Здоровый образ жизни — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Здоровый образ жизни, ЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.
Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом, хотя само понятие «здорового образа жизни» однозначно пока ещё не определено. По оценкам ВОЗ, здоровье людей зависит:
- на 50—55 % именно от образа жизни,
- на 20 % — от окружающей среды,
- на 18—20 % — от генетической предрасположенности,
- и лишь на 8—10 % — от здравоохранения[1].
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психики человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций[3], для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности[4]. Здоровый образ жизни предстает как специфическая форма целесообразной активности человека — деятельность, направленная на сохранение, укрепление и улучшение его здоровья[5].
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья
Элементы здорового образа жизни
- Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков.
- Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье.
- Отказ от курения, наркотиков и употребления алкоголя.
- Здоровое питание: количественно умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов, режим питания (употребление пищи в определенное, одно и то же время дня).
- Движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей.
- Личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни[7]:
- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.
Некоторые исследователи[8] выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.
Формирование здорового образа жизни
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
- социальном: пропаганда, информационно-просветительская работа;
- инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности человека (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
- личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.
Под пропагандой здорового образа жизни понимают целый ряд мероприятий, направленных на его популяризацию, среди которых важнейшими являются просветительские и выездные программы, реклама в СМИ (радио, телевидение, Интернет).
См. также
Примечания
- ↑ Неврология : национальное руководство / под ред. Е. И. Гусева, А. Н. Коновалова, В. И. Скворцовой, А. Б. Гехт. — ГЭОТАР-Медиа, 2009.
- ↑ Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду. — Диссертация, 1997.
- ↑ Изуткин Д. А. Формирование здорового образа жизни. — Советское здравоохранение, 1984, № 11, с. 8-11.
- ↑ Мартыненко А. В., Валентик Ю. В., Полесский В. А. и др.
- ↑ Дружилов С.А. Здоровый образ жизни как целесообразная активность человека // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 4. — С. 654—648.
- ↑ Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни Архивная копия от 25 января 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [849 дней])// Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003.
- ↑ Corbin C. B., Lindsey R.; Лидский зональный центр гигиены и эпидемиологии Архивная копия от 21 декабря 2008 на Wayback Machine; Шаталова Г. С.
- ↑ Corbin C. B., Lindsey R. Concepts of physical fitness with Laboratories. — WCB Brown&Benchmark publishers, 8th edition, 1994. ISBN 0-697-12611-0
Литература
- МР 2.1.10.0033-11 «Оценка риска, связанного с воздействием факторов образа жизни на здоровье населения»//Методические рекомендации/Утверждены Главным государственным санитарным врачом России 31.07.2011 г
- Николай Амосов. Моя система здоровья. — 1997. — 5000 экз. — ISBN 5-311-02742-8..
wikipedia.green
Здоровый образ жизни — Википедия. Что такое Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни, ЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.
Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом, хотя само понятие «здорового образа жизни» однозначно пока ещё не определено. По оценкам ВОЗ, здоровье людей зависит:
- на 50—55 % именно от образа жизни,
- на 20 % — от окружающей среды,
- на 18—20 % — от генетической предрасположенности,
- и лишь на 8—10 % — от здравоохранения[1].
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психики человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций[3], для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности[4]
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья[6].
Элементы здорового образа жизни
- Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков.
- Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье.
- Отказ от курения, наркотиков и употребления алкоголя.
- Здоровое питание: количественно умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов, режим питания (употребление пищи в определенное, одно и то же время дня).
- Движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей.
- Личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни
- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.
Некоторые исследователи[8] выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.
Формирование здорового образа жизни
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
- социальном: пропаганда, информационно-просветительская работа;
- инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности человека (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
- личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.
Под пропагандой здорового образа жизни понимают целый ряд мероприятий, направленных на его популяризацию, среди которых важнейшими являются просветительские и выездные программы, реклама в СМИ (радио, телевидение, Интернет).
См. также
Примечания
- ↑ Неврология : национальное руководство / под ред. Е. И. Гусева, А. Н. Коновалова, В. И. Скворцовой, А. Б. Гехт. — ГЭОТАР-Медиа, 2009.
- ↑ Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду. — Диссертация, 1997.
- ↑ Изуткин Д. А. Формирование здорового образа жизни. — Советское здравоохранение, 1984, № 11, с. 8-11.
- ↑ Мартыненко А. В., Валентик Ю. В., Полесский В. А. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. — М.: Медицина, 1988.
- ↑ Дружилов С.А. Здоровый образ жизни как целесообразная активность человека // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 4. — С. 654—648.
- ↑ Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни Архивная копия от 25 января 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [849 дней])// Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003.
- ↑ Corbin C. B., Lindsey R.; Лидский зональный центр гигиены и эпидемиологии Архивная копия от 21 декабря 2008 на Wayback Machine; Шаталова Г. С.
- ↑ Corbin C. B., Lindsey R. Concepts of physical fitness with Laboratories. — WCB Brown&Benchmark publishers, 8th edition, 1994. ISBN 0-697-12611-0
Литература
- МР 2.1.10.0033-11 «Оценка риска, связанного с воздействием факторов образа жизни на здоровье населения»//Методические рекомендации/Утверждены Главным государственным санитарным врачом России 31.07.2011 г
- Николай Амосов. Моя система здоровья. — 1997. — 5000 экз. — ISBN 5-311-02742-8..
wiki.sc
Здоровый образ жизни — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Здоровый образ жизни, ЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.
Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом, хотя само понятие «здорового образа жизни» однозначно пока ещё не определено. По оценкам ВОЗ, здоровье людей зависит:
- на 50—55 % именно от образа жизни,
- на 20 % — от окружающей среды,
- на 18—20 % — от генетической предрасположенности,
- и лишь на 8—10 % — от здравоохранения[1].
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психики человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума[2].
Занятия физкультурой — одна из основных составляющих здорового образа жизниЗдоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций[3], для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности[4]. Здоровый образ жизни предстает как специфическая форма целесообразной активности человека — деятельность, направленная на сохранение, укрепление и улучшение его здоровья[5].
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья[6].
Элементы здорового образа жизни
- Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков.
- Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье.
- Отказ от курения, наркотиков и употребления алкоголя.
- Здоровое питание: количественно умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов, режим питания (употребление пищи в определенное, одно и то же время дня).
- Движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей.
- Личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни[7]:
- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.
Некоторые исследователи[8] выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.
Видео по теме
Формирование здорового образа жизни
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
- социальном: пропаганда, информационно-просветительская работа;
- инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности человека (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
- личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.
Под пропагандой здорового образа жизни понимают целый ряд мероприятий, направленных на его популяризацию, среди которых важнейшими являются просветительские и выездные программы, реклама в СМИ (радио, телевидение, Интернет).
См. также
Примечания
- ↑ Неврология : национальное руководство / под ред. Е. И. Гусева, А. Н. Коновалова, В. И. Скворцовой, А. Б. Гехт. — ГЭОТАР-Медиа, 2009.
- ↑ Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду. — Диссертация, 1997.
- ↑ Изуткин Д. А. Формирование здорового образа жизни. — Советское здравоохранение, 1984, № 11, с. 8-11.
- ↑ Мартыненко А. В., Валентик Ю. В., Полесский В. А. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. — М.: Медицина, 1988.
- ↑ Дружилов С.А. Здоровый образ жизни как целесообразная активность человека // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 4. — С. 654—648.
- ↑ Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни Архивная копия от 25 января 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [849 дней])// Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003.
- ↑ Corbin C. B., Lindsey R.; Лидский зональный центр гигиены и эпидемиологии Архивная копия от 21 декабря 2008 на Wayback Machine; Шаталова Г. С.
- ↑ Corbin C. B., Lindsey R. Concepts of physical fitness with Laboratories. — WCB Brown&Benchmark publishers, 8th edition, 1994. ISBN 0-697-12611-0
Литература
- МР 2.1.10.0033-11 «Оценка риска, связанного с воздействием факторов образа жизни на здоровье населения»//Методические рекомендации/Утверждены Главным государственным санитарным врачом России 31.07.2011 г
- Николай Амосов. Моя система здоровья. — 1997. — 5000 экз. — ISBN 5-311-02742-8..
wiki2.red
Здоровый образ жизни — Традиция
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это система поведения разумного человека (умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно—религиозных и национальных традиций, которая необходима для физического, душевного, духовного и социального благополучия и активного долголетия. Однако, не стоит путать здоровый образ жизни с движением ЗОЖ, продвигающим неоязыческие идеи. Для того, чтобы заниматься физкультурой, для того, чтобы вести здоровый образ жизни, вовсе не нужно становиться неоязычником.
Существуют и другие определения, которые не учитывают важнейшую духовную составляющую Человека:
Здоровый образ жизни это прежде всего культурный, активный образ жизни, гуманистический и цивилизованный, напрямую связанный со здоровьем, долголетием, благополучием человека, его счастьем, почетом и богатством.
Здоровый образ жизни — это жизненная позиция, поведение или деятельность человека, направленные на укрепление своего здоровья.
История проблемы[править]
История термина и понятия ЗОЖ[править]
Кто автор современного термина «здоровый образ жизни» трудно сказать. Вероятно первым употребил это словосочетание применил академик Николай Михайлович Амосов; он сформировал основные принципы концепции здорового образа жизни — Режим Ограничений и Нагрузок, как образ жизни, обеспечивающий оптимальное здоровье. [1] В 80—х годах этот термин подхватили европейцы, американцы (healthy life—style) и прочие народы.
Исторически корни науки о здоровом образа жизни были оформлены в виде традиционных систем поведения, образа жизни, питания, которые в дальнейшем были в той или иной форме отражены в религиозных наставлениях, священных книгах и т. п.
В период расцвета греческой и римской культуры сформировалась гигиена, ставшая впоследствии одной из медицинских научных дисциплин.
Занятия физической культурой для школьников были следствием идеологии ХIХ — начала ХХ века, когда в Германии, а затем во Франции, в России и др. странах врачи обратили внимание на плохое физическое состояние подростков. Одной из существенных причин такого внимания был запрос армии на здоровых рекрутов, который выполнялся с большим трудом.
В СССР в 70-х — 80-х гг. ХХ века, а позже — в России и странах СНГ в школьный курс был введены учебные предметы «Гигиена семейной жизни», «Валеология», «Половое воспитание российских школьников» и др.
В настоящее время в средних школах преподавание валеологии преимущественно вышло из моды, но существуют отдельные, хотя и плохо систематизированные курсы, типа «Основы здоровья», «Гигиена школьника».
ЗОЖ и идеи православия[править]
Православная церковь благославляет здоровый образ жизни, понимая под этим не только правильное питание, достаточную двигательную активность, отсутствие вредных привычек и закаливание, но и духовно—нравственное благополучие.
«Здоровый образ жизни — норма для православной традиции, так как верующий человек сознаёт, что его тело — это храм Божий, в котором живет Святой Дух (1 Кор. 3, 16), как об этом пишет апостол Павел, и христианин призван соблюдать своё тело в чистоте нравственной и физической. Ограничивая заботу о теле самым необходимым, то есть не превращая это попечение в похоти (Рим. 13, 14), упражняясь в телесных подвигах, он укрепляет волю и собирает силы души воедино, устремляя их к источнику всех благ, к Богу.» [2]
Валеология — «наука» о здоровом образе жизни[править]
В 1980 году была создана (придумана) наука «Валеология» с самыми благими намерениями. Сама по себе идея хорошая, но получилось всё в точности по английскому афоризму «благими намерениями вымощена дорога в ад», или как выразился главный большевик Ленин: «По форме верно, по сути — издевательство». Авторы и пропагандисты Валеологии (И. Брехман, А. Асмолов, И. Кон, Б. Шапиро, Н. Винник, А. Нуйкин, А. Гербер, В. Петленко, Г. Апанасенко, В. Войтенко, П. Горбенко) обьединили моральные принципы из рамых разных религиозных и оккультных учений с физической культурой (точнее с фитнесом) и физиологией человека, добавили экологию, психологию и гигиену. Желая того или нет, авторы валеологии создали какую то свою религию здоровья — винигрет из буддизма, даосизма и сектанского учения «бога земли» Порфирия Иванова. Из христианства там только ссылки на ветхозаветные заповеди.
Новая наука Валеология быстро развивалась в ельцинской «демократической» России, быстро появилась целая армия валеологов. Валеологами становились биологи, инженеры, преподаватели школ, представители нетрадиционной медицины и даже оккультисты. Были и врачи—валеологи. Новая наука процветала, ее преподавали в школах, ВУЗах, создавали институты Валеологии.
Валеология критиковалась Православной церковью и академической наукой. В 2001 году Министерством образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.
Диакон Андрей Кураев в своей статье «Осторожно: Валеология» предупреждает «…с валеологией надо быть поосторожней. Не стоит ждать, когда дети, обученные медитациям и йогическим приемам, выйдут „на контакт“ с космическими духами и начнут исполнять их весьма странные веления. Лучше с самого начала защитить их от оккультизма, с которым перемешена валеология». Создается впечатление, что валеологию используют как трибуну для промывания мозгов той части молодежи, которая интресуется физической культурой и здоровьем. Прививается эгоизм, окультизм, безбожие, ненужный интерес к сексу и к наркотикам.» [3] Одним словом, не получилась у наших ученых наука о здоровом образе жизни. Валеология получилась, а наука — нет. Таким образом, одна из попыток объединить различные области знаний, которые изучают здоровье человека, в единую систему знаний о здоровом образе жизни, закончилась неудачей. Возможно этого и не требуется. Например, практичные западные страны науку не придумывают, а уделяют внимание вопросам конкретной реализации здорового образа жизни.
Три главных врага современного человека[править]
Актуальность ЗОЖ обусловлена существенным увеличением продолжительности жизни, изменением среды обитания и самого Человека.
Стали очевидны три главных врага современного человека — депрессия, гиподинамия и плохая мораль:
— Научно-технический прогресс упростил быт и избавил человека от необходимости добывать свой хлеб «в поте лица». Но человек по-прежнему инстинктивно пытается ублажить свою ненасытную плоть: он стремится к комфорту, к вкусной еде, к душевному и телесному покою. Но получая все это, — человек слабеет, толстеет, глупеет, развращается, болеет и умирает раньше времени. Разумный человек вынужден ограничивать свои желания ради сохранения здоровья.
— Современный человек стал долго жить, мало двигаться, много есть, он имеет много свободного времени, приобрел множество новых вредных привычек, утратил духовность, и в результате этого он начал дряхлеть, болеть и тосковать.
— Свободное время, материальная независимость и духовная «свобода» породили состояние праздности. Праздность, характерная черта современного человека, — благоприятная почва для дурацких поступков, вредных привычек и депрессий.
— Человек приобрел личную свободу, но утратил совесть. Современный человек «чтобы совесть не мучила» прибегает к порочной практике нейтрализации совести при помощи психотехник, алкоголя или ложной идеологии, вместо того, чтобы изменить себя и «жить по совести». Плата за обман совести — чрезвычайно высокий уровень невротизации и невроз — обычные спутники жизни современного человека.
— Человек утратил важные жизненные ценности, которые определяли уклад его жизни до середины прошлого столетия (семья, вера, община), и приобщился к новым бездуховным «ценностям» (материальные блага, успех, свобода личности и совести…).
— Люди научились бороться с инфекциями, но стали страдать и умирать от иных болезней, которые называют «болезни цивилизации». Это сердечно-сосудистые, онкологические заболевания и болезни опорно-двигательной системы. Развите и исход этих болезней зависят не только от внешних причин, но от образа жизни самого человека.
— Медицина и здравоохранение достигли уровня, при котором они больше не могут существенно улучшить жизнь человека, и стала очевидной необходимость поиска иного пути оздоравливания населения. Этот путь собственно и есть здоровый образ жизни, суть которого — достижение морально-нравственного и физического здоровья за счет самоограничений и специальных упражнений.
Заблуждения на тему «Здоровый образ жизни»[править]
Пример дурацкого образа жизни — подражание сектанту Порфирию Иванову с его «деткой». Купание в холодной воде, ходьба босиком, любовь к природе, — все это хорошо. А вот его духовные назидания вызывают сомнение:
- «Я даю вам силу, которая изгоняет болезни. Моя система пробуждает центральную нервную систему. У людей есть силы, но они спят, и их нужно пробудить, нужно, чтобы человек начал сам себе помогать — осознанно, умело, терпеливо, творчески»
- «Здесь живёте — остальное сон, мы живём в природе один раз, а потом умираем на веки веков»
- «Вы все люди через Меня, как Бога, добьётесь бессмертия, умирать перестанете. Вы будете жить вечно из—за славы вашей»
- «Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплёвывай из себя ничего. Привыкни к этому — это твоё здоровье»
Примеры здорового образа жизни[править]
Примерами здорового образа жизни является жизненный путь, таких разных на первый взгляд, знаменитых людей, таких как полководец Александр Суворов, писатель Лев Николаевич Толстой, врач Николай Михайлович Амосов…
Абсолютно здоровый образ жизни вел Иисус Христос. И физически, и духовно Он был таким, каким Господь хотел видеть все человечество, если бы человек следовал Его завету: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).
Образ жизни Александра Васильевича Суворова до сих пор является примером для нынешнего поколения. Денщик прославленного полководца А. Суворова отмечал аскетизм и величайшую силу духа и смирение этого замечательного человека: «Его простота, воздержность, терпеливость, чуждая всякой неги, сродняли его с воинами, любившими его, как отца. Он примером своим учил, их переносить все трудности жизни. — Любя простоту, даже до первобытной бедности человечества, Суворов иногда показывался во всем своем блеске, во всех своих звездах и орденах, по это было в торжественные Царские дни, в святой Церкви, где он преклонял седое чело до земли, и пел за дьячка духовныя песни» [4]
Поучительно представление о здоровье, режиме дня, физических нагрузках, нравственном воспитании графа Толстого Л. Н. Прав великий писатель, состояние человека нельзя разделить на физическое и нравственное, организм реагирует на внешние проявления состоянием духовно и физически, духовная подавленность, грусть и печаль вызывают болезни. Для того, чтобы сберечь свою нравственную и физическую силу, необходима постоянная деятельность. Примером своей жизни Толстой утверждал культ здоровой трудовой жизни. Его отказ от вредных привычек носил принципиальный характер. Первую часть дня он посвящал физическим упражнениям и зарядке. Его зарядка больше напоминала тренировку спортсмена и продолжалась не менее часа. Зарядку сменяла прогулка, неизменная в любое время года: пешая, когда расстояние в пять—шесть километров покрывалось быстрыми толстовскими шагами или верхом на лошади. Утро продолжал полезный физический труд. Толстой был убежден, что труд — самая важная нравственная обязанность каждого человека. Полезный физический труд сменялся трудом творческим. Толстой освоил все основные виды спорта. Причем в каждом из них преуспел. Он был замечательным спортсменом: отлично плавал, блестяще ездил верхом, с молодых лет владел виртуозной джигитовкой. В круг его интересов входили велоспорт, гимнастика и, конечно, шахматы. отправная посылка знаменитой толстовской теории «надо быть ближе к природе». Вредно любое излишество, придуманное цивилизацией. Согласно этой теории в жизни писателя возникло вегетарианство как культ простой пищи; пристрастие к естественным тканям: полотну, холстине, батисту; особый ритм жизни, ее по—крестьянски трудовой настрой. [5]
Другое дело врач Амосов, как настоящий учёный, он экспериментировал над самим собой, разработал основные принципы здорового образа жизни, систему оздоровительной физкультуры.
В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.
Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.
Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закалка, время и умение отдыхать. И еще пятое — счастливая жизнь! К сожалению, без первых условий она здоровья не обеспечивает. Но если нет счастья в жизни, то где найти стимулы для усилий, чтобы напрягаться и голодать? Увы!
Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично. [6]
Амосов неоднократно отмечал, что физкультура не главное, чтобы быть здоровым надо быть честным, много работать и ясно мыслить. Он писал в дневниках: «эксперимент с физическими супернагрузками нужен мне для того, чтобы телесная немощь не помешала трудиться голове».
1. «Прозрение», Н.Н. Острожная, О.П. Мазурова. 2. Все о здоровом образе жизни. Ридерз Дайджест 1998г 3. Шаталова Г.С. Философия здоровья. М, 1997. 4. И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. Школа здоровья.
traditio.wiki
Здоровый образ жизни — Медицинская википедия
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом, хотя само понятие «здорового образа жизни» однозначно пока ещё не определено. По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50—55 % именно от образа жизни, на 20 % — от окружающей среды, на 18—20 % — от генетической предрасположенности, и лишь на 8—10 % — от здравоохранения.
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психики человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.Файл:Pilates 01.jpgЗанятия физкультурой — одна из основных составляющих здорового образа жизни
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности. Здоровый образ жизни предстает как специфическая форма целесообразной активности человека — деятельность, направленная на сохранение, укрепление и улучшение его здоровья.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. В современном обществе всё больше и больше возрастает тенденция вести здоровый образ жизни.
Элементы здорового образа жизни
- Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков.
- Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье.
- Отказ от курения, наркотиков и употребления алкоголя.
- Здоровое питание: количественно умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов, режим питания (употребление пищи в определенное, одно и то же время дня).
- Движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей.
- Личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:
- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.
Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.
Формирование здорового образа жизни
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
- социальном: пропаганда, информационно-просветительская работа;
- инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
- личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.
Под пропагандой здорового образа жизни понимают целый ряд мероприятий, направленных на его популяризацию, среди которых важнейшими являются просветительские и выездные программы, реклама в СМИ (радио, телевидение, Интернет).
См. также
Литература
- МР 2.1.10.0033-11 «Оценка риска, связанного с воздействием факторов образа жизни на здоровье населения»//Методические рекомендации/Утверждены Главным государственным санитарным врачом России 31.07.2011 г
- Амосов Николай Михайлович — Моя система здоровья 1997г.
medviki.com