Мотивация здорового образа жизни | Блог о здоровье
Автор: Татьянка Московская Рубрика: ЗдоровьеМотивация здорового образа жизни
Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать сформирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.
Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов — возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. Опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создают соответствующую мотивацию (целенаправленную потребность) и установку (готовность к деятельности) на здоровье подобно тому, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Назовем главные из них:
Мотивация самосохранения: человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет;
Мотивация получения удовольствия от здоровья: эта простая гедоническая (наслажденческая) мотивация, ибо ощущение здоровья приносит радость. Чтобы испытать это чувство, человек стремится быть здоровым. Например, дети и подростки любят бегать, прыгать, танцевать, так как эти занятия улучшают кровообращение в организме, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой. По мере взросления эти занятия перейдут в привычку, которая непременно будет доставлять удовольствие, поскольку результатом будет не только хорошее настроение, но и физическое совершенство. Важно не переусердствовать в этом;
Мотивация самосовершенствования: выражается в осознании того, что, будучи здоровым, можно подняться на более высокую ступень общественной лестницы. Эта мотивация весьма существенна для выпускников средних и высших учебных заведений, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех;
Мотивация маневрирования: она сводится к тому, что здоровый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе. Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным независимо от внешних условий;
Мотивация сексуальной реализации формулируется так: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии». Сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья. А молодому человеку архиважно быть сексуально привлекательным;
Мотивация достижения максимально возможной комфортности, сущность которой сводится к тому, что здорового человека не беспокоит физическое и психологическое неудобство.
Люди, у которых все мотивации одинаково значимы, встречаются крайне редко. Более того, непомерная озабоченность такого человека своим здоровьем дает повод задуматься: а не слишком ли он занят проблемами здорового образа жизни и не приобрела ли эта озабоченность болезненный характер?
В течение жизни человек испытывает разные мотивации. В юношеском возрасте ведущими являются мотивы сексуальной реализации, самосовершенствования, маневрирования. Если юноша или девушка курит, то для них не годится такой мотив, как угроза здоровью в будущем, ибо будущее для них — это завтра, ближайшее воскресенье, конец семестра, а удовольствие — сейчас и здесь. Не подходит для них и ссылка на этнокультурные требования, поскольку этот мотив для них незначим. Более того, нарушая его, молодые люди испытывают удовольствие, считая, что таким образом они самоутверждаются. В этом возрасте мотивация сексуальной реализации уже сформировалась и может сыграть положительную роль в профилактике злоупотребления алкоголем, наркотиками и табакокурением, если умело доказать его пагубное влияние на сексуальную потенцию у юношей и детородную функцию у девушек.
Наблюдения показывают, что для молодых людей иногда теряет значимость мотивация самосохранения. Здоровье и сила мешают им быть осторожными в опасных ситуациях. Они считают: «Это может случиться с кем угодно, только не со мной!». Именно слабое чувство ответственности за свое поведение служит основной причиной венерических заболеваний после случайных интимных контактов, причиной втягивания в наркоманию, пьянство, ведущее к алкоголизму. Молодым людям в возрасте 18-25 лет кажется, что ресурс их личного здоровья не ограничен. Но это ошибка. Постарайтесь уберечься от нее — призывают ученые.
Есть ли мотивы здорового образа жизни у студентов?
Исследования показали, что студенты, как и старшеклассники, понимают ЗОЖ, в основном, как следование хорошо известным положениям: «Больше двигаться!», «Беречь нервы!», «Закаляться!», «Не пить!», «Не курить!», «Не употреблять наркотики!» и т.д. Однако перечисленные положения не стали для многих руководством в поведении. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по ЗОЖ насаждаются в назидательной, категоричной форме и не вызывают у молодых людей положительных эмоций; во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни; в-третьих, средства массовой информации в привлекательной форме рекламируют (культивируют) нездоровый образ жизни; курение сигарет и неумеренное употребление пива расцениваются как престижные атрибуты молодежной (и не только молодежной) субкультуры.
В связи с этим формирование мотивации ЗОЖ у школьников и студентов требует усилий. Поскольку эффект этих усилий проецируется на будущее и не каждый в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы воспитания и образования на формирование у учащихся культуры здоровья. Начинать надо с формирования установки на здоровый образ жизни.
Установка на здоровый образ жизни
Самые энергичные усилия врачей и педагогов не могут гарантировать нам здоровья. Никто не может за нас сделать зарядку, вовремя расслабиться, отказаться от лишней рюмки и сигареты. Чтобы быть здоровым, надо захотеть стать им. Для этого следует вести здоровый образ жизни. Чтобы заставить себя вести здоровый образ жизни, необходимо создать установку на здоровый образ жизни.
Установка — это готовность человека к определенному действию или к определенному восприятию окружающей действительности. Установка — более высокая психологическая инстанция, чем мотивация, — формируется на основе мотивации и непосредственно корректируется системой ценностей, поэтому одни и те же мотивы у разных людей могут дать начало различным установкам, зависящим от системы ценностей индивида.
Побудить людей вести ЗОЖ — трудная, можно сказать, непосильная задача. Можно объяснить человеку необходимость каких-то действий, но очень трудно заставить его действовать. С этим постоянно сталкиваются в своей профессиональной деятельности и врачи, и наркологи, и педагоги. Согласно законам психологии, мы склонны повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие, и избегаем поступков, влекущих за собой неприятности. К сожалению, последствия здорового или нездорового поведения часто считаются не связанными с ним. Более того, вредные для здоровья действия могут давать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу ЗОЖ требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Как можно создать эту заинтересованность и готовность (установку) вести здоровый образ жизни?
В общем плане для установки любой формы поведения необходимы два момента: цель должна восприниматься как стоящая усилий и достижимая. Можно выделить по крайней мере четыре фактора, существенных для установки на здоровый образ жизни:
- знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему;
- желание быть хозяином своей жизни — вера в то, что здоровое поведение в действительности даст положительные результаты;
- положительное отношение к жизни — взгляд на жизнь как на праздник, которым нужно наслаждаться;
- развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить жизнь.
Создать установку (готовность) на ЗОЖ еще недостаточно. Главное — реализовать ее. Это одна из важнейших целей жизни человека (и, конечно, студента), ибо она определяет здоровое поведение на многие годы. Однако побудить себя вести здоровый образ жизни может оказаться сложной задачей, потому что вредные привычки глубоко укореняются и от них бывает трудно отказаться.
Справиться с этими трудностями поможет следование простым рекомендациям:
Ставьте перед собой конкретные, реальные цели. Прежде всего определите, чего именно в отношении вашего здоровья вы хотели бы добиться. Поставьте перед собой реальную цель. Ее достижение придаст вам уверенность, необходимую в дальнейшем. Не стремитесь сразу решить какую-нибудь серьезную задачу. Если, например, вам нужно сбросить вес, постарайтесь сначала похудеть на 1 кг, чего добиться не слишком трудно. Когда у вас это получится, поставьте следующую цель — сбросить еще 3 кг и т.д. Как и во всех человеческих начинаниях, успех порождает успех.
Будьте готовы к тому, что достижение цели требует времени. Вы должны понимать, что достижение стоящей цели всегда сопряжено с определенными трудностями. Если на этом пути вы делаете два шага вперед и один назад, вы все же движетесь в нужном направлении. Но если этот вынужденный шаг излишне драматизировать, вряд ли вы достигнете своей цели. Лишь очень немногим удается в жизни решить какую-то важную задачу, ни разу не отступая назад. Будьте оптимистами, помните, что совершенство — в принципе недостижимая цель.
Вознаграждайте себя. Один из важнейших законов психологии гласит, что закрепляется лишь тот вид поведения, за которым следует подкрепление. Конечно, крепкое здоровье — лучшая награда для человека за отказ от вредных привычек, но эта награда, как правило, слишком далеко отстоит во времени от хорошего поступка, чтобы служить ему подкреплением. То, что вы не заболели раком через 10 лет после того, как бросили курить, безусловно, замечательно, но это не тот вид вознаграждения, который может укрепить ваше намерение не курить. Делайте себе приятное, вознаграждайте себя за самые скромные успехи: за избавление от 2 кг лишнего веса, за неделю регулярных занятий физкультурой, за месяц без алкоголя. Наградой должно служить то, что доставляет вам удовольствие. Это может быть новый компакт-диск, книга, джемпер или что-то совсем другое, что вам действительно нравится. Для более крупных достижений на пути к здоровому образу жизни можно придумать и более существенную награду.
Сделайте готовность к здоровому образу жизни устойчивой. Все мы знаем людей, которые, стремясь укрепить здоровье, ненадолго меняли поведение, а затем возвращались к старым привычкам. Чтобы поддерживать в себе настрой на достижение благополучия в течение длительного времени, следует, во-первых, сконцентрироваться на ощущении хорошего настроения, т.е. чаще думать о том, насколько вы стали здоровее теперь, когда вы делаете зарядку, правильно питаетесь, не курите и т.д., и во-вторых, использовать положительные примеры (подкрепление). Известно, что многие наши вредные привычки — результат влияния окружающих. Редко кто в одиночестве выпивает свою первую рюмку, выкуривает первую сигарету или впервые пробует наркотик. Почти всегда эти виды поведения спровоцированы поведением других. Поощрение и поддержка друзей, семьи могут обеспечить эффективное подкрепление желательного результата. Хорошо бы найти среди ваших однокашников, друзей, сослуживцев тех, кто тоже желает, например, бросить курить, похудеть или заниматься физкультурой. Совместными усилиями это делать легче, поскольку в группе вы поддерживаете друг друга
Интересные записи :
tatiankin-blog.ru
Формирование мотивации к здоровому образу жизни
В статье рассказывается об аспектах здорового образа жизни, приведены аналитические данные диагностики по формированию ЗОЖ, принципах его формирования и мотивации сохранения здоровья у студентов.
Формирование мотивации к здоровому образу жизни
Кондрашкина Оксана Владимировна,
социальный педагог
ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж
им. И.Т. Карасева»
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение.
Что лежит в основе таких страшных явлений нашей жизни, как особая жестокость подростков, которые собравшись в группы, утрачивают всякое ощущение ценности чужой жизни и здоровья, избивая и убивая, только за то, что кто-то не хочет отдать свой телефон, имеет не такой, как у них, цвет кожи, разрез глаз, говорит на другом языке? Что лежит в основе чудовищного пренебрежения друг к другу на наших дорогах, огромного количества суицидов среди молодёжи? При кажущейся разнородности этих явлений их причина одна — отсутствие какого бы то ни было уважения к чужому и собственному здоровью, к чужой и своей жизни.
Важно с детства привить человеку привычку к здоровому образу жизни, который напрямую связан с его здоровьем -это одинаково важно для обеих сторон учебного процесса и обучающихся, и преподавателей.
Так что же такое «мотивация на здоровый образ жизни»?
На первый взгляд – это формирование индивидуальной системы разумного поведения человека: оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие болезней и вредных привычек.
Забота о здоровье, его укрепление – должны стать ценностными мотивами, формирующими, регулирующими и контролирующими образ жизни.
Формирование мотивации на здоровый образ жизни у обучающихся — это создание личностно развивающей образовательной среды, формирующей систему ценностных ориентаций и установок активной жизненной позиции, позитивной мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию, принятию ответственности за свою судьбу, заинтересованности в поддержке собственного здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни — это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой; если говорить конкретнее, то речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.
Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.
Формирование мотивации здоровья должно базироваться на двух важных принципах: возрастном и деятельностном.
Первый принцип гласит: воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства.
Второй принцип утверждает: мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. На этом принципе была основана вся социальная эволюция человека. Человечество жизнедействовало, учась жизнедействию исключительно на своем опыте.
На основе этой осознанной мотивации и формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами:
— мотивация самосохранения — формулировка этого мотива сводится к тому, что человек не совершает того или иного действия, т.к. он знает, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет.
— мотивация подчинения этнокультурным требованиям — полезные привычки передавались от поколения к поколению в виде требований или традиций определенного этноса. Например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований, человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально оборудованных для этого. Нарушение этих норм чревато негативными последствиями.
— мотивация получения удовольствия от здоровья — дети и подростки любят бегать, прыгать, танцевать, т.к. эти занятия улучшают в их организме кровообращение, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой.
— мотивация возможности самосовершенствования — формулировка: «Если я буду здоров, я могу подняться на более высокую ступень общественной лестницы». Эта мотивация весьма существенна для выпускников, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех!
— мотивация возможности маневрировать — формулировка: «Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в сообществе и свое местоположение». Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным, независимо от внешних условий.
— мотивация возможности сексуальной реализации — формулировка: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии». Сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья. А как важно быть сексуально привлекательным! А если ты молод, это архиважно!
—мотивация достижения максимально возможной комфортности -формулировка: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое
неудобство».
В Многопрофильном колледже им. И.Т. Карасева выполнен ряд исследований, в которых мотивация на здоровый образ жизни рассматривается как интегративная характеристика, ядро направленности личности обучающегося на жизнедеятельность с позиции ценностей здоровья и является приоритетной целью образования. Анализ ответов обучающихся первого курса на вопросы предложенной анкеты показал, что обучающиеся понимают важность сохранения и укрепления собственного здоровья и выявил такие проблемы, как:
— отсутствие знаний об индивидуальных особенностях своего организма, не позволяет построить рациональный режим жизни (включая режим дня, двигательной активности, питания, психофизической тренировки, закаливания, выбора профессии, вида спорта и других, важнейших для человека сторон его жизнедеятельности).
— низкая мотивация на здоровую жизнедеятельность, так как у подростка не создается представление о жизненных приоритетах. Недостаточный уровень знаний о путях достижения здоровья в повседневной жизни отодвигает роль этого приоритета в пользу других. При этом слабо прогнозируются отдаленные последствия такой жизни, сопровождаемой постепенным накоплением в организме признаков нарушений здоровья.
— низкий уровень знаний о здоровом образе жизни, средствах и методах его достижения, приводит к тому, что человек не умеет оценить уровень своего здоровья, свое состояние в настоящий момент и в зависимости от этого — определить для себя оптимальный режим жизнедеятельности. Обучение здоровому образу жизни должно проходить красной нитью в течение всей жизни человека.
Таким образом, только формирования установки (готовности) вести здоровый образ жизни недостаточно. Необходимо реализовать эту установку. Это – одна из важнейших целей жизни обучающегося, ибо она определяет здоровое поведение на многие годы.
Здоровьесберегающие технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые ориентированы на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представлений о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни.
Хочется верить, научившись ценить и беречь своё здоровье, обучающиеся в нашем колледже будут внимательнее относиться к окружающим их близким и даже незнакомым людям, никогда не пройдут мимо человека, попавшего в беду, и будут твёрдо убеждены в неприкосновенности как собственного, так и чужого достоинства и благополучия.
pedsovet.org
Формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
УДК 371.72-053 «465.06/.11»
ББК 4420.055+4420.061 ГСНТИ 14.25.05 Код ВАК 13.00.01
С. Н. Малафеева
Н. А. Вершинина
Екатеринбург, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Рассматриваются основные подходы к понятиям «мотив» и «мотивация», их роли в формировании здорового образа жизни с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся. Приведены результаты анкетирования.
Ключевые слова: мотив; мотивация; здоровый образ жизни; здоровье; младшие школьники.
Сведения об авторе: Малафеева Светлана Николаевна, кандидат биологических наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и ва-леологии, Институт специального образования.
Место работы: Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург).
Сведения об авторе: Вершинина Наталья Александровна, ассистент кафедры анатомии, физиологии и валео-логии, Институт специального образования.
Место работы: Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург).
Контактная информация: 620017, к. 328.
E-mail: [email protected].
Проблема мотивации и мотивов поведения человека, в том числе в сфере сохранения своего здоровья,
© Малафеева С. Н., Вершинина Н. А., 2014
S. N. Malofeeva N. A. Vershinina
Ekaterinburg, Russia
FORMATION OF MOTIVATION FOR HEALTHY LIFESTYLE IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN
Abstract The article deals with the basic approaches to the concepts “motive” and “motivation” as well as their role in the process of formation of healthy lifestyle with the purpose of maintenance and strengthening of the health of schoolchildren. The results of the survey are presented.
Key words: motive; motivation; healthy lifestyle; health; primary schoolchildren.
About the author: Malafeeva Svetlana Nikolaevna, Candidate of Biology, Professor, Head of Department of Anatomy, Physiology and Valeology, Institute of Special Education.
Place of employment: Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
About the author: Vershinina Natalia Aleksandrovna, Assistant Lecturer of Department of Anatomy, Physiology and Valeology, Institute of Special Education.
Place of employment: Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26,
рассматривается в работах психологов, педагогов, физиологов (В. Г. Асеев, П. В. Симонов, М. Ш. Магомед-Эми-
нов, А. Маслоу, X. Хекхаузен, И. П. Павлов, П. К Анохин, К. В. Судаков).
К одной из основных проблем изучения мотивации во всех видах деятельности можно отнести отсутствие единого подхода к самому понятию «мотивация» и исследованию данного явления.
Ряд исследователей (К. Мадсен) рассматривает мотивацию как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, как совокупность мотивов (К. К. Платонов, М. В. Матюхина, В. Г. Асеев и др.), как побуждение, вызывающее активность организма, как сложную систему отношений, побуждений, мотивов, потребностей, интересов, идеалов, стремлений, которые определяют направление активности человека [Цит. по: 9, с. 21]. Мотив деятельности выступает как материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает в роли смысла деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний и связан с эмоциями. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Таким образом, мотив является ключевым понятием деятельности и напрямую связан с мотивацией.
П. К. Анохин и К. В. Судаков отмечают, что мотивация определяет энергетическую силу целенаправленной деятельности человека и тесно связана с формированием таких последовательно развертывающихся стадий центральной архитектоники поведенческих актов,
как афферентный синтез, принятие решения, предвиденье потребных результатов [14, с. 77]. С физиологической точки зрения мотивация представляет собой активное состояние мозговых структур, побуждающее человека совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей. Мотивация, таким образом, является ведущим компонентом системной организации деятельности человека, в том числе и связанной с сохранением и укреплением своего здоровья.
Следует отметить, что зачастую авторы отождествляют мотивацию и мотивы, потребности, влечения. Так, Г. К. Зайцев понимает под мотивацией к здоровому образу жизни (ЗОЖ) потребность в здоровье, Л. Г. Татарникова, Н. Н. Куин-джи — осознание ценности здоровья, комплекс мер, направленных на появление у детей стремления соблюдать все правила и нормы здорового образа жизни [5; 7; 15]. В. Г. Леонтьев говорит о том, что понятие мотивации значительно шире и должно рассматриваться как иерархизированная динамическая мотивационная система, в которой потребности, мотивы и цели определенным образом соподчинены, взаимосвязаны и взаимообусловлены, т. е. составляют «мотивационную сферу» человека [9, с. 19]. С этой точки зрения, мотивация к ведению здорового образа жизни у учащихся может быть связана с другими мотивациями, на-
пример мотивацией к благополучию, подчинению общественным требованиям, одобрению со стороны взрослых.
Многие авторы (И. Е. Мельникова, В. С. Быков, В. Г. Каменская и др.) отмечают, что формирование мотивации, в том числе и к здоровому образу жизни, происходит в первые пятнадцать лет жизни, т. е. в основном в период обучения в школе [Цит. по: 16, с. 103]. Становление мотивационно-потреб-ностной сферы в данный возрастной период является особенно значимым для развития личности ребенка. В то же время системообразующим фактором мотивационной сферы ребенка являются общественные отношения, особенно если он сам их создает и непосредственно в них включен [Цит. по: 1]. Для младших школьников такие общественные отношения прежде всего связаны с семьей и школой, сверстниками и формируют мотивационное ядро личности ребенка в отношении к своему здоровью. Школа — это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья учащихся и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи и становится не менее приоритетной чем, обучение [8, с. 7].
Таким образом, формирование мотивации к ЗОЖ является важным условием успешной деятельности не только по сохранению, укреплению и развитию здоровья детей, но также по полноценному формированию их личности.
Система непрерывного образования (детский сад — школа — вуз), сопровождающая человека на всем его жизненном пути, содержит необходимые предпосылки для формирования ответственного отношения к здоровью, активной мировоззренческой позиции, здорового образа жизнедеятельности и в целом валео-логической культуры личности.
В то же время необходимо отметить, что проблема формирования, сохранения, укрепления здоровья детей в период обучения в общеобразовательной школе является одной из наименее решенных в настоящее время.
Это связано как с отсутствием единого подхода к самому понятию «мотивация к здоровому образу жизни», единой системы ее формирования в рамках образовательных учреждений, так и с противоречиями, которые возникают между современными требованиями к процессу обучения и необходимостью не только сохранить, но и укрепить здоровье детей в ходе обучения в школе. Сама образовательная среда в силу различных причин представляет риск для здоровья подрастающего поколения вследствие высокого объема учебных и внеучеб-ных нагрузок, интенсификации процесса обучения, а также дефицита времени для усвоения информации. Эти психотравмирующие факторы, в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывают выраженное стрессорное воздействие на развивающийся организм.
Если в 1998 г. к I группе здоровья, т. е. к абсолютно здоровым, относилось 4,8 % обследованных учащихся младших классов, то в 2008 г. — всего 1,8 %, в 2012 г. —
1,7 % Численность детей, страдающих хроническими заболеваниями и относимых к III или IV группе здоровья, в 2008 г. оказалась выше на 4,7 % по сравнению с 1998 г. Общая заболеваемость детей до 14 лет за период с 1997 по 2012 г. выросла на 54,5 % (со 154 тыс. до 239 тыс. болезней на 100 тыс. населения), а значит, на каждого ребенка (независимо от пола) приходится 2,3 зарегистрированной болезни в год [10]. Следствием этого является большая физиологическая стоимость школьных нагрузок, приводящая к возникновению утомления и снижению числа абсолютно здоровых детей уже в процессе обучения. Так, например, по данным В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой, М. И. Степановой, И. К. Рапопорта, П. И. Храмцова, И. В. Звездиной, Л. Ф. Бережкова и др. в первом классе в начале года среди школьников 17,3 % детей относятся к I группе здоровья, в конце первого года — лишь 4,3 % [8, с. 7].
Ряд авторов (Д. С. Надеждин, Е. В. Иващенко, В. Н. Турчинский и др.) отметили, что адаптационные показатели сопровождаются низким уровнем адаптационных и социометрических возможностей, снижением функциональных резервов организма у каждого третьего первоклассника в начале обучения [Там же, с. 8].
И. Е. Мельникова выявила интересный факт, отмеченный рядом психофизиологов (А. С. Дамадаева, Г. Д. Бабушкин, А. П. Шумилин, В. Д. Лобашев): мотивация, а главное, степень ее выраженности будут определять степень мобилизации резервных возможностей организма при действии неадекватных факторов среды [12, с. 52]. Кроме того, в начальной школе трудности для учащегося могут представлять значительные эмоциональные и умственные нагрузки, высокая интенсивность учебного процесса, несоответствие требований учебной программы возрастным и индивидуальным возможностям ребенка.
Таким образом, формирование устойчивой мотивации к ЗОЖ у учащихся младших классов не только позволит снизить риск влияния негативных факторов окружающей школьной среды, но и в дальнейшем повысит эффективность адаптации к учебному процессу.
В различных литературных источниках (Р. Д. Гаджиев, О. Ю. Кам-кина, В. Р. Кучма, С. В. Савинова, Л. Г. Татарникова и др.) указывается, что целью деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса по сохранению здоровья учеников является осознание каждым учащимся индивидуальных потребностей и особенностей развития: лишь на их основе возможно создание индивидуального здорового образа жизни. Г. К. Зайцев считает, что эта цель может быть достигнута с помощью внедрения разумного сочетания психолого-
педагогического, медико-биологического и экологического воспитания и образования в рамках системы формирования мотивации
к здоровому образу жизни у детей школьного возраста [5].
Исходя из вышеизложенного, определяется роль учителя по формированию мотивации к ЗОЖ. Его деятельность должна базироваться на общепедагогических принципах целостности, т. е. в рамках единого процесса обучения, воспитания и формирования личности.
Л. И. Божович отмечает, что всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в ненасыщаемую познавательную потребность [3]. При формировании мотивации здорового образа жизни школьников необходимо опираться на данную потребность, актуализировать ее, сделать более четкой и осознанной. Принцип сознательности и активности предполагает осознание собственной ответственности и активное участие самого ребенка в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих. Как указывает Е. Б. Черникова, без актуализации потребности в знаниях о здоровом образе жизни невозможен переход к другим, более активным формам побуждений, например к постановке целей. Потребность в здоровом образе жизни не может возникнуть при отсутствии умения у школьников ставить самостоятельные цели, например желания быть здоровым; умения осознавать свои цели и соотносить их с мотивами деятельности, в кото-
рую эти действия включены, также является важным условием формирования мотивации [17, с. 13.]
К. В. Судаков отмечает: чем более обучен организм, тем меньше этапных действий он совершает на пути удовлетворения своих потребностей, тем богаче его аппарат акцептора действия и тем успешнее удовлетворение возникшей потребности. Соответственно школьников необходимо обучать способам удовлетворения потребности в здоровом образе жизни [14].
Кроме вышеуказанных принципов, необходимо учитывать принцип доступности и индивидуального подхода, предполагающий учет возрастных, гендерных, физиологических и психологических особенностей школьников при отборе содержания, методов, форм и средств формирования мотивации ЗОЖ.
Как отмечают некоторые авторы (Е. Б. Черникова, В. С. Шаро-мова, И. Р. Алтунина, Р. С. Немов), для достижения успеха при развитии мотивации здорового образа жизни школьников учителю необходимо учитывать сложное строение мотивационной сферы ребенка, поскольку она представляет собой динамическую, постоянно меняющуюся противоречивую структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего, доминирующего мотива занимает то одно, то другое побуждение — в зависимости от условий образа жизни, обстоятельств общения с окружающими, возраста, пола ит. д. [1; 17; 18].
Такие авторы, как Р. Д. Гад-жиев, С. В. Савинова, предлагают принцип комплексности, сводящийся к вовлечению всех институтов социализации ребенка и координации их деятельности (участие школы, семьи, окружения ребенка). Кроме того, авторы указывают, что формирование положительной мотивации младших школьников к здоровому образу жизни и воспитание ответственного отношения к здоровью зависит от правильного взаимодействия школы и семьи, от целенаправленно организованной совместной работы родителей, учителей начальных классов и медицинских работников [4; 13].
Немалую роль, как указывают
В. М. Кравченко и О. Ю. Камакина, в формировании мотивированной потребности в здоровье играют интересы и потребности семьи, формирующие отношение детей к здоровью как к одной из главных ценностей. При этом отношение к здоровью матери оказывает влияние на когнитивный и ценностный компоненты, отношение отца — на эмоционально-волевой и деятельностный компоненты отношения к здоровью младшего школьника. Стиль воспитания отцов больше влияет, чем стиль воспитания матерей, на формирование отношения к здоровью у детей данной возрастной группы [6].
На наш взгляд, формирование мотивации к ЗОЖ в рамках учебновоспитательного процесса возможно как через учебные дисциплины биологического цикла («Природоведение», «Окружающий мир»,
«Безопасность жизнедеятельности», «Биология»), так и во внеурочное время.
Как считает В. С. Шаромова, наиболее часто при исследовании мотивации к ЗОЖ применяются проективные методики и анкетирование. В тех и других случаях о мотивации можно судить по высказываниям испытуемого, что помогает с определенной долей уверенности установить наличие или отсутствие, характер и выраженность той или иной мотивации [18, с. 182].
Для установления сформированное™ мотивации у младших школьников к здоровому образу жизни нами была разработана анкета, которая включала вопросы, касающиеся отношения школьников к факторам, влияющим на состояние здоровья.
Анкетирование было проведено в период 2010—2013 гг. с учащимися 2—4-го классов школ г. Екатеринбурга. Всего обследовано 298 школьников в возрасте 8—12 лет: 165 девочек и 133 мальчика (табл.).
Таблица
Распределение испытуемых по полу и возрасту
Возраст, лет Пол
мальчики девочки
8 24 17
9 34 44
10 37 55
11 26 27
12 12 22
Всего опрошено 133 165
На вопрос анкеты о том, какие привычки вредны для здоровья,
92,5 % мальчиков и 90,9 % девочек считают, что курение является самой пагубной привычкой для здоровья. Следующей по значимости привычкой у мальчиков считается низкая двигательная активность (78 %), а у девочек (83 %) — недосыпание; 58,6 % школьников и
64,8 % школьниц отмечают, что нерегулярное питание имеет большое значение в ухудшении состояния здоровья. Об отношении младших школьников к вредным привычкам можно судить по следующим ответам.
Среди учащихся младших классов не пробовали курить
93.2 % респондентов мужского пола и 98,2 % — женского пола; пробовали курить 6,7 % школьников и только 1,8 % школьниц (рис. 1). Следует отметить, что все дети начальных классов, пробовавшие курить, отказались от этой вредной привычки.
На вопрос о подверженности учащихся младших классов влиянию со стороны друзей и сверстников в отношении курения ответили отрицательно 89,4 % мальчиков и
95,7 % девочек, положительно —
5.2 % мальчиков и 4,2 % девочек; около 5 % опрошенных не уверены в своем ответе.
Следует отметить положительное отношение учащихся начальной школы к запрету на курение в общественных местах. Поддерживают запрет 75,9 % учеников и 87,8 % учениц. Относятся отрицательно и затрудняются с ответом
24,1 % мальчиков и 12,2 % девочек. Большинство детей считает, что курение является вредной привычкой, вызывающей привыкание, о чем свидетельствуют ответы 87,2 % школьников и
93.9 % школьниц.
Не менее пагубной привычкой является употребление алкогольных напитков. На вопрос анкеты «Пробовал ли ты алкоголь?» ответили утвердительно 38,3 % респондентов мужского пола и 34,5 % женского пола; только чуть более 60 % отвечавших обоего пола не пробовали алкоголь (рис. 2).
На вопрос о зависимости употребления алкоголя от влияния друзей и сверстников ответили «да»
13,5 % мальчиков и только 2,4 % девочек. Не подвержены влиянию в вопросе употреблении алкоголя
84.9 % учеников и 97,6 % учениц младших классов.
Двигательная активность является важным условием полноценного физического, психического и интеллектуального развития организма учащихся младших классов. На вопрос «Как часто ты делаешь утреннюю гимнастику?» среди мальчиков ответили, что делают ее ежедневно, 23,3 % опрошенных, нерегулярно занимаются — 52,6 %, никогда — 24 %. Среди девочек утреннюю гимнастику делают ежедневно 36,3 %, иногда — 55,1 %, не делают ее вовсе — 7,8 %. Физическими упражнениями, помимо физкультуры в школе, регулярно занимаются 73,6 % респондентов-маль-чиков и 74,5 % девочек; остальные учащиеся этим не занимаются.
І 40
Ш Мальчики Ш Девочки
Не пробовали курить Пробовали курить
Рис. 1. Количество школьников, пробовавших курить
Не пробовали алкоголь Пробовали алкоголь
Рис. 2. Количество детей, пробовавших алкоголь
Что касается осведомленности школьников в вопросах о вредных привычках, преимуществах правильного питания, регулярной дви-
гательнои активности, а также занятиях спортом и т. д., были получены следующие результаты. Около 60 % опрошенных получают инфор-
мацию о вредных привычках от членов семьи, а на уроках в школе —
69,1 % мальчиков и 83,6 % девочек. О важности здорового питания и пользе свежих фруктов и овощей из уроков в школе знают около 80 % мальчиков и 90 % девочек. На вопрос о пользе занятий спортом ответили положительно 86,4 % школьников и 93,9 % школьниц. Более 80 % респондентов имеют представление том, как предупредить несчастный случай во время дорожного движения во избежание получения травм.
Вопрос по соблюдению правил гигиены среди учащихся обоего пола позволил выявить, что соблюдают правила гигиены и моют руки перед едой более 60 % детей, регулярно чистят зубы 66,1 % мальчиков и 75,1 % девочек, а остальные школьники следуют правилам гигиены полости рта не регулярно.
Изучение режима отдыха детей младшего школьного возраста показало, что проводят на свежем воздухе не менее двух часов 70,7 % учеников и 84,8 % учениц. В то же время более 51 % мальчиков и
20,6 % девочек проводят у телевизора не менее двух часов в день.
Как свидетельствуют полученные результаты анкетирования, младшие школьники достаточно информированы о важности здорового образа жизни, правильного питания и занятий спортом, но не имеют сформированных навыков ведения такого образа жизни и устойчивой внутренней мотивации к ЗОЖ, здоровье для них не является ведущей ценностью в
данном возрасте. Учащиеся не видят причинно-следственных связей между своим поведением и его негативными последствиями для здоровья.
На наш взгляд, данные анкетирования позволили в некоторой степени выявить сформирован-ность мотивации детей к здоровому образу жизни. Следует отметить, что у большинства школьников возникла потребность в деятельности по сохранению своего здоровья, но устойчивая осознанная мотивация, которая является одним из ведущих условий, движущей силой такого поведения, только начинает формироваться. Это связано с психологическими и возрастными особенностями младших школьников: мотивационно-потребностная сфера, с одной стороны, характеризуется ситуативностью и неустойчивостью, а с другой — высокой пластичностью и направленностью на усвоение новых знаний. Таким образом, эффективная, целенаправленная и систематическая деятельность учащихся по формированию, сохранению и укреплению своего здоровья невозможна без осознания цели такой деятельности и мотивации к ЗОЖ. Мы согласны с мнением В. Г. Асеева о том, что благодаря развитию мотивации, сознательному усвоению воспитательных требований, внутренней работе по перестройке потребностей, норм поведения происходит изменение, расширение деятельности, отношений между личностью ребенка и окружающей его действительностью [2].
Особую роль в этом процессе играют учителя, родители, старшие друзья, которые не только могут удовлетворить потребность детей в новых знаниях о своем здоровье и способах его поддержания, в одобрении со стороны взрослых своего поведения, но и осуществлять сознательное педагогическое воздействие, в ходе которого будут формироваться новые потребности и интересы учащихся и тем самым изменяться и формироваться по-требностно-мотивационная сфера младшего школьника, в том числе в отношении здоровья.
Это особенно важно, так как после окончания начальной школы последующие возрастные периоды могут оказаться критическими для здоровья учащихся, и требуются дополнительные усилия для профилактической работы с целью сохранения здоровья для последующего обучения в средних и старших классах.
Литература
1. Алтунина, И. Р. Мотивы и мотивация социального поведения как проблема социально-психологических исследований / И. Р. Алтунина, Р. С. Немов // Современная социальная психология: теоретические подходы и социальные исследования. — 2009. — №1, —С. 7—17.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. — М.: Мысль, 1976. —158 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968, —208 с.
4. Гаджиев, Р. Д. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : защищена 19 марта 2007 г. / Гаджиев Рафик Дашбекович. — Махачкала, 2007. — 212 с.
5. Зайцев, Г. К. Школьная валеоло-гия: пед. основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г. К. Зайцев. — СПб.: Детство-Пресс, 2001. — 160 с.
6. Камакина, О. Ю. Отношение к здоровью детей младшего школьного возраста и их родителей : дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 : защищена 22 мая 2010 г. / Камакина Ольга Юрьевна. — Ярославль, 2010. — 160 с.
7. Куинджи, Н. Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников : метод, пособие / Н. Н. Куинджи. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 139 с.
8. Кучма, В. Р. Школа здоровья: организация работы, мониторинг развития и эффективности (аудит школы в сфере здоровьесбережения детей) /
B. Р. Кучма, Л М. Сухарева, И. К. Рапопорт, М. И. Степанова, П. И. Храмцов и др.— М.: Просвещение, 2011. —142 с.
9. Леонтьев, В. Г. Категории мотивации и мотива и их психологические модели / В. Г. Леонтьев // Психологический журнал. — 1992. — № 2. —
C. 19—40.
10. Российский статистический ежегодник. 2012 : статист, сб. / Росстат. — М., 2012. — 786 с.
cyberleninka.ru
Как себя мотивировать на здоровый образ жизни?
Всякий раз, когда вы ставите перед собой цель, особенно если это касается потери веса, начало пути вселяет в вас оптимизм. Кажется, нет ничего проще, чем отказаться от сладкого, приобрести месячный абонемент в тренажерный зал и готовить полезный смузи на завтрак. Но вот проходит пара недель, и ваш энтузиазм начинает иссякать.
Сегодня вы позволяете себе печенье, завтра пропустить тренировку, а послезавтра решаете, что можете дать себе слабину до начала следующего месяца. Почему мотивация быстро исчезает и как вернуть себе тягу к здоровому образу жизни? Перед вами несколько простых советов.
Начните сегодня
Желание откладывать изменения на понедельник, на начало нового месяца или на новый год играет с вами злую шутку. Начните изменения прямо сейчас и будьте всегда в движении. Сила импульса подталкивает к новым свершениям тех, кто не привык ждать.
Не сдавайтесь
Вероятно, вы пробовали безрезультатно штурмовать эту высоту 19 раз, никто не мешает вам сделать 20-ю попытку.
Ставьте конкретные цели
Люди, которые записывают цели, достигают большего в сравнении с теми, кто удерживает видение своего идеального будущего в голове. Чем больше конкретики в ваших задачах, тем больше вероятность конечного успеха.
Упростите задачу
Перемены никогда не даются легко. И если вы будете усложнять себе задачу, с большей долей вероятности в какой-то момент у вас опустятся руки. Выбирайте для занятий спортивный зал в шаговой доступности. Прекратите покупать соблазнительные разноцветные упаковки с печеньем и исключите влияние электронных устройств в вечернее время.
Планирование
Когда люди хотят открыть свое собственное дело, они пишут бизнес-план. Переход на рельсы здорового образа жизни сродни подвигу, поэтому и в этом случае вам придется ежедневно заниматься планированием. Купите ежедневник, цветные стикеры и фломастеры. Вооружитесь нехитрыми приемами успешных людей.
Начните с малого
Задачи, которые можно легко выполнить на раннем этапе пути, увеличивают вероятность того, что позже вы добьетесь более значимых целей.
Используйте возможности социальных сетей и приложений
Если вы обнаружите, что вам не хватает мотивации, это позволит вернуться на шаг назад и перефокусироваться.
Установление крайних сроков
Ни одно успешное дело не возможно без установления четкого срока дедлайна. Дайте себе слово, что вы похудеете на 10 килограмм к 1 сентября. А теперь разбейте весь путь на более мелкие отрезки с конкретными задачами.
Выберите значимые цели
Если люди не воспринимают свои цели как значимые, они быстро теряют мотивацию. Например, нельзя стать призером полумарафона, если вы ненавидите бег. Невозможно получить продвижение по службе, если вы ненавидите свою работу.
Осознайте причину
Трудно добиться успеха, если не иметь четкого представления о том, зачем вам нужно иметь стройное подтянутое тело. Осознание причины позволит вам противостоять соблазнам.
Разделяйте и властвуйте
Если вы чувствуете себя подавленными, вы начинаете медлить и опускать руки. Никто не говорит, что ваш план не может подвергаться корректировке.
Сдерживайте свой пыл
Станьте хитрым стратегом, который правильно рассчитывает свои силы по дистанции. Слишком резвое начало заставит вас выдохнуться.
Правильное окружение
Друзья, которые заинтересованы в улучшении собственной физической формы, помогут вам противостоять искушениям.
Придерживайтесь распорядка дня
Режим дня обеспечивает дисциплину. Даже самые выдающиеся творческие единицы не позволяют себе спонтанности.
Вставайте раньше
По данным одного из научных исследований, «поздние птахи», которые просыпаются около 10:45 утра, потребляют почти на 248 калорий больше в сравнении с теми, кто привык к раннему подъему.
Продолжайте учиться
Каждый эксперт когда-то был новичком. Чтобы преуспеть в чем-то, вы должны начать с основ, но быть открытыми к изменениям.
Не бойтесь новых вызовов
Здоровая конкуренция позволяет спортсменам-любителям увеличивать производительность. Найдите человека, достижения которого станут для вас ориентиром.
Избавьтесь от страха
Люди привыкли оставаться на работе, которую они ненавидят, или внушать себе принципы бодипозитива. Любые перемены сопряжены с риском. Однако всем известна эта простая истина: кто не рискует, тот не пьет шампанского.
Проявите сострадание к себе
Сострадание определяется способностью адекватно оценивать свои достижения. Если вы принимаете ошибки как часть пути, вы сможете найти лучшее решение в преодолении проблемы.
Вовлечение романтического партнера
Придерживаться принципов здорового образа жизни намного проще, если вы объедините свои усилия с романтическим партнером.
Отслеживайте свой прогресс
Если за определенные достижения вы не даете себе вознаграждений, довольно скоро вы сможете потерять интерес к делу. Но награды должны быть соизмеримы прогрессу.
Меняйте виды деятельности
Когда люди ежедневно выполняют один и тот же комплекс упражнений, тело довольно быстро привыкает к нагрузкам. Вот почему необходимо менять и виды деятельности, и интенсивность занятий.
Создайте еженедельные плейлисты
Музыка поднимет вам настроение и улучшит продуктивность.
Замените стул мячом
Не забывайте о сохранении некоторой степени активности на рабочем месте. Вы можете работать стоя или заменить стул большим мячом для фитнеса.
Рассказывайте о своем прогрессе
Если вы будете рассказывать о своих успехах в социальных сетях, значительно повышаются шансы форсирования успеха.
Найдите тренера
Люди, которые сталкиваются с так называемым эффектом плато и застревают на одной и той же отметке, редко находят в себе силы для продолжения движения самостоятельно. Обратитесь за помощью к специалисту.
Застилайте кровать по утрам
Заправленная постель мобилизует и обеспечивает чувством выполненного долга. Этот заряд останется с вами в течение всего дня.
Используйте поездки продуктивно
По пути на работу слушайте аудиокниги, делитесь опытом, составляйте планы и графики.
Ведите дневник
Когда вы доверяете свои эмоции бумаге, вам удается снимать ненужный стресс и напряжение. Ученые выяснили, что ведение дневника позволяет худеть быстрее.
Стремитесь к порядку
Если на вашем рабочем столе царит хаос и беспорядок, пришло время положить этому конец. Каждый предмет (будь то дома или на рабочем месте) должен лежать на своем месте. Это позволит вам встретить стрессы во всеоружии.
Ограничьте время просмотра телевизора
Откажитесь от просмотра одного эпизода сериала, и вы получите полчаса лишнего времени на занятия спортом.
Ложитесь спать раньше
Полноценный сон снижает аппетит на 14 процентов.
Создавайте списки
Составление списков заставляет вас чувствовать контроль над ситуацией.
График приема пищи
Люди, которые принимают пищу по часам, менее склонны переедать.
Положительные аффирмации
Эти короткие позитивные мантры настраивают вас на успех. Не стоит недооценивать их силу.
Остановите многозадачность
Вам внушают, что многозадачность полезна, но на самом деле выполнение нескольких дел одновременно снижает производительность на 40 процентов.
Узнайте часы пиковой продуктивности
Это позволит вам расходовать энергию более разумно.
Вознаграждайте себя
Вознаграждения полезны, но тем, кто сидит на диете, не стоит баловать себя едой. Найдите другие способы, приносящие удовольствие.
Уберите телефон из рук
Чем чаще вы проверяете учетные записи в социальных сетях, тем больше вы отвлекаетесь от дел.
Помните, что вашей целью является не достижение совершенства, а прогресс.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
fb.ru
Формирование мотивации к здоровому образу жизни
Формирование мотивации к здоровому образу жизни
Кондрашкина Оксана Владимировна,
социальный педагог
ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж
им. И.Т. Карасева»
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение.
Что лежит в основе таких страшных явлений нашей жизни, как особая жестокость подростков, которые собравшись в группы, утрачивают всякое ощущение ценности чужой жизни и здоровья, избивая и убивая, только за то, что кто-то не хочет отдать свой телефон, имеет не такой, как у них, цвет кожи, разрез глаз, говорит на другом языке? Что лежит в основе чудовищного пренебрежения друг к другу на наших дорогах, огромного количества суицидов среди молодёжи? При кажущейся разнородности этих явлений их причина одна — отсутствие какого бы то ни было уважения к чужому и собственному здоровью, к чужой и своей жизни.
Важно с детства привить человеку привычку к здоровому образу жизни, который напрямую связан с его здоровьем -это одинаково важно для обеих сторон учебного процесса и обучающихся, и преподавателей.
Так что же такое «мотивация на здоровый образ жизни»?
На первый взгляд – это формирование индивидуальной системы разумного поведения человека: оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие болезней и вредных привычек.
Забота о здоровье, его укрепление – должны стать ценностными мотивами, формирующими, регулирующими и контролирующими образ жизни.
Формирование мотивации на здоровый образ жизни у обучающихся — это создание личностно развивающей образовательной среды, формирующей систему ценностных ориентаций и установок активной жизненной позиции, позитивной мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию, принятию ответственности за свою судьбу, заинтересованности в поддержке собственного здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни — это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой; если говорить конкретнее, то речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.
Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.
Формирование мотивации здоровья должно базироваться на двух важных принципах: возрастном и деятельностном.
Первый принцип гласит: воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства.
Второй принцип утверждает: мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. На этом принципе была основана вся социальная эволюция человека. Человечество жизнедействовало, учась жизнедействию исключительно на своем опыте.
На основе этой осознанной мотивации и формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами:
— мотивация самосохранения — формулировка этого мотива сводится к тому, что человек не совершает того или иного действия, т.к. он знает, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет.
— мотивация подчинения этнокультурным требованиям — полезные привычки передавались от поколения к поколению в виде требований или традиций определенного этноса. Например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований, человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально оборудованных для этого. Нарушение этих норм чревато негативными последствиями.
— мотивация получения удовольствия от здоровья — дети и подростки любят бегать, прыгать, танцевать, т.к. эти занятия улучшают в их организме кровообращение, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой.
— мотивация возможности самосовершенствования — формулировка: «Если я буду здоров, я могу подняться на более высокую ступень общественной лестницы». Эта мотивация весьма существенна для выпускников, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех!
— мотивация возможности маневрировать — формулировка: «Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в сообществе и свое местоположение». Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным, независимо от внешних условий.
— мотивация возможности сексуальной реализации — формулировка: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии». Сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья. А как важно быть сексуально привлекательным! А если ты молод, это архиважно!
—мотивация достижения максимально возможной комфортности -формулировка: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое
неудобство».
В Многопрофильном колледже им. И.Т. Карасева выполнен ряд исследований, в которых мотивация на здоровый образ жизни рассматривается как интегративная характеристика, ядро направленности личности обучающегося на жизнедеятельность с позиции ценностей здоровья и является приоритетной целью образования. Анализ ответов обучающихся первого курса на вопросы предложенной анкеты показал, что обучающиеся понимают важность сохранения и укрепления собственного здоровья и выявил такие проблемы, как:
— отсутствие знаний об индивидуальных особенностях своего организма, не позволяет построить рациональный режим жизни (включая режим дня, двигательной активности, питания, психофизической тренировки, закаливания, выбора профессии, вида спорта и других, важнейших для человека сторон его жизнедеятельности).
— низкая мотивация на здоровую жизнедеятельность, так как у подростка не создается представление о жизненных приоритетах. Недостаточный уровень знаний о путях достижения здоровья в повседневной жизни отодвигает роль этого приоритета в пользу других. При этом слабо прогнозируются отдаленные последствия такой жизни, сопровождаемой постепенным накоплением в организме признаков нарушений здоровья.
— низкий уровень знаний о здоровом образе жизни, средствах и методах его достижения, приводит к тому, что человек не умеет оценить уровень своего здоровья, свое состояние в настоящий момент и в зависимости от этого — определить для себя оптимальный режим жизнедеятельности. Обучение здоровому образу жизни должно проходить красной нитью в течение всей жизни человека.
Таким образом, только формирования установки (готовности) вести здоровый образ жизни недостаточно. Необходимо реализовать эту установку. Это – одна из важнейших целей жизни обучающегося, ибо она определяет здоровое поведение на многие годы.
Здоровьесберегающие технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые ориентированы на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представлений о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни.
Хочется верить, научившись ценить и беречь своё здоровье, обучающиеся в нашем колледже будут внимательнее относиться к окружающим их близким и даже незнакомым людям, никогда не пройдут мимо человека, попавшего в беду, и будут твёрдо убеждены в неприкосновенности как собственного, так и чужого достоинства и благополучия.
infourok.ru
Статья по теме: Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
Захарова А.С.,
воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»
города Губкина Белгородской области
Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
Поскольку здоровье населения государства – высшая национальная ценность, то и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.
Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. В понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие — это комплекс оздоровительных мероприятий, которые обеспечивают гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышают работоспособность, продлевают творческое долголетие. Основные элементы здорового образа жизни — рациональное питание, плодотворная трудовая деятельность, личная гигиена, оптимальный двигательный режим, закаливание, отказ от вредных привычек.
Формируя, устойчивую мотивацию у детей и родителей к здоровому образу жизни мы используем современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения.
Выделяем три группы технологий:
1. Подвижные и спортивные игры
Гимнастика пальчиковая
Гимнастика дыхательная
Гимнастика бодрящая
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
НОД
Занятия из серии «Здоровье»
3.Коррекционные технологии:
Технологии музыкального воздействия
Сказкотерапия
Важную роль в укреплении здоровья детей отводим занятиям физической культурой и спортом.
Регулярно проводим — утреннюю гимнастику, она в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального и мышечного тонуса. Содержание утренней гимнастики выбирается в соответствии с возрастом детей, с учётом имеющихся у них двигательных навыков, условий, где она проводится. Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берётся с занятий физической культурой и повторяется 1-2 недели. Однако, допустимы и другие виды двигательной активности. Утренняя гимнастика на улице – прекрасная оздоровительная процедура.
Так же мы в своей работе используем разнообразные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные
Главное внимание направлено на НОД развитие — это:
1.Сюжетное занятие – любые физические упражнения, знакомые детям, органично сочетаемые сюжетом.
2. Игровое занятие – в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности
3.НОД – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;
4.Игровые упражнения — с разнообразными предметами с мелким фитнес оборудованием: мячи малых диаметров, массажные мячи, поролоновые мячи, бусины и т.д.
Одна из нетрадиционных форм работы — занятия с фитболами. Методы и приёмы обучения детей с большими гимнастическими мячами способствуют коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Упражнения с мячами развивают у детей ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, вызывают эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия.
Для развития у детей координации движений используем упражнения на степ — платформах.
Степ-аэробика – это аэробные циклические упражнения, направленные на развитие общей выносливости и оздоровления организма ребенка. Кроме того, такие индивидуальные снаряды, как степы, делают НОД по физической культуре более интересными и насыщенными и доставляют детям большое удовольствие.
Варианты организации НОД степ — аэробикой различны:
- в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера
- как часть НОД
- в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект
- в показательных выступлениях на праздниках
- как степ-развлечение.
Самый главный результат, достигаемый на занятиях степ — аэробикой, — укрепление нервной, дыхательной, мышечной систем организма.
Используем ещё один нетрадиционный метод «Тропа здоровья» состоящий из различных спортивных импровизационных предметов, помогающих включить в работу все группы мышц, а также способствующих массажу стоп и профилактику плоскостопия. Это коврики резиновые и шерстяные, лотки наполненные каштанами, галькой. Всё это способствует более эффективному развитию двигательных навыков и эмоциональному благополучию.
Немаловажную роль отводим закаливающим процедурам. Контрастное закаливание, хождение босиком, обливание ног водой. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями. Вот поэтому особое место отводим прогулкам. В ненастную погоду практикуем комнатные прогулки — при открытой форточке одетые дети гуляют и играют. А на обычных прогулках устраиваем соревнования, где дети не только двигаются, но и веселятся.
Важной частью режима является дневной сон. Перед сном обязательно проветриваем помещение, дети занимаются спокойными играми, проводим теплые гигиенические процедуры (умывание тёплой водой полоскание рта).
Чтобы эффективней решать задачи укрепления дыхательной системы детей с целью повышения их сопротивляемости простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, мы применяем дыхательную гимнастику. Приёмы правильного дыхания многократно терпеливо показываем, повторно напоминаем. Дыхательная гимнастика нравится детям, успокаивает и сосредотачивает их, а главное приносит пользу здоровью.
В своей работе широко используем наглядную агитацию- уголок Здоровья.
Выпускаем газету для родителей. Через газету мы знакомим родителей с жизнью детского сада, с опытом воспитания в других семьях, даём консультации специалистов, благодарим за помощь и многое другое.
Родители посещают родительские собрания, на которых намечается план совместной работы с родителями, обсуждаются и рассматриваются различные вопросы воспитания и обучения детей. Принимают активное участие в оформлении группы, изготовляем нетрадиционное спортивное оборудование и многое другое. Родители служат примером для своего ребёнка.
Большое значение мы уделяем анкетированию родителей. Вопросы для родителей помогают нам выяснить увлечение взрослых и их проблемы, требующие педагогической помощи, узнать мнение родителей о нашей работе, найти новые пути к сотрудничеству.
nsportal.ru
Развитие мотивации студентов к здоровому образу жизни средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ MOTIVATION TO LEAD A HEALTHY LIFESTYLE BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION
H.B, Казанцева, И.Э. Мендот, И.И. Изотова
N.V. Kazantseva, I.E. Mendot, I.I. Izotova
Мотивация, здоровый образ жизни, студенты, личность, потребности, здоровье, физическая культура. В статье обсуждается анализ механизма формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов и возможности его практической реализации. Представлены результаты исследовательской работы по сравнительному анализу основных компонентов мотивационной сферы студентов. Сравниваются критерии осознанности и возможности реализации системы здорового образа жизни у студентов.
Motivation, healthy lifestyle, students, personality, needs, health, physical education. The article discusses the analysis ofthe mechanism to form a motivation for a healthy lifestyle among students and the possibility of its implementation. It also presents the results ofthe research work on the comparative analysis ofthe main components of students’ motivational sphere and compares the criteria of awareness and the feasibility of a healthy lifestyle system among students.
Задача формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни студентов является в настоящее время приоритетной, что просматривается во многих нормативных документах и государственных федеральных программах развития образовательной сферы. Так, в концепции развития физической культуры и спорта РФ на 2016-2020 гг. в числе прочих ставится задача определения приоритетных направлений и оценки эффективности пропаганды нравственных ценностей физической культуры, спорта и здорового образа жизни, разработки системы мер по популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных учреждениях [Федеральная целевая программа…].
Такие задачи и направления работы стали необходимой мерой перед системными вызовами в образовательной сфере, в частности в сфере физической культуры и спорта. Так, согласно данным Минздравсоцразвития России, в целом по России не менее 60 % обучающихся
имеют нарушения здоровья. Свыше 40 % допризывной молодежи не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки.
Проблема мотивации к здоровому образу жизни отражена во многих психолого-педагогических исследованиях. В исследованиях в области вопросов формирования потребностно-мотивационной сферы отмечается, что мотивация формируется через потребности, которые делятся на потребности организма и личности, которые, в свою очередь, в зависимости от степени осознания делятся на осознанные и неосознанные, или биологические и социальные [Астафьев, Верещагина, 2014, с. 6-9]. Социальные потребности некоторые исследователи обозначают как духовные.
Из базовых, первичных потребностей можно выделить потребность в движении, на основе которой формируется мотивация к выполнению двигательных действий.
Проблема становления личности студента и формирования социальных или духовных мотивов стремления к здоровому образу жизни рассматривалась многими учеными, такими как Г.С. Никифоров, Н.П. Абаскалова, Э.Н. Вайнер, H.A. Красноперова.
Основным утверждением этих ученых в области рассматриваемой проблемы является положение о том, что побуждениями в деятельности студентов становятся мотивы, связанные с саморазвитием, самоутверждением и познавательной деятельностью. Доминирующими мотивами у студентов являются мотивы, связанные с профессиональным самоопределением и
удовлетворением социально-психологических потребностей личности.
Потребность в здоровье, в здоровом образе жизни, по мнению многих ученых, входит в число духовных потребностей. По мнению Г.С. Никифорова, ценность здорового образа жизни определяется вторичной потребностью как средство достижения материального и семейного благополучия, обеспечения карьерного роста [Никифоров, 2002, с. 256].
Механизм формирования мотивации личности реализуется по следующей схеме: знания — ценностное отношение — деятельность (рис.).
Рис. Схема формирования мотивации личности
Связь механизмов формирования мотивации от знаний к деятельности осуществляется через основные сферы формирования личности: познавательную, мотивационно-ценностную и практическую.
На схеме наглядно видно, что начальным этапом формирования мотивации к здоровому образу жизни является получение необходимых знаний. Поэтому недостаточность в познавательной сфере личности является основой
несформированности мотивации к здоровому образу жизни. Таким образом, необходимо четко определить наиболее эффективные методы и методические приемы, которые будут лежать в основе педагогического воздействия в направлении получения знаний о здоровом образе жизни.
Методы должны быть направлены на эффективные способы получения знаний, формирование навыков переработки полученных
С и
Ч л
I
с m
о I о ^
н w н К о
Рч
W
и к к
о ^ о о ^ h о Q
К К
W
и н о
Рч
с
о W fr1
к
ÖS Ь
о О
с ч Д W
« с «
S
И
н и
w м
знаний и их преобразование. Говоря об эффективных способах получения информации, мы представляем необходимость широкого использования информационно-компьютерных технологий и возможностей глобальной сети Интернет.
В настоящее время в основном подача информации о здоровом образе жизни в вузе осуществляется педагогом во время проведения теоретических занятий по предмету «физическая культура». Система хранения, воспроизведения и преобразования информации реализуется через текущий контроль. На этот вид учебной деятельности в структуре учебной нагрузки, как правило, отводится очень ограниченное количество времени, не более 3-5 % всей учебной нагрузки.
В этой связи считаем целесообразно увеличить теоретический компонент в изучении предмета «физическая культура» за счет комплексного планирования самостоятельной работы студентов, где будут учитываться количество полученной информации о здоровом образе жизни и осуществляться текущий контроль знаний. При этом наиболее результативными являются интерактивные методы обучения.
Многие педагоги предлагают вместо обычных лекционных форм проведения занятий, где студент пассивно получает информацию, включать различные активные формы проведения занятий, такие как диспуты, дискуссии, круглые столы, «ролевые игры» и др. [Красноперо-ва, 2015, с. 16-19]. Получая и активно обсуждая полученную информацию, вступая в дискуссионную беседу с участниками обсуждения, студенты гораздо эффективнее усваивают полученную информацию. В индивидуальной работе необходимо использовать доклады, презентации, проекты. Все эти формы организации занятий способствуют включению механизмов самоорганизации, самопознания, самоконтроля, активного творческого потенциала для реализации задач учебного процесса. Благодаря целенаправленной работе с информацией происходит осмысленное и осознанное отношение к полученным знаниям.
Развитие ценностного отношения к компонентам здорового образа жизни предусматривает формирование личностных ценностей, потребностей, мотивов, установок, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья; необходимость формирования навыков самоорганизации в ведении здорового образа жизни. Для реализации «ценностного» компонента необходимо использовать методы, стимулирующие мотивацию. К таким методам можно отнести методы психоэмоционального воздействия.
В настоящее время нравственные ценности и установки в большей степени формируются у молодежи не посредством взаимодействия «педагог — студент», а в подавляющем случае в результате влияния информационного воздействия сети Интернет, в меньшей степени, но существенной — ближайшего окружения, мнение которого является значимым. Это влияние сверстников, одногруппников, друзей, знакомых.
Исследование проводилось на базе Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия. Всего было опрошено 483 человека. Исследовательская работа заключалась в сравнительном анализе основных компонентов мотивационной сферы студентов, таких как оценка значимости роли физической культуры и спорта, представление здоровья как абсолютной ценности, необходимость занятий физической культурой и соблюдения здорового образа жизни для подготовки к будущей профессиональной деятельности. В результате анализа мотивационной сферы студентов к здоровому образу жизни были выделены значительные расхождения между осознанностью в необходимости соблюдения здорового образа жизни и возможностью реализации необходимых действий для его практического осуществления (табл.).
Анализируя представленные выше данные, можно определить, что осознанность мотивации к здоровому образу жизни сформирована у значительного большинства студентов, в то время как реализовать свои желания и потребности может далеко не каждый.
Критерии осознанности и возможности реализации системы здорового образа жизни у студентов
Осознанность % Возможность реализации %
— систематических занятий физической культурой и спортом 98 Нехватка свободного времени 90
— соблюдения режима дня 97 Недостаточное владение необходимыми навыками ведения ЗОЖ 81
-организации правильного питания 100 Отсутствие материальных возможностей 73
-осуществления системы закаливания 95 Отсутствие необходимых условий 18
— отказа от вредных привычек 90 Отсутствие полноценных знаний 45
-системы психической саморегуляции 87 Недостаточность развития морально-волевой сферы 34
— необходимости профессионально-прикладной значимости физической культуры 73
Так, по результатам опроса студентов для установления основных источников получения информации, определяющих образ жизни студентов, были получены следующие результаты. Ведение здорового образа жизни считают необходимым 96 % респондентов, при этом только 48 % считают, что они ведут здоровый образ жизни, 34 % считают, что они занимаются своим здоровьем время от времени, остальные 18 % ответили, что они не ведут здоровый образ жизни. Информацию по ведению здорового образа жизни подавляющее число респондентов, а именно 95 %, получают посредством сети Интернет (во множестве статей, паблик-чатов, сообществах и т.д.), только около 5 % — через телевидение, 13 % — в результате учебной деятельности, 3 % — через специальную литературу. Интересным фактом является то, что многие анкетируемые считают, что вести здоровый образ жизни и заниматься спортом в молодежной среде (ходить в тренажерный зал, заниматься оздоровительным бегом) стало модно, так как доминирующей для молодежи является необходимость следить за внешним состоянием своего организма.
Таким образом, становится необходимым, используя познавательные ориентиры и ресурсы студентов, контролировать их с помощью педагогического воздействия, применяя современные ресурсы и возможности для построе-
ния полноценного общения со студентами. В качестве практических примеров предлагается использовать следующие возможности:
— создание блогов, групп в социальных сетях, ориентированных на формирование мотивации ведения здорового образа жизни и активного включения в предлагаемую деятельность;
— создание на базе групп проектов с привлечением как можно большего числа участников. Организация проектов может осуществляться по соответствующей тематике: формирование мышечного корсета, оздоровительный бег, здоровая пища, тренировка пресса и т.д. В проекте должны четко прослеживаться цель и задачи, используемые инструменты, структура и конечный результат. По ходу реализации проекта необходимо предусмотреть контроль результатов в виде отчетов по текущим достижениям участников проекта с использованием фото- и видеоинструментов. Необходимы активное обсуждение представленных отчетов, разбор ошибок и определение последующих задач и установок.
Практический компонент реализуется в результате организации и участия в различных мероприятиях, направленных на пропаганду и популяризацию здорового образа жизни среди студентов, привлечение их к активным занятиям физической культурой и спортом.
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
Н
и
щ м
Считаем, что все сферы развития личности, связанные с формированием мотивации, развиваются и работают параллельно, взаимодействуя и дополняя друг друга. Так, ценностный компонент формируется не только после получения и переработки информации, но и в ходе активной деятельности, постепенно переходящей из процесса пассивного участия в процесс активной самоорганизации. Поэтому необходимо значительное внимание уделять формированию деятельностного компонента мотивационной сферы, осуществляющего реализацию мотивации и являющегося конечным результатом сформированности мотивации к здоровому образу жизни.
Библиографический список
1. Астафьев B.C., Верещагина Л.М. Потребность и мотив как внутренний побудитель двигательной активности человека // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 13.
2. Красноперова H.A. Педагогическое обеспечение формирования здорового образа жизни студента // Теория и практика физической культуры. 2005. № 6.
3. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2002.
4. Федеральная целевая программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 21.01.15. № 30.
cyberleninka.ru