Статья на тему: Профилактика здорового образа жизни
Профилактика здорового образа жизни
В настоящее время все большую популярность приобретает стремление к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни активно пропагандируется как в модных СМИ, так и в повседневной жизни каждого человека. Для взрослых людей, привыкших жить без оглядки на нормы здорового образа жизни, есть шанс выбрать либо свое здоровье и долголетие, либо ожирение и старость полную болезней. Говоря о подрастающем поколении, необходимо отметить, что в последние годы, несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни далеко не все следуют его нормам. Все это обусловило выбор темы реферата
1. Формирование и основы здорового образа жизни
Прежде чем говорить о формировании здорового образа жизни и его основах, рассмотрим в нашем реферате понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ). Существует множество, внятных, размытых или просто непонятных определений данного термина. Однако в данном реферате сформулировано уникальное определение: Здоровый образ жизни представляет собой систему жизненных ценностей направленных на то, чтобы вести активный образ жизни, правильно питаться и тем самым предотвращать заболевания и повышать естественную сопротивляемость организма.
В само понятие здорового образа жизни входит следующее:
– Оптимальный режим труда и отдыха
– Двигательная активность и закаливание
– Рациональное питание
– Отказ от вредных привычек
– Медицинская активность
– Соблюдение правил психогигиены
– Личная и общественная гигиена
– Гигиена семьи и брака
– Половое воспитание и сексуальное образование.
В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию здорового образа жизни у школьников и дошкольников. Все должны знать основы ЗОЖ.
Важным элементом здорового образа жизни является здоровье. В современной науке выделены следующие факторы оказывающие на него влияние:
– от человека, от образа жизни (50%)
– от наследственных факторов (20%)
– от экологии (20%)
– от работы учреждений здравоохранения (10%)
Как видно из результатов научных исследований, основным фактором сохранения здоровья является образ жизни, а именно «здоровый образ жизни».
Итак, что же является основой ЗОЖ. Прежде всего, каждый человек должен любить и уважать самого себя. Именно это стимулирует человека к ведению здорового образа жизни.
Важной составляющей здорового образа жизни является умеренное и сбалансированное питание. То, что мы едим напрямую связано с тем, как мы себя чувствуем. Злоупотребление фастфудом и алкоголем ведет к ухудшению внешнего вида, ослаблению защитных функций организма и раннему старению организма.
Не менее важным для правильного формирования здорового образа жизни является соблюдение режима дня. Недостаток сна снижает иммунитет, сказывается на уровне жизненной активности и ведет к ухудшению общего самочувствия.
Важной составляющей ЗОЖ так же можно назвать двигательную активность. Каждому организму нужна достаточная двигательная активность, закаливание, обтирание, обмывание холодной водой, а также соблюдение личной гигиены.
В процессе формирования здорового образа жизни важна психогигиена. Именно она требует от человека умений управлять своими эмоциями, уметь их сдерживать.
Помимо всего вышесказанного для каждого человека, пропагандирующего здоровый образ жизни, нужно отказаться от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, тем более – наркотиков.
Для здорового образа жизни очень важно безопасное поведение в быту, на улице и в школе. Оно обеспечит предупреждение травматизма и отравлений. К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья.
В современном мире в большинстве развитых стран государство поощряет ответственность по отношению к своему здоровью. В ряде европейских стран предусмотрены доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса и регулярно занимается физкультурой. Затрачиваемые средства быстро окупаются, так как уменьшаются пропуски по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого человека.
Основы здорового образа жизни необходимы для полноценного становления каждого человека. Именно они позволяют плодотворно работать как на благо себя и своей семьи, так и общества в целом.
2. Культура здорового образа жизни
В настоящее время многие педагоги говорят о повышении роли ЗОЖ в системе воспитания школьников и дошкольников. Однако образовательные программы предоставляют недостаточное количество часов на предметы, связанные со здоровым образом жизни, что снижает возможности педагогов в области воспитания культуры здорового образа жизни.
В настоящее время в науке бытует следующая трактовка культуры ЗОЖ: это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Культура здорового образа опирается на систему важных принципов, воспитание которых помогает формировать здоровый образ жизни учащихся.
Характеристика принципа
Принцип природосообразности
Данный принцип включает в себя учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности.
Принцип формирования ценностных установок учащихся на здоровый образ жизни
Следование этому принципу культуры здорового образ жизни обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни.
Принцип народности
Принцип народности культуры здорового образа жизни предполагает учёт в процессе воспитания ЗОЖ национальной культуры, традиций и родного языка.
Принцип культуросообразности
Данный принцип обозначает процесс включения в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьеориентированной творческой деятельности.
Принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья
Данный принцип базируется на признании учащегося субъектом процесса здоровьетворческой деятельности.
Принцип здоровьетворческой активности
Данный принцип культуры здорового образа жизни базируется на активной личностной позиции учащихся в формировании и соблюдении здорового образа жизни.
Принцип интеграции воспитательного воздействия
Данный принцип предполагает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка, рамках воспитания культуры здорового образа жизни.
Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении.
Этот принцип важен в процессе формирования культуры здорового образа жизни учащегося. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей – сирот, детей – инвалидов, детей – мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве.
Рассмотрев вышеуказанные принципы, нельзя не отметить, что большинство из них имеют широкую область охвата и напрямую не относятся к формированию культуры здорового образа жизни учащихся. Однако, их совокупность может считаться методологической основой для реализации задачи по организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их здоровья, полноценное образование и развитие.
3. Пропаганда здорового образа жизни
Развитие стремления к здоровому образу жизни у молодежи необходимо стимулировать посредством воспитательного воздействия и пропаганды.
Пропаганда ЗОЖ представляет собой систему развивающих мероприятий направленных на раскрытие сущности и пользы здорового образа жизни в рамках современных тенденций развития общества.
Пропаганду здорового образа жизни нужно начинать с семьи. Невозможно вырастить здорового ребенка с тягой к здоровому образу жизни, если родители пьют, курят и едят все подряд.
Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Важно помнить, что основная задача родителей не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма и его работоспособности.
Воспитание здорового образа жизни начинается с приучения к правильной организации режима дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дня дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
Ребенка нельзя насильно принуждать к занятиям физкультурой, а также к соблюдению правил гигиены потому что ребенок быстро теряет интерес к этому.
При поступлении ребенка в школу важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. При этом формирование ЗОЖ является одной из первоочередных задач воспитания ребенка.
Воспитание здорового образа жизни в среде молодежи является очень тяжелым трудом, требующим активной пропаганды не только в ВУЗах и училищах, но и в общественных местах таких как кинотеатры, рестораны и клубы.
Современная молодежь, не смотря на тенденции к здоровому питанию и фитнесу, не осознает реальных последствий таких вредных привычек как нерегулярный сон, курение и употребление легких наркотиков. Бытует такая установка: Пока молод – можно все. С этим нужно активно бороться посредством адекватной пропаганды здорового образа жизни.
При пропаганде ЗОЖ используются методы устной, печатной, наглядной и комбинированной пропаганды. В настоящее время достоверно установлено, что метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Кроме того, большую роль играет пропаганда здорового образа жизни в кинематографе и на страницах модных изданий.
4. Профилактика здорового образа жизни
В настоящее время очень важную роль играет профилактика здорового образа жизни. Важно помнить, что основная составляющая здорового образа жизни – это организация пропаганды здорового образа жизни и воспитание стремления молодежи быть здоровыми и полезными членами современного общества.
Формирование здорового образа жизни у молодежи должно базироваться на заботе о своем здоровье. Воспитание здорового образа жизни во многом зависит от адекватной профилактики в дошкольных заведениях, школах и ВУЗах.
Профилактика ЗОЖ должна быть организована в детских садах, школах, вузах и колледжах. В профилактику здорового образа жизни входит система мероприятий по борьбе с вредными привычками и воспитанием гигиены личного здоровья.
С раннего детства необходима профилактика здорового образа жизни, как в семье, так и в детских садах. Очень важную роль играет закаливание. В настоящее время закаливание представляет собой научно обоснованную систему специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающую в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.
Ошибочным является мнение, что закаливание, как элемент профилактики ЗОЖ, противопоказано ослабленным детям. Только острые лихорадочные заболевания являются противопоказанием к закаливанию.
Профилактика здоровья человека — виды и примеры
Профилактика здоровья включает в себя широкий спектр мероприятий, известных как “вмешательства”, направленные на снижение рисков или угроз различных заболеваний. Исследователи и эксперты в области здравоохранения выделяют следующие виды профилактики здоровья: первичная, вторичная и третичная.
Что они подразумевают под этими видами профилактики здоровья?
Первичная профилактика
Первичная профилактика направлена на предотвращение заболеваний или травм до их возникновения.
Это достигается путем предотвращения воздействия опасностей, вызывающих заболевания или травмы, изменения нездорового или небезопасного поведения, которое может привести к заболеваниям или травмам, и повышения устойчивости к заболеваниям или травмам в случае воздействия.
Примеры
- Законодательство и правоприменительная практика, запрещающие или контролирующие использование опасных продуктов (например, асбеста) или предписывающие безопасную и здоровую практику (например, использование ремней безопасности и велосипедных шлемов).
- Обучение здоровым и безопасным привычкам (правильное питание, регулярные физические упражнения, отказ от курения).
- Иммунизация против инфекционных заболеваний.
- Витамины и польза аскорбинки.
Вторичная
Вторичная профилактика здоровья направлена на уменьшение последствий заболевания или травмы, которые уже произошли.
Это делается путем выявления и лечения заболевания или травмы как можно скорее, чтобы остановить или замедлить его прогресс, поощрения личных стратегий по предотвращению повторного повреждения или рецидива и реализации программ по возвращению людей к их первоначальному здоровью и функции для предотвращения долгосрочных проблем.
Примеры
- Регулярные обследования и скрининговые тесты для выявления заболевания на самых ранних стадиях (например, маммография для выявления рака молочной железы).
- Ежедневные, низкие дозы аспирина и/или диеты и физические упражнения для предотвращения дальнейших сердечных приступов или инсультов.
- Соответствующим образом модифицированная работа, чтобы раненые или больные работники могли безопасно вернуться на свои рабочие места.
Третичная
Примеры
- Программы медицинской реабилитации сердца или инсульта, программы лечения хронических заболеваний (например, диабета, артрита, депрессии и т.д.).
- Группы поддержки, которые позволяют членам делиться стратегиями для хорошей жизни.
Профилактика психического здоровья
Психологическое здоровье – это уровень психологического благополучия или отсутствие психологического заболевания – состояние человека, который функционирует на удовлетворительном уровне эмоциональной и поведенческой адаптации.
Профилактика психического здоровья включает практически все вопросы, связанные с жизнью человека:
- формирование на протяжении жизни здоровых навыков и привычек;
- здоровое полноценное питание и отношение к пище;
- поддержание личной гигиены;
- полноценный отдых и здоровый сон;
- умеренные физические нагрузки.
С точки зрения позитивной психологии или холизма, психологическое здоровье может включать способность человека наслаждаться жизнью и создавать баланс между жизнедеятельностью и усилиями по достижению психологической устойчивости.
Психологическое здоровье включает в себя субъективное благополучие, воспринимаемую самоэффективность, автономию, компетентность, межпоколенную зависимость и самоактуализацию своего интеллектуального и эмоционального потенциала.
Профилактика здоровья человека в современном обществе
О здоровье нужно заботиться не тогда, когда оно потеряно, гораздо лучше заниматься профилактикой. Она необходима всем. Чем раньше, тем лучше. В 30 лет ещё достаточно цветущий возраст, но в это время в организме постепенно и незаметно начинаются изменения. Постепенно ослабляется иммунитет, что может приводить к развитию хронических болезней.
Когда произойдут значительные изменения в организме, восстановить его может быть сложно. Если регулярно заниматься профилактикой, это даёт хорошие плоды и помогает сохранить прекрасное здоровье на долгие годы. Любой врач скажет, что приверженцы активного образа жизни, имеют более крепкое здоровье.
Профилактика здоровья человекаЧто важно делать для поддержания хорошего здоровья
Здоровье человека во многом зависит от его образа жизни и питания. Имеет огромное значение достаточная физическая активность. Некоторые говорят, что полезно заниматься спортом. Однако, медики с этим не совсем согласны. Ведь спортсмены часто тренируются на износ. Их главная цель – достижение спортивных результатов любой ценой. Спорт часто бывает причиной травм и стрессов. Это не приносит пользу. Зато занятия физкультурой дают человеку положительные эмоции и укрепляют организм. Занимайтесь профилактикой здоровья детей с раннего возраста.
Физическая активность как профилактика здоровья организма
При активном движении все обменные процессы происходят интенсивнее, кровообращение усиливается. Это приводит к укреплению иммунной системы и хорошей работе всех органов. Нагрузка должна быть индивидуальной, с учётом возраста и текущего состояния. Чтобы не навредить себе, нужно правильно дозировать двигательную активность, с врачом тоже следует посоветоваться. Летом можно плавать, ездить на велосипеде, бегать или просто ходить. В зимнее время приятно покататься на лыжах или коньках. Некоторым нравиться посещение фитнес-клуба или занятия в тренажёрном зале. Только начинать надо с небольшого уровня нагрузки и постепенно её увеличивать. ЗОЖ как профилактика психического здоровья человека является действенным и эффективным методом.
Езда на велосипеде как профилактика здоровьяПрофилактика здорового питания
Лучше стараться покупать продукты без консервантов, красителей. Избегать употребления в пищу колбасы, чипсов и прочих продуктов, в которых много химикатов. Лучше покупать естественные продукты в фермерских магазинах, с приусадебных участков. Вместо колбасы, лучше купить мясо. Основной принцип – стараться находить продукты, в которых меньше пестицидов, химикатов. Молочные продукты, фрукты и овощи, ягоды в свежем виде очень полезны. Конечно, можно употреблять и вареные, тушёные, печёные продукты. Жареное часто есть нежелательно. При таком способе приготовления образуются канцерогены.
Профилактика детского здоровьяОчень важно пить достаточно воды, от полутора и двух литров. Полезна структурированная вода. Чаи, соки, компоты, кофе и другие напитки не считаются. Необходимо выпивать простую чистую воду.
Соблюдаем режим дня
Имеет значение полноценный сон. Чтобы сохранить здоровье человека важно спать ночью.
Здоровый сон укрепляет организмЛожиться спать лучше в 22 -23 часа. Если ложиться после полуночи, организму понадобится больше времени для отдыха. Важно кушать от 3 до 5 раз в день, желательно примерно в одно и то же время. Главный секрет здорового образа жизни позитивные мысли и настрой.
Статья по ЗОЖ: Опыт моей работы по профилактике здорового образа жизни среди учащихся начальной школы
Тема «Опыт моей работы по профилактике здорового образа жизни среди учащихся начальной школы»
Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля.
А. Шопенгауэр
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
При формировании правильного восприятия здорового образа жизни классному руководителю необходимо научить уч-ся и их родителей воспринимать свою жизнь и здоровье, как величайшую ценность. Поэтому с первого дня поступления ребенка в школу необходимо начинать работу по формированию здорового образа жизни.
Проблема воспитания потребности в здоровом образе жизни в наше время встаёт особенно остро, причём начинать эту работу необходимо как можно раньше. Образ жизни может быть здоровым только тогда, когда он развивается, дополняется различными новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Поэтому здоровому образу жизни надо постоянно учиться, а значит, ему надо и постоянно учить.
Передо мной стоит серьёзная задача сохранения и укрепления здоровья детей после их поступления в школу, когда возрастает и психологическая, и физическая нагрузка на организм. Формирование здорового образа жизни ребёнка должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
Моя цель- сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда вытекают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:
– сформировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для создания здорового образа жизни;
— сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
— сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
-дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, интернетом, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
— обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки;
Мои дети в классе очень активные и подвижные. Двигательный режим имеет важное место в жизни младших школьников. В этот период идёт бурный рост и становление организма ребёнка. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена, прогулки. Игры — хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Активный отдых на переменах и прогулках должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и соблюдение правил игры. Использую простые, уже знакомые детям игры, средней и малой интенсивности, в которых можно быстро менять состав участников, и также быстро выявлять победителей.
Уроки здоровья. Темы для них я подбираю актуальные и интересные для учеников. Главная цель уроков здоровья – всестороннее развитие личности на фоне доступного в младшем школьном возрасте уровня физической культуры. Темы уроков: «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоров» и др. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, ближе знакомятся друг с другом. В результате формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.
Немаловажную роль в формировании потребности к ЗОЖ играют беседы и разговоры о правильном питании, которые не только интересны сами по себе, но и полезны для детей, т.к. далеко не все родители рассказывают детям о необходимости правильного питания.
Беседы, проводимые по данной теме , преследуют следующие образовательные и воспитательные задачи:
— формирование у учащихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
— освоение детьми практических навыков рационального питания;
— просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей.
Главные персонажи – герои телевизионной передачи «Улица Сезам» Зелибоба, Бусинка, Кубик. Эти герои помогают задуматься над вопросами, важными для здоровья ребёнка. В игровой форме они помогают найти ответы на вопросы:
— Какие продукты полезны?
— Как правильно есть?
— Как сделать кашу вкусной?
— Что такое меню?
— Что надо есть, если хочешь стать сильным?
— Как вырасти сильным, красивым, здоровым?
Как классный руководитель систематически провожу с учащимися классные часы, конкурсы по проблеме сохранения и укрепления здоровья:
▪ Классные часы «Мои увлечения», «Мои любимые игры», «Мой режим дня — мой друг и помощник»,
▪ Игры «В гостях у Айболита», «Здоров будешь — всё добудешь», «Мы – ловкие, смелые, умелые».
▪ викторины «Береги свою жизнь», Для чего нужна зарядка», «Осторожно на дорогах!», «Если хочешь быть здоров».
▪ Лекция профессора Знайки о правильном питании.
▪ изготовление книжек- малышек по здоровому питанию.
Ребята моего класса посещают спортивные кружки, принимают участие в различных спортивных соревнованиях.
Безусловно, школа не может обойтись без помощи родителей. Ведь именно родители должны стать для своих детей положительным примером в сфере сохранения и укрепления здоровья.
С родителями я провожу различные профилактические беседы и лектории на собраниях о сохранении и укреплении здоровья детей:
-Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.
-Физическое воспитание детей в семье.
-Режим дня и его значение для здоровья младших школьников.
-Основы здорового питания.
-Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).
-Профилактика вредных привычек.
-Формирование у детей навыков личной гигиены.
В работе с родителями имеют место совместные классные мероприятия. Среди них хотелось бы особенно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Здоровому – всё здорово!», « Отец и сын в одном строю», «Мы с бабушкой своею», «Юные олимпийцы», «К олимпийским вершинам».
Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.
Повышению активности родителей способствуют дни открытых дверей, где предоставляется возможность присутствовать на внеклассных мероприятиях.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет больше здорово и развито не только духовно, но и физически.
В заключении, вслед за великим педагогом Ж-Ж Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Классный час: Здоровый образ жизни, профилактика правонарушений
Министерство образования и науки Российской Федерации
Областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Многопрофильный лицей»
«Здоровый образ жизни, профилактика правонарушений».
(Классный час)
Подготовила и провела мастер п/о Никонова Г.П.
Амурзет
апрель,2017 – 2018 уч. г.
Пояснительная записка.
Актуальность выбранной темы.
Стратегическим направлением в ранней профилактике преступлений и правонарушений в молодежной среде является здоровый образ жизни и искоренение вредных привычек. Как говорил Л.Н. Толстой: «Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали поддаваться вредным привычкам». Действительно, со времен известного русского писателя ничего не изменилось и в мире на сегодняшний день существуют те же разрушающие жизни проблемы.
Ранняя профилактика преступлений и правонарушений в молодежной среде является первоначальной задачей семьи, а также школы, учебные заведений и досуговых учреждений. Важную роль в этом вопросе играет также пропаганда здорового образа жизни. Молодое поколение, ещё не сформировавшее основные жизненные ценности и ориентиры, является слабым звеном, им легко манипулировать, оно чаще поддается соблазнам, не думая о последствиях. Как правило, те, кто оступились в раннем возрасте, чаще становятся преступниками в будущем, поэтому ранняя профилактика преступлений и правонарушений является важнейшей задачей всех тех, кто связан с молодежью – родителей, учителей, тренеров, руководителей и, конечно же, государства, т.к. здоровое, законопослушное и правильно ориентированное молодое поколение основная опора страны. Одна из вредных привычек является сквернословие.
В настоящее время вопрос о проблеме сквернословия весьма актуален. Один из компонентов общей культуры человека – это речевая культура, интеллект и мысли, а выражать свои мысли мы можем только с помощью слов.
Сквернословие стало нормой для современного человека. Данные явления особенно остро проявляются в школьной и студенческой среде, поскольку неспособность формирующейся личности осуществить правильную нравственную ориентацию включает механизмы психологической защиты регрессивного типа и подталкивает молодого человека к выбору форм противоправного поведения, одним из которых является употребление ненормативной лексики. В связи с этим приоритетным направлением деятельности общества выступает работа по формированию культуры личности как средству профилактики употребления инвективой (оскорбительной) и непристойной (выходящее за рамки принятого) ненормативной лексики в молодежной среде.
В глазах молодежи, сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости, зачастую это является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды.
В этой связи особую значимость приобретает работа по формированию культуры речи подрастающего поколения.
Цель: Формировать устойчивую потребность в здоровом образе жизни
Задачи:
1. Формирование навыков самоконтроля, потребности и умения сознательного исполнения законов
2. Выяснение отношения обучающихся к проблеме сквернословия, обсуждение и установление причин распространения мата в подростковой среде
3. Создание условия для воспитания у обучающихся ответственного отношения к собственному здоровью
- Место проведения: кабинет №12
- Оформление: Стенгазета, раздаточный материал, анкеты по теме классного часа, памятки обучающимся «Рекомендации по профилактике сквернословия»
- Техническое оснащение: ноутбук, презентация, звуковое оборудование.
- Участники мероприятия: группа МС – 411, приглашенные лица
План мероприятия
1. Определение и осознание полезных привычек
2. Осознание вредных привычек
3. Их связь со здоровьем человека
4. Правонарушения, связанные с вредными привычками
5. История появления вируса сквернословия.
6. Распространение вируса
7. Изготовление вакцины против вируса
8. Профилактические мероприятия.
Ход урока
Добрый день ребята!
Я рада встречи с вами.
Сегодня мы с вами поговорим о привычках. Привычки бывают положительные, которые приводят человека к духовному и физическому здоровью. И вредные привычки, приводящие к болезням души и тела человека (слайд 3)
Жизненные ценности
Поразмышляйте об этом, пожалуйста, и назовите их (слайд 4). Есть такая наука – социология. Социологи проводят опросы общественного мнения, чтобы узнать, что думают рядовые люди о разных вещах.
Задание №1 Выберите 5 главных составляющих счастливой, а значит здоровой жизни. Назовите их. В разном возрасте у человека ценности бывают разные.
Пирамида здоровья (слайд 5)
50% –Образ жизни
20% – Медицина
20% – Экология
10% – Наследственность
По данным социологов это:
Семья
Работа, учёба
Здоровье
Материальное благополучие
Любовь и дружба
Теперь в каждой группы расставьте эти понятия в порядке значимости для человека.
То есть, по мнению большинства людей, главное в нашей жизни – это здоровье.
Задание №2 Поработайте в группах и составьте из разрезанных карточек пословицы о здоровье. Прочитайте их.
В здоровом теле – здоровый дух
Было бы здоровье – остальное будет
Где здоровье – там и красота
Здоровому всё здорово
Береги здоровье смолоду
Здоровье всего дороже
Здоровому бедняку и богачи завидуют
Первое богатство – это здоровье
Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром.
Бездуховность – одна из причин, которая приводит детей к правонарушениям.
Как же формируется бездуховность?
Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание может давать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности.
Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению.
Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей.
Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть, жадность и лень.
У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое
А теперь перейдем к вредным привычкам. Перечислите их. Каждая, на первый взгляд личная проблема, вредная привычка, может стать общей и привести к правонарушению.
Рассмотрим виды правонарушений (слайд 6)
Виды правонарушений
Рассмотрим каждый вид из перечисленных правонарушений
Административное правонарушение (слайд 7)
Дисциплинарный проступок (слайд 8)
Гражданское правонарушение (слайд 9)
Задание №3
На ваших столах стоят по пять коробок, которые обозначены видами правонарушений: уголовные, административные, дисциплинарные, гражданские, социальные. Так же имеются карточки с наименованием правонарушений. Разложите по коробкам карточки. Перечислите их.
В перечисленных правонарушениях мы нашли сквернословие. Это одна из вредных привычек человека. Сегодня мы с вами поговорим об этой вредной привычке.
Задание 4.
Закройте глаза, я вам задам вопросы, если ответ «да» поднимите руки, и не отпускайте их пока я вам не скажу.
1. Вы вернулись позже обычного, ругали вас родители, при этом употребляя неприличные выражения?
2. Вы на дне рождения, кто-нибудь из гостей выражался нецензурными словами?
3. Гуляя по улице, приходилось слышать нецензурные слова?
Откройте глаза и посмотрите друг на друга. Сколько рук!
Возникает проблема, как искоренить нехорошие слова, вот эту проблему должны решить сегодня.
«Вирус сквернословия» (слайд10)
Эпиграфом будет высказывание «словом можно исцелить, словом можно убить»
Конечная цель нашего классного часа придумать вакцину против сквернословия. (слайд 11)
Вопрос: Я несколько раз произнесла слово сквернословие. Какое определение вы бы дали?
Ответы обучающихся
- нецензурная брань
- непечатные выражения
- «мат»
- нецензурная лексика (слайд 12)
Все это верно.
История возникновения сквернословия (слайд №13)
Давайте посмотрим определение слов «скверна» и сквернословие в словаре
Ответы: Сквернословие происходит от слова «скверна». Согласно словарю Даля – мерзость, гадость, пакость… Другими словами сквернословие – это речь, состоящая из неприличных выражений, брани, непристойных словам.
Немного истории. (слайды 14 – 18)
Вернемся в древнюю Русь. Скверные слова были включены в заклинания. Ведьмы использовали их в своих наговорах, посылали проклятия. Сквернословие являлось уголовно наказуемым. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.
Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.
Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле нецензурной ругани.
Все чаще из уст молодежи мы слышим «мат»? (слайд 19)
Вопрос: для чего использует бранную речь молодежь? (распространение вируса) Выберите из предложенных вариантов на ваш взгляд наиболее распространенные ответы.
Ответы обучающихся:
- это проявление независимости
- способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости
- Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды.
- подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.
- для повышения эмоциональности речи,
- эмоциональной разрядки,
- оскорбления, унижения адресата речи,
- демонстрации агрессии,
- демонстрации отсутствия страха,
- демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов.
- желание подражать кумирам,
- боязнь прослыть белой вороной
Из ваших высказываний следует:
Мат — скудный лексический запас говорящего, людей с невысоким уровнем культуры.
Привычка материться – проявление бескультурья.
Диапазон разновидностей нецензурной речи довольно широк.
Вопрос: Где чаще всего вы встречаетесь со сквернословием? (слайд 20)
Ответы обучающихся:
- На заборах, в туалетах, местах общего пользования.
- В книгах, современных кинофильмах.
- От ведущих , киножурналистов, артистов,
- Людей в пьяном виде
Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии.
В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии: (слайд 21)
- первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
- вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово — за компанию, для разрядки или напускной удали;
- третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже — он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.
Сквернословие и здоровье
К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.
Притча
Ведущий: Ребята, в книге С.С. Орбелиани «Мудрость вымысла» в одной притче говорится, что охотник пригласил друга-медведя в гости. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся и ушел. Прошло время, он встречает охотника и говорит: «Ударь топором по голове, чтоб рана была». Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своем, и охотник нанес удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: «Посмотри: рана, которую ты мне нанес, зажила, а рана от слов твоей хозяйки – до сих пор саднит мне сердце».
Вопрос: ребята, какой вывод можно сделать из этой притчи. Как вы понимаете смысл фразы: Рана от слов до сих пор на сердце ( душевная )
Ответы обучающихся. ……..
Вывод: душевная рана заживает гораздо дольше, чем телесная.
Мы неосознанно причинили боль, страдание себе, человеку. (слайд 22)
В медицине эту болезнь называют «копролалия» — грязная речь
«копрес» — грязь
«лалия» — речь
Опыт №1
Приведу примеры. Существует гипотеза.
Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. (слайд 23) В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть.
Вывод: Словом воскрешали мертвых, исцеляли больных.
Опыт №2
В XX веке японский ученый Масару Эмото высказал гипотезу, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. Воде перед заморозкой говорили разные слова. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.
Вывод: Так как человек на 80% состоит из воды, то под внешним воздействием у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни. В семьях, где матерятся дети, рождаются с заболеванием ДЦП, Дауна.
Мат и уголовная ответственность(слайд 25)
Употребление нецензурной речи уголовно – наказуемо.
Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:
«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».
Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Ребята, мы провели в нашей группе анкетирование. Анализ результата показал, что большинство ребят понимают актуальность поднятой нами темы и за искоренение вредной привычки сквернословие.
Я надеюсь, что наша группа будет стремится стать лучшей , отличаться от других своими манерами, поведением, речью и внешним видом.
Составим вакцину ( памятку как искоренить сквернословие)
Обучающиеся зачитывают (слайд 26)
- Мы доброжелательно относимся друг к другу.
- Не повышаем голос и не кричим.
- Вежливо разговариваем с взрослыми и между собой.
- Не говорим друг другу оскорбительные слова.
- Здороваемся со всеми в школе.
- Улыбаемся и не ходим с кислыми лицами.
- Обращаемся друг к другу по имени.
Вывод: Самым важным и научно подтверждённым является то, что сквернословие опасно для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, проводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Завершить наш разговор хочется стихотворением «Слова» Вадима Шефнера (слайд 27)
Словом можно убить,
словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать,
и предать, и купить,
Слово можно
в разящий свинец перелить.
На ваших столах лежат листы. Запишите на них те слова, от употребления которых вы бы хотели избавиться. Сложив листочки самолетиком, и когда выйдите из класса запустите их в небо, тем самым избавлитесь от этих слов.
Моменты нашей беседы отражены в газете «Вирус сквернословия». Спасибо редколлегии за помощь в её создании..
Рефлексия (слайд 28)
- Я сегодня задумался о….
- Мне сегодня понравилось…
- Я остался при своем мнении…
- Я изменил мнение о…
- Нужно обсудить на следующем классном часе вопрос…(какой)
Статья «Профилактика здорового образа жизни в начальной школе»
Проникова И.М., Несветаев В.С.
МКОУ Садовская СОШ №2, anna.sadovoe2@mail.ru
ФГОС НОО предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
МКОУ Садовская СОШ № 2 уделяет внимание реализации комплексной программы формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Одной из главных задач нашей школ
ы является формирование личности, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании. Решение данной задачи начинается с начальной ступени образования. В рамках ООП НООО реализуется программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
К сильным сторонам реализации этой программы можно отнести работу по обеспечению выполнения «Гигиенических требований к условиям обучения школьников…», систематический мониторинг состояния здоровья учащихся и регулярное медицинское обследование детей, реализацию мероприятий программы «Здоровое детство» в рамках инициативы «Наше общее дело».
К сожалению, следует отметить и слабые стороны работы, к ним относятся: недостаточный охват учащихся начальной школы оздоровительными мероприятиями во внеурочное время, отсутствие стремления к здоровому образу жизни в семье (наличие неблагополучных семей), недостаточно эффективно организована работа социально-психологической службы, обеспечивающей психологическое сопровождение участников образовательного процесса.
Хотя имеются ограничения, из-за низкой культуры семьи в вопросах формирования здорового образа жизни, но мы стараемся привлечь общественность и другие заинтересованные структуры к данной проблеме, расширяем сотрудничество с различными спортивно-оздоровительными учреждениями (ДЮСШ, сельский стадион, районный ФОК).
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования разработана с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей. Программа реализуется в том числе и средствами урочной деятельности. Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.
В курсе «Окружающий мир» по учебникам Плешакова А.А. обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом проводится по темам: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».
При выполнении упражнений на уроках русского языка с учащимися обсуждаем вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой. Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике по Технологии авторов Цирулик Н.А., Проснякова в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе оборудована раздаточная, где осуществляется питание учащихся 1-11 классов. Обеды поставляются из столовой ООО «Садовое», с которой заключен соответствующий договор.
Питанием охвачены учащиеся начальных классов (100%), дети из остронуждающихся семей (100%), дети из семей колхозников ЗАО им. Ленина (100%).
В школе работает оснащенный спортивный зал, имеется спортивная площадка, необходимое игровое и спортивное оборудование и инвентарь.
В школе имеется медицинский кабинет, оснащенный необходимым оборудованием. В кабинете проводятся плановые прививки и профилактический осмотр детей.
Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности
В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Регулярно проводится День здоровья. Программы кружков «Олимпийцы» и «Ритм» рассчитаны на овладение учащимися начальной школы ритмическими движениями с музыкальным сопровождением, развитие двигательных навыков, координации движения, укрепление физического здоровья учащихся.
Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
— проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
— привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
— создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей, памяток для родителей и т.п.
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
Каким мы видим выпускника начальной школы? Ученик должен быть физически, нравственно, духовно здоровой личностью; личностью образованной, адаптированной к условиям нестабильного социума. Осознавать себя как биологическое, психическое и социальное существо; осознавать необходимость здорового образа жизни и безопасность жизнедеятельности, как условий благополучного существования человека. Правильно организовывать свою жизнедеятельность; иметь стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности; устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями; потребность в самостоятельной двигательной активности; обладать самоконтролем, личностным саморазвитием и творческой продуктивностью.