Нестандартные уроки физической культуры
Во время проведений уроков по физической культуре я стараюсь заинтересовать детей, разнообразить уроки с помощью применения нестандартных приемов, методик и различных оздоровительных систем.
Для этого широко использую систему хатха-йоги, скипинг, игровые приемы, пилатес, стречинг.
Хатха-йога.
Сейчас в продаже имеется большое количество литературы по йоге, на основании этой литературы мной подобран краткий теоретический материал о йоге, ее возникновении, значении. Проводя уроки йоги, сначала учимся дышать, проводим разминку по системе йоги, затем переходим к выполнению асан (поз). При этом, постепенно повышая длительность выполнения упражнений и их сложность. Для работы использую подборку карточек по йоге приобретенных в издательстве “Мир книги”, где подобраны асаны различной сложности.
Скипинг (прыжки на скакалке).
Широко применяю данный вил спорта на уроках в связи с тем, что он не требует большого пространства, сложного инвентаря, прост в обучении и бесспорно интересен детям. И еще огромный плюс этого занятия в том что он помогает почувствовать себя на равных с остальными даже тем детям которые не особенно быстры, сильны в других видах спорта.
Индивидуальные прыжки на скорость (30сек) и на выносливость (1мин) использую как тренировочный и контрольный норматив. Для создания заинтересованности использую прыжки с заданием:
- назад,
- руки скрестно вперед,
- руки скрестно назад,
- с двойной прокруткой скакалки,
на одной ноге руки скрестно ит. п.
Для самых-самых индивидуальные прыжки с максимальной скоростью до 150-170 прыжков за 30сек.
Особенный интерес вызывают у учащихся практически любых возрастов прыжки на длинной скакалке: индивидуальные с места и с забеганием, с поворотами, сприседаниями, с упором лежа, а также с максимальной скоростью вращения скакалки.
Групповые прыжки на длинной скакалке позволяют продемонстрировать не только индивидуальные качества, но и чувство локтя, товарищества, умение работать в коллективе. Поэтому различные групповые прыжки (с места, с забеганием, по5-10чел) всегда привлекают учащихся.
Подвижные игры.
В 2005 году команде нашего Лицея под моим руководством довелось участвовать во 2 этапе Всероссийских детских спортивных соревнований “Веселые старты” среди команд Сибирского Федерального округа. С этого момента я широко использую в различных мероприятиях и на уроках игры из программы “Веселых стартов”:
“Головобол”
Сетка натянута на высоте 1 м. Матч проводится с надувным легким мячом. В каждой команде — 2 мальчика и 2 взрослых участника. Игра идет по правилам волейбола, но с помощью головы и ног, разрешено только 3 касания шарика на одной половине поля. Игра идет до счета 3.
“Скокбол”
За каждую команду играют 2 девочки и 2 мальчика. Сетка натянута на полу. Спортсмены играют 2-мя мячами. Ударом о пол мяч посылается через сетку на сторону соперников. Игра останавливается, когда на одной стороне окажется 2 мяча. Игра идет до счета 5.
Конкурс “Круговая порука”
В кругу стоит вся команда вполоборота к центру круга. В правой руке – гимнастическая палка. По сигналу надо отпустить свою палку и успеть подхватить палку впереди стоящего. Кто уронит палку, покидает круг. У каждой команды — 10 попыток, ведущий 10 раз свистком дает разрешение перехватить палку. Побеждает та команда, в которой больше игроков осталось в круге.
“Только без рук”.
Игровая площадка разделена на 2 части волейбольной сеткой, укрепленной на уровне пола. От каждой команды играют 6 человек: 4 мальчика и 2 взрослых участника (учителя или родители).
Игроки, сидя на полу, играют по следующим правилам: 3 касания мяча на одной стороне, 3 — на другой. В этой игре можно касаться мяча головой, плечом, ногами, но только не руками. Мяч подается ногой игроком, сидящим спиной к сетке на расстоянии 1 метра. Игра идет надувным легким мячом по правилам волейбола. Нельзя задевать сетку ни ногами, ни шариком. Игра идет до счета 5.
“Стекбол”
За каждую команду играют 2 мальчика, 2 девочки и 2 взрослые участницы. Идет игра надувным легким мячом с помощью гимнастических палок. Подача: ударом снизу в 1 м. от сетки. Матч проводится по правилам волейбола до счета 5.
Состав команд по количеству и наличию игроков можно варьировать исходя из конкретной ситуации.
Пилатес, стречинг.
Пилатес и стречинг являются разновидностями статических растяжек, поэтому часто применяю их на уроках гимнастики с девушками 10-11 классов и в подготовительной части урока с остальными классами. Для разнообразия мной подобраны индивидуальные, парные и групповые растяжки.
Групповая растяжка “РОМАШКА”.
- И. П. встать в круг, руки положить на плечи друг другу. Произвольно отклонять туловище назад, растягивая мышцы живота.
- И. П. встать в круг, взяться за руки за спиной друг друга. Поддерживая друг друга, отклониться назад. Вернуться в исходное положение.
- И. П. встать в круг, руки положить на плечи друг другу, ноги вместе, носки врозь. Мягко надавливая на плечи партнеров, наклон вперед прогнувшись, ноги прямые. Выпрямиться, слегка сопротивляясь друг другу.
- И. П. встать в круг, руки положить на плечи друг другу. Поддерживая равновесие, глубокий присед на носки.
Стречинг. Общее вытягивание.
И. П. основная стойка. Втянуть живот, руки медленно поднять через стороны вверх и одновременно подняться на носочки (пятки упираются друг в друга). Голову слегка откинуть назад и смотреть вверх. Потянуться вверх руками, затем корпусом и ногами, напрячься. Удержаться несколько секунд, а со временем до минуты. Осторожно, начиная с рук, поэтапно сбросить напряжение и вернуться в и. п. Стоя, расслабиться, проконтролировав сброс остаточного напряжения.
нестандартные упражнения — Физкультура — Прочее
Нестандартные упражнения
Из всего многообразия ОРУ я неоднократно беру те, которые редко встречаются в повседневной работе учителя, и считаю их нестандартными. Учащиеся выполняют данные упражнения с наибольшим интересом, что способствует втягиванию школьников в процесс обучения, развитию их физических качеств. Применяя на уроках эти упражнения, я стараюсь добиться того, чтобы интерес к нашему предмету у моих воспитанников рос от года к году и остался на всю жизнь. В первую очередь, задача-повысить престиж урока физической культуры.
Как бы хорошо ни было налажено научное и материальное обеспечение процесса физического воспитания, какими бы совершенными ни выглядели учебные программы, учебные пособия и рекомендации, все же главным действующим лицом, от которого целиком и полностью зависти успех в решении задач физического воспитания и укрепления здоровья наших детей, был, булет и остается учитель физической культуры.
Индивидуальные
Упр.1. и.п-о.с. руки за голову; 1-присед ноги скрестно; 2-и.п.
-Тоже, но в шеренге, и.п-руки в стороны на плечо рядом стоящему.
Упр.2. И.п.- стойка на правой(левой)ноге, левая(правая) нога сзади голеностопом прижата к «подколенке»; 1-присед, руки в стороны; 2-и.п.
-Тоже, но прыжком из приседа с продвижением вперед.
Упр.3. и.п.-ст. ноги врозь скрестно; правая(лева) вперед, наклон с захватом одноименной рукой голеностопа ноги. Ходьба вперед — назад.
-То же, и.п.-ст. ноги врозь: наклон вперед, руки скрестно, захват за пятки снизу. Ходьба на носках с продвижением вперед, назад, в стороны
-То же, И.п.-ст. ноги врозь; наклон вперед, руки скрестно, захват за носки сверху, ходьба на пятках.
Упр.4. и.п.- выпад правой(левой) ногой вперед, хват руками за бедро снизу у колена. Передвижение прыжками на впереди стоящей ноге вправо(влево), помогая руками. То же, но и.п.- хват руками за голеностоп.
Упр.6. и.п- упор лежа на предплечьях, ладони вперед. Передвижение по кругу, ноги на месте.
Упр.7. и.п. лежа на животе, руки за голову; поднять в упор лежа на локтях. Передвижение по кругу, на месте.
-То же но передвижение, вперед, назад, в сторону на локтях и носках, попеременно переставляя руки и ноги.
Упр.8. и.п. хват правой рукой за левую стопу, левая рука за голову. 1-присед на правой; 2-и.п.
Упр.10. и.п. сед, ноги согнуты врозь, руки вовнутрь у бедер с захватом стоп за пятки снизу. Передвижение вперед, назад на предплечьях, попеременно перемещая ноги.
Упр.11. и.п. упор лежа. 1-переворот в упор лежа сзади; 2-переворот в и.п. (переворот выполняется по кругу)
Упр.12. и.п. упор лежа боком на одной руке, вторая за голову. Перемещение ног по кругу.
Упр.13. и.п. выпад левой в сторону, руки за голову. Прыжки по кругу в и.п. через стойку ноги врозь в выпад.
Упр.14. и.п. упор лежа. 1-отталкиваясь руками и ногами, прыжок вверх, приземляясь в положение руки скрестно, ноги скрестно; 2-прыжок вверх в и.п.
Упр.15. и.п. упор лежа сзади на предплечьях, ноги согнуты. Передвижения вперед, назад и в стороны.
Упр.16. и.п. упор лежа, ноги на стене. 1-4-передвижение влево, 5-8-вправо
Упр.17. упор лежа сзади, ноги на стене. 1-4-передвижение вправо; 5-8-влево
Упр.18. и.п.. упор лежа на предплечьях, ноги на стене. 1-4-передвижение влево 5-8-вправо
Упр.19. То же но в упоре сзади на предплечьях
Упр.20. и.п. сед на пятках. Мах руками вперед-вверх, прыжок с коленей вверх в полуприсед, руки вперед
В парах
Упр.21. и.п.о.с стоя вплотную боком к партнеру, взявшись правыми руками, левая на пояс, выпад левой ногой в сторону. Ходьба по кругу в и.п. через стойку ноги врозь в выпаде
Упр.22. и.п.-первый номер- присед на согнутых ногах, захватив руками колени второго; второй-упор упором на стопы, ноги на плечи первого (т.е 2-ой вверх ногами и оба передвигаются вперед назад)
Упр.23. и.п. стоя правым боком друг другу- равновесие(ласточка), рукой взявшись за голеностоп партнера. Передвижение прыжками по кругу, сохраняя равновесие
Упр.24. и.п. стоя лицом друг другу на одной ноге, другая нога вперед; одной рукой взяв голеностоп вытянутой ноги партнера, другую руку положив ему на плечо. Передвижение прыжками вперед, назад, по кругу.
Упр.25. и.п. то же. 1-приседание на правой(левой) ноге «пистолетик» 2-и.п.
Упр.26. и.п. стоя боком друг другу на одной (дальней) ноге, взявшись руками под коленями ног поднятых вверх(согнутых в колене). Прыжки на одной ноге в паре вперед-назад.
-то же, но взяв друг друга руками за стопы ног
-то же, партнеры выполняют прыжки стоя на одной ноге боком друг другу и держа друг друга руками за вытянуты поднятые ноги
Упр.27. и.п. 1-ый-упор лежа сзади; 2-ой-о.с. Взяв за ноги первого. Передвижение вперед, назад и по кругу
Упр.28. и.п первый-упор лежа, ноги на плечи второму, второй- присед спиной к партнеру, держа его голеностопу руками. Одновременное или попеременное передвижение по кругу
Упр.29. Первый номер-стоя сзади сидящего второго, опираясь на его прямые руки, перепрыгивает через него, согнув ноги и после приземления выполняет кувырок вперед. Тоже выполняет и второй номер.
Упр.30. и.п. стоя лицом друг к другу, ноги врозь, взявшись за руки. Синхронные повороты на счет 1-4 влево, 5-8-вправо
Упр.31. Первый ставит ногу на сцепленные кисти второго, опираясь руками о его плечи и подпрыгивает вверх, при этом в воздухе выполняет поворот на 180 или 360 градусов. Второй подбрасывает одновременно первого вверх во время отталкивания. Страховка обязательно!
Упр.32. Первый-стоя за головой второго, находящегося в положении лежа на спине с согнутыми ногами. Первый поднимает второго за руки вытянутые вперед, тот в свою очередь, прогибается и разгибая ноги, встает.
В колонне по одному
Упр.33. и.п. в приседе хват руками за пятки впереди стоящего. Ходьба вперед, не отпуская хвата
-то же, но хват руками за голень правой(левой) ноги впереди стоящего
Упр.34. и.п. упор лежа сзади, руки на ступнях у партнера с согнутыми ногами, который сзади. Ходьба с продвижением вперед и назад.
Упр.35. и.п. упор лежа, голеностопы на плечах у сзади стоящего. Передвижения вперед, назад. Последний передвигается собачкой или кто-то держит его ноги.
Упр.36. и.п. левой (правой) ногой вперед, хватом правой(левой)рукой сверху за левую(правую) ногу у голеностопа у впереди стоящего. Ходьба с продвижением, не отпуская хвата, причем левой(правой) ногой делать выпад, а другая нога, которую обхватили приставляется к левой (правой) ноге. Дистанция 1 метр.
Упр.37. и.п. вторые номера выполняют поворот кругом. Первые номера-упор лежа на ступни вторых номеров, а вторые номера в свою очередь берут за голеностопы ног первых номеров, находящихся сзади. Передвижение вперед, назад не отпуская хвата
Упр.38. и.п. стоя на правой ноге, поднять левую ногу вперед и захватить обеими руками вытянутую ногу сзади стоящего. Передвижение вперед, назад, влево, вправо по команде учителя.
Упр.39. Занимающиеся строятся в колонну по одному с дистанцией 1метр. Первый наклонив туловище вперед между ногами подает руку сзади стоящему. Этот сзади стоящий в свою очередь одной рукой берет одной рукой первого, а другую свою руку подает следующему сзади стоящему и т.д. Таким образом, занимающиеся в колонне, перемещаются вперед шагом, бегом или прыжками на обеих ногах по команде учителя
В группах
Упр.40. и.п. первый и второй номера встают боком друг к другу, взявшись за руки, третий перешагивая левой(правой) ногой через их сомкнутые руки, берет их за плечи, те в свою очередь приподнимают его в положение седа и в этом положении выполняют передвижение вперед.
Упр.41. и.п. 1-ый и 2-ой номера становятся боком друг к другу, руки за спину в замок. 3-й становится им на руки, взяв их за плечи. Таким образом 1-й и 2-й несут 3-го передвигаясь лицом вперед
Упр.42. и.п. 1-й и 2-й номера стоят в положении о.с., руки вверху-сомкнутые. 3-й и 4-й номера в наклоне вперед, обхватив руками впереди стоящего за пояс, 5-й номер становится на спины 3-го и 4-го номеров взявшись за руки кисти 1-го и 2-го, сохраняя таким образом равновесие в о.с, пятерка выполняет передвижение вперед.
Упр.43. и.п. 1-й номер-о.с., взяв за ноги 2-го, находящегося в упоре лежа. 3-й номер принимает упор лежа слева, поперек от 2-го, положив ноги ему на верхнюю часть туловища. С правой стороны принимает упор лежа поперек 2-го, 4-й номер, но кладет ноги на нижнюю часть туловища 2-го. Сохраняя такое построение, четверка передвигается вперед.
Упр.44. Первые 4 участника становятся в круг, лицом положив руки на плечо рядом стоящего и принимают положение приседа. В свою очередь занимающиеся в следующей четверке садятся на плечи своим партнерам и тоже берутся за плечи с рядом сидящим. Затем учащиеся 1-й четверки встают, а участники второй четверки захватывают ногами за спину. По команде учителя участники 1-й четверки выполняют различные передвижения (ходьба по кругу, приседания под счет, любым двум участникам 1-й четверки отпустить плечи друг друга, также и на 2-й четверке и перейти из круга в прямую линию и обратно.
Упр.45. и.п.-участники 1-й четверки становятся спиной в круг рядом друг с другом с захватом под локти рядом стоящих в замок. Участники 2-й четверки приняв упор лежа передают ноги в руки участником 1-й четверки. По команде учителя на счет 1-2 они выполняют отжимания 3-4- два шага руками влево(вправо) и т.д. пока не пройдут полный круг и не вернуться в и.п. в обратном направлении. Участники 1-й четверки выполняют переступание по кругу
Нестандартные уроки физической культуры.
Нестандартные уроки физической культуры.
Аникеенко И. П.
МБОУ Степано — Савченская ООШ, х. Степано — Савченский,
Милютинский район, Ростовская область
Аннотация.
Статья посвящена проблеме мотивации обучающихся на занятиях физической культурой при переходе с начальной ступени обучения к основной.
В связи с этим и возникает необходимость в разработке и апробации интегрированных уроков физической культуры, призванных обеспечить современное качество образовательного процесса по физической культуре в массовой школе.
В течение последних лет российская система образования претерпевает существенные изменения, вызванные реформированием образовательной системы. Содержание обучения становится всё более глубоким и объёмным, а парадигма современного образования связывается с личностным развитием учащихся. Существующая на данном этапе система обучения привела к появлению таких факторов, которые вызывают озабоченность и тревогу за здоровье подрастающего поколения.
Одна из самых острых проблем — уменьшение мотивации к занятиям физкультурой при переходе от класса к классу. Младшие школьники активно занимаются физкультурой, в подростковом возрасте интерес уменьшается. Причем у девочек гораздо больше, чем у мальчиков.
Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания.
Таким образом, интегрированные занятия мы рассматриваем как образовательное пространство, способствующее обеспечению современного качества образования и сохранению здоровья обучающихся.
На основе новых подходов повышается роль школы как социального института, формирующего полноценную, здоровую личность. Приоритетными направлениями социальной политики школы становится формирование идеологии здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, создание условий, необходимых для успешного выполнения здоровьесберегающей деятельности с учетом новых запросов и потребностей государства и общества в целом [2, с.59].
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос сохранения здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. В свою очередь, состояние здоровья непосредственно связано с правильным физическим воспитанием в семье, ведь семья играет исключительно важную роль в физическом воспитании детей. Именно здесь формируются человечность, духовность, достоинство, а также культ матери и отца, бабушки и дедушки, культ рода и народа [3, с.49].
Эти взаимосвязи при умелом использовании в учебном процессе обогащают и углубляют знания и способствуют формированию устойчивого познавательного интереса учащихся. Кроме того, это имеет огромное воспитательное значение, которое способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей, создает благоприятные условия для формирования обще учебных умений и навыков учащихся (Дик Ю. И.,Турышев И. К.,Лукьянов Ю. И.) [1, с.6].
Задачи на этапе модернизации системы физического воспитания можно объединить в две группы:
1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.
2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.
Анализируя свою работу, пришла к выводу, что недостаточно применять различные формы и методы организации учебной деятельности. Необходим, в первую очередь творческий подход к урокам. Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.
Считаю необходимым применение инновационных технологий на уроке физической культуры:
личностно – ориентированная технология;
информационно-коммуникативные технологии;
технология дифференцированного физкультурного образования.
При инновационном стиле преподавания спектр намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории.
Определяю важные условия для получения планируемых результатов:
1.Системность.
2.Мотивация.
3.Посильность.
4.Новизна
Предлагаю серию разработок нетрадиционных уроков.
Технология обучения: Проблемно- поисковая
Раздел: «Гимнастика с основами акробатики».
Тип урока: «Образовательно-обучающий».
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Принципы обучения: системности, наглядности, вариативности, самоорганизации, развивающего, деятельностного обучения.
При апробировании информационной технологии обучения я вовлекаю учащихся в совместную творческую учебную деятельность, развиваю их познавательную инициативу. Использую проектную технологию обучения, при которой дети самостоятельно собирают материал по теме «Селивановский лес, принимай нас в гости».
Икрянникова Ирина подготовила проект «История Селивановского леса», в котором знакомит ребят с датой основания леса, занимаемой площадью, высаженными культурами и т.д.
Дети, шагая по лесу выполняют разминку поточным способом под музыку, преодолевая препятствия, множество преград, имитируя животных. Тем самым, под моим контролем за игровыми ситуациями в непринужденной обстановке, дети работают над формированием правильной осанки.
В подготовительной части урока работаю над всеми группами мышц у детей для предстоящей основной нагрузки.
В основной части урока использую построение на три команды-отделения «Зайцы», «Лисы» и «Медведи». Использую игровую ситуацию «Сказка».
Каждой команде даю карточки — задания, с одной стороны написаны слова, а с другой стороны — разноуровневые задания по акробатике. Использую соревновательный принцип, определю, какая команда быстрее соберет свою сказку: «Три медведя», «Лиса и заяц», «Храбрый зайчишка».
Индивидуальные задания дают возможность раскрыть внутренние силы и возможности каждого ребенка, использую их для более полного развития личности, я также развиваю у детей уверенность в собственных силах, формируя чувство собственного достоинства. Учу детей самостоятельно работать, выполнять задания групповым методом. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для себя составе операций, что станет основой для формирования его индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности.
Часто применяю методики на переключение внимания. Например, неожиданно даю задание:
Задание 1. Игра –тест. «Назови число»,
1.Я говорю числа, дети отвечают по-английски и продолжают выполнять (наклоны вперед из положения сидя, упражнение пресс)
Задание 2. Игра –тест. «Светофор».
(Каждый цвет светофора дает сигнал для выполнения определенного упражнения)
1. Красный цвет – мост.
2.Желтый цвет- стойка на лопатках.
3.Зеленый цвет – кувырок вперед.
Одновременно происходит осознанное изучение и понимание учащимися значения выполняемых упражнений и заданий, целенаправленного влияния их на организм.
При применении проектной технологии инновационный стиль преподавания спектр намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории.
Тому подтверждение «Урок, посвященный 75-летию Милютинского района»
Дети с моей помощью, разработали презентацию к «75-летию Милютинского района», и представили ее на общем школьном празднике. На материалах которой ребята отправляются на экскурсию с целью изучения улиц, достопримечательностей Милютинского района.
У школьников появляется личная ответственность за свои знания, умения включать их в реальную деятельность. Дети учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками.
Тем самым формирую у обучающихся целостную картину мира, прививаю любовь к родному краю, раскрываю роль и место человека в окружающей среде и обществе, способствую становлению личностно-деятельностной позиции по отношению к себе и действительности. У них появляется личная ответственность за свои знания, умения включать их в реальную деятельность. Школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками.
Вовлекая детей в игру, во водной части урока, класс делится на две команды до урока, выполняем разминку на гимнастических скамейках готовлю детей к основной части урока. Обучение происходит через осознание учащимися смысла предстоящей деятельности, познавательные УДД.
Основная часть урока. На остановке «Стадион» учащиеся выполняют упражнения для развития физических качеств через спортивные эстафеты.
На остановке «Дом культуры» девочки участвуют в конкурсе и показывают акробатические выступления, а мальчики тем временем работают по карточкам для развития силы, прыгучести самостоятельно на гимнастических скамейках.
На остановке «Больница» воспитанники выполняют физические упражнения в игровой форме «Паровозики», «Пловцы», направленные на формирование правильной осанки.
Обучающиеся овладевают знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовки в соответствии с возрастными нормативами.
Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является достоянием затраченных сил и стараний учеников и учителя, залогом гармоничного развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его, повышение у них интереса к физической культуре и споре.
Гончарова Арина, ученица 9 класса, разработала презентацию к уроку, посвященному «135-летию станицы Милютинской»
В процессе создания проекта ребята познакомились с героями гражданской и Великой Отечественной войн. Провожу знакомство с выдающимися личностями. Узнают, что А. Ф. Агуреев удостоен звания- почетный гражданин станицы Милютинской.
Организованно начинаю урок. Для повышения эффективности урока, плотности урока до начала занятий готовлю по количеству учеников гимнастические маты. Построение детей по командам. Представляя историю возникновения станицы Милютинской, психологически настраиваю на занятие. Эмоциональный настрой, инициативность и другие благоприятные условия, положительно влияют на усвоение учебного материала, формирование личности.
Работаю над формированием осанки с первых минут урока (ходьба с заданием). Отмечаю, что дети, живущие в Милютинской должны, заботится о своем здоровье. Разминочный бег провожу в игре «Я хочу быть первым», с правом каждому ребенку побывать лидером. Использую музыкальное сопровождение, и я нацеливаю учащихся на то, что каждый из них должен стремиться попасть в историю станицы Милютинской.
Разминку провожу с гимнастическим канатом. Готовлю детей к предстоящей нагрузке в основной части урока.
Для рационального использования времени использую в основной, как и во вводной части построение, в две колонны.
В основной части урока использую основные средства. Это физические упражнения в игровой форме с постепенным повышением нагрузки.
Дети отвечают на задаваемые вопросы, дополняют, придумывают название эстафет. Это служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности.
Использование исторических фактов, тестов в учебном процессе обогащают и углубляют знания, способствуют формированию устойчивого познавательного интереса учащихся.
Продолжаю работать над развитием физических качеств. Участвуя в эстафете «За бесстрашие и мужество», обучающиеся выполняют отжимание, а в эстафете «Вечная память», — развиваем ловкость, используя фитнес — мячи, тем самым включаем игровой, соревновательный метод ведения урока.
При апробировании технологии проблемного обучения вовлекаю учащихся в совместную творческую учебную деятельность, развиваю их познавательную инициативу.
При обучении акробатических упражнений использовала карточки, где написаны акробатические элементы, а каждый из ребят придумывал свою комбинацию и показывали. При этом задействованы все виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный.
Участвуя в эстафете «Я сын твой станица», девочки подготовили показательную программу по спортивной акробатике под музыкальное сопровождение.
Мальчики самостоятельно работают по станциям, назначаю, помощников из учащихся, которые помогают лучше справляться с заданиями другим ребятам. Для проведения занятий по круговой тренировке составляю комплекс из относительно несложных упражнений. Каждое из них воздействует на определенные группы мышц — рук, ног, спины, брюшного пресса. Регулирую физическую нагрузку. Поощряю инициативу и самостоятельность учащихся, индивидуальные учебные достижения. Умение работать в группе, инициативность, ответственность за принятые решения и действия.
Стержнем для практических действий стало повышение грамотности обучающихся. Участвуя в эстафете «Наша гордость», дети дописывали название хуторов.
В заключительной части урока ученица прочла стихотворение нашей бывшей ученицы, а теперь поэтессы Дегтяревой Ирины, а дети выполняли упражнения на релаксацию. Награждаю детей грамотами за физические, интеллектуальные способности.
Чтобы такие уроки прошли успешнее, я осуществляю серьезную целевую подготовку, в ходе которой школьники включаются в процесс конструирования урока, становятся его соавторами. Применяя на практике такие занятия, убедилась, что это является востребованной необходимостью, так как предмет «физическая культура» имеет многоаспектные связи с другими предметами.
В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями – отруби их, и дерево погибнет». Так и народ, не знающий, своей истории и культуры обречен, поэтому считаю необходимым проводить следующее занятие в преддверии дня космонавтики.
«Гагарин сын земли».
Выстраиваю урок так, детей в начале урока делю на разно уровневые отделения и точно также их строю, учитывая взаимоотношение детей между собой.
Во вводной части. Я веду детей по основным направлениям – это целенаправленность деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя – мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей. Показ презентации 4 мин — знакомство с Гагариным Юрием Алексеевичем — первым космонавтом Земли.
Разминку провожу с учащимися в кругу используя комплекс общеразвивающих упражнений (трансформер Гагарин Ю.А.)
В основной части урока. Развиваю физические качества посредством эстафет.
Использую построение в 2 колонны. Это позволяет быстрее установить деловой контакт с ребенком. Даю тесты, факты, которые могут вызвать наибольший интерес, о истории космонавтике дети называют сами эстафеты, придумывают название команд, например, «Венера», «Марс». Использую для развития силы, ловкости игровые эстафеты с обручем, мячом и музыкальное сопровождение.
Это имеет огромное воспитательное значение. Развитию логическое мышления и их творческие способности. Создаю благоприятные условия для формирования обще учебных умений и навыков.
Для обучения кувырка вперед, построение в 3 колонны использую групповой метод. Учение происходит в умении работать в группе, инициативности, ответственности за принятые решения и действия.
Для обучения школьников упражнений в парах, тройках по акробатике использовала презентацию «Акробатика — царица прекрасного».
Учебную деятельность нацеливаю и направляю на сотрудничество учеников с одноклассниками.
Обучающиеся собирают звезду из ленты по акробатике. Показ композиции «Звезда победы».
При этом задействованы все виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный. Использованы задания на коммуникативные УДД, на основе сотрудничества, взаимопомощи.
В заключительной части урока.
Звучит космическая музыка и дети с закрытыми глазами мысленно рисуют картины бесконечного космоса. Завершается урок награждением детей грамотами, присвоением звания «Звёздный класс» за хорошие результаты в физической, интеллектуальной подготовке.
Такие занятия снимают утомляемость и перенапряжение обучающихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Интеграция дала возможность для самореализации, самовыражения, творчества, как педагога, так и обучающегося. Возможность единства с физической культурой других предметов позволило показать школьникам необходимость теоретического материала для практической деятельности. Интерес к учёбе и успеваемость стал выше, они осознали нужность обучения.
Данный урок оказывает разностороннее влияние на организм и личность учащихся, формирует у них различные мотивы к занятиям физическими упражнениями, которые в некоторой степени влияют на проведение урока в целом.
Результат.
На творческих уроках физической культуры доминирует атмосфера сотрудничества детей и учителя, раскрывается потенциал возможностей, заложенных в личности каждого учащегося в отношении сознательности, самостоятельности и ответственности, повышается интерес ребят к уроку, активизируется мыслительная и двигательная деятельность обучающихся, расширяется их общий кругозор. При снижении динамического напряжения укрепляется эмоциональное и психическое здоровье, изменяется отношение ученика к самому себе и окружающим.
Приобретаются практические навыки поддержания собственного здоровья, формируется положительное отношение к урокам физической культуры. Растет уровень физической культуры личности каждого учащегося, характеризующийся наличием осознанной потребности в использовании физических упражнений в целях укрепления здоровья и всестороннего самосовершенствования. Прослеживается положительная динамика выполнения нормативов ВФСК ГТО учащимися школы. Выпускники школы сдают нормы ГТО и показывают хорошие результаты. Бурая Ольга сдала нормы ГТО 5 ступени на золотой знак отличия. Ковалев Виктор на серебряный знак отличия. В предметной районной олимпиаде обучающиеся школы заняли 3 место. Группа спортсменов школы приняла участие во Всероссийском конкурсе «Спорт — альтернатива пагубным привычкам».
Библиографический список:
1.Лукьяненко, В. П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России [Текст] / В. П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2007. №1с.6
2.О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». №2 с.59
3.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. №3 с.49
Нестандартные упражнения на уроках физкультуры.
Необычные упражнения на уроках физкультуры.
Когда в классе появляется учитель, он приносит с собой все, чем наделен: свой голос с особой интонацией, свою пластику, мимику и жесты, свое понимание жизни и профессии, свои знания и опыт. Учитель человечески целен в своем воздействии на учеников. Он целен и в восприятии его классов. Все слито в его творчестве.
В педагогическом мастерстве важно все – и голос, и пластика, и «чувство класса», и костюм. Мы выделим из арсенала педагогической техники лишь одно – движение.
Я наткнулась на интересную статью Александра Савостьянова, доктора педагогических наук, профессора повышения квалификации и переподготовки работников образования. Он рассказывал в статье о жестах человека, что они выказывают настроение человека, и я с этим согласилась.
Я начала изучать жесты своих учеников, родителей, своих коллег и увидела, что люди в разных жизненных ситуациях жестикулируют по-разному. Движение рук, пальцев, сложение рук, проявление той или иной формы поведения человека, его настроения. Хочет он быть открытым с собеседником или закрытым.
Любой сигнал, подаваемый телом, идет в комплексе. Например, раскрытые ладони, но опущенный взгляд говорит о поражении, а не об открытости. В своей статье я хочу остановится на тех жестах рук, которые наиболее однозначно говорят об определенных мыслях или чувствах человека.
Если человек пользуется указательным пальцем (показывает на кого-то реального или воображаемого), это говорит о его желании доминировать и руководить теми, с кем он на данный момент общается, даже если тема разговора не касается отношений.
руки, сложенные клином, большие пальцы остаются снаружи — манипулирования;
кончики пальцев соединены «домиком»
руки, упертые в бока. Так стоят полицейские, родители, воспитатели и… люди, неуверенные в себе. Это знак не столько выражает желание доминировать, сколько говорит о стремлении выглядеть более уверенно. Человек, желающий быть в глазах собеседника шире, больше, заметнее, часто упирается руками в талию.
Открытость и готовность к сотрудничеству, если человек часто демонстрирует ладони во время дружелюбной беседы, при которой взгляд человека устремлен на собеседника. Этот древний знак «посмотри, я без оружия» усиливается, если в процессе разговора человек расстегивает пиджак или кофту, снимает часы, кольца, браслеты.
Если ладони демонстрируются в беседе, но нет контакта глаз, то это сигнал капитуляции или желание уйти от ответственности.
Защита, этот знак имеет множество вариантов. Обычно, если человек готовится защищать себя от атаки или просто боится нападения, то он принимает позу, в которой «закрывает» руками части тела. Это может быть грудь, горло, живот.
Крепко обхватив одной рукой другую руку, человек также выражает еще и волнение, он как бы пытается «взять себя в руки» в буквальном смысле слова. Чем выше лежит рука на руке, тем большее волнение испытывает собеседник. Нередко можно наблюдать, как школьники держат одной рукой локоть второй. Они так пытаются сдержать волнение и защитить себя от возможных «атак» преподавателя.
Недоверие, сомнение выражается с помощью «молитвенно» сложенных рук. Также собеседник не очень верит словам, которые слышит, если прикрывает руками рот, нос, потирает пальцами губы, веки.
Агрессия, нервозность, если вы видите, как собеседник сжимает кулаки, пощипывает ладони. Человек, который собирает ворсинки с одежды, не согласен с тем, что говорит оппонент, он не готов защищать свою позицию, но агрессия есть.
Неуверенность, перевозбуждение выражаются в желании опереться на что-то, теребя при этом предмет в руках или играя с ним. Человек хочет с помощью вещей, материальной опоры успокоить себя, стать тверже.
Неуверенный человек на протяжении беседы пользуется лишь несколькими жестами, которые повторяются часто и не зависят от того, о чем идет речь в данный конкретный момент. Он просто, например, регулярно потирает кисть одной руки, притрагивается к карману или манжету, поправляет воротник.
Веселый жизнерадостный человек, открытый и желающий сообщить какую-то радостную новость обычно активно и хаотично жестикулирует. Этими же жестами пользуются манипуляторы.
Человек, который во время беседы трет кончики большого и указательного или среднего пальцев, желает получить выгоду от собеседника. Он либо будет просить денег, либо хочет предложить сделку или товар. Потирание ладоней также говорит о том, что собеседник думает о денежной стороне разговора.
Ложь: собеседник нередко хочет закрыть рот, нос, чесать переносицу, глаза или уши. Когда человек прибегает ко лжи, тело испытывает стресс, дискомфорт. Часто это как раз и провоцирует легкий, едва заметный зуд на лице.
Руки всегда отображают мысли и желания. Заметим, это не касается профессиональных ораторов, тренеров, преподавателей, актеров. Эти люди изучают «язык» рук, поэтому чаще всего понять их с помощью наблюдения за руками и жестами очень сложно.
А вот обычного человека можно «прочесть» по рукам. Но умение правильно разгадывать движения рук требуют знаний теории, практических упражнений и наблюдательности.
Пластичные руки – это здоровые руки. Я разработала несколько простых упражнений, которые могут выполняться в домашних условиях, тогда наши жесты и руки будут не только красивые, но и здоровые:
Упражнение 1.
Исходное положение: стоя, руки опущены вдоль корпуса. Кистями рук совершаем движения, как будто мы прополаскиваем белье после стирки, только гораздо медленнее и плавней по темпу. Важно задействовать только кисти!
Постепенно увеличиваем амплитуду движений, подключая к работе локтевые суставы. Идем дальше – подключаем к работе наши плечи. Выполняем движения в спокойном и плавном темпе. Логически развиваем первое упражнение. Наращивая амплитуду движений, поднимаем руки над головой и плавно опускаем их вниз. Движения напоминают крылья.
Упражнение 2.Исходное положение: стоя, руки разведены в стороны, держим их не параллельно полу, а чуть ниже.
Пускаем волны руками попеременно. Делаем все движения плавно. Порядок движения: первым начинает подниматься наверх плечевой сустав, затем локоть, затем кисть. Как только отработала правая рука, настает очередь левой и т.д.
Упражнение 3.
Встаньте прямо, вытяните руки вперед. Представьте, что ваши пальцы – это малярная кисть, которой вам нужно покрасить что-либо. Совершайте этой «кистью» движения, словно вы окрашиваете забор.
Упражнение 4.
Исходное положение: ноги на ширине плеч, тело расслаблено. Правая рука согнута в локте, пальцы сжаты в кулак. Резко распрямляем пальцы, напрягаем ладонь, рука при этом как будто упирается в невидимую стену. Со второй рукой повторяем то же самое. И дальше мы перемещаемся вдоль невидимой стены. Следующее упражнение взято из курса по актерскому мастерству. Представьте, что вы гладите какое-то животное.
При выполнении упражнения задействуйте в основном руки, ладони и пальцы рук.
Итак, вам нужно погладить:
Хомячка (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т.д.)
Кошку (возьмите ее на руки, погладьте, почешите за ушком)
Змею (она опутывается вокруг вашей шеи)
Жирафа
Если вы хотите добиться действительно завораживающих движений ваших рук, лучший способ достичь этого (рекомендую) – выполнять упражнения регулярно, 2-3 раза в неделю И тогда эти простые упражнения помогут вам быть всегда в красивой форме.
Тлепшева Наталья Викторовна
№ | Исходное положение | Выполнение упражнения | Кол-во | |||||||
повторений | ||||||||||
1 | Средняя стойка, палка в обеих руках с левого | Приставные и перекрестные перехваты руками до правого конца палки и в и.п. | 2-3 | |||||||
конца в горизонтальном положении. | ||||||||||
То же, палка в левой руке, хватом за | Невысокие подбрасывания палки перед собой, поочередная ловля руками | 10-15 | ||||||||
середину | ||||||||||
2 | Основная стойка, палка внизу хватом сверху | 1, 3 — палка вверх, стойка на носках, смотреть на палку; | 4-5 | , | ||||||
2, 4 — и. п | . | |||||||||
3 | Средняя стойка на коленях, палка перед грудью | 1- поворот туловища влево, палку вывести вперед, смотреть на левую кисть; | 4-5 | |||||||
широким хватом сверху | 2 – и.п. | |||||||||
3 — поворот туловища вправо, палку вывести вперед, смотреть на правую кисть; | ||||||||||
4 — и. п. | ||||||||||
4 | Сед ноги врозь, палка вверху широким | 1 — наклон к правой ноге; | б-8 | |||||||
хватом сверху | 2 — наклон к левой ноге; | |||||||||
3 — наклон к середине; | ||||||||||
4 — вернуться в и. п. | ||||||||||
5 | Сед согнув ноги, палка впереди сред- | 1, 3 — несильно отклониться назад и завести палку под колени; | 3-4 | |||||||
ним хватом сверху | 2. 4 — вернуться в и. п. | |||||||||
б | Лежа на спине, палка за головой в | 1, 3 — сгруппироваться, коснуться палкой ног; | 4-5 | |||||||
прямых руках средним хватом сверху | 2,4 — вернуться в и. п. | |||||||||
7 | Сед согнув ноги, палка под коленями | 1,3 — перекат на спину, прижав голову к коленям; | 3-4 | |||||||
хватом снизу | 2,4–в и.п | . | ||||||||
8 | Лежа на животе, палка под подбородком средним хватом сверху | 1 — вывести палку вперед — вверх, прогнуться, поднять ноги, смотреть на палку; 2,3 – удерживание позы; 4 – и.п. | б-8 | |||||||
9 | Стоя на коленях, палка сзади в прямых | 1 — плавный наклон назад, положить палку на ноги; | 4-5 | |||||||
руках | 2 — и. п.; | |||||||||
3 — плавный наклон назад, двумя руками одновременно взять палку; | ||||||||||
4 — и. п. | ||||||||||
10 | Средняя стойка, палка вверху широким хватом сврху | 1, 3 — присесть на носках, палка вперед; | 5-б | |||||||
2, 4 — и.п. | ||||||||||
11 | Средняя стойка лицом к палке, палка лежит на полу | Прыжки с ноги на ногу, захлестывая голени, справа и слева от палки | 3 раза по 8 прыжков | |||||||
с продвижением вперед, чередуя с ходьбой по палке: | ||||||||||
-приставным шагом, захватывая палку пальцами; | ||||||||||
— серединой стопы; | ||||||||||
— «ёлочкой» | ||||||||||
12 | Основная стойка, палка внизу средним | 1 — выпад вправо, палка вперед, выдох; | 2-3 | |||||||
хватом сверху, вдох | 2 — и. п., вдох; | |||||||||
3 — выпад влево; | ||||||||||
4 — и. п. |