Групповое занятие-тренинг «Время быть здоровым»
Занятие-тренинг
«Время быть здоровым» для учащихся 7 класса
Тема: Время быть здоровым!
Цели: расширить знания подростков о здоровье и здоровом образе жизни; показать значимость здоровья для каждого учащегося и для общества в целом; способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью; развивать ответственное поведение подростков.
Оборудование: бейджи трех цветов; мяч; «Стена вредных привычек»; стикеры: карточки на виды здоровья, ватманы, маркеры, цветные карандаши (для каждой группы), презентация, притча «Все в твоих руках», анкета обратной связи, буклеты «Здоровый образ жизни»
Целевая аудитория: (участники тренинга): учащиеся 7 классов.
Ход тренинга
Перед началом тренинга участникам предлагается выбрать бейджи понравившегося цвета и занять место за соответствующим столом. Таким образом, формируются три рабочие группы, за зеленым , желтым и красным столами.
І. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ( все стоят по кругу)
Я рада приветствовать вас на занятии-тренинге, который позволит нам пообщаться.
Но сначала мы познакомимся. Каждый, к кому в руки попадает мяч называет свое имя и прилагательное о своем качестве на эту же букву:. Я- Татьяна- тихая, и так далее
Пожалуйста, разделитесь на три группы по цвету бейджиков (желтые за желтый стол, зеленые за зеленый, красные за красный)
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение “Ассоциации”
Что такое здоровье? У каждого из вас при упоминании о здоровье возникают свои ассоциации.
И так, здоровье для вас – это…
Тема занятия «Время быть здоровым» слайд №1
слайд №2
Эпиграф
«Здоровье-это не подарок,
который человек получает один раз
и на всю жизнь, а результат
сознательного поведения каждого человека»
( П.Фосс — немецкий профессор)
Соц.педагог
Существует более 200 определений , что такое здоровье… слайд № 3
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимается “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Работа в группах с карточками ( изучить что такое физическое здоровье и его критерии, психическое и его критерии, социальное — и его критерии)
выступление
слайд №4
1 группа Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста.
Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.
Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры.
А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?
слайд «5
2 группа Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, и так далее, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. И в зависимости от того какие у нас преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье.
Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие полной семьи (мамы и папы). Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать другим, не создавать конфликтные ситуации.
На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности.
слайд №6
3 группа Социальное здоровье человека – это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом.
Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях.
Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.
Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям
Вывод: итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу ЗОЖ.
Что такое «здоровый образ жизни?» слайд №7
Упражнение «Что формирует здоровье?»
Цель: определение особенностей поведения и образа жизни как важнейших факторов, влияющих на здоровье человека.
— наследственность — 20%;
— уровень медицинского обеспечения — 10%;
— экология — 20%;
— образ жизни — 50%.
Хотя существует несколько важных факторов, влияющих на развитие и сохранение здоровья, поведение человека, его образ жизни является решающим в сохранении здоровья.
Чем здоровый человек отличается от нездорового? (Ответы участников)
слова для характеристики здорового человека: красивый, ловкий, статный, крепкий, стройный, сильный, румяный, подтянутый.
Давайте попробуем изобразить здорового человека и объяснить, почему изобразили этого человека именно так.
Упражнение “Модель здорового человека”
( плакаты-1/2 ватмана с изображением контура человека
Упражнение «Пути здорового образа жизни»
Цель: формирование понимания участниками сути здорового образа жизни, того, в каких действиях и поведении оно проявляется. Ведущий дает определение «здорового образа жизни».
Здоровый образ жизни – это такая жизнедеятельность человека, которая способствует сохранению и укреплению его здоровья.
Участники объединяются в три подгруппы, каждая из которых получает задание: на рулоне бумаги создать «Путь здорового образа жизни».
Важно обратить внимание и помочь участникам сформулировать их позиции по сохранению развития здоровья. Отвечать на вопрос: «Что делать, как действовать?».
Участники по группам создают модели здорового человека
(выходят и защищают свои проекты)
Как вы думаете, какой человек, здоровый или нездоровый, чувствует себя комфортно?
Упражнение «Верю-неверю»
Теперь поиграем в игру «Верю — не верю»
1.Согласны ли вы, что зарядка — это источник бодрости и здоровья? (да)
2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)
3.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)
4.Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)
5.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)
6.Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно чистить их два раза в день. (да)
7.Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду? (нет)
Упражнение «Я- забота о здоровье
оценить себя по 5 бальной системе
Вывод: Кто может с уверенностью сказать о себе «Я веду здоровый образ жизни…»
Упражнение “Стена вредных привычек”
Что мешает нам вести здоровый образ жизни? (Ответы участников) На каждом шагу человека подстерегают опасности: курение, алкоголизм, наркомания, которые из невинного развлечения, могут превратиться в привычку. А что же такое привычка? (Ответы участников)
Привычка – это поведение, образ действий, ставшие обычными, постоянными. Давайте подумаем, какие вредные привычки могут подорвать здоровье человека. У вас есть стикеры-кирпичики, запишите на них эти привычки.
Участники записывают вредные привычки на стикерах-кирпичиках и размещают их на стене вредных привычек, расположенной между моделями здорового и нездорового человека
На пути человека стоит стена из вредных привычек, и только от него зависит, обойдет он ее или нет. А впоследствии и состояние его здоровья.
Для чего так важно человеку быть здоровым? слайд №8
ІІІ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Упражнение “Ваше здоровье в ваших руках”(притча)
В одном селении жили два умных человека, один был добр и справедлив, и его уважали, к нему шли за советом и разрешением конфликтов, другой был хитер, зол и расчетлив, люди, несмотря на его ум, не шли к нему за помощью. Злобный старец решил всем доказать несовершенство доброго мудреца таким способом: он поймал бабочку, собрал жителей, позвал мудреца и спросил что он сам держит в руках. Добрый старец ответил – бабочку. “Живая она или мертвая?” – был следующий вопрос. И старец ответил: “Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая полетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках!”
Мораль такова: ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Педагоги, врачи, родители могут повлиять, помочь информацией, но решение принимать вам. И я надеюсь, что оно будет правильным. Просто хочется, чтобы вы понимали, как здорово быть свободным и здоровым. Каждый отвечает за себя сам, помня, что здоровье и тело у него одно-единственное и другого не будет. Вы уже в том возрасте, когда способны думать о том, как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра.
Здоровье, если к нему не относится, бережно оно не будет прежним. Здоровье, ни вернуть не за какие деньги.
Раздать буклеты
На столах у каждого листы с обратной связью
Упражнение“Пожелание”(стать в круг)
Надеюсь сегодняшнее занятие было для вас полезным, вы смогли с него что-то почерпнуть и сделаете для себя правильный выбор, выбор в пользу здорового образа жизни. Скажем друг другу слова-пожелания. Пожелание должно быть коротким.
Всем спасибо за работу!
Анкета «Обратная связь»
1. Имя участника _____________________________________________
2. Дата занятия _______________________________________________
3. Степень включенности: 12345678910
4. Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения:___________________________________________________________________________________________________________________
5.Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия):_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета «Обратная связь»
1. Имя участника _____________________________________________
2. Дата занятия _______________________________________________
3. Степень включенности: 12345678910
4. Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения:___________________________________________________________________________________________________________________
5.Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия):_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета «Обратная связь»
1. Имя участника _____________________________________________
2. Дата занятия _______________________________________________
3. Степень включенности: 12345678910
4. Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения:___________________________________________________________________________________________________________________
5.Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия):_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материал по психологии по теме: Тренинг «За здоровый образ жизни»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пгт. Нема»
Немского района Кировской области
Тренинг
«За здоровый образ жизни».
Разработала педагог-психолог
Михайлова Таисья Сергеевна, 28 лет,
пгт. Нема, ул. Заводская, 10-1
пгт. Нема 2014 год.
Цель: Пропаганда здорового образа жизни среди подростков, формирование ценностного отношения к собственному здоровью.
Задачи:
1. Дать представление о понятиях «здоровье» и «здоровый образ жизни» в широком смысле слова: физическом, социальном, психическом аспектах.
2. Способствовать формированию потребности здорового образа жизни.
3. Побудить подростков поделиться своим мнением, обобщать и комментировать высказывания других.
Форма: групповая работа.
Оборудование: карандаши, фломастеры, карточки с заданиями, бейджи.
Оформление: правила работы в группе, запись ролика «Я выбираю жизнь», музыкальное оформление.
Участники: учащиеся старшего звена школы (7-11 классы).
Ход тренинга:
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о здоровье и здоровом образе жизни, а для начала предлагаю вам посмотреть один ролик.
Введение и выяснение ожиданий участников группы.
Просмотр ролика «Я выбираю жизнь»
… — Каждый человек на земле имеет свое предназначение. И всю жизнь мы стремимся к нему ежедневно, ежеминутно, выбирая свою дорогу, по которой пойдем. Быть ли нам счастливыми, любимыми или всю жизнь потратить на перетряхивание мелких проблем зависит от нас. Но, иногда определяя дальнейший путь, жизнь очень жестко ставит условия «или — или» и тогда все зависит только от силы твоего духа от твоей способности противостоять. Так же мы определяем быть нам здоровыми, вести здоровый образ жизни или выбрать совсем другой путь…
Здоровье – это ценность и богатство,
Здоровьем людям надо дорожить!
Есть правильно и спортом заниматься,
И закаляться, и с зарядкою дружить.
Чтобы любая хворь не подступила,
Чтоб билось ровно сердце, как мотор,
Не нужно ни курить, ни пить, ни злиться,
Улыбкой победить любой укор.
Здоровый образ жизни – это сила!
Ведь без здоровья в жизни никуда.
Давайте вместе будем сильны и красивы
Тогда года нам будут не беда!
— А теперь предлагаю вам немного поиграть.
Упражнение “Ассоциация”
На доске фраза: “Здоровье-это…”. У каждого из вас есть три маленьких листочка, напишите в них по одной ассоциации на слово “здоровье” (анонимно). После этого прикрепите листочки к доске, где написана фраза. (Листочки просмотреть, зачитать и обобщить.)
— А теперь о здоровье мы узнаем подробнее..
— Итак, ребята, что же такое здоровье? На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности.
«Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой Сейчас мы с вами порассуждаем, что же такое здоровье с позиции трех составляющих. У каждой группы свой вид здоровья, изучаем теоретический материал на карточках, которые лежат на столе, а затем выполним задание.
Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста.
Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.
— А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?
Социальное здоровье человека – это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом.
Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях.
Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.
Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, и так далее, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. И в зависимости от того какие у них преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье.
Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие полной семьи (мамы и папы). Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать другим, не создавать конфликтные ситуации.
Итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных состовляющих здоровья, которые составляют основу ЗОЖ.
И приступаем к следующему упражнению — «Паровоз здоровья».
Упражнение со словами-ассоциациями.
У вас на столах лежат листочки со словами-ассоциациями, нужно прикрепить ассоциации к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово (на доске изображен паровоз с тремя вагонами: 1 вагон — социальное здоровье, 2 вагон — психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье).
Время на выполнение задания – 1 минута.
Озвучиваются выводы по упражнению.
Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
А самое главное вы узнали, что наше здоровье зависит только от нас. А теперь проведем еще одно упражнение, которое обобщит и завершит наше занятие.
Упражнение «Додумай историю»
Цель: способствовать формированию ответственности за свои поступки.
Задание: каждая группа получает карточку, на которой написана история, вам необходимо закончить историю и сделать правильный вывод, начиная словами:
Я понял…
Я хочу сказать…
Я надеюсь….
Для упражнения «Додумай историю»
ИСТОРИЯ ПРО МИШУ
Миша был единственным и долгожданным ребёнком в семье. В детстве ему прощалось всё. Учился Миша в школе средне, но друзей у него было много. Миша был весёлым и компанейским парнем, родители постоянно давали ему деньги, которые он с удовольствием тратил с друзьями на пиво.
После школы Миша поступил на коммерческое отделение престижного ВУЗа, и родители купили ему машину. Миша водил плохо, но очень любил одну рискованную игру, резко тормозить перед зазевавшимися прохожими.
Однажды со своими друзьями, напишись пива, они бесцельно катались по городу. Дорогу переходила молодая женщина с девочкой. Миша, как всегда, решил пошутить…
ИСТОРИЯ ПРО ДИМУ
Однажды Дима позвал одноклассников к себе на день рождения. Когда родители оставили подростков, Дима предложил всем выпить водки и вина. Выпили. Потом ребята прихватили пачку сигарет, купили ещё пива и джин-тоника и пошли гулять.
Погода была тёплая, все сели около воды на железобетонные плиты, стали выпивать и болтать ни о чём. Вдруг Ире стало плохо. Она потеряла сознание. Все испугались. Дима вскочил, чтобы принести воды, но не удержался, упал на плиты и скатился в воду. Ребята запаниковали, они не знали, что делать, кому помочь…
ИСТОРИЯ ПРО ОЛЕГА
Олег рос в хорошей, обеспеченной семье. Родители его любили и старались выполнить все желания. Олег был застенчив, боялся знакомиться с девушками, на школьных вечерах обычно стоял в стороне.
После 9 класса он поступил в колледж. Там была совершенно другая компания. Мальчики после колледжа собирались, шли в кафе, пили пиво иногда вино.
Олег заметил, что после того как он выпьет, то становится смелее, говорит, что думает, может знакомиться с девушками.
Однажды они с друзьями выпили на дискотеке и там познакомились с двумя девчонками. После окончания дискотеки все пошли домой к Олегу, у которого родители уехали на дачу. Там выпили ещё. Девочки запросились домой, но их никто не отпускал…
— Наше занятие подходит к концу. Что нового узнали для себя?
— Нам хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность. Надеемся, что те знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в вашей жизни и вы будете вести здоровый образ жизни.
Тренинг для подростков «Мы за здоровый образ жизни»
Тренинг для подростков
«Мы за здоровый образ жизни»
Цель: — формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).
— помочь подросткам сформировать такой образ жизни, который сможет обеспечить
им состояние оптимального здоровья в будущем.
Задача: — Помочь подросткам учиться жизни
— Побудить подростков поделиться своим мнением.
— Задать «открытые вопросы», допускающие несколько вариантов ответов.
— Обобщать и комментировать высказывания подростков.
— Пробовать вести групповую дискуссию.
— Уважать мнение другого.
Форма: групповая работа.
Оборудование: карандаши, листы А3, фломастеры, интерактивная доска, карточки с заданиями, бейджи.
Оформление: правила работы в группе, высказывания о здоровье, запись фрагмента фильма «Я выбираю жизнь», музыкальное оформление.
Участники: учащиеся 10-15 лет, объединение «Эковертикаль»
Ведущий: Ермакова Е.Ю., педагог дополнительного образования.
Дата проведения: 03.03.2016 г.
Ход тренинга:
Введение и выяснение ожиданий участников группы.
Фрагмент фильма «Я выбираю жизнь»
«Каждый человек на земле имеет свое предназначение. И всю жизнь мы стремимся к нему ежедневно, ежеминутно, выбирая свою дорогу, по которой пойдем. Быть ли нам счастливыми, любимыми или всю жизнь потратить на перетряхивание мелких проблем зависит от нас. Но, иногда определяя дальнейший путь, жизнь очень жестко ставит условия «или — или» и тогда все зависит только от силы твоего духа от твоей способности противостоять…»
Знакомство участников тренинга – упражнение «Мое любимое имя».
Цель: Развивать позитивное самовосприятие.
Содействовать сплочению группы.
Здание: Написать свое имя на бейдже и представиться всей командой.
3. Принятие групповых правил:
«Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, чувства, мысли, появляющиеся в данный момент.
«Искренность и открытость». Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать.
«Я высказывание». Оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и мыслей. Все высказывания должны строиться с использованием местоимения «я», «мне»: «Я считаю», «мне кажется…».
«Активность». В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку тренинг относится к активным методам обучения, развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем тренинге, является обязательной.
«Уважение мнения другого». «Помните, что не уважая другого, вы вызовете у него такое же отношение к вам. Поэтому постарайтесь не перебивать, не оценивать критически то, что услышите. Будьте снисходительны к мыслям и чувствам окружающих. Если вы не можете удержаться от оценки слов другого, начните не с фразы «Ты не прав», а с фразы «Я не понимаю» или «Может, есть другой вариант…»
4. Упражнение – рисуночный тест «Праздник»
Цель: Выяснить у учащихся отношение к алкоголю.
Задание: Нарисовать «Праздник», после окончания работы, проводится обсуждение.
5. Упражнение «Незаконченное предложение»
Цель: выяснить отношения учащихся к людям с алкогольной зависимостью,
отношение к алкоголю.
Задание: Участникам раздаются карточки с незаконченными предложениями, они должны закончить предложения, после окончания проводится общее обсуждение.
Когда я вижу пьяного, я чувствую…
Общаясь с пьющим человеком, я понимаю…
Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…
6. Упражнение «Скажи, что чувствуешь»
Цель: мотивировать участников на проявление положительных эмоций при обсуждении ассоциаций к словам «здоровье».
Задание: раздать группе по пять полосок бумаги. Участник на каждой полоске записывают одну ассоциацию со словом «Здоровье». После завершения работы полоски с ассоциациями разложить по степени совпадения. Обсудить и сделать общий вывод.
7.Просмотр презентации «Спорт-это здоровье!»
8. Упражнение «Додумай историю»
Цель: способствовать формированию ответственности за свои поступки.
Задание: каждая группа получает карточку, на которой написана история.
Участникам необходимо закончить историю и сделать правильный вывод, начиная словами:
Я понял…
Я хочу сказать…
Я надеюсь….
9.Подарок участникам от 10 класса (инсценировка стихотворения)
10. Упражнение «СМСка».
Цель: Получение позитивной обратной связи друг от друга.
Ведущий: «Нет ничего дороже Здоровья, будете ли Вы здоровы, зависит от каждого из Вас. Давайте сейчас отправим друг другу СМС -сообщение с пожеланием «Будем делать хорошо и не будем плохо». Встаньте каждый в свой круг, возьмитесь за руки, выберите того, кто пошлёт первым сообщение и как импульс пустите его по кругу. Когда отправляющий получит своё сообщение, то объявляет «Сообщение доставлено» .
11. Рефлексия тренинга.
Ведущий: Я выбираю ЗОЖ! Кто со мной! (поднимает руку)
Литература:
1.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/пер. с нем.. – М.,Генезис, 2004 г.
2. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: МПСИ, 1998 г.
3.Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.
4.Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика. //Школьный психолог, 1999, №26, с.10.
Приложение для упражнения «Додумай историю»
Миша был единственным и долгожданным ребёнком в семье. В детстве ему прощалось всё. Учился Миша в школе средне, но друзей у него было много. Миша был весёлым и компанейским парнем, родители постоянно давали ему деньги, которые он с удовольствием тратил с друзьями на пиво.
После школы Миша поступил на коммерческое отделение престижного ВУЗа, и родители купили ему машину. Миша водил плохо, но очень любил одну рискованную игру, резко тормозить перед зазевавшимися прохожими.
Однажды со своими друзьями, напишись пива, они бесцельно катались по городу. Дорогу переходила молодая женщина с девочкой. Миша, как всегда, решил пошутить…
История про Диму
Однажды Дима позвал одноклассников к себе на день рождения. Когда родители оставили подростков, Дима предложил всем выпить водки и вина. Выпили. Потом ребята прихватили пачку сигарет, купили ещё пива и джин-тоника и пошли гулять.
Погода была тёплая, все сели около воды на железобетонные плиты, стали выпивать и болтать ни о чём. Вдруг Ире стало плохо. Она потеряла сознание. Все испугались. Дима вскочил, чтобы принести воды, но не удержался, упал на плиты и скатился в воду. Ребята запаниковали, они не знали, что делать, кому помочь…
История про Пашу
В старшем отряде большим шиком считалось выпивать. Днём собирались деньги, и кто-то бежал в посёлок за самогоном. Молодые вожатые обычно ничего не замечали. В этот раз всё шло как обычно, только выпивки было больше, так как прошёл родительский день, и мальчики попросили денег на «фотографии».
Паша отличался бесшабашностью и был заводилой в отряде. В этот вечер он много выпил, громче всех смеялся и дурачился. Вскоре ребята почувствовали себя плохо, их стало тошнить, они отравились самогоном. Паше было хуже всех, он позеленел и стал терять сознание. Ребята пытались ему помочь, но у них ничего не получалось. Они испугались, отнесли Пашу в палату, положили на кровать и закидали одеялами, думая, что он протрезвеет…
История про Леночку
Леночка училась в медицинском училище на медсестру. У неё был парень, с которым она встречалась. Часто она с подружками и парнями пили пиво на Набережной или в кафе. Так случилось и в этот раз. Леночка получила стипендию, родители прислали денег, и они все пошли в кафе. Вечер был весёлый, денег у всех было много. Леночка выпила больше обычного. Вдруг ей показалась, что её парень ухаживает за подругой. Завязалась ссора. Леночка обиделась и пошла одна домой. Неожиданно перед ней затормозила машина, и незнакомый парень предложил её подвезти…
История про Олега
Олег рос в хорошей, обеспеченной семье. Родители его любили и старались выполнить все желания. Олег был застенчив, боялся знакомиться с девушками, на школьных вечерах обычно стоял в стороне.
После 9 класса он поступил в колледж. Там была совершенно другая компания. Мальчики после колледжа собирались, шли в кафе, пили пиво иногда вино.
Олег заметил, что после того как он выпьет, то становится смелее, говорит, что думает, может знакомиться с девушками.
Однажды они с друзьями выпили на дискотеке и там познакомились с двумя девчонками. После окончания дискотеки все пошли домой к Олегу, у которого родители уехали на дачу. Там выпили ещё. Девочки запросились домой, но их никто не отпускал…
Приложение к упражнению «Незаконченное предложение»
Когда я вижу пьяного, я чувствую…
Общаясь с пьющим человеком, я понимаю …
Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…
_______________________________________________________________
Когда я вижу пьяного, я чувствую…
Общаясь с пьющим человеком, я понимаю …
Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…
_______________________________________________________________
Когда я вижу пьяного, я чувствую…
Общаясь с пьющим человеком, я понимаю …
Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…
_______________________________________________________________
Когда я вижу пьяного, я чувствую…
Общаясь с пьющим человеком, я понимаю …
Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…
Занятие с элементами тренинга по формированию навыков здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим»
Занятие с элементами тренинга «Быть здоровыми хотим»
Романцова И. И., психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»
Цель: Формирование полезных навыков здорового образа жизни, формирование чувства ответственности за свою жизнь; формирование понятия «привычки», их влияние на здоровье; дать представления о негативном влиянии и последствиях таких вредных привычек, как табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.
Задачи:
повышение уровня информированности детей о пользе здорового образа жизни;
обобщение и дополнение представлений о привычках, развитие умения анализировать свои привычки и их влияние на здоровье человека;
развитие мышления, внимания, восприятия на основе упражнений и заданий;
воспитание привычки стремиться к сохранению и укреплению собственного здоровья.
изменение отношения детей к вредным привычкам;
формирование мотивации к сохранению здоровья.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование полезных навыков здорового образа жизни, эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков;
2. Уменьшение факторов риска злоупотребления ПАВ среди детей и подростков;
3. Формирование четкой позиции по отношению к злоупотреблению ПАВ и умения оказать сопротивление в случае давления со стороны сверстников.
Методы работы:
групповая работа;
индивидуальная работа;
беседы;
мозговые штурмы;
интерактивные игры;
Время проведения: 45 минут.
Целевая аудитория: учащиеся общеобразовательных учреждений 9-11 классов.
Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников, чистые листы, карандаши, ватман со списком ценностей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие. Знакомство.
Игра «Я умею лучше всех…»
Инструкция: Каждый участник, по очереди называет свое имя и продолжает фразу «Я умею лучше всех…». (Н-р: Меня зовут Лена, я умею лучше всех готовить).
Беседа:
Что такое здоровье человека?
Какие факторы определяют здоровье человека?
Кто несет ответственность за сохранение здоровья человека?
Упражнение 1.
Инструкция: Участники делятся на группы по 3-4 человека. Каждая группа, в течение 3 минут, должна сформулировать определение здорового образа жизни. Затем определения зачитываются. Тренер решает, чье определение было самым полным и точным и записывает его на доске.
Упражнение 2.
Групповая работа «ЗОЖ».
Инструкция: Работа происходит в группах по 3-4 человека. Используя метод мозгового штурма, каждая группа должна привести три примера людей (реальных людей), которые, по их мнению, ведут здоровый образ жизни. Каждый пример должен быть обоснован. Затем каждая группа зачитывает свои примеры.
Здоровый образ жизни – жизнь без вредных привычек, лидерство, забота о других, много друзей, хорошая работа, семья, отдых, спорт и т.д.
Упражнение 3.
Групповая работа «10 заповедей».
Инструкция: Участники делятся на группы по 3-4 человека. Каждая группа должна придумать 10 заповедей здорового образа жизни – неких человеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком, чтобы таковым остаться. Затем, представитель каждой группы зачитывает заповеди перед классом.
Упражнение 4. Оценка усталости.
Все участники выстраиваются вдоль стены и должны сделать столько шагов до следующей стены, насколько они устали. Следующая стена — максимум усталости.
Упражнение 5.
Индивидуальная работа «Мои жизненные ценности».
На доске (либо на листе ватмана) записывается список возможных человеческих ценностей:
интересная работа
хорошая обстановка в стране
общественное признание
материальный достаток и хорошее здоровье
любовь
семья
удовольствия, развлечения
самосовершенствование
свобода, независимость
справедливость
доброта
честность
искренность
вера
целеустремленность
Каждому предлагается выбрать из списка и выписать семь самых главных для него ценностей. Затем предлагается вычеркнуть из списка самых значимых ценностей те ценности и цели, которые невозможно исполнить, будучи зависимым человеком, и написать, почему они будут невыполнимы. Желающие могут объяснить свое мнение.
Упражнение 6.
Индивидуальная работа «Мой день».
Каждый учащийся должен разделить тетрадный лист на две колонки. В левой колонке он должен написать свое обычное расписание дня: подъем, завтрак, школа, уроки, досуг (как конкретно проводит), отбой. Пусть распишет день по часам. Затем, в правой колонке, он должен подумать и написать расписание дня известного спортсмена. Не обязательно знать факты. Надо просто представить, как живет этот человек.
Вопросы к классу:
– Вы видите разницу? В чем она? (жизнь ради других, ради высшего блага)
– Есть ли время у ответственного человека на наркотики и алкоголь?
– Как вы думаете, пожалеет ли человек о своей жизни, если хотя бы часть ее поживет так, как известный спортсмен? Будет ли, чем гордиться, что вспомнить?
– Как вы думаете, этот человек предъявляет к себе высокие требования? Почему?
– Как вы думаете, почему спортсмены не курят? Почему по телевидению не показывают курящих спортсменов?
Упражнение 7.
Индивидуальная работа «Дерево моей жизни».
Учащимся предлагается на листе бумаги нарисовать дерево так, как они себе его обычно представляют. Затем учитель объясняет, что почва – это воспитание человека. На месте почвы учащиеся должны письменно продолжить утверждения:
Я был воспитан с верой в то, что:
· работа – это
· деньги – это
· мужчина – это
· женщина – это
· брак – это
· семья – это
· успех – это
· ошибки – это
Корни – видение важнейших вопросов жизни. Если корней нет, то видение очень слабое в человеке. Если корни глубокие, то видение очень ясное. Я верю в то, что:
· Смерть – это
· Зло – это
· Добро – это
· Любовь – это
· Люди, основном,…
· Я…
· Жизнь – это
· Здоровый образ жизни – это
Ствол дерева – это представления о природе человека.
· Я, в основном хороший, т.к.
· Я свободен и отвечаю за свои поступки, т.к.
· Я, в основном, заботливый и добрый человек, т.к.
· Мои убеждения влияют на мой характер, т.к.
Ветви дерева – это ваши этические ценности. Если листва дерева густая – то человек уравновешен. Если изображены иголки – человеку присуще агрессивное поведение.
· В отношениях с близкими мне людьми для меня важно …
Цветы – это эмоции человека. Если цветы на дереве есть – то человек, скорее всего, очень эмоционален. Если цветов не изобразили, то человек сдержан на эмоции.
· Мои положительные эмоции: …
· Мои отрицательные эмоции: …
Плоды – это поступки человека. Опишите ваши поступки в разных ролях:
· Как сын (дочь) своих родителей, я …
· Как брат (сестра), я …
· Как друг, я …
· Как учащийся школы, я …
· Как гражданин, я …
Вывод занятия: самые большие ошибки человека начинаются с отсутствия ценностей и убеждений. И самые большие достижения человека начинаются с ценностей и убеждений. Ваша задача – составить для себя кодекс ваших ценностей и убеждений и никогда от них не отступать, даже если будет непросто.
Тренинг «Здоровье и здоровый образ жизни»
Тренинг «Здоровье и здоровый образ жизни»
Цель: Дать участникам тренинга информацию о здоровье, здоровом образе жизни и факторах, влияющих на формирование здоровья.
Время: 2 часа 5 минут.
Понятия: здоровье, здоровый образ жизни, факторы, влияющие на здоровье; наркотические вещества как фактор риска; табак, алкоголь, наркотики.
Виды работы:
1.1. Приветствие, знакомство. Упражнение «Знакомство»(продолжительность 5 мин.) Примечание: мягкая игрушка «Здоровчик» .
1.2. Правила работы группы (продолжительность 10 мин.) Примечание: Плакат » Правила работы в группе».
1.3. Сообщение: «Что будет происходить на тренинге?» (10 мин.) Примечание: Плакат «Структура модуля».
1.4. Обозначение ожиданий участников группы. Упражнение «Ожидание» (10 мин.) Примечания: Разноцветные кораблики, плакат «Берега».
1.5. Мозговой штурм (10 мин.) Примечание: доска, маркеры.
1.6. Упражнение «Модель здоровья» (35 мин.) Примечание: цветная бумага, ножницы, маркеры, фломастеры, клей, скотч.
1.7. Упражнение » Что формирует здоровье.» (15 мин.) Примечание: доска, плакат, «Факторы, влияющие на формирование здоровья».
1.8. Упражнение «Пути здорового образа жизни» (продолжительность 20 мин.) Примечание: цветная бумага, бумага в рулоне, скотч, клей, ножницы.
1.9. Подведение итогов (5 мин.).
1.10. Игра- разминка: «Мы идем охотиться на льва» (продолжительность 5 мин.)
Ход тренинга:
1.1. Упражнение «Знакомство» (5 мин).
Цель: Подготовить участников к работе, создать комфортную атмосферу, хорошее настроение, благоприятствовать сплочению группы.
Ход упражнения: участники садятся в круг. Тренер знакомит их с символическим участником группы, ее талисманом «Здоровчиком». Каждый участник передает «Здоровчик» по кругу, называет свое имя и приветствует группу.
1.2. Правила работы группы (10 мин).
Тренер обращает внимание на то, что для проведения тренинга нужно принимать правила. Правила обговариваются.
1.3. «Что произойдет на тренинге?»
Ход беседы: Тренер кратко говорит о содержании каждой темы тренинга, акцентирует внимание на то, почему сегодня необходимо говорить о негативном влиянии наркотических веществ, дает объяснение понятия «здоровый образ жизни».
(Во время беседы следует использовать плакат «Структура модуля «Твоя жизнь — твой выбор» и прокомментировать его.)
1.4 Упражнение «Ожидания»(10 мин).
Цель: определить ожидания от тренинга.
Ход: Участники, на цветных бумагах, в виде корабликов, записывают свои ожидания от тренинга. Потом, огласив свои ожидания, прикрепляют их на плакате «Берега», где с двух сторон моря изображены берега — «Берег надежд» и «Берег реализованных ожиданий». Между берегами — море. Участники прикрепляют свои кораблики ближе к «Берегу надежд», к «Берегу реализации ожиданий.»
1.5. Мозговой штурм. «Что такое здоровье» (10 мин).
Цель: Ввести участников тренинга в тему, актуализировать их способность понять того, что такое здоровье, дать объяснение термина «здоровье».
Ход: Когда мы говорим приветствия друг другу, то тем самым желаем здоровья, как чего-то очень важного в своей жизни. Что такое здоровье? На доске записываются все варианты слова «здоровье», с чем оно ассоциируется? Предлагает обозначить понятия здоровье «Всемирной организации Охраны здоровья».
1.6. Упражнение «Модель здоровья».
Цель: Актуализировать понятие важности здоровья, разумное его сложение и оберегание, необходимость внимательно и ответственно относиться к своему здоровью; направить работу на осмысление участниками роли наркотических веществ, как фактора вредного влияния на здоровье человека.
Ход: Тренер объединяет участников в три группы, каждая из которых получает задание разработать свою модель здоровья, исходя из собственного видения этой проблемы. Дополнительными могут быть вопросы: «Что, на ваш взгляд, является составными частями здоровья?», «Из чего складывается здоровье человека?». В каждой команде выбирается участник, который следит за временем — «Хронометрист», тот, кто фиксирует все идеи — «Секретарь», и тот, который презентует группу — » Спикер». После презентации тренер предлагает всем выявить те факторы, которые попутно влияют на здоровье человека. Задание участников — во время презентации фиксировать факторы, которые формируют здоровье, и факторы, которые вредят здоровью.
Тренер обязательно предлагает участникам рассказать, что они почувствовали, когда создавали модель здоровья; и что почувствовали — когда разрушали. Важен вопрос: » Возможно ли восстановить того, что разрушали?», «Будет ли это иметь такой же вид?», «Что легче — разрушать или восстанавливать?»
Разрушать легче, чем создавать. Очень важно беречь то, что имеем. От нас зависит, что мы выбираем — путь к здоровью или путь от здоровья.
1.7. Упражнение «Что формирует здоровье»(15 мин).
Цель: Обозначить, что собственное поведение и образ жизни являются важнейшими факторами, которые влияют на здоровье человека.
Ход: Опираясь на идеи, высказанные участниками во время предыдущего упражнения, на доске записываются факторы, что влияют на здоровье человека. Потом эти факторы следует объединить в 4 группы:
1. Наследственность.
2. Окружающая среда.
3. Уровень медицинского обслуживания.
4. Образ жизни людей.
Каждый ученик получает 4 разноцветных листка: синий -1, красный -2, зеленый -3 желтый — 4. Теперь каждый имеет возможность обозначать какой фактор больше всего влияет на здоровье человека, а какой меньше. Участники заклеивают свои бумаги с цифрой на которой записаны факторы, влияющие на здоровье человека. После этого идеи обговариваются.
Полученные результаты обговариваются в группах, где каждый может высказать свое собственное мнение.
В конце упражнения предлагается рассказать результаты научных исследований о влиянии тех или иных факторов на здоровье человека.
Поведение и образ жизни человека являются наиважнейшими факторами в сохранении здоровья.
1.8. Упражнение «Путь здорового образа жизни» (20 мин).
Цель: Помочь ребятам увидеть то, что такое здоровый образ жизни, в каких действия и поведениях он выявляется.
Ход: Участники объединяются в 3 группы, каждая из которых получает задание- на бумажке изобразить путь здорового образа жизни. Для этого из цветной бумаги нужно «вырезать следы», на которых надо написать действия и примеры поведения, которые, на ваш взгляд, влияют на здоровый образ жизни, и прикрепить их на бумажки. Каждая группа презентует свой «путь», а потом все они объединяются в один.
Возможен вариант проведения, когда следы прикрепляются прямо на стене или участникам предлагается составить «путь» из «следов», которые символически является действия варианта поведения (дорожные знаки, цветы, лестница). Таким образом «Путь здорового образа» жизни имеет разнообразный вид.
1.9. Подведение итогов (5 мин).
Участники отвечают на вопросы:
1. Какие вы знания получили?
2. Какие знания вы используете в жизни?
3. Какая цель этой темы?
1.10. Игра — разминка «Идем охотиться на льва».
Цель: Создать хорошее настроение, снять усталость.
Ход: Участники встают в круг друг за другом.
Тренер произносит слова, которые сопровождаются соответствующими движениями, а все участники повторяют за ним:
— Мы идем охотиться на львов (Хождение по кругу).
— Не боимся ничего (Размахивают руками).
-Ой, а это что такое? Это море. Буль! Буль (Руками имитируют плавание).
— Ой, а что это? Это болото. Чов! Чов! Чов! (Осторожное хождение, высоко поднимают колени).
-Ой, а что это? Это поле! Туп! Туп! (Топот).
-Ой, а кто это (показ рукой) такой пушистый? (Поглаживают).
-Ой, так это лев (Испугались). Дальше движения повторяются.
-Побежали домой! Через поле. Туп! Туп! Туп!
-Через море! Буль! Буль!
— Через болото! Чов! Чов!
-Прибежали домой! Дверь закрыли! Какие мы молодцы, храбрые. Похвалили себя. (Поглаживание головы).
Урок-тренинг «Я и здоровый образ жизни»
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
Задачи:
- Создать условия для формирования у детей стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентации в нём.
- Сформировать представления о понятии здоровья, его оценки через самопознание и самооценку внутреннего мира.
- Овладение психотехническими приёмами, направленными на создание положительного образа Я.
- Выработать у подростка способность к преодолению психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, а также осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
- Сформировать у детей понятие о здоровом образе жизни как о возможности положительно (адекватно) оценивать своё здоровье.
Условия проведения и оборудование: класс; стулья; доска; листы ватмана; фломастеры; ручки и тетради для записи учащимися информации; памятки по мини-лекциям для учащихся; листы цветной бумаги; компьютер; проектор; слайд-презентация основных моментов урока.
I. Организационный момент.
1. Приветствие ребят.
2. Определение рабочего места (работа в группах).
3. Знакомство с целями, задачами урока.
На экране цель урока.
4. Знакомство с планом хода урока.
План работы сегодняшнего урока написан на доске:
1) Упражнение “Ассоциации”.
2) Упражнение “Здоровье-богатство?”.
3) Упражнение “Ассоциации”.
4) Упражнение “Анализ вредных привычек” (физкультминутка).
5) Работа в группах с дополнительной литературой.
6) Обобщение.
7) Обратная связь “Откровенно говоря”, раздача памяток.
8) Подведение итогов. Рефлексия.
9) Задание на дом.
Упражнение “Ассоциация”
На экране фраза: “Здоровье-это…”. У каждого из вас есть три маленьких листочка, напишите в них по одной ассоциации на слово “здоровье” (анонимно). После этого передайте листочки мне.
Листочки просмотреть, зачитать и обобщить.
На экране определение понятия здоровье (уч-ся делают записи в тетрадях).
Упражнение “Здоровье-богатство?”
Вопросы для групп: один из учащихся записывает общее мнение группы по данному вопросу в папку
1. Какое значение имеет для вас здоровье? Дайте определение понятие “здоровье”
2. Что значит для вас быть больным? Дайте определение понятия “болезнь”
3. Перечисли факторы, мешающие современному человеку сохранить здоровье. Почему? (Обоснуйте свой ответ.)
4. Кто несет ответственность за сохранение здоровья в обществе? Почему? (Обоснуйте свой ответ.)
Листочки просмотреть, зачитать и обобщить.
Упражнение “Ассоциации”
На экране написана фраза “Здоровый образ жизни — это…”, а слева — “Вредные привычки – это …”. У каждого из вас есть шесть маленьких листочков, на первых трех напишите по одной ассоциации на словосочетание “здоровый образ жизни”, а на оставшихся трех – по одной ассоциации на словосочетании “вредные привычки” (анонимно).
Листочки просмотреть, зачитать, обобщить.
На экране определение ЗОЖ (уч-ся делают записи в тетради)
На экране вредные привычки (уч-ся делают записи в тетради)
Упражнение “Анализ вредных привычек”
Один из уч-ся записывает общее мнение группы по данному вопросу. Запись проводим ручками, карандашами, фломастерами разного цвета (для каждой группы свой цвет).
Вопросы для групп.
1. Дайте определение понятию вредные привычки и опишите симптомы их проявления.
2. Курение – одна из самых распространенных вредных привычек. Дайте определение термину курение и перечислите основные признаки.
3. Алкоголизм — тоже вредная привычка. Какова его природа (почему человек начинает пить)? Какой вред для человека приносит увлечение алкогольными напитками?
4. Компьютерная зависимость — вредная привычка или норма? (Обоснуйте свой ответ)
Психологический комментарий: упражнение позволяет уч-ся осознать опасность вредных привычек
Просмотреть листочки, зачитать и обобщить
НА экране — курение…
— алкоголь, алкоголизм…
наркомания…
(Учащиеся делают записи в тетради)
Физкультминутка
5. Работа с дополнительной литературой, поиск информации в Интернете. Выступление групп. (Приложение)
Группа-1
“КУРЕНИЕ”
— Влияние на здоровье.
— Помощь при никотиновой зависимости.
“АЛКОГОЛИЗМ”
— Факторы риска.
— Влияние на здоровье.
— Симптомы алкогольной зависимости.
Группа-2
“НАРКОМАНИЯ”
— Факторы риска.
— Влияние на здоровье.
— Видимые признаки наркомании.
— Признаки абстиненции.
— Поведенческие признаки наркомании.
6. Обобщение.
Сейчас мы все вместе оформим лист ватмана, который назовём “Представление о здоровье…”, и повесим в классе. На ватмане вы должны отобразить самые яркие ассоциации со словосочетаниями “ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ” и “ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ”. Кроме того, выписать основные признаки различного рода психологической зависимости.
Упражнение позволяет учащимся осознать и обобщить опыт, который они получили в ходе занятия.
7. Обратная связь “Откровенно говоря” (анонимная анкета).
8. Подведение итогов. Рефлексия. Учитель спрашивает, что ребятам понравилось, что нового они для себя узнали, что запомнилось больше всего?
9. Домашнее задание — приготовить памятки.
Литература
- Я и здоровый образ жизни//Биология в школе. -2008. - №4.
- http://www.bydzdorov.ru/18alk.html
- http://www.bydzdorov.ru/20nark.html
- http://www.bydzdorov.ru/19kur.html
Классный час — тренинг по теме «Здоровый образ жизни»
ГОЛОВНА НОВИНИ УЧНЯМ ВЧИТЕЛЯМ БАТЬКАМ ФОТОГАЛЕРЕЯ КОНТАКТИ КАРТА САЙТУ
/ Классный час — тренинг по теме «Здоровый образ жизни» в 11-х классах.
Урок-тренинг «Здоровый образ жизни»
Цель: показать значимость здоровья для каждого учащегося и для общества в целом.
Задачи:
вместе с учащимися прийти к выводу, что их здоровье на 50% зависит от них самих;
научить некоторым способам сохранения здоровья;
способствовать выработке умения противостоять вредным привычкам.
Оснащение: листы бумаги А-4, фломастеры, ватман, магниты, клей, скотч, дерево, разноцветные яблоки, разноцветные треугольники, две корзины, таблички с основными определениями, указатели вредных привычек.
Ход тренинга:
І. Знакомство
Здравствуйте. Мы встречаемся с вами каждый день, но в таком составе, в таком качестве (в кругу друзей) встретились впервые. Нам всегда не хватает времени поговорить о наболевших вопросах, поэтому сегодня, в кругу друзей мы хотим поговорить о здоровом образе жизни. Форму беседы мы выбрали тренинг.
Тренинг- это урок активной мыслеречевой деятельности учащихся
Прежде чем начать наш разговор давайте еще раз напомним друг другу свое имя.
Вы все принимали участие в тренингах. Напомним правила тренинга.
Правила работы
Тактичность
Рассудительность
Адекватность
Добровольное участие
Правило одной поднятой руки
Независимость
Активность
Если вы хотите что-то добавить, пожалуйста.
При встрече мы здороваемся, т.е. желаем здоровья. Давайте возьмемся за руки и пожелаем здоровья друг другу.
Мозговой штурм
С чем, по-вашему, ассоциируется здоровье.
— Здоровье, по-моему, — результат любви человека к себе. (большой дар)
После обсуждения тренер предлагает определение Всемирной организации охраны здоровья: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков».
(определение повесить на доску)
ІІ. Упражнение «От чего зависит здоровье?»
Цель: определить, что собственное поведение, образ жизни является главнейшим фактором, влияющим на здоровье человека.
Ход упражнения
Вы знаете, что на здоровье человека влияет очень много факторов: наследственность, состояние здравоохранения, окружающая среда, образ жизни и многие другие. Мы предлагаем вам на яблоках написать наиболее влиятельный фактор, и повесить яблоко на дерево.
— Я считаю , что это образ жизни.
Полученные результаты обсуждаются в группе.
Затем тренер предлагает результаты научных исследований расположить по важности влияния тех или иных факторов на здоровье человека.
От чего зависит здоровье?
Наследственность
20%
Здравоохранение
10%
Окружающая среда
20%
Образ жизни
50%
ІІІ. Упражнение . «Путь здоровья»
Цель: активизировать видение участниками того, что является здоровым образом жизни, в каких действиях и поступках он проявляется.
Ход упражнения
Участники объеденяються на три- четыре подгруппы (разноцветные фигурки), каждая из которых получает задание: на ватмане изобразить «Путь здоровья». Написать действия и поступки, которые, по мнению участников, способствуют здоровому образу жизни. Каждая подгруппа презентует свой «путь». Затем все варианты объединяются в один «путь».
Подвижная часть:
Я могу махать рукой,
Я могу крутить ногой,
Я могу в ладоши хлопать,
Я могу ногами топать,
Я могу присесть и встать
И сначала все начать.
IV. Упражнение. «Что такое здоровый образ жизни?»
Цель: сообща дать определение здоровому образу жизни; показать отрицательное влияние вредных привычек.
Мы предлагаем вам побывать в роли стилистов. Участники делятся на группы: «мальчик», «девочка», «мужчина», «женщина»
На ватмане вы должны выработать стиль жизни для своего героя.
Безопасное поведение
Стиль жизни
Отсутствие вредных привычек
Благоприятные условия труда
Полноценное питание
Нормальные бытовые условия
Двигательная активность
Затем дается научное определение: «здоровый образ жизни — это осознанное, активное отношение к собственному здоровью, аккумулирование определенных позитивных или нейтрализация негативных факторов, внешних и внутренних.
— Что мешает нам вести здоровый образ жизни?
Ответ: Вредные привычки.
— Какие существуют вредные привычки?
Ответы фиксируются на ватмане (доске).
V. Упражнение » Как научиться говорить «НЕТ!»
Цель: формировать навыки убедительно высказывать свою позицию по отношению к вредным привычкам и предложениям по приобщению к ним.
Ход упражнения:
У каждого в жизни бывает ситуация когда нужно сказать «нет». Всегда ли человек может сказать это «нет», сказать так, чтобы окружающие поняли, что вас действительно нельзя уговорить.
Ведущий выбирает двух добровольцев (мальчика и девочку) для участия в ролевой игре и дает им лист бумаги с написанной инструкцией. Каждая инструкция состоит из диалога между мальчиком и девочкой и одной из предложенных ситуаций.
Мальчик: Чего ты боишься? Давай попробуем, все будет хорошо!
Девочка: Нет, я не хочу!
Ситуации:
Пойти вместе на вечеринку
Вместе попробовать наркотики.
Ведущий поясняет участникам, что они должны использовать слова только из приведенного диалога, ничего не добавляя от себя.
Потом пара разыгрывает свою ситуацию несколько раз, используя разные подходы: изменяя тон или тембр голоса, позы, жесты, мимику и т. д.
Пока игроки готовятся, предлагаю вам пройти круг «нет». Каждый из вас должен произнести свое твердое, решительное «нет»
После окончания ролевой игры ведущий ставит группе вопросы и коротко записывает на доске ответы.
Вопросы для обсуждения:
Какие приемы использовали «актеры», чтоб сказать «Нет»?
Всегда ли Вы верили в искренность тех, кто говорил «Нет»?
Когда именно Вы почувствовали, что все уговоры напрасны и участник (участница) диалога не согласится на предложение?
Что именно в поведении «актера» заставило Вас поверить, что «Нет!» действительно означает отказ?
В обсуждение ролевой игры важно обратить внимание участников на такие выводы: мы сами отвечаем за свои решения, за то, чтоб установить соответствующие нравственные границы. Частью этого процесса является умение говорить «Нет!», и это умение надо тренировать, чтобы быть готовым сказать «Нет!» тому, что может повредить твоему здоровью в реальной жизни.
Вывод:
Мы провели с вами замечательную беседу о здоровом образе жизни. Возможно, у какого-то из вас изменилось мнение о факторах здорового образа жизни. Я предлагаю вам собрать урожай с нашей яблони и разместить в корзины «общество» и «я сам» в зависимости от того, что по-вашему влияет на здоровье человека.