1 — подскок, хлопок в ладоши перед собой; 2 — подскок, хлопок в ладоши друг друга; 3 — подскок, хлопок в ладоши за спиной. Повторить 8-12 раз.
Упражнение 16. «Качели».
И. п. — стоя лицом друг к другу, держась за руки. Поочередные приседания. Повторить 8-16 раз.
Упражнение 17. «Пружинка».
И. п. — стоя лицом друг к другу на расстоянии согнутых рук, ладонями касаясь друг друга. Поочередные сгибания и разгибания рук. Движение выполняется с сопротивлением. Повторить 8-16 раз.
Упражнение 18. «Насос».
И. п. — стойка ноги врозь спиной друг к другу, зацепиться руками (под локоть). 1-2 — один наклоняется вперед, другой — назад; 3-4 — смена положения. Повторить 8-12 раз.
Упражнение 19. «Листопад».
И. п. — лицом друг к другу, стойка ноги вместе, руки вверх. 1-6 — медленно приседая, опустить руки дугами в стороны — вниз, потряхивая кистями рук, — выдох. Повторить 4 раза.
Упражнение 20. «Мячик».
Поочередные подскоки в глубоком приседе. Повторить 2-4 раза.
Игры, направленные на развитие быстроты реакции и движений, точности и дифференцировки усилий, внимания и умения ориентироваться в пространстве
«Быстрый и ловкий»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции и точности движений.
Играют от трех пар, состоящих из взрослого и ребенка.
Инвентарь: 6—8 стульев.
Инструкция. Стулья ставят по кругу, плотно один к другому, сиденьями внутрь, на них садятся участники игры. Половина детей — половина взрослых. Водящий встает в середину круга. Его стул свободный. По сигналу водящий старается сесть на этот стул, но сидящие перемещаются вправо или влево и мешают ему найти свободное место. Игрок, не успевший передвинуться на соседний стул, сменяет водящего, и игра продолжается.
Методические указания. Игра средней интенсивности, может проводиться несколько раз.
«Бездомный щенок»
Цель: та же, что и в предыдущей игре. Количество игроков — 7—9.
Инвентарь: 6—8 стульев, на один меньше количества играющих.
Инструкция. Стулья ставят по кругу, сиденьями наружу. Участники игры, стоящие по кругу с внешней стороны, по сигналу бегут вправо (влево). По свистку каждый старается занять место, но, поскольку стульев меньше, один игрок остается без места. Он выбывает, а из круга убирают еще один стул. Выигрывает тот, кто останется последним.
Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.
«Вокруг стульев»
Цель: развитие быстроты реакции и движений.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: два стула, шнур длиною 3,5—4 метра.
Инструкция. Стулья ставят спинками к друг другу на расстоянии 6—8 шагов. На них садится пара играющих. По сигналу оба встают и начинают передвижение вправо (влево), вокруг противоположного стула. Кто первый сядет на свой стул, тот победитель.
Варианты
1. Игровое задание можно усложнить — написать мелом на полу свое имя, завязать бантик из подвешенной ленточки, бросить мяч в цель, выдернуть первым шнур, протянутый под стульями, и т. д.
Упражнения, направленные на развитие гибкости
Они помогают существенно развить гибкость и снизить риск травматизма на тренировках:
Встав на колени, ребенок должен завести руки за спину и скрестить кисти в замок на уровне таза. После этого согнутые в кистях руки плавно отводятся назад.
В стоячем положении голову нужно наклонить вперед, будто пытаешься что-то достать подбородком. Правой рукой голова обхватывается сверху так, чтобы пальцами можно было достать дотронуться до кончика левого уха. После этого голову наклоняют вправо (для подстраховки следует помогать себе рукой). Далее упражнение нужно повторить зеркально.
Ребенку следует вытянуть левую руку вперед и вправо в одной плоскости с плечом. Правую руку следует согнуть и поставить так, чтобы создать упор для левого локтя. Далее левая рука сгибается и кладется на правое плечо. Удостоверьтесь в том, что левая находится с плечом на одном уровне.
Ребенок должен выпрямить левую руку и вытянуть ее вперед ладонью внутрь. Опустите ее перед собой до уровня плеча. Правую руку следует использовать в качестве упора, слегка надавливая на левый локоть. Далее упражнение следует повторить, сменив руки.
Нужно развести руки на уровне плеч по сторонам и согнуть их под прямым углом в локтях, направив предплечья вперед, а ладони вниз. Плечи следует повернуть так, чтобы предплечья расположились параллельно относительно туловища, но следите за тем, чтобы локти не выходили из плоскости плеч. Разворачивать плечи следует настолько, как только удастся.
Ребенок должен встать на колени и опереться руками в пол, развернув кисти внутрь. После этого необходимо начать отклоняться назад до ощущения легкого напряжения в предплечьях и бицепсах.
Правая рука заводится за спину через верх, чтобы ладонь располагалась чуть ниже середины воротниковой зоны, а локоть выше правого уха. Левую руку ребенок при этом должен завести над головой так, чтобы обратная сторна кисти уперлась в локоть правой руки. Левой рукой следует давить на локоть до возникновения напряжения в правом трицепсе.
Лежа на спине следует вытянуть ногти. Левая поднимается вверх и ее нужно обхватить левой рукой ниже колена, а правой чуть выше. Далее ребенок должен начать плавно притягивать ногу к голове.
В лежачем положении ребенку нужно подтянуть колени к груди и обхватить их двумя руками, а затем следует начать осторожно притягивать их к плечам. Голову можно приподнимать, стараясь прикоснуться к груди подбородком. Далее ребенок должен плавно перекатиться вперед и назад несколько раз.
Необходимо лечь на пол, как перед выполнением отжиманий, и медленно отжаться от пола, прогибая туловище и не отрывая ног и таз от основания.
Комплекс упражнений для развития физических качеств.
Через развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, координации) повышается физическая подготовленность учащихся. Предлагаемый комплекс упражнений воздействует на все основные группы мышц. Его назначение:
– укрепление основных мышечных групп;
– комплексное развитие двигательных качеств.
Упражнения подобраны таким образом, что их могут выполнять все учащиеся, независимо от возраста. Упражнения выполняются за определенный промежуток времени. Количество повторений каждого упражнения имеет свою стоимость в очках.
Каждый ученик может самостоятельно фиксировать свои результаты и по таблице сравнивать их с результатами своих товарищей. Это стимулирует учащихся к систематическим занятиям.
Данный комплекс упражнений можно выполнять не только на уроках физической культуры или тренировочных занятиях, но и в домашней обстановке.
Комплекс состоит из 9 упражнений. Каждое упражнение выполняется в течение 15 сек. в максимальном темпе
1. Упражнение на координацию движений (равновесие)
И.п. – стоя на одной ноге, другая, согнутая, упирается стопой о колено опорной ноги. Руки вытянуты вперед, глаза закрыты.
Пример: потеря равновесия произошла на 6й секунде, значит записывается 6 очков. Учитель громко ведет счет секунд, чтобы ученики слышали и определяли, на какой секунде нарушено равновесие.
2. Упражнение на развитие силы рук и плечевого пояса
И.п. – упор лежа на полу (девочки – на повышенной опоре). Сгибание и разгибание рук. Фиксируется количество отжиманий.
3. Упражнение на развитие силы мышц ног («Пистолет»)
И.п. – стоя боком с опорой рукой о стену, подоконник, гимнастическую стенку. Приседание поочередно на одной и другой ноге. Фиксируется количество приседаний.
4. Упражнение на развитие боковых мышц живота
И.п. – упор сидя сзади, ноги вместе. Перенести ноги слева направо и обратно через предмет длиной 60–70 см (палка, рейка), не задев его. Фиксируется количество повторений с одной стороны (с правой или с левой).
5. Упражнение на развитие выносливости в прыжках
Выполняются прыжки через препятствие (гимнастическая палка, скамейка высотой 25–30 см или линия шириной 20–30 см).
И.п. – стоя боком к препятствию. Выполняются прыжки на обеих ногах через препятствие с одной стороны в другую и обратно. Фиксируется количество повторений с одной стороны.
6. Упражнение на развитие мышц брюшного пресса
И.п. – сидя на полу, ноги закреплены, руки за головой, пальцы в «замок». Опускание и поднимание туловища. Фиксируется количество подъемов.
7. Упражнение на развитие быстроты и скоростной выносливости
И.п. – упор стоя о подоконник, стену, стол. Бег с высоким подниманием бедра. Количество шагов, выполненных за 15 сек. разделим на 5 (для сопоставления с другими показателями). Получаем количество очков.
Например, выполнено 40 шагов: делим 40 на 5, получаем 8 очков. Для удобства подсчета лучше считать шаги только одной ногой, затем удваиваем их количество. Полученное число делим на 5.
8. Упражнение на развитие подвижности в тазобедренных суставах
И.п. – о.с. в руках палка хватом сверху. Поочередный перенос ног через палку, сохраняя вертикальное положение туловища. Одно движение ногой вперед и назад дает 1 очко.
9. Упражнение на развитие силы мышц ног
Для выполнения этого упражнения на стене нанесена сантиметровая разметка.
И.п. – о.с. руки вверх. Из полуприседа прыжок вверх. Нужно коснуться рукой разметки на стене. Из полученного результата (в сантиметрах) вычесть рост ученика с вытянутой вверх рукой. Полученный результат разделить на 5 (для сопоставления с другими результатами). Например: прыжок вверх – 230 см, а рост ученика с вытянутой рукой – 200 см. 230 см – 200 см = 30 см. Разделим 30 на 5. Полученный результат равен 6 очкам, записываем его в таблицу.
При выполнении упражнений следует обращать внимание на следующие моменты:
Упражнение 1 – руки прямые, глаза закрыты.
Упражнение 2 – туловище держать прямо, не прогибаться и не выгибаться.
Упражнение 3 – приседать глубже.
Упражнение 4 – ноги в коленях не сгибать.
Упражнение 5 – прыжки выполнять боком, не поворачиваться.
Упражнение 6 – ноги в коленях не сгибать, руки на затылке, пальцы не расцеплять.
Упражнение 7 – бедро поднимать до уровня пояса, туловище держать прямо.
Упражнение 8 – туловище держать прямо.
Упражнение 9 – касаться разметки одной рукой.
Примерные упражнения для развития силы ног
1. Бег в гору с высоким подниманием бедра.
2. Бег по песку, снегу, воде с подниманием бедра.
3. Бег прыжками по опилочной дорожке, вспаханному полю.
4. Подскоки на одной и двух ногах.
5. Прыжки с места: двойные, тройные и многократные.
6. Многократные прыжки через препятствия.
7. Различные выпрыгивания и спрыгивания без отягощения и с отягощением.
8. Поднимание бедра с отягощением.
9. Приседание на одной ноге.
10. Приседание с партнером или со штангой на плечах.
Упражнения для развития силы рук
1. Подтягивание на перекладине.
2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
3. Ходьба на руках из упора лежа, ноги поддерживает партнер.
4. Упражнения с гантелями в сгибании и разгибании рук вверх, в стороны, вперед.
5. Скрестные движения рук впереди с грузом и без него.
6. Лазанье по канату с помощью ног.
7. Упражнения с набивными мячами.
8. Упражнения в метании и толкании камней, ядер.
9. Передвижение по веревке в висе на руках.
10. Лазанье по наклонной лестнице.
Упражнения для развития силы туловища
1. Сгибание и разгибание туловища из исходного положения лежа на спине, ноги закреплены партнером.
2. Повороты в стороны с грузом на плечах.
3. Наклоны вперед с грифом штанги и с другими отягощениями.
4. Ходьба на руках по жердям брусьев.
5. Из виса подъем ног до угла >i опускание.
6. Различные метания груза.
7. Рывки и толчки гири или штанги.
8. Вращение гири, груза одной и двумя руками из исходного положения ноги на ширине плеч.
9. Ходьба с партнером на плечах.
10. Метание набивного мяча, ядра, гири.
Упражнения на быстроту
1. Бег на отрезках 30—60 м.
2. Бег с высоким подниманием бедра.
3. Прыжки в высоту, длину.
4. Метание легкоатлетических снарядов, камней.
5. Подвижные игры на быстроту.
6. Эстафеты на коротких отрезках.
7. Низкие старты и старты из различных положений.
8. Различные упражнения на внимание типа «вызов номеров».
9. Упражнения со скакалкой.
10. Игры спортивные — волейбол, баскетбол и др.
Упражнения на расслабление
1. Встряхивание рук вверху с опусканием их вниз.
2. Стоя в наклоне скрестные покачивания руками.
3. Стоя в наклоне поочередные раскачивания руками вперед, назад с пружинистыми наклонами.
4. Стоя в наклоне покачивание двумя руками вперед-назад с пружинящими наклонами туловища.
5. Стоя в наклоне повороты туловища со свободными захлестывающими движениями рук.
6. Встряхивание ног, согнутых в коленях, лежа на спине.
7. Махи расслабленной ногой с подскоком на другой.
8. Встряхивание ног в различных плоскостях, стоя на одной.
9. Встряхивание ног в стойке на лопатках.
10. Встряхивание ног с помощью партнера — партнер придерживает ноги за голеностопные суставы.
Упражнения в равновесии
1. Ходьба по бревну, рельсу, гимнастической скамейке на различной высоте.
2. Ходьба по узкой опоре с различными движениями рук, наклонами, приседаниями.
3. Упражнение «ласточка».
4. Скачки на одной ноге с продвижением по узкой опоре.
5. Скачки и прыжки с ноги на ногу по узкой опоре.
Нормативы по физической культуре 1 класс
Программа занятий физкультурой в 1-ом классе рассчитана на 99 уроков по з часа в неделю. Каждый урок планируется с учетом темы, формы организации (вводный урок, формирование новых знаний, умений или навыков, соревнование, игра, эстафета, зачетный, беседа), применяемого спортоборудования (игрового мяча, гимнастической стенки, гимнастической скамейки, мяча для метаний, корзины, обруча, шнура, скакалки, мешочков с песком, бревна, кеглей, флажков, мячиков).
Примерные нормативы в 1-ом класс / все классы
Упражнения | Мальчики | Девочки | |||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | ||
Бег 30 м (сек) | 6,1 | 6,9 | 7,0 | 6.6 | 7,4 | 7,5 | |
“Челночный бег” 3х10 м (сек.) | 9.9 | 10.8 | 11,2 | 10.2 | 11,3 | 11,7 | |
Ходьба на лыжах 1 км. | 8.30 | 9,00 | 9,30 | 9.00 | 9,30 | 10,0 | |
Кросс 1000 м. (мин.,сек.) | без времени | без времени | |||||
Прыжок в длину с места (см) | 140 | 115 | 100 | 130 | 110 | 90 | |
Метание набивного мяча (см) | 295 | 235 | 195 | 245 | 220 | 200 | |
Метание малого мяча 150г (м) | 20 | 15 | 10 | 15 | 10 | 5 | |
Метание в цель с 6 м | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | |
Прыжки со скакалкой за 1 мин. | 40 | 30 | 15 | 50 | 30 | 20 | |
Поднимание туловища за 1 мин. | 30 | 26 | 18 | 18 | 15 | 13 | |
Подтягивание в висе (раз) | 4 | 2 | 1 | ||||
Подтягивание в висе лёжа (раз) | 12 | 8 | 2 | ||||
Наклон вперёд сидя (см) | 9 | 3 | 1 | 12,5 | 6 | 2 |
Темы уроков включают различные формы построений (в колонну по одному, по два, по три, в шеренгу, в круг), упражнения и игры с мячом (подбрасывание, ловля, перебрасывание друзьям и ловля, удар об пол и ловля, метание на дальность, ведение одной рукой и забрасывание в корзину, перебрасывание через шнур, перебрасывание парами, перебрасывание сверху), ходьба и бег (врассыпную, по кругу, с изменением направления, парами, с преодолением препятствий, с сохранением равновесия на бревне и малых площадях опоры, медленный бег, ходьба на пятках и на носках, по скамейке на носках), прыжки (на 2-х ногах, с поворотом, перепрыгивание через обруч, скакалку, шнур, короткую скакалку, в длину с места и с разбега, из обруча в обруч), передвижение на лыжах, подвижные и тематические игры, общеразвивающие упражнения и другие.
Уроки физкультуры в 1-ом классе направлены не только на физическое развитие 7-летних детей, но и на их нравственное и духовное развитие, формирование их творческих способностей, здорового образа жизни. Поэтому по окончании учебного года оцениваются личностные, предметные и метапредметные результаты.
Личностные результаты включают любовь к Родине, уважительное отношение ко всем народам многонациональной федерации, их культуре и истории, уважение мнения окружающих, самостоятельность в обучении и принятии решений, высокую нравственность, ответственность за свои поступки, стремление к социальной справедливости, эстетичность, доброжелательность, отзывчивость, сочувствие попавшим в сложные жизненные ситуации, бесконфликтность, установка на здоровый образ жизни.
Предметные результаты представляют осознание ребенком значения занятий физкультурой для улучшения его физического и психологического здоровья, физического, эмоционального и умственного развития, способности успешно изучать все предметы школьной программы. Занятие физкультурой приучает школьника соблюдать режим дня, ежедневно выполнять утреннюю зарядку, вести активный образ жизни, систематически контролировать состояние нормативных показателей тела, взаимодействовать с товарищами по спортивным секциям, использовать на соревнованиях свое достигнутое спортивное мастерство.
Метапредметные результаты оцениваются по способности применять физические навыки для улучшения способности овладевать знаниями, рационально планировать свое время, адекватно делать выводы о причинах временных трудностей и находить более эффективные способы расширения объема своих знаний. Физкультура способствует выработке умения правильно определять главные цели и нахождению путей их достижения.
В настоящее время начался первый этап возрождения в РФ комплекса ГТО в пилотных регионах и развернута работа во всех школах страны по подготовке их к сдаче норм ГТО. Хотя тестирование на сдачу норм ГТО производится на добровольной основе, оно требует существенного пересмотра программ обучения физкультуре с привязкой к требованиям комплекса ГТО для каждой возрастной группы.
Тест по физической культуре для учащихся 1- 2 классов.
Тест по физкультуре
1 четверть
1.Зачем нужно заниматься физкультурой?
А. Чтобы не болеть
Б. Чтобы стать сильным и здоровым
В. Чтобы быстро бегать
2.Гимнастическая палка, обруч, мяч, гантели, скакалка-это:
А. Предметы для игры
Б. Школьные принадлежности
В. Спортивный инвентарь
3. Что поможет тебе правильно распределять время:
А. Часы
Б. Режим дня
В. Секундомер
4.Лучший отдых-это:
А. Движение
Б. Просмотр телевизора
В. Рисование
5.Что помогает проснуться твоему организму:
А. Еда
Б. Утренняя зарядка
В. Будильник
2 четверть
1.Для чего нужны физкультминутки?
А. Снять утомление
Б. Чтобы проснуться
В. Чтобы быть здоровым
2.Чтобы осанка была правильной нужно:
А. Заниматься физкультурой
Б. Развивать все мышцы тела
В. Плавать
3.Подвижные игры помогут тебе стать:
А. Умным
Б. Сильным
В. Ловким, метким, быстрым, выносливым
4.Выбери физические качества человека:
А. Доброта, терпение, жадность
Б.Сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость
В. Скромность, аккуратность, верность
5.Что такое сила?
А. Способность с помощью мышц производить активные действия
Б. Способность совершать большое количество движений за короткий промежуток времени
В. Способность переносить физическую нагрузку длительное время
3 четверть
1.Что такое быстрота?
А. Способность переносить физическую нагрузку длительное время
Б. Способность с помощью мышц производить активные действия
В. Способность совершать большое количество движений за короткий промежуток времени
2. Равновесие — это:
А. Способность кататься на велосипеде
Б. Способность сохранять устойчивое положение тела
В. Способность ходить по бревну
3. Людям какой профессии необходима сила?
А. Продавец
Б. Строитель
В. Водитель
4.Ловкость – это:
А. Умение жонглировать
Б. Умение лазать по канату
В. Способность выполнять сложные движения
5. Какое упражнение поможет тебе стать сильнее?
А. Подтягивание
Б. Прыжки через скакалку
В. Челночный бег
4 четверть
1.Что такое выносливость?
А. Способность переносить физическую нагрузку длительное время
Б. Способность совершать большое количество движений за короткий промежуток времени
В. Способность с помощью мышц производить активные действия
2.В каких профессиях может понадобиться умение лазать?
А. Пожарный
Б. Врач
В. Повар
3. Гибкость – это:
А. Умение делать упражнение « ласточка»
Б. Умение садиться на « шпагат»
В. Способность выполнять движения, используя максимальную подвижность суставов
4. В каком виде спорта нужно быть быстрым:
А. Гимнастика
Б. Плавание
В. Гиревой спорт
5. Метание развивает:
А. Глазомер, координацию, укрепляет мышцы рук и туловища
Б. Быстроту, выносливость
В. Гибкость, ловкость
Нормативы по физической культуре с 1 по 11 классы
Нормативы по физической культуре для учащихся 1 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 2 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 3 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 4 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 5 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 6 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 7 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 8 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 9 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 10 класса
Нормативы по физической культуре для учащихся 11 класса
СкачатьПоделиться в социальных сетях
Статья по физкультуре (1 класс) на тему: Физкультура
Сценарий спортивного праздника «Будем в армии служить»
Цель: создание праздничного торжественного настроения, поднятие спортивного духа у учащихся.
Задачи:
1) способствовать психологическому сближению детей, развитию положительных эмоций;
2) развивать спортивные качества у учеников: ловкость, смелость, уверенность в себе;
3) воспитывать чувства коллективизма, дружелюбия и поддержки.
Ход мероприятия:
Ведущий: Такая дата есть в календаре, что все мужчины отмечают,
И эту дату в феврале, днем защитника Отечества все называют!
Давайте все дружно скажем: «Ура!»
Праздник начать пришла уж пора. Все: Ура!
По плечу победа смелым, ждет того большой успех,
Кто, не дрогнув, если нужно, вступит в бой один за всех.
Делу — время, час — забаве, команда первая — направо,
Тут — вторая становись! Состязанья начались.
Ведущий: Команды! Равняйсь! Смирно! Каждой команде представиться!
Сегодня встречаются 2 команды: «Летчики» и « Разведчики».
Ведущий: Пройдет немного времени, наши мальчишки подрастут и займут место тех, кто сейчас стоит на страже Родины. И сегодня этот праздник мы проведем как спортивную игру «Будем в армии служить». Итак, добро пожаловать в школу молодого бойца!
Разминка
Наша армия сильна? (Да)
Защищает мир она? (Да)
Мальчишки в армию пойдут? (Да)
Девочек с собой возьмут? (Нет)
Илья Муромец – герой? (Да)
На фронт ушел он молодой? (Нет)
Соловья он победил? (Да)
Из автомата подстрелил? (Нет)
Сегодня праздник отмечаем? (Да)
У Буратино длинный нос? (Да)
На корабле он был матрос? (Нет)
В пуду он плавал в тине? (Да)
Враги утопят Буратино? (Нет)
Стоит летчик на границе? (нет)
Он летает выше птицы? (Да)
Мир – важней всего на свете? (Да)
Знают это даже дети? (Да)
Вы сегодня лучше всех? (Да)
Ведущий: Чтобы нести службу с честью, нужно готовиться к этому с детства. Представьте себе, что вы служите в армии и в вашей части объявили учения!
1 эстафета «Боевая тревога»
Ваша задача — как можно быстрее подготовиться к бою: надеть каску на голову.
(участники надевают каску, обегают стойку и возвращаются, отдают каску следующему игроку)
2 эстафета «Снайперы»
Меткий глаз — залог успеха, скажет нам солдат любой,
Чтоб желанная победа, завершила первый бой.
Забросить мяч в кольцо любым способом
Ведущий: Ребята, вы молодцы! Еще раз доказали, что
Военные, военные — большая тренировка! Военные, военные -и сила, и сноровка!
Нести службу нелегко, солдаты должны быть сильными, выносливыми, уметь переносить тяжести, поэтому
3 эстафета «Тяжелая ноша»
Донести набивные мячи до обруча. Следующий участник забирает.
Ведущий: «Тяжело в учении – легко в бою» гласит народная мудрость. Вы замечательно справились с этим трудным испытанием, но в армии случаются неприятности, солдата могут ранить, и на помощь придут товарищи, доставят солдата в медицинский пункт. Там ему окажут медицинскую помощь.
4 эстафета «Медицинский пункт»
Надо на скорость должны перебинтовать руку, ногу или голову бойцу.
Ведущий: Ребята, вы сегодня тренируетесь, как настоящие бойцы. В армии солдатам приходится выполнять задания в темноте вслепую, когда ничего не видно.
5 эстафета » Ночное задание»
Нужно найти своего соперника с закрытыми глазами.
6 эстафета «Минное поле»
Пары берут друг друга за ноги, идет на руках, собирает кубики в обруч.
Ведущий: Ну, а теперь посмотрим, как наши защитники умеют в сложной ситуации обуваться. Снять обувь в кучу, и по команде найти свою обувь и обуть.
7 эстафета «Обувайка» (обруч)
Ведущий: А вы знаете, что в самые трудные минуты в армии солдатам всегда помогало чувство юмора. Армейский анекдот: Психи играют в войну. Один другого сильно бьет по голове кирпичом. Испуганный врач спрашивает: «Тебе не больно?» «Нет, я же в танке»
8 эстафета «Лучший водитель танка»
В руках палочка с веревкой, на конце веревки привязана игрушечная машинка. Наматывая на палочку нитку, притянуть к себе машинку.
9 эстафета «Самые сильные»
Отжаться от земли за 10 секунд.
Ведущий: Настало время самого сложного испытания. Задача – не только доставить пакет с секретным донесением в штаб, но и расшифровать послание.
10 эстафета «Донесение в штаб»
Штаб находится у стены. Каждой команде выдаётся по пакету, который вы приносите в штаб. Надо проползти под стойками, достать из пакета 2 буквы, встать с ней вдоль стены, бежит следующий участник. Когда все буквы достали, вся команда должна расшифровать послание и всей командой дружно произнести по сигналу ведущего. «Служу России»
Ведущий: Занятия в школе молодого бойца подошли к концу. Все достойно справились с трудными испытаниями. Благодарим за службу!!!
Дети: Служу России!!!
Ведущий: Именно для защиты нашей любимой России вы и тренировались сегодня.
С Днем защитника, ребята, будьте сильными всегда,
Словно бравые солдаты, вы идите сквозь года.
Тест по физической культуре. 2 класс. 1 полугодие
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Тесты для 2 класса
(1 полугодие)
Вариант 1
Можно ли читать лёжа?
А. Нельзя
Б. Можно
В. Иногда можно
Зачеркни лишний предмет
А. Б. В.
3. Зачем нужно заниматься физкультурой?
А. Чтобы не болеть
Б. Чтобы стать сильным и здоровым
В. Чтобы быстро бегать
4. Гимнастическая палка, обруч, мяч, гантели, скакалка-это:
А. Предметы для игры
Б. Школьные принадлежности
В. Спортивный инвентарь
5. Что поможет тебе правильно распределять время:
А. Часы
Б. Режим дня
В. Секундомер
Ответы:
1. А.
2. В.
3. Б.
4. В.
5. Б.
Вариант 2
1. Лучший отдых-это:
А. Движение
Б. Просмотр телевизора
В. Рисование
2. Что помогает проснуться твоему организму:
А. Еда
Б. Утренняя зарядка
В. Будильник
3. Для чего нужны физкультминутки?
А. Снять утомление
Б. Чтобы проснуться
В. Чтобы быть здоровым
4.Чтобы осанка была правильной нужно:
А. Заниматься физкультурой
Б. Развивать все мышцы тела
В. Плавать
5. Зачеркни лишний предмет
А. Б. В.
Ответы:
1. А.
2. Б.
3. А.
4. Б.
5. В.
Вариант 3
1. Подвижные игры помогут тебе стать:
А. Умным
Б. Сильным
В. Ловким, метким, быстрым, выносливым
2.Выбери физические качества человека:
А. Доброта, терпение, жадность
Б.Сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость
В. Скромность, аккуратность, верность
3. Зачеркни лишний предмет
А. Б. В.
4. Людям какой профессии необходима сила?
А. Продавец
Б. Строитель
В. Водитель
5. Можно ли читать лёжа?
А. Нельзя
Б. Можно
В. Иногда можно
Ответы:
1. В.
2. Б.
3. В.
4. Б.
5. А.
Вариант 4
1. Что такое сила?
А. Способность с помощью мышц производить активные действия
Б. Способность совершать большое количество движений за короткий промежуток времени
В. Способность переносить физическую нагрузку длительное время
2. В каких профессиях может понадобиться умение лазать?
А. Пожарный
Б. Врач
В. Повар
3. Чтобы осанка была правильной нужно:
А. Заниматься физкультурой
Б. Развивать все мышцы тела
В. Плавать
4. Зачеркни лишний предмет
А. Б. В.
5. Метание развивает:
А. Глазомер, координацию, укрепляет мышцы рук и туловища
Б. Быстроту, выносливость
В. Гибкость, ловкость
Ответы:
1. А.
2. А.
3. Б.
4. В.
5. А.
Вариант 5
1. В каком виде спорта нужно быть быстрым:
А. Гимнастика
Б. Плавание
В. Гиревой спорт
2. Зачем нужно заниматься физкультурой?
А. Чтобы не болеть
Б. Чтобы стать сильным и здоровым
В. Чтобы быстро бегать
3. Гибкость – это:
А. Умение делать упражнение « ласточка»
Б. Умение садиться на « шпагат»
В. Способность выполнять движения, используя максимальную подвижность суставов
4. Можно ли читать лёжа?
А. Нельзя
Б. Можно
В. Иногда можно
5. Зачеркни лишний предмет
А. Б. В.
Ответы:
1. Б.
2. Б.
3. В.
4. А.
5. В.
Вариант 6
1. Какое упражнение поможет тебе стать сильнее?
А. Подтягивание
Б. Прыжки через скакалку
В. Челночный бег
2. Зачеркни лишний предмет
А. Б. В.
3. Ловкость – это:
А. Умение жонглировать
Б. Умение лазать по канату
В. Способность выполнять сложные движения
4. Равновесие — это:
А. Способность кататься на велосипеде
Б. Способность сохранять устойчивое положение тела
В. Способность ходить по бревну
5. Выбери физические качества человека:
А. Доброта, терпение, жадность
Б.Сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость
В. Скромность, аккуратность, верность
Ответы:
1. А.
2. В.
3. В.
4. Б.
5. Б.
Вариант 7
1. Зачеркни лишний предмет
А. Б. В.
2. Зачем нужно заниматься физкультурой?
А. Чтобы не болеть
Б. Чтобы стать сильным и здоровым
В. Чтобы быстро бегать
3. Гимнастическая палка, обруч, мяч, гантели, скакалка-это:
А. Предметы для игры
Б. Школьные принадлежности
В. Спортивный инвентарь
4. Что поможет тебе правильно распределять время:
А. Часы
Б. Режим дня
В. Секундомер
5. В каком виде спорта нужно быть быстрым:
А. Гимнастика
Б. Плавание
В. Гиревой спорт
Ответы:
1.В.
2. Б.
3. В.
4. Б.
5. Б.
Вариант 8
1. В каких профессиях может понадобиться умение лазать?
А. Пожарный
Б. Врач
В. Повар
2. Ловкость – это:
А. Умение жонглировать
Б. Умение лазать по канату
В. Способность выполнять сложные движения
3. Зачеркни лишний предмет
А. Б. В.
4. Чтобы осанка была правильной нужно:
А. Заниматься физкультурой
Б. Развивать все мышцы тела
В. Плавать
5. Что помогает проснуться твоему организму:
А. Еда
Б. Утренняя зарядка
В. Будильник
Ответы:
1. А.
2. В.
3. В.
4. Б.
5. Б.
Тест по физической культуре. 2 класс. 2 полугодие
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Тесты для 2 класса
(2 полугодие)
Вариант 1
1. Зачем нужно заниматься физкультурой?
А. Чтобы стать сильным и здоровым
Б. Чтобы быстро бегать
2. Какое упражнение поможет тебе стать сильнее?
А. Подтягивание
Б. Прыжки через скакалку
3. Зачем нужно знать свой организм?
А. Чтобы сохранять и укреплять здоровье
Б. Чтобы умело использовать свои возможности
4. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
А. Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий
Б. Стройный, сильный, ловкий, статный
5. Соедини линиями:
Глаза
Орган слуха
Уши
Орган обоняния
Нос
Орган зрения
6. Допиши утверждение:
От скелета и мышц зависит_____________человека.
7. Выбери полезные для здоровья продукты:
А. Яблоко, лук, чеснок, лимонад
Б. Лук, яблоко, чеснок, морковь
8. При передвижении на лыжах по дистанции соблюдайте интервал:
А. 3-4 м
Б. 1-2м
9. На рисунке определите, где колонна, а где шеренга.
10. Физкультминутка это…
А. Время для общения с одноклассниками
Б. Способ преодоления утомления
Ответы:
1. Б
2. А
3. А
4. Б
5. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния
6. Осанка
7. Б
8. А
9. 1 –шеренга, 2 — колонна
10. Б
Вариант 2
1. Кто принимает участие в паралимпийских играх?
А. Люди с ограниченными возможностями
Б. Только мужчины
2. Как правильно подобрать лыжи?
А. Рост + вытянутая рука вверх
Б. Рост + вытянутая вперед нога
3. Что является опорой тела человека?
А. Скелет
Б. Сердце
4. Что делать при ушибе?
А. Положить холодный компресс
Б. Намазать ушибленное место йодом
5. На рисунке определите, где колонна, а где шеренга.
6. Как называется привычное положение тела во время ходьбы, стояния или сидения?
А. Осанка
Б. Фигура
7. Как звучит девиз Олимпийских игр?
А. «Быстрее, выше, сильнее»
Б. «О спорт, ты — мир!»
8. Соедини линиями:
Глаза
Орган слуха
Уши
Орган обоняния
Нос
Орган зрения
9. Физкультминутка это…
А. Время для общения с одноклассниками
Б. Способ преодоления утомления
10. Что такое ЧСС?
А. Чрезвычайная служба спасения
Б. Частота сердечных сокращений
Ответы:
1. А
2. А
3. А
4. А
5. 1 –шеренга, 2 — колонна
6. А
7. А
8. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния
9. Б
10. Б
Вариант 3
1. Зачеркни лишний предмет
А. Б.
2. Что поможет тебе правильно распределять время:
А. Часы
Б. Режим дня
3. Олимпийские игры (летние или зимние) проводятся через каждые:
А. 5 лет
Б. 4 года
4. Что символизируют пять переплетенных Олимпийских колец?
А. Пять континентов
Б. Дружбу всех спортсменов
5. Подвижные игры помогут тебе стать:
А. Умным
Б. Ловким, метким, быстрым, выносливым
6. Чтобы осанка была правильной нужно:
А. Развивать все мышцы тела
Б. Плавать
7. В каких профессиях может понадобиться умение лазать?
А. Пожарный
Б. Врач
8. На рисунке определите (подпишите), где колонна, а где шеренга.
9. Метание развивает:
А. Глазомер, координацию, укрепляет мышцы рук и туловища
Б. Быстроту, выносливость
10. Ловкость – это:
А. Умение жонглировать
Б. Способность выполнять сложные движения
Ответы:
1. А
2. Б
3. Б
4. А
5. Б
6. А
7. А
8. 1 –шеренга, 2 — колонна
9. А
10. Б
Вариант 4
1. Гимнастическая палка, обруч, мяч, гантели, скакалка-это:
А. Предметы для игры
Б. Спортивный инвентарь
2. Что помогает проснуться твоему организму:
А. Еда
Б. Утренняя зарядка
3. Что делать при ушибе?
А. Положить холодный компресс
Б. Намазать ушибленное место йодом
4. Основные части тела человека:
А. Голова, шея, туловище, руки, ноги
Б. Глаза, нос, уши, волосы
5. Напишите спортивные игры, в которые играют с данными мячами:
_____________________________________
6. Во время прыжков нужно приземляться на…
А. Прямые ноги
Б. Согнутые ноги
7. Что является опорой тела человека?
А. Скелет
Б. Сердце
8. Как звучит девиз Олимпийских игр?
А. «Быстрее, выше, сильнее»
Б. «О спорт, ты — мир!»
9. Соедини линиями:
Глаза
Орган слуха
Уши
Орган обоняния
Нос
Орган зрения
10. Равновесие — это:
А. Способность сохранять устойчивое положение тела
Б. Способность ходить по бревну
Ответы:
1. Б
2. Б
3. А
4. А
5. Баскетбол, футбол
6. Б
7. А
8. А
9. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния
10. А