Критерием эффективности формирования ЗОЖ следует считать реальное увеличение количества и качества здоровья. Здоровым считается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Учитывая, что люди изначально различны, для достижения одинакового эффекта они должны в течение жизни вести себя по-разному. ЗОЖ в принципе не может и не должен быть идентичным для всех. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. Проблема измерения здоровья издавна привлекает внимание ученых. Большинство существующих методов основано на определении функциональных возможностей организма. Однако для всесторонней оценки этого недостаточно. Важно знать не только объем работы, которую может выполнить человек, — уровень работоспособности, но и то, насколько хорошо он себя при этом чувствует, — качество здоровья, а также сколько предстоит ему прожить — количество здоровья. Наиболее простая технология оценки количества здоровья, в любых условиях, включает следующие показатели: возраст, массу, рост, систолическое и диастолическое артериальное давление, частоту сердечных сокращений. Из них по формулам рассчитывается ударный объем сердца, а также пульсовый приток крови в сосуды головы и их тонус, связанные с мозговым кровообращением. К этим показателям можно добавить анкетные данные, анамнез (в методе именно это слово) заболеваний. Затем по специальным алгоритмам высчитывается индекс здоровья. Повторные обследования повышают точность оценки, а проведенные с интервалом в год дают возможность следить за направлением и скоростью изменения количества здоровья. Оценка качества здоровья проводится методом трех шкал: физической, психической и социальной удовлетворенности. С их помощью может быть достаточно просто измерена удовлетворенность человека своим здоровьем и выражена в стандартных количественных единицах. Проводить оценку качества здоровья можно либо путем опроса, либо путем самозаполнения специальных опросников. В формировании ЗОЖ необходима проверка эффективности и окончательной коррекции индивидуального образа жизни. Эффективность может оцениваться по клиническому состоянию, функциональной устойчивости, профессонально-значимым качествам, психофизиологическому статусу. Путь каждого человека к здоровому образу жизни отмечается своими особенностями как во времени, так и по траектории. Принципиального значения это обстоятельство не имеет, так как важен конечный результат. Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, подтянутости, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистичном настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах. Содержание приведенных критериев может быть расширено и детализировано в зависимости от потребностей личности.
Заключение На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого – либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине (по улицам с опасным составом воздуха), а не ходит пешком, кушает с книгой и … А спроси у него: “Что же такое здоровье ?” … Да ничего он вам на это не ответит. Забудет он про этот вопрос. А вспомнит вас (задавшего этот вопрос) только где – нибудь в кардио- или онкодиспансере. Но, скорее всего, будет поздно… И начнет он рассказывать вам то же самое, что было изложено выше… Но вот вопрос: нужны ли ему теперь все его материальные ценности? Наверное нет… Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья. Вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время! Список литературы 1. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. – М, 2004. – 125 с. 2. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. – М, 2004. – 302 с. 3. Жеребцов А.В. – М, Физкультура и труд. — 2006. – 211 с. 4.Изуткин Д. А. Формирование здорового образа жизни. — Советское здравоохранение, 1984, № 11, с. 8-11., 5. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. — М.: Высш. школа, 2005. – 212 с. 6. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – С-Пб, 2005. – 122 с. 7. Лещинский А.В. Берегите здоровье. — М.: «Физкультура и спорт», 2005. – 214 с. 8. Мартыненко А. В., Валентик Ю. В., Полесский В. А. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. — М.: Медицина, 1988.. 9. Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни// Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003. 10. Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
Читайте также: Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту | Поиск по сайту: |
poisk-ru.ru
6. Критерии эффективности здорового образа жизни
Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей, коммуникабельности; ощущении своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности. В функциональном проявлении можно отметить: более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела и роста; хорошую осанку и легкость походки.
Приведенное содержание критериев может быть расширено и детализировано в зависимости от потребностей личности.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
Образ жизни студентов и его влияние на здоровье.
Влияние окружающей среды, наследственности на здоровье.
Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни.
Задания для самостоятельной работы:
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности.
Литература:
Основная:
1.
Грачев О. К. Физическая культура: учеб. пособие для студ. мед. и фармацевт. вузов — М.; Ростов н/Д : МарТ, 2005. — 461 с.
2.
Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: Учебник для студентов вузов, изуч. дисцип. «Физ. культура» — М.: Гардарики, 2007. — 366 с.
3.
Физическая культура: курс лекций / под ред. В. М. Киселева. — Минск: БГУ, 2007. — 195 с.
4.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. «Физическая культура» — 6-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. – 478 с.
Дополнительная:
1.
Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни студента. // Среднее профессиональное образование. 19995, № 4, 5, 6; 1996, № 1, 2, 3.
2.
3.
4.
Педагогика физической культуры: учебник / М.В. Прохорова [и др.]. – Изд. 3-е., доп. и перераб. – М.: Путь: Альянс, 2006. – 288 с.
Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 № 1025.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 № 80 – Ф. З.
studfile.net
Эффективность здорового образа жизни — Мегаобучалка
Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. Суммируя возможные результаты и эффективность перехода к здоровому образу жизни можно считать, что он:
ü положительно и результативно снижает или устраняет воздействие «факторов риска», заболеваемость и, как результат, уменьшает затраты на лечение.
ü ускоряет процессы восстановления после физической и умственной деятельности.
ü усиливает иммунные механизмы защиты организма.
ü активирует обменные процессы в организме.
ü способствует тому, что жизнь человека становится все более здоровой и долговечной.
ü обеспечивает хорошее взаимоотношение в семье, здоровье и счастье детей.
ü обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех.
ü обуславливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе – высокий материальный достаток.
ü позволяет отказаться от вредных привычек, рационально распределять бюджет времени с использованием средств активного отдыха.
Приведенная модель здорового образа жизни может быть расширена и детализирована в зависимости от потребностей личности.
Контрольные вопросы
1. Понятие «Здоровый образ жизни».
2. Составляющие модели здорового образа жизни.
3. Рациональный режим жизни.
4. Организация сна.
5. Рациональное питание.
6. Оптимальный двигательный режим.
7. Тренировка иммунитета и закаливание.
8. Воздействие вредных привычек на состояние здоровья молодого поколения.
9. Культура межличностного общения.
10. Психофизическая регуляция организма.
11. Культура сексуального поведения.
12. Оптимизация режима жизни- залог успешности.
13. Критерии эффективности использования здорового образа жизни.
14. Самообразование и самосовершенствование.
ЛЕКЦИЯ 6.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС.
Личность и ее развитие. Природа эмоций.
Стресс как фактор, влияющий на здоровье человека. Физиологические механизмы стресса. Классификация видов стресса: стресс, эустресс, дистресс, их значение для организма человека. Причины возникновения стресса и дистресса: конфликтные ситуации, информационные перегрузки, межличностные отношения. Эмоциональное неблагополучие (невроз).
Защита и пути преодоления стресса: стратегия «отступления», формирование новой доминанты, дыхательная гимнастика, физические упражнения, методы релаксации, психофизиологическая и идеомоторная тренировки.
ПЛАН
6.1. Что такое стресс?
6.2. Основные положения Селье о стрессе.
6.3. Физиологические основы стресса.
6.4. Психологические основы стресса.
6.5. Классификация стрессоров.
6.6. Функциональные нарушения (болезни адаптации).
6.7. Способы борьбы со стрессом.
6.7.1. Релаксация.
6.7.2. Релаксационные упражнения.
6.7.3. Концентрация.
6.7.4. Ауторегуляция дыхания.
6.7.5. Первая помощь при остром стрессе.
Контрольные вопросы.
«В здоровом теле – здоровый дух», так говорили древние римляне, так говорит Система Здоровья. Правила здоровья, контрастные воздушные и водные ванны, правильное питание, создавая физическое здоровье, одновременно формируют могучую нервную силу и психическое здоровье.
Но существует и другой, не менее справедливый афоризм, принадлежащий мудрецам Востока: «В здоровом духе – здоровое тело». Укрепляя и совершенствуя свой дух, человек укрепляет и свое физическое здоровье. Взаимодействие тела и духа, совершенствует не только физическую, но и духовную энергию человека, делает его более гармоничным, здоровым, творческим.
Здоровая нервная система помогает человеку противостоять всем невзгодам и бурям, которым он подвергается в жизни.
Что такое стресс?
В переводе с английского стресс означает «напряжение, давление». Канадский ученый (медик, физиолог, психолог) Ганс Селье определил стресс как неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование. Биологическая функция стресса — адаптация. Эта реакция предназначена для защиты организма от различных воздействий: физических, психических. Стресс — это способ достижения устойчивости организма при действии на него повреждающего фактора.
Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно, т. е. специфично, но кроме специфического эффекта требование дает неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции, т. е. адаптироваться к возникшей трудности. Из этого следует, что специфичные явления требуют неспецифичного ответа.
В настоящее время стресс является важной причиной смертности, так как он нарушает психосоматическое равновесие. Стресс предъявляет высокие требования к нашей психике, щадя при этом наше тело, «экономя» на нем. Это приводит к дисгармонии природного равновесия.
И все-таки стресса не следует избегать. Г. Силье отмечал «полная свобода от стресса означает смерть», уровень психологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю.
Организму неважно положительные переживания испытывает человек или отрицательные, стресс зависит только от интенсивности требования.
На рис. 6.1. изображено влияние стрессовой реакции на работоспособность человека.
Рис. 6.1. Соотношение стрессовой реакции и работоспособности.
Стрессовая активация может быть положительной мотивирующей силой, улучшающей субъективное «качество жизни». Такой положительный стресс называют «эустрессом»,а ослабляющий, чрезмерный стресс — «дистрессом».
По мере усиления стресса улучшается общее самочувствие и проявление здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает своего апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса, потому что, если стресс возрастает и дальше, он становится вредным для организма. Точка, в которой достигается оптимальный уровень стресса, зависит от врожденных биологических, а также приобретенных физиологических и поведенческих факторов.
Механизм стрессовой реакции сформировался на ранней стадии человеческого развития как защитный механизм. За период эволюции этот механизм отшлифован до автоматизма и срабатывает мгновенно. Но в период его формирования перед человечеством стояли другие задачи (убежать от хищного зверя, убить животное, чтобы накормить семью и т. д.). В современном мире люди решают другие проблемы, но механизм стрессовой реакции остался тот же. Защитная реакция запускается, чтобы человек действовал, это команда — «нападай или убегай». Ее задача — быстрая мобилизация энергетических резервов, цель — выжить. Мы живем в цивилизованном мире, и мы не следуем этой команде, мы сдерживаем свои эмоции, а у них нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма.
Концепцию стресса разработал Г. Селье в первой половине XX века. В 1936 г. он ввел понятие «Общий адаптационный синдром» (ОАС). ОАС— это усилие организма приспособиться к изменившимся условиям за счет включения выработанных в процессе эволюции специальных механизмов защиты.
megaobuchalka.ru
здоровый образ жизни основа безопасной, полноценной и комфортной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека.
В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности.
В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, в способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности.
В функциональном проявлении можно отметить:
а) более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности;
б) снижение заболеваемости и болезненных ощущений;
в) более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после умственной и физической деятельности;
г) усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме;
д) усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела и роста;
е) хорошую осанку и легкость походки.
Приведенное содержание критериев может быть расширено и детализировано, однако ясно, здоровье – это важнейший фактор безопасносной, полноценной и комфортной жизнедеятельности человека!
studfile.net
Здоровый образ жизни, позитивное отношение к ней — залог долголетия и счастья. Вы можете достичь здорового отношение к жизни, придерживаясь определённых принципов, которые включает в себя общий баланс во всём, постоянное внимание к своему здоровью, интерес к новому, коммуникация с окружающим миром. Каждый день может принести новые проблемы, которые могут привести нас к негативу, но у вас есть выбор, вы можете создать свой собственный мир, и вы можете сделать его позитивным. 10 факторов, которые способствуют здоровому отношению к жизни
Энергия С того момента как мы проснулись, и до того времени, когда мы ложимся спать, нам нужна энергия, чтобы активно участвовать в жизни. Нужно иметь достаточно энергии, чтобы активно жить. Эмоции могут помочь людям двигаться в направлении достижения своих целей и создавать более позитивный и здоровый взгляд на жизнь. Хорошо сбалансированная диета, много физического движения и качественный сон могут помочь вам иметь больше энергии на каждый день.
Движение Физическое движение и физические упражнения могут привести к здоровью и спокойствию. Ваше тело предназначено для движения, поэтому, когда вы делаете зарядку или другие упражнении, будь то в форме йоги, бега, ходьбы или занимаетесь другими видами спорта, вы укрепляете мышцы, которые должны функционировать каждый день. Если вы чувствуете себя здоровым, вы, скорее всего, имеете более позитивное и здоровое отношение к жизни.
Питание Сбалансированное питание является неотъемлемой частью здорового образа жизни. Включите много овощей, фруктов, цельных зерен и постных белков в ваш рацион. Таким образом вы будете создавать ежедневные энергетические и долгосрочные преимущества для своего здоровья. Это фактор, который действует на ежедневной основе.
Цели Постановка целей позволяет смотреть в будущее с оптимизмом, который может способствовать лучшему отношению к жизни в целом. Если у вас есть желание работать в направлении личного или профессионального роста, вы, скорее всего, найдёте цель в своём повседневном существовании. Вы можете отслеживать ваш прогресс, чтобы видеть, как приложить свой ум, и совершенствовать свои способности, которые могут помочь вам достичь целей.
Семья Семья играет ключевую роль в вашей связи с миром. Здесь Вы можете поделиться своими достижениями, проблемами и воспоминаниями с членами семьи, так как они часто являются самой главной частью вашей жизни.
Друзья Друзья также играют ключевую роль в определении своего места в мире и дают вам повод стремиться к счастью. Друзья могут предложить вам любовь и поддержку, но также могут дать вам стимул, чтобы личностно расти и учиться. Окружите себя друзьями, которые «тянут вас вверх» и разделяют ваш позитивный взгляд на жизнь.
Открытость и коммуникации Связь и коммуникации с окружающими людьми — это способ, необходимый чтобы чувствовать близость с другими, и они играют важную роль в развитии здорового отношения к жизни. Общение с другими людьми является одним из основных способов, которыми мы можем проверить наш образ существования и соотнести свои ожидания с ожиданиями других людей. Делайте все возможное, чтобы быть открытым и сострадательным с другими, это поможет вам получить новые перспективы в отношении к жизни.
Живите в хорошем месте — и путешествуйте Место, где вы живете, и те места, которые вы посещаете, сильно влияют на ваше отношением к жизни. Найдите место, которое заставляет вас вдохновляться каждый день, даже когда у вас есть личные проблемы. Место, где вы живете, должно способствовать вашему счастью, вместо того, чтобы отдалять от него. Выйдите из машины и исследуйте новые места, чтобы получить новые перспективы и научиться ценить то, что у вас есть.
Рост и развитие Если вы видите, что растёте в каком-то отношении, вы, скорее всего, испытываете оптимизм по поводу этого роста, вы можете сделать многое и сейчас и в будущем. Всегда есть направление, в котором вы можете работать, поэтому отслеживайте свой рост, записывая то, что вы достигли, а также те цели, которые вы все еще хотите достичь. Будьте горды тем, что вы добились, и с оптимизмом смотрите на то, что еще должно произойти.
Стимуляция чувств Стимуляция органов чувств — это то, что может держать вас в тонусе и заставлять интересоваться миром вокруг вас. Используйте все ваши пять чувств, наблюдайте за миром. Позвольте себе вдохновляться людьми и событиями, которые стоят того, чтобы жить. Станьте творческим человеком в вашей собственной жизни, чтобы сделать из неё шедевр. |
xn—-7sbldqaymca7g.xn--p1ai
3.5. Влияние образа жизни на здоровье
В общей структуре факторов, формирующих здоровье, большую долю занимает образ жизни – определенный способ деятельности человека в материальной и духовной сферах.
Выделяют 5 основных составляющих образа жизни:
1. Питание.
2. Физическая активность.
3. Отношение к вредным привычкам.
4. Психологический климат.
5. Ответственность за сохранение собственного здоровья.
В зависимости от конкретного содержания этих составляющих образ жизни может быть различным. Здоровым считается образ жизни, способствующий сохранению и укреплению здоровья. Здоровый образ жизни человека является субъективным фактором. На него могут воздействовать объективные условия: материальное положение, обеспеченность приличным жильем, наличие доброкачественных продуктов питания, чистота окружающего воздуха и т.д., которые могут ослабить влияние неблагоприятных факторов. Среди субъективных факторов, влияющих на здоровье и зависящих от поведения человека можно выделить:
1. Достаточная двигательная активность.
2. Рациональное питание.
3.Ритмичность в труде и отдыхе, ритмичность в жизни.
4. Умение справляться со стрессовыми ситуациями.
5. Профилактика самоотравления
Характеристика составляющих здоровый образ жизни
Влияние двигательной активности на здоровье
Наряду с кислородом, пищевыми веществами и витаминами, организм человека нуждается мышечной деятельности. Движения являются жизненной необходимостью человека, без них он не может сохранять свое здоровье и оставаться работоспособным.
Значительное ограничение движений — гипокинезия – или полный мышечный покой с неизбежностью ведут к ослаблению организма, развитию преждевременного старения и заболеваний, получивших название «болезней цивилизации» (заболевания сердечно-сосудистой системы, чаще в 2-3 раза у работников умственного труда, чем у работников физического труда). Недостаток мышечной деятельности приводит не только к ослаблению и атрофии мышц, но и к резкому снижению влияний мышечной деятельности на ЦНС и внутренние органы. Сокращается поступление нервных импульсов из мышц в ЦНС, что вызывает нарушение регуляции кровообращения, дыхания, обмена веществ, расстраивается приспособляемость организма к физическим и психическим нагрузкам, к изменениям внешних условий.
В прошлые века двигательную недостаточность отмечали крайне редко и лишь у определенных профессиональных групп. В наши дни выраженность и массовость этого состояния все более нарастают, охватывая большие контингенты населения, в том числе лиц работоспособного возраста и даже молодежь.
При систематических занятиях физическими упражнениями происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу органов и систем организма. Именно в этом и заключается положительное влияние физических упражнений на укрепление здоровья. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов ЦНС. Физические упражнения благотворно влияют на силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов, способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизирует деятельность печени и почек, улучшают функционирование желез внутренней секреции, стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение.
Умение экономно выполнять движения позволяет организму хорошо приспосабливаться к условиям внешней среды и трудовой деятельности. Физические упражнения способствуют увеличению скелетной мускулатуры, укреплению суставов, костей и связок, увеличивают сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Посредством физических упражнений формируются моральные и двигательные качества.
Небольшие по интенсивности и объему физические нагрузки предотвращают развитие патологических изменений в сердце, а также в других внутренних органах — печени, почках, легких. Однако слишком интенсивная, чрезмерная нагрузка вызывает отрицательный эффект и приводит к различным заболеваниям.
Вывод: Двигательная активность, физические упражнения, основные навыки гигиены и здорового образа жизни, являются эффективным средством профилактики заболеваний, укрепления здоровья и гармоничного развития личности.
studfile.net
Глава 1. Здоровый образ жизни.
1.1. Понятие здорового образа жизни и факторы, влияющие на здоровый образ жизни.
По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:
· Рациональная организация трудовой (учебной) деятельности;
· Правильный режим труда и отдыха;
· Рациональная организация свободного времени;
· Оптимальный двигательный режим;
· Рациональное питание;
· Соблюдение правил личной гигиены, закаливание;
· Сексуальная культура, рациональное планирование семьи;
· Профилактика аутоагрессии;
· Контроль над своим здоровьем.
Для чего нужен здоровый образ жизни?
· Для выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человека.
· Для сохранения и укрепления здоровья.
· Для воплощения социальных, психологических и физических возможностей, раскрытия потенциала личности.
· Для продления рода и достижения активного долголетия.
ОБРАЗ ЖИЗНИ — собирательное понятие, благодаря которому можно охарактеризовать самые разные стороны жизни человека, социальной группы, общества в целом. Современные социологи в основном согласны с тем, что понятие культуры гораздо шире, чем понятие «образ жизни». В чем же сходство и различие этих понятий?
Действительно, традиции, обычаи, нормы поведения, нравы и ценности составляют основу, как культуры, так и образа жизни. Разница лишь в том, что понятие культура выражает возвышенную, духовную сторону этой совокупности элементов, а образ жизни — повседневную, материально-практическую сторону.
Образ жизни — это заведенный порядок или жизненный уклад: привычка рано вставать или поздно ложиться, курить натощак, одеваться дома во все старое, покупать продукты на оптовом рынке, а не в магазине, по выходным бегать в лес или каждый день делать зарядку, читать перед сном и многое другое.
Культура и образ жизни настолько увязаны друг с другом, что порой их невозможно разделить. Специалисты утверждают, что корни культуры лежат в повседневном опыте людей, который строится на коллективных привычках, правилах и нормах поведения. Последние, образно говоря, представляют собой строительные кирпичики и культуры, и образа жизни.
Можно утверждать, что понятие «образ жизни» составляет только часть объема понятия «культура», именно ту ее часть, которая относится к настоящему времени, которая характеризует то, как люди живут «сейчас». Образ жизни не накапливается из поколения в поколение, не образует подобие культурного наследия. Образ жизни символизирует динамическую сторону культуры.
Компонентами, составляющими образ жизни, являются: язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, форма одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры.
«Культура — совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра».
В культуре государства заложена система ценностей народа, проживающего на данной территории. Нужно отметить, что культура – это основа государственности и экономики, причем данный тезис не требует доказательств.
Российская школа балета, живописи, театра признаны во всем мире, причем за рубежом у российского искусства есть немало ярых поклонников. Россия обладает богатейшим культурным наследием: лучшие музеи, обширные коллекции живописи и т.д.. Безусловно, наша задача состоит в сохранении и развитии нашего Наследия. Тем не менее, время диктует несколько другое понимание культуры.
Актуальным на данный момент становится понимание термина «культура» как метода формирования мировоззрения, то есть того, через что можно формулировать ценности, цели и задачи, которые сегодня и завтра будут приняты гражданами. Культура позволяет формировать картину мира, картину того, как понимается действительность и в каком ключе она должна развиваться и, тем самым — формировать образ жизни россиян.
Российская культура сейчас воспринимается, с одной стороны, как «водка, селедка и нежелание работать», но, с другой, как научные «прорывы» и «революции», «великие достижения» и рекорды, творения великих талантов. Очевидно, что представления о народе и у народа о самом себе формируются за счет образов, воплощенных в культуре как официальной, так и нет. В данном ключе вопрос развития культуры – это вопрос стратегического развития страны. Русский философ Л.П. Карсавин в своих рассуждениях о нации и ее единстве писал, что «идея культуры определяет государственность».
Если мы, как народ и как страна, хотим завтра жить лучше, то уже сегодня нужно создавать притягательные и успешные образы своей завтрашней жизни и помещать их в увлекательные сценарии. И уже в них закладывать системы ценностей, социально желательные поступки и решения. Под воздействием данных образов тогда и будут формироваться желаемые установки, поведение.
Важно не только создавать образы, но и обеспечивать максимально широкий доступ людей к ним, то есть использовать максимально эффективные формы и каналы трансляции информации. К примеру, в первой половине XX века таким каналом был кинематограф. Созданные на экране образы хотелось воплощать в жизнь. Власти различных стран быстро оценили мощь этого ресурса: так появился Голливуд, была создана отечественная киноиндустрия. Голливуд как фабрика грез, до сих пор бесперебойно работает на создание необходимых смыслов и образов, причем довольно успешно.
Мотивации, которые в основе формирования стиля здоровой жизни.
1.САМОСОХРАНЕНИЕ. Когда человек знает, что, то или иное действие впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает.
Формулировка мотивации «Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни».
2.ПОДЧИНЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды.
Формулировка мотивации «Я подчинюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучие других».
3.ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Формулировка мотивации «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».
4. ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Формулировка мотивации «Если я буду, здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».
5. ДОСТИЖЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ КОМФОРТНОСТИ.
studfile.net