Консультация (старшая группа) на тему: Комплекс упражнений для утренней зарядки детям
Утренняя зарядка (комплекс упражнений)
Утренняя зарядка для детей — это бодрость, здоровье и хорошее настроение. Утренняя гимнастика настраивает детей на активность, бодрит, вырабатывает полезную привычку и укрепляет здоровье.
Комплекс упражнений для утренней зарядки детям
Каждое упражнение выполняется по 5 раз. Позже можно усложнить комплекс и увеличить количество подходов и упражнений.
- Занять исходное положение и принять основную стойку. Поднять руки через стороны вверх и сделать вдох. Опустить руки с полунаклоном вперед и сделать выдох.
- Ходьба на месте (позже можно добавить движения руками).
- Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны головой влево, вправо – на счет 1 — голову наклоняем влево; на счет 2 — возвращаемся в исходное положение; на счет 3 -наклонили вправо; на счет 4 — вернулись в исходное положение.
- Ноги на ширине плеч, на счет 1 — левую руку вверх, правую вниз; на счет 2,3 – рывки руками, вдох; на счет 4 – вернуться в исходное положение, выдох.
- Ноги на ширине плеч, на счет 1 – руки перед собой; на счет 2 ,3 — рывки руками перед собой, вдох; на счет 4 — вернулись в исходное положение, выдох.
- Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны туловища влево и право, на счет 1, 2 – наклон влево; на счет 3,4 – наклон вправо.
- Ноги на ширине плеч, руками нужно попытаться достать до носков, наклоны туловища вперед назад, на счет 1, 2 – наклон вперед, тянемся руками вниз, выдох; на счет 3,4 – возвращаемся в исходное положение и выполняем наклон назад, вдох.
- Ноги на ширине плеч, руки перед грудью, пальцы переплетены. На счет 1 — поворот туловища влево, вдох; на счет 2 — исходное положение, выдох; на счет 3 — наклон назад, руки за голову, вдох; на счет 4 — исходное положение, выдох. То же самое вправо.
- Приседания. Пятки касаются пола, спина прямая.
- Занять исходное положение — руки вперед, в стороны. Сделать мах левой ногой к правой руке. Приставить ногу. То же упражнение выполнить другой ногой.
- Занять исходное положение — лежа на спине, носки ног положить под опору. Подняться в положение сидя, затем вернуться в исходное положение.
- Занять исходное положение — упор лежа. Выполнить сгибание и разгибание рук.
- Прыжки на левой и правой ноге – 3 — 4 раза.
- Спокойная ходьба на месте.
- Занять исходное положение и принять основную стойку. Далее поднять руки через стороны вверх и сделать вдох. Опустить руки с полунаклоном вперед и сделать выдох.
Утренняя зарядка: гимнастика по утрам
Уже давно доказано, что те, кто начинает день с зарядки, учатся и работают более продуктивно. Для этого есть множество причин, но чтобы эффект был максимальным, важно уметь подбирать правильные упражнения для разных возрастных групп и уровней подготовки. Проводя утреннюю зарядку с ребенком, важно сделать все, для того чтобы ему было интересно, упражнения были посильными, а по завершении занятий ребенок был бодр и весел.
Особенности
Утренняя зарядка важна для каждого и стоит выделять на нее время, особенно если у вас уже подрастают детки. Несложная гимнастика по утрам даст возможность пробудить организм, активизировать мышечный аппарат ребенка и зарядить его позитивом на весь день. При всем оптимизме написанного, далеко не так просто применить все это на практике. Большинство детей не желает подниматься с постели раньше положенного срока и что-то делать, особенно зарядку.
Чтобы изменить такую ситуацию, нужно подойти к проблеме творчески, проводить с детьми дошкольного возраста спортивную тренировку нет смысла, она их не заинтересует, особенно с раннего утра. Чтобы вызвать у крохи желание двигаться, нужен такой комплекс упражнений, который будет напоминать игру. Желательно продумать оборудование, использовать любимые игрушки и самое простое спортивное снаряжение.
Особенно хорошо, если есть возможность провести зарядку на улице, в случае проживания в частном доме. Чистый воздух позволит организму взбодриться в несколько раз быстрее, улучшит самочувствие ребенка и взрослого, который будет заниматься рядом.
Проведение утренней зарядки дома, с родными важно для маленького ребенка и потому, что при поступлении в садик такой вид активности станет для него нормой и лучше подготовить малыша заранее. Чтобы навык не терялся, и желание не пропало с возрастом, необходимо постоянно контролировать выполнение всех упражнений и менять их, как только они будут становиться слишком легкими или неинтересными.
Ребенок, который привык пробуждать себя зарядкой в течение нескольких лет, пронесет этот опыт максимально долго.
Польза от утренней гимнастики очевидна, но важно правильно ее выполнять с ребенком. Когда крохе исполнилось два года, он полностью готов к азам зарядки. Чтобы не навредить организму, важно проводить упражнения натощак, можно лишь выпить немного воды. После проведения небольшого курса игровых упражнений можно воочию увидеть положительное воздействие на ребенка:
- у него появляется аппетит: даже если по утрам малыш почти ничего не ест, то после зарядки тарелка будет пуста;
- после физических упражнений утром, родителям проще будет уложить ребенка спать как днем, так и вечером;
зарядка укрепит суставы и связки, поможет в правильном развитии организма;- нервное напряжение, которое может вызвать недосып, сразу же уйдет, и ребенок будет пребывать в прекрасном расположении духа;
- проведение зарядки способствует улучшению процессов кровообращения;
- физические занятия помогают ребенку быстрее расти;
- регулярная зарядка дает возможность поддерживать процессы обмена веществ в полном порядке.
Все родители, которые заботятся о здоровье своих детей, без труда смогут выделить какое-то время на подготовку небольшой тренировки для ребенка и найти минут 10-15, чтобы сделать зарядку вместе.
Правильная подготовка
Если процесс вовлечения в процесс удался, то важно продумать наперед, чем заинтересовать кроху и что с ним делать. Сюжетная игра может стать отличным выходом из ситуации, давая возможность придумывать разные упражнения, опираясь на один сюжет, знакомый ребенку и любимый им. Длительность тренировок вначале должна быть минимальной: не более пяти минут для детей до 3 лет, от 5 до 10 – в 3-4 года и к школьному возрасту рекомендуется довести это цифру до 20 минут. Этого будет вполне достаточно для проведения хорошего комплекса зарядки, пробуждающего организм и поддерживающего его в отличном физическом состоянии.
В особом комплексе нуждаются дети, у которых наблюдаются какие-либо проблемы с развитием, умственным или физическим. Детям с ОВЗ необходим особый подход, с полным пониманием сути проблемы, что диктует смену комплекса упражнений и сюжета игр. Проведение физических упражнений с такими детками не менее важно, а иногда даже более значимо, потому как постоянный и совместный труд зачастую позволяет полностью или почти полностью решить проблемы ребенка.
Чтобы правильно провести утреннюю зарядку с ребенком, нужно в первую очередь подготовить помещение, хорошо его проветрив, что очень важно для нормального функционирования организма и запуска всех его процессов. Необходимо позаботиться о музыкальном сопровождении, чтобы оно в первую очередь нравилось детям, радовало их и заставляло активно двигаться. Если есть возможность, лучше провести занятие на улице: во дворе своего дома или на детской площадке возле многоэтажки, где проживает семья.
Огромным плюсом будет наличие как можно большего состава членов семьи, которые будут принимать участи в зарядке. Такое условие стимулирует ребенка быть как все, что поможет быстро и без труда влиться в процесс.
Для проведения первых уроков нужно использовать самые простые упражнения, которые точно знакомы ребенку:
- ходьба обычная и с высоким подъемом коленей;
- бег на одном месте, с продвижением вперед-назад и по кругу в обе стороны;
- наклоны туловища по сторонам;
- приседания, для первых занятий достаточно 2 раз, постепенно нужно увеличивать их количество до 10;
- небольшой комплекс на растяжку: наклон вниз с касанием пола, к правой и левой ноге.
Такой вариант гимнастики будет приемлем для первой недели проведения, после чего нужно оставить то, что понравилось малышу и убрать то, что не по душе, заменив новыми, более динамичными упражнениями. Кроме этого, важно подобрать такую музыку, чтобы она не только зарядила ребенка положительными эмоциями, но и помогала заниматься. Если темп будет очень медленным, то вместо пробуждения малыш еще больше захочет спать. В случае слишком быстрого темпа, неподготовленный организм не успеет как следует разогреться и ребенок переутомится, что тоже вредно.
Проведение зарядки дома даст возможность облегчить этот процесс в детском саду. Поход в ясли становится настоящим стрессом для малыша, поэтому, имея в группе хоть что-то знакомое и понятное, ребенок быстрее адаптируется. Для младшей группы садика характерно использование игровой формы зарядки, когда дети поют песни или проговаривают маленькие стишки в процессе занятия, что помогает полноценному развитию всех навыков малыша. Для средней группы задание усложняется, в этом возрасте добавляется намного больше физических упражнений, а количество игр существенно уменьшается.
Когда дети подходят к школьному возрасту, то для подготовительной группы существуют свои закономерности проведения зарядки. Время ее увеличивается, упражнения становятся более сложными, а для игры выделяется время после проведения всего комплекса. Для начальной школы характерен практически такой же цикл, только в этом случае уже есть дополнительные уроки физкультуры, поэтому на зарядку отводится чуть меньше времени, а направленность ее более конкретная: профилактика сколиоза, искривлений спины и т. д. Ребенку полезно размяться перед учебным процессом и в течение дня, для чего учителя проводят физкультминутки.
Основной комплекс
Чтобы утренняя зарядка была легкой и интересной, а также приносила пользу для ребенка и взрослого, важно заранее продумать комплекс упражнений, просчитать время на его выполнение и провести пробный урок. Ребенок, который видит перед собой взрослого, с легкостью справляющегося с упражнениями, и сам захочет их повторить. Для первых занятий комплекс должен быть посильным, а далее количество задач и их сложность будут постепенно увеличиваться.
Для зарядки стоит использовать следующие упражнения.
- Простое хождение на одном месте или с перемещением в указанную точку.
- Подпрыгивания на одной и двух ногах, на месте и с передвижением.
- Разминка плечевого пояса при помощи круговых движений вперед и назад.
- Поднимание ног вперед, ровных в коленном суставе. В качестве усложнения можно выпрямить руки и касаться их пальцами ног.
- Упражнения на координацию: подпрыгивание на месте с поднятыми вверх руками.
- Приседания.
- Отжимания.
- Ритмичные движения под музыку для расслабления, а также улучшения музыкального слуха и ритма.
- Проведение растяжки: сидя на полу, ноги вместе – наклон вперед, ноги врозь – наклоны к правой, по центру и левой ноге. Можно попробовать освоить шпагат.
Во время проведения зарядки, важно громко и четко считать для ребенка, чтобы он запоминал счет, что тоже важно в дошкольном возрасте, и мог четко, с нужной скоростью выполнить задачу. Наиболее удобным вариантом счета будет четырехфазное выполнение упражнения. Для более взрослых детей можно включать вторую четверку, продолжая счет до восьми.
Важно контролировать выполнение каждого упражнения и корректировать малыша, если он что-то делает не так. Стоит делать это очень аккуратно, не вмешиваясь постоянно, при этом все время подбадривая и нахваливая маленького спортсмена. Чтобы зарядка была всегда интересна, важно постоянно вести поиск новых оригинальных комплексов, предназначенных для детей, которые можно почерпнуть из разных видов спорта: аэробика (работа со снарядами), йога (сложные, но интересные позиции), ушу и бокс (что особенно понравится мальчикам), танцы и балет (для девочек).
Для тех родителей, кто проводит с детьми утреннюю зарядку уже не первый год, можно использовать такой комплекс упражнений.
- Вдох и выдох, выполняемые с подъемом и опусканием рук. Важно следить за скоростью движения конечностей и дыханием.
- Хождение на одном месте, позже с продвижением. Следующим этапом будет добавление движений руками, что рассчитано на развитие координации.
- Разминка шейных позвонков посредством проведения наклонов головы из стороны в сторону, вперед и назад. Очень важно следить за тем, чтобы не было резких движений и высокой скорости выполнения.
- Разминка позвоночного столба при помощи наклонов туловища из стороны в сторону. После этого добавляется движение вперед и назад в прогиб. По завершении производится вращательное движение корпусом по и против часовой стрелки, максимально разминая спину.
- Упражнения на растяжку спины и мышц ног. Нужно произвести наклон вниз с касанием стоп и возвращение в основное положение (ноги вместе, руки вниз).
- Силовая нагрузка, которую можно дать в приседаниях, от 5 до 10 раз. В качестве усложнения провести несколько серий.
- Упражнения на пресс с удержанием ног родителем или установкой под опору. Усложнить упражнение можно при помощи дополнительного спортивного инвентаря, который ребенок будет держать в руках или зажимать ногами.
- Отжимания, которые вначале можно проводить с колен, а в качестве более сложного уровня – в полной стойке.
- В завершение можно дать несколько упражнений на координацию: прыжки на одной ноге, перепрыгивание через гимнастическую палку, прыжки на скакалке и т. д.
- Заканчивать зарядку нужно в спокойном темпе, уменьшать скорость проводимых упражнений и в завершение – просто походить по помещению и подышать.
Чем дольше получится проводить совместную гимнастику, тем крепче будет здоровье у всех членов семьи и продуктивнее каждый рабочий день.
В следующем видео вас ждет веселая мульт-зарядка для спортивных детишек.
План-конспект по физкультуре на тему: Утренняя зарядка. Комплекс упражнений для детей 5-7 лет.
Утренняя зарядка. Комплекс упражнений для детей 5 — 7 лет.
1-я серия
Ходьба на месте с размашистыми движениями рук (20— 30 с, см. а).
2. Руки к плечам, голову держать прямо, круговые движения согнутыми руками наружу и внутрь (10—12 раз, см. б).
3. Руки к груди, согнуть в локтевых суставах и выполнять короткие рывки назад, сводя лопатки вместе (8—10 раз, см. в).
4. Руки в стороны, глубокий вдох, обнять себя руками — выдох (4—5 раз, см. г).
5. Наклонять туловище вправо и влево, скользя руками по бедрам (8—10 раз, см. д).
Утренняя зарядка комплекс упражнений — 2-я серия
1. Наклонять туловище как можно ниже вперед, делая выдох и касаясь пола руками (12—16 раз, см. е).
2. Поднимать в сторону руку с поворотом головы. То же вправо в среднем темпе (10—12 раз, см. ж).
3. Выполнять наклоны головы вперед-вниз и назад (10—12 раз). Круговые вращения головой в среднем темпе (8—10 раз, см. з).
4. Приседания с быстрым вставанием (10—12 раз, см. и).
Утренняя зарядка комплекс упражнений — 3-я серия
1. Лежа в упоре, сгибать и разгибать руки (10—15 раз, см. к).
2. Руки вверх, встряхнуть ими и расслабить (2—3 раза).
3. Прыжки на каждой ноге поочередно с встряхиванием расслабленных рук и одной ноги (20—30 с, см. л).
Утренняя зарядка комплекс упражнений — 4-я серия
1. Стоя на коленях с опорой на руки, выгибать спину (6— 8 раз, см. м).
2. Так же стоя на коленях, поочередно поднимать вверх каждую ногу (6—8 раз, см. н).
3. Лежа на спине, поднимать вверх одну и обе ноги, затем выполнять движение «велосипед» (1—2 мин, см. о).
4. Лежа на животе, поднимая руки и ноги вверх, прогнуться (4—6 раз, см. п).
Утренняя зарядка комплекс упражнений — 5-я серия
Упражнения со скакалкой (2—3 мин) или прыжки на месте (1—2 мин).
6-я серия
1. Кувырки вперед и назад (по 5—8 раз, см. с, т, т1).
2. Положить на голову предмет (книгу, набивной мяч) и походить, посидеть 1—2 мин, сохраняя правильную осанку (см. у).
3. Стать спиной к стене, касаясь ее пятками, икроножными мышцами, ягодицами, лопатками и затылком, — это положение правильной осанки тела (см. ф).
Материал на тему: Утренняя гимнастика для детей
Утренняя гимнастика и здоровье детей
Утренняя гимнастика является одним из важнейших оздоровительных мероприятий в дошкольном учреждении и в семье. Начинать проводить ее надо с двух лет. В дошкольном учреждении проведение утренней гимнастики тесно связано с организованным началом дня, переключением внимания детей на совместные формы деятельности во время режимных процессов, самообслуживания, занятий и т.д. При организации утренней гимнастики, особенно в первые дни посещения малышом детского сада, воспитателю следует дифференцированно подходить к каждому ребенку. Некоторые дети не сразу включаются в упражнения. Настаивать на их непременном участии не надо. Важно, чтобы ребенок постепенно сам захотел участвовать в утренней гимнастике и включался по собственному желанию. Постепенно дети привыкают и охотно занимаются с воспитателем.
Содержание гимнастики составляют 3-4 общеразвивающих упражнения. Каждое повторяется 4-5 раз.
Кроме общеразвивающих упражнений включается ходьба, легкий бег и поскоки. Длительность ходьбы и бега составляет 15-30 с. Для проведения общеразвивающих упражнений в начале года используется свободное построение. Важно, чтобы малыши не мешали друг другу. Надо помочь им разместиться по всей площади. Постепенно воспитатель приучает детей строиться в круг, используя сначала нарисованный круг на полу или на земле.
Как подбирать общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики?
Вначале надо дать упражнения для плечевого пояса и рук. Они проводятся, как правило, из исходного положения стоя. Затем идут упражнения для ног и туловища. Упражнения следует проводить из разных исходных положений (сидя на полу, стульях, скамейках, лужа на спине и на животе).
Общеразвивающие упражнения для детей этого возраста чаще всего основаны на подражаний. Малыши могут подражать известным персонажам, например махать крылышками, как бабочки, воробышки, изображать качающиеся деревья. Взрослый объясняет, показывает действие, одновременно выполняя его вместе с детьми. В объяснении, показе важно выделить главное звено и направление движения, подчеркивая некоторые его характеристики. Воспитатель не требует от детей четкого воспроизведения общеразвивающих упражнений. Важно, чтобы малыши выполняли их радостно, получали удовольствие от самих движений и совместных действий с воспитателем. Постепенно в результате многократного повторения дети овладевают исходным положением, выполняют заданное направление движения, могут выполнять его уже по слову взрослого.
После общеразвивающих упражнений проводиться ходьба и бег или поскоки на месте (2 раза по 10-15 с. с небольшой паузой для отдыха). Можно в конце утренней гимнастики провести вместо бега и ходьбы небольшую подвижную игру.
В летний период утренняя гимнастика проводится на участке. Ее можно провести в виде дозированной ходьбы (30 м) в сочетании с бегом и другими видами движений (см. Подвижная игра № 73).
Примерные комплексы утренней гимнастики
«ДЕТИ СПРЯТАЛИСЬ»
- Ходьба и бег за воспитателем. Построение с помощью воспитателя в круг.
- И.п.: стоя, руки за спиной. «Показали руки» (вытянули вперед), «Спрятали руки» (вернулись в и.п.)
- И.п.: стоя, руки на поясе. Поднять правую (левую) ногу, согнуть в колене вперед-вверх, обхватить руками, прижать к себе (спрятали ногу). Повторить 3-4 раза для каждой ноги.
- И.п.: стоя, руки на поясе. Присесть, руками обхватить колени, наклонить голову («дети спрятались»). Вернуться в исходное положение и сказать: «Вот я». Повторить 4-5 раз.
- Прыжки на месте (6-8 раз). Повторить 2 раза.
- Медленная ходьба за воспитателем.
«ЧАСИКИ»
- Ходьба стайкой за воспитателем. На сигнал взрослого перейти на бег, закончить ходьбой.
- Построение в круг.
- И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Мах руками вперед со словами: «Тик», мах руками назад со словами: «Так». («Часики идут»). Повторить 4-5 раз.
- И.п.: стоя, ноги слегка расставлены. Наклониться вперед со совом: «бом», вернуться в и.п. («Часы бьют»). Повторить 4-5 раз.
- И.п.: то же. Присесть, руки положить на колени («Пружина лопнула»). Повторить 4-5 раз.
- И.п.: стоя, руки на поясе. Бег на месте (или 5-8 прыжков). Повторить 2 раза.
- Спокойная ходьба.
«МОТОЦИКЛ»
- Ходьба в колонне по одному за взрослым. Бег врассыпную.
- Построение в круг.
- И.п.: стоя, руки согнуты в локтях, перед грудью. Круговые движения рук перед грудью («Заводим мотор»). Дети произносят: «Р-р-р». Вернуться в и.п.
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Круговые движения ногами, согнутыми в коленях («Мотоцикл поехал»), вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза.
- И.п.: то же. Повернуться на живот («Мотоцикл делает поворот»), вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
- Ходьба за воспитателем.
«ШАР»
- Ходьба в чередовании с бегом в колонне по одному.
- Построение в круг.
- И.п.: стоя, ноги вместе, руки внизу. Поднять руки вверх, потянуться («Шар наполняется воздухом»), присесть, руками обхватить колени, спрятать голову («Шар лопнул»). Дети произносят: «Ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз.
- И.п.: стоя, руки на поясе, ноги слегка расставить, повернуться влево, затем вправо(«Шар вращается»). Повторить 2-3 раза в каждую сторону.
- И.п.: то же. Прыжки на месте на двух ногах («Шар прыгает»). Повторить 2-3 раза.
- Бег врассыпную («Шары улетают») в течение 10-15 с.
«ГУСИ»
- Ходьба и бег врассыпную за взрослым.
- И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Поднять руки в стороны, помахивая ими вверх-вниз («Гуси летят»). Повторить 4-5 раз.
- И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Наклониться, вперед прогнувшись, произнести: «Ш-ш-ш» («Гуси шипят»). Повторить 4-5 раз.
- И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки в стороны. Присесть, опустить руки, вернуться в исходное положение («Гуси спрятались»). Повторить 4-5 раз.
- И.п.: стоя, руки произвольно на поясе. Подскоки на двух ногах на месте (6 прыжков). Повторить 2 раза. Дети, не умеющие прыгать, делают «пружинку».
«ПТИЧКИ»
- Ходьба стайкой за воспитателем со сменой направления. Легкий бег врассыпную «Птички летят». Построение с помощью воспитателя в круг.
- И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки в стороны, опустить, сказать: «Чик-чирик», вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.
- И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной. Наклониться вперед-вниз и постучать пальцами по коленям, сказать «Клю-клю», вернуться в и.п. Повторить 4-6 раз.
- И.п.: стоя, руки опущены. Прыгать легко на двух ногах 5-6 раз. Повторить 2 раза.
- Ходьба стайкой за воспитателем.
«С КУБИКАМИ»
- Ходьба в сочетании с бегом за воспитателем, который меняет темп движения.
- Построение в круг.
- И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, в руках кубики. Дети соединяют руки в стороны. Повторить 5-6 раз.
- И.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Кубики подтянуть к плечам. Выпрямить руки вперед – показать кубики взрослому, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
- И.п.: стоя, руки с кубиками опущены. Присесть, коснуться кубиками пола, выпрямиться, поднять руки вверх. Повторить 4-6 раз.
- Поскоки на месте 15-20 с. Положить кубики на место.