Доклад на тему «Здоровый образ жизни-залог успеха в учении»
министерство образования и науки республики казахстан
Докладчик: учитель физической культуры : Касенгазин
2015год
Здоровый образ жизни — залог успеха в учении.
«ОМNIА МЕА МЕСUM РОRТО (лат. — всё свое ношу с собой)» — сказал греческий философ Биант, подчеркивая, что главное богатство человека — он сам. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Еще в прошлом веке немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия». Далее он предлагал для достижения хорошего здоровья: «…избегать всех излишеств, бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда; усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры.
В середине 90-х годов в США было проведено исследование для выяснения приоритетов человеческих желаний. Выяснилось, что подавляющее большинство опрошенных на вопрос: «чего они хотят больше всего в жизни?» ответили: «крепкого здоровья».
Объективные изменения в характере труда и жизнедеятельности людей повышают уровень требований и личной ответственности каждого человека к сохранению своего здоровья, выработке привычек здорового образа жизни, обеспечивающих необходимый уровень жизнедеятельности в реальной окружающей среде и здоровое долголетие. Здоровье каждого человека является не только личным делом, но и важнейшей общественной ценностью, поэтому правильное, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих нас людей — есть общественный долг.
Одним из основных требований здорового образа жизни является формирование привычек, обеспечивающих высокий уровень здоровья на раннем этапе развития человека: от того, насколько успешно удается закрепить их в сознании, зависит реальный образ жизни в последующем.
Основным условием здорового образа жизни является личная заинтересованность человека. Первым шагом на этом пути становится выбор жизненных установок, определения цели в жизни, потом — выбор путей, с помощью которых можно реализовать свои замыслы (спортивные секции, утренняя зарядка, рациональное питание). Главное помнить — ничего в жизни не дается даром. И мускулистое, гармонично развитое тело, и легкая походка, и способность долго не утомляться в трудной работе — все это достигается путем тренировок и требует постоянных усилий для своего поддержания.
Не стоит ждать каких-то чудодейственных рецептов, наивна вера в какие-то суперсредства, превращающие человека в силача и красавца, но ежедневный труд над собой всегда вознаграждается. Каждый сам кузнец своего счастья и жизнь зависит больше всего от самого человека. И чем раньше человек осознанно начнет работать над собой, тем успешнее результаты его труда.
Особое значение сегодня приобретает формирование здорового образа жизни молодежи. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании привычки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни, способствующий раскрытию потенциала личности и обеспечение здорового долголетия.
Молодежь — это будущее страны, но молодежь несет ответственность и перед настоящим. Здоровье каждого нового поколения по всем параметрам должно быть лучше, чем предшествующего. Это необходимое условие, обеспечивающее продвижение человеческого общества по пути научно-технического прогресса. К категории молодежи большинство исследователей относят людей в возрасте от 16 до 29лёт. Этот период характеризуется целым рядом важнейших жизненных событий, определяющих судьбу человека: окончание школы, выбор профессии, поступление в высшее учебное заведение или в техникум, начало трудовой деятельности, служба в Вооруженных Силах.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), молодые люди составляют до 30% населения земного шара.
Широко распространено ложное представление о том, что болезни приходят в старости, когда активная жизнь уже позади. Формируется совершенно необоснованная уверенность в том, что здоровье гарантировано само по себе молодым возрастом, что любые запредельные нагрузки, грубые нарушения правил питания, режима дня, недостаточная физическая активность, стрессы для молодого организма приемлемы, и он успешно с этим справится.
По данным Госкомстата России заболеваемость подростков за последние 5 лет увеличилась на 26,3%.
Достаточно посмотреть вокруг, чтобы увидеть больных и неприспособленных к более или менее интенсивному труду юношей и девушек и сильных, физически закаленных и выносливых людей старшего и даже пожилого возраста. «Здоровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам», — писал Н.Н. Брехман. Если молодость можно себе представить чем-то вроде удобного альпенштока на пути к этой вершине, то ни на страховку, ни на воздушный шар, который несет его обладателя над всеми болезнями и проблемами, она не похожа.
Общие положения о здоровье.
«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие. Даже субъективные блага — качества ума, души, темперамента — при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья»,— писал немецкий философ Артур Шопенгауэр.
Сегодня существует целый ряд определений здоровья, которые, как правило, содержат пять основных критериев:
— отсутствие болезни;
— нормальное функционирование организма в системе «человек — окружающая среда»;
—- полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
— способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Определение здоровья, которое дано в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В нем указано, что здоровье — это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В обобщенном виде здоровье можно определить, как способность человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, увеличить деятельность полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова «благополучие» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова определяется как «спокойное и счастливое состояние», а слова «счастье» — «чувство и состояние полного высшего удовлетворения».
Каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье. Достичь их можно в первую очередь постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, следуя правилам здорового о I жизни.
Важно также постоянное повышение знаний о мире и о себе, своем месте и роли в окружающей среде, совершенствование своих духовных и физических возможностей и обеспечение социального благополучия (морального и материального).
Здоровье можно также определить «как непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье» (Н. М. Амосов). Важно подчеркнуть, что здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но прежде всего общественной.
Общественное здоровье представляет собой общественную, социально-политическую и экономическую категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества как социального организма. Общественное здоровье складывается в конечном итоге из здоровья членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны, и одно зависит от другого.
Индивидуальное здоровье — это здоровье индивидуально каждого члена общества. Отметим еще раз, что в понятие здоровья в настоящее время вкладывается более широкий смысл, чем отсутствие болезней. Оно включает также такие формы поведения человека, которые позволяют ему улучшить свою жизнь, сделать ее бол ее благополучной, достичь высокой степени самореализации.
Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы. Душевное благополучие соотносится с разумом, интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает социальные связи, материальное обеспечение, межличностные контакты. Физическое благополучие связано с физическими возможностями человека и с совершенствованием его тела.
Таким образом, понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия. Благополучие человека зависит от его духовного и физического здоровья. Нельзя получить цельного представления о здоровье человека, не принимая во внимание влияния на него психических и биологических процессов, происходящих в повседневной жизни. Ни одна болезнь не ограничена только телом или только психикой. Человек в отличие от остального животного мира наделен творческим разумом, а значит, обладает биологическим (физическим) и духовным здоровьем.
Духовная и физическая составляющие — две неотъемлемые части человеческого здоровья. Духовное здоровье — это здоровье нашего разума, физическое — тела.
Разум — это способность познавать окружающий мир и себя. С его помощью человек анализирует происходящие события и явления, прогнозирует наиболее вероятные события, оказывающие основное влияние на жизнь. Можно сказать, что разум — это модель (программа) поведения, направленная на решение поставленных задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, чем достоверней прогноз событий, чем точнее модель поведения, чем устойчивей психика, тем выше уровень духовного здоровья. Физическое здоровье — это способность тела реализовывать разработанную программу и иметь своего рода резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.
Духовное и физическое начала должны постоянно находиться в гармоническом единстве, ибо это две неразрывные части общего индивидуального здоровья человека.
Среди факторов, влияющих на здоровье человека, ведущее место занимают физические, духовные и социальные.
Среди физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды.
Исследования свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья. Так, предрасположенность индивидуума к определенным заболеваниям, степень влияния их на здоровье может составлять до 20%.
Состояние окружающей среды прямо влияет на здоровье, и даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействия загрязненного воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может также составлять до 20%.
Духовные факторы также являются важными компонентами здоровья и благополучия. Это понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи. Это и создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни — трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни,— это одно, а вести его — совсем другое.
Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуального образа жизни, а степень его влияния на здоровье составляет 50%.
Социальные факторы также значительно влияют на наше здоровье и благополучие. Уровень благополучия, а следовательно, и здоровья в этом случае может быть высоким тогда, когда человек имеет возможность для самореализации и ему гарантированы хорошие жилищные условия, образование и медицинское обслуживание. Уровень влияния медицинского обслуживания на здоровье человека составляет 10%.
Необходимо подчеркнуть, что каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие.
Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия — непрерывный процесс, который подразумевает определенную жизненную позицию и поведение.
ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ
В процессе обучения на здоровье школьника оказывает отрицательное влияние неправильно спланированная учебная нагрузка. В первую очередь это связано с нагрузкой на органы зрения. Нагрузка на органы зрения постоянно возрастает, это связано с увеличением интенсивности учебы, просмотром телепередач, внедрением в учебный процесс, да и в повседневную жизнь, компьютеров.
Для сохранения нормального зрения, прежде всего имеет большое значение правильное и достаточное освещение. Необходимо, чтобы при работе с книгой или при выполнении письменных заданий, свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, глаза оставались в тени. Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться в среднем 30-35 см. Не рекомендуется читать при плохом освещении, на ходу, в транспорте. Достаточным освещением при чтении может быть 40-ваттная лампа с хорошим рефлектором в 60 см от печатной страницы или 60-ваттная лампа в метре от страницы.
Неустойчивое положение книги или газеты затрудняет чтение, заставляет чрезмерно приближать текст к глазам, быстро их утомляет.
Рекомендуется чередовать зрительную работу с отдыхом для глаз. Через каждые 30-40 минут занятий нужно делать 10-минутный перерыв. Во время перерыва можно выполнить ряд упражнений.
Упражнения, снимающие утомление глаз.
1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.
Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.
2. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения.
3. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с. Опустить руку, повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.
4. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 с. снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей.
Для страдающих близорукостью рекомендуется упражнение с меткой на стекле. Для его выполнения на оконном стекле укрепить круглую метку (или начертить круг фломастером), встать у окна на расстоянии 30-35 см и поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на удаленные предметы (дом, дерево). Телевизионные передачи лучше смотреть, находясь от экрана не ближе 2,5 м.
Желательно, чтобы комната в это время была умеренно освещена.
Рациональное питание.
Первое, что вы должны сделать, если хотите улучшить свое зрение — это начать правильно питаться. Ваша пища должна быть богата витаминами и калием. Витамин. С (аскорбиновая кислота) способствует повышению общей сопротивляемости организма. Им наиболее богаты следующие продукты: плоды шиповника, черной смородины, цитрусовые, лук, листовые овощи. Очень важен витамин А, который необходим для формирования и процессов регенерации эпителия кожи и слизистых оболочек глаз. При его недостатке возникает так называемая «куриная слепота».
Витамин А образуется из поступающего с пищей каротина, содержащегося в моркови, салате, в зеленых частях растений, рыбьем жире, яичном желтке. Витамины группы В участвуют в питании нервных тканей.
Витамин В1 (тиамин) способствует сгоранию гликогена (животного крахмала) и глюкозы, дающих энергию мускулам. Источники витамина В: арахис, хлебные злаки (рожь, пшеница, кукуруза), пивные дрожжи, темный рис и мед. Витамин В2 (рибофлавин) необходим для нормального течения окислительно-восстановительных реакций, происходящих в организме. При его недостатке истончаются стенки мелких сосудов, глаза наливаются кровью. Источники витамина В2: зеленые листья овощей, яблоки, пшеница, темный рис, пивные дрожжи. Витамин Вб (пантотеновая кислота) является естественным успокоителем. При его недостатке глаза страдают от усталости. Источники витамина В6: капуста, хлебные злаки, желток яйца, рыба всех видов.
Витамин В12 (цианкобаламин) участвует в процессе кроветворения, при его недостатке резко снижается количество эритроцитов. Источники витамина В12: виноград и виноградные соки, петрушка, яичный желток, чернослив, абрикосы, черная смородина.
Калий — важнейший минерал для поддержания молодости и силы. Калий содержится в яблоках, яблочном уксусе и меде. Дневной рацион калия может состоять из чайной ложки яблочного уксуса на стакан воды.
Не злоупотребляйте темными очками, человеческий глаз достаточно защищен против обычного солнечного света, за исключением тех случаев, когда последний отражается водой, снегом или песком.
infourok.ru
3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
Разностороннее и гармоничное развитие личности невозможно без развития ее телесного и психического здоровья, без установления ею соразмерных и стройных отношений с окружающей природой и социальной средой, а также с самой собой. Вот почему овладение школьниками ценностями и навыками здорового образа является одной из важных задач воспитания. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это не просто отсутствие болезни или физических дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия (Краткая медицинская энциклопедия: в 2 т. Т. 1 / [под ред. В. И. Покровского]. — М. : Крон-Пресс, 1994. — Т. 1. — С. 375). В педагогической справочной литературе здоровье детей определяется как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как ценности, в осознании своей ответственности за собственное здоровье и здоровье будущих поколений, в умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения, в сформированности умений и навыков сохранения, укрепления здоровья, навыков личной гигиены. Здоровый образ жизни — это такой способ жизнедеятельности, который способствует эффективному выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Ценностное отношение к здоровому образу жизни, знание средств поддержания и совершенствования физической формы, потребность в разумной физической активности как основе умственного, нравственного, эстетического развития составляют сущность физической и валеологической культуры личности. Теоретической основой формирования здорового образа жизни является валеология — наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья, здоровом образе жизни. В соответствии с этим в содержание валеологического образования
В педагогике выявлены условия формирования здорового образа жизни (см. схему 67).
Внедрение здоровье-сберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс | Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, его пропаганда | Систематические занятия учащихся физической культурой, спортом, туризмом | ||||
Условия формирования здорового образа жизни | ||||||
Педагогический коллектив как эталон здорового образа жизни | Противодействие распространению вредных зависимостей | Воспитательная работа в ходе оздоровительного отдыха | ||||
Схема 67 |
studfile.net
Здоровый образ жизни — залог успеха.
Здоровый образ жизни — залог успеха.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) «здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной задачи — укрепление здоровья индивидуума.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
Для здоровья и правильного развития необходимо строгое соблюдения режима в семье. Надо включить в режим дня утреннюю зарядку, прогулки на свежем воздухе и занятия физкультурой и спортом. Физические упражнения укрепляют мышцы, тело становится сильным и крепким и самочувствие заметно улучшается.
После утренней зарядки — обязательные водные процедуры. Они способствуют укреплению нервной системы, закаливают организм. Ежедневное мытье водой и мылом поддерживает кожу в чистоте. Чистота предотвращает распространение микробов, вызывающих болезни.
После зарядки и завтрака очень полезно пройти в быстром темпе пешком до школы. Желательно и домой возвращаться пешком. Ходьба, связанная с работой многих мышц, улучшает работу сердца, укрепляет организм.
Труд — истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы «износ» организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат — на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.
В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.
Каждый день, шаг за шагом идём к своему здоровью и долголетию. Здоровье- это не только отсутствие болезней, это красота, сила и благополучие. Здоровая жизнь- это счастье! Это стоит того, чтобы приложить усилия! Только нужно понимать, что здоровый образ жизни— это не какое-то временное действие, это ежедневные, на всю жизнь принятые правила. Хочешь ли ты быть здоровым и прожить долгую жизнь? Если ты уже на этом пути, поделись своим опытом и успехами.
Правила здорового образа жизни сформулировались не только вследствие научных исследований и многовекового опыта людей. Это культурное сокровище каждого народа. Жизнь многолика и неповторима, все хочется испытать. Но жизнь нельзя прожить дважды. Поэтому свои поступки и их последствия для здоровья нужно всегда взвешивать.
infourok.ru
принцип жизни. Здоровый образ жизни как ценность современного человека
14.Авг.2018
Каждый человек хочет жить интересной и полноценной жизнью: найти свое место в социуме, реализоваться в профессии, так или иначе участвовать в общественной, семейно-бытовой и досуговой формах жизнедеятельности. Но без крепкого здоровья, ясного ума и позитивного отношения к миру успехов в жизни достичь непросто. Поэтому важнейшей предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека и достижения им активного долголетия является здоровый образ жизни.
Эксперты ВОЗ в 80-х годах XX века определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Впоследствии эти выводы были принципиально подтверждены и применительно к нашей стране следующим образом (в скобках данные ВОЗ):
- генетические факторы — 15-20% (20%)
- состояние окружающей среды — 20 — 25% (20%)
- медицинское обеспечение — 10-15% (7 — 8%,)
- условия и образ жизни людей — 50 — 55% (53 — 52%).
По оценкам специалистов, здоровье людей в большей степени зависит именно от образа жизни и лишь в последнюю очередь — от здравоохранения. Как говорил известный русский писатель Л.H. Толстой: «Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми (…)». У действительно культурного человека должна быть сформирована культура здоровья, ведь осознанное отношение к своему физическому и душевному самочувствию – это признак человека, ответственного за спокойствие своих близких, будущее его детей, и страны.
Нельзя сохранить здоровье по частям. Здоровье – это результат слаженной работы всех систем организма и личности. Поэтому основные принципы ведения здорового образа жизни должны стать частью мировоззрения каждого человека.
1.Качество и режим питания имеют основополагающее значение для здоровья. Из еды организм получает практически все необходимые ему питательные вещества, которые он использует для жизнедеятельности. Питание должно быть разнообразным, дробным и равномерным (3-4 раза в сутки, последний прием пищи – не позднее 3 часов до сна) соответствовать энергозатратам человека и подразумевать употребление только полезных и свежих продуктов. Не менее важно следить и за качеством питьевой воды. Обилие овощей, фруктов и орехов. Ученые утверждают, что эти продукты должны составлять минимум две трети рациона – другого способа получать естественным путем достаточно витаминов, и микро- и макроэлементов просто нет.
2. Физическая нагрузка является одним из важнейших средств укрепления здоровья. Даже небольшая каждодневная 10-минутная гимнастика приносит огромную пользу. Гимнастика, атлетика, подвижные игры очень полезны для сердечно-сосудистой системы, лёгких, укрепления опорно-двигательного аппарата. В моменты физической активации усиливается циркуляция лейкоцитов и антител, способных распознавать и уничтожать вирусы и бактерии.
3. Оптимальный труд и достаточный отдых также влияют на наше здоровье. Активная деятельность, не только физическая, но и умственная, хорошо действуют на нервную систему, укрепляет сердце, сосуды и организм в целом. Работа – неотъемлемая и важнейшая часть нашей жизни. Она не должна угнетать человека, поэтому нужно постараться найти подходящую для себя работу, которая будет радовать и реализовывать заложенные в человеке качества и способности.
Достаточный сон необходим для нормальной деятельности нервной системы. Регулярное недосыпание ведёт к снижению работоспособности и сильной утомляемости. Спать лучше в хорошо проветриваемой комнате, а также желательно ложиться спать в одно и тоже время.
4. Очень важно постоянно закаливать организм, то есть тренировать его для более стойкого переноса температурного воздействия. Это не только водные процедуры, но и обтирание, занятие спортом на свежем воздухе. Человек, который занимается закаливанием, реже болеет простудными и другими заболеваниями, имеет более сильный иммунитет. Благоприятное воздействие на организм оказывают банные и массажные процедуры.
5. Прогулка на свежем воздухе. Ходьба пешком на природе, в парке позитивно сказывается на состоянии человека, как в физическом, так и в психологическом плане. Свежий воздух в сочетании с физической нагрузкой — отличное средство для повышения тонуса кровеносных сосудов.
6. На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Стресс в нашей жизни неизбежен, человек переживает его почти каждый день. Стрессовый гормон кортизол, активизирующийся в моменты сильных нервных переживаний, нарушает функции эндокринной системы. При этом меняется производство интерферона, важного для качественной работы иммунитета.
Важно то, как на стресс реагировать. Можно прийти к нервному срыву, а можно мобилизоваться и адаптироваться к изменяющимся условиям. В этом помогут простые методы: позитивное мышление, глубокое дыхание, умение расслабиться, не принимать происходящее близко к сердцу, общение с близкими и понимающими людьми.
7. Мировоззрение здорового человека исключает вредные привычки. Курение и злоупотребление алкоголем приносят огромнейший вред не только людям, страдающим этими привычками-заболеваниями, но и окружающим и всему обществу в целом.
Важно понимать, что здоровый образ жизни – это не таблетка, мгновенно устраняющая все недуги. Это принцип жизни, особое мировоззрение и каждодневная приятная работа над собой, которая в итоге обязательно увенчается успехом.
Пресс — центр БУ «Мегионская городская больница №1»
www.dzhmao.ru
Влияние здорового образа жизни на успешность в учёбе.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………..………..4
А) Что такое здоровье?………………………………………………………………………….4
— Опрос учащихся о том, в чём заключается
здоровый образ жизни…………………………………………….…….4
Б) Режим дня…………………………………………………………………..5
В) Правильное питание…………………………………………….…………7
— Исследование. Белки, жиры и углеводы в пище,
употребляемой детьми………………………………………………….7
— Исследование. Употребление витаминов…………………………………8
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………10
4. СПИСОК РЕСУРСОВ………………………………………………………11
5. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….12
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении последних десятилетий здоровый образ жизни остается одной из главных целей многих людей. Здоровый образ жизни – это так просто, если есть желание поддерживать в своем организме гармонию духа и тела. В данной работе изложены основные факторы здорового образа жизни и их влияние на успешное обучение и развитие детей. Мы выбрали тему «Здоровый образ жизни подрастающего поколения» так как считаем, что в настоящее время этот вопрос очень актуален, не только для нас детей, но и для всех людей Земли. Мы очень мало внимания уделяем своему здоровью, а ведь здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества в целом. Здоровый образ жизни предусматривает не только поддержание в совершенном состоянии своего физического тела, но и жизнь творческую, наполненную смыслами и целями.
Цель нашей работы: сформировать у учеников начальных классов потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Проанализировать данные в литературе по теме исследования.
2.Привлекать детей к здоровому образу жизни.
3.Развивать традиции связанные с сохранением и укреплением здоровья.
4.Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и за здоровье окружающих.
Объект исследования: здоровый образ жизни младших школьников.
Предмет исследования: взаимосвязь здорового образа жизни и успешности в обучении школьника.
Методы исследования: анализ, опрос, анкетирование, наблюдение, интервью, сравнение, обобщение.
Гипотеза: возможно, здоровый образ жизни является одним из значимых факторов в обучении школьника.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
А) ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ?
Однажды шли три странника. В пути их застала непогода. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил:
— Кто вы?
— Здоровье, Любовь, Богатство. Впустите нас погреться.
— Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьёй, кого из вас впустить.
Больная мать сказала:
— Давайте впустим Здоровье.
Дочь предложила впустить Любовь, а жена – Богатство. Пока они спорили между собой – странники исчезли. Сегодня речь пойдёт о здоровье, о здоровом образе жизни.
«Здравствуйте!» Обычно люди говорят при встрече это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Крепкими и здоровыми хотят стать все. Но все ли знают, как сохранить свое здоровье, как не пристраститься к пагубным привычкам?
Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% — от действия окружающей среды, 10% — от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
Здоровье каждого зависит только от нас самих. Эта тема заинтересовала меня, и я решила узнать, а как ребята нашего класса относятся к своему здоровью. Решила провести исследование в нашем классе среди учащихся.
Я выясняла, что такое здоровье. Я обращалась в библиотеку, спрашивала у родителей, пользовалась Интернетом. Из словарей я выяснила, что здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Я стала изучать общественное мнение класса. Для начала разработала анкету (Приложение 1). В анкете я включила такие вопросы как:
Знаете ли вы, что такое здоровье? (1) – видеофрагмент
Что нужно делать, чтобы быть здоровым?(2)
Закаляться полезно или нет и почему? (1)
А ты делаешь зарядку по утрам? (1)
А ты кушаешь кашу по утрам? (1)
Помогает ли соблюдение здорового образа жизни в вашей учёбе?
«Да» — ответили 16 человек.
«Нет» — ответили 6 человек. Из них 3 человека в течении 1 и 2 класса болели. Может быть это и послужило причиной снижения успеваемости?
На вопрос: «Что вы делаете, чтобы не болеть?»
7% опрошенных ответили, регулярно ходят к врачу,
30% опрошенных ответили, что занимаются спортом.
60% опрошенных — пьют витамины,
3%_закаливаются.
Я обратилась к нашему медицинскому работнику нашей школы вопросом: «Кто чаще всего болеет?» Она мне ответила, что чаще всего болеют дети, которые не занимаются спортом, не соблюдают режим дня и режим питания, кто курит и употребляет алкоголь.
Наша школа заинтересована в здоровье своих учеников:
пьем кислородные коктейли;
едим фрукты и овощи;
занимаемся в секциях баскетбола, тенниса, рукопашного боя;
плаваем в бассейне.
На уроках физической культуры мы усиленно занимаемся аэробикой, гимнастикой.
Мне пришла в голову интересная идея — собрать «Секреты и рецепты здоровья» среди учащихся нашего класса. Нам помогали родители, их советы и правила лечения теперь знают все мои одноклассники.
Например, при насморке надо использовать сок листьев мать-и-мачехи.
При расстройстве желудка используют отвар из плодов черемухи.
Для общего укрепления организма нужно принимать настой из листьев крапивы. Цветы ромашки, как отвар, используют для лечения ангины.
Все собранные рецепты мы с мамой поместили в книгу «Секреты и рецепты здоровья».
Б) РЕЖИМ ДНЯ.
Рекомендации по распределению времени при составлении режима дня. Подъем 7.00
Наиболее благоприятное время подъема ребенка после ночного сна — 7—7.30 ч. утра, таким образом, общая продолжительность ночного сна младшего школьника —10,5—11 ч.
Гигиенические процедуры, утренняя гимнастика — 7.00-7.30
Утренняя гимнастика позволяет организму перейти от сна к бодрствованию, она улучшает кровоснабжение головного мозга, укрепляет нервную систему, создаёт бодрое, хорошее настроение. После зарядки желательно принять душ. После этого одеться, убрать постель и позавтракать.
Завтрак 7-30-7.45
Для правильного развития организма, сохранения высокой работоспособности детям необходимо соблюдение режима питания. Изменения интервалов между едой часто приводит к нарушению аппетита у детей. Приём пищи без аппетита вызывает расстройство работы органов пищеварения, способствует развитию хронических заболеваний желудочно- кишечного тракта.
Пребывание в школе (урочное время) 8.30-13.05
Очень полезно перед началом занятий совершить прогулку в течение 20 – 30 мин, это повышает умственную работоспособность и обеспечивает продуктивность усвоения учебного материала.
В школу ученик должен приходить за 10—15 мин. До начала занятий и готовиться к уроку. Это позволит сконцентрировать внимание на материале предстоящей учебной деятельности.
Прогулка на свежем воздухе 13.05-13.30
Целесообразно предусматривать прогулки до обеда, длительностью 40 мин- 1,5 часа.
Во время прогулок повышение крови кислородом, улучшаются обменные процессы. Пребывание на воздухе способствует закаливанию организма, профилактике ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии.
Обед 13.30-14.00
Для учащихся начальной школы предусматривается организация двухразового питания. Оно предполагает организацию обеда и полдника (обязательно для групп продлённого дня).
Сон для учащихся начальных классов и детей с ослабленным здоровьем 14.00-15.00
Дневной сон показан всем первоклассникам. При возрастании умственных и физических нагрузок (в период острой адаптации к условиям школьного обучения) продолжительность сна целесообразно увеличивать примерно на 1 ч.
Подвижные игры, развлечения на открытом воздухе 14.00-15.45
Продолжительность (общая) пребывания на открытом воздухе должна составлять для учащихся младших классов – 3- 3,5 ч.
Полдник 15.45-16.00
Самостоятельные учебные занятия 16.00-18.00
Самоподготовку учащимся рекомендуется начинать с заданий средней трудности, затем переходить к наиболее сложному и трудному материалу, а завершать работу выполнением самых легких заданий.
Вначале следует выполнять письменные задания, а затем переходить к устным.
Свободное время, работа кружков, занятия по интересам 18.00-19.00
В режиме дня ученика предусматривается время, которое он использует сообразно индивидуальным склонностям, желаниям, интересам, так называемое свободное время. Оно следует за самоподготовкой и составляет в режиме дня младшего школьника 1-1,5 ч.
Ужин 19.00-19.30
В первую половину дня следует использовать продукты, богатые животным белком. А на ужин – молочно – растительные продукты.
Работа по дому 19.30-20.00
В свободное время дети должны оказывать посильную помощь семье, выполняя определенную работу по дому ( уборка комнаты, мытьё посуды, уход за комнатными растениями и домашними животными и т. п.) Подобный труд способствует не только правильному воспитанию ребенка, но и его физическому развитию, укреплению здоровья.
Вечерняя прогулка 20.00-20.30
В вечернее время дети также могут играть на открытом воздухе. Особенно полезна прогулка после ужина, перед сном, продолжительностью около 30 мин. Она снимает утомление, накапливающееся к концу дня, снижает возбуждение нервной системы, способствует быстрому засыпанию в дальнейшем.
Гигиенические процедуры, приготовления ко сну 20.30-21.00
В режиме дня школьника достаточное время предусматривается для гигиенических процедур. Личная гигиена включает в себя утренний и вечерний туалет, утреннюю гимнастику с последующими водными процедурами, переодевание после школы и прогулок 16.
Ночной сон 21.00
Общая продолжительность ночного сна младшего школьника -10,5—11 ч.
В) ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.
Ещё одним из компонентов здорового образа жизни является правильное питание.
Для нормальной деятельности организму необходимы питательные вещества, которые являются источником энергии и строительным материалом.
Существует пять основных видов питательных веществ — белки, жиры, углеводы, витамины и минералы.
Белки — это те структурные элементы, из которых строятся тела, поэтому раньше их называли «кирпичиками» тела. Белки составляют пятую (1/5) часть человеческого тела, но в отличие от жиров и углеводов, не накапливаются в резерве и не образуются из других веществ, а поэтому являются незаменимой частью пищи.
По своему происхождению белки делятся на две группы – животные и растительные. Белки животного происхождения ценнее белков растительных. Поэтому при каждом приёме пищи нужно сочетать растительные белки (хлеб, каши, горох, соя) с белками животного происхождения (молоко, творог, сыр, мясо, рыба, яйцо). Большую часть дневной нормы полноценных белков следует съедать за завтраком и обедом. Потребность растущего организма в белке значительно выше, поэтому дети должны потреблять большее количество белков, чем взрослые. Малокровие, задержка роста, слабая сопротивляемость к болезням, особенно инфекционным, — результат белковой недостаточности.
Источником белков являются мясо, рыба, сыр, орехи и бобы.
Жиры — наиболее богатые энергией питательные вещества. Они несут в себе вдвое больший запас энергии, чем белки и углеводы. С их помощью в организм поступают необходимые для жизнедеятельности вещества: витамины, растворяемые в жирах ,особенно А, Д, Е, незаменимые жирные кислоты, лецитин. Жиры обеспечивают всасывание из кишечника минеральных веществ и жирорастворимых витаминов. Они улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости. Жиры содержатся в сливочном масле, в растительном масле, в сметане.
Углеводы — в различном количестве содержатся в продуктах растительного происхождения: сахаре, хлебобулочных и макаронных изделиях, в бобовых и картофеле. Углеводы есть и в пище животного происхождения – в молоке и молочных продуктах.Одной из функций углеводов является снабжение организма энергией.
Избыточное потребление углеводов – распространенная причина нарушения обмена веществ. Чтобы избежать ожирения, в первую очередь ограничивают потребление сахара, конфет, сладостей и хлебобулочных изделий. Лучше всего употреблять тёмный хлеб. Углеводы содержатся в хлебе, картофеле, мёде, сухофруктах, сахаре.
Минеральные вещества. Их значение многообразно. Они являются незаменимой составной частью пищи, их длительный недостаток или избыток в питании ведёт к нарушениям обмена веществ.
Исследования показали, что в пище, употребляемой учащимися преобладают углеводы
— белки
— жиры
— углеводы
Витамины. Каждой клеточке нашего организма необходимы витамины. Витамины бывают натуральные и синтетические.
Из истории открытия
Все витамины, которые мы сегодня знаем, были открыты до 1948года. В 1912 году польский врач и биохимик Казимеж Функ выделил вещество, которое и назвал ВИТАМИНЫ («вита»-ЖИЗНЬ; «амин»-СОДЕРЖАЩИЙ АЗОТ).
Типы витаминов
натуральные синтетические
Величиной они с зернышко, а значение их велико.
Витамин А – способствует улучшению зрения и здоровью
кожи. Содержится в капусте, моркови, молоке, яйце.
Витамин В – сохраняет энергию.
Содержится в хлебе, сыре, горохе.
Витамин С – помогает быстро восстанавливать силы после
болезни и травм. Содержится в фруктах и овощах.
Витамин D – помогает нам расти. Содержится в рыбе,
яйцах, сливочном масле
В капусте, зелени и помидорах содержится витамин К, и если мы
Поранимся, с его помощью быстро останавливается кровотечение
Исследование употребления витаминов показало, что
натуральные витамины синтетические витамины
— употребляют 2-3 раза в неделю — употребляют регулярно
— употребляют каждый день — только когда болеют
— не употребляют — не употребляют
Вывод: Чтобы быть здоровым надо питаться разнообразно. Есть больше
овощей, фруктов и кисломолочных продуктов. Кроме этого, нельзя
допускать недостаточности и излишеств в питании.
Изучение питания и самой пищи, проведенное среди учащихся класса показало, что потребление овощей оставляет желать лучшего.
Ребята нашего класса не осознают их значение, а ведь именно они являются поставщиком углеводов, витаминов и микроэлементов, органических кислот и пектиновых веществ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проекте рассмотрели влияние здорового образа жизни на успешность в учёбе. В ходе исследования узнала, что здоровый образ жизни – визитная карточка успешного обучения в школе. Как показывает анкетирование, дети которые соблюдают здоровый образ жизни, получают в школе более высокие оценки. Наоборот, не соблюдение ЗОЖ может влиять на способность к учению, умение концентрироваться. Наша гипотеза оказалась верной.
Теперь мне известно, что такое хорошо и что такое плохо для нашего организма.
Итак, что бы быть здоровым нужно:
Не курить
Не употреблять спиртные напитки
Не употреблять наркотические вещества
Заниматься спортом
Соблюдать режим питания
Чаще бывать на свежем воздухе
Соблюдать режим дня
Ограничить времяпровождение за компьютерами, телевизорами и т.д.
Всегда пребывать в хорошем настроении
Ну, а напоследок наш самый любимый рецепт здоровья
Возьмите стакан свежей ключевой воды, согретой светом тёплого солнца и насыщенной пузырьками свежего воздуха. Добавьте ломтик любимых фруктов, богатых витаминами. Перемешайте быстрым, энергичным движением. Сверху посыпьте щепотку доброго юмора. Выпейте не торопясь, с наслаждением. Делая небольшой отдых между глотками, чтобы почувствовать всю полноту вкуса. Приятного аппетита! Желаю вам крепкого здоровья!
СПИСОК РЕСУРСОВ
Здоровый образ жизни. Питание.// Детская энциклопедия «Аргументы и факты – детям». – 2004. – с.22-29.
Что и как мы едим?// Я познаю мир. Медицина: дет. Энциклопедия/ Н.Ю.Буянова. – М.: Изд-во АСТ,2003. – с.142-146.
Кучма В.Р. «Гигиена детей и подростков». Москва, «Медицина», 2003.
Тихомирова Л.Ф. «Как сформировать у школьника здоровый образ жизни». Ярославль, Академия развития, 2006.
Петровский К.С., Ванханен В.Д. «Гигиена питания». Москва, «Медицина», 1982
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
АНКЕТА
1.Знаете ли вы, что такое здоровье?
2.Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
3. Закаляться полезно или нет и почему?
4. А ты делаешь зарядку по утрам?
5. А ты кушаешь кашу по утрам?
6.Помогает ли соблюдение здорового образа жизни в вашей учёбе?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
28%
10%
62%
— белки
— жиры
— углеводы
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Натуральные витамины
28
19
5
— употребляют 2-3 раза в неделю
— употребляют каждый день
— не употребляют
Синтетические витамины
16
14
31
— употребляют регулярно
— только когда болеют
— не употребляют
13
kopilkaurokov.ru