«Здоровый образ жизни и его составляющие»
Здоровый образ жизни и его составляющие
Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.
Академик Лисицин Ю.П. в понятие «образ жизни» включает важный фактор – медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах:
Характер активности людей – интеллектуальная, физическая.
Сфера активности — трудовая, внетрудовая.
Виды (формы) активности – производственная, социальная,
культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская, другие виды (формы) активности.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики и укрепления здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Необходимость поддержания здоровья подростков является актуальной проблемой современности.
Здоровье — это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Практически все в организме человека: и его развитие, и анатомо-физиологическое строение, и основные жизненные функции — в конечном счёте, находится под определенным контролем со стороны генных структур. Поэтому, особое место в современных исследованиях занимает изучение взаимодействия генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей здоровья человека.
В новых природных и производственных условиях человек в настоящее время нередко испытывает влияние весьма необычных, а иногда чрезмерных и жестких факторов среды, к которым эволюционно он еще не готов. И, именно, через здоровый образ жизни человек способен значительно увеличить свою жизнеспособность и, следовательно, жизнедеятельность.
Одной из актуальных практических задач для специалистов является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой среды для подрастающего поколения путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
Проведенные в последние годы гигиенические исследования указывают на две основные причины ухудшения здоровья подростков. Первая из них связана с характером образовательного процесса в школе, построенном без учета актуализирующихся потребностей учащихся. В результате такого противоречия у детей возникает психическое перенапряжение, которое провоцирует возникновение многих соматических заболеваний. Кроме того, у них происходит деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки (аддитивное поведение), в конечном итоге ухудшается их здоровье. Вторая причина связана с неспособностью самих подростков должным образом заботиться о собственном здоровье, что также говорит о недостатках в системе образования.
Оценивая состояние современной педагогической теории воспитания и гуманистической практики, можно отметить, что формирование здорового образа жизни тесно связано с другими задачами воспитания, т.е. с трудовым, умственным, нравственным, физическим и эстетическим. Для воспитания культуры здоровья этот вопрос наиболее сложен. В педагогике имеется противоречие между обширным материалом, фиксирующим нравственные нормы и нравственные требования воспитательного процесса в учении, физической культуре, спорте, труде, другой деятельности, и недостаточностью знаний о том, как, в каких процессах нравственные нормы, знания, нравственные требования педагога становятся достоянием личности. Так как проблемы формирования здорового образа жизни будут всегда актуальны, пока существует человечество, то исследование этого вопроса в условиях внеучебной спортивной деятельности представляется уместным. Следовательно, такие ценности как культура, здоровье, активное долголетие могут рассматриваться как критерии социального прогресса.
Рассмотрение проблемы с различных сторон, выявление ее связей, в том числе и глубинных, сущностных, не заметных на первый взгляд, со многими явлениями культуры и истории. Рассмотрение ее в системе других ценностей, не изолированно и узконаправленно, а всесторонне, является важным и полезным для насыщения научной мысли, открытия в ней новых творческих возможностей и в какой-то мере восполнения этого пробела. Такой подход, на наш взгляд, продуктивен и необходим, особенно для нынешнего состояния проблемы.
Отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда — это не просто улицы, дома и вещи, это также разнообразные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности.
Ведущими причинами, неблагоприятно влияющими не только на
физическое, но и психическое здоровье современных подростков, являются гипокинезия — неспособность справиться с учебной нагрузкой, неправильное питание, нарушение режима труда и отдыха, невыполнение ряда гигиенических требований, отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни у педагогов, родителей, самих подростков и других специалистов. Ученые указывают, что главный источник нарушения психического здоровья детей — это учебные нагрузки, которые возникают из-за перегруженности программ второстепенной информацией, большим количеством изучаемых предметов и неумением школьников учиться. Кроме того, явно выраженное несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями подростков, которые возникают чаще всего из-за противоречия между преобладающей у ребенка правополушарной активностью и учебной нагрузкой, направленной преимущественно на левое полушарие, а также рассогласованность между проявлениями индивидуальных свойств нервной системы и требованиями учебной деятельности, ведут к большим потерям здоровья.
Особую значимость в этих условиях приобретает система образования, которая вынуждена взять на себя большую часть сложившихся проблем по формированию физически и психически здорового человека, то есть, по формированию здорового образа жизни.
В семейном воспитании имеются определенные факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей, такие как драма родителей, связанная с алкоголизмом, неуважение друг к другу, курение и т.д. Это отмечается в трудах таких российских ученых как: Ю.П. Азаров, И.А. Арабов, Т.А. Куликова, Б.Т. Лихачев, К.Б. Семенов, Б.А. Титов, Л.Г. Машкова и других.
Вопросы воздействия семьи на формирование, поддержание и
укрепление здоровья ее членов отражены в научных социопсихологических исследованиях А.И. Антонова, Е.Б. Бреевой, В.М. Нилова; в научных медицинских исследованиях Т.В. Важновой, С.М. Степановой, Т.Д. Ермохиной, Ю.П. Лисицына и др. Влияние семьи на формирование здорового образа изучали Е.В. Ишухина , С.М. Каракотова.
Социопсихологическими исследованиями установлено, что на
состояние здоровья членов семьи влияют структура семьи (число членов семья, число поколений, состав по полу, возрасту, профессии). Цикл ее развития (фаза создания, эволюции, сужения), реализация функций:
репродуктивной, медицинской, экономической, социальной психологической.
Участие семьи в формировании и поддержании здоровья своих членов
зависит от уровня и структуры заболеваемости в семье, социально-гигиенических условий, психологического климата. А.И. Антонов отмечает, что забота семей о собственном самосохранении способствует тому, что «…в ходе социализации под влиянием семьи у детей формируются определенные навыки самосохранительного поведения».
Основы здоровья закладываются в детстве. В семье, любое отклонение в развитии организма, любая более или менее серьезная болезнь в детском, подростковом или юношеском возрасте сказываются на состоянии здоровья взрослого человека. Утраченного здоровья не вернуть или же сделать это чрезвычайно трудно, намного труднее, чем в свое время его сберечь.
Также влияние на здоровый образ жизни подростков оказывает окружающая среда, в том числе приведенные ниже примеры.
Источники загрязнения: автомашины, теплоэлектростанции, производства минеральных удобрений, красителей, катализаторов, цемента. Болезни: онкологические, органов дыхания, кровообращения, нервной системы и др.
Автомобили — главный поставщик в наши легкие оксида углерода. Он
препятствует абсорбированию кровью кислорода, что ослабляет
мыслительные способности, замедляет рефлексы и в особых случаях может стать причиной потери сознания и смерти. Кроме углекислого газа, с выбросами автотранспорта в атмосферу опасных веществ – ацетальдегида, кадмия, никеля, селена, цинка, меди, свинца, стирола,
ксилола, толуола и т.п. Часть из них — так называемые тяжёлые металлы. Они обладают способностью накапливаться в живых организмах, увеличивая свою концентрацию, что, в конечном счете, начинает представлять опасность для здоровья человека. Содержание кадмия, например, в организме жителей крупных городов может оказаться в десятки раз выше, чем у жителей сельской местности. К характерным «кадмиевым» болезням горожан относятся гипертония, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность. «Помогают» автомобилям разрушать наше здоровье экологически грязные производства — в Сибири, например, вблизи заводов в 50 % случаях обострения хронических заболеваний органов дыхания врачи обвиняют именно плохой воздух.
В выигрышном положении оказываются жители сельской местности в
отдалении от промышленных предприятий или теплоэлектростанций, где сжигается углеводородное топливо. В городах частично спасают «спальные районы» и мощные кондиционеры, очищающие воздух от пыли и сажи. Однако надо знать, что при прохождении воздуха через фильтр и систему охлаждения-нагрева могут полностью уничтожаются ионы, оказывающие благоприятное воздействие на человека. Если ваш кондиционер не имеет гениального агрегата, который после кондиционирования воздуха дополнительно его ионизирует, необходимо приобрести ионизатор.
Источники загрязнения: выбросы промышленных предприятий, утечки
из канализационных систем, способствуют таким заболеваниям как: онкологические, сердечнососудистые, органов пищеварения и желудочно-кишечного тракта, а также генные мутации.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) вода
содержит 13 тысяч потенциально токсичных элементов. Тяжелые металлы, находящиеся в воде (свинец, ртуть, кадмий, цинк, никель, хром). Они вызывают атеросклероз, полиневрит, гипертонию, поражение костного мозга, потерю остроты зрения. Многие из них радиоактивные уран, плутоний, стронций, цезий приводят к онкологическим заболеваниям, генетическим изменениям, ослаблению иммунитета, врожденным порокам. Азот и фосфор, попав в организм человека, подтачивают его иммунитет, а также вызывают рост в водопроводных коммуникациях и артезианских скважинах сине-зеленых водорослей, плохо поддающихся фильтрации и вырабатывающих токсины.
Болезнетворные микробы, попавшие в воду вместе с канализационными стоками, становятся причиной гастроэнтерита, гепатита, полиомиелита и различного вида кишечных расстройств. Также в воду могут попадать фтор, хлор и его соединения, бром, хлороформ,
вызывающие нефриты, гепатиты, токсикозы беременности и врожденные аномалии плода, мутагенные эффекты, ослабление иммунной системы, поражение детородных функций мужчин и женщин, онкологические заболевания внутренних органов. При наличии столь широкого спектра тяжелых «водных» заболеваний правила безопасности довольно просты: не пить сырую водопроводную воду, не купаться в запрещенных местах, пользоваться фильтрами и очистителями воды, идеальный вариант для городов — перейти на покупную воду для питья и приготовления.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что проблема формирования и воспитания здорового подрастающего поколения сегодня является особенно актуальной на фоне кризисных тенденций института семьи, школы, окружающей среды и негативных тенденций в изменении показателей здоровья.
При решении этой проблемы необходимо учитывать влияние семьи на
здоровье ее членов в процессе выполнения таких функций, как рождение
детей, их содержание и воспитание, формирование материальных условий для поддержания здоровья, организация семейного поведения.
К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей и подростков, российские ученые Э.Н.Вайнер, Н.К.Иванова, А.М.Куликов, Е.А.Ямбург и др. относят перегрузку детей учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагога и учеников. А также недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей в обучении и воспитании, гиподинамию и др. В современных условиях развития отечественной школы, а также внеучебной спортивной деятельности становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья, учащихся во многом зависит от совместных усилий медицинских работников, педагогов, психологов и других специалистов. Возникла потребность обоснования путей и средств решения этой проблемы в рамках педагогической науки.
Особую актуальность для педагогики представляет проблема здоровья
старшеклассников. От состояния здоровья выпускников средней школы зависит благополучие молодой семьи.
Отсутствие знаний по культуре здоровья, пренебрежение здоровьем
являются одной из причин того, что 40% из них не имеют представления о
здоровом образе жизни; около 10% старшеклассников пробовали наркотики. Эти данные говорят о том, что сохранение и укрепление здоровья старших
школьников — это, прежде всего нравственная и педагогическая проблема.
Перед отечественными специалистами стоит задача воспитывать у молодых людей устойчивую жизненную позицию и здоровый образ жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов позволил выявить следующие противоречия:
— требованиями времени и современным состоянием системы
воспитания детей в школе и вне школы;
необходимостью эффективного использования технологий, сберегающих здоровье, с целью формирования здорового образа жизни современных подростков и недостаточностью исследований в этой области;
возрастающей потребностью в формировании здорового образа жизни
подростков и реальным содержанием образования и воспитания.
Однако до сих пор не разрешено имеющееся в науке и практике
противоречие между насущной потребностью в формировании и обучении здоровому образу жизни учащихся и отсутствием целостной теории и технологии ЗОЖ. Данное противоречие обусловлено в первую очередь отсутствием единого понимания здоровья человека, рассмотрением его в целостности.
Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ впервые был рассмотрен в монографии А.Г. Щедриной (1989). Он получил дальнейшее развитие в работах Л.Г. Апанасенко, Р.И. Айзмана, Э.М. Казина, В.П. Казначеева и др.
Содержательная характеристика категории здоровья может быть получена при глубоком анализе его компонентов.
Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель,
нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором
«здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов». Следовательно,
в основу данного определения положена категория состояния здоровья,
которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Однако характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб. Поэтому здоровье человека должно определяться и личностным уровнем его проявления.
В связи с этим целостный взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия.
По данным Терещевой О.Л. духовный компонент здоровья определяет личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.
Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма.
Психический компонент определяется уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально — волевой сферой.
Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.
Данное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно
и позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования целостного организма, с другой – более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни. При этом, рассматривая взаимосвязь различных компонентов здоровья с учетом возрастных особенностей, сензитивных периодов биологического и социального развития, следует отметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияния компонентов здоровья и иерархия его уровней могут меняться. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей
развития человека должен лежать в основе обучения и формирования здорового образа жизни.
Таким образом, каждый должен знать и понимать с детства, что природа изначально заложила в человека высокое предназначение и конкретно определенные каждому потенциал развития и самосовершенствования. В какой степени и в каком направлении человек использует эти возможности, зависит от его мировоззрения, как он представляет себе мир в целом и свое место в нем, как в его сознании отражаются причинно-следственные связи, социальные и личностные факторы. От понимания сущности бытия, гармонии, единства функционирования разума, духа и тела, ценности здоровья, накопленного опыта и знаний, а в целом уровня культуры зависит, какой путь развития, какой образ жизни определяет себе личность.
Статья на тему: ЗОЖ | Социальная сеть работников образования
ЭССЭ.
«Здоровый образ жизни. Нужен ли он мне…»
- Здоровье — это тот подарок,
- который человек может подарить
себе, и отнять у самого себя.
Ф.де Ларошфуко
Здоровый образ жизни – говоря эту фразу, мы редко задумываемся о том, что же означают эти слова. Все мы от рождения получаем определённый генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти возможности и достичь своего жизненного потолка даже в идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди. Ведь состояние здоровья конкретного человека является результатом взаимодействия наследственных особенностей его организма с условиями окружающей среды.
Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое нужно бороться всеми силами.
Я считаю, что здоровье – это жизненная ценность человека, которую нельзя ни с чем сравнить. Каждому человеку присуще желание быть сильным, а главное здоровым, но в наше время ни у каждого человека крепкое здоровье. Для того чтобы творить и что-то создавать, человеку необходимо здоровье. Чтобы построить своё личное счастье, также надо быть здоровым. Быть красивым – это, прежде всего, означает быть здоровым. Красота не живёт в разлуке со здоровьем: она вянет, бледнеет. Обладателем хорошего и крепкого здоровья считают не просто того, кто не болеет, а кто физически крепок, духовно силён, сохраняя высокую работоспособность. В моём возрасте мало кто способен осознавать, что здоровье – это счастье, красота. Ведь мы воспринимаем здоровье как естественное состояние и нам кажется, что так будет вечно.
Для себя я выделила несколько элементов, которые, на мой взгляд, способствуют развитию здорового образа жизни.
1. Рациональное питание.
Правильное питание снижает усталость, улучшает самочувствие, уменьшает раздражительность. Пищевой рацион каждого человека должен быть ограничен по объему и полноценным по набору продуктов. Рекомендации по рациональному питанию очень индивидуальны, но существуют принципы, придерживаться которых должны все.
Прежде всего, строгое соблюдение ритма приема пищи, что является залогом хорошего аппетита.
Есть еще одно правило: отучаться насыщаться пищей до предела. Пищу нужно есть со вниманием и удовольствием, не спеша прожевать и почувствовать вкус.
2. Двигательная активность.
В последнее время мы часто слышим слово – гиподинамия. Это недостаточная, пониженная двигательная активность.
Современному человеку приходится затрачивать все меньше физических усилий. А самой природой в человеке заложена потребность в движении, в мышечном усилии, и подавление этой потребности ведет к тяжелым последствиям для человеческого здоровья. В последнее десятилетие из–за нехватки движения увеличилось число людей, умерших от болезни сердечно-сосудистой системы.
3. Закаливание.
Закаливание – одна из форм укрепления здоровья человека. Закаливание необходимо проводить с постепенно нарастающей силой раздражения. То есть, необходим переход от более высоких температур к более низким, от малой продолжительности процедур к большей.
4. Эмоции.
Солнечный свет, лунные блики, шум дождя, обращенное к вам слово, чья-то мимолетная улыбка – все это находит отклик в нашем сознании, привлекает или отталкивает, вызывает радость или тревогу. Из-за этого у нас учащается пульс, изменяется частота дыхания, поднимается давление. От того, какие эмоции мы получим, зависит наше самочувствие.
5. Борьба с вредными привычками.
Я негативно отношусь к людям, злоупотребляющим алкоголем, курящим и употребляющим наркотики. Доподлинно известно, что курящая девушка имеет желтоватую кожу, не приятный запах, желтые зубы. К курящим девушкам не тянутся молодые люди, а в моем возрасте, наоборот, важно насколько девушка популярна у противоположного пола. Так же, если девушка сейчас имеет вредные привычки, в будущем это отразится на ее здоровье и на здоровье ее будущего ребенка. А я хочу иметь крепкое здоровье и здорового малыша. Поэтому, прежде чем ответить на предложение закурить, просто попробовать это сделать, или выпить алкогольный напиток, я задумаюсь не только о настоящем, но и о будущем, которое меня ждет.
Из всего этого я поняла одну истину, что ребёнка надо приучать к здоровому образу жизни с самого раннего детства.
Как вырастить здоровое поколение? Как приучить ребёнка вести здоровый образ жизни? Ответов много, но я думаю, что здоровье – это та драгоценность, на которую не стоит жалеть ни времени, ни сил. И когда я вырасту, и у меня будут свои дети, я буду беспокоиться о них, буду искать пути их нравственного и физического совершенствования.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Социально — коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности
Коммуникативная, игровая, продуктивная.
Планируемые результаты
Расширение представления о возможностях человеческого организма, способам проявления безопасного поведения и осознанного отношения к здоровому образу жизни.
Дидактическая игра «Распорядок дня»
Цель: Закреплять у детей потребность быть здоровым, заботливо относится к своему организму.
Игровые правила: дети рассматривают картинки с изображениями режимных моментов, объясняя, что делают дети , для чего это нужно.
Дидактическая игра «Поликлиника»
Цель: продолжать знакомить с профессией врача и её разнообразием. Прививать потребность быть здоровыми, не бояться лечиться: принимать лекарства, делать уколы, прививки. Воспитывать уважение к врачам.
Игровые правила:
- Ведущий показывает картинки с медицинскими инструментами. Игроки выбирают какие инструменты нужны терапевту, лору, окулисту, хирургу, стоматологу и т.д.
- Ведущий показывает картинки с изображением врача. Игроки должны определить его специальность.
Дидактическая игра « Кто больше знает о себе»
Цель: расширять кругозор детей, представления о том, что такое человеческий организм, помочь узнать себя и осознанно относится к своему здоровью.
Игровые правила:
1.Ведущий загадывает загадки, игроки отгадывают при правильном ответе получают фишки. Выигрывает тот у кого больше фишек.
2.Ведущий показывает на картинке и заведомо неправильно называет части человеческого организма. Игроки исправляют ведущего.
3. Ведущий называет часть человеческого организма игроки производят действия, направленные на укрепления этого органа.
Дидактическая игра «Здоровый малыш: кожа, питание, сон.»
Цель: Продолжать знакомит детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью.
Игровые действия:
1.Показывая и сопровождая свои действия объяснениями – « что такое хорошо и что такое плохо» дети играют в лото.
2.На позитивные картинки дети реагируют прыжками, а при показе негативных картинок садятся на пол, объясняя свои действия.
Дидактическая игра «Здоровый малыш: зубы, зрение, слух»
Цель: продолжать знакомит детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью.
Игровые действия:
1.Показывая и сопровождая свои действия объяснениями « что такое хорошо, что такое плохо» дети играют в лото.
2.Ведущий описывает действия на картинке, игроки выбирают позитивные действия.
Дидактическая игра «В страну литературных героев»
Цель: закреплять у детей представления о ситуациях, которые могут угрожать их жизни и здоровью. Развивать у детей творческие способности, речь, память, чувство самосохранения.
Игровые правила:
1.игроки рассматривают иллюстрации к сказкам и выбирают те, в которых создана опасная ситуация для жизни и здоровья героя.
2.ведущий называет сказку, игроки придумывают как нужно поступить герою, чтобы избежать опасной ситуации.( «Лиса и заяц», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Кот, петух, лиса и дрозд», «Приключение Буратино»).
Статья на тему: КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. статья
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Золотых Любовь Вячеславовна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №11»
Здоровье среди жизненных ценностей человека, несомненно, занимает важную составляющую счастья. Сегодня существует целый ряд определений здоровья человека, которые, как правило, содержат пять критериев: отсутствие болезни; нормальное функционирование организма в системе “человек – окружающая среда”; полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие; умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
В обобщенном виде здоровье можно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова благополучие в “Словаре русского языка” (автор С.И. Ожегов) определяется как “спокойное и счастливое состояние”, а счастье – как “чувство и состояние полного высшего удовлетворения”. Исходя из этих понятий, сделаем вывод: здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается благополучие и счастье.
Каждый заинтересован в своем благополучии и счастье, которые непосредственно связаны с постоянным сохранением и укреплением здоровья, следованием правилам здорового образа жизни. Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение духовных, физических и социальных возможностей. Это, прежде всего постоянное повышение знаний об окружающем мире и роли человека в нем, совершенствование духовных и физических возможностей.
В этом положении нет чего-то нового и необычного. Подтверждением ему служат высказывания древнеримского политика и оратора Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н. э.) В его трактате “Об обязанностях” говорится: “Обязанности мудрого – заботиться о своем имуществе, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но и ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства гражданской общины”. Необходимо также подчеркнуть, что здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но прежде всего общественной.
Общественное здоровье представляет собой социально-политическую и экономическую категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества как социального организма. Оно складывается в конечном итоге из здоровья всех его членов. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны, и одно зависит от другого. Вот почему в нашей школе уже на протяжении долгого времени ведется работа по здоровьесбережению всего коллектива и каждого в частности. В школе ежемесячно организуются Дни здоровья, общешкольные и классные родительские собрания по данной проблеме, педагоги участвуют в массовых муниципальных спортивных мероприятиях. Семья Котеневых из 3 класса регулярно является призером муниципального конкурса «Самая спортивная мама». Но все это напрямую зависит от индивидуального здоровья каждого.
Индивидуальное здоровье – это здоровье человека в отдельности. Поэтому очень важно педагогу вести работу по формированию здорового образа жизни в классе. Для чего необходимо вовлекать в оздоровительную деятельность каждого ребенка, учитывая индивидуальные возможности. С этой целью как классный руководитель провожу беседы, классные часы. Один из интересных классных часов был посвящен здоровому питанию, где дети активно соревновались, дискутировали, рисовали. Важно отметить, что все мероприятия в начальной школе провожу с применением наглядности. Так среди дидактического материала созданы презентации: «Здоровое питание», «Закаливание младшего школьника», «Витамины» и т.д. Ученики активно участвуют в акции «Молоко и мед Белогорья – залог отличного здоровья». Все ребята из класса получают полноценное горячее питание, организация которого полностью зависит от классного руководителя.
Здоровье касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы. Духовная и физическая составляющие – две неотъемлемые части человеческого здоровья. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, физическое – тела. Недаром мы говорим, повторяя слова поэта: “Душа обязана трудиться”. “Нужно приучить душу не поддаваться несчастьям и брать верх над ними, преподать ей правила добропорядочной жизни и добропорядочной веры, нужно как можно чаще тормошить ее и натаскивать в этой прекрасной науке”, – писал французский философ Мишель Монтень (1533–1592). Разум – это способность познавать окружающий мир и себя. С его помощью человек анализирует происходящие события и явления, прогнозирует наиболее вероятные события, оказывающие основное влияние на жизнь. Можно сказать, что разум – это модель (программа) поведения, направленная на решение поставленных задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, чем достоверней прогноз событий, чем точнее модель поведения, чем устойчивей психика, тем выше уровень духовного здоровья.
Так как духовное здоровье соотносится с разумом, интеллектом, эмоциями, то для его укрепления, как учитель начальных классов на всех уроках провожу динамические паузы, слежу за сменой видов деятельности во время урока, организую экскурсии. Например, ученики класса вместе с родителями побывали на экскурсии в Свято – Троицком Холковском мужском монастыре. Ребята посетили храм Донской иконы Божьей Матери. Поднялись по ступенькам к храму Святого равноапостольного князя Владимира. С высоты ребята увидели раздолье полей, лес, реку Оскол, степь и высокие холмы, напоминающие горы. Детей поразила красота этих мест, но более всего по-особому они ощутили тишину и душевный покой. Далее ребята спустились на глубину 13 метров в Свято-Троицкий пещерный храм. Увидели подземные переходы, кельи монахов, поставили свечи — прикоснулись к величайшей святыне. На память о поездке сфотографировались, испили воды из святого источника.
Социальное здоровье отражает связи внутри общества, материальное обеспечение, межличностные контакты. Каждый раз, набирая первый класс, уделяю большое внимание межличностным отношениям в классе. С этой целью провожу социометрическую диагностику и по результатам выстраиваю индивидуальный маршрут помощи детям. Здесь вовлекаю ребят в различные мероприятия, устраиваю посиделки, дни именинника, совместные развлечения с родителями. Как правило, все это способствует укреплению дружеских отношений в классе, дети учатся находить общий язык с родителями и педагогами. И все получают массу положительных эмоций.
Стоит отметить, что духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой. Во что верить и как верить – это дело совести каждого.
Физическое здоровье – это способность тела реализовывать разработанную программу и иметь своего рода резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Оно обеспечивается физической активностью, рациональным питанием, закаливанием организма и его очищением, рациональным сочетанием умственного и физического труда, умением правильно выбрать время и вид отдыха, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков. Артур Шопенгауэр считал, что, прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Он писал: “Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее – усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры” (“Афоризмы житейской мудрости”).
В связи с этим, нельзя не отметить уроки физической культуры, где ребята играют в подвижные игры, соревнуются в эстафетах, выполняют ритмические упражнения и т.д. Здесь очень важно, чтобы каждый улыбался, наслаждался и сохранял желание заниматься спортом, что реализую через поощрения и награждения каждого ребенка.
Человек ответствен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия – это непрерывный процесс, который подразумевает определенную жизненную позицию и поведение.
Духовное и физическое начала в человеке взаимозависимы, и каждый из нас отвечает за то, чтобы стать здоровым и телом, и душой. Академик Н.М. Амосов в книге “Раздумья о здоровье” отмечает: “В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.
Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней”.
Литература:
- С.И. Ожегов, Толковый словарь русского языка
- Марк Туллий Цицерон Книга 1 Философские трактаты «Об обязанностях»
- Мишель Монтень. Опыты, том 1
- Николай Михайлович Амосов. Моя система здоровья
- Амосов Н. Природа человека. – Киев, 1983.
- Н.М. Амосов «Раздумья о здоровье»
- Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейской мудрости»
Статья на тему: Формирование здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни дошкольников
«Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной»
М. Монтель.
Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.
Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения успехов. Дети — цветы жизни, это наше будущее. Здоровье — главное нации. Если здоровье — богатство, его надо сохранять. «Здоровье — это вершина. которую должен каждый покорить сам» — так гласит народная мудрость».
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить. не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье — это не только отсутствие болезней. это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем органов и становление функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается ухудшения здоровья. Большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья.
Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в последние годы тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% старшего дошкольного возраста, 10-25% дошкольников имеют отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы, в шести-семилетнем возрасте у половины детей отмечается стойкое повышение артериального давления. Растёт число детей с отклонениями органов пищеварения, костно-мышечной (нарушение осанки. сколиоз, мочеполовой, эндокринной систем. Дети в школу приходят читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт, слабо развитую моторику рук, у многих детей отсутствие физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать своё эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. У детей с ослабленным здоровьем возрастает уровень тревожного ожидания неуспеха, усугубляющего поведенческие и нервно — психические отклонения, а это приводит к асоциальным формам поведения. У таких детей наблюдается переутомление, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников. но и перспективы их дальнейшего их развития. Статистика утверждает, что ухудшение здоровья детей зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, то есть от экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Если на 50% здоровья родители не могут повлиять, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье. Проблема воспитания здорового поколения приобретают в настоящее время всё большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных приоритетных задач детского сада.
Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно — правовыми документами, как Закон РФ «Об Образовании», «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ. Перечисленные документы и меры. принимаемые органами управления образованием, помогают достичь определённых результатов стабилизации. а в детских садах качественного улучшения детского здоровья. У детей низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и мы должны научить детей самим заботится о своём здоровье.
В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, специалисты и родители. Основной задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у детей. потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
Оздоровление воспитанников не может быть эффективным, если оно проводится только силами медицинских работников. Эта работа требует тесного сотрудничества с педагогическим персоналом и родителями, поэтому в учреждении создано детско — взрослые сообщество (дети — родители — педагоги) .
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. В детстве человек осуществляет более напряжённую, более сложную работу, чем взрослый по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегуляции. Если ребёнок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разум его здоровья. Поэтому именно на этом дошкольном возрасте приоритетом является задача воспитания у детей мотивация на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Необходимо выстроить особую пространственную среду, которая бы стимулировала познавательные интересы и поисково-практическую деятельность детей. Необходимо создать такой оздоровительный режим в дошкольном учреждении, который позволит заложить у детей дошкольного возраста основные навыки по воспитанию и формированию основ здорового образа жизни. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно-методической проблемы, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответствующего изменения его структуры.
Специалисты должны научить детей правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Успешность обучения, работоспособность и адаптация детей к будущей жизни во многом зависит от состояния их здоровья в преддошкольный период, от их физического и психического развития и готовности к началу систематического обучения.
Педагоги должны прививать детям с раннего возраста правильное отношение к своему здоровью, воспитывать чувство ответственности за него. Важнейшее направление в работе по оздоровлению детей — это осуществление профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в детском саду. Чрезвычайно важно, чтобы обучение носило интегрированный характер.
Тема «Здоровье», «Здоровый образ жизни» должна пронизывать все виды деятельности ребёнка. Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов.
Необходимо вести физкультурно-оздоровительную работу, обеспечивающую поддержку и развитие физического статуса детей, становление показателей физического здоровья.
Задачи
1. Обеспечить психофизическое благополучие детей и формирование сознательного отношения к собственному здоровью, здоровью значимых близких, природным ресурсам родного края.
2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы.
3. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий.
4. Обогащать двигательный опыт детей и развивать психо-физические качества:быстроту, ловкость, гибкость, силу.
5. Научить детей регулировать своё психическое состояние и уметь предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
6. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребёнка.
Концептуальные основы формирования здорового образа жизни
Концептуальной основой деятельности структурного подразделения является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Таким образом, актуальным является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с ФГТ, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учётом здоровья воспитанников, индивидуальных способностей, интересов, перспектив развития.
Формирование здорового образа жизни — это не просто усвоение определённых знаний. а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальной жизни.
Особое внимание уделяется системе обучения детей гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивйдуальных особенностей восприятия ребёнка.
Как показывает практика. дети 3-5 лет знакомятся с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно благодаря целенаправленной организации их сенсомоторной игровой активности с включением всевозможных игр: тематическе, дидактические, подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры-имитации.
Для детей 5-7 лет наиболее эффективными технологиями являются такие, которые помимо сюжетных и театрализованных игр включают в себя реализацию комплексных педагогических воздействий, направленных на развитие у них умений самостоятельно выбирать способы решения проблемно-творческие фантазии.
Комплексное использование этих технологий обеспечивает наиболее успешное формирование навыков здорового образа жизни у детей разного возраста.
Приложение № 1
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий
1. Утренняя гимнастика
-комплексы коррегирующей гимнастики;
-игровые упражнения на развитие внимания и точности выполнения действий;
-упражнения с использованием разнообразных модулей;
-упражнения с простейшими тренажёрами;
-утренняя гимнастика в сочетании с речевыми и дыхательными упражнениями;
-работа по контролю за осанкой
2 Физическая культура
-двигательная деятельность тренировочного типа;
-деятельность игрового и сюжетно-игрового характера;
-ритмическая гимнастика;
-диагностика проверочных умений и навыков;
-коррекционная деятельность на развитие творчества детей.
3 Двигательная разминка во время перерыва между НОД. Физкультминутка
-Игровые упражнения низкой и средней интенсивности;
-ритмические движения;
-коррегирующие упражнения;
-упражнения для развития мелкой моторики;
-игровые упражнения коррекционной направленности.
4. Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами.
-разминка в постели;
-гимнастика сюжетно-игрового характера;
-комплекс упражнений на тренажёрах в сочетании с оздоровительной ходьбой по массажным и ребристым дорожкам;
-комплекс упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации;
-упражнения на укрепление основных дыхательных мышц.
5 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке в подгруппах и индивидуально.
-игры низкой и средней интенсивности,
-игровые упражнения на развитие внимания, пространственных представлений и ориентации;
-упражнения на нормализацию мышечного тонуса и развитие силовых качеств;
-спортивные упражнения;
-игры с элементами спорта;
-народные игры;
6 Логоритмика.
-упражнения на развитие мелкой моторики, двигательной памяти и координации движений взаимосвязанных со словом и музыкой;
-общеразвивающие упражнения коррекционной направленности;
-пальчиковая гимнастика;
-двигательные задания на пространственную ориентировку;
-ритмические упражнения;
-упражнения на коррекцию в движениях рук, ног.
7. День здоровья
-сюжетно-тематические;
-подвижные игры и упражнения пожеланию детей;
-спортивные игры и упражнения.
8. Физкультурный праздник.
9. Физкультурный досуг.
10. Индивидуальная работа по развитию движений
-упражнения со специальным оборудованием;
-коррекция нарушений ОДА.
11. Закаливание
-контрастные воздушные ванны;
-ходьба босиком;
-облегчённая одежда;
-умывание прохладной водой.
Литература
1. Белая К. Ю., Зимонина В. А. «Как обеспечить безопасность дошкольников». М. : Просвещение, 2000.
2. Каштанова Т. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие. М. : 2002.
3. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002.
4. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004.
5. Яковлева Т. С. «здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» — М. :Школьная Пресса, 2006.
Статья на тему ЗОЖ
Аскерова Н.А.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Частное образовательное учреждение «Школа — интернат № 1 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» город Котлас
«Во всем, что мы делаем, по-настоящему необходимо лишь одно – «дух». Человек должен беспокоиться лишь о духе, который убывает»
Карлос Кастанеда
В последнее время только и говорят о здоровом образе жизни для взрослых и детей. А что это такое: тягостные обязательства, которые надо выполнять всю жизнь ради ее продления или новый, продвинутый взгляд на старые проблемы?
В России дети составляют около четверти населения страны. В последние годы социально-экономические показатели положения детей по ряду параметров оказались неблагоприятными, причем негативные тенденции продолжают расти.
За последние 10 лет численность детского населения страны сократилась на 7 млн. человек.
Смертность от злокачественных опухолей по Котласу за 9 лет увеличилась на 11,3%, и в 2013г. составила 230,6 случая на 100 тыс. населения и только в 2014 г этот показатель составил – 190,7 (АО – 223,9) [1,1].
В 2005 году в Котласе зарегистрировано 37 впервые заболевших туберкулезом. Начали болеть и дети: в 2005 году в Котласе туберкулез выявили у 3 детей, в 2006-м — у 1 ребенка [2,1].
В области завершена прививочная кампания против гриппа вакцинами. По данным мониторинга за ходом иммунизации против гриппа по состоянию на 13.11.2015 года привито 90000 детей и 225000 взрослых лиц [3,1].
Если власти Архангельской области могут контролировать заболеваемость ОРВИ, то, если верить статистике, «за последние четыре года в Архангельской области число несовершеннолетних наркоманов увеличилось в 45 раз. Большинству из них требуется срочное лечение, но ни подростки, ни их родители не проявляют заинтересованности в лечении [4,1].
Здоровый человек здоров не только физически, но и психически и социально благополучен. Очевидно, что только в этом случае можно говорить о гармоничном развитии индивида. Например, давно известно, что слабость духа нарушает иммунную, нервную и многие другие системы организма, что в условиях постоянного психического стресса снижает сопротивляемость, повреждающим факторам среды, способствуя возникновению или утяжелению физических недугов.
Продиагностировав класс на предмет тревожности по различным методикам, таким, как «Школьная тревожность по Филлипсу», «Как сильно ты подвержен стрессу?» Э. Ховард, пришла к выводу, что в классе дети чувствуют себя благополучно, но есть проблемы, связанные с самовыражением и общей тревожностью в школе. Настораживает то, что в классе присутствует физическая агрессия. Многих детей напрягает домашняя обстановка.
Здоровый образ жизни состоит из нескольких критериев:
здоровое питание,
прогулки на свежем воздухе,
занятия спортом
здоровый сон
отсутствие вредных привычек
Проблема мотивации к сохранению здоровья у детей стоит очень остро. Все больше детей уходят в виртуальный мир, предпочитая он-лайн игру играм во дворе с мячом, катанию на велосипеде. Дети не хотят посещать спортивные секции, потому что лень, потому что идет очередной сезон сериала, потому что дома никто этим не занимается, всегда найдется много «потому что»… и все сводится к проблеме мотивации.
Дело в том, что в современном обществе люди в первую очередь думают о материальной стороне жизни: квартира, шикарная мебель, дорогая машина. Родители в силу своей занятости не всегда могут или хотят найти время для занятий с детьми, мало кто выезжает на природу, занимается спортом, да и готовить хороший ужин тоже нет возможности. Поэтому, чтобы привлечь детей к ЗОЖ, прежде всего, нужно привлекать к этому родителей через:
беседы, консультации
родительские собрания
открытые праздники, мероприятия
наглядную пропаганду
совместные выезды на природу в любое время года
привлечение к спортивным мероприятиям в городе, школе, классе
( «Кросс нации», «Мама, папа, я – спортивная семья», ГТО)
Медицинские показатели здоровья нашего класса настораживают, так как из 17 человек четверо детей имеют подготовительную группу, 1человек со спецгруппой. Из 17 человек 6 человек в течение нескольких лет посещают спортивные секции, 9 человек нигде не заняты, два ученика впервые пошли на спортивную секцию. Все дети страдают искривлением осанки, часть детей жалуются на ухудшение зрения. Естественно, постоянное общение с компьютером не проходит бесследно для здоровья и, в первую очередь, для глаз. С детьми часто проводятся дискуссии о вреде компьютера, в такие моменты дети рассуждают о том, чего больше: пользы или вреда. В конце дискуссии ученики больше склоняются к последней версии.
Плотная занятость в школе, в различных секциях, не оставляет школьникам времени на прогулки, занятия спортом, порой, даже некогда пообедать и приходится перекусывать: пирожки, обеды быстрого приготовления, бургеры.
Несомненно, специфика школы-интерната предполагает четырехразовое питание, прогулку, 3 раза в неделю уроки физической культуры, наличие тренажерного зала, стадиона. Но эти обязательные мероприятия не сыграют существенную роль в укреплении здоровья и приобщении детей к здоровому образу жизни.
В классе в системе ведутся беседы, консультации специалистов для детей, родителей по пропаганде здорового образа жизни. Дети привлекаются к организации, подготовке и проведению классных часов, открытых мероприятий с презентациями, чтобы еще раз напомнить, закрепить знания о здоровом образе жизни. Большое влияние на положительную мотивацию у детей оказывает видео пропаганда ЗОЖ, дети могут увидеть два пути развития своего здоровья: при отсутствии желания заниматься своим здоровьем, дети могут наглядно увидеть себя в будущем больным, с лишним весом, дряблой кожей, плохими зубами (в случае, если ребенок употребляет алкоголь и наркотики, а также курит). Но может быть и другой путь, который выберет сам ребенок при условии выполнения элементарных правил ЗОЖ: вовремя ложиться спать; мыть руки перед едой, а также после прогулки; соблюдать правильное питание; заниматься спортом. Человек и в 60 лет может выглядеть, как 40 летний. Отчасти формирование мотивации к ЗОЖ у детей происходит во время обсуждения и анализа любого происшествия в классе, школе, стране — это не имеет значения. Любое громкое происшествие с детьми производит огромное впечатление на подростков. Хорошо уже то, что дети высказывают свое мнение, спорят, а, как известно, в споре рождается истина.
Если физические болезни детей взрослые люди и общественные организации (школа) частично могут держать на контроле, то переживания, стрессы, порой можно и не заметить. Особенно остро этот вопрос стоит с подростками. Как правило, они не хотят озвучивать проблемы, переживания, особенно, если это касается семьи. Затяжной стресс, как известно, негативно сказывается на общем состоянии здоровья. Поэтому нам, педагогам, необходимо знать про семью как можно больше, быть в курсе климата в семье, отношений между членами семьи и, в случае конфликтной ситуации, помочь своевременно разобраться с проблемой, естественно, уберечь ребенка от возможных последствий (неврозы, суициды).
Как можно помочь детям и родителям научиться искать компромисс, быть терпеливыми друг к другу? В первую очередь, это конечно беседы, консультации, встречи. Большой положительный эффект оказывают совместные с детьми мероприятия, выезды на природу, совместные игры, посиделки, поход в кино, театр, чаепития, когда родители вливаются в общие проблемы класса, своих детей.
С детьми нашего класса мы часто выезжаем на природу, на горки, устраиваем чаепития, вместе с родителями готовимся к школьным и другим мероприятиям.
Одно из совместных мероприятий, проведенных в классе «Родительский дом-начало начал». Целью данного мероприятия было сплочение родителей и детей, показать, что семья и атмосфера там — важные аспекты жизни растущего человека. Командам, которые состояли из родителей и детей, было дано домашнее задание, где нужно было приготовить совместную поделку или блюдо для оценки жюри. Участники оказались активными, поделки отличались оригинальностью. Команды – участники отвечали на различные каверзные вопросы, танцевали дети с родителями. Мероприятие проходило в форме игры, где участники состязались и в спортивном направлении. Паузы заполнялись подготовленной театрализацией, песнями, стихами, зажигательными танцами.
Конечно, когда мероприятие было объявлено, родители соглашались с неохотой, но в конце глаза у всех горели, все улыбались, а это значило лишь одно — дети и родители довольны. Цель была достигнута.
Если физическое здоровье в классе вызывает опасение, то психическое здоровье относительно стабильно, не настораживает, не беря в расчет возрастные особенности в подростковом периоде. Из всего класса ни один человек не курит, не употребляет алкоголь, не принимает наркотики – это, несомненно, большая заслуга семьи, школы и здесь нужно четко понимать, что вся огромная работа, направленная на ребенка, формировалась не зря. Это и есть положительный результат педагогической работы.
Подводя итог всего выше сказанного, акцентировать внимание нужно не только на физическом здоровье, но и обращать внимание на состоянии души ребенка.
Список использованной литературы
ГБУЗ АО «Котласская центральная городская больница имени
святителя Луки (В.Ф.Войно-Ясенецкого). «Онкозаболеваемость выросла!» [Электронный ресурс], 2012 г., URL: http://kotlasgb.ru/news/882/. (Дата обращения: 18.09.2015).
Информационное агентство Regnum. «В Котласе растет уровень заболеваемости туберкулезом (Архангельская область)» [Электронный ресурс], 20.03. 2007., URL: http://regnum.ru/news/799254.html. (Дата обращения: 20.09. 2015).
Котлас инфо. 2012. URL: http://kotlas-info.ru/news/274380 17.11.2015. (Дата обращения: 18.11.2015).
Сакин Д. Профилактика не работает: подростки становятся наркоманами: Котлас – инфо. 2015. URL: http://kotlas-info.ru/news/272896.11.11.2015. (Дата обращения: 20.11. 2015).
Статья по физической культуре на тему «Здоровый образ жизни»
Здоровый образ жизни является важным фактором, способствующим поддержанию физического и психического благополучия, увеличению продолжительности активной жизни человека. Главное, чтобы сам человек захотел оставаться здоровым, активным и независимым. Здоровье можно улучшить путем изменения способа повседневной жизни, и сделать это, как говорит пословица, «никогда не поздно».
Каковы же основные факторы, определяющие здоровый образ жизни? Однако даже с простыми болезнями в виде простуды, респираторных заболеваний и прочих, мы встречаемся довольно часто в повседневной жизни, что порою доставляет нам немало хлопот. Большинство заболеваний переходят в активную стадию из-за не способности организма сопротивляться. Это может быть вызвано, как «усталостью» иммунной системы, так и общим неправильным образом жизни. Это могут быть как вредные привычки, неправильная осанка, нарушение режима сна, нарушение режима труда, термальное потрясение и т.д. Одним из главных условий здорового образа является физическое самовоспитание и самосовершенствование. Физическое самовоспитание нужно понимать, как процесс обдуманной, целеполагающей деятельности над собой. Сюда должны обязательно входить закаливание, массаж, утренняя зарядка, пробежка, прогулки на свежем воздухе.
Если человек, здоров и крепок, ведет правильный образ жизни, то его организм способен оказывать сопротивление различного рода болезням. Но, к сожалению, не каждый способен похвастаться своим здоровьем. Поэтому его нужно постепенно укреплять, и чем раньше вы начнете этим заниматься, тем лучше! Укреплять здоровье можно различными способами. Это, например, закаливание, физическая культура, правильное питание, соблюдение правил гигиены и т.д.
Утренняя физкультура
Если вы решили вести здоровый образ жизни, то возьмите за правило, каждое утро делать зарядку. Самым оптимальным способом делать ее по утрам. Можно заниматься зарядкой всей семьей, начиная новый день вместе, ее продолжительность сначала составляет 10-15 минут, а в дальнейшем может увеличиваться до 30 минут. Утренняя зарядка способствует переходу организма в состояние бодрствования, способствует налаживанию всех физиологических процессов вашего организма, заряжает позитивной энергией, активизирует всю нервную систему, нормализует работу внутренних органов, находившихся до этого в стадии отдыха, дисциплинирует человека, вводят его в состояние нового образа жизни. Сделав однажды зарядку с утра, вы непременно заметите, как повысилась ваша работоспособность в течении дня.
Некоторые знатоки бега советуют после зарядки уделить некоторое время пробежке, однако здесь мнения разделяются. Одни специалисты считает, что с утра бегать вредно, поскольку организм еще не полностью нормализовал свою деятельность, и это является стрессом для сердечно-сосудистой системы в первую очередь. Другие же полагают что пробежки вечером вредны для здоровья, поскольку содержание вредных веществ в воздухе увеличивается в геометрической прогрессии, а на фоне общей усталости организма после трудового дня, пробежка еще больше угнетает организм. Третьи же, не слушают ни первых, ни вторых и бегают в свое удовольствие и утром и вечером.
Занятия спортом
Конечно, не у всех взрослых людей есть время заниматься каким-либо видом спорта. Но если есть какой-то промежуток между работой и отдыхом, то почему бы не потратить его с пользой? Физические тренировки, помимо развития у организма, каких-либо определенных качеств, так же благосклонно отражаются на общем состоянии здоровья. Человек начинает меньше болеть, чувствует себя моложе и здоровее, а постоянное общение с новыми людьми, разделяющими ваши интересы, только улучшит процесс вашего оздоровления и повысит желание возвращаться на тренировки снова и снова. Вы должны выбрать спорт, который вам по нраву, начиная от гимнастических занятий в тренажерном зале, заканчивая марафонским заездом на велосипеде. И пусть сначала у вас ничего не получается, поверьте, каждый кто пришел в этот зал начинал точно так же как и вы.
Активный отдых
Не стоит тратить бесценные минуты отдыха впустую. Их также можно провести с пользой для здоровья, да еще и так что вы долго не забудете свой отпуск, и будете вспоминать, как минимум, до следующих выходных. Достаточно выбраться с семьей или друзьями на природу, поиграть в футбол или волейбол, на берегу озера. Даже собирая хворост для костра, вы активно улучшите свое здоровье. Помимо того что воздух на природе более чист и более полезен, чем городской, вы также так или иначе занимаетесь различными физическими упражнениями даже не замечая этого, а к тому же делаете это вместе со всеми. Активный отдых, способствует повышению настроения, трудоспособности и общего состояния организма. Свежий воздух активизирует работу сердечно-сосудистой и иммунной систем. Вы становитесь свежее, моложе, и снова наполнены силами перед новыми трудовыми буднями.
Питание
Важным элементом рационального питания является соблюдение режима приема пищи. На завтрак нужно есть что-то легкое и питательное, чтобы сохранить заряд энергии на полдня. Затем перекусите. На обед можете поесть в свое удовольствие, так как пищеварительные органы в это время работают в полном режиме. Полдник тоже должен быть легким: фрукты или соки, чай или молоко с печеньем. Ужинать нужно за два-три часа до сна и тоже налегке, чтобы пища успела перевариться. Ну а если на ночь вы все же проголодались, выпейте кефир или молоко, можете съесть фрукты. Но не более, потому как не нужно заставлять желудок работать ночью – он тоже должен отдыхать и не подавать сигналы в мозг, что ведет к не высыпанию. Однако вам следует отказаться от сладостей и мучного, так как они быстро перевариваются и тем самым голод наступает быстрее. Современная диетология прописывает несколько правил, которых следует придерживаться для того, чтобы работа пищеварительного тракта нормализовалась.
Во-первых, пищу необходимо принимать разнообразную и сбалансированную. Это даст возможность организму получить витамины и минералы в большем количестве.
Во-вторых, нужно употреблять свежеприготовленную еду, так как оставшаяся теряет полезные свойства и даже может привести к расстройству кишечника. Овощи и фрукты используйте больше сырыми: в них много клетчатки, улучшающей работу кишечника и выводящей из организма токсины.
В-третьих, питаться нужно по сезону: летом и осенью использовать больше фруктов и сырых овощей для получения максимальной пользы от еды и заряда энергии на зиму, а весной и зимой в рационе увеличить количество мясных и молочных продуктов для восполнения недостающих витаминов организма.
В-четвертых, нельзя переедать, а наоборот, лучше недоесть. Это избавит вас от возможной тяжести в животе, вздутия и колик. Нужно дать отдых пищеварительному тракту, а не нагружать его. Правильное питание для здоровья сердца также важно. А потому не перегружайте его
В-пятых, придерживаться рекомендаций диетологов по сочетанию продуктов, чтобы предотвратить проблемы пищеварения.
В-шестых, есть нужно только то, что нравится, не спеша и тщательно пережевывая каждый кусочек.
Итак, давайте определимся на том, что мы с вами будем находить время для того, чтобы улучшить себя, будем ложиться спать вовремя, будем гулять на свежем воздухе, будем делать зарядку, будем правильно питаться.
Список литературы:
1. Климова В. И. Человек и его здоровье. — 2-е изд., перераб. И доп., — М.: Знание, 1990. — 224с.
2. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова и др. — М.: Высш. школа, 1983, 391с.
Отношение к зож сильно влияет на здоровье
Жизнь коротка, но она многообразна. Дорога, которую каждый выбирает сам, приведёт к успеху или глубокому разочарованию. Научиться здоровому образу жизни никогда не поздно. Для этого не потребуется никаких вложений и денежных затрат.
Бешеный ритм сегодняшнего дня, суматошный рабочий темп отодвигает здоровый образ жизни любого гражданина. Только с появлением признаков болезни, или приближения старости, каждый задумывается о потерянном времени. Ярким примером должна стать моя жизнь, которая сможет убедить многих в том, что огромная роль для сохранения своего здоровья отведена самому человеку. Он вырабатывает определённое негативное отношение к любой вредной привычке. Только от него лично будет зависеть его здоровье. Часто я мечтала о том, чтобы у меня появился целительный дар никогда ни заболевать, ни состариться, быть в лучшей форме, а всё, что задумала, свершалось, и намеченные цели исполнялись. Теперь то я наверняка знаю, что это может случиться с каждым в любом возрасте.
На формирование зож (здорового образа жизни) оказывают влияние
Всё это пришло ко мне с возрастом и букетом болезней. Я поняла, что жизнь нужно срочно изменить. Моё здоровье зависит:
1. От обычного дохода и материального обеспечения, который определяет уровень качества жизни.
2. Собственный результат установки человека влияет на уклад и жизненный стиль.
3. От влияния персональных установок всех членов семьи, их дохода и привычной системы поведения, формируется новый образ жизни.
Я повстречала в этой жизни множество людей, которые владеют этим чудесным даром. Они не следят за возрастным процессом. Зож рецепты позволяют им жить интересной жизнью, без болезней, забывая о своих годах. Имеют всё, что желают, никаких ограничений, им всё интересно. Они нравятся людям и фортуна на их стороне, живут в счастливых отношениях, у них виртуозно сочетается работа с отдыхом. С достоинством зарабатывают, находясь на заслуженном отдыхе, как сейчас, я.
Отношение к зож во многом влияет на здоровье с учётом конкретных привычек
Формировать гармоничную личность помогают полезные наклонности, а вредные притормаживают её развитие. Вопросы здоровой темы стали для меня актуальными в последнее время. В школе меня такому не учили, и поэтому с годами болезнь приходила ко мне без стука. С детства меня приучали пить молоко. Самые большие очереди за ним выстраиваются до сих пор в основном из пенсионеров, больных людей, которые имеют небольшие средства и не могут позволить себе покупать то, что полезно организму. Раньше подавалась информация, что исключительную ценность представляет молоко. С возрастом рекомендовали увеличение потребления молочных продуктов. Но количество больных людей увеличивалось, и вместе с ними появлялись новые аптеки, где предприимчивые люди нагревали руки. На самом деле только козье молоко полезно детям и взрослым в момент роста организма.
Способы избавления от болезней
У человека отсутствуют ферменты, перерабатывающие цельное коровье молоко. Организм загрязняется излишней слизью, которая выделяется везде, где намечается хотя бы небольшой застой. Жир в молоке — это белок, который ни в чём не растворяется, даже желудочным соком, при постоянном употреблении коровьего молока в крови человека появляются излишки соли. С учётом большого количества содержания кальция с фосфатами, всё это вызывает судороги икроножных мышц, с чем мне пришлось столкнуться. Употребляя этот продукт, я не приобретала здоровье, оно ухудшалось. Не все знают, что клей казеиновый изготавливают из коровьего молока. Лучше пить кисломолочные продукты только обезжиренные, в них не содержится холестерин, который приносит вред нашему организму, закупоривая сосуды, образуя бляшки.
Нужна посильная двигательная активность смолоду и до преклонных лет. Я играла в волейбол, баскетбол, купалась в речке летом, зимой в бассейне, каталась на коньках, посещала танцевальные группы, участвовала в пробежках. Потом всё резко забросила в связи с замужеством. Появилась аллергия, заболели суставы, удалила опухоли на груди. Спортивные клубы стали платными, не каждому доступны, пустеют, что сказывается и на состоянии здоровья. Перешла к решительным мерам. Суточное голодание раз в 7 дней избавило меня на многие годы от разных заболеваний.
Вернуть здоровье можно в любом возрасте
Пересмотрела питание, уменьшила порцию приёма пищи, включила в рацион ранее нелюбимые продукты морковь, капусту. Отказалась от жареных блюд. Пью воду не менее двух литров в день. По заключению Всемирного общества здравоохранения, здоровым считается организм в естественном состоянии, обозначенный равновесием в окружающей среде и без наличия различных заболеваний с заметными изменениями, от социального благополучия до телесного и душевного наполнения. Здоровье людей до 20% передаётся по наследству, до 20% зависит от окружающей среды, 12% от обслуживания медициной и до 70% создаётся вашим жизненным опытом. Достигается здоровый образ определёнными мероприятиями, которые обеспечивают гармонию по развитию и закреплению здоровья, повышающие трудоспособность человека с его долголетием.
Нерациональным распорядком дня, неправильным питанием, нерегулярным занятием посильной физкультурой прививаются вредные привычки. И особенно опасными считаются наркотики с курением и приёмом алкоголя. Регулярное их употребление вызывает зависимость, становится привычным пороком, способным погубить жизнь любого человека. Самой плохой привычкой и весьма опасной является курение. В табачном дыму содержится около 30 вредных химических веществ. Наиболее опасный набор никотиновый, из оксида углерода, с синильной кислотой, аммиаком, смолистым содержанием, органическими кислотами, канцерогенными веществами и другие. Моя дочь с её мужем отказалась от сигарет одновременно. Я посоветовала им бросить сигареты наиболее приемлемым и простым способом, которым когда-то воспользовалась сама. По одной части пищевой соды, соли и 5 капель йода размешать в 50 гр воды и прополаскивать горло утром и вечером этим составом в течение 2 недель. Желание курить пропадает. Мы смогли избавиться от этой долголетней привычки.
Отказаться от ненужных привычек
Отказ от сигарет, приёма алкоголя (наркотиками не баловалась) привёл меня к пересмотру жизненных устоев. Интересные знакомства показали дорогу к другим площадкам, где можно заняться спортом, помогли стать на лыжи и коньки, доставили массу положительных впечатлений. Зная то, что курение вызывает множество заболеваний с патологиями, предрасполагает к раковым опухолям, парализует деятельность клеток нервной центральной системы, приводит к спазму сосудов, повышается артериальное давление, учащая сокращение сердца, я вместе со своей семьёй не возвращаюсь к пагубным привычкам. Не хочу быть кому-то обузой с нарушенным кровотоком нижних конечностей, с плохой работой некоторых внутренних органов, всё то, через что мне пришлось пройти.
Образ жизни людей — персональная поведенческая схема, их жизненный метод, обеспечивающий создание зож, сохраняющего и укрепляющего здоровье, устремлённый к профилактике многих болезней. В процессе воспитания у всех детей можно сформировать потребность в здоровом поведении, что уменьшит возможность заболеваний, и увеличит срок жизни. С возрастом стала проявлять интерес к своему здоровью, читала литературу по медицине, набиралась опыта. Тем временем болезнь не отступала. Много уходило средств на лекарства, это добивало меня морально, но я не хотела опускать руки.
Напрашивается правильный вывод
К основным составляющим такой схемы относится:
1. Обязательное движение.
2. Закалка, способствующая усилению сопротивления организма к заболеванию.
3. Правильная подборка продуктов питания с полезными веществами.
4. Выполнение распорядка по труду и отдыху.
5. Личная гигиена.
6. Способность противостоять психическим и эмоциональным стрессам, придерживаться профилактики болезней.
Здоровая жизнь является индивидуальным поведением человека, предполагает выполнение определённых правил. Мой муж (мы с ним ровесники) оказался скептиком, высмеивал меня по поводу моего отношения к пище, зарядке, смеялся, когда я садилась на велосипед и другим вещам. Он начинает прислушиваться к моим советам. А я в состоянии сходить в магазин, принести, приготовить, постирать бельё для семьи, сделать уборку в квартире, работаю на компьютере, изучаю иностранные языки, играю на гитаре. Ощущаю на 20 лет моложе своего возраста. Научитесь и вы здоровому образу жизни.
Смирнова Лидия Петровна, город Елец, Россия.