Влияние физкультуры на организм человека
Влияние физических упражнений на здоровье
Занятия спортом и сердечно-сосудистая система
Влияние физических нагрузок на пищеварение
Противопоказания для занятий физкультурой и спортом
Благодаря занятиям физической культурой формируется здоровый образ жизни, укрепляется общее здоровье человека, организм способен усерднее защищаться от негативных факторов окружающей среды и быстрого ритма жизни.
В современном мире человеку нужнее умственный труд, нежели физический, но если оградить себя хотя бы от одного из них, человек уже не сможет полноценно существовать. Несбалансированность физического и умственного труда может привести к снижению иммунитета, ухудшению обмена веществ, ослаблению скелетно-мышечного аппарата. Чтобы предотвратить появление болезней, всегда быть в тонусе, необходимо заниматься физкультурой.
Влияние физических упражнений на здоровье
Спорт может влиять на человека как позитивно, так и негативно. Важно найти свой ритм и с умом распределять задачи. Кажется, что о положительном влиянии физической культуры сказано уже все, но, к сожалению, люди, мало занимающиеся спортом, часто забывают, какую ценность он может приносить.
Ниже рассмотрим более детально влияние физических упражнений на человека.
- Опорно-двигательный аппарат. Кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам. Появляется объем мускулов и сила. Во время любого из подвижных видов спорта улучшается снабжение мышц кислородом, активируются не используемые в обычном состоянии организма капилляры, появляются новые кровеносные сосуды. Частые занятия спортом предотвращают появление различных заболеваний органов опоры и движения, среди них остеохондроз, атеросклероз и другие.
- Прочность и развитие нервной системы. Благодаря разнообразию упражнений и скорости их выполнения, улучшается координация движений. Регулярные тренировки вырабатывают новые рефлексы организма. Увеличивается скорость процессов нервной системы, мозг начинает быстрее реагировать на внешние раздражители и принимать правильные решения.
- Работа органов дыхания. Во время тяжелых тренировок организму нужно больше кислорода и объем воздуха, поступающего в органы дыхания, увеличивается более чем в 10 раз. Тем самым, легкие становятся более ёмкими.
- Иммунитет и улучшение состава крови.
- Отношение к жизни. Люди, ведущие активный образ жизни, меньше подвержены психическим дисбалансам, депрессиям. Их тело всегда в тонусе и они более жизнерадостны.
Занятия спортом и сердечно-сосудистая система
Одни из самых опасных и частых заболеваний в наше время являются заболевания, связанные с сердцем и сосудами. Чтобы прожить более долгую и здоровую жизнь, важно адаптировать жизненно важные органы к окружающей среде посредством физических упражнений.
Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему заключается в следующем:
- — Сердце тренирующегося человека более чем в половину больше обычного, что повышает его эффективность.
- — Ниже артериальное давление, за счет более спокойной работы сердца без физических нагрузок.
- — Риск инфаркта значительно ниже.
- — Эластичность сосудов.
Наибольшую пользу на укрепление организма оказывают занятия плаванием.
Влияние физических нагрузок на пищеварение
Физические нагрузки и регулярные тренировки стимулируют пищеварительные процессы, вызывают большую потребность организма в питательных веществах.
Если приступить к тренировке сразу после приема пищи, мышечная работа станет затормаживать пищеварительную систему, но та пища, которая все-таки переварится, отрицательно повлияет на результат физических нагрузок. Поэтому, после приема пищи, перед занятием спортом, нужно сделать перерыв как минимум два часа. Также в пище должны присутствовать углеводы, они способны быстро усваиваться и перевариваться, перед физической активностью нельзя пить таблетки. В большинстве случаев пища будет просто находиться в желудке без движения, пока проходит тренировка, этого допускать нельзя.
О пользе физкультуры и о ее влиянии на организм смотрите видео ниже.
О влиянии зарядка на здоровье смотрите видео.
Противопоказания для занятий физкультурой и спортом
К сожалению, список противопоказаний очень велик, и если у вас есть какой-либо недуг, следует полностью ознакомиться с этим списком во избежание дальнейших, более серьезных проблем со здоровьем.
Перечень заболеваний, при которых необходимо заниматься физкультурой только после консультации с врачом:
- Хронические обостренные заболевания;
- Заболевания, связанные с психикой;
- Последствия перенесенных операций, хирургических вмешательств и последствия переломов;
- Слабое зрение, травмы и заболевания глаз;
- Поражающие организм инфекции;
- Повышенная температура тела.
Таким образом, можно смело утверждать, что полноценно жить без физических нагрузок нельзя. Занятия спортом не только подтянут вашу фигуру и помогут снизить вес, но еще и помогут избавиться от проблем со здоровьем.
Пользу от занятий спортом можно перечислять бесконечно:
- улучшение настроения;
- красивое тело;
- здоровая сердечно-сосудистая система;
- улучшение работы мозга;
- и многое другое.
Все это вы получите если будете уделять тренировкам даже по 20-40 минут в день. При этом не забывайте о правильном питании. А если по каким-то противопоказаниям вы не можете заниматься спортом, можно просто делать каждый день зарядку.
Подготовлено «PersonSport.ru»
Здоровый образ жизни как залог здоровья! Профилактика ЗОЖ.
Приветствую вас на сайте, посвященному спорту, здоровью, а самое главное здоровому образу жизни (ЗОЖ)!
Каждый, пожалуй, человек понаслышке знает о том, как может быть полезен здоровый образ жизни. Как утверждают его приверженцы и врачи – именно ему под силу позволить людям повсеместно праздновать 100-летние юбилеи, мало того, до глубочайшей старости сохраняя при этом бодрость духа, энергичность и подвижность, а также неплохой запас здоровья. На самом деле, в человеческом организме заключён огромный потенциал, который весьма быстро можно растратить впустую если пренебрегать здоровым образом жизни.
ЗОЖ в России
Не секрет, что среднестатистический россиянин, не заботясь о ведении профилактики здорового образа жизни, чуть ли не полжизни проводит перед телевизором и компьютером, лёжа на диване и поглощая сладости или фаст-фуд (зачастую в неприличных количествах). А кто-то до седьмого пота работает до изнеможения, и даже во сне не отдыхает, озабоченный, не ведением нормального распорядка, а только тем как бы заработать побольше на достойную старость, до которой при таком самоистязании можно и не дожить вовсе. Нельзя не отметить и весьма распространённую среди как мужчин, так и женщин привычку к употреблению алкоголя и никотина (как вы понимаете ни то, ни другое не вписывается в картину здорового образа жизни ). И в итоге мы имеем весьма безрадостную картину – люди часто болеют, рано стареют и умирают. Многим кажется, что вести здоровый образ жизни требует от человека колоссального труда и затрат времени, на самом же деле это далеко не так сложно!
Понятие здорового образа жизни
В само понятие «здоровый образ жизни» входят: регулярные занятия различными видами спорта, сбалансированное питание, элементарное соблюдение правил личной гигиены, максимально полный отказ от вредных привычек, вроде спиртного и сигарет, а также различные закаливающие процедуры.
Решив перейти к здоровому образу жизни, начать стоит с перехода к здоровому питанию. Прочь из холодильника всевозможные полуфабрикаты и гамбургеры, не покупайте напичканные диким количеством сахара и химии аппетитные с виду сласти! Ведь природа создала такое огромное разнообразие вкусных и, что немаловажно, полезных для человеческого организма продуктов. Богатые микро- и макроэлементами, витаминами, минералами и клетчаткой – они являются основой ЗОЖ, и полноценного функционирования всех систем и органов в организме. Их не заменят никакие мультивитамины. Путь к здоровью и долголетию нам обеспечат фрукты, зелень и овощи, всевозможные злаковые, а также бобовые культуры.
Спорт — залог здорового образа жизни
Спорт и здоровье — вещи неразрывно связанные. Люди, которые не уделяют внимания своей физической форме, чаще болеют, дряхлеют раньше времени, их внутренние органы жёсткие и плохо снабжаются кровью. Особенно, если работа у них в основном сидячая. Выбор спорта должен быть продиктован, однако, Вашим искренним желанием им заниматься, иначе хождение в спортзал вряд ли пойдёт на пользу. Если Вы не слишком спортивный от природы, ограничьтесь хотя бы небольшой утренней разминкой, которая поможет крови интенсивнее циркулировать по органам, что, несомненно, положительно скажется на Вашем обмене веществ. Необременительные пробежки или хотя бы прогулки по парку, как и любой другой выбор спорта, не продиктованный лишь необходимостью физической нагрузки, проложит вам тот самый путь навстречу к здоровью и вместе с ним к долголетию. Помните, что спорт и здоровье понятия не отделимые!
Отказавшись от алкоголя и курения, Вы снизите свой риск пополнить печальную статистику умерших от болезней сердца и сосудов, а также онкозаболеваний. А начав закаляться, не только сумеете предотвратить множество жизненных проблем со здоровьем, например, в виде постоянных сезонных простуд, но и укрепите свой иммунитет, оздоровите нервную систему, улучшите кровоток и активизируете глубинные процессы внутри клеток. В результате же Вы получите подтянутое молодое тело на долгие-долгие годы. Всего этого можно добиться только начав вести здоровый образ жизни.
Начните приучать себя к здоровому питанию и занятиям спортом постепенно, попробуйте отказаться от разрушающих Вас вредных привычек, и Вы сами увидите, как жизнь изменится в лучшую сторону: Вы забудете об одышке, почувствуете себя более здоровыми выносливым, постройнеете, и с каждым годом, прожитым в рамках правильного распорядка, Ваше отражение в зеркале день ото дня будет продолжать Вас радовать!
«Здоровый образ жизни начинаем со спорта!»
Утверждено
приказом №__________
от «____» ______________20___г.
Директор:
____________ Л.Ю.Петрова
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кожильская средняя общеобразовательная школа
сельскохозяйственного направления»
Социальный проект на тему:
«Здоровый образ жизни начинаем со спорта»
Составитель: И.Н.Никитина,
учитель начальных классов
2015 год
Актуальность
Здоровье человека – высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. В современном мире, мире высоких технологий, резкое снижение двигательной активности школьников, экология и другие факторы привели к значительному ухудшению состояния их здоровья. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней. Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 15 % – от наследственных факторов, на 25 % от экологии, на 50 % – от самого человека.
В обществе здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека. Появляются данные статистики, в которых ясно показано, что здоровье детей ухудшается и это связано чаще всего со школой. Около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в здоровье. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.
Проблема сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников касается не только семьи, но и учителя. И если люди научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Здоровье детей – это социальная проблема современного общества. Ряд факторов, связанных с организацией учебного процесса в школе таких как: увеличение учебной нагрузки, увеличения объема информации учебного процесса, отсутствие хорошо организованного, качественного питания в школах, отсутствие адаптации учебного процесса к индивидуальным психофизиологическим особенностям детей, нарушения санитарно-гигиенических правил и режима школьника, так или иначе, оказывает влияние на здоровье школьников. Лишь очень крепкие и выносливые от рождения дети не испытывают вредных последствий этих нарушений, у других детей в этих условиях могут развиться нарушение осанки, искривление позвоночника, близорукость. Так, неправильное положение ребенка на занятиях в школе и при подготовке домашних заданий, ношение учебников в портфелях и папках при слабости опорно-двигательного аппарата вызывают изменение осанки ребенка с развитием искривления позвоночника. Эти нарушения чаще возникают у детей, которые не занимаются физкультурой и спортом, а также у детей со сниженным зрением и слуха.
Чрезмерная нагрузка, отсутствие правильного чередования умственного напряжения и отдыха, прогулок на воздухе, физических упражнений и физического труда, недостаточный сон, неоправданные перегрузки дополнительными развлечениями ведут к умственному переутомлению школьников. Они становятся легко возбудимыми и раздражительными, капризными, не всегда адекватными в поведении, малообщительными, плаксивыми, плохо усваивают школьные задания. Так постепенно в результате умственного переутомления ослабляется весь организм вплоть до появления тяжелых нервно-психических состояний.
Все это требует дополнительной и незамедлительной работы по привлечению детей с самого раннего возраста к ведению здорового образа жизни. С чего же должна начинаться эта работа? Для ответа на данный вопрос мною был проведен опрос среди родителей дошкольников и младшего школьного возраста (Приложение 1). Результаты данного опроса показали, что необходимыми мерами по оздоровлению детей родители считают: правильное питание, соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек и занятие спортом. Чем же школа может помочь в укреплении здоровья детей? Считаю, что организацией спортивных занятий. 100% опрошенных родителей согласились с данным предположением. Для того, чтобы определить категорию детей, с которой необходимо начинать работу в первую очередь, мною также был проведен опрос фельдшера Кожильского ФАП (Приложение 2). Оказалось, что наиболее нуждающиеся в оказании «оздоровительной поддержки» являются дошкольники. Фельдшер также дала рекомендации по укреплению здоровья детей, среди которых также присутствует необходимость занятия физической культурой и спортом.
Таким образом, у меня созрела тема моего социального проекта под названием: «Здоровый образ жизни начинаем со спорта!».
Цель проекта:
Пропаганда здорового образа жизни среди дошкольников и младших школьников через занятия физкультурой и спортом.
Для достижения поставленной цели, мною были сформированы следующие задачи:
Способствовать формированию элементарных двигательных навыков через выполнение общеразвивающих упражнений;
Прививать интерес к спорту как к наиболее значимому фактору укрепления детского организма;
Выявлять физические способности каждого ребенка для их дальнейшего развития;
Воспитывать в детях дисциплинированность, терпение, целеустремленность, упорство, коммуникативные качества, умение работать в команде.
Идея проекта
Регулярные занятия, формирующие двигательную активность детей, будут способствовать укреплению организма ребенка, понизят уровень их заболеваемости, улучшат физические способности.
Этапы проекта
ЭтапСодержание
Примечания
Диагностический
Анкетирование родителей, опрос фельдшера Кожильского ФАП по вопросам заболеваемости детей и способов формирования среди них здорового образа жизни
Деятельностный
Проведение занятий по заданной тематике
Заключительный
Мониторинг результативности проведенных занятий
См. «Ожидаемые результаты и механизмы оценивания»
Характеристика выбранных видов занятий
Общеразвивающие упражнения (или сокращенно ОРУ) являются мощным средством укрепления здоровья ребенка вообще и развития отдельных мышечных групп его организма в частности. Они совершенствуют деятельность двигательного анализатора коры больших полушарий головного мозга, активизируют метаболические процессы, тренируют сердечно-сосудистую систему и дыхательный аппарат, повышая общую работоспособность организма в целом.
Обучающий эффект (ОРУ) огромен. Являясь основным содержанием ежедневной утренней гимнастики (УГГ) и составной частью большинства физкультурных занятий, они способствуют успешному освоению двигательные умения и навыки. Выполнение движений сопровождается словесными комментариями педагога. Дети довольно быстро усваивают названия упражнений и их деталей, частей тела, ориентировочные понятия и термины, указания, советы и его подсказки. Возникающее в процессе обучения взаимопонимание положительно сказывается на качестве освоения движений дошкольниками и помогает им решать (с активным участием самих детей) наиважнейшую оздоровительную задачу — формирование правильной осанки.
Показателем обученности дошкольников является проявление ими тех или иных психофизических качеств во время выполнения упражнений. ОРУ способствуют активному развитию:
— гибкости, как способности организма ребенка выполнять движения с большей амплитудой;
— координации, как способности организма ребенка согласовывать одновременные движения разных частей тела;
— разновидностям координации:
а) равновесию как способности организма ребенка
удерживать устойчивое положение тела на уменьшенной или повышенной опоре;
б) точности выполнения задания, как способности организма ребенка фиксировать движение в пространстве в соответствии с каким-либо сигналом;
в) пространственным и временным ориентировкам, как способности организма ребенка выполнять движения в заданном направлении с соответствующим ритмом и темпом.
Однако, через выполнение одних общеразвивающих упражнений завоевать интерес младшего школьника к спорту сложно. Именно поэтому, считаю, что необходимо разнообразить процесс занятия спортом данной возрастной категории детей подвижными играми.
Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные — и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).
Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.
Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.
Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т. е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.
Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей.
Основная задача педагога — поддержание в игре достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время, прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.
Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря — вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.
Исходя из всего вышесказанного, предлагаю следующую тематику занятий в рамках проекта:
1
Правила поведения в физкультурном зале. Игра на внимание «Запрещенное движение»
2
Игры с бегом, на внимание «За флажками», «Класс, смирно!»
3
Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Игра с элементами ОРУ «Море волнуется — раз»
4
Игра «Море волнуется — раз». Стойка на носках, на одной ноге, ходьба по гимнастической
скамейке
5
Комбинация общеразвивающих упражнений различной координационной сложности
6
«Веселые старты» с мячом. Гимнастические упражнения: лазание
7
Эстафета с мячом. Гимнастические упражнения на низкой перекладине
8
Игры с мячом: ловля, бросок, передача
9
Беседа о правильном режиме дня. Игра «Волк во рву»
10
Игра «Охотники и утки». Ловля, бросок, передача мяча
11
Комплекс ОРУ с мячом. Игра «Совушка»
12
Ловля, бросок, передача мяча. Эстафета с мячом
13
Прыжки через скакалку. Игра «Попрыгунчики воробушки»
14
Игры «Совушка», «Попрыгунчики — воробушки». Общеразвивающие упражнения с большим и малым мячами
18
Прогулка на свежем воздухе. Игры на свежем воздухе (Приложение 4)
19
Игра «Метко в цель», катание на санках. Как закаляться. Обтирание. Обливание
20
Переноска лыж. Надевание. Ступающий шаг без палок
21
Катание на санках, лыжах. Метание снежков в цель
22
«Веселые старты» на лыжах и санках
23
Зимние русские народные игры. Катание на лыжах и санках
24
Бросок и ловля теннисного мяча. Эстафета с теннисным мячом
25
Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «День и ночь»
26
Правила поведения в физкультурном зале. Игра на внимание «Запрещенное движение»
27
Бег. Беговые упражнения. Игра «Прыгай через ров»
28
Дыхательные упражнения в сочетании с приседаниями
29
Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Игра с элементами ОРУ «Море волнуется — раз»
30
Игры «Море волнуется — раз», «Прыгай через ров»
31
Подвижные игры на свежем воздухе по выбору
32
Игры «Лапта», «Охотники и утки». Эстафета с бегом на скорость
33
Эстафета с мячом. Гимнастические упражнения на низкой перекладине.
Ожидаемые результаты и механизмы оценивания достижения поставленной цели:
Беседа с родителями об их детях и, возможно, изменения в их поведении, самочувствии, настроении за период проведении занятий.
Анкетирование детей по отношению их к данным занятиям.
Мониторинг уровня заболеваемости детей за период занятий по сравнению с началом учебного года.
Сравнение показателей физических навыков за определенный период проведения занятий (Приложение 3)
Диагностика физических данных детей, спортивных результатов.
Используемая литература:
http://www.medroad.ru/zdorovie-detei/problemi-zdorovia-mladshih-shkolnikov.html
http://xn--80aqqdgddhbb4i.xn
http://lib.convdocs.org/docs/index-196854.html
http://gigabaza.ru/doc/123040.ht
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/29/rol-podvizhnykh-igr-v-razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta
Приложение 1
Опрос для родителей
Что, по Вашему мнению, означает понятие «Здоровый образ жизни»: (отметьте галочкой)
— правильное питание;
— отказ от курения и употребления алкоголя;
— занятия спортом;
— другое (укажите)______________________________________________________
Как Вы считаете, с чего должно начинаться ведение ЗОЖ для Вашего ребенка?
Ответ:________________________________________________________________
Согласны ли Вы с тем, что занятия спортом могут положительно влиять на здоровье Вашего ребенка: (отметьте галочкой)
— да;
— нет;
— сомневаюсь.
Спасибо!
Приложение 2
Опрос фельдшера Кожильского ФАП
Дети какой возрастной категории обращаются к вам за медицинской помощью чаще всего?(отметьте галочкой)
— дошкольный возраст;
— младший школьный возраст;
— дети в возрасте 10-13 лет;
— подростки.
Какие заболевания среди детей сегодня носят глобальный характер, по Вашему мнению? (отметьте галочкой)
— вирусные и бактериальные инфекции;
— заболевания опорно-двигательного аппарата;
— нарушения работы нервной системы;
— другое (укажите)_____________________________________________________
Какие рекомендации Вы бы дали детям для укрепления их здоровья?
Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
Приложение 3
«Веселые старты»
Дата проведения: 16.12.15
Цели:
Оценить физические умения и навыки детей для сравнения их с начальными результатами;
Выявление родителями способностей своих детей и поддержка их в занятии физкультурой и спортом;
Поднятие настроения и мотивация к дальнейшим занятиям.
Участники: дети и их родители
Ход мероприятия:
— Добрый вечер, дорогие участники сегодняшнего мероприятия. Я вижу, что все сегодня в боевой готовности – готовности к серьезным состязаниям! Я очень надеюсь, что вы все сегодня пришли с отличным настроением, а уйдете – с суперзажигательным!!!
Итак, не будем тянуть время и мучить вас, приступим к нашим заданиям.
Первое, чем мы займемся – это разминка:
Игра на внимание (руки вверх, вперед, вниз)
ОРУ (дети показывают, родители повторяют)
Ну, молодцы! Я вижу, что родители уже разогрелись и поняли, что команда детей будет серьезным соперником для команды родителей. Да-да, вы не ослышались, сегодняшние состязания будут проходить между двумя командами – командой детей и командой родителей! Что, думаете, что силы ваши не равны? Это мы еще посмотрим!!! Ну что ж, вперед! Удачи всем участникам!
Конкурсы:
Добежать до фишки и обратно (родители задом наперед).
Полоса препятствий: кувырок на мате, прыжки со скакалкой до гимнастической лестницы, залезть на нее и слезть, обратно – так же (родители: то же самое, но два кувырка на мате).
Ползки по скамейке, 5 раз отбить баскетбольный мяч, обратно — так же (родители: ползки по скамейке задом наперед).
Прыжки со скакалкой до фишки и обратно (родители бегут с четырьмя связанными между собой скакалками).
Ведение баскетбольного мяча, огибая фишки (родители – обводя каждую фишку).
Подведение итогов.
— Ну что ж, дорогие гости нашего веселейшего вечера, настало время подвести итоги! В этой неравной битве с огромным отрывом вперед вырвалась команда детей! Ура!!! Тем не менее, я вижу, что родители совсем не расстроились, а наоборот порадовались за своих детей, за их старания и успехи, хотя, наверно, не ожидали такого результата, правда?
Я думаю, что каждый из вас сегодня получил море положительных эмоций, а дети, достигнув такого результата, захотели заниматься физическими занятиями еще и еще, я права?!
— Спасибо всем за то, что приняли участие в веселых стартах, а теперь идем пить чай!!!
(награждение детей, чаепитие).
Анализ проведенного мероприятия.
Основной целью данного мероприятие было выявление результативности работы спортивных занятий с младшими школьниками в рамках социального проекта «Здоровый образ жизни начинаем со спорта!». Что же мы здесь увидели?
Во-первых, то, что почти все дети стали намного смелее и активнее выполнять любые предложенные физические упражнения, чего в начале учебного года не было.
Во-вторых, эти упражнения они стали выполнять намного качественнее: прыгать на скакалке они раньше вообще не умели, кувыркаться – тоже, ведение баскетбольного мяча также отсутствовало в их навыках.
В – третьих, эти изменения увидела не только я, как учитель, в первую очередь удивлены были родители. Даже во время испытаний они успевали смотреть на своих «соперников» и радоваться за них. Это очень важно, я считаю, ведь каждый родитель, отправляя на какие-либо занятия своих детей, хотят знать, какую пользу приносят эти занятия их ребенку и есть ли положительный результат.
Очень порадовало то, что и дети, и родители, остались довольны прошедшим мероприятием. Было очень весело и интересно. Конечно, конкурсы были построены таким образом, чтобы команда детей в любом случае одержала победу. Это сделано было для того, чтобы дети поняли, насколько их старания способны принести положительный результат, чтобы они захотели заниматься дальше и дальше. Я думаю, поставленные цели были достигнуты.
Приложение 4
«Прогулка на свежем воздухе»
Физическая культура и здоровый образ жизни
В настоящее время здоровье населения России характеризуется низкими показателями. Негативные процессы идут давно, но в последние годы они стали угрожать существованию нации. Сейчас нет практически ни одного показателя здоровья и социального благополучия, который не претерпел бы резкого ухудшения.
Физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, — не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.
Здоровый образ жизни — совокупность духовных ценностей и фактических деятельностных форм по сохранению здоровья и обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека. Сущностью здорового образа жизни является обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем, связей индивида и общества.
Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей, одним из главных в котором является развитие физической культуры личности. Проблема здорового образа жизни особенно важна в детском и подростковом возрасте, когда закладываются и развиваются знания, умения и навыки физической культуры. Одной из важнейших задач современных образовательных учреждений является укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни. Поэтому тема курсовой работы очень актуальна.
Принимая во внимание все вышеуказанное:
Цель даннойработы – изучение и исследование оптимальных условий и методов для воспитания физической культуры и формирования здорового образа жизни школьников.
Объектом исследования выступают сами школьники и направленный оздоровительный комплекс мероприятий.
Предмет исследования — процесс воспитания физической культуры и формирование здорового образа в процессе жизнедеятельности школьников.
Гипотеза. Воспитание физической культуры и формирование здорового образа жизни школьников:
1) должны начинаться на самых ранних стадиях развития, в комплексе мероприятий;
2) взаимосвязано с развитием индивидуальных возрастных особенностей;
3) оказывает оздоровительное воздействие на организм занимающихся.
Задачи:
1) Изучить литературу по теме исследования;
2) Изучить причины нарушений физиологических функций и систем организма у школьников;
3) Провести коррекционно-педагогическую работу с детьми по воспитанию физической культуры и формированию здорового образа жизни на основе индивидуализации и дифференциации педагогических методов и средств.
Работа имеет практическую значимость, которая выражается в изложении теоретических физиологических и методологических сведений, включении методов диагностики, создании условий, способствующих формированию здорового образа жизни.
Методы исследования:
а) теоретический анализ методической литературы по проблеме; б) метод наблюдения; в) методы педагогического исследования с использованием стандартных методик.
Воспитание физической направленности является педагогическим процессом, который нацелен на формирование общества, обладающего крепким здоровьем, совершенными физическими данными, а также социальной активностью.
Изучение физической культуры необходимо всем людям, так как нынешние условия жизнедеятельности стремительно ведут к снижению уровня человеческой двигательной активности. Такой дефицит влечет за собой падение уровня человеческой трудоспособности к умственной и физической деятельности, уменьшает способность организма к борьбе с заболеваниями.
Взаимосвязь, основу которой составляют ЗОЖ и физическое воспитание создают возможности для всестороннего развития личности в перечисленных ниже областях. Стоит учесть, что развитие личности этими средствами является специфичным процессом, который невозможно заменить иными методами.
Моральное воспитание. Во время спортивных тренировок человек испытывает повышенные физические нагрузки. Они играют огромную роль в обеспечении получения человеком таких характеристик, как сила воли, дисциплинированность, решительность, выдержка, самообладание, смелость, уверенность. Соревнования в спортивной среде раскрывают многие моральные качества, например, уважение, честность;
Умственное. Регулярные занятия спортом повышают умственную работоспособность. В период активной умственной работы необходимо проведение регулярных спортивных занятий. Однако подбирать систему упражнений требуется в соответствии с индивидуальными особенностями человека и его уровнем здоровья;
Эстетическое. Средствами физических упражнений тело человека гармонично развивается не только с визуальной стороны, но и с внутренней, заключающейся в приобретении утонченных выразительных движений, энергичной активности. После тренировки человек испытывает эстетическое удовольствие, созданное собственными силами. Этот факт повышает значимость здорового образа жизни, заставляя человека соблюдать все его элементы с целью достижения максимального результата;
Трудовое. Физическое воспитание наделяет человека качествами, которые подготавливают его организм к выполнению полезного обществу труда или работы. Этот тип развивает целенаправленность, трудолюбие, сознательную ответственность за свой труд.
В современности физическая культура и здоровый образ жизни являются типом человеческой жизнедеятельности. Физическое воспитание осуществляет прямое воздействие на человеческие взаимоотношения в пределах общества, формирует человека как личность. Воспитание, имеющее направленность физического типа, а также спортивные занятия, считаются средствами здорового образа жизни. Они осуществляют развитие всесторонних и гармоничных качественных характеристик личности.
Воспитание физической направленности является педагогическим процессом, который нацелен на формирование общества, обладающего крепким здоровьем, совершенными физическими данными, а также социальной активностью.
Изучение физической культуры необходимо всем людям, так как нынешние условия жизнедеятельности стремительно ведут к снижению уровня человеческой двигательной активности. Такой дефицит влечет за собой падение уровня человеческой трудоспособности к умственной и физической деятельности, уменьшает способность организма к борьбе с заболеваниями.
Взаимосвязь, основу которой составляют ЗОЖ и физическое воспитание создают возможности для всестороннего развития личности в перечисленных ниже областях. Стоит учесть, что развитие личности этими средствами является специфичным процессом, который невозможно заменить иными методами.
Моральное воспитание. Во время спортивных тренировок человек испытывает повышенные физические нагрузки. Они играют огромную роль в обеспечении получения человеком таких характеристик, как сила воли, дисциплинированность, решительность, выдержка, самообладание, смелость, уверенность. Соревнования в спортивной среде раскрывают многие моральные качества, например, уважение, честность;
Умственное. Регулярные занятия спортом повышают умственную работоспособность. В период активной умственной работы необходимо проведение регулярных спортивных занятий. Однако подбирать систему упражнений требуется в соответствии с индивидуальными особенностями человека и его уровнем здоровья;
Эстетическое. Средствами физических упражнений тело человека гармонично развивается не только с визуальной стороны, но и с внутренней, заключающейся в приобретении утонченных выразительных движений, энергичной активности. После тренировки человек испытывает эстетическое удовольствие, созданное собственными силами. Этот факт повышает значимость здорового образа жизни, заставляя человека соблюдать все его элементы с целью достижения максимального результата;
Трудовое. Физическое воспитание наделяет человека качествами, которые подготавливают его организм к выполнению полезного обществу труда или работы. Этот тип развивает целенаправленность, трудолюбие, сознательную ответственность за свой труд.
ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Базу культуры физического типа составляют следующие основные принципы:
всестороннего и гармоничного личностного развития;
взаимосвязи физического воспитания и практической жизни;
оздоровительного действия.
Ведение здорового образа жизни и изучение культуры физического типа вместе представляют собой средство, занимающее первое место в обеспечении развития человека как личности. Эти факторы способны не только произвести положительные изменения биологического характера, но и выработать нравственные убеждения, привычки, развить внутренний духовный мир человека. Именно поэтому каждый человек обязан знать о здоровом образе жизни и соблюдать его основные элементы, регулярно давать своему организму физические нагрузки.
О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Укрепление уровня собственного здоровья является долгом всех людей, населяющих нашу планету. ЗОЖ представляет собой активную трудовую, семейную, бытовую, а также деятельность человека, направленную на обеспечение досуга и общественные нужды.
БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Здоровый образ жизни образуют некоторые элементы, среди которых требуется выделить:
развитие тяги к здоровым привычкам и навыкам с детства;
поддержание благоприятной среды обитания, характеризующейся безопасностью, а также получение знаний о воздействии окружающих предметов и явлений на человеческое здоровье;
исключение вредных привычек;
формирование и регулярное выполнение принципов правильного питания;
ведение физически активной жизнедеятельности, выполняя упражнения, характерные возрастным особенностям, а также учитывающие индивидуальную физиологию;
соблюдение гигиенических процедур, а также знание техники оказания первой помощи;
регулярное закаливание;
в отдельный пункт помимо базовых элементов принято выделять самочувствие: духовное, интеллектуальное, эмоциональное.
Наиболее важными элементами принято считать рациональное питание, процесс закаливания, а также регулярные физические упражнения.
ПИТАНИЕ
Существует два закона правильного питания, которые должны соблюдаться каждым человеком.
Получаемая и расходуемая энергия должна быть уравновешена. При получении излишка энергии (пищи) человек начинает полнеть. Доказано, что этой проблеме в настоящий момент подвержено более 33% людей в нашей стране. Полнота провоцирует развитие атеросклероза, сахарного диабета, появление сердечных болезней, гипертонии, а также других заболеваний.
Рацион человека должен представлять собой разнообразное меню, которое может реализовать потребности организма в необходимых пищевых волокнах, белках, жирах, углеводах, минералах, а также в витаминах. Большинство поступающих с пищей веществ самостоятельно не вырабатываются внутренними органами организма, а их отсутствие грозит развитием опасных болезней, а в некоторых случаях и летальным исходом.
Каждому нужно знать основные правила рационального питания, которые помогут в обеспечении здорового образа жизни:
получение организмом пищи должно осуществляться исключительно при ощущении голода;
человеку следует отказываться от еды при наличии болей, лихорадки, повышения температуры, а также во время умственного или физического недомогания;
перед сном необходимо воздерживаться от пищи;
не стоит есть до и после трудной работы, физической и умственной активности.
Полезный режим питания имеет 4 ступени:
первый завтрак составляет 25% рациона;
второй завтрак составляет 15%;
обед образует 40%;
ужин – 20%.
Человеку необходимо ужинать не позднее, чем за полтора часа до сна. Все приемы пищи рекомендуется осуществлять в одно и то же время, чтобы организм выработал условный рефлекс. Ни в коем случае после еды нельзя выполнять физические упражнения, необходимо оставлять время для переваривания еды. Питание, организованное по всем перечисленным принципам, обеспечивает правильное формирование организма, сохраняет здоровье человека, повышает работоспособность и продлевает жизнь.
ЗАКАЛИВАНИЕ
Процедуры закаливания являются мощнейшим оздоровительным средством, которое помогает избежать развития многих заболеваний, улучшить кровообращение, нормализовать обмен веществ, повысить работоспособность человека, а также продлить ему жизнь.
Существует огромное разнообразие видов закаливания, каждый из которых несет пользу человеческому организму. Наибольшую эффективность от закаливания можно получить во время проведения специальных процедур, основанных на температурном воздействии. Во время закаливания, требуется соблюдать принципы процедуры, чтобы извлечь из нее максимальную пользу:
закаливание должно иметь систематический и последовательный характер;
при выборе процедур требуется учитывать индивидуальные особенности человека, его уровень здоровья и общее состояние эмоционального фона.
Одной из эффективных процедур закаливания считается контрастный душ, принятый по окончанию физической нагрузки. Такой вид закаливания укрепляет нервную систему, сосуды эпителия и подкожной клетчатки, развивает способность к терморегуляции, стимулирует нервные механизмы. Контрастный душ благотворно влияет не только на взрослых, но и на детей.
ТРЕНИРОВКИ
Важнейшим условием ЗОЖ является активный двигательный режим, который основан на регулярных тренировках. Занятие спортом позволяет укрепить и сохранить здоровье, развить физические качества человека, сыграть огромную роль в обеспечении профилактики изменений возрастного характера.
Физическое развитие характеризуется следующими качествами:
увеличение уровня силового критерия;
развитие выносливости и быстроты;
работа над улучшением ловкости;
работа над гибкостью человеческого тела.
Работа над каждым из них укрепляет здоровье. Однако не каждое качество будет повышать уровень здоровья в том же объеме, как и другие. Чтобы произошло формирование устойчивости к болезням, требуется развивать выносливость, являющееся самым ценным качеством. Желательно, чтобы выносливость развивалась в тесной взаимосвязи с закаливанием и другими элементами здорового образа жизни.
О ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ
Постоянные физические упражнения, входящие в основу жизнедеятельности человека, являются главным способом его стремления к гармонии. Стоит учесть, что многая двигательная активность, совершаемая в результате какой-либо работы, не являет собой физические упражнения. Ими можно считать исключительно индивидуально подобранную систему движений, имеющую целенаправленное действие на органы и системы, и отвечающую за формирование качеств физического плана, а также за коррекцию дефектов телосложения.
Физическое воспитание требуется прививать человеку с детства, так как оно позволяет укрепить сердечно-сосудистую систему, развить костный и мышечный скелет.
Физические нагрузки дадут положительный результат при соблюдении трех важных правил:
требуется тщательно подбирать систему упражнений в зависимости от уровня здоровья человека;
нельзя заниматься спортом во время болезни или в первые дни после излечения;
не следует выполнять упражнения за час до или в течение 2 часов после приема пищи.
Во время спортивных занятий человеческий организм отвечает на него встречной реакцией, активизируя все внутренние органы и системы. Из-за этого происходит расход энергии и улучшение костного и мышечного скелета спортсмена, а также растет подвижность нервных процессов.
Именно благодаря регулярным спортивным тренировкам достигается эффективный рост уровня физической подготовленности человека. С целью достижения максимального оздоровления и улучшения телосложения многие люди придерживаются принципов здорового образа жизни. Это способствует повышению тяги к соблюдению режима занятий спортом, а также ускоряет появление желаемого результата.
ГИГИЕНА СПОРТА
Здоровый образ жизни подразумевает под собой обеспечение безопасной среды, которая окружает человека. На спортивных тренировках также следует проявлять активность в обеспечении оптимальных условий для занятий. В гигиену спорта входит создание мероприятий гигиенического характера, которые будут способствовать укреплению иммунитета, росту работоспособности, выносливости, а также скорейшему достижению результатов.
Так как выполненные упражнения способствуют не только росту мышечной массы, но и создают воздействие на все органы и системы организма, следует обращать особое внимание на гигиену окружающей среды.
В условиях тренировки на природе происходит повышение общего оздоровления, так как наряду с упражнениями проводится закаливание и обогащение организма кислородом. Также происходит увеличение емкости легких.
В условиях пониженных температур:
наблюдается усовершенствование функции организма, отвечающей за теплорегуляцию;
происходит понижение чувствительности к низким температурам;
проводится профилактика простудных заболеваний.
Стоит отметить и получение повышенного эффекта от тренировки, что обусловлено увеличением интенсивности и плотности занятия.
ГИМНАСТИКА
Основным элементом физического воспитания выделяют гимнастику. Гимнастика являет собой систему, которую образуют специально разработанные физические упражнения, осуществляемые посредством методических приемов. Ее функцией считается общее физическое развитие, а также усовершенствование двигательных навыков и оздоровление.
Существует несколько разновидностей гимнастики:
утренняя зарядка – это система физических упражнений, выполняемая после пробуждения на протяжении четверти часа. Зарядка необходима для быстрого перевода человека из пассивного состояния в активное, а также она заряжает бодростью;
производственная гимнастика выполняется на протяжении 10 минут средствами простейших упражнений, которые способны настроить человеческий организм на рабочий лад. Во время рабочего процесса такую зарядку следует делать несколько раз, чтобы снять усталость, и повысить работоспособность. Этот вид гимнастики подбирается специально для каждой профессии;
профессиональная гимнастика, имеющая прикладной характер, подразумевает под собой регулярное выполнение упражнений, которые развивают только необходимые группы мышц. Обычно этот вид занятий используется для того, чтобы помочь человеку в максимальной мере овладеть трудовым мастерством профессии;
основная гимнастика обучает человека прикладным двигательным навыкам (например, бег, ходьба, метания и другие), упражнениям гимнастического и акробатического характера;
вспомогательная спортивная гимнастика необходима для развития определенных физических качеств, характерных для разных видов спорта;
прикладная военная гимнастика обеспечивает формирование физических навыков к быстрым действиям, учитывая специфику военных специальностей;
атлетический тип гимнастической тренировки состоит из системы упражнений с использованием отягощений и без них. Необходима для обретения стройной фигуры и рельефной мускулатуры;
лечебную гимнастику используют для восстановления подвижности при повреждении каких-либо частей тела, а также для устранения недостатков телосложения при ранениях, травмах, болезнях.
БАЗОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Физическое воспитание достигается необязательно спортивными тренировками, оно может основываться и на регулярном выполнении любого типа зарядки. Для достижения большей эффективности от здорового образа жизни необходимо хотя бы по утрам выполнять зарядку, основой которой являются некоторые упражнения.
ХОДЬБА В ТЕЧЕНИЕ МИНУТЫ
Во время выполнения дыхание должно иметь ровный характер, спина должна быть выпрямлена.
РАЗМИНАНИЕ МЫШЦ ШЕИ
Для этого необходимо поставить ноги на ширину плеч, а руки расположить на поясе. Головой следует выполнять круговые движения сначала в правую сторону, а потом в левую (по 5). Такие упражнения следует выполнять плавно и медленно.
РАЗМИНАНИЕ РУК
Для этого требуется поднимать руки, соблюдая последовательность:
вверх;
за область головы;
одна рука направлена вверх, вторая в сторону и наоборот.
Повторять цикл действий нужно с первого пункта 6 раз.
РАЗМИНАНИЕ ПРЕДПЛЕЧЬЯ
Необходимо встать так, чтобы ноги были на ширине плеч. Кисти должны быть сжаты в кулак. Предплечьями следует осуществлять круговые движения по 5 раз в каждую сторону.
Базовое положение: верхние конечности согнуты в области локтей, а сами локти разведены в стороны на уровне грудной клетки. Выполняются движения в стороны, распрямляя руки, а назад – обратно сгибая их в локтях. На разведении рук следует сделать вдох, на сведении – выдох. Необходимо осуществить 6 повторов. Руки должны быть на одном уровне на протяжении всего упражнения.
Исходное положение: одна рука направлена вверх, другая – вниз. Энергично, но плавно следует менять положения рук 6 раз. При выполнении требуется следить за ритмичностью дыхания.
Расположив ноги на ширине плеч, нужно направить руки вперед и выполнять туловищем наклоны в направлениях:
Выполнить необходимо 6 циклов наклонов, при этом следует стремиться достать пальцами до пола.
УПРАЖНЕНИЕ НА ПРЕСС
Из положения «лежа» необходимо перевести тело в положение «сидя». Руки должны быть убраны за голову. При выполнении следует следить за дыханием: лежа – вдох, сидя – выдох. Повторить задание нужно 20 раз.
ПРИСЕДАНИЯ
Ноги на ширине плеч, руки расположить на талии. Во время приседания руки вытягиваются вперед, стопы не отрываются от пола. Делать задание нужно 20 раз.
Следует присесть и расставить ноги как можно шире. Руки сжать в замок и начать переносить вес то на левую ногу, то на правую, выполняя присест. Сделать нужно по 10 раз на каждую ногу.
Необходимо выпрямить спину и ровно встать. Осуществлять следует простой перекат с пятки на носок 15 раз. Делать это упражнение необходимо в медленном темпе.
ПРЫЖКИ
Осуществлять прыжки необходимо 15 раз, меняя положение рук и ног: при выдвигании левой ноги вперед, руки необходимо поднять, а при правой вперед – опустить.
Прыжки: ноги в стороны, рука одна вперед, другая назад; ноги вместе – обратное положение рук.
ОТЖИМАНИЯ
Необходимо принять упор «лежа», расставив широко руки. Следует согнуть руки в области локтей, чтобы опустилось туловище, а затем вернуться в исходное положение.
Восстановление сердечного ритма и расслабление мышц: ходьба с замедлением в течение двух минут.
ИТОГ
Физическая культура представляет собой элемент общей человеческой культуры, а также неотъемлемую часть здорового образа жизни. ЗОЖ помогает не только в обеспечении укрепления здоровья, но и способен избавить от врожденных и приобретенных болезней. Ведение здорового образа жизни и занятия спортом необходимы для активизации умственного и физического труда. Особенно в таком физическом воспитании нуждаются дети, чтобы образовался фундамент для их физического развития и здоровья.
Пропаганда физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни.
Пропаганда физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни.
Апашкина Наталья Владимировна,
учитель физкультуры МБОУ СОШ № 106 г.о. Самара
Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека. Оно является предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастья человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
В условиях социально – экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека. В настоящее время в стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни (ЗОЖ). По сути дела можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия.
По данным различных исследований лишь около 10% молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья близкого к норме, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью. Поэтому охрана и укрепление здоровья – дело первостепенной важности.
Всемирно известно, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики разных неинфекционных заболеваний и вредных привычек. Причём, как отмечают американские специалисты, использование физической активности и спорта в целях предупреждения заболеваемости требует незначительных дополнительных затрат государства.
Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровым членом общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения. Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России, поскольку это – наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации. «Ничто так не истощает и не разрушает организм человека как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель). «Мышечное голодание» не менее опасно для человека, чем кислородное голодание или чем недостаток витаминов. Физические упражнения отодвигают возрастные границы старения, продлевают жизнь человека (действуют как аккумулятор энергии).
Однако в настоящее время физической культурой и спортом в стране занимаются всего 10-11% населения. Также интересно отметить, что по данным социальных опросов молодёжи здоровье как ценность ставиться на 10-15 место. О нём вспоминают как о воздухе тогда, когда его не хватает. Но, если воздух можно вернуть открыв форточку, то здоровье вернуть сложнее.
Исходя из того что включённость человека в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением к ценностям физической культуры и осознанной необходимостью в занятиях физической культурой и спортом, из всего комплекса мер, направленных на развитие физической культуры среди населения, необходимо предусмотреть в качестве приоритетного направления целенаправленную пропаганду физической культурой и формировании ЗОЖ.
Пропагандистские усилия необходимо направить на создание привлекательного имиджа спортивного стиля жизни, моду на занятия спортом в досуговой деятельности. Мода на спорт и ЗОЖ в определённой степени снижает молодёжную и подростковую преступность, уменьшает число лиц с избыточным весом, положительно влияет на оздоровление всех слоёв населения.
Пропаганда физической культуры должна адресоваться непосредственно человеку, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактики болезней, продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями. Действенным инструментом воздействия на общественное сознание являются пропаганда, которая представляет собой особый род социальной деятельности. Основная цель пропаганды состоит в распространении знаний, нравственных ценностей и других сведений с целью формирования определённых взглядов, представлений и эмоциональных состояний, оказания влияния на поведение людей.
В последнее время на всех уровнях государственного управления растёт осознание необходимости решения проблем обеспечения массовости спорта и организации пропаганды занятий физической культуры и спортом как составляющей ЗОЖ и развития спорта высших достижений. Распространяя знания о пользе физической культуры и спорта, ЗОЖ, государство и общественные организации стремятся достигнуть следующих целей: сохранить и приумножить здоровье нации, увеличить продолжительность жизни людей; снизить уровень потребления алкоголя, табакокурения, наркотиков; предложить новые способы досуга и активного образа жизни, сделать жизнь более яркой, насыщенной событиями; с помощью спорта высших достижений прославить свою страну на международном уровне, сформировать социально и экономически привлекательный образ спортсмена для молодёжи и юношества; посредством физической культуры и спорта постоянно повышать производительность труда и конкурентоспособность выпускаемой продукции, положительно влиять на производственный персонал. Откликаясь на пропагандистские обращения, большие социальные группы вовлекаются в спорт, приобретают положительные привычки, которые затем трансформируются в новый жизненный уклад.
Жизнь – это повседневная борьба позиций, идей, мнений; жёсткая конкуренция в профессиональной и личной сфере жизнедеятельности. Выиграть в этой бескомпромиссной борьбе очень сложно без надлежащей физической и волевой подготовки, без крепкого здоровья и целеустремлённости. Однако далеко не все граждане осознают важность данной истины. Без вмешательства извне, без пропагандистской работы она может быть усвоена либо слишком поздно, либо не воспринята вообще. Такое развитие событий нецелесообразно и недопустимо.
Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающихся спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости; в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения; в 2,5 раза реже – гипертонической болезнью; в 3,5 раза реже – хроническим тонзиллитом; в 2 раза реже – гриппом.
Спорт является настоящей школой жизни для любого человека, он закаляет характер и формирует гармонично развитую личность. Сегодня в России растёт популярность и профессионального, и массового спорта, особенно – среди молодёжи. Спорт не воспринимается более как удел сотен профессионалов, а вновь становится неотъемлемым элементом жизни миллионов людей. Всё больше людей делают выбор в пользу здорового образа жизни, стремятся обрести гармонию духа и тела.
Движения, состязания, самоутверждение – естественная суть физической культуры и спорта. Они помогают человеку раскрыть свои внутренние резервы, природный потенциал и возможности о которых мы не догадываемся. Вложенные в физическое воспитание средства могут возвращаться сторицей в виде незаметных глазу вещей, например, повышением работоспособности людей. Эта материя не измеряется в долларах.
Несомненно, государство и общество заинтересованы в пропаганде физической культуре и спорта среди всех возрастных групп. Однако приоритетным направлением в пропагандистской деятельности следует признать такие целевые группы, как дети и молодёжь в связи с тем, что именно в раннем возрасте положительные образы ложатся в наиболее благодатную почву, а полезные навыки и привычки сохраняются на всю жизнь. Позитивный имидж физической активности, спорта и ЗОЖ целесообразно увязывать с устремлением самого ребёнка и молодого человека – быть сильным и мужественным, иметь красивую мускулатуру и осанку, быть богатым, успешным, и, как следствие, влиятельным и уважаемым человеком в обществе. Очень важно развивать у детей понимание того, что здоровый образ жизни человека зависит от того, насколько он сам на протяжении своей жизни старается, умеет, самое главное, желает сохранить и укрепить своё собственное здоровье.
Наряду с обеспечением необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья детей в нашей школе построена система педагогической работы по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью. Для физического развития учащихся и пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей ЗОЖ проводятся соревнования по различным видам спорта, конкурсы, эстафеты «А ну-ка, мальчики», «Весёлые старты», «Растём достойной сменой»; соревнования в рамках «Этно-фестиваля», посвящённого разным народностям Поволжья. Ежегодно проводятся всеми любимые (и детьми, и взрослыми) военно-спортивная игра «Зарница», «День здоровья». Учащиеся школы участвует во Всероссийских проектах «Лыжне России» и «Кроссе нации», в районных соревнованиях по различным видам спорта проводимые под девизом «Спорту — да! Наркотикам – нет!». На уроках дети овладевают практическими приёмами оздоровления, такими как гимнастика для глаз, упражнения на профилактику плоскостопия, дыхательная гимнастика, атлетическая гимнастика. В стенах школы функционирует тренажёрный зал, где под руководством высококвалифицированного преподавателя занимаются дети, учителя, родители. Такая систематически проводимая работа играет большую роль в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни, в умении управлять своими эмоциями, регулировать свою физическую активность. Полученные знания дети закрепляют на проводимых праздниках, викторинах, в повседневной жизни. Игровой подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений и длительных, утомительных тренировок.
Популяризация спортивной деятельности набирает свои обороты и можно надеяться, что в будущем это явление принесёт свои положительные плоды в виде поколения физически здоровых и социально ответственных людей.
Презентация на тему: Проект «Здоровый образ жизни и спорт»
Слайд 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательного учреждение детский сад общеразвивающего вида «Теремок» с приоритетным осуществлением деятельности по социальному развитию детей. ПРОЕКТ: Здоровый образ жизни и спорт. Кто со спортом дружен, нам сегодня нужен! Руководитель проекта: Мартыненко Е. А.Слайд 2
Состав проектной группы: Коллектив ДОУ Тип проекта: По продолжительности: долгосрочный (январь-декабрь 2014г.) По составу участников: коллективный
Слайд 3
Содержание : Введение. Актуальность проекта. Цель проекта. Задачи проекта. Предполагаемый результат. Итог работы. Список использованной литературы. Приложение.
Слайд 4
Ведение Здоровый образ жизни — это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определенного уровня здоровья. Что такое здоровье? Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека: -полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие; -нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»; -умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; -отсутствие болезни; -способность к полноценному выполнению основных социальных функций. В обобщенном виде здоровье можно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности, т.е. обеспечивать свое благополучие. З доровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что является непременным условием эффективной деятельности индивидуума, через которую достигаются благополучие и счастье. Достичь благополучия возможно только через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных возможностей .
Слайд 5
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Повышение мотивации коллектива ДОУ к внедрению ЗОЖ и осознанного отношения к спорту. В наши дни здоровье становится социальным свойством личности, обеспечивающим человеку в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, материальную обеспеченность, профессиональное долголетие и благополучную старость. Следовательно, здоровье в современном обществе приобретает особое, приоритетное значение. В современном мире актуальность здорового образа жизни обусловлена возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих сдвиги в состоянии здоровья. Таким образом, здоровый образ жизни является предпосылкой для всех остальных сторон жизнедеятельности.
Слайд 6
Цель проекта: Пропаганда здорового образа жизни и популяризация ценностей физической культуры и спорта среди коллектива ДОУ. Задачи проекта: Содействовать формированию личной ответственности за собственное здоровье. Повышать интерес к здоровому образу жизни среди коллектива. Способствовать повышению информированности коллектива о здоровом образе жизни. Вовлекать коллектив в спортивно-оздоровительную деятельность.
Слайд 7
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: 1 . Повышение уровня информированности коллектива ДОУ о здоровом образе жизни и формирование готовности его пропагандировать. 2 . Увеличение числа занятых во внерабочее время в кружках и секциях. 3 . Снижение уровня заболеваемости коллектива. 4 . Участие в различных соревнованиях .
Слайд 8
Этапы реализации: 1. Подготовительный : Сбор методической литературы, провести анкетирование с целью выяснения желания коллектива участвовать в проекте, и что они хотели бы узнать по теме проекта. Формирование групп с учётом интересов, индивидуальных особенностей, личных симпатий и распределение заданий и обязанностей. Наладить взаимодействие с партнерами по реализации проекта, установить сроки и порядок организации мероприятий, направленных на реализацию проекта). Мотивировать коллектив на активное участие в проекте. Издать рекламные плакаты, объявления.
Слайд 9
2 . Основной : Реализация плана. Вид работы Сроки Сбор литературы Январь Анкетирование сотрудников Изготовление рекламных плакатов, объявлений Консультация «Здоровый образ жизни» Февраль Беседа «О пользе гимнастике для здоровья» Участие в городских спортивных соревнованиях «Снежное многоборье» (лыжи) Гимнастика «Веселая минутка» Ежедневно, ежемесячно Рефлексия Физминутки для глаз Участие в районных спортивных соревнованиях по волейболу март Развлечение «Веселые девчата» апрель Участие в городском мероприятие «Спортивная восьмёрка» Май Легкоатлетический забег июнь Спортивный поход июль Участие в туристическом слете «Адреналин» август Ярмарка «Витаминная кладовая» сентябрь Эстафета «Веселые и спортивные» октябрь Участия в соревнованиях по пулевой стрельбе ноябрь Презентация проекта декабрь
Слайд 10
3 . Итоговый . Приобщение коллектива к занятию спортом и ведению здорового образа жизни, желание записаться в различные секции города, участие в соревнованиях, повышение коллектива знаний о ЗОЖ и спорте. Пополнение стенда «Наш спортивный коллектив», выставка кубков «Наши достижения ». 4 . Презентация .
Слайд 11
Приложение : В ходе реализации было проведено анкетирование, которое выявило большое количество желающих принимать участие в проекте. Была создана стенгазета призывающая принимать активное участие в проведении спортивных мероприятий и введение здорового образа жизни. Собранная группа провела ряд консультаций и бесед о пользе здорового образа жизни. Проводились различные мероприятия на укрепление здоровья: (гимнастика «Веселая минутка», физминутки для глаз, рефлексия. Участие коллектива в спортивных мероприятиях: «Лыжи», «Волейбол», «Веселые девчата», «Спортивная восьмерка», «Веселые и спортивные». Но не только спорт, но и спортивный отдых нравится нашему коллективу. Участие в «Туристическом слёте», «Спортивном походе», «Легкоатлетическом забеге», принесло много здоровья, хорошего настроения, сплочённости в наш коллектив. Итогом нашей совместной работы стала презентация на которой все смогли увидеть нашу работу и наши достижения!
Слайд 12
Анкета : 1 . Ваш пол_______________________________________________ 2 . Ваш возраст ___________________________________________ 3 . Ваши увлечения в свободное время ____________________________________________________ 4 . Знаете ли вы как здоровый образ жизни влияет на здоровье ?________________________________________________ 5 . Хотели бы вы принимать участие в спортивной жизни нашего учреждения ?_____________________________________________ 6 . Ваши пожелания ________________________________________________________________________________________________________
Слайд 13
Стенгазета: «Мы за здоровый образ жизни!»
Слайд 14
Беседы и консультации о пользе спорта и здорового образа жизни.
Слайд 15
Итогом работы стало повышение уровня информированности коллектива ДОУ о здоровом образе жизни и формирование готовности его пропагандировать, увеличение числа занятых во внерабочее время в кружках и секциях, снижение уровня заболеваемости коллектива, участие коллектива в различных соревнованиях.
Слайд 16
Зима спортивных надежд Волейбольная команда
Слайд 17
А дреналин Спортивная восьмерка А дреналин
Слайд 18
Список литературы: Вайнер Э.Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни // Валеология – 2009. — № 3. – С. 13-14. Лисицын, Ю.П. Насущные проблемы охраны и укрепления здоровья людей / Ю.П. Лисицын, Г.И. Царегородцев // Политическое самообразование. 1986. — № 10. — С. 30-37. Назарова И.Б. Здоровье занятого населения. – М.: МАКС Пресс, 2011. – С. 526 Римашевская Н.М., Будилова Е.В., Мигранова Л.А., Терехин А.Т. Новое исследование проблем здоровья населения // Народонаселение. – 2010. – № 4. – С. 23-36 Интернет.