1.1. Понятие здоровье
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное
Учреждение высшего
Профессионального образования
«Томский
Государственный университет»
РЕФЕРАТ
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ»
Выполнил работу
Студент 02401 группы
ГГФ факультета
Кожахметов Евгений Кайратович
г.Томск-2016г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение | 3 |
1.Понятие здоровье, его содержание и критерии | 4 |
1.1.Понятие здоровье | 4 |
1.2. Критерии здоровья | 5 |
2. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности | 6 |
3. Влияние наследственности, окружающей среды на здоровье человека и меры здравоохранения человека | |
3.1.Генетические факторы | 8 |
3.2. Состояние окружающей среды | 9 |
3.3.Медицина как фактор здоровья | 10 |
4. Система знаний о здоровье | 11 |
5. Направленность образа жизни студентов и ее характеристика | 12 |
6.Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни | 14 |
6.1. Режим труда и отдыха | 14 |
6.2. Организация сна | 15 |
6.3. Организация двигательной активности | 15 |
6.4. Личная гигиена | 16 |
6.5. Профилактика вредных привычек | 17 |
6.6. Психофизическая регуляция организма | 19 |
6.7. Организация режима питания | 20 |
Заключение | 21 |
Список использованной литературы | 22 |
ВВЕДЕНИЕ
Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЕ, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И КРИТЕРИИ
Представление о здоровье не может быть оторвано от понятия «болезнь»: Оба эти явления — и здоровье, и болезнь — представляют собой две формы жизнедеятельности организма. В практической медицине для установления факта наличия болезни сравнивают различные параметры жизнедеятельности организма либо с таковыми при здоровом состоянии этого же человека, либо с усреднёнными нормативами здоровых людей.
Общепринятого понятия «здоровье» в настоящее время нет
Исходя из важной роли способности организма человека к биологической и социальной адаптации к условиям внешней и внутренней среды, нередко здоровье определяют как состояние оптимальной адаптированности человека к меняющимся условиям жизнедеятельности.
Эксперты ВОЗ предложили следующее определение здоровья:
Здоровье — состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье делится на три основных типа:нравственное, психическое и физическое
Нравственное: определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, приобщение к культуре, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Психическое: это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Физическое: это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается.
1.2 Критерии здоровья
При установлении факта состояния здоровья или болезни нередко прибегают к понятию «норма».
Норма — состояние оптимальной жизнедеятельности организма в конкретных условиях его существования.
Понятие «норма» часто используют как синоним здоровья («здоровье — нормальное состояние организма»). И всё же понятие «норма» несколько шире понятия «здоровье». Так, можно быть здоровым человеком, но отличаться от каких-либо общепринятых эталонов нормы (например, роста, массы или габаритов тела, характера общения с другими людьми, уровня интеллекта).
Вместе с тем разработка критериев нормы жизнедеятельности и других параметров организма человека, определение их оптимального диапазона весьма важны для медицины. Наличие таких критериев (и вообще раздела медицины «нормология», который наиболее близок по содержанию учебной дисциплине и научной специальности «физиология человека») существенно облегчило бы дифференцировку пограничных состояний, здоровья и болезни.
Основные выделенные критерии здоровья:
Работа основных функций организма на различных уровнях организации (целостный организм, органный, тканевой, клеточный, субклеточный)
Поддержание динамического равновесия организма и его функций в конкретных условиях внешней среды.
полная социальная адаптация, выполнение своих социальных функций и развитие.
Приспособление организма к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, способность поддерживать гомеостаз (саморегуляцию) и обеспечивать разностороннюю деятельность.
Основные показатели здоровья, за которыми необходим самостоятельный постоянный контроль :
пульс (в состоянии покоя, в режиме работы и скорости восстановления после нее)
питание и аппетит
сон
наличие стрессов
ежедневная двигательная активность (ходьба, бег)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
ТЕМА: Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. 1. Основы здорового образа жизни 2.Личная гигиена
Оглавление
- Основные понятия о здоровом образе жизни
- Здоровье человека
- Социальное здоровье
- Оценка здоровья
- Группы здоровья детей и подростков
- Всемирный день здоровья
- Здоровый образ жизни
- Элементы ЗОЖ
- Современные методы оздоровления
- Факторы риска
- Солнце
- Факторы, разрушающие здоровье человека
- Курение
- Алкоголизм
- Наркомания и токсикомания
- Оказание помощи при отравлении наркотиками
- Личная гигиена
- Понятие о личной гигиене
- Основные задачи
- Гигиена кожи
- Правила гигиены кожи
- Гигиена питания
- Гигиена воды
- Гигиена одежды
- Гигиена жилища
- Проектирующая планировка квартир
- Гигиенические требования к микроклимату жилища
- Гигиенические требования к отоплению жилища
- Гигиенические требования к звукоизоляции жилищ
- Вывод
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Здоровье человека
Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
ЗДОРОВЬЕ
ФИЗИЧЕСКОЕ
ДУХОВНОЕ
Зависит от двигательной активности, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения; оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать
Достигается умением жить в согласии с собой, с родными, с друзьями; способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения.
Здоровье человека
ЗДОРОВЬЕ
Общественное
Индивидуальное
Зависит от политических, социально-экономических и природно-экологических факторов.
Зависит от самих людей и требует постоянного контроля и мер предосторожности.
Общественное и индивидуально здоровье взаимозависимы!
Ведь общественное здоровье в конечном счете складывается из здоровья членов общества!
Социальное здоровье
Социальное здоровье современного человека — это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру.
Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию.
Способ самореализации зависит от того, что он ценит более всего и чего хочет добиться. (учеба, карьера, семья, дети)
Оценка здоровья
Как определить здоров человек или болен? Для этого необходимо исследовать состояние и деятельность различных систем и органов.
Показатели состояния здоровья:
- Уровень кровяного давления
- Частота сердечных сокращений
- Частота дыхания
- Данные анализов
- Рентгенологическое исследование
Основные критерии:
- Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний
- Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития
- Состояние основных систем организма – дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, нервной.
- Степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.
Группы здоровья детей и подростков
1
Дети и подростки, у которых отсутствуют хронические заболевания, редко болеющие и имеющие нормальное физическое и нервно-психическое развитие.
Дети и подростки, у которых отсутствуют хронич. заболевания, но имеются некоторые отклонения от нормы в физическом развитии или в работе какие-либо органов, часто (4 раза в год) и длительно (25 дней) болеющие одним заболеванием.
2
3
Дети и подростки, имеющие хронич.заболевания, редко обостряющиеся, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.
Дети и подростки с хронич. заболеваниями, врожденными пороками развития, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения хронич.заболеваний, с затяжным периодом выздоровления.
4
5
Дети и подростки с тяжелыми хронич. заболеваниями и со сниженными функциональными возможностями.
Всемирный день здоровья
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ
7 АПРЕЛЯ
(отмечается ежегодно, начиная с 1950 года)
Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.
Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен энергетически, предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и ритм.
В основе здорового образа жизни лежат:
Биологические принципы
- питание
- солнечный свет
- тепло
- двигательная активность
- уединение
- игровая деятельность
Социальные принципы
- эстетичность
- нравственность
- присутствие волевого начала
- способность к самоограничению
Элементы ЗОЖ
- Оптимальный уровень двигательной активности
- Закаливание
- Рациональное питание
- Соблюдение режима труда и отдыха
- Личная гигиена
- Регулярное прохождение медицинских осмотров
- Экологически грамотное поведение
- Психическая и эмоциональная устойчивость
- Сексуальное воспитание
- Отказ от вредных привычек
- Безопасное поведение
Современные методы оздоровления
- Совершенствование духовности
- Физическое совершенствование
- Дыхательные техники и их применение
- Питание
- Управление эмоциями
- Управление мыслями
- Биоэнергетика
Факторы риска
Факторы риска внешней среды:
- Физические (солнце, радиостанции и т.п.)
- Биологические (инфекции)
- Химические (моющие, чистящие и красящие средства)
- Социальные (социальная напряженность, революция)
- Психического характера( ссоры, конфликты, стресс)
Факторы риска внутренней среды:
- Биологические – развитие болезней.
Порог чувствительности – это минимальное воздействие, вызывающее ответную реакцию организма.
Как правило, чем сильнее воздействие, тем больше реакция. Но бывают и исключения: на небольшое воздействие организм реагирует чрезвычайно сильно:
- Аллергическая реакция немедленного типа
- Реакция на сверхслабые воздействия какого-либо хим. вещества в течение длительного времени.
Солнце
Самым мощным природным фактором физического воздействия является – солнечный свет.
Длительное пребывание на солнце
может привести к:
- ожогам различной степени
- тепловому удару
Правила поведения человека на солнце:
- Обязательно носите в жаркую погоду головной убор
- Загорать нужно постепенно (с 2-3 мин в первый день и прибавляя в последующие дни по 1-2 мин.)
- Не пребывать на открытом солнце больше 2 часов в день
Факторы, разрушающие здоровье человека
Употребление табака (курение)
Наркомания и токсикомания
Употребление алкоголя
Курение
Курение — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.
Курение приносит вред организму человека, т.к. вдыхаемый дым обжигает слизистые и в нём содержится большое количество вредных веществ (угарный газ, нитрозамины и т.п.)
Чрезмерное курение вызывает такие заболевания, как:
- рак лёгких, рта и дыхательных путей
- хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ)
- психические, сердечно-сосудистые и др. заболевания.
- импотенция
Алкоголизм
Алкоголизм — заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю, с психической и физической зависимостью от него.
Длительное злоупотребление алкоголем приводит к необратимым изменениям внутренних органов.
На фоне хронического алкоголизма развиваются такие заболевания, как:
- Внутримозговое кровоизлияние
- Цирроз печени
- Панкреатит
- Гастрит
- Рак пищевода
- Рак желудка
- Рак прямой кишки
- Гемолитическая анемия
- Аритмия
- Алкогольная кардиомиопатия
- Нефропатия
Наркомания и токсикомания
Наркомания — хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ- наркотиков .
Также употребляется термин «токсикомания» — обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам.
Наркотики вызывают:
- сильную психологическую зависимость (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение)
- физическую зависимость (тягостные, мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приёме наркотиков ( ломка )
- изменение чувствительности к наркотику (толерантность)
Наркомания. Оказание помощи при отравлении наркотиками.
Если человек увеличивает дозу и делает это неоднократно, то это приводит к отравлению и даже к гибели от передозировки.
Для оказания помощи необходимо:
- Уложить пострадавшего на бок или на живот
- Очистить дыхательные пути
- Дать понюхать ватку, смоченную в нашатырном спирте
- Вызвать «скорую помощь»
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Понятие о личной гигиене
Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.
Эти правила нейтрализуют воздействующие на организм факторы:
- Биологические (паразиты, насекомые, антибиотики и др.)
- Физические (шум вибрация электромагнитное излучение и т. п.)
- Химические (химические элементы и их соединения)
Основные задачи гигиены
Основными задачами личной гигиены являются:
- изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей.
- разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов;
- разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности
Гигиена кожи
Кожа человека – это такой же орган человеского организма, как и многие другие.
Она имеет сложное строение и выполняет множество функций :
- Отделяет внутреннюю среду организма, от внешней
- Защищает организм от повреждений (механических и химических)
- Регулирует температуру тела
- Дает возможность осязать предметы, чувствовать боль, тепло, холод
- Выводит вредные вещества из организма (с помощью потовых желез)
Правила гигиены кожи
Чтобы кожа успешно выполняла свои функции, необходимо соблюдать следующие правила:
- Мыться каждый день с мылом
- Своевременно менять белье
- Если кожа сухая или чешется, мазать её кремом или мазью
- Не выдавливать прыщи, не пытаться вскрыть гнойники
- Если на теле появилась сыпь – обязательно обратится к врачу
- Употреблять в пищу больше овощей и фруктов, молока.
- Избегать продукцию, вызывающую аллергическую реакцию
- Защищать кожу от обморожения
- Не носить одежду, вызывающую раздражение кожи
- Не носить слишком тесную или чересчур свободную одежду и обувь, т.к. могут возникнуть раздражения и мозоли.
Гигиена питания
Гигиена питания — одна из отраслей гигиены, изучающая проблемы полноценного и рационального питания человека.
Рациональное питание должно соответствовать следующим требованиям правил гигиены питания :
- Суточный рацион должен соотноситься по энергетической ценности с энерготратами организма.
- Как количество, так и пропорции пищевых веществ следует согласовывать с физиологическими потребностями человека.
- Химическая состав пищи должен соответствовать ферментативным системам человеческого организма.
- Пищевой рацион следует правильно распределить в течении дня.
- Питание в санитарно-эпидемиологическом отношении должно быть безупречным.
Гигиена питания
В окружающей нас среде, на продуктах питания, присутствует большое количество микроорганизмов, способных очень быстро размножаться при благоприятных условиях.
Многие из них вырабатывают сильные яды, что предъявляет особые требования к гигиене питания .
- Плесневые грибы
- Дрожжевые грибки
- Бактерии
На пищевые продукты бактерии могут попасть следующим образом:
- с грязных рук
- с грязных поверхностей
- с гноящихся язв, порезов и ожогов
- с водой
- с потоком воздуха
- от домашних животных
- от насекомых, птиц и грызунов
- с пищевых отходов
Гигиена воды
Вода – это значимый для человеческого организма фактор внешней среды. Это обусловливает наше особое отношение к гигиене воды.
Вода составляет 60-70% массы человека и входит в состав всех его биологических тканей.
Потеря 20% жидкости приводит к смерти.
Суточная потребность человека в питьевой воде — 2-3 л, а при физической работе — 4-6 л.
При этом человек должен получать безвредную по химическому составу воду, а значит, строго соблюдать правила гигиены воды .
Наиболее благоприятная температура воды для питья – 7-12 градусов.
Болезни, передающиеся через воду:
- Брюшной тиф
- Паратифы А и Б
- Холера
- Дизентерия
- Болезнь Боткина
- Туляремия
- Водная лихорадка
Гигиена одежды
Гигиена одежды определяет ее главное назначение — защита человека от неблагоприятного воздействия внешней среды и сохранение необходимой температуры тела.
Одежда должна быстро поглощать и отдавать влагу, быть достаточно пористой и легко очищаться от загрязнений.
Одежда бывает нескольких типов, соответствующих правилам гигиены одежды :
- повседневная или бытовая одежда (должна учитывать сезонные изменения климата и погоды)
- детская одежда (отличается малым весом и свободным покроем)
- производственная или профессиональная одежда (должна учитывать условия труда и защищать от профессиональных неблагоприятных факторов)
- спортивная одежда (для занятий физкультурой и спортом)
- военная одежда (должна учитывать специфику труда военнослужащих)
- больничная одежда (состоит в основном из пижам и халатов)
Гигиена одежды
Гигиеническая летняя одежда должна :
- быть из хлопка, вискозы или льняного полотна
- иметь свободный покрой
- быть удобной
- не должна нарушать кровообращение и стеснять движения
Зимой гигиене одежды следует уделять особое внимание.
Одеваться следует так: чтобы не замерзнуть, и обуваться — чтобы не промочить ноги.
В холода важно:
- носить достаточно теплое белье, лучше — трикотажное
- не следует надевать несколько пар теплых носков
- менять белье дважды в неделю
- одеваться следует так, чтобы не замерзнуть
- обуваться так, чтобы не промочить ноги.
Гигиена жилища
Дом (жилище) — это то место, где мы проводим основную часть жизни.
Гигиенические требования распространяются на планировку, воздухообмен, освещение, микроклимат, отопление и звукоизоляцию жилища.
Помещение, где проживает человек, должно быть:
- достаточно просторным и сухим
- хорошо освещаться прямым и рассеянным солнечным светом
- проветриваться
- иметь благоприятный микроклимат
- иметь незагрязненную воздушную среду
Вывод
На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого – либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей.
Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается, забывает о своем здоровье.
Поэтому надо обязательно продумывать свои жизненные задачи и цели, чтобы выделить тем самым время для укрепления своего здоровья!
Презентация к уроку по теме: Основные понятия о здоровом образе жизни
Слайд 1
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.Слайд 2
Основные понятия о здоровье человека. Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья. Современные методы оздоровления. Факторы риска во внешней среде и внутренней среде организма человека. Их влияние на здоровье.
Слайд 3
«Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.» 1975 год. Москва. Всемирный конгресс врачей под эгидой ВОЗ.
Слайд 6
Социальное здоровье Условия: Жизни Труда Жилищные Питания Отдыха Уровень: культуры воспитания образования
Слайд 7
Факторы, влияющие на здоровье:
Слайд 8
Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья О птимальный уровень двигательной активности Закаливание Рациональное питание Соблюдение режима труда и отдыха Личная гигиена Регулярное прохождение мед. осмотров Экологически грамотное поведение Психическая и эмоциональная устойчивость Сексуальное воспитание Безопасное поведение здоровый образ жизни
Слайд 9
Современные методы оздоровления Совершенствование духовности Физическое совершенствование Дыхательные техники и их применение Питание Управление эмоциями Управление мыслями Биоэнергетика
Слайд 10
Факторы риска во внешней и внутренней среде организма человека, их влияние на здоровье. Внешняя среда Физическое воздействие Химические Биологические Социальные Психического характера Внутренняя среда организма
Слайд 11
Физическое воздействие Главным образом облучение электромагнитными излучениями естественного и искусственного происхождения, воздействие приборов и аппаратуры, использующих электрическую энергию, солнечный свет. Выполняйте правила: Носите в жаркую погоду головной убор; Загорайте постепенно; Общее время пребывания на солнце — не более 2 ч в день; Не гуляйте около линий электропередач высокого напряжения; Работая с электроприборами выполняйте правила техники безопасности.
Слайд 12
Химические факторы риска Консервирующие, моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, а также средства для покраски и склеивания различных предметов. Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с мерами безопасности, изложенными в инструкции, и строго следуйте им.
Слайд 13
Биологические факторы риска Внедрение безусловно-вредных (опасных) микроорганизмов в организм человека почти всегда вызывает инфекционное заболевание. Выполняйте правила: Общей и личной гигиены Приготовления пищи; Гигиены одежды; Гигиены жилища; Гигиены приусадебного участка.
Слайд 14
Социальные факторы риска Неуверенность в завтрашнем дне, невозможность предсказать исход событий, явлений, ситуаций, разрушение устоев, традиций, обычаев, взглядов. Уменьшение вредного действия: спокойное, поступательное, эволюционное развитие общества и общественных отношений .
Слайд 15
Психического характера Связаны со специфическим аспектом жизнедеятельности человека (микроклимат в семье и школе) Укрепляют здоровье: Общительность, доброта, взаимопомощь и поддержка членов семьи и одноклассников создают положительный микроклимат, хорошее настроение, потребность в работе и удовлетворенность ее результатами.
Слайд 16
Внутренняя среда организма Включает в себя: Кровь; Лимфу; Межтканевую жидкость; Нервную систему; Систему желез внутренней секреции. Если отрицательное воздействие внешней среды достаточно сильно или продолжительно, оно нарушает нормальное состояние внутренней среды организма и ведет к развитию болезни.
Слайд 17
Проверь себя
Слайд 22
Спасибо за внимание! Инструктор по плаванию: Машкова В.Б. Инструктор по физической культуре: Павлова Л.Н.
Разработка урока ОБЖ «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни»
ТЕМА: Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
ТИП УРОКА: Объяснение нового материала.
ЦЕЛЬ: формировать потребности в здоровом образе жизни.
ЗАДАЧИ:
формирование у учащихся понятий о здоровье и здоровом образе жизни;
развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, анализировать, обобщать факты;
воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенности, что ЗОЖ делает человека свободным и независимым.
ФОРМА: изучение новой темы
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:
Оставайся простым, добрым, чистым, правдивым, богобоязненным,
справедливым, мужественным, милосердным. Старайся поступать
во всем согласно с предписаниями разума и совести, заботься о
благе всякого. Жизнь коротка. Не прозевай самого драгоценного
плода её – добрых дел к благу людей.
Марк Аврелий
ХОД УРОКА
1. Введение. ( 5 мин)
1. 1. Организационный момент.
1. 2. Постановка познавательных задач.
2. Основное содержание урока. (20-25 мин)
2.1. Не вызывает сомнения, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью может активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.
Под здоровьем понимают не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние гармонического взаимодействия и функционирования всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно-полезном труде.
Главными составляющими здоровья человека являются его духовное и физическое состояние. Социальная составляющая отражает социальные связи и межличностные контакты и является неотъемлемой частью духовного здоровья человека.
Духовное и физическое здоровье должны постоянно находиться в гармоническом единстве, ибо это неотъемлемые части индивидуального здоровья человека.
2. 2. Это интересно.
В своей книге «Построение мощной нервной силы» американский диетолог Пол Брэгг сказал: «История рассказывает о двух рыцарях, которые убили друг друга из-за цвета королевского щита, который был повешен в центре огромного зала замка. Один рыцарь говорил, что щит красный, другой — зеленый. После трагического сражения кто-то взглянул на обе стороны щита – одна сторона была красной, другая — зеленой. Есть также две стороны щита здоровья – физическая и духовная – и обе они важны. Обе эти стороны так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья»
2.3. Итак, ваше личное здоровье во многом зависит от вас и вашего поведения. Существует 4 фактора, оказывающих влияние на здоровье человека (Схема на доске).
2.4. Следовательно, одним из существенных факторов, определяющих здоровье, является образ жизни – деятельность человека в конкретных условиях и способ переживания жизненных ситуаций в определенной среде обитания. Образ жизни включает в себя:
* уровень жизни;
* качество жизни;
* уклад жизни;
* стиль жизни.
2.5. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) должен включать в себя оптимальную двигательную активность, сбалансированное питание, рациональный режим жизни, отсутствие вредных привычек, психоэмоциональную устойчивость (схема на доске). См. приложение.
Формирование ЗОЖ является основой в первичной профилактике заболеваний и укрепления здоровья детей на основе использования гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией, в преодолении неблагоприятных жизненных ситуаций.
3. Закрепление изученного. (10 мин)
Какие основные составляющие здоровья вы знаете?
Что включает в себя ЗОЖ?
Оцените состояние вашего здоровья по пятибалльной системе:
Рассчитайте среднюю оценку. Если вы за последний год болели 4 раза или больше, уменьшите полученную цифру на 1 балл.
Если вы оценили свое здоровье на 5 баллов, постарайтесь не терять достигнутого уровня. Если оценка ниже 5 баллов, ищите причину отклонений в здоровье.
4. Итоги. (3 мин.)
Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех членов общества.
5. Домашнее задание. (2 мин.)
Глава 4. § 4.1
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Раздел «Основы здорового образа жизни». 5 класс. Урок №31.
Тема: Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Цель: знакомство обучающихся с понятиями здоровье, здоровый образ жизни.
Задачи:
познакомить обучающихся с основными понятиями урока: здоровье, здоровый образ жизни;
закрепить материал из курса ОБЖ о диагностике кровотечений;
решить учебно-проблемные ситуации с оказанием первой помощи при разных видах кровотечений;
развивать коммуникативные навыки.
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Повторение изученного материала
Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека.
…Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь надо тренироваться. Сегодня мы применим наши знания на практике.
Мы будем распознавать виды кровотечений и закрепим приемы оказания первой медицинской помощи.
Каждой группе будут предложены ситуации с повреждением кровеносных сосудов. Ваша задача: оценить ситуацию, в которую попал пострадавший, определить вид раны, кровотечения и предложить способы оказания первой помощи пострадавшему.
Первая группа зачитывает ситуацию и отвечает на вопросы.
При мытье 3-х литровой стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной выше лучезапястного сустава. Определите вид раны, кровотечения. Какую первую помощь вы окажете?
— Рана резаная расположена на предплечье, видны ровные края. Кровотечение венозное.
Высказывают меры оказания первой помощи.
Вторая группа зачитывает ситуацию и отвечает на вопросы.
Иван ехал на велосипеде по обочине дороги рядом с забором, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, в заборе торчал окровавленный гвоздь. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид раны, кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете?
— Рана колотая, находится на голени. Кровотечение артериальное.
Высказывают меры оказания первой помощи.
Третья группа зачитывает ситуацию и отвечает на вопросы
Мальчишки во дворе бегали на перегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете?
— Капиллярное кровотечение. Необходимо остановить и тщательно обработать рану.
Итог по этапу повторения.
3.Изучение нового материала
Однажды шли три странника. В пути их застала непогода. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил:
— Кто вы?
— Здоровье, Любовь, Богатство. Впустите нас погреться.
— Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьёй, кого из вас впустить.
Больная мать сказала:
— Давайте впустим Здоровье.
Дочь предложила впустить Любовь, а жена – Богатство. Пока они спорили между собой – странники исчезли.
— Ребята, посмотрите внимательно на доску, на парты. Прочитайте вслух пословицы, высказывания.
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Здоровье – дороже золота.
В здоровом теле – здоровый дух.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Никто не заботится обо мне лучше, чем я сам.
Овощи – кладовая здоровья.
От простой воды и мыла у микробов тают силы.
“В здоровом теле – здоровый дух”,
“Движение – это жизнь!”,
“Мельница живёт водою, а человек — едою”,
“Если хочешь быть здоров – закаляйся!”,
“Сон – лучшее лекарство”,
“Делу – время, а потехе — час”;
— Как вы думаете, кто из странников очутился у нас на уроке?
(Здоровье).
— Да, действительно, сегодня речь пойдёт о здоровье, о здоровом образе жизни.
— Всё в природе борется за чистоту, справедливость, жизнь. Маленький цветок тянется к солнцу. Ему нужно вырасти, показать свои свежие зелёные листочки, красивые ароматные цветки, бросить семена в землю, чтобы выросли другие молодые цветки. Также и человек – частичка природы, старается быть сильным, добрым, умным, здоровым в этой жизни, независимо от окружающих обстоятельств.
— Что такое здоровье? Давайте попробуем дать определение.(«Мозговой штурм»)
— Прочитайте в толковом словаре Ожегова, что такое здоровье.
— В 1975г. в Москве состоялся всемирный конгресс врачей под эгидой Всемирной организации здравоохранения. На нем было принято такое определение: “Здоровье – это состояние полного телесного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или повреждений”.
— По мнению ряда ученых, если принять уровень здоровья за 100 %, то 20% зависят от наследственных факторов, 20 % от факторов внешней среды, 10 % от деятельности системы здравоохранения. Влияние каждого из перечисленных факторов сравнительно невелико, а вместе оно составляет 50%. На что же приходятся остальные 50 %? Выяснилось, что от самого человека и того образа жизни, который он ведёт. Над этим надо задуматься.
— Вернемся к определению. На какие три группы можно подразделить здоровье? (физическое, духовное, социальное)
— От чего зависит физическое здоровье?
от двигательной активности человека,
от рационального питания,
от соблюдения правил личной гигиены,
от безопасного поведения в повседневной жизни,
от умения отдыхать,
от оптимального сочетания умственного и физического труда,
от умения отказаться от вредных привычек и т.д.
— От чего зависит духовное здоровье?
От системы мышления, от ориентации в этом мире,
От умения определить свое положение в окружающей среде,
От умения жить в согласии с собой, с родными, друзьями, другими людьми и т.д.
— От чего зависит социальное здоровье?
От условий жизни, труда, отдыха, питания.
От жилищных условий,
От уровня культуры, воспитания, образования.
Таким образом, состояние здоровья человека имеет склонность изменяться, что обусловлено, по меньшей мере тремя причинами: биологическим старением, влиянием факторов окружающей среды и условиями жизни. Надо учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия, т.е. формировать здоровый образ жизни.
4. Закрепление изученного материала.
— Дополните схему об основных элементах здорового образа жизни.
5. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи.
— Что вам хотелось бы рассказать дома о сегодняшнем уроке?
— Что нового узнали на уроке?
— Над чем вы задумались на уроке?
6. Домашнее задание.
Основное: составь рассказ о здоровье и здоровом образе жизни.
Дополнительное: изобрази понятие «здоровый образ жизни» в рисунке.
Классный час (6 класс) на тему: Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Слайд 1
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Презентация выполнена Борисовой Ириной ВасильевнойСлайд 2
Учебные вопросы Основные понятия о здоровье человека. Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья. Современные методы оздоровления. Факторы риска во внешней среде и внутренней среде организма человека. Их влияние на здоровье.
Слайд 3
«Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.» 1975 год. Москва. Всемирный конгресс врачей под эгидой ВОЗ.
Слайд 6
Социальное здоровье Условия: Жизни Труда Жилищные Питания Отдыха Уровень: культуры воспитания образования
Слайд 7
Факторы, влияющие на здоровье:
Слайд 8
Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья О птимальный уровень двигательной активности Закаливание Рациональное питание Соблюдение режима труда и отдыха Личная гигиена Регулярное прохождение мед. осмотров Экологически грамотное поведение Психическая и эмоциональная устойчивость Сексуальное воспитание Безопасное поведение здоровый образ жизни
Слайд 9
Современные методы оздоровления Совершенствование духовности Физическое совершенствование Дыхательные техники и их применение Питание Управление эмоциями Управление мыслями Биоэнергетика
Слайд 10
Факторы риска во внешней и внутренней среде организма человека, их влияние на здоровье. Внешняя среда Физическое воздействие Химические Биологические Социальные Психического характера Внутренняя среда организма
Слайд 11
Физическое воздействие Главным образом облучение электромагнитными излучениями естественного и искусственного происхождения, воздействие приборов и аппаратуры, использующих электрическую энергию, солнечный свет. Выполняйте правила: Носите в жаркую погоду головной убор; Загорайте постепенно; Общее время пребывания на солнце — не более 2 ч в день; Не гуляйте около линий электропередач высокого напряжения; Работая с электроприборами выполняйте правила техники безопасности.
Слайд 12
Химические факторы риска Консервирующие, моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, а также средства для покраски и склеивания различных предметов. Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с мерами безопасности, изложенными в инструкции, и строго следуйте им.
Слайд 13
Биологические факторы риска Внедрение безусловно-вредных (опасных) микроорганизмов в организм человека почти всегда вызывает инфекционное заболевание. Выполняйте правила: Общей и личной гигиены Приготовления пищи; Гигиены одежды; Гигиены жилища; Гигиены приусадебного участка.
Слайд 14
Социальные факторы риска Неуверенность в завтрашнем дне, невозможность предсказать исход событий, явлений, ситуаций, разрушение устоев, традиций, обычаев, взглядов. Уменьшение вредного действия: спокойное, поступательное, эволюционное развитие общества и общественных отношений .
Слайд 15
Психического характера Связаны со специфическим аспектом жизнедеятельности человека (микроклимат в семье и школе) Укрепляют здоровье: Общительность, доброта, взаимопомощь и поддержка членов семьи и одноклассников создают положительный микроклимат, хорошее настроение, потребность в работе и удовлетворенность ее результатами.
Слайд 16
Внутренняя среда организма Включает в себя: Кровь; Лимфу; Межтканевую жидкость; Нервную систему; Систему желез внутренней секреции. Если отрицательное воздействие внешней среды достаточно сильно или продолжительно, оно нарушает нормальное состояние внутренней среды организма и ведет к развитию болезни.
Слайд 17
Проверь себя