Тема 3. Здоровый образ жизни
Человек и среда обитания. Характерные состояния системы “человек — среда обитания”. Компоненты здорового образа жизни. Психическая и половая гигиена, венерические болезни и их профилактика. СПИД. Вредные привычки и последствия табакокурения, употребление алкоголя и наркотиков. Употребление пищевых продуктов, запрещенных в развитых странах (продуктовый геноцид). Опасность генетически модифицированных продуктов растительного происхождения. Роль семьи в формировании здоровья личности и общества. Окружающая среда и здоровье человека.
Человек и среда обитания. Характерные состояния системы “человек — среда обитания”
Человек и окружающая его среда (природная, производственна, городская, бытовая и др.) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом “жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации” (Закон сохранения жизни, Ю.Н. Куражковский).
Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека, техносферу и/или природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т. п.) и действиями человека.
Рис. 1. Схема взаимодействия человека, биосферы и техносферы: 75 % населения Земли проживают в техносфере или зоне перехода от техносферы к биосфере
Изменяя величину какого-либо потока в сторону его увеличения или уменьшения, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе “человек – среда обитания”:
— комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;
— допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;
— опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации элементов техносферы и природной среды;
— чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в техносфере и в природной среде.
Из четырёх характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.
Т.о., взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации.
Человек – великое чудо природы. Поразительны рациональность и совершенство его анатомии и физиологии, его функциональные возможности, сила и выносливость. Эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надёжности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаимозаменяемостью, взаимодействием, способностью к адаптации и компенсации. Чрезвычайно велика общая информационная ёмкость человеческого мозга. Он состоит из 30 млрд. нервных клеток. «Кладовая» памяти человека рассчитана на хранение огромного количества информации. Учёные подсчитали, что, если бы человек мог полностью использовать свою память, ему удалось бы запомнить содержание 100 тыс. статей Большой советской энциклопедии, кроме того, усвоить программы трёх институтов и свободно владеть шестью иностранными языками. Однако, как считают психологи, человек использует возможности своей памяти в течение жизни лишь на 30 – 40 %.
Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Академик Н.М. Амосов (1913 – 2002) утверждал, что запас прочности «конструкции» человека имеет коэффициент около 10, т.е. его органы и системы могут выполнять нагрузки и выдерживать напряжение, примерно в 10 раз большие, чем те, с которыми человеку приходится сталкиваться в нормальной повседневной жизни.
Вредные привычки способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможностей человека, преждевременному его старению и приобретению устойчивых заболеваний.
Компоненты здорового образа жизни
(Здоровье человека. Здоровый образ жизни. Компоненты здорового образа жизни)
Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:
— полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
— нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»;
— умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
— отсутствие болезни;
— способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Определение здоровья, данное в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): здоровье – это «состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Смысл слова «благополучие» определяется как «спокойное и счастливое состояние», а «счастье» — как «чувство и состояние полного высшего удовлетворения».
Т.е. здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что является непременным условием эффективной деятельности индивидуума, через которую достигается благополучие и счастье.
Достичь благополучия возможно только через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных возможностей.
Факторы, влияющие на индивидуальное здоровье:
— окружающая среда (природная, техногенная, социальная) – 20 %;
— служба здоровья (состояние здравоохранения) – 10 %;
— индивидуальный образ жизни – 50 %.
Из этого распределения следует вывод, что состояние здоровья каждого человека на 90 % индивидуально, так как оно зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от индивидуального образа жизни (поведения каждого, его привычек, поступков, стремлений, пристрастий).
Факторы, отрицательно влияющие на здоровье: стресс, болезни, загрязнение окружающей среды, курение, алкоголь, наркотики, старение.
В книге Н.М. Амосова «Раздумья о здоровье» говорится:
«В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.
Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».
Сделаем вывод: во всех неприятностях со здоровьем виноваты чаще всего мы сами. Это во-первых. Во-вторых, надеяться нам особенно не на кого, нужны собственные усилия, прежде всего в познании риска, выработке программы поведения и главное – в её постоянном выполнении.
Долгожитель из азербайджанского села Махмуд Эйвазов прожил 152 года (1808 – 1960). Эйвазов считал, что секрет долголетия кроется в следующих условиях жизни: ежедневный труд (сам до последних дней работал в поле, его трудовой стаж составил 135 лет), закалённое тело, закалённые нервы и хороший характер, правильное питание и горный климат. По словам долгожителя, он «никогда не пил, не курил и не врал».
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.
Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития.
studfile.net
8. Здоровый образ жизни, определение понятия. Социальные и медицинские аспекты здорового образа жизни (зож).
до 60-х г.г. 20 в. подход: главное — излечить болезнь, позднее — профилактика болезней, к 90-м г.г.: получение максимума здоровья в любом возрасте, сохранение активного долголетия.
Профилактическая направленность- один из основополагающих принципов ЗО, ее важнейший раздел — формирование здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизни (ВОЗ, Дрезден,1985).
Образ жизни, способствующий сохранению здоровья, направлен на то, чтобы
— укреплять здоровье человека;
— предупреждать и предотвращать болезни, несчастные случаи и преждевременную смерть;
— вести адекватный образ жизни при острых и хронических заболеваниях, инвалидности, в соответствии с возрастом.
Формирование ЗОЖ – это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на укрепление здоровья, на оптимальное использование природных условий.
Элементы ЗОЖ:
1) Медико-социальная активность населения – отношение к своему здоровью, к медицине, установка на ЗОЖ – это основа работы по формированию ЗОЖ
2) Трудовая деятельность людей;
3) Хозяйственно-бытовая деятельность человека — материально-бытовые условия, время, которое затрачивается на хозяйственно-бытовую деятельность
4) Социальная деятельность семьи — уход и воспитание за детьми, больными, пожилыми, планирование семьи, взаимоотношение в семье
5) Деятельность, направленная на восстановление физических сил.
Проблемы ЗОЖ (социальные и медицинские аспекты ЗОЖ):
— медико-социальная активность населения (выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении труда, быта, окружающей среды, оказание само – и взаимопомощи, умение использовать средства нетрадиционной медицины)
— изучение общественного мнения и управление им по отношению к собственному здоровью;
— уровень культуры населения;
— учет взаимодействия объективных и субъективных факторов (полное совпадение, несовподение, неправильное знание населения и т.д.)
— выявление и оценка групп риска;
— активное участие населения;
— разработка научных основ ЗОЖ (разработка физиологических и гигиенических основ ЗОЖ, детальное знание направленности факторов риска, мероприятия по профилактике отдельных заболеваний).
Принципы формирования ЗОЖ:
— сознательный личный образ жизни — индивидуальный режим жизни для формирования ЗОЖ, включающий физвоспитание, питание, личную гигиену, сексуальное поведение и т.д.
— научность — содержание пропаганды медицинских и гигиенических знаний должно соответствовать современному состоянию науки и практики.
— массовость — участие в работе по гигиеническому обучению, воспитанию и формированию ЗОЖ всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу.
— доступность — при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть яркой, образной, доступной для понимания.
— целенаправленность — выражается в выборе содержания основного направления, а также в том, что работа должна проводиться дифференцирование с учетом различных групп населения.
— оптимистичность — следует подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания даже по профилактике тяжелых заболеваний
— актуальность — выбор направления работы должен соответствовать тем конкретным проблемам, которые актуальны в данный момент времени.
Служба формирования ЗОЖ:
1) республиканские, областные, городские, районные центры здоровья (дома санпросвещения)
2) врачебно-физкультурные диспансеры, отделения, кабинеты
3) кабинеты ЗОЖ территориальных поликлиник
4) кабинеты санитарного просвещения ЦГиЭ.
Служба возглавляется зам. министра ЗО, главным государственным санитарным врачом. Руководство службой осуществляется Главным управлением гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства ЗО.
Основные задачи службы:
— координация деятельности различных органов и учреждений ЗО, направленной на утверждение принципов ЗОЖ населения; участие в реализации территориальных и отраслевых программах по укреплению здоровья населения;
— вовлечение всех медицинских работников, специалистов всех заинтересованных министерств , ведомств и общественных организаций в воспитательную работу с населением по пропаганде здорового образа жизни;
— постоянное повышение эффективности и интенсивности работы по обучению населения принципам ЗОЖ с широким привлечением к этой работе средств массовой информации;
— предоставление адекватной информации, позволяющей населению делать выбор с позиции укрепления здоровья; формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья;
— организация и проведение мероприятий по коррекции образа жизни населения и предупреждению факторов риска заболеваний.
studfile.net
8. Здоровый образ жизни, определение понятия. Социальные и медицинские аспекты здорового образа жизни (зож).
до 60-х г.г. 20 в. подход: главное — излечить болезнь, позднее — профилактика болезней, к 90-м г.г.: получение максимума здоровья в любом возрасте, сохранение активного долголетия.
Профилактическая направленность- один из основополагающих принципов ЗО, ее важнейший раздел — формирование здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизни (ВОЗ, Дрезден,1985).
Образ жизни, способствующий сохранению здоровья, направлен на то, чтобы
— укреплять здоровье человека;
— предупреждать и предотвращать болезни, несчастные случаи и преждевременную смерть;
— вести адекватный образ жизни при острых и хронических заболеваниях, инвалидности, в соответствии с возрастом.
Формирование ЗОЖ – это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на укрепление здоровья, на оптимальное использование природных условий.
Элементы ЗОЖ:
1) Медико-социальная активность населения – отношение к своему здоровью, к медицине, установка на ЗОЖ – это основа работы по формированию ЗОЖ
2) Трудовая деятельность людей;
3) Хозяйственно-бытовая деятельность человека — материально-бытовые условия, время, которое затрачивается на хозяйственно-бытовую деятельность
4) Социальная деятельность семьи — уход и воспитание за детьми, больными, пожилыми, планирование семьи, взаимоотношение в семье
5) Деятельность, направленная на восстановление физических сил.
Проблемы ЗОЖ (социальные и медицинские аспекты ЗОЖ):
— медико-социальная активность населения (выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении труда, быта, окружающей среды, оказание само – и взаимопомощи, умение использовать средства нетрадиционной медицины)
— изучение общественного мнения и управление им по отношению к собственному здоровью;
— уровень культуры населения;
— учет взаимодействия объективных и субъективных факторов (полное совпадение, несовподение, неправильное знание населения и т.д.)
— выявление и оценка групп риска;
— активное участие населения;
— разработка научных основ ЗОЖ (разработка физиологических и гигиенических основ ЗОЖ, детальное знание направленности факторов риска, мероприятия по профилактике отдельных заболеваний).
Принципы формирования ЗОЖ:
— сознательный личный образ жизни — индивидуальный режим жизни для формирования ЗОЖ, включающий физвоспитание, питание, личную гигиену, сексуальное поведение и т.д.
— научность — содержание пропаганды медицинских и гигиенических знаний должно соответствовать современному состоянию науки и практики.
— массовость — участие в работе по гигиеническому обучению, воспитанию и формированию ЗОЖ всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу.
— доступность — при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть яркой, образной, доступной для понимания.
— целенаправленность — выражается в выборе содержания основного направления, а также в том, что работа должна проводиться дифференцирование с учетом различных групп населения.
— оптимистичность — следует подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания даже по профилактике тяжелых заболеваний
— актуальность — выбор направления работы должен соответствовать тем конкретным проблемам, которые актуальны в данный момент времени.
Служба формирования ЗОЖ:
1) республиканские, областные, городские, районные центры здоровья (дома санпросвещения)
2) врачебно-физкультурные диспансеры, отделения, кабинеты
3) кабинеты ЗОЖ территориальных поликлиник
4) кабинеты санитарного просвещения ЦГиЭ.
Служба возглавляется зам. министра ЗО, главным государственным санитарным врачом. Руководство службой осуществляется Главным управлением гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства ЗО.
Основные задачи службы:
— координация деятельности различных органов и учреждений ЗО, направленной на утверждение принципов ЗОЖ населения; участие в реализации территориальных и отраслевых программах по укреплению здоровья населения;
— вовлечение всех медицинских работников, специалистов всех заинтересованных министерств , ведомств и общественных организаций в воспитательную работу с населением по пропаганде здорового образа жизни;
— постоянное повышение эффективности и интенсивности работы по обучению населения принципам ЗОЖ с широким привлечением к этой работе средств массовой информации;
— предоставление адекватной информации, позволяющей населению делать выбор с позиции укрепления здоровья; формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья;
— организация и проведение мероприятий по коррекции образа жизни населения и предупреждению факторов риска заболеваний.
studfile.net
53. Здоровый образ жизни, определение понятия. Социальные и медицинские аспекты здорового образа жизни (зож).
до 60-х г.г. 20 в. подход: главное — излечить болезнь, позднее — профилактика болезней, к 90-м г.г.: получение максимума здоровья в любом возрасте, сохранение активного долголетия.
Профилактическая направленность- один из основополагающих принципов ЗО, ее важнейший раздел — формирование здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизни (ВОЗ, Дрезден,1985).
Образ жизни, способствующий сохранению здоровья, направлен на то, чтобы
— укреплять здоровье человека;
— предупреждать и предотвращать болезни, несчастные случаи и преждевременную смерть;
— вести адекватный образ жизни при острых и хронических заболеваниях, инвалидности, в соответствии с возрастом.
Формирование ЗОЖ – это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на укрепление здоровья, на оптимальное использование природных условий.
Элементы ЗОЖ:
1) Медико-социальная активность населения – отношение к своему здоровью, к медицине, установка на ЗОЖ – это основа работы по формированию ЗОЖ
2) Трудовая деятельность людей;
3) Хозяйственно-бытовая деятельность человека — материально-бытовые условия, время, которое затрачивается на хозяйственно-бытовую деятельность
4) Социальная деятельность семьи — уход и воспитание за детьми, больными, пожилыми, планирование семьи, взаимоотношение в семье
5) Деятельность, направленная на восстановление физических сил.
Проблемы ЗОЖ (социальные и медицинские аспекты ЗОЖ):
— медико-социальная активность населения (выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении труда, быта, окружающей среды, оказание само – и взаимопомощи, умение использовать средства нетрадиционной медицины)
— изучение общественного мнения и управление им по отношению к собственному здоровью;
— уровень культуры населения;
— учет взаимодействия объективных и субъективных факторов (полное совпадение, несовподение, неправильное знание населения и т.д.)
— выявление и оценка групп риска;
— активное участие населения;
— разработка научных основ ЗОЖ (разработка физиологических и гигиенических основ ЗОЖ, детальное знание направленности факторов риска, мероприятия по профилактике отдельных заболеваний).
Принципы формирования ЗОЖ:
— сознательный личный образ жизни — индивидуальный режим жизни для формирования ЗОЖ, включающий физвоспитание, питание, личную гигиену, сексуальное поведение и т.д.
— научность — содержание пропаганды медицинских и гигиенических знаний должно соответствовать современному состоянию науки и практики.
— массовость — участие в работе по гигиеническому обучению, воспитанию и формированию ЗОЖ всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу.
— доступность — при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть яркой, образной, доступной для понимания.
— целенаправленность — выражается в выборе содержания основного направления, а также в том, что работа должна проводиться дифференцирование с учетом различных групп населения.
— оптимистичность — следует подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания даже по профилактике тяжелых заболеваний
— актуальность — выбор направления работы должен соответствовать тем конкретным проблемам, которые актуальны в данный момент времени.
Служба формирования ЗОЖ:
1) республиканские, областные, городские, районные центры здоровья (дома санпросвещения)
2) врачебно-физкультурные диспансеры, отделения, кабинеты
3) кабинеты ЗОЖ территориальных поликлиник
4) кабинеты санитарного просвещения ЦГиЭ.
Служба возглавляется зам. министра ЗО, главным государственным санитарным врачом. Руководство службой осуществляется Главным управлением гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства ЗО.
Основные задачи службы:
— координация деятельности различных органов и учреждений ЗО, направленной на утверждение принципов ЗОЖ населения; участие в реализации территориальных и отраслевых программах по укреплению здоровья населения;
— вовлечение всех медицинских работников, специалистов всех заинтересованных министерств , ведомств и общественных организаций в воспитательную работу с населением по пропаганде здорового образа жизни;
— постоянное повышение эффективности и интенсивности работы по обучению населения принципам ЗОЖ с широким привлечением к этой работе средств массовой информации;
— предоставление адекватной информации, позволяющей населению делать выбор с позиции укрепления здоровья; формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья;
— организация и проведение мероприятий по коррекции образа жизни населения и предупреждению факторов риска заболеваний.
studfile.net
Понятие здоровья, его сущность и классификация — Мегаобучалка
Здоровье – самая большая ценность человеческой жизни. От состояния здоровья зависит все, что делает нашу жизнь полноценной и счастливой: качество жизни, ее продолжительность, физическая активность и т.д.
Здоровый образ жизни – это рациональное питание, занятием спортом, отказ от алкоголя, курения и случайных половых связей и многое другое.
Поставив в центр своих научных интересов индивидуальное здоровье, валеология сумела конкретизировать это понятие, избавившись от категорий, не имеющих прямого отношения к сути здоровья (счастье, любовь, красота и т.п.). Авторы различных дефиниций здоровья (а их более 100) используют множество критериев, характеризующих, с их точки зрения, сущность здоровья. Это и «благополучие», и «оптимальное функционирование организма», и «равновесие между индивидом и окружающей средой», и «полнокровное существование человека», и мн. др. Все это свидетельствует об отсутствии единой точки зрения на эту проблему
Наиболее приемлемой представляется формулировка ВОЗ: здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.В этом определении здоровье рассматривается как противопоставление болезни: или человек здоров, или он находится в болезни.
Болезнь— это жизнь, нарушенная в своём течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов.
Болезнь характеризуется общим или частичным снижением приспособленности организма к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного.
Внутренние болезни— общее название болезней внутренних органов. Их изучением и лечением занимается область клинической медицины — терапия.
Острые и хронические болезни — при их классификации учитывают не только длительность болезни. Важным отличием острой болезни является то, что, развиваясь в ограниченном отрезке времени, все её явления в конце концов исчезают. Хроническому течению часто предшествует острое начало.
Инфекционные болезни— болезни, вызываемые микроорганизмами и их токсинами; представляют собой такую степень развития инфекционного процесса, которая характеризуется нарушением жизнедеятельности макроорганизма.
Наследственные болезни— болезни, этиологическим фактором которых являются генные, хромосомные или геномные мутации.
Профессиональные заболевания— возникают преимущественно в результате неблагоприятного воздействия на организм производственной среды.
Психические болезни— болезни, обусловленные патологией головного мозга, проявляющиеся расстройством психической деятельности.
Существуют различные классификации понятия «здоровья». Например, выделяется «здоровье населения» как статистическое понятие, характеризующееся комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, уровнем развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни, а также социально-биологическими показателями. Понятие «общественное здоровье» рассматривается как здоровье групп (возрастно-половых, социальных, профессиональных и др.) населения, проживающего на определенной территории, в различных странах, регионах. Общественное здоровье является результатом социально опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни человека, группы населения. Понятие «здоровье популяции» рассматривает процесс социально-исторического развития психосоциальной и биологической жизнедеятельности населения в ряду поколений, повышения трудоспособности и производительности общественного труда, совершенствования психофизиологических возможностей человека.
В литературе достаточно часто встречаются словосочетания «физическое здоровье», «психическое здоровье», «нравственное здоровье» и целый ряд других.
Физическое здоровье— это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.
Состояние здоровья определяется функцией физиологических систем организма с учётом их возрастных и половых факторов, а также зависит от географических и климатических условий.
На основе этих критериев даётся официальное заключение о состоянии здоровья при призыве в армию, приёме на работу и в учебные заведения.
Состояние здоровья не исключает уже имеющегося в организме, но ещё не обнаруженного болезнетворного начала; оно не исключает также колебаний в самочувствии человека. Следовательно, хотя понятие «здоровье» и противопоставлено понятию «болезнь», но может быть связано с ним многочисленными переходными состояниями.
Динамические наблюдения и периодические обследования могут констатировать границы здоровья и болезни в стартовых условиях, когда явная патология отсутствует. Отсюда возникают понятия об объективном и субъективном здоровье, когда, с одной стороны, при плохом самочувствии отсутствуют объективные подтверждающие его данные, с другой – когда эти данные отличаются, а самочувствие остаётся до определённого времени хорошим. Отсюда также возникает понятие «практически здоровый человек» — состояние, при котором объективно имеются патологические изменения, не отражающиеся на жизненном восприятии и работоспособности человека.
В понятие «здоровье» вкладываются не только абсолютные качественные, но и количественные признаки, т.к. существует понятие «степень здоровья».
Степень здоровья – широта адаптивных возможностей организма, определяемая социальной средой, физической тренировкой, перенесёнными заболеваниями, трудовым навыком и т.д.
Рассмотрим болезнь и с другой стороны. Несет ли болезнь в себе одни неприятные факторы.
Возьмем, например, лихорадку. Что происходит при лихорадке? Ее симптомы: повышение температуры тела выше 37°С, пот, озноб, чередование ощущений жара и холода, учащенный ритм сердца. Повышение температуры тела вызывает ускорение протекания обмена веществ. Это является большим плюсом для организма. Если говорить точнее, то повышение температуры ускоряет протекание биохимических реакций, ускоряет распад и окисление токсинов и шлаков, повышает бактерицидность крови в 10 раз. Значит, она становится в 10 раз опаснее для любых вредных микроорганизмов. Уменьшение жизнеспособности микробов доказано исследованиями. При повышении температуры ускоряется детоксикация организма, то есть удаление, выведение токсинов, ядовитых веществ. Интоксикация – вхождение, проникновение извне в организм или образование и накопление внутри него токсических веществ. Подавляющее число болезней можно представить такой простой схемой: интоксикация — детоксикация.Единство и борьба двух противоположных биологических стихий.
Токсин – биохимическая условность. Им может стать любое вещество, если оно превышает свою нормальную концентрацию. «Нет вредных веществ, есть вредные концентрации. Любая болезнь, связанная с токсинами, — это детоксикация организма, выведение или нейтрализация токсинов, лишнего вещества, ненужных ему частиц, микробов. Интоксикация – это всегда превышение нормы концентрации каких-либо веществ.
Недостаток, дефицит каких-либо веществ тоже вызывает болезнь — неудержимое стремление организма восполнить или компенсировать этот недостаток. Например, недостаток кальция в организме вызывает у беременной женщины разрушение зубов. Кальций уходит из ее зубных тканей на формирование костей скелета плода. Таким образом, организм женщины-матери вынужден приносить себя в жертву, ибо для природы нормальный скелет здорового ребенка важнее красивых зубов его матери.
Но организм человека не всесилен. Он не может исправить сам чрезмерные для него нарушения баланса веществ. Человеческий организм всегда жертвует меньшим, менее важным для себя ради спасения большего, более важного, ради спасения всей жизни. И не только человеческий. Организм ящерицы жертвует хвостом ради спасения всего тела, ради спасения ее жизни. Организм человека также всегда выбирает из двух зол меньшее. Раковая опухоль — большое зло. Но и в ней есть своя польза. Она спасает организм от чего-то худшего, возможно, от более быстрой смерти. Размышления о болезнях на более высоком, религиозном уровне приводят к мысли, что порой они спасают, оберегают человека от каких-то худших событий в его судьбе. Того, кто начал оступаться в жизни, опасная болезнь спасает иногда от совершения более серьезных грехов, которые могут привести его к смерти.
Ни медики, ни биологи, никакие другие специалисты не в состоянии увеличить ни на йоту жизненную энергию человеческого организма, его жизненный потенциал. Можно лишь устранять различного рода препятствия, мешающие расцвету жизненной энергии. Для этого нужно ухаживать за организмом человека так, как садовник ухаживает за редким, прихотливым цветком. Надо помочь организму восстановить свободный приток кислорода, прочистить и разблокировать потоки жидкостей — и в организме создастся климат, при котором жизненная энергия расцветет.
Ортодоксальная медицина не принимает во внимание основополагающую роль энергетического потенциала (Синоним: жизненная энергия) в жизнедеятельности человека. Между тем уровень всех физиологических функций и процессов человеческого организма прямо пропорционален объему его жизненной энергии. Если объем этой энергии ниже среднего уровня, человек не может сопротивляться болезненным агрессивным воздействиям и безнадежно заболевает. Старые клиницисты предугадывали эту аксиому физиологии. Нынешних врачей лишили этой идеи. Современная медицина создала бесчеловечную, слепую физико-химическую технологию лечения без всякого уважения к цельности и внутренней неприкосновенности человеческого организма
Аспекты здоровья
Здоровье должно отражать способность человека сохранять свой гомеостазис через совершенную адаптацию к меняющимся условиям среды, то есть активно сопротивляться таким изменениям с целью сохранения и продления жизни. При этом человек преимущественно использует те механизмы адаптации, которые выработала эволюция. Человек – продукт природы, и если бы он не был в состоянии жить в соответствии с ее требованиями, он бы просто не мог появиться на Земле.
Здоровье следует рассматривать как понятие динамическое, по крайней мере, в трех аспектах -индивидуальном, возрастном и историческом.
Возрастной аспект здоровья определяется тем обстоятельством, что для каждого этапа возрастного развития человека характерны свои специфические особенности отношений с внешней (физическая адаптация) и с социальной (социальная адаптация) средами. Это обусловлено соответственно особенностями развертывания самой генетической программы человека во времени и характером требований, предъявляемых социумом человеку в каждом очередном возрастном периоде его развития. То есть речь идет о том, что для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии здоровья, определяемые свойственными этому возрасту его морфофункциональной организацией и социальной ролью.
В определении же здоровья в историческом аспекте следует учитывать, что становление человеческой цивилизации, развитие производства и производственных отношений, культуры, религии и т.д. ведет к тому, что меняется во времени сама обстановка, в которой живет человек. Это касается как условий окружающей природы, так и места и роли человека в социуме. Меняющиеся условия жизнедеятельности со все более отчетливой тенденцией к комфорту, росту качества жизни, изменением места и ритма самой жизни, с появлением все большего количества поводов для высоких социальных притязаний обусловливают то положение, что человек для поддержания своей жизни все меньше использует свои функциональные резервы и все в большей степени — достижения своего разума в виде идеальных, нематериальных средств. Естественно, что, передаваясь из поколения в поколение, это может вести к снижению функционального резерва и резерва адаптации человека.
Гораздо большее значение в стратегии и тактике обеспечения, сохранения и восстановления здоровья должно иметь понятие индивидуального здоровья, то есть свойственного (или достижимого) именно этому человеку, поскольку следует определять нормы возрастные, половые, конституциональные, региональные и социальные. Поэтому с физиологической точки зрения определяющей является следующая формулировка: индивидуальное здоровье человека—естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, наличие оптимальной связи со средой и согласованности всех функций.
В жизнедеятельности человека не может быть ни одного обстоятельства, ни одного показателя, который не сказывался бы на той или иной стороне здоровья. Вот почему сам перечень таких аспектов жизнедеятельности может быть практически бесконечным. Помимо общепризнанных физического, психического, социального компонентов следует учитывать сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный и многие другие субстраты. При этом в оценке здоровья исключительно важное значение имеют морально-волевые и ценностно-мотивационные характеристики. Нельзя недооценивать и личностно-психологический, свойственный лишь человеку компонент (в виде внушения и самовнушения).
5. Здоровье и болезнь
До настоящего времени нет единства взглядов на существование границ и характер перехода из здоровья в болезнь. Одни исследователи считают, что граница между этими двумя понятиями, и довольно четкая, существует; другие считают вопрос вообще бессмысленным, так как организм функционирует в довольно широком диапазоне физиологических параметров, третьи — что граница есть, но ее трудно установить.
Так, Авиценна выделял шесть таких переходных состояний. И.И. Брехман определил так называемое третье состояние, характеризуя его как неполное здоровье, в котором организм может находиться длительное время и из которого он может перейти как в здоровье (первое состояние), так и в болезнь (второе). Третье состояние — это не обязательно угроза перехода в болезнь, а скорее подаренная человеку природой в процессе микроэволюции возможность, время, шанс для восстановления возможностей своих функциональных систем через определенную степень напряжения механизмов саморегуляции.
Выделяют четыре состояния организма:
1) с достаточными адаптационными возможностями;
2) донозологическое, когда адаптация реализуется за счет более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем;
3) преморбидное со снижением функциональных резервов;
4) срыв адаптации со снижением функциональных возможностей организма — это уже состояние, при котором ставится клинический диагноз.
К сожалению, состояния 2 и 3, когда организм борется за переход в состояние 1, медиков не интересуют (скорее всего, в силу загруженности состоянием 4 и, возможно, потому, что врач не имеет представления о том, что надо делать с человеком в первых трех состояниях).
Существует и более конкретная классификация переходных состояний здоровья:
— условное здоровье;
— функциональные отклонения;
— пограничные состояния;
— хронические заболевания;
— инвалидность;
— полная утрата функций;
— смертельный исход.
Таким образом, независимо от приведенных классификаций, задача в принципе заключается в том, чтобы перевести человека в более высокую степень здоровья. Причем с валеологических позиций преимущественное значение в реализации такой задачи должно принадлежать мобилизации возможностей самого организма, любые же вмешательства извне должны в той или иной степени действовать именно этим путем — стимулировать защитно-приспособительные механизмы. Сам же исход борьбы организма за переход в более высокое состояние зависит от того, насколько, с одной стороны, нарушается гомеостаз, а с другой -каким резервом саморегуляции обладает организм, в каком допустимом диапазоне возможностей могут эффективно работать его механизмы адаптации.
Если первую из указанных характеристик зависимости — величину изменений — можно определить с помощью диагностических методов, то вторую, функциональную, с точки зрения приведенных выше градаций «здоров — болен» установить достаточно сложно, потому что все они носят качественный характер и не имеют количественного выражения. Именно этим следует объяснить появление диагноза «практически здоров», то есть явных признаков болезни не обнаружено, но они должны быть, поэтому врач, поставивший такой диагноз, полной ответственности не несет за то, что может произойти с пациентом завтра.
6. Подходы к оценке здоровья
Для оценки состояния здоровья населения (уровня общественного здоровья) используют различные показатели: демографические (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни), показатели заболеваемости, болезненности, инвалидизации и др. Определение уровня здоровья индивидуума в основном базируется на оценке соматического здоровья, что включает, в первую очередь, оценку физического развития и функционального состояния организма, состояния основных физиологических резервов.
С. Цвейг предупреждал, что «ни одни врач не должен бы с чистой совестью произносить даже такие слова, как «здоров» и «болен», — кто знает, где кончается здоровье и начинается болезнь?» В то же время решение этого вопроса на количественной основе приобретает исключительно важное практическое значение, так как может вооружить специалиста конкретными данными — где, в каком «месте здоровья» находится индивид и что надо сделать, чтобы перевести его на более высокий уровень. В таком случае возникает принципиальный вопрос: что же собой представляет «норма», к которой надо вести больного?
Очевидно, что под нормой следует понимать рабочий диапазон функционирования живого организма, детерминированный как генотипически, так и фенотипически. Однако в медицинской практике норму выделяют лишь на фенотипическом уровне как диапазон колебаний функциональных показателей от среднестатистической выборки. Чаше всего такой диапазон определяют как среднее значение данных показателей для конкретного контингента. Такой подход можно было бы принять, если бы выборка включала, если речь идет о норме, только здоровых людей, однако в действительности она включает всех обследованных лиц. Неудивительно поэтому, что количественные характеристики нормы отдельных показателей в связи с ухудшающимся состоянием здоровья населения постоянно корректируются во времени, причем в сторону снижения их качества (например, «нормы» содержания холестерина или сахара в крови), то есть «норма» следует за ухудшением здоровья популяции. Но это очень опасно, так как ориентирует и индивида, и врача на то, что этот человек соответствует «норме». При этом врач, в отличие от пациента, знает, что тот уже фактически болен, но болен «нормально», как и все вокруг, и ему не о чем беспокоиться, а врачу — незачем заниматься им.
Количественный подход к оценке здоровья в методологическом плане предполагает ту посылку, что данный человек в каждый период времени имеет определенную величину функциональных возможностей, позволяющую ему реализовать свою генетическую программу, то есть величину здоровья (впрочем, как и уже имеющихся нарушений -болезни). Поэтому человек должен иметь четкую цель — увеличить количество здоровья и уменьшить количество болезни. А это означает, что, в каком бы состоянии человек ни находился, у него определенное количество здоровья все-таки есть (даже в состоянии клинической смерти). Возможность контролировать динамику изменения количества здоровья выгодно отличает такой подход, так как ориентирует человека (и не только явно больного, но и считающегося здоровым) на постоянное стремление к увеличению количества здоровья. Принципиально здесь и то, что в этом случае данный человек не сравнивается с другими, а лишь с самим собой: сегодня у него должно быть здоровья больше, чем вчера.
Таким образом, не вызывает сомнения, что в основе оценки здоровья должен лежать количественный подход, то есть количественная оценка материальных факторов, показателей функциональных систем организма, от уровня которых и зависит сам уровень здоровья.
megaobuchalka.ru
113. Здоровый образ жизни, его компоненты, медико-социальное значение. 114. Формирование здорового образа жизни, направления.
до 60-х г.г. 20 в. подход: главное — излечить болезнь, позднее — профилактика болезней, к 90-м г.г.: получение максимума здоровья в любом возрасте, сохранение активного долголетия.
Профилактическая направленность- один из основополагающих принципов ЗО, ее важнейший раздел — формирование здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизни (ВОЗ, Дрезден,1985).
Образ жизни, способствующий сохранению здоровья, направлен на то, чтобы
— укреплять здоровье человека;
— предупреждать и предотвращать болезни, несчастные случаи и преждевременную смерть;
— вести адекватный образ жизни при острых и хронических заболеваниях, инвалидности, в соответствии с возрастом.
Формирование ЗОЖ – это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на укрепление здоровья, на оптимальное использование природных условий.
Элементы ЗОЖ:
1) Медико-социальная активность населения – отношение к своему здоровью, к медицине, установка на ЗОЖ – это основа работы по формированию ЗОЖ
2) Трудовая деятельность людей;
3) Хозяйственно-бытовая деятельность человека — материально-бытовые условия, время, которое затрачивается на хозяйственно-бытовую деятельность
4) Социальная деятельность семьи — уход и воспитание за детьми, больными, пожилыми, планирование семьи, взаимоотношение в семье
5) Деятельность, направленная на восстановление физических сил.
Проблемы ЗОЖ (социальные и медицинские аспекты ЗОЖ):
— медико-социальная активность населения (выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении труда, быта, окружающей среды, оказание само – и взаимопомощи, умение использовать средства нетрадиционной медицины)
— изучение общественного мнения и управление им по отношению к собственному здоровью;
— уровень культуры населения;
— учет взаимодействия объективных и субъективных факторов (полное совпадение, несовподение, неправильное знание населения и т.д.)
— выявление и оценка групп риска;
— активное участие населения;
— разработка научных основ ЗОЖ (разработка физиологических и гигиенических основ ЗОЖ, детальное знание направленности факторов риска, мероприятия по профилактике отдельных заболеваний).
Принципы формирования ЗОЖ:
— сознательный личный образ жизни — индивидуальный режим жизни для формирования ЗОЖ, включающий физвоспитание, питание, личную гигиену, сексуальное поведение и т.д.
— научность — содержание пропаганды медицинских и гигиенических знаний должно соответствовать современному состоянию науки и практики.
— массовость — участие в работе по гигиеническому обучению, воспитанию и формированию ЗОЖ всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу.
— доступность — при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть яркой, образной, доступной для понимания.
— целенаправленность — выражается в выборе содержания основного направления, а также в том, что работа должна проводиться дифференцирование с учетом различных групп населения.
— оптимистичность — следует подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания даже по профилактике тяжелых заболеваний
— актуальность — выбор направления работы должен соответствовать тем конкретным проблемам, которые актуальны в данный момент времени.
Служба формирования ЗОЖ:
1) республиканские, областные, городские, районные центры здоровья (дома санпросвещения)
2) врачебно-физкультурные диспансеры, отделения, кабинеты
3) кабинеты ЗОЖ территориальных поликлиник
4) кабинеты санитарного просвещения ЦГиЭ.
Служба возглавляется зам. министра ЗО, главным государственным санитарным врачом. Руководство службой осуществляется Главным управлением гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства ЗО.
Основные задачи службы:
— координация деятельности различных органов и учреждений ЗО, направленной на утверждение принципов ЗОЖ населения; участие в реализации территориальных и отраслевых программах по укреплению здоровья населения;
— вовлечение всех медицинских работников, специалистов всех заинтересованных министерств , ведомств и общественных организаций в воспитательную работу с населением по пропаганде здорового образа жизни;
— постоянное повышение эффективности и интенсивности работы по обучению населения принципам ЗОЖ с широким привлечением к этой работе средств массовой информации;
— предоставление адекватной информации, позволяющей населению делать выбор с позиции укрепления здоровья; формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья;
— организация и проведение мероприятий по коррекции образа жизни населения и предупреждению факторов риска заболеваний.
studfile.net
26. Здоровый образ жизни. Факторы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях. Он выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного (индивидуального) и общественного здоровья. факторов здорового образа жизни:
1. Рациональное питание: — пища, сбалансированное по макро- и микроэлементам; — правильный баланс в рационе питания растительной и животной пищи, необходимость пищевых волокон; — регулярность и своевременность питания; — восполнение недостатка макро- и микронутриентов с помощью СПП и БАД; — умеренность в питании.
2. Высокая двигательная активность: — подвижные, спортивные игры; спортивные секции, аэробика; — активный отдых, прогулки и ближний туризм — утренняя гигиеническая гимнастика; — дыхательная гимнастика.
3. Благоприятный психо-эмоциональный климат: — наличие нравственных ценностей в обществе; — разумные жизненные и повседневные цели; — любовь к людям и к себе;- видеть свое место в жизни; — жизнь в гармонии с природой;- положительный настрой на жизнь; — рациональная организация рабочего и свободного времени, полноценный отдых; — материальное благополучие;- психотерапия, медитация, аутотренинг. 4. Снижение влияния неблагоприятных факторов жизни: — правильный выбор продуктов питания; — бытовые средств очистки воды и воздуха; — выведение из организма различных токсинов, солей тяжелых металлов, радионуклидов путем применения СПП и БАД — энтеросорбентов; — использование систем и методов очистки организма на клеточном и тканевом уровнях.
5. Повышение защитных сил своего организма:— Закаливание: солнечные ванны, водные процедуры, воздушные процедуры, сауна, комплексное влияние; — массаж; — физические тренировки; — прогулки на природе; — применение БАД — поливитаминов, адаптогенов, иммуностимуляторов.
6. Преодоление вредных привычек: — алкоголизм;- наркомания, токсикомания;- курение;- азартные и компьютерные игры.
7. Организация быта:— разумный выбор места жительства;- положительный микроклимат в семье — экология жилища; — культурный досуг.
27. Здоровый образ жизни. Кодекс здоровья.
Кодекс здоровья:
1.Помни: Здоровье — не все, но все без здоровья — ничто!
2.Здоровье — не только физическая сила, но и душевное милосердие.
3.Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать, защищать.
4.Здоровье — это твоя способность удовлетворить в разумных пределах наши
потребности.
5.Здоровому человеку нужен не только хлеб, но и духовная пища: не хлебом единым жив человек.
6.Здоровье — это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела.
7.Здоровье — это духовная культура человека: доброта, надежда, вера и любовь к тем, кто тебя окружает.
8.Здоровье — это социальная культура человека, культура человеческих отношений.
9.Здоровье — это любовь и уважение к человеку: отнесись к другому так, как ты бы хотел, чтобы он относился к тебе.
10.Здоровье — это любовь и бережное отношение к природе: природа не брат и не сестра, а отец и мать человечества,
11.Здоровье — это стиль и образ твоей жизни; образ жизни — источник здоровья и источник всех бед — все зависит от тебя и твоего образа жизни.
12.Хочешь быть здоровым — подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей: пользуйся всем, но ничем не злоупотребляй.
13.Помни: солнце — нам друг и мы все дети Солнца, но с его лучами не шути: загорание не должно стать сгоранием на солнце.
14.Периодически ходи по земле босиком — земля дает нам силу и отводит из тела лишнее электричество.
15. Учись правильно дышать — спокойно, неглубоко и равномерно.
16.Бежать можно от инфаркта и к инфаркту: соответствующий возрасту и умеренный бег — целебен, чрезмерный — болезнен.
17.Работай размеренно, спокойно, без рывков и чрезмерностей: труд должен быть радостным, тогда он будет продуктивным и целебным.
18.Семья — наша опора и наше счастье: делай в семье все так, чтобы каждый член семьи чувствовал нужность и зависимость друг от друга.
19.Выработай стиль и режим своей жизни: ты должен ему следовать всю жизнь.
20.Помни: человечество (и ты сам) ничего не потеряет, если расстанется с сигаретой и рюмкой.
21.Будь внимательным и милосердным к детям и старикам: если можешь — помоги и не проходи мимо чужого горя.
22.Люби нашу Землю — мать и кормилицу, бережно относись к ней и ко всему живому, чему она дала жизнь. Хочешь жить — люби жизнь.
23.Человек будет все дальше и дальше проникать в Космос, но колыбель — наша Земля, и к ней мы всегда будем возвращаться.
24.Мы люди одной судьбы и все должны бороться за Мир и Солнце на Земле: без Мира не будет ни жизни, ни здоровья.
25.Здоровье — наш капитал: его можно увеличивать, его можно и прокутить: хочешь быть здоровым — будь им!
26.Стрессов в жизни не избегай, но и не ищи себе лишних: стрессы могут укреплять и тренировать, могут — ослаблять.
27.Если хочешь быть больным — заболей здоровьем, поверь в великие целебные силы нашего тела и нашей души.
28.Красота укрепляет тело и дух, все безобразное их разрушает.
29.Лучший доктор твоего здоровья — ты сам, но цени и выполняй советы врача, будь к ним внимательным и уважительным.
30.Не считай дни, проведенные в больнице, а считай дни, проведенные на природе.
studfile.net