Неделя ЗОЖ: программа и подготовка + мое меню на неделю
К необходимости недели здорового образа жизни для себя я пришла, когда писала пост о моих тренировках и размышляла, почему я не замечаю выраженных результатов. Однозначно, беспорядочное питание, увлечение сладким (и божественными круасанами, которые продаются около работы) и сидячий образ жизни (три часа занятий в зале в неделю — это просто ничто) делают свое дело и от этого нужно избавляться. Поэтому я решила ровно семь дней пожить по всем принципам ЗОЖ (добавив к ним мои представления о здоровье), как бы это ни было тяжело. Надеюсь, что я войду во вкус, и это станет первым шагом на пути к новой жизни)Почему всего неделя? Потому что в процессе перемен в жизни очень тяжело осознавать, что ты должен делать что-то в течение всей жизни (например, правильно питаться, чтобы быть здоровым). Многие на этом моменте опускают руки, да я и сама часто спотыкалась об это «навсегда». Между тем, абсолютно ко всему можно привыкнуть и часто достаточно всего недели чтобы понять, что вам нравятся изменения. Далеко ходить не надо — стоило мне отходить первые пять занятий в тренажерный зал и я начала делать это автоматически два-три раза в неделю и, при этом, испытывать искреннее удовольствие. Хотя раньше я не думала, что мне придется всю жизнь себя заставлять. То есть вот первая истина — нужно преодолеть первый барьер, начать что-то делать регулярно хотя бы неделю и попробовать получить удовольствие от процесса, чем мы и займемся)
Хотелось бы сразу оговориться, что программу я составляла сама, и я человек без медицинского образования. Поэтому я не гарантирую правильность всего того, что буду описывать ниже. И мое меню — это не строгая диета для похудения, а попытка перейти на правильное, на мой взгляд, питание.
Принципы и тематические дниДля каждого они могут быть свои и все зависит от целей. Я опишу то, что нужно именно мне — полезные продукты, регулярные приемы пищи, режим дня, свежий воздух и двигательная активность.
- Подъем ежедневно в 8:00. Спать ложиться в 23:30.
- За час до сна, с 22:30, — никаких гаджетов, экранов и т.д. Можно только что-то слушать (я лечу глаза, поэтому мне нужно давать им больше отдыха)
- Правильное четырехразовое питание: мясо, курица, рыба, яйца, крупы, овощи, фрукты, зелень, орехи, сухофрукты, молочные продукты. Конечно же, полный отказ от мучного (я настроена подсушиться), фаст фуда, алкоголя, сладостей (максимум качественный горький шоколад в маленьких количествах), соусов, газированных сладких напитков. Вот здесь вот подробный и любимый мною гид по правильному питанию, который объясняет, что нужно есть и в каких количествах.
- Разминка утром и вечером, а также каждые три часа на работе и если долго сижу.
- Три раза в неделю — спорт: тренажерный зал, лыжи, йога.
- Проводить на воздухе не менее часа в день! Выходить на пару остановок раньше или перед сном прогуливаться дополнительно. Главное дать себе подышать воздухом достаточное количество времени, проветрить мозг и побыть с самой собой. В этот час не нужно переваривать в голове мысли о рабочем дне и заботах, просто помедитируйте — находитесь здесь и сейчас, насладитесь окружающим (для этого нудно тепло одеться!), прислушайтесь к себе.
Также на этой неделе я хочу уделить особое внимание некоторым сферам, поэтому устрою тематические дни (через один):
- Расхламление. Здоровый образ жизни — это не только спорт и правильное питание, но и чистое пространство, в которым вы пребываете. Оно влияет на нас больше, чем мы думаем. В такую важную неделю хочется очистить квартиру от хлама — не обязательно выкидывать что-то, просто сложите в коробки все то, что считаете лишним и что давно потеряло значимость и положите их в шкаф/кладовую/балкон. Вы потом решите, что с этим делать и может быть эти коробки так и отправятся на мусорку, либо вещи вернуться на места. В любом случае вы попробуете пожить без хлама хотя бы неделю!
- День СПА. А ведь уход за своим телом, массаж, релакс — так же полезны для организма. И это не просто капризы, а часть здорового образа жизни. Массаж разгоняет кровь по телу и расслабляет мышцы, уход за телом делает здоровыми кожу и волосы, а все в комплексе позволяет расслабиться и снимет психологическую усталость.
- Зож для мозгов. Эту часть тела тоже надо поддерживать в форме. А мы, чаще всего, все делаем на автомате и мозг деградирует. В этот день я хочу начать учиться чему-то новому и продолжить заниматься английским (я давно на него подзабила, но два часа этого дня будут посвящены ему!).
- Цифровой детокс. Этот день нужно использовать как возможность отдохнуть от электроники, дать глазам прийти в себя, побыть наедине с собой или побыть с любимыми людьми. Можно делать все, что угодно, но без компьютера, телевизора и телефона (только звонки). Я в этот день планирую подвести итоги эксперимента на бумаге.
Что я жду от этой недели? В первую очередь я хочу почувствовать вкус правильного питания, пусть и насильно, и отучиться от всякой вредной гадости. Надеюсь, что идеальная неделя будет мне мотивацией и я смогу дальше придерживаться вышеперечисленных принципов. Для меня это важно, потому что вся вредная пища мигом отпечатывается у меня на лице (прыщами) и воздействует на все системы организма, обеспечивая мне неприятности. Также я хочу начать больше времени проводить без гаджетов и на воздухе, начать прислушиваться к себе.
Мои отчеты будут ежедневно выходить в ИНСТАГРАМ (так и удобнее, и эстетичнее, и быстрее), а в следующий понедельник я соберу все отчеты в один пост в жж. Сама я стартую в понедельник и всех приглашаю присоединиться (не важно с какого дня). Ставьте хэштег #неделяЗОЖ или же просто пообщаемся с вами по итогам в комментариях к посту)marvianna.livejournal.com
Рабочая программа по ЗОЖ «Формула здоровья»
Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан
Восточный межрайонный центр «Семья»
«Одобрено» «Утверждено»
Методическим советом Директор ГБУ РБ
протокол № _____ Восточный МЦ «Семья»
от «_____» _________ 2019 г. ________ В. Н. Храмцов
Проект модифицированной программы по
формированию здорового образа жизни
«Формула здоровья»
Модифицированная программа рассчитана на детей от 10 до 14 лет.
Срок реализации модифицированной программы 1 год.
Составитель:
воспитатель отделения социальный приют
для детей и подростков в г. Белорецк
Руднева Ольга Филипповна
г. Белорецк — 2019 г.
Содержание стр
1. Пояснительная записка 3
Направленность программы 3
Новизна программы 4
Актуальность работы 4
Педагогическая целесообразность 4
Цель программы 4
Задачи программы 4
Принципы работы 5
Нормативно-правовые документы 6
Отличительные особенности программы 7
Условия реализации программы 7
Формы и методы реализации программы 7
Ожидаемые результаты 8
Ресурсное обеспечение программы 9
Учебно-тематический план 9
Содержание программы 11
Форма контроля 15
Методическое обеспечение 17
Аннотация программы 18
1. Пояснительная записка
Быть здоровым – это естественное стремление каждого человека.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения людей к своему здоровью, здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
С каждым годом растет заболеваемость учащихся. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушения со стороны центральной системы.
Важную роль сохранения здоровья имеет правильный образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствие вредных привычек.
Осознание ценности здоровья должно явиться стимулом осознания личной потребности в нем. Одной из задач воспитательного процесса является задача формирования мотивации здорового образа жизни.
Здоровье – самая большая для человека ценность. Чтобы вырастить здорового и жизнелюбивого человека, необходим особый образ жизни – здоровый.
Направленность программы
Модифицированная программа по формирования здорового образа жизни «Формула здоровья» для воспитанников отделения социальный приют для детей и подростков в г. Белорецк от 10 до 14 лет разработана на основе Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Программа направлена на обучение детей здоровому образу жизни и их воспитанию, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности детей.
Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка.
Новизна программы
Новизна заключается в содержании практической части программы, которая методически ориентирована на переход от технологий педагогической коррекции утраченного здоровья к технологиям сбережения, создания и сотворения собственными усилиями, переход от пассивной позиции в отношении своего здоровья к активной позиции здоровье-сбережения.
Актуальность программы
Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касается детей и подростков.
Здоровый образ жизни воспитанника – это условия не только здоровья, но и дальнейшей успешной учебы, работы, семейной жизни. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у детей убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни. Проблемы физического здоровья важны и актуальны, иными словами, здоровью надо учить, поэтому этой проблеме надо уделять большое внимание. Проанализировав заболеваемость за последние четыре года.
УРОВНЬ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ (%)
ГодОсмотрено
Зарегистрировано
I место по виду заболеваия
2015
73
217
Болезнь крови 50%
2016
63
168
Психическое расстройство и поведение 21.4 %
2017
99
271
Психическое расстройство и поведение 18.1 %
2018
73
192
Психическое расстройство и поведение 19.3 %
Педагогическая целесообразность
Программа «Формула здоровья» помогает ребенку организовать свое свободное время через занятия спортом и совместную творческую деятельность, получить информацию о здоровом образе жизни и последующем становлении ребенка, как личности.
Цель программы
Цель программы: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.
1.6. Задачи программы:
Образовательные задачи:
Формировать целостную картину мира и осознание своего места в нем.
Сформировать научное понимание сущности здорового образа жизни.
Продолжать формировать знания, умения, навыки, позволяющие использовать здоровый образ жизни.
Развивающие задачи:
Развивать у детей потребность в создании здоровой окружающей среды в школе и семье.
Продолжать развивать мышление на основании полученных знаний и применение их в конкретных условиях.
Воспитательные задачи:
Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью.
Формировать установку на здоровый образ жизни.
Формировать у воспитанников осознанного выбора здорового образа жизни
Принципы работы:
Принцип триединого представления о здоровье. Единство здоровья физического, психологического и духовно-нравственного.
Принцип комплектности и междисциплинарности. Тесное согласованное воздействие педагога, психолога, мед.работника.
Принцип приоритета позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями). Один из важнейших общепедагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики.
Принцип приоритета активных методов обучения. Эффект достигается во-первых, за счёт снижения риска появления у школьников переутомления; во-вторых, за счёт несравненно более гармоничного развития личности в условиях активного включения в процесс постижения таинств жизни, именуемый образовательным.
Принцип сочетания охранной и тренирующей стратегии. Стимулировать процесс развития личности, формирования, укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма на таком уровне напряжения сил и возможностей, при котором проявление заботы о перспективах развития и жизнедеятельности организма не вступает в противоречие с заботой об актуальном состоянии и здоровье человека.
Принцип отсроченного результата. Личностные изменения, определяющие систему отношений и рисунок поведения человека, формируются длительно и доступно.
Режим занятий
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Нормативно – правовые документы:
Программа «Формула здоровья» разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:
Конвенция ООН «О правах ребенка»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.2004 № 124-ФЗ;
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
СанПиН 2.4.3259-15 от 01.09.2015 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Отличительные особенности программы:
Одной из наиболее важных отличительных особенностей программы являются условия ее реализации — круглосуточное пребывание воспитанников в стационарном учреждении социальный приют для детей и подростков, что позволяет проводить занятий и подготовку к ним в удобное как для детей, так и для воспитателя время, используя дифференцированный подход к каждому воспитаннику, учитывая его эмоционально – психологическое состояние и способности умственного развития.
Данная программа обеспечивает формирование культуры здорового образа жизни через непосредственно воспитательную деятельность, обеспечивающую включение детей в разные виды деятельности.
Условия реализации программы
Программа предназначена для реализации в условиях социального приюта с детьми от 10 до 14 лет. Работа по программе осуществляется в период учебного года в форме организованных занятий и в каникулярное время. В форме организации спортивных праздников, теоретических и практических занятий, бесед, тренингов, ролевых игр, конкурсов рисунков, диспутов, дней здоровья.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся 4 раза в месяц. Максимальное количество часов в году – 36.
1.11. Формы и методы реализации программы
Формы и режим занятий
Основная форма организации деятельности детей на занятии – групповая. Занятия предполагают также деление группы детей на подгруппы, если этого требует форма проведения занятия.
Программа предполагает следующие формы проведения занятий:
игры-соревнования,
эстафеты,
викторины,
беседы,
диалоги,
наблюдения,
посиделки,
походы,
праздники,
турниры.
В работе применяются такие методы, как:
Словесные: инструкция, рассказ, беседа, описание;
Наглядные: демонстрация, показательное выступление;
Практические: выполнение упражнений, игры спортивные, сюжетные и ролевые, экспериментирование, опыт спортивный, исследование, поиск, изучение, игровые обучающие ситуации, игровые воображаемые ситуации, игры-драматизации, сценки, инсценировки, игры парами, игры-диалоги.
1.12. Ожидаемые результаты
Применяемые методы и формы обучения способствуют эффективности воспитательной работы с детьми, обеспечивают последовательное укрепление здоровья, физического и двигательного развития детей. Результативность деятельности воспитанников по итогам внедрения здоровьесберегающих технологий в образовании детей среднего школьного возраста оценивается через разработанную систему мониторинга качества получаемых знаний и навыков.
В результате совместной деятельности педагога, воспитанников, к концу учебного года дети должны:
1. Активно использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни, в ситуации выбора здорового образа жизни, во всех аспектах своей деятельности и иметь потребность к систематическому сохранению и приумножению своего здоровья.
2. Уметь применять навыки сохранения здоровья в необходимой ситуации, самостоятельно предупредить утомление, понимать и стремиться к переходу к другому виду деятельности, к смене статики на активные движения.
3. Демонстрировать правила безопасного поведения в окружающей среде.
4. Иметь положительную динамику в формировании здорового состояния организма.
5. Иметь систему представлений о себе, своем теле и организме; осознавать свою индивидуальность, проявлять чувство самоценности, любви к себе и окружающим.
6. Получать удовольствие и радость при выполнении простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры, культуры закаливания, питания; удовлетворённость результатами индивидуальных и совместных действий, радость и доброжелательность общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни.
1.13. Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение программы
Администрация ГБУ РБ Восточный МЦ «Семья» и отделения социальный приют для детей и подростков в г. Белорецк проводит осуществление общего контроля над педагогами, их педагогической деятельностью и деятельностью коллектива, анализирует коррекционно-реабилитационную деятельность.
Воспитатель осуществляет реализацию программы в системе воспитательной работы, используя современные технологии, ведёт работу по распространению педагогического опыта по развитию и становлению творческой личности.
Методическое обеспечение программы:
1. Кабинет для занятий кружка (хорошо освещенный, проветриваемый,).
2. CD – диски, DVD – диски с музыкальным сопровождением утренней зарядки, аэробика, флешмоб.
3. Материалы для физической подготовки (мячи, обручи, скакалки, кегли, лыжи, коньки и т.д.)
5. Компьютер, мультимедийный проектор.
6. Музыкальный центр.
7. Столы, стулья.
Учебно-тематический план
Наименование темИз них
теория
практика
1
Введение
1
—
2
Движение – это жизнь
1
—
3
День бегуна
0,5
0,5
4
Если ты здоров, постарайся сделать здоровым того, кто рядом
1
—
5
Курильщик – сам себе могильщик
1
—
6
Осенний кросс
—
1
7
Предупреждение заболеваний
0,56
0,5
8
Рецепты народной медицины
1
—
9
Трезвость – норма жизни
1
—
10
День здоровья
0,5
0,5
11
В здоровом теле — здоровый дух
1
—
12
Токсикомания и ее последствия
1
—
13
Как сохранить иммунитет
0,5
0,5
14
Веселые старты
—
1
15
Как не стать наркоманом
1
—
16
Шаманы, знахари, целители
1
—
17
Духовное здоровье
1
—
18
Лыжный кросс
—
1
19
Наркотики и здоровье
1
—
20
Нравственное здоровье
1
—
21
Здоровый образ жизни
1
—
22
Конкурсы антирекламм
0,5
0,5
23
Между нами, девочками
0,5
0,5
24
Переходный возраст у мальчиков
0,5
0,5
25
Психологическое здоровье
1
—
26
Конкурс рисунков и плакатов по ЗОЖ
—
1
27
Китайская медицина – Цигун
0,5
0,5
28
Акция «За здоровый образ жизни»
0,5
0,5
29
Неделя здоровья
0,5
0,5
30
Готовимся к семейной жизни
1
—
31
Мужественность – это сила ума или сила духа
1
—
32
Весенний кросс
—
1
33
Встреча с узкими специалистами
1
—
34
Товарищеская встреча по футболу
—
1
35
Поход
—
1
36
Итоговое занятие (что такое ЗОЖ)
0,5
0,5
Итого
23,5
12,5
Содержание программы.
Введение.
С чего все началось. Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Все живоев природе растет и изменяется. Что такое здоровый образ жизни?
Движение – это жизнь.
Расширить представление детей о спорте, вызвать интерес к спорту и физическим упражнениям. Укрепление здоровья детей.
День бегуна.
Спортивный праздник .
Секундомер, старт, финиш, Спринтер и Стайер. Желание бегать, техника бега.
Если ты здоров, постарайся сделать здоровым того, кто рядом.
Беседа о ценностном отношении к своему здоровью. Расширение знаний о простудных заболеваниях с целью их профилактики. Знакомство с мерами по сохранению здоровья. Составление памятки – рисунка по профилактике простуды и гриппа.
Курильщик – сам себе могильщик.
Рассказ о возможных последствиях никотина на организм человека. Знакомство с химическим составом табачного дыма, его вредными свойствами. Паталогогическая реакция организма на поступление никотина
Осенний кросс.
Предупреждение заболеваний.
Принципы здорового питания, закаливание и занятие спортом. Укрепление здоровья через физические упражнения и минутки. Формирование желания вести здоровый образ жизни.
Рецепты народной медицины.
Что такое народная медицина. Значение и применение лекарственных трав. Бережное отношение к природе.
Трезвость – норма жизни.
Что такое алкогольная зависимость? Вредное воздействие алкоголя на организм человека. Устойчивый навык неприятия алкоголя. Активное противостояние пагубным привычкам.
День здоровья.
Положительный настрой и благоприятная обстановка. Как много значит здоровье в жизни человека. Желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Укрепление здоровья подростков. Повышение сопротивляемости к заболеваниям.
В здоровом теле — здоровый дух.
Культурно – гигиенические навыки.
Соблюдение личной гигиены. Режим дня.
Витами. Полезные продукты.
Токсикомания и ее последствия.
Понятие «Токсикомания». Губительное действие на здоровье человека одурманивающих средств. Ответственное отношение к своему здоровью. Умение противостоять и отстаивать свою жизненную позицию.
Как сохранить иммунитет.
Что такое иммунитет? Как прожить, что бы не стареть? Специфический и неспецифический иммунитет. От чего зависит иммунитет. Питание, психологическая атмосфера, сон, движение, прогулки, закаливание, витамины.
Веселые старты.
Как не стать наркоманом.
Мифы о наркотиках. Опасности, связанные с употреблением наркотиков. Кто такие наркоманы? Отрицательное отношение к наркотикам. Учить противостоять давлению сверстников. Воспитание активной жизненной позиции.
Шаманы, знахари, целители.
Целители – травники. Магическая помощь в лечение организма. Что такое обряды, имеют ли они какой вред. Современная медицина. Благоприятные зоны для исцеления. Где искать долголетие и здоровье?
Духовное здоровье.
Подростковый период. Проблемы связанные со здоровьем в подростковый период. Гиподинамия. Стресс и его влияние. Вредные привычки.
Лыжный кросс.
Наркотики и здоровье.
Навыки анализа и критическая оценка к информации о наркотиках. «Наркотики» , «Наркомания», «Наркотическая зависимость».
Твое состояние, твое будущее .
Нравственное здоровье.
Что такое нравственность, нравственное здоровье. Четыре правила нравственности. Мотивы нравственного поведения. Внутренние духовные качества. Мораль. Этический словарь.
Здоровый образ жизни.
Понятие «Здоровье человека».
Позитивные, негативные факторы, влияющие на здоровье человека.
Всемирная Организация Здравоохранения. Игры «Здоровое покаление».
Конкурсы антирекламм.
Между нами, девочками.
Здоровье девочки – подростка.
Половое созревание девочки и сохранение женского здоровья. Правила гигиены девочки и здоровый образ жизни.
Переходный возраст у мальчиков.
Здоровье юноши.
Половое созревание мальчиков. Симптомы переходного возраста. Психологическое развитие подростков. Гигиена и уход за телом. Увлечение и интересы.
Психологическое здоровье.
Подростковый возраст — переход от детства к взрослой жизни. Успеваемость в школе. Построение взаимоотношений со сверстниками.
Интересы и увлечения
Во внеурочное время. Утомляемость и недостаток энергии и интереса к действиям. Низкая самооценка.
Конкурс рисунков и плакатов по ЗОЖ.
Китайская медицина – Цигун.
Что такое – Цигун. Основные особенности Цигун. Оздоровительный эффект. Важнейшие принципы занятий.
Акция «За здоровый образ жизни».
Неделя здоровья.
Готовимся к семейной жизни.
Беседа – диалог. Понятия «Семья», «Счастливая семья».
Роль семьи в жизни человека. Ценности семейных отношений.
Мужественность – это сила ума или сила духа.
Понятие «Мужественность», мужская честь благородство , достоинство, умение быть защитой и поддержкой. Сила духа, сила воли.
Весенний кросс.
Встреча с узкими специалистами.
Товарищеская встреча по футболу.
Поход.
Итоговое занятие (что такое ЗОЖ).
Форма контроля
В анкетировании принимали участие воспитанники от 10 до 14 лет. Им было предложено ответить на вопросы разработанной анкеты. Вопросы анкеты были составлены с целью выявить знания детей по ведению здорового образа жизни, увлечение спортом детей среднего школьного возраста.
АНКЕТА «Занимаетесь ли Вы спортом?Ответы на вопросы анкеты «Занимаетесь ли Вы спортом?»
АНКЕТА «Что такое на Ваш взгляд «Здоровый образ жизни»»
Не пить
Не курить
Заниматься спортом
Не употреблять наркотики
Полноценно питаться
Ответы на вопросы анкеты «Что такое, на Ваш взгляд «Здоровый образ жизни»»
Список литературы.
1. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» — М.,2003.
2. Татарникова Л.Г. «Российская школа здоровья и индивидуального развития детей»- Санкт – Петербург, 2004г.
3. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни»- Новосибирск, 2005г.
4. Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. «Режим дня младшего школьника» М., 2002г.
5. Ирхин В., Ирхина И. «Учитесь на здоровье» М., 2008г.
6. Журнал «Здоровье школьника» № 3,9, 10 2008г.
7. Журнал «Здоровье детей» № 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 2008 г
Опубликовано 31.03.16 в 07:13 в группе «Физкультура и спорт»
Аннотация программы
Программа «Формула здоровья» предназначена для детей среднего школьного возраста. Целью программы является укрепление физического здоровья детей с помощью системы физкультурно-оздоровительных и ознакомительных занятий. Это организация досуга, где сохранены все условия для веселья, самоутверждения и применения полученных знаний на практике путем вовлечения в игровую деятельность, где дети соревнуются в ловкости, быстроте, изобретательности, находчивости, логическом мышлении, развитие речи и ряде других качеств. Программа предназначена для реализации в системе дополнительного образования детей.
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранение здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наши дети — это наше будущее. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентоспособной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение. Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.
infourok.ru
Программа «Формирование здорового образа жизни»
«РАССМОТРЕНО»На заседании педагогического совета
Протокол № 1 от « 27 » августа 2017г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МКОУ «СОШ №1 с.Алтуд»
___________ М.Г. Гендугов
Приказ № от «31» августа 2017г.
ПРОГРАММА
Программа по формированию ЗОЖ
«Формирование здорового образа жизни»
Проблемы здоровья населения России, и в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Всё чаще вспоминаются слова классика о том, что «Здоровье – это не всё, но без здоровья всё – ничто». Поэтому и обсуждать эти проблемы стали достаточно часто.
Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несёт и система образования. Период взросления человека, приходящийся на время его пребывания в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния его здоровья, притом, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли педагог равнодушно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Одним из ответов на этот во многом риторический вопрос стала программа «Формирование здорового образа жизни», согласно которой здоровьесберегающие технологии становятся составной частью учебно-воспитательного процесса в школе.
Актуальность программы
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни, а также организация работы по её реализации составлена в соответствии с учётом реального состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения школьников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
Цель программы
создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование основ сохранения здоровья, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Программа предусматривает решение школой следующих задач:
1. Создание оптимальных гигиенических и экологических условий для образовательного процесса.
2. Организация образовательного процесса, предотвращающего формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.
3. Обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями.
4. Включение в учебные планы для всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни.
5. Подготовка педагогического коллектива к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий.
6. Обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укрепить своё здоровье.
7. Проведение диагностики и мониторинга динамики состояния здоровья учащихся.
8. Проведение работы с родителями учащихся, направленной на формирование в семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для работы с детьми и подростками 6 — 18 лет.
Участники программы
учащиеся МКОУ «СОШ № 1 с. Алтуд»;
классные руководители;
учителя-предметники;
школьная медсестра;
школьный психолог;
родители.
Прогнозируемый результат
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни, жизненного стиля, предполагает что, учащиеся должны научиться:
называть и узнавать опасности для здоровья человека; способы их предотвращения; правила здорового и безопасного образа жизни; правила организации учебного труда;
как следует заботиться о своём здоровье: правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешного учебного труда; опасность для здоровья и учебы снижения двигательной активности, курения, алкоголя, наркотиков, инфекционных заболеваний;
основам здоровьесберегающей учебной культуре;
здоровьесозидающему режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию;
противостоянию вредным привычкам;
высказывать свое отношение к проблемам в области здоровья и безопасности;
организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов.
Программа «Мы здоровыми растём» предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию (срок реализации программы неограничен)
План внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в работу школы
п/п
Проводимая работа
Сроки выполнения
Ответственные
1.
Разработать школьную программу по формированию ЗОЖ «Формирование здорового образа жизни»
Август
Зам.директора по ВР,
социальный педагог
2.
Обеспечить проведение мониторинга здоровья учащихся и происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья
Сентябрь-октябрь
Педагог-психолог, классные руководители
3.
Учитывать результаты мониторинга при составлении отчётов школы, при разработке программы развития
Постоянно
Классные руководители
4.
Обеспечить соблюдение требований СанПиНов к санитарно- гигиеническим условиям в школе
Постоянно
Классные руководители
5.
Включить в школьную программу мероприятия по профилактике основных «школьных болезней» и дезадаптационных состояний
Классные руководители
6.
Обеспечивать благоприятное (педагогическое и психологическое) влияние каждого учителя на своих учеников во время проведения уроков, с максимальной индивидуализацией этого воздействия
Постоянно
Классные руководители
7.
Обеспечить необходимый уровень грамотности школьников и педагогов по
вопросам здоровья через
воспитание у школьников культуры здоровья
Постоянно
Классные руководители
8.
Создавать условия, позволяющие целенаправленно формировать, укреплять и восстанавливать здоровье учащихся и педагогов
Администрация школы
План организации работы школы
по здоровьесберегающим технологиям
п/п
Проводимая работа
Сроки выполнения
Ответственные
1.
Составление расписания, позволяющего распределить
нагрузку в течение дня, недели, учебного года в
соответствии с гигиеническими требованиями СанПиНов
Сентябрь, январь
Администрация школы
2.
Выбор учебных программ, учебных технологий, оптимальных с точки зрения влияния на здоровье учащихся
Постоянно
Учителя-предметники
3.
Формирование благоприятного психологического климата в школе в целом
Постоянно
Администрация школы
4.
Проводить социально-психологические тренинги
Систематически
Психолог
5.
Координировать отдельные формы, методы, направления работы для создания в школе «моды» на здоровый образ жизни
Систематически
Администрация школы
6.
Разработать и проводить: зарядку, физкультминутки, динамические паузы
Ежедневно
Учителя-предметники
7.
Привлекать родителей для занятий со школьниками физкультурой и спортом
Постоянно
Классные руководители
8.
Организовать рациональную работу школьной столовой
Постоянно
Администрация школы
9.
Эстетическое оформление столовой
Постоянно
Администрация школы
10.
В учебных кабинетах сделать функциональную расстановку мебели, позволяющую легко проводить физкультминутки
Учителя-предметники
11.
Оборудовать учебные кабинеты плакатами и стендами для гимнастики зрения
Постоянно
Администрация школы
12.
В планы уроков включать физкультминутки, вопросы по тематике здоровья
Постоянно
Учителя-предметники
13.
На уроках следить за детьми, входящими в группу риска и корректировать осанку и зрение
Постоянно
Учителя-предметники
14.
Организовать работу «Родительского всеобуча» по вопросам детского здоровья
Сентябрь
Классные руководители
15.
Организовать дежурство по школе с учётом требований
СанПиНов
Сентябрь
Администрация школы
План мониторинга состояния здоровья школьников
и здоровьесберегающей работы школы
Направления диагностики и мониторингаСроки проведения
Учёт особенностей физического состояния и развития учащихся
Сентябрь (ежегодно)
Определение тотальных признаков физического развития
Октябрь (ежегодно)
Ориентировочная оценка состояния здоровья учащихся
Ноябрь
(ежегодно)
Оценка работы школы и учителя в сфере охраны здоровья учащихся и реализации здоровьесберегающих технологий
Май, июнь
(ежегодно)
План занятий
«Родительского всеобуча» по вопросам детского здоровья
Темы занятийСроки проведения
Здоровый образ жизни в семье – счастливое будущее детей
Октябрь
Психологические особенности внутрисемейных отношений. Воспитание неприязни к алкоголю, табакокурению, наркотикам
Декабрь
Профилактика и предупреждение «школьных болезней»
Февраль
«В здоровом теле – здоровый дух»: о правилах закаливания, питания, режиме дня школьника и т. п.
Апрель
План занятий с педагогами
Темы занятийСроки проведения
Психологические особенности учителя. Проблема профессиональных деформаций
Сентябрь
Советы учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни
Октябрь
Здоровье и самосовершенствование учителя
Ноябрь
Учитель и стрессы
Декабрь
Питание для мозга
Январь
Как уберечь свой позвоночник от деформации
Февраль
Как носить тяжести, облегчая свою жизнь
Март
Что делать, если возникли незначительные проблемы со здоровьем
Апрель
Отпуск – время больших возможностей
Май
План мероприятий с обучающимися
Сроки проведенияМероприятия
Участники
Сентябрь
Диагностика здоровья учащихся
1-11 классы
Организация дежурства по школе с учётом санитарно-гигиенических норм
6-11 классы
Выставка фотографий «Как я провёл лето»
1-8 классы
Выставка рисунков, конкурс мини-сочинений
«Как я провёл лето»
Выставка поделок «Чем я занимался летом»
Неделя здоровья
1-11 классы
Октябрь
Классный час «Самопознание через ощущение, чувство и образ» (эмоциональная сфера личности: чувства, настроение, эмоциональные переживания, ощущения. Способы проявления эмоций и чувств).
1-4 классы
Классные часы «Я и другие»
(Дружба. Взаимоотношения людей, способы
решения конфликтных ситуаций. Поведение на улицах и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми)
Классные часы «Гигиенические
правила и предупреждение инфекционных
заболеваний»:
Гигиена органов зрения).
Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья»
Конкурс плакатов «Правила Мойдодыра»
Классный час «Самопознание через ощущение, чувство и образ» (Самооценка. Кризисы развития в период взросления. Стресс, его психологические и физиологические проявления, способы совладения со стрессом. Биологические основы поведения. Половые различия в поведении людей).
5-8 классы
Классные часы «Я и другие» (Биологическое и социальное взаимоотношение людей)
Классные часы «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний»:
физических и умственных
нагрузок. Оптимальные условия
труда, микроклимат в классе и
квартире).
Профилактика инфекционных заболеваний (Причины возникновения инфекционных заболеваний. Эпидемии. Инфекции, передаваемые половым путём. Туберкулез, его предупреждение)
Легкоатлетический кросс «Золотая осень»
Конкурс плакатов «Вот это стол, за ним едят»
Классный час «Знание своего тела» (Объективные и субъективные признаки
здоровья. Репродуктивное здоровье юноши и
девушки. Понятие о генотипе и фенотипе. Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения. Ответственность и свобода выбора)
9-11 классы
Классный час «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний» (ВИЧ/СПИД, пути передачи, способы
предупреждения. Группы риска по заражению инфекционными заболеваниями)
Профилактика подростковый наркомании
«Что такое наркомания» (беседа)
Профилактика подростковый наркомании
«Стресс и его последствия» (беседа)
Профилактика подростковый наркомании
«Как отказаться от предложенных наркотиков» (беседа)
Легкоатлетический кросс «Золотая осень»
Ноябрь
Международный день отказа от курения
«Вредные привычки, мерзкие сестрички» (утренник).
1-4 классы
Фантастическое путешествие
«Секрет черных братьев».
Устный журнал «В объятиях табачного дыма».
5-8 классы
«Суд над табаком».
Соревнования по пионерболу
Соревнования по футболу
Реклама «Жизнь без табака»
9-11 классы
«Письмо курящему сверстнику»
Соревнования по баскетболу
Тренинг здорового образа жизни
Декабрь
Классные часы «Основы личной безопасности и профилактика травматизма» (Бытовой и уличный травматизм. Опасные факторы современного жилища, школы, игровой
площадки. Ожоги. Электротравмы. Падение с высоты. Опасность открытого окна, катания на
перилах. Элементарные правила безопасности при катании на велосипеде).
1-4 классы
Классный час «Поведение в экстремальных ситуациях» (Экстремальная ситуация в населённом пункте. Экстремальная ситуация, связанная с незнакомым человеком. Вызовы экстремальной помощи. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы).
Классные часы «Питание и здоровье» (Питание – основа жизни. Основные группы
пищевых продуктов. Пищевые риски, опасные для здоровья).
5-8 классы
Классные часы «Основы личной
безопасности и профилактика травматизма»
(Бытовой и уличный травматизм. Правила
пользования пиротехническими средствами.
Факторы, способствующие обморожению. Правила безопасности на экскурсиях. Правила
безопасности при обращении с открытым огнём. Доврачебная помощь).
Классный час «Поведение в экстремальных ситуациях» (Экстремальные ситуации криминального характера. Поведение при аварийных ситуациях в жилище и т.п.).
Классные часы «Питание и здоровье» (Питание – основа жизни. Основные правила рационального питания. Болезни питания, анорексия,ожирение. Правила поведения в местах общественного питания)
9-11 классы
Классные часы «Основы личной
безопасности и профилактика травматизма»
(Бытовой и уличный травматизм. Травматизм при конфликтах. Жестокое обращение с детьми и подростками. Строительство и техника безопасности. Техника безопасности в быту)
Классный час «Поведение в экстремальных ситуациях» (Модели поведения людей в экстремальных ситуациях. Поведение в
состояниях печали и горя)
Профилактика подростковый наркомании
«Наркотики на дискотеке» (беседа)
Профилактика подростковый наркомании «Факторы риска развития наркомании» (беседа)
Профилактика подростковый наркомании
«Сопротивление массовой рекламе психоактивных веществ. Закон о наркотиках» (беседа)
Всемирный день борьбы со СПИДом
Январь
Классные часы «Культура потребления медицинских услуг» (Обращение с лекарственными препаратами. Польза и вред
медикаментов. Осторожное обращение с
лекарствами).
1-4 классы
Классные часы «Предупреждение употребления психоактивных веществ»
(Общее представление о психоактивных веществах Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма).
Праздник «Зимние забавы»
Зимний турпоход:
катание на санках, лыжах и коньках.
Классные часы «Культура потребления медицинских услуг» (Обращение с лекарственными препаратами. Рецепт, аптека, лекарство. Потребление лекарственных препаратов при самолечении. Злоупотребление медикаментами).
5-8 классы
Классные часы «Предупреждение употребления психоактивных веществ»
(«Легальные» (алкоголь, табак) и «нелегальные» (наркотики) психоактивные вещества).
Зимний турпоход:
катание на санках, лыжах и коньках.
Конкурс плакатов «Умей сказать «Нет!»»
Классные часы «Культура потребления медицинских услуг» (Обращение с лекарственными препаратами. Передозировка
лекарственных средств. Первая помощь)
9-11 классы
Классные часы «Предупреждение употребления психоактивных веществ» Основные виды психоактивных веществ.
Социальные, психологические и физиологические последствия употребления
психоактивных веществ
Зимний турпоход:
катание на санках, лыжах и коньках.
Конкурс плакатов «Не допустить беды»
Февраль
Классные часы «Я и другие» (Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, отказ от нежелательного общения).
1-4 классы
Классные часы «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний» (Гигиена полости рта. Общее представление о строении ротовой полости, временные и
постоянные зубы. Прикус и вредные привычки. Факторы риска развития стоматологических
заболеваний. Уход за зубами).
Классный час «Я и другие» (Положение личности в группе).
5-8 классы
Классные часы «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний» (Гигиена полости рта. Средства гигиены полости рта. Заболевания зубов, дёсен, меры их профилактики).
Классные часы «Питание и здоровье» (Гигиена питания. Болезни, передаваемые через пищу).
Военно-спортивная игра «Зарница»
Классный час «Я и другие» (Формальные и неформальные группы, их социально-психологическая специфика)
9-11 классы
Классные часы «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний» (Гигиена полости рта. Средства гигиены полости рта.)
Классные часы «Питание и здоровье» (Гигиена питания. Основные химические и биологические загрязнители пищи: тяжёлые металлы, пестициды, плесень и др.)
Профилактика подростковый наркомании
«Самоуважение» (беседа)
Профилактика подростковый наркомании
«Принятие решений» (беседа)
Профилактика подростковый наркомании
«Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления» (беседа)
Военно-спортивная игра «Зарница»
Март
Классные часы «Основы личной безопасности и профилактика травматизма» (Безопасное поведение на дорогах. Основные ситуации — «ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части улицы», «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у железнодорожных путей).
1-4 классы
Классные часы «Культура потребления медицинских услуг» (Выбор медицинских услуг. Поликлиника или вызов врача на дом. Служба скорой помощи. Посещение врача).
Конкурс плакатов «Осторожно – дорога»
Праздник русской Масленицы
Классные часы «Основы личной безопасности и профилактика травматизма» (Безопасное поведение на дорогах. Ситуации самостоятельного движения ребёнка по улице. Переход улицы. Посадка и выход из автобуса.
Опасность движения группой. Безопасное
поведение в транспорте. Правила движения
велосипеда).
5-8 классы
Классные часы «Культура потребления медицинских услуг» (Выбор медицинских услуг. Когда, куда и как обращаться за
медицинской помощью. Поведение в медицинских оздоровительных учреждениях и ответственность за ложные вызовы. Выбор товаров и услуг медицинского назначения).
Классные часы «Предупреждение употребления психоактивных веществ»
(Жизненный стиль человека, употребляющего психоактивные вещества).
Конкурс плакатов «Дорога ошибок не прощает»
Классные часы «Основы личной безопасности и профилактика травматизма» (Безопасное поведение на дорогах. Расчёт скорости движения транспорта и тормозного пути.
Ответственность за нарушение правил дорожного движения)
9-11 классы
Классные часы «Культура потребления медицинских услуг» (Выбор медицинских услуг. Права и ответственность клиента, получающего медицинские услуги)
Классные часы «Предупреждение употребления психоактивных веществ»
(Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление
психоактивных веществ)
Конкурс плакатов «Это должен знать каждый»
Соревнования по баскетболу
Апрель
Классные часы «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний» (Гигиена тела. Кожа и её придатки. Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями).
1-4 классы
Классные часы «Я и другие» (Родственные связи — семья. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности).
Классные часы «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний» (Гигиена тела. Индивидуальные и возрастные особенности её придатков. Уход за кожей лица и рук, ногами. Правила выбора гигиенических средств ухода за телом и волосами. Правила
личной кожи и гигиены мальчиков и девочек).
5-8 классы
Классные часы «Я и другие» (Типологизация групп)
Классные часы «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний» (Гигиена тела. Выбор гигиенических средств для ухода за телом. Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи.)
9-11 классы
Профилактика подростковой наркомании
«Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения» (беседа)
Профилактика подростковой наркомании «Права личности и уважение прав других» (беседа)
Профилактика подростковой наркомании
«Последствия употребления наркотиков» (беседа)
Экологический месячник
Май
День семьи
1-4 классы
5-8 классы
Памятки на лето
Туристические походы
Критерии оценки
эффективности внедрения
здоровьесберегающих образовательныx технологий
в работе школы
1. Результаты проведения мониторинга здоровья учащихся.
2. Желание учащихся посещать школу.
3. Объём дневной учебной нагрузки на учащихся.
4. Наличие курящих школьников.
5. Гигиеническое состояние школьных туалетов, состояние сантехники.
6. Содержание уроков физкультуры и эмоциональная атмосфера на них.
7. Жизнь в школе после окончания уроков.
8. Активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях,
связанных с тематикой здоровья.
9. Психологический климат в педагогическом коллективе.
10. Эмоциональное состояние и вид учеников после уроков.
11. Характер взаимоотношений учащихся с учителями и друг с другом.
12. Отношение к школе большинства родителей учащихся.
Список используемой литературы:
1. Аршинова В.В. Классные часы и беседы по профилактике наркомании. — М., 2004.
2. Воспитательная работа в школе. Журнал зам. директора по ВР. №23, 2005.
3. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, или Учимся жить в современном мире. — М., 2004.
4. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для школ. — М., 2004.
5. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. — М., 2004.
6. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения 5-11-е классы. М., 2004.
7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М., 2003.
8. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Наркотики, выход из наркотического круга (учебное пособие для ученика и учителя: 7-11-е классы). Книга 4. Уроки культуры и здоровья. — М., 2004.
9. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Алкоголь — шаг в пропасть (учебное пособие для ученика и учителя: 7-11-е классы). Книга 3. Уроки культуры здоровья. — М., 2004.
infourok.ru
Здоровый образ жизни. Начать проще, чем вы думаете
Здоровье в общем представлении — это стройная фигура, красивая осанка, легкая походка, сильное и выносливое тело, свежая упругая кожа, густые блестящие волосы, ясные глаза, ровное хорошее настроение, энергичность и доброжелательность. Зависит здоровье во многом от образа жизни, который мы ведем: от режима дня, от того, что мы едим, пьем, как и сколько двигаемся, и даже от образа мыслей. Все эти факторы являются инструментами, которые находятся в руках самого человека. Особенно велика роль здорового образа жизни в наши дни, когда критически усложнились экологические, психологические и техногенные условия жизни.КАК НАЧАТЬ ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Началом здорового образа жизни может стать даже одно любое полезное начинание, которое потянет за собой и другие изменения, и совершенно не важно, в какой последовательности в вашу жизнь войдут привычки здорового образа жизни, главное, чтобы они стали естественной частью вашей жизни.
С чего начать здоровый образ жизни? Ваша личная программа должна быть реалистичной. Хуже всего искать быстрый способ оздоровиться, принимая все заманчивые предложения. Иначе говоря, если вам обещают быстрый и качественный результат без особых усилий с вашей стороны, то это скорее всего обман. Ставьте перед собой реальные цели, и после их достижения планируйте дальше. Так сформируются самые первые навыки.
Даже у людей с наследственной предрасположенностью к тем или иным заболеваниям, если они придерживаются ЗОЖ и контролируют основные показатели состояния здоровья, вероятность, что реализуется наследственная программа, заметно сокращается.
Умеренная, но регулярная физическая нагрузка (ролики, велосипед), неторопливые прогулки на свежем воздухе или неспешная работа в саду — все это вполне пригодно для начала здорового образа жизни. Только имейте в виду, что даже прогулки должны быть интенсивными — от 90 до 113 шагов в минуту, в зависимости от вашего роста и физической подготовки (за полчаса ходьбы со скоростью 5 км/ч расходуется до 200 ккал). Если вам нравятся активные тренировки, которые заставляют вас попотеть — это совсем замечательно. Однако, выбиваться из сил совсем не нужно: у не слишком изнурительных занятий больше шансов стать регулярными.Если вы страдаете от бессонницы или просыпаетесь, не чувствуя себя отдохнувшей, обязательно проконсультируйтесь с врачом. И следуйте нескольким простым правилам. Откажитесь от напитков и продуктов, содержащих кофеин, ложитесь спать и вставайте в одно и то же время, не работайте на компьютере и не смотрите телевизор перед сном. Все это поможет вам наладить сон. Недосыпание пагубно отражается на работоспособности, а хроническое недосыпание ведет к серьезным проблемам со здоровьем. Считается, что взрослому человеку восьми часов сна вполне достаточно. К тому же, сон необходим для укрепления и поддержки нервной системы — ведущей физиологической системы организма. Именно нервная система управляет всеми органами и процессами. А примерно 80% болезней — это результат сильных негативных переживаний.
C ЧЕГО НАЧИНАТЬ ДЕНЬ ДЛЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Одна из самых важных вещей — это питание. Правильное питание — самый простой и быстрый способ оказать положительное влияние на организм и его состояние. Ведь мы принимаем пищу 4−5 раз в день, и каждый раз это небольшая манипуляция со здоровьем. Вы сможете очень скоро заметить улучшение в состоянии здоровья, если каждый прием пищи будет последовательно продуман. Заранее составляйте меню на неделю. В вашем арсенале должны быть: каши, овощи и фрукты, цельнозерновой хлеб, молочные продукты, белое мясо, рыба, растительное масло.Количество калорий в еде зависит не только от состава продуктов, но и от способа их приготовления.
ЗАМЕНИТЕ: ЖАРКУ на тушение на небольшом огне в чугунной посуде ВАРКУ на приготовление на пару, запекание в рукаве, фольге или кулинарном пергаменте ФРИТЮР на запекание в духовом шкафу
У всякого продукта есть свои правила приготовления, при которых он сохраняет максимум полезных веществ. Например, макароны или другие виды пасты лучше варить аль денте (они должны остаться чуть твердыми). Картофель полезнее запекать или варить «в мундире» с минимальным количеством воды — в противном случае большая часть витаминов и минералов останется в отваре. Не стоит также разрезать клубни на части или долго вымачивать их в воде перед приготовлением. Исключите соль и сахар всего на 3 дня, и после такого эксперимента йогурт с добавками покажется вам приторным, а привычно заправленный салат — пересоленным. Плюс вы обретете способность острее ощущать натуральный вкус продуктов, даже таких «нейтральных», как хлеб, курица, рыба или овощи. Для нормальной работы организма человеку необходимо как минимум 1,5 литра воды в день. Ее состав влияет на работу кишечника, сердца, сосудов, эндокринной системы, на обмен веществ, состояние зубов. Поэтому отнеситесь предельно внимательно к тому, какую воду выбрать.КАК ПРАВИЛЬНО НАЧАТЬ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ?
Займитесь профилактикой, поскольку любое заболевание легче предотвратить, чем вылечить. И если все-таки доходит до лечения, то эффективнее оно на ранней стадии. Регулярные посещения врачей и внимание к своему здоровью должно стать естественной привычкой. Так, женщинам рекомендуется как минимум раз в год посещать гинеколога. Также ежегодно следует сдавать клинические анализы крови и мочи, проверять кровь на сахар и холестерин, раз в два года делать флюорографию и электрокардиограмму, УЗИ органов малого таза и пр.Большинство экспертов сходятся во мнении, что основное влияние на образ жизни оказывают:
- семейные традиции
- образование и уровень интеллекта
- соблюдение общих правил безопасности
- комфортные бытовые условия
- отношение к питанию
- физическая активность
- отсутствие вредных привычек
- соблюдение правил личной гигиены
- позитивное мышление
- наличие прочных социальных связей
Значение здорового образа жизни человека для качества его жизни невозможно переоценить, так как никто кроме нас самих не сможет защитить организм от вредных влияний и привычек. Это совсем не сложно, каждому доступно. И самое важное, что никогда не поздно начать процесс. Например, прямо сегодня.
www.goodhouse.ru
Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ)
- Подробности
- Категория: Статьи
На сегодняшний день здоровый образ жизни (ЗОЖ) не имеет четкого определения. Однако в общих чертах его можно свести к следующему: это поведенческий образ жизни направленный на повышение иммунитета, профилактику болезней, укрепление здоровья.
В последнее время, проблема и необходимость формирования здорового образа жизни стала более актуальна. Это связано с тем, что глобальная урбанизация, плохая экология, развитие технического прогресса, который способствует меньшей активности человека, угрозы техногенного характера и множество других негативных факторов с каждым днем все больше вредят организму человека.
Органы здравоохранения и государственные структуры активно пропагандируют здоровый образ жизни, однако результатов пока достигнуто мало. Дело в том, что для формирования ЗОЖ необходима личная мотивация каждого индивида, а также возможность его реализации как в материальном плане, так и в плане социальной оценки.
Государственные программы формирования ЗОЖ
Любое государство имеет своей целью сохранение и защиту здоровья своих граждан. В реализации этой задачи видится доступность медицинского обслуживания населения, а также продвижение в жизнь различных программ по бесплатному проведению профилактических мероприятий для малообеспеченных и льготных категорий граждан.
Государство проводит стимулирующие и запрещающие меры, в том числе на финансовом и законодательном уровне. К таким мерам можно отнести запрет на производство и использование наркотических веществ (исключая медицинские цели), их употребление и распространение, которые караются уголовной ответственностью
Основная работа по формированию ЗОЖ ложится на плечи здравоохранения, однако без государственной поддержки — как в правовом плане, так и в финансовом — такая программа реализуется крайне медленно.
В этом направлении со стороны здравоохранения должны быть выполнены действия по предоставлению населению консультативной помощи в медицинских учреждениях.
Важную роль имеет подключение к процессу формирования здорового образа жизни средств массовой информации, которые должны активнее вести пропаганду среди населения о негативном отношении к лицам, ведущим нездоровый образ жизни и, наоборот, поощрения и стимулирования занятий физкультурой и спортом, положительного отношения и культивации физически красивого и здорового тела, а также побуждение к отказу от вредных привычек. В плане последнего, также следует отметить ограничительные меры, вводимые государством.
Принципы формирования здорового образа жизни
Любой образ жизни основан на определенных принципах. Это принятые к реализации правила поведения для каждого человека, основой которых являются биологические и социальные принципы.
Биологический принцип предполагает, что образ жизни должен соответствовать возрастным показателям и быть энергетически обеспеченным, укрепляющим организм, умеренным в плане нагрузок и ограничений, а также ритмичным.
Социальный образ жизни предполагает соблюдение высокой нравственности, эстетическое воспитание, проявление воли, способности к самоограничению.
Совокупность этих двух аспектов создает единство биологического и социального развития организма и его взаимодействие со средой обитания.
Исходя из этого, можно выделить основные жизненно важные поведенческие формы.
- Формирование положительных психологических эмоций во всех сферах жизнедеятельност
и (работа, быт, семейные отношения, реализация в общественной и культурной жизни) и формирование оптимистических взглядов. - Организация трудовой деятельности с максимальной эффективностью, что дает возможность реализации и отражает сущность каждого человека.
- Двигательная активность.
- Ритмичный образ жизни предполагает соответствие биологическим ритмам как в плане суточных биоритмов, так в плане возрастных потребностей.
- Сексуальная активность.
- Здоровое старение — это естественный процесс, который при правильной организации протекает с минимальными негативными последствиями.
- Отказ от вредных привычек, что способствует поддержанию высоких показателей здоровья.
Пути формирования ЗОЖ
Конечно, для рационального использования путей формирования здорового образа жизни, требуется задействовать все возможные методы. Формирование ЗОЖ является не только задачей здравоохранения, как уже было сказано выше, но и задачей образования, а также семейного воспитания и личного примера, а также задачей социальной защиты.
Исследования ВОЗ в этом направлении привели к выявлению следующих статистических цифр. Здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-23% — от наследственных факторов, на 20-25% — от факторов экологии и только на 8-10% — от медицины и здравоохранения.
Исходя из этого, ВОЗ рекомендует для формирования здорового образа жизни придерживаться следующих принципов в поведении:
- Формирование привычки правильного питания, которое включает отказ от пищи, содержащей большое количество животных жиров, отказ от чрезмерного потребления соли и сахара, воздержание от алкоголя. Это приводит, как следствие, к поддержанию нормального веса.
- Формирование активной жизни, которая включает физические упражнения, пешие прогулки, пробежки на свежем воздухе, умеренное занятие спортом в соответствии с возрастными особенностями.
- Снижение уровня стрессов, поддержание психологически уравновешенного состояния, умение регулировать эмоции, направлять психологический настрой на оптимизм. Во многом, на формирование этого поведения влияет социум, а также возможность гармоничного существования в нем.
- Отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, табакокурение).
Помоги проекту — расскажи друзьям! Вы можете помочь развитию проекта — поделившись статьей в социальных сетях:
sairon.ru