Комплекс гимнастических упражнений для детей 2-5 лет
Гимнастика важна для ребенка любого возраста, так как она закаляет организм, укрепляет мышцы тела, способствует развитию координации движений. Когда малышу исполнится два – три года можно начинать приучать его к ежедневному выполнению гимнастических упражнений. Для детей разных возрастов разработаны разные комплексы упражнений. Чем старше ребенок, тем более сложные упражнения ему предлагается выполнять. Самым маленьким деткам будут интересны занятия в виде игры с воспитателем или родителем. Более взрослый ребенок может выполнять упражнения самостоятельно, следуя указаниям старших. После 5 лет ребенка можно водить в спортивную секцию. В этом возрасте можно заниматься спортивной или художественной гимнастикой, плаванием, карате, танцами, фигурным катанием или другим видом спорта, который понравится малышу.
Что надо знать, прежде чем приступать к занятиям гимнастикой
Заниматься гимнастикой и упражнениями для детей лучше всего на свежем воздухе. Это позволит организму ребенка лучше насытиться кислородом. Если же нет такой возможности или на улице плохая погода, например, дождь, то выполнять физические упражнения необходимо в просторном и хорошо проветриваемом помещении.
Форма одежды для занятий гимнастикой меняется в зависимости от времени года. К ней предъявляется всего лишь одно требование: одежда не должна стеснять движения и мешать выполнению упражнений. Зимой ребенку будет удобно выполнять упражнения в спортивном костюме, а летом в футболке и шортах.
Упражнения для гимнастики детям 2–3 лет
Малышей в возрасте 2–3 лет невозможно заставить выполнять гимнастические упражнения просто повторяя их за взрослыми. Им это будет не интересно. А вот если гимнастические упражнения для детей преподнести в виде игры, то малыши с удовольствием включатся в процесс. Длительность занятий для детей этого возраста не должна превышать 5-10 минут, так как ребенок еще не способен долго на чем-то сосредотачиваться. Обычно комплекс гимнастических упражнений для детей младше трех лет состоит из 2–3 игровых упражнений, которые необходимо повторять 4–5 раз. Начинается занятие с разминки. Во время разминки дети ходят, медленно бегают (секунд 10), прыгают (6–8 раз). Можно чередовать ходьбу и прыжки. Физические упражнения, входящие в комплекс, выполняются в следующей последовательности:
1. Укрепляем мышцы плечевого пояса и рук
- «Потянулись». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги немного расставлены. Выполнение: руки поднять кверху и опустить.
- «Солнышко». Ребенок стоит, руки опущены вдоль туловища, ноги немного расставлены. Выполнение: руки поднять кверху и потянуться к солнышку, опустить руки.
- «Птички». Ребенок стоит, руки опущены вдоль туловища, ноги немного расставлены. Выполнение: руки развести в стороны, поднять их вверх, опустить вниз («помахать крылышками»), принять исходную позу.
2. Разрабатываем туловище
- «Поклонились». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги расставлены шире плеч. Выполнение: наклониться вперед, пальцами рук постараться достать до пола, выпрямиться.
- «Тук-тук». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги на ширине плеч. Выполнение: наклониться вперед и ладошками постучать по коленкам, выпрямиться.
- «Окошко». Ребенок сидит на стуле, руки на коленях, ноги стоят на полу. Выполнение: наклониться вперед, повернуть голову вправо, влево («выглядываем в окошко»), принять исходное положение.
3. Укрепляем мышцы ног
- «Прыг-скок». Ребенок стоит, руки вдоль тела, ноги вместе. Выполнение: прыжки на месте.
- «Прятки». Ребенок стоит, руки вдоль туловища, ноги чуть-чуть расставлены. Выполнение: необходимо спрятаться – присесть на корточки, а ладошки положить на коленки, встать.
- «Пружинки». Ребенок стоит. Выполнение: пружинистые полуприседания, чередуемые с ходьбой.
Гимнастические упражнения для детей 4–5 лет
Дети 4–5 лет уже более внимательны и сосредоточены, чем малыши трехлетнего возраста. Поэтому длительность комплекса гимнастических упражнений для детей можно увеличить до 15 минут. Занятия направлены на укрепление мышечного корсета ребенка, развитие координации и гибкости. Рассмотрим примерный комплекс упражнений.
Тренируем мышцы рук
- «Катушечки». Ребенок стоит, руки разведены в стороны, ноги на ширине плеч. Выполнение: 4 вращения кистями рук вперед и 4 вращения назад. Сделать 2 повторения.
- «Колеса». Ребенок стоит, руки разведены в стороны, ноги на ширине плеч. Выполнение: 4 вращения руками вперед и 4 вращения назад. Сделать 2 повторения.
- «Силачи». Ребенок стоит, кисти рук лежат на плечах, ноги немного расставлены. Выполнение: локти свести вперед, чтобы они соприкоснулись, исходное положение. Сделать 5 повторений.
- «Ножницы». Ребенок стоит, руки впереди, подняты на уровень плеч, ноги немного расставлены. Выполнение: скрестить выпрямленные руки, исходное положение. Сделать 5 повторений.
Укрепляем мышцы спины
- «Кто там?». Ребенок стоит, руки держит на поясе, ноги немного расставлены. Выполнение: повернуть голову направо, исходное положение, повернуть голову налево, исходное положение. Сделать 5 повторений.
- «Маятник». Ребенок стоит, руки держит на поясе, ноги немного расставлены. Выполнение: наклонить тело вправо, исходное положение, наклонить тело влево, исходное положение. Сделать 5 повторений.
Укрепляем мышцы ног
- «Непоседа». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги вместе. Выполнение: руки развести в стороны, поднять вверх, развести в стороны, опустить. Сделать 3 повторения.
- «Приседания». Ребенок стоит, руки вдоль тела, ноги вместе. Выполнение: присесть, руки поднять вперед (пятки не отрывать от пола, спина прямая), исходное положение. Сделать 7 повторений.
- «Прыжки». Ребенок стоит, руки на поясе, ноги вместе. Выполнение: по 2 – 3 прыжка на каждой ноге. Сделать 4 повторения.
Развиваем гибкость
- «Наклоны к полу». Ребенок стоит, руки вдоль туловища, ноги немного расставлены. Выполнение: наклониться и потянуться к носку правой ноги, исходное положение, наклониться и потянуться к носку левой ноги, исходное положение. При выполнении упражнения ноги не сгибать. Сделать 3 повторения.
- «Тянемся — потянемся». Ребенок сидит на полу, ноги разведены шире плеч. Выполнение: потянуться к носку правой ноги, исходное положение, потянуться к носку левой ноги, исходное положение. Сделать 4 повторения.
ymadam.net
Гимнастика для детей дошкольного возраста с комплексами упражнений
Гимнастика для детей имеет огромное значение, особенно для гармоничного физического развития и роста ребенка. Чем раньше приобщать детей к спорту и физкультуре, тем больше гарантии, что молодое поколение вырастет крепким и здоровым. Современный ребенок все больше время проводит, находясь у телевизора или за компьютером, поэтому занятия физкультурой ему жизненно необходимы.
Неоспоримая польза гимнастики.
Основные плюсы занятий гимнастикой:
— Происходит закаливание организма. Укрепляется иммунитет и выносливость. Рекомендуется проводить занятия на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.
— Вырабатывается навык правильно дышать. Во время ритмичных движений совершенствуется общая техника дыхания, увеличивается глубина вдоха.
— Развивается координация движений, умение «чувствовать» свое тело в пространстве. Движения ребенка становятся более «гармоничными».
— Укрепляются все органы молодого организма. Особенно полезна гимнастика для детей для развития опорно-двигательного аппарата. При физических занятиях вырабатывается правильная осанка. Натренированные мышцы брюшного пресса обеспечивают правильное функционирование органов пищеварения. Активизируются обменные процессы, способствующие очищению организма от токсинов. Ускоряется поток крови, улучшается работа нервной системы.
— Получение новых познавательных навыков. При занятиях гимнастикой ребенок узнает и запоминает геометрические фигуры (хождение по кругу, квадрату), определяет стороны (поворачивается по команде направо, налево), учится маршировать под музыку, вырабатывается необходимый ритм движений.
Виды гимнастики для детей.
- Основная гимнастика. В основе этого вида – общеразвивающие, строевые и основные движения. Может использоваться гимнастический и спортивный инвентарь – мячи, скакалки, обручи. Подбор упражнений и дозировка проводится индивидуально.
- Художественная гимнастика. Этот вид более спортивной направленности и имеет отличительную особенность – обязательные элементы танца под музыку. Занятия носят эмоциональную «окраску», способствуют эстетическому воспитанию, развитию гармонии, красоты и грациозности движений. Широко используются упражнения с предметами: ленты, флажки, мяч, обруч.
- Гигиеническая гимнастика. Физические упражнения сочетаются с закаливающими водными и воздушными процедурами, массажем. Эта гимнастика для детей полезна для укрепления здоровья и иммунитета.
- Акробатическая гимнастика. Включает некоторые элементы акробатики, которые ребенок выполняет при помощи взрослых. Упражнения на растяжку и кувырки требуют особого осторожного подхода.
- Прикладная гимнастика. К ней относится лечебная гимнастика или физкультура, способствующие восстановлению здоровья при помощи специального комплекса упражнения. Исправляется осанка, улучшается состояние нервной системы, нормализуется общее поведение и настроение ребенка.
- Ритмическая гимнастика. В принципе – это основная гимнастика, проводимая под музыкальное сопровождение. Способствует развитию у детей чувства ритма, мышечной свободы, выразительности движений.
Упражнения для детей младшего дошкольного возраста (до пяти лет).
В этом возрасте малыши только знакомятся с азами гимнастики для детей с помощью элементов игры. Следующие упражнения повторяйте с ребенком пять-шесть раз. Чтобы не было усталости — периодически делайте перерывы.
«Часики»
Ребенок стоит прямо, опустив руки и расставив немного ноги. Затем начинает двигать руками попеременно, одной вперед, другой назад, и наоборот, произнося «Тик-так».
«Дотянись вверх»
Малыш стоит, ноги на ширине плеч. При входе поднимает руки вверх, при медленном выходе – опускает, произнося «У-уух».
«Дровосек»
Исходное положение – ноги поставить врозь, руки поднять и соединить вместе. Наклоняясь вперед при выходе, заводить соединенные руки между ног. Подниматься при вдохе, руки вверх в обратное положение.
«Волна»
Ребенок ложится на пол, руки лежат по швам, ноги вытянуты вместе. Одновременно делая вдох, малыш поднимает руки вверх над головой, опускает за голову на пол. Делая выдох, двигает ими в обратном направлении и медленно говорит «Вни-иии- из».
«Шарик»
Малыш ложится спиной на коврик, сложив руки на животе, и представляет, что внутри у него надутый воздушный шарик. Ребенок, медленно вдыхая воздух через нос, надувает «воздушный» животик, затем дыхание необходимо задержать на 1-3 секунды. При медленном выдыхании через рот – животик сдувается. Чтобы малышу было интереснее, можно положить на живот маленькую подушечку или мягкую игрушку.
Упражнения для детей старшего дошкольного возраста (пять-семь лет).
Основная задача гимнастики для детей этого возраста – подготовка к школьным физическим занятиям. Дети могут выполнять задания самостоятельно, постепенно усложняя: применяется гимнастическая палка, однородные предметы (например — два флажка).
«Ворона»
Ребенок стоит, расставив ноги на ширину плеч. Руки опущены. При вдохе разводит их широко в стороны, при выходе опускает, произнося, растягивая «Каррр».
«Поезд»
Ребенок стоит прямо, руки опущены. Затем, выполняя сгибание рук в локтях, делает ими круговые движения, как поезд. Можно одновременно присоединить медленный бег на месте.
«Повороты направо, налево»
Ноги на ширине плеч, палка держится двумя руками за спиной. Туловище в среднем темпе поворачивать направо, затем налево. Дыхание ровное.
«Шаги через палку»
Ребенок стоит, наклоняясь вперед. Палка держится впереди в опущенных вниз руках. Нужно перешагивать в медленном темпе через палку вперед и назад.
«Лодочка»
Ребенок ложится на живот, руки расположены впереди него на полу вытянутыми. Поднимая плечи и руки, нужно тянутся вверх. Упражнение способствует формированию правильной осанки.
Занятия гимнастикой для детей уникальны тем, что ими можно заниматься не только в специально оборудованном зале, но и на прогулке, на спортивной площадке. Важно просто соответственно подбирать упражнения. Если ваш ребенок увлекся спортом, ему нравятся занятия гимнастикой, то лучшим полезным подарком для него будет приобретение готового спортивного уголка или детского спортивного комплекса.
vihra.ru
Гимнастические упражнения для детей 4-5 лет | Спорт
У детей 4-5 лет, развито образное мышление, они могут дольше концентрировать внимание. Поэтому, физкультминутки для детей 4-5 лет можно продлить до 15 минут.
В этом возрасте практически сформирована осанка, но продолжается интенсивный рост и развитие двигательных навыков. Дети 4-5 лет умеют ловить мяч, осваивают прыжки на одной ноге и перепрыгивание через препятствие. Гимнастические упражнения должны укреплять все группы мышц, развивать гибкость и координацию.
Для гармоничного развития детей 4-5 лет, гимнастические упражнения можно сочетать с подвижными играми и плаванием. В этом возрасте можно начинать регулярные занятия спором: ходьба на лыжах, плавание, фигурное катание, танцы, художественная гимнастика.
Детям 4-5-летнего возраста нравится выполнять гимнастические упражнения вместе с мамой и папой. Это сближают между собой маленьких и взрослых членов семьи.
Дыхательные гимнастические упражнения для детей 4-5 лет
Проводя зарядку для детей этого возраста, важно выполнять дыхательные упражнения в начале и в конце занятия, повторяя после каждых 2-3 упражнений.
Упражнение «подсолнух»
Исходное положение: стоя, руки вдоль туловища.
На счет 1 ─ руки вверх, правую ногу назад ─ на носок, вдох;
2 ─ вернуться в исходное положение, выдох;
3 ─ руки вверх, левую ногу назад — на носок, вдох;
4 ─ вернуться в исходное положение, выдох
Повторить это упражнение 2-3 раза.
Упражнение «ширина-высота»
Исходное положение: стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч.
На счет 1-2 ─ руки ─ в стороны, вдох;
3-4 – вернуться в исходное положение, выдох;
5-6 ─ руки – вверх, вдох;
7-8 ─ вернуться в исходное положение, выдох
Повторите это упражнение 3-5 раз.
Гимнастические упражнения для рук детей 4-5 лет
Упражнение «катушечки»
Исходное положение: стоя, руки в стороны.
На счет 1-4 ─ вращаем кистями вперед;
5-8 ─ назад
Повторите это упражнение 1-2 раза.
Упражнение «колеса»
Исходное положение: стоя, руки в стороны.
На счет 1-4 ─ вращаем руками вперед;
5-8 ─ назад
Повторите это упражнение 1-2 раза.
Упражнение «ножницы»
Исходное положение: стоя, руки ─ вперед.
На счет 1-4 ─ скрещивать выпрямленные руки.
Повторите это упражнение 5-7 раз.
Упражнение «силачи»
Исходное положение: стоя, кисти ─ к плечам.
На счет 1 ─ свести локти вперед, крепко сжать кулаки;
2 ─ вернуться в исходное положение
Повторите это упражнение 5 раз.
Для укрепления рук детей 4-5 лет так же подойдут гимнастические упражнения с мягким эспандером, игры с мячом и занятия спортом.
Гимнастические упражнения для спины детей 4-5 лет
Упражнение «кто там?»
Исходное положение: стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
На счет 1 ─ повернуть голову направо;
2 ─ вернуться в исходное положение;
3 ─ повернуть голову налево;
4 ─ вернуться в исходное положение
Повторите это упражнение 5 раз
Упражнение «маятник»
Исходное положение: стоя, руки ─ на пояс, ноги на ширине плеч.
На счет 1 ─ наклонить туловище влево;
2 ─ вернуться в исходное положение;
3 ─ наклон туловища вправо;
4 ─ вернуться в исходное положение
Повторите это упражнение 5 раз.
Укрепить мышцы спины детей 4-5 лет помогут упражнения для осанки, занятия спортом.
Гимнастические упражнения для ног детей 4-5 лет
Упражнение «шаг за шагом»
Исходное положение: стоя.
Ходьба строевым шагом 30 с
Упражнение «непоседа»
Исходное положение: стоя, руки опущены.
10 с ─ ходьба, руки – в стороны;
10 с ─ ходьба, руки вверх;
10 с ─ ходьба, руки – в стороны;
10 с ─ ходьба, руки опущены
Повторите это упражнение 2-3 раза.
Упражнение «приседания»
Исходное положение: стоя, руки опущены.
На счет 1 ─ присесть, руки ─ вперед, спина прямая, пятки не отрывать от пола;
2 ─ вернуться в исходное положение
Повторите это упражнение 6-8 раз.
Упражнение «прыжки»
Исходное положение: стоя, руки ─ на пояс.
Прыжки на правой ноге 2-3 раза;
затем ─ на левой.
Повторите это упражнение 3-4 раза.
Укрепить мышцы ног детей 4-5 лет помогут упражнения для стоп, подвижные игры и занятия спортом.
Гимнастические упражнения для развития гибкости у детей 4-5 лет
Упражнение «наклоны до пола»
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч.
На счет 1-2 – наклон, постараться коснуться носка правой ноги;
Ноги не сгибать!
3-4 ─ вернуться в исходное положение;
5-6 ─ наклон, постараться коснуться носка правой ноги;
7-8 ─ вернуться в исходное положение
Упражнение «тянемся-потянемся»
Для выполнения этого упражнения вам понадобится гимнастический коврик.
Исходное положение: сидя, ноги шире плеч.
На счет 1-2 – потянутся к носку правой ноги;
Ноги не сгибать!
3-4 – вернуться в исходное положение;
5-6 – потянутся к носку левой ноги;
7-8 – вернуться в исходное положение
Повторите это упражнение 3-5 раз.
Развить гибкость у детей 4-5 лет помогут занятия спортом (художественная гимнастика, танцы, плавание).
Гимнастические упражнения для развития координации у детей 4-5 лет
Упражнение «лыжники»
Исходное положение: стоя.
На счет 1-4 – на месте, имитировать ходьбу на лыжах.
Повторите это упражнение 3-4 раза.
Упражнение «вверх-вниз»
Исходное положение: стоя руки – вперед.
На счет 1 – правая рука – вверх, левая – вниз;
2 – наоборот
Повторите это упражнение 6-8 раз.
Для развития координации у детей 4-5 лет также подойдут упражнения «непоседа», «прыжки», подвижные игры с мячом и занятия спортом.
zdravoe.com
Развивающая гимнастика для детей разных возрастов
Развивающая гимнастика для детей приобретает все большую популярность.
Упражнения для тела, рук и ног гарантирует не только стройность и подтянутость: чем раньше формируется здоровый образ жизни у малыша, тем легче вырастить физически полноценного ребенка.
Польза развивающей гимнастики для детей – это:
- укрепление всех групп мышц, сердечно-сосудистой системы, кровообращения и дыхания;
- улучшение осанки и развитие гибкости;
- лечение и успокоение ребенка;
- закаление характера;
- обучение умению дружить и работать над собой.
Детская гимнастика значительно улучшает аппетит, облегчает пищеварение и развивает координацию движения.
Различные исследования показывают, что ребенок, регулярно занимающийся гимнастикой, обгоняет сверстников не только в силе и здоровье, но и в развитии речи и сообразительности. Увлекательное развлечение развивает осознанность малыша и сводит на нет детские капризы.
Регулярные занятия по гимнастике расширяют круг общения, позволяют научиться спортивным достижениям и дарят ребенку положительные эмоции.
Для чего нужна гимнастика?
- Ребенок, став взрослым, не будет попрекать родителей в том, что его не развивали в детстве.
- Выработанные с малых лет здоровые привычки станут неотъемлемой частью взрослой жизни.
- Большое «дитя» не будет ждать каждого понедельника, чтобы заняться физическими упражнениями.
Задатки, заложенные в детстве, позволяют уже взрослому человеку без особых трудностей освоить любой другой вид спорта.
Гимнастика спины, живота, рук, ног
Каждый возраст требует свой комплекс упражнений.
Гимнастику для детей лучше всего начинать до года. Педиатры считают, что упражнения следует выполнять с 5-го месяца, так как за этот период мышцы ребенка укрепляются и способны приносить пользу малышу без нанесения ему вреда и травм.
В грудном возрасте регулярные занятия по гимнастике подготавливают малыша к сидению, ползанию, стоянию и правильному дыханию. Продолжительность занятий не должна превышать 8 – 10 минут.
Упражнения: скрещивание и подъем рук, сгибание/разгибание ножек, перевороты со спинки на живот и наоборот, сгибание туловища.
Годовалые дети уже могут самостоятельно приседать, делать первые движения в ходьбе. Занятия можно увеличить до 10 – 12 минут в день.
Упражнения: соединения локтя с коленом, стоп и лба, прижимание ножек к животику, вращательные движения согнутых ножек по и против часовой стрелке, укладывания ребенка на живот, приподнятие ребенка за подмышки (имитация ходьбы) и др.
Гимнастика на мяче
Гимнастические упражнения для детей 1 – 3 лет имеют свои нюансы: все занятия должны быть разнообразными и выполняться в веселом ритме в форме какой-либо игры, истории или действия, увлекающих и заинтересовывающих малыша. Спортивные занятия выполняют две функции: помогают развиваться малышу физически и одновременно содействуют в формировании артистизма и улучшению фантазии.
Упражнения: перелезть через подушку, проползти под низким столом, подражать движениям животных, персонажам из сказок и др.
В 4 – 5 лет осанка ребенка уже сформирована, развито мышление и они могут концентрироваться. Упражнения выполняют для развития координации движений и гибкости. Гимнастику обычно дополняют с играми в мяч и с мягким эспандером. Продолжительность занятий не должна превышать 15 минут.
Упражнения: ходьба по узкой дорожке, боком, задом наперед, бег в различном темпе, проползание под препятствием и др.
Развитие силы и ловкости у мальчиков
Гимнастика для детей 6 – 8 лет защищают от заболеваний опорно-двигательного аппарата и способствуют налаживанию организационных моментов ребенка. Главные цели: во-первых, малышу следует научиться быть ответственным за получение хороших результатов тренировок; во-вторых, развитие мускулатуры ребенка.
Гимнастические занятия следует проводить в определенное время. Можно дополнять соответствующим музыкальным фоном и ритмическими детскими песнями.
Упражнения: «мостик», шпагаты, стойка на лопатках и т.д.
Детская гимнастика для детей 8 – 10 лет чаще всего выполняется отдельно для девочек и мальчиков. Гармония души, тела, спорта и искусства – это сочетание упражнений с обручами, лентами, мячами, булавами и другим спортивным инвентарем. В этом возрасте у детей интенсивно формируются эстетические вкусы, развивается абстрактное мышление, музыкальный слух и вырабатывается чувство ритма; повышается атлетизм и развиваются физические силы, формируется уверенность, воля и твердость характера. В этом возрасте показаны ритмичные сольные и парные упражнения, правильная постановка ног и движения под музыку.
Упражнения: сложные прыжки, повороты, волны и т.д.
Художественная гимнастика для девочек
Гимнастические занятия от 11 до 16 лет – это танцевальные и атлетические упражнения, снимающие нервное напряжение ребенка и отвлекающие от школы. Дети учатся выполнять сложные гимнастические, акробатические и силовые элементы.
Упражнения: ходьба с перемещениями, прогибы спины, пируэты, рондаты, махи на брусьях, стойки на руках и т.д.
Комфортные занятия обеспечиваются благодаря хорошо проветриваемой комнате, одежде из натуральных тканей и хорошему настроению.
Блок 1
Гимнастика в воде
Этот вид упражнений относится к лечебным и положительно воздействует на детский организм: гидрокинезотерапия издавна считается эликсиром жизни для тела, кожи и души.
Преимущества водных процедур для детей:
- формирование осанки;
- улучшение кровообращения;
- увеличение жизненного объема легких;
- закаливание организма;
- увеличение сопротивляемости инфекциям;
- улучшение эмоционального фона.
Гимнастические упражнения, выполняемые в воде разнообразны: это и различные глубины погружения, занятия с гантелями, пенопластовыми плотиками, упражнения о стенку, ступени или поручни бассейна, многообразные виды ходьбы, приседания, повороты туловища и другие движения в воде, а также «поплавок», «кроль», «осанка балерины», «захлест» и т.д.
Гимнастические упражнения должны приносить детям удовольствие. Если ребенок боится воды, то лучше поменять разновидность гимнастики или вовсе отменить упражнения.
Гимнастика на мяче
Упражнения на фитболе (швейцарский мяч) прекрасно снимают мышечное напряжение, укрепляют позвоночник, улучшают осанку, развивают координацию и вестибулярный аппарат. Особую радость детям доставляет расцветка гимнастического снаряда. Яркие, матовые, нейтральные, блестящие, разноцветные или однотонные мячи положительно воздействуют на психику ребенка и стимулирует его интеллектуальное развитие.
Мяч в этом случае – и динамичный тренажер, и расслабляющий массажер.Колебания фитбола вынуждают детей контролировать равновесие и стимулируют работу внутренних органов.
В результате регулярных занятий у малышей вырабатывается самоконтроль и улучшается способность к самоанализу.
Упражнения: разминка, движения для бедер, ягодиц, груди и рук, а также различные покачивания и отталкивания («пружинка», «футбол», «тачка», «перетягивание» и др.).
Блок 2
Первые занятия на гимнастическом мяче должны быть не больше 5 минут. Постепенно их можно увеличить до 15 – 20 минут.
Вне зависимости от выбора разновидности развивающей гимнастики физические упражнения, с которых начинается здоровая жизнь, как нельзя лучше отражаются на состоянии ребенка. Хорошим тоном считаются занятия минимум 2-3 раза в неделю, так как спортивная семья – залог воспитания всесторонне развитого будущего поколения.
Видео на тему
momjournal.ru
(Рассказывает мастер спорта по художественной гимнастике Юлия Ситникова) Наверно вам не раз доводилось смотреть выступления гимнасток по телевизору, как они мастерски выполняют сложнейшие технические элементы. Всё это многолетний труд тренировок. А с чего же всё начиналось? Маленьких крохотных созданий мамы приводят на художественную гимнастику в 4-5 лет. Первый год — это один из решающих этапов: девочки учат азы гимнастики — основные базовые элементы, их растягивают, делают много упражнений на гибкость, подкачивают мышцы ног, пресс, спину, руки, учат тянуть носочки и коленки. И самое главное девочки начинают чувствовать (владеть) своим телом. В этой статье мы рассмотри основные (базовые) элементы, с которых и начинается художественная гимнастика. I. Шпагат. Существует несколько видов шпагатов: правый, левый, поперечный и вертикальный. Вертикальный — это уже более сложный элемент и здесь кроме растяжки ещё нужно уметь держать равновесие на одной ноге. Растяжка — имеет очень большое значение для будущей гимнастки. Поэтому элементу нужно уделять много внимания, особенно правильности его исполнения. Перед тем как делать элементы на растяжку или гибкость, нужно сперва «разогреть» ребёнка. Немного попрыгать, побегать с ним, поделать приседания, походить на корточках (как уточки), чтобы мышцы ребёнка были эластичные и легче поддавались растяжке. Запомните — никогда не тяните не разогретого («холодного») ребёнка, кроме боли вы ещё можете и повредить связки малышу. Ничего не делайте резко, только плавными движениями и пружиня по несколько раз. Существует несколько способов растяжки для шпагата:
Правильно выполненный шпагат:
Если вы хотите достигнуть результата в растяжке, то упражнения желательно делать ежедневно, тогда мышцы станут более эластичными. И конечно чем раньше начнёте заниматься, тем лучше. Ещё для шпагата важное значение имеет такой элемент как складочка. II. Складочка. Складочка — это когда ребёнок сидит на попе, ноги вместе впереди него, а животик полностью лежит на ножках, руки обхватили пяточки, коленки натянуты как «струночки». Упражнения, которые помогут подготовиться к складочке:
У малыша лучше получится выполнять эти упражнения — если вы будете для него примером! Делайте эти упражнения друг на против друга и подсказывайте малышку на его ошибки. Будьте для него положительным примером!Что даёт упражнение складочка — это растяжка подколенных сухожилий, которые играют большую роль при растяжке на шпагат. III. Мостик. Наверное, не раз ваш карапуз самостоятельно пытался стать на мостик. Еще, будучи совсем маленькими, они часто выгибаются, делая первые смешные пародии на мостик. Как же правильно делать мости? Правильный мост — когда пальчики рук максимально близко находятся от пяточек ног (желательно касание), ноги на ширине плеч (можно немного шире). Мост получается красивый, высокий. Упражнения для развития гибкости и подкачки мышц спины у ребёнка:
Когда спинка у ребёнка уже немного подготовлена, самое время начать учить его делать мост «сверху», т.е. мостик с высокого положения. Сперва, лучше подстелить что-то мягкое на пол (чтоб не удариться головой), так как руки у ребёнка ещё слабые и будут расползаться в стороны и конечно делать это упражнение на первых порах только с мамой (папой) рядом. Затем следует принять правильную стойку: ноги на ширине плеч, руки в верху возле ушей, глаза подняты вверх и смотрят на кончики пальчиков. Затем придерживаете ребёнка под спинку (вам лучше занять положение сбоку от ребёнка и он будет как бы ложиться вам на руку) малыш потихонечку (медленно) начинает делать наклон назад. Когда прогиб будет настолько хорош (глазки увидят пол), то можно опускать руки на пол. Ещё вы можете придерживать ребёнка за купальник (футболку, кофточку) стоя перед ним. Каждый раз уменьшайте степень вашего участия в процессе становления на мост. Когда будете уверены, что ребёнок не упадёт на голову — попробуйте, что бы ребёнок сделал мост самостоятельно. И ещё одно очень полезное упражнение, которое поможет научится вашему малышу делать «мост сверху» — ребёнок становится спиной к стеночке (желательно к шведской) на небольшом расстоянии от неё, делает прогиб и начинает постепенно передвигать ручки к самому низу стенки и затем, переставляя руки и на сам пол (если это шведская стенка — то перехватывает палочки поочерёдно правой и левой рукой). Спинку размяли, ножки растянули, пора и пресс подкачать. Для это есть хорошее упражнение уголок. IV. Уголок Уголок — положение сидя на попе, ноги вместе, отрываем ноги и руки от пола и держим уголок. Руки в сторону (помогут удержать равновесие), ноги стремятся вверх к потолку. Уголок желательно удерживать для начала 5 секунд. Затем каждый раз, повторяя это упражнение, увеличивайте время его исполнения. Ребёнку будет веселее выполнять это упражнение, если вы ему составите компанию. Несколько упражнений на укрепление пресса:
Ещё есть очень хорошие упражнения для укрепления боковых мышц спины:- вы лежите на боку с малышом друг на против друга, одна рука под головой, другая лежит впереди вас. Ноги вытянутые и одна из них приподнятая на 45 градусов. Делаем движения — подтягиваем одну ногу до положения другой (как бы подбиваем приподнятую ногу), в работу включаются боковые мышцы спины. — вы находитесь в том же положение, но теперь поднимаете корпус, опираясь на руку, которая находится перед вами. Вторая рука за головой. V. Берёзка Берёзка — положение лёжа на спине, ноги в потолок, попу придерживаем руками (руки в локтях согнуты, ноги вместе). Наверное, не раз вы сами делали это упражнение, научите теперь и своего малыша делать берёзку. Малышу сперва будет очень сложно удержать попу в руках)), но с вашей помощью (придерживайте его ножки вверху) он это сделает гораздо лучше. VI. Ласточка Ласточка — положение стоя на ногах, спинка ровная, руки в сторону, ноги вместе. Поднимаем одну ногу назад, желательно, чтобы при этом корпус оставался вертикальным, а ножка была поднята как можно выше (горизонтально полу и обе ноги вытянутые). Для малыша это довольно сложное упражнения, так как нужно научиться переносить цент тяжести своего тела на одну ногу и уметь держать равновесие. Для начала начните с ним тренировать упражнение «цапля»: стоя на одной ноге, вторая нога согнута в колене и носочек прижат к опорной ноге, руки в сторону (помогают удерживать равновесие). Поочерёдно меняйте опорную ногу. Как начнётся получаться «цапля» переходите к «ласточке». Кроме того, очень полезное упражнение ходить по одной линии: постелите ленточку или скакалочку и пусть малыш пройдётся по ней. VII. Кувырок Кувырок — это элемент, который юные гимнастки учат уже в первый год тренировок и которым потом пользуются на протяжении всей спортивной жизни. Положение стоя, одна нога выдвинута немного вперёд, руки тоже устремлены вперёд. Делаем шаг ножкой, касаемся руками пола, подгибаем голову к животику, как бы группируемся, перекатываемся на спинку, ноги скрещенные подгибаем под себя и поднимаемся на туже ногу, с которой и делали шаг. Какие могут ошибки, при исполнении этого элемента:- смотрите, чтобы ребёнок не становился на голову при кувырке (опасно, может повредить шею),- кувырок нужно делать сгруппировавшись, тогда он будет аккуратный и быстрый, а это особенно пригодиться когда кувырок будет исполняться в связке гимнастических упражнений. После того, как позанимались, хорошо будет «разгрузить» позвоночник. Для этого, если у вас есть шведская стенка — то можно повисеть на шведской стенке, если нет — то возьмите ребёнка за ручки (или за ножки) и поднимите его от пола. Статья добавлена с разрешения Юлии Ситниковой |
rg4u.clan.su
плюсы и минусы занятий, как строится тренировка, во сколько лет отдать в секцию
Заниматься физическим развитием детей нужно с самого раннего возраста. Родителям трудно самостоятельно дать весь необходимый комплекс и правильно ему обучить, потому лучше всего отправлять детей в секции, однако, некоторые упражнения можно проделывать и в домашних условиях.
Особенности
Дети любого возраста нуждаются в движении и физическом развитии, и чем раньше родители позаботятся о том, чтобы в полной мере удовлетворить эту потребность, тем здоровее вырастет ребенок. Для малышей, которым еще не исполнилось 2 года, можно придумывать интересные и разнообразные игры, которые будут всесторонне развивать их. Для детей 3 лет уже должна вводиться зарядка как в садике, так и дома.
Ежедневный комплекс упражнений станет для ребенка привычным, а в компании со взрослым – еще и интересным и увлекательным занятием.
Каждый возраст диктует определенный вид нагрузки, который можно давать, и вид деятельности, подходящий малышу. Когда приходит момент, где одного внимания родителей и помощи в физическом развитии становится мало, возникает вопрос о том, чтобы отдать ребенка в секцию.
В каждой семье решение принимается в пользу того вида деятельности, которым увлекается ребенок или его родители, однако, наиболее полезной для общего физического развития будет спортивная гимнастика для детей.
Такая секция сильно отличается от занятий с детьми младшего возраста, так как в процесс обучения входит работа не только над укреплением мышечного корсета, но и знакомство со спортивными снарядами, с которыми детям предстоит справляться в будущем. К таковым относят:
- перекладину;
- брусья;
- коня;
- кольца;
- мат для упражнений.
Тренировка такого типа поможет укрепить здоровье, повысить иммунитет, усовершенствовать координационные способности, выносливость и гибкость, сформирует правильную осанку и красивую подтянутую фигуру, что прибавит у ребенка уверенности в себе.
Занятия в спортивной секции вырабатывают у детей самодисциплину, силу воли и самоконтроль, что идет на пользу малышам и помогает их родителям.
Спортивная гимнастика доступна для всех, кроме тех ребят, у которых есть противопоказания такого плана, как:
- проблемы с опорно-двигательным аппаратом, болезни костных тканей, позвоночного столба;
- воспалительные или другие процессы в суставах и сухожилиях;
- аномальное развитие костной ткани;
- диабет и подобные заболевания.
Если есть любая из вышеуказанных проблем, отдавать ребенка в спортивную секцию не нужно, для таких случаев есть реабилитационные центры и инструктора, которые могут оказать квалифицированную помощь.
В каком возрасте стоит отдавать детей на гимнастику?
Детская физическая активность начинается с того момента, как малыш полноценно осваивает навык хождения. Именно с этого периода можно вводить элементы занятий с уклоном на физкультуру.
Чем старше будет кроха, тем лучше у него будет получаться справляться с поставленными задачами, а движения станут более четкими и правильными. Готовясь к поступлению в садик, родители должны ознакомить своего ребенка с основами зарядки, чтобы этот вид деятельности был привычен для него.
Зачастую первые полноценные тренировки у детей начинаются после поступления в детский сад, когда родители получают больше времени для самореализации, одновременно задумываясь о том, кем будет их ребенок в будущем. Спортивные секции не принимают малышей 2-3 лет, обычно эта категория занимается в полупрофессиональных детских клубах, где есть хороший инструктор, который может правильно разработать программу и в понятной форме донести ее до детей.
Как правило, тренировки с малышами ведутся в игровой форме, с музыкальным сопровождением, танцами и интересными заданиями. Чем старше становятся дети, тем серьезнее должны быть перед ними задачи. Так, четырехлетний возраст является наиболее подходящим, чтобы пробовать свои силы в спорте и осваивать серьезные вершины. Дети в 4-5 лет хорошо справляются с заданиями, которые дает тренер по спортивной гимнастике, и с интересом их выполняют.
Группа, которую тренеры набирают в начале года, может быть достаточно большой, потому как часть детей в течение сезона отсеется. Сам по себе вид спорта очень тяжелый, и не каждый ребенок выдержит напряженные тренировки по полтора-два часа. Серьезные секции могут проводить занятия по 4-5 раз за неделю, что, соответственно, и стоит недешево, а значит, не все родители смогут это потянуть.
Так, спортивная гимнастика как вид спорта доступна детям от четырех лет – как девочкам, так и мальчикам. Упражнения, которые даются на тренировках, направлены изначально на развитие физических способностей ребенка, чтобы в итоге он смог совладать со спортивными снарядами и теми задачами, которые предложит тренер.
Серьезные организации ответственно подходят к проведению тренировок, предупреждая родителей о наличии спортивной формы, которая должна быть у всех одинаковая.
Девочкам предлагается носить купальники и чешки, мальчикам – удобные шорты и футболку. Кроме того, перед приемом на спортивную гимнастику, тренер может попросить справку о здоровье ребенка, чтобы никаким образом ему не навредить.
Что дает занятие таким видом спорта?
Тот ребенок, который регулярно будет посещать занятия по спортивной гимнастике, наверняка обеспечит себе хорошее здоровье, спортивную и развитую фигуру, и умение делать большое количество упражнений как на предметах, так и без них.
Юные спортсмены становятся не только красивыми внешне, они приобщаются к философии данного вида спорта, которая заставляет контролировать каждое свое движение во избежание получения травмы. Дисциплина и самоконтроль дают большое преимущество во взрослой жизни, позволяя увереннее добиваться поставленных целей.
Поскольку спортивная гимнастика является олимпийским видом спорта, то соревнования для детей – не редкость. Возможность поездить по стране, а то и выехать за рубеж, шанс познакомиться с великими спортсменами оставляет в сознании ребенка большой след и формирует правильную личность, с нужными ценностями и идеалами.
В летний период можно отдавать ребенка в спортивный лагерь, если нет возможности поехать вместе на море. Наличие компании единомышленников, которые тренируются вместе, отстаивают свой клуб на соревнованиях и отдыхают в одном кругу, дает возможность всем детям почувствовать себя нужными, важными для команды и значимыми, что очень важно, особенно для тех, кто растет в неполной семье.
Спортивная гимнастика дает возможность как заниматься данным видом деятельности в качестве хобби, так и претендовать на олимпийский резерв, стремиться поехать на Олимпиаду, представлять свою страну.
Для профессиональных спортсменов открываются многие двери, у них есть спонсоры, внушительные гонорары и возможность исколесить весь мир, занимаясь любимым делом.
Тренировки по гимнастике для каждого ребенка дадут что-то свое, в любом случае важно вынести пользу, какова бы она ни была. Те, кто регулярно посещает такие занятия:
- становятся более пластичными;
- учатся слушать темп и ритм музыки;
- девочки приобретают грацию и женственность в движениях;
- мальчики становятся физически сильными, что видно внешне;
- получают полноценное физическое развитие.
Все эти факторы являются неоспоримыми достоинствами посещения тренировок по спортивной гимнастике детьми старше четырех лет.
С чем связаны опасения родителей?
Несмотря на огромное количество достоинств тренировок по гимнастике, есть у них и отрицательные стороны, к которым в первую очередь относят травматизм. Поскольку ребенок должен справляться со спортивными снарядами, то в процессе тренировок или на самих соревнованиях нередки случаи травм разной степени тяжести.
Любому родителю страшно подвергать свое чадо такому риску, но стоит помнить, что любая деятельность опасна, а умение правильно справляться с заданием минимизирует риски.
Малышей не ставят на снаряды до того момента, пока они не окрепнут полностью и не будут готовы к тому элементу, который будут учить.
Наличие квалифицированного тренера сводит к минимуму риск падения, растяжения или перелома конечности на тренировке. В том случае если элемент выучен полноценно и юный спортсмен может с ним совладать, проблем возникнуть не должно.
Профессиональный спорт предполагает возможность получения травм, потому далеко не все дети, начавшие ходить на тот или иной вид деятельности, продолжают свой путь до конца, многие переходят в разряд любителей и тех, кто занимается только для поддержания своего здоровья.
Не стоит бояться отдавать ребенка в секцию по спортивной гимнастике – опыт, который он там получит, будет бесценным, а боязнь травмы, которой может никогда и не быть, способна поломать путь великого спортсмена, победителя Олимпийских игр или любых других значимых соревнований.
О том, как проходит занятие по детской спортивной гимнастике под руководством опытного тренера, можно узнать из следующего видео.
o-krohe.ru