Психология здоровья — Википедия
Психоло́гия здоро́вья — это наука о психологических и поведенческих процессах здоровья, болезни и здравоохранения[1]. Она занимается изучением того, как психологические, поведенческие и культурные факторы влияют на физическое состояние здоровья или болезни.
Понимая психологические факторы, которые влияют на здоровье и конструктивно применение того знания, медицинские психологи могут улучшить здоровье, работая непосредственно с отдельными пациентами или косвенно в крупномасштабных программах здравоохранения. Кроме того, медицинские психологи могут помочь обучить других работников здравоохранения (например, врачей и медсестер) использовать в своих интересах знание, которое произвела дисциплина, в лечении пациентов. Медицинские психологи работают во всевозможных местах: вместе с другими медицинским персоналом в больницах и клиниках, в общественных отделах здравоохранения, работающих над крупномасштабным изменением поведения и программами охраны здоровья, и в университетах и медицинских школах, где они преподают и проводят исследования.
Хотя его ранние начала можно проследить в области клинической психологии[2], четыре различные подразделения в рамках психологии здоровья и одной смежной области, профессиональной психологии здоровья[3], были разработаны в течение времени. Четыре подразделения включают клиническую психологию здоровья, психологию общественного здравоохранения, психологию здоровья общества, и критическая психология здоровья[4]. Профессиональные организации для области психологии здоровья включают Отдел 38 Американской психологической ассоциации[5], Отдел Психологии Здоровья Британского психологического общества
Понимание поведения и ситуативных факторов[править | править код]
Психологи проводят исследования, чтобы определить то поведение и тот опыт, который способствует улучшению здоровья, может привести к болезни, или повлиять на эффективность медицинской помощи. Они также рекомендуют способы улучшения политики здравоохранения[9]. Психологи работают над разработкой стратегий снижения никотиновой зависимости[10], улучшения ежедневного питания[11], в целях укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Они также изучили связь между болезнью и индивидуальными особенностями. Например, психология здоровья нашла связь между такими личностными характеристиками как тревожность, импульсивность, враждебность / гнев, эмоциональная неустойчивость, депрессия, с одной стороны, и экстремальным вождением с другой
Психология здоровья также связана с ситуативными факторами, в том числе экономическими, культурными, социальными и образом жизни, которые влияют на здоровье. Биопсихосоциальная модель может помочь в понимании отношения между контекстными факторами и биологией при воздействии на здоровье. Физическая зависимость препятствует прекращению курения. Некоторые исследования показывают, что соблазнительная реклама также вносит свой вклад в психологическую зависимость от табака
Психологи стремятся изменить поведение людей для двойной цели — помочь людям оставаться здоровыми и помогать пациентам придерживаться схемы лечения болезни.
Профилактика болезней[править | править код]
Психологи могут способствовать здоровью и благополучию за счёт предупреждения заболеваний[17]. Некоторые болезни можно лечить гораздо эффективнее, если их рано обнаружить. Психологи работают над пониманием того, почему некоторые люди не стремятся к профилактике, осмотрам, прививкам, и используют эти знания для разработки способов поощрения людей посещать медосмотры для обнаружения таких заболеваний, как рак и болезни сердца
Последствия заболеваний[править | править код]
Проведение исследований[править | править код]
- Что влияет на здоровое питание?
- Как стресс связан с болезнями сердца?
- Как можно помочь людям изменить мышление, чтобы улучшить здоровье?
Обучение и общение[править | править код]
Психологи также могут быть ответственны за обучение других специалистов в области здравоохранения тому, как проводить мероприятия, пропагандирующие здоровое питание, отказ от курения, снижение веса и т. д. Психологи также обучают других специалистов коммуникативным навыкам, таких как, например, поддержка с целью улучшения соблюдения врачебных предписаний
Улучшение взаимодействия пациента с врачом[править | править код]
Медицинские психологи помогают процессу связи между врачами и пациентами во время медицинских консультаций. В этом процессе имеется большое количество проблем, так как, например, пациенты демонстрируют отсутствие понимания многих медицинских терминов, особенно анатомических (например, кишечник). Одно из направлений исследования в этом вопросе включает в себя «врач-центрированные» и «пациент-центрированные» консультации. «Врач-центрированные» консультации обычно директивны, пациент отвечает на вопросы и практически не играет роли в постановке диагноза. Несмотря на то, что этот стиль предпочитаем пожилыми людьми, многим людям он не нравится чувства иерархии или игнорирования, которые он вызывает. Они предпочитают «пациент-центрированную» консультацию, в которой врач фокусируется на нуждах пациента, выслушивает его до конца до того, как поставить диагноз, и включает пациента в процесс выбора лечения и постановки диагноза.
Улучшение соблюдения медицинских показаний[править | править код]
Медицинские психологи включены в исследование и практику, нацеленную на наставление людей следовать медицинским предписаниям и соблюдению режима лечения. Пациенты часто забывают принимать лекарства или сознательно отказываются от их приема из-за побочных эффектов. Отказы принимать предписанные лекарства ведут к большим расходам и тратят миллионы полезных лекарств, которые, в противном случае, могли бы помочь другим людям.
Способы наблюдения за соблюдением показаний[править | править код]
Психологи выявили ряд способов измерения соблюдения пациентами медицинских схем:
- Подсчет количества таблеток в баночках
- Использование самоотчётов
- Использование «Trackcap» бутылки, которая отслеживает количество открываний.
Управление болью[править | править код]
Психология здоровья пытается найти средства, чтобы уменьшить или устранить боль, а также болевые аномалии, такие как каузалгии, невралгии, и фантомные боли. Хотя задача измерения и описания боли была проблематичной, развитие опросника боли МакГилла[19] помогло добиться прогресса в этой области. Лечение боли включает в себя введение обезболивающих, иглоукалывание (признано эффективным в снижении боли при остеоартрите колена
- ↑ Johnston, M. (1994). Current trends in Health Psychology. The Psychologist, 7, 114—118.
- ↑ Rogers, R. W. (1983). Preventive health psychology: An interface of social and clinical psychology. Journal of Social and Clinical Psychology, 1(2), 120—127. doi:10.1521/jscp.1983.1.2.120
- ↑ Everly, G. S., Jr. (1986). An introduction to occupational health psychology. In P. A. Keller & L. G. Ritt (Eds.), Innovations in clinical practice: A source book, Vol. 5 (pp. 331—338). Sarasota, FL: Professional Resource Exchange.
- ↑ Marks, D.F., Murray, M., Evans, B., & Estacio, E.V. (2011).
- ↑ APA Division 38: Health Psychology
- ↑ Division of Health Psychology | BPS
- ↑ Welcome to the EHPS | EHPS
- ↑ Clinical Health Psychology — American Board of Professional Psychology
- ↑ Sharman, S.J.; Garry, M.; Jacobsen, J.A.; Loftus, E.F.; & Ditto, P.H. (2008). False memories for end-of-life decisions. Health Psychology, 27, 291-96.
- ↑ Dusseldorp, E.; van Elderen, T.; & Maes, S.; Meulman, J. & Kraaij, V. (1999). A meta-analysis of psychoeducational programs for coronary heart disease patients. Health Psychology, 18, 506-19.
- ↑ Resnicow, K.; Jackson, A.; Blissett, D.; Wang, T.; McCarty, F.; Rahotep, S.; & Periasamy, S. (2005). Results of the Healthy Body Healthy Spirit Trial. Health Psychology, 24, 339-48.
- ↑ Beirness, D.J. (1993). Do we really drive as we live? The role of personality factors in road crashes. Alcohol, Drugs & Driving, 9, 129-43.
- ↑ Pierce, J.P.; & Gilpin, E.A. (1995). A historical analysis of tobacco marketing and the uptake of smoking by youth in the United States: 1890—1977. Health Psychology, 14, 500—508.
- ↑ Ferguson C.J. & Meehan, D.C. (2011). With friends like these…: Peer delinquency influences across age cohorts on smoking, alcohol and illegal substance use. European Psychiatry, 26(1), 6-12.
- ↑ Ilies, R., Dimotakis, N., & Watson, D. (2010). Mood, blood pressure, and heart rate at work: An experience-sampling study. Journal of Occupational Health Psychology, 15(2), 120—130. doi:10.1037/a0018350
- ↑ Kasl, S.V. & Cobb, S. (1970). Blood pressure changes in men undergoing job loss: A preliminary report. Psychosomatic Medicine, 32(1), 19-38.
- ↑ 1 2 3 The British Psychological Society. (2011). What is health psychology? A guide for the public.
- ↑ 1 2 The British Psychological Society. (2011). Health psychology: A guide for employees.
- ↑ Melzack, R. (1975). The McGill Pain Questionnaire: Major properties and scoring methods. Pain, 1(3), 277—299.
- ↑ Berman, B.; Singh B.B.; Lao, L.; Langenberg, P.; Li, H.; Hadhazy, V.; Bareta, J. & Hochberg, M. (1999). A randomized trial of acupuncture as an adjunctive therapy in osteoarthritis of the knee. Rheumatology, 38(4), 346-54.
1. Здоровье. Психология здоровья. Цель и задачи психологии здоровья.
Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезни или физических дефект, но полное душевное, физическое и соц благополучие.
ПЗ–это наука опсих причинах здоровья, методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.
ПЗ является синтезом 2-х наук – валеологии (наука об индивидуальном здоровье чел-ка) и гигиены.
Направление исследований:
Выявление роли психолог фактора в укреплении здоровья чел-ка.
Формирование внутренней картины здоровья. Отношение чел-ка к своему здоровью.
Поиск оптимальных методов психолог воздействия, направленное на развитие здоровья личности.
Создание системы обучения здоровью.
Основная цель ПЗ – всестороннее совершенствования чел-ка.
Объект ПЗ – здоровая личность.
Задачи ПЗ:
Повышение ур-ня психологической культуры степени совершенствования.
Повышение ур-ня культуры общения.
Определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.
2. Основные проблемы, рассматриваемые психологией здоровья. Связь с другими науками.
Осн проблемы ПЗ:
Убыстрение ритма жизни (болезни спешки).
Проблема жизни в условиях неопределенности. Типы людей в условиях неопределенности (интроверты, экстроверты).
Большой поток инф (синдром «инф изнурения»)
Снижение уровня соц поддержки
Актуализация всех грехов чел-ка
Вестеризация – усвоение общественных ценностей и представлений, моделей поведения присущих западному обществу.
Связь с др науками:валеология, гигиена, общая П, П личности, П труда, П девиантного поведения, эпидемиология, мед П, мед антропология, П физиологии, дефектология, П соц поведения и т.д.
3. Основные модели здоровья.
1) Биологическая. Здоровье – это отсутствие болезни и нормальное функционирование организма.
2) Медицинская. Здоровье (предложено ООН) – это состояние полного физического, соц благополучия, а не только отсутствие болезни.
3) Биомедицинская. Здоровье – это состояние организма, когда функционирование всех органов и систем уравновешено с внешней средой.
4) Ценностно-социальная. Здоровье – это ценность для чел-ка, необходимая для удовлетворения потребностей.
5) Биосоциальная. Здоровье – это гармоничное единство соц и биологических ка-в чел-ка.
4. История становления психологии здоровья.
Личность и условия ее развития и здоровья», с которым Бехтерев выступил в сентябре 1905 г. в Киеве на 2-мсъезде российских психиатро.
В1930-егг. многие исследователи обратили внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом на правлении привели к появлению новой научной области:психосоматической медицины. В 1938 г. начинает выходить журнал «Психосоматическая медицина». Через год эта область исследований трансформировалась в общество, которое се годня называется «Американское психосоматическое общество». «Психология здоровья» было открыто в Американской психологической ассоциации в 1978 г. С 1982 г. выходит журнал «Психология здоровья».
Что такое Психология здоровья? Психология здоровья — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
Роль здоровья в жизни человека трудно переоценить. Недаром говорят, что «здоровье не купишь», «было бы здоровье, а остальное приложится». Сложно чувствовать себя абсолютно счастливым, имея какое-то заболевание в острой форме.
Так что же такое здоровье? По известному определению ВОЗ, «здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия».
От чего зависит состояние здоровья человека? Несомненно, важную роль играет наследственность, экология, система здравоохранения. Но не меньшую роль играет сам человек, его образ жизни, психологическое состояние, установки, образ мышления.
Психологическая наука на протяжении практически всего ХХ века развивалась от изучения патологии к пониманию нормы. Клиническая психология, патопсихология, специальная психология — исследователи из этих областей, внёсшие неоспоримый вклад в развитие психологии, изучали болезни, отклонения от нормы. В ХХI веке все острее встаёт вопрос об изучении нормы — от среднестатистической до идеальной.
Психология здоровья — одна из самых молодых областей психологи, которая изучает психологические причины здоровья, о методы и средства его сохранения. Она изучает практику поддержания здоровья на протяжении всей жизни — от рождения до самой смерти. Кроме того, психология здоровья изучает здоровую личность, нормы здоровья и болезни в индивидуальном и социальном контексте.
О том, что тело и психика единая система говорилось ещё в древних текстах. Психология здоровья изучает эту взаимосвязь. Какое поведение способствует развитию болезней? Какие мотивы побуждают человека заботиться о своём здоровье? Как влияет эмоциональное состояние на восприятие боли, динамику течения болезни и процесс выздоровления? На эти вопросы ищут ответы специалисты в области психологии здоровья.
Одной из важнейших тем прикладной психологии здоровья является поиск мотивации для ведения здорового образа жизни. Эта тема особенно актуальна вследствие того, что всё больше людей страдают алкогольной и наркотической зависимостями, избыточным весом и гиподинамией.
За сравнительно небольшой период психология здоровья сформировалась как отдельная научная область. В США разработано и внедрено более 5000 программ по охране психического здоровья. В России тема психического здоровья является одной из первоочередных задач. В апреле 2000 г. В Санкт-Петербурге прошла первая научно-практическая конференция, посвящённая психологии здоровья.
Всё это свидетельствует о блестящих перспективах развития этой научной области как в России, так и в мире.
Тема 3. Психологическое здоровье человека и психологическая помощь
Психологическое здоровье, его структура, критерии нарушений
Здоровье — это нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма” или “правильная, нормальная деятельность организма” [“Толковый словарь русского языка”, с. 187]. Термин «психологическое здоровье» был введен И. В.Дубровиной. Что включает в себя понятие психологического здоровья?
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Однако если психологическое здоровье — необходимое условие полноценного функционирования, то насколько оно взаимосвязано с физическим здоровьем? Здесь нужно отметить, что само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья — «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В.А.Ананьев). В рамках этого направления подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни. И само здоровье рассматривается не как самоцель, а как условие для самовоплощения человека на Земле, выполнения им своей индивидуальной миссии. Поэтому, опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. То есть если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и т. п., то психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически. Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ). В настоящее время существует довольно разработанное направление — психосоматическая медицина, которая рассматривает механизмы влияния психики на телесные функции, систематизирует психосоматические расстройства, определяет методы их профилактики и лечения. Можно наблюдать тенденцию расширения спектра психосоматических заболеваний, т. е. по мере развития науки обнаруживается психическая обусловленность все большего количества заболеваний. В качестве примеров заболеваний, развившихся на основе психической предрасположенности, можно привести расстройства сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония, нарушение ритма сердца), расстройства желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), псевдоневрологические расстройства (психическая гипертензия, психогенная головная боль) и т. п. Есть исследования, в которых заявляется о некоторой психической обусловленности онкологических заболеваний. А в качестве позитивного примера — влияния психического фактора не на появление болезни, а на полноценное функционирование человека — можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека, который приводится многими исследователями.
Действительно, если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно — умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.
Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае — глубоко несчастным.
Если согласиться с тем, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», то в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость, т. е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям. Здесь следует акцентировать внимание на возможных трудностях адаптации именно к благоприятной ситуации. Традиционно считается, что к ним-то человек всегда готов и они не потребуют особого напряжения. Однако, вспомнив урок известной сказки об испытании «медными трубами», можно понаблюдать за людьми, быстро достигшими социального и экономического успеха: они нередко платят за это существенными нарушениями психологического здоровья. Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо уметь не только противостоять им, но и использовать их для самоизменения, для роста и развития. И ввиду особой важности этой способности рассмотрим ее подробно несколько позднее. Пока же сделаем вывод, что основная функция психологического здоровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.
Анализ литературы позволяют утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты (В. И. Слободчиков):
1. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять самые разные стороны, вступая с ними в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих различные стороны личности и дать возможность другому человеку быть самим собой в его собственной целостности.
2. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих.
3. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором собственной биографии».
Подводя итоги рассмотрению выделенных нами компонентов психологического здоровья — положительных самоотношения и отношения к другим людям, личностной рефлексии и потребности в саморазвитии, — необходимо остановиться на их взаимосвязи или, точнее сказать, динамическом взаимодействии. Как известно, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо наличие у человека положительного самоотношения. В свою очередь саморазвитие человека способствует изменению самоотношения. А личностная рефлексия является механизмом саморазвития. Соответственно можно сделать вывод, что самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообусловливают друг друга, находятся в постоянном взаимодействии.
Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологического консультирования и коррекции:
обучение положительному самоотношению и принятию других;
обучение рефлексивным умениям;
формирование потребности в саморазвитии.
Таким образом, можно увидеть, что в психологическом консультировании и коррекции основной акцент делается на обучении, на предоставлении человеку возможности изменений, а не на принудительном изменении в соответствии с той или иной теоретической моделью.
Для определения форм психологической помощи и поддержки необходимо обратиться к рассмотрению проблемы нормы, а затем критериев психологического здоровья.
Проблема нормы далека сегодня от однозначного решения. Однако именно разделение понятий психологического и психического здоровья, как нам представляется, поможет в какой-то степени определиться в понимании нормы.
Психи́ческое здоро́вье — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья
осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств
Для психического здоровья правомерно за норму принимать отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма — это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма — это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Следует также отметить, что альтернатива норме в случае психического здоровья — это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья — отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Проблема нормы во многом смыкается с проблемой критерия в психологического здоровья. Но мы все-таки остановимся на критериях особо. Сейчас к определению психологического здоровья часто предлагается уровневый подход, однако при определении уровней используются различные основания. Так, М. С. Роговин основывается на сохранности функций внешней и внутренней регуляции.
Б. С. Братусь выделяет как высший уровень личностно-смысловое или личностное здоровье, уровень индивидуально-психологического здоровья — способность строить адекватные способы смысловых устремлений и уровень психофизиологического здоровья как особенности нейрофизиологической организации психической деятельности.
Психология здоровья — психология профессионального здоровья, критерии психического здоровья личности
Психология здоровья – это целая дисциплина, которая изучает психологические причины здоровья, средства и методы его сбережения, стабилизации и формирования. В основе этой молодой, но стремительно развивающейся отрасли лежит зависимость между состоянием на физическом уровне и состоянием на психологическом уровне. В более широком понимании эта наука призвана расширить возможности восприятия и адаптации человека в его жизненной среде.
Психосоматика здоровья — психология
Всем известно выражение «все болезни от нервов». Чем больше человек подвергается стрессу, тем чаще бьется его сердце, растет артериальное давление. Ученые из этой области изучают зависимость физического состояния здоровья или болезни от психологических, культурных и поведенческих факторов. По мнению медицинских психологов, здоровье – это не только результат биохимических процессов в организме, но и психологических, связанных с мыслями и верованием, привычками, этнической принадлежностью и др.
Психология здоровья и болезни преследует цель повысить уровень психологической культуры и культуры общения, определить пути и условия для воплощения в жизнь своих целей, чтобы человек смог раскрыть весь свой духовный и творческий потенциал, то есть жить полной жизнью, насколько это позволяют его возможности. Психологическое здоровье определяется двумя признаками:
- Придерживаться в своей жизнедеятельности принципа «золотой середины».
- Эффективно адаптироваться в социуме.
Критерии психического здоровья личности
Среди существующих критериев выделяют основные:
- Постоянство и идентичность своего внутреннего «Я», осознание того, что психический и физический критерии совпадают.
- Идентичное и постоянное переживание в одинаковых ситуациях.
- Психологические критерии здоровья – критическое отношение к себе и своей психологической активности и к ее результатам.
- Соответствие реакции психики воздействию среды и социальных обстоятельств.
- Способность управлять собой как того требуют социальные нормы, законы и правила.
- Способность строить планы и реализовывать их.
- Способность менять свое поведение в соответствии с тем, как меняются жизненные ситуации и обстоятельства.
Психология женского здоровья
Проблемы и заболевания представительниц прекрасного пола имеют психологическую природу. Если жизненный опыт был негативным, если с детства девочка наблюдала постоянные ссоры родителей, насилие, жестокость, вредные привычки у отца и матери, то она может не принимать себя, отторгать и ненавидеть свою сущность. Психология здоровья человека такова, что любые эмоции, взгляд на мир и собственный характер тут же отражаются на физическом состоянии. В результате женщина впадает в депрессию, испытывает неудачи в личной жизни и, как следствие, страдает от различных недугов.
Психология профессионального здоровья
Качественная профессиональная деятельность тесно связана со здоровьем работника. Оно определяет конечный результат деятельности, а вместе с этим зависит от вида его труда. Психология здоровья личности может как улучшится, так и ухудшиться под влиянием профессиональной деятельности. Поэтому очень важно создать идеальные условия для труда, наладить гармоничный фон в коллективе, что снизит риск профессионального выгорания и повысит результативность. Этим и занимаются ученые, проводя многочисленные исследования и предлагая пути решения возникающих на работе проблем.
Социальная психология здоровья
Поведение человека определяется уровнем, качеством, укладом и стилем его жизни. Социальная поддержка играет в этом не последнюю роль, ведь при ее снижении человек вынужден в одиночку преодолевать стрессовые ситуации. Такая помощь может исходить от государства и отдельных граждан. Она и является барьером между стрессовыми ситуациями и его последствиями. Социальная психология и проблема здоровья тесто взаимосвязаны.
Если человек привязан к кому-либо, имеет возможность воспитывать, иметь надежных партнеров, получать подтверждение своей значимости, то уровень его заболеваемости падает. К факторам социальной семьи относят брак и семью, коллег, но при этом если поддержка этих людей будет негативной, то есть референтная группа окажется неблагоприятной, то подверженность заболеваниям будет расти.
Психология стройности и здоровья
Психологи ищут способы выявить то поведение и тот опыт, которые будут способствовать улучшению здоровья, в том числе и внешнего вида. Они разрабатывают стратегии улучшения ежедневного питания в целях укрепить здоровье и оказать профилактику ожирения. В этом им помогло изучение взаимосвязи между болезнью и индивидуальными особенностями, например, такими характеристиками личности, как тревожность, мнительность, депрессия с одной стороны и переедание с другой.
Психология здоровья и спорта стремится изменить поведение людей и помочь им оставаться здоровыми и одновременно придерживаться рациональной схемы питания. Разрабатываются и запускаются программы, позволяющие людям поверить в свои силы и изменить привычный уклад жизни. Повышая уровень их образования, ученые добиваются применения людьми мер профилактики ожирения. Ведь с болезнью легче справиться тогда, когда она рано обнаружена.
Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое здоровье», понимание психологической культуры человека………………….4
Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ковровская государственная технологическая академия имени В. А. Дегтярёва».
Кафедра общей психологии и акмеологии.
Реферат
по дисциплине клиническая психология
на тему: ”Психология здоровья как психологическая культура человека “.
Руководитель: кандидат биологических наук
Петруняк Н. И.
Исполнитель: студентка группы Пх – 109
Лисина Т.
Ковров 2011.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….3
Понятие «психологическое здоровье»………………………………4
Понимание психологической культуры человека………………….5
Психология здоровья…………………………………………………7
Глава II. Подходы различных культур к пониманию психологического здоровья ………………………………………………………………………….10
Представления о здоровье в различных культурах…………..……10
Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья человека………………………………………………………………11
Глава III. Психологическая культура и психическое здоровье человека…….15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список источников………………………………………………………………21
Введение.
Понятие “здоровье” характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью состава. Несмотря на мнимую простоту его обыденного понимания, в нем отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека в мире.
На уровне житейских суждений здоровье обычно воспринимается как недостижимый идеал или как простая сумма среднестатистических норм, которую гораздо легче отыскать в учебниках, чем в повседневной жизни.
По сути, все выше сказанное можно отнести и к пониманию понятия психологического здоровья.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психологическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами.1
Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, а так же становление психологического здоровья приоритетным в структуре психологической культуры человека, выступает на первый план современных исследования в психологии, например, в исследованиях Я.Л. Коломинского и Л. С. Колмогорова.
Цель данной работы – рассмотреть психологию здоровья, как показатель психологической культуры человека.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд последовательных задач:
Изучить понятия «психологическое здоровье», особенности психологии здоровья, понятие «психологическая культура»;
Рассмотреть подходы различных культур к пониманию психологического здоровья;
Изучить взаимосвязь психологической культуры т психологического здоровья.
Глава I. Особенности психологии здоровья, понятия «психологическое здоровье», понимание психологической культуры человека.
Понятие «психологическое здоровье».
Как уже было сказано выше, понятие “здоровье” характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью состава. Несмотря на мнимую простоту его обыденного понимания, в нем отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека в мире.
Долгие годы психическое здоровье человека рассматривалось только в рамках медицинской науки – психиатрии (изучены основные тенденции и особенности протекания и лечения психических болезней – шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, психопатий и др.) и невропатологии (психические расстройства при различных неврозах и других патологических нарушениях функционирования нервной системы),которая считала и продолжает рассматривать их как «духовные приложения» к телесным срывам, либо как следствие несовершенства мира.
Итак, «Психологическое здоровье» — это состояние человека, которому свойственно душевное благополучие, уравновешенность, соответствие субъективных образов и переживаний значению жизненных событий.2
Психологическое здоровье является важной составляющей общего здоровья человека. Выделяются следующие составляющие психологического здоровья: осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам; адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям, и так далее.
Но приведенное в «Словаре конфликтолога» понятие не является в достаточной степени исчерпывающим. Следует заметить, что длительное время проблема здоровья оставалась “падчерицей” психологической науки. Психология XX столетия была сфокусирована на аномалиях человеческой природы и внутриличностного конфликта и кризиса; в то же время психическое здоровье личности редко становилось предметом основательного исследования. Только во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической и трансперсональной психологии, усилия крупнейших ученых (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Гроф и др.) были направлены на изучения основ полноценного функционирования психики, и началась систематизированная разработка психологических концепций здоровья. 3
Так же, хотелось бы заметить тот факт, что введенный И.В.Дубровиной термин «психологическое здоровье «, только наметил его разделение на категории4: «психическое здоровье « по сути имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; «психологическое здоровье « характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.
Термин «психологическое здоровье человека фиксирует два категориальных словосочетания: психология человека и психология здоровья; фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научнопрактической дисциплины.
18. Психологическое здоровье. Критерии психологического здоровья.
Психологическое здоровье – это оптимальное функционирование всех психических структур необходимых для жизнедеятельности; это душевное ми личностное здоровье.
Психологическое здоровье определяется 2 признаками:
1. Придерживаться жизненным принципам.
2. Эффективная адаптация.
Критерии:
1. Адекватное восприятие окружающей среды.
2. Осознание совершаемых поступков.
3. Активность
4. Работоспособность.
5. Целеустремленность.
6. Способность устанавливать близкие контакты.
7. Полноценная семейная жизнь.
8. Чувство привязанности и ответственности.
9. Ориентация на саморазвитие.
19. Характеристики психологического здоровья (основные черты здоровой личности).
1. критичность и саморазвитие.
2. Адекватность общего уровня активизации нервно — психологического напряжения.
3. способность контролировать и владеть своими мыслями, чувствами, действиями в соответствии с ситуацией.
4. коммуникация, эффективные способы нахождения эффективного языка.
5. способность к достижению и поддержки необходимого уровня IQ работоспособности.
6. Чувство юмора.
Свобода от зависимостей.
Способность принимать себя, самоактуализация.
Способность сохранять оптимальный настрой.
Способность к истинному проявлению оптимизма.
Черты психически здоровой личности
1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.
2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.
4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.
5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самоактуализируующимся людям характерно пребывание наедине собой, в раздумьях.
6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны.
7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.
8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Такие люди чаще испытывают пики переживания, что высвобождает творческие способности, индивидуальность индивида, что присуще мотивации развития.
9. Чувство общности с человечеством в целом.
10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявления враждебности в межличностных отношениях.
11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.
12. Устойчивые внутренние моральные нормы.Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям.
13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.
14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности.
15. Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять».