Актуальность проблемы — Мегаобучалка
Урок №6
Основные цели и задачи деятельности школ здоровья.
Основные цели и задачи деятельности школ здоровья. Условия, необходимые для организации школ здоровья. Организация школ здоровья для пациентов и их окружения с болезнями органов кровообращения (артериальной гипертонией, ишемической болезнью сердца, сердечной недостаточностью), хроническими обструктивными заболеваниями легких, прежде всего бронхиальной астмой и хроническим обструктивным бронхитом, ревматическими заболеваниями, сахарным диабетом, нарушениями роста эндокринной этиологии, гемофилией, ВИЧ-инфекцией, для пациентов, находящихся на хроническом диализе. Взаимодействие школы со всеми структурными подразделениями, на базе которых она работает. Взаимодействие с аналогичными школами других медицинских учреждений, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.
Школы (клубы) для пациентов и лиц с факторами риска (син. Школы здоровья) (School of health, school of patients) —
Примечание. Школы здоровья для различных целевых групп (больные и членыих семей, лица с факторами риска и др.) организуются иногда в форме постоянно действующего интерактивного общения, например: — «коронарные клубы», «школы больных с сахарным диабетом», «школы больных с астмой», «школы
гипертоников» и пр. Школы пациентов (здоровья) предполагают наличие унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых, наличие соответствующего информационного обеспечения.
Организация Школ Здоровья |
Школа здоровья для пациентов включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).
Организация Школ Здоровья для пациентов в первичном звене здравоохранения
Школа Здоровья– это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.
Школа Здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания – по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.
Школа здоровья для пациентов включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).
Актуальность проблемы.
Показатели здоровья населения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Сложные социально-экономические условия в нашей стране проявились, в частности, в крайне высоких показателях заболеваемости и смертности населения. Особенно высоки показатели смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин.
Серьезной проблемой для общества являются алкоголизм, табакокурение, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, инфекции, передающиеся половым путем.
Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и так далее), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
Учитывая, что здоровье человека на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.
Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах Здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности, так как хронические неинфекционные заболевания имеют общие факторы риска поведенческого характера, то и подходы к их профилактике не являются ресурсоемкими, но могут дать ощутимый социально-экономический эффект.
Цели Школ Здоровья:
1. Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.
2. Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.
3. Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.
4. Повышение качества жизни пациента и его семьи.
Задачи Школ Здоровья:
1. В доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний.
2. Ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.
3. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.
4. Повышение ответственности человека за сохранение здоровья.
5. Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.
6. Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).
8. Ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.
Общие положения:
1. Школы Здоровья могут быть организованы в поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, профильных диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах и должны быть утверждены приказом руководителя учреждения.
2. План работы Школ Здоровья составляется на текущий год в соответствии со спецификой учреждения.
3. В лечебно-профилактическом учреждении организатором и руководителем Школы Здоровья может быть врач кабинета (отделения) медицинской профилактики, заведующий отделением, узкий специалист; проводить занятия в школе здоровья может врач, либо средний медицинский работник (медицинская сестра, фельдшер), имеющий необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.
4. Учет работы и отчетность по работе Школ Здоровья проводятся в соответствии с формами отчетности (приложение № 5 приказа МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г.).
Школа Здоровья организуется приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются:
· инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе;
· статистические формы регистрации и учета;
· план и график работы;
· закрепление помещения для проведения занятий, перечень оборудования.
Желательно, чтобы занятия проходили в отдельном помещении. Занятия проводились с небольшими группами пациентов (максимально 8-10 человек). Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 минут).
Методологической основой занятий в Школе Здоровья является популярная лекция, учитывающая различный уровень подготовки слушателей. В Школе Здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу «от простого к сложному». В ходе проведения занятий должен быть открытый диалог по проблемам хронических неинфекционных заболеваний, методам профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни. Предпочтительно обучение пациентов совместно с их членами семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.
Для повышения эффективности образовательного процесса Школа Здоровья должна быть оснащена техническими средствами, иметь большой выбор методической продукции по изучаемой проблеме и демонстрационного материала (наличие тематических проспектов, памяток, видеофильмов, слайдов, популярной литературы). Вся наглядная продукция, используемая в Школе должна быть красочной, демонстративной, запоминающейся, понятной, заинтересовывающей, доступной
Необходимо поддерживать обратную связь со слушателями Школы Здоровья через анкетирование, книгу отзывов и пр.
Критерии эффективности Школ Здоровья:
I. Ближайшие:
1. Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья.
2. Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни.
II. Отдаленные:
1. Уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска.
2. Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения.
3. Уменьшение распространения вредных привычек.
4. Экономический эффект от снижения:
· временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний;
· стойкой утраты трудоспособности по
megaobuchalka.ru
6ч.00м. | Утренняя пневмотерапия. |
6ч.25м. | Очищение кишечника по методу «Шанкт Прокшалана» (2-й день.). |
6ч.25м. | Раствор перекиси водорода. |
6ч.30м. | Чесночная клизма (с 3-го дня). |
6ч.40м. | Очистительная клизма (2ч.л. лимон. сока + 1ч. л. соли на 2 л. воды) с 3-го дня. |
7ч.10м. | Спринцевание (Ж) Ванночки (М). Замеры (1,3,6 день) |
7ч.20м. | Югланекс (натуральный экстракт из грецкого ореха) 1ч. л.- запить водой. |
7ч.40м. | 4 цветка полыни + 2 цветка пижмы +1 гвоздика — запить дегельминтиком №1 (холл 2-го этажа). |
7ч.50м. | Прием БИОЛа (из семян арбуза и тыквы) 1ч. л.- не запивать. |
8ч.00м. | 2 день. Полигоналка. 3, 5день. Волновое оздоровление (комната №4). |
8ч.15м. | Прием масла расторопши 1ч. л. (не запивать). |
8ч.30м. | Прием дегельминтика №2. На 6,7день №3. (холл 2-го.этажа). |
8ч.30м. | Термотерапевтический массаж (новый корпус). |
8ч.55м. | Овсяной напиток (200 гр) (коридор нового корпуса). |
9ч.00м. | Коррекция позвоночника (кабинет №15 сауна — комната отдыха). |
9ч.00м. | 6 день. Медовая вытяжка.(кабинет №15 сауна — комната отдыха). |
9ч.30м. | Голубая глина (в комнате). |
10ч.30м. | Вибротракционное оздоровление позвоночника (комната №7). |
10ч.45м. | Комната №7.»Ингаляционной терапии». |
11ч.00м. | Масло касторовое на 2, 3 день. |
11ч.00м. | Статическая гимнастика. |
12ч.30м. | Прием БИОЛа (из семян арбуза и тыквы) 1ч.л.- не запивать. |
13ч.00м. | Прием дегельминтика №2. На 6,7день №3. (коридор нового корпуса). |
13ч.00м. | Очистительная клизма с чистотелом (150 гр. на 2л. воды). |
13ч.30м. | Свекольно-яблочный напиток (200гр.) (коридор нового корпуса). |
13ч.30м. | Сухой дождь (комната №8). Ушные фитоворонки 1 раз в заезде. |
13ч.50м. | Прием масла расторопши 1ч.л. (не запивать). |
13ч.55м. | 4 цветка полыни + 2цветка пижмы + 1 гвоздика — запить дегельминтиком (в столовой). |
14ч.00м. | Обед. |
14ч.20м. | Венички (комната №5.). |
14ч.50м. | Ревизия живота (кабинет №17, новый корпус). |
15ч.20м. | Раствор перекиси водорода. |
15ч.20м. | 1, 3, 5 день. Фитобочка (кабинет №18). |
16ч.20м. | Почечный чай (коридор нового корпуса). |
17ч.00м. | Дыхательная гимнастика. |
18ч.10м. | Банные процедуры (в две смены). Косметический массаж. |
18ч.50м. | Югланекс (натуральный экстракт из грецкого ореха) 1 ч. л. — запить водой. |
19ч.10м. | Прием БИОЛа (из семян арбуза и тыквы) 1ч. л. — не запивать. |
19ч.20м. | Прием масла расторопши 1ч. л. (не запивать). |
19ч.25м. | 4 цветка полыни + 2 цветка пижмы + 1 гвоздика (в столовой). |
19ч.30м. | Ужин. |
21ч.30м. | Очистительная клизма (2ч. л. лимон.сока + 1ч. л. соли на 2 л.воды). |
21ч.40м. | Спринцевание (Ж). Ванночки (М). 200 мл. |
22ч.00м. | М/клизма с льняным маслом (чередуя с уриной) 3-4-6 день (задержать на ночь). |
22ч.10м. | Свечи с маслом чайного дерева (задержать на ночь) 3-4-6 день. |
22ч.15м. | Раствор перекиси водорода. |
6 день. | Перед сном вечером съесть 3-4 кусочка селедки (не пить никакой жидкости). |
22ч.30м. | Сон. |
shkola-zdorov.ru
Программа «Школа здоровья»
I. Введение
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Ж.-Ж. Руссо
Понятие «здоровье» — это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье школьника представляет собой критерий качества современного образования.
В связи с ухудшением состояния здоровья детей охрана и укрепление здоровья детей и подростков является одним из основных направлений в деятельности школы.
Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:
- несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормативам;
- перегрузка учебных программ;
- ухудшение экологической обстановки;
- недостаточное или несбалансированное питание;
- стрессовые воздействия;
- распространение нездоровых привычек.
В связи с этим необходимо организовать образовательный процесс в школе с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизических особенностей учащихся, предоставить возможность для творческой деятельности и самореализации личности, необходимо включить наряду с педагогической медико-профилактическую деятельность. Если все это будет учтено, то будет сохранено здоровье учащихся, сформированы навыки и позитивное отношение к здоровому образу жизни.
В школе авторская программа «Здоровье» реализуется с 1997г. За прошедшее время нам удалось достигнуть следующих результатов:
- число практически здоровых детей увеличилось в среднем на 9%;
- количество детей с хроническими заболеваниями уменьшилось в среднем на 5%;
- число детей, занимающихся в основной группе по физкультуре, возросло в среднем на 7%;
- количество детей, посещающих специальную группу, уменьшилось в среднем на 6%.
Однако наряду с положительными результатами отмечается рост заболевания органов зрения и опорно-двигательного аппарата. Факторы, вызывающие их развитие, зачастую не зависят от образовательного процесса. Поэтому в рамках программы «Здоровье» необходимо реализовывать проекты, способствующие формированию культуры здоровья.
II. Этапы реализации Программы
Год | Название этапа | Содержание |
2007 – 2010 г.г. | Преобразующий | 1. Введение Программы. 2. Накопление дидактического материала. |
2011 – 2012 г.г. | Обобщающий | 1. Анализ и подведение итогов. 2. Корректировка Программы по результатам анализа. |
III. Цели и задачи Программы
Цель Программы: сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- Создание системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление здоровья.
- Разработка и апробация здоровьесберегающей модели образования через применение здоровьесберегающих технологий, оптимальную организацию режима работы школы, образовательную деятельность по формированию навыков здорового образа жизни.
- Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
- Разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.
- Организация рационального питания.
- Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся
IV. Основные направления Программы
Направления Программы | Краткое содержание |
1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса |
|
2. Инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями и учителями |
|
3. Учебно-воспитательная работа |
|
4. Создание здорового воспитательного пространства |
|
5. Оздоровительно-профилактическая работа |
|
V. Ожидаемые результаты:
- Будет сохранено физическое и психическое здоровье учащихся.
- Учащиеся школы будут владеть знаниями о здоровом образе жизни и осознавать ответственность за свое здоровье, видя прямую связь между своим поведением и здоровьем.
- Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей.
- Уменьшение количества детей, употребляющих табак, алкоголь, наркотики.
- Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
- Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
- Улучшение социально-психологической ситуации в школе.
- Учитель будет строить образовательный процесс, заботясь о сохранении здоровья учащихся через поиск здоровьесберегающих технологий и повышение педагогической культуры.
VI. Основные мероприятия по реализации программы «Школа здоровья»
Таблица 3
Приложения.
urok.1sept.ru