Виды здоровья
«Здоровье – это динамическое состояние психического, физического и социального благополучия индивида (и общества), а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
Сегодня существует целый ряд определений здоровья, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека, — это:
- отсутствие болезни;
- нормальное функционирование организма в системе человек — окружающая среда;
- полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
- способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
- способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Рассматривая человека как целостную систему, выделяют преимущественно следующие виды его здоровья: физическое, психическое, нравственное, социальное.
Поскольку универсальной методики изучения здоровья, учитывающей физический, психический, социальный и духовно-нравственный его компоненты, в науке не разработаны, нами рассмотрен каждый компонент в отдельности.
Психическое и психологическое здоровье. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка.
Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со сверстниками и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Психическое здоровье соотносится с переживанием психологического дискомфорта.
Г.С.Никифоров (2002) рассматривает три специфических уровня психического здоровья: биологический, психологический и социальный.
На биологическом уровне здоровье предполагает динамическое равновесие функций всех внутренних органов и адекватное реагирование на влияния окружающей среды.
Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру человека: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой и т.д.
А включенность индивида в систему общественных отношений определяет социальный уровень психического здоровья.
Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
В современном цивилизованном обществе в рамках проблемы сохранения психологического здоровья отдельное внимание уделяется борьбе со стрессами, развитию стрессоустойчивости. На усиление стрессовых характеристик современного общества указывают данные ВОЗ. Стресс и депрессия в России считаются официально с 1998 года отдельной болезнью.
Социальное здоровье. Социальное здоровье может быть представлено как динамическая совокупность свойств и качеств личности, позволяющих ей успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем (в том числе, связанных с физическим неблагополучием), реализовывать свои жизненные планы.
Социально здоровый человек стремится к самоактуализации, обладает стрессоустойчивостью, жизненной стойкостью, т.е. способностью к преодолению жизненных трудностей без ущерба для общего здоровья. Социальное здоровье неразрывно связано с духовностью человека, его стремлением к постижению смысла собственной жизни, ориентацией на высшие этические ценности.
В последнее время проводятся научные исследования по выявлению социальных показателей здоровья. Среди них: адекватность и адаптивность социального поведения человека.
Под адекватностью понимается способность к эффективному ответу на «средовые» воздействия; под адаптивностью – тенденция эффективного существования и развития в изменяющихся условиях среды.
Критериями социального здоровья выступают: уровень социальной адаптации, уровень социальной активности и эффективность использования различных социальных ролей.
Физическое здоровье. Под физическим здоровьем, чаще всего, понимается интегрированная оценка состояния организма человека: отсутствие дефектов развития, отсутствие болезни; устойчивость к действию болезнетворных факторов, способность сохранять состояние здоровья и работоспособность при неблагоприятных изменениях внешней среды, т.е. адаптационные (приспособительные) возможности организма.
С медицинской точки зрения физическое здоровье рассматривается как состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это не только нормальная структура и функции органов и систем, отсутствие жалоб и болезненных проявлений, но и уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно-приспособительных реакций.
В педагогической литературе существенного разночтения с медиками в понимании сути понятия «физическое здоровье» — нет, и рассматривают его как совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде.
Духовно-нравственное здоровье
Духовно-нравственное здоровье понимается как способность к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, созданию установки на здоровый образ жизни.
Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.
Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности является основой процесса социализации молодого поколения во всех типах общества, и это служит ведущей целью воспитательной работы социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности.
При этом нравственность понимается не как природное, а как приобретенное, воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе на данном этапе его развития установленному порядку, нормам, обычаям социальной жизни.
Цели нравственной деятельности на социальном уровне зависят от целей развития общества, а на личностном уровне определяются интересами и потребностями личности.
Здоровье нравственное – это система ценностей, установок и мотивов поведения индивидов в обществе. Оно связано с общечеловеческими истинами добра, красоты, любви и милосердия.
Основные критерии нравственной воспитанности:
- положительная моральная направленность личности;
- уровень нравственного сознания личности;
- уровень реального поведения, умение соблюдать важнейшие правила общежития, выполнение основных социально — нравственных обязанностей.
Простой способ бросит курить>>>
10 видов здоровья и их характеристики
Когда мы говорим о здоровье, многие люди обычно думают о физическом здоровье, так как человек страдает или не страдает от болезни. Тем не менее, Концепция здоровья намного шире и охватывает другие сферы нашей жизни .
Существуют различные определения этой концепции, но одним из наиболее успешных является определение ВОЗ, которое было обнародовано в преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения, которая была принята на Международной санитарной конференции, состоявшейся в Нью-Йорке в 1946 год. Это определение, которое с тех пор не менялось, подтверждает, что здоровье — это «состояние полного благополучия, физического, психического и социального».
- Статья по теме: «Психология здоровья: история, определение и области применения»
Типы здоровья, объяснил
Далее мы увидим какие характеристики каждый тип здоровья представляет .
1. Физическое здоровье
Физическое здоровье относится к общему физическому состоянию людей в любой момент времени. Это благополучие тела и его оптимальное функционирование. Это отсутствие болезней и хорошее физиологическое функционирование организма , Вирусные атаки или травмы оказывают негативное влияние на наше физическое здоровье, которое также зависит от других факторов. Поэтому необходимо:
- Отдыхайте и спите правильно, а также как отдыхать при необходимости.
- Ешь хорошо и правильно питаться питательными веществами.
- Заниматься спортом и поддерживать хорошее физическое состояние.
- Забота о личной гигиене избегать инфекций и болезней.
- Регулярно посещайте врача для выявления заболеваний.
- Имейте эмоциональную гармонию, так как эмоциональное здоровье влияет на физическое здоровье. Например, Когда человек страдает от стресса, его иммунная система ослабевает .
2. Психическое здоровье
Психическое здоровье, которое также часто называют эмоциональным здоровьем, является сложной концепцией, не только относится к тому, имеет ли человек психологическое расстройство или нет , Он характеризуется высоким уровнем самооценки, хорошим самочувствием, мотивацией к жизни и жизненными целями, которые помогут вам прожить дни с оптимизмом и надеждой, способностью к сопротивлению и решению проблем и наслаждаться эмоциональным балансом, автономией и жизнью, свободной от стресса и чрезмерных забот.
Чтобы улучшить эмоциональное здоровье, можно следовать следующим советам:
- Проведите семинар по эмоциональному интеллекту, чтобы улучшить способность управлять эмоциями.
- Заниматься спортом потому что это не только улучшает внешний вид и физическое состояние, но и облегчает высвобождение нейротрансмиттеров, таких как серотонин или эндорфины, которые вызывают ощущение удовольствия и счастья.
- Занимайтесь тем, что доставляет нам удовольствие и придает смысл нашей жизни.
- Иметь жизненно важные цели Будь реалистом и борись за них.
- Улучшение позитивных межличностных отношений.
- Живи настоящим и практика принятия .
Вы можете углубиться в эти советы в статье «Эмоциональное здоровье: 7 советов по его улучшению».
3. Социальное здоровье
Люди являются социальными существами, и Большая часть нашего благополучия определяется условиями, которые нас окружают наша среда обитания. На самом деле, даже наша собственная личность создается и развивается во взаимодействии с другими.
Тем не менее, социальное здоровье — это не просто наличие друзей или отсутствие друзей, но это связано с нашими условиями жизни, такими как стабильная работа, экономическая стабильность, доступ к здравоохранению, доступ к развлекательным мероприятиям. и отдых и т. д.
Другие виды здоровья
В дополнение к типам здоровья, упомянутым в предыдущих строках, которые являются частью определения ВОЗ, существуют и другие классификации здоровья, как мы увидим ниже.
1. Сексуальное здоровье
Сексуальное здоровье — это состояние физического, психического и социального здоровья, которое связано с сексуальностью, то есть для того, чтобы наслаждаться собственным телом и иметь здоровые сексуальные отношения. Проблемы сексуального здоровья могут быть различными. Чтобы узнать больше, вы можете прочитать нашу статью: «8 самых частых сексуальных проблем и как их лечить»
2. Пища, здоровье
Здоровое питание является важной частью нашего тела. Здоровье еды связано с питательными веществами, которые мы едим и с количествами, которые мы едим, а также в графиках, в которых мы это делаем.
3. Здоровье окружающей среды
Экологическое здоровье — это то, что связано с окружающей средой, в которой человек живет , То есть какие внешние факторы влияют на человека. Например, рабочая среда может вызывать стресс, который, в свою очередь, может вызывать психологические проблемы, такие как беспокойство, бессонница и депрессия, а также физические проблемы, такие как диарея или запор.
Шумовое загрязнение места также относится к здоровью окружающей среды, потому что воздействие вредного шума может вызвать физические последствия для здоровья человека.
4. Общественное здоровье
Это коллективное здоровье и влияние политические решения, когда дело доходит до обеспечения здоровья данного населения , Это связано с защитой, управляемой правительствами.
5. Экономическое здоровье
Тип здоровья, основанный на хорошей экономической стабильности и в котором баланс между доходами и расходами, будь то от человека или от финансового проекта, не является отрицательным.
6. Здоровье семьи
Семья важна для развития человека и его здоровья, но есть семьи, которые считаются токсичными из-за их вредное влияние из-за их реляционных моделей , Хорошее здоровье семьи положительно сказывается на ее членах.
7. Гигиена труда
Гигиена труда связана с применением меры, которые позволяют поддерживать благоприятную рабочую среду и способствуют благосостоянию работников , В нашей статье «12 знаков, указывающих на то, что вы находитесь в токсичной рабочей среде», мы углубимся в эту тему.
4 САМЫХ СИЛЬНЫХ ЗНАКА ЗОДИАКА (January 2020).
физическое, психическое, психологическое, нравственное, социальное. Основы здоровья
Под понятием «здоровье» многие люди подразумевают лишь перечень конкретных физиологических особенностей человека. Такое понимание является ложным, на самом же деле его стоит рассматривать на нескольких уровнях. Только так можно дать ответ на вопрос о том, насколько здоров человек. Итак, разберем виды здоровья и остановимся подробнее на каждом из них.
Говоря о здоровье, нужно знать, что это состояние физического, психического и социального самочувствия человека и общества в целом (не только отсутствие физиологических проблем и недостатков).
Критерии здоровья человека
Сейчас, чтобы сделать вывод о состоянии людей, обращаются к пяти основным критериям:
- Наличие или отсутствие недугов, болезней.
- Нормальная работа в системе «окружающий мир – индивид».
- Благополучие в социальной жизни, умственном труде, духовной деятельности, физические способности человека.
- Умение приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
- Возможность качественно выполнять отведенные индивиду функции в социальной жизни.
Основные разновидности здоровья
Каждого человека рассматривают как взаимосвязанную систему и при исследовании выделяют виды здоровья: нравственное, физическое, социальное, психическое, психологическое. Из этого следует, что нельзя судить о нем по одной из перечисленных сфер, не рассмотрев многогранность личности.
На данный момент ученым не удалось выделить конкретную методику для изучения состояния по всем перечисленным критериям, поэтому остается лишь судить о нем, рассматривая уровни здоровья по отдельности. Итак, приступим.
Виды здоровья. Психологическое и психическое равновесие
Среди главных условий устойчивого психосоциального прогресса личности (кроме здоровья нервной системы) выделяют дружескую и приятную обстановку.
По результатам проведенных сотрудниками ВОЗ исследований и экспериментов отклонение психического детского здоровья чаще всего зафиксировано в семьях, где царят разногласия и конфликты. Также страдают дети, которые не могут найти общий язык со сверстниками: находятся с ними в недоброжелательных отношениях или попросту не имеют друзей. Психологи объясняют такую ситуацию влиянием дискомфорта и переживаний на психическое здоровье.
Доктор наук Никифоров Г. С. выделяет следующие уровни здоровья психики: биологический, социальный и психологический.
Первый из них связан с врожденными особенностями организма, работой внутренних органов, динамическим или отклоняющимся выполнением ими основных функций, реакцией на процессы, происходящие в окружающем мире.
Второй уровень говорит о степени включенности индивида в социальную жизнь, его способности взаимодействовать с окружающими в процессе деятельности, находить к ним подход.
Третий уровень свидетельствует именно о состоянии внутреннего мира человека, а именно: собственной самооценке, веры в собственные силы, принятии или непринятии себя и своих особенностей, отношении к миру, обществу, происходящим событиям, представлении о жизни и мироздании.
Если психическое и психологическое здоровье человека не вызывает опасений, значит: его душевное состояние благополучно, у него отсутствуют какие-либо отклоняющиеся психические особенности, явления, болезненные представления, он способен адекватно оценивать происходящую действительность и регулировать свое поведение.
Отдельной проблемой психологического здоровья в 21-м веке считается стресс и депрессия. В России они выделены в отдельную болезнь с 1998 года в связи с данными ВОЗ, свидетельствующими о повышении стрессовых ситуаций в обществе. Так как культура здоровья развивается, выработаны специальные пути подавления депрессивного состояния, формирования стрессоустойчивости, терпения.
Социальное здоровье
Социальное здоровье напрямую зависит от способности личности адаптироваться в условиях окружающей среды, качеств и характеристик, позволяющих это сделать. Влияет и тяга к самовоспитанию и саморазвитию, возможность использования самообразования, реализации жизненных целей, преодоления и решения проблем, касающихся социальных отношений. Они могут быть связаны и с физическими отклонениями.
Человек, который социально здоров, ставит в качестве цели собственную реализацию, имеет стрессоустойчивость, он может спокойно и достойно преодолевать жизненные проблемы и трудности, не причиняя ущерба близким и другим окружающим людям. Этот уровень неразрывно связан и с духовностью, желанием постичь смысл жизни, ответить на вечные вопросы, найти нравственные ориентиры и ценности.
Показатели социального здоровья
При исследовании вышеперечисленных критериев используется несколько показателей, главные из них – адекватность и адаптивность действий и поступков человека в социальной среде.
Адекватностью считается прежде всего способность нормально реагировать на воздействия мира, адаптивностью – эффективно выполнять деятельность и развиваться в новых условиях, которые диктует среда и общество.
Выделяют главные критерии здоровья социального: степень адаптации в обществе, степень активности деятельности в нем и эффективность применения разных социальных ролей.
Физическое здоровье
За оценку физического состояния принимается выявление разных биологических дефектов, болезней, устойчивости к влиянию отрицательных факторов, возможности работать в сложных условиях (в том числе при изменении окружающей среды). Одним словом, за основы здоровья принимаются адаптационные успехи индивида.
С точки зрения медицины под этим понятием отражают и состояние внутренних органов, систем организма, сплоченность их работы. Основы здоровья — функциональные и морфологические резервы, благодаря которым происходят адаптации. Под внимание попадает не только отсутствие очевидных отклонений, болезней и жалоб пациента, но и диапазон приспособительных процессов, уровень возможностей организма, касающихся выполнения конкретных функций.
В педагогических материалах основа понятия «физическое здоровье человека» не трансформирована, т. е. её также характеризуют регулятивной способностью организма, равновесием физиологических процессов, адаптационными реакциями.
Духовно-нравственное здоровье
Под духовно-нравственным здоровьем подразумевают осознание человеком сущности добра и зла, способность самосовершенствоваться, проявлять милосердие, протягивать руку помощи нуждающимся, оказывать бескорыстную помощь, отстаивать законы морали, создавать благоприятную обстановку для ведения здорового образа жизни (понятие «культура здоровья» складывается благодаря этому критерию).
Главное условие достижения успехов на этом уровне – стремление жить в согласии с самим собой, близкими, друзьями и обществом в целом, умение грамотно ставить цели и добиваться их путем прогнозирования и моделирования событий, формулировки конкретных шагов.
Именно обеспечение развития нравственности, моральных качеств каждого – необходимая основа и условие социализации молодежи (касается всех типов современных обществ). Оно является главной целью функции воспитания социальных институтов, влияет на социализацию личности.
Нравственные качества входят в список приобретенных характеристик личности, они не могут быть присвоены человеку врожденно, и их формирование зависит от многих критериев: обстановки, социального окружения и т. п. Нравственно воспитанный человек должен обладать конкретными чертами характера (которые соответствуют общепринятым моральным нормам, обычаям и укладу в обществе).
Нравственное здоровье – перечень установок, ценностей и мотивов поступков людей в социальной среде. Оно не существует без общечеловеческих представлений о добре, любви, красоте и милосердии.
Главные критерии нравственного воспитания
- Положительное моральное направление индивида.
- Степень нравственного сознания.
- Глубина мыслей и моральных суждений.
- Характеристика реальных поступков, способность следовать важным правилам общества, выполнение главных обязанностей
Таким образом, состояние человека действительно складывается из разных, но в то же время тесно взаимосвязанных между собой сфер, которые понимают как «виды здоровья». Поэтому заключение о нем можно сделать, только рассмотрев каждую из них по отдельности и проанализировав общую картину личности.
Виды здоровья
- Подробности
- Автор: Валтасар
- Родительская категория: Биология
- Категория: Здоровье
- Просмотров: 2271
Виды здоровья
Любой живой организм , как пространственно — временной континуум , имеет несколько видов здоровья :
1. Социальное здоровье -заключается в способности адаптироваться к социальной среде ( гибкость в социальной среде ), полноценному выполнению социальных функций. Социальное здоровье отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению и его качество. Уровень социального здоровья — это мера социальной активности и деятельного отношения человека к окружающему миру.
2. Психическое , или душевное здоровье — это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой ( скорость психических реакций ). Отражением психического здоровья является психологическое благополучие человека.
3. Здоровье гигиены — способность человека избегать зависимостей ( выносливость к зависимостям ) к вредным привычкам , к власти , к деньгам , к работе и отдыху …
4. Физическое , или телесное здоровье — это состояние организма, при котором наблюдается совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам среды. Оно измеряется степенью физической подготовленности, физическим развитием, физической формой, тренированностью ( силой ), физической активностью в их соответствии способности организма выполнять свою функцию и главным образом обеспечивать свое сохранение и развитие. Важными компонентами физического здоровья являются вегетативный и иммунный статусы организма и сенсорное здоровье.
5. Информационное , или духовное здоровье — способность человека к ориентированию , координации , балансу и свободе в информационном мире.
Что такое здоровье. Виды здоровья человека
Здоровье 17 сентября 2016Общее состояние каждого человека складывается из множества факторов, среди которых главнейшее место занимает здоровье. Виды здоровья представлены сложной системой, от которой зависит не только общее настроение, но и работоспособность организма.
Общая характеристика
Невозможно понять и изучить здоровье, виды здоровья, а также иные компоненты здорового организма, если подробно не заглянуть в следующее понятие. Итак, здоровьем человека, на сегодняшний день, называют нормальное и стабильное психосоматическое состояние индивида. Существуют следующие виды здоровья человека:
- физическое;
- психическое;
- социальное благополучие.
Главным критерием, которым обладают вышеперечисленные виды здоровья, является способность обеспечивать организму нормальную регуляцию поведения, а также эффективную деятельность личности.
Ранее врачи придерживались того мнения, что здоровьем называется такое состояние человеческого организма, при котором отсутствуют какие-либо заболевания: психические, соматические, физические и иные. Однако Всемирная организация здравоохранения внесла необходимую лепту в старое определение, дополнив необходимый критерий о «благополучии» всех сфер функционирования организма.
В 2001 г. Апанасенко Г.А. вывел собственное определение. Он говорил о том, что здоровьем называется динамическое состояние человека, которое зависит от наличествующих в организме резервов, например устойчивости к внешним негативным факторам, способности компенсирования патологического стресса, что встречается в нашей жизни повсеместно, и так далее. Доктор отмечал дополнительные критерии, которыми характеризуется здоровье. Виды здоровья и их уровень, как говорил Апанасенко, характеризуются пластическим, энергетическим, а также необходимым информационным обеспечением жизненных процессов, выступающих в роли организаторов всей деятельности организма. Кроме того, здоровье в обязательном порядке подразумевает возможность проявления социальных и биологических функций, то есть естественное желание продолжения рода либо выживаемость и сохранение собственной особи.
Формы: телесное здоровье
Вышеперечисленная характеристика, конечно, необходима для изучения и понимания, однако рядовому читателю стоит приводить примеры на практике. Итак, от чего зависит человеческое здоровье? Виды здоровья прежде всего обращают внимание на телесное или физическое состояние организма. Данное понятие вы легко сможете увидеть во всех вышеназванных теоретических определениях.
Физическое здоровье – это такое состояние личности, при котором наблюдается совершенная регуляция жизненных процессов независимо от внешних показателей. Кроме того, к данной группе также можно отнести высокую степень устойчивости и адаптации к многочисленным факторам среды, а также гармонию всех физиологических процессов. Как правило, показатели здоровья представлены следующим списком:
- Степень физической активности и физической подготовленности.
- Физическое развитие.
- Тренированность организма, которая зависит от регулярности и системности тренировок.
Во многом вышеперечисленные функции обеспечивают физическое здоровье человеческого организма. Причём необходимыми составляющими, от которых зависит статус телесного состояния личности, являются иммунный тонус организма и его сенсорное здоровье.
Психическое состояние
Психическое, духовное здоровье – в медицине существует большое количество всевозможных понятий. Несмотря на множественность определений, суть сводится к следующему: психическое здоровье личности – это её способность адекватно реагировать на окружающую среду, как внутреннюю, так и внешнюю. Главным составляющим компонентом этого вида здоровья является способность независимо от внешних и внутренних раздражителей уравновесить себя и своё настроение. Центральным элементом здесь является психологическое благополучие человеческого организма.
Социальное здоровье
Сохранение психического здоровья неразрывно связано с социальным благополучием личности. Благоприятное социальное состояние – это способность успешной адаптации к той социальной среде, в которой индивид находится в данный момент. Здесь также необходимо отметить сохранение способности к успешному выполнению социальных функций. Такое здоровье является показателем активности личности в обществе, то есть наличие связей, ресурсов, плодотворного общения, качество взаимодействия являются показателями высокого социального благосостояния личности. Достойный уровень здоровья позволяет человеку настроиться на деятельное взаимодействие с окружающим миром.
Стоит отметить, что понятие социального здоровья вошло в современную педагогическую и психологическую науку сравнительно недавно. Именно поэтому нельзя с полной уверенностью утвердить перечень измеряемых критериев. Однако общее мнение сводится к следующим постулатам, образующим благополучное социальное состояние человека:
- наличие понимания моральных норм, принятых в обществе;
- достойный уровень духовного развития;
- адаптация к социальной среде;
- освоение нравственных ценностей.
Социально-психологическое здоровье: критерии
Социология и психология личности содержат перечень критериев, соблюдение которых необходимо для сохранения высокого уровня здоровья:
- Осознание собственного «Я», а наравне с тем — переживание чувства постоянства и единства физического тела и духовного.
- Адекватный уровень требований и критичности к собственной личности, а также нормальная оценка её результатов.
- Способность управления собственным поведением, в том числе в нестандартных критических ситуациях.
- Нормальная реакция на общепринятые правила поведения в современном обществе, на моральные установки и правовые нормы.
- Понимание необходимости позитивного планирования как рабочей, так и личной деятельности, а также успешная реализация намеченных целей и задач.
Сохранение психического здоровья во многом зависит от сохранения индивидуальности личности. Здесь важно учитывать негативные изменения внешней окружающей среды, которые непосредственно влияют на структуру личности, вызывая психические заболевания. Несмотря на отрицательные моменты, важно сохранять позитивный настрой и разрабатывать собственные методы преодоления препятствий.
Психология в жизни человека
Психологическим здоровьем в медицине называют динамическую совокупность свойств личности, которые способны обеспечить гармонию между потребностями человека и требованиями, которые предъявляются ему обществом. Психологическое или духовное здоровье является одной из важнейших предпосылок, направленных на развитие и самоактуализацию личности.
А. Маслоу первым выделил качества, которые способствуют укреплению здоровья психологической стороны личности:
- Ориентация на реальные события.
- Концентрация мыслей не на собственной личности, а на проблеме.
- Потребность в одиночестве.
- Духовность и духовное развитие.
- Независимость.
- Чувство юмора и так далее.
Эмоциональное здоровье
Эмоциональное здоровье подразумевает принятие собственных чувств как реальной данности, подаренной жизнью. Благодаря наличию высокого уровня эмоционального состояния вы всегда сможете выслушать других, научиться сопереживанию, а также избавиться или наладить взаимозависимость. С хорошим эмоциональным здоровьем человек способен оказать крепкую поддержку нуждающимся в этом людям.
Сексуальное здоровье
Сексуальным здоровьем называется комплекс тех аспектов человеческого поведения, которые повышают способность личности к любви. Соматические, интеллектуальные, социальные и эмоциональные сферы деятельности жизни человека не только мотивируют к позитивному мышлению, но и повышают сексуальную коммуникабельность человека.
Нравственность и её роль в личностной деятельности
Основу нравственного здоровья человека составляют ценности и жизненные установки личности, которые определяют поведение индивида в конкретной социальной среде. Это значит, что независимо от жизненных ситуаций личность придерживается собственных принципов и ценит то, что у неё есть на данный момент. Нравственное здоровье складывается из потребностей, мотивации и информационных ресурсов, которые человек ищет на протяжении всей своей жизни.
Личность может чувствовать себя полноценно только при нормальном уровне здоровья в целом и отдельных его компонентов: психики, физического состояния, нравственного развития и так далее. В противном случае необходимо принять все меры для устранения отрицательного влияния на организм и нервную систему, а вместе с тем — начать укрепление здоровья.
Источник: fb.ru
8.Типы личности, предрасположенные к заболеваниям
Предмет и объект психологии здоровья. Взаимосвязь с другими науками.
-Объектом этой науки является, с известной долей условности, «здоровая», а не «больная» личность
— Здоровье человека предмет комплексного междисциплинарного исследования. Предмет психологии здоровья рассматривается широко, охватывает рекламу и здравоохранение, а также профилактику и лечение болезней, в том числе и факторы которые связаны с состоянием здоровья, его причины и идентификаторы («этиологические и диагностические»).
Взаимосвязь с другими науками:
1.Эпидемиология изучает распространение и частоту возникновения тех или иных заболеваний. Специалисты в этой области определяют возникновение болезни среди населения и оценивают полученные данные по критериям возраста, пола, расовой и культурной принадлежности, во внимание принимаются время и территории распространения болезни. Описывая полученные данные эпидемиологи используют ряд основных понятий : смертность, заболеваемость, охват, эпидемия.
2.Медицинская социология. Изучает влияние социальных взаимодействий на распространение болезней. Культурные и социальные реакции на болезни. Изучает обращаемость за медицинской помощью (социо экономический фактор) и особенности организации медицинских служб.
3. Медицинская антропология. Ориентирована на проведение кросс-культурных исследований по вопросам здоровья и болезни. Ее, например, интересует, как люди, принадлежащие к различным культурам, реагируют на болезнь и какие методы они используют для лечения болезней, как у них устроена система здравоохранения и др. Отрасли:
-психофизиология
-детская и возрастная психология
-медицинская психология
-социальная психология
-психиатрия
-Педиатрия
-диетология.
4.Психогигиена (наука об обеспечении и сохранении психического здоровья , т.е наука, включающая в себя систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека. Тесно взаимодействуя с профилактикой и психотерапией, психогигиена представляет собой самостоятельный раздел медицинской науки. Она включает в себя: возрастную психогигиену, психогигиена труда и обучения, психогигиена быта , психогигиена больного, психогигиена семьи и половой жизни.
Науки, занимающиеся здоровьем. История становления психологии здоровья.
1930.
Выявлена взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физическими процессами. Исследования сформировали психосоматические процессы. Выходит журнал. Через год возникло общество «американское психосоматическое общество». Главная концепция- психоанализ. Основой являлась психиатрия.
1960.
Формируются новые теории предполагающие взаимосвязь психологических и социальных факторов. Возникновение бихевиоризма который доминировал. Появилась поведенческая бихевиориальная медицина которая сосредоточилась не на лечении, а на предупреждении болезни. В конце 70-х выходит журнал «бихевиориальная медицина» и общество. В этот период сформировалось научное направление «психология здоровья», в американской психологической ассоциации 1978.
Когнетивное направление:
В психологии здоровья считается что здоровье и болезнь это результат взаимодействия биологических, психологических, социальных факторов. Этот подход вылился в концепцию –
«Био-психо- социальная модель диатез стресса»
Биологический фактор:
-генетика
-структурный дефект
-инфекции
Психологические факторы:
-эмоции
-когниции
-поведение
Социальные:
-культурные нормы
-социальный статус
-принадлежность к этнической группе
Диатез:
-уязвимость
-повышенная чувствительность
Стресс «тригер»:
-выявление того слабого звена которое рвется.
Понятие здоровья, его признаки. Концептуальные модели здоровья человека.
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма. Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера. Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Однако определение понятия здоровья, данное экспертами ВОЗ, не раскрывает цель его сохранения и важность для человека. С точки зрения целевой функции здоровья, В. П.Казначеев (1975) дает следующее определение данного понятия: «Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни».
шесть основных признаков здоровья.
1. Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации – клеточном, гистологическом, органном и др. Нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
2. Динамическое равновесие организма, его функций и факторов внешней средыили статическое равновесие (гомеостаз) организма и среды. Критерием оценки равновесия является соответствие структур и функций организма окружающим условиям.
3. Способность к полноценному выполнению социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
4. Способность человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация). Здоровье отождествляют с понятием адаптация, так как, чтобы система могла сохраняться, она должна изменяться, приспосабливаться к переменам, происходящим в окружающей среде.
5. Отсутствие болезней, болезненных состояний и болезненных изменений.
6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов.
Концептуальные модели здоровья человека.
Медицинская модель здоровья. Она предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья. Здоровьем считают отсутствие болезней, их симптомов.
Биомедицинская модель здоровья. Здоровье рассматривается как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека, подчеркивается доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье.
Биосоциальная модель здоровья. В понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но при этом социальным признакам придается приоритетное значение.
Ценностно-социальная модель здоровья. Здоровье — ценность для человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ.
Обращаем внимание на одно принципиальное обстоятельство. В определении понятия здоровья одни авторы трактуют его как состояние, другие как динамический процесс, а третьи вообще обходят этот вопрос стороной. Здоровье рассматривается как состояние в более ранних определениях этого понятия.
В последние десятилетия отечественные и зарубежные ученые все чаще склоняются к тому, что здоровье есть динамический процесс. Поэтому уместно сделать следующие пояснения, связанные с психологией. Все психические явления процессуальны по своей сути. Нет психического вне процесса. Психология, как говорил еще И. М. Сеченов, должна вывести все стороны психической деятельности из понятия о процессе. Категория состояния, как известно, была введена в психологию Н. Д. Левитовым («О психических состояниях человека», 1964). Ей, по мысли автора, предназначена роль «заполнения разрыва» между психическими процессами и свойствами личности — glavsovet.ru. Автор понимает под состоянием целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, в которой отражается все своеобразие протекания психических процессов. Вне психических процессов, правильно подчеркивает Левитов, нет и не может быть никаких психических состояний. В отличие от психических процессов состояния характеризуются большей целостностью и устойчивостью.
Возвращаясь к феномену здоровья, мы полагаем, что более правильную позицию занимают те авторы, которые не пытаются, интерпретируя его, абсолютизировать причастность к нему либо только категории состояния, либо процесса. Так, например, поступает академик В. П. Казначеев, согласно которому здоровье индивида есть динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Понятие здоровой личности. Механизмы компенсации и психологической защиты
Описано много механизмов психологической защиты. Охарактеризуем вкратце основные из них:
1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов: а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения; б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций.
2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки). В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.
3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.
4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.
5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация — самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.
6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви — разговоры о любви).
7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста — стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности — грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).
8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство от-вержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.
9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).
10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.
Предрасположенность людей с определенным темпераментом и характером (энергичных, увлекающихся и честолюбивых, всегда стремящихся вперед на всех парах) к грудной жабе впервые была отмечена Ослером в 1910 г. (см.: EysencK, 1985). Вообще-то представление о предрасположенности определенных типов личности к тем или иным болезням всегда присутствовало в мышлении врачей. Э. Креч-мер, например, считал, что индивиды с шизотимическим темпераментом предрасположены к шизофрении, циклотимики — к маниакально-депрессивному психозу, а иксотимический тип темперамента способствует заболеванию эпилепсией. И. П. Павлов предполагал, что холерики склонны к неврастении, а меланхолики—к истерии. Следуя павловским традициям, И. М. Аптер (1966) сопоставлял тип нервной системы с разными формами неврастении и пришел к следующему выводу: большинство больных (56%) имели слабую нервную систему, т. е. были меланхоликами. Затем в процентном отношении оказались холерики, а наименьший контингент среди этих больных составляли сангвиники и флегматики.
Наряду с корреляциями между болезнью и темпераментом обнаружились также соотношения между определенными болезнями и отдельными чертами личности. Г. Айзенк утверждает, что высокий нейротизм у интроверта способствует дистимии, проявляющейся в маниакальном поведении (навязчивых представлениях), которое сопровождается сильным страхом. Высокий нейротизм в сочетании с выраженной экстравертированностью ведет к психопатии и истерии.
Такое понятие, как меланхолия, отражает интуитивное знание о большой распространенности депрессивных черт среди лиц, страдающих расстройством желчного пузыря. Общеизвестна связь сердечных заболеваний с тревогой. Говорят и о пептически-язвенной личности — жестком, энергичном, предприимчивом типе. Обнаружено, что у многих больных пептической язвой имеются зависимые (женские) черты личности.
Однако все подобные наблюдения были эпизодическими. В дальнейшем удалось описать и определенные статистические корреляции между болезнью и типом личности. Это позволило в рамках сомато-психологического направления в зарубежной медицине выделить два типа поведения — А и Б. Первое демонстрируют те люди, которые отличаются энергичностью, неугомонностью, нетерпением, стремлением добиться максимальных результатов как можно быстрее, честолюбием (амбициозностью) и состязательностью, враждебностью. Мужчины такого типа более экстравертированы, импульсивны, агрессивны, доминантны, самоуверенны, склонны к риску, быстро мыслят. При этом у них имеется склонность к коронарным заболеваниям (стресс-коронарный тип). Так, показано, что 75% всех случаев заболеваний сердца обусловлены различными аспектами личности типа А.
Лица типа Б более заторможены, интровертированы, покорны, почтительны, добросовестны. Они чаще (по сравнению с представителями типа А) подвержены онкологическим и желудочно-кишечным заболеваниям (М. A Chesney et al., 1981; М. Fridman, R. Rosenman, 1974; P. Heaven, 1989; P. Costa, R. McCrae, 1987), но редко страдают сердечными недугами до 70 лет, независимо от того, чем они занимаются и каковы их привычки.
В целом личностям типа А присущи две основные особенности: чрезвычайно высокая соревновательность и постоянное ощущение цейтнота.
Кроме того, выявлено, что с предрасположенностью к сердечным заболеваниям коррелируют враждебность, гневливость, неуживчивость и личностная включенность, «энергичная манера говорить», раздражение, испытываемое от стояния в очередях . Установлено, что склонность к вербальной агрессии — более надежный прогностический признак сердечных заболеваний, чем гнев, раздражительность или обидчивость (Т. Smith, P. Williams, 1992). Вместе с тем неуживчивость (несговорчивость) представляется более точным прогностическим индикатором заболеваний сердца, чем невротическая враждебность.
Гроссарт-Матичек и Айзенк показали, что заболевания сердца коррелируют с повышенной возбудимостью и склонностью к агрессии. Эти данные подтверждаются и другими авторами. Отмечено также, что низкий уровень субъективного контроля также связан с риском сердечно-сосудистых заболеваний . Характеристика людей типа А и Б. Люди типа А едят, двигаются и ходят быстро, а говорят отрывисто. В разговоре они интонационно подчеркивают некоторые слова, а конец фразы произносят значительно быстрее, чем начало.
Люди, принадлежащие к типу А, постоянно «подгоняют» своих собеседников, повторяя «да», «да» или даже договаривая за них отдельные фразы. Они выходят из себя, если автомобиль впереди «ползет как черепаха», а очередь в театре или в ресторане продвигается слишком медленно. Читая, они быстро пробегают текст глазами и предпочитают выводы и краткое изложение содержания книг.
Люди типа А могут во время разговора с кем-либо думать совершенно о другом или есть сидя за рулем, потому что стремятся успеть сделать за определенное время как можно больше.
Люди типа А испытывают чувство вины, когда уходят в отпуск или позволяют себе расслабиться на несколько часов. Им нужна изобилующая стрессами, совершаемая в быстром темпе, соревновательная по своей сути и требующая большого напряжения работа. Если им кажется, что подчиненные или коллеги работают слишком медленно, они не скрывают ни своего нетерпения, ни гнева.
Они стараются «втиснуть» в свое расписание больше дел, чем могут выполнить их надлежащим образом. Они бегут, что называется, впереди паровоза, сами загоняют себя в жесткие временные рамки и не позволяют себе отступать от намеченных целей. Поэтому они постоянно находятся в цейтноте.
Люди типа А с головой уходят в работу и испытывают большую потребность в достижениях и во власти.
Люди типа А нервно жестикулируют, чтобы подчеркнуть то, о чем говорят, например сжимают кулаки или сопровождают свои слова ударами по столу. Эти жесты — проявление того напряжения, в котором они постоянно пребывают.
Люди типа А думают о своих достижениях и о своей значимости исключительно в количественных показателях. Для управленцев, относящихся к типу А, это их заработная плата и прибыли их компании, для хирургов — количество сделанных операций, а для школьников — количество отличных отметок. Люди типа А сосредоточены преимущественно не на качественных, а на количественных сторонах их жизни.
Люди типа А не замечают ни прекрасных восходов, ни появления первых весенних цветов. Они не могут ответить на вопрос о мебели или деталях интерьера офиса или дома, из которого они только что вышли.
Люди типа Б менее подвержены производственным и бытовым стрессам. Они меньше страдают от их пагубных последствий, хотя работают столь же напряженно и в не менее стрессовой обстановке.
Люди типа Б в неблагоприятной ситуации не отступятся от намеченного и будут стараться действовать с максимально возможной в данных условиях эффективностью . Возникает вопрос: почему поведение типа А становится прогностическим признаком стенокардии? Ответ ищут в том, как люди, демонстрирующие данный тип, реагируют на ситуации, вызывающие стрессоподобные состояния. Установлено, что такие лица испытывают большее психическое напряжение, чем относящиеся к типу Б (J. Eaglestone et al., 1986).
По некоторым данным, поведение типа А может формироваться у детей в результате научения в семье: родители, которые сами демонстрируют такой тип, часто и своего ребенка стимулируют к многократным попыткам добиваться успеха и более критично относятся к их достижениям (С. Thoresen, 1991).
В связи с тем что характеристики личности очень сильно варьируют среди пациентов с одним и тем же заболеванием, высказываются сомнения (например, Дембровски и Коста [DembrowsKi, Costa, 1987]) в том, следует ли безоговорочно принять выделяемые в типах А и Б характеристики личности, и указывается, что следует учитывать культурное происхождение и возрастное распределение респондентов. Скорее всего, можно говорить лишь о некоторых более или менее значимых статистических закономерностях.
Наиболее обоснованным следует считать профиль больного, страдающего ишемической болезнью сердца. Это человек, все время пребывающий в борьбе, очень упорный и сдержанный, нацеленный на успех и достижения. Он строит долгосрочные планы; придает себе представительный вид. Демонстрирует высокую степень того, что Фрейд называл «принципом реальности» — способностью отложить на время свои действия и подчинять их долгосрочным целям.
Ф. Данбар (F. Dunbar, 1943) противопоставила такого человека лицам, склонным к несчастным случаям (частым переломам, травмам). Это подверженные риску, неорганизованные, импульсивные люди, живущие настоящим, а не будущим. Корреляция между склонностью к импульсивным действиям и отсутствию терпимости к внешней или внутренней дисциплине, с одной стороны, и склонностью к несчастным случаям — с другой, имеет определенную причинную связь. Действия такого человека безрассудны, и в то же время он склонен к самонаказанию и страданию.
Предрасположенность к аварийным ситуациям. Сторонники теории предрасположенности к аварийным ситуациям исходят из того, что одни люди более других «настроены» на несчастные случаи и что большинство аварий происходит либо по их вине, либо с их участием. Согласно этой теории, вероятность того, что предрасположенные к несчастным случаям люди окажутся их участниками или жертвами, весьма велика и не зависит от характера ситуации. Эффективный способ проверки справедливости подобных утверждений — сравнение количества несчастных случаев, произошедших с одними и теми же людьми в разные периоды жизни: подобный подход позволяет понять, является ли предрасположенность к аварийным ситуациям стабильным личностным качеством человека. Коэффициенты корреляции, рассчитанные на основании результатов этих исследований, невысоки, а это значит, что «аварийное прошлое» человека не будет валидным прогнозирующим показателем его «аварийного будущего».
Психолог Де Ример, автор исследования, ныне ставшего классическим, подверг проверке статистику несчастных случаев, которую первоначально рассматривали как подтверждение теории предрасположенности к аварийным ситуациям (De Reamer, 1980). До него на основании анализа досье 30 000 водителей было установлено, что менее 4% из них виновны в 36% всех аварий, случившихся в течение 6 лет. На основании этого анализа был сделан вывод о том, что большое число дорожно-транспортных происшествий произошло по вине сравнительно немногочисленной группы водителей и что если бы их можно было лишить возможности водить машину, количество аварий на дорогах уменьшилось бы более чем на одну треть. Когда Де Ример сравнил эти результаты с результатами раздельного изучения статистики аварий за первую и вторую половины этого шестилетнего периода, выяснилось, что они произошли по вине разных водителей. Те из водителей, которые по итогам первых 3 лет были признаны «безаварийными», оказались виновниками более 96% всех дорожно-транспортных происшествий, случившихся в течение последующих 3 лет, — факт, нанесший серьезный удар по теории предрасположенности к несчастным случаям.
Ныне эта теория уже не пользуется таким доверием, как прежде, хотя есть свидетельства в пользу того, что в определенных сферах деятельности одни люди более, чем другие, склонны к созданию аварийных ситуаций. Предрасположенность к несчастным случаям может быть обусловлена конкретными особенностями труда, а не является тенденцией, присущей человеку в любых ситуациях, что ограничивает прогностическую валидность теории предрасположенности к аварийным ситуациям .
Результаты ранних исследований личностных качеств индивидуумов, принадлежащих к типам А и Б, которые были выполнены в 1960-1970-х гг., позволяют говорить о существовании прямой зависимости между поведением, соответствующим типу А, и коронарной болезнью. Авторы более поздних работ менее категоричны в этом вопросе, хотя мало кто из психологов готов признать полное отсутствие какой бы то ни было связи между этими явлениями. Например, метаанализ 87 исследований выявил слабую зависимость между поведением, характерным для людей типа А, и болезнями сердца, но более тесную корреляцию между болезнями сердца и депрессией и такими эмоциями, как гнев и враждебность. Авторы этого метаанализа считают, что человек, предрасположенный к коронарной болезни, — не обязательно типичный трудоголик, скорее это человек, движимый такими негативными эмоциями, как гнев и беспокойство (Booth-Kewley, Friedman, 1987).
Другие исследователи не считают депрессию и чувство тревоги факторами, способствующими развитию болезни сердца, но подчеркивают роль враждебности и нетерпения. Выше мы уже говорили о том, что люди, относящиеся к типу А, настроены исключительно враждебно по отношению к окружающим, но умело скрывают это. Следовательно, вывод о существовании связи между болезнями сердца и личностными качествами остается в силе, но под личностными качествами понимают другие характеристики, а не те, что первоначально связывались с поведением, присущим индивидуумам типа А (Шульц Р., Шульц С, с. 441-442).
Однако взаимосвязь между определенными типами личности и ишемической болезнью сердца более сложна. Распространенность инфаркта миокарда среди пациентов таких профессиональных групп, как врачи, адвокаты, администраторы, и лиц, несущих большую ответственность, свидетельствует, что данное заболевание оказывается едва ли не профессиональным.
Возможно, что определенный образ жизни, особенности психического напряжения порождают соматические условия, способствующие прогрессирующим изменениям в сосудистой системе и приводящие к ишемической болезни, т. е. взаимосвязанными оказываются образ жизни и болезнь. В свою очередь определенный образ жизни объясняется склонностью лиц с определенным типом личности заниматься деятельностью, сопряженной с высокой ответственностью. Таким образом, личностные особенности — вторичный, а не первичный фактор сердечно-сосудистой патологии.
Выявлено также, что определенные расстройства вегетативных функций скорее связаны со специфическими эмоциональными состояниями, чем с личностными свойствами, описанными в профилях личности. Так, постоянно испытываемая враждебность может коррелировать с хроническим повышением кровяного давления, а склонность к поиску помощи — с усиленной желудочной секрецией. Однако эти эмоциональные состояния могут встречаться у лиц с совершенно разным типом личности. Отсюда ряд ученых делает вывод, что никакой корреляции между личностью и болезнью нет; существует четкая корреляция между определенными эмоциональными состояниями и какими-либо вегетативными иниер-вациями. Статистическая достоверность корреляций между типом личности и соматической болезнью, по мнению этих ученых, относительна, и зачастую корреляции случайны.
Выделяют также тип С, т. е. людей, предрасположенных к заболеванию раком. Их психологическими особенностями выступают контроль над эмоциями (подавление их), неспособность выразить отрицательные эмоции, низкий уровень экспрессивности, депрессия, чувство отчаяния, беспомощности, примирение с угнетением, избегание конфликтов, неумение настоять на своем, услужливость, излишняя терпеливость, низкий нейротизм . Айзенк считает, что все эти факторы можно свести к двум: к подавлению эмоций и неадекватным стилям совладания (например, отрицаниям).
Оглавление
ЛЕКЦИЯ №4. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ 2
1. Здоровье человека 2
2. Здоровый образ жизни 5
3. Элементы здорового образа жизни 6
4. Наука о здоровье 12
5. Основные направления деятельности государства в обеспечении здоровья 13
Список использованной литературы 15
Лекция №4. Основы здорового образа жизни студентов
1. Здоровье человека
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Все стороны жизни человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Существуют различные подходы к определению понятия «здоровье». Общее для этих определений то, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни. Оно в огромной степени зависит от взаимоотношений человека со средой обитания, обществом и производственной деятельностью.
Исходя из этого, можно определить здоровье как состояние организма человека (его физических и психических качеств), обеспечивающее ему возможность активно жить и трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять ее неблагоприятным факторам. Оно определяет потребности человека, его способность к труду и влияет на гармоническое развитие личности.
Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Существует ряд показателей индивидуального здоровья характеризующих состояние человека (табл. 2).
Таблица 1
Показатели индивидуального здоровья (р.И.Айзман, 1996)
Показатели | Характеристика |
Генетические | Генотип, отсутствие наследственных дефектов |
Биохимические | Показатели биологических жидкостей и тканей |
Метаболические | Уровень обмена веществ в покое и после нагрузок |
Морфологические | Уровень физического развития, тип конституции (морфотип) |
Функциональные | Функциональное состояние органов и систем: а) норма покоя; б) норма реакции; в) резервные возможности |
Психологические | Эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы: тип ВНД, тип темперамента, тип доминирующего инстинкта |
Социально-духовные | Целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и потребностей, степень признания. |
Клинические | Отсутствие признаков болезни |
Уровень здоровья индивида зависит от генетического «фона», стадии жизненного цикла, адаптивных способностей организма, степени его активности, а также кумулятивного влияния факторов внешней (в том числе социальной) среды.
Выделяют несколько видов здоровья:
физическое;
психическое;
нравственное или социальное.
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Психическое здоровье — это состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Физическое и психическое здоровье необходимо рассматривать в динамике, а именно как процесс, изменяющийся на протяжении жизни человека. Эти виды здоровья во многом зависит от наследственности и возрастных изменений, происходящих в организме человека по мере развития. Они определяют способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов, которая в свою очередь зависит от генетических особенностей адаптивных механизмов.
Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. Согласно современным представлениям, большую роль в становлении адаптационных механизмов (примерно на 50%) играет период раннего развития (до 5–8 лет). Сформировавшаяся на этом этапе потенциальная способность к сопротивлению вредным факторам реализуется и постоянно совершенствуется. Но это лишь задатки, которые необходимо развивать.
При рассмотрении здоровья широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, например, выполнять общественно полезную производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, социальным последствием болезней человека.
Происхождение болезни имеет два источника: внутреннее состояние человеческого организма и внешние причины. Следовательно, для предупреждения болезней есть два способа. Первый способ это удаление внешних причин, что невозможно, поскольку человеку, живущему в обществе, практически не устранить все внешние факторы болезни. Второй способ – оздоровление, то есть укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины. Этот способ заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, и в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов.
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого.
Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье.
Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье и др.) относительная ценность здоровья все больше будет возрастать.
Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Ценностный подход требует учитывать мотивационно-личностное отношение индивида к здоровью, которое выражается не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля. Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено.
Противоречия между достижением материального благополучия и необходимостью быть здоровым должно решаться на пути совершенствования объективных условий жизнедеятельности людей. Но не менее важны собственные установки и стереотипы по реальному отношению к своему здоровью как к непреходящей ценности.
Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Отношение к здоровью может быть адекватным, то есть разумным или неадекватным, то есть беспечным. Это дает возможность условно выделить два диаметрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.
Критерием меры адекватности отношения к здоровью в поведении может служить степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативным требованиям медицины, санитарии, гигиены.
Отношение к здоровью включает в себя и самооценку человеком своего физического и психического состояния, которая является своего рода индикатором и регулятором его поведения. Самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей, так как обнаружена довольно высокая ступень ее соответствия объективной характеристике здоровья.
Причина несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительной повседневной реализацией человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто, безусловно данное, как сам собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита. Чем адекватнее отношение человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем.
В повседневной жизни забота о здоровье ассоциируется, прежде всего, с медициной, лечебными учреждениями и врачебной помощью. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.
Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Академик Н.М. Амосов (2002) предлагает ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов организма. Здоровье – это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.
Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:
1. Биохимические резервы (реакции обмена).
2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).
3. Психические резервы.