Формирование мотивации к здоровому образу жизни: зож мотиваторы
Образ жизни человека, его составляющие. Виды мотиваций к ведению «Здорового образа жизни».
Составляющие здорового образа жизни
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
1) Режим труда и отдыха — необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Сон — обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Часы, предназначенные для сна нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.
2) Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.
а) Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека.
Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала.
Мотивация здорового образа жизни у школьников среднего звена.
Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, — около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни — юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.
б) Следующая непростая задача — преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающее на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему:
— потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;
— нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.
Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.
Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм — одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред, как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом.
К числу вредных привычек относится употребление наркотиков. Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая деградация личности наступает в 15-20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить от наркомании очень сложно, лучший вариант — даже не пробовать наркотики.
3) Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.
Первый закон — равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, — мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна — избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.
Второй закон — соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию, и даже смерти.
Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.
Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.
Двигательная активность.
Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.
Таким образом, чтобы выполнять двигательный режим, необходима двигательная деятельность в объеме 1,3-1,8 ч в день. За счет использования двигательной активности с относительно высокой интенсивностью можно сократить ее продолжительность.
5) Закаливание:
Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество — выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит организму надежный щит против многих болезней.
Широко известны различные способы закаливания — от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком — замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание — высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.
Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру.
Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Закаливание — мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
6) Личная гигиена:
Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др. В полном объеме они выполняются только при здоровой и чистой коже.
Уход за полостью рта и зубами требует, чтобы после еды рот прополаскивался теплой водой. Чистить зубы рекомендуется 2 раза в день. Зубная щетка не должна быть чересчур жесткой, а процедура чистки должна занимать не менее 2 мин. Чтобы сохранить зубы, важно, чтобы пища содержала достаточно кальция. Во время еды нужно избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд. Нежелательно грызть орехи, косточки ягод и плодов, поскольку эмаль, покрывающая зубы, может дать трещину, после чего разрушение зубных тканей идет весьма быстро. Не реже 2 раза в год необходимо посещать врача стоматолога для профилактического осмотра зубов.
Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности, а ее гигиеническим назначением в соответствии с условиями и деятельностью, в которых она используется. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Спортивную одежду следует использовать только во время занятий и соревнований; ее необходимо регулярно стирать. Гигиена обуви требует, чтобы она была легкой, эластичной, хорошо вентилируемой, а также обеспечивала правильное положение стопы. В этом отношении лучшими качествами обладает обувь из натуральной кожи. Спортивная обувь, кроме того, должна защищать стопу от повреждений и иметь специальные приспособления для занятий соответствующим видом спорта
laservirta.ru
Формирование у студентов мотивации к здоровому образу жизни
В статье рассматриваются возможности физической культуры в формировании у студентов потребности в здоровом образе жизни, приобщения их к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья.
Современное образование вступает в новый этап своего развития, когда основная цель направлена на качественную подготовку специалистов, в соответствии с мировыми образовательными стандартами. Обеспечение высокого уровня качества образования является особенно важным в плане устойчивого развития общества в условиях интенсивных социально-экономических, научно-технических и профессиональных изменений.
Здоровье студентов является актуальной проблемой, ведь оно определяет будущее страны, научный и экономический потенциал общества. Поэтому здоровье учащейся молодежи относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Несмотря на это, в современном мире имеет место стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья; уменьшается количество здоровых детей, а количество хронических форм заболеваний, наоборот, увеличивается.
Существует несколько причин сложившейся ситуации. Но одним из главных факторов неблагополучия здоровья, на наш взгляд, является недостаточный уровень мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья самих студентов.
Мотивация — сложный психологический феномен и с точки зрения разных авторов включает в себя не одно понятие. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Педагогу необходимо выявить и показать причины, которые должны повлиять на выбор студента в пользу активной деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья.
Выделим три основные группы мотивов, которые помогут студентам осознать необходимость регулярных занятий физическими упражнениями.
Физиологические — это желание улучшить свои функциональные возможности, устранить недостатки фигуры.
Психологические — воспитание характера и силы воли, самовоспитание и самосовершенствование.
Социальные — достижение успеха и признания со стороны друзей, чувство собственного достоинства и самоутверждение.
В высших учебных заведениях традиционными теоретическими формами для поднятия уровня мотивации к занятиям физическими упражнениями являются лекционные занятия, беседы о здоровом образе жизни, конференции, проводимые кафедрой физического воспитания. Практические формы включают в себя участие в спортивно-массовых мероприятиях, физкультурных праздниках и фестивалях, проводимых вузом, занятия в спортивных секциях, а также помощь в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Приобщение студентов к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья, это конечно процесс воспитания, направленный на осознание большой роли физической культуры в жизни любого человека.
Перед высшим образованием стоит сложная задача — создать благоприятные условия для образовательной деятельности, дополняя содержание учебного материала знаниями, умениями и навыками с целью формирования у студентов ориентированного подхода к здоровому образу жизни, мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья.
Для решения этой проблемы необходимо эффективно распределять объем и структуру учебного материала в учебных планах, правильно скоординировать применяемые технологии обучения, соблюдать цикличность в организации учебной деятельности.
Сохранение и укрепление здоровья студентов как педагогический процесс определяется сложными, множественными и разнонаправленными факторами, что затрудняет обнаружение в нем закономерных связей [1].
Для того чтобы понять, как сформировать потребность в сохранении и укреплении здоровья у студентов высших учебных заведений, необходимо знать кто в большей степени влияет на формирование правильной мировоззренческой позиции студентов о своем здоровье.
Это — сам студент, его семья, его окружение, преподаватели вуза, тренеры и организаторы спортивно-массовой работы в вузе.
Теоретическая часть дисциплины «Физическая культура» предлагает традиционные формы занятий, повышающих мотивацию студентов к укреплению своего здоровья. Это и лекционные занятия, и консультации по здоровому образу жизни, беседы по профилактике вредных привычек, конференции, семинары о пользе физических упражнений и повышении двигательной активности студентов.
Практическая часть дисциплины «Прикладная физическая культура» включает в себя не только практические занятия, но и участие в различных спортивных мероприятиях, организованных вузом, занятия в спортивных секциях, помощь в организации физкультурных праздников и фестивалей.
Приобщение студентов к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья — это еще один важный момент в процессе обучения и воспитания, который закладывается в юном возрасте и остается на всю жизнь.
Сегодня, образовательное учреждение высшего образования обладает огромным влиянием на сознание и подсознание студента, на формирование его личностных качеств. Вузы имеют возможность правильно направлять, помогать, управлять действиями студента в отношении здорового образа жизни и здоровья в целом. Здоровый образ жизни человека формируется общественными проявлениями и самим индивидом.
Занятия физической культурой и спортом являются одним из главных составляющих здорового образа жизни студента. Основной особенностью физической культуры является влияние на эмоциональное состояние человека, которое выражается в появлении чувства бодрости, радости, удовлетворенности, оптимистического, жизнерадостного настроения.
Физические упражнения укрепляют нервную систему, улучшают кровоснабжение головного мозга. Благодаря этому нервные клетки получают в достаточном количестве необходимые питательные вещества и кислород, и, следовательно, лучше выполняют свои сложные функции.
В настоящее время возросло число сердечнососудистых заболеваний. Многие исследователи обратили внимание на эмоциональные стрессы и их влияние на кровообращение в организме человека. Систематическая физическая работа, высокий уровень физической активности снижают опасность отрицательного влияния эмоциональных стрессов на сердечнососудистую систему.
Длительное ограничение двигательной активности (гипокинезия) изменяет регуляцию кровообращения, ухудшают состояние сердечной мышцы и сосудов, что повышает риск возникновения повышенного артериального давления и нарушения сердечной деятельности во время стрессов [2].
Регулярные занятия физическими упражнениями связаны со снижением состояния тревоги и депрессии. В большинстве исследований, в которых изучали взаимосвязь между физическими нагрузками и психическим благополучием, использовали нагрузки аэробной направленности. Было установлено, что только нагрузки достаточной продолжительности и интенсивности могут привести к положительным психологическим эффектам. Привлечение студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями поможет им преодолеть негативные последствия перенапряжения, улучшить состояние своего здоровья, отказаться от вредных привычек.
Организация учебного процесса по физической культуре в вузе должна обеспечить возможность освоения студентами знаниями и умениями в применении физических упражнений для повышения уровня своего физического развития и физической подготовленности в соответствии с индивидуальными способностями, личными установками, потребностями и интересами.
Для поддержания мотивации нужна целенаправленная работа по пропаганде физической культуры, здорового образа жизни среди студентов. Необходимо вовлекать студентов в физкультурно-оздоровительную деятельность с помощью нахождения новых форм занятий и интересных соревнований, где студенты смогут реализовать свои собственные потребности в движении.
От успешности формирования и закрепления в сознании принципов здорового образа жизни, зависит вся последующая деятельность человека.
novainfo.ru
Формирование положительной мотивации учащихся к ЗОЖ
Обобщение опыта работы классного руководителя.
Тема опыта : «Формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью.»
Актуальность :
Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников.
Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил инициативу «Наша новая школа», одно из направлений которой – сохранение и укрепление здоровья школьников.
По словам Геннадия Онищенко, Главного государственного санитарного врача России, сегодняшние школьники проводят в образовательных учреждениях «чрезвычайно много времени» — от 8 часов. Поэтому ценностное отношение детей к своему здоровью не может формироваться без участия педагогов.
Согласно официальной статистике, в настоящее время в нашей стране приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка. Распространение вредных привычек среди подрастающего поколения и ухудшение состояния здоровья россиян, связанного с несоблюдением основных принципов здорового образа жизни, требуют поиска эффективных мер формирования мотивации здоровьесберегающего поведения. Невозможно подвергнуть сомнению утверждение о том, что здоровье подрастающего поколения определяет уровень развития общества. Оценивая здоровье детей сегодня, мы получаем прогноз благосостояния страны на будущее.
Цели и задачи работы классного руководителя в этом направлении:
Цель:
— формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни.
Задачи:
- добиться понимания детьми сущности здоровья и здорового образа жизни;
- воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
- развивать навыки управления своим здоровьем;
- формировать культуру питания;
- формировать потребность в занятиях физической культурой и спортом.
- популяризация здорового стиля жизни;
- повышение уровня осведомленности учащихся о вредном воздействии алкоголя и сигарет на здоровье человека, а также о последствиях, влияющих на здоровье будущего поколения.
Степень новизны состоит :
- В конкретизации одного из приоритетных направлений проекта «Наша новая школа» в области сохранения и укрепления здоровья школьников;
- В систематизации работы классного руководителя по формированию положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни
Краткое описание опыта :
Работа классного руководителя направлена на формирование положительной мотивации учащихся к здоровому образу жизни и воспитание бережного отношения к своему здоровью. Начало положено в 2009-2010 учебном году, когда классный руководитель Говорова Е.В.приступила к работе с 5 «М» классом и продолжается до сих пор (сейчас ребята в 7 «М» классе)
Само понятие «здоровье» имеет несколько определений. Работа Говоровой Е.В. опирается на самое популярное, и, пожалуй, наиболее емкое определение, данное Всемирной организацией здравоохранения : «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».[1]
Используя данную схему, наметила следующие направления деятельности классного руководителя по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью:
- Сохранение и улучшение физического здоровья учащихся;
- Сохранение психического здоровья детей;
- Совершенствование нравственного здоровья учащихся;
- Сохранение социального здоровья детей;
- Сохранение духовного здоровья подрастающего поколения
Мероприятия по направлениям.
№ | Направления | Мероприятия | Комментарии |
1. | Физическое здоровье |
| Работа ведется совместно с учителем физкультуры, ко многим мероприятиям привлекаем родителей. Подготовка команды для участия в туристических слетах В Дневник здоровья класса входят разделы:
ВСЯ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ ДОСТУПНА ТОЛЬКО МЕДИКУ И КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ! |
2. | Психическое здоровье | Обеспечение благоприятных психологических условий в классном коллективе:
| В этом направлении необходима совместная работа со школьным психологом. Остановимся же на том, что зависит от классного руководителя |
3. | Нравственное здоровье | Работа в этом направлении включает в себя все вышеизложенное, а также:
| Приоритетным направлением воспитания в области ЗОЖ должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Невозможно сохранить здоровым тело, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка. |
4. | Социальное здоровье |
( в частности, со школьным инспектором)
| |
5. | Духовное здоровье |
( посещение выставок, экспозиций) | Духовное здоровье- система ценностей и убеждений, это состояние, характеризующее человека как личность, способную развивать свои умения и навыки. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров! |
Практическая значимость. Материалы представленной работы могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями
Эффективность работы:
( информация получена в результате анонимного анкетирования учащихся и их родителей )
- информированы о факторах, формирующих здоровье: 2009-2010 год — 78,3%, 2010-2011-80%, 2011-2012 — 94,1%;
- информированы о вреде табакокурения, энергетических напитков, пива, алкоголя, токсикомании, наркомании: 2009-2010 год — 84,5%, 2010-2011 – 89%, 2011-2012- 97%
- участвуют в мероприятиях по здоровому образу жизни: 2009-2010 год — 49%, 2010-2011 – 65%, 2011-2012 – 76% .
- занимаются утренней гимнастикой ( по информации от родителей) : 2009-2010 год — 16,7%, 2010-2011 – 23%, 2011-2012-31%
- закаливаются: 2009-2010 год — 8,4%, 2010-2011 — 11%, 2011-2012-15,0%.
- регулярно участвуют в спортивных соревнованиях: 2009-2010 год — 60,1%, 2010-2011-73%, 2011-2012 — 83,9%;
- исключили из рациона питания газированные напитки, чипсы( по информации от родителей): 2009-2010 год — 1,2%, 2010-2011 — 6,6%;
2011-2012-12% учащихся класса
Ожидаемый результат:
- Повышение у учащихся приоритета здорового образа жизни;
- Осознание школьниками негативного влияния на здоровье вредных привычек;
- Рост уровня физического развития и физической подготовленности учащихся;
- Снижение заболеваемости детей, в особенности так называемыми «школьными « болезнями ( нарушение зрения, нарушение осанки и т.п.)
- Результативность:
1.Систематическая работа по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни учащихся вверенного мне класса началась в 2009-2010 уч.году.
Сейчас ребята учатся уже в 7 классе , и можно говорить о том, что количество пропусков учебных занятий по болезни уменьшилось, так как дети начали бережнее относиться к своему здоровью.
Отрадно было читать сочинение ученика 7 класса Цицулина Валерия : «…Здоровье – сокровище, которое нельзя найти, но можно заработать, занимаясь спортом, кушая здоровую пищу, гуляя на свежем воздухе..»
2.Уменьшилось количество пропусков уроков по болезни
3.Охват учащихся физкультурно- спортивной работой
Теоретическая база:
- Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003.
- Бойко А. Здоровые тесты. М., 2003.
- Васильев В. Здоровье и стресс. М., 1992.
- Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас… О проблеме алкоголизма, наркомании и табакокурения. М., 1990.
- Классному руководителю. М., 1999.
- Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., 1990.
- Мороз О.П. Группа риска. М., 1990.
- Педагогика здоровья. М., 1990.
- Рогов Е.И.Психология человека: Книга для школьников. М., 1999.
- Рожков М. И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000
11. Торохова Е.И. Валеология: Словарь. М.:М.: Флинта.Наука.1999.
12.Справочник классного руководителя № 9.2007/статья Р.В.Бабенко «Оформление документации классного руководителя»
[1] Торохова Е.И. Валеология: Словарь.М.:М.: Флинта.Наука.1999.
[2] Справочник классного руководителя № 9.2007/статья Р.В.Бабенко «Оформление документации классного руководителя»
nsportal.ru
Теоретические основы формирования мотивации здорового образа жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
86
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 371.016:796
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
В. В. Клинов
преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания УО МГПУ им. И. П. Шамякина
С. Н. Щур
кандидат педагогических наук, доцент,
проректор по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам УО МГПУ им. И. П. Шамякина
В статье рассматриваются вопросы здоровья студенческой молодёжи и формирования у них мотивации здорового образа жизни (ЗОЖ). Выявлена структура мотивации ЗОЖ. Приведены результаты анкетирования, направленного на выявление уровня мотивации ЗОЖ. Определены роль и значение спортивного клуба в формировании осознанной мотивации ЗОЖ.
Введение
В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студенческой молодёжи, это связано с ухудшением здоровья специалистов-выпускников высшей школы, ростом заболеваемости в процессе их профессиональной подготовки, последующим снижением функциональных резервов организма и работоспособности [1]-[3].
Для современной студенческой молодежи характерны: дополнительная занятость трудовой деятельностью и невысокий уровень добровольной физкультурно-оздоровительной активности. Распространённость вредных привычек приводит к снижению уровня ответственности студентов за сохранение собственного здоровья и формирование навыков здорового стиля жизни. Сегодня стало очевидно, что без заинтересованности студента в двигательной активности, предусматривающей обращение к его личности, проблема неудовлетворительного состояния здоровья будет проявляться постоянно.
В связи с этим повышается роль высшей школы как социального института, формирующего не только компетентного специалиста, но и полноценную, здоровую личность [4]. От успешности формирования и закрепления навыков здорового стиля жизни в молодом возрасте зависит благополучие человека на всём протяжении его жизнедеятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
Современная система образования занимает одно из ведущих мест в осознании каждым человеком потребности в поддержании и укреплении здоровья и формировании здорового образа жизни (ЗОЖ). В настоящее время перед высшей школой должны быть поставлены задачи воспитания и развития соответствующей мотивации ЗОЖ, нацеленной на сохранение и укрепление здоровья коллектива, для организации и направленности личности на здоровый образ жизни, духовное и физическое совершенство, и развитие способности внедрять полученные знания в профессиональную деятельность [3], [5], [6].
Направленность на ЗОЖ, осознание его значимости для саморазвития и дальнейшей профессиональной деятельности вносит вклад в развитие личности будущего учителя в целом: обогащается её профессиональная культура; увеличиваются функциональные возможности отдельных качеств личности, в том числе и профессионально значимых; расширяется сфера её деятельности и отношений с действительностью; повышаются творческие возможности
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
87
для самореализации в учении и дальнейшей профессиональной деятельности, в формировании здоровья учащихся.
Всё это возможно при организации в высших учебных заведениях инновационной работы в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности и создании определённых условий, направленных на решение вопросов формирования мотивации к здоровому образу жизни [3], [4].
Одно из ведущих мест в здоровьесбережении следует отнести спортивно-массовой работе, потому что, во-первых, использование средств физического воспитания получило первенствующее место в системе профилактических мероприятий, направленных на коррекцию здоровья, во-вторых, при занятиях спортом происходят положительные изменения в физическом развитии организма, а в-третьих, спортивно-массовая работа даёт возможность совершенствования образа жизни и здоровья учащихся.
За спортивно-массовую работу в вузе отвечает спортивный клуб, в котором интегрируется обучение и воспитание, осуществляется социализация и саморазвитие, формируется активная жизненная позиция личности. В связи с этим повышается роль спортивного клуба университета в здоровьесбережении учащихся. Спортивный клуб включается в общую структуру жизни вуза, но имеет свою специфическую деятельность, дополняющую учебную и внеучебную работу.
Исходя из вышесказанного, спортивный клуб вуза — это общественное, добровольное объединение субъектов в образовательном пространстве вуза, создающее референтную среду, способствующую их активному включению в реализацию потребности вести здоровый образ жизни, приобретению социального опыта по формированию ответственного отношения к здоровью как ценности.
Целесообразно отметить, что здоровьесбережение невозможно без соответствующей мотивации. Мотивация — это система психологически разнородных факторов, обуславливающих поведение и деятельность личности [5]. Проблема мотивации в педагогике является одной из центральных и используется для обозначения системы факторов, определяющих поведение, стимулирующих и поддерживающих поведенческую активность на определённом уровне. Наличие системы убеждений о необходимости ЗОЖ должно пронизывать мотивационную сферу студента, объединяя и структурируя мотивы, побуждающие к ЗОЖ. Осознание значимости здоровья, здорового образа жизни, потребность в сохранении и укреплении здоровья способствуют развитию убежденности в необходимости здоровой жизнедеятельности для самосовершенствования. У студентов происходит обогащение мировоззренческого уровня общей культуры, формируется направленность личности на сохранение и поддержание здоровья, повышается активность проявлений в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей здоровья.
Клубная деятельность обладает потенциальными возможностями по реализации студентами своих познавательных интересов в области сохранения и укрепления здоровья, способствует становлению устойчивой мотивации к формированию здорового образа жизни.
На основе системного, культурологического подходов, теоретического моделирования, исходя из основных положений теории мотивации, под мотивацией ЗОЖ мы понимаем целостную систему осознанных побуждений, направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей здоровья. При этом под системой побуждений понимаются: мотивы, интересы, потребности, стремления, установки, идеалы личности и т. д.
Говоря о составляющих мотивации ЗОЖ, целесообразно выделить следующие компоненты: оздоровительный, познавательный, профессиональный. Необходимо добавить, что выделение различных компонентов позволяет сосредоточить сочетание двигательных, интеллектуальных, информационных, мировоззренческих и других составляющих мотивации для каждого студента в отдельности, установить связь между потребностью человека в здоровье и усилиями, направленными на его сохранение и укрепление.
В качестве показателей сформированности мотивации ЗОЖ мы выделили следующие: потребность в получении знаний о здоровье и ЗОЖ; осознание социальной значимости
88
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
здоровья и ЗОЖ; потребность в самоактуализации в сфере ЗОЖ; осознание ценности здоровья и здорового образа жизни; сознательные, целенаправленные действия на благо здоровья; организация двигательной активности; способность к самоорганизации и мобилизации сил для принятия правильных решений, содействующих сохранению здоровья; эмоциональная устойчивость; способность аргументировать свою позицию по отношению к проблемам здорового образа жизни, отстаивать её; высокий уровень интереса к содержанию ЗОЖ; степень соответствия действий и поступков требованиям ЗОЖ; готовность к овладению умениями и навыками ведения ЗОЖ
Выделяя систему показателей, характеризующих степень сформированности мотивации ЗОЖ будущих учителей, мы выделили три уровня развития мотивации ЗОЖ, проявляющихся у студентов в процессе спортивно-массовой деятельности: высокий, средний, низкий. Студенты, обладающие высоким уровнем сформированности здорового образа жизни, позитивно относятся ко всем компонентами ЗОЖ, их характеризует убеждённость в том, что ЗОЖ является непременным условием самореализации и самосовершенствования, залогом успеха в профессиональной деятельности. Умения и навыки формирования ЗОЖ используют в повседневной деятельности, стремятся к приобретению знаний по вопросам сохранения и укрепления здоровья, соблюдают санитарно-гигиенические нормы поведения. У них отсутствуют вредные привычки, они регулярно занимаются спортом, делают все возможное, чтобы максимально приблизить свой образ жизни к здоровому. Обладают способностью к самоорганизации и мобилизации сил для принятия правильных решений, содействующих сохранению здоровья. Активно интересуются новыми поступлениями литературы о здоровье и ЗОЖ. У данной группы студентов происходит повышение мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции поведения, направленного на сохранение и укрепление здоровья. У них ярко выражена потребность к ведению ЗОЖ, эмоциональная устойчивость.
Студенты со средним уровнем сформированности здорового образа жизни охотно соглашаются, что здоровье является значимым условием для будущей успешной профессиональной деятельности, но стремления в постоянном расширении знаний и овладении умениями по формированию ЗОЖ не прослеживается, поскольку ЗОЖ и здоровье не осознаются как социальная ценность, а скорее как средство реализации личных устремлений. Они понимают возможности таких отдельных компонентов ЗОЖ, как: отказ от вредных привычек, регулярные занятия физическими упражнениями, режим труда и отдыха, рациональное питание. Ими соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, систематически физической культурой и спортом они не занимаются, режим труда и отдыха, питания планируется нерегулярно. У студентов сформирована мотивация к соблюдению правил и норм здорового образа жизни, в то же время потребность вести ЗОЖ носит эпизодический характер. В стрессовых ситуациях происходит ослабление эмоциональной устойчивости.
Студенты с низким уровнем сформированности здорового образа жизни имеют ограниченные знания о здоровье и ЗОЖ, недостаточно владеют умениями и навыками формирования ЗОЖ, в основном это навыки личной гигиены, включающие набор санитарногигиенических знаний. Осознание социальной значимости здоровья и ЗОЖ у них отсутствует, понимание долга и ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих абстрактно. Они имеют такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя, физической культурой занимаются только на занятиях по физическому воспитанию, режим дня и досуг не планируют, в вопросах рационального питания разбираются слабо. Для таких студентов характерна пассивность в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья, отсутствует мотивация к овладению различными умениями и навыками ЗОЖ. В ситуациях, когда не удается достичь желаемого результата, имеет место эмоциональная неустойчивость, сопровождающаяся приступами тревожности, неуверенности, страха, гнева.
В ходе исследования нами было проведено анкетирование студентов третьего курса факультета физической культуры, филологического и инженерно-педагогического факультетов УО МГПУ им. И. П. Шамякина, направленное на определение у них уровня мотивации ЗОЖ. Всего в опросе приняло участие 210 студентов. Полученные результаты приведены на рисунке 1.
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
89
70-‘ 60-1 50-1 40-1 30-1 20-Г 10-1 0—
■615
низкий средний высокий
□ оздоровительный
□ познавательный
■ профессиональный
Рисунок 1 — Уровень сформированности компонентов мотивации ЗОЖ студентов (%)
Проведённое анкетирование показало, что уровень сформированности мотивации ЗОЖ у студентов характеризуется невысокими показателями. У значительной части респондентов отсутствует или слабо развита мотивация на ЗОЖ. Настораживают результаты, полученные по профессиональному компоненту — на низком уровне находятся 61,5% респондентов, это указывает на то, что студенты не связывают ЗОЖ со своей профессиональной деятельностью. Радует тот факт, что оздоровительный компонент выражен в большей степени, чем другие компоненты мотивации ЗОЖ. Можно предположить, что это является следствием ответственности личности за своё здоровье, что порождает и соответствующие типы поведения. Однако анализ полученных данных показывает, что в целом мотивация ЗОЖ у студентов находятся на низком и среднем уровнях, что является недостаточным для современной социокультурной и педагогической ситуации в нашей стране в связи с заявленными приоритетами особой важности сохранения и укрепления здоровья студенческой молодёжи.
Изучение уровня сформированности мотивации здорового образа жизни студентов показывает, что без специально организованной педагогической системы в условиях традиционного обучения значительная часть респондентов имеет недостаточный уровень мотивации здорового образа жизни. Фиксация данного положения обуславливает актуальность и необходимость использования возможностей спортивного клуба при формировании мотивации ЗОЖ.
Анализ литературы предоставил возможность разработать структуру развития мотивации ЗОЖ студентов, которая рассматривается как совокупность последовательных и взаимосвязанных стадий (неосознанное здоровьесбережение, осознанное здоровьесбережение регулярные занятия физкультурно-оздоровительной деятельностью), в которых связующими звеньями выступают ценности спортивной деятельности.
Первая стадия у студентов выражается в проявлении размытых потребностей, несформированной системы знаний о здоровом образе жизни, в неустойчивом отношении к физкультурно-оздоровительной деятельности, отсутствием ценностных ориентаций, частичным выполнением рекомендаций преподавателя. На второй стадии процесса развития мотивации ЗОЖ студенты обладают достаточным представлением о здоровьесбережении, его компонентах, системой знаний и умений ведения здорового образа жизни, устойчивым положительным отношением к здоровьесберегающим видам деятельности, выполняют рекомендации по ведению ЗОЖ. Третья стадия характеризуется наличием концепций, знаний, форм, методов здоровьесбережения, представлением целостной системы здорового образа жизни, т. е. отмечается устойчивая мотивация здоровьесбережения, которая проявляется в качестве сформированных умений ведения здорового образа жизни, постоянном расширении поля видов спортивномассовой работы.
90
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Согласно методологическим основам исследования развитие мотивации ЗОЖ студентов мы рассматривали с позиций культурологического, деятельностного и личностно ориентированного подходов.
Выбор культурологического подхода в качестве методологического основания обусловлен тем, что он обеспечивает: а) возможность раскрытия студентам субъективно-человеческого смысла культуры; б) понимание образования как процесса индивидуального самообразования, врастания человека в культуру; в) направленность на сохранение культуры здоровья, её базовых ценностей, использование её для социализации личности, формирования качеств личности и развития индивидуальных способностей студента; г) установку на здоровый образ жизни; д) направленность на формирование экологической культуры личности студента; е) усвоение культурных норм ведения ЗОЖ, которые являются общепризнанными на современном этапе развития общества.
Формирование мотивации здорового образа жизни в аспекте деятельностного подхода опирается на необходимость проектирования, конструирования и создания ситуаций оздоровительной деятельности, стимулирующих совместную спортивную деятельность по реализации вместе выработанных целей и задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Деятельностный подход позволяет определить необходимую форму активности, при которой происходит развитие мотивации ЗОЖ.
Личностно ориентированный подход как практикоориентированная тактика мотивации ЗОЖ определяет разработку механизма организации деятельности спортивного клуба, обеспечивающего и поддерживающего формирование мотивации ЗОЖ студентов. Он осуществляется через реализацию следующих положений: а) личностно ориентированный подход выступает практикоориентированной тактикой исследования процесса формирования мотивации здорового образа жизни, позволяющей разработать технологию данного процесса; б) формирование мотивации здорового образа жизни в аспекте личностно ориентированного подхода определяет построение деятельности спортивного клуба на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей студентов, а также создания «ситуаций успеха» в любом виде спортивной деятельности; в) результатом процесса формирования мотивации здорового образа жизни школьников в аспекте личностно ориентированного подхода является развитие индивидуально-психологических качеств личности студента, направленных на ценностное отношение к здоровью.
Для эффективного развития мотивации ЗОЖ выделен комплекс педагогических условий, реализуемых в рамках деятельности спортивного клуба: наличие привлекательных образцов и персонифицированных примеров для подражания в лице ярких личностей мастеров спорта, а также притягательных видов и форм спортивной деятельности; культивирование моды на спорт и здоровый образ жизни активом клуба, педагогическим коллективом, руководством вуза; стимулирование разностороннего неформального опыта субъект-субъектного общения и взаимодействия преподавателей и студентов, мастеров и начинающих как равных участников жизнедеятельности клуба; систематическое и целенаправленное ориентирование студентов на потенциал физкультурно-оздоровительной деятельности; предоставление студентам права свободы выбора различных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности; интеграция усилий спортсменов-профессионалов, тренеров, преподавателей кафедры физического воспитания, медицинского персонала, профсоюзного комитета, административных структур вуза в работе спортивного клуба; моделирование студентами индивидуальных программ спортивной деятельности, направленных на сохранение здоровья; широкое использование современных тренажёров, ритмической и атлетической гимнастики, бассейна, подвижных и спортивных игр, музыки, поднимающих общее настроение и вызывающих положительные эмоции; участие в спортивных соревнованиях, занятия в спортивных секциях, где обсуждаются проблемы оздоровления, стимулируются попытки реализации принципов ЗОЖ в жизни студентов, что приводит к повышению у них интереса к деятельности по сохранению и поддержанию здоровья; обеспечение субъектной позиции студента в клубе как равноправного, компетентного и ответственного участника, вносящего свой вклад в развитие клуба, независимо от индивидуальных физических способностей и спортивных достижений.
ПЕДАГАПЧНЫЯ НАВУКІ
91
Выводы
Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях традиционного обучения значительная часть студентов имеет недостаточный уровень мотивации здорового образа жизни. Формирование мотивации здорового образа жизни должно быть направлено не только на расширение представлений о факторах здорового образа жизни, но и на осознание их необходимости и важности для сохранения и укрепления здоровья, а также на формирование здорового поведения, этому должна способствовать работа спортивного клуба в вузе. Изложенные выше теоретические представления мотивации ЗОЖ являются основанием для проектирования и технологических разработок педагогических средств, направленных на формирование у студентов осознанной мотивации здорового образа жизни в процессе работы спортивного клуба. Использование возможностей спортивного клуба вуза будет способствовать активному включению студентов в здоровьесберегающую деятельность.
Литература
1. Алешина, Л. И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Л. И. Алешина ; Волгогр. гос. пед. ун-т. — Волгоград, 1998. — 21 с.
2. Алипханова, Ф. Н. Педагогические условия формирования профессиональной культуры студентов педагогического вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Ф. Н. Алипханова ; Дагестан. ГПУ. — Махачкала, 2006. — 22 с.
3. Полякова, Т. Д. Здоровьесбережение — важная составляющая инновационного образовательного процесса / Т. Д. Полякова, Д. К. Зубовский // Мир спорта. — 2008. — № 1. — С. 52-58.
4. Жданов, С. И. Педагогические условия формирования у студента вуза субъектной позиции оздоровительной направленности : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / С. И. Жданов ; Урал. гос. ун-т физ. культуры. — Челябинск, 2009. — 23 с.
5. Асеев, В. Г. Мотивация поведения в формировании личности / В. Г. Асеев. — М. : Мысль, 1976. — 160 с.
6. Бахнова, Т. В. Формирование осознанной потребности будущего учителя в здоровом образе жизни в процессе физического воспитания : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Т. В. Бахнова ; Волгогр. гос. пед. ун-т. — Волгоград, 2005. — 27 с.
Summary
In this article questions of youth students’ health and the formation of motivation of a healthy way of life are considered. The structure of motivation of a healthy way of life is revealed. Results of questioning of the level of motivation of a healthy way of life are resulted. The role and value of sports club in formation of the realised motivation of a healthy way of life are defined.
Поступила в редакцию 14.03.12.
cyberleninka.ru
Формирование мотивации Трудно переоценить роль педагога в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения, который по своему предназначению обязан способствовать развитию здорового человека, воспитанию положительных жизненных ориентаций, формированию позитивных установок на жизнь, здоровье и здоровый образ жизни. В силу специфики профессиональной деятельности учителя представляется необходимым не только компетентное владение специальными знаниями в области здоровьеразвивающей педагогики, но также развитие свойств личности и характера, позволяющих на личном примере демонстрировать значимость усилий по поддержанию физической активности и работоспособности для достижения жизненных личных и социальных целей . |
В процессе экспериментальной работы установлено, что развитие мотивации здорового образа жизни школьников целесообразно реализовывать поэтапно, решая при этом следующие задачи: |
1. Формирование системы валеологических знаний (понятийно-сущностный уровень). |
2. Формирование комплекса умений и навыков здорового образа жизни (практико-деятельностный уровень). |
3. Развитие опыта продуктивной (творческой) здоровьеразвивающей деятельности (мировоззренческий уровень). |
4. Формирование личностно-ценностного отношения к здоровью и осознанной потребности в ЗОЖ (концептуальный уровень). |
Важную роль в процессе развития мотивации здорового образа жизни играет формирование у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни, которая, проявляясь в мотивах, определяет целенаправленное поведение по поддержанию здоровья. Осознанная потребность в ЗОЖ является внутренним стимулом, приводящим к сознательному ведению здоровой жизнедеятельности, в ходе которой формируются умения здорового образа жизни. Потребности учащихся актуализируются (доминируют) у них в тот или иной возрастной период развития. Эффективность формирования потребности в здоровом образе жизни находится в прямой зависимости от психофизиологических возможностей школьника, уровня его сознания и оказываемых на него педагогических воздействий. При этом считается, что педагогическое воздействие не должно быть прямой апелляцией к сознанию учащихся, а должно влиять через убеждения, стимуляцию внутренней работы по переосмыслению учащимися себя и окружающего мира. |
Формируя мотивацию ЗОЖ школьников, педагогу необходимо более тщательно работать с изначальными уровнем его мотивации у учащихся через познание, осмысление и осознание реалий действительности (зачем это им надо) и создание новых моделей бытия (внутренняя потребность быть здоровым). Путь созидающего, здоровьеразвивающего процесса – постоянное осознание и изменение сознания (образа, модели ЗОЖ), тогда новые формы поведения будут не чужеродным внедрением, а внутренней логической потребностью реализации нового замысла – здорового образа жизни. |
Всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в ненасыщаемую познавательную потребность [Л.И. Божович]. Прежде всего на нее учитель должен опереться при формировании мотивации здорового образа жизни школьников, актуализировать ее, сделать ее более четкой, осознанной. Если у школьника не актуализирована эта широкая познавательная потребность в знаниях о здоровом образе жизни, определяющая готовность к здоровой жизнедеятельности, то он не перейдет и к другим, более активным формам побуждений, например к постановке целей; если же учителю не удается вывести школьников на самостоятельное целеполагание, то ему ничего не остается, как ставить перед учениками готовые цели. А потребность в здоровой жизнедеятельности не может возникнуть при отсутствии умения у школьников ставить самостоятельные цели. Для того, чтобы реализовать мотив здорового образа жизни, например овладеть приемами здорового образа жизни, школьнику надо поставить и выполнить много промежуточных целей: научиться видеть отдаленный результат состояния своего здоровья, подчинить им этапы здоровьеразвивающей деятельности, поставить цели выполнения действий в этом направлении, цели их самоконтроля и т.д. Кроме того, надо научить учащихся осознавать цели своих действий и соотносить их с мотивами деятельности, в которую эти действия включены, причем цель деятельности может оставаться одной и той же (например, овладеть приемами здорового образа жизни), а смысл будет меняться в зависимости от ее мотива (желания не болеть, хорошо выглядеть и т.д.). |
Для достижения успеха по развитию мотивации здорового образа жизни школьников учителю необходимо учитывать сложное строение мотивационной сферы, воздействовать на каждую из ее сторон. Она представляет собой у каждого конкретного ребенка постоянно изменяющуюся, а иногда и противоречивую структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего, доминирующего мотива занимают то одно, то другое побуждение – в зависимости от условий образа жизни, обстоятельств общения с окружающими и т.д. Чем старше ученик, тем более устойчива его мотивационная сфера, однако даже у зрелого человека она продолжает оставаться динамичным образованием. Учет этих обстоятельств будет способствовать выявлению в каждом отдельном случае причин отсутствия или снижения мотивации здорового образа жизни. |
Существует много различных причин снижения мотивации здорового образа жизни школьников. Причинами снижения, зависящими от учителя, являются неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку или недогрузку школьников; невладение учителем современными методами здоровьеразвивающей деятельности и их оптимальным сочетанием; неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом; особенности личности учителя. Сами выводы учителя об особенностях мотивации здорового образа жизни школьников являются порой следствием его неумения анализировать мотивационную сферу учащихся. Причинами снижения мотивации здорового образа жизни, зависящими от ученика, являются низкий уровень знаний о здоровом образе жизни; несформированность здоровьеразвивающей деятельности, и прежде всего приемов самостоятельного приобретения знаний здорового образа жизни и пр. Задача педагога – определить, какие именно характеристики мотивации следует формировать для возникновения нового – сознательного и целенаправленного отношения ученика к своему здоровью и здоровому образу жизни. |
В каждом возрастном периоде решающими становятся соответствующие возрастным интересам мотивы здорового образа жизни. Осознанная потребность в здоровом образе жизни, проявляясь в мотивах, определяет целенаправленное поведение школьников по поддержанию здоровья. Мотивом, наиболее адекватным здоровьеразвивающей деятельности, является направленность школьников на овладение новыми способами здоровой жизнедеятельности, ибо именно усвоение способов преобразования образа жизни приводит к нормальному физическому и психическому состоянию субъекта деятельности, обогащению знаний о здоровом образе жизни и отсутствию болезней. Поэтому учителю следует заботиться о том, чтобы у школьника сформировался этот очень важный познавательный мотив, ориентирующий ребенка на способ действий. Педагогу необходимо уделять внимание не каждому мотиву самому по себе, а его месту в общей структуре побуждений ребенка к здоровой жизнедеятельности. Психологи подчеркивают роль так называемых смыслообразующих мотивов – побуждений, которые приобретают для этого конкретного ребенка подлинно личностный смысл, связанный с его человеческой позицией, жизненным отношением. Роль смыслообразующего мотива может приобретать то познавательный, то социальный мотив; соответственно меняется роль других мотивов и их соотношение в структуре мотивации ребенка. Увеличивающаяся с возрастом устойчивость мотивационной сферы укрепляет роль доминирующих мотивов в поведении и развитии ребенка. Смена доминирующих мотивов нередко происходит через противоречия, конфликты конкурирующих мотивов, и здесь особая роль принадлежит воздействию, совету учителя, воспитателя, помогающего школьнику найти необходимое решение и тем самым направить развитие мотивации здорового образа жизни школьника в нужное русло. |
Для всякой человеческой деятельности характерно диалектическое единство процессуально-результативной мотивации [В.Г. Асеев]. Важно формировать у ученика направленность на процесс, на способы своих действий. Необходимо, чтобы учитель переводил школьников с ориентации на результат своих действий к ориентации на способ. Тогда самоконтроль и самооценка школьника, связанный с ними уровень притязаний будут объединяться в его сознании с успешностью не только результата здорового образа жизни, но и способа здоровьеразвивающей деятельности. |
В повседневной работе изучение побуждений, определяющих отношение учащихся к здоровому образу жизни, порой происходит эпизодически, стихийно и, как правило, в силу вынужденных обстоятельств (необходимость подчиняться общешкольному режиму: режиму питания, двигательному режиму и др.). |
Построение и использование методик для изучения уровня развития мотивации ЗОЖ школьников эффективны лишь при соблюдении следующих методических принципов: |
1. Методика изучения уровня мотивации ЗОЖ должна включать в себя ряд обязательных компонентов. Предварительно, до проведения изучения, учитель должен поставить перед собой как можно более определенную цель. Постановка цели тесно связана с выделением параметров мотивации ЗОЖ, выявляемых данной методикой и фиксируемых учителем в процессе ее применения. Фиксация этих параметров предполагает определенную систему регистрации (протоколы, записи и пр.) получаемых данных. Таким образом, методика изучения уровня мотивации ЗОЖ должна целенаправленно и по определенной системе фиксировать определенные параметры (показатели, симптомы) исследуемой мотивации. |
2. При изучении мотивов ЗОЖ при помощи косвенных методов очень важно маскировать подлинные цели изучения. В противном случае эта методика может оказаться неэффективной, так как будет фиксировать мотивировки учащихся (обычно не совпадающие с действительными мотивами). Необходимо обратить внимание на то, что цель изучения может открыться учащимся не только из-за неправильного инструктирования, но и косвенно, например, при проведении исследования в условиях, провоцирующих учащихся на исключительно формальные ответы и действия (отсутствие контакта учителя с учащимися, внутренний отказ учащихся принять ложную цель изучения, сформулированную учителем в инструкции, и т.д.). |
3. Необходимо так строить методику изучения мотивов ЗОЖ, чтобы она позволяла фиксировать каждый изучаемый факт как бы с двух точек зрения (субъективной и объективной). С одной стороны, необходимо знать, как этот факт отражается в сознании учащегося, с другой – как этот факт объективно характеризует его здоровьеразвивающую деятельность. Для этого следует в одних случаях делать изучаемый факт целью испытуемого, предметом его сознания (так можно получить сведения о мотивировках и мотивах-целях), в других – делать целью деятельности учащегося некоторый другой факт, связанный с изучением лишь неявной смысловой линии (так можно получить сведения о том, какие мотивы ЗОЖ учащихся реально действующие, а какие – только знаемые). При такой системе организации методики беседа, анкета и пр. будут обязательно включать как прямые, так и косвенные вопросы. |
4. Эффективность использования методики изучения уровня мотивации ЗОЖ будет тем выше, чем более многократным, прослеживающим будет ее применение, т.е. чем больше изучение будет отличаться от одноразовой проверки, констатирующей фиксации и приближаться к генетическому исследованию. Такая связь эффективности методики и характера исследования объясняется прежде всего тем, что генетическое исследование дает возможность осмыслить и более глубоко понять экспериментальный факт, так как оно вскрывает как прошлое этого факта, так и направление, по которому пойдет дальнейшее развитие мотивации ЗОЖ и их изменение. |
5. Эффективность методики изучения уровня мотивации ЗОЖ тесно связана с комплексностью изучения. Использование разнообразных методик позволяет более глубоко и всесторонне охарактеризовать полученные факты. Факты, зафиксированные при изучении уровня развития мотивации ЗОЖ, не обладают абсолютной диагностической достоверностью. Это относится прежде всего к данным, полученным прямыми методиками, однако и результаты косвенных методик подлежат интерпретации и не являются однозначными. Поэтому достоверные данные о характере мотивации ЗОЖ могут быть получены лишь в результате комплексного исследования различных проявлений мотивов в здоровьеразвивающей деятельности учащихся. |
6. Учитель должен отчетливо понимать методику как способ сбора данных о мотивации ЗОЖ и метод психологического анализа этих данных. Методика, какой бы тонкой и совершенной она ни была, изучает лишь совокупность некоторых фактов. Она не может дать конечных результатов исследования, получение которых всегда предполагает проведение психолого-педагогического анализа собранных фактов, их интерпретации. Если сбор фактов при помощи методики изучения уровня мотивации ЗОЖ требует от учителя (помимо достаточно детального знакомства с данной методикой) относительно небольшого количества знаний, то проведение квалифицированного психолого-педагического анализа требует знания предмета изучения как психолого-педагогической проблемы. Четкое различение учителем психолого-педагогической методики и метода психолого-педагогического анализа необходимо, во-первых, для того, чтобы избежать в педагогической практике фетишизации отдельных методик, обычно сопровождающихся необоснованными выводами и в конечном счете дискредитацией психолого-педагогических методов исследования, и, во-вторых, чтобы привлечь внимание учителей к самостоятельному изучению проблемы развития мотивации ЗОЖ учащихся. |
Только соблюдение этих методических принципов закономерно приведет учителя к обоснованной постановке задач активного и целенаправленного развития мотивации ЗОЖ школьников. Объективность изучения уровня развития мотивации ЗОЖ школьников достигается тем, что учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психолого-педагогических методов и методических приемов. |
Методами, наиболее надежными для изучения уровня развития мотивации ЗОЖ учащихся и наиболее приемлемыми для учителя, могут быть: |
а) длительное (лонгитюдное) изучение, в том числе наблюдение учителя за повторяющимися поступками и различными проявлениями интереса учащихся к здоровому образу жизни; |
б) индивидуальный формирующий эксперимент в виде индивидуальной работы с учеником при той или иной помощи при формировании ЗОЖ. Индивидуальный формирующий эксперимент является самым надежным средством выявления уровня развития мотивации ЗОЖ учащегося; |
в) одним из вариантов формирующего индивидуального эксперимента является постановка школьников в ситуацию реального нравственного выбора, например соподчинения мотивов ЗОЖ. Такие ситуации создаются учителем специально, либо учитель умело использует ситуации такого рода, возникающие в реальной жизни; |
г) индивидуальный формирующий эксперимент должен проходить в форме диалога, сотрудничества учителя и учащихся, для чего целесообразно овладение учителем так называемыми «диалогическими техниками». Вариантом таких диалогических ситуаций является опрос учащихся, в ходе которого учитель выступает как диагност, т.е. он не ограничивается утверждением о наличии или отсутствии навыков и знаний о ЗОЖ у учащихся, а вместе с учеником стремится выяснить причины невладения ими. Диагностические возможности опроса составляют один из резервов психолого-педагогического изучения учителем уровня развития мотивации ЗОЖ учащихся; |
д) каждый из названных выше методов изучения уровня развития мотивации ЗОЖ (индивидуальный формирующий эксперимент, постановка в ситуацию выбора) лучше облекать в привычные для учащихся регулярно проводимые формы работ; |
е) полученные с помощью разных методических приемов данные учителю необходимо сопоставлять с имеющимися жизненными показателями ЗОЖ учащихся. |
После того как с помощью различных методов будут получены определенные факты определенного уровня развития мотивации ЗОЖ, учителю важно уметь их правильно трактовать, интерпретировать. Для этого при оценке отдельных проявлений уровня развития мотивации ЗОЖ надо иметь некоторые точки отсчета, эталоны. Виды, уровни, этапы, качества, проявления уровня сформированности мотивации ЗОЖ образуют как бы «сетку» параметров, на которую можно накладывать реальные факты, наблюдаемые у учащихся, и оценивать их. Иными словами, оценивая уровень развития мотивации ЗОЖ конкретного ученика, учителю недостаточно сказать о том, что интерес к ЗОЖ слабый, а надо назвать, что именно в мотивации ЗОЖ отсутствует, какие именно ее уровни не развиты и т.д. |
При изучении уровня развития мотивации ЗОЖ ученика важно видеть не то, что уже достигнуто учеником, а главное – процесс становления мотивации ЗОЖ, зону ее ближайшего развития. Поэтому учителю важно выявлять не только успешность в формировании ЗОЖ ученика, но и затруднения; не только фиксировать результат сформированности, но и способы его получения; определять не только уровни, но и переходы от одного к другому. |
Психологическое изучение и развитие мотивации ЗОЖ учащихся можно проводить с применением внеучебного и учебного содержания. Внеучебное содержание ставит учащихся в равную ситуацию, сводит к минимуму роль прошлого опыта. Учебное содержание важно тем, что позволяет изучать уровень мотивации школьников в естественных условиях учебного процесса. |
Уровень развития мотивации ЗОЖ учащихся можно не только изучать, но и «измерять». Это придает изучению большую объективность, позволяет сопоставлять результаты на разных этапах исследования. Если учитель хочет изучить и сопоставить, например, познавательный интерес к ЗОЖ у нескольких свих учеников, он намечает для себя уровни интереса, условно оценивает их некоторым баллом. Например, интерес учащихся к отдельным фактам ЗОЖ – 1 балл, более высокий интерес к обобщенным фактам и закономерностям ведения ЗОЖ – 2 балла, интерес к способам формирования знаний, навыков и умений ЗОЖ – 3 балла, интерес к самообразовательной деятельности ЗОЖ – 4 балла. Можно создавать игровые ситуации, привлекая самих учащихся к оценке своих познавательных интересов. Попытки количественного изменения мотивов ЗОЖ, интересов учащихся учителем обязательно должны опираться на качественный анализ. |
Планировать процесс развития мотивации ЗОЖ школьников учитель должен исходя из результатов психолого-педагогического изучения уровня развития мотивации ЗОЖ школьников с учетом следующих требований: |
1. Осуществлять систематический контроль за ходом развития мотивации ЗОЖ с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся. |
2. Сравнивать уровень развития мотивации ЗОЖ конкретного школьника не с другими, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. |
3. Подходить к процессу развития мотивации ЗОЖ учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой школьник, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе. Неправильно при прогнозе исходить только из наличного уровня – надо строить прогноз на основе анализа зоны ближайшего развития (двухуровневая диагностика, по Л.С. Выготскому). При этом прогноз должен осуществляться в двух вариантах: при условии, что с учеником своевременно будет проведена необходимая работа, и при условии, что с ним такой работы проводиться не будет. |
4. Стремиться за внешне одинаковыми проявлениями (например, отсутствие положительной мотивации ЗОЖ) увидеть разные причины этого и их сочетание, неповторимое для каждого ребенка (несформированнность умений постановки целей ЗОЖ). Так, за внешне высокими могут скрываться мотивы личного преуспевания, а за внешне низкими может стоять большая требовательность к себе, критичность. |
5. Изучать и развивать мотивацию ЗОЖ у всех учащихся независимо от уже имеющегося уровня. При изучении уровня мотивации ЗОЖ у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы (интерес), мотивационной сферы (мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели, переживания). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план его развития мотивации ЗОЖ. |
Заключение, суждение об ученике, возможностях уровня развития мотивации ЗОЖ должны формулироваться учителем в щадящей форме, с опорой на положительные стороны и возможности школьника. Сведения об отсутствии мотивации должны сообщаться заинтересованным лицам – учителям, родителям и не быть предметом публичных обсуждений, ибо это может вызвать негативные переживания ребенка и усугубить его отрицательное отношение к деятельности по ведению ЗОЖ. |
Сводная карта состояния уровня развития мотивации ЗОЖ учащихся и хода ее формирования призвана помочь учителю более точно определить уровень мотивации ЗОЖ, на котором находится отдельный ученик, что очень важно для осуществления диагностической и индивидуальной работы с ним. Она также может быть рассмотрена как основа для продолжения формирования мотивации ЗОЖ. |
Уровень развития мотивации здорового образа жизни учащихся образовательных учреждений определяет способность выполнения ими учебных, познавательных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья на всех уровнях человеческой природы. Таким образом, в процессе управления развитием мотивации школьника – в зависимости от условий организации, общей атмосферы – потребности в здоровом образе жизни формируются, переосмысляются, перестраиваются, совершенствуются. В ходе развития мотивации здорового образа жизни изменяется не только собственно познавательный компонент потребностей, но и социальные установки – потребность в здоровой жизнедеятельности и культуре здоровья для общества, близких людей, потребность самоусовершенствования и т.д. Все это создает основу для становления специфически человеческой потребности в деятельности, в созидании. Литература |
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В.Г. Асеев. – М. : Просвещение, 2001. – 476 с. |
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 1968. – 208 с. |
3. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова.– М. : Педагогика, 1983. – 96 с. |
4. Скобликова, Т. В. Образовательное пространство физической культуры в вузе как условие формирования здорового образа жизни [Текст] / Т.В. Скобликова // Мат. V межд. науч.-прак. конф. – Калининград, 2003. – 276 с. |
infourok.ru