какие занятия проведут в поликлиниках / Новости города / Сайт Москвы
В городских поликлиниках и больницах проведут мероприятия, посвященные профилактике болезней и уходу за организмом. Москвичи смогут пройти обследование, послушать лекции и проконсультироваться со специалистами.
Понедельник, 21 октября
Место: детская городская поликлиника № 110, филиал № 3
Адрес: улица Яблочкова, дом 33
Время: 11:00
Телефон: +7 (499) 530-57-07
В поликлинике № 110 прочтут лекцию для молодых родителей. Врач расскажет о преимуществах естественного вскармливания и его важности для формирования иммунитета ребенка, даст советы по сцеживанию и хранению грудного молока, а также профилактике гипогалактии — снижения выработки молока у кормящих матерей.
Место: городская поликлиника № 23
Адрес: улица Авиаконструктора Миля, дом 6, корпус 1
Время: 18:00
Телефон: +7 (495) 539-30-00
Вторник, 22 октября
Место: городская поликлиника № 62, филиал № 1
Адрес: Чапаевский переулок, дом 4
Время: 15:00
Телефон: +7 (499) 157-23-23
Школа профилактики инфаркта миокарда организует семинар для пациентов с артериальной гипертонией, ишемической болезнью и церебро-васкулярными заболеваниями. Занятие также будет интересно всем, кто хочет узнать, как свести к минимуму риск сердечно-сосудистых заболеваний.
Место: детская городская поликлиника № 130, филиал № 2
Адрес: улица Пивченкова, дом 9
Время: 12:00
Телефон: +7 (499) 685-45-35
В школе молодых родителей состоится встреча, посвященная гиподинамии и другим болезням, связанным с малоподвижным образом жизни. В частности, родители узнают, как бороться с избыточной массой тела у детей.
Среда, 23 октября
Место: Троицкая городская больница, филиал № 2
Адрес: поселок Коммунарка, улица Фитаревская, дом 11
Время: 08:00
Телефон: +7 (499) 638-34-32
В Коммунарке — единый день диспансеризации. Все желающие смогут без предварительной записи пройти обследования и сдать анализы. Ветеранов Великой Отечественной войны обслужат без очереди.
Место: городская поликлиника № 9
Адрес: Перервинский бульвар, дом 4, корпус 2
Время: 14:00
Телефон: +7 (499) 550-10-95
В школе здоровья поликлиники № 9 тоже ждут курильщиков. Специалисты расскажут о болезнях, которые может спровоцировать эта привычка, и дадут советы, как бросить курить и с чего начать вести здоровый образ жизни.
Четверг, 24 октября
Место: консультативно-диагностическая поликлиника № 121, филиал № 8
Адрес: улица Изюмская, дом 37
Время: 14:00
Телефон: +7 (495) 989-40-47
В школу профилактики инфаркта приглашаются жители Южного Бутова, страдающие повышенным артериальным давлением, избыточным весом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Пациентам расскажут о методах предотвращения инфаркта.
Место: детская городская поликлиника № 99, филиал № 3
Адрес: 9-й проезд Марьиной Рощи, дом 6
Время: 14:00
Телефон: +7 (495) 682-84-17
В школе для родителей района Марьина Роща пройдет лекция о детской иммунопрофилактике. Участники встречи узнают о правильном порядке вакцинации и методах укрепления здоровья ребенка. Вход свободный.
Пятница, 25 октября
Место: городская поликлиника № 134, филиал № 4
Адрес: Новоясеневский проспект, дом 30, корпус 2
Время: 13:00
Телефон: +7 (495) 125-09-09
Жители Ясенева, обеспокоенные проблемами со зрением, могут прийти на встречу с офтальмологом. Врач расскажет о борьбе с заболеваниями глаз, в частности, с синдромом сухого глаза.
Место: городская поликлиника № 62, филиал № 1
Адрес: Чапаевский переулок, дом 4
Время: 15:00
Телефон: +7 (499) 157-23-23
В районе Сокол состоится мероприятие для людей старше 75 лет, подверженных высокому риску сердечно-сосудистых заболеваний. Им расскажут, как лучше распределять физические нагрузки в пожилом возрасте, чтобы избежать болезней сердца.
Суббота, 26 октября
Место: городская клиническая больница имени В.В. Вересаева
Адрес: улица Лобненская, дом 10, корпус 3
Время: 09:00–13:00
Телефон: +7 (499) 231-31-18
В поликлиническом отделении больницы имени В.В. Вересаева состоится день открытых дверей «Диабетическая стопа». В этот день можно будет получить консультацию одного из ведущих врачей-эндокринологов. Кроме того, специалисты в области подологии расскажут пациентам, как правильно ухаживать за ногами, а при необходимости дадут направление на обследование или госпитализацию.
Чтобы попасть на прием, необходимо предварительно записаться по телефону. При себе иметь паспорт и полис ОМС.
Адрес: улица Казакова, дом 17а
Время: 13:00
Телефон: +7 (499) 638-36-46
В поликлинике № 46 пройдет лекция о болезнях сердца и методах борьбы с ними. Слушатели узнают о факторах риска инфаркта и инсульта. Врач даст подробные рекомендации, как вести здоровый образ жизни.
№ | Дата проведения мероприятия | Наименование подразделения | ФИО, должность лектора | |
1. | 12 января 2020г. | Отдел ортопедии, биомеханики, кинезитерапии и мануальной терапии | доцент кафедры физической терапии и медицинской реабилитации образовательного центра, кандидат медицинских наук Гусарова С.А. | Кинезитерапия у пациентов с болью в спине |
2. | 19 января 2020г. | Отдел физиотерапии и рефлексотерапии | главный научный сотрудник, доктор медицинских наук, Гигинейшвили Г.Р. | Возможности и перспективы арт-терапии |
3. | 26 января 2020г. | Отдел соматической реабилитации, репродуктивного здоровья и активного долголетия | ведущий научный сотрудник, врач-уролог, кандидат медицинских наук Кияткин В.А. | Немедикаментозное лечение и профилактика мочекаменной болезни |
4. | 02 февраля 2020г. | Отдел нейрореабилитации и клинической психологии | ведущий научный сотрудник, кандидат медицинских наук Выговская С.Н. | Хроническая недостаточность мозгового кровообращения в вертебробазилярной системе на фоне цервикальной дорсопатии |
5. | 09 февраля 2020г. | Отдел биомедицинских технологий и Лаборатория клеточных технологий | Заведующий отделом, ведущий научный сотрудник, кандидат медицинских наук Гильмутдинова И.Р. | Плазмаферез и озонотерапия: кому, зачем и когда? |
6. | 16 февраля 2020г. | Лаборатория изучения механизмов действия физических факторов | Заведующий отделом, главный научный сотрудник, доктор медицинских наук Лобанов А.А. | Метеозависимость. Кто виноват и что делать? |
7. | 23 февраля 2020г. | Отдел ортопедии, биомеханики, кинезитерапии и мануальной терапии | ведущий научный сотрудник, доцент, кандидат медицинских наук Стяжкина Е.М. | Оздоровительная физкультура |
8. | 01 марта 2020г. | Отдел физиотерапии и рефлексотерапии | старший научный сотрудник, кандидат медицинских наук Гущина Н.В. | Лечебно-профилактические возможности криотерапии |
9. | 08 марта 2020г. | Отдел соматической реабилитации, репродуктивного здоровья и активного долголетия | ведущий научный сотрудник, врач-гинеколог, кандидат медицинских наук Котенко Н.В. младший научный сотрудник, врач-гинеколог Борисевич О.О. | Школа женского здоровья. Оздоровительные практики для женщин |
10. | 15 марта 2020г. | Отдел нейрореабилитации и клинической психологии | старший научный сотрудник, кандидат психологических наук, врач-психолог Одарущенко О.И. | Стресс и здоровье: использование технологии биологически обратной связи «БОС» для коррекции психоэмоционального состояния |
11. | 22 марта 2020г. | Отдел биомедицинских технологий и Лаборатория клеточных технологий | Заведующий отделом, ведущий научный сотрудник, кандидат медицинских наук Гильмутдинова И.Р. | 5 принципов активного здоровья и долголетия |
12. | 29 марта 2020г. | Лаборатория изучения механизмов действия физических факторов | Заведующий отделом, главный научный сотрудник, доктор медицинских наук Лобанов А.А. | Самомассаж при заболеваниях органов дыхания |
13. | 05 апреля 2020г. | Отдел ортопедии, биомеханики, кинезитерапии и мануальной терапии | заведующий отделом, главный научный сотрудник, доктор медицинских наук, профессор Еремушкин М.А. | Остеоартроз |
14. | 12 апреля 2020г. | Отдел физиотерапии и рефлексотерапии | главный научный сотрудник, доктор медицинских наук, профессор Кульчицкая Д.Б. | Лечебно-профилактические возможности света. |
15. | 19 апреля 2020г. | Отдел нейрореабилитации и клинической психологии | научный сотрудник, арт-терапевт Ланберг О.А. | Психосоматика. Как эмоции участвуют в формировании заболевания |
16. | 26 апреля 2020г. | Отдел соматической реабилитации, репродуктивного здоровья и активного долголетия | научный сотрудник, врач-эндокринолог Макарова Е.В. | Школа остеопороза. Оценка факторов риска и принципы профилактики переломов и падений |
17. | 03 мая 2020г. | Отдел биомедицинских технологий и Лаборатория клеточных технологий | заведующий отделом, ведущий научный сотрудник Гильмутдинова И.Р. | Общий и биохимический анализ крови. Расшифровка |
18. | 10 мая 2020г. | Лаборатория изучения механизмов действия физических факторов | заведующий отделом, главный научный сотрудник доктор медицинских наук Лобанов А.А. | Лечение и профилактика заболеваний органов дыхания. Возможности курортной медицины |
19. | 17 мая 2020г. | Отдел ортопедии, биомеханики, кинезитерапии и мануальной терапии | ведущий научный сотрудник, доктор медицинских наук, доцент Саморуков А.Е. | Возможности мануальной терапии в программах медицинской реабилитации |
20. | 24 мая 2020г. | Отдел физиотерапии и рефлексотерапии | Руководитель Центра организации медицинской реабилитации, ведущий научный сотрудник, кандидат медицинских наук Яковлев М.Ю. | Методы борьбы с метеочувствительностью |
21. | 31 мая 2020г. | Отдел соматической реабилитации, репродуктивного здоровья и активного долголетия | научный сотрудник, врач-эндокринолог Васильева В.А. | Обучение основам самоконтроля при сахарном диабете |
22. | 07 июня 2020г. | Отдел нейрореабилитации и клинической психологии | ведущий научный сотрудник, кандидат медицинских наук, врач-невролог Нувахова М.Б. | Боли в спине |
23. | 14 июня 2020г. | Отдел биомедицинских технологий и Лаборатория клеточных технологий | заведующий отделом, ведущий научный сотрудник, кандидат медицинских наук Гильмутдинова И.Р. | Новые методы лабораторной диагностики. Как поймать болезнь до начала ее появления |
24. | 21 июня 2020г. | Лаборатория изучения механизмов действия физических факторов | заведующий отделом, главный научный сотрудник, доктор медицинских наук Лобанов А.А. | Метеозависимость. Кто виноват и что делать? |
25. | 28 июня 2020г. | Отдел ортопедии, биомеханики, кинезитерапии и мануальной терапии | младший научный сотрудник Колышенков В.А. | Электронные средства контроля функционального состояния, применяемые в домашних условиях |
Участие в организации и проведении школ здоровья для
Участие в организации и проведении «школ здоровья» для пациентов с заболеваниями органов дыхания
Школа Здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.
Школа Здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования, является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения
Цели Школ Здоровья: Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению. Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний. Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных. Повышение качества жизни пациента и его семьи.
Задачи Школ Здоровья: В доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний. Ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению. Повышение ответственности человека за сохранение здоровья. Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.
Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др. ). Добиться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний. Ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.
Школы Здоровья могут быть организованы в поликлиниках, стационарах, медикосанитарных частях, профильных диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаторияхпрофилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах и должны быть утверждены приказом руководителя учреждения.
Критерии эффективности Школ Здоровья: I. Ближайшие: Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья. Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни.
II. Отдаленные: 2. Уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска. Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения. 3. Уменьшение распространения вредных привычек. 4. Экономический эффект от снижения: временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний; стойкой утраты трудоспособности
ШКОЛА ДЛЯ БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
Основные цели и задачи
Получение пациентом представления о причинах и механизмах развития бронхиальной астмы, характере ее течения, методах лечения. Приобретения навыков контроля за течением бронхиальной астмы и оценки своего состояния. Создание партнерских отношений между врачом и пациентом на основе сознательного подхода последнего к лечебному процессу. Научить пациента жить с бронхиальной астмой, уметь контролировать ее течение. Ведение дневника самоконтроля и ведение дневника здоровья.
Ожидаемые результаты
Снижение количества приступов астмы и снижение количества больных с тяжелыми формами заболевания, осложнения и смертности от них. Снижение частоты повторных госпитализаций. Отсутствие ночных симптомов астмы. Восстановление прежней физической активности. Сокращение потерь по временной нетрудоспособности и инвалидности у лиц трудоспособного возраста. Улучшение качества жизни больного и выработки у больного правильного отношения к своей болезни и лечению.
Принципы организации обучения.
Оснащение: кабинет, таблица ( «строение бронхиального дерева» ), спейсер, прибор для самоконтроля, памятки для больных. Формирование групп обучающихся: занятия большей частью индивидуальные. Целесообразно создавать группы не более 5 -6 человек. За цикл проводится 5 занятий.
Критерии оценки эффективности 1. Снижение количества приступов астмы. 2. Снижение частоты повторных госпитализаций. 3. Отсутствие ночных симптомов астмы 4. Восстановление прежней физической активности. 5. Улучшение качества жизни.
Тематический план «Школы для больных бронхиальной астмой»
Занятие 1. Понятие о бронхиальной астме. Анатомия и физиология дыхательных путей. Аллергологическое обследование. Специфическая терапия. Элиминационные факторы.
Занятие 2. Лечение бронхиальной астмы. Ингаляционная техника. Базисная терапия. Негормональные и гормональные препараты в лечении БА.
Занятие 3. Лечение обострений. Немедикаментозные методы лечения (ПФК, ФТЛ и т. д. ). Современные подходы к различным видам немедикаментозной терапии. Пикфлуометрия. Обучение ведению дневника самоконтроля.
Занятие 4. Навыки поведения приступе удушья и в период обострения бронхиальной астмы.
Занятие 5. Подведение итогов и контроль полученных знаний.
Диагноз БА является сугубо клиническим и устанавливается на основании жалоб и анамнестических данных пациента, клиникофункционального обследования с оценкой обратимости бронхиальной обструкции, специфического аллергологического обследования (кожные тесты с аллергенами и/или специфический Ig. Е в сыворотке крови) и исключения других заболеваний
Исследование функции внешнего дыхания
Пикфлоуметрия (определение пиковой скорости выдоха, ПСВ) — метод диагностики и контроля за течением БА у пациентов старше 5 лет. Измеряются утренние и вечерние показатели ПСВ, суточная вариабельность ПСВ. Суточную вариабельность ПСВ определяют как амплитуду ПСВ между максимальным и минимальным значениями в течение дня, выраженную в процентах от средней за день ПСВ и усредненную за 2 недели.
Спирометрия. Оценку функции внешнего дыхания в условиях форсированного выдоха можно осуществлять у детей в возрасте старше 5 -6 лет. Для выявления посленагрузочного бронхоспазма используется 6 -минутный протокол нагрузки бегом.
Аллергологическое обследование
Кожные пробы можно проводить у детей любого возраста. Так кожные пробы у детей раннего возраста менее чувствительны, велика роль тщательно собранного анамнеза. Определение аллерген-специфических Ig. E полезно в случае, когда выполнение кожных проб не представляется возможным (выраженный атопический дерматит/экзема, или нельзя прекратить прием антигистаминных препаратов, или существует реальная угроза развития анафилактической реакции на введение аллергена).
Комплексное индивидуализированное лечение больных БА включает: 1) элиминационную терапию, направленную на устранение причинно значимых факторов внешней среды; 2) патогенетическую и симптоматическую фармакотерапию; 3) немедикаментозную и тренирующую терапию.
Глюкокортикоиды (ГКС) вносят значительный вклад в лечение БА. С их помощью поддерживается состояние ремиссии, быстро и эффективно купируются обострения при тяжелом течении БА
При среднетяжелом и тяжелом течении болезни показаны ингаляционные ГКС, например беклометазон дипропионат (бекломет, бекотид, беклокорт, альдецин). Средняя лечебная доза для взрослых составляет 400 -800 мкг/сут: по 2 -4 ингаляции 4 раза в день. Поддерживающая доза препарата составляет 200 -400 мкг при 2 -кратном его применении. Снижение дозы препарата до поддерживающей должно осуществляться постепенно: на 1 ингаляцию в 3 -7 дн.
Другой ингаляционный ГКС — будесонид (пульмикорт) назначают в такой же суточной дозировке и кратности, как бекломет. В последние годы появились ингаляционные ГКС пролонгированного (до 12 ч) действия (ингакорт, фликсотид), что позволяет использовать их не более 2 раз в сутки. Ингакорт (флунизолид) — это единственный ингаляционный ГКС, для которого специально разработан спейсер. Рекомендуемая начальная доза препарата составляет по 2 дозы аэрозоля утром и вечером
Возможные осложнения стероидной терапии включают остеопороз, сахарный диабет, синдром Иценко-Кушинга, активизацию очагов хронической инфекции. Они преимущественно отмечаются применении системных ГКС. При длительном использовании местных ГКС возникают дисфония, охриплость голоса, кандидоз ротовой полости, реже — остеопороз.
ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОЗИРУЮЩИХ АЭРОЗОЛЬНЫХ ИНГАЛЯТОРОВ
Следующие инструкции применяются для многих ингаляторов. Хорошо встряхните ингалятор перед каждым использованием, затем снимите колпачок с мундштука. Если колпачка нет, то проверьте открытый мундштук на наличие посторонних предметов. Не забывайте это делать перед каждым использованием. Следите за количеством сделанных ингаляций. Некоторые производители включают табличку использования препарата в свои руководства по применению ингалятора для пациентов. Существуют также устройства, которые прикрепляются к ингалятору и позволяют пациенту отслеживать количество произведенных ингаляций. Если вы не пользовались ингалятором в течение месяца и более, то первоначально перед использованием сделайте пробное распыление в воздух. В дальнейшем при регулярном применении этого не надо делать каждый раз. Выдохните через рот как можно сильнее. Поместите ингалятор на расстояние 2, 5 или 5 сантиметров от открытого рта (техника открытого рта).
Крепко нажмите на вершину металлического баллончика вашим указательным пальцем, одновременно сделайте глубокий и медленный вдох через рот. Постарайтесь продолжить вдох как можно глубже и задержать ваше дыхание на высоте вдоха на 5 — 10 секунд, это позволяет увеличить эффективность ингаляции. Затем выдохните и продолжайте дышать обычно. Подождите 30 — 60 секунд и встряхните ингалятор снова. Повторите эти шаги для каждой ингаляции столько раз, сколько прописано врачом. Помещайте на место предохранительный колпачок после каждого использования, мойте ингалятор тщательно и часто.
Дискус, или мультидиск, — последнее поколение порошковых ингаляторов. Последним изобретением является дискус, или мультидиск, — наиболее совершенный из семейства порошковых ингаляторов. Он компактный, его хватает на длительный срок, и он хорошо защищен от всевозможных воздействий; сопротивление на вдохе настолько низкое, что позволяет применять дискус у маленьких детей.
Турбухалер очень прост в использовании и в отличие от аэрозолей не требует координации вдоха с нажатием на баллончик. Уникальное дозирующее устройство очень точно отмеряет дозу препарата, и пациент может быть уверен, что вдыхает именно предписанное ему количество лекарства.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Школа здоровья
Школа здоровья
Школа здоровья «Сахарный диабет»
Цель школы: Помощь пациентов в управлении своими заболеваниями, дать понятие о сахарном диабете и бороться с болезнью. Повысить интерес к жизни.
Сахарный диабет — хроническая заболевание, при котором поджелудечная железа не вырабатывает достаточно инсулина, или организм не эффективно использует вырабатываемый железой инсулин. Это проводит к повышенному уровню содержания глюкозы в крови. Выделяют два типа сахарного диабета.
Сахарный диабет І типа – развивается в раннем возрасте: у детей, подростков и молодых людей с резко пониженной выроботкой инсулина.
Сахарный диабет ІІ типа – чаще появляется в зрелом возрасте, после 40 лет, когда в организме ослабевает воспримчивость клеток к инсулину и его недостаточно для нормализации сахара в крови.
Факторы риска развития сахарного диабета:
- Нерациональное питание;
- Малоподвижный образ жизни;
- Избыточный вес;
- Острые стрессовые состояния, длительное напряжения;
- Родственники первой линии с сахарным диабетом;
- Сердечно – сосудистые заболевания: артериальная гипертония;
- ишемическая болезнь сердца, атеросклероз;
- Заболевания поджелучной железы (панкреатин, рак)
Продукты по своей колоритности могут быть разделены на 3 основные
группы:
Высококалорийная пища: Жир – (масло, растительная масло, сыр высокой жирности, мясо «рыба с высоким содержанием жира, консервированные или жареные мясо», рыба, картофель, фри, соусы, орехи.)
Алкоголь –( крепкие алкогольные напитки, вино и пиво). Сладости – (кексы, шоколад, мед).
Пища средней колоритности: Углеводы – ( хлеб, картофель, рис, фрукты, содержащие сахар, безалкогольный напитки). Белки – (постное мясо, рыба и сыр с жирности, яйцо, молоко и молочные продукты).
Низкая (бедная) пища: Овощи, ягоды, диетический напитки и подсластители (кроме фруктозы и сарбитола, чай , кофе).
Питание при диабете
Основные принципы:
- Прием пищи в определенные часы -4-5-6 раз в день
- Прием в течении для основной части легкоусвояемых углеводов и в вечером – легких белком, боғатых сложенными углеводами.
- При каждом приеме пищи равномерное потреблении пищи содержающий простые и сложные углеводы.
- Умеренное потребление белковых продуктов
Сахарный диабет – это, прежде всего, особый образ жизни, при соблюдении которого можно снизить риск возникновения осложнений до нуля и длительно сохранять высокий уровень качества жизни.
Школа здоровья «Артериальная гипертония»
Цель школы здоровья АГ: обучение населения навыкам здорового образа жизни, проведение пропаганды профилактики и выработки способности у пациентов к целенаправленным действиям по преодолению поведенческих факторов риска развития заболеваний, повышение компетентности в вопросах, от которых зависит их здоровье, и обучить навыкам самостоятельно менять свою жизнь и окружающие его условия.
Девиз школы: «Физическая активность – основа здорового образа жизни»
Артериальное давление – хроническое заболевание сердечно-сосудистой системы, проявляющееся повышением цифр артериального давления выше 140/90 мм ртутного столба. Гипертоническая болезнь – сложное заболевание, в основе которого лежит сочетание многих факторов. Это так называемые факторы риска, которые можно разделить на неизменяемые и изменяемые.
Неизменяемые факторы риска:
- Наследственность (указание на наличие у кровных родственников гипертонической болезни).
- Возраст (у лиц старше 50 лет вероятность возникновения ГБ значительно возрастает).
К изменяемым факторам риска, связанным с образом жизни, относятся:
- Избыточная масса тела.
- Повышенное потребление поваренной соли (более 5-6 г в сутки).
- Курение.
- Злоупотребление алкоголем.
- Малоподвижный образ жизни.
- Длительное употребление определенных гормональных препаратов.
Основные клинические проявления
Симптомы органных поражений:
- головной мозг и глаза: головные боли, головокружение, мелькание мушек перед глазами, снижения зрения, приступы внезапных кратковременных потерь сознания, нарушения чувствительности и двигательной функции;
- сердце: сердцебиение, боль в грудной клетке, одышка, отеки ног;
- почки: жажда, увелечение или уменбшение количество выделяемой мочи, появление в поче белка, элементов крови.
- периферические артерии: зябкость конечностей, боли в икроножных мышцах при ходьбе
Дневник больного гипертонической болезнью
Дата |
Время суток |
АД |
Пульс |
Принятие лекарства, вид, доза, крат-ность приема |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
В своем дневнике пациент должен записывать значения АД и пульса, как минимум, 3 раза в день: утром после пробуждения, днем и в конце дня; указывать, какое и когда принял лекарство, а также, если возможно, записать запущенные погрешности в диете, имевшие место стрессовые ситуации, метеофакторы, т.е. все, что может повлиять на уровень артериального давления.
С помощью дневника пациента врач сможет определить факторы, отрицательно влияющие на АД с тем, чтобы дать ему правильный совет, а самое главное — правильно подобрать лекарство, которое будет «держать» его давление в течение суток на оптимальном уровне, ибо резкие колебания артериального давления еще более вредны для сосудов, чес стабильно высокое АД.
Рекомендации по изменению образа жизни у больных АГ
Мероприятия |
Рекомендации |
Снижения массы тела |
Поддерживать нормальную массу тела (ИМТ= 18,5 -24,9 кг/м2) |
Диета |
Диета, богатая фруктами, овощами, продукты с пониженным содержанием общего количевство жиров и насыщенных жиров |
Ограничение потребления соли |
Потребление соли не должно превышать 100100мэкВ/л (2,4г натрия или 6г хлорида натрия) |
Физическая активность |
Регулярные физические нагрузки: быстрая ходьба не менее 30 мин в день |
Диета при артериальной гипертонии
Диета для больных АГ должна быть полноценной, сбалансированной, содержать дастоточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов. В диете следует значительно ограничивать потребление поваренной соли, азотистых экстративных веществ, а также уменьшить содержание животных жиров и легко всасываемых углеводов. Рацион должен быть обогащен солями калия и магния, витаминами С и Р и группы В, растительными маслами, липотропными веществами, клеточными оболочками и продуктами моря, содержащими в себе различные минеральные вещества и микроэлементы, в том числе и органический йод, витамины группы В.С помощью диеты можно влиять на основные факторы риска развития АГ: нарушение водно-электролитного баланса, дислипидемия и атеросклероз, повышенная масса тела, неумеренное потребление тонизирующих напитков, алкоголя и никотина.
Школа здоровья «Бронхиальная астма»
Бронхиальная астма — это хроническое инфекционно-аллергическое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое характеризуется приступами одышки, затруднения дыхания и др.
При устранении аллергена и при адекватном лечении все симптомы проходят. Различают внешние и внутренние факторы, которые способствуют развитию астмы.
Аллергенами могут быть любые вещества: домашняя пыль, шерсть животных, продукты (мед, цитрусовые, специи и др.), плесень, пыльца растений, предметы бытовой химии, лекарства, табачный дым и др.
Факторы риска
Существует прямая зависимость от наследственного фактора. Т.е. если в семье кто-то из родственников имеет диагноз бронхиальная астма, то у детей вероятность заболеть астмой очень высока. Помимо этого существует такой фактор, как повышенная чувствительность дыхательных путей, т.е. состояние, при котором просвет бронхов сужается слишком легко или слишком мощно в ответ на аллергены. Так же важным фактором является половая принадлежность больного. В детском возрасте мальчики болеют бронхиальной астмой чаще чем девочки. Однако во взрослом возрасте распространенность бронхиальной астмы среди женщин выше, чем среди мужчин.
Факторы, которые вызывают обострение бронхиальной астмы
К таким факторам относят: воздействие физической нагрузки, холодного воздуха, раздражающих газов, изменения погоды, эмоциональные нагрузки и стрессы. они не могут стать причиной бронхиальной астмы, однако если такой диагноз поставлен, они могут приводить к возникновению приступов.
Зная факторы возникновения бронхиальной астмы, можно избежать этого недуга!
Причины
Причины увеличения распространенности астмы в детском возрасте многообразны. Имеет значение среда как внутри жилища, так и вне дома, в особенности это касается аэроаллергенов, в частности, домашнего клеща. Наличие большого количества насекомых, например, зеленых мотыльков или тараканов, также может иметь отношение к астме. Важной причиной является климат, поскольку количество аллергенов тесно связано с климатической характеристикой местности: влажный и теплый климат благоприятствует размножению клещей и плесени.
Профилактика
Из питания бронхиальной астмой должны быть исключены пищевые продукты, являющиеся причиной болезни. Важным фактором профилактики лекарственной аллергии является полное исключение из применения лекарственных препаратов, использование которых вызывает приступы удушья или другие аллергические проявления.
Следует проводить ежедневную влажную уборку, устранить из жилых помещений ковры, мягкую мебель, ковровые дорожки. Книги должны находиться в застекленных шкафах или полках. Целесообразно ограничить использование дома синтетических моющих средств, бытовых химических аэрозолей.
Не следует содержать в доме животных, птиц, аквариумы. У больных с выявленной сенсибилизацией к аллергенам пера птиц рекомендуется в качестве набивного материала в подушках использовать синтепон или аналогичные материалы.
Дети, больные бронхиальной астмой, нуждаются в постоянном для контроля над течением заболевания и оценки эффективности проводимой терапии.
Регулярность наблюдения зависит от тяжести периода заболевания.
Школа здоровья «Ишемическая болезнь сердца»
Цель школы здоровья ИБС : обучение населения навыкам здорового образа жизни, проведение пропаганды профилактики и выработки способности у пациентов к целенаправленным действиям по преодолению поведенческих факторов риска развития заболеваний, повышение компетентности в вопросах, от которых зависит их здоровье, и обучить навыкам самостоятельно менять свою жизнь и окружающие его условия.
Девиз школы: «Физическая активность – основа здорового образа жизни»
Ишемическая болезнь сердца - хроническое (долгосрочное, продолжающееся), постоянно прогрессирующее заболевание сердца. Она включает в себя такие формы, как стенокардия, аритмии, сердечная недостаточность, инфаркт миокарда и др.
Симптомы ишемической болезни сердца:
Приступы боли за грудиной (стенокардия). Приступы загрудинной боли воспринимаются одними больными как дискомфорт, другими – как давящая, сжимающая или жгущая боль (иногда она расценивается или как изжога). Характерным симптомом ишемической болезни сердца, когда боль «отдается» в левое плечо или левую руку. Боль может «отдавать » также в шею, и на правую сторону в плечу и руку, в межлопаточное пространство.
- Быстрая утомляемость и мышечная слабость.
- Чувство нехватки воздуха.
- Одышка при физической нагрузке и ощущение сердцебиения.
- Появление отеков на стопах и голенях к концу дня.
- Возможно – тошнота и снижение аппетита.
Каждый должен придерживаться следующих мер снижения риска возникновения сердечных заболеваний:
Придержитесь здорового питания это важнейшая ступень снижения риска.
Регулярно занимайтесь физическими упражнениями: это снизит риск возникновения заболевания. Упражнения укрепляют сердце, помогают ему более эффективно работать.
Бросайте курить
Контролируйте уровень холестерина и сахара в крови.
Следите за своим весом. Избыточная масса тела, а тем более ожирение способствует развитию ишемической болезни сердце.
Старайтесь избегать стрессов.
Контролируйте кровяное давление. Повышение давления создает серьезную нагрузку на сердце.
Регулярно проходите профилактические осмотры.
БЕРЕГИТЕ СВОЕ СЕРДЦЕ И ЖИВИТЕ ДОЛГО!
Школа «Будущая мама»
1. Общая часть
1.1. Школа “Будущая мама” (далее — школа) организуется на базе поликлиники.
1.2. В школе применяется очно-заочный метод обучения комбинированный вариант, т.е. образовательной работой занимается врач и медицинская сестра. В гигиеническом обучении используются методы устной, печатной, наглядной пропаганды.
1.3. В основу школы заложены следующие концептуальные направления:
— здоровье ребенка зависит от здорового образа жизни будущей матери и лиц, ее окружающих;
— мать, как носительница нового качества жизни является партнером врача и несет перед будущим ребенком огромную ответственность за его нравственное и физическое здоровье;
— необходимость возрождения святости детства, материнства, формирование ответственности за благополучие ребенка и семьи в которой он растет, через заботу о здоровье нравственном, физическом, социальном;
— формирование здоровья ребенка начинается с внутриутробного периода.
1.4. В школе проводится гигиеническое обучение и воспитание беременных женщин и членов ее семьи.
1.5. Учебный план занятий в школе и график работы утверждает главный врач.
1.6. Руководителем школы является главная м/с поликлиники.
2. Задачи школы
2.1. Налаживание контакта с будущей мамой и членами ее семьи.
2.2. Предоставление необходимой информации о порядке и режиме работы поликлиники, контактных телефонах.
2.3. Дать будущей маме основы здорового образа жизни, научить правилам личной гигиены и объяснить важность ее соблюдения.
2.4. Обучить основным правилам ухода за новорожденными и по личной профилактике гнойно-септических инфекций.
2.5. Повысить уровень знаний по вопросам профилактики инфекционных заболеваний (респираторных инфекций, острых кишечных заболеваний и др.), объяснить основные принципы специфической и неспецифической профилактики.
2.6. Дать основной минимум сведений об анатомо-физиологических особенностях новорожденного ребенка.
2.7. Предоставить необходимые знания по правилам и преимуществу грудного вскармливания.
2.8. Обучить будущую маму основным принципам оказания неотложной медицинской помощи больному ребенку, перечислить случаи, при которых необходимо вызвать скорую медицинскую помощь.
2.9. Дать рекомендации по формированию аптечки новорожденного, необходимым лекарственным средствам и средствами ухода за больным ребенком. ——
2.10. Выяснить уровень знаний будущей мамы по вышеуказанным вопросам, особенно с первородящими мамами, у которых нет опыта ухода за ребенком.
2.11. При выявлении беременных, у которых ранее были случаи смерти детей от синдрома внезапной смерти новорожденного, пригласить для личной встречи с участковым врачом-педиатром, на которой беременной будет предоставлена необходимая информация о профилактике СВС, рекомендовано посетить врача-генетика и т.п.
2.12. Информировать будущих мам о профилактике травматизма среди детей.
2.13. В результате проводимой работы достичь:
— снижение уровня заболеваемости ОКЗ, гнойно-септическими заболеваниями, респираторными инфекциями и т.д.;
— недопущение случаев смерти детей первого года жизни от управляемых причин;
— повысить уровень информирования родителей по вопросам деятельности поликлиники, порядку оказания медицинской помощи;
— увеличение числа детей находящихся на грудном вскармливании;
— обеспечить необходимый охват профилактическими прививками детей до 1 года, снижение числа отказов от прививок;
— снижение числа вызовов скорой медицинской помощи.
3. Порядок работы школы
3.1. Направление беременных женщин осуществляет территориальная женская консультация.
3.2. Занятия в школе проходят с периодичностью 1 раз в неделю (по необходимости частота занятий может увеличиваться).
3.3. При желании будущие мамы могут самостоятельно обратиться в кабинет профилактического приема здоровых детей в возрасте до 3 лет за получением дополнительной информации по интересующим ее вопросам.
3.4. Школа работает согласно утвержденному учебному плану занятий, при необходимости внесения возникших актуальных тем учебный план дополняется.
3.5. Рекомендации будущей маме выдаются в виде памяток, брошюр и т.п., также предоставляется список необходимой литературы для самостоятельного изучения.
3.6. По окончанию занятий в школе, беременные женщины заполняют анкету-отзыв о работе школы, которая в последствие анализируется руководителем для принятия организационных выводов.
3.7. Учет посещений ведется в журнале ——
4. Оснащение школы «Будущая школа»
ПРОГРАММА
школы “Будущая мама”
Занятие № 1
Тема: Уход за новорожденным.
Цель: Дать начальные сведения о новорожденном, правилами ухода за ним, а также сформировать понимание важности данного вопроса, отработать практические навыки ухода.
Продолжительность: 1 час
План:
1. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при уходе за малышом.
2. Подготовка комнаты и приданного для новорожденного.
3. Правила личной гигиены матери при уходе за новорожденным, профилактика гнойно-септических заболеваний у новорожденных.
4. Предметы ухода за новорожденным.
5. Практическая часть:
— отработка практических навыков;
— вопросы-ответы.
Занятие № 2
Тема: Рациональное вскармливание ребенка.
Цель: Сформировать понимание важности грудного вскармливания в формировании здоровья ребенка.
Продолжительность: 1 час
План:
1. Преимущества грудного вскармливания.
2. Принципы грудного вскармливания.
3. Правила кормления грудью.
4. Профилактика гипогалактии, мастита и т.п.
5. Практическая часть:
— отработка практических навыков;
— вопросы-ответы.
Занятие № 3
Тема: Воспитание новорожденного ребенка.
Цель: Довести до сознания родителей, что основой воспитания является режим его жизни, обучить основным принципам закаливания, гимнастики, массажа.
Продолжительность: 1 час
План:
1. Режим дня и его роль в формировании физического и психического здоровья ребенка.
2. Значение закаливания, основные принципы, средства закаливания.
3. Гимнастика и массаж в профилактике различных заболеваний ребенка.
4. Профилактика травматизма, СВС.
5. Практическая часть:
— отработка практических навыков;
— вопросы-ответы.
Занятие № 4
Тема: Профилактика — как основной метод предупреждения заболеваний.
Цель: Сформировать у беременных понятие о специфической и неспецифической профилактики заболеваний, ознакомить с организацией работы учреждения.
Продолжительность: 1 час
План:
1. Профилактические прививки как метод специфической профилактики инфекционных заболеваний.
2. Профилактика респираторных инфекций, острых кишечных заболеваний (причины возникновения, признаки, меры профилактики, пути передачи).
3. Профилактика рахита, анемии (причины возникновения, признаки, меры профилактики).
4. Организация медицинской помощи детям раннего возраста в поликлинике (режим работы, контактные телефоны, информация о работе кабинета профилактического приема здоровых детей в возрасте до 3 лет, порядок вызова СМП, врача на дом, сроки посещения поликлиники до 1 года).
5. Информация о работе школы “Молодая семья”.
6. Практическая часть:
— вопросы-ответы
— предоставление памяток, брошюр по изложенному материалу
— анкетирование