Детский спорт: занятия на дому
Некоторые родители не покупают домашний спорткомплекс, потому что считают, что его некуда ставить. Но современные спортивные уголки настолько компактны, что им найдется место даже в маленькой квартире. Кусочек стены занимает шведская стенка, над ней в виде буквы «г» выступает турник, к турнику крепятся кольца, канат и веревочная лестница. При необходимости их можно забросить на турник – и вот уже спорткомплекс совершенно не занимает свободное пространство комнаты. А польза от такого сооружения просто огромная.
Упражнения на турнике, канате и кольцах
Во времена нашего детства на школьных уроках физкультуры у многих детей была одна общая проблема – сдача нормативов по лазанию. Лазать по канату умели единицы. И если мальчишки в силу своей природной активности еще как-то справлялись с проблемой, то у девочек был с этим делом полный «завал». И это не мудрено. Домашние спортивные уголки в те времена были большой редкостью. Это теперь их можно купить в любом детском магазине. Конечно, дети много гуляли во дворах. И лазали там по железным лестницам и опорам для сушки белья. Но этого было явно недостаточно.
Для малыша, имеющего возможность лазать по подвесным лесенкам и канатам, висеть на кольцах, кувыркаться на турнике столько, сколько захочется, и в любое время, движение становится чем-то совершенно естественным, как способность дышать. Регулярные занятия на домашнем стадионе не только удовлетворяют врожденную потребность ребенка в движении, но и стимулируют, развивают ее. Знаете ли вы, что физическое развитие малыша нераздельно связано с интеллектуальным? Чем лучше кроха умеет бегать, прыгать, лазить, тем быстрее и гармоничнее развивается его мозг. Поэтому важно, чтобы с самого раннего возраста спортивные занятия были для малыша источником радости и удовольствия. А как здорово, когда какие-то спокойные занятия чередуются с парой-тройкой упражнений на кольцах или лесенке! Чуть-чуть буквы поучил – повисел на кольцах, сосчитал яблоки и груши на картинке – покачался на канате. Так и усваивается все лучше, и переутомления не будет…
Упражнения на турнике, канате, кольцах, лестнице помогут малышу стать более сильным, крепким, гибким. Ребенок укрепит мышцы и связки рук, плечевого пояса, груди, спины, позвоночника, брюшного пресса. Домашние занятия имеют неоспоримое преимущество. Во-первых, кроха может заниматься в любое время, когда захочет. Ведь на улице подходящие снаряды не всегда можно отыскать, да и упражняться на них можно только в теплое время года. Во-вторых, домашние гимнастические уроки научат его осторожности. Малыш будет аккуратно спрыгивать с лестницы, правильно падать, что в будущем уменьшит возможность травм вне дома. Кроме этого, спортивный уголок – замечательное место для всевозможных игр, как спортивных, так и сюжетно-ролевых. Ребенку и его маленьким гостям всегда будет чем заняться.
Безопасный спорт
Бывает, что мы с опаской поглядываем на малыша, забирающегося под потолок по канату или лестнице. Кажется: одно неверное движение, и кроха может упасть и получить травму. Чтобы избежать этого, домашний спорткомплекс обязательно должен быть оборудован специальным матом. Его можно приобрести в спортивном магазине.
Изготавливают такие маты из вспененного поролона, изолона и других материалов. Мат должен быть достаточно толстым и упругим. Лучше никогда не убирать его с пола. А если вы все же это делаете, сразу приучайте ребенка к мысли, что заниматься на снаряде можно только тогда, когда под ним лежит мат.
Необходимо, чтобы в доступной близости от спорткомплекса не было ничего постороннего или хотя бы таких вещей, о которые малыш может травмироваться при раскачивании на кольцах или канате: острых углов, зеркал и других легко бьющихся предметов. Вокруг тренажера должно быть достаточно свободного места для выполнения упражнений. Нельзя размещать спорткомплекс возле окна. Если ваш тренажер сделан из металла, на первое время обмотайте нижние перекладины тканью, чтобы ребенок не ударился о них головой.
Есть и еще одно важное правило безопасности: пусть малыш делает те упражнения, которые сам может. Например, сначала он будет просто висеть на кольцах, затем раскачиваться, а когда руки хорошенько окрепнут, освоит и другие упражнения. Не форсируйте чрезмерно этот процесс. Мы не можем объективно оценить, насколько наш ребенок готов выполнить то или иное упражнение. Слишком сложные для крохи задачи грозят окончиться падением и травмой. Ваша задача – не мешать малышу развиваться и всегда быть рядом, чтобы, если понадобится, прийти на помощь.
Первые уроки
На первых порах малышу обязательно понадобится ваша помощь. Как и в любом другом деле, кроху нужно сначала научить пользоваться появившимся в его комнате новым «приспособлением», а уж потом он и сам поймет и придумает, что делать дальше. Иначе увлечение может быстро смениться полным равнодушием, а спорткомплекс превратится в дополнительное место для сушки белья.
Сначала малыш будет взбираться на нижние ступеньки лестницы, потом выше, затем станет висеть на перекладинах, опуская ноги вниз. Малыши взбираются на лесенку своеобразно – приставным шагом: ставят на ступеньку одну ногу, затем другую ставят на эту же ступеньку. По мере роста малыша учите его наступать на каждую перекладинку другой ногой. Это развивает чувство равновесия.
Обычно ребятишки быстро учатся взбираться по лесенке вверх, а вот спуститься обратно у них не сразу получается. На первых порах малыш может требовать, чтобы мама его «спасала». Придите крохе на помощь, помогите ему. Но постепенно приучайте справляться с «непослушными» ступеньками самостоятельно. Маленький скалолаз должен понять важную вещь: сумел залезть – сумей и слезть! Поэтому не нужно слишком сильно «опекать» малыша. Просто находитесь рядом и будьте готовы прийти на помощь при необходимости. Подобных проблем можно легко избежать, если снять на время верхние перекладинки шведской стенки, оставив только несколько нижних. Так малыш не сможет слишком высоко забраться, если вдруг окажется возле лестницы без присмотра взрослых. Только когда маленький спортсмен научится не только взбираться вверх, но и уверенно спускаться вниз самостоятельно, можно вернуть ступеньки на место.
Выработайте определенный свод правил для пользования любыми спортивными снарядами – не только домашними, но и на улице, в детском саду, спортивной секции. Приучайте к ним малыша с самого раннего возраста. Кроха должен твердо усвоить, что залезать нужно только туда, откуда можешь спуститься самостоятельно. Мама ведь не всегда может оказаться «под рукой». Объясняйте малышу, что если он испытывает страх – лезть по лестнице или выполнять какое-то упражнение не нужно. Это значит, что ребенок пока не готов к такой нагрузке. Постепенно, по мере совершенствования навыков, страх будет проходить. И конечно, кроха должен запомнить, что нельзя лазать по лесенке или тянуться к кольцам, когда на спорткомплексе занимается кто-то еще – брат, сестра или пришедший в гости другой малыш. Нельзя мешать тому, кто на снаряде: это может привести к падениям и травмам.
Четко следите, чтобы под спортивным снарядом не валялись игрушки, не стояли стулья и другие предметы интерьера. При внезапном падении малыш может травмироваться о них.
По мере взросления малыша учите его падать правильно. Главное при любом падении – группировка. Ноги должны быть согнуты в коленях и поджаты к животу, руки согнуты в локтях, подбородок прижат к груди. Это смягчит падение. Подобные навыки, освоенные человеком в раннем детстве, остаются с ним на всю жизнь.
Утренняя гимнастика
Итак, что же еще сможет делать малыш на спорткомплексе, кроме того, что он будет просто лазать по лесенке, висеть на турнике или качаться на кольцах? Покажите ребенку простые упражнения, которые можно включить в комплекс ежедневной утренней гимнастики.
Встать спиной к шведской стенке, обхватить руками перекладину, расположенную чуть выше головы, ноги поставить на нижнюю перекладину, выгнуться вперед. Такое упражнение называется «дуга».
Встать спиной к шведской стенке, прогнуться назад, постепенно перехватывая перекладины все ниже и ниже. Такое упражнение укрепляет позвоночник, развивает его гибкость и поможет крохе в будущем без проблем становиться на «мостик». Хорошо бы обыграть каждое упражнение, например выучить с малышом стихотворения о радуге-дуге и мостике.
Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!
Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу,
Семицветную цветную
На лугу подстерегу.
(Е. Благинина)
Будет наш мостик крепок и крут,
Не через речку, не через пруд.
Стоит немножко
Нам потрудиться –
В мостик мы сможем
Легко превратиться!
(Ю. Каспарова)
А теперь немного потянемся. Малыш становится боком к шведской стенке и кладет одну ногу на перекладину на удобной высоте. Не сгибая ноги, наклоняемся к ней. Постепенно поднимаем ногу все выше и выше. Не забываем выполнять упражнение для обеих ножек.
Кроха встает боком, кладет одну ногу на перекладину, слегка приседает на опорной ноге. Выполняем несколько приседаний, затем меняем ногу.
Если невысоко над полом повесить мячик на веревочке, предварительно положив его в сетку, малыш сможет поиграть в футболиста… лежа на полу. Ребенок лежит на спине, поднимает ножки вверх и старается попасть по мячу то правой, то левой ногой, а то и двумя сразу. Упражнение укрепляет мышцы пресса, развивает координацию движений.
Свистать всех наверх!
Забираться вверх по канату у малыша получится не сразу. Овладение этим навыком проходит в несколько этапов. Сначала кроха просто качается на канате, усаживаясь на узел. Затем будет становиться на узел ногами и пытаться подтянуться вверх. Можно немного помочь юному альпинисту, удерживая канат и не давая ему раскачиваться.
Полезно выполнять подготовительные упражнения, которые укрепят руки ребенка:
- Обхватить канат руками как можно выше, слегка поджать ноги и немножко повисеть.
- Обхватить канат ногами и, удерживая его, перехватывать руками вверх и вниз.
- Обхватить канат руками. Затем, чуть-чуть подпрыгнув, согнуть ноги и захватить ими канат между коленями и подъемами стоп.
Сказать по правде, если у вас в доме есть спортивный уголок, рано или поздно малыш научится лазать по канату и без вашей помощи. Но если мама (а лучше папа) примет активное участие в становлении юного спортсмена, то малыш освоится с канатом гораздо раньше. Обычно при лазании по канату используют способ, который называется «в три счета». На счет «раз» берутся за канат руками как можно выше, затем поднимают согнутые ноги так, чтобы колени были на высоте пояса, и захватывают канат ногами. Ноги как бы делают петлю вокруг каната, он зажат между подъемом одной ноги и пяткой другой, а также между коленями. На счет «два» нужно разогнуть ноги, как бы отталкиваясь ими и согнуть руки. На счет «три», сохраняя захват ногами, нужно перехватить руки выше – сначала одну, а потом другую. Такой способ лазания самый верный: для него не нужны сильные руки, лазание происходит за счет ног. Немного тренировки – и малыш обязательно с ним освоится.
Не менее полезное приспособление – веревочная лестница. Освоить ее непросто. Для того чтобы крохе было легче научиться по ней лазить, на первых порах натягивайте ее вниз и придерживайте, чтобы она не слишком раскачивалась. Можно, конечно, пытаться подниматься по перекладинкам, стоя к лесенке лицом. Но по веревочной лестнице обычно поднимаются сбоку, захватывая ступеньки ступнями поочередно с обеих сторон.
Упражнения на кольцах
Кольца, которыми снабжены большинство спортивных уголков, – очень полезный и нужный тренажер. Упражнения на кольцах развивают силу, ловкость, смелость, координацию движений. Малыши очень любят на них качаться и выполнять разные гимнастические трюки. Только обязательно следите, чтобы кольца висели на нужной высоте и были всегда доступны для маленького гимнаста. По мере роста малыша высоту колец тоже нужно корректировать. Поднимайте их таким образом, чтобы кроха мог сам ухватиться за кольца, подняв вверх руки и слегка потянувшись.
Обычно малыши быстро соображают, что на кольцах можно не только качаться, но еще и крутиться. Они виснут на кольцах или просовывают руки таким образом, что кольца оказываются под мышками, затем вращаются на одном месте, закручивая веревки. И вот долгожданный момент – ребенок поджимает ноги и быстро раскручивается в противоположную сторону. Не препятствуйте таким играм. Пусть ребятишки тренируют вестибулярный аппарат. Только следите, чтобы поблизости не было посторонних предметов. Малыш вращается быстро и может сильно удариться.
А вот еще упражнения, которые постепенно будет осваивать ваш ребенок:
Висим на кольцах и поднимаем вперед сначала согнутые, а потом прямые ножки.
«Качели». Захватить кольца руками, подпрыгнуть, приподняв ноги, продеть их через кольца до колена, затем, попеременно перехватывая руками канаты колец, ноги продеть дальше — до бедра. Малыш оказывается сидящим на кольцах, как на качелях. Он может раскачиваться самостоятельно или его качает кто-нибудь из взрослых. Можно добавить к раскачиванию веселое стихотворение:
Захотелось обезьяне
Прокатиться на лиане.
Вот качели так качели!
Ухватились, полетели!
(Ю. Каспарова)
«Стойка на кольцах». Сначала выполняем упражнение «Качели», затем перехватываем руки повыше. Постепенно вынимая одну ногу из кольца, опираемся на него серединой стопы. Затем таким же способом освобождаем другую ногу и опираемся стопой на кольцо. Ноги выпрямляем. Делая стойку, ребенок держится за веревки, его руки находятся примерно на уровне груди.
«Жабка». Малыш висит на кольцах, зацепившись за них руками и ногами одновременно. Сначала он проделает этот трюк, располагаясь спиной к полу. А затем научится прогибаться на кольцах, разворачиваясь лицом и животом вниз и становясь похожим на маленького лягушонка.
И наконец, «высший пилотаж» – кувырок на кольцах. Захватить кольца руками. Слегка подтянувшись на руках и одновременно подпрыгнув, выполнить переворот назад с согнутыми ногами. Обычно таким упражнениям малыши легко обучаются от сверстников или старших ребятишек, которые уже хорошо умеют это делать.
Веселые игры
Кроме использования домашнего спорткомплекса по прямому назначению, можно придумать для него и другое полезное применение. Речь не о том, чтобы сушить на шведской стенке и турнике белье после стирки (хотя бывает и такое). Малыши – натуры творческие. И они легко изобретают новые игры. В том числе и на спорткомплексе. Вот простые примеры.
Быстрый домик. Подставляем сбоку пару стульев, крепим к ним и шведской стенке одеяло или просто накрываем конструкцию спортивным матом. Вот и получился замечательный домик. Любой карапуз отлично знает, что с ним делать и как в нем играть.
Чудо-горка. Если в хозяйстве отыщется широкая, крепкая, гладкая доска, лучше полированная, например дверца от старого шкафа, ее можно легко превратить в импровизированную горку. Вот радости будет у малыша: своя собственная горка, и не на улице, а дома! Один край доски закрепляем на ступеньках шведской стенки, другой опускаем на пол. Для этого можно просверлить в доске два отверстия, продеть сквозь них прочную веревку и с ее помощью привязывать доску к лестнице. Как только игра надоела – развязали веревки и убрали горку до следующего раза. Чем младше ребенок, тем меньше угол наклона должен быть у нашей горки. Так у малыша появится еще один дополнительный спортивный снаряд. С горки можно кукол покатать, спустить машинки и, конечно, съехать самому. Потом забраться вверх по наклонной поверхности и снова съехать, но теперь уже на животе… Пусть малыш представит, что он гусеничка или улитка, которая ползет по горке. Многие современные спорткомплексы уже оснащены такой горкой, вам даже не придется ничего выдумывать.
Баскетбол. Купите игрушечное баскетбольное кольцо с мячиком. Стоит оно совсем недорого и имеет одну привлекательную для малышей деталь: когда мяч попадает по назначению, раздается звуковой сигнал и мигает лампочка. Такое кольцо в считанные секунды крепится на шведскую стенку и так же быстро снимается при необходимости. Игра тренирует мелкую и крупную моторику малыша, будет развивать силу, ловкость и меткость. Да еще и сплочению семьи послужит, потому что первое время играть в мини-баскетбол вы будете все вместе. Для более старших малышей сюда же можно будет крепить мишени для игры в дартс или стрельбы из детского лука, а на турник удобно вешать детскую боксерскую грушу… Вот уж действительно – настоящий спорткомплекс!
Выше ноги от земли! В эту игру особенно весело играть с компанией малышей. Наверняка вы помните ее еще со времен своего детства. Взрослый может ловить малышей только тогда, когда они стоят на земле. А вот если залезть по шведской стенке или повиснуть на кольцах – ты в безопасности!
Корабль. Спортивный уголок легко превратится в корабль, если представить, что шведская стенка и веревочная лестница – это мачты и реи, по которым нужно взбираться наверх, чтобы поднимать паруса. А дальше все зависит от вашей фантазии: мастерим паруса из простыни, через турник перебрасываем веревку, с помощью которой поднимаем пиратский флаг, добавляем антураж из надувных кругов, делаем картонный якорь…
Цирковая акробатика. Если малыш уже побывал в цирке и видел там воздушных акробатов, можно представить, будто он тоже акробат и выступает под куполом цирка. Пусть малыш покажет с вашей помощью те трюки, которым уже смог научиться. Можно пригласить и других зрителей: папу, бабушку, дедушку.
Парашютная вышка. Забравшись повыше, можно бросать сверху парашютики, сделанные из носового платка, или запускать бумажные самолеты. Кроха залез на шведскую стенку, пустил самолет, слез, поднял самолет, снова залез наверх. И так множество раз. Вот вам и веселая игра, и замечательная тренировка!
Каждая из этих игр по-своему хороша. А что придумает ваш малыш?
Возможно, вам будет интересна статья «Уход за собой: что можно и нельзя кормящей маме» на сайте mamaexpert.ru
упражнения на домашнем спортивном комплексе – Европейский Гимнастический Центр
26июня
2018
Спортивный комплекс, который можно установить дома или на даче, — отличный способ для дополнительного физического развития ребенка. Он бывает разных размеров и сложности в зависимости от возраста ребенка. Заниматься на спортивном комплексе можно с 1,5 -2 лет под присмотром родителей. Для детей такая дополнительная активность будет очень полезной и к тому же интересной. Как правило, все любят лазить по лестницам, кататься на кольцах или канате, висеть на перекладинах. Большой плюс в том, что дети делают это регулярно и по собственной инициативе. В процессе игры на спортивном комплексе родители могут предложить детям также выполнять гимнастические упражнения. Они направлены на развитие силы, координации, смелости.
Мы составили два комплекса упражнения: для детей от 1,5 до 3 лет, от 3 лет и старше.
Комплекс упражнений для детей от 1,5 до 3 лет (выполняется с помощью родителей):
1.Залезть вверх по лестнице (шведской стенке), а затем спуститься вниз – 3 раза.
На верхнюю ступеньку можно положить мяч, за которым будет лезть ребенок. Важно обратить особое внимание на обучение ребенка спуску с лестницы вниз. Следует повторять очередность движения рук и ног, и помогать их правильно переставлять вниз.
2.Висеть на кольцах или перекладине – 10 сек.
Сначала родители держат ребенка за ладони. Затем, когда он начнет держаться сам, то страховать рекомендуется за талию.
3.Раскачиваться на кольцах (колени поднимать к животу).
Родители держат ребенка за ладони и немного раскачивают.
4.Угол с согнутыми коленями на перекладине – 5-10 сек. Это упражнение ребенок готов выполнять, начиная с 2 лет. Висеть на перекладине на прямых руках, колени согнуть к животу.
Сначала родители держат ребенка за ладони. Затем, когда он начнет держаться сам, то страховать рекомендуется за талию.
5.Подтягивания из виса на перекладине – 5 – 10 раз.
Ребенок висит на перекладине, родители держат его за талию со стороны спины и помогают подтягиваться вверх.
6.Поднимания ног, лежа на спине – 10 раз.
Это упражнение можно выполнять разными способами:
1)лечь спиной на доску для пресса, руками держаться за перекладину (ступеньку) и поднимать прямые ноги наверх;
2)лечь спиной на пол, руками держаться за нижнюю перекладину (ступеньку) и поднимать прямые ноги наверх.
7.Упор на руках на низкой перекладине (если такая есть в спортивном комплексе) – 10 сек.
Родители держат ребенка за талию, стоя со стороны спины. Упор выполняется на прямых руках, ноги вместе.
8.Стойка на руках около шведской стенки – 10 сек. Ребенок встает спиной к шведской стенке, затем опускает руки вниз, упирается ими в пол, ноги поднимает на 3-4 ступеньку так, чтобы он смог уверенно стоять на руках. Родители придерживают ребенка за живот.
Комплекс упражнений для детей от 3 лет (выполняется самостоятельно и с помощью родителей). Некоторые упражнения из данного списка можно выполнять только подготовленным детям, которые уже занимаются гимнастикой.
1.Залезть вверх по лестнице (шведской стенке), а затем спуститься вниз. Взрослым детям интереснее будет залезать по подвесной лестнице – 3 раза.
2. На перекладине в висе на руках держать угол с согнутыми коленями – 10 сек. Висеть на перекладине на прямых руках, колени согнуть к животу. Также можно выполнять угол с прямыми ногами (поднять их горизонтально полу).
Первое время родителям рекомендуется страховать ребенка за талию.
3.В висе на кольцах поднимать колени к животу или ноги наверх к тросам.
Родители первое время должны придерживать ребенка за ладони, стоя со стороны спины.
4.На кольцах выполнить удержание в подтягивании (руки согнуты, ладони прижаты к ушам), колени к животу – 10 сек.
5.Вис прогнувшись («березка») 5 сек и перевороты назад-вперед на кольцах. Эти упражнения рекомендуется выполнять только детям, которые уже занимаются гимнастикой и умеют их выполнять.
Родители первое время придерживают ребенка под живот и спину, стоя сбоку.
6.Подтягивания из виса на перекладине – 5 – 10 раз.
Ребенок висит на перекладине, родители держат его за талию со стороны спины и помогают подтягиваться вверх.
7.Поднимания ног, лежа на спине – 10 раз.
Это упражнение можно выполнять разными способами:
1)лечь спиной на доску для пресса, руками держаться за перекладину (ступеньку) и поднимать прямые ноги наверх;
2)лечь спиной на пол, руками держаться за нижнюю перекладину (ступеньку) и поднимать прямые ноги наверх.
8.Упор на руках на низкой перекладине (если такая есть в спортивном комплексе) – 10 сек.
Родители держат ребенка за талию, стоя со стороны спины. Упор выполняется на прямых руках, ноги вместе.
9.Подъем переворотом и переворот вперед из упора на руках на перекладине – 5 раз. Эти упражнения рекомендуется выполнять только детям, которые уже занимаются гимнастикой и умеют их выполнять.
Родители первое время придерживают ребенка за спину и руки, стоя сбоку.
10.Стойка на руках около шведской стенки – 10 сек. Ребенок встает спиной к шведской стенке, затем опускает руки вниз, упирается ими в пол, ноги поднимает на 5 ступеньку так, чтобы он смог уверенно стоять на руках. Родители придерживают ребенка за живот.
11.Приседания на шведской стенке – 10 раз.
Ребенок встает на вторую ступеньку ногами, а руками держится за ступеньку на уровне груди. Выполняет приседания вниз, затем встает вверх в исходное положение.
12.В висе перехватывания руками вперед по горизонтальной лестнице (она есть в спортивном комплексе в качестве соединения между вертикальными стенками).
13.В висе на перекладине поднимание согнутых колен к животу (или прямых ног до горизонтали или до перекладины) – 10 раз.
Ребенок висит на перекладине, ноги вместе. Из этого положения сгибает ноги и поднимает колени к животу. Родители первое время могут придерживать ребенка за талию со стороны спины.
14.На канате вис на согнутых руках, ногами зацепиться за канат – 10 сек. Пробовать забираться по канату наверх и спускаться вниз.
Все статьиСтатья №99. Упражнения на гимнастических кольцах для детей.
Упражнения на гимнастических кольцах помогут юному спортсмену укрепить мышцы плечевого пояса и рук, улучшить осанку, развить ловкость и выносливость. Они интересны для детей любого возраста и физической подготовки. Начинать можно с обычного виса на кольцах, раскачивания, закручивания и свободного раскручивания.
Для ребенка постарше можно предложить выполнить упражнения на гимнастических кольцах посложнее, например: прямой уголок. Для этого ребенок должен повиснуть на руках, держась за кольца, и поднять ноги под углом 90 градусов к телу. Если с прямыми ногами выполнить данное упражнение на кольцах не получается, тогда можно начать поднимать согнутые в коленях ноги. Когда это уже удается легко, выпрямляем их. Можно совершить несколько подходов с подъемами ног, а можно задержаться в таком положении, как можно дольше. Это упражнение способствует укреплению мышц брюшного пресса.
Для развития мышц рук можно выполнять подтягивания на кольцах. Они несколько отличаются от подтягиваний на статичной опоре. Необходимо не только поднимать собственный вес, но и удерживать равновесие, следить за тем, чтобы руки не разъезжались, а также стараться равномерно совершать подъем обеими руками. Данное упражнение на кольцах довольно сложно в выполнении, поэтому у ребенка может не сразу получиться сделать его правильно. Задача родителя в этом случае отслеживать точность техники исполнения и подбадривать ребенка.
Упражнение на кольцах для детей старшего возраста с отличной физической подготовкой называется «подъем в упор». Оно позволяет укрепить внешнюю часть грудных мышц, развить их гибкость, повысить силу трицепса, удлинить широчайшие мышцы до самой талии, заметно увеличив при этом их силу. Подобные занятия на гимнастических кольцах позволят вашему ребенку в дальнейшем не только легко подтягиваться на турнике до уровня шеи, но и выводить тело намного выше – до уровня упора.
Исходное положение для выполнения данного упражнения: вис на прямых руках. Затем необходимо рывком подтянуться, подбросив тело так, чтобы руки оказались на уровне груди. Если сразу не получается, то следует регулярно тренировать данный этап отдельно во время занятий на гимнастических кольцах. Как только начинает получаться, переходим дальше.
Когда руки оказываются напротив груди, разворачиваем их так, чтобы локти ушли наверх. Таким образом, оказываемся в положении упора на согнутых руках. Это уже большое достижение. Находясь в таком положении необходимо прикладывать серьезные усилия, чтобы руки не разъехались в сторону.
Если чувствуете в себе силы, тогда из положения упора на полусогнутых руках можно перейти в положение упора на прямых руках. Это упражнение на кольцах рассчитано для детей, серьезно занимающихся спортом и имеющих отличную физическую подготовку.
Приобщение к занятиям
Если вы хотите приобщить ребенка к занятиям на кольцах, то рекомендуем вам приобретать только качественную продукцию. Можно купить гимнастические кольца отдельно, а можно приобрести детские спортивные комплексы (ДСК), в составе которого будут: кольца, шведская стенка, турник – множество разнообразного полезного инвентаря.
План-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) по теме: «15 УПРАЖНЕНИЙ НА ГИМНАСТИЧЕСКИХ КОЛЬЦАХ»
1. “Знакомство со снарядом” Сначала дайте ребенку почувствовать характер движений на этом снаряде, пусть правильно схватится за кольца и повисит, поджав ножки. Когда пальцы станут достаточно сильными, чтобы висеть хотя бы секунд 10-15, вы можете слегка раскачивать его, или ребенок сам может немного разбежаться и повиснуть поджав ножки.
2. “Скручивание” Повиснув, поджав ножки, ребенок делает повороты корпуса влево-вправо.
3. “Вертолет” Схватившись за кольца, ребенок (не отпуская колец) крутится в одну сторону, затем виснет, поджав ножки, и по инерции раскручивается. Скорость вращения может быть достаточно большой, поэтому пальцы рук должны быть уже достаточно крепкие, чтобы не ребенок не сорвался.
4. “Подтягивание” Ребенок, схватившись за кольца, подтягивает корпус к кольцам, сгибая руки в локтях.
5. “Колобок” Усложняя упражнение “подтягивание”, ребенок подтягивает корпус с прижатыми к груди коленями.
6. “Уголок”, когда руки ребенка достаточно окрепнут, можно переходить к этому упражнению. Повиснув на кольцах поднимать вперед сначала согнутые в коленях ноги, а затем пробовать в этом положении их выпрямить (между ногами и корпусом должен получиться угол в 90 градусов).
7. “Качели” Из упражнения “Уголок” ребенок продевает ноги в кольца до колена. Потом руками хватается за веревки колец, и переходит в положение сидя, проталкивая ноги дальше в кольца, до бедра.
8. “Шпагат” усложнение предыдущего упражнения. Из положения “Качели” ребенок перехватывает руками веревки колец выше, становится серединой ступней на кольца и выпрямляет ноги. Далее отводит ноги в стороны насколько возможно широко.
9. “Летучая мышь” Ребенок делает упражнение “Качели”, но не хватается руками за веревки колец, а опускает руки и голову вниз. Получается, что ребенок висит на под коленках на кольцах, головой вниз. Дети сначала боятся отпускать руки, поэтому родителям нужно стоять рядом и страховать ребенка, придерживая его за спину. Чтобы слезть, нужно поднять корпус, схватиться руками за веревки и высвободить из колец сначала одну ногу, а затем и другую. Более сложный способ — это приземление на руки вниз головой (но это уже совсем для продвинутых спортсменов).
10. “Ласточка” Взявшись за кольца ребенок сильно прогибается назад и ногами цепляется за трапецию. Получается корпус параллельно полу.
11. “Колечко” как в “Качели” ребенок подпрыгивает, подтягиваясь и продевая ноги в кольца, и повиснув на под коленках отпускает руки, затем прогибается назад и хватается руками за носочки своих ног.
12. “Лягушка” Из упражнения “Колечко” ребенок, прогнувшись назад хватается руками за кольца, а ноги продевает дальше в кольца, упирая стопы в нижнюю часть колец. Голова поднята вверх.
13. “Кувырок” Из упражнения “Колобок” нужно поднять корпус наверх и плавно выполнить переворот назад не распрямляя ноги, затем вернуться в исходное положение и опустить ноги.
14. “Уголок в упоре на руках” Для этого надо кольца подвесить пониже и выйти в упор на руках. Слегка отклонившись назад, прижать локти к туловищу, руки прямые. Плавно поднять прямые ноги с оттянутыми носками.
15. “Стойка на руках” Подвесить кольца пониже. Ребенок хватается за кольца и в упоре на руках делает полу кувырок назад поднимая прямые ноги вверх. Таким образом нужно удерживать выпрямленный корпус параллельно шведской стенке. Выходить из упражнения можно сначала согнув ноги затем опуститься вниз.
Упражнения для ребёнка с 0 до 3-х лет на спортивном комплексе
Примеры упраженений,
рекомендованных специалистами с младенчества до трех лет
Чтобы быть здоровым, счастливым и развитым, малышу необходимо двигаться, и задача родителей — пробудить у ребенка интерес к физкультуре как можно раньше. Насколько рано? Да прямо с младенчества! Сегодня мы расскажем об упражнениях, которые можно ежедневно выполнять на ДСК у вас дома. Лучше всего подходит для занятий с ребенком первого года жизни ДСК «Веселый Малыш». Для занятий на ДСК с младенцем вам потребуется мат, а также верные помощники в привлечении внимания вашего маленького ученика — погремушки. Они должны быть яркими и приятно звучащими.
С 2-х месяцев
Эксперт по раннему развитию детей, автор многих книг на эту тему Лена Данилова советует с 2-3 месяцев выполнять нижеследующие упражнения. На первых ступенях лесенки ДСК развесить яркие погремушки или колокольчики. Уложить малыша личиком к игрушкам, погреметь, привлекая его внимание. Чтобы посмотреть на источник звука, малышу надо будет приподнять головку и держать ее. Даже пара-тройка секунд такого «спорта» с удерживанием головки в одном положении будут отличным стартом. Постепенно и понемножку нужно будет увеличивать расстояние от игрушек до пола, стимулируя ребенка поднимать голову все выше.
С 3 месяцев
В 3-4 месяца рекомендуется на ступеньки ДСК привязать пару игрушек (желательно звучащих при встряхивании) в пределах досягаемости лежащего на спинке малыша. Ребенок будет бить ручками по игрушкам, закрепляя причинно-следственную связь «ударил-загремело». Потом укладываем чадо так, чтобы по игрушкам били ножки- вот еще одно хорошее упражнение, этакий «велосипед» по-младенчески. Развивается пресс, мышцы ручек-норжек и, что немаловажно, логика. Крепко привязывайте игрушки, чтобы они не упали на малыша и не напугали его.
Именно в младенческий период жизни такие специалисты, как Л. Данилова, Б.Никитин, В. Скрипалёв советуют учить ребенка висеть на перекладине. Упражнение можно выполнять следующим образом. Сев на колени под комплексом, нужно взять малыша и приложить его ладони к перекладине. Если не ухватится сам, то просто вложите перекладину в маленькие ручки, попросив кого-то из членов семьи помочь. Ласково беседуйте с малышом, постепенно ослабляя поддержку. Пусть малыш повиснет на перекладине, аккуратно поддерживайте его за бедра или подмышки Будьте внимательны: как только хватка маленьких ручек ослабеет, берите малыша крепко и снимайте. Висы можно начинать с 2 секунд по примерно по 3 повтора в день, постепенно доводя время до 10 секунд, а количество подходов до 5 или даже 10. Во время выполнения упражнения улыбайтесь маленькому, хвалите его, это важно.
С 4 месяцев
С 4-5 -ти месяцев рекомендуется такое упражнение: мат размещается с наружной стороны спорткомплекса возле лесенки. Кладем маленького лицом к лесенке. Надо положить одну ручку ребенка на нижнюю ступеньку и помочь ему ухватиться, потом вернуть его ручку на мат. То же упражнение делаем другой ручкой. В следующий раз кладем обе ручки на перекладину лесенки и помогаем ухватиться. Затем таким же образом опускаем одну за другой.
В этом же возрасте Б. Никитин и его последователи рекомендуют учить малыша стоять, аккуратно придерживая его. Если малыш уже неплохо стоит при поддержке взрослого, пробуйте ставить его возле ступеньки лестницы комплекса. Как только ребенок научился стоять, держась за руки или за что-то еще, начинайте учить его вставать самостоятельно. Можно делать это следующим образом. Положите маленького на мат возле лестницы с внешней стороны комплекса. Передвигайте его ручки своими со ступеньки на ступеньку, медленно ставя на корточки, а потом и на ножки. Так же, поэтапно, учите его возвращаться на мат, это важно для последующей безопасности вашего сокровища. Ведь если маленький научится вставать, но не будет знать, как вернуться в безопасное положение, то он, поддавшись усталости и потеряв равновесие, просто упадет. Отрабатывайте новые упражнения с малышом много раз, пока его тело не “запомнит” их — это лучшее, что вы можете сделать для безопасности ребенка. Для привлечения внимания можно повесить колокольчик или погремушку на ступеньки таким образом, чтобы ее можно было достать только стоя. Когда опустите малыша обратно, отвяжите ее и положите на пол или мат возле с лесенки. Вознаградите маленького победителя долгой игрой с честно добытой погремушкой.
С 5 месяцев
В возрасте примерно с 5 до 7 месяцев ребенок должен осознать: стоя тоже можно передвигаться. Для обучения этому навыку нужно поставьте “Веселый малыш” на бок, образуются удобные перильца из рукохода и лесенки. Поставьте малыша к перильцам. На бортике развесьте любимые игрушки. Обращая внимание ребенка на игрушки, побуждайте его переносить ручку с одного бортика на другой, делая шаг к игрушкам. Когда малыш начнет хорошо ползать на четвереньках, можно учить его залезать на лесенку. Положите мат под лесенку с внешней стороны комплекса. Наверх, к ступеням лесенки прикрепите игрушки. Когда малыш приблизится к лесенке, положите его ручки на первую перекладину и научите передвигать руки по ступенькам вверх и вниз. Как только он сможет это делать самостоятельно, учите его ставить ступню на первую перекладину, а потом возвращать ее на пол. После того как вы несколько раз проделаете это нехитрое упражнение с малышом, он будет пытаться сделать это сам. И скорее всего попробует заползать и наверх по лесенке. Если это у него пока не выходит без вашей помощи, ничего страшного, через некоторое время все получится. Необходимо уделять должное внимание спуску, потому что залезать всегда проще.
С 6 месяцев
Упражнения на кольцах малыш готов осваивать примерно с шести месяцев. Внизу непременно должен быть мат. На двух ступеньках рукохода разместите кольца (на уровне поднятых и немного согнутых рук малыша) Кольца не должны скользить по ступенькам. Можно прикрепить на одном из колец любой звучащий предмет. Осторожнo вложите кольца в ладошки малыша, cтараясь при этом все время придерживать его за туловище, чтобы у него сохранялось ощущение устойчивости. Как только малыш начнет разжимать ручки, возьмите его крепко. В следующие разы принимайте все меньшее и меньшее участие в поддерживании ребенка. Чуть позднее ребенок будет сам стоять, держась ручками за кольца. Будьте рядом, с каждым разом ослабляя страховку. Стоит помнить, что одна из главных задач этого упражнения — научить ребенка мягко приземляться. Через какое-то время вы увидите как, играя с кольцами, малыш вдруг подожмет ножки и повиснет. Показывать тут ничего не надо, он научится этому непроизвольно.
С 8 месяцев
Примерно к 7,5-8 месяцам Данилова настоятельно рекомендует осваивать горку. Причем особое внимание родителей она обращает на то, что ребенка ни в коем случае не стоит сажать наверх и скатывать с нее. Маленький исследователь должен сам придумать, как играть с горкой! А вот что должен предпринять родитель: поставив горку на вторую или третью ступеньку лесенки, нужно направить к ней проползающего мимо малыша, и пусть он попытается заползти на нее. Когда он научится хотя бы на два «шажочка» забираться, то сам опустится на животик и съедет с горки. Получив удовольствие от новых ощущений, он будет стремиться повторить это снова и снова. Когда кроха опасается поднимать ноги и висеть на кольцах, опытные мамочки советуют подвесить ребенка на кольца… в прыгунках. Маленький почувствует себя в безопасности и быстрее освоится. Если ребенок одного-трех лет по каким-то причинам не хочет висеть на кольцах — ничего страшного, пусть пока приглядывается, осваивается. Хорошо помогает пример других детей. Если есть возможность, пригласите в гости маму с малышом, который уже освоил кольца, пусть поиграют вместе.
С 10 месяцев
Интересное упражнение под названием «Юный теннисист» хорошо освоить примерно к десятимесячному возрасту. Нужно подвесить одну из игрушек на расстояние вытянутой руки ребенка и поставить его возле висящей игрушки. Малыш будет пытаться ухватить ее. Возможно, увлекшись, он попытается стоять без опоры. Через какое-то время перевесьте игрушку выше и дайте ребенку в ручку легкий предмет, скажем, пустую пластиковую бутылку. Научите его толкать бутылкой висящую игрушку.
Примерно к году можно осваивать качели, подвесив их к ступеням рукохода. Когда ребенок с вашей помощью или сам усядется, покажите, как сделать шаг назад и оттолкнуться ножкой от пола. Научите малыша раскачиваться самостоятельно, он будет в восторге!
С 12 месяцев
Игры для возраста последующих лет жизни (от 1 до 3-х ) тоже не слишком сложны. Для таких малышей уже можно устанавить “взрослый” спорткомплекс, а можно продолжать заниматься на “Веселом малыше”. Но в играх с этими непоседами необходимо проявлять бОльшую изобретательность, придумывать новые варианты и новые сюжеты, использовать разные мячики и прочий инвентарь, так как малыши нетерпеливы и быстро теряют интерес к уже изведанному. Горку для детей 1-3-х лет надо ставить всего на несколько дней, а затем на какое-то время убирать, чтобы не надоела.
Когда малышу будет около года, можно делать такое упражнение. Подвесьте мяч за петлю на перекладину комплекса. Предложите малышу пинать качающийся мяч. Вот ребенок научился попадать по нему ногой (ура!), теперь предложите забивать мяч в «ворота». Роль ворот успешно исполнит спорткомплекс.
С 18 месяцев
В возрасте полутора лет полезно осваивать рукоход. О пользе этой горизонтальной лестницы писали и Г. Доман, и Б. Никитин, и В. Скрипалев. Повесьте интересный ребенку предмет на первой, а позднее и на второй, третьей и т.д. ступеньке рукохода таким образом, чтобы его легко можно было снять. Малыш, стоя на ступеньке лесенки и ухватившись за нее одной рукой, тянется к вожделенному предмету, а взяв его, спрыгивает вниз. Так, шаг за шагом, ваше сокровище научится спокойно висеть руках, переставлять руки на горизонтали. Знание того, что он всегда может спрыгнуть обратно, дает ощущение безопасности и веру в собственные силы.
Если спорткомплекс появился, когда малыш уже вовсю бегает, пусть он сам пробует разные варианты. Скорее всего, ребенок быстро научится лазать по перекладинам, цепляться на разные ступеньки, повисать. Не мешайте ему, пусть осваивает комплекс сам, просто будьте рядом и наблюдайте. Чтобы сильнее заинтересовать, можно разыгрывать маленькие сценки. Например, такие, в которых игрушки «просят» им помочь залезть повыше, или, наоборот, спуститься.
Установленный комплекс позволяет заниматься и взрослому? Покажите на личном примере, как здорово подтягиваться или висеть, поиграйте вместе. Присматривая за вашим непоседой, обязательно отмечайте его успехи. Но не нужно фальшивить или хвалить по пустякам. Автор книги «Наш семейный стадион» В. Скрипалев советует родителю представить себя тренером, объясняющим сущность того или иного упражнения и трезво оценивающим успехи. Тогда малыш будет увлечен именно процессом занятий, игрой, а не восторгами взрослых. Но нельзя пропустить подлинный успех. Тут уж от всей души надо похвалить «спортсмена», которому удалось осилить или изобрести интересное упражнение. Можно и нужно поощрять и помогать придумывать разнообразные сюжетные игры на спорткомплексе: в пиратов, циркачей, альпинистов, космонавтов — все это будет способствовать неослабевающему интересу к спорткомплексу.
И педагоги, и психологи, и врачи в один голос уверяют, что период раннего детства и приобретенные в это время навыки, привычки влияют на всю последующую жизнь личности. Не упустите возможность помочь маленькому человеку стать здоровым, сильным и успешным как можно раньше.
Вас также может заинтересовать