План-конспект занятия по ЗОЖ (3, 4 класс) на тему: Конспект «Занятие в Школе здоровья»
Конспект
«Занятие в Школе здоровья»
4 «А»класс
Автор-составитель:
Шахмирзоева Рада Юрьевна.
Беседа на тему «Занятие в Школе здоровья»
Цели:
- раскрыть понятие здоровый образ жизни,
- определить условия сохранения здоровья,
- формировать у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности,
- воспитывать общую культуру здоровья.
Этапы занятия:
- Вступительная часть. Определение понятия здоровый образ жизни.
- Основная часть занятия. Раскрытие понятия здоровый образ жизни.
- Режим дня.
- Гигиена тела.
- Гигиена зрения.
- Правильное питание.
- Занятия физкультурой и спортом.
- Итоговая часть.
Оборудование:
- плакаты с пословицами «Здоровому всё здорово», «В здоровом теле – здоровый дух!»
- таблички «Здоровый образ жизни», его составляющие;
- таблица режима дня с разрезными частями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вступительная беседа
– Здравствуйте, ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! А здоровы ли вы, дорогие мои? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас все отлично! В народе говорят: “Здоровому – все здорово”. Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем! Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. И что уже давно доказано, его нужно беречь с самого первого дня появления на свет. Сначала о вас заботятся родители, но вы растете и уже каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.
Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы вместе с вами в нашей ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ выведем формулу здоровья, от каждого из вас будет зависеть успех нашего общего дела. Прежде чем вывести формулу здоровья, давайте уточним, что же такое здоровье. Какого человека называют здоровым? (Сильного, крепкого, он не болеет, физически и психически благополучен.)
До 1940 года считалось, что здоровье – это отсутствие болезней. Вы согласны с этим? А вот такой пример: у человека ничего не болит. Но у него плохая память. Так что же такое здоровье?
Здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия. Давайте-ка хором прочитаем девиз нашего занятия: «В здоровом теле – здоровый дух!»
– А как вы понимаете это выражение?
Дети: Делать утреннюю зарядку
– Соблюдать режим дня
– Заниматься спортом
– Закаляться
– Соблюдать чистоту
– Правильно питаться и т.д.
– Да, чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни. Поговорим о некоторых составляющих здорового образа жизни человека. (В ходе вступительной беседы учитель на доске выставляет карточки, на которых записаны условия здорового образа жизни.
II. Основная часть занятия
А) Режим дня
– Как понимаете это выражение: «режим дня»? (Режим дня школьника – это распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток)
– Расскажите о своем распорядке дня.
– Как самому составить распорядок дня? (Составить список дел, указать время, соблюдать это расписание.)
Дети делятся на 2-3 группы, каждая группа получает карточки: подъём; утренний туалет, зарядка, завтрак; дорога в школу; занятия в школе; дорога домой; обед; отдых, прогулка, посещение секций, кружков; выполнение домашнего задания; помощь по дому; ужин; чтение книг; спокойные игры, телепередачи, помощь по дому; сон. Ученики выстраиваются в определенном порядке. Затем выбирается наиболее оптимальный вариант режима дня.
7.00 – …
7.00-7.20 – …
7.20-7.40 – …
7.40-8.00 – …
8.30-13.00 –…
13.00-13.30 – …
13.30-14.00 – …
14.00-14.30 – …
14.30-15.30 – …
15.30-17.00 – …
17.00-19.00 – …
19.00-19.30 – …
19.30-20.30 – …
20.30-21.00 –…
21.00-7.00 – …
– Главное правило при составлении режима дня – чередовать труд и отдых.
– Зачем нужен режим дня? (Чтобы все успевать, делать планомерно, без спешки, суеты, чтобы было хорошее настроение.)
В школьные годы надо научиться беречь время. Для этого каждый школьник может попробовать «сфотографировать» свой день: на листке бумаги слева записывать каждое даже самое маленькое дело, а справа – указывать потраченное на него время. Например: «Делал домашнее задание по математике – 25 минут». «Ходил в библиотеку – 45 минут».
Вечером просмотреть записи и определить, где и когда время было потрачено зря. Тут же следует прикинуть, как лучше спланировать завтрашний день, чтобы потери времени не было. Такая «фотография» помогает научиться дорожить временем.
Б) Гигиена тела
– Воспользуемся словарём, выясним значение слова «гигиена».
Гигиена – раздел медицины, изучающий, как сохранить здоровье, а так же система действий, направленная на поддержание чистоты.
– Почему в режиме дня обязательны водные процедуры? (Вода очищает наше тело, контрастное обливание помогает закалить организм.)
– Какую часть тела нужно мыть чаще других? (Руки)
– С чем это связано?
– Как нужно мыть руки? (1 ученик показывает, как правильно мыть руки)
– Почему руки необходимо мыть с мылом?
– Очень важно своевременно обрезать ногти, до 95% микробов скапливается именно под ними!
В) Гигиена зрения
– Почему человеку важно сохранять хорошее зрение?
– Как сохранить хорошее зрение? (Соблюдать правильное расстояние от тетради, книги до глаз при чтении, письме, необходимо правильное освещение, просмотр телевизора – с соблюдением мер безопасности.)
– Для снятия напряжения с глаз необходимо выполнять специальные упражнения. Какие из них вы используете? (Ученики показывают упражнения, объясняют правила выполнения и объясняют их назначение.)
Упражнение «Раскрашивание»
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
(Стихотворение читает ученик):
Когда хотят, чтоб вещь
служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
«Храните, как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок,
могли надолго сохраниться,
Запомни ты десяток строк:
Глаза поранить очень просто –
не играй с предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
лежа книгу не читай!
На яркий свет смотреть нельзя –
тоже портятся глаза!
Телевизор в доме есть,
упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
к самому экрану!
И смотри не все подряд,
а передачи для ребят,
что приносят пользу.
Не пиши, склонившись низко,
не держи учебник близко!
И над партой каждый раз
не сгибайся, как от ветра,
От стола до наших глаз –
ровно 40 сантиметров!
Глаз в темноте не напрягай,
их здоровья не лишай!
Г) Правильное питание
– В режиме дня необходимо планировать питание. Сколько раз необходимо есть? (Не менее 3 раз.)
– Самый важный прием пищи – утренний. Древние говорили: «Завтрак съешь сам». Почему?
– Из каких продуктов состоял ваш сегодняшний завтрак? (Врачи рекомендуют на завтрак есть молочные блюда, омлет, чай с бутербродом.)
– Разнообразное питание способствует здоровью или нет?
Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет».
– Из списка выберите полезные (хлопают 1 раз), вредные продукты. Объясните свой выбор.
(Детям предложен набор продуктов: рыба, кефир, геркулес, торты, подсолнечное масло, морковь, капуста, сникерс,мясо, фанта, яблоки, чипсы, лук.)
– Но также надо запомнить Золотые правила питания:
- Главное – не переедайте. Древнегреческий философ Сократ, дал человечеству хороший совет: «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».
- Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко
усваивается и соответствует потребностям организма. - Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
- Перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
Гигиена, режим дня,
Всё понятно вам, друзья!?
Но вам необходимы
Ещё и витамины!
От простуды, от ангины
Нас спасают витамины.
Витамины А, В, С
Есть, ребята, не везде!
В зал входят Витамины.
Витамин А:
Витамин “А” просто
Незаменим для роста.
Для глаз, волос и кожи
Он очень нужен тоже.
В овощах и фруктах
Оранжевого цвета
Без труда мы обнаружим
Витаминчик этот.
Витамин В1:
Витамины группы “В”
Есть и в мясе, и крупе…
Витамин В2:
Рыбе, яйцах, молоке…
Витамин В3:
Орехах, сыре и муке!
Витамины В1, В2, В3 (хором):
Эти витамины
Ничем не заменимы!
Витамин С:
Ну а аскорбинка –
Как микроапельсинка,
Сохранит иммунитет,
И болезням скажет – “нет”!
Д) Занятия физкультурой и спортом
– Человек, ведущий здоровый образ жизни, в режиме дня обязательно выделяет время для занятий физкультурой и спортом. О своем спортивном увлечении расскажет ваш одноклассник Бадалян Лёва. (Мальчик занимается дзюдо, участвует в соревнованиях, имеет награды: медали и грамоты.)
– Что дает занятие спортом? (Ученик не болеет, всегда бодрый, энергичный)
Учитель: Правильно, чтобы быть здоровым, нужно заниматься физкультурой, делать утром зарядку и не лениться. Заниматься спортом: бегом, плаванием и другими видами спорта, закаляться, играть в подвижные игры на свежем воздухе – то есть вести здоровый образ жизни. За вас для вашего здоровья, никто этого не сделает. Попробуйте отгадать мои загадки:
1. Не обижен, а надут,
Его по полю ведут.
А ударят – нипочём,
Не угнаться за… (мячом).
Задание. Назвать игры с мячом.
2. Эта птица – не синица,
Не орёл и не баклан.
Эта маленькая птица
Называется… (Волан.)
Задание. Как называется игра с воланом?
3. На снегу две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то … (Лыжи.)
4. Кто на льду меня догонит?
Мы бежим в перегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие … (Коньки.)
5. Мне загадку загадали:
Что это за чудеса?
Руль, седло и две педали,
Два блестящих колеса.
У загадки есть ответ
Это мой … (Велосипед.)
6. Вот такой забавный случай!
Поселилась в ванной – туча.
Дождик льётся с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик тёплый, подогретый.
На полу не видно луж.
Все ребята любят… (Душ.)
7. Это бодрость и здоровье
Это радость и веселье
Плюс хорошая фигура
Вот что значит… (Физкультура.)
III. Итоговая часть
– Сейчас мы проверим, хорошо ли вы разбираетесь в вопросах здоровья? Я буду зачитывать различные высказывания. Если вы считаете его верным, то хлопаете в ладоши 1 раз, если не верным, то 2 раза.
Викторина
Вопросы:
1. Согласны ли вы, что зарядка – это ИСТОЧНИК бодрости и здоровья? (Да.)
2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (Нет.)
3. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10 000 человек? (Да.)
4. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да.)
5. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да.)
6. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет.)
7. Отказаться от курения легко? (Нет.)
8. Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (Нет.)
9. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги? (Да.)
10. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет.)
11. Правда ли, что надо ежедневно выпивать два стакана молока? (Да.)
12. Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (Да.)
13. Правда ли, что ребенку достаточно спать ночью 8 часов? (Нет.)
(Обсуждение вариантов ответов вместе с учащимися)
– Какой теме был посвящёно занятие нашей школы здоровья?
– Как понять значение слов здоровый образ жизни?
Нужно:
- Почаще есть рыбу, овощи, фрукты.
- Пить воду, молоко, соки, чай.
- Заниматься спортом.
- Как можно больше ходить.
- Дышать свежим воздухом.
- Спать достаточно.
- Проявлять доброжелательность.
- Чаще улыбаться.
- Любить жизнь.
Пожелание:
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Я открыла вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
– Постарайтесь следовать нашей формуле здоровья, и вы на долгие годы сохраните молодость и красоту. Что может и должен делать сам человек, чтобы иметь не только физическое, но и психическое здоровье – быть добрыми, помогать друг другу, говорить друг другу комплименты.
А сейчас – аплодисменты – это не только благодарность за хорошую работу, но и массаж наших ладошек, на которых находятся волшебные точки здоровья.
Статья (5, 6, 7, 8, 9 класс): Формирование культуры здоровья обучающихся в школе.
Формирование культуры здоровья обучающихся в школе.
Соколова Наталия Валерьевна, учитель физики
МБОУ СШ №12 г.Арзамас
Здоровье человека это высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Здоровье человека во все времена была и остаётся самой актуальной темой в жизни и развитии человека. Очень часто вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным- сделайте его крепким и здоровым». В последнее время в нашем обществе, к сожалению, прослеживается тенденция к снижению показателей здоровья россиян. Особенно мы можем наблюдать данную тенденцию среди молодёжи, подростков и детей. В современном мире, в мире высоких технологий, резкое снижение двигательной активности школьников, экология и другие факторы привели к значительному ухудшению состояния их здоровья. Все понимают, что фундамент основы здорового образа жизни закладываются в детстве. Дети, значительную часть дня, проводят в школе, поэтому сохранение, укрепление их физического и психического здоровья — дело не только семьи, но и педагогов. Именно в этом возрасте можно сформировать положительные принципы осознанного отношения к здоровью, создать такую среду, которая будет благоприятно влиять на укрепление и развитие школьников. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только его отсутствие. Только здоровый человек, выйдя из стен школы, может стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к современной жизни в обществе. Формирование культуры здоровья учащихся во многом зависит от поведения и культуры самого учителя. Как сберечь здоровье молодого поколения? Как применить здоровьесберегающие технологии на уроках и при этом в полном объёме отработать сложный учебный материал? Как организовать внеучебную деятельность так, чтобы не вызвать отвращения, от иногда долгого по времени, пребывания в школе? Сегодня эти вопросы возникают у большинства педагогов. Многие дети, придя в школу, уже имеют серьёзные проблемы со здоровьем. Обучать без вреда для здоровья— это не задача школы, а обязательное условие её работы. Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается как приоритетная цель в большинстве документов, регулирующих сохранение и укрепление здоровья школьников, характеризующих российскую государственную политику. Среди них основополагающим является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Эти документы регламентируют: организацию учебного процесса, гигиенический режим, организацию питания, мониторинг состояния здоровья обучающихся и другие необходимые меры ответственности в образовательном учреждении. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Поэтому, можно заключить, что целью современного образования является не только образовательная и воспитательная деятельности, но и здоровьесберегающая. Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет увлекательно и интересно, если она станет местом не только обязательного образования, но и центром для занятий творчеством и спортом. Деятельность образовательного учреждения по формированию культуры здоровья учащихся в рамках образовательного процесса сегодня не может быть вполне результативной без приложения комплексных усилий всех его участников. Для целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья школьников необходима согласованная работа медиков, физиологов, психологов, социологов, педагогов. Задача любого учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребёнка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления, его способности к «конструированию» собственного здоровья. Для многих подростков существенным является то, что очень часто, «неправильный» образ жизни воспринимается как норма и формирует у школьника неадекватное отношение к своему здоровью, что негативно сказывается на его дальнейшей жизни. Культура здоровья — неотъемлемая часть общей культуры человечества. Особенно актуально сегодня воспитывать молодёжь в духе категорического неприятия вредных привычек (курения табака, употребления алкогольных напитков, приёма наркотиков или других психоактивных веществ), а также – в атмосфере абсолютной недопустимости любых форм и проявлений асоциального поведения. Основой воспитания культуры здоровья учащихся является формирование активной, деятельной, трудолюбивой и творческой личности, нацеленной на здоровый и трезвый образ жизни, на успешное саморазвитие и полное раскрытие своих потенциальных возможностей на основе дружелюбия и коллективизма, жизнелюбия и альтруизма. От жизнерадостности и бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, уверенность в себе. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о её возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Это важно именно сейчас, когда во многих современных школах среди учащихся прослеживаются устойчивые негативные тенденции, характеризующие образ жизни школьников:
- снижение двигательной активности и физической подготовленности, что отражает падение двигательной и физической культуры;
- нарушение структуры и режима питания — отражает снижение культуры питания;
- нарушение структуры досуга, в том числе преобладание малоподвижных видов деятельности (компьютер, ТВ), нарушение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе, что отражает падение культуры досуга;
- возрастают риски употребления психоактивных веществ — рост вредных привычек;
- снижение с возрастом готовности к здоровому образу жизни -отражает падение культуры здоровья в целом.
В своей педагогической деятельности, работая учителем физики в МБОУ СШ № 12 и являясь классным руководителем, я активно использую разработанную мною методическую программу, целью которой является согласованная работа учителя по формированию культуры здоровья учащихся и их родителей. Она охватывает вопросы борьбы с вредными привычками, гигиены и досуга. А учащиеся в течение обучения составляют портфолио «Мой здоровый образ жизни», которое включает в себя эти вопросы. В рамках своей программы по формированию культуры здоровья я в начале каждого учебного года провожу первичную диагностику уровня сформированности культуры здоровья и безопасного образа жизни у школьников. Для работы на данном этапе использую рисуночный тест «Здоровье и болезнь», анкету «ЗОЖ», анкету «Моё здоровье». Цель рисуночного теста «Здоровье и болезнь» — определить уровень сформированности представлений у учащихся о здоровье и болезни, а также характер эмоционального отношения к проблемам здоровья. Цель анкеты «Здоровый образ жизни»- выявить уровень осведомлённости о требованиях здорового образа жизни. Цель анкеты «Моё здоровье» — оценить продолжительность прогулок на свежем воздухе, режим питания и сна, отношение к вредным привычкам, как часто болит голова. На втором этапе проводятся индивидуальные и коллективные беседы на разные темы о здоровом образе жизни, внеклассные мероприятия, направленные на пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье, формирование установок на использование здорового питания, формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей. На заключительном этапе проводится повторная диагностика уровня сформированности культуры здоровья и безопасного образа жизни, с использованием рисуночного теста «Здоровье и болезнь», анкет «Здоровый образ жизни» и «Моё здоровье», проводится анализ полученных результатов. Цель этапа — отследить динамику изменений знаний о правилах здорового образа жизни. На основании результатов анкетирования и тестирования проводится обобщение и сравнение полученных результатов с исходными данными. Были зафиксированы различные уровни проявления знаний о правилах здорового образа жизни. В результате сопоставления различных проявлений делаю вывод по эффективности применения педагогических условий во внеклассных мероприятиях для формирования культуры здоровья. Реализация программы показала положительные изменения знаний о здоровом образе жизни. Положительная динамика прослеживается у всех обучающихся. Реализуемая в течение двух лет программа даёт свои положительные результаты, которые отражаются на повышении общего уровня здоровья учеников. Важную роль в реализации данной программы играет семья ребёнка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой. Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Утренняя зарядка, прогулки, игры на свежем воздухе станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, которые своим личным примером наглядно демонстрируют ребёнку ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. Процесс формирования культуры здоровья осуществляется путём практической деятельности по образцу. В этом плане родителям необходимо показать детям, как осуществлять самоконтроль за своей деятельностью. Стремясь походить на такой образец, ребёнок и старается в своей повседневной жизни проявить эти хорошие качества. Наблюдая и анализируя «живые» образцы поведения, учащиеся осмысливают своё поведение и сравнивают его с таким образцом. Семья оказывает существенную помощь детям в организации режима учебного труда и отдыха, позволяющего сохранить высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Это связано с соблюдением школьниками режима учебной работы, правильного чередования труда и отдыха и выполнением правил общей гигиены умственного труда. Формирование культуры здоровья успешно происходит в общественно-полезной трудовой деятельности. Формирование положительного отношения к труду, желание трудиться приводит к накоплению запаса жизненной силы, которая предохраняет от многих болезней, удлиняя жизненное существование. Одним из видов трудовой деятельности является выполнение ребёнком какого-либо поручения (помыть обувь, посуду, пол, почистить одежду и т.д.). Важно, чтобы дети находили в своей трудовой деятельности применение тем знаниям и умениям, которые они приобретают в школе. Каждый год совместно с родителями мои учащиеся участвуют в субботниках по очистке и облагораживанию пришкольной территории. С удовольствием принимают участие в акциях по озеленению «Посади дерево». Откровенно говоря, здоровый образ жизни занимает пока не первое место среди ценностей человека в нашем обществе. А дети, как правило, учатся на примерах взрослых, которые их окружают. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья обучающихся во многом зависит от родителей. Работа школы с семьёй должна быть направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям в воспитании школьника через занятия классных руководителей с родителями. Педагогическая деятельность в этом направлении представляет собой поэтапный характер действий: формирование положительного отношения к здоровью, формирование устойчивого интереса к сохранению здоровья современного школьника, приобретение знаний о здоровье с целью необходимости применить их в процессе воспитания своего ребёнка. В связи с этим, на родительских собраниях я всегда обращаю внимание родителей на данную проблему. Провожу профилактические беседы на разные темы: «Режим дня школьника», «Закаливание организма», «Двигательный режим подростка», «Влияние негативных явлений в семье», «Умей трудиться и отдыхать». В школьной программе внимание больше уделяется знаниям о здоровье, а не формированию положительного отношения к своему собственному здоровью. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Поэтому существенным условием является повышение компетентности учителей и родителей в вопросах культуры здоровья. Стало традицией проведение спортивных праздников, как классных, так и общешкольных, с активным участием родителей и учителей физической культуры: «Мама, папа, я — спортивная семья», «Весёлые старты», «В здоровом теле- здоровый дух», «Тяжело в учении- легко в бою», спортивные эстафеты, соревнования, игра по станциям. Все мероприятия помогают выявить лучших спортсменов для дальнейшего участия в соревнованиях различного уровня. Помогают пробудить в детях желание заниматься спортом и оказывают положительный эмоциональный эффект. В воспитательной работе, способствующей формированию культуры здоровья, особое место занимают классные часы. Их целью является предупреждение правонарушений и несчастных случаев, профилактика различных заболеваний и привычек, пропаганда здорового образа жизни и безопасного поведения. На классных часах с детьми проводятся беседы о правильном и здоровом питании, о личной гигиене и режиме дня, чтобы поддерживать своё здоровье. Через информацию о здоровом образе жизни, которую дети получают, учитель влияет на формирование у них стремления к здоровому образу жизни, через понимание его ценности. С детьми собираем «круглые столы» «Мы хотим быть здоровыми» и организовываем диспуты о причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье, о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером и просмотра телепередач. Ежегодно проводим встречи с медработником нашей школы и работниками полиции по вопросам осознанного выбора поступков поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, о важности вакцинации, профилактики правонарушений. В своей практике я часто обращаюсь к школьному педагогу-психологу. Совместно с ним, в рамках классных мероприятий, проводятся психологические тренинги, аутотренинги, беседы о поведенческих особенностях своих обучающихся. Важную роль в рамках внеурочной деятельности играют проекты: «Вредные привычки», «Я здоровым быть хочу», «Современная молодёжь и наушники», «Физика и безопасность движения», «Исследование устойчивости обуви для безопасного движения школьников в помещении школы», «Мобильный телефон-друг или враг» и другие, соответствующие современному подходу в формировании культуры здоровья подрастающего поколения. Учащиеся выступают на школьной научно-практической конференции «Открытие» и участвуют в муниципальных и региональных конференциях. Участники не только учатся и оздоравливаются, но и овладевают технологиями самостоятельного культуротворчества здорового образа жизни через систему социальных проектов. Учащиеся становятся сторонниками здорового образа жизни и активными его пропагандистами, трансляторами в широкой социальной среде на всю дальнейшую самостоятельную жизнь. Также, интересная и полезная форма работы с учащимися — проведение экскурсии по различным тематикам. Перед началом экскурсии обязательно проводится инструктаж о правилах безопасного поведения в общественных местах. Во время экскурсий учащиеся пополняют свой жизненный багаж новыми положительными эмоциями, узнают много интересного и необычного в привычных вещах. Одна из последних «Как молоды мы были», посвящённая 100-летию комсомола.
Во многом на психологическое состояние школьника, а следовательно, и на его здоровье в целом, влияет правильная организация урока. Очень важно, чтобы учащиеся испытывали положительные эмоции на уроке, с интересом осваивали новый материал, имели возможность и желание реализовать свои способности в разных видах учебной деятельности. Поэтому я должна создать в классе комфортную психологическую обстановку, стараться быть доброжелательной, снисходительной, обладать чувством юмора. Удачная добрая шутка, улыбка, пословица, сказанная в нужный момент, даёт возможность посмеяться, отдохнуть или снять напряжение. Работая учителем физики, у меня на уроке всегда происходит чередование всех видов деятельности. Это влияет на физические показатели детей, их память и внимание, повышает качество полученных ими знаний. Письменные задания сменяются устными, экспериментальными. На каждом уроке применяются информационно-коммуникационные технологии. Важной составляющей урока является рефлексия и физкультминутка для профилактики нарушений осанки. Особое внимание во время физкультминутки я уделяю гимнастике для глаз с целью устранения утомления зрительного аппарата. Таким образом, основная работа ложится на плечи учителя, на его профессиональную подготовку, педагогический опыт, на возможность создания такой психоэмоциональной обстановки, при которой каждому ученику находиться в классе комфортно. Отсутствие стрессовых ситуаций, адекватность требований учителя, создают здоровые, благоприятные эмоционально-психологические условия обучения на уроке и в школе. В.А. Сухомлинский писал о том, что здоровье ребёнка — это важнейший труд воспитателя. Большое значение имеет и то, каким образом будет завершён урок, вовремя ли учащиеся выйдут на перемену, нельзя допускать, чтобы дети задерживались в классе после звонка. После того, как все ученики покинули помещение, в классе открываются окна для проветривания.
Сегодня, очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения. Наверное, и нам всем нужно не строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня, по ряду объективных причин, не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели — сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации. Необходимость усиления работы педагогического коллектива по укреплению здоровья детей очевидна. Наши дети сегодня – это наше общество завтра. Будет ли оно здоровым, об этом необходимо думать каждому уже сегодня. Быть здоровым — это естественное желание любого человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив. Он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учебной деятельности, стремиться к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. Забота о сохранении и укреплении здоровья обучающихся стала предметом особого внимания нашего педагогического коллектива МБОУ СШ №12.
Литература:
- Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. — 2009. — № 3. С.53
- Баранов А. А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников: пути его укрепления. — Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 2009. — 231 с.
- Безруких, Н.А. О сущности здорового образа жизни /Н.А.Безруких //Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности: сборник статей по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции.- Балашов: Изд-во «Арья», 2011.- С. 59.
- Гринина О.О. Здоровье — основной раздел программы медико-социальной характеристики семьи / Гринина О.О., Кича Д.И., Важнова Т.В., Хило Е.В. // Здравоохранение РФ. — 2012. — № 1 С. 53.
- Каракотова С.М. Формирование здорового образа жизни в условиях развития психолого-педагогического комфорта в семье: Дис. . канд. пед. наук: Карачаевск, 2011. — 186 с.
- Лукьяненко В. П. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) Физ. культура в школе, М. 2012 — 99 с.
- Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. — 2012. — № 3. С.75.
- Сердюковская Г. Н., Кляйнпетер У. Охрана здоровья детей и подростков — важнейшая социальная проблема. Здоровье, развитие, личность. — М.: Медицина, 2010, с. 106.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.: АРТИ, 2008. — 109 с.
- Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. — Ростов н/Дону: Феникс, 2007.-11с.
- Сокорев, В.В. Педагогические условия формирования культуры здоровья будущего учителя в процессе общепрофессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук / Сокорев В.В. Белгород, 2009. — 123с.
- Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2011, №3. С.64.
- Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. М. — 2009. — 107 с.
- Третьякова, Н.В. Организационно-педагогические условия здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении: дис. кан. пед. наук. — Екатеринбург, 2011.- 245 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413).
- Хрущев С.В. Оздоровление детей (современные проблемы): Хроника / Хрущев С.В., Шлейфер А.А. // Вестн. спорт. медицины России. — 2012. — №1 С.65.
- Чимаров В.И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей в образовательных учреждениях // Образование и наука, 2013, № 1(3). С.87.
- Шешерина Г.А. Формирование ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС НОО в образовательном учреждении: Методические рекомендации/ Г.А. Шешерина, Н.К.Солопова, И.В.Кожевникова и др. – Тамбов:ТОИПКРО, 2012 – 94с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». — М.: Просвещение, 2004.-21с.
Сценарий Дня здоровья в школе
Открытое внеклассное общешкольное мероприятие
День здоровья «Путешествие на поезде «Здоровье»
План Дня здоровья:
– Звучит музыка о спорте, учащиеся школы собираются на День здоровья
– Организованный выход. Линейка открытия. Зарядка – флэшмоб. Получение командами маршрутных листов.
– Начало соревнований.
— Движение классов по маршрутным листам.
– Окончание соревнований
– Проведение классных часов о здоровом образе жизни.
— Километры здоровья.
– Построение на линейку. Награждение победителей
– Окончание Дня здоровья
Сценарий праздника День здоровья
«Путешествие на поезде «Здоровье» в 1 – 11 классах
Цель: показать незаменимую ценность здоровья человека, вызвать
желание сохранять и укреплять его.
Задачи:
— активизировать познавательную деятельность учащихся;
— пропагандировать здоровый образ жизни;
— заинтересовать учащихся изучением вопросов здоровья;
— развиватьтворческие способности ребят;
— способствовать укреплению связи школы с родительской общественностью.
Предварительная подготовка:
— написание сценария праздника;
— оформление зала, станций; привлечение к работе учителей и учащихся,
— классам даётся задание придумать название и девиз команды;
— подготовить название станций, задания для каждой станции, маршрутные
листы для команд.
Оборудование:
— плакаты и вывески для оформления зала, станций;
— литература по здоровому образу жизни;
-инвентарь для каждой станции.
Открытие Дня здоровья: спортзал, звучит музыка о спорте, построение обучающихся.
Ученик 1:
Чтоб с болезнями не знаться,
К докторам не обращаться,
Чтобы сильным стать и смелым,
Быстрым, ловким и умелым,
Надо с детства закаляться
И зарядкой заниматься.
Физкультуру всем любить
И со спортом в дружбе быть.
Ученик 2:Внимание! Внимание! Дорогие болельщики, спортсмены и судьи! Мы начинаем наш спортивный праздник.
Учитель: Сегодня мы проведем спортивные состязания, проверим свою ловкость и сноровку. Для того, чтобы соревнования прошли успешно, необходимо соблюдать правила игр, быть дисциплинированными, “болеть” за своих товарищей.Сейчас классам предоставляется возможность представить свою команду (название команды и девиз) и сказать, что для них значит слово «здоровье»(
— Здоровье – это когда тебе хорошо.
— Здоровье – это когда ничего не болит.
— Здоровье – это красота.
— Здоровье – это сила.
— Здоровье – это гибкость и стройность.
— Здоровье – это выносливость.
— Здоровье – это гармония.
— Здоровье – это когда утром просыпаешься бодрым и весёлым.
— Здоровье – это когда ты без труда можешь подняться на 4 этаж.
— Здоровье – это когда ты с радостью выполняешь любую необходимую
работу.
Учитель: Важно начинать любое спортивное мероприятие с разминки.
Флэшмоб (зарядка всей школы)
Учитель: Необходимо всегда заботиться о своем здоровье. Известный немецкий философ говорил: «Здоровый нищий счастливее больного короля».
Сегодня мы приглашаем вас совершить заочное путешествие на поезде «Здоровье», который будет останавливаться на 8-ми станциях. На каждой станции вам необходимо пройти испытания, получить наибольшее количество баллов и жетон-подсказку для поиска клада (как в известной игре «Форт Боярд»). К концу путешествия, в удачном случае, у вас должно быть 8 жетонов,
Желаем всем с пользой провести время. Ждём вас после путешествия по станциям и классных часовна закрытии Дня здоровья вспортивном зале(выдает маршрутные листы).
Маршрутный лист класса
№Название станции
№ кабинета
Баллы
Штрафные очки
Ответственные
Подпись
1.
Зелёная аптека
Кабинет №1
2.
Скорая помощь
Кабинет №2
3.
Вредные привычки
Кабинет № 3
4.
Спортивная
Спортзал
5.
Неболей-ка
Кабинет № 4
6.
Силачи
Спортзал
7.
Умники и умницы».
Кабинет № 5
8.
Станция «Прыг-скок».
Спортзал
Содержание станций
Оборудование: гербарий лекарcтвенных растений, картинки-иллюстрации.
Ответственный за станцию:Вы прибыли на станцию «Зелёная аптека».
При помощи зелёных растений можно вылечить многие болезни.
Вам нужно ответить на вопросы, за каждый правильный ответ – 1 балл. Время – 7 минут.
1) Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана,
сердечные болезни).
2) У каких растений в качестве лекарственного сырья используют плоды?
(Черника, шиповник, рябина, смородина, малина, облепиха).
3) Назовите ядовитые растения, которые в тоже время являются и
лекарственными. (Дурман обыкновенный, полынь, болиголов пятнистый, ландыш майский).
4) Почему в бане парятся именно берёзовым веником? (Листья берёзы
убивают болезнетворных микробов).
5) Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие
микробы, лечат от цинги, используют для успокаивающих ванн. Назовите
его… (Сосна).
6) У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы?
(Липа, календула, ромашка, пижма).
7) Назовите, какие ещё вы знаете лекарственные растения, и какие
заболевания можно с их помощью лечить.
Ответственный за станцию: Время закончилось. Получите жетон- подсказку (баллы и подпись).
За каждое название получите 1 балл.
2.Станция «Скорая помощь». Кабинет №2
1) Представьте, что вы в походе поранили ногу. Бинта с собой нет, при
помощи какого растения можно остановить кровотечение? (Подорожник,
тысячелистник, крапива).
2)Какие растения используют как жаропонижающие средства? (Малина,
лимон).
3)Какие растения используют для лечения нарывов? (Алоэ, каланхоэ,
подорожник, календула, капуста).
4)Какие растения используют для снятия зубной боли? (Чеснок).
5)Окажите первую доврачебную помощь при переломе руки.
6)Какую помощь нужно оказать человеку, если он получил отравление
угарным газом? (Вынести пострадавшего на улицу, дать питьё).
7)Какую помощь нужно оказать при тепловом и солнечном ударах.
3. Станция «Вредные привычки» № 3
1)Почему нельзя грызть кончик ручки? (Зубы будут неровными).
2)Почему нельзя курить? (Желтые зубы, запах изо рта, кашель ит.д.)
3)Как часто нужно мыть голову? (1 Раз в 5-7 дней).
4)Почему нельзя грызть ногти? (Под ногтями находятся возбудители
различных заболеваний).
5)Почему нельзя меняться одеждой, обувью, брать чужие головные уборы?
(Можно заразиться кожными, инфекционными, грибковыми заболеваниями).
6)Как влияет на здоровье и внешний вид человека алкоголь? (Расширяются
сосуды – красный нос, разные болезни развиваются).
7)Как можно догадаться, что человек употребляет наркотики? (Красный цвет
лица, зрачки расширенные, агрессивность, бледность, зрачки прыгающие).
4. Станция «Спортивная». Спортзал
Оборудование: магнитофон,гимнастическое бревно, маты, скамейки,
плакат «Вини себя за вид болезненный и хмурый,
Не занимаешься ты, видно, физкультурой».
Преодоление полосы препятствий (пройти по гимнастическому бревну, проползти по-пластунски по матам, перепрыгнуть через две скамейки последовательно, залезть на гимнастическую стенку и слезть, прыжками по кочкам к финишу). Передача эстафеты следующему участнику.
5.Станция «Неболей-ка». Кабинет № 4
1)Часто в зимнее время многие из вас болеют гриппом и простудными
заболеваниями. Какие меры профилактики гриппа вы знаете? (За каждый
пример – 1 балл)
2). Назовите болезни «Грязных рук» (Гепатит, желудочно — кишечные,
дизентерия).
3). Почему раньше аристократы в любое время года ходили в перчатках?
(Чтобы избежать заражения туберкулёзом или, как тогда называли, чахоткой,
а также других болезней «грязных рук»).
4). Почему сразу после занятий физкультурой нельзя пить холодную воду?
(Потому что резкое охлаждение на фоне общего разогревания организма
может вызвать ангину, катар верхних дыхательных путей).
5). Как избежать заболевания педикулёзом? (Мыть голову не реже 1 раза в
неделю, не пользоваться чужими расческами, чужой одеждой).
6). Почему нельзя гладить незнакомых собак и кошек? (Возможно заражение
яйцами глистов, лишаями, блохами).
7). Как избежать солнечного удара? (Носить головной убор).
6. Станция «Силачи»
Оборудование: маты, секундомер. На гимнастическом мате. В течение 1 минуты необходимо выполнить поднимание туловища
Количество раз
Сверх нормы
Количество баллов
1,4
2,3
5
6
7
8,10
9,11
7. Станция «Прыг-скок».
Секундомер, скакалка.
Прыжки со скакалкой за 1 минуту.
Участвует 3 человека от класса.
8. Станция «Умники и умницы». Кабинет № 5 Кроссворд, ручки (2 штуки).
КРОССВОРД
1. В корзину мяч забить мечтаем,
Но соперник нам мешает.
Мяч ведут рукой об пол
В игре известной ____________.
2. Под стеклом сижу,
Во все стороны гляжу,
В лес со мною заберёшься –
В пути не собьёшься.
3. Это что за молодец?
В бассейне плавает ____________.
4. Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился _________________.
5. От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети.
6. Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
— Не мешал бы ты игре.
Ты бы лучше отошёл,
Мы играем в _______________.
7. В соревнованиях участвовать
Каждый рад.
И ждут команды от судьи:
«На _________________ ».
8. Куда Ваня, туда мы.
Мы забава в дни зимы.
И отлично нынче мы
К башмакам привинчены.
9. Он не игрок, но спорить
С ним нельзя!
Свистит всех громче кто?
10. Кушай морковку, салат,
Апельсины …..
Спортсмену для силы нужны
_______________________.
11. Плывёт белый гусь —
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
Ответы
Километры здоровья
1-4 кл, 5-11кл.
После окончания соревнований классные руководители проводят классные часы по здоровому образу жизни, во время которых организаторами подводятся итоги, заполняются грамоты. Окончанием Дня здоровья считается линейка, на которой оглашаются итоги соревнований, команды победители получают грамоты.
Подведение итогов.
Учитель: Команды, для награждения равняйся, смирно! (награждение команд) Праздник “День Здоровья” подошёл к концу. Будьте все здоровы, берегите себя, дорогие ребята и взрослые!
«УТВЕРЖДАЮ»
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
________________ Н.И. Махова
«___ » 2018 г
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении Дня здоровья в МБОУ – Ильинской СОШ
Цель: показать незаменимую ценность здоровья человека, вызвать
желание сохранять и укреплять его.
Задачи:
— активизировать познавательную деятельность учащихся;
— пропагандировать здоровый образ жизни;
— заинтересовать учащихся изучением вопросов здоровья;
— развивать творческие способности ребят;
Предварительная подготовка:
— написание сценария праздника;
— оформление зала, станций; привлечение к работе учителей и учащихся,
— классам даётся задание придумать название и девиз команды;
— подготовить название станций, задания для каждой станции, маршрутные
листы для команд.
Оборудование:
— литература по здоровому образу жизни;
-инвентарь для каждой станции.
Время и место проведения.День здоровья проводится14сентября 2013 года в спортивном зале и кабинетах здания школы. Начало мероприятия в 9.00 ч. На время проведения Дня здоровья учащиеся освобождаются от учебных занятий.Общая продолжительность Дня здоровья до 3 часов.
Участники Дня Здоровья.Участвуют 5-9 классы,члены педагогического коллектива, родители.В спортивных соревнованиях принимают участие учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний на момент проведения Дня здоровья.Освобождённые учащиеся присутствуют на всех мероприятиях Дня Здоровья и выступают в качестве зрителей, болельщиков, принимают участие в интеллектуальных конкурсах.
Форма одежды: спортивная одежда, сменная обувь.
Программа и форма проведенияДня здоровьяразрабатывается учителем физической культуры совместно с организатором по воспитательной работе.
Организация проведения соревнований возлагается на учителя физической культуры, классных руководителей, организатора по воспитательной работе.
Учитель физической культуры участвует в подготовке классных команд для участия в спортивных соревнованиях и игровых мероприятиях в рамках Дня здоровья.
Организатор по воспитательной работе отвечает за подготовку призов для команд – победительниц, занявших 1, 2, 3 места.
Классные руководители доводят программу Дня здоровья до сведения учащихся не позднее одной недели до его проведения.
Классные руководители перед Днём здоровья проводят инструктаж по ТБ с последующей росписью учащихся в тетрадях инструктажа.
Программа мероприятия
1.Общее построение.
2. Представление команд (название команды, девиз)
3. Объяснение условий игры и раздача маршрутных листов.
4.Передвижение команд по станциям.
6. Подведение итогов. Награждение.
Члены жюри.В состав судейских команд входит учитель физической культуры, обучающиеся 10 класса:Доманина Ксения, Зырянов Дмитрий, Вахрамеева Ольга.
Ответственные на станциях.Обучающиеся 10 класса.
Награждение. Команда — победитель определяется в своей возрастной группе (5-6 классы и 7-9 классы) по сумме набранных баллов и награждается грамотой. При равном количестве очков победившей считается команда, набравшая большее количество очков в спортивных соревнованиях.
Маршрутный лист прохождения станций заочного путешествия на поезде «Здоровье»
п/п
Название станции
№ кабинета
Баллы
Штрафные очки
Ответственные ученики 10 класса
Подпись
1.
Зелёная аптека
Кабинет №28
Доманина Ксения
2.
Скорая помощь
Кабинет №22
Зырянов Дмитрий
Юрченко Дмитрий
3.
Вредные привычки
Кабинет № 24
Романов Алексей
Смоленкин
Никита
4.
Спортивная
Спортзал
Чередниченко Г.
Седлов Илья
5.
Неболейка
Кабинет № 27
Пяточенко Елена
Веденькова Юлия
6.
Силачи (КСУ)
Телецентр № 21
Афонченко А.
Галкин Максим
7.
Умники и умницы».
Кабинет № 29
Глазкова Диана
Вдовина Ольга
8.
Станция «Прыг-скок».
Фойе 1-го этажа школы
Соловьева Евгения
Вахрамеева Ольга
Вершина Ирина
10.09. 2013г
Директор школы: Саенко Г.В.
Зам. директора по воспитательной работе: Шуина Е.О.
Учитель физкультуры: Цвирко Р.В.
Методическая разработка: Организация и проведение Недели здоровья в начальной школе
Методические рекомендации «Организация Недель здоровья в начальной школе».
Н.В. Бородулина, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 городского округа-город Камышин Волгоградской области,
I. Пояснительная записка
1. Ключевые положения.
Во все времена проблема здоровья детей является актуальной. Сегодня это остро как никогда ранее, в связи с тенденцией к ухудшению здоровья детского населения.
СТАТИСТИКА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ (по данным Минздравсоцразвития России на ноябрь 2017г.)
Достичь необходимого уровня развития может только здоровый ребенок. Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной педагогики. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, исследователи Минздравсоцразвития России констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания.(8) Несмотря на немалые усилия, ориентированные на решение этой проблемы, в России наблюдается явная тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения, что уже приводит к общему снижению потенциала здоровья нации. На высшем уровне в последнее время поднимается вопрос физического развития детей и подростков. Приоритетным является детский спорт, но немалое внимание уделяется и системе воспитания здорового образа жизни в начиная с первых дней обучения в школе. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка.
Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья школьников и выработке правильных привычек, является специально-организованная деятельность. В нашей школе накоплен опыт реализации здоровье сберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов.
Принимая во внимание динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, было принято решение провести «Неделю здоровья» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальной школы.
Предлагаемый инновационный продукт разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В данном пособии представлены методические рекомендации по организации и проведению Недель здоровья в начальной школе без отрыва от учебной деятельности младших школьников. Предложены конспекты мероприятий, варианты вовлечения обучающихся, их родителей и педогогов в воспитательный процесс, направленный на пропаганду здорового образа жизни. В качестве дополнительного методического пособия продукт адресован педагогам-организаторам, учителям начальных классов, заместителям директора по воспитательной работе для оказания помощи в организации ежегодных Недель здоровья в образовательном учредении. Рекомендации составлены таким образом, что не требуют специальных условий для проведения Недели в любой образовательной организации.
Глоссарий.
Болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными и/или морфологическими изменениями.
Дыхательная гимнастика – комплекс дыхательных упражнений направленных на лечение, профилактику заболеваний.
Здоровье человека – состояние человеческого организма как живой системы, характеризующееся полной ее уравновешенностью с внешней средой и отсутствием каких-либо выраженных изменений, связанных с болезнью. Здоровый образ жизни – особый образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья. Принятие профилактических мер, с целью устранения причин и последствий болезней.
Предметная неделя — это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий — показывает не только возможности учащихся, она еще показывает возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма.
Рефлексивная акция — форма обратной связи от участников процесса
Тематическая неделя — это методика раннего развития, которая рассчитана на возраст детей от 1 года до 10 лет и заключается в построении обучения в игровой форме какой-либо одной темы в течение недели.
.
2. Аналоговый анализ.
Перечень материалов аналогичных представляемому | Краткая характеристика | Специфика данного инновационного продукта |
План мероприятий «Недели здоровья» https://multiurok.ru/files/plan-meropriiatii-nedelia-zdorovia.html | План мероприятий, составленный для проведения «Недели Здоровья» в школе для учащихся 1-9 классов. Только план мероприятий. | Не только детализированный план с учетом регламента времени, мест проведения, очередности мероприятий, но и сценарии конспекты мероприятий. |
https://nsportal.ru/sinitsyna-inna-modestovna https://infourok.ru/planirovanie-provedeniya-nedeli-zdorovya-v-shkole-613253.html | План мероприятий проведения «Недели Здоровья» в начальной школе Только план мероприятий | Включены не только мероприятия спортивной направленности. |
Организация и проведение Недели здоровья в образовательном учреждении. Косарева Татьяна Александровна, Полигошко Елена Александровна http://открытыйурок.рф/статьи/649262/ | Данная разработка посвящена методике организации и проведения тематической недели по пропаганде здорового образа жизни в образовательном учреждении 1-11 класс. Нет целевой направленности на обучающихся начальной школы. | Методические рекомендации, сценарии, конспекты для работы с младшими школьниками. Методика раскрывает современные технологии, подходы и методы работы с педагогическим коллективом, учащимися и родителями по вопросу здоровьесбережения. |
Методические рекомендации «Организация детской деятельности при проведении Недель здоровья в рамках годового оздоровительного проекта в детском саду» С.-П., 2016 Черненкова Н.В., Андрианова Ж.Б. https://docviewer.yandex.ru/view/22111340/?* | Неделя здоровья проводится в ГБДОУ № 69 «Марина» присмотра и оздоровления Красногвардейского района Санкт-Петербурга В данном пособии представлены методические рекомендации по разработке и проведению Недель здоровья в детском саду Очень большой объем и колличество планируемых мероприятий. Трудность проведения без отрыва от учебной деятельности.Нет целевой направленности на обучающихся начальной школы. | Материалы для проведения Недели здоровья в начальной школе. Представлен подробный план мероприятий на каждый день. |
Вывод: Аналоговый анализ выявил распространенную публикацию материалов в сети интернет по названию. Основным отличием инновационного продукта по содержанию можно считать, что пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В данном пособии представлены методические рекомендации по организации Недели в начальной школе без отрыва от учебной деятельности младших школьников. Предложен не только план мероприятий, но и конспекты мероприятий, варианты вовлечения обучающихся, их родителей и педогогов в работу Недели. Данный продукт универсален, поскольку может быть применен любым образовательным учреждением при наличии стандартного материально-технического и кадрового обеспечения.
- Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта:
Технические ресурсы: компьютер ( операционная система — Windows7-10; программное обеспечение Microsoft Office 2003,2007,2010 (Word, Power Point )
Спортивный инвентарь: мячи, обручи, скакалки, платочки, флажки и др;
Музыкальное сопровождение: МР3 диск с детскими песнями.
Мультфильмы о спорте и здоровье: «Ваше здоровье», «Здоровье начинается дома», «Ёжик и здоровье», «Азбука здоровья», «Как здоровье, братец Лис»; «Мойдодыр»; «Королева Зубная щетка», «Планета вредных привычек», «Будь здоровье»
Кадровые: Дополнительных кадров не требуется. Главными условиями для внедрения ИП в практику работы учреждения являются заинтересованность педагогического коллектива.
- Технология внедрения инновационного продукта:
Структура Недели
- Подготовительный этап
- Основной этап: Вводное мероприятие. Ежедневные мероприятия. Итоговое мероприятие.
- Этап анализа
Подготовительный этап
Неделя Здоровья является средством привлечения внимания учащихся к здоровому образу жизни. Для проведения Недели Здоровья в школе была создана группа, в которую вошли учителя начальных классов, учителя физической культуры, медицинский работник, психолог. Для проведения тематической Недели в образовательном учреждении разработано положение о проведении Недели Здоровья (Приложение 11), сценарий — детализированный план (Приложение 12) мероприятий с учетом регламента времени, мест проведения, очередности мероприятий, ответственных за проведение мероприятий.
Основной этап
Тематическая неделя построена таким образом, что каждый день начинают работать новые площадки или модули, где обучающиеся задействованы как всем классом, так и индивидуально.
План Недели Здоровья
ПОНЕДЕЛЬНИК
1.Линейка открытия Недели здоровья «Здоровым быть — здорово!» (Приложение 1)
2.Открытие Лестницы Дружбы. (Приложение 2)
3.Получение заданий.
4.Выборы комитета чистоты.
ВТОРНИК
1.Спортивные состязания «Весёлые старты»
2.Акция комитета чистоты. «Самый чистый класс!»
3.Беседа «Лекарственные растения в нашей жизни». (Приложение 3)
4.Рефлексивная акция «ПОЖИРАТЕЛЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ и ДАРИТЕЛЬ РАДОСТИ». (Приложение 4)
СРЕДА
1.Конкурс «Карусель весёлых физминуток». (Приложение 5)
2.Оформление книги «Пословицы и поговорки о здоровье». (Приложение 6)
3.Рейд комитета чистоты «Мой внешний вид — лицо школы».
ЧЕТВЕРГ
1.Классный час «Здоровым быть не трудно». (Приложение 7)
2.Большая перемена «Переменка здоровья». (Приложение 8)
3.Открытие СТЕНЫ УЛЫБОК.
ПЯТНИЦА
1.Конкурс рисунков, плакатов, стенгазет «Здоровым быть – здорово!»
2.Большая перемена «Переменка здоровья».
3. Игра « Следопыт». (Приложение 9)
СУББОТА
- Викторина «Лекарственные растения» (Приложение 10)
ПОНЕДЕЛЬНИК
- Итоговое мероприятие. Линейка закрытия недели. Награждение.
Этап анализа
Ежедневно проводилось методическое совещание с целью анализа результатов проведения мероприяти. Готовится отчет по итогам Недели Здоровья (количество проведенных мероприятий, качество их проведения, сценарий, протоколы проведенных мероприятий, фотографии, стенгазеты, информация на сайте ОУ).
- Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационного продукта.
1. Педагоги нашей школы стали более активно применять современные технологии, позволяющие сохранить и укреплить здоровье участников образовательного процесса.
2. Учащиеся образовательного учреждения будут более осознанно подходить к вопросам сохранения и укрепления собственного здоровья, соблюдения режима дня, режима питания, личной гигиены.
3. Увеличилось количество учащихся, посещающих спортивные секции, самостоятельно занимающихся физкультурой.
4. Повысился уровень знаний учащихся о здоровом образе жизни, о способах психологической защиты от вредных привычек.
5. Проведение « Недели здоровья», посвященной здоровому образу жизни стало традицией начальной школы.
6. Родители обучаючащихся приняли активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках Недели Здоровья. Увеличилось количество семей, практикующих активный семейный отдых.
- Возмоные сложности сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления.
Основной проблемой проведения Недели Здоровья в начальной школе считаю сложность в совмещение полноценного учебного процесса и запланированных мероприятий Недели. Поэтому мы старались регламинтировать время работы площадок, использовали модули, в которых обучающиеся задействованы всем классом, группой и индивидуально, привлекали родителей для оформления тематических стендов и площадок.
Литература
- Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
- Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
- Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 — 2003, с.57.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
Интернет-ресурсы
- https://nsportal.ru/sinitsyna-inna-modestovna
- https://infourok.ru/planirovanie-provedeniya-nedeli-zdorovya-v-shkole-613253.html