Психология здорового образа жизни – мода или необходимость? //Психологическая газета
За последние годы можно наблюдать повышение интереса к здоровому образу жизни — занятиям любительским спортом, танцами, вопросам правильного питания. Работодатели в качестве конкурентного преимущества для потенциальных сотрудников предлагают абонементы в фитнес-клубы, количество которых стремительно растет. На экранах телевизоров и на страницах популярных изданий появляются все новые и новые передачи с советами по питанию, похудению и т.п., в социальных сетях множатся сообщества, посвящённые этим вопросам. Даже на уровне федеральной политики реализуются программы, направленные на привитие привычек к здоровому образу жизни (например, президентская программа «Здоровая Россия», проект Росмолодежи «Беги за мной»).
Здоровый образ жизни сегодня – не столько дань моде, сколько естественный результат развития нашего общества. Во многом это связано с высокими стрессовыми нагрузками на психику и тело, особенно в больших городах. Самый пик популярности заботы о своем физическом благополучии сейчас приходится на сообщество прогрессивных и успешных молодых людей, которые могут себе это позволить. Многие из них – предприниматели и топ-менеджеры, люди, которые привыкли идти против среды, чтобы получить то, что им нужно. Они придерживаются осознанных стратегий в своей карьере и финансовом развитии, в своих гражданских и социальных ориентациях.
Здоровый образ жизни – это действительно движение против среды. Если посмотреть на тенденции в пищевой индустрии, в экологии и образе жизни, можно констатировать, что, параллельно с развитием медицины, мы движемся против поддержания естественного здоровья. Например, произошло довольно резкое, с точки зрения эволюционных процессов, изменение социальной среды, к которому ещё не успели «приспособиться» биологические потребности. Только за последние 100 лет в европейском обществе практически исчезла проблема нехватки еды. В то же время, пищевое поведение человека продолжает «работать» по старым программам и приводит к избыточному потреблению и запасанию пищевых ресурсов. Здоровый образ жизни призван это преодолевать, возвращать человеку то, чего он теряет в связи с прогрессом. Конечно, для этого нужна стойкость, уверенность в себе и материальные ресурсы.
В Соединенных Штатах и странах Европы учёные исследуют влияние архитектурной городской среды на количество и качество физической активности людей. Скажем, расположение крупных автомобильных дорог вблизи от дома сильно ограничивает детей в подвижных играх и самостоятельных прогулках. Даже если у дома есть прекрасный двор, но он окружен не пешеходной зоной, родители не могут быть спокойны за ребенка, который, например, захотел прокатиться на велосипеде. Отсутствие зелёных зон в мегаполисе может стать важным фактором ограничения движения для взрослых людей: даже если кто-то хочет и может бегать или просто ходить пешком каждый день, польза от такой физической активности около оживленных дорог с воздухом, насыщенным выхлопными газами, очень сомнительна. То, сколько времени ежедневно тратится на пешую дорогу до магазина, поликлиники, транспорта – это вопрос не только удобства организации городской среды, но и в конечном счете – состояния здоровья.
Ученые Йельского университета отмечают, что не только по причине изменения макросреды раньше было гораздо легче сохранять физическую активность. Сейчас повсеместно распространены энергосберегающие устройства, и речь заходит об энергосбережении в таких объемах, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными или вовсе не замечаются. Так, около 50 лет назад все тексты печатались на машинке, сейчас – набираются на клавиатуре компьютера, причём, производители соревнуются в разработке как можно более «мягких» клавиатур, с лёгким нажатием кнопок. Казалось бы, минимальны энергозатраты калорий, которые расходуются при нажатии на кнопки клавиатуры. Но добавим сюда автоматическое открывание гаражных дверей, электрические зубные щетки, автоматическое открытие окон в машине, пульты дистанционного управления любой домашней техникой, системы «умный дом», автоматически контролирующие все бытовые процессы, заказ товаров по Интернету и т.д. – и мы получаем в сумме огромный дефицит сжигаемых калорий по сравнению с нормой для здорового человека. Никто не собирается отменять или осуждать технический прогресс, просто надо учитывать, что окружающая среда сильно изменилась, и вслед за этим должна меняться не только двигательная активность, но и сознание человека, его образ мыслей и привычек.
Что мы понимаем под навыками здорового образа жизни? Это способность выходить за пределы условий, в которые человека ставит жизнь, для того, чтобы выбрать лучшее для своего организма. Это умение находить здоровые, качественные продукты для себя и своей семьи, находить способы их готовить и есть в уместное время, пить достаточно воды. Это осознанное стремление получать свою норму сна и отдыха, двигательной активности. Это расширение своих энергетических возможностей тренировками и ментальными практиками (медитация, психотерапия). Для этого необязательно обладать какими-то сверхъестественными возможностями. Например, бросить свои вредные привычки, отказаться от сахара и пищевого мусора, чаще выезжать на природу может каждый. Однако для закрепления навыков на всю жизнь и переноса их на разные условия, в том числе экстремальные, нужно менять свое сознание.
Люди нуждаются в освоении особых способов поведения и мышления, направленных на компенсацию и противодействие негативным условиям.
По сути, есть две большие задачи:
- формирование у современного человека понимания того, что специально организованное движение и питание – это сейчас не прихоть и не роскошь, а необходимое условие для поддержания здоровья;
- разработка таких средств, которые позволили бы максимально безболезненно и эффективно вывести эти новые знания на уровень практической реализации в жизни.
И если первую задачу – просветительскую – более-менее успешно решают медицинские и спортивные организации, действуя, в том числе, и через СМИ, то со второй справиться без специальных психологических технологий они не могут.
В настоящее время в России популярны услуги, направленные на достижение человеком оптимального физического состояния. Однако специалисты, которые работают достаточно квалифицированно в своем направлении (фитнес-тренеры, диетологи, психологи, косметологи, врачи и др.), часто испытывают сложности в процессе ведения клиентов из-за неосведомленности в смежных областях знаний о человеке. Так, например, диетологам не хватает психологических знаний для преодоления барьеров, возникающих у человека, а также понимания возможностей физических упражнений для построения здорового тела, и фитнес-тренеры, и диетологи не владеют техниками мотивирования клиентов и тонкой подстройки систем питания и движения под конкретного клиента, а психологам часто недостает знаний о биологических факторах, связанных с психологическими изменениями и т.д.
Приведем классические примеры из нашей практики, иллюстрирующие это. К нам обращаются люди, бесчисленное количество раз пытавшиеся похудеть – самостоятельно или под врачебным контролем. Некоторые из этих попыток бывают временно успешными, затем следует срыв, набор веса, и так по кругу. У таких клиентов обычно нет проблем со знанием принципов рационального питания, однако есть большие трудности с саморегуляцией, способностью справляться с негативными переживаниями, для чего они и привыкли использовать еду. Некоторых в лишнем весе «держат» вторичные выгоды, с чем, конечно, не работают диетологи.
Другая категория клиентов – люди, которые испытывают трудности с переходом к здоровому образу жизни в силу податливости окружению. Они нуждаются в рекомендациях по организации образа жизни, поиску индивидуально-подходящих приемов повышения независимости от среды. Без способности разбираться в особенностях мотивации и поведения человека специалист, будь то врач или тренер, натыкается на множество «не могу», «трудно», приклеивает к клиенту ярлык лентяя, и тот уходит.
Есть и обратная сторона – клиенты, отчаявшиеся наладить свое питание с помощью врачей, обращаются к психологу, решив, что «всё дело в голове». Психологическая работа по прояснению целей, повышению мотивации приносит свои плоды, человек начинает питаться «правильно», и вдруг жалуется на падение тонуса. Психолог по привычке строит гипотезы в рамках своей компетенции и профессиональной подготовки и работает, например, со стрессоустойчивостью клиента. При этом не знает, что изменение белково-углеводно-жирового состава питания и вызывает колебания тонуса и эмоциональной устойчивости. В данном случае было бы достаточно сбалансировать рацион, и проблема решилась бы меньшей ценой (и времени, и денег).
Эти проблемы, увы, не решаются в массовом порядке, поскольку они создают необходимый денежный поток в индустрию фитнеса и велнеса. Сейчас мы выводим на рынок образовательных услуг два новых направления — «Специалист ЗОЖ» и «Фитнес-психолог». Эти специалисты могут консультировать клиентов по всему спектру проблем, связанных со здоровым образом жизни: от питания и спорта до психологических проблем, мешающих им выглядеть и чувствовать себя хорошо. Поскольку они не продают непосредственно какие-либо товары и услуги, их главной целью становится поиск оптимальных путей достижения гармонии в жизни каждого конкретного человека, исходя из его жизненных условий. Только такая системная работа по-настоящему способна изменить жизнь человека, выводя её на качественно новый уровень.
В целях мультидисциплинарной подготовки специалистов, которые, имея практическое психологическое образование, владели бы также знаниями в области физиологии питания и движения, фитнеса и диетологии были предприняты шаги. Сотрудниками лаборатории научных основ психологического консультирования ФГНУ ПИ РАО во взаимодействии со специалистами-нутрициологами Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и профессиональными фитнес-тренерами была разработана образовательная программа для факультета повышения квалификации ПИ РАО. При подготовке учебных материалов использовались результаты современных научно-прикладных исследований российских и зарубежных авторов, а также адаптированные к российским условиям образовательные курсы по публичному здоровью и психологии, биологии и экономики питания Гарвардского, Йельского и Стэндфордского университетов (США).
Программа прошла апробацию в 2013 году не только в рамках курсов повышения квалификации ФГНУ ПИ РАО, но и в Федеральном проекте Росмолодежи «Беги за мной» (фитнес-смена «Селигер-2013»), образовательном процессе подготовки специалистов по здоровому образу жизни на базе Первого Московского медицинского университета им. И.М. Сеченова, на Международном конгрессе «Экология мозга» Ассоциации междисциплинарной медицины.
Материалы курса широко популяризуются на санкт-петербургском портале www.zozhnik.ru, блоге программы «Умное тело» smartbodycentre.livejournal.com, в социальных сетях, в просветительских ТВ-программах (телеканалы Первый, Рен-ТВ), научно-популярных журналах.
Информация об авторах:
Кисельникова (Волкова) Наталья Владимировна – зам.директора по науке ФГНУ ПИ РАО, зав.лаб. научных основ психологического консультирования и психотерапии, доцент Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, к.психол.н. | |
Данина Мария Михайловна — ст.н.с. лаб. научных основ психологического консультирования и психотерапии, директор проекта «Умное тело», к.психол.н. |
Проект «Психология здорового образа жизни и фитнеса» (образовательная программа по повышению квалификации) участвует в конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2013 года: http://www.psy.su/psyche/projects/1109/ |
psy.su
Психология здорового образа жизни
Часто, очень часто в конце рабочего дня мы бываем как выжитый лимон. Мы жалуемся на упадок сил, головную боль, ломоту в тканях и суставах, и вообще раздражительны и подавлены. И вроде бы нет причин нашим недомоганиям, хотя по большому счету, все недомогания сами же и создали. Мы нарушаем законы психологии здорового образа жизни.
Современная жизнь, с её непомерными темпами жизни, с большими требованиями к профессиональным качествам, предъявляет к человеку максимум работоспособности, конкурентоспособности, и естественно здоровья. В психологии человека есть понятие: психология профессионального здоровья – это наука о психологических условиях здоровья в любой профессиональной деятельности, о методах и средствах его развития и сохранения.
Каковы же признаки здорового человека? Среди них можно выделить три основных.
ЗАКАЗАТЬ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СУСТАВОВ GO-FLEX
НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ
Во-первых, структурная и функциональная сохранность систем и органов человека.
Во-вторых, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде.
В-третьих, сохранение и развитие потенциальных физических и психологических возможностей здорового образа жизни и деятельности человека.
Многочисленные исследования доказывают, что истинные причины заболевания кроются не в особенностях физиологии, а эмоциональных условиях жизни человека. Первично болезнь возникает на фоне ежедневных негативных эмоции, которым окружен современный профессионал.
Следовательно практическая психология должна научить правилам и техники противостояния негативным эмоциональным атакам окружающих людей, сложностям психологического микроклимата в коллективе, развитию положительных черт характера , способствующих грамотному искусству общению и самосохранению своего психологического здоровья.
Конечно, причины болезней являются определенные черты характера, особенности характера.
Так люди, которые всё выполняют с тщательностью, качественно, стремятся к успеху, фанатичны в работе, обладающие ко всему этому высокой эмоциональностью, скорее всего, склонны к заболеваниям сердечно-сосудистых заболеваний, повышению артериального заболевания, нарушению сердечного ритма, приступам радикулита. Это тип людей «А».
А вот тип «В» склонны к размеренности, низкому уровню активности и работоспособности, отсутствию эмоциональности в общении, нежелании профессионального роста, отсутствие целей. низкая самооценка. Все это приводит к рутине в работе, а соответственно заболеваний обмена веществ, заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечных заболеваний.
Тип людей «С», которые уступают во всем, подвержены меланхолии, очень сильная эмоциональность, да ещё стремление подавлять её, загонять в себя, такие люди могут заболеть онкологией.
Исходя из этих обобщений, волевое развитие положительных черт характера является профилактикой заболеваний. А если вы приобрели эти болезни, то ежедневная повторение установок по выработке нужных связей в голове, а затем и жизненных правил приведет к выздоровлению.
Это очень хорошо описано в книге американского психотерапевта ЛУИЗЫ ХЕЙ «Новейшая энциклопедия здоровья и счастья». Долгое время она была моей настольной книгой. И, по моему мнению, кому сейчас довольно трудно на пути восстановления здоровья, следует именно обратится к этой замечательной книги.
Легко читается, при первом знакомстве кажется вроде бы не серьезной, но прочитала один раз, второй, и на многие вещи смотришь по другому. Но, самое главное, она восстанавливает оптимизм. Тем более, учится ни когда не поздно. У русского народа есть очень умная пословица « учитесь, пока хрящи не срослись».
В своей энциклопедии Луиза Хей ставит задачу перед читателями, что путем положительных установок нужно ежедневно создавать счастливую и здоровую жизнь. Разобраться, в чем неудовлетворенность в жизни. Само по себе неудовлетворенное состояние это уже нездоровое состояние. Уровень здоровья и общая неудовлетворенность жизнью зависит:
— наличие определенного количества социальных связей и дружеских контактов. Оказывается, положительные эмоции от общения с близкими, психологически совместимыми людьми и вообще хорошие взаимоотношения позволяют преодолевать стрессовые ситуации.
Замечено, что в отличие от общительных одинокие люди для борьбы со стрессом чаще прибегают к курению, употреблению спиртных напитков, что ухудшает их состояние;
– крепкая семья и наличие в них детей;
– интересная и любимая работа, приносящая моральное удовлетворение. Доказано, что безработица отрицательно сказывается на здоровье, так как безработные постоянно находятся в стрессовом состоянии, провоцирующем различные заболевания; и не только болезни – пристрастие к алкоголю, это тоже не здоровое состояние.
– особый склад личности, который характеризуется желанием трудиться не только для собственного материального благосостояния, но и осознавая важность и нужность своей деятельности для общества;
– наличие адекватных целей, ценностей, перспектив в профессиональной деятельности;
– оптимизм, вера в себя, в успех общения с другими людьми перспективность будущего.
Общеизвестно, что для поддержания физического здоровья необходимо выполнять комплекс физических упражнений. По утверждению академика Н.М. Амосова человек должен делать не менее 1000 движений в день, это могут быть разные упражнения. Например, общеоздоровительные, или с акцентом на поддержание здоровья сердечно-сосудистой системы, или профилактике опорно-двигательной системы.
Со временем вы сами выработаете комплекс для разных задач, и это будет правильно. Важно, всё это делать постепенно, систематически. И кстати, физические упражнения будут способствовать созданию хорошего настроения, удовлетворенностью жизнью.
Точно также для развития и поддержания положительных черт характера, способствующих формированию психологии здоровья, важно овладеть психотехническими упражнениями. Вот некоторые из них:
«Добрая улыбка». Каждый день начинайте с настроя на положительные эмоции. Представьте, что вы излучаете тепло, свет, добро. Улыбнитесь себе «внутренней улыбкой», пожелайте доброго утра «себе любимому», своим близким. При всей занятости старайтесь в течение дня встречать окружающих той же доброй, искренней, приветливой улыбкой, ведь от вас исходят только положительные эмоции, не позволяйте себе «заражаться» негативными эмоциями окружающих. Поддерживайте это состояние на протяжении всего рабочего дня, вечером проанализируйте, как вы себя чувствовали. Самочувствие резко улучшится.
«Я рад тебя видеть». При встрече с любым человеком, даже с тем, кого вы совсем не знаете, первая ваша фраза должна быть такой: «Я рад тебя видеть!» Скажите это от всего сердца или подумайте так и только после этого начинайте разговор. Если в ходе беседы вы почувствуете раздражение или гнев, то каждые 2–3 минуты произносите мысленно или вслух: «Я рад тебя видеть!».
«Приятный разговор». Если вопрос, который вызывает у вас неприятные эмоции, не слишком принципиален, стремитесь общение с человеком сделать максимально приятным. Прав ваш собеседник или неправ (сейчас это не имеет принципиального значения), постарайтесь. Чтобы этому человеку с вами было хорошо, спокойно и у него появилось желание еще раз встретиться и пообщаться с вами.
«Созерцатель». Научитесь относиться ко всему, что с вами происходит, как восточный мудрец, созерцательно, то есть, прежде чем реагировать на слова или поступки окружающих людей, спросите себя: «А как бы поступил на моем месте спокойный, опытный, мудрый человек? Что бы он сказал или сделал?» Итак, настройте себя на философское восприятие действительности, в течение нескольких минут созерцательно размышляйте о проблеме и лишь, затем принимайте решения и действуйте.
Эти психотехнические упражнения необходимо выполнять систематически, желательно ежедневно, и тогда положительный результат не заставит себя ждать, а вы обретете позитивное настроение и откроете новые возможности для сотрудничества с людьми. //www.zdravclub.ru
healthbase.ru
Здоровый образ жизни и психология (стр. 1 из 10)
Содержание
Введение
1. Проблема здорового образа жизни в психологии
1.1. Понятие о здоровье и его критерии
1.2. Понятие о здоровом образе жизни
2. Изучение социальных представлений в социальной психологии
3. Анализ результатов исследования
3.1. Описание методики и организации исследования
3.2. Анализ результатов и их обсуждение
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов (6; 9; 12; 31; 32; 38; 42; 48 и др.). Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.
Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % — условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.
Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший “освобождению” человека от усилий над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. “Быть здоровым — это естественное стремление человека”, — пишет К. В. Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья (20).
Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье — это общественное здоровье через 10 — 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали представления о здоровом образе жизни у студентов. Кроме того, для плодотворной совместной работы представителей разных областей знания в направлении создания идеологии здоровья населения, важно наличие соответствующих современным научным взглядам представлений о здоровом образе жизни у тех, кто призван проводить эти идеи в жизнь, в частности, у медиков. Исходя из этого, объектом нашего исследования мы выбрали также практикующих медиков и учащихся медицинского колледжа.
Как нам известно, в настоящее время существуют лишь единичные исследования социальных представлений о здоровом образе жизни. Кроме того, даже само понятие “здоровье” трактуется различными авторами по-разному.
Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования, посвященного анализу таких категорий, как здоровье, здоровый образ жизни, так и практическое его значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и создания установки на творческое отношение к собственному здоровью.
Гипотеза: представление медиков о здоровом образе жизни более соответствует современным научным представлениям, чем у будущих медиков и у студентов – немедиков.
1. Проблема здорового образа жизни в психологии
1.1. Понятие здоровья и его критерии
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.
Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом, большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский, 1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие “здоровье индивида” (54).
Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил». Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье — это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей. Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать «естественный врожденный потенциал человеческого призвания». Существует и другие формулировки: здоровье — обретение человеком своей самости, «реализация Я», полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей (12). К.Роджерс также воспринимает здорового человека как подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен (46).
Ф.Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна.
З.Фрейд считал, что психологически здоровый человек — это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По К.Г.Юнгу здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки В.Райха невротические и психосоматические нарушения трактуются как следствие застоя биологической энергии. Следовательно, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии.
В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному (Иванюшкин, 1982). Соматический — совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный — мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни (32). И.А. Аршавский подчеркивает, что организм на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с окружающей средой. Наоборот, будучи неравновесной системой, организм все время на протяжении своего развития меняет формы своего взаимодействия с условиями окружающей среды (10). Г.Л.Апанасенко указывает, что рассматривая человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы (3). Г.А.Кураев, С.К.Сергеев и Ю.В.Шленов подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что организм человека должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в агрессивной природной и социальной среде. Но ведь биологическая среда не порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то такой организм обречен уже в начале своего развития. Исследователи предлагают определять здоровье, исходя из основных функций организма человека (реализации генетической безусловно рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и приобретенной нервной деятельности). В соответствии с этим, здоровье может быть определено как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ безусловнорефлекторных, инстинктивных, процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения, напраленных на социальную и культурную сферы жизни (32).
mirznanii.com
Статья по физкультуре на тему: Психологические особенности здорового образа жизни (ЗОЖ)
Охрана собственного здоровья это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном): Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, — сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Здоровье — самое ценное, что мы имеем. Его нельзя купить ни за какие деньги. Здоровье нужно закалять и сохранять. Формирование здорового образа жизни зависит только от нас самих, наших предпочтений, убеждений и мировоззрений.
В наше время, научно-технической и промышленной революции за человека почти все делают машины, лишая его двигательной активности. Основная доля физических нагрузок приходится на спорт и физическую культуру. На которые у нас как всегда нет возможности, времени, сил, желания и т.д. Отсюда и слабое здоровье, и вялость, и болезни, и ожирение и остальные недуги.
ЗОЖ можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что ОЖ человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
1. распорядок дня
2. рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание
3. дыхание
4. режим сна
5. искоренение вредных привычек,
6. оптимальный двигательный режим,
7. плодотворный труд,
8. личную гигиену,
9. массаж
10. закаливание и т.д,
Рассмотрим некоторые из них.
Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека. Большое внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов организма. Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высоко-тренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье — это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.
Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но напротив, систематический и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды — на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни, напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.
В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы, интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и наклонностями человека.
Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.
Первый закон: равновесие получаемой, к расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, — мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна — избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.
Второй закон: питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеваниям и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.
Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:
— Прием пищи только при ощущениях голода.
Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела.
— Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.
Наиболее полезен для детей и подростков школьного возраста четырехразовый режим питания:
· I завтрак — 25% суточного рациона
· II завтрак — 15% суточного рациона
· обед — 40% суточного рациона
· ужин — 20% суточного рациона
Самым сытным должен быть обед. Ужинать полезно не позднее, чем за 1,5 ч до сна. Есть рекомендуется всегда в одни и те же часы. Это вырабатывает у человека условный рефлекс, в определенное время у него появляется аппетит. А съеденная с аппетитом пища лучше усваивается. Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья,
Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон — это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.
Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5 ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2-2, 5ч, до сна. Это важно для полноценного переваривания пиши. Спать следует в хорошо проветренном помещении. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение, нельзя спать в верхней одежде. Не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время — это способствует быстрому засыпанию. Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.
Гимнастика
В наше время гимнастикой называют систему специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления. Гимнастика имеет много разновидностей, и знакомство с ними мы начнем с зарядки.»Лучшего средства от хвори нет, делай зарядку до старости лет», — гласит древняя индийская пословица. А зарядкой принято называть 10—15-минутную утреннюю гигиеническую гимнастику.
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика — физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральна нервная система человека находится в состоянии своеобразное: отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой — получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.
Стресс
Стресс может оказывать как мобилизующее, так и негативное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации (дистресс). Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса. Одними и, наверное, наиболее, значимыми их них являются физическая культура и спорт.
Кому из молодых людей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее физическое состояние- залог успешной учебы и плодотворной работы. Физически подготовленному человеку по плечу любая работа.Далеко не всем людям дарует эти качества природа. Однако их можно приобрести, если дружить с физической культурой и приобщиться к ней с детского возраста.
Физическая культура — составная часть общей культуры. Она не только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Физическая культура нужна людям и физического и умственного, труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья.
Особенно большое значение физкультура и спорт приобретают сейчас, в век технической революции, когда бурными темпами в промышленность и сельское хозяйство внедряются механизация и автоматизация. Труд многих рабочих постепенно сводится к управлению машинами. Это снижает мышечную деятельность рабочих, без нее многие органы человеческого тела работают на сниженном режиме и постепенно ослабевают. Такую мышечную нагрузку возмещают человеку занятия физической культурой и спортом. Ученые установили, что занятия физкультурой и спортом оказывают благотворное влияние на производительность труда.
Неоценимую услугу физкультура и спорт оказывают и в формировании у молодёжи высоких моральных качеств. Они испытывают волю, мужество, упорство в достижении цели, чувство ответственности и товарищества.
nsportal.ru
мышление здорового образа жизни – Психология – Домашний
Эта тема тесно связана с любовью к себе в целом. Человек, который хорошо чувствует свои потребности, не станет травить себя вредной едой, злоупотреблять привычками, не сделает себе хуже ни в чем. Быть здоровым человеком — не просто модно, это означает бережное к себе отношение. Поэтому прежде всего важно поработать со своим мышлением. если вам кажется, что вы на самом деле хотите то, что вам навредит, скорее всего, с вашей любовью к себе что-то не так.
Еще по теме: Психология стройности — причины срывов
Мышление ЗОЖ — это не бесконечный позитив, накладывающий запрет на негативные чувства. Для здорового человека как раз нормально замечать и то, что доставляет дискомфорт, ведь как по-другому мы узнаем о тяжести в желудке или проблемах с аппетитом? Но это не значит, что в печали он скупает прилавок со сладостями, а в стрессе знает единственную дорогу к холодильнику.
Правила умного тела
1. Важно научиться отделять желания души от желания тела. Например, различать голод и импульс, заставляющий вас в нервах сметать все съестное, что попалось под руку. Тревоги и комплексы требуют размышлений: что расстраивает, как решить проблему мирным путем и стоит ли вообще себя так мучить? Но они никак не нуждаются в лишнем кусочке шоколадки — это всего лишь попытка себя обмануть.
2. То же самое относится и к физическим наргрузкам. Если вы не чувствуете желания размять мышцы хотя бы иногда, скорее всего, ваше тело просто заброшено и к нему давно не прислушиваются. Усталость, недосып и стрессы, конечно, влияют на эту потребность, но важно выделять хотя бы несколько минут в день, и постепенно организм проснется и прочувствует удовольствие — вы пойдете дальше обычной зарядки или растяжки.
3. Полезно не жалеть себя, как мы привыкли, ублажая сиюминутные страсти покушать и поваляться на диване, а посвящать мыслям о себе какое-то отдельное время, не стараясь сразу заглушать эмоции. Грустить, злиться и волноваться — совершенно нормально, позвольте себе прожить эти чувства и подумать о том, что реально можно изменить в жизни. Заведите привычку останавливаться на бегу и слушать себя.
Психология здорового питания
Переход от запущенного образа жизни к здоровому осуществляется в несколько этапов, поэтому так важно проходить все ступеньки, чтобы не бросать начатое на полпути.
1. Сначала необходимо разобраться в том, что привело вас к сегодняшнему образу жизни. Что и в какой момент привело вас к тому, что вы не завтракаете или ужинаете за полночь? Почему и когда вы стали злоупотреблять плохой едой, что пытались компенсировать или от каких проблем убежать?
2. После осознания того, что все это — не ваше природное, а лишь следствие обстоятельств, перестраиваться станет легче. Если вы поправились после развода, чтобы пережить разочарование, стоит понять, что это в прошлом и нет смысла продолжать заедать тоску.
3. Когда вы более или менее освободитесь от привычек, наступит следующий кризис — пустота, в которой будет сложно ориентироваться. Избавиться от старых пищевых привычек сложно, но не проще создать новые. Если выставить из квартиры старую обветшалую мебель, до покупки новой будет сложно жить в пустом доме.
4. Начинайте с малого. Ищите те вкусы, которые придутся вам по душе, пробуйте рецепты и напитки. Шаг за шагом вы создадите свой новый мир — мышление человека, который питается так, как того требует здоровье тела.
В следующем материале по психологии стройности в проекте «Худеем за 90 дней!»: какие существуют отклонения от нормального питания? Как заметить их первые признаки и не допустить? Худейте вместе с «Домашним»!
domashniy.ru
Психологические особенности здорового образа жизни
Психологические особенности здорового образа жизни.
Левданская Елена Викторовна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МАУ ДО «Дом детского творчества» г.Печора
Рассмотрение любой проблемы с точки зрения такой науки как психология всегда происходит более сложно и интересно, потому что задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, поскольку только в ней мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием.
Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку.
Психология работает везде и всегда: дома, на работе, на отдыхе, на учебе. Везде, где есть человек, есть психология. Зная её, человек сможет лучше понимать себя и окружающих его людей.
Данная тема представляет особую актуальность, так как формирование здорового образа жизни зависит только от нас самих, наших предпочтений, убеждений и мировоззрений. С другой стороны, возникает противоречие: актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Поэтому одно из ведущих мест в формировании здорового стиля жизни учащихся должна стать потребностно-мотивационная среда, позволяющая ему включаться в процесс познания и формирования индивидуальной философии и психологии здоровья.
Вышесказанное подтверждает мнение многих авторов о том, что изучение особенностей формирования основ здорового образа жизни в современном учебно-воспитательном процессе важны и актуальны в связи с тем, что темпы социальных, экономических, технологических, экологических изменений в мире требуют от человека быстрой адаптации к условиям жизни и деятельности.
С психологической точки зрения основы здорового образа жизни лежат в нас самих. Наша психика создана замысловатым, причудливым образом, что мы желаем на самом деле того, что не хотим и довольно часто не осознаем методы, к которым прибегаем. Или даже понимая ситуацию поменять, что — то уже поздно.
С позиции практической психологии и с целью решения проблемы сохранения собственного здоровья человек должен научиться управлять собственными чувствами и переживаниями, преодолевать депрессии, кризисы жизни и гнетущие состояния, противостоять негативным эмоциональным атакам окружающих и пережить стрессовые ситуации, освобождаться от болезненных переживаний и получать доступ к необходимому состоянию спокойствия и уверенности, и, наконец, способен развивать положительные черты характера, способствующие грамотному искусству общения и самосохранению.
В настоящее время в практику работы МАУ ДО «Дом детского творчества» г.Печора Республик Коми широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы: программа деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, программа мониторинга «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», дополнительные образовательные программы, ориентированные на формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, воспитание чувства уверенности в себе, самоуважения и уважения к окружающим людям, такие как «Здоровый образ жизни», «Азбука закона», «Познай себя», «Дорожная азбука». Исключением не будут и дополнительные общеобразовательные – дополнительные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности, направленные на формирование здорового образа жизни, такие как «Подвижные игры», «Гимнастика», «Каратэ», «Мини-футбол», «Баскетбол», «Волейбол» и другие.
В рамках данных программ ежегодно проводятся мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, формирование знаний и умений понимать проблемы формирования, сохранения, укрепления собственного здоровья, а также умений соблюдать правила здорового образа жизни. Используются методы, направленные на обеспечение двигательной активности учащихся, повышение потенциала (ресурсов) здоровья (гимнастика, музыкотерапия), технологии обучения здоровью (гигиеническое обучение), обучение жизненным навыкам (управление эмоциями, разрешение конфликтов), профилактика травматизма, профилактика употребления злоупотребления психоактивными веществами, технологии воспитания культуры здоровья (воспитание личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, воспитание чувства уверенности в себе и самоуважения).
Главным условием формирования здорового образа жизни становится позиция, при которой педагог должен помочь учащимся осознать, что здоровье человека зависит не только от того, как он проявляет себя в учебе, общении, как организовывает свой досуг, как питается, но и от самого человека, его сознания и активного отношения к своему здоровью, от его эмоциональных (психологических) условий жизни. Это должно стать жизненной позицией, образом и стилем жизни человека.
У человека, который не умеет адекватно в сложных ситуациях вести себя, появляются нарушения психологического состояния. Уже многие понимают, что это влияние ведет ко многим заболеваниям, которые уже стали синонимами нашего времени. Первично любая болезнь возникает на фоне сложного комплекса ежедневных негативных эмоций. Поэтому важно знать и использовать приемы, которые являются поддержкой человеку в сложной ситуации, которая провоцирует психическое напряжение. А если такие ситуации возникают, то они помогают уменьшить стресс и не получить психических, да и физических расстройств.
Одна из важнейших характеристик психологически здорового человека – это стрессоизменчивость: поиск в трудной ситуации сил в самом себе и как следствие этого позитивные самоизменения. Соответственно ведущей тенденцией становления психологического здоровья можно назвать постепенное развитие у ребенка способности к стрессоизменчивости.
Для старших дошкольников и младших школьников чаще используются ролевые образы, в основе которых принятие учащимися ролей животных (льва и зайца, волка и цыпленка и т.п.), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабы Яги, Ивана Царевича и т.п.), социальных и семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т. п.), неодушевленных предметов (стола, шкафа, машины, лодки и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, может озвучиваться.
В основе психодрамы может быть разыгрывание расправы с пугающими объектами. При этом используется либо смена ролей – ребенок играет поочередно роли нападающего и жертвы нападения, либо создание ситуации подвига и подключение эмоционального сопереживания объектам нападения. Кроме того, драматизироваться или «оживляться» могут мысленные картинки, составленные детьми, или предложенные ведущим терапевтические сказки. Достаточно интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации, т. е. разыгрывание только пальцами этюдов или сказок.
В ролевых ситуациях учащийся сталкивается с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной (и значимой для него) деятельности, и ставится перед необходимостью изменить свои установки. Тем самым создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков.
Дети делятся на пары, сидя в кругу. По команде ведущего рука одного из партнеров превращается в страшного зверя (тигра, крокодила, медведя), который гуляет по спине другого. При этом нужно обязательно оговорить, что нельзя делать друг другу больно.
Ведущий предлагает ребятам превращаться в животных поочередно: больших, сильных и маленьких, слабых (волк – мышонок, слон – котенок, тигр – ежонок).
Дети превращаются поочередно то в маму, то в ее ребенка у различных животных (слониху – слоненка, кота – котенка, лошадь – жеребенка).
Ведущий просит детей изобразить сначала смелого, потом трусливого зайчика (волка, мышонка, медведя).
В подростковом возрасте обучающимся предлагается выбрать себе роль и вести себя в соответствии с нею. Учащийся выбирает для подражания определенную модель поведения, это может быть герой кинофильма или персонаж книги, олицетворяющий уверенность, ну или приятель, обладающий этим недостающим качеством. В сложной жизненной ситуации он примеряет на себя роль этого персонажа: начинает по-другому себя вести, у него меняется походка, манера говорить, его речь становится убедительной, он даже начинает по-другому себя ощущать. Так как себя с выбранной ролью он отождествляет не полностью, а только «играет ее», то все свои провалы и неловкость относит к выбранному персонажу, а не к себе. Это помогает избежать смущения, быть более свободным от мнения окружающих и не снижать при промахах самооценку. При правильном выборе роли, она помогает справиться с трудной ситуацией, возникающей в общении, а также вызывает ощутимые подвижки не только в поведении, но и в собственных жизненных ценностях и установках.
Часто применяемой формой приспособления выступает отожествление себя с более удачливыми людьми. Перенесшие разочарования и неудачи люди, которые мнят себя неудачниками, порой прибегают к такому приему. Идентифицируясь с успешным субъектом, они как бы прибавляют себе особые способности, а становясь сотрудником влиятельной и авторитетной организации, не только получают возможность почувствовать свою принадлежность к ней и говорить о «наших успехах», но и реально начинают чувствовать себя сильными и действуют более успешно и уверенно.
Предугадывание и предвосхищение событий. Этим приемом пользуются люди, уже имевшие печальный опыт неудач или ожидающие неминуемого наступления приближающейся сложной жизненной ситуации. Предвосхищающая печаль или заранее составленное представление имеют адаптивное значение и позволяют человеку морально подготовиться к возможным трудным испытаниям и составить план предотвращения несчастливых обстоятельств.
Положительное толкование своей ситуации. Эта техника похожа на предыдущую. Она заключается в использовании вариантов сравнения: люди сравнивают себя с кем-то, кто находится в еще более шатком положении («сравнение идет вниз»), или вспоминает о своих заслугах и успехах в иных областях: «Да, это у меня не получилось, но зато…» («сравнение идет вверх»).
Отрицание и непринятие, травмирующего, ошеломляющего и трагического события – еще один распространенный прием самосохранения. Попадая в трудную жизненную ситуацию и сталкиваясь с трагедией, непринятием и отрицанием ее, человек выстраивает психологический заслон на пути проникновения в свой внутренний мир этого травмирующего и разрушительного события. Он постепенно, переваривает его малыми дозами.
Обесценивание объекта. Не сумев найти выход из сложной ситуации, в данном случае не сумев достичь важной цели (выйти замуж, поступить в институт, защитить диссертацию и т.д.), человек понижает ее значимость. Таким образом, он обесценивает свою неудачу («А надо ли мне это?», «Это не самое главное в жизни») и вписывает трудную ситуацию в свою биографию как незначительный эпизод.
Таких примеров применения приемов и техник, которые являются поддержкой человеку в сложной ситуации, провоцирующей психическое напряжение, существует множество. Современная психология обладает целым арсеналом техник и технологий психологической поддержки, психологической терапии и диагностики.
И хочется отметить, что успешность осуществления поставленных задач формирования здорового образа жизни и решения проблемы сохранения собственного здоровья как важного слагаемого человеческого фактора во многом зависит от включенности педагогического коллектива в процесс реализации программ образовательной деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся, осознанного понимания каждым педагогом дополнительного образования, педагогом-психологом значимости стоящих перед ним задач.
Список литературы:
Человек в сложной жизненной ситуации: психологические аспекты: материалы международной научно-практической конференции / под общ. ред. Т.Д. Василенко – Курск: КГМУ, 2012. – 244 с.
Хухлаева О. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
Прохорова О. Социально-психологическая поддержка школьника в трудной ситуации / Журнал «Воспитание школьников». — № 8. – 2005.
Либина А.В, Либин А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? // Стиль человека: психологический анализ. — М.: Смысл, 1998.
infourok.ru
Психологические факторы формирования здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»
В свою очередь, люди, принадлежащие к так называемым сексуальным меньшинствам, не отличают свои отношения от общепринятых («нормальных»). Они проецируют традиционную модель семейной иерархии, родственных связей на свои отношения. Так, в семье двух лесбиянок девушка, выполняющая мужскую роль, активно настаивала на том, чтобы называть маму своей жены тещей, а отца тестем.
Таким образом, можно предположить, что гомосексуализм не является патологичным с точки зрения обыденного понимания, ведь определенный процент нашего общества не рассматривает эту проблему отрицательно (это относится не только к людям, принадлежащим к сексуальным меньшинствам). Эти данные подтверждает и статистика Риктона Нортона [3]. В ходе эмпирического исследования в конце 1980-х-в нач. 1990 гг. выявлено, что чувство собственного достоинства у гомосексуалистов отнюдь не ниже, чем у гетеросексуалов, а у лесбиянок оно даже выше, чем у гетеросексуальных женщин. Поэтому в современном обществе так часто встает вопрос о причинах и факторах, влияющих на сексуальную ориентацию индивида. В нашем исследовании нашли отражение основные из существующих теорий такого социального феномена, как гомосексуализм. Проанализировав теоретические и статистические данные, можно утверждать, что все эти теории имеют место быть. Также к уже существующим можно добавить различные социальные факторы, влияющие на возникновение и развитие феномена, — гомосексуализм.
Библиографический список
1. Дейвис Д. Розовая психотерапия. Руководство по работе с сексуальными меньшинствами / Д. Дейвис. — СПб., 2001. — 384 с.
2. Клейн Л.С. Другая сторона светила / Л.С. Клейн. — М.,2002. — 656 с.
3. Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии / И.С. Клецина. — СПб., 2003. — 480 с.
4. Навайтис Г.А. Тайны семейного (не)счастья / Г.А. Навайтис. — М., 2008. — 171 с.
5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. — СПб., 2009. — 656 с.
И.А. Чернов
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Ключевые слова: здоровый образ жизни, личность, факторы.
Образ жизни, здоровье, долголетие представляет собой целостную систему, которая функционирует в определенных социально-психологических, экологических и культурных условиях. Будучи взаимосвязанными и соподчиненными, эти условия создают объективную основу формирования единой системы ценностных установок. Выбор образа жизни, с одной стороны, объективно задан доминирующими в данном обществе социально-психологическими, экологическими, культурными и другими условиями, с другой, определяется субъективным набором жизненных ценностей индивида.
© Чернов И.А., 2013
Здоровый образ жизни основан не только на вербальной реакции и рефлексии граждан на состояние общества, но и на их саморефлексии, самооценке, самоидентификации, которая постоянно проявляется в реальном поведении, в отношении к здоровью. Снижение влияния установок общественного мнения на самосохранительное поведение как молодежи, так и более старших поколений проявляется прежде всего в различиях между декларируемыми нормами поведения в отношении здоровья и реальным поведением. В структуре жизненных ценностей населения здоровье занимает одно из первых мест. В то же время при более глубоком рассмотрении данной проблемы оказывается, однако, что ценность здоровья носит не фундаментальный, а инструментальный характер.
Противоречие между декларируемыми ценностями и реальными поведенческими стратегиями особенно заметно проявляется при соотнесении здоровья как ценности и социальных практик в подростковой и молодежной среде. Для школьников и студентов характерна интерпретация здоровья скорее как физической дееспособности, а не способность к адаптации, реакции на изменения окружающей среды, обеспечение стойкой жизнедеятельности. Для большинства населения характерен взгляд на здоровье как на состояние, не мешающее им жить, не препятствующее выполнять повседневные обязанности.
Формирование потребности в здоровом образе жизни, укреплении здоровья, долголетии связано с дифференцированным подходом с учетом общесоциальных, групповых и личностных характеристик. Динамичность субъективных установок является результатом постоянно меняющихся социально-психологических, экологических, культурных и других условий жизнедеятельности. Взаимосвязь образа жизни, здоровья, долголетия с установками общественного мнения должна рассматриваться как динамичная система, оценка которой требует многофакторного социально-психологического анализа и мониторинга. Результаты, характеризующие степень восприятия установок общественного мнения, свидетельствуют о несформированности среди населения адекватных и устойчивых стереотипов здорового образа жизни, здоровья и долголетия, что приводит к распространению разрушительных для здоровья моделей поведения.
Формирование здоровья обусловлено многими факторами — социально-экономическими и экологическими, образом жизни, возрастом, полом, наследственностью. В личностном плане социальное здоровье определяется в основном степенью комфортности человека в том или ином социальном окружении. Здоровый образ жизни каждой личности зависит от уровня усвоения современных достижений науки и практики. Он зависит и от реальных возможностей человека делать выбор, способствующий сохранению и укреплению здоровья. Здоровый образ жизни характеризует степень реализации природного потенциала конкретного общества (индивида, социальной группы, социума).
Установки общественного мнения, направленные на реализацию здорового образа жизни, укрепление здоровья, повышение долголетия, сталкиваются с установками, реализация которых порождает разрушительную стратегию по отношению к здоровью. В результате столкновения рождается симбиоз противоречий ценностей. Установки общественного мнения на самодетерминирующие здоровье виды поведения имеют существенное различие в тендерном отношении. Большая восприимчивость к жизнеукре-пляющим установкам общественного мнения девушек и женщин приводит к превосходству их над юношами и мужчинами практически по всем индикаторам здорового образа жизни, здоровья и долголетия. Данный тренд в определенной мере связан и с тем, что среди представителей женского пола в оценках здоровья и факторах, на него влияющих, отмечается более низкая удовлетворенность всеми составляющими здоровья. Во многом это может быть объяснено более высокой степенью чувствительности женщин к общим факто-
рам стресса: социальным (бедность, безработица, снижение социального статуса) и личным (семейные неудачи) изменений.
Образ жизни является ведущим фактором, определяющим состояние здоровья, связанным с характером, спецификой поведения отдельных людей или целых социальных групп, представляет собой сложную динамическую функциональную систему, которую необходимо рассматривать с точки зрения системного подхода. Образ жизни в целом обобщает и включает в себя уровень жизни, качество жизни, стиль жизни, уклад жизни [4]. Здоровье как общечеловеческая, общественная ценность выступает не только как отсутствие или профилактика болезней, а прежде всего, как состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека. Здоровый образ жизни характеризует степень реализации потенциала конкретного общества (индивида, социальной группы) в обеспечении здоровья; степень его социального благополучия как единства уровня и качества жизни, в то же время отражает степень эффективности функционирования социальной организации в ее отнесении к ценности здоровья.
В исследованиях проблематики здоровья, здорового образа жизни, долголетия преобладают биомедицинские модели, акцентирующие внимание на изучении негативных критериев здоровья и образа жизни; применение методов и процедур, измеряющих характеристики физического пространства, исследование поведения индивидов (социальных групп) вне связи с социальной структурой и ее отдельными элементами — социальной стратификацией, нормами, ценностями. В результате за рамками исследований остаются вопросы, связанные с влиянием на здоровье и образ жизни культуры, социальной организации общества, личностного выбора.
Целостный взгляд на здоровье, здоровый образ жизни, долголетие можно представить в виде модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия. В нашем понимании субъективный компонент здоровья, здорового образа жизни, долголетия — ценностные установки и оценки общественного мнения — определяет личностный, групповой и национальный уровень поведенческой ориентации. Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма. Психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально-волевой сферы. Социальный компонент характеризуется степенью адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.
Установка общественного мнения на признание здоровья, здорового образа жизни, долголетия общечеловеческой ценностью, подлежащей защите со стороны общества и государства не находит своего адекватного отражения в поведенческих актах в России. В современных условиях на первый план выдвигаются социальные детерминанты здоровья, возрастает степень влияния таких факторов, как социальная напряженность, стресс, несовместимость социального статуса, ощущение неуверенности в завтрашнем дне. При рассмотрении здоровья и здорового образа жизни как социального феномена необходимо выйти за рамки медико-биологического взгляда. Здоровый образ жизни представляет собой типичные и существенные виды жизнедеятельности людей, способствующие выполнению ими социальных функций и достижению состояния физического, духовного и социального благополучия, которые определяются конкретными социально-экономическими условиями, ценностными, нравственными ориентациями.
В данном контексте исключительного внимания заслуживает формирование и изменение ценностных установок общественного мнения. Ценностные установки общественно-
го мнения оказывают существенное влияние на направленность и содержание социальной активности, придают смысл и направление общественной позиции личности. В силу своей многоаспектности ценностные установки общественного мнения выступают в качестве связующего звена общественным сознанием и индивидуальным сознанием. В представлениях населения идеальная модель здорового человека выглядит следующим образом: человек никогда не болеет, не имеет хронических заболеваний, не жалуется на свое здоровье, хорошо выглядит.
Формированию ориентаций на здоровый образ жизни населения присущи следующие противоречия:
— между социальной потребностью в здоровом человеке и реальными условиями для формирования соответствующих установок различных групп населения;
— между общественной ценностью здоровья и реальными возможностями его сохранения и укрепления независимо от уровня материального положения различных групп населения;
— между декларируемой в обществе модой на здоровье и здоровый образ жизни и реальными действиями семьи, учреждений образования и здравоохранения в этой сфере
[3].
Для большинства населения характерно наличие противоречия между общей и конкретной потребностью в сохранении здоровья. Общая потребность в сохранении здоровья получает спорадическое, непоследовательное, ограниченное воплощение. Конкретная потребность в специальных действиях по укреплению здоровья возникает преимущественно вследствие заболевания, что в результате приводит к появлению такой деятельности, которая ведет не к общему сохранению здоровья, а, скорее, к временному его поддержанию.
Необходимы новая концепции и комплексная программа, построенная с учетом психологических факторов формирования здорового образа жизни, укрепления здоровья, создания культа долголетия. Комплексная программа должна основываться не только на концептуальном осмыслении влияния установок общественного мнения на здоровый образ жизни, здоровье и долголетие, но и на использовании укрепляющих здоровье технологий.
Библиографический список
1. Васильева О.С. Образование в сфере здоровья как стратегическое направление психологии здоровья // Психология в вузе. — 2010. — № 6. — С. 5-17.
2. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: учеб. пособ. / Ж.М. Глозман. — М.: Академия, 2002. — 208 с.
3. Зинова У.А. Формирование установки на здоровый образ жизни как актуальная проблема // Седьмая волна психологии. Вып. 7 / Под ред. В.В. Козлова. — Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2011.
4. Трофимчук А.Г. Общечеловеческие ценности здорового образа жизни // Здоровый образ жизни как социально-психологический феномен конференции / Под ред. Л.А. Койсман. — Биробиджан, 2012.
cyberleninka.ru