Круговая тренировка на уроках физической культуры
Круговая тренировка
Повышение эффективности и качества физического воспитания школьников находится в центре внимания педагогов. Однако в целом система физического воспитания в общеобразовательных школах все еще не отвечает современным требованиям в связи с действием ряда объективных факторов:
– возрастанием гиподинамии школьников, обусловленной дальнейшей интенсификацией их умственного труда, с одной стороны, и снижением двигательной активности – с другой, что вызывает такие тревожные явления, как сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, нарушение осанки и др.;
– недостаточным количеством уроков физической культуры;
– массовым падением интереса школьников к физической культуре в связи с появлением других, более сильных интересов;
– слабой материальной базой.
Желание сделать многое за минимальный промежуток времени (три урока в неделю) на деле приводит к низкому качеству учебного процесса. Поэтому в последнее время широкое применение нашли специальные формы упражнений при комплексном содержании занятий. Основная из них – так называемая круговая тренировка. Большую роль в выборе этого метода сыграло и то, что при переполненной школе – один спортивный зал (где иногда занимаются два класса). При такой загруженности моторную плотность урока помогает увеличить «круговая тренировка». «Круговая тренировка» хорошо сочетает в себе избирательно направленное и комплексное воздействия, а также строгое упорядоченное и вариативное воздействия.
Основу «круговой тренировки» составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений. Чаще всего выбирают хорошо знакомые ученикам упражнения. Если занятия проводятся в зале, то станции располагаются по кругу. Каждое упражнение на станции дозируется в зависимости от задач количеством повторений или отрезком времени (15–40 сек.).
Важное место в «круговой тренировке» занимает дозировка нагрузки. Это представляет сложность для данного метода. Можно выбрать следующий путь определения дозировки. На первом занятии перед учащимися ставится задача выполнить максимальное для себя количество повторений за определенное время. Оптимальная нагрузка составит половину максимальных повторений. После 3–6 недель этим способом уточняем последующую дозировку. Для контроля нагрузки между сериями измеряем частоту сердечных сокращений. Этот метод позволяет учащимся самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества. Добиться высокой работоспособности организма – одна из главнейших задач, которую решает «круговая тренировка». Для решения этой задачи самое важное – моделирование специальных комплексов, направленных на воспитание физических качеств.
Развитие физических качеств методом «круговой тренировки»
Для различных моделей физической подготовки необходимо определить конечную цель развития физических качеств на конкретном этапе обучения. Комплекс упражнений обязательно должен вписаться в запланированную часть урока с учетом физической подготовленности класса, с учетом полового состава класса, а также с учетом возраста. Таким же способом определяется объем работы и отдыха на станциях.
Необходимо строго соблюдать последовательность выполнения упражнений и переход от одной станции к другой, а также интервал между кругами при прохождении комплекса повторно.
Подбирая и составляя комплексы физических упражнений для «круговой тренировки», следует помнить, что практически ни одно физическое качество не существует в чистом виде. Поэтому взаимосвязь между силой, быстротой, выносливостью, гибкостью, ловкостью на занятиях «круговой тренировки» очень тесна.
1. Сила
Для воспитания силы на занятиях «круговой тренировки» используются упражнения с отягощением (набивные мячи, гантели, скамейки), с сопротивлением (амортизаторы, эспандеры). Часто упражнения на развитие силы применяют с малыми отягощениями, так как легко осуществляется контроль за правильностью выполнения упражнения, особенно при занятиях девочек, девушек.
При занятиях с юношами 10–11-х классов эффективно подходит работа с отягощениями околопредельного и предельного веса. Но здесь следует отметить, что максимальные усилия можно развивать в течение короткого промежутка времени.
Для развития динамической силы на станциях «круговой тренировки» упражнения должны выполняться в среднем темпе и большим повторением упражнений.
Комплексы упражнений составляются так, чтобы попеременно нагружать все главные группы мышц. При этом некоторые упражнения должны носить характер общего воздействия, другие направлены на развитие определенной группы мышц, а третьи специально связаны, например, с определенными задачами урока.
Упражнения с небольшими отягощениями, а также с преодолением собственного веса включают в домашнее задание, что позволяет постепенно увеличивать нагрузку на уроках.
Силовая выносливость развивается при большом количестве повторений на одной станции, например: если число повторений было 15–20 раз за 30 сек., то развивается сила, если же более 20–25 раз – силовая выносливость (по рекомендациям М. Шолихина). Работоспособность при выполнении силовых упражнений может быть повышена за счет их рационального распределения на станциях. В паузах часто используют упражнения на расслабления, растягивания.
Примерный комплекс «круговой тренировки» для развития силы:
1. Из седа руки сзади поднимание ног в угол с последующим и.п.
2. Из упора лежа на полу отжимание, сгибая и разгибая руки.
3. Из основной стойки приседания с выносом рук с гантелями вперед и вставать на носки, отведя руки назад.
4. Лазанье по канату (в три приема).
5. Прыжки вверх из исходного положения упор присев.
6. Лежа на животе, руки за головой, поднимание и отпускание туловища, прогибая спину.
7. Лежа на спине, сгибание и разгибание ног и туловища с захватом руками голени.
8. Прыжки через скакалку с вращением вперед.
Станций может быть больше, меньше в зависимости от количества групп и физической подготовленности класса.
2. Быстрота
Основным методом развития быстроты является многократное повторение движения с максимальной скоростью. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранен максимальный темп. Упражнения, направленные на развитие быстроты двигательных реакций, одновременно являются хорошим средством для тренировки скорости отдельных движений. В выполнении упражнений на скорость большую роль играют мышечные напряжения. Эти упражнения относятся к скоростно-силовым. Чтобы увеличить скорость движений, необходимо развивать как мышечную силу, так и быстроту движений. Это достигается включением в «круговую тренировку» упражнений с малыми отягощениями.
Воспитание быстроты в «круговой тренировке» достигается следующими упражнениями: бег на скорость, челночный бег, выполнение упражнений с элементами спортивных игр и игрового характера, различных прыжков и т. д.
С психологической точки зрения проявление быстроты во многом зависит от мотиваций, которыми руководствуются учащиеся. Поэтому применяется соревновательный или игровой метод выполнения упражнения.
Примерный комплекс «круговой тренировки» для развития быстроты:
1. И.п.: партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 м. Выполнение: быстрая передача и ловля мяча на месте.
2. И.п.: наклон вперед, руки в стороны, ноги на ширине плеч. Выполнение: вращение прямых рук в вертикальной плоскости с фиксацией прямой головы.
3. И.п.: высокий старт. Выполнение: челночный бег с ускорением 10 м.
4. И.п.: лежа на животе проползание по-пластунски под препятствием (высота ворот 30–40 см) с максимальной скоростью.
5. И.п.: упор присев. Выполнение: в быстром темпе выпрыгивание вверх со взмахом рук.
6. И.п.: высокий старт. Выполнение: бег с максимальной скоростью по кругу на расстояние от 100 до 120 м.
3. Ловкость
Ловкость – это способность точно управлять своими движениями в различных условиях окружающей обстановки, быстро осваивать новые движения и успешно действовать в измененных условиях.
Воспитание ловкости на станциях «круговой тренировки» связано с совершенствованием функций различных анализаторов, и в первую очередь двигательного. Эффективное воздействие на функциональное совершенствование двигательного анализатора и, следовательно, на развитие ловкости могут оказать упражнения, содержащие элементы новизны и представляющие для занимающихся определенную координационную трудность. На уроках можно выделить три этапа в воспитании ловкости. Первый этап: совершенствование пространственной точности и координации движений, при этом не имеет значения скорость, с которой выполняются упражнения. Главное – точность движений. Второй этап: пространственная точность и координация движений, которые могут осуществляться в сжатые отрезки времени. Третий этап: упражнения второго этапа, связанные с неожиданно изменяющимися условиями.
Ловкость можно воспитать по-разному:
а) Ловкость, проявляемая в упражнениях, связанных со сменой позы. Например: быстро сесть, лечь, встать, наклониться, повернуться и т. д.
б) Ловкость, проявляемая в упражнениях, которые выполняются в сложных условиях меняющейся обстановки. Например: полоса препятствий, различные лазанья, перелезания.
в) Ловкость, проявляемая в упражнениях с меняющимся сопротивлением. Например: перетягивание и упражнения типа единоборства.
г) Ловкость, проявляемая в упражниях с манипуляцией предметов. Например: броски и ловля мяча, целевые метания, жонглирование.
д) Ловкость, проявляемая в игровых упражнениях, требующих взаимодействия и противодействия. Например: обводка предметов, перехват передачи и т. д.
Воспитывать равновесие также можно на занятиях «круговой тренировки». Упражнения могут быть следующими: прыжки, ходьба по бревну, скамейке, кувырки, перевороты и т. д.
Ловкость – это сложное комплексное качество, поэтому ему надо уделять время на каждом уроке.
Примерные станции «круговой тренировки» для развития ловкости:
1. Метание малого мяча в цель.
2. Ходьба в полном приседе по гимнастической скамейке.
3. Ведение баскетбольного мяча с обводкой стоек.
4. И.п.: стойка на одной ноге, другая отведена назад хватом за низкую перекладину. Выполнение: движение вперед под перекладиной в низком приседе с прямыми руками и переходом в вис прогнувшись.
5. Ходьба по гимнастической скамейке с грузом на голове (мешочек с песком).
6. Игра «Бой петухов». Партнеры прыгают на одной ноге, руки за спиной, пытаясь вытолкнуть друг друга за круг (радиус круга 2 м).
4. Гибкость
Гибкость – это способность выполнять упражнения с наибольшей амплитудой. При сдаче тестов по физической подготовке наибольшая трудность возникает именно с тестом на гибкость, если девочки и девушки до 70% успешно сдают этот тест, то мальчики и юноши лишь 40–50%.
Упражнения на гибкость укрепляют суставы и связки, повышают эластичность мышц, что является важным фактором предупреждения травм. Для воспитания гибкости применяются упражнения с увеличением амплитуды. Систематическая работа над повышением гибкости позвоночного столба ведет к улучшению осанки, что особенно важно сейчас (под данным Министерства здравоохранения, 80% школьником имеют нарушения осанки).
При развитии гибкости особое внимание стоит уделять предварительной подготовке мышц (разминка, бег).
Упражнения на гибкость могут быть активные и пассивные, т. е. выполняемые самостоятельно или с помощью партнера, отягощения. Активные тоже можно разделить на упражнения с отягощением (гантели, набивные мячи), без отягощений.
Воспитание гибкости почти всегда взаимосвязаны с упражнениями на развитие силы.
Примерные упражнения на станциях «круговой тренировки» по развитию гибкости:
1. И.п.: лежа на спине. Выполнение: поднять прямые ноги, коснуться пола за головой.
2. И.п.: стойка ноги врозь, мяч набивной за головой. Выполнение: перенос центра массы с одной ноги на другую, поочередно меняя положение опоры. Голову и спину держать прямо.
3. И.п.: партнеры стоят спиной друг к другу, соединив руки в локтевых суставах. Выполнение: поочередные наклоны вперед с поднятием партнера на спину и потряхиванием. Партнеру, лежащему на спине, необходимо расслабиться.
4. Лежа на спине, сгибание и разгибание ног и туловища с захватом руками голени.
5. И.п.: ноги врозь, обруч удерживается руками на пояснице. Выполнение: вращение обруча на бедрах.
6. И.п.: ноги на ширине плеч, мяч за спиной. Выполнение: передача мяча из-за спины с ловлей его спереди двумя руками.
5. Выносливость
Выносливость – это способность совершать работу определенной интенсивности в течение как можно большего времени, преодолевая сопротивление как внешней, так и внутренней сферы. Способность к длительной непрерывной работе умеренной мощности, в которой участвует большинство мышц двигательного аппарата, характеризует общую выносливость. При воспитании общей выносливости на этапах «круговой тренировки» важно постепенно увеличивать интенсивность физических упражнений. Общая выносливость служит базой для приобретения различных видов специальной выносливости.
Под специальной выносливостью следует понимать способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определенном виде двигательной деятельности.
На станциях «круговой тренировки» можно воспитывать основные виды специальной выносливости: силовой, статической, скоростной. При развитии силовой выносливости перед учеником ставится задача добиться как можно большего числа повторений на каждой станции. При развитии статической выносливости ставится задача поддержания мышечного напряжения при отсутствии движений, для этого хорошо подходят упражнения в висах, упорах, или удержание груза. Наиболее эффективным средством для развития скоростной выносливости является спринтерский бег с постепенным увеличением длины отрезков, а также прыжковые упражнения. Работа над скоростной выносливостью на станциях «круговой тренировки» тесно связана с развитием быстроты.
Общая и специальная выносливость в упражнениях на станциях «круговой тренировки» путем постепенного увеличения времени работы за счет большего количества упражнений, выполняемых на станциях в комплексе, а затем путем увеличения ее интенсивности, повышения скорости.
Примерные упражнения «круговой тренировки» на развитие выносливости:
1. И.п.: стоя боком к гимнастической стенке на одной ноге, держаться одновременно рукой за рейку. Выполнение: приседание на одной ноге, вынося другую вперед.
2. И.п.: упор лежа. Выполнение: сгибание и разгибание рук.
3. И.п.: стоя лицом к скамейке, одна нога на скамейке. Выполнение: выпрыгивание вверх со сменой ног.
4. Лазанье по канату с помощью рук и ног.
5. И.п.: вис на перекладине. Выполнение: удержание прямых ног под углом 90°.
6. Вис на перекладине, согнув руки.
Организация «круговой тренировки» на уроках физической культуры
В условиях урока физической культуры круговая форма занятий приобретает особое значение, так как позволяет большому количеству учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.
Время, планируемое на уроке для проведения «круговой тренировки», определяется из расчета всего общего времени, выделенного планом урока для проведения ОФП и СФП, исходя из задач урока и колеблется от 10 до 15 мин. «Круговая тренировка» в зависимости от количества станций укладывается в этот лимит времени при большой моторной плотности, что особенно важно на уроках физкультуры.
В зависимости от задач урока «круговую тренировку» можно планировать как в подготовительной, основной, так и в заключительной части урока.
Включение в подготовительную часть «круговой тренировки» играет роль в подготовке организма к предстоящей работе и носит характер подводящих упражнений к основной части урока.
Применение «круговой тренировки» в основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большем объеме и оптимальных условиях нагрузки. Комплексы, входящие в основную часть урока, носят общеразвивающий характер с силовой направленностью. В них достаточно силовых и скоростно-силовых упражнений.
В заключительной части урока комплексы «круговой тренировки» планируются реже и в основном тогда, когда плотность нагрузки на уроке недостаточна. Цель таких комплексов – совершенствование, закрепление и повторение пройденного материала основной части урока.
«Круговая тренировка» хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке и особенно гимнастике. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.
1. Уроки гимнастики
Именно на уроках гимнастики наиболее остро осуществляется взаимосвязь между физическими качествами и навыками. На уроках гимнастики, где много времени уходит на обучение новым элементам и комбинациям, «круговая тренировка» является той необходимой формой, которая позволяет эффективно сочетать два процесса – воспитание физических качеств и обучение навыкам и умениям в сжатый промежуток времени.
В комплексы «круговой тренировки» по программному материалу гимнастики подбираются упражнения, направленные на преимущественное развитие мышц плечевого пояса, рук, живота, спины, увеличение подвижности суставов, а также на тренировку вестибулярного аппарата. Количество упражнений в комплексе зависит от преимущественной напряженности развиваемых качеств и колеблется от 10 до 15 станций.
Подбирая комплексы, необходимо помнить, что следует идти от простого к сложному, чередовать активный отдых одних мышечных групп с отдыхом других. После сложных, тяжелых упражнений следует подбирать более легкие. Следует также постепенно увеличивать число станций с упражнениями на силу.
Особенностью гимнастической программы является то, что в ней большинство упражнений в динамических и статических упорах и висах требуют координированных силовых и волевых проявлений. Например: подбирая упражнения для развития мышц брюшного пресса, их следует сочетать с положениями висов и упоров, а упражнения для плечевого пояса, связанные с упорами и висами, с применением отягощений или сопротивлением корпуса.
Примерный комплекс «круговой тренировки» на уроках гимнастики
1. Стоя, ноги на ширине плеч, малый мяч внизу, подбрасывание и ловля мяча с одновременным приседанием.
2. Из упора стоя, между параллельными брусьями, прыжком упор прогнувшись и передвижением вперед с последующим повторением задания.
3. Стоя на коленях, руки за головой, наклоны вперед с отведением локтей в стороны и прогибанием спины.
4. Из виса на высокой перекладине прогнувшись сгибание и разгибание ног в группировку.
5. Из упора присев на матах кувырки вперед и назад в группировке.
6. Прыжки через скакалку с вращением вперед.
7. Лазанье по канату при помощи рук и ног.
8. Опорные прыжки, соответствующие программному материалу.
9. Передвижение по узкой части гимнастической скамейки (на носках, на пятках, в приседе).
10. Лежа на гимнастической скамейке на животе, руки вперед, держитесь за скамейку, подтягиваясь руками, передвигайтесь вперед.
2. Уроки спортивных игр (баскетбол)
Содержание «круговой тренировки» на игровых уроках составляют (в основном) игровые станции. В течение задания учащиеся в определенной последовательности переходят от одной станции к другой, выполняя на каждой из них игровые задания вперемежку с целевыми упражнениями, направленными на обучение, воспитание и совершенствование конкретных физических качеств.
В процессе занятий не только происходит развитие физических качеств, но и совершенствуется техника приемов игры.
Предлагаемые упражнения должны подбираться так, чтобы каждое из них воздействовало на отдельные группы мышц и было рассчитано на развитие определенных физических качеств. Для совершенствования технических приемов можно использовать комплексные упражнения, состоящие из предварительно хорошо изученных игровых элементов.
Соотношение количества станций по воспитанию физических качеств с игровыми станциями, направленными на совершенствование умений и навыков технических элементов, составляет 1:3.
Примерный комплекс «круговой гимнастики» на уроках по баскетболу
1. Прыжки в шаге с ноги на ногу через линейки на отрезках прямой 10–15 м.
2. Стоя, ноги на ширине плеч, передача баскетбольного мяча вокруг себя.
3. Переход через упор присев в упор лежа с последующим возвращением в и.п.
4. Ведение мяча на месте вокруг себя со зрительным контролем мяча и без него.
5. С высокого старта челночный бег с ускорением на отрезках 15–20 м с повторением 4–6 раз.
6. Броски по кольцу с близких точек одной рукой от плеча.
7. Ведение двух мячей одновременно и правой и левой рукой на отрезки до 20 м.
8. Из низкого приседа передвижение «гусиным» шагом вперед или по кругу.
9. Бросок мяча по кольцу в прыжке после удара мяча о пол с выполнением двух шагов.
10. Передача двумя руками от груди в стенку.
3. Уроки легкой атлетики
Специализированные комплексы «круговой тренировки» по легкой атлетике включают упражнения, способствующие развитию физических качеств: быстроты, прыгучести, скоростной силы, общей и специальной выносливости, тесно связанной с укреплением опорно-двигательного аппарата.
Направленность комплекса определяется показателями учащихся при сдаче контрольных норм, и здесь преимущественное положение должны занять упражнения, обеспечивающие всестороннюю физическую подготовку.
Примерный комплекс упражнений для «круговой тренировки» на уроках по легкой атлетике (школьный стадион)
1. Из упора стоя, согнувшись с опорой о барьер, покачивание, растягивая плечевые суставы.
2. Бег с высоким подниманием бедра на отрезке до 30 м с максимальной скоростью.
3. С двух шагов разбега прыжок в шаге с последующим повторением.
4. Из упора лежа сгибание и разгибание рук.
5. Стоя боком к баскетбольному щиту на расстоянии 8–10 м, метание теннисного мяча в цель (на дальность отскока).
6. Ходьба на внутренней и внешней сторонах стопы на отрезке 10–15 м.
7. С высокого старта бег на скорость по кругу 200 м.
8. Стоя в висе, подтягивание на перекладине с предварительным толчком ног.
9. Прыжки в шаге с ноги на ногу (многоскоки) на отрезке 10–20 м.
10. Стоя ноги на ширине плеч, руками взявшись за бум, перелезание через бум.
11. Ускорение на отрезках 20–30 м.
12. Из низкого приседа передвижение «гусиным» шагом на отрезках 10–15 м.
4. Уроки лыжной подготовки
Интересно и разнообразно строятся уроки по лыжной подготовке методом «круговой тренировки». Все организационные вопросы надо решать в школе или во время передвижения к месту занятий. Важно умело расположить станции, учитывая при этом рельеф и конкретные задачи.
«Круговая тренировка» на учебной лыжне предусматривает: наличие участка для учебной лыжни, изучение рельефа местности и подбор станций для проведения занятий, предварительный разбор и изучение станций перед практическим занятием.
Примерный комплекс упражнений для «круговой тренировки» на уроках по лыжной подготовке
1. Равномерное прохождение отрезков попеременным двухшажным ходом.
2. Равномерное прохождение отрезков одновременным бесшажным ходом.
3. Пробегание с различной скоростью отрезков попеременным методом.
4. Спуск со склона в средней стойке с торможением «плугом».
5. Подъем в гору «елочкой».
6. Равномерное прохождение отрезков коньковым ходом.
7. Пробегание отрезков повторным методом.
8. Спуск со склона в средней стойке с последующим поворотом переступанием.
9. Пробегание отрезков на скорость.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ
Физкультура в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. Ведь физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности ребенка.
Физкультура в школе проходит либо в специально оборудованном спортивном зале, либо на улице, также на специально оборудованной площадке. И в спортзале, и на площадке создаются определенные условия, согласно государственным нормативам. В спортзале нормативы регламентируют, сколько школьников может заниматься на данной площади, какова должна быть высота потолков, вентиляция и отопление, сколько должно быть подсобных помещений и раздевалок, сколько душевых и комнат отдыха, какие спортивные снаряды должны присутствовать. На площадке нормативы регламентируют, каким образом должны располагаться ворота для футбола, баскетбольные корзины и волейбольные сетки.
Физкультура в школе, каждый ее урок, обычно состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного. Вводная часть, или разминка, готовит организм к нагрузке. Основная часть предусмотрена для разучивания новых упражнений, а также для занятий бегом, прыжками, метанием, лазаньем, для упражнений на координацию, подвижных спортивных игр, эстафет. Заключительная часть предназначена для того, чтобы организм правильным образом пришел в норму, наладилось дыхание и пульс.
Наименее утомительна для детей самостоятельная двигательная активность, поэтому физкультура в школе часто предлагает детям условия для ее осуществления. Это может происходить как в спортзале, так и на улице, как со специальным инвентарем, так и без него, как с определенной целью, так и без.
Часто физкультура в школе, особенно если это определенная система упражнений, проводится под музыку. Это развивает слух, чувство ритма, внимание школьников.
Физкультура в школе не ограничивается одними лишь уроками физкультуры. Физкультура в школе – это также так называемые физкультминутки, которые проводятся в течение других уроков. Они необходимы для снятия физического и умственного напряжения. К сожалению, сегодня физкультминутки в школах проводятся в основном в начальных классах и за очень редким исключением в средних классах. А про старшеклассников в этом смысле совсем забыли. Но учителя совершенно напрасно пренебрегают физкультминутками, ведь потратив пару минут на снятие напряжения, они получили бы большую результативность работы в итоге.
Физкультура в школе обязательно сопровождается медицинскими осмотрами. Цель медосмотров – оценка состояния здоровья, развития и уровня физической подготовки школьников. Данные медицинских осмотров позволяют врачу рекомендовать определенные виды физических упражнений, величину нагрузки, методики их применения.
Физкультура в школе в 1-3 классах продолжает дело дошкольных учреждений. А именно, физкультура в школе в начальных классах продолжает развивать выносливость, ловкость, силу рук и ног, координацию движений, навыки участия в командных играх. И делает это физкультура в школе с учетом физических и психических особенностей организма ребенка, присущих определенному возрасту.
Физкультура в школе в начальных классах продолжает обучать детей:
правильно дышать, сочетать дыхание с движением;
усложненным ходьбе и бегу;
бегу с препятствиями;
начальным навыкам прыжков в длину и высоту с разбега;
подбрасывать и ловить мяч одной и двумя руками; метать мяч в цель на разном расстоянии; лазать различными способами по гимнастической стенке; элементам спортивно-командных игр; часто обучают плаванию, ходьбе на лыжах.
Физкультура в школе в старших классах осуществляется в более многообразных формах. Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания. Физкультура в школе в более старших классах должна включать обучение основам психорегуляции, закаливания, массажа и самоконтроля.
Физкультура в школе в старших классах призвана сформировать привычку к занятиям физкультурой на всю оставшуюся жизнь. Физкультура в школе должна воспитать ориентацию на здоровый образ жизни. Физкультура в школе в старших классах должна стимулировать человека к дальнейшим занятиям физкультурой, в том числе и самостоятельно.
Важно отметить, что физкультура в школе имеет большое значение в профилактике асоциального поведения школьников.
Физкультура в школе имеет и свои проблемы. Среди них можно назвать проблему физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии психического и физического здоровья. Таких детей часто просто освобождают от занятий, а ведь ослабленные дети еще в больше степени нуждаются в благотворном влиянии физкультуры на организм. Учителя должны обратить на это особенно пристальное внимание.
Урок физической культуры.Тема «Формирование навыка правильной осанки на уроке физкультуры»
План – конспект
урока физической культуры
учитель Ярышева Г.Ю.
Место проведения: спортивный зал гимназии «БЭСТ»
Инвентарь и оборудование: интерактивная доска, музыкальное сопровождение, ленты,коврики, большие мячи, кубики, мешочки, гимнастические палки, секундомер, ватман, стикеры, указатели, наглядные пособия.
Тема урока: Формирование навыка правильной осанки на уроке физической культуры.
Цель: Учащиеся сформируют сознательное и активное отношение к правильному положению тела.
Задачи урока:
I.Образовательные:
1. Повторение строевых упражнений.
2.Разучивание комплекса ОРУ с лентами на формирование навыка правильной осанки.
3. Развитие и совершенствование чувство ритма и согласованности движений.
4. Формирование информационной культуры и умений осуществлять обработку и анализ информации.
II.Оздоровительные:
1.Формирование навыка правильной осанки при статическом положении и в движении.
2.Содействие развитию координационных способностей.
III.Воспитательная:
1.Воспитание настойчивости, дисциплинированности, чувства коллективизма, дружбы и товарищества.
2. Воспитание музыкального вкуса у учащихся, эстетики и гармонии
пп
Ход урока
Действия
учащихся
Дозировка
Методические указания
1.
Подготовительная часть
Вход в спортивный зал( под музыкальное сопровождение)
Построение. Рассчет по порядку. Создание атмосферы сотрудничества.
Сообщение задач урока.
Показ слайдов с вопросами- ответами на тему: «Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека».
Упражнения у стены:
И.п.- о.с.
Прижать плотно к стене затылок, лопатки, ягодицы, пятки – удержать это положение.
И.п.-о.с.
Прижать плотно к стене затылок, лопатки, ягодицы, пятки – сделать небольшой шаг вперед правой ногой – и.п. Повторить с другой ноги.
Запомните это состояние и постарайтесь сохранить его до конца урока. Именно это положение спины – положение правильной осанки.:
Строевые упражнения: повороты направо, налево, кругом. Маршировка.
Разминка:
Основная часть
Перестроение в две колонны для выполнения комплекса ОРУ с лентами.
И.п. – о.с.-лента перед грудью
1- наклон головы влево
2-и.п.
3-наклон головы вправо
4-и.п
5-наклон головы вперед
6-и.п
7-наклон головы назад
8-и.п
И.п.-о.с.-лента внизу
1-ленту вверх, левую ногу назад на носок
2-и.п
3-4-с другой ноги
И.п.- с.с.-лента к груди
1-ленту вверх
2-ленту за голову
3-ленту вверх
4-и.п.
И.п.-с.с.-лента перед грудью
1-поворот туловища влево
2-и.п.
3-поворот туловища вправо
4-и.п
И.п.-с.с.-лента вверху
1-наклон туловища влево
2-и.п.
3-поворот туловища вправо
4-и.п.
И.п.-с.с.-лента внизу
1-присед-ленту вверх
2-и.п.
3-4-то же
И.п.-о.с.-лента перед грудью
1- согнуть левое колено
2-и.п.
3-согнуть правое колено
4-и.п.
И.п.-о.с.-лента внизу
1-прыжок ноги врозь-ленту вверх
2-прыжок ноги скрестно-ленту вниз
И.п.-о.с.- лента внизу
1-подняться на носки-ленту вверх
2-и.п.
3-4-то же
Перестроение на выполнение упражнений по отделениям.
Комплекс упражнений на восстановление
.
Заключительная часть
Игра «Минутка»
Подведение итогов игры.
Общее построение.
Подведение итогов урока. Оценки.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Выход из зала
Приветствие хлопками
Отвечают на вопросы( настроение, самочувствие, пульс)
Учащиеся определяют положение правильной осанки
Оценивание учащимися выполнения строевых приемов по отделениям
Выполняя упражения, держать правильное положение спины
Музыка»Одинокий пастух»
Наклеивание стикеров: «что удалось?», «над чем поработать»
2 мин
14 мин
2 мин
1 мин
1 мин
15 мин
7 мин
1 мин
2 мин
Движение в ногу, такт музыке, соблюдать дистанцию
Равнение в строю
Положение правильной осанки
Положение правильной осанки.
Спина прямая
Равнение в строю. Четкость выполнения. Спина прямая
Соблюдать дистанцию
Руки вверх, ладони внутрь
Руки на поясе. Без переката на носок
Руки на колени. Спина прямая
Соблюдать дистанцию. Бежать на носках
Четкость выполнения
Спина прямая. Руки прямые
Нога прямая. Прогиб в спине
Спина прямая
Руки прямые. Спина прямая
Ноги прямые. Наклон глубже
Спина прямая. Во время приседания колени в стороны
Спина прямая. Руки прямые
Руки прямые
Спина прямая. Глубокий вдох-выдох
Спина прямая. Корректировать выполнение.
Мы умеем бегать, прыгать,
Танцевать и рисовать.
К сожалению, не привыкли,
Расслабляться, отдыхать.
Релаксация – простая,
Очень лёгкая такая.
Остановим все движенья,
Вдруг, исчезнет напряженье,
И нам станет всем понятно:
Расслабление – приятно…
Соблюдение правил игры.
Отметить самого внимательного ученика по итогам игры
Составить комплекс упражнений на формирование правильной осанки
Организованный выход
Вход в спортивный зал под музыкальное сопровождение
Построение класса на начало урока
Демонстрация слайдов
Упражнения у стены на формирование навыка правильной осанки
Комплекс упражнений с лентами под музыкальное сопровождение
Комплекс упражнений по отделениям для профилактики заболеваний позвоночного столба
Восстановительные упражнения в исходном положении «лёжа» и «сидя»
Что интересного узнали на уроке …..
Пульс в норме!
Рефлексия
Петропавловск, Северо – Казахстанская область
Конспект урока по физкультуре в коррекционной школе на тему Упражнения с обручем
Поурочный план
Предмет: Адаптивная физкультура Класс: 4 А Дата: 22.11.16
Тема: Упражнения с обручем – броски и ловля обруча двумя руками в лицевой плоскости; перекаты из одной руки в другую в лицевой плоскости и в парах различными способами.
Цель: познакомить ребят с гимнастическим обручем, научить играм с обручем, показать способы владения им.
Задачи:
Образовательная: обучить технике перекатов и бросков обруча.
Коррекционная: развитие быстроты, памяти, координации, быстроты двигательной реакции, точности движения, ловкости посредством игровой деятельности.
Воспитательная: воспитание трудолюбия, волевых качеств, дисциплинированности, интереса к занятиям физической культурой.
Оборудование: секундомер, свисток, конусы, обручи, платок, карточки – яблоки, макет дерева, шарики, мячи.
Ход урока:
Содержание урокаДозировка
Методические указания
Вводно – подготовительная
10 мин
1. Построение в одну шеренгу: Класс! Становись!
а) приветствие;
б) проверка учащихся;
г)замер пульса.
Ребята, когда я спешила в школу мимо проходил почтальон, он просил передать для вас письмо, которое пришло из Греции. Это страна в которой были проведены первые олимпийские игры .
Давайте прочтем письмо.
Здравствуйте ребята, пишет вам из древней Греции Олимпионик. Вы хотите стать Олимпийцами?… Тогда вы должны пройти несколько испытаний в течений урока.
И первое ваше испытание, отгадать загадку, чтобы узнать тему нашего урока.
На уроке с ним можно играть,
Катать его и вращать.
Он будто бы буква «О»:
Круг, а внутри — ничего.
Ответ: Обруч
Правильно.
Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять различные упражнения с обручем. Разучим с вами броски, ловлю, перекаты.
Давайте продолжим наши олимпийские игры. Но, чтобы дойти до следующего испытания, нам предстоит перейти очень много улиц в городе. Через дорогу, где движется много машин, нам поможет перейти светофор.
Игра «Светофор».
Учитель показывает детям кружки зелёного, красного и жёлтого цветов. Дети выполняют следующие движение: на зелёный – идут в колонну по одному в обход по залу; на жёлтый – руки на пояс, подскоки на двух ногах, с продвижением вперед; красный – стоят по стойке «смирно!». Кто выполнит неправильно, тот считается проигравшим.
2. Молодцы. Наше новое испытание.
Разминка с обручами в движении
( На каждое упражнение отводится 15-20 с.)
— Обруч вверх. На счет «раз» — надеть обруч на голову, поворот головы в направо; на счет «два» — вернуться в исходное положение; на счет «три» — надеть обруч на голову, поворот головы налево, на счет «четыре» вернуться в исходное положение.
— Повороты туловища на каждый шаг: шаг правой ногой – поворот туловища на право, обруч как можно дальше вправо, шаг левой ногой – поворот налево, обруч как можно дальше влево.
— Обруч вперед. Повороты обруча вправо-влево (как будто крутим руль). Постепенно двигаем руки справа налево, затем в обратную сторону. Стараемся закрутить обруч как можно дальше в каждую сторону.
— Обруч за спиной. На каждый шаг обруч вверх, мах ногой.
— Ходьба выпадами: выпад правой – поворот туловища направо, коснуться обручем пола; выпад левой – поворот туловища налево, коснуться обручем пола.
— Разминка окончена. (обручи сдать)
2. А теперь посмотрим крепкие ли у вас ноги. Выполняем специальные беговые упражнения: Бегом марш!
-по прямой
— с высоким подниманием бедра;
-с захлёстыванием голени;
— подскоками.
-приставной
-спиной вперед
-лицом вперед
-бег не сгибая колени
-переход на ходьбу
Шагом марш!
На месте!
Замер пульса
4. Впереди у нас еще много испытаний, давайте как следует разомнемся.
На первый второй рассчитайся.
Разминка
Комплекс с обручами
1. И.п.: руки вверх, обруч в руках. Присесть, вставая, согнуть руки и опустить обруч на уровень плеч, вернуться в и.п.
2. И.п.- о.с.: обруч лежит на полу. Сделать шаг правой ногой в обруч, взять его двумя руками, выпрямляясь, « надеть» об руч, «снять» его, положить на место, вернуться в и.п.; то же
для другой ноги.
3. И.п. – о.с., обруч перед грудью.
1-2.Обруч вверх, наклон туловища назад, отведя левую ногу назад.
3-4.И.п.
4. И.п. – о.с., обруч вверх.
1- наклон влево, левую в сторону на носок.
2- и.п.,
3-4 то же вправо.
5. И.п. – стойка ноги врозь, обруч за спиной.
1- поворот налево.
2-и.п.
3-4 то же вправо.
6. И.п. — о.с. в центре лежащего на полу обруча.
1-присесть, взять обруч.
2-выпрямиться, обруч вверх.
3-присесть, положить обруч.
4-и.п.
2 мин.
3 мин
2 мин
3 мин
Обратить внимание на наличие спортивной одежды.
Выполнения команд: «Равняйсь», «Смирно», «Вольно».
.
Наблюдать за правильностью выполнения упражнений.
Обратить внимание на сохранение правильной осанки.
1,2,3 уровень –бег с заданием
4 уровень – частичное выполнения заданий
Спец.мед группа – ходьба, с движениями рук, бег на беговой дорожке
Показывает учитель
Основная часть
28 мин
1. Работа по теме урока
Ребята прежде чем начать выполнять более сложные упражнения, давайте с вами уточним значение следующих слов:
Бросок – резкий толчок
Ловля – стараться получить то что движется
Перекат — перемещение тяжести тела с одной точки на другую
Отлично теперь вы точно справитесь с заданием.
1. Перекаты обруча
Обруч впереди на полу – перекатить обруч вправо и влево перед собой и за спину, передавая тяжесть тела с одной ноги на другую. Обруч впереди на полу – из переднего равновесия на левой ноге перекатить обруч назад правой рукой, с поворотом кругом подхватить левой в положении круглого полуприседа.
2. Упражнения с обручем – броски и ловля обруча двумя и одной руками в лицевой плоскости.
Выполнить броски на разных уровнях:
— низко, уровень пола,
— среднее положение на уровне своего роста,
— высокое положение, выше уровня своего роста.
3. Выполнение работы фронтально:
-вертушка
-вращение обруча на руке с полусогнутым локтем
4. Перекаты в парах различными способами.
Выполнение работы Парно:
-перекаты в парах
— Броски обруча из первой колонны во вторую. Обруч бросать на уровне своего роста.
5. Выполнение работы Поточно:
-перекаты по скамейке двумя руками
— перекаты по скамейке одной рукой
2.Эстафеты с обручем
1. Переправа
(два обруча, в одном лежат шарики, по сигналу учителя каждый из учеников подбегая берет шарик и перекладывает его в другой обруч, бежим к команде передает эстафету следующему и так пока все шарики не окажутся во втором обруче
2.Прыжки с обручем как на скакалке
3. ОБИТАЕМЫЕ ПЛАНЕТЫ» обруча разных цветов, у каждого обруча свое название планеты. Как только учитель называет название планеты, учащиеся сразу же должны найти нужный обруч и занять в нем свое место.
Земля, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Луна.
4. «Перекати-поле»
В команде один обруч и один мяч. Участники по очереди двигаются спиной вперед и с помощью обруча ведут мяч до конуса, возвращаются назад и передают эстафету следующему.
Замер пульса
8 мин
15 мин
5 мин
1 уровень – Броски, ловля, перекаты различными способами
2 уровень – Броски, ловля, перекаты различными способами
3 уровень – Броски, ловля, перекаты
4 уровень – Броски, ловля, перекаты
Спец.мед.группа — Сниженная нагрузка, броски, ловля, перекаты
Заключительная часть
7 мин
1. Игра «С платком»
Цель: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.
Описание игры: представьте себе, что мы попали в театр. В театре сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто – зрителем, проводим набольшую артистическую разминку. У меня платок, попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:
бабочку;
волшебника;
бабушку;
фокусника;
человека, у которого болит зуб;
морскую волну;
лису.
2. Построение в одну шеренгу.
3. Итог
Молодцы, вы сегодня были активны, успешны. Мне понравилось как вы работали. Давайте теперь вспомним:
-С каким предметом мы выполняли разминку
— Какие упражнения или игры с обручем вы запомнили
-Что понравилось?
-Что не понравилось?
Замер пульса
4.Рефлексия
Давайте оценим себя и свою работу на уроке.
Перед вами поляна цветов выберите себе цветоч и поставьте в вазу
ЦВЕТЫ
Красные – все получилось, урок понравился
Синие яблоки – почти все получилось, понравилось не все
Желтые– трудно, не понравилось
Вы сегодня прошли все испытания, которые были предложены в письме и стали настоящими Олимпийцами! Я желаю вам здоровья и побед в спорте. И конечно же каждый олимпииц заслуживает медаль.
Награждение медалями.
А каждый ученик заслуживает оценки. Выставление оценок.
Способствовать снижению нагрузки и восстановлению дыхания.
Краткий анализ урока. Указать на ошибки. Выделить ребят, которые хорошо справлялись с заданиями. Похвалить всех за работу.
Словарь
Бросок, ловля, перекат